Литературное агентство адреса. «Для западного общества русская литература - это девятнадцатый век»
Литературными агентами, как правило, становятся бывшие редакторы - за годы работы у них нарабатывается определенное коммерческое чутье, и они узнают все нужные ходы и выходы.
Литературный агент на Западе
На Западе литературный агент - неотъемлемая часть книжного бизнеса. Он рассматривает рукопись и, если видит в ней потенциал, предлагает ее для опубликования. Он избавляет издателей от контактов с графоманами, а писателям дает возможность продать их произведения на наиболее выгодных условиях - то есть экономит всем участникам рынка время и деньги.
Функции литературного агента
Агент всегда старается обеспечить своему клиенту наиболее выгодный контракт, так как его собственный доход напрямую зависит от дохода писателя - он получает от 10 до 20 процентов авторского гонорара. В среднем агенты берут 15 процентов за посредничество и 20 процентов за продажу прав на перевод.
Первичные агенты и субагенты
Литературных агентов можно условно поделить на две категории: первичных агентов и субагентов.
Литературные агенты в России
Настоящие первичные литературные агентства в России - явление исключительно редкое, и главная причин того - низкие гонорары: пятнадцать процентов от копеечных писательских заработков не стоят всех хлопот.
Однако литературные звезды, у которых авансы и роялти составляют крупные суммы, нередко прибегают к услугам первичных агентов. Они исходят из того, что писатель не должен загружать голову коммерческими вопросами. Его работа - писать, работа агента - продавать написанное.
Издатели-агенты
Многие небольшие российские издательства, по сути, выполняют именно агентские функции: подыскивают рукописи для более крупного партнера и перепродают их с наценкой. В этом как раз и заключается их отличие от традиционных литературных агентов: они работают не за процент от авторского гонорара, а либо за разницу между ценой покупки и продажи рукописи большому издательству, либо за долю от ее реализации оптовикам. Как правило, эти издательства-агентства занимаются еще и подготовкой текста к печати, а печать и распространение берет на себя крупный партнер.
Как найти литературного агента?
В основном агенты ищутся либо через интернет, либо по рекомендациям. Рукописи в агентства предлагаются точно в таком же порядке, что и в издательства: , и основной текст (если иное не оговорено на сайте агента).
Сотрудничество с агентом
Если вы получили предложение о сотрудничестве, удостоверьтесь, что вам приятно работать с данным человеком. Агент станет единственной ниточкой, которая будет связывать вас с большим книжным миром, поэтому вы должны быть уверены в том, что он:
а) достаточно профессионален в своем деле;
б) имеет безупречную репутацию;
в) будет расценивать вас как уважаемого клиента и уделит вашей книге столько сил и времени, сколько положено;
г) имеет убедительные доказательства успеха, а именно список клиентов, чьи рукописи он пристроил в издательства.
Если агент ссылается на конфиденциальность подобной информации, иметь с ним дело бессмысленно.
Хороший литагент - это человек, который не заставляет вас беспокоиться о судьбе вашей книги. Закрытость и нежелание делиться существенной информацией - плохой знак.
Интересуйтесь ходом событий. Спрашивайте у агента, кому он разослал вашу рукопись и какие ответы получил.
Заранее оговорите условия расторжения контракта. Оставьте себе отходные пути на тот случай, если вас что-либо не устроит (например, существенная задержка подачи рукописи в издательства).
Агенты-жулики
Никогда не платите агенту за рассмотрение вашей книги. Агент должен зарабатывать на продаже прав на рукопись, а не на вас. В интернете можно найти массу русскоязычных литературных агентств, но среди них крайне мало тех, кто действительно помогает издать книгу за процент от гонорара. Большинство пытается взять деньги с писателей за защиту авторских прав, размещение текстов на сайте, корректуру, редактуру и написание рецензий.
Все это, разумеется, не имеет никакого отношения к настоящей агентской работе.
Литературный агент - редкий зверь в России. В последнее время число их множится, так как все больше и больше блогеров и писателей-самоучек хотят выйти на серьезный уровень и заключить договор с крупным издательским домом. Именно на их амбициях и держится деятельность новоявленных литагентов, которые предлагают помощь писателям.
Нужно отметить, что первым в помощники начали набиваться деятели культуры под руководством Союза писателей России. Но, результат там был плачевным: есенинские мотивы увидали знатоки книгоиздания в стихах, что написал робот. Если кому-то интересна эта история, то достаточно ввести в интернете «Борис Сивко», будет вам и видео на ютубе и все остальное. Примечательно, что после событий тех лет ни главу СП России Москвы Владимира Бояринова, ни его протеже Александра Гриценко так и не «отлучили» от СП. Данные господа продолжают свою нехитрую деятельность в дурении графоманов. Нам это как бы намекает, что видимо, Союз писателей России во главе с Валерием Ганичевым такой подход к жизни одобряет.
А потому, не будем заострять внимание на мошенниках, которые называют себя литературными агентами, а сосредоточимся на тех, кто таковыми все же является. Принцип отбора тут довольно прост - решено было оценивать каждого литагента по реальным именам писателей, которых он продвинул. Также был взят во внимание авторитет организации и отзывы в интернете.
№ 1. Юлия Гумен из «Banke, Goumen & Smirnova» (http://bgs-agency.com/ru)
Общее впечатление:
Сайт литагентства внушает доверие своим перечнем авторов, с которыми по утверждению самой компании «Banke, Goumen & Smirnova», ведется работа. Но ведется ли она на самом деле - никто не проверял. Тем более, что все приведенные имена в основном становились известными еще до появления «Banke, Goumen & Smirnova».
Публикаций у агентства от лица Юлии Гумен на окололитературных сайтах достаточно много. Но никаких историй успеха под шефством «Banke, Goumen & Smirnova» найти не удалось.
О самих агентах известно немного, лишь очень сильно покопавшись в интернете, можно найти закешированные версии различных страниц, в которых рассказывается о том, что агентство было сделано как дочернее предприятие, а авторам со стороны особо ничего не светит.
Но, факт остается фактом, - это единственный литагент в России, о котором нет множества негативных отзывов.
№ 2. Ирина Горюнова (http://moilitagent.ru/)
Общее впечатление
После проведенных часов в интернете создалось стойкое убеждение, что Горюнова все-таки не литературный агент, а писатель, который себя продвигает, позиционируя литературным агентом. Но на официальном сайте есть портфолио, что намекает на серьезность агента. Если отбросить в сторону, что все обложки книг, представленных в портфолио явно сделаны в одной стилистике, а о издателях, которые выпустили эти книги ничего неизвестно (как и о самих книгах, кстати), появляется надежда, что Индивидуальный предприниматель Горюнова действительно может устроить литературную судьбу писателя.
Ирина Горюнова много публикуется в проектах, напрямую связанных с литературной тусовкой и с некоторыми премиями, которые были замешаны в коррупции по отзывам в сети. Но, ее общее реноме это портит не сильно. Скорее, это такой вариант Александра Гриценко из Союза писателей России (а также Интернационального союза писателей), просто в более облегченном виде.
Следы присутствия Горюновой в мировой паутине самые заметные из всех, кого я представлю ниже. Значит, своих клиентов она тоже ищет в сети. Но, вот клиенты не очень ей довольны - она предлагает лишь написать рецензию, да (видимо) готова поспособствовать в издании книги за счет автора под крылом неизвестного издателя. Будет ли потом продвижение в сети - явных следов нет, как и положительных отзывов.
№ 3. Никита Митрохин из Русского литературного центра (www.litagenty.ru)
Общее впечатление
Причина помещения Русского литературного центра на третье место, а не на второе — компания не позиционирует себя как литературное агентство, а скорее, как информационное агентство, но имеющее возможности как издать книгу, так и познакомить писателя с издателем. Также огорчает, что у агентства нет раздела портфолио, но покопавшись в новостях можно найти истории успеха реальных людей. Из-за этого Русский литературный центр все-таки вызвал у меня доверие.
Сам Никита Митрохин очень сложно откапывается в социальных сетях, но можно найти его номер в интернете или написать ему в LinkedIn(https://www.linkedin.com/in/%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D1%81-%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BD-658903122/) воспользовавшись прокси-сервером или Tor. Компания сотрудничает с ИД «Прогресс», имеет офис, а о Митрохине писали в «МК», «Московской правде», «РБК» и на других ресурсах. Больше всего подкупило, что Русский литературный центр делает своим авторам сайты бесплатно и был замечен в конкурсах с бесплатной публикацией авторов.
№ 4. Дмитрий Кравчук из Российского союза писателей (http://www.rossp.ru/)
Общее впечатление:
Дмитрий Кравчук - создатель порталов Проза.Ру и Стихи.Ру, и в целом мало заметен в интернете. Раньше организация соседствовала с Союзом писателей России и арендовала площадь у того самого Бояринова, что видит есенинские мотивы в стихах от компьютерной программы по подбору рифм.
Не смотря на существование Российского союза писателей уже много лет, а портала СтихиРу и того больше, пока что Кравчук и его команда предлагают только издание книг и сборников, причем всем желающим. А успешно раскрученных писателей у них нет. Но есть те, кто начинал публиковаться на СтихахРу и потом пришел к успеху. Примеров много, но в сборниках они не участвовали.
Вот тут-то и можно понять, что писатели - самые злые клиенты. Даже один из крупнейших порталов со своими предложениями не вызывает у них восторга. После этого задумываешься об объективности отзывов об Ирине Горюновой и Никите Митрохине. Тут же мне пришла в голову мысль, что чем агентство активнее работает с авторами, тем больше и негатива.
№ 5. Денис Сухейко из литературного агентства «Новые имена» (http://litagentstvo.ru/)
Общее впечатление
Это дочернее предприятие журнала «Союз писателей». Суть агентства проста - они предлагают издать книги или опубликоваться в журнале под брендом «Союз писателей». Успешных «выкормышей» ни самого ИД «Союз писателей», ни агентства «Новые имена» найти не удалось.
У этого агентства, как и у Русского литературного центра есть свой магазин, но не в Москве, а в Новокузнецке. Как продаются книги - неизвестно, но в литературном мире они считаются организацией, которая с радостью публикует всех страждущих без особых нареканий.
Так как ИД «Союз писателей», как мы уже выяснили, любит называть мошенниками всех, кто работает в той же нише, что и они, объективными отзывы о компании назвать сложно. Но, мне понравилась заметка в «Российском колоколе», где ИД «Союз писателей» сравнили с компанией Abibas, копирующей известные кроссовки Adidas. Так как к союзам писателей издательство не имеет отношения, то, пожалуй, Abibas - самое верное определение этого агентства.
№ 6. Олеся Саган и литературное агентство «ЛитМедиа» (http://lit-media.ru/)
Общее впечатление:
Все бы хорошо, но чем больше сайтов литагентов смотришь, тем лучше различаешь компании, которые просто доят авторов от компаний, которые с авторами работают. При отсутствии каких-либо успешных проектов, о компании «ЛитМедиа» много положительных отзывов от неизвестных авторов, что божатся, что им издали книгу и заплатили гонорар. Насколько это правда - большой вопрос, но складывается впечатление, что в компании работает лишь одна Олеся Саган.
Увы, но СМИ об агентстве ничего не пишут, а в книжных выставках-ярмарках компания не участвует.
За счет положительных отзывов компания замыкает ТОП литературных агентств в России.
Вконтакте
* В расчетах используются средние данные по России
В настоящий момент издательский бизнес относится к достаточно рискованным и имеющим продолжительные сроки окупаемости. При этом издательство всегда заинтересовано в талантливых писателях, которые могут приносить этому издательству деньги. Проблема в том, что найти хорошего писателя сегодня особенно сложно – огромное количество графоманов мнит себя величайшими литераторами, в издательства поступает несметное количество рукописей, из которых приемлемого уровне не будет и одного процента. Есть проблема и с другой стороны – из-за немалого числа поступающих в издательство заявок хорошая рукопись начинающего писателя часто остаётся без внимания, а редакторы вынуждены просматривать слишком много макулатуры. Отсюда и возникает потребность в литературных агентах – эти люди являются посредниками между писателями и издательствами, но зато они берут на себя обязанность рецензировать, оценивать и даже дорабатывать рукописи, они отбирают перспективные произведения, после чего отправляют их в то издательство, которое заинтересуется ими с наибольшей долей вероятности.
Литературный агент за рубежом – неотъемлемая часть книжного рынка, однако в России, как и во многих других случаях, эта сфера деятельности находится в зачаточном состоянии. Впрочем, это не значит, что в этой стране нельзя зарабатывать по этому направлению, просто придётся учитывать немалое количество особенностей данной работы. Самая важная особенность – агентство чаще всего есть смысл открывать, если агентом будет сам предприниматель, открыть контору, которая нанимает агентов со стороны, почти всегда – заведомо проигрышное дело. Литературное агентство открывают единомышленники, каждый из которых и будет выполнять агентские задачи; при этом, вполне вероятно, придётся нанимать людей для выполнения других задач, но с этим могут справиться и аутсорсинговые компании.
Итак, для начала необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, для этого нужно обратиться в местный налоговый орган, при этом можно быть как и просто индивидуальным предпринимателем, так и можно оформить своё юридическое лицо. Лучшая форма – общество с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае будет доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Нужно сказать, что деятельность литературного агента – это исключительно посредничество, а значит, никаких специальных разрешений и лицензий не требуется. Агентская деятельность подпадает под определение услуг для населения, и даже при работе с зарубежными издательствами не придётся получать дополнительные разрешения. То есть данный процесс вряд ли затянется на слишком долгий срок, и при этом не нужно иметь слишком больших средств для регистрации; оформление индивидуального предпринимательства обойдётся в сумму от 800 рублей (величина государственной пошлины), оформление юридического лица – около 20 тысяч рублей (сюда входит не только величина государственной пошлины, но и уставный капитал, который не может быть меньше 10 тысяч рублей, а также мелкие расходы на оформление множества бумаг). В итоге за пару месяцев можно решить все бюрократические вопросы.
Когда этот этап пройден, можно приступать к поиску помещения для своего агентства; впрочем, многие подобные фирмы работают полностью удалённо, потому что им не приходится принимать клиентов в своём офисе (вернее, без этого можно обойтись, во всяком случае на первых этапах). Даже сотрудники агентства могут работать из дома. Сегодня писатели находят агентства (или агентства находят писателей) через интернет, при этом переговоры с издательствами проходят уже на их территории, что избавляет предпринимателя от необходимости содержать офис. В крайнем случае, его можно оборудовать дома или же просто арендовать небольшое помещение в каком-нибудь спальном районе города. Но тут есть и другая сложность – сегодня целесообразно открывать литературное агентство в крупных городах, где есть много издательств (это, пожалуй, только города с населением от одного миллиона или хотя бы крупные областные центры), изучив предварительно ситуацию с издательствами в своём регионе, можно понять, есть ли смысл открывать представительство. Но где бы ни работало агентство, ему почти наверняка придётся работать по всей стране (и даже за рубежом в некоторых случаях), потому что даже при работе, например, в Москве упускать сотрудничество с питерскими и даже региональными издательствами не стоит. Отсюда и получается, что агенты вынуждены постоянно ездить в командировки, кто-то из них может работать только в своём регионе, но остальные почти наверняка будут немало времени проводить в разъездах. Таким образом, открытие своего представительства – это не необходимость, а просто способ более организованно вести бизнес. Стоимость аренды не в центральных районах города будет составлять в среднем одну тысячу рублей за один квадратный метр площади, при этом, конечно, в мегаполисах (типа Москвы и Санкт-Петербурга) цена может быть несколько выше, а в небольшом городе – ниже. Тут точные цифры назвать достаточно сложно. При этом нужно отметить, что офис несёт не только представительскую функцию, иногда действительно необходимо иметь оборудованные рабочие места для всех сотрудников (например, если агентство предлагает писателям ещё и редакторские услуги). Оборудовать офис можно за относительно небольшую сумму – в пределах ста тысяч на полноценное представительство, обычно же эта цифра в несколько раз меньше.
Теперь нужно немного более подробно остановиться на том, что именно нужно сделать для того, чтобы агентство было успешным. В настоящее время к услугам литературных агентств обращается относительно малое количество людей, многие начинающие писатели предпочитают начинать работу напрямую с издательством, то есть отправляют рукописи сразу туда. В большинстве случаев они даже не получают ответа. Рано или поздно почти каждый начинающий литератор задумывается о том, чтобы обратиться за помощью к профессионалам. И тут уже нужно выделять две категории людей – те, кто всё так и хочет издаться за счёт издательства и те, кто решил издать книгу собственными силами. Преимущества и недостатки есть и в том, и в другом случае продвижения произведения (к примеру, издание за собственные средства – это не только расходы и риск их не окупить, но и зачастую снижение шансов на сотрудничество с издательскими домами, потому что издательство заинтересовано в редактуре рукописи, а не в получении готовой книги). Сегодня существует огромное количество конкурсов для начинающих писателей, но все они редко эффективно продвигают труды начинающих литераторов, и только агент может действительно помочь в продвижении книги. Работать ему приходится и с теми, кто хочет издать книгу не за свой счёт, и с теми, кто готов за это платить. Рассмотрим для начала первый вариант. В России вряд ли окажется эффективной работа с предоплатой или платой в принципе за какие-то услуги – редкий писатель готов отдать какие-то деньги за то, чтобы продвигать свою книгу (просто потому, что у него их нет). Отсюда следствие – агент будет получать только некий процент от авторского гонорара, который получит его клиент (а он его может и не получить). В общем-то, именно это и является главной мотивацией агента – ему нужно во что бы то ни стало продать книгу издательству. Поэтому агентство должно очень осторожно отбирать рукописи, которыми придётся заниматься, потому что продвижение книги в издательских домах – процесс сложный и долгий. Конечно, в случае нахождения очень перспективного автора есть шанс вообще себя обеспечить немалым доходом, но такие случаи всё же редки. Здесь агентству есть смысл поступать следующим образом – принимать на рассмотрение поступающие от авторов заявки, причём не обязательно требовать сразу саму рукопись. Зачастую только по поступающим заявлениям можно определить графоманов. Также есть смысл занять только определённую нишу, а не пытаться охватить все жанры и направления. То есть агентство должно заниматься только художественной или научной, или детской и т.д. литературой. Можно, конечно, сразу принимать и рукописи. Агент, в отличии от сотрудников издательства, в первую очередь и должен оценивать поступающий материал, оперативно просматривать все заявки. Если рукопись подходит, и её можно продать с большой долей вероятности, то можно уже приступать к переговорам с издательствами. Хорошее агентство всегда в курсе ситуации на рынке, точно знает, какое издательство в каких произведениях заинтересовано, агентство в принципе должно знать всё и всех в этой сфере. Неплохо, если у агента есть знакомые (в общем, связи) в издательствах, таким образом можно будет существенно упростить себе работу. Как можно понять, работа с начинающими авторами, которые не имеют возможности издать книгу за собственные средства, - это рискованный и сложный процесс, потому что далеко не каждый клиент сможет принести деньги агенту. При этом рассчитать доход очень сложно – очень многое зависит от везения (всё-таки без талантливых или хотя бы просто «нужных издательству» произведений получить деньги не получится), некоторые агенты занимаются тем, что работают с авторами, доводя до приемлемого уровня его рукописи; а некоторые агентства, видя потенциал в авторе, но не в присланном произведении, развивают его и даже могут предложить писать книги под заказ. Однако всё же можно сказать о том, что средняя доходность агента – это 10-20% от суммы авторского гонорара, за рубежом эта цифра составляет 15%, и сейчас в России многие агентства пытаются работать, ориентируясь на развитые в этом направлении страны. Эта сумма – оптимальна, потому что составляет не слишком большой относительный процент, но при этом весьма существенную абсолютную величину. Хотя, конечно, сумма авторского гонорара может быть очень разной – от нескольких тысяч рублей до пары сотен (это большая редкость, но бывает в случае появления гения). При этом агент обычно помогает автору в дальнейшей работе, а значит, в случае успеха он получает постоянный источник дохода. Правда, в России множество авторов, получив хоть какую-то известность, пытаются избавиться от агентов, чтобы не платить им деньги; за рубежом же фактически каждый известный писатель не обходится без агента, потому что его задача – писать книги, а не продавать их.
Готовые идеи для вашего бизнеса
Второй вариант – это работа с теми клиентами, которые готовы платить за издание книги. В целом, здесь агентские услуги не нужны, но некоторый процент людей всё же обращается, так как нуждается в редактуре, желает найти наиболее дешёвую типографию, то есть нуждается в сопровождении процесса издания. Здесь агент просто как опытный специалист, который отлично разбирается в рынке, может помочь с посредниками, а также разослать готовые экземпляры книги в издательские дома. Стоимость работ по сопровождению тут начинается примерно с 10 тысяч рублей, хотя вообще в связи со слабым развитием этого рынка тут каждый агент для себя определяет уровень приемлемых для него цен. Также при любом формате работы агент должен иметь контакты с критиками, литературоведами, знать все типографии и их уровень качества, ему нужно работать со СМИ, потому что агент часто не только продаёт книгу в издательства, но и занимается её дальнейшим продвижением (к примеру, предлагает её экранизировать). Отдельное направление работы – это сотрудничество с иностранными издательствами и перевод книг.
И здесь нужно чуть более подробно остановиться на том, кто должен работать в агентстве. Часто агентами становятся редакторы издательств, решившие сменить фронт своей деятельности, опытные писатели, которые более не хотят заниматься написание книг, то есть это те люди, которые имеют опыт работы с издательствами и прекрасно понимают процесс издания книги. Предприниматель, который в этом сам плохо разбирается, вряд ли сможет открыть успешное агентство, поэтому совет – попытаться поработать в этой сфере, прежде чем приступать к бизнесу в данном направлении. Однако в любом случае может понадобиться помощь таких же специалистов, и они обычно работают за агентское вознаграждение, а не за оклад. Причём сам предприниматель может заниматься только определёнными направлениями, а его сотрудники – работать по другим, что позволит им всем получать неплохой доход. Например, кто-то знает хороших переводчиков и имеет опыт работы с иностранными издательствами – тогда он забирает себе все проекты, рассчитанные на издание за пределами России. Дополнительно некоторые процессы придётся передать на аутсорсинг, но очень важно также иметь если не в штате, то в качестве партнёра грамотного юриста. Даже при работе только по России, потому что грамотно составленный агентский договор избавляет от многих сложностей на этапе подписания авторских договоров. Также юрист может помочь в переговорах с иностранными компаниями, что также снижает риски как писателя, так и самого агента. Если юрист будет работать в штате, то его заработная плата составит не меньше 30-40 тысяч рублей (в зависимости от региона), поэтому стоит задуматься о том, чтобы привлекать его только по необходимости, ведь не всегда есть огромное количество такой работы.
Как можно понять – сегодня быть литературным агентом достаточно сложно, потому что всегда есть риск того, что либо не будет хороших рукописей, либо издательства будут вести слишком жёсткий отбор (или вообще при наличии достаточного количества готовящихся к публикации книг отказывать в рассмотрении работ новых авторов). Агент никогда не сможет точно определить, сколько ему удастся заработать с тем или иным клиентом, риски очень большие, и далеко не каждый может себе позволить быть литературным агентом. Этот вид предпринимательства – очень рискованный, поэтому многие агенты начинают свой путь, не оставляя предыдущее место работы; несмотря на то, что агентские дела отнимают огромное количество времени и сил, нередко приходится по несколько месяцев не получать никаких доходов. Конечно, известный агент, который уже смог продвинуть определённое количество писателей, который на хорошем счету у издательств, вряд ли останется без работы, но очень часто к такому уровню приходят даже не за один год работы.
Открытие литературного агентства сегодня – это колоссальный труд, и хотя рынок не перенасыщен конкурентами, далеко не каждый новичок сможет задержаться в этом бизнесе надолго. Безусловно, величина стартовых инвестиций редко превышает 100 тысяч рублей, некоторые агенты и вовсе просто регистрируются как предприниматели, однако сегодня есть смысл хотя бы создать собственный сайт или страницы в социальных сетях, причём SEO-оптимизированные (то есть выпадающие при поиске в поисковых машинах). А это также дополнительные инвестиции (до 100 тысяч рублей). Также могут быть и постоянные расходы – агент может посещать различные конкурсы и фестивали, где есть вероятность найти таланты, а это также расходы; дополнительно – проведение переговоров в других городах предполагает командировочные расходы. То есть получается, что ещё несколько десятков тысяч рублей придётся тратить на обеспечение своей работы. Нередко это нерентабельно, и только настоящие профессионалы могут извлекать прибыль из такого начинания, и даже им нужно несколько месяцев хотя бы на налаживание своей работы.
Готовые идеи для вашего бизнеса
Матиас Лауданум
(c)
- портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
48 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 14362 раз.
Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса
Литературный агент – привычное явление во всем мире. Он занимается организацией связей между издательством и автором книги, в отдельных случаях – продажей прав на перевод произведения на иностранные языки или на его экранизацию. Основная цель литературного агента – как можно выгоднее продать произведение писателя, при этом проследив за тем, чтобы авторские права не были нарушены. Литературные агенты хорошо знают специализации множества издательств, их серий, требований к материалам, что позволяет им выбрать подходящее издательство для публикации произведения. Также они обладают обширной базой контактов в издательском деле и знанием тонкостей оформления издательских договоров (договоров на издание книги в издательстве). С первого взгляда кажется, что деятельность литературного агента не так важна, однако договор между издательством и писателем может содержать множество ловушек. Например, издатель стремится получать процент с экранизаций произведения, переводных изданий. Задача литературного агента – защитить автора от таких случаев и помочь ему заключить выгодный договор.
Издательство охотнее примет к выпуску произведение, предложенное знакомым агентом, чем никому не известным автором, который самостоятельно принес рукопись в издательство. Так как у агента не один автор, издатель заинтересован в хороших отношениях с агентом, чтобы не потерять всех его клиентов. За рубежом считается дурным тоном, когда автор предлагает произведение в издательство без посредничества агента. Автор может посвятить себя творчеству, а всеми вопросами, связанными с бизнесом, занимается профессионал.
Найти лучший вариант для писателя – в интересах агента, так как за свою работу он получает процент (от 15 до 20%) от авторского гонорара. Таким образом, доход агента напрямую зависит от дохода автора. Вот почему для агентов рискованно работать с малоизвестными и неизвестными авторами, суммы гонораров которых совсем невелики. Как правило, за нового автора агент берется, если тот соответствует спросу на современном книжном рынке. Если есть спрос на жанровые тексты, издатели охотно рассматривают женские романы и детективы, которые вписываются в уже запущенные серии. Случается так, что тексты, непригодные для печати, принимают в качестве сюжета для телесериала.
Правоотношения между литературным агентством и правообладателем (автором или его наследниками) строятся на основе агентского договора, по которому правообладатель назначает агентство своим литературным агентом и юридическим представителем на исключительной основе. Эти правоотношения строятся в соответствии с положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации (Глава 52 ГК РФ).
В России литературные агентства в традиционном их понимании начали появляться в начале 2000-х. Этим объясняется то, что авторские гонорары в России до недавнего времени были очень небольшими: получить за книгу тысячу долларов считалось для автора успехом.
Существующие российские агентства работают преимущественно не с издательствами в нашей стране, а со странами ближнего и дальнего зарубежья, то есть занимаются продвижением произведений русских авторов за рубеж. Такие агентства пользуются спросом у уже известных в России авторов, которые планируют публиковаться за рубежом. Агентств, предназначенных для налаживания связей между начинающими авторами и издательствами – единицы.
В России действуют также несколько филиалов международных литературных агентств, которые занимаются в основном продажей российским издательствам прав на перевод и издание на русском языке произведений иностранных авторов («Эндрю Нюрнберг», «Синопсис», «Права и переводы», «Александр Корженевский»).
Среди традиционных литературных агентств можно выделить:
- Литературное агентство «Банке, Гумен и Смирнова»
Литературное агентство полного цикла, которое представляет интересы авторов во всех областях: в отношениях с российскими и зарубежными издателями, кино- и телепродюсерами, и других сферах. Это агентство – пример литературного агентства в его традиционном смысле, когда агент находит для автора издательство и заключает с ним договор на издание книги.
Оно также представляет иностранные агентства и издательства в России. Официальный сайт .
Другие агентства, работающие с зарубежными издательствами:
- Литературное агентство «Медиана»
Оно взаимодействует с российскими издательствами в области покупки и продажи иностранных прав на перевод нехудожественной литературы и детских книг, а также оказывает содействие авторам в поиске зарубежных издателей, поэтому рассматриваются только опубликованные в России произведения. Официальный сайт .
- Литературное агентство «Синопсис»
На территории России, Украины и стран Балтии является субагентом наиболее влиятельных издательств и литературных агентств Великобритании, США и Европейских стран, является литературным агентом авторов, пишущих на русском языке, а также оказывает консультационные услуги по авторским правам, авторским договорам и вопросам маркетинга. Официальный сайт .
- «Агентство ФТМ, Лтд»
Литературное агентство работает в сфере авторского права во всех областях его использования. В настоящее время агентство выделяет в своей структуре следующие основные направления – классики и современные русские писатели, драматурги, переводчики зарубежной литературы, художники-иллюстраторы, фотомастера. Официальный сайт .
- Литературное агентство NIBBE & WIEDLING
Агентство специализируется на представлении русских авторов во всем мире. Официальный сайт .
Есть и литературные агенты, которые работают независимо, например, Галина Дурстхоф , которая представляет многих российских авторов на мировом книжном рынке; Наталья Перова (издательство «Глас») публикует русских авторов на английском языке и затем продает на них права; Ирина Горюнова .
Выходит, что литературные агентства, представляющие интересы авторов в издательствах в России – все еще очень редкое явление. Большая часть существующих на сегодняшний день агентств занимается продажей прав на перевод, а посредником между писателем и издателем выступают единицы.
23.09.2016О чем не стоит писать, чтобы не прослыть графоманом, почему иностранцы отказываются торговать русской литературой и как работают «настоящие литературные агенты» - в интервью Юлии Гумен, соучредителя литературного агентства Banke, Goumen & Smirnova, представляющего Петрушевскую, Рубанова и Макса Фрая.
«Профессии „литературный агент“ в России не существует»
Каждый этап переговоров автора и издателя, начиная с демонстрации рукописи и заканчивая публикацией книги и дальнейшей ее раскруткой, - это потенциальный конфликт. Литературный агент в этой ситуации становится той нейтральной силой, которая помогает автору не выглядеть непрофессионалом в глазах издателя, а издателю - не прослыть негодяем и подлецом, не способным оценить писательский гений. Я искренне убеждена, что писатель должен писать, а не вести неприятные переговоры по поводу денег.
Несмотря на то что наше агентство уже семь лет своим примером опровергает теорию о том, что профессия литературного агента в России не существует, каждый день нам приходится заново доказывать, что мы нужны как авторам, так и издателям. Работа литературного агента непосредственно связана с психологией общения. Естественно, ты рассчитываешь на то, что все участники издательского бизнеса и литературного мира в целом понимают, для чего нужен литературный агент, и настроены с ним сотрудничать.
Как только в 2006 году я вышла на рынок как независимый литературный агент, иностранные издатели почли своим долгом купить права на перевод русских авторов именно у меня. В мире все понимают, как тяжело начинать свое дело в такой рискованной области, как издательский бизнес.
Позже, когда ко мне присоединилась Наташа Смирнова, мы решили стать «настоящими литературными агентами», то есть агентами полного цикла. Мы начали не только продавать права на перевод иностранцам, но и открывать новые имена в России. Сегодня наш русский каталог и иностранный пересекаются довольно редко. Не всем состоявшимся авторам нужен литературный агент в России. Например, не так давно мы подписали договор с Евгением Водолазкиным на перевод его романа «Лавр» исключительно в расчете на заграницу, потому что в России книга уже вышла без нашего участия. Точно так же мы работаем с Игорем Сахновским и Максом Фраем.
«Необходимые требования - любить читать и знать английский»
Поскольку профессия «литературный агент», как мы выяснили, в России не существует, не может быть никаких правил и четких требований к образованию. Когда я устраивалась в небольшое издательство после института, в объявлении о приеме на работу было сказано: «Независимое издательство ищет менеджера по правам. Необходимые требования - любить читать и знать английский».
Помимо влюбленности в каждый присланный тебе текст, должно быть понимание, есть ли у него перспектива, - это то, что отличает литературного агента от фанатика. Поэтому филологу проще быть литературным агентом, ведь он уже обладает профессиональными навыками чтения текста. Но при этом филологу, который не умеет налаживать контакты с людьми и не имеет ни малейшего представления о бухгалтерии, придется туго. Мне повезло, потому что мой партнер Наташа Смирнова оканчивала юридический факультет Московского университета. Профессия требует от литературного агента широкого набора навыков. Тем она интересна, сложна и странна.
«Сватовство к издателям»
Прежде, чем принести нам рукопись, автор оставляет заявку на нашем сайте. И уже на этапе этой заявки я понимаю, будем мы работать с писателем или, увы, нет. После подписания договора начинается самый интересный этап в работе литературного агента - «сватовство» к издателям. Я, как подобает свахе, дополнительно накручиваю текст, выискиваю в нем добавочные смыслы, ориентируясь на читательские ожидания, и несу издателям уже не просто рукопись, а конфету в блестящей обертке. Когда я читаю рукопись, я уже понимаю, какому издателю я могу это предложить.
Вдоволь поторговавшись, мы находим издателя, максимально удовлетворяющего нашего автора, и следим, чтобы с ним обязательно согласовали обложку и редактуру. После выхода книги мы, если это возможно, стараемся номинировать ее на различные литературные премии. Ведем долгие разъяснительные беседы с участниками премиального процесса и заставляем журналистов читать наших авторов. Наше агентство немного старомодно в этом плане. Мы считаем, что литературный агент должен иметь очень тесное, ежедневное общение с авторами и издателями.
Конечно, путь, который литературный агент проходит вместе с молодым автором и именитым, различен. Когда ты работаешь с писателем, уже зарекомендовавшим себя на рынке, включается механизм конкурентной борьбы между издателями за его рукопись. В случае с молодыми авторами схема поведения совсем другая, ведь приходится уговаривать издателей рассмотреть его текст.
«Для западного общества русская литература - это девятнадцатый век»
Во Франции и в Германии широко представлены наши главные прозаики, но в последние годы мировой рынок ощутимо устал от русской литературы. Все чаще иностранный издатель жалуется, что русский роман сложный и занудный, и торговать им совершенно невозможно. Кроме того, для западного общества русская литература - это девятнадцатый век. Даже если ты хочешь работать в рамках существующей традиции, издателям все равно приходится объяснять, что вот это вот - ранний Толстой, а это - поздний Чехов. Наверное, ничего принципиально нового, что изменило бы литературную парадигму, наша культура с тех пор не произвела.
При этом активно издается качественная переводная беллетристика. О Петрушевской пишут все американские журналы и газеты. Шишкин получил уже не одну литературную премию в Германии. Все это формирует благоприятный фон читательского и издательского ожидания. Издатели уже не воспринимают русскую литературу как течение сугубо маргинальное и экзотичное. В книжном мире работает механизм волнового интереса. Стоит появиться одной книге, запускающей этот механизм, как сразу начинают возникать тексты, которые заполняют собой всю волну.
«Литературный агент всегда может сказать, какие темы исчерпали себя»
Мы работаем с так называемой высокой литературой - современной прозой, поэтому критерии отбора рукописей очень размыты. При чтении рукописи должно возникнуть возбуждение на физическом уровне, чтобы я поняла, что читаю качественный, сильный текст. Такое случается, когда текст идеально вписывается в какую-то литературную нишу и полностью заполняет ее собой. Например, после того, как я прочитала первые главы «Женщин Лазаря» Степновой, я не могла дождаться, когда же она допишет роман.
Правда, иногда ты можешь предлагать качественный текст в течение многих лет, издатели будут его читать, восторгаться, а потом под разными предлогами отказываться. Сейчас мы работаем с рукописью комедийного, гангстерского боевика а-ля «Карты, деньги, два ствола» в литературном воплощении. Но все издатели как один твердят, что не представляют потенциальных читателей подобной книги, мол, они скорее пойдут в кино, чем купят ее. Мне это суждение кажется немного поверхностным.
Чтобы вычислить графомана, достаточно прочитать десять страниц его рукописи. Мне приходит в день около двадцати заявок, и каждая вторая посвящена инопланетным чудищам. И из всего этого я нахожу, наверное, одно новое имя в полгода.
Как профессионал литературный агент всегда может сказать, какие темы уже исчерпали себя. За последние двадцать лет в России вышли десятки книг, подводящих итог перестройке и девяностым годам. Эта поколенческая проблематика коснулась тех писателей, которые сейчас вошли в возраст сорока лет. Но после того, как об этом написали не только монстры от литературы, но и все, кто мог, я отказываюсь от подобных рукописей.
«Писательская деятельность не может гарантировать автору безбедное существование»
Русский писатель сегодня - это профессионал, работающий словом: журналист или преподаватель университета, который творчески реализуется в литературе, а зарабатывает на жизнь чем-то другим. Непосредственно писательская деятельность пока не может гарантировать автору безбедное существование, и наличие литературного агента здесь роли не играет. Мы нередко проводим воспитательные беседы с авторами и отговариваем их бросать основную работу, потому что у нас слишком неустойчивый рынок. Я знаю некоторых питерских поэтов, которые до сих пор подбрасывают уголь в топку, но это вопрос имиджа, не имеющий отношения к реальности.
Средний размер писательского гонорара во всем мире (и в России в том числе) составляет от тысячи евро до трех. Мы забираем двадцать процентов, потому что всегда рассчитываем на то, что субагенты, занимающиеся переводами, попросят себе половину. Как правило, мы всегда осторожничаем на этапе аванса. В условиях российского издательского бизнеса гарантию, что автору будут выплачены роялти, никто не даст. Этим объясняется стремление выжать из издателя максимум на этапе подписания договора и получения аванса. Авторы понимают, что иметь литературного агента выгодно, и охотно делятся с ним гонораром.