Кудрин обнародовал программу развития россии на семь лет вперед. Кудрин обнародовал программу развития россии на семь лет вперед Наука в эпоху цифровой экономики
Центр стратегических разработок (ЦСР) запустил сайт о стратегии развития страны на ближайшие шесть лет. На первом этапе Центр публикует семь стратегических приоритетов, которые позволят России добиться устойчивого экономического роста и качественного повышения уровня жизни. Позднее на strategy.csr.ru будут появляться новые материалы стратегии, которая включает в себя более 300 мер
Работа над предложениями началась в апреле 2016 года по поручению Президента РФ Владимира Путина. Над планом действий трудились члены Экономического совета при президенте России, специалисты МГУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, РАН и других ведущих научных центров, всего более 1700 экспертов. Кроме того, мы вовлекали и самих граждан, интересовались их «болевыми точками», ездили по регионам. В ходе исследований и с помощью научных моделей эксперты рассчитали, каких результатов можно достичь по каждому из семи приоритетов.
Первый приоритет. Важен каждый
В тексте Стратегии подчеркивается, что здоровье и образование граждан, снижение бедности - главные условия развития страны. Самым первым и ключевым направлением назван приоритет «Важен каждый». Приводим его полное содержание:
Жизнь и благополучие каждого россиянина – главное богатство страны. Отсюда важнейшая задача - обеспечить достойное качество жизни и возможность самореализации для каждого гражданина. Необходимо действовать по трем направлениям: снизить смертность и увеличить продолжительность здоровой и активной жизни; поддержать право каждого человека на успех за счет обеспечения равных возможностей для актуального образования в любом возрасте; снизить бедность.
- В 2024 году продолжительность здоровой жизни вырастет почти на пять лет.
- Семьям с детьми и пенсионерам будет обеспечен достойный уровень жизни.
- Каждый россиянин сможет получить современное образование и овладеть
- навыками, необходимыми для успеха в XXI веке.
Ключевые результаты:
- Ожидаемая продолжительность полноценной жизни россиян вырастет на пять лет;
- Средний размер пенсии по старости к 2024 году будет в два раза выше прожиточного минимума, пенсии вырастут не меньше, чем на треть в реальном выражении;
- Уровень бедности в России снизится до 10% и сравняется с наиболее развитыми странами Европы. Уровень бедности среди семей с детьми сократится в 2 раза;
- Все желающие получат возможность для повышения профессиональных компетенций и квалификации.
Здоровая жизнь
Каждый получит доступ к качественным и высокотехнологичным медицинским услугам.
- Контролировать состояние здоровья пациента врачи смогут дистанционно, а жителям отдаленных территорий будет обеспечена неотложная и специализированная медицинская помощь.
- Пациенты с хроническими заболеваниями получат персональное медицинское сопровождение.
- Будут введены программы лекарственного обеспечения, которые облегчат доступ к современным сложным препаратам.
Залог удачного лечения - квалифицированный и мотивированный медицинский персонал.
- Врачи будут заполнять меньше бумаг, и у них будет больше времени для пациентов. Зарплаты медработников ощутимо вырастут, а качество профильного образования заметно улучшится.
Болезни лучше не лечить, а предупреждать. Лучшее средство для этого -профилактика и спорт.
- В жилых кварталах появится больше возможностей для бесплатных занятий спортом.
- Здоровому образу жизни станут учить в младших и средних классах, дети узнают, как ответственно подходить к своему здоровью.
- Будет создана национальная система управления качеством пищевой продукции, усилена борьба с излишним употреблением алкоголя и табака.
Образование для успеха
Самореализация начинается со школы. Школьники научатся навыкам, необходимым для успеха в жизни и в любой профессии новой экономики: работать в команде, общаться, создавать новое и, главное, самостоятельно учиться.
- Каждый школьник освоит базовую современную грамотность: технологическую, финансовую, цифровую, предпринимательскую и правовую.
- У всех детей - свои таланты и свои особенности. Обучение по индивидуальным программам позволит лучшим образом раскрыть возможности каждого школьника.
- В школах серьезно увеличится число специалистов по психологии, которые помогут детям развиваться с учетом их потребностей.
- В вузах появятся программы прикладного бакалавриата для обучения работе с высокими технологиями; на них будет обучаться не менее трети студентов.
- Университеты, научные центры и крупные компании будут совместно готовить студентов. А еще в вузах и колледжах будут учить и помогать открывать и вести свое дело.
- В течение всей жизни россияне смогут получать дополнительное профессиональное образование и новые умения на базе вузов, колледжей и других образовательных центров.
- Для неработающего населения, включая пенсионеров, будут созданы программы обновления профессиональных навыков, сотрудники социальных служб будут помогать им с трудоустройством.
Социальная поддержка
Семьи с доходом ниже прожиточного минимума получат адресную поддержку. Они смогут использовать материнский капитал как ежемесячное пособие.
- Социальные работники и службы занятости помогут членам малообеспеченных семей получить востребованные навыки и найти работу, выбраться из сложной жизненной ситуации.
- Единая база данных о социальной поддержке гарантирует, что все, кому действительно нужна помощь, ее обязательно получают. И что ее получают только те, кому она точно нужна.
Благодаря более долгой и более здоровой жизни, граждане смогут дольше оставаться активными и востребованными.
На протяжении 16 лет пенсионный возраст будет постепенно расти и к 2034 году достигнет 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин. Это даст возможность каждому, даже в зрелом возрасте, реализовать себя в профессии и получить более высокий доход».
Второй приоритет. Страна возможностей
Мы убеждены, что россияне полны предпринимательской энергии, и нужно лишь создать пространство для реализации, чтобы она воплотилась в новые начинания. У каждого гражданина должна быть возможность проявлять общественную, гражданскую и предпринимательскую инициативу, которая будет не наказываться, а поощряться. К 2024 году в России на новом уровне будет гарантирована свобода предпринимательства, обеспечена реальная конкуренция в экономике. Живая инициатива станет двигателем экономического развития страны.
Ключевые результаты:
- Число россиян, планирующих открыть свое дело, увеличится вдвое;
- Бизнес избавится от избыточных проверок со стороны государства за счет двукратного снижения числа контрольных функций;
- К 2030 году доля малого и среднего бизнеса вырастет вдвое и будет создавать 40% ВВП страны;
- Государственный сектор в экономике сократится до 25%.
Поддержка предпринимательства
- Школьники смогут по желанию учиться открывать и вести свой бизнес на уроках предпринимательства.
- Как школьные, так и университетские образовательные программы будут нацелены на решение нестандартных задач.
- Начинающие молодые предприниматели будут получать системную поддержку региональных и федеральных властей.
- Сроки запуска новых предприятий будут сокращены, административные процедуры упрощены — открыть дело можно будет из дома или офиса.
- Предприниматели будут обмениваться информацией с госорганами только в электронной форме, используя электронные подписи.
- Для тех, кто согласится работать в электронной системе налоговой службы, цифровые технологии позволят автоматически формировать отчетность, ответственность за составление которой будет возложена на налоговую инспекцию, а предприниматель отвечает только за достоверность первичных данных.
- В течение первого года работы для нового бизнеса будут действовать налоговые каникулы.
- Сократится число функций и органов контроля и надзора, если на предприятии нет риска вреда здоровью людей.
- С запуском реформы будет введен трехлетний мораторий на любые законодательные изменения, которые могут осложнить положение среднего и малого бизнеса.
Конкурентная экономика
Государственная политика будет направлена на партнерство с частным бизнесом и снижение прямого участия государства в экономике.
- На конкурентных рынках будут играть только частные компании, государственным игрокам туда входа не будет.
- Государство будет обязано продавать долю в предприятии, в котором его присутствие не нужно — в соответствии с принципом «объясняй или продавай».
- Прозрачность госзакупок повысится за счет снятия искусственных ограничений.
- Рост малого и среднего бизнеса будет стимулироваться за счет развития эффективной системы льгот и преференций, систем краудфандинга и отдельных кредитных бирж.
Инициатива граждан
Российские некоммерческие организации и волонтеры получат возможность свободнее работать над решением общественных проблем и оказанием социальных услуг.
- Ограничения на зарубежное финансирование для социальных НКО, ведущих общественно полезную деятельность, будет сняты.
- Для граждан и бизнеса станет модным и выгодным быть благотворителем за счет налоговых вычетов.
- Работа некоммерческих организаций, как и их поддержка со стороны государства, станет более прозрачной.
- Для НКО будет создано больше возможностей оказывать некоторые социальные услуги, особенно если они могут сделать это дешевле и лучше, чем государство.
Третий приоритет. Технологическая революция
У России не будет шанса войти в число глобальных лидеров, если ее экономика не получит новый двигатель - передовые технологии. Когда российская экономика ответит на вызовы технологической революции, будут созданы новые и интересные рабочие места, а предприятия будут производить востребованные и успешные продукты, которыми будет гордиться вся страна. Это шанс для России стать лидером новейших отраслей экономики и начать формировать новые направления научного и технологического развития.
К 2024 году новейшие технологии позволят решить две задачи: усовершенствовать имеющиеся производства и создать новые рынки и отрасли, где Россия будет конкурентоспособной. Российские компании полноценно включатся в мировые рынки технологий. Качество продукции государственных корпораций вырастет за счет роста конкуренции, а им самим придется стать прозрачнее и эффективнее.
Ключевые результаты:
- Российские ученые станут участниками 40% передовых глобальных
исследований, связанных с новой промышленной революцией; - Производительность труда вырастет на треть;
- Частные российские компании станут активными экспортерами - выручка
75 крупнейших из них составит 250 млрд рублей.
Цифровая экономика
- Ключевые отрасли промышленности пройдут масштабное обновление и станут высокотехнологичными.
- Металлургия, добыча полезных ископаемых, машиностроение и сельское хозяйство получат новые финансовые стимулы и поддержку институтов развития для успешного перехода на цифровые платформы.
- Предприятия, исследовательские центры, государственные регуляторы и финансовые институты будут объединяться в особые группы — консорциумы. Таким объединениям будет легче конкурировать на международных рынках.
- Российские госкомпании станут более открытыми и гибкими, что повысит эффективность их работы, высвободит новые ресурсы и позволит успешнее конкурировать на мировых рынках.
- Вырастет и доля частного сектора. Россия сможет принять участие в борьбе за лидерство в самых передовых отраслях - в постуглеродной энергетике, биотехнологиях, «зеленой» химии, микроэлектронике нового поколения, в сфере персонализированной медицины.
Цифровое предпринимательство
- Предпринимателям в инновационных сферах станет проще и выгодней работать в России.
- Новые целевые фонды и институты развития позволят венчурным инвесторам активней поддерживать прорывные разработки и исследования с высокими рисками.
- Специальные форматы развития инновационного бизнеса (стартап-студии и акселераторы) получат больше поддержки от государства.
- Высокотехнологичные инновационные компании не будут испытывать проблем с бюрократией.
- Госрегулирование в этой сфере будет и эффективнее, и гибче для участников рынка.
- Исследования, открытия и разработки российских специалистов будут надежно защищены авторским правом.
- Система защиты интеллектуальной собственности будет базироваться на цифровых технологиях.
Наука в эпоху цифровой экономики
- Университеты, научные центры и лаборатории будут тесно сотрудничать с бизнесом и государством. При этом получать деньги на научные работы, получать гранты станет проще, а налоговая нагрузка снизится.
- По-новому будет организована работа РАН, что поможет ученым активнее участвовать в международных проектах и разработках. Появятся новые специальности, связанные с технологическими изменениями.
- В ВУЗах будет развиваться инженерно-техническое образование.
- Внедрение международных стандартов исследовательской деятельности и оценки их эффективности поможет российским ученым встроиться в глобальную научную сеть и занять там достойное место.
Четвертый приоритет. Ключевые позиции в мировой экономике
Жить за счет продажи сырья – ненадежно, ведь страна попадает в зависимость от колебаний цен. Когда Россия удвоит экспорт высокотехнологичной продукции, вырастет устойчивость экономики страны к санкциям и грядущим мировым кризисам. Продукция отечественных предприятий за счет конкуренции с импортными товарами станет более качественной и доступной для россиян.
К 2024 году Россия займет место на новых перспективных рынках, увеличит доходы бюджета за счет внешней торговли. Новые торговые соглашения с зарубежными странами откроют новые возможности для российских компаний-экспортеров. Продукция российских компаний будет конкурировать на внешних рынках, что приведет к увеличению ее качества для всех граждан страны.
Ключевые результаты к 2024 году:
- Несырьевой экспорт вырастет вдвое: с $107 млрд до $200 млрд;
- Удвоится доля России в мировом экспорте высокотехнологичных товаров;
- Экспорт услуг вырастет с $50,5 в 2016 г. до $70 млрд;
- Экспорт продовольствия вырастет более чем на 60%.
Россия в открытой международной торговле
- Экспортеры несырьевых товаров получат новую финансовую и правовую поддержку от государства.
- Особое внимание будет уделено экспорту услуг: образования, здравоохранения, туризма и логистики.
- Будут созданы и масштабированы платформы и механизмы для помощи экспортерам, в том числе в сфере электронной торговли.
- Процедуры таможенного и экспортного контроля станут проще. Это позволит российским компаниям выйти на новые перспективные рынки и закрепиться на них.
Зарубежным компаниям, в свою очередь, станет проще выйти на российский рынок: для них предусмотрено некоторое упрощение таможенного и налогового контроля. Это повысит конкуренцию в России, улучшит качество и снизит цену зарубежных товаров и услуг.
- Россия продолжит развивать выгодные торговые и экономические отношения с соседями, а особенное внимание уделит быстроразвивающимся рынкам Азии.
- Будут реализованы инфраструктурные проекты в сфере транспорта и энергетики в интересах стран Евразийского экономического союза.
- Произойдет усиление научно-технологического сотрудничества, совместная реализация инициатив в области цифровой экономики со странами Европы.
Пятый приоритет. Государство для граждан
Государство должно существовать для своих граждан и быть, в первую очередь, партнером и помощником, которому можно доверять в любой жизненной ситуации. На этот принцип должна опираться система госуправления, главной целью которой будет удовлетворение потребностей жителей страны.
К 2024 году в России появится информационная платформа, благодаря которой большинство государственных процедур будут доступны в электронной форме без обращения в ведомства и предоставления документов. Удобные и доступные госуслуги повысят уровень доверия жителей страны к органам власти. Для этого необходима выстроенная система обратной связи и четкие прозрачные стандарты работы госслужащих.
Ключевые результаты:
- 40 наиболее востребованных госуслуг для граждан и 30 услуг для бизнеса будут мгновенно предоставляться в цифровой среде;
- удовлетворенность граждан работой госслужащих вырастет до 80%;
- на 50% снизится ущерб жизни и здоровью людей от рисковых производств, при том, что издержки на контроль снизятся.
Стратегическое управление и новые кадры
- Госслужащие смогут работать на результат, только если перестроить их рутинную деятельность и культуру труда. Для этого в госорганах должны быть четко сформулированы миссия и ценности работы. Центральной установкой этих документов должны стать служение гражданам и инициативность.
- Госслужащие получат общие для всех цели и понимание деятельности, основанные на видении будущего страны.
- Внедрением новых методик и практик будет заниматься специальный Центр эффективности госуправления.
- Участие в разработке приоритетов смогут принять граждане и представители бизнеса, а за их реализацию будут отвечать заместители Председателя Правительства РФ и министры.
- Каждый россиянин сможет отслеживать прогресс в этой сфере.
- Госслужащие будут получать заработную плату, исходя из увеличенной базовой выплаты и премий по результатам работы. Это значит, что у служащих появится стимул работать лучше, а причин для коррупции станет меньше.
- Кадровой политикой в этой сфере будет заниматься единый федеральный центр. Назначения, повышения и увольнения чиновников будут прозрачны и понятны для всех.
Цифровое государство
- Граждане и бизнес получат новые возможности взаимодействия с государством в цифровой среде, основой которой будет единая информационная платформа. К ней смогут подключиться независимые поставщики услуг, а разработанные ими сервисы и приложения будут доступны для любых пользователей.
- Горы бумаг и справок постепенно уйдут в прошлое. Электронные данные станут обязательным приоритетом в работе госорганов по всей стране.
- Скорость принятия решений, реагирование на запросы граждан, их обоснованность и прозрачность будут выше за счет внедрения технологий «больших данных».
Контроль и надзор
- Органы контроля и надзора будут заниматься своим непосредственным делом - следить за безопасностью граждан и предупреждать риски, при этом позволяя организациям спокойно работать.
- Внедрение новых технологий в контрольно-надзорную деятельность позволит сделать процесс более прозрачным и автоматизировать значительное число процедур, сделав контроль дистанционным и эффективным.
- Основным критерием регулирования должны стать обоснованность и реальная безопасность. Если регулирование никак не помогает снизить риски для общества, то такие меры будут отменены. Если риск для общества и граждан минимален, то регулирование может быть передано негосударственным организациям, а государство сосредоточится на предотвращении реальных опасностей.
Шестой приоритет. Развитие городов и регионов
Благополучие и качество жизни сильно зависит от того, как обустроено пространство вокруг. Ощущение комфорта на своей малой родине дает возможность строить жизненную траекторию и усиливает уверенность в завтрашнем дне. Социальное и экономическое развитие регионов и городов зависит от уровня их самостоятельности и ответственности перед жителями.
К 2024 году будут пересмотрены способы управления городами и внедрены новые технологии в сфере городского хозяйства. Современная среда для жизни сделает города привлекательными для самых талантливых и предприимчивых, будет толкать вперед городскую экономику. Но и перемещаться между населенными пунктами должно быть быстро и удобно, только так россияне смогут чувствовать, что их дом – это вся страна.
Ключевые показатели:
- Время в пути из пригорода до центра крупного города сократится до одного часа;
- В полтора раза сократится число погибших в ДТП;
- Обеспеченность жильем вырастет с 25 до 30 кв м на человека.
Перспективный город
- Каждый город сам сможет решать, на что делать ставку в своем развитии.
- У горожан появится возможность для прямого участия в судьбе города: выбирать, на что тратить бюджет города, и следить за выполнением работ.
- Часть налогов от деятельности местного бизнеса будет поступать напрямую в районные и городские бюджеты.
- Стать предпринимателем в родном городе станет проще: местным жителям будут доступны специальные целевые кредиты и типовые решения.
- Каждый предприниматель сможет через специальную систему узнать о потребностях горожан, и лучше ориентироваться на них при ведении своего дела.
- Новые заведения и точки притяжения дадут импульс к дальнейшему развитию общественных пространств.
- В городах появится больше доступного и качественного жилья. Появятся квартиры, специально построенные для аренды, уже с мебелью и необходимой бытовой техникой. Если захочется переехать, то можно будет легко покинуть арендуемую квартиру и найти другую.
- Устаревшие системы ЖКХ будут модернизированы.
- Внедрение механизмов регуляции потребления тепла позволит сократить личные расходы.
- Капитального ремонта больше не надо будет ждать десятилетиями – благодаря специальным банковским кредитам управляющие компании смогут сначала поставить лифты, утеплить стены и заменить трубы и перекрытия, а расплатиться с банком позднее.
Транспортная доступность
- Перемещаться по городу станет удобнее и быстрее. Появится больше общественного транспорта, в том числе экологически чистого. Можно будет точнее планировать время в пути: цифровые системы смогут точно сказать время прибытия следующего маршрута и необходимое на дорогу время.
- Единая система транспорта для города и области позволит путешествовать и перевозить товары быстрее и удобнее.
- Возможность передвижения по стране – важный показатель ее развития. Поэтому будет повышено качество дорожного строительства.
- Дорога из любого крупного города в соседний будет занимать не больше 4 часов, а между более малыми населенными пунктами можно будет комфортно передвигаться на удобных и дешевых автобусах и электричках.
- На ключевых транспортных маршрутах будут построены высокоскоростные автодороги Москва - Владимир - Саранск - Ульяновск - Самара - Оренбург, Санкт-Петербург - Вологда - Киров - Екатеринбург.
- Между Москвой и Казанью, Екатеринбургом и Челябинском, Москвой и Тулой будут ходить высокоскоростные поезда.
Седьмой приоритет. Защита и справедливость
Экономические успехи невозможны и не нужны, если граждане не чувствуют себя защищенными от внешних и внутренних угроз. Нужно вернуть доверие к правоохранительной системе и завершить создание профессиональной и боеспособной армии. В какой бы ситуации не оказался гражданин, он всегда имеет право на справедливый и по-настоящему независимый суд. А если он ошибется и преступит закон, то и на второй шанс.
Ключевые показатели:
- Вырастет доверие к полиции, выраженное через количество обращений потерпевших;
- Вооруженные силы будут на 100% формироваться на контрактной основе;
- После отбывания наказания заключенные чаще будут возвращаться к полноценной жизни в обществе, будет происходить их ресоциализация, и, как следствие, повысится уровень безопасности в обществе.
Честный и справедливый суд
- Кадровый состав судей изменится: появится больше судей с разнообразным опытом работы, а не только из секретарей судов, повысится их независимость и объективность: правоохранители и председатели судов больше не смогут влиять на их назначение.
- Судьи перестанут штамповать приговоры, что будет способствовать гуманизации суда и росту числа оправдательных приговоров.
- Появится Федеральный центр подготовки судей, где будущих профессионалов будут готовить к нетиповым, более сложным и справедливым решениям.
- Судебный процесс станет прозрачнее и быстрее, когда в нем будут использоваться современные электронные и цифровые технологии.
- Абсолютно каждое заседание суда будет записано на аудио, а их протоколы будут короткими и доступными.
Правоохранительные органы
- Электронный документооборот и упрощение отчетности разгрузят полицейских от бумажной волокиты.
- Участковые смогут уделять больше времени и сил борьбе с преступностью, профилактике, а также работе с
пострадавшими от преступлений. - Эксперименты по созданию муниципальной милиции покажут: города в состоянии обеспечить безопасность граждан эффективней чем федеральная полиция.
- Тюрьмы и колонии будут перенастроены на возвращение заключенных к полноценной жизни в обществе.
- Для этого условия содержания заключенных станут более гуманными, а ФСИН поможет сохранять связь заключенных с семьей и создавать современные и качественные рабочие места. Это снижает рецидивы, помогает возвращать людей к нормальной жизни.
- Людей, которых сажают в тюрьму за нетяжкие и ненасильственные преступления, станет меньше, потому что их можно наказывать иначе.
- В экономических преступлениях приоритетом станет возмещение ущерба пострадавшим и экономическое наказание.
- Борьба с наркопреступностью будет сфокусирована на тех, кто действительно торгует наркотиками, а не на жертвах наркомании и случайных потребителях препаратов.
Профессиональная армия
- Постепенно в российской армии будет увеличиваться число контрактников, что заметно повысит ее профессионализм и боеготовность - каждый солдат и офицер будут мотивированы прежде всего достойным вознаграждением за их труд.
- Для военных и их семей будет создан полноценный жилищный фонд.
- Расходы на оборону и вооружение будут гибко планироваться и корректироваться каждый год, что позволит и тратить меньше, и защищаться эффективнее.
- Появится четкий список нужных военных технологий, а продукция предприятий оборонного производства будет диверсифицирована.
Пять первых шагов к семи приоритетам
Первый шаг
Перейти на госуправление по приоритетам: деятельность правительства должна быть нацелена на выполнение стратегических приоритетов, а повседневная работа должна стать эффективной, незаметной для граждан и большей частью - цифровой. Сейчас мы часто видим, как заявленные Президентом и Правительством цели не выполняются: в том числе из-за того, что работа по их достижению несфокусирована, действия, направленные на долгосрочные цели, откладываются. Необходимо создать Центр эффективности госуправления, который будет нацелен на внедрение лучших практик управления. Это в том числе зависимость зарплаты каждого чиновника от достигаемого им результата, который понятен любому гражданину; умение чиновника совершенствовать свою работу ради удобства граждан; принятие понятных решений.
Второй шаг
Осуществить бюджетный маневр: государственный бюджет должен быть переориентирован на развитие человека и экономики. Необходимо существенно наращивать расходы на так называемые производительные расходы - образование, здравоохранение и инфраструктуру. К 2024 году расходы государственного бюджета должны быть перераспределены следующим образом:
- на образование — с 3,5% до 4,4% ВВП;
- на здравоохранение — с 3,1% до 4,0% ВВП;
- на инфраструктуру — с 2,5% до 3,0% ВВП.
В результате к 2024 году государство будет расходовать на эти сферы почти в полтора раза больше, чем сегодня (в реальном выражении, то есть с поправкой на инфляцию). Это позволит дополнительно ускорить рост экономики (добавить до процента ВВП в год к темпам роста), а также серьезно улучшить качество жизни граждан.
Третий шаг
Усовершенствовать управление государственным сектором экономики: государственный сектор - это чуть меньше половины экономики страны. Не все госкомпании эффективно управляются и успешно решают поставленные перед ними задачи. Центр трансформации госкорпораций поможет совершенствовать практики управления в государственном секторе экономики; снизит издержки на производство товаров и услуг, оказываемых этими компаниями, скоординирует их работу по переходу к цифровой экономике. В результате эти товары и услуги станут более конкурентоспособными на мировом рынке и более доступными для россиян.
Четвертый шаг
Провести судебную реформу: сегодня предприниматели и граждане, которые так или иначе столкнулись с российской системой судопроизводства, не удовлетворены ее качеством. Для развития предпринимательства и защиты прав всех граждан нужен независимый и справедливый суд. Главный шаг на пути к такому суду - новое качество судей. Ими должны стать люди, имеющие разнообразный опыт работы, прошедшие специальное обучение. Их карьера должна зависеть от судейского сообщества, а не от правоохранительных органов.
Пятый шаг
Заставить макроэкономическую стабильность работать на нас: удержать инфляцию на исторически низких
показателях, добиться низких кредитных ставок и устойчивого налогового режима.
Инфляция должна сохраняться на уровне не выше 4%. Предприниматели и граждане привыкнут к тому, что
инфляция устойчиво низка, и это будет толкать кредитные ставки вниз. Так у бизнеса появится больше возможностей для инвестиций, а у граждан - для увеличения своих расходов. Курс рубля должен оставаться плавающим. Это позволит снизить риски в случае внешних шоков, это - страховка нашей экономики. Нужно обеспечить стабильность налоговой системы. Мы предлагаем завершить «налоговый маневр» в нефтяной отрасли. Налоги на граждан повышать не нужно.
С детальным описанием приоритетов Стратегии вы можете познакомиться или на
Стратегические уроки
«Что будет отличать новую программу от предыдущих стратегических документов и почему на этот раз получится лучше?» – таков один из наиболее популярных вопросов, адресуемых сегодня Центру стратегических разработок. На самом деле, это один из первых вопросов, которые и я сам себе задал, когда президент поручил нам подготовку нового стратегического документа. Прежде чем окунаться с головой в работу, стоит со стороны посмотреть на масштаб задачи, оценить опыт тех, кто пытался ее решить до тебя. Одним из инструментов извлечения необходимых уроков из предшествующего опыта и стало инициированное нами исследование, результаты которого вы держите в руках. Кроме итоговых выводов коллектива, проводившего исследование под руководством Михаила Дмитриева, на страницах отчета есть и авторские мнения с рекомендациями по подготовке новой стратегии от Вадима Волкова, Ивана Бортника и Виктора Полтеровича. Я разделяю не все выводы и точки зрения, но рад, что этот доклад уже на этапе подготовки стал площадкой для дискуссии. Отмечу также, что оценивать выполнение Стратегии-2020, подготовленной в 2011 году и находящейся в фокусе анализа, можно только условно, поскольку она так и не была утверждена и не является прямым руководством к действию, хотя и сыграла важную роль в консолидации предложений.
В то же время исследование не затронуло утвержденный стратегический документ – Концепцию долгосрочного развития до 2020 г. (КДР). Это обусловлено тем, что формально главный стратегический документ страны не стал настоящим ориентиром для правительства, устарев уже в момент принятия, когда мировой экономический кризис серьезно изменил внешние условия. Кстати, КДР до сих пор не отменена. Таков показательный пример отсутствия у нас механизма оперативного изменения стратегических документов верхнего уровня, хотя в быстроменяющемся современном мире умение адаптироваться к новым условиям является критически важным.
Параллельно КДР цели и задачи для административной системы задавались через национальные проекты, майские указы, среднесрочные программы правительства (основные направления деятельности и антикризисные планы) и посредством более чем 40 госпрограмм, результаты которых так и не стали предметом широкой дискуссии. Кроме того, согласно законодательству, в 2016 году должна была быть подготовлена Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период – до 2035 года, – но ее сдача перенесена на следующий год. Такое количество разноуровневых и разноформатных документов очевидно затрудняет органам власти любое планирование.
Один из важнейших уроков Стратегии-2010 – обязательность наличия эффективного механизма реализации документа внутри исполнительной власти. Напомню, что в начале 2000-х годов основной задачей было создание институциональных основ новой рыночной экономики, и во многом они действительно были созданы, но их потенциал ограничивался архаичной административной системой, явственно нуждавшейся в обновлении. Такая реформа была задумана, однако ее реализация «утонула» в нарастающем потоке нефтедолларов: потребность в этой и иных социально-экономических реформах снижалась тем быстрее, чем больше разрастался государственный бюджет. И уже кризис 2008-2009 годов показал, что наш экономический рост опирался на крайне неустойчивый фундамент.
Поэтому ключевой задачей Стратегии-2020 стало формирование целостного взгляда на то, каким образом наша страна может перейти к несырьевой модели экономики. Однако Стратегия так и не превратилась в нормативный документ, план работы правительства, оставшись, по сути, «декларацией о намерениях». В значительной степени это произошло из-за недостаточной вовлеченности представителей органов власти – тех, кому предстояло ее реализовывать, – в процесс разработки. Данный урок можно считать усвоенным: в деятельности ЦСР и рабочей группы Экономического совета при Президенте, которую я возглавляю, активно участвуют руководители министерств и главы регионов.
Еще одним упущением Стратегии-2020 является ее избыточная сосредоточенность на экономической повестке – отчасти в ущерб неэкономическим институтам. Так, очевидно недостаточно внимания уделялось судебной системе – на наш взгляд, важнейшей для реализации любой программы развития. Поэтому в ЦСР разработке предложений по совершенствованию этих институтов посвящено целое направление.
Сегодня мы также уверены, что само восприятие и успешная реализация стратегии зависят от того, насколько гибко и быстро содержащиеся в ней решения можно адаптировать к изменяющимся условиям современного мира, социальным, экономическим и технологическим трендам. Разрабатываемая ЦСР Стратегия будет состоять из трех основных частей: во-первых, концептуального, общего видения будущего, траектории движения к поставленной цели, во-вторых, приоритетных, жестких решений, без точной и быстрой реализации которых любые другие изменения будут бесполезны, и, в-третьих, селективных программ – ответственность за их более глубокую разработку и итоговое исполнение будет возложена на разные уровни власти. Последний компонент будет обладать максимальной гибкостью и учитывать проблемы в конкретных отраслях экономики, ресурсы и возможности регионов, текущую повестку.
Тщательный анализ и учет сильных и слабых сторон работы наших предшественников станут важным фактором создания Стратегии развития России на 2018–2024 гг. и помогут в совместной с правительством работе над Стратегией-2035.
С полным текстом доклада можно ознакомиться по ссылке:
Статья Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития» была опубликована в журнале «Вопросы экономики» № 10 за 2018 год (стр. 528). Раскрывая и анализируя задачи экономической политики России на 20182024 гг., автор предлагает траекторию прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России для обеспечения устойчивого роста благосостояния и конкурентоспособности как каждого человека, так и общества и государства в целом.
По словам Д. А. Медведева, Правительству РФ удалось предотвратить развёртывание макроэкономического кризиса и смягчить острые финансовые проблемы, не допустив критического роста долговой зависимости. Приоритетными сферами структурных реформ в настоящее время выступают развитие человеческого капитала, прежде всего образования и здравоохранения, инфраструктуры, а также совершенствование государственного управления. Особое место занимают национальные проекты, связанные с укреплением конкурентоспособности экономики, призванные помочь добиваться положительных результатов в областях производительности труда и поддержки занятости, науки, цифровой экономики, малого и среднего предпринимательства, международной кооперации и экспорта, что должно обеспечивать ускорение технологического развития, способствовать созданию высокопроизводительного экспортоориентированного сектора и развитию инфраструктуры.
В работе были подняты темы школьного образования, образования для взрослых и необходимость перераспределения долей государственного и частного финансирования расходов на исследования и разработки в пользу последнего, а также такие вопросы в сфере медицины и здравоохранения, как персонализация работы здравоохранения, телемедицина, доступность первичной медико-санитарной помощи и пр. Преодоление существующего уровня бедности является одним из приоритетных направлений государственной политики России, где необходимо обеспечить адресность социальной помощи населению. К ключевым факторам роста производительности труда относится технологическая модернизация и цифровизация экономики, где среди прочих, например, стоит задача преодоления разрыва между наиболее развитыми в области цифровизации компаниями страны и остальной, весьма значительной, частью бизнеса.
Что касается экспортной деятельности государства, здесь автор статьи отметил, что Россия не будет создавать барьеры для международных экономических отношений, будет стремиться к либерализации внешней торговли, увеличению экспорта услуг, а индикатором успешности импортозамещения должен стать несырьевой экспорт. Кроме этого, решение стоящих перед страной задач предполагает наличие эффективной бюджетно-налоговой политики, меры которой должны носить системный характер и сочетать в себе решение фискальных, экономических (стимулирование бизнес-активности) и социальных задач.
Страна должна знать своих стратегов эпохи развитого путинизма. Имеем в ввиду кудринский Центр стратегических разработок и представленную им недавно «Стратегию развития страны 2018–2024», претендующую на экспертную формулировку задач нового президентского срока Путина.
Впрочем, предлагаем читателям самим составить мнение о интеллектуальной мощи этого документа, попытаться найти там пути реализации подлинных национальных интересов нашего Отечества.
ВВЕДЕНИЕ
За прошлые столетия мы одержали множество побед, но главные были добыты мощью нашего интеллекта и уникальностью творческого потенциала. Ум и талант - главные двигатели развития страны и благосостояния ее народа.
Последние годы мы живем хуже, чем могли бы, отстаем по качеству жизни. Наша экономика растет медленнее, чем могла бы. Потенциал страны и ее жителей раскрывается не в полной мере. Мы можем лучше.
Для этого стране нужны четкие цели и стратегия развития. Если составить план действий и неукоснительно придерживаться его, то мы способны многое наверстать, достичь серьезного повышения качества жизни, которое будет обеспечено ростом обновленной экономики. Поэтому в следующие шесть лет мы предлагаем определить для себя семь главных приоритетов и начать действовать.
Почему мы отстаем? Мы недостаточно вкладываемся в главное богатство страны - людей. Здоровье и образование граждан, снижение бедности - главные условия развития. Творческая инициатива людей, которые видят и используют новые возможности, - основа будущего роста. Качественные образование и медицина, неограниченные возможности для предпринимательства и личной инициативы должны стать базовыми реализованными правами каждого гражданина страны. Отсюда первые два приоритета предлагаемой стратегии - «Важен каждый» и «Страна возможностей».
Какая экономика нам нужна? К 2024 году мы должны стать привлекательной страной для каждого человека, готового и желающего трудиться. Раскрыв новые возможности граждан страны, поддержав их инициативы во всех сферах, в том числе в бизнесе и комфортной и общественной деятельности, мы сможем перейти к новому качеству российской экономики. Она станет современной и технологичной, сможет на равных конкурировать с самыми развитыми странами мира. На это обращены следующие два приоритета нашей стратегии - «Технологическая революция» и «Ключевые позиции в мировой экономики».
Как добиться успеха? Необходимо переосмыслить роль и механизмы государственного управления. Государство эффективно настолько, насколько оно полезно и удобно своим граждан, дружелюбно по отношению к ним. Оно должно не управлять всем напрямую, а только обеспечивать честные для всех правила игры. Не диктовать, а страховать от ошибок и злоупотреблений. Не выжимать ресурсы из одних сфер и регионов в другие, а разумно и аккуратно перераспределять средства, исходя из общих задач. Не карать исходя из буквы многочисленных связывающих граждан по рукам и ногам инструкций, а справедливо судить по существу. Поэтому целых три приоритета нашей стратегии посвящены задаче превращения государственной машины из архаичной в передовую: «Государство для граждан», «Развитие городов и регионов», «Защита и справедливость».
За последние десятилетия были разработаны стратегии, которые не привели к желаемым результатам. Поэтому понятно и недоверие, с которым к таким планам относятся. «Мы все это уже видели», «нас опять хотят обмануть», «жизнь из-за ваших стратегий не меняется к лучшему» - так говорят люди, когда слышат про какой-то очередной грандиозный план.