Литературные викторины для взрослых на зимнюю тему. Интересные факты о зиме для детей
Викторина для детей «Зима»
1. Название месяца, начинающего новый календарный год.
2. Что зимой длиннее ночь или день?
3. Как называются зимние осадки.
4. Продолжи пословицу: «Два друга – …».
5. Какого оттенка крепкий лед?
6. Как называется жилье изо льда у эскимосов?
7. Что такое наст?
8. Как облегчить жизнь зимующим птицам?
9. Что будет с птицами, если в кормушку перестать сыпать корм?
10. Впадают ли птицы в спячку?
11. Что происходит с шерстью у белки, лисы и зайца с приходом зимы?
12. Отгадай: белый комок спрятался в стог.
13. Какое дерево лишнее и почему: сосна, лиственница, ель?
14. При какой температуре воздуха снег начинает таять?
15. Какое из явлений не относится к зиме: метель, гроза, вьюга, снегопад, гололед?
16. В какое время года самый чистый воздух?
17. Чем необычен февраль?
18. Получится ли слепить снеговика из пушистого снега?
19. Какое растение является символом новогодних праздников?
20. Какой волшебный предмет всегда носит с собой Дед Мороз?
Ответы: 1. Январь. 2. Ночь. 3. Снег. 4. Метель да вьюга. 5. Зеленоватого. 6. Иглу. 7. Плотная снежная корка. 8. Вывесить кормушки. 9. Они погибнут в ожидании еды. 10. Нет. 11. Она становится гуще и меняет цвет. 12. Заяц. 13. Лиственница. Сбрасывает хвою. 14. При 0. 15. Гроза. 16. Зимой. 17. Разное количество дней. 18. Нет. 19. Ель. 20. Посох.
Викторина «Природа зимой»
1. Можно ли утверждать, что зимний воздух самый чистый?
2. По какой причине почва в лесу промерзает не так глубоко как на поле?
3. Назови дату дня зимнего солнцестояния.
4. Продолжи: «Много снега …».
5. С каким предметом связывают происхождение слова «метель»?
6. Почему зайцы зимой укрываются под елями?
7. Холод или голод приближающейся зимы пугает перелетных птиц?
8. Сколько месяцев спят ежи, барсуки и медведи?
9. Летом змеи любят лежать под солнышком, а зимой они …
10. Какие деревья в зимнее время дают больше всего корма птицам?
11. Где зимуют тритоны?
12. Почему клесты выводят птенцов не весной, а зимой?
13. Снежинка «рождается» из капельки воды или льдинки-кристалла?
14. Чего каждую зиму лишается лось?
15. Впадают ли бобры зимой в спячку?
Ответы: 1. Можно. 2. Она покрыта слоем опавших листьев и толстым снежным покровом. 3. Декабрь 22 числа. 4. Много хлеба. 5. Метла. 6. Там теплее и безопаснее. 7. Голод. 8. Около 6. 9. Находятся в оцепенении. 10. Сосны и ели. 11. На суше. 12. Зимой есть корм. 13. Из льдинки-кристалла. 14. Рогов. 15. Нет.
Развивающие задания по теме «Зима»
1. Что происходит зимой?
а) Идет снег.
б) Прилетают птицы.
в) Рождаются клесты.
г) Медведь разыскивает берлогу
д) Поскрипывают во время сна деревья
е) Собирают грибы.
ж) Появляются подснежники.
з) Замерзают лужи.
и) Белка запасается орехами.
к) Ледоход.
л) Насекомые спят.
2. Какие из праздников зимние?
а) Международный женский день.
б) День защитника Отечества.
в) День защиты детей.
г) Новый год.
д) День смеха.
е) Рождество Христово.
з) Масленица.
и) День космонавтики.
к) День знаний.
л) День Святого Валентина.
3. «Да-Нет»
Зимой начинается листопад?
Крот зимой спит?
Трескается ледяная корка на воде?
Птицы строят гнезда?
Все покрывается снегом?
Насекомые просыпаются?
Февраль – это второй зимний месяц?
Реже светит солнце?
Зимой ночи длинные?
Наст – это корка на снежном покрове?
«Зимняя» ВИКТОРИНА
Все дети проходят жеребьевку и делятся на 3 команды+зрители. Команды садятся за столы.
- Аппликация «Снеговик».
Пока команды выполняют задание играем с зрителями.
Вот идет какой-то дед,
В шубу теплую одет.
На плече его мешок,
В бороде его снежок.
(дед мороз)
Дед Мороз стоит у елки,
Пряча в бороду смешок.
Не томи нас слишком долго,
Развяжи скорей…(мешок)
Она в серебро с жемчугами одета –
Волшебная внучка, волшебного деда.
(снегурочка)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я – главная.
(елка)
Стреляю словно пушка
Зовут меня…(хлопушка)
В январе,
На праздник важный,
Дождь идет
Цветной, бумажный.
(конфетти)
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу, глазам не верю.
Эй! Смотрите, - чудеса!
Опустились небеса!
Было облако над нами
Оказалось под ногами.
(снег)
Кто рисует на земле
Зимние картинки?
С неба падают, кружась,
Белые…(снежинки).
Эх, мягкая подушка,
Да не взять под ушко!
(сугроб)
Человек не простой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает.
(снеговик)
Жюри записывает отгадавших загадки. Команды заканчивают работу. Жюри оценивают самую аккуратную аппликацию в 3 балла.
- Кто больше перечислит новогодних персонажей.
Новый год, новогодняя ночь, снегурочка, дед мороз, снеговик, снежинка, снежная баба, новогодняя хлопушка, елочка, символ года, звери. Жюри оценивают по 1 баллу каждый персонаж.
- Нарисовать с закрытыми глазами снежинку.
- Кроссворд «Зимний».
- В новой стенке, в круглом окне, днем стекло разбито,
А за ночь вставлено. (прорубь)
- Старик у ворот, тепло уволок,
Сам не бежит, и стоять не велит. (мороз)
- Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа.(лед)
- Году начало, зиме середина.(январь)
- Зиме начало, году конец.(декабрь)
- С неба – звездой,
В ладошку – водой.(снежинка)
- С метлой в руке,
С ведром на голове
Стою зимой я на дворе.(снеговик).
За каждое отгаданное слово жюри дает один балл.
Пока команды разгадывают кроссворд со зрителями играем, рассказываем стихи.
- Слова анаграммы.
1 команда. ЛЬТЕЕМ, ВАРЯНЬ, КАХПУЛОШ, ТАККО, КИЛЖНЫ.(метель, январь, хлопушка, каток, лыжник)
2 команда. ГЬЮВА, ДЬАКЕБР, РВЕРФЕКЕ, КЬИНКО, ФУТГСИРИ.(вьюга, декабрь, феерверк, коньки,фигурист)
3 команда. ПОГНЕСДА, ВРЬЛАЕФ, ЛТЮАС, БОРНОДУС, КАСИН. (снегопад, февраль, салют, сноуборд, санки)
Зимняя викторина для начальных классов, 3-4 класс
Часть 1
1. Для чего на зиму вставляют вторые рамы? (Примерный ответ. Вторые рамы вставляют для предохранения комнаты от быстрого остывания. Неподвижный воздух, заключенный между двумя рамами, является плохим проводником тепла.)
2. Почему рыхлый снег предохраняет почву от промерзания лучше, чем утрамбованный? (Примерный ответ. Снег порист: между снежинками и даже внутри них много воздуха, который, повторим, является плохим проводником тепла. Воздух, содержащийся в снегу, задерживает тепло, излучаемое землей в атмосферу. Утрамбованный снег содержит меньше воздуха и поэтому задерживает тепло хуже.)
3. Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна? (Примерный ответ. Водоемы не промерзают до дна потому, что лед легче воды. Охлажденные слои воды застывают на поверхности коркой льда, а затем лед и снег на нем предохраняют воду от промерзания. Если бы лед был тяжелее воды, он опускался бы на дно и вода замерзала бы сплошной глыбой.)
4. Почему зимой на внутренней стороне оконных стекол появляются морозные узоры? (Примерный ответ. Зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается, и часть водяных паров из него оседает на холодные стекла в виде кристалликов льда. На углах этих кристалликов образуются «рожки», которые начинают ветвиться и разрастаться. Затем кристаллики соединяются между собой и образуют на стеклах самые причудливые узоры.)
5. Почему пешеход, идя по глубокому снегу, проваливается, а лыжник нет? [Примерный ответ. Площадь подошв пешехода, на которую распределена тяжесть тела, невелика, поэтому они и продавливают снег. А вес лыжника распределяется по всей длине лыж, давление в каждой точке гораздо меньше.)
6. Почему коньки скользят по льду? (Примерный ответ. Стоя на коньках, конькобежец давит весом своего тела на очень маленькую площадь льда. Под большим давлением лед тает, между полозьями коньков и льдом образуется тонкий слой воды, по которому коньки скользят.)
7. Если в мороз открыть дверь с улицы в жарко натопленную комнату, то у порога начинает клубиться пар. Как он образуется? (Примерный ответ. Врывающийся снаружи в открытую дверь холодный воздух, соприкасаясь с теплым воздухом комнаты, охлаждает его. При этом часть водяных паров, содержащихся в теплом воздухе, конденсируется в водяной туман - пар.)
8. Почему во время снегопада температура воздуха, как правило, повышается? (Примерный ответ. Температура воздуха во время снегопада повышается, потому что при образовании снега из капелек воды или водяного пара выделяется тепло.)
9. Зачем зимой посыпать тротуары песком? (Примерный ответ. Тротуары посыпают песком затем, чтобы сила трения была больше и пешеходы не падали.)
10. Почему зимой даже от тщательно замазанного и заклеенного окна все же немного дует? (Примерный ответ. Дует, конечно, не с улицы. Все объясняется циркуляцией воздуха. Охлажденный у окна воздух «стекает» вниз, вытесняя теплый, затем он сам нагревается, вытесняется более холодным воздухом...)
11. Как мокрое белье высыхает на морозе? (Примерный ответ. Вода, находящаяся в мокром белье, на морозе превращается в мельчайшие кристаллики, которые постепенно выветриваются.)
12. Верно ли, что при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (Примерный ответ. Верно. Облака для Земли - все равно что одеяло, они не дают ей остывать.)
13. Почему зимнюю одежду стараются делать из меха или шерсти? (Примерный ответ. Мех и шерсть - плохие проводники тепла, поэтому они лучше всего предохраняют тело от холода (от потери тепла).) Снежки - излюбленная забава детворы. Играя в снежки, ребята учатся меткости; тут нужны и сила, и ловкость, и смелость. Можно построить крепость, смастерить горку, снеговика. В общем, зимние каникулы можно сделать настолько интересными, что вы будете ждать следующих с нетерпением.
Часть 2
Бегут по дорожке
Доски да ножки. (Лыжи.)
Один человек
На двух лошадях сразу едет. (Лыжник.)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы. (Санки.)
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Что несет меня? (Коньки.)
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом? (Лыжи.)
Бежала - шумела,
Заснула - заблестела.
Что это? (Река летом и зимой.)
Вырос лес,
Белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не выехать. (Морозный узор на окне.)
Летит - молчит,
Лежит-молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет. (Снег.)
В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито.
За ночь вставлено. (Прорубь.)
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает. (Лед.)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом -
Все покрыла серебром. (Зимние месяцы.)
Белая звездочка с неба упала.
Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка.)
Схватил за щеки, кончик носа,
Раскрасил окна все без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос!
Все это делает... (мороз).
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их... (рукавички).
С одной стороны лес,
С другой - поле. (Шуба.)
Игровое и познавательное развлечение
Цель: создать атмосферу соревнования, сплочённости детей.
Задачи: обобщить знания детей о зиме, способствовать развитию связной речи, обогащать активный и пассивный словарный запас, развивать логическое мышление, слуховое внимание и память.
Оборудование: материал для рисования (листы ватмана, гуашь, кисти), картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением диких животных, грамоты и призы.
Ход игры-викторины
В викторине участвуют 2 команды со своими группами поддержки. С помощью жеребьёвки определяется очерёдность ответов каждой команды: №1, №2. Команды рассаживаются за столы. Объявляется состав жюри. Жюри внимательно следит за выполнением заданий и за правильный ответ ставит по 1 баллу.(корзина со снежками, кто больше наберет снежков).
Ведущий читает стихотворение «Вы узнаете зиму?»
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину,
Метёт и кружится пурга
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли, недвижимы.
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесли густую ель
На праздник наш любимый.
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаете зиму?
Чтение стихотворения (Карина):
Приходит в шубке белой
Красавица зима
Ступает королевой,
На шапке бахрома.
Снежинками украшен
Сверкающий наряд
Платком она помашет-
Снежинки полетят.
Ведущий: Ребята сегодня вы будете участвовать в игре викторине «Как узнать зиму?»
Сейчас вы сформируете команды.
1 команда: «Снеговики»
2 команда: «Снежинки»
За правильные ответы будет даваться снежок в вашу корзинку.
Представление жюрию
Задание №1. «Назови признаки зимы»
Ведущий: Каждая команда по очереди перечисляет признаки зимы. (По каким признакам мы узнаем зиму?)
*Зимой самые короткие дни и длинные ночи.
*Солнце стоит высоко и греет мало.
*Небо часто серое.
*Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.
*Реки и озёра покрыты льдом.
*На окнах мороз рисует причудливые узоры.
*Деревья и кусты стоят без листьев.
*Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.
*Остались только зимующие птицы.
*Зайчик и белочка поменяли свои шубки.
*Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах.
*У детей зимние забавы – лыжи, коньки и санки.
*На полях делают снегозадержание.
*Люди носят зимнюю одежду и т.д.
Задание №2. «Расскажи стихотворение»
Ведущий: Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов писать музыку, поэтов – стихи. Недаром зиму называют «волшебница, кудесница, кружевница, красавица».
Кирилл: Что за гостья к нам пришла?
Запах хвои принесла
А на ней огни, гирлянды,
До чего ж они нарядны!
Богдан: Здравствуй, елочка лесная,
Серебристая, густая!
Ты под солнышком росла
И на праздник к нам пришла.
Витя: Ты пришла на радость детям,
Новый год с тобой мы встретим
Дружно песню заведем,
Весело плясать пойдем!
Ведущий предлагает каждой команде рассказать стихи о зиме, о елочке. В это время группа поддержки рисует «Елочку».
Ведущий: Ребята, а вот наша елочка, но она не нарядная, грустная давайте её украсим.Команды вместе украшают елочку.
Музыкальная пауза хоровод: «Елочка» (дети под музыкальное сопровождение имитируют движения, соотнося их с текстом песни)
Все вокруг запорошило
Вьюга кутерьма
Красотой своей пленила зимушка – зима
Мы из сказочного леса елочку несем
Весело все вместе мы песенку споем
припев
Кружево из инея на твоих иголочках
Самая красивая будет наша елочка
Мы тебя окутаем дождиком из серебра
Станет наша елочка совсем волшебная!
Скоро волшебство случиться,
Только подожди
Ты его поймай в ладоши и не упусти
Скоро яркие гирлянды елочка зажжет
И веселой песней пляской к нам Рождество придет!
Задание №3. «Подбери слово»
Каждая команда подбирает слова-признаки к заданным словам.
1 команда. Заданное слово «ЗИМА» – холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т.д.
2 команда. Заданное слово « СНЕГ» – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, сверкающий и т.д.
Женя: Снежок порхает кружится
На улице бело
И превратились лужицы
В холодное стекло
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири!
Задание №4. «Назови птицу»
Ведущий: Осенью перелётные птицы улетели на юг, а у нас остались зимующие, задание командам:
а) по очереди перечислить зимующих птиц,
б) узнать на картинках и назвать зимующих птиц.
Задание №5. «Скажи слово»
а) Ведущий каждой команде читает предложение, но не до конца, дети должны добавить последнее слово:
1 команда. - Заяц зимой белый, а летом…
Белка живёт в дупле, а ёж …
У лисы хвост длинный, а у зайца …
2 команда. - Заяц пушистый, а ёж …
Белка зимой серая, а летом …
Лиса живёт в норе, а волк …
б) Ведущий: Мы перешли к диким животным. Предлагаю вам узнать диких животных на картинках и назвать.
в) Ведущий: Я называю слово – признак, а вы должны определить к какому животному или птице это относится, например: мудрая – сова.
1 команда. Трусливый… (заяц)
Голодный… (волк)
2 команда. Хитрая… (лиса)
Косолапый… (медведь)
Задание №6. «Загадки»
Ведущий: Самое приятное и лёгкое задание – это отгадывание загадок. Группа поддержки может помогать своей команде.
1. Наступили холода,
Обернулась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
2. Кто поляны белит белым.
И на спинах пишет мелом.
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (зима)
3. Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (зимушка-зима)
4. Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – уголки,
Руки – сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (снежная баба)
5. Я катаюсь на нём до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы.
А на горку всегда сам пешком я хожу,
И коня своего за верёвку вожу (санки)
6. Деревянные кони
По снегу бегут,
А в снег не проваливаются (лыжи)
7. Два коня у меня, два коня,
По льду они возят меня,
А лёд твёрдый, каменный (коньки)
8. Кто зимой в трубе гудит? (ветер)
9. Как по небу с севера
Плыла лебедь серая.
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала – сыпала
На поля, озёрушки
Белый пух да пёрышки (снежная туча)
10. Подморозило вчера
Налетела мошкара.
И от этой мошкары
Стали белыми дворы (снег)
Задание №7. «Игра в слова» (Можно выполнять стоя около столов).
Ведущий: Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите слово, которое подходит к заданному слову. Например: заданное слово – волк. Я перечисляю слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышали слово, которое подходит к волку – «пушистая» не подходит, «берлога» тоже не подходит, «голодный» - подходит, значит нужно хлопнуть в ладоши.
1 команда: Заданное слово «лиса».
Рыжая (хлопок), скачет, колючий, воет, волчонок, пушистая (хлопок), нора (хлопок), лисёнок (хлопок), хитрая (хлопок) и т.д.
2 команда: Заданное слово «ёж».
Маленький (хлопок), длинноухий, колючий (хлопок), медвежонок, фыркает (хлопок), косолапый, ежонок (хлопок) и т.д.
3команда. Заданное слово «заяц».
Белый (хлопок), хищник, сильный, зайчонок (хлопок), бегает (хлопок), логово, неуклюжий, скачет (хлопок) и т. д.
Ведущий: Задания закончились. Команды справились со своими заданиями. Жюри подсчитывает результаты, а я хочу закончить нашу викторину стихотворением.
Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние.
Теплом растопит солнышко
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса заколыхаются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые!
Жюри объявляет результаты и начинается награждение победителей
Канушина Наталия
Сценарий игры-викторины «Зимушка-Зима» для детей средней группы
Цель : обучение детей совместной работе в команде в условиях соревнования.
Задачи :
Определение уровня знаний детей по теме : «Зима» ;
Умение отгадывать загадки; подбирать слова признаки;
Развивать внимательность;
Развивать умение совместной командной игре;
Обучение методам самоконтроля (умение выслушивать соперника, работать согласно устной инструкции) .
Необходимый материал : эмблемы, фланелеграф -2, фломастеры, эмблемы команд разрезанные на 4-6 частей, 2-е пары лыж, 2-е косички, 2 куба, 2 обруча, картинки с зимующими и перелетными птицами, грамоты.
Ход игры.
Ведущий. Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашей игре-викторине : «Зимушка-Зима » .
Играть сегодня будут две команды, команда «Снежинки» , команда «Снеговики» . Приветствуем участников игры .
Ребята, викторина – это не просто игра, а игра-соревнование, поэтому нам необходимо строгое и справедливое жюри (выбирается жюри из представителей администрации и родителей) .
Послушайте правила игры :
Оценкой за правильный ответ будут очки, которые члены жюри будут выставлять командам. Чья команда наберет больше очков, та и будет считаться победителем;
Я задаю вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит;
Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать;
Ответ должен быть четкий и ясный.
Ведущий : Ребята, вы согласны с правилами?
Жюри мы выбрали, с правилами ознакомились, начинаем игру!
И так у нас 2 команды. Команда «Снеговики» и «Снежинки» . За каждое правильно выполненное задание получаете по 1 очку.
Чтобы узнать тему нашей викторины, нужно отгадать загадку, загадка для обеих команд :
Снег на полях, лёд на реках
Вьюга гуляет, когда это бывает (Зимой)
Молодцы ребята! Отгадали загадку.
1. А теперь первое задание рисунок команд, выполняют задание капитаны. Выходите капитаны к фланелеграфу : перед вами на столе фломастеры и лист бумаги. Вы должны нарисовать символ своей команды. Ваша задача нарисовать ни столько быстро, сколько красиво и качественно, используя фломастеры. Начали.
А теперь покажите свои рисунки. Жюри оценит ваши работы.
2. Второе задание «Отгадай загадку!» : вам необходимо отгадать загадки о зиме.
Ведущий : загадка для команды «Снеговики» .
Она пушиста, серебриста,
Но рукой ее не тронь :
Станет капелькою чистой,
Как поймешь на ладонь (снежинка) .
Ведущий : Загадка для команды «Снеговики» .
Он белым пухом лег на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез (снег) .
Ведущий : Загадка для команды «Снежинка»
Подморозило вчера
Налетела мошкара.
И от этой мошкары
Стали белыми дворы (снег)
Ведущий : Загадка для команды «Снежинка»
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды
Превратил он лужи в стекла
Сделал снежными сады (мороз) .
Ведущий «Снеговики» .
Я прозрачна, как стекло,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю (сосулька)
Ведущий : загадка для команды «Снежинка»
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – уголки, руки – сучки.
Холодная, большая, кто же я такая? (снежная баба)
Ведущий : следующая загадка для команды «Снеговики» .
Я катаюсь на нём до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы.
А на горку всегда сам пешком я хожу,
И коня своего за верёвку вожу (санки)
Ведущий : загадка для команды «Снежинка»
Деревянных два коня,
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега (лыжи) .
Ведущий : молодцы ребята, умеете отгадывать загадки. Слово предоставляется жюри.
3. И так, третье задание игра «Собери эмблему»
Перед каждой командой на расстоянии 5-6 метров на столах лежат эмблемы, 1-й ребенок надевает лыжи подбегает, берет одну часть, возвращается назад, передает эстафету, бежит следующий и т. д., чья команда, быстрее соберет свою эмблему, побеждает в игре.
Ведущий : мы переходим к следующему заданию :
4. «Подбери слово»
Каждая команда подбирает слова-признаки к заданным словам.
Заданное слово команды «Снежинка» . «ЗИМА» – холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т. д.
Заданное слово для команды «Снеговики» . «СНЕГ» – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, сверкающий и т. д.
Ведущий : мы переходим к следующему заданию :
5. «Зимняя разминка» .
Ведущий : о чем я говорю, то вы и показываете. Разминка для команды «Снежинка» .
«Не боимся мы пороши-
Ловим снег, хлопок в ладоши
Руки в стороны. По швам
Снега хватит нам и вам.
Носом – вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Марш на месте, не спеша
Как погода хороша»
Ведущий. Разминка для команды «Снеговики» .
«Мы теперь мечтатели :
Бьем по неприятелю
Размахнись рукой, бросок
Прямо в цель летит снежок
Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым
Поднимаем выше ногу
Проложи другим дорогу»
Ведущий : мы переходим к следующему заданию :
6. Задание «Назови и покажи птиц» .
Ведущий : вопрос команде «Снежинка» . Осенью птицы улетели на юг, как они называются? Каких перелетных птиц вы знаете?
Перелётные, (ласточка, скворцы, грачи, дикие гуси, дикие утки, журавли) .
Ведущий : вопрос команде «Снеговики» . А птицы, которые остались у нас, как они называются? Каких зимующих птиц вы знаете ?
-- Зимующие , (сорока, ворона, дятел, синица, воробей, голуби, снегири) .
Ведущий : мы все вместе поиграем.
7. Совместная игра «Похлопаем, потопаем!»
Ну-ка дети, дайте мне ответ, так зимой бывает или нет? (если бывает - хлопаем в ладоши, если нет-топаем ногами) .
Листопад, снегопад, капель, метель, мороз, жара, вьюга, холод, трава, гололед, стужа, радуга, иней.
Ведущий : А сейчас поиграем в игру
8. Задание для команд : «Назови ласково» . Слова команде «Снежинка» .
А) Зима - зимушка .
Б) Снег - снежок.
В) Лед - ледок
Г) Снежинка – снежиночка.
Д) Горка – горочка.
Слова команде «Снеговики» .
А) Ветер – ветерок.
Б) Ком – комочек.
В) Метель - метелица
Г) Санки – саночки.
Д) Снеговик – снеговичок.
9. Ведущий : в следующем задании, примут участие капитаны команд. Я буду зачитывать вопросы по очереди. Если капитан команды ответить не сможет, то помогают остальные участники.
Вопросы команде «Снежинка» .
1. Назовите по порядку зимние месяцы.
2. Что падает с неба в зимнее время?
3. Во что можно играть только зимой?
4. Какой праздник бывает только зимой?
Вопросы команде «Снеговики» .
1. Назовите первый месяц зимы?
2. Из чего состоит лед и снег?
3. Что происходит с водоемами?
4. Какое время года наступает после зимы?
Слово предоставляется жюри подведение итогов.
Награждение всех участников игры медальками .