Личная жизнь актрисы валентины телегиной. Валентина Телегина
Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна, - говорила заслуженная артистка РСФСР Валентина Петровна Телегина на встрече со зрителями Ленинграда во время Третьего Всемирного кинофестиваля.
Так ли это?
Бесспорно, что зрители всегда легко узнают Валентину Телегину в каждой ее роли. Актриса снимается без сложного грима. Ее своеобразные внешние данные хорошо знакомы зрителю. И она не пытается их скрыть.
Но роли, которые она играет, часто представляют людей, наделенных вовсе непохожими качествами. По большей части - это очень хорошие, добрые женщины, но уж если "злодейки" - то тоже несомненные.
Она - открытая артистка. Прямая. И все ее роли ясные, характеры большей частью определены, выложены до конца. Хорошие или плохие.
Недостаток ли это? На мой взгляд - нет.
Актриса увлечена раскрытием многообразия свойств характера, его определенности, а не противоречивости.
Эта определенность порой усматривается как недостаток. Такое мнение вызвано сложившимся у некоторых людей неверным представлением о современной манере актерской игры. Теперь часто прячут чувства, предлагая зрителю лишь по ходу событий догадаться о душевном мире персонажа.
Телегина играет иначе. Вернее будет сказать, что играет она иных людей - тех, кто чувства свои выражает открыто. Но открытость чувств не означает декларативности. Ее персонажи начисто лишены декламации, провозглашения своих чувств. Навязчивость - не в природе дарования актрисы. Напротив, ее отличает предельная простота, естественность. Просто ее персонажи - люди с открытой душой, вернее, с открытыми чувствами. Их реакция - и на радости и на горе - всегда мгновенно и ярка, почти импульсивна.
Именно эта особенность Телегиной (в какой-то мере ограничившая диапазон ее ролей) определила ее успех у нескольких поколений зрителей. Он основан на полном доверии к ее игре, как подлинно жизненной. Ей верят, ее любят.
Эта же особенность актрисы вызвала и обилие эпизодических ролей в ее кинематографической жизни.
В эпизодической роли нет места для постепенного раскрытия человека. И вместе с тем яркий эпизод остается в памяти, как встречи с близким человеком, если актер (и режиссер и драматург) умеют лаконично и, можно сказать, стремительно открыть характер.
Вспомним блестящий эпизод, сыгранный Борисом Чирковым в "Чапаеве", - его мужичок себе на уме не менее ярок, чем главные герои. Вспомним Евгения Урбанского в "Балладе о солдате", Сергея Герасимова в фильме "Люди и звери" или Василия Шукшина в "Журналисте".
Валентина Телегина всегда умеет, даже в минутном эпизоде, открыть характер.
Достаточно вспомнить женщину-шофера в "Балладе о солдате". Эту небольшую роль актриса сыграла серьезно, вдумчиво, с полным достоинством. Большая нагрузка возложена авторами на плечи этой пожилой женщины, появляющейся ненадолго на экране. В ее усталости читается нелегкий труд в тылу. В ее суровости, прямоте, в том, как она ведет машину, огромная сила, проявленная женщинами, сменившими мужчин на трудной работе. В ее нежном отношении к заблудившемуся солдату - горе матерей, жен, тревога об ушедших на фронт близких. Актриса скупыми средствами сыграла этот емкий и глубокий эпизод, создающий ощущение единства армии и тыла. И здесь простодушие русской женщины, ее величие, раскрываемые актрисой из роли в роль, но каждый раз обогащенные новыми гранями.
Откуда это простодушие? От примитива? Нет, от увиденных качеств народного характера. Телегина умеет скупо, правдиво показать обаятельность и величие простоты русской женщины, в каком бы внешне непривлекательном виде она ни предстала на экране.
Умение актрисы передать в нескольких кадрах, интонациях, мимике глубокое и важное в человеке всегда привлекали к Телегиной режиссеров, стремившихся передать движение души, распахнутой доверчиво перед зрителем.
Актриса бережно хранит письмо Бориса Васильевича Барнета, с которым ей так и не пришлось сотрудничать (вернее, удалось только сыграть в его тонком и лиричном фильме "Поэт" небольшую роль няни). Режиссер писал ей, приступая к фильму "Полустанок" (которому было суждено стать последним в его творческом пути), что не может себе представить в роли бабушки никого, кроме нее, Телегиной. А она была в это время больна.
Если вспомнить роли актрисы - большие и маленькие, - вспомнить всех этих матерей, бабушек, нянь, работниц, сторожей, поварих, то поразит полное отсутствие в списке сыгранных ею персонажей женщин иной среды, иной судьбы. За тридцать лет в кино она не сыграла ни одного "вельможного" лица. Но, думается, не потому, что такие роли были бы ей не под силу. Нет - просто они были ей человечески чужие. Она играла тех женщин, которые были ей интересны, тех, чью жизнь она хорошо знала. И в этом проявляется принципиальная направленность ее творчества.
Есть среди ролей актрисы и женщины низкие, недостойные. Телегина не любит эти роли. Хотя, конечно, ей доставляет удовлетворение, когда зрители на встречах с ней спрашивают, откуда она знает самогонщицу из их села: так точно сыграла ее актриса в фильме "Дело было в Пенькове". Ей удалось обличить стяжательство.
Кухарка в "Хирургии", по Чехову, самогонщица в "Павле Корчагине", попадья в "Олеко Дундиче" - вот отрицательные портреты, созданные актрисой в галерее ее эпизодических персонажей.
Но вот большую роль, получившую признание зрителей, Телегина не любит вспоминать. Это колдунья в "Сказке о потерянном времени" режиссера А. Птушко. За ней не стоит жизненный характер, как это было в пьесе Евг. Шварца, по которой поставлен фильм. Режиссер Птушко увлекся чисто внешним решением, преследуя единственную цель - смешить во что бы то ни стало. Роль колдуньи, построенная на поверхностном комизме, не дала удовлетворения актрисе.
Высоким нравственным критерием в решении женских образов для Телегиной всегда были доброта, любовь, внимание к окружающим и забота о них. И как высшее выражение красоты женщины - сила ее материнской любви.
Среди более сорока ролей, сыгранных актрисой, многие объединены одной темой - женщина-мать. Потому-то Валентина Петровна и говорит об одной основной своей роли, имея в виду часто играемый образ матери неисчерпаемый в своей многогранности.
Мне представляется, что черты русской женщины-матери заметны в первой роли Телегиной - Моти Котенковой в фильме "Комсомольск".
Эту особенность дарования актрисы очень тонко почувствовал ее первый режиссер С. Герасимов, с которым ее связывает многолетняя творческая дружба. Примечательно, что и в дальнейшем наибольшие удачи актрисы связаны с работой у С. Герасимова или его учеников - С. Ростоцкого, Я. Сегеля, Л. Кулиджанова.
Мотя Котенкова не старше других девушек, живущих в одном из первых бараков строителей Комсомольска-на-Амуре. Но в ее отношении к ним сквозит материнская забота, некоторое покровительство, признанное ими, завоеванное Мотей ее положительностью, рассудительностью, бескомпромиссной твердостью характера. Завоевать авторитет в коллективе девушек - не просто. Но он у Моти надежен и обоснован. Они слушают ее и любят как родную мать. Потому она покровительствует и поссорившейся с мужем Наташе Соловьевой, как и обманутой Клавке... Можно пожалеть, что немало сцен, раскрывавших богатство этого характера, остались в заготовках сценария, в отснятых и не вошедших в фильм эпизодах. При встречах с женщинами - первостроителями города Юности я вижу тех, кого позднее сыграла Телегина. Созданный ею образ матери в фильме Я. Сегеля "Прощайте, голуби!" (1960) как бы перекликается с их напутствиями своим сыновьям:
"Я все спрашивала, когда ты у меня человеком будешь... А ты уже в пути... Счастливого тебе завтра..."
Корреспондент матросской газеты "Тихоокеанец" писал, что было в ее голосе столько материнского чувства, что юноши, одетые в матросскую форму, ощутили себя детьми этой женщины, пришедшей к ним с ласковым словом".
Сложен процесс - нахождение в гуще самой жизни характеров, которые не только доступны, но и в какой-то степени сливаются с индивидуальностью молодых актеров. Или, если хотите, с их актерским диапазоном. Черты характера Моти Котенковой свойственны были очень многим девушкам, строившим Комсомольск. Индивидуальная особенность актрисы дала в Моте Котенковой искомый образ. Помню, как настойчиво было требование С. Герасимова на роль Моти обязательно пригласить Телегину, которая к тому времени уже начала работать в театре.
Телегина не училась непосредственно у С. Герасимова на его курсе. Ее приняли в творческую мастерскую Л. Вивьена сразу на второй курс. В выпускных спектаклях она играла Феодосью в "Последних" Горького и охотницу в "Далеком" Афиногенова. Но еще в институте Телегина сыграла небольшую роль в ранней картине Герасимова "Люблю ли тебя". Эпизод был небольшой, однако Герасимов запомнил молодую актрису и сохранил для нее роль Моти в фильме "Комсомольск", где большинство ролей играли молодые воспитанники режиссера.
Телегиной не так уж сложно было войти в коллектив киноактеров мастерской С. Герасимова.
Сложность была иной. Как актрису ее открыл педагог и режиссер Л. Вивьен. Ей предстоял выбор - остаться в театре или целиком посвятить себя кино. Сложность выбора усугубилась и тем, что Телегина была связана студенческой практикой с театром Балтфлота и с много сделавшим для ее творческого роста руководителем этого театра А. Пергаментом. Театр Балтфлота и морская среда были ей по душе. Но когда возникла необходимость выбора, Телегина избрала кино. Казалось, на всю жизнь. Но, как увидим дальше, не навсегда.
Я еще раз возвращаюсь к тому, что черты характера юной первостроительницы города на Амуре Моти Котенковой предопределили будущие роли матерей советских воинов, которые принесли актрисе наибольшую известность.
Вот что писал шведский критик Руне Муберг: "Герои фильма "Дом, в котором я живу" простые русские люди, которых мы так мало знаем и которые заслуживают того, чтобы узнать их больше, являют пример подлинной человечности...
В фильме мы видим женщину, проводившую на войну мужа и двух сыновей. Ее лицо незабываемо. Это лицо - лицо эпохи, лицо великого народа, но в то же время - лицо всех матерей войны, лицо всех народов и всех эпох... Этот фильм дает много, но все же, когда забыто все другое, хотелось бы, чтобы лицо этой женщины, этот живой кусок любви и страданий навсегда остался бы в памяти у всех".
Русская мать... Именно так называют В. Телегину в многочисленных письмах наши зрители, особенно солдаты, моряки...
Актриса получает много писем от жен военных (даже от целых коллективов), от матерей и жен погибших на войне. "Наверное, вы и не представляете, сколько хороших душевных минут, часов доставили вы нам этой своей "одной ролью" (которую, как вы говорили, играете всегда, во всех ролях). Спасибо вам..."
Русская мать... Это звание надо завоевать...
Но как бы ни велики были заслуги С. Герасимова, открывшего талант Телегиной в кино, и девушек Комсомольска, с которыми она познакомилась, все же, мне думается, что сформировали созданный Телегиной характер не только они.
Так что же? Ответ на этот вопрос может дать знакомство с биографией артистки.
В предвоенные годы, когда особенно интересных и больших ролей не возникало, Валентина Телегина вернулась в любимый театр Балтфлота, к тому времени уже преобразованный в постоянный профессиональный коллектив. В этом театре Телегина встретила войну.
Об этом периоде творчества Телегиной подробно и хорошо рассказала артистка Елена Егорова (см. "Театр", 1968, № 2). "Даже в мирное время театр не засиживался на своем стационаре... С каждым спектаклем мы добирались до самых далеких точек, где бы ни находились части нашего флота... Наступила война 1939-1940 года, и мы получили первое боевое крещение. Двадцать два дня на Карельском перешейке, поход в декабре на острова Лавенсаари и Гогланд. Концерты ночью по тревоге для десантников, отправляющихся на боевую операцию. Палуба корабля и открытая грузовая машина считались в то время идеальными условиями для выступлений...".
Дальше Е. Егорова вспоминает о том, как вместе с Валентиной Телегиной они добирались уже в первый день Великой Отечественной войны из Ленинграда в Таллин, где находился тогда их театр, о том, как Телегина отправилась с бригадой актеров на остров Эзель (Сааремаа), на отрезанный от Родины клочок земли. Егорова вспоминает эпизоды концертов для бойцов, частушки на темы дня, которые распевала Валентина. В одной из таких частушек актриса предлагала пилотам, улетавшим на Берлин, в случае если не хватит бомб- пусть сбросят ее, Телегину.
Один командир сказал однажды Телегиной: "Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко".
В боевом отчете командования говорилось, что артисты не только подготовили новую программу, но и включились в боевую деятельность и в дни решающих боев вместе с отрядом торпедовцев пошли в бой с оружием в руках - они были и медсестрами и бойцами.
А потом актеров эвакуировали. Телегина осталась единственной женщиной на осажденном острове. Словно матерью всех моряков. И когда ей предложили место в самолете - она отказалась, уступив место раненому офицеру. С последними бойцами на подбитом торпедном катере Телегина вернулась на Большую землю.
А затем, когда, прорвавшись сквозь обстрел, самолет доставил ее в Тихвин, она настояла, чтобы ее вернули в театр. И ее отправили в Ленинград, переживавший самые тяжелые дни блокады.
Позднее, уже из Алма-Аты, где были все киностудии, Валентина Телегина снова выехала с бригадой актеров на фронт.
Так откуда же эта достоверность в характере ее женщин, созданных на экране? Мне думается, что немалую роль здесь сыграло знание жизни, высокая гражданская устремленность Телегиной, уведшая ее на фронты, в многочисленные поездки к самым далеким зрителям.
Большая жизнь прожита Валентиной Телегиной, но лишь малую ее часть видели мы на экранах. Не дожидаясь пока напишут для нее сценария, актриса сама пишет... Пока еще не пришла удача. Ну что ж. Не сразу.
Свой опыт, знание она хочет передать другим. Рассказать о русских женщинах нашей страны, о своих современницах.
Но вот произошло то, что сама Телегина оказалась героиней художественного произведения. Не так давно вышел роман В. Рудного, повествующий о военных подвигах на Саареме, о единственной женщине, оставшейся с моряками во время блокады. Не только сама Телегина и ее близкие друзья, но и многие читатели узнают ее, актрису театра Балтфлота, в героине романа.
Может быть, по этой книге поставят и фильм? Фильм о ее жизни. Может, эту роль сыграет она? А может, и другая актриса... так же, как и Телегина, воссоздавая подвиг жизни других...
Подвиг русской актрисы, воплотившей на экране образ нашей современницы и ее ратный подвиг, - таков единый бескомпромиссный жизненный путь Валентины Петровны Телегиной.
Так сливаются в наше время искусство и жизнь, творчество актера и его жизненное деяние.
Родилась в Новочеркасске.
Окончила Ленинградский институт сценических искусств (1937, мастерская С.А.Герасимова). С 1937 - актриса Театра имени Ленсовета, в 1940-1941 - театра Балтфлота. В кино - с 1934 года (первая большая роль - Мотя Котенкова в фильме Сергея Герасимова "Комсомольск", 1938). После войны переехала в Москву. С 1946 - актриса киностудии имени М.Горького.
Народная артистка РСФСР (1974).
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ АКТРИСЫ
- Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна, - говорила заслуженная артистка РСФСР Валентина Петровна Телегина на встрече со зрителями Ленинграда во время Третьего Всемирного кинофестиваля.
Так ли это?
Бесспорно, что зрители всегда легко узнают Валентину Телегину в каждой ее роли. Актриса снимается без сложного грима. Ее своеобразные внешние данные хорошо знакомы зрителю. И она не пытается их скрыть.
Но роли, которые она играет, часто представляют людей, наделенных вовсе непохожими качествами. По большей части - это очень хорошие, добрые женщины, но уж если "злодейки" - то тоже несомненные.
Она - открытая артистка. Прямая. И все ее роли ясные, характеры большей частью определены, выложены до конца. Хорошие или плохие.
Недостаток ли это? На мой взгляд - нет.
Актриса увлечена раскрытием многообразия свойств характера, его определенности, а не противоречивости.
Эта определенность порой усматривается как недостаток. Такое мнение вызвано сложившимся у некоторых людей неверным представлением о современной манере актерской игры. Теперь часто прячут чувства, предлагая зрителю лишь по ходу событий догадаться о душевном мире персонажа.
Телегина играет иначе. Вернее будет сказать, что играет она иных людей - тех, кто чувства свои выражает открыто. Но открытость чувств не означает декларативности. Ее персонажи начисто лишены декламации, провозглашения своих чувств. Навязчивость - не в природе дарования актрисы. Напротив, ее отличает предельная простота, естественность. Просто ее персонажи - люди с открытой душой, вернее, с открытыми чувствами. Их реакция - и на радости и на горе - всегда мгновенно и ярка, почти импульсивна.
Именно эта особенность Телегиной (в какой-то мере ограничившая диапазон ее ролей) определила ее успех у нескольких поколений зрителей. Он основан на полном доверии к ее игре, как подлинно жизненной. Ей верят, ее любят.
Эта же особенность актрисы вызвала и обилие эпизодических ролей в ее кинематографической жизни.
В эпизодической роли нет места для постепенного раскрытия человека. И вместе с тем яркий эпизод остается в памяти, как встречи с близким человеком, если актер (и режиссер и драматург) умеют лаконично и, можно сказать, стремительно открыть характер.
Вспомним блестящий эпизод, сыгранный Борисом Чирковым в "Чапаеве", - его мужичок себе на уме не менее ярок, чем главные герои. Вспомним Евгения Урбанского в "Балладе о солдате", Сергея Герасимова в фильме "Люди и звери" или Василия Шукшина в "Журналисте".
Валентина Телегина всегда умеет, даже в минутном эпизоде, открыть характер.
Достаточно вспомнить женщину-шофера в "Балладе о солдате". Эту небольшую роль актриса сыграла серьезно, вдумчиво, с полным достоинством. Большая нагрузка возложена авторами на плечи этой пожилой женщины, появляющейся ненадолго на экране. В ее усталости читается нелегкий труд в тылу. В ее суровости, прямоте, в том, как она ведет машину, огромная сила, проявленная женщинами, сменившими мужчин на трудной работе. В ее нежном отношении к заблудившемуся солдату - горе матерей, жен, тревога об ушедших на фронт близких. Актриса скупыми средствами сыграла этот емкий и глубокий эпизод, создающий ощущение единства армии и тыла. И здесь простодушие русской женщины, ее величие, раскрываемые актрисой из роли в роль, но каждый раз обогащенные новыми гранями.
Откуда это простодушие? От примитива? Нет, от увиденных качеств народного характера. Телегина умеет скупо, правдиво показать обаятельность и величие простоты русской женщины, в каком бы внешне непривлекательном виде она ни предстала на экране.
Умение актрисы передать в нескольких кадрах, интонациях, мимике глубокое и важное в человеке всегда привлекали к Телегиной режиссеров, стремившихся передать движение души, распахнутой доверчиво перед зрителем.
Актриса бережно хранит письмо Бориса Васильевича Барнета, с которым ей так и не пришлось сотрудничать (вернее, удалось только сыграть в его тонком и лиричном фильме "Поэт" небольшую роль няни). Режиссер писал ей, приступая к фильму "Полустанок" (которому было суждено стать последним в его творческом пути), что не может себе представить в роли бабушки никого, кроме нее, Телегиной. А она была в это время больна.
Если вспомнить роли актрисы - большие и маленькие, - вспомнить всех этих матерей, бабушек, нянь, работниц, сторожей, поварих, то поразит полное отсутствие в списке сыгранных ею персонажей женщин иной среды, иной судьбы. За тридцать лет в кино она не сыграла ни одного "вельможного" лица. Но, думается, не потому, что такие роли были бы ей не под силу. Нет - просто они были ей человечески чужие. Она играла тех женщин, которые были ей интересны, тех, чью жизнь она хорошо знала. И в этом проявляется принципиальная направленность ее творчества.
Есть среди ролей актрисы и женщины низкие, недостойные. Телегина не любит эти роли. Хотя, конечно, ей доставляет удовлетворение, когда зрители на встречах с ней спрашивают, откуда она знает самогонщицу из их села: так точно сыграла ее актриса в фильме "Дело было в Пенькове". Ей удалось обличить стяжательство.
Кухарка в "Хирургии", по Чехову, самогонщица в "Павле Корчагине", попадья в "Олеко Дундиче" - вот отрицательные портреты, созданные актрисой в галерее ее эпизодических персонажей.
Но вот большую роль, получившую признание зрителей, Телегина не любит вспоминать. Это колдунья в "Сказке о потерянном времени" режиссера А. Птушко. За ней не стоит жизненный характер, как это было в пьесе Евг. Шварца, по которой поставлен фильм. Режиссер Птушко увлекся чисто внешним решением, преследуя единственную цель - смешить во что бы то ни стало. Роль колдуньи, построенная на поверхностном комизме, не дала удовлетворения актрисе.
Высоким нравственным критерием в решении женских образов для Телегиной всегда были доброта, любовь, внимание к окружающим и забота о них. И как высшее выражение красоты женщины - сила ее материнской любви.
Среди более сорока ролей, сыгранных актрисой, многие объединены одной темой - женщина-мать. Потому-то Валентина Петровна и говорит об одной основной своей роли, имея в виду часто играемый образ матери неисчерпаемый в своей многогранности.
Мне представляется, что черты русской женщины-матери заметны в первой роли Телегиной - Моти Котенковой в фильме "Комсомольск".
Эту особенность дарования актрисы очень тонко почувствовал ее первый режиссер С. Герасимов, с которым ее связывает многолетняя творческая дружба. Примечательно, что и в дальнейшем наибольшие удачи актрисы связаны с работой у С. Герасимова или его учеников - С. Ростоцкого, Я. Сегеля, Л. Кулиджанова.
Мотя Котенкова не старше других девушек, живущих в одном из первых бараков строителей Комсомольска-на-Амуре. Но в ее отношении к ним сквозит материнская забота, некоторое покровительство, признанное ими, завоеванное Мотей ее положительностью, рассудительностью, бескомпромиссной твердостью характера. Завоевать авторитет в коллективе девушек - не просто. Но он у Моти надежен и обоснован. Они слушают ее и любят как родную мать. Потому она покровительствует и поссорившейся с мужем Наташе Соловьевой, как и обманутой Клавке... Можно пожалеть, что немало сцен, раскрывавших богатство этого характера, остались в заготовках сценария, в отснятых и не вошедших в фильм эпизодах. При встречах с женщинами - первостроителями города Юности я вижу тех, кого позднее сыграла Телегина. Созданный ею образ матери в фильме Я. Сегеля "Прощайте, голуби!" (1960) как бы перекликается с их напутствиями своим сыновьям:
"Я все спрашивала, когда ты у меня человеком будешь... А ты уже в пути... Счастливого тебе завтра..."
Корреспондент матросской газеты "Тихоокеанец" писал, что*было в ее голосе столько материнского чувства, что юноши, одетые в матросскую форму, ощутили себя детьми этой женщины, пришедшей к ним с ласковым словом".
Сложен процесс - нахождение в гуще самой жизни характеров, которые не только доступны, но и в какой-то степени сливаются с индивидуальностью молодых актеров. Или, если хотите, с их актерским диапазоном. Черты характера Моти Котенковой свойственны были очень многим девушкам, строившим Комсомольск. Индивидуальная особенность актрисы дала в Моте Котенковой искомый образ. Помню, как настойчиво было требование С. Герасимова на роль Моти обязательно пригласить Телегину, которая к тому времени уже начала работать в театре.
Телегина не училась непосредственно у С. Герасимова на его курсе. Ее приняли в творческую мастерскую Л. Вивьена сразу на второй курс. В выпускных спектаклях она играла Феодосью в "Последних" Горького и охотницу в "Далеком" Афиногенова. Но еще в институте Телегина сыграла небольшую роль в ранней картине Герасимова "Люблю ли тебя". Эпизод был небольшой, однако Герасимов запомнил молодую актрису и сохранил для нее роль Моти в фильме "Комсомольск", где большинство ролей играли молодые воспитанники режиссера.
Телегиной не так уж сложно было войти в коллектив киноактеров мастерской С. Герасимова.
Сложность была иной. Как актрису ее открыл педагог и режиссер Л. Вивьен. Ей предстоял выбор - остаться в театре или целиком посвятить себя кино. Сложность выбора усугубилась и тем, что Телегина была связана студенческой практикой с театром Балтфлота и с много сделавшим для ее творческого роста руководителем этого театра А. Пергаментом. Театр Балтфлота и морская среда были ей по душе. Но когда возникла необходимость выбора, Телегина избрала кино. Казалось, на всю жизнь. Но, как увидим дальше, не навсегда.
Я еще раз возвращаюсь к тому, что черты характера юной первостроительницы города на Амуре Моти Котенковой предопределили будущие роли матерей советских воинов, которые принесли актрисе наибольшую известность.
Вот что писал шведский критик Руне Муберг: "Герои фильма "Дом, в котором я живу" простые русские люди, которых мы так мало знаем и которые заслуживают того, чтобы узнать их больше, являют пример подлинной человечности...
В фильме мы видим женщину, проводившую на войну мужа и двух сыновей. Ее лицо незабываемо. Это лицо - лицо эпохи, лицо великого народа, но в то же время - лицо всех матерей войны, лицо всех народов и всех эпох... Этот фильм дает много, но все же, когда забыто все другое, хотелось бы, чтобы лицо этой женщины, этот живой кусок любви и страданий навсегда остался бы в памяти у всех".
Русская мать... Именно так называют В. Телегину в многочисленных письмах наши зрители, особенно солдаты, моряки...
Актриса получает много писем от жен военных (даже от целых коллективов), от матерей и жен погибших на войне. "Наверное, вы и не представляете, сколько хороших душевных минут, часов доставили вы нам этой своей "одной ролью" (которую, как вы говорили, играете всегда, во всех ролях). Спасибо вам..."
Русская мать... Это звание надо завоевать...
Но как бы ни велики были заслуги С. Герасимова, открывшего талант Телегиной в кино, и девушек Комсомольска, с которыми она познакомилась, все же, мне думается, что сформировали созданный Телегиной характер не только они.
Так что же? Ответ на этот вопрос может дать знакомство с биографией артистки.
В предвоенные годы, когда особенно интересных и больших ролей не возникало, Валентина Телегина вернулась в любимый театр Балтфлота, к тому времени уже преобразованный в постоянный профессиональный коллектив. В этом театре Телегина встретила войну.
Об этом периоде творчества Телегиной подробно и хорошо рассказала артистка Елена Егорова (см. "Театр", 1968, № 2). "Даже в мирное время театр не засиживался на своем стационаре... С каждым спектаклем мы добирались до самых далеких точек, где бы ни находились части нашего флота... Наступила война 1939-1940 года, и мы получили первое боевое крещение. Двадцать два дня на Карельском перешейке, поход в декабре на острова Лавенсаари и Гогланд. Концерты ночью по тревоге для десантников, отправляющихся на боевую операцию. Палуба корабля и открытая грузовая машина считались в то время идеальными условиями для выступлений...".
Дальше Е. Егорова вспоминает о том, как вместе с Валентиной Телегиной они добирались уже в первый день Великой Отечественной войны из Ленинграда в Таллин, где находился тогда их театр, о том, как Телегина отправилась с бригадой актеров на остров Эзель (Сааремаа), на отрезанный от Родины клочок земли. Егорова вспоминает эпизоды концертов для бойцов, частушки на темы дня, которые распевала Валентина. В одной из таких частушек актриса предлагала пилотам, улетавшим на Берлин, в случае если не хватит бомб- пусть сбросят ее, Телегину.
Один командир сказал однажды Телегиной: "Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко".
В боевом отчете командования говорилось, что артисты не только подготовили новую программу, но и включились в боевую деятельность и в дни решающих боев вместе с отрядом торпедовцев пошли в бой с оружием в руках - они были и медсестрами и бойцами.
А потом актеров эвакуировали. Телегина осталась единственной женщиной на осажденном острове. Словно матерью всех моряков. И когда ей предложили место в самолете - она отказалась, уступив место раненому офицеру. С последними бойцами на подбитом торпедном катере Телегина вернулась на Большую землю.
А затем, когда, прорвавшись сквозь обстрел, самолет доставил ее в Тихвин, она настояла, чтобы ее вернули в театр. И ее отправили в Ленинград, переживавший самые тяжелые дни блокады.
Позднее, уже из Алма-Аты, где были все киностудии, Валентина Телегина снова выехала с бригадой актеров на фронт.
Так откуда же эта достоверность в характере ее женщин, созданных на экране? Мне думается, что немалую роль здесь сыграло знание жизни, высокая гражданская устремленность Телегиной, уведшая ее на фронты, в многочисленные поездки к самым далеким зрителям.
Большая жизнь прожита Валентиной Телегиной, но лишь малую ее часть видели мы на экранах. Не дожидаясь пока напишут для нее сценария, актриса сама пишет... Пока еще не пришла удача. Ну что ж. Не сразу.
Свой опыт, знание она хочет передать другим. Рассказать о русских женщинах нашей страны, о своих современницах.
Но вот произошло то, что сама Телегина оказалась героиней художественного произведения. Не так давно вышел роман В. Рудного, повествующий о военных подвигах на Саареме, о единственной женщине, оставшейся с моряками во время блокады. Не только сама Телегина и ее близкие друзья, но и многие читатели узнают ее, актрису театра Балтфлота, в героине романа.
Может быть, по этой книге поставят и фильм? Фильм о ее жизни. Может, эту роль сыграет она? А может, и другая актриса... так же, как и Телегина, воссоздавая подвиг жизни других...
Подвиг русской актрисы, воплотившей на экране образ нашей современницы и ее ратный подвиг, - таков единый бескомпромиссный жизненный путь Валентины Петровны Телегиной.
Так сливаются в наше время искусство и жизнь, творчество актера и его жизненное деяние.
Н. Кладо
http://www.russkoekino.ru/
роли в кино
1979 Завтрак на траве:: эпизод
1978 Мятежная баррикада
1978 Живите в радости:: Мать Митяя
Марья Пряжкина
1978 Голубка:: Матрена
1977 Поединок в тайге
1976 Повесть о неизвестном актере
1975 Шаг навстречу (несколько историй веселых и грустных) :: нянечка
новелла "Отец Серафим"
1974 Рейс первый, рейс последний
1974 Помни имя свое
1973 Капля в море:: бабушка:: главная роль
1973 И тогда я сказал нет...
1972 Включите северное сияние
1971 Телеграмма
1970 Шаг с крыши:: санитарка
1969 Угрюм-река:: Варвара, кухарка
1969 День и вся жизнь
1968 Журавушка:: доярка
1968 Доживем до понедельника:: уборщица
1967 Тихая Одесса
1967 Разбудите Мухина! :: уборщица аудитории / римлянка
1967 Взорванный ад
1967 "Три тополя" на Плющихе:: Федосья Ивановна
1965 Знойный июль
1965 Верность:: женщина
1964 Сказка о потерянном времени:: злая волшебница Авдотья Петровна
1963-1964 Вызываем огонь на себя:: спекулянтка
1963 Живые и мертвые:: тетя Паша Куликова
1962 Течет Волга
1962 Суд:: эпизод
народный судья
1962 Душа зовет (короткометражный)
1961 Чертова дюжина
1961 Человек идет за солнцем
1960-1961 Воскресение:: Кораблева
1960 Прощайте, голуби! :: Мария Ефимовна
1959 Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва:: торговка
1959 В нашем городе (короткометражный)
1959 Баллада о солдате:: пожилая женщина-шофер
1958 Стучись в любую дверь
1958 Ссора в Лукашах:: Степанида Саввична
мать Кости Ласточкина
1958 Олеко Дундич:: попадья
1957 Дом, в котором я живу:: Клавдия Кондратьевна Давыдова
мама Сергея, Константина и Кати
1957 Дело было в Пенькове:: Алевтина
знахарка-травница
"Есть у меня такая травка..."
1956 Павел Корчагин
1956 Земля и люди
1955 Матрос Чижик
1954 Море студеное:: Терентьевна
1953 Степные зори
1953 Сеанс гипноза (короткометражный)
1951 Спортивная честь:: Ветлугина
посыльная с цветами
1951 Сельский врач:: эпизод
1951 В степи
1949 Кубанские казаки:: Авдотья Христофоровна
1948 Поезд идет на восток:: повариха на заводе
1948 Драгоценные зерна:: Варвара
Степановна Курочкина,
повариха на полевом стане
1947 Весна:: эпизод
1939 Член правительства:: Прасковья Телегина
1939 Хирургия:: кухарка
1939 Учитель:: Степанида Лаутина
1939 Гость
1938 Комсомольск
Преподаватель театрального кружка посоветовала талантливой девочке продолжить образование в столичном театральном вузе. Валентина выбрала ленинградский Институт сценического искусства. Приемная комиссия была в полном восторге от озорной, веселой, одаренной девушки, и Валю зачислили сразу на второй курс института. Обучение студентка Телегина начала в творческой мастерской Леонида Вивьена.
Жизнь в большом городе, новые друзья, любимое дело увлекли Валентину без остатка. После занятий в институте она бежала на курсы молодого режиссера Сергея Герасимова, который организовал собственную актерскую мастерскую.
Учеба не прошла зря – в 1934 году студентка Телегина сыграла в эпизоде фильма Герасимова «Люблю ли тебя». На выпускных экзаменах девушка исполнила роли в спектакле Горького «Последние» и пьесе Афиногенова «Далекое».
Начало карьеры
После окончания учебы в институте в 1937 году Телегину пригласили в Ленинградский театр-студию, в котором она прослужила до 1940 года, а после перешла в театр Балтфлота, где многому научилась у его руководителя – Александра Пергамента, уважение и теплые чувства к которому сохранила до конца своих дней.
Не бросала Валентина и кинематограф. В 1937 она снялась в эпизоде фильма «Тайга золотая», после Сергей Герасимов пригласил девушку в две свои картины: «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939). В том же 1939 году Телегина снялась в фильмах «Член правительства» и «Хирургия».
Первые же роли Валентины Телегиной задали тон всей ее карьере – это хорошие, добрые женщины, которые не стремятся выйти на первый план, но своей искренностью, открытостью и душевностью запечатлеваются в душе зрителя сразу и навсегда. Умение просто и ясно выразить чувства своей героини, показать яркую и мгновенную реакцию души навсегда определили диапазон ее ролей – простой русской женщины, русской матери.
Впоследствии ей не станут предлагать сложные роли женщин «благородных, со сложной душевной организацией», это будут больше роли эпизодические: крестьянки, проводницы, санитарки, водителя. Однако именно они своей искренностью и живостью по праву завоевали главное место в памяти многочисленных поклонников ее таланта, мастерства «королевы эпизодов».
Лучшие дня
Война
О том, что началась война, Валентина услышала в отпуске. Не раздумывая, отправилась в Таллин, где находились тогда ее коллеги. Уже вместе с ними она улетела на остров Эзель, где отчаянно воевали наши солдаты. Очень скоро солдаты и артисты театра оказались в глубоком тылу врага, в паузах между концертами артисты Балтфлота помогали санитарам, варили еду для солдат, возили продукты.
Вскоре актерскую труппу было решено эвакуировать с острова, но Валя отказалась – отдала свое место раненому офицеру, оставшись вместе с солдатами. Только тогда, когда все до единого человека были вывезены, она уехала на Большую землю.
С большим трудом, сначала на подбитом катере, а потом через линию фронта на самолете, актриса добралась в Тихвин. Оттуда можно было уехать в безопасную эвакуацию, но Валя настояла на своем возвращении в родной театр, в блокадный Ленинград. Только потом, не желая быть в лучшем, чем у иных, положении, она с коллегами уезжает в Алма-Ату, куда уедут все ленинградские актеры.
Во время эвакуации актриса снялась в небольших ролях в двух фильмах: «Непобедимые» (1942) и «Секретарь райкома» (1942). Не в силах отсиживаться в безопасности, Телегина снова просится на фронт в состав актерской бригады.
Фильмы
После окончания войны Валентина переезжает в столицу, ее зачисляют в штат киностудии им.Горького и Театра-студии киноактера. Валентину Петровну начинают приглашать во множество фильмов: в 1947 году она играет в картинах «Весна» и «Поезд идет на восток», в следующем году актриса снялась в фильме «Драгоценные зерна», в 1948 году получила роль в «Кубанских казаках».
За ними последовали работы в лентах «В степи» (1950), «Сельский врач» и «Спортивная честь» (1951), «Сеанс гипноза» и «Степные зори» (1953), в 1954 году вышли картины «Море студеное» и «Чемпион мира», затем были роли в фильмах «Земля и люди», «Ляна», «Матрос Чижик» и «Судьба барабанщика».
1956 год также был плодотворным – на экраны вышло несколько фильмов с участием Валентины Телегиной: «Главный проспект», «Девушка с маяка», «Павел Корчагин», «Поэт», «Путешествие в молодость».
В 1957 году Валентина Петровна получила роли, которые стали одними из центральных в ее фильмографии: роль Алевтины Власьевны в «Дело было в Пенькове» и главная роль Клавдии Кондратьевны Давыдовой, матери трех детей, в ленте «Дом, в котором я живу».
Шведский кинокритик Руне Муберг высоко оценил работу Валентины Петровны в фильме «Дом, в котором я живу», назвав лицо Телегиной лицом эпохи, лицом великого народа, лицом всех матерей войны. Искренность ее героини настолько потрясла критика, что тот пожелал, чтобы лицо Валентины Телегиной «навсегда осталось бы в памяти у всех».
В 1958 году выходят несколько фильмов, в двух из которых Валентина Петровна сыграла отрицательных персонажей – в ленте «Олеко Дундич» ее ролью стала попадья, а в фильме «Ветер» - содержательница публичного дома. Телегина не любила эти роли, не ложились они ей на душу, но все же играла с привычной для себя самоотдачей и искренностью.
Правдивость даже ее отрицательных персонажей была настолько точной, что на встречах со зрителями те удивлялись, откуда она знает жителей их села, например, самогонщицу, так похожую на ее героиню из «Павла Корчагина».
В следующем году актриса Телегина получила небольшую эпизодическую роль в военной драме «Баллада о солдате», ленте, которая стала абсолютным чемпионом среди премированных отечественных фильмов. Думается, что во многом благодаря и образу женщины-водителя, которого сыграла Валентина Петровна.
Первоначальный вариант ее роли предполагал небольшой монолог, однако актриса отказалась от него, решив сказать лишь одну фразу. Горе и тревогу женщин об ушедших на фронт сыновьях и мужьях она показала лишь мимикой, глазами и они смогли выразили больше, чем слова.
В этом же, 1959 году, вышли фильмы «В нашем городе», «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева», «Ссора в Лукашах». В следующем году Валентина Петровна получила одну из главных ролей в фильме «Прощайте, голуби».
После этого главную роль актриса Телегина сыграла еще в двух фильмах: «Сказка о потерянном времени» (1964) и «Капля в море» (1973). Причем ролью Авдотьи Петровны, злой волшебницы из «Сказки о потерянном времени», Телегина останется навсегда недовольной – образ получился картонный, неискренний, без характера, так работать актриса не любила.
В следующие несколько лет Валентина Петровна сыграет в десятках фильмов, некоторые из которых станут классикой советского кинематографа: «Живые и мертвые» (1963), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Доживем до понедельника» (1968), «Угрюм-река» (1968), «Помни имя свое» (1974).
Личная жизнь
О своей личной жизни актриса не любила рассказывать, мало в ней было семейных радостей. Младший брат Валентины в годы войны был угнан на работы в Германию, однако вскоре его перевели в немецкую разведшколу, после окончания которой он работал под чужой фамилией в ФРГ. В 1957 году он вернулся в Советский Союз, однако так и не принял существующий порядок. Споры с братом очень огорчали актрису, которая искренне любила свою Родину.
Несмотря на простоватую внешность, Валентина Петровна пользовалась большой популярностью среди мужчин. Один из них стал отцом ее дочери Надежды, но не официальным мужем для Валентины. Кроме Нади детей у актрисы не было, ведь женщине пришлось самой поднимать дочь, что не всегда удавалось при загруженном графике киносъемок.
Пока актриса пропадала на съемочной площадке, Надя была предоставлена сама себе: появились сомнительные знакомства, шумные вечеринки, проблемы с алкоголем. Отношения с матерью надолго испортились, лишь перед смертью Надежда помирилась с Валентиной Петровной и заботливо ухаживала за ней до последних дней.
Смерть
Мечтой актрисы Телегиной было играть до последнего вздоха. Ее желание исполнилось – в 1979 году выходит ее последний фильм «Завтрак на траве», вскоре после которого «русской матери» не стало. Причиной смерти актрисы стали астма и диабет, пошаливало сердце.
Похоронена Валентина Петровна Телегина на московском Митинском кладбище.
Телегина Валентина Петровна
(23.02.1915 - 04.10.1979)
Заслуженная артистка РСФСР (14.07.1961).
Народная артистка РСФСР (1974).
Студенческие годы
В Ленинград Валентина Телегина приехала из Новочеркасска. Коренастая, резковатая, упрямая девушка мечтала стать актрисой, и её мечта осуществилась. Валентину приняли сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена.По вечерам, в свободное от учебы в институте время, Валентина Телегина бегала на занятия к молодому режиссеру Сергею Герасимову, организовавшему собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме». Вскоре состоялся и дебют актрисы на киноэкране: она снялась в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя» (1934).
Довоенное время
В 1937 году Валентина Телегина окончила институт и стала актрисой Театра имени Ленсовета. Как раз в это время Сергей Герасимов приступал к съемкам своей очередной картины «Комсомольск», посвященной строителям нового города на берегах Амура. Большинство ролей в фильме он доверил своим воспитанникам. Не забыл Герасимов и о Валентине Телегиной.отношении к ним сквозит материнская забота…
До начала войны Валентина Телегина снялась все у того же Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» (Степанида Лаутина), а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» (Прасковья Телегина).
Годы войны
В предвоенные годы Валентина Телегина перешла в труппу театра Балтфлота. Известие о начале войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась на остров Эзель (Сааремаа), на фронт. Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными, готовили еду.
"Дом, в котором я живу" (1957) |
Когда актеров эвакуировали, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, и на Большую землю возвратилась на торпедном катере с последними солдатами, покидавшими остров. Затем было время, проведенное в блокадном Ленинграде, эвакуация в Алма-Ату. Там, в Алма-Ате, актриса снялась у Ивана Пырьева в его драме «Секретарь райкома», посвященной героической борьбе партизан, в роли Дарьи. Из Алма-Аты Валентина Телегина вновь отправилась с бригадой актеров на фронт… После окончания войны Валентина Телегина перебралась в Москву и стала актрисой Театра-студии киноактера, а также актрисой киностудии имени Горького. Телегина много снималась в кино в ролях второго плана, реже в главных ролях. Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы.
"Судьба барабан- щика" (1955) |
Звездой экрана она не стала, но зрители ее любили и всегда принимали «за свою», чудом прорвавшуюся на экран женщину из народа. Героини Валентины Телегиной в подавляющем большинстве были наделены обаянием, теплотой и душевной щедростью. В коротком эпизоде актриса успевала раскрыть полнокровный характер.
Среди лучших работ актрисы: Клавдия Кондратьевна Давыдова мама Сергея, Константина и Кати в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу», мать Генки Мария Ефимовна в молодежной киноповести Якова Сегеля «Прощайте, голуби!», мать Кости Ласточкина Степанида Саввична в комедии Максима Руфа «Ссора в Лукашах», санитарка тетя Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».
«Дело было в Пенькове» Валентина Телегина согласилась лишь после долгих уговоров. Однако сыграла эту роль она блестяще, как и ряд других отрицательных персонажей: самогонщицу в «Павле Корчагине», попадью в «Олеко Дундиче», кухарку в «Хирургии» по Чехову, спекулянтку Гречушную в военной драме «Вызываем огонь на себя».
А вот роль злой волшебницы Авдотьи Петровны в знаменитом детском фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени», сама актриса считала неудачной, поскольку образ был построен на внешнем комизме, и никакого жизненного характера за ним не стояло…
"Ляна" (1955) |
"Происшествие" (1974) |
"В степи" (1951) |
"Угрюм-река" (1968) |
Последние годы
Валентина Петровна в свое время органично и естественно перешла к возрастным ролям, а затем к ролям бабушек. Вспоминаются ее Марья Ивановна в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариха в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние», бабушка в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».В последние годы своей жизни Валентина Петровна много болела и в кино снималась все реже. Среди ее последних работ: Матрена в социальной драме «Голубка», Марья Пряжкина в комедии «Живите в радости» и повар в пионерлагере в музыкальной комедии «Завтрак на траве».
Киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём... А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны...»
Валентина Петровна ушла из жизни 4 октября 1979 года. Ее похоронили в Москве на Митинском кладбище.
Родилась Валентина в столице Донского казачества, в Новочеркасске. Славная история края, лихая кровь донских казаков создала упрямый, верный, сильный характер девочки. Как и ее подруги, Валя училась в местной девятилетней школе, после уроков с удовольствием бежала на занятия по художественной самодеятельности.
Преподаватель театрального кружка посоветовала талантливой девочке продолжить образование в столичном театральном вузе. Валентина выбрала ленинградский Институт сценического искусства. Приемная комиссия была в полном восторге от озорной, веселой, одаренной девушки, и Валю зачислили сразу на второй курс института. Обучение студентка Телегина начала в творческой мастерской Леонида Вивьена.
Жизнь в большом городе, новые друзья, любимое дело увлекли Валентину без остатка. После занятий в институте она бежала на курсы молодого режиссера Сергея Герасимова, который организовал собственную актерскую мастерскую.
Учеба не прошла зря – в 1934 году студентка Телегина сыграла в эпизоде фильма Герасимова «Люблю ли тебя». На выпускных экзаменах девушка исполнила роли в спектакле Горького «Последние» и пьесе Афиногенова «Далекое».
Начало карьеры
После окончания учебы в институте в 1937 году Телегину пригласили в Ленинградский театр-студию, в котором она прослужила до 1940 года, а после перешла в театр Балтфлота, где многому научилась у его руководителя – Александра Пергамента, уважение и теплые чувства к которому сохранила до конца своих дней.
Не бросала Валентина и кинематограф. В 1937 она снялась в эпизоде фильма «Тайга золотая», после Сергей Герасимов пригласил девушку в две свои картины: «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939). В том же 1939 году Телегина снялась в фильмах «Член правительства» и «Хирургия».
Первые же роли Валентины Телегиной задали тон всей ее карьере – это хорошие, добрые женщины, которые не стремятся выйти на первый план, но своей искренностью, открытостью и душевностью запечатлеваются в душе зрителя сразу и навсегда. Умение просто и ясно выразить чувства своей героини, показать яркую и мгновенную реакцию души навсегда определили диапазон ее ролей – простой русской женщины, русской матери.
Впоследствии ей не станут предлагать сложные роли женщин «благородных, со сложной душевной организацией», это будут больше роли эпизодические: крестьянки, проводницы, санитарки, водителя. Однако именно они своей искренностью и живостью по праву завоевали главное место в памяти многочисленных поклонников ее таланта, мастерства «королевы эпизодов».
Война
О том, что началась война, Валентина услышала в отпуске. Не раздумывая, отправилась в Таллин, где находились тогда ее коллеги. Уже вместе с ними она улетела на остров Эзель, где отчаянно воевали наши солдаты. Очень скоро солдаты и артисты театра оказались в глубоком тылу врага, в паузах между концертами артисты Балтфлота помогали санитарам, варили еду для солдат, возили продукты.
Вскоре актерскую труппу было решено эвакуировать с острова, но Валя отказалась – отдала свое место раненому офицеру, оставшись вместе с солдатами. Только тогда, когда все до единого человека были вывезены, она уехала на Большую землю.
С большим трудом, сначала на подбитом катере, а потом через линию фронта на самолете, актриса добралась в Тихвин. Оттуда можно было уехать в безопасную эвакуацию, но Валя настояла на своем возвращении в родной театр, в . Только потом, не желая быть в лучшем, чем у иных, положении, она с коллегами уезжает в Алма-Ату, куда уедут все ленинградские актеры.
Во время эвакуации актриса снялась в небольших ролях в двух фильмах: «Непобедимые» (1942) и «Секретарь райкома» (1942). Не в силах отсиживаться в безопасности, Телегина снова просится на фронт в состав актерской бригады.
Фильмы
После окончания войны Валентина переезжает в столицу, ее зачисляют в штат киностудии им.Горького и Театра-студии киноактера. Валентину Петровну начинают приглашать во множество фильмов: в 1947 году она играет в картинах «Весна» и «Поезд идет на восток», в следующем году актриса снялась в фильме «Драгоценные зерна», в 1948 году получила роль в «Кубанских казаках».
За ними последовали работы в лентах «В степи» (1950), «Сельский врач» и «Спортивная честь» (1951), «Сеанс гипноза» и «Степные зори» (1953), в 1954 году вышли картины «Море студеное» и «Чемпион мира», затем были роли в фильмах «Земля и люди», «Ляна», «Матрос Чижик» и «Судьба барабанщика».
1956 год также был плодотворным – на экраны вышло несколько фильмов с участием Валентины Телегиной: «Главный проспект», «Девушка с маяка», «Павел Корчагин», «Поэт», «Путешествие в молодость».
В 1957 году Валентина Петровна получила роли, которые стали одними из центральных в ее фильмографии: роль Алевтины Власьевны в «Дело было в Пенькове» и главная роль Клавдии Кондратьевны Давыдовой, матери трех детей, в ленте «Дом, в котором я живу».
Шведский кинокритик Руне Муберг высоко оценил работу Валентины Петровны в фильме «Дом, в котором я живу», назвав лицо Телегиной лицом эпохи, лицом великого народа, лицом всех матерей войны. Искренность ее героини настолько потрясла критика, что тот пожелал, чтобы лицо Валентины Телегиной «навсегда осталось бы в памяти у всех».
В 1958 году выходят несколько фильмов, в двух из которых Валентина Петровна сыграла отрицательных персонажей – в ленте «Олеко Дундич» ее ролью стала попадья, а в фильме «Ветер» - содержательница публичного дома. Телегина не любила эти роли, не ложились они ей на душу, но все же играла с привычной для себя самоотдачей и искренностью.
Правдивость даже ее отрицательных персонажей была настолько точной, что на встречах со зрителями те удивлялись, откуда она знает жителей их села, например, самогонщицу, так похожую на ее героиню из «Павла Корчагина».
В следующем году актриса Телегина получила небольшую эпизодическую роль в военной драме «Баллада о солдате», ленте, которая стала абсолютным чемпионом среди премированных отечественных фильмов. Думается, что во многом благодаря и образу женщины-водителя, которого сыграла Валентина Петровна.
Первоначальный вариант ее роли предполагал небольшой монолог, однако актриса отказалась от него, решив сказать лишь одну фразу. Горе и тревогу женщин об ушедших на фронт сыновьях и мужьях она показала лишь мимикой, глазами и они смогли выразили больше, чем слова.
В этом же, 1959 году, вышли фильмы «В нашем городе», «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева», «Ссора в Лукашах». В следующем году Валентина Петровна получила одну из главных ролей в фильме «Прощайте, голуби».
После этого главную роль актриса Телегина сыграла еще в двух фильмах: «Сказка о потерянном времени» (1964) и «Капля в море» (1973). Причем ролью Авдотьи Петровны, злой волшебницы из «Сказки о потерянном времени», Телегина останется навсегда недовольной – образ получился картонный, неискренний, без характера, так работать актриса не любила.
В следующие несколько лет Валентина Петровна сыграет в десятках фильмов, некоторые из которых станут классикой советского кинематографа: «Живые и мертвые» (1963), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Доживем до понедельника» (1968), «Угрюм-река» (1968), «Помни имя свое» (1974).
Личная жизнь
О своей личной жизни актриса не любила рассказывать, мало в ней было семейных радостей. Младший брат Валентины в годы войны был угнан на работы в Германию, однако вскоре его перевели в немецкую разведшколу, после окончания которой он работал под чужой фамилией в ФРГ. В 1957 году он вернулся в Советский Союз, однако так и не принял существующий порядок. Споры с братом очень огорчали актрису, которая искренне любила свою Родину.
Надежда, дочь Валентины Телегиной
Несмотря на простоватую внешность, Валентина Петровна пользовалась большой популярностью среди мужчин. Один из них стал отцом ее дочери Надежды, но не официальным мужем для Валентины. Кроме Нади детей у актрисы не было, ведь женщине пришлось самой поднимать дочь, что не всегда удавалось при загруженном графике киносъемок.
Валентина Телегина в последние годы
Пока актриса пропадала на съемочной площадке, Надя была предоставлена сама себе: появились сомнительные знакомства, шумные вечеринки, проблемы с алкоголем. Отношения с матерью надолго испортились, лишь перед смертью Надежда помирилась с Валентиной Петровной и заботливо ухаживала за ней до последних дней.
Смерть
Мечтой актрисы Телегиной было играть до последнего вздоха. Ее желание исполнилось – в 1979 году выходит ее последний фильм «Завтрак на траве», вскоре после которого «русской матери» не стало. Причиной смерти актрисы стали астма и диабет, пошаливало сердце.
Похоронена Валентина Петровна Телегина на московском Митинском кладбище.