М 160 буксируемый миномет. Отечественные миномёты в послевоенный период
Tank Infantry Mk II Matilda II.
Танк "Матильда" был разработан фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1939 году, выпускался серийно с 1940 по 1943 гг. Танк выполнен по классической компоновочной схеме с задним расположением ведущих колес. Он имел механическую трансмиссию, планетарную коробку передач, бортовые фрикционы в качестве механизмов поворота.
В качестве двигателя на машинах серии Мк II использовалась спаренная установка из двух дизельных моторов АЕС, а на поставлявшихся по ленд-лизу в СССР танках Мк II А - спаренная установка из двух дизелей "Лейланд". Для облегчения холодного запуска дизелей применялся эфирный карбюратор с ампулами. До 1941 года он считался самым мощным английским танком: толщина лобовой брони его корпуса достигала 78 мм, бортовая - 70 мм, лобовая броня башни имела толщину 75 мм, ходовая часть прикрывалась фальшбортом. Вооружение - одна 40-мм пушка и два пулемета (один из них зенитный), скорость по шоссе 24 км/ч. То есть он являлся типичным пехотным танком со всеми его плюсами и минусами: мощная броня надежно защищала от ударов снарядов почти всех применявшихся до 1941 г. танковых и противотанковых пушек противника, однако слабое вооружение и неудовлетворительная подвижность сильно снижали его боевые возможности. На последних модификациях вооружение было заменено - вместо 40-мм пушки устанавливалась пушка калибром 75-мм. До окончания серийного производства в 1943 г. было выпущено почти 3000 машин этого типа.
В то время когда опытный пехотный танк М1с I - А11Е1 уже поставлялся в войска, Комитет по механизации рассматривал модификацию с дополнительным членом экипажа, 2-фунтовой (40-мм) пушкой или спаренными пулеметами и скоростью до 15 миль/ч. Массу ограничили 14 "длинными" тоннами, чтобы не превысить грузоподъемности существовавших военных мостов.
Вскоре стало ясно, что эти требования невозможно удовлетворить на основе А11, поскольку только новая башня с 2-фунтовой пушкой увеличивала массу А11 до 13 тонн, а кроме того, требовалась установка нового двигателя. Поэтому выдали заказ на разработку новой машины, для которой Комитет предусмотрел толщину брони до 60-мм, коммерческий дизель ЛЕС и толстые бортовые экраны. Макет А12 "Матильда Сениор", или пехотный танк МК II, выполнили на основе А7. Прототип разработали и построили на заводе "Ройал Орднанс Фэктори" в Вульвиче в 1929-32 гг.
В ноябре 1936 г. "Вулкан Фаундри" в Варрингтоне получила заказ на постройку деревянного макета и двух прототипов А12 из мягкой стали. Макет рассмотрели в апреле 1937 г., после чего решили установить спарку дизелей АЕС и планетарную КП "Вильсон". Запланировали установку 3-дюймовой гаубицы и ряд других деталей определили на этой ранней стадии разработки. Создание прототипа, однако, задерживалось поставками коробок передач и других агрегатов, так что опытный А12Е1 подготовили только к апрелю 1939 г.
Тем временем уже в декабре 1937 г. "с листа" выдали заказ на 65 машин, вскоре увеличенный до 165. Испытания в целом были успешными, хотя понадобилось внесение ряда изменений в КП и подвеску. Улучшили также систему охлаждения двигателя, ля применения в колониях установили воздухоочистители. К этому времени подоспело общее перевооружение, и потребность в новых танках стала насущной. В июне контракты на дальнейшее производство получили "Фаулер" и "Растон энд Хорнсби", при этом головным подрядчиком оставалась "Вулкан", а впоследствии привлекли также "Ландон Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлвэй" (ЕМ5).
По итогам испытаний, в январе 1942 г., двигатель "Крайслер", и гидравлический привод признали слабыми. Машину переоборудовали - двигатель "Крайслер" заменили 6-цилиндровым "Бедфордом" и установили гидравлический подъемник рамы с бойками. Эту модификацию, подготовленную к апрелю 1942 г., назвали "Барон" II. Испытания, завершившиеся в июне 1942 г., показали, что привод вес еще слабоват, а высоту ротора над землей нужно уменьшить, чтобы дать цепи протяг по грунту. Во избежание перегрева улучшили систему охлаждения, а для привода ротора использовали спарку из двигателей "Бедфорд". Их установили в бронекожухах в корме машины рядом с оператором для управления ими.
Так появился "Барон" III, но, прежде чем работы завершились в сентябре 1942 г., выяснилось, что возросшая масса отрицательно сказалась на проходимости машины. Дальнейшие работы привели к снятию башни и установки на ее месте рубки оператора минного трала. Машину подготовили к испытаниям к концу 1942 г. Скорость хода при разминировании равнялась 1,5 мили/ч. Серийные машины были готовы к середине 1943 г., но в это время уже находилось в производстве лучше задуманное устройство "Скорпион", и разрабатывался минный трал "Шерман Крэб". Так что "Барон" использовался только как учебная машина.
Независимо от этого в ближневосточных британских силах, построили устройство "Скорпион" I и оснастили им шасси танка "Матильда" (хотя такими устройствами оснащали также танки М3 "Грант" и "Валентайн"). Оно было проще, чем устройство "Барон", и включало фиксированную раму ротора и один 30-сильный двигатель "Бедфорд", установленный на правом борту корпуса - рядом с оператором - для привода ротора. Тридцать два танка "Матильда" с устройством "Скорпион" 1 использовались под Аламейном в октябре 1942 г. В декабре 1942 г. материалы передали в военное министерство, и устройства "Скорпион" запустили в производство в Великобритании с февраля 1943 г. для оснащения танков "Валентайн".Пушечные танки "Матильда" использовались в ходе кампании в Эритрее, а также австралийской армией в Новой Гвинее. Некоторые продолжали использоваться резервными формированиями Австралии и в послевоенный период.
Для поздних модификаций двигатели заказывались у "Лейланд" (в 1940 г.). Общий выпуск А12 составил 2987 машин, а их производство прекратили в августе 1943 г. А12 не был приспособлен для массового производства, прежде всего из-за своих размеров и литых деталей из толстой брони. Особенно сложным в изготовлении оказался бортовой бронеэкран, и для упрощения его производства число отгибов для сброса грязи уменьшили с шести (на прототипе) до пяти (в серии). К началу войны с Германией в 1939 г. имелось всего два танка А12, но их партию поставили 7-му Королевскому танковому полку во Франции к началу 1940 г., где они успешно применялись в битве под Аррасом и впоследствии вплоть до эвакуации из Дюнкерка.
С изъятием из частей танка АИ "Матильда" I названия "Матильда Сениор" и "Матильда" II перестали употреблять по отношению к А12, и он стал известен как "Матильда". Танк хорошо запомнился благодаря важной роли, сыгранной им в начале кампании в Западной пустыне. В Ливии в 1940 г. "Матильда" оказался неуязвим для итальянских ПТП до того, как стали использовать в противотанковой обороне германскую 88-мм зенитную пушку способную поражать броню "Матильды" на больших расстояниях. Установить на "Матильду" 6-фунтовую пушку не представлялось возможным (хотя пытались установить башню танка А27 на ее шасси) из-за малых размеров башни и малого диаметра погона. В 1942 г. "Матильда" утратила свое значение пушечного танка и в последний раз использовалась в таком качестве в ходе первого сражения под Эль-Аламейном в июле 1942 г.
С этого времени танк "Матильда" использовался на вторых ролях для решения специальных задач: в качестве танка-тральщика. Широкое использование минных полей обеими сторонами в ходе боев в пустыне придало ему "второе дыхание". Майор Ду Той, офицер-инженер южноафриканских сил, разработал цепной минный трал. В ноябре 1941 г. штаб 8-й Армии направил его в Великобританию для работы над этим проектом.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса | |
Размеры: | |
длина |
5715 мм |
ширина |
2515 мм |
высота | 2565 мм |
Экипаж |
4 человека |
Вооружение |
1х40-мм пушка |
Боекомплект |
67 снарядов |
Бронирование: | |
лоб корпуса | |
лоб башни | |
Тип двигателя |
дизельный двигатель "Лейланд" |
Максимальная мощность | 2х95 л.с. |
Максимальная скорость | 24 км/час |
Запас хода |
130 км |
МОДИФИКАЦИИ:
- Пехотный танк Мк II "Матильда" I. Первая серийная модель с дизелем АЕС, 2-фунтовой пушкой и СП "Виккерс". СУ не приспособлена к "тропикам".
- Пехотный танк МК 11А "Матильда" II. Та же машина, но с заменой пулемета "Виккерс" 7,92-мм "Беза".
- Пехотный танк Мк 11А "Матильда" III. Описанная машина с заменой двигателя АЕС дизелем "Лейланд", и "Матильда" V , Установка СОЕ - мощный прожектор в бронированной рубке с узкой амбразурой, установленный на месте башни танка и предназначенный для освещения поля боя ночью. Идею продемонстрировали военному министерству в 1937 г. В сентябре 1939 г. разработали улучшенную рубку и после испытаний в 1940 г. заказали 300 штук для установки на танки "Матильда" - хватило для оснащения двух бригад в Великобритании и на Ближнем Востоке. Танки не использовались по своему прямому назначению до форсирования Рейна в марте 1945 г. в основном потому, что в них не было потребности. Тем не менее к 1945 г. в качестве стандартных танков "Матильды" заменили танками "Грант".
- "Барон" I, II, III и И1А.
Самоходные минные тралы. - "Матильда Скорпион" I. Самоходный минный трал. Разработан на Ближнем Востоке.
- "Матильда" с устройством АМКА. Катковый трал "Фаулер" на тяжелой раме, установленный на передней части корпуса танка для подрыва мин. Использовался в незначительном количестве, в том числе и в Западной пустыне. Устройство крепилось и на другие танки.
- "Матильда" с устройством "Кэррот". Подрывной заряд "Кэррот" (660 фунт. бризантного ВВ) танк вез на раме, заряд подрывался дистанционно. Использовался для проделывания проходов в препятствиях. Уменьшенный заряд "Лайт Кэррот", используемый таким же способом, но при этом снимались катки с рамы АМКА.
- "Матильда Фрог". Австралийский самоходный огнемет. 25 машин переоборудовали в конце 1944 г. Брандспойт огнемета заменил 2-фунтовую пушку на танках "Матильда" IV или V. Бак с зажигательной смесью размещался в башне. Дальность действия огнемета - до 100 ярдов. Использовались в Новой Гвинее. Огнемет действовал пневматически, и между выстрелами проходило не менее 20 с, необходимых для получения заданного давления воздуха с помощью насоса.
- "Матильда Мюррей". Усовершенствованная модификация самоходного огнемета, созданная австралийцами для замены "Фрога", чья тактическая ценность ограничивалась паузой в 20 с между выстрелами. "Мюррей", строившаяся в 1945 г., внешне была аналогична "Фрог" за исключением того, что пневматический огнемет заменили фугасным, действовавшим за счет давления зарядов кордитного пороха, что обеспечило огнеметание очередями.
- "Матильда Дозер". Танк австралийской разработки с бульдозерным отвалом.
- Легкий танковый мостоукладчик "Матильда" с "Инглис Бридж". Предназначен для укладки моста под огнем противника. Прототип использовался для обучения в 1942 г. Опыт его эксплуатации позволил разработать последующие модели на шасси "Черчилль". Мост "Инглис Бридж" появился в Первую мировую войну и оставался на вооружении в начале Второй мировой войны.
- "Матильда" с "приспособлением для преодоления траншей". Экспериментальный образец моста на шасси "Матильды" и легких гусеничных тележек и предназначенный для пехоты и машин весового класса "В".
Практически сразу после нападения Германии на СССР, вечером 22 июня 1941 года, выступая по радио, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил: «За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Но теперь у Соединенного Королевства одна неизменная цель: мы полны решимости уничтожить Гитлера и нацистский режим. Поэтому любое государство, которое борется против нацизма получит британскую помощь. Мы окажем России и русскому народу всю помощь, которую только сможем».
Спустя четыре дня для решения конкретных вопросов помощи в Москву прибыли британская военная и экономическая делегации. Уже 12 июля 1941 года было подписано «Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии». С советской стороны документ подписали И.В.Сталин и В.М.Молотов, с английской - посол Великобритании в СССР - С. Криппс. 16 августа 1941 года было заключено соглашение с Англией о товарообороте, кредите и клиринге. Оно предусматривало предоставление Советскому Союзу кредита в сумме 10 млн. фунтов стерлингов, а также поставку английских танков, самолетов и других видов вооружений.
Первые английские танки (20 «Матильд» и «Валентайнов») прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего до конца 1941 года в СССР прибыло 466 танков, из них 187 «Матильд».
Пехотный танк «Матильда II» англичане приняли на вооружение накануне Второй мировой войны. Эта 27-тонная машина была защищена 78-мм броней, которую не пробивала ни одна немецкая танковая и противотанковая пушка (за исключением 88-мм зенитки) и вооружался 40-мм пушкой или 76-мм гаубицей. В качестве двигателя использовалась спарка дизелей АЕС или «Лейланд» общей мощностью 174 или 190 л.с., что позволяло танку развивать скорость до 25 км/ч.
Всего до августа 1943 года в Великобритании было выпущено 2987 «Матильд», из которых 1084 штуки были отправлены, а 918 прибыли в СССР (остальные погибли в пути).
После разгрузки танки направляли в учебный центр (г. Горький), где и происходила их приемка и освоение. В связи с тяжелым положением на фронте освоение зарубежной бронетанковой техники началось сразу после ее прибытия в СССР. Первоначально подготовка экипажей для иностранных танков проходила в Казанской танкотехнической школе. Уже 15 октябре 1941 года в Казанскую школу было отправлено из учебных танковых полков 420 экипажей для переподготовки на британские машины Мk.II «Матильда» и Mk.III «Валентайн» в течение 15-дневного срока. В марте 1942 года на подготовку танкистов для эксплуатации иностранной техники были переведены 23 и 38 учебных танковых полков.
В июне 1942 года с увеличением зарубежных поставок приказом наркома обороны № 510 от 23.06.1942 г. была сформирована 194-я учебная танковая бригада английских танков (194 утбр), а два учебных танковых полка Т-60 были переведены на подготовку экипажей для английских и американских танков (16 и 21 утп).
Штатная численность бригад и полков позволяла готовить для иностранных танков 1560 экипажей ежемесячно, в том числе 300 экипажей для танков «Матильда».
Офицерские кадры командирского (командиры взводов) и военно-технического профиля готовили танковые училища в соответствии с указаниями Ставки Верховного Главнокомандующего, ориентированные на определенный тип бронетанковой техники. В 1942 году командный состав для танков «Матильда» готовило Чкаловское танковое училище.
Танковый батальон английских танков (штат № 010/395) насчитывал в своем составе 24 танка (Мk.II «Матильда» - 21, Т-60 - 3) и имел численность 150 человек.
Батальоны «Матильд» могли включаться в танковую бригаду (штат №010/345 от 15.02.1942 г.) численностью 1107 человек, имеющую в своем составе 46-48 танков (в двух батальонах). Однако на практике существующая материальная часть могла объединяться в подразделениях и частях в самых различных комбинациях (только штатов для отдельных танковых бригад в 1941 - 1942 годах существовало не менее 7.
Поступали и «Матильды» на укомплектование танковых и механизированных корпусов, правда, в небольшом количестве. Единственным корпусом, полностью оснащенным машинами английского производства (в основном Mk.II), стал 5-й механизированный в период ведения им боевых действий в составе Юго-Западного фронта в 1943 году.
С момента поступления первых партий «Матильд» в Красную Армию наши танкисты хлебнули с ними горя. «Матильды» прибыли на советско-германский фронт, оснащенные так называемыми «летними» гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. Поэтому были случаи, когда танки скатывались с обледенелых дорог в кюветы. Для решения этой проблемы на траки гусениц приходилось наваривать специальные металлические «шпоры». В сильные морозы трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали даже при включенном двигателе. Между фальшбортами и гусеницами часто набивалась грязь, которая замерзала и лишала танк хода. В общем, проблем было предостаточно.
Однако, сравнивая «Матильду» не с Т-34, а с Т-60, Т-26 или БТ, которые составляли более половины парка танковых частей центральных фронтов, приходишь к выводу о полнейшем преимуществе первой. По бронированию «Матильда» превосходила наш KB (78 мм против 75 мм), а 40-мм английская пушка по бронепробиваемости не уступала нашей «сорокопятке». Нашими танкистами отмечалась « надежность работы дизельного двигателя и планетарной коробки передач, а также простота в управлении танком».
Справедливости ради надо сказать, что конструкция «Матильды» была более сложной, чем у советских танков, а это, в свою очередь, затрудняло подготовку экипажей. Что касается приспособленности этого танка к условиям советско-германского фронта, то можно добавить, что в ходе зимней кампании 1941-1942 годов уверенно двигаться по глубокому снежному покрову могли только Т-34 и KB, а все легкие советские танки преодолевали его с большим трудом.
Одним из главных недостатков вооружения «Матильды» являлось отсутствие осколочно-фугасных снарядов к 40-мм пушке. Поэтому уже в декабре 1941 года на основании распоряжения Государственного Комитета Обороны конструкторское бюро Грабина на заводе № 92 разработала проект перевооружения «Матильды» 76-мм пушкой ЗИС-5 и пулеметом ДТ (заводской индекс ЗИС-96 или Ф-96). В том же месяце один образец такого танка прошел испытания и был отправлен в Москву. В январе 1942 года последовало решение о подобном перевооружении всех «Матильд» - такая мера уравнивала боевые возможности Мk.II и КВ.
Однако сейчас сложно сказать, происходило ли перевооружение «Матильд» в серийном порядке. Пока удалось обнаружить только один документ, касающийся этой проблемы. Это письмо наркома танковой промышленности В.Малышева наркому вооружения Д.Устинову, датированное 28 марта 1942 года:
«Напоминаю Вам, что план производства 76-мм танковых орудий Ф-96 для танков «Матильда» заводом № 9 фактически сорван, вместо запланированных 120 сдано только 47. В то же время выпуск 76-мм пушек ЗИС-5 для танков KB даже перевыполнен. Сложившееся положение вещей считаем неприемлемым, так как орудия для KB имеются в достаточном количестве.
Вопрос же скорейшего перевооружения имеющихся толстобронных английских танков 76-мм пушкой в настоящее время считается задачей № 1. Примите срочные меры по оперативной корректировке производства артиллерии для танков на II квартал текущего года с тем, чтобы недосдача пушек I квартала была восполнена как можно скорее».
Не исключено, что перевооружения «Матильд» пушкой Ф-96 вообще не производилось. Ведь с весны 1942 года в нашу страну стал прибывать танк огневой поддержки пехоты Мk.II «Матильда CS», вооруженный 76,2-мм гаубицей, имеющий в боекомплекте фугасные снаряды, что позволяло более эффективно веста борьбу с огневыми точками противника.
Анализируя применение танков Мk.II «Матильда» на советско-германском фронте, можно еще раз подтвердить известное правило о том, что основные потери материальной части советских бронетанковых подразделений были результатом отсутствия реального взаимодействия между родами войск Красной Армии, прежде всего между танкистами и пехотой. Собственно же танковые дуэли, где тактико-технические характеристики машины ощутимо влияли на результат боя, происходили достаточно редко.
В январе 1942 года в состав 3-й Ударной Армии (Северо-Западный фронт) был включен 170 отдельный танковый батальон в составе 4 KB, 13 Мk.II и 18 Т-60. Батальон был придан 23 стрелковой дивизии и с 14 января включился в боевую работу.Танковая рота Мk.II (13 танков) была придана первому батальону 225 стрелкового полка 23 сд.
20 января 1942 года в 14.00 танки «Матильда» пошли в атаку в направлении деревни Георгий. Немцы, увидев их, начали отходить на село Малвотица. Mk.II продвигались вперед и, ведя интенсивный огонь, стали ждать пехоту. Но пехота в атаку не вышла, а засела на северной окраине деревни Мышкино. Танки же, израсходовав весь боекомплект, вернулись на исходные позиции. После боя выяснилось, что атака пехоты была отменена, а танкистов известить об этом забыли.
В феврале 1942 года на Северо-Западном фронте развернулись ожесточенные бои за город Холм (Ленинградская область). Приказом № 02 штаба Холмской группы войск от 11.02.1942 года танковая рота Мk.II была придана 128 сп 391 сд, которая имела задачу атаковать немецкие позиции на южном фланге обороны г. Холм.
Операция была тщательно продумана. Командирами учитывалось, что снежный покров достигал 1 м, что затрудняло проходимость и танков, и пехоты. На исходные позиции рота выдвинулась ночью, предварительно проведя рекогносцировку местности. За 12 часов до боя танкисты увязали свои действия с пехотой по следующему плану: саперы разминируют шоссе, по которому должны двигаться танки и улицы на южной окраине г. Холм, обозначая проходы вешками и флажками, танки с десантом пехоты движутся к населенному пункту, десант спешивается и начинается штурм опорных пунктов в городе. К одному из танков прицепили 45-мм противотанковую пушку.
В 12.00 13 февраля 1942 года танки с десантом на борту походной колонной (из-за высокого снежного покрова) двинулись в атаку. Но саперы не успели разминировать проходы! Не доезжая 70 м до южной окраины г. Холм, головной танк подорвался на мине. При попытке объехать его, одновременно разворачиваясь в боевой порядок, подорвались еще три танка. Пехота под сильным огнем противника соскочила с танков и укрылась на кирпичном заводе на южной окраине города. Танки, ожидая разминирования подходов, вели огонь с места. В результате полноценной операции по взятию населенного пункта не получилось, к тому же на минах было потеряно четыре танка.
В дальнейшем (14-17 февраля), штурмующему город 82 сп было придано два танка «Матильда». Экипажи этих машин за пять дней штурма проявили не только чудеса мужества и героизма, но и показали хорошие тактические знания по ведению боев в городе. Танки вели огонь по опорным пунктам врага, согласно заявкам пехотных начальников с дистанции 150-400 м. Каждый опорный пункт перед атакой пехоты обязательно обстреливался. Танки лейтенанта Данилова и лейтенанта Журавлева (командир роты Мk.II) постоянно поддерживали и обеспечивали действия пехоты. Так, радист машины Данилова красноармеец Халипов залез на крышу дома и руками корректировал артиллерийский огонь из танка по противнику. 17 февраля 1942 года лейтенант Журавлев в пешем строю повел автоматчиков 82 сп в атаку и в рукопашной схватке выбил противника из трех домов.
С 15 по 20 февраля 1942 года в операции по взятию д. Малвотица и г. Холм батальон уничтожил: 5 орудий ПТО, 1 бронемашину, 12 ПТР, 4 ручных пулемета, 12 минометов, 20 автомашин и до двух рот пехоты.
Согласно докладу командования, «танки Мk-II в боях показали себя с положительной стороны. Каждый экипаж за день боя расходовал до 200-250 снарядов и по 1-1,5 боекомплекта патронов (3000-5000 штук. - Прим. авторов) Каждый танк отработал по 550-600 моточасов вместо положенных 220 ч. Броня танков показала исключительную стойкость. У отдельных машин имелось 17-19 попаданий снарядом калибра 50 мм снарядов и ни одного случая пробития лобовой брони. На всех танках имеются случаи заклинивания башен, масок и вывод из строя орудий и пулеметов». За это время батальон потерял восемь Мk.II (четыре подбиты огнем противотанковых орудий, четыре подорвались на минах) и четыре Т-60.
Зимой-весной 1942 года «Матильды» активно использовались в боях, главным образом на Западном, Калининском и Брянском фронтах, где шли в основном позиционные бои. А из-за своей мощной бронезащиты, малой скорости и небольшого запаса хода танк Мk.II оказался достаточно удобен как раз для использования в таких боях.
В мае 1942 года в составе 22 танкового корпуса (127 танков, из них 41 Мk.II) Юго-Западного фронта «Матильды» участвовали в неудачном наступлении на Харьков (Барвенковская операция), в ходе которого все были потеряны.
В августе 1942 года эти танки участвовали в Ржевской операции (30 армия, Калининский фронт), но из-за неграмотного использования понесли большие потери. Например, 196 танковая бригада к 1 августа имела в строю 35 «Матильд» и 13 Т-60. Через полтора месяца боев в ней осталось лишь шесть танков Мk.II и четыре Т-60.
Весной 1943 года Советский Союз отказался ввозить танки «Матильда» - к этому времени стало ясно, что они уже не отвечают современным требованиям (кстати, в британской армии к началу 1943 года в строевых частях не осталось ни одной «Матильды»). Тем не менее, эти танки активно использовались в боях 1943 года, причем на главных стратегических направлениях.
Например, к началу немецкого наступления на курской дуге в составе 201 танковой бригады (7-я гвардейская армия Воронежского фронта) имелось 18 танков Мk.II «Матильда», 31 «Валентайн» и три Т-34. Совместно с пехотой 73 гвардейской стрелковой дивизии и 1669 истребительно-противотанковым полком бригада занимала оборону в районе хут. Гремучий-хут.Крутой Лог.
6 июля 1943 года бригада отбила шесть атак немецкой пехоты при поддержке танков, подбив 5 машин и уничтожив до 150 солдат противника. На следующий день бригада отбила 12 атак силой до двух батальонов пехоты при поддержке 45- 50 танков. В результате боя было подбито два Pz.IV, три Pz.lll, три САУ и уничтожено до 750 солдат. В качестве трофеев были захвачены две исправных немецких самоходки. Потери наших танкистов составили один сгоревший и два разбитых «Валентайна» и три подбитых «Матильды».
В дальнейшем бригада отражала по 6-7 атак противника ежедневно, а 12 июля сама перешла в наступление. В результате атаки был сожжен один танк Pz.lll, уничтожен шестиствольный миномет, два грузовика с боеприпасами и до 150 вражеских солдат. Ответным артогнем было сожжено три «Матильды» и два «Валентайна», подбито семь «Матильд» и три «Валентайна».
Всего в боях с 5 по 25 июля 1943 года 201 танковая бригада уничтожила 30 немецких танков, семь САУ, 28 орудий, 13 минометов, 23 пулемета и девять автомашин.
17 июля 1943 года в 8-ю гвардейскую армию (фронт) прибыл 224 отдельный танковый полк в составе 33 танков Мk.II «Матильда» и семи Mk.III «Валентайн». На следующий день полк атаковал позиции противника в районе д.Богородичное. Но из-за пассивности нашей пехоты атака была безрезультатной - в бою танкисты уничтожили 16 противотанковых пушек, но сами потеряли сгоревшими пять Мk.II, подбитыми пять Мk.II и пять Mk.III. Кроме того, восемь Мk.II вышли из строя по техническим причинам.
21 июля 1943 года девять «Матильд» 224 ОТП при поддержке роты автоматчиков атаковали опорный пункт немцев в деревне Голая Долина. Небезынтересно привести выдержки из доклада о ходе боя:
В 7.50 во время атаки наши танки столкнулись с 14 немецкими танками. Огнем с хода и с места танкисты подожгли два и подбили один танк противника. Пехота в это время залегла и танки вернулись к ней.
В 13.00 танки еще раз выдвинулась в атаку, но наша пехота, увидев танки противника, тут же залегла. Ведя огонь с места и на малых скоростях был подбит один танк, один танк сожжен и уничтожено орудие противника.
В 15.00 танки снова атаковали, но, нарвавшись на минное поле и потеряв одну машину, отошли»...
Весьма впечатляющий результат: уничтожено пять немецких танков, а потеряна только одна «Матильда», подорвавшаяся на мине. Следует добавить, что всего в боях с 17 июля по 2 августа 1943 года 224 ОТП потерял все «Валентайны» и 13 «Матильд» (из них безвозвратно - семь) и к 3 августа имел в строю 20 Мk.II и шесть в ремонте.
Пожалуй последним соединением Красной Армии, имевшем на вооружении большое количество «Матильд», был 5-й механизированный корпус (68-я армия Западного фронта), который на 13 декабря 1943 года имел в своем составе 79 танков «Матильда», 138 танков «Валентайн» и 94 бронеавтомобиля БА-64 и БТР «Универсал».
Но уже к лету 1944 года в танковых частях Красной Армии остались лишь единичные экземпляры «Матильд», а к осени их можно было встретить только в учебных подразделениях.
До сегодняшнего дня на территории бывшего СССР сохранилось лишь два образца танка Мk.II «Матильда». Один - хорошо сохранившийся вариант «Матильда CS» с 76-мм гаубицей в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Другой - поднятый со дна реки в Калужской области и плохо отреставрированный - на площадке Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. Эта машина имеет жестяную башню и один борт, изготовленные в ходе реставрации
|
Оружие Победы Военное дело Коллектив авторов --
160-мм миномет образца 1943 года
Тактико-технические требования на 160-мм миномет ГАУ разработало еще до войны. Но трудности создания такого орудия оказались столь велики, что после многочисленных совещаний, в которых прошел 1940 год, было принято решение объявить конкурс. В 1941 году все опытные образцы доставили на полигон. И в результате испытаний были отобраны две системы - конструкторов И. Теверовского и Б. Шавырина, создателя лучшего в мире 120-мм полкового миномета. Предпочтение отдали первому, так как он оказался в 2,5 раза легче. Конечно, он был еще далек от совершенства. И лишь после тщательной конструктивной отработки и испытания нового образца на вооружении Красной Армии появился 160-мм дивизионный миномет образца 1943 года. Какие же конструктивные нововведения позволили И. Теверовскому выполнить чрезвычайно жесткие тактико-технические требования ГАУ?
Теверовский достиг успеха потому, что удачно совместил в своем образце достоинства и мортиры и миномета. Он сразу отказался от идеи переносного орудия и впервые в мировой практике поставил миномет на не отделяющийся в боевом положении колесный ход. Он сохранил главную конструктивную особенность миномета - опорную плиту, делающую ненужными противооткатные устройства и передающую огромную силу отдачи на грунт.
Он применил мортирный метод заряжания с казенной части, сделав отделяющийся казенник и качающийся ствол. Достаточно было одного поворота рукоятки - и ствол занимал горизонтальное положение. После того как мина была дослана в ствол, он под действием ее веса возвращался в положение для стрельбы. Так автоматически устранилось двойное заряжание - извечный недостаток классических минометов. Если по каким-либо причинам мина не вылетала из ствола, то опускание в него второй мины приводило к немедленному разрыву ствола.
Боевой опыт подтвердил ожидания создателей миномета. Тяжелее мины этого орудия разрушали прочные дерево-земляные и каменно-кирпичные сооружения полевого типа, деревянные и кирпичные здания и сооружения, приспособленные противником для обороны в населенных пунктах. 160-мм минометы образца 1943 года с успехом подавляли и уничтожали живую силу противника и его огневые средства.
Орудий, подобных 160-мм миномету образца 1943 года, не было ни в одной армии мира. Идеи, заложенные в его конструкцию, оказались столь плодотворными, что эта схема стала в дальнейшем классической для минометов большого калибра.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Вес в боевом положении 1170 кг
Наибольшая дальность стрельбы 5100 м
Наименьшая дальность стрельбы 620 м
Наибольший угол возвышения + 80°
Наименьший угол возвышения + 45°
Угол горизонтального обстрела
при угле возвышения ствола 45° 12°
при угле возвышения ствола 80° 50°
Скорострельность максимальная 3 выстр/мин
Скорость перевозки по шоссе до 50 км/ч
100-ММ ПУШКА ОБРАЗЦА 1944 ГОДА (БС-31) Эта пушка рождалась усилиями коллективов трех заводов сталинградского «Баррикады», Мотовилихинского и ленинградского «Большевик». В начале 1943 года, когда на полях сражений появились тяжелые немецкие танки «Тигр», перед коллективом
Из книги «Немцы очень их не любят…» автора Прибылов БорисГраната образца 1912 года Общий вид и схема устройства гранаты образца 1912 годаЭта граната была разработана Рдултовским ещё в 1909 году и высочайше утверждена в декабре 1910 года. Сравнительные испытания новой гранаты с гранатой Лишина, проведённые в Усть-Ижорских лагерях,
Из книги А6М Zero автора Иванов С. В.Граната образца 1914 года Общий вид и схема устройства гранаты образца 1914 годаВ дальнейшем для вооружения войск была разработана и принята на вооружение граната образца 1914 года. По сравнению с предыдущим образцом она была легче, компактнее, имела более выгодную
Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.Юго-западная часть Тихого океана. Голландская Ист-Индия, Австралия, Пелелью, Биак – март 1943 года-июль 1943 года Весной 1943 года 5-я Воздушная Армия США, расположенная в Австралии, перешла к активным боевым действиям. Осенью 1942 года в Порт-Дарвин прибыл отряд английских
Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --160-мм миномет обр. 1943 г. (МТ-13) Для частичной замены дивизионных гаубиц в 1940 году ГАУ объявило конкурс на создание более дешевого 160-мм миномета, предназначенного для разрушения укреплений противника на небольшой дальности стрельбы. Год спустя на испытания поступили два
Из книги автора203-мм гаубица образца 1931 года В 1931 году, выполняя постановление Политбюро ЦК ВКП(б), советские конструкторы создали отечественную гаубицу большой мощности. Ее начали проектировать в КБ Арткома в 1927 году, где работы возглавлялись Ф. Пендером. После его смерти проект
Из книги автора152-мм гаубица-пушка образца 1937 года История создания этого орудия восходит к 1932 году, когда группа койструкторов Всесоюзного орудийно-арсенального объединения В. Грабин, Н. Комаров и В. Дроздов предложили создать мощную корпусную пушку путем наложения ствола осадной 152-мм
Из книги автора122- пушка образца 1931 37 года Эта пушка была разработана конструкторским коллективом под руководством Ф. Петрова путем наложения ствола 122-мм пушки образца 1931 года на более совершенный лафет 152-мм гаубицы-<пушки образца 1937 года. 122-мм пушка образца 1931 года в свое время была
Из книги автора122- гаубица образца 1938 года По новой «Системе артиллерийского вооружения на 1929–1932 годы», утвержденной Реввоенсоветом в мае 1929 года, предусматривалось создать 122-мм гаубицу с весом в походном положении 2200 кг, дальностью стрельбы 11–12 км и боевой скорострельностью 6
Из книги автора76-мм дивизионная пушка образца 1942 года Когда к началу 30-х годов в советской артиллерии закончился период модернизации, Главное артиллерийское управление (ГАУ) выдало тактико-технические требования (ТТТ) на разработку универсальной и полууниверсальной 76-мм дивизионных
Из книги автора76-мм полковая пушка образца 1943 года История этой приземистой короткоствольной пушки восходит к середине 20-х годов. Именно это орудие, принятое на вооружение Красной Армией в августе 1927 года и получившее название «76-мм полковая пушка образца 1927 года», открыло советский
Из книги автора57- противотанковая пушка образца 1943 года История создания этого орудия восходит к 1940 году, когда к проектированию 57-мм противотанковой пушки, соответствующей тактико-техническим требованиям ГАУ, приступил конструкторский коллектив, возглавляемый Героем
Из книги автора152- гаубица образца 1943 года По системе вооружения, разработанной в 30-х годах, для взламывания обороны сильно укрепившегося противника предназначалась 152-мм гаубица образца 1938 года. Это орудие не удалось освоить производством в предвоенные годы, и во время войны оно совсем
Из книги автораБМ-82 - 82-мм миномет образца 1937 года Серьезная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа по минометам развернулась лишь после Октябрьской революции в рамках Комиссии особых артиллерийских опытов (Косартоп). И когда Артиллерийский комитет принимал в
Из книги автораПМ-120 120-мм миномет образца 1938 года В 1938 году конструкторское бюро Б. И. Шавырина по схеме 82-мм миномета-образца 1937 года разрабатывает 120-мм полковой миномет. В этом же году миномет принимается на вооружение. С целью упрощения технологии производства в 1941 и 1943 годах миномет
Из книги автораСГ-43 - 7,62-мм станковый пулемет Горюнова образца 1943 года «Опыт войсковых частей по применению станковые пулеметов в Отечественной войне показывает, что станковые пулеметы с весом свыше 40 кг в наступательных операциях являются тяжелыми и не отвечают условиям ведения
Советский Союз закончил войну с обширным парком миномётного вооружения. В РККА имелись хорошо зарекомендовавшие себя в ходе боевых действий 82-мм батальонные и 120-мм полковые миномёты.
На вооружении тяжелых миномётных бригад входившие в состав артиллерийских дивизий прорыва резерва Верховного Главнокомандования состояли 160-мм миномёты.
В первые послевоенные годы совершенствование этого весьма эффективного продолжилось. В первую очередь это коснулось 160-мм тяжелых миномётов, предназначенных для взламывания долговременной обороны.
Летом 1945 года была произведена первая модернизация 160-мм миномета обр. 1943 г. В новом миномете, получившем название МТ-13Д длина ствола была увеличена на 50 мм, а дальность стрельбы до 7400 м.
В 1949 году на вооружение поступил разработанный в Коломенском СКБ ГА под руководством Б.И. Шавырина новый тяжелый 160-мм миномёт М-160. Дальность стрельбы из которого достигала 8040 м, а конструкция была проще.
160-мм миномёт образца 1949 года
В войска 160-мм дивизионный миномёт образца 1949 года (М-160) стал поступать в 1953 году. До 1957 года было произведено 2353 миномёта.
Миномёты этого типа в течение длительного времени находились на вооружении, в настоящий момент несколько сотен миномётов М-160 находятся в России на базах хранения.
В 1950 году на вооружение, после длительных испытаний поступил разработанный Б.И. Шавыриным ещё более тяжелый, до сих пор не имеющий мировых аналогов 240-мм казнозарядный миномёт. Этот «монстр» вёл огонь фугасной миной Ф-864 массой 130,7 кг, на дальность до 9650 метров.
Заряжание 240-мм миномёта обр. 1950 г.
Практически аналогичная артиллерийская часть 2Б8 используется в 240-мм самоходном миномёте - 2С4 «Тюльпан», который был принят на вооружение в 1971 году. Он создавался для замены буксируемого 240-мм миномёт М-240 обр. 1950 г. И превосходил М-240 по живучести на поле боя и боевой эффективности за счет улучшения маневренности, проходимости, сокращения временных характеристик по открытию огня и уходу с огневой позиции.
Самоходный 240-мм миномёт 2С4 «Тюльпан» в походном положении
Самоходный 240-мм миномет обладает высокой проходимостью и эффективностью действия мин у цели, способностью преодолевать зараженные участки местности, высокой маневренностью.
Самоходный 240-мм миномёт 2С4 «Тюльпан» в боевом положении
Для стрельбы из миномета не требуется специальной подготовки позиции перед стрельбой. Угол заряжания 2Б8 составляет около +63°. Мины на направляющие досылателя подаются автоматически из механической боеукладки, расположенной в корпусе шасси (в двух боеукладках размещается 40 фугасных или 20 активно-реактивных мин). Кроме того, заряжание может производиться с грунта при помощи крана. Горизонтальное наведение осталось ручным. Установленный на 2С4 дизель В-59 позволяет развивать по шоссе скорость до 60 км/ч, а по грунтовым дорогам - до 30 км/ч.
В послевоенный период ни одна страна в мире не принимала на вооружение таких мощных минометов. Самоходный миномет 2С4 является единственным в мире минометом такого калибра и аналогов не имеет.
В 1955 году на вооружение был принят 120-мм миномёт, разработанный также под руководством Б.И. Шавырина. 120-мм полковой миномёт образца 1955 года (М-120) был создан с учётом опыта боевого применения 120-мм полкового миномёта обр. 1943г.
120-мм полковой миномёт обр. 1955 г.
При той же массе, что и у 120-мм полкового миномёта обр. 1943г., новый миномёт имел большую дальность стрельбы, и достигала 7100 метров. Срединное боковое отклонение при стрельбе составляет 12,8 метра, а срединное отклонение по дальности - 28,4 метра.
120-мм мины
Время приведения миномёта в боевое положение сократилось до 1,5 мин. 120-мм миномёт обр. 1955 г. состоял на вооружении параллельно с 120-мм минометами других моделей.
В 70-е годы на базе лёгкого бронированного тягача МТ-ЛБ был создан самоходный миномёт «Тунджа».
Этот самоходный миномёт для армий стран участниц Варшавского договора выпускался в Болгарии. Всего построено около 400 таких машин.
В конце 1960-х гг. 120-мм минометы в Советской армии были переданы из полкового звена в батальонное. Это заметно повышало огневые возможности батальонов, но одновременно потребовало от 120-мм минометов большей подвижности. Однако с середины 50-х после прихода к власти Н.С.Хрущева в СССР наблюдалось чрезмерное увлечение ракетным оружием.
Фактически был наложен запрет на разработку новых образцов артиллерийско-миномётного вооружения. Все миномёты были объявлены «устаревшими», а 82-мм миномёты как «недостаточно эффективные» изымались из частей. Советскому военному руководству потребовалось определённое время для того, чтобы понять ошибочность этого решения, во многом на это повлиял опыт эффективного применения миномётов в многочисленных локальных конфликтах, со средины 60-х уцелевшие артиллерийские КБ вновь занялись проектированием новых образцов.
В ЦНИИ «Буревестник» был разработан облегченный 120-мм минометный комплекс «Сани», принятый на вооружение в 1979 г. под индексом 2С12. Комплекс включает миномет 2Б11, отделяемый колесный ход 2Л81 и транспортную машину 2Ф510 на базе автомобиля ГАЗ-66-05.
Миномет 2Б11
Масса миномета в походном положении - 300 кг, в боевом положении - 210 кг. Масса ствола миномета 2Б11 - 74 кг, двуноги-лафета - 55 кг, опорной плиты-82 кг. Скорострельность: 15выстр./мин. Прицельная дальность стрельбы: от 480 до 7100 м. Прицельная дальность стрельбы управляемым боеприпасом КМ-8 «Грань»: 9000 метров.
Прицельные приспособления миномета состоят из оптического минометного прицела МПМ-44М, орудийного коллиматора К-1 и прибора освещения ЛУЧ-ПМ2М. Прицел обеспечивает 2,55-кратное увеличение, его поле зрения равно 9°. Коллиматор позволяет вести стрельбу в условиях плохой видимости. В темное время суток освещение сетки, шкалы наводки и уровней прицела и коллиматора осуществляется прибором освещения ЛУЧ-ПМ2М, который также имеет системы освещения рабочих мест командира и снаряжающего.
Основной вариант транспортировки миномета - его перевозка в кузове транспортной машины 2Ф510. Транспортная машина разработана на базе бортового армейского грузового автомобиля ГАЗ-66-05 (4x4) и предназначена для перевозки миномета, расчета, боеприпасов и комплекта ЗИП. Загрузка и выгрузка миномета в кузов машины производится расчетом вручную через откинутый задний борт по выдвинутым из кузова двум аппарелям.
Модернизированный вариант 2С12А получил новый автомобиль-буксировщик. Теперь это грузовик «Урал-43206» или тягач МТ-ЛБ. Перевозка миномета с колесным ходом может осуществляться либо простой буксировкой, либо в кузове грузовика или на крыше гусеничной машины.
Для погрузки транспортные машины оснащаются быстросъемным пандусом лотковой конструкции и лебедкой.
Обновленный состав оборудования комплекса обеспечивает более быстрое переведение комплекса из походного состояние в боевое, и наоборот, в том числе и силами сокращенного расчета.
В ряде стран с использованием 2Б11 были созданы самоходные миномёты. В Болгарии выпускался самоходный миномёт «Тунджа-Сани» на базе МТ-ЛБ.
В настоящий момент наблюдается тенденция фактического слияния 120-мм миномётов и казнозарядных нарезных гаубиц. Новые универсальные орудия имеют возможность стрельбы как нарезными снарядами, так и оперёнными миномётными минами.
Первой такой отечественной системой стала созданная в 1976 году, на Пермском машиностроительном заводе 120-мм дивизионно-полковое авиадесантное самоходное артиллерийское орудие - 2С9 «Нона-С».
САО 2С9 «Нона-С» предназначено для подавления живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, ракетных установок, бронированных целей, огневых средств и пунктов управления.
Авиадесантное самоходное артиллерийское орудие - 2С9 «Нона-С»
Основным вооружением САО 2С9 является 120-мм нарезная пушка-гаубица-миномёт 2А51. Стрельба из орудия ведётся как 120-мм высокоэффективными нарезными снарядами, так и 120-мм миномётными минами различных типов.
«Нона-С» была принята на вооружение самоходно-артиллерийские дивизионов парашютно-десантных полков в 1980 году и прошла «боевое крещение» в Афганистане, где отлично себя зарекомендовала.
В последствии, кроме ВДВ, для других родов войск, было разработано и принято на вооружение несколько САО такого типа. На вооружение артиллерийских подразделений батальонов мотострелковых бригад Сухопутных войск и бригад Морской пехоты на замену 120-мм буксируемым миномётным комплексам 2С12 «Сани» поступает самоходное артиллерийское орудие на шасии бронетранспортёра БТР-80 - 2С23 «Нона-СВК».
Самоходное орудие 2С23 «Нона-СВК»
На шасси БМП-3 в 1995 году создана 120-мм САО - 2С31 «Вена», с дальностью стрельбы до 14000 метров. Предназначенная для вооружения артиллерийских дивизионов мотострелковых или танковых формирований.
В ходе модернизации САО 2С1 «Гвоздика» аналогичное 120-мм орудие-миномёт было установлено на место 122-мм орудия 2А31.
Самоходное орудие 2С34 «Хоста»
Глубоко модернизированная САО с новым вооружением получила обозначение- 2С34 «Хоста». «Хоста» предназначена для подавления живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, ракетных установок, бронированных целей, огневых средств и пунктов управления на расстоянии до 13 км.
Кроме самоходных, разработаны и приняты на вооружение буксируемые: 2Б16 «Нона-К» и 2Б23 «Нона-М1».
2Б16 «Нона-К» является буксируемым вариантом орудия, устанавливаемого на самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-С», и сохраняет все качества и особенности базового орудия.
Буксируемое 120-мм орудие-миномет 2Б16 «Нона-К»
Предназначено для артиллерийских дивизионов десантно-штурмовых бригад. Оно разработано с учётом опыта боевых действий сухопутных войск Советской армии в Афганистане. В 1986 году орудие было принято на вооружение.
В 2007 году на вооружение Российской армии принят 120-мм миномёт 2Б23 «Нона-М1». Основным его предназначением является уничтожение живой силы противника, поражение легко бронированной и небронированной техники.
Миномёт 2Б23 «Нона-М1»
Миномётом 2Б23 должны оснащаться миномётные батареи мотострелковых батальонов сухопутных войск. Также миномётом 2Б23 могут вооружаться парашютно-десантные подразделения ВДВ, так как 2Б23 имеет возможность десантирования на специальных платформах.
Миномёт 2Б23 может использовать все типы мин калибра 120-мм, кроме того, в номенклатуру используемых боеприпасов входит основная часть выстрелов с готовыми нарезами для орудий семейства «Нона».
Выпущенные в СССР 120-мм миномёты применялись во множестве локальных конфликтах, где неизменно демонстрировали свою высокую эффективность.
В 1970 году на вооружение был принят автоматический миномёт калибра 82-мм - 2Б9 «Василёк», с практической скорострельностью 100-120 выстр/мин. Теоретически он может заменить 5-6 82-мм миномётов с ручным заряжанием.
Миномёт 2Б9 «Василёк»
Заряжание у миномёта 2Б9 «Василёк» кассетное, в кассету помещают четыре мины. Миномёт позволяет вести два режима стрельбы - одиночный и автоматический, ствол гладкий. Конструкция миномёта была выполнена по схеме, которая применяется при создании казнозарядного артиллерийского орудия. Такая схема позволила полностью автоматизировать заряжание миномёта. Открытие затвора, подача на линию заряжания, досылание в камору мины, запирание затвора и выстрел осуществляются автоматически. Механизм заряжания приводился в действие посредством использования энергии пороховых газов. Возникающая при выстреле энергия отдачи, используется для приведения в действие, при помощи возвратных пружин, механизма автоматического заряжания.
Для стрельбы из миномёта были разработаны новые 82-мм высокоэффективные мины. Максимальная дальность стрельбы 4250 метров, минимальная 800 метров, вес мины О-832ДУ 3,1 кг. При взрыве мины образуется не менее 400 осколков, радиус сплошного поражения не менее 6 метров, в радиусе эффективного поражения. Для стрельбы по бронированным целям была разработана кумулятивная мина.
При массе 632 кг миномёт 2Б9, может быть перемещен силами расчета без использования транспортного средства. На дальние расстояния миномёт перемещается, либо в кузове, либо буксировкой, при помощи транспортной машины 2Ф54 (специально созданной на базе автомобиля ГАЗ-66), вместе с которой он обозначается как система 2К21. В кузов 2Ф54, миномёт вкатывается при использовании специальных аппарелей. Однако в 80-х годах для перевозки миномёта начали использовать гусеничный тягач МТ-ЛБ, на котором он размещался на площадке в задней части корпуса.
Модернизированный варианта миномета, получивший обозначение 2Б9М «Василёк», отличался от предшественника воздушной системой охлаждения ствола и наличием рёбер охлаждения размещенных на его центральной части. Модернизированный миномет был запущен в серийное производство и принят на вооружение армии в 1983 году.
Миномёт широко применялся во время боевых действий в Афганистане и в Чечне, в ходе проведения «контртеррористической операции».
В 1983 году на вооружение был принят 82-мм миномёт 2Б14 «Поднос». Миномёт 2Б14 создан по схеме мнимого треугольника. Ствол миномёта - гладкостенная труба с навинтным казенником. Прицел оптический МПМ-44М.
82-мм миномёт 2Б14 «Поднос»
Штамповочная опорная плита круглой формы с приваренным снизу грунтозацепами. В походном положении миномёт разбирается и переносится или перевозится в трёх вьюках. Масса вьюков в походном положении: вьюк ствола - 16,2 кг, вьюк опорной плиты - 17 кг, вьюк двуноги - 13,9 кг. Скорострельность без исправления наводки до 20 выстр/мин. Дальность стрельбы от 85 до 3 920 метров.
Проект модернизации «Подноса» носит название 2Б24 и является дальнейшим развитием проекта 2Б14. Конструкция 2Б24 главным образом отличается от предшественника длиной ствола. Это нововведение позволило значительно увеличить максимальную дальность стрельбы, теперь она равна почти шести километрам. Для обеспечения приемлемого температурного режима ствола и во избежание его деформации на казенной части имеется оребрение-радиатор. Миномет 2Б24 может стрелять всеми имеющимися минами калибра 82 миллиметра. Кроме того, в ходе его разработки была создана осколочно-фугасная мина повышенного могущества 3-О-26.
Без каких-либо изменений в конструкции миномет 2Б24 может преобразовываться из носимого в самоходный. Для этого при помощи специального монтажного комплекта миномет устанавливается в десантном отделении бронированного тягача МТ-ЛБ. Такой комплекс получил название 2К32 «Дева». Примечательно, что монтажный комплект 2Ф510-2 позволяет быстро снимать с него миномет и использовать в носимом варианте. Боекомплект боевой машины 2К32 составляет 84 мины.
На выставке MILEX-2011 в Минске был представлен разработанный в ЦНИИ «Буревестник» 82-миллиметровый носимый миномет 2Б25 «Галл». Отличительной особенностью 2Б25 является отсутствие стандартных признаков выстрела при ведении огня и небольшие масса и габариты. При весе 13 кг, миномёт способен вести эффективный огонь на дальность от 100 до 1200 метров. Скорострельность - до 15 выстр/мин.
82-мм миномёт 2Б25 «Галл»
«Бесшумность» выстрела из миномёта достигается за счёт применения специально разработанного осколочного выстрела 3ВО35Е. При выстреле хвостовик мины запирает пороховые газы в стволе миномёта, благодаря чему не создаётся шума, пламени, дыма и ударной волны. Громкость выстрела 2Б25 сравнима с выстрелом из автомата АКМ с использованием глушителя.
Подобные характеристики миномёта обеспечивают высокую мобильность и дают возможность скрытного и внезапного применения.
В настоящий момент состоящие на вооружении в России миномёты превосходят или не уступают по своим характеристикам зарубежным моделям. В тоже время, наблюдается отставание в плане создания высокоэффективных управляемых миномётных выстрелов.
Всё созданные в нашей стране боеприпасы такого типа имеют полуактивную лазерную ГСН, предполагающую подсветку цели. В условиях полномасштабных боевых действий, при высокой задымленности и запылённости поля боя, такой возможности может не быть. В тоже время за рубежом активно создаются самоприцеливающиеся мины с инфракрасной или радиолокационной ГСН, а также корректируемые с наведением, по сигналам, получаемым от спутниковой навигационной системы.
По материалам:
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut0809/NonaM/NonaM013.htm
http://hotlinenews.info/voorugenie/3955-novye-otechestvennye-minomety
http://burevestnik.com/
Вооружение и техника: Справочник. - М, Воениздат, 1982.
Советский 160-мм дивизионный миномет М-160 образца 1949 года – артиллерийская крупнокалиберная казнозарядная система, поступившая на вооружение советских мотострелковых дивизий. Основное предназначение орудия – уничтожение хорошо укрепленных долговременных и полевых укреплений в полосе фронта, скопления живой силы и военной техники противника на закрытых позициях. Основной поражающий эффект достигается за счет ведения огня по круто навесной траектории и использовании мин большой мощности.
Разработка орудия и серийное производство
Основной технической базой для создания нового дивизионного миномета стал советский 160-мм миномет образца 1943 года. Разработка проекта была поручена коллективу Коломенского СКБ ГА под руководством Б.И. Шавырина. Конструкторы постарались максимально использовать хорошие тактико-технические данные 160-мм миномета, который активно применялся советскими войсками на заключительном этапе Великой Отечественной войны.
К проверенной конструкции отечественного орудия решили добавить удлиненный ствол, заряжаемый с казны и поворотный механизм, облегчающий процесс заряжания и транспортировки. Буксировка должна будет осуществляться автомобильным транспортом или гусеничными тягачами.
Конструкция нового миномета, создаваемая в условиях конкурса, оказалось успешной. Ввиду высоких баллистических характеристик и огневой мощи, миномет был рекомендован к принятию на вооружение под обозначением М-160 образца 1949 года. Серийный выпуск осуществлялся до 1957 года на двух предприятиях: на заводах №535 и №172. Всего было изготовлено 2353 шт.
Тактико-технические характеристики 160-мм дивизионного миномета М-160
- Расчет - 8 человек.
- Боевая масса - 1470 кг.
- Начальная скорость мины - до 245 м/с.
- Угол возвышения - 45-80 градусов, угол горизонтального наведения - 12-50 градусов.
- Скорострельность: 3 выстр./мин.
- Максимальная дальность стрельбы - 5100 м.
- Заряжание производится с казенной части.
- Основной тип боеприпасов: фугасная мина.
- Вес фугасной мины - 40,9 кг.
- Время перевода из походного положения в боевое: 3-4 мин.
- Способ транспортировки: перевозится грузовыми автомобилями ГАЗ-63, ЗиЛ-157.
Советский 160-мм дивизионный миномет М-160 образца 1949 года стоял на вооружении мотострелковых частей Советской Армии до середины 80-х годов. Орудие поставлялось в страны Варшавского договора, на Ближний Восток, на Кубу, во Вьетнам и в Северную Корею. В боевых условиях миномет применялся в ходе многочисленных вооруженных конфликтов второй половины XX века.