Кто такой учитель-дефектолог? Профессия дефектолог Кем может работать дошкольный дефектолог.
Работая в школе уже 2-й год я столкнулась с некоторой проблемой, которая и подтолкнула меня к публикации данного материала. Проблема заключается в выражении- «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься» . К моему великому сожалению я говорю не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться-«Какой еще дефектолог!!! У моего ребенка нет никаких дефектов!!! Он у нас нормальный!!!» многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь. Не раз приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог это учитель, который учит, извиняюсь, дураков. А уж педагоги всех детей бы отправили к нему!!
Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).
Чем же занимаюсь конкретно я? Содержание моей работы содержится в задачах.
- Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.
- Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
- На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
- Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
- А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.
Целью моей работы , если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:
1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов» . Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.
2 блок «формирование пространственно-временных отношений» . Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3 блок «умственное развитие» . Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.
4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста» . Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.
5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях» . В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное напрвление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.
6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи» . Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.
7 блок «готовность к восприятию учебного материала» . Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.
8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала» . Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).
Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.
Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.
Вот несколько примеров занятий.
На первый взгляд обычная раскраска . На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.
На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.
Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.
![]() |
![]() |
С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др.
После всего сказанного и показанного я думаю каждый родитель изменит свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и захочет чтобы и его ребенок посещал такие интересные и увлекательные занятия.
И в заключение Желаю Вам, родители, успехов, терпения, мудрости в воспитании и обучении Ваших деток.
Логопед-дефектолог это врач, специализирующийся на речевых отклонениях у детей с сопутствующими патологиями центральной нервной системы, речевого аппарата, органов слуха. Консультация дефектолога и последующие регулярные занятия позволяют значительно улучшить речь и письменные навыки ребенка, если обратиться за помощью своевременно.
Что входит в обязанности специалиста
Врач логопед-дефектолог выполняет достаточно широкий круг обязанностей. Он должен пройти курс обучения специальности «дефектология», которая включает в себя множество смежных дисциплин, таких как психология, психиатрия, неврология, педагогика и другие.
Основной целью работы логопеда-дефектолога с ребенком является коррекция не только речевых навыков, но и влияния сопутствующей патологии на процесс обучения.
Обратиться к детскому логопеду-дефектологу следует, если у вашего ребенка есть подозрение на:
- отставание в умственном развитии;
- нарушения функции ЦНС;
- психические отклонения;
- патологии речевого аппарата;
- болезни органов слуха;
- болезни органов зрения.
Однако дефектолог может заниматься не только с детьми, но и с взрослыми, чтобы помочь улучшить им качество жизни и социальную адаптацию. Следует понимать, что логопед и дефектолог – это не одно и то же , хотя оба эти специалиста помогают людям правильно выражать свои мысли в письменном и устном виде.
Отличие логопеда от дефектолога
Большинство взрослых знают, чем занимаются логопеды и в каких случаях может понадобиться их помощь. Однако логопед от дефектолога отличается тем, что занимается исключительно проблемами постановки речи у малышей, не имеющих серьезной сопутствующей патологии. В их обязанности входит обучить ребенка правильному произношению и написанию букв, слов и предложений. В своей работе логопед применяет исключительно методы, направленные на коррекцию речевых навыков , а не на обучение или устранение дефектов, появившихся из-за заболевания.
Также отличием является то, что дефектологи могут начинать работать со своими пациентами с более раннего возраста. Логопеды занимаются с детьми, достигшими трехлетнего возраста, тогда как дефектологи могут начинать коррекцию раньше этого срока. Поскольку в курс обучения логопеда-дефектолога входят многие медицинские дисциплины, то он, в отличие от обычного логопеда, считается широкопрофильным специалистом.
Как понять, что пора обращаться за помощью
Многие родители не знают о том, что это такое нарушения речи и как они могут проявляться. Однако именно своевременное внимание к тревожным симптомам может в разы повысить шансы вашего ребенка на правильную устную и письменную речь. Консультация у врача может понадобиться в следующих случаях:
- отсутствие у ребенка 7-8 месяцев реакции на обращенную к нему речь;
- годовалый ребенок не может сказать простые, короткие слова, такие как «мама», «папа», «дай» и так далее;
- отсутствие речи у ребенка в возрасте 2 лет и старше;
- неумение формулировать слова в простые предложения (после 2,5 лет);
- наличие проблем с глотанием, мимикой;
- искаженное чувство ритма;
- склонность ребенка к сокращению слов до слогов;
- произношение слов и предложений по слогам;
- нарушения концентрации, внимания, памяти;
- склонность к агрессии или апатии.
Кроме логопедических проблем также следует обращать пристальное внимание на появление любых других симптомов нарушения функции ЦНС или других органов. Не следует стесняться обращаться за помощью к специалисту, ведь дефектолог учит ребенка не только правильно говорить или писать, но и легче воспринимать информацию, что незаменимо для дальнейшего обучения. Поскольку специалист обязательно должен иметь качества психолога, то он найдет индивидуальный подход к каждому маленькому пациенту, и занятия будут проходить в комфортном для ребенка режиме.
Особенности приема и занятий с логопедом-дефектологом
При первичном приеме специалиста он соберет всю необходимую информацию о начале и развитии имеющихся отклонений. Важно отвечать на вопросы дефектолога максимально откровенно , так как от этого зависит стратегия проведения последующих занятий. Могут также понадобиться дополнительные методы исследования, такие как электроэнцефалография, допплерография головного мозга, спондилография и другие, в зависимости от сопутствующей симптоматики.
Длительность и регулярность встреч со специалистом определяется строго в индивидуальном порядке в зависимости от имеющихся у крохи проблем и степени их выраженности. Логопед-дефектолог составит упражнения, направленные на улучшение устных и письменных навыков ребенка, но самое главное – это повышение способности к обучению у детей, имеющих те или иные отклонения.
Постепенно у малыша будет улучшаться концентрация, память и внимание, однако чтобы добиться положительных результатов, занятия должны быть регулярными.
Сложность выполняемых упражнений будет постепенно повышаться, также полученные знания и навыки регулярно повторяются для лучшего усвоения. На приеме у логопеда-дефектолога должна царить непринужденная, игровая атмосфера , которая заинтересует малыша и будет стимулировать его к занятиям. Поскольку многие дети, нуждающиеся в помощи этого специалиста, имеют серьезные проблемы с усидчивостью и концентрацией, то занятия обычно длятся не более получаса.
Родителям следует запомнить, что кроме занятий с логопедом-дефектологом должна проводиться серьезная работа с крохой на дому, в виде регулярных развивающих игр. Если вы заметили, что ваш малыш испытывает сложности, связанные с речью или письмом на фоне сопутствующего заболевания или без него, то лучше немедленно проконсультироваться со специалистом, который поможет в решении вашей проблемы.
У довольно большого количества родителей направление ребенка к логопеду-дефектологу вызывает оторопь. Как же так? У нас здоровый малыш! — удивляются или даже раздражаются они. Сложилось мнение, что в функции логопеда входит постановка правильного звукопроизношения, а работа дефектолога связана с детьми, имеющими нарушения физического и умственного развития.
По этой причине многие мамы и папы детишек, не имеющих подобных отклонений, но с нарушениями речевых функций, зачастую склонны отказываться от работы со специалистом, имеющим в названии своей профессии слово «дефектолог».
Кто такой логопед?
Логопедия - это наука о коррекции нарушений речи при помощи педагогических и дидактических мероприятий.
К логопеду обращаются в случаях:
- Неправильное звукопроизношение (дислалия, дизартрия и т. д.).
- Темповых нарушений речи.
- Недостаточная сформированность фонематического слуха.
- Аграмматичное построение речи.
- Проблемы в освоении чтения и письма (дислексия и ).
- Недоразвитие речи или отставания в ее развитии.
Таким образом, сфера ответственности логопеда - речь ребенка. Он должен оценить уровень ее развития, выявить имеющиеся нарушения и предложить меры для их коррекции.
Кто такой дефектолог?
Дефектология же изучает особенности развития психики и физиологии детей с различными отклонениями в умственном или физическом развитии.
По сути педагог-дефектолог имеет дело с высшими психическими функциями ребенка, развивая и стимулируя их.
Его область деятельности - это подготовка психики и мозга к формированию речи. В процессе обучения в вузе будущие специалисты изучают не только педагогику, но и основы медицины, психологии и нейрофизиологии.
Направление работы дефектолога:
- Работа над улучшением памяти и произвольного внимания.
- Развитие восприятия и воображения.
- Формирование правильной активной речи, расширение словаря.
- Работа над особенностями эмоционально-волевой сферы.
- Создание условий для адаптации ребенка в социуме, планирование особых подходов к обучению.
Немного истории
Классическая советская педагогика предлагала такой путь воспитания будущих специалистов в этих областях. В крупных педагогических вузах существовала кафедра дефектологии, в рамках которой проходило обучение таких специалистов как:
- олигофренопедагог (направление работы - дети с умственным отставанием);
- тифлопедагог (специалисты, помогающие детям с отсутствующей или нарушенной функцией зрения);
- сурдопедагог (работающий со слабослышащими детьми);
- логопед (специалисты по коррекции речевого развития).
В таком случае получается, что из стен вуза выходили специалисты, называющиеся «логопед-дефектолог», имеющие широкий профиль.
В их компетенцию входила как подготовка ребенка к становлению речи, ее «запуск», так и коррекция возможных речевых нарушений.
В настоящее время логопеды и дефектологи учатся на разных отделениях. Изучая разные предметы в стенах вуза, они становятся более узкими специалистами. Дефектолог занимается развитием высшей психической деятельности, «запуская» речь у ребенка, а логопед впоследствии «ставит» произношение.
Как правильнее — логопед или дефектолог?
Речь - сложный процесс, обеспеченный согласованной работой артикуляционного аппарата, органов дыхания и восприятия, а также высших нервных функций. Формирование речи напрямую связано с развитием психики ребенка. Поэтому очень часто деятельность логопеда и дефектолога пересекаются между собой.
Логопед-дефектолог работает с различными случаями, не ограничиваясь лишь коррекцией звукопроизношения или, напротив, работой с «особыми» детьми. Вот лишь небольшой список задач, которые решает этот специалист:
- Стимуляция речевого, психического и психоречевого развития.
- Коррекция проявлений СДВГ.
- Работа с детьми, имеющими ОНР любой степени.
- Сложности с обучаемостью, диагностика готовности ребенка к школе.
- Помощь в преодолении трудностей в школьном обучении.
Получается, что деятельность логопеда-дефектолога охватывает более широкий спектр нарушений.
Логопед сталкивается в основном с уже достаточно явными проблемами. Однако в том случае, если отставание в формировании речи лежит какое-либо первичное отклонение (например, задержка психического развития, нарушение мышления и т. д.), правильно поставить диагноз и планировать коррекционные меры должен уже дефектолог.
Удобнее и правильнее строить работу может специалист, совмещающий в себе знания по обоим направлениям, то есть логопед-дефектолог. Работая с ребенком, он составляет план коррекции речевых нарушений параллельно с развитием психических функций.
Когда нужна консультация логопеда-дефектолога?
Формирование активной речи - важный процесс, протекающий у каждого ребенка в собственном темпе. Однако при этом родителям нужно следить за тем, чтобы эта индивидуальность не выходила за рамки возрастных норм. Следует проходить диагностику развития ребенка если не каждый год, то хотя бы в важные ключевые моменты, когда особенно активно формируется речь и познавательные навыки - в 2-3 года, в перед поступлением в 1 класс (6 лет) и в период первых лет учебы.
Это касается тех случаев, когда у ребенка нет явных признаков возможных нарушений. Помимо этого, родителям стоит обратиться внимание на следующие моменты:
- У ребенка заметна задержка в формировании речи. К примеру, он разговаривает односложно, больше используя для общения мимику и жесты.
- Речь формируется в срок, но невнятна, мало понятна для посторонних.
- Есть нарушения в звукопроизношении.
- Присутствуют поведенческие нарушения - проблемы с общением со сверстниками, замкнутость, рассеянность внимания, признаки агрессии, повышенная возбудимость, нарушения моторики.
Именно логопед-дефектолог поможет найти причины беспокоящих родителей отклонений и либо направит ребенка к специалисту, либо предложит план коррекционной работы, позволяющей справиться с проблемой.
Дети - цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители - правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.
Кто такой дефектолог?
Существует профессия, которая объединяет медицину и дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.
Дефектолог - это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.
Какими качествами должен обладать дефектолог
Дефектолог - это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.
Среди которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:
- Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.
- Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
- Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
- Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
- Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система - залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом - сложный труд.
- Отзывчивость. Дефектолог - это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
- Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.
Дефектологические специальности
Наука дефектология включает несколько основных направлений:
![](https://i2.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/31589/736784.jpg)
Профессия дефектолога: цели и задачи
Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:
- Вызвать желание учиться посредством мотивации.
- Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.
Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:
- Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
- Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
- Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
- Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.
- Проводит консультации и детей, которые находятся у него на реабилитации.
Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.
Функции педагога-дефектолога
- Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
- Развивает коммуникативные
- Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников - на чтение, письмо и т. д.
Работа дефектолога: организационные принципы
Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог - в спокойном тоне.
Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.
При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.
Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.
За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.
Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.
Мифы о работе дефектолога
- Миф 1 . По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог - это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
- Миф 2 . Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.
Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия
Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:
- Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед - с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
- Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
- Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
- Дефектолог - широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.
Родственные профессии
Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.
Известные ученые-дефектологи
В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции Г. М. Дульнев.
Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.
Ребёнок с нормальным речевым развитием к 4-5 годам должен правильно произносить все звуки, строить сложные предложения, иметь словарный запас минимум 3000 слов.
Не соответствие с возрастной нормой даёт право диагностировать темповое отставание формирования различных составляющих устной и, как следствие письменной речи.
Врач дефектолог для детей с задержкой речевого развития является тем специалистом, который окажет максимальную помощь в борьбе с данным недостатком.
Общая характеристика запоздалого речевого развития у детей
Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят детям, у которых наблюдается темповое замедление освоения всех элементов родного языка, отталкиваясь от возрастных норм.
Важно! ЗРР, опасно тем, что оно может оказать негативное влияние на умственное, психическое развитие, и в дальнейшем стать серьёзным препятствием для полноценного формирования личности ребёнка.
У детей с данной патологией могут наблюдаться нарушения в различных речевых функциях, например, таких, как:
- Способность выражать свои мысли, чувства.
- Правильно произносить звуки.
- Понимать услышанную речь.
- Безошибочно структурировать предложения.
- Задавать вопросы и отвечать на них.
- Ориентироваться в пространстве и времени.
Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования различных специалистов. Например, таких, как: психоневролог, педиатр, лор, стоматолог-ортодонт, логопед.
Оценивается темповое развитие речи у детей в возрасте от 3-х до 5 лет.
ЗРР может возникнуть по следующим причинам:
- Недостаточное общение родителей с ребёнком.
- Удовлетворение просьб малыша, когда он формулирует их невнятно, искажённо, или заменяет слова несуществующими, придуманными. В подобном случае ребёнок уверен в правильности произношения, не ощущает потребности и необходимости в развитии своей речи.
- Минимальное общение со сверстниками.
- Испуг, стресс.
- Частые заболевания у ребёнка.
- Черепно-мозговые травмы.
- Наследственные факторы.
- Родовые травмы.
- Инфекционные заболевания матери, перенесённые во время вынашивания плода.
- Врождённые или приобретённые патологии органов артикуляционного аппарата (язык, ротоглотка, губы, нёбо, зубы).
- Болезни лор-органов (носоглотка, наружное, среднее и внутреннее ухо).
- Патологии зрительного аппарата.
- Нарушение процессов умственного и психического развития.
Иногда у детей может наблюдаться физиологическая задержка речевого развития. Например, в силу различных факторов (генетической предрасположенности, индивидуальных особенностей), разговорная функция малыша с первых месяцев жизни развивается с отставанием.
Соответственно, если ребёнок начал гулить позже определённых норм (2-3 месяца), то, как правило, темповое развитие речи будет проходить с опозданием.
Правильное речевое развитие в грудном возрасте не даёт повода думать, что у малыша не будет проблем с речью в будущем.
С какими симптомами обращаться к дефектологу
К врачу дефектологу необходимо обращаться, если у ребёнка к четырём-пяти годам наблюдаются следующие симптомы:
- Малыш демонстрирует абсолютное молчание, либо пользуется ограниченным набором слов.
- Не правильное произношение звуков, замена слоговой структуры слова.
- Не может формировать сложные предложения.
- Не различает цвета, женский, мужской род, путается во времени и пространстве.
- Не понимает значение союзов, предлогов.
- Не может пересказать простой короткий рассказ, затрудняется выучить стихотворение.
За состоянием речи ребёнка необходимо следить с первых месяцев жизни. О нормальном психомоторном развитии можно судить по следующим признакам:
- В месяц ребёнок останавливает взгляд на ярком предмете. Вздрагивает при громком звуке. Проявляет ротовое внимание во время эмоционального обращения к нему (открывает рот).
- В 2-3 месяца начинает гулить, улыбаться, способен сам удерживать головку, появляются первые попытки подражания интонациям взрослых.
- В 4 месяца смеётся, предложенную игрушку удерживает всей ладошкой, тянет в рот, узнаёт близких людей.
- В пятимесячном возрасте малыш может произносить отдельные слоги - «па», «ма».
- В 6 месяцев появляется самоговорение (общение ребёнка с самим собой).
- В 7 месяцев дети обычно с интересом рвут бумажные листы, выбрасывают предметы из кроватки.
- Восьмимесячные малыши активно пользуются лепетными словами, употребляют слоги. Понимают такие слова, как - «дай», «где», «на».
- В девять месяцев нормально развивающийся малыш должен произносить простые слова, самостоятельно сидеть, стоять у опоры.
- В один год подражает различным звукам (собачка гавкает - «гав», самолёт летит - «ж-ж-ж-ж»). В словарном запасе присутствует около 10 слов. Самостоятельно ходит, активно играет.
Любые отклонения от нормы могут свидетельствовать о наличии разнообразных патологий, которые впоследствии могут привести к ЗРР.
Для того чтобы диагностировать заболевание, а также избежать развития нежелательных проявлений необходимо обратиться к врачу педиатру, который направит ребёнка к нужному специалисту (неврологу, лору).
Врач дефектолог может заниматься коррекцией различных речевых нарушений у детей, начиная с 12 месяцев.
Что входит в компетенцию дефектолога
Доктор, специализирующийся в данной области работает не только над исправлением дефектов речи у ребёнка, но и над развитием интеллектуальных, познавательных особенностей.
Его деятельность направлена на улучшение памяти пациентов, развитие мыслительной способности.
Дефектолог корректирует недостатки, применяя индивидуальный подход к каждому ребёнку, исходя из условий его проживания, психоэмоционального состояния.
Пациенты врача дефектолога - это малыши с пониженным слухом, зрением, заболеваниями нервной системы, дети после тяжелых психологических травм.
Доктор должен приступать к лечению своих больных после тщательного обследования. Речь ребёнка, в каждом случае, изучается, как единая неразрывная система, в которой все звенья тесно связаны друг с другом.
С помощью специальных тестов, познавательных игр, наводящих вопросов, таблиц, картинок, личной беседы с малышом дефектолог получает возможность выявить различные нарушения в психическом состоянии ребёнка, его интеллектуальный уровень, степень задержки речевого развития, восприятии окружающего мира.
После диагностики доктор подбирает соответствующий метод коррекции, разрабатывает план последовательности реабилитационных мероприятий.
Очень часто отставание в речевом развитии сопряжено с целым комплексом проблем, соответственно и лечение должно проходить с учётом всех закономерностей.
Какие методы лечения применяет врач дефектолог для устранения ЗРР
Для детей с задержкой речевого развития дефектологи могут использовать следующие методы лечения:
- TLP. Это программа, разработанная для улучшения работы головного мозга. Её действие заключается в прослушивании психоакустической (изменённой) музыки, через специальные наушники, что обеспечивает активацию мозга, тем самым улучшает память, внимание, регулирует эмоциональный фон, способствует восстановлению речевых функций.
- Интайм. Прослушивание в наушниках специально написанной ритмичной музыки в комплексе с физическими упражнениями. Улучшает концентрацию, работоспособность.
- Fast ForWord. Специальная компьютерная программа, которая эффективно устраняет дефекты речи у детей. Улучшает память, скорость мышления, укрепляет связи нейронов в головном мозге, нормализует полноценное восприятие услышанной речи. Это серия игровых упражнений основанных на применении звуковых сигналов в цифровой модификации речи.
- Логопедический массаж. Улучшает поступление крови к артикуляционным зонам.
- Транскраниальная микрополяризация. В основе метода лежит применение тока малой мощности. Способствует речевому развитию, стабилизирует эмоциональное состояние, улучшает слух и зрение.
Профилактика отставания в речевом развитии
Предупреждение возникновения задержки речевого развития заключается в своевременном выявлении первых признаков заболевания. У четырёхлетнего малыша любой недостаток в произношении звуков, должен послужить поводом для обращения к врачу.
Важно чтобы врач дефектолог пользовался доверием у малыша и вызывал интерес к занятиям.
Качество выполнения различных упражнений направленных на устранение недостатков речи в полной мере зависит от настроения ребёнка и его желания.
Родителям необходимо внимательно следить за развитием разговорной функции своего ребёнка, и стараться исправлять все допущенные ошибки в речи, проговаривая их правильно, ласковым тоном.
Также важно взрослым обращать внимание на собственное произношение. Любое косноязычие может послужить примером для подражания.
Нужно обеспечить малышу правильный режим дня, который не будет перегружать его нервную систему. Не стоит посещать слишком много дополнительных занятий, спортивных секций. Должен быть здоровый баланс между спортом, отдыхом и умственными нагрузками.
Следует понимать, что регулярное планирование дел придаёт уверенности и снижает уровень стресса.
Обстановка в доме, семье, где растёт ребёнок с ЗРР должна максимально располагать к снятию накопленной за день нагрузки и усталости.
Также важно начать коррекцию ЗРР именно в дошкольном возрасте. Иначе малыш будет испытывать дополнительные трудности в учёбе, общении со сверстниками, что в дальнейшем может стать причиной психологической травмы или вызвать стойкое сопротивление к письму и чтению.