Лучшее оружие 30 годов 19 века. Снайперы и винтовки XIX века
В новых политических и социально-экономических условиях, в которых оказалось Россия сегодня, особую актуальность приобретает проблема гражданского воспитания. Основными элементами гражданственности является нравственная и правовая культура, которая выражается «в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств».
Цель гражданского воспитания: воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к , стремление к миру. Личность приобретает гражданские качества в семье, школе, социальной среде, вузе. Особенно важно продолжать прививать гражданственность во время обучения в вузе, так как именно в студенческие годы происходит мощная социализация личности, определение ценностей, формирование планов на будущее .
Академик РАО Г.Н. Филонов утверждал, что без комплексного общенационального программирования воспитания и функционирующих технологий «трудно разрешаются проблемы нездорового прагматизма, стяжательства и другие деструктивные тенденции, тормозящие нравственное оздоровление общества». Успешный педагогический опыт 20–30-х гг. прошлого столетия по борьбе с детской преступностью и беспризорностью полезен для изучения и применения сегодня. В этой связи актуальнапедагогическая деятельность А.С. Макаренко .
А.С. Макаренко считал, что для формирования гражданственности необходимо воспитание таких качеств личности, как коллективизм, дисциплинированность, ответственность, целенаправленность, трудовая активность, развитое чувство долга. Процесс воспитания – сложная динамическая система. Воспитание гражданственности так же динамично и видоизменяется в зависимости от обстановки в мире. Сегодня стало заметно, что в студенческой среде идет резкое падение духовности, морали, нравственности, растут кражи, убийства, самоубийства.
Если бы у студентов было развито чувство гражданственности, то рост безнравственности значительно снизился. Чтобы воспитать у студентов гражданственность, в вузе должна быть хорошо организованная система пропаганды патриотизма, трудолюбия, нравственности, дисциплинированности. Воспитание таких качеств, по методу А.С. Макаренко, должно происходить через коллектив. Следовательно, в этом процессе должны участвовать все: учащиеся, преподавательский состав, профсоюзные организации и, в общем, вся политика университета.
В нашем исследовании приняли участие студенты-технологи, юноши (20 %) и девушки (80 %), всего 20 человек. Студентам была предложена анкета, в которой предлагались следующие вопросы: «Вы считаете себя воспитанным человеком?», «Есть ли у вас качество гражданственности?», «Какое из качеств, составляющих гражданственность, у вас присутствует?», «Что такое, гражданственность?», «Как вы считаете, что в большей степени влияет на вашу гражданственность?», «Как вы думаете, воспитывает ли Вуз и преподавательский состав гражданственность в студентах?», «Вы считаете себя патриотом своей страны?», «Вы считаете себя патриотом своей страны?», «Если вы патриот, то вы знаете гимн, конституцию, заботитесь об экологии своей страны?», «Хотите ли вы иметь такое качество, какгражданственность?» Анализ анкетирования показал следующее .
Большая часть студентов (80 %) считают себе вполне воспитанными людьми. Естественно, никто не хочет называть себя невоспитанным человеком. Но 15 % все же признали, что бывают ситуации, в которых они забывают о воспитании. 5 % затруднились дать ответ на этот вопрос. 2 % респондентов не знают, что такое гражданственность. 44 % отвечают, что им привили это в детстве и 44 % ответили, что занимаются самовоспитанием. Большинство из респондентов отметили, что из качеств, составляющих гражданственность, у них присутствует трудолюбие, ответственность и честность, а именно около 70 %. Еще 15 % отметили наличие патриотизма и честности, и остальные 15 % выбрали всё, кроме дисциплинированности.
Я считаю, что это очень важные качества для самореализации в жизни человека. На вопрос «Что такое, гражданственность?» 65 % респондентов ответили, что гражданственность – это любовь к родине, 30 %, что это патриотизм и 5 % ответили, что не знают. Большинство респондентов считают, что на их гражданственность повлияли семья и СМИ (90 %) и учебное заведение (10 %). Хотя армия является мощным фактором развития гражданственности, в нашем исследовании никто из молодых людей ее не назвал. 85 % студентов считают, что вуз и преподаватели способствуют воспитанию гражданственности у студентов. Студенты считают, что в вузе тоже идет процесс воспитания таких гражданственных качеств, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, патриотизм. 87 % студентов считают себя патриотами своей страны. По мнению студентов, патриот знает гимн, конституцию, заботится об экологии своей страны. На вопрос «Хотите ли вы иметь такое качество какгражданственность?» 80 % опрошенных ответили, что имеют такое качество и 19 % хотели бы его приобрести. В заключение хочется отметить, что проблема воспитания гражданственности очень актуальна в настоящее время, среди студентов мы наблюдаем падение нравственности, общей культуры, многие молодые люди не знают своего Отечества, гимн страны. Среди юношей есть такие, которые не хотят служить в армии. «Гражданственность» и «патриотизм» для них пустые слова.
Поэтому мероприятия, проводимые в вузах, должны способствовать воспитанию у студентов нравственных качеств: чувства патриотизма, ответственности за свои поступки. По результатам теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Гражданственность – это культура, которая проявляется в дисциплинированности, уважении, доверии к другим людям и государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. 2. Вуз как социальный институт выполняет свою воспитательную роль. Вуз помогает накопить нравственный опыт, способствует формированию нравственного поведения, таких качеств, как патриотизм, любовь к родине, самовоспитание, самоорганизация.
Список использованных литературных источников
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология, – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.
2. Лихачев Б.Т. Социальная экология личности о творчестве Макаренко А.С. - М.: 1993. – 190 с. 3 Криворученко В.К. Единство нравственного и гражданского воспитания. – М. – 1990. – № 1. – С. 36–41.
Гох А. А.
Кубанский государственный технологический университет
Краснодар, Россия
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов МБОУ «Яндыковская СОШ» с/п№1
Тема: «Воспитание элементов гражданственности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Подготовила: воспитатель
«Воспитание элементов гражданственности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
«Чем совершеннее воспитание,
тем счастливее народ».
К. Гельвеций
История человечества свидетельствует: вопросы гражданского воспитания всегда находились в центре внимания любого государства. Однако проблемы эти решались по - разному – с учетом социальных потребностей, экономических условий, различных средств, методов и форм работы; всегда наполнялись новым содержанием, которое обусловливалось характером, организацией жизни общества, отражало общественные противоречия своего времени.
Гражданственность как отношение и качество личности имеет две стороны – объективную и субъективную. Если объективная сторона наиболее полно выражена в способе жизнедеятельности человека, то субъективная – в формах и видах поведения, потребностях, интересах, установках и ценностных ориентациях. «Словарь современного русского языка » рассматривает гражданственность личности через элементы ее сознания и такие качества, как организованность, дисциплинированность. В этом определении предпринята попытка раскрыть сущность гражданственности через определенные черты совместной деятельности людей и осознание ими своего места и роли в государстве. Однако объективная основа содержания при такой трактовке ограничена рамками государства. Следовательно, значительно сужена функция гражданственности как социального качества личности, активно взаимодействующей не только с государством, но и с обществом в целом.
Педагог предлагает рассматривать гражданственность в пяти аспектах: социально – правовом, педагогическом, социально-педагогическом, социально – психологическом, морально – этическом.
Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, культура межличностного общения и т. д. Ее важнейший интегративный признак и критерий сформированности - наличие гражданской позиции. Ядро понятия «гражданская позиция», гражданское сознание личности, органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступках, активной деятельности, направленной на
утверждение передовых взглядов, идеалов.
Гражданский долг и ответственность – это высокие личные качества.
Начало их воспитания – гражданское видение жизни, тревога и беспокойство
за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением, - важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек
должен быть самостоятельным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства, составляют основу
гражданского воспитания.
Развитие гражданских качеств личности – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того, как понимается гражданственность и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.
Под воздействием окружающей социокультурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях , устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям. Однако это не исключает необходимости систематического и целенаправленного гражданского воспитания как важного аспекта государственной политики.
Сегодня проблема воспитания гражданина является одной из самых
обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой. Родина… В чём смысл этого слова? На мой взгляд, быть преданным своему народу, быть готовым по первому её зову встать на защиту своего отечества. Любовь к Родине выражается в любви к родной природе, родному дому, семье, к истории и культуре страны. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
Слово «патриот» имеет семантическую трактовку – «любитель отечества»,ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах русских людей, побуждая их всемирно заботиться о процветании своей Родины, а в годы тяжких испытаний грудью защищать её от захватчиков.
Родина – одно из основных понятий, представление о котором следует
давать детям с дошкольного возраста. Воспитание патриотических чувств у детей мы осуществляем не только во время непосредственной образовательной деятельности , но и в повседневной жизни, что способствует
амплификации детского развития в соответствии с ФГОС. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предусматривает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Сущность патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы
воспитать их духовно богатыми личностями, честными, совестливыми, милосердными, сострадательными, верящими в добро, готовыми всегда прийти на помощь нуждающимся.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т. е. сформировать определенное отношение к собственной стране и народам, населяющим её; гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума.
Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Реализация гражданского воспитания может осуществляться посредствам:
Освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам , особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности;
Проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
Организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива , как жителей города, края, как граждан России, а также с ролью правил и законов в жизни общества, с Конвенцией о правах ребенка;
Проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
Организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий; вовлечения детей в общественную деятельность (уборка и благоустройство территории ДОУ, проведение благотворительных акций, посильная помощь младшим, пожилым, нуждающимся, концертная деятельность для жителей села).
В ходе бесед с детьми важно обсуждать такие темы, как «Дружба», «Милосердие», «Добрые дела и поступки», «Конфликты и пути их преодоления», «Помощь и взаимопомощь », «Правила в нашей жизни», «Мои обязанности», «Я и другие люди: особенности взаимоотношений». В повседневной жизни следует учить воспитанников нормативным способам решения проблем и конфликтных ситуаций, к которым относятся: голосование, использование жребия, установление очередности, подчинение большинству с учетом потребностей меньшинства. Дети могут принимать активное участие в обсуждении планов жизни группы и детского сада. С ними необходимо обсуждать роль правил в упорядочении жизни; при этом важно формировать позитивные модели поведения, которые предполагают, что человек способен:
Разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами;
Учитывать позиции, желания, потребности других людей;
Произвольно контролировать свое поведение и управлять им;
такое атрибуты, как флаг, гимн, герб, есть в каждой стране; при этом, знакомя детей с понятиями «государство», «республика» или «край», «столица», с устройством страны, важно учитывать их возрастные особенности. Так, например, можно провести аналогию с устройством детского сада.
Групповые помещения – это республики, края, в которых есть много комнат –городов и деревень; дети и педагоги – это население, а заместитель директора – президент страны. С целью знакомства детей с символами государства и закрепления представлений о них важно использовать игры, игровые приемы и упражнения.
Дошкольник не остается на поверхности фактов, наоборот, он стремится объяснить их, установить зависимость и отношения, создает свои теории. Ребенок способен отражать мир в системе. Его интересуют причины и сущность происходящих событий и явлений. Под руководством взрослых он усваивает систему знаний на основе понимания естественных, действенно
существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными
предметами и явлениями. Отсюда и задача, которую должен решить педагог:
выстроить обучение по иерархическому принципу, т. е. выделить ядро, центральное звено знаний, то, что может стать основой целенаправленной
системой.
Основная форма знаний дошкольников, по мнению, - представления, которые на протяжении дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными. У детей должны быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам.
Чувство дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни,
определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношение к окружающему миру. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы , но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности. Поэтому первой опорой педагога является семья.
Развитее личности осуществляется прежде всего в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания выступает или как просоциальная ассоциация, или как коллектив или искажает развитие личности ребенка. В зависимости от характера семейных отношений может изначально складываться личность ребенка либо как человека нежного, заботливого, не боящегося признавать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности, либо как себялюбца трусливого, ленивого, жадного, капризного. Социальная активность ребенка в семье зависит от примера родителей, конкретной нравственно – эстетической атмосферы отношений и стиля общения взрослых с детьми, от
«психологического климата». Уважение в семье достоинств ребенка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Воспитать гражданина – значит воспитать нравственно свободную личность.
Вторая опора педагога – деятельность в группе: игровая, учебная,
трудовая, спортивная, изобразительная и т. д., которая сплачивает детей,
формирует такие черты, как гуманность, трудолюбие и другие социально
ценные качества.
Проследить отношение ребенка к окружающему миру можно, в частности по его рисункам, лепке, аппликации . Все красивое, хорошее, доброе он тщательно и подробно прорисовывает, изображает на переднем плане крупно и ярко.
Игра – сфера самостоятельной творческой деятельности детей. Вот почему, организованная педагогом, охватывающая нравственные элементы, она является средством формирования личности. Принимая на себя роль, ребенок подчиняет свое поведение правилам, требованиям, вытекающим из роли, искренне переживает чувства изображаемого лица. Он совершает прыжок в мир высших форм человеческой деятельности, в мир морали. Поэтому не случайно психологи утверждают, что игра – школа чувств. В игре впервые возникает соподчинение мотивов, появляются мотивы социального содержания.
Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста – это
многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и ДОУ. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые
станут полноценными гражданами своей страны. Поэтому мы считаем, что непосредственные целевые ориентиры освоения программы по патриотическому воспитанию дошкольников создают предпосылки для их реализации и рассматриваются как долгосрочные ориентиры в соответствие с
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест. Проблема патриотического воспитания - одна из сложнейших проблем в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми.
Патриотизм - это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Гражданственность - это принадлежность к постоянному населению данного государства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо отечества, беречь и умножать богатства Родины, это целая палитра эстетических чувств, связанная с любовью к родному городу, родной природе.
Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях советского и постсоветского периодов нашла свое отражение в исследованиях Р, И. Жуковской, Ф. С. Левин-Щирирой, С. А. Козловой, М. И. Богомоловой, Л. И. Беляевой, Э. К. Сусловой, Е. С. Ни-коновой и др.
Основы патриотического воспитания отражены в современных программах: «Истоки», «Детство», «Из детства - в отрочество», «Москвичок», «Наследие», «Я - Человек» и др.
Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая стремится создать для него условия эмоционального благополучия, спокойствия. Поэтому основы патриотического воспитания закладываются с самого раннего детства, прежде всего, в семье. Жизнь в определенной мезасреде позволяет ребенку «впитывать» культуру своего народа: с детства он слышит родную речь, колыбельные песни, которые поет мама, сказки; он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Поэтому чувство любви к Родине и своему народу начинается с любви к родному дому. Родной дом - сложное и многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями; дом, где он живет; его первых друзей; окружающую природу. Образ родного дома в самом начале связан для ребенка с членами семьи, и, прежде всего, с матерью. Родной дом - это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Поэтому с детства необходимо формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.
Постепенно понятие «родной дом» для ребенка расширяется. Это уже родная улица, его детский сад, родной город, поселок, позже не только малая (родной край), но и большая многонациональная Родина, гражданином которой он является, и, наконец, планета Земля - наш общий и, вместе с тем, родной дом. Таким образом, воспитатель постепенно обогащает знания ребенка о родной стране.
Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и др. Важной составной частью патриотического воспитания является приобщение детей к семейным традициям, а также традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Методы патриотического воспитания: чтение художественной литературы, рассказы, беседы с детьми, этические беседы, рассматривание иллюстраций и картин, объяснение, экскурсии в природу, по достопримечательностям родного города или поселка, наблюдение, примеры из художественных произведений и личный пример воспитателя, методы стимулирования. Перечисленные методы повышают познавательную активность, эмоциональное восприятие дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. Для успешного патриотического воспитания методы используются комплексно и отбираются в зависимости от содержания и возрастных особенностей детей.
Словарь темы
Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.
Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.
Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
1. Понятие и сущность патриотизма.
Патриотизм и гражданственность
Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности
Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству . «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.
Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности , приоритетного направления работы образовательных учреждений. Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание , понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота , что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.
В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.
Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.
Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.
Задание 1
1. Дайте определение понятием гражданин и патриот.
2. Как соотносятся духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.
3. Какова наиболее общая цель гражданско-патриотического воспитания молодежи?
1.2. Патриотическое воспитание в России:
исторические традиции, направления, формы
Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано с деятельностью религиозных организаций. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).
В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии.
В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие такая форма, как историко-краеведческая экспедиция «Моя Родина – СССР».
Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания.
В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений.
В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы.
В России получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан Союз краеведов России.
Задание 2
1. Почему в России в начале 1990-х годов произошел кризис патриотического воспитания.
2. Какие факторы позволили преодолеть этот кризис.
ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Контрольная работа
Выполнила:
Проверил:
Новосибирск 2008
Введение
Патриотизм
Гражданственность
Формирование гражданственности и патриотизма
Заключение
Литература
Введение
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.
К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Считается, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно,- профессия защитника Отечества.
Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.
Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».
Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.).
В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.
Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника. Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся и студентов. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения - Руси - России - Советского Союза - Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство - княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.
Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.
Патриотизм
Патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и социальных общностей и указывают на качество их социального развития.
В самом общем виде, патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество) представляет собою интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь человек (общность) - среда обитания и развития" и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т.п. представлений, Собственно и оцененных в понятии ""Родина ", имеющих ценностно-деятельностью природу и проявляющихся в стремлении данные ценности отстаивать, защищать и приумножать.
Гражданственность же предполагает е основном динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство.
Данные два понятия реализуются в контексте этничности, одним из основных признаков которой является самоидентификация представителей одной этнической общности по отношению к другим. В реальности все эти понятия - патриотизм, гражданственность и этничность- взаимоувязаны и находятся в динамическом соотношении и единстве, каждый раз определяемом спецификой момента и характером воздействия комплекса разного рода объективных и субъективных факторов. Их учет имеет решающее значение при формировании систем воспитания и стратегий социального управления.
Понятно, что, играя существенную роль в жизни людей, обществ и государств, патриотизм был и остается предметом исследования. За истекшие три столетия сложилось несколько основных подходов к его исследованию.
Первый, получивший наибольшее распространение в научно-исследовательской литературе и публицистике, можно назвать возвышенно - деятельностным. В соответствие с ним патриотизм трактуется как возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству, как сугубо позитивное эмоциональное отражение, проявление в абстрактной форме любви к составляющим понятия Родины. Сила патриотического чувства побуждает человека к активным действиям на благо Родины.
Второй подход трактует патриотизм как общественное явление
Третий подход, сложившийся в 60-х - начале 80-х гг. XX века, рассматривает патриотизм как явление общественного сознания, причем с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества.
Четвертый подход- государственнический или этатический - характеризуется рассмотрением государства как главного объекта патриотизма. Наиболее полно ее разработал Г.Гегель, согласно которому понимание патриотизма означает стремление к общим целям и интересам государства, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. Государство же выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и выражается в чувстве гордости за державу.
Пятый подход - личностный. В нем первостепенная роль отводится личности как высшей ценности. А проявления патриотизма, по словам Г.Флоровского, представляют собой «культурное творчество и национальное напряжение собственных сил».
Шестой подход- духовно-религиозный, самый древний, рассматривает данное качество личности как акт высокой духовности, являющейся глубоко религиозным.
Патриотизм по своему характеру консервативен и выполняет следующие функции:
1. Интегрирующую, то есть направленную на объединение большинства нации на основе приоритета интересов общества и государства и ответственную за формирование образа будущего своей страны не только сегодня, но и завтра.
2. Охранительную или защитную. В ее рамках осуществляется формирование и развитие того, что определяется как национальная безопасность.
3. Стабилизирующую, то есть придающую прочность и устойчивость социальной, этнонациональной и государственной системам во всех их основных звеньях (языке, культуре, стереотипах поведения, нравственных и правовых нормах и т.д.).
4. Регулирующую, то есть определяющую характер реакций на внешние воздействия и влияющую на характер вновь складывающихся связей и отношений во всем их многообразии.
5. Воспитательную, воздействующую на целенаправленную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества с целью придания им определенного смысла и направленности.
Исследования убедительно показывают, что патриотизм в связке с гражданственностью и этничностью выполняет роль скрепляющего общество фактора, который нейтрализует негативные явления и процессы и выступает мощным стимулом позитивного развития личности и общества в целом.
Глубинная основа патриотизма, как и многих нравственных и эстетических чувств и эмоций отдельного человека и целых народов, имеет генетические корни и может быть объяснена с позиций эволюционной генетики. Веками большинство народов, перемещаясь через значительные пространства, либо гибли, растворялись среди других, более сильных, либо находили свою нишу, которая обладала необходимыми для нормального развития характеристиками. И здесь вступал в силу динамический фактор взаимодействия общества с природой. Л.Н.Гумилев справедливо отмечал, что "...особенно это прослеживается, когда главную роль играет натуральное или простое товарное хозяйство. Способ производства определяется теми экономическими возможностями, которые имеются в природных условиях территории, кормящей племенную группу или народность. Род занятий подсказывается ландшафтом и постепенно определяет культуру возникшей этнической целостности"(1, с.167) Устойчивость этноса тем выше, чем более разнообразен ландшафт. Л.Н.Гумилев определяет высокую устойчивость этносов к разного рода изменениям, к примеру, сукцессивным, то есть резким изменениям исторического окружения, или масштабным и долговременным природно-климатическим колебаниям, кардинально влияющим на характеристики ландшафта и образ жизни населяющих их народов, при наличии 3-4 ландшафтных характеристик (скажем, лес, лесостепь, море, горы). В этих условиях этносы имеют возможность маневра в изменившихся условиях, самосохранения и развития в течение длительного времени. Со временем природно-ландшафтная связь отражалась в генотипе и своеобразно закреплялась в культуре. Границы же обитания этносов и народов были подвижны, но базовая территория оставалась, как правило, неизменной. А утрачивались те территории, которые отличались от базовой, где проживали и другие народы, и ландшафт был иным. Так в сознании людей проявлялось понятие "Родина". В свою очередь, социальная динамика процессов складывания и развития исследуемых феноменов во многом определила последующую историю народов, обществ и государств.
Искусственно вырванные из среды под воздействием чаще всего внешних обстоятельств, представители этих народов и переселившиеся (или насильно переселенные) в иную, отличную по характеристикам среду, в первом поколении в массе своей испытывали острое чувство дискомфорта, ностальгические переживания, вплоть до болезненных, психопатологических по своей природе состояний.
Кроме того, следует учитывать и еще один немаловажный момент: доминанту постоянства и стабильности в этногенезе. Это стремление соотносится с генетически закрепленной в большинстве людей склонности к постоянству и стабильности и естественно находит выражение в более сложных чувствах, выполняющих, к тому же, охранительную функцию, - таких, как патриотизм, за которым стоит издревле сложившаяся привязанность к месту своего жительства, стремление к покою и уравновешенности жизненного уклада.
Таким образом, закрепление на генетическом уровне связи человека и целых народов с исторической (базовой) территорией сопровождается культурным наполнением, находя выражение в понятии патриотизма, уже как нравственной охранительной ценности, ориентированной на стабильность и относительный покой.
Будучи конкретно историческим понятием, патриотизм в каждую эпоху имеет различное социальное, в том числе и различное ценностное содержание. Однако первооснова его, в общем-то, остается одной и той же, как и структура составляющих его элементов: отчий дом - родной край (малая родина) - ареал обитания народа - страна в целом. При этом последние два элемента структуры не обязательно выступают в названной последовательности, поскольку государственные границы могут и не совпадать с ареалами обитания народов. В этом смысле патриотизм не всегда созвучен с понятием государства, хотя и тесно с ним связан. В иных случаях, имеет смысл говорить о территориальном, этнокультурном или этнорелигиозном патриотизме.
Кроме того, с формированием вследствие интеграционных процессов общностей более значительных по своему масштабу, можно поставить вопрос о проявлении в будущем таких феноменов, как европейский или, скажем, латиноамериканский патриотизм.
Гражданственность
Среди многих понятий, которые античный мир оставил нам в наследство, понятию "гражданин" по праву принадлежит одно из самых значительных мест в нашей жизни. А целые века последующие за этим интереснейшим периодом человеческой истории можно смело назвать процессом постижения смысла данного понятия и освоения всего связанного с ним комплекса отношений. В античном мире словом "гражданин" (греч. polites; лат. civis), называлось лицо, наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей в соответствии с греческими и римскими законами. Понятно, что таковыми могли быть лишь свободные люди. Но при этом, существовали и ограничения по социальному положению и полу, вероисповеданию и т.д.
Применительно к личности и социальным группам в их повседневной жизни, данное понятие находит выражение, прежде всего, в терминах "гражданское сознание" и "гражданское поведение" в первом случае, имеется в виду некая особая форма индивидуального группового и массового сознания, специфически, в виде понятий и образов, закрепленная в определенных стереотипах, воздействующих на образ мысли человека (сообщества людей - граждан государства) и на характер принимаемых им решений. Во втором же, речь идет об устойчивых стереотипах поведения, увязанных с понятием гражданства и проистекающих из характера гражданского сознания.
Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. Более того, они являются производными от воспитания и образования, которые, в свою очередь, также зависят от множества факторов: уровня развития государства и общества и господствующих экономических и политических отношений, от специфики функционирующих социальных общностей и институтов, от степени влияния лидирующих групп, взаимосвязи с мировым сообществом и т.д.
Сейчас Россия оказалась без своего места в цивилизованном мире, оставив за собою на сегодня, как это ни горько, нишу сырьевого придатка, и встала, либо перед перспективой жестокой борьбы за свое место в современном мире, отвечающее ее реальным возможностям, либо перед перспективой остаться третьестепенной страной, чья территориальная целостность и суверенитет в ближайшей перспективе остаются не только под вопросом, но и являются предметом политических и иных интересов действующих в современном мире сил. Вот почему следует крайне серьезно относиться к высказываниям З.Бжезинского о России как "лишней стране» и видеть за его словами отнюдь не только игру воспаленного воображения одного из ее патологических ненавистников.
А поэтому-то целенаправленное формирование гражданственности и патриотизма представляется важнейшим на сегодня и на нижайшую перспективу действием, способным начать процесс консолидации россиян и создать противовес деструктивным тенденциям национального сознания. Но не слепо, путем, уже пройденным, и способами, уже опробованными. А со знанием дела и цивилизованно.
Мало сказать, что критерии гражданственности, особенно в переходное время, в критические периоды истории, следует искать в особом ощущении, или с позволения, угадывании, объективных законов развития общества, этноса, как живой метасистемы, в соотнесении с ними своих помыслов и действий. Здесь важно схватить ключевое, системообразующее понятие, через которое и "прорезается" это самое ощущение. И, кажется, лучше всего выразил суть сказанного выше А.Сахаров, давший толкование Родины переломного времени именно в гражданском смысле: "Родина не национальное и географическое понятие. Родина - это свобода!"
В поисках критериев гражданского поведения следует учитывать, что связь "человек (личность) - государство предполагает вполне определенные отношения человека свободного, с одной стороны, и системы, с другой. Человек свободный, как субъект неотчужденных прав, - понятие относительно стабильное. А вот государство (система) может иметь совершенно различные качественные характеристики (демократическая республика или националистическая диктатура, например). Отсюда гражданственность поведения или позиции личности (если она действительно созрела до уровня человека свободного и уже обладает определенным, зафиксированным в истории знанием, опытом) может выражаться в поддержке, либо в несогласии с какими-то действиями системы, либо в отрицании системы целиком и в борьбе с нею. Человек свободный всегда будет в оппозиции диктатуре, а при наличии определенных личных качеств перейдет в лагерь активных борцов за демократию (из "кухни" на "баррикады").
И здесь снова противоречивая связка гражданственности и патриотизма. Любовь "к отеческим гробам", безотносительно, каков характер системы, чревата формулой безоглядного служения отечеству. Грань здесь весьма тонкая и прозрачная: от служения отечеству до сотрудничества с режимом, даже ненавистным, расстояние до того малое, что невольно (так уж устроена жизнь) грань эту постоянно переступаешь. И тем самым, каждый раз оказываешься в ситуации труднейшего нравственного выбора.
С развитием общества, как уже говорилось выше, гражданское степенно становится приоритетным по отношению к патриотическому - но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке - значительно раньше гражданских представлений. Но что самое главное, он по своему характеру консервативен и выполняет функции, о которых уже говорилось в первой главе.
Гражданственность же более динамична и означает, помимо формальной принадлежности к государству и вытекающими из этого следствиями, не только отношение к правам и обязанностям. Это нравственно-правовое отношение органически связанное с векторными тенденциями развития человечества. И если исторически подтверждено, что таковыми являются демократия, права человека, правовое государство, гражданское общество, рынок, - то это и есть глубинные критерии гражданственности. Вот поэтому-то возможна оценка декабристов, как провозвестников свободы, с упреждением исполнивших свой гражданский долг. Поэтому, в целом, гражданским отношением можно считать решение большинства народа России, отвернувшегося от замаранного кровью и окончательно доказавшего свою нереформируемость советского режима. Именно здесь, а не в формальном выполнении предписаний, живая душа гражданственности. Но каковы же функции гражданственности?
Первую из них можно назвать мобилизующем, то есть формирующей у людей активное отношение к действительности. В ее рамках и под ее прикрытием осуществляется формирование и развитие того, что называется гражданским обществом.
Вторая функция - направляющая, связанная с целеполаганием и придающая устойчивость действиям личности, гражданских объединений.
Наконец, третья функция - регулирующая, то есть определяющая характер реакций на внешнее воздействие (скажем, на естественное взаимопроникновение или силовую экспансию) и воздейсвующая на характер вновь складывающихся связей и отношений. Причем вплоть до отвержения и слома отживших отношений и систем, в том числе и государственной.
Все три функции своеобразно проявляются в ценностном мире личности, в зависимости от специфики ее воспитания и развития, особенностей среды и т.д. А само взаимодействие гражданского и патриотического носит ярко выраженный волновой характер: в эпоху великих переломов гражданское всегда доминирует над патриотическим. Более того, учитывая, что в революционные эпох борьба, и подчас ожесточенная, носит отчетливо выраженный классовый характер, знамя патриотизма зачастую оказывается руках сходящих с арены социальных слоев и политических групп. В этом случае консервативный характер патриотизма резко усиливается и приобретает выраженный реакционный оттенок. Ярким примером является знаменитая Вандея во Франции, понятие, ставшее нарицательным. В предреволюционные годы в России патриотические лозунги не сходили с уст черносотенцев, которым откровенно симпатизировала одряхлевшая монархия. Патриотическая идея ярко проявлялась в белом движении в годы гражданской войны в России, явлении во многом уникальном, безысходно трагическом и, в отличие от предыдущих примеров, безусловно, позитивном, сконцентрировавшем в себе тех, кого в большинстве можно назвать честью и совестью нации.
Наконец, следует остановиться еще на одном важном факторе становления и развития гражданского сознания. Речь идет о социально-профессиональной структуре общества и перипетиях ее исторического развития, а также о роли социально- профессиональных групп. Исторический опыт показывает, что социально-профессиональное положение человека, равно как и развитие самой социально-профессиональной структуры общества оказывают немалое воздействие на перспективу демократического и правового развития человеческого общества в целом. На эту особенность уже давно обратили внимание западные социологи, работая над концепциями постиндустриального, технотронного и т.д. обществ, отслеживая становление их на практике.
Формирование гражданственности и патриотизма
В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.
Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены, прежде всего, на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.
Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков русского и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы,23 февраля. Нельзя забывать также об интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.
Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном преобразовании общества, их горячей любви к родине. Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Ознакомление с жизнью и деятельностью А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, декабристов, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, классиках «серебряного» и «золотого» века, все это дает учащимся представление о патриоте, носителе передовой идеи.
Заключение
В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально- политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.
С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.
Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:
1. Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.
2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.
3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.
4. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.
5. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.
Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы:
педагоги, полностью осознают проблемы патриотического и гражданского воспитания, стоящие перед школой;
на сегодняшний день существует необходимость разработки каждой школой путей, методов, средств и форм реализации Президентской программы в этом направлении;
школьники понимают, что они являются гражданами России и будущее зависит от них, а без любви к Отечеству, к знанию ее истории, Великой России не построить;
Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.
В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В.Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
Литература
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Москва-Воронеж, 1995.
2. Власть и реформы. От самодержавия к советской России. – СПб., 1996.
3. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,1991.
4. Ионов И. О. Российская цивилизация. – М.,2000.
5. Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. – М., 1995.
6. Лакер У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. Пер с англ. – М., Текст, 1994.
7. Фролов С.С. Социология. – М.,2003.
8. Хереш Э. Купленная революция. Тайное дело Парвуса. Пер с нем. – М: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
| | следующая лекция ==> | |
Основні положення антикризового управління підприємство | | | Сущность себестоимости, ее калькуляция и структура |