Кто написал гарри поттера джоан роулинг. Волшебная жизнь джоан роулинг
(Ролинг, англ. Joanne Rowling; 31 июля 1965) - английская писательница, пишущая под псевдонимом Джоан Кэтлин Роулинг (Jоanne Katheline Rowling), автор серии (1997-2007) , переведённых более чем на 60 языков, в том числе и на русский. В 2001 году Джоан Роулинг за получила премию Хьюго.
Имя
Настоящее имя писательницы - Джоанна Мюррей Роулинг, а не Джоан Кэтлин Роулинг, как многие думают. Перед первой публикацией издательство опасалось, что мальчики будут неохотно покупать книгу, написанную женщиной. Поэтому Роулинг попросили воспользоваться инициалами вместо полного имени. При этом, издательство хотело, чтобы инициалы состояли из двух букв. Роулинг выбрала для второго инициала имя своей бабушки, Кэтлин.
Произведения из цикла о ГП
Коммерческий успех
Автограф Книги были переведены более чем на 60 языков.
Продано более 250 млн экземпляров.
США: 80 млн.
Германия: 15,5 млн.
Россия: 13,5 млн.
Великобритания: 8 млн.
Канада: 6 млн.
Австралия и Новая Зеландия: 5,3 млн.
Италия: 3,7 млн.
Польша: 2,2 млн.
Литва: 2,1 млн.
По данным британской газеты Sunday Times, состояние писательницы оценивается в 545 млн фунтов стерлингов. С 2004 года она является самой богатой женщиной в Великобритании.
Джоан Ролинг работала секретарём в благотворительной организации Amnesty International.
Первая книга о была написана на старой печатной машинке.
Астероид № 43844 по предложению открывшего его астронома из Чикаго Марка Хаммергрена будет носить имя Роулинг в честь знаменитой писательницы.
В июне 2006, британская публика назвала Джоан Роулинг «величайшей из живущих ныне Британских авторов». Джоан Роулинг заняла в опросе первое место, собрав почти в три раза больше голосов, чем Терри Пратчетт, автор произведений в жанре фэнтези
Имя культовой британской писательницы Джоан Роулинг известно во всем мире. Именно она подарила поклонникам фэнтези историю о мальчике, который выжил. Жизнь Джоан, ее юность и зрелые годы были полны трагичных события, такой жизненный опыт подтолкнул Роулинг к написанию романов, которые даже сегодня остаются бестселлерами.
Детство будущей знаменитости
Роулинг родилась в июле 31 числа 1965 года. Ее семья не отличалась большим богатством, родители проживали в городе Уэйт, который находится в Великобритании.
Изначально у Джоан не было второго имени, немного позднее, когда ей понадобился псевдоним, она взяла имя собственной бабушки – Кэтрин .
Отец Джоан долгое время работал в фирме по продаже авто, а мама просто занималась домом, и воспитывала Джоан, а также ее младшую сестру Дайанну.
Через 4 года, после того, как Джоан появилась на свет, семья девочки переехала в Уинтербурн.
Свое детство сама Роулинг характеризует, как лучшее время в ее жизни. Родители очень любили ее и сестру. Они привили Джоан любовь к литературе, много играли с ней и с Дайанной.
Поскольку семья Роулинг часто находилась в разъездах, то у маленькой Джоан было немного друзей. Возможно, это и сблизило ее с сестрой еще сильнее.
После переезда в Уэллс, в семье Роулинг произошло страшное событие. Мама Джоан заболела рассеянным склерозом. Болезнь развивалась слишком стремительно, врачи ничем не могли помочь, и женщина скончалась в 1990 году также стремительно, как и заболела.
Писать будущая создательница романов о Гарри Поттере начала еще в шесть лет. Тогда свет увидели первые рассказы Джоан. Когда ее мама умерла, девочка часто играла с соседскими детьми по фамилии Поттер. Будучи уже взрослой, Джоан приняла решение дать главному герою «Поттерианы» именно эту фамилию.
Первая работа и путь наверх
Роулинг окончила университет, и получила специальность по французскому языкознанию. Первым местом работы Джоан стала компания «Международная амнистия». Там она занимала должность секретаря.
Отработав год секретарем, Роулинг знакомится с молодым человеком и переезжает с ним в Манчестер.
В поезде между Лондоном и Манчестером у Джоан и родился образ мальчика в очках, о котором она захотела написать роман .
С молодым человеком, с которым Роулинг уехала в Манчестер, ее отношения не сложились. Она подыскала себе работу в Португалии, и переехала в город Порту.
«Поттериана» и работа над романами
Поклонники Гарри Поттера называют все книги об этом мальчике-волшебнике «Поттерианой». Первый роман «Гарри Поттер и философский камень» был выпущен на суд общественности в 1997 году. Прежде чем произведение выпустили тиражом в 1000 единиц, Роулинг отказали 12 издательств. Лишь в последнем согласились напечатать небольшой тираж на пробу.
Спустя пару месяцев Джоан Роулинг проснулась знаменитой, к тому же, в ноябре ей присудили престижную номинацию Nesyle Smarties Book Prize.
Далее над остальными частями о Поттере Роулинг работала в рамках контракта. Чтобы юные мальчики не стеснялись читать ее романы о приключениях волшебника и его друзей, Джоан взяла псевдоним «Дж. К. Роулинг». Взрослые также оценили первый роман по достоинству, для их удобства была выпущена другая супер-обложка, скрывавшая истинное название книги, чтобы по пути на работу в метро солидные служащие не стеснялись погружаться в мир Хогвартса и волшебного Лондона.
С перерывами в два года между собой вышли вторая и третья книга о Гарри Поттере. Их Роулинг назвала «Тайная комната» и «Узник Азкабана». Далее появилась четвертая книга «Кубок огня». Именно этот роман побил все рекорды популярности и был распродан за 24 часа в количестве 372 тысячи книг.
Спустя еще два года Роулинг издает «Гарри Поттера и орден Феникса». Немного позднее выходит следующий роман – «Гарри Поттер и принц-полукровка». Этот бестселлер побил прежний рекорд «Узника Азкабана». Его раскупили в объеме 9 миллионов книг за 24 часа.
Последняя в списке и седьмая по счету книга «Дары смерти» вышла в тираж в конце 2007 года.
Все книги «Поттерианы» переведены на 70 языков и диалектов мир .
По всем частям литературных хитов о Гарри Поттере сняты фильмы, режиссерами которых были такие известные личности, как Коламбус, Куарон и Йэтс.
Джоан Роулинг вошла в состав группы сценаристов каждого из фильмов, она утверждала все сценарии, и принимала активное участие в подборе актеров, а также в самом съемочном процессе.
Существует история о том, что Роулинг поставила режиссерам условие, чтобы большинство актеров в фильмах о Гарри Поттере имели британские корни.
Дальнейшее творчество Роулинг
После успеха первых семи книг, Джоан написала два произведения для взрослой аудитории. Популярность и признание получила ее «Случайная вакансия».
Свою книгу «Фантастические звери и места их обитания» Дж. К. Роулинг издала под псевдонимом Ньют Скамандер. За сказки «Зайчиха-шутиха» Джоан получила награду Орден Британской империи.
Часть от своего огромного состояния в 13 миллионов фунтов, Джоан направила на благотворительность.
Роулинг: жизнь на личном фронте
Работая в Португалии, Джоан познакомилась с будущим мужем Жоржи Арантесом. В начале отношений у молодых людей все шло хорошо, но после брака и рождения дочери, их взаимопонимание иссякло. Ходят слухи, что Жоржи очень ревновал Джоан, а также неоднократно поднимал на нее руку.
Роулинг решила прекратить отношения, и развелась с Арантесом. Позднее она переехала в Великобританию, забрав с собой дочь. Ей приходилось скрываться от буйного мужа и жить на пособие.
Находясь в бедственном положении, писательница не опускала руки. Она занималась дочерью и усердно работала над первой книгой о Поттере. Ранний негативный опыт брака сильно повлиял на нее. Поэтому Роулинг снова вышла замуж только спустя восемь лет. Ее возлюбленным стал врач Нил Мюррей. В этом браке у Роулинг родились еще двое сыновей.
Похоже сегодня, Дж. К. Роулинг очень счастлива. Она продолжает заниматься благотворительностью, пишет новые произведения и уделяет много внимания своей семье. Бренд «Гарри Поттер» получил широкое развитие, и Джоан Роулинг, на сегодняшний день, является одной из самых высокооплачиваемых писательниц мира.
В купе обычного поезда 46 лет назад познакомились молодой человек и девушка, которым было суждено стать родителями одного из самых успешных писателей мира. 45 лет назад мир почти не заметил ее рождения. Сегодня ее юбилей - почти международный праздник. Книга, которая вышла из-под ее пера, заняла почетное второе место по тиражам после Библии. Герои ее романов стали иконами для миллионов людей разной веры и национальности. Ее книги читают и дети, и взрослые. Благодаря впечатляющим голливудским экранизациям о приключениях юного волшебника узнали даже неграмотные, а каждая серия породила волну новых поклонников. Актеры, игравшие в этих фильмах, мгновенно становились звездами и кумирами миллионов. Они даже росли вместе со своими сказочными героями. 31 июля - день рождения Джоан Роулинг и день рождения ее героя, имя которого известно каждому второму ребенку на планете, - Гарри Поттера.
На серию книг о Гарри Поттере у нее ушло семнадцать лет. Эпическая сага о крушении детских надежд, об опасностях и приключениях - всего семь частей. Но это не просто детская сказка. За волшебным сюжетом - попытка найти ответы на вечные вопросы. Это история о добре и зле, о любви и ненависти, в конце концов, о жизни и смерти. Миллионам людей не дает покоя секрет успеха Джоан Роулинг. Как она придумала Гарри Поттера? Как ей пришел в голову этот сюжет? И где у этой истории истинное начало?
Джоан Роулинг:
«Я писала истории о Гарри Поттере вместо личного дневника»
В одном из интервью на вопрос «Что для Вас счастье?» Джоан Роулинг ответила: «Счастливая семья» * . О счастливой семье она мечтала с самого детства, которое было очень трудным. Как рано осиротевший Гарри Поттер, Джоан росла в бедных британских пригородах. Сначала в местечке Йейт на окраине Бристоля, после переезда - в деревне Винтерборн. В доме, где жила семья Роулинг, даже есть кладовка, такая же, как у Гарри, хотя, в отличие от своего книжного героя, Джоан в ней, конечно, не спала. Зато, так же как и Гарри Поттер, она отмечает день рождения 31 июля. И вместе со своей младшей сестрой Ди переживает такое же мрачное детство. «Родители мечтали о сыне, а на свет появилась я, - рассказывает Джоан. - Сначала они даже хотели дать мне мужское имя - Саймон Джон. Они бы наверно меньше расстраивались, если бы меня вообще не было» * .
Когда Джоан исполнилось девять лет, ее семья переехала в британское предместье Чепстоу, на окраину леса Дин. Этот лес таил в себе новый волшебный и загадочный мир. Ей казалось, что он полон магии, в нем живут сказочные существа и творятся настоящие чудеса. «Я очень люблю этот лес, - говорит Джоан. - Он есть во всех моих книгах. Именно этот лес окружает школу магии Хогвартс, в которой учился Гарри Поттер.
Лес - это особое пространство со своим неподражаемым очарованием. Невозможно представить здесь толпу - это место уединения, убежище. Здесь всегда можно спрятаться. Для меня это очень важно. И даже если лес кажется зловещим, на самом деле, он не опасен» * .
С самого детства Джоан фантазировала и сочиняла сказки. Вокруг было полно идей - взять хотя бы старое кладбище неподалеку. Свои первые карманные деньги Джоан и ее сестренка Ди зарабатывали в церкви святого Люка. Каждый день они проводили в ней по несколько часов за уборкой. Джоан была единственной из Роулингов, кто ходил на все воскресные службы. Когда девочке исполнилось одиннадцать, в этой же церкви ее крестили. Джоан верит в бога, но ее суждения о любви, смерти и вечной жизни прошли серьезные испытания после болезни матери.
В 1980 году Анне Роулинг поставили смертельный тогда диагноз - рассеянный склероз. Когда это случилось, Джоан было пятнадцать лет. Болезнь матери опустошила жизнь девочек. После ее смерти сестры Роулинг как будто совсем осиротели. Жить с отцом оказалось невозможно. «С одной стороны, я боялась отца, но вместе с тем отчаянно пыталась заслужить его похвалу, - говорит Джоан. - Я хотела сделать его счастливым, но у меня ничего не получалось. Эти попытки длились долго, даже слишком долго, и однажды я поняла, что больше не могу» * . Сложные отношения с отцом и медленный уход матери сильно повлияли на Роулинг, но, вместе с тем, именно эти трудности сформировали в ней писателя.
Анна Роулинг умерла в 1990 году, так и не узнав ни о Гарри Поттере, ни о феноменальном успехе, которого добьется ее дочь. Ее ранняя смерть угадывается во всем творчестве Джоан Роулинг. По сути, вся история о Гарри Поттере - это одна большая отчаянная попытка вернуться в детство. «Я начала писать за шесть месяцев до ее смерти, - рассказывает Джоан. - И вот, что странно: смерть наступила, но главная идея книги почти не изменилась, хотя все и стало более мрачным. По замыслу родители Гарри Поттера погибли. Я спрашивала, должен ли он мстить за это, особенно их убийце, который верил, будто сам станет бессмертным, уничтожая людей? Я задала этот вопрос в самом начале, еще до того, как мама умерла, и последовательно искала ответ в каждой из своих книг. Теперь, поставив точку, я это особенно четко понимаю» * .
Отец не пустил Джоан на похороны матери. Джо очень хотела увидеть мать, но отец был категорически против. «Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, как сильно он ошибался, - говорит Джоан. - До сих пор жалею, что послушалась. Мне очень нужно было ее увидеть, не важно, как она выглядела. Мне стало бы легче. Потому что правда, какая бы она ни была, - это еще одна важная тема всех моих книг. Правда все же проще, чем ложь и притворство. С правдой легче иметь дело. С ней легче жить» * .
После смерти матери Джоан переехала в Португалию, преподавать английский язык. Там она встретила тележурналиста Джорджа Арантеса и вышла за него замуж. У них родилась дочь Джессика, но через два года брак распался. У Джоан началась депрессия. «Мой короткий брак закончился катастрофой, - вспоминает Роулинг. - Я осталась одна с маленьким ребенком на руках. Нам пришлось вернуться в Великобританию. Мне предстояла все строить заново, а сил не было. Я жила на одном адреналине и долго этого не понимала. Наконец я осознала, что я сделала со своей жизнью, и это был сильнейший удар. Мы были практически нищими, хотя у нас был дом. Жили мы на одно пособие. И у меня была настоящая депрессия. Это выражалось в полном оцепенении. Меня окружал холод. Я не верила в счастье, не видела в будущем ничего хорошего, и жизнь казалось мрачной. Я обожала Джессику, но очень за нее боялась. От мысли, будто с ней что-либо случится, я приходила в ужас. Но по-другому думать не могла. Дочь - единственный луч света в этом темном царстве, но и ее обязательно отнимут. Каждое утро я с удивлением обнаруживала, что моя дочь жива, ведь во мне была обреченная уверенность, что она обязательно умрет. Это был ад» * .
Во время этой депрессии в книгах о Гарри Поттере появились первые темные существа - дементоры. Дементоры - проявления абсолютного зла, обитающие в грязи на дне мира, где все гниет и разлагается. Они питаются нашим счастьем, нашими надеждами, высасывают мир и любовь, приносят уныние. Окажись рядом с дементором, и он украдет у тебя все теплые чувства и добрые воспоминания.
События книг о Гарри Поттере происходят в параллельном, вымышленном мире, но наполнены болью и дилеммами жизни реальной. Быть верным, уметь доверять, и главное чувствовать потребность изо всех сил сопротивляться злу - это нравственные проблемы, которые объединяют все семь историй, их главная мораль. Постепенно, шаг за шагом, Гарри Поттер понимает, что именно в нем заключена та сила, которой придется выступить против зла - лорда Волан-де-Морта.
«Думаю, все мы понимаем, что такое зло и каким неумолимым может быть Волан-де-Морт, - говорит Джоан. - Он использует самое изощренное оружие, убивает не ради самозащиты или защиты тех, кого любит. Принципов, которые действуют, например, на войне, для него не существует. Он убивает холоднокровно, иногда для удовольствия, иногда ради новых достижений. Это я называю злом. В последней книге мы видим столкновение очень разных, диаметрально противоположных душ, им предстоит сразиться во имя нового мира. Душа Гарри искалечена и почти потеряла то, что отличает настоящую человеческую душу - способность любить. Волан-де-Морт обесчеловечил себя намеренно. Гарри уязвим, он страдает, но он все еще жив. Он все еще борется, надеется, верит в любовь. Их ожидает решающая схватка» * .
21 июля 2007 года в 00:01 по Гринвичу в продажу поступила последняя книга о приключениях юного волшебника и его друзей - «Гарри Поттер и Дары Смерти». Всего за сутки в Великобритании было продано более 2,5 миллионов книг, в США - более 8 миллионов. Средняя скорость продаж составила 7 тысяч экземпляров в минуту.
Главная интрига - в финале романа, и все, кто дочитают эту книгу до конца, поймут, что эта история - о великой силе любви. «Мне казалось, что я предам Гарри, если не позволю ему жить дальше, жить правдой об огромной силе любви, которая ему открылась, - говорит писательница. - Я часто вспоминала о людях, на долю которых выпали ужасные испытания, например, они вернулись с войны и вынуждены строить свою жизнь заново. Я всегда думала: нужно быть очень смелым, чтобы восстановиться после травмы, ведь восстанавливать гораздо сложнее, чем разрушать. Иногда мне казалось, что нет другого выхода и Гарри нужно убить. Но потом я понимала, что это будет нечестно, ведь он мой герой, а значит должен совершить благородный поступок - вернуться с войны и попытаться построить новый, лучший мир, хотя бы для своей семьи, а в идеале - для всех» * .
Феномен Гарри Поттера
В чем же секрет успеха романов о Гарри Поттере? В этом феномене пытаются разобраться многие, на страницах прессы периодически появляются статьи в поддержку той или иной версии о причинах популярности юного волшебника. Всех, высказывающих свое мнение, можно условно разделить на два лагеря: первые признают, что Джоан Роулинг написала детский бестселлер и серия книг о Гарри Поттер достойна занять почетное место в ряду лучших детских произведений; вторые утверждают, что феноменальный успех Гарри Поттера - лишь хорошо продуманная рекламная кампания, пиар-проект, продукт книжного рынка. Однако более справедливым представляется утверждение, что феномен Гарри Поттера - это совокупность факторов, способствующих популярности вымышленного Дж. Роулинг мира и персонажей, живущих в нем.
Первым составляющим феномена Гарри Поттера является литературно-художественное своеобразие цикла романов о приключении юного волшебника и его друзей.
Герой в литературе для детей обычно ровесник читателя. Он наделен теми же привычками, слабостями, у него могут возникать такие же проблемы в отношениях с родителями и сверстниками. Но Гарри не просто ровесник своих читателей. Он растет вместе с ними. Внутренний мир героя и его восприятие окружающей действительности меняются из романа в роман. Полный чудес и красок волшебный мир, в который Гарри попадает в самом начале, постепенно приобретает все более мрачные очертания. Потрясающая воображение детализация, придающая неповторимое очарование романам Роулинг, отходит на второй план, уступая место проблемам, с которыми приходится сталкиваться главному герою. Границы деления персонажей на положительных и отрицательных постепенно стираются. По мере взросления, герой лишается своих защитников: в пятой книге погибает крестный отец Гарри Сириус Блэк, в шестой - директор школы Альбус Дамблдор. Роулинг оставляет Гарри один на один с противостоящим ему злом, на него ложится вся ответственность за его будущее и будущее его друзей.
Время в детской литературе, как правило, весьма условно: события могут происходить во все времена, и лишь предметно-вещный мир указывает порой на принадлежность к тому или иному веку. Однако время не должно нарушать своего логичного хода, и календарно-сезонное течение обычно не уходит за пределы реальности. События в книгах Джоан Роулинг происходят в современную эпоху, о чем свидетельствуют такие реалии как, например, метрополитен, телефон, телевизор. Но волшебный мир Гарри Поттера сохраняет свои древние традиции. В этом заключается еще один секрет успеха романов Роулинг. Волшебники живут среди нас. Мир волшебства существует параллельно реальному, обыденному миру и имеет схожую и, в то же время, свою собственную, уникальную структуру. У волшебников есть собственное правительство (Министерство Магии), школы (Хогвартс, Дурмстранг, Шармбатон), больницы (больница св. Мунго), банки (Гринготтс), денежные знаки (галеоны, сикли и кнаты), своя железная дорога, которая связывает Лондон с деревней Хогсмид на севере Англии. Есть даже собственные игры - квиддич, плюй-камни, волшебные шахматы и другие. Волшебники предпочитают путешествовать через камины, используя летучий порох. Вместо шариковых ручек используются перья и чернильницы, письма пишутся не на бумаге, а на пергаменте, вместо почты, телефона и телеграфа сообщения доставляют совы.
Мифология Роулинг основана на мифологических и литературных традициях предшествующих поколений, и в то же время, это принципиально новое оформление уже известных образов, сюжетов, мотивов.
Пожалуй, самым спорным вопросом, касающимся литературных достоинств книг о Гарри Поттере, является вопрос об идейной основе этого произведения. Высказываются различные точки зрения, например: 1) основная идея - это борьба Добра и Зла; 2) книга отражает суть жизни европейских школ-интернатов и главная проблема в ней - адаптация детей к школьной жизни; 3) история приключений детей в волшебной стране есть перифраз Священного Писания; 4) история Гарри Поттера - это иллюстрация развития личности, проблем самостановления, саморазвития, утверждения собственной индивидуальности. Добро и Зло здесь борются не только в мировом масштабе, но и в границах сознания каждого человека. 5) «Просто будь собой!» - главное правило, которое говорит директор школы волшебства Хогвартс Дамблдор Гарри Поттеру, и вместе с тем, главная идея произведения.
Все приведенные высказывания справедливы в отношении романов Джоан Роулинг, но не правомерно отдавать предпочтение одной из них: они дополняют друг друга, представляют комплекс идей произведения. Другая особенность романов о Гарри Поттере - это новый взгляд на категорию детства. Дети предстают здесь не как образцы идеальности и невинности. Детство в «Гарри Поттере» не волшебный мир, в который взрослым хочется вернуться, а трудный, с массой своих проблем, период жизни человека. Детские характеры, созданные Джоан Роулинг, поражают своей психологической сложностью. Книга о Гарри Поттере не просто позволяет детям оказаться в волшебном мире, быть наблюдателями чудесных приключений, но всем своим содержанием повествует о перипетиях и сложностях их детского мира, особенностях детской субкультуры. В отличие от укоренившейся традиции литературной сказки противопоставлять мир взрослых и мир детей, Роулинг делает взрослых полноправными участниками волшебных приключений, но правда, лишь тех взрослых, которые способны верить в чудеса и использовать их в повседневной жизни.
Итак, первый фактор, способствующий успеху книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере - ее литературно-художественные достоинства - действительно является основополагающим.
Вторым фактором феномена Гарри Поттере является история жизни автора - Джоан Роулинг. Знатоки ее биографии утверждают, что если бы у автора мирового детского бестселлера не было такой истории жизни, то ее надо было бы придумать. Фактор самой Джоан Роулинг важен еще и потому, что она оказывается связанной с такой особенностью британской традиции как дамы-писательницы. Пожалуй, ни одна страна Европы не дала миру столько замечательных женских имен в области литературы: от сестер Бронте, Джейн Остен, Джордж Элиот до Виржинии Вульф и Джоан Роулинг.
Третьим составляющим феномена Гарри Поттера стоит назвать рекламную кампанию и производную продукцию, к которой относятся экранизации романов, компьютерные и ролевые игры, футболки, плакаты с изображением главных героев книги и тому подобное. Книги Роулинг появились в конце ХХ - начале ХХI века, в дни расцвета рыночной экономики и торговых отношений. Правомерно ли называть рекламу, являющуюся лишь закономерным явлением современной жизни, главной причиной успеха «Гарри Поттера»? Конечно же, пиар-кампания способствовала популяризации книги, но вероятнее всего, что это произведение нашло бы путь к сердцам читателей и без столь мощной рекламной поддержки, пусть на это было бы затрачено чуть больше времени.
Экранизация романов
В 1998 году Джоан Роулинг продала права на создание фильмов по первым четырем книгам о приключениях Гарри Поттера кинокомпании Warner Bros. Entertainment, Inc. за скромную сумму в один миллион фунтов стерлингов (на тот момент чуть больше 1,5 млн. долларов). Однако было оговорено, что писательница будет получать определённую часть от сборов каждого из фильмов, и будет иметь значительный контроль над всеми стадиями производства картин. Она поставила непременное условие, что все актёры в будущих фильмах должны быть британцами. Лишь в четвёртом фильме, где это было необходимо по содержанию книги, появились актёры из других стран.
Режиссером первой экранизации стал Крис Коламбус. Три главные роли достались практически неизвестным на тот момент британцам Дэниелу Рэдклиффу, Руперту Гринту и Эмме Уотсон.
Бюджет фильма составил 125 миллионов долларов. Съёмки начались в октябре 2000 года в павильонах студии Leavesden Studios, расположенной недалеко от Лондона и в самом городе. Большая часть сцен, происходящих в Хогвартсе и рядом со школой, были сняты в кафедральных соборах городов Глостера и Дюрэма. Сцены в госпитале и библиотеке школы были сняты в двух старинных строениях Оксфордского университета. В качестве банка волшебников Гринготтс было использовано здание австралийского представительства в Лондоне. В соответствии с книгой съёмки также прошли в Лондонском зоопарке и на вокзале Кингс-Кросс. Премьера фильма состоялась 14 ноября 2001 года. Финальные сборы по всему миру составили 976,5 миллионов долларов. Из них 317,6 миллионов (32,5 %) выпало на долю США, а 658,9 миллионов (67,5 %) - на долю мирового проката. На момент окончания проката он стал вторым самым кассовым фильмом всех времён после «Титаника». Также это самый кассовый из всех фильмов о Гарри Поттере ** .
I - Гарри Поттер и философский камень (2001 г.)
II - Гарри Поттер и Тайная комната (2002 г.)
III - Гарри Поттер и узник Азкабана (2004 г.)
IV - Гарри Поттер и Кубок огня (2005 г.)
V - Гарри Поттер и Орден Феникса (2007 г.)
VI - Гарри Поттер и Принц-полукровка (2009 г.)
VII - Гарри Поттер и Дары Смерти I (2010 г.)
Спустя всего три дня после выхода первого фильма, начались съемки второй части, также возглавленные Крисом Коламбусом. Фильм «Гарри Поттер и Тайная комната» вышел на экраны 15 ноября 2002 года.
Во время съемок третьей части - «Гарри Поттер и узник Азкабана» - Коламбус выступил в роли продюсера. Режиссером стал мексиканец Альфонсо Куарон. Фильм был выпущен 4 июня 2004 года. Так как работа над четвертой частью поттерианы началась еще до выхода на экраны третьего фильма, на должность режиссера следующей картины был приглашен Майк Ньюэлл. Премьера фильма «Гарри Поттер и Кубок огня» состоялась 18 ноября 2005 года. Ньюэл отказался от дальнейшего участия в экранизации и его место занял Дэвид Йетс. 11 июля 2007 года в мировой прокат вышел «Гарри Поттер и Орден Феникса», а 15 июля 2009 - «Гарри Поттер и Принц-полукровка».
В марте 2008 года представители кинокомпании Warner Bros. заявили, что последняя часть поттерианы будет выпущена в двух частях: первая - в ноябре 2010 года, вторая - в июле 2011 года. Режиссером последней части киноэпопеи снова выступил Дэвид Йетс. Съемки обоих частей начались в феврале 2009 года и закончились 10 июля 2010 года.
Джоан Роулинг дважды выступила в качестве продюсера (первой и последней части экранизации), а также приняла активное участие в написании сценариев ко всем фильмам.
Несмотря на все усилия создателей, в экранизации отсутствуют некоторые персонажи и целые сюжетные линии, хотя общая идея произведения в них сохранена и в некоторых местах даже расширена. «Просто невозможно включить каждую из основных сюжетных линий в фильм длительностью менее четырех часов, - признавалась сама Роулинг. - У фильмов есть ограничения во времени и в бюджете, у романа - нет. Я могу создать великолепные эффекты, полагаясь исключительно на мое собственное воображение и воображение моих читателей».
Актерский состав на протяжении всех фильмов остался практически неизменным. На сегодняшний день все выпущенные фильмы входят в тридцатку самых кассовых фильмов за всю историю кинематографа. Фильм «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2» поступит в российский прокат 14 июля 2011 года. Предполагается выход этого фильма в 3D формате.
Место | Название | Кинокомпания | Мировой прокат, млн. $ (США) | Национальный прокат, млн. $ (США) / % | Зарубежный прокат, млн. $ (США) / % | Год | ||
1 | Аватар | 20th Century Fox | 2,781.1 | 760.5 | 27.3% | 2,020.6 | 72.7% | 2009 |
2 | Титаник | Paramount Pictures Corporation | 1,843.2 | 600.8 | 32.6% | 1,242.4 | 67.4% | 1997 |
3 | Властелин колец: возвращение короля | New Line Cinema | 1,119.1 | 377.0 | 33.7% | 742.1 | 66.3% | 2003 |
4 | Пираты Карибского моря: сундук мертвеца | Walt Disney Pictures Jerry Bruckheimer Films |
1,066.2 | 423.3 | 39.7% | 642.9 | 60.3% | 2006 |
5 | История игрушек 3 | Walt Disney Pictures Jerry Bruckheimer Films |
1,063.2 | 415.0 | 39.0% | 648.2 | 61.0% | 2010 |
6 | Алиса в стране чудес | Walt Disney Pictures Jerry Bruckheimer Films |
1,024.3 | 334.2 | 32.6% | 690.1 | 67.4% | 2010 |
7 | Темный рыцарь | 1,001.9 | 533.3 | 53.2% | 468.6 | 46.8% | 2008 | |
8 | Гарри Поттер и философский камень | Warner Bros. Entertainment, Inc. | 974.7 | 317.6 | 32.6% | 657.2 | 67.4% | 2001 |
9 | Пираты Карибского моря: на краю света | Walt Disney Pictures Jerry Bruckheimer Films |
961.0 | 309.4 | 32.2% | 651.6 | 67.8% | 2007 |
10 | Гарри Поттер и Дары Смерти I | Warner Bros. Entertainment, Inc. | 942.4 | 291.3 | 30.9% | 651.1 | 69.1% | 2010 |
11 | Гарри Поттер и Орден Феникса | Warner Bros. Entertainment, Inc. | 938.2 | 292.0 | 31.1% | 646.2 | 68.9% | 2007 |
12 | Гарри Поттер и принц-полукровка | Warner Bros. Entertainment, Inc. | 934.0 | 302.0 | 32.3% | 632.0 | 67.7% | 2009 |
13 | Властелин колец: две башни | New Line Cinema | 925.3 | 341.8 | 36.9% | 583.5 | 63.1% | 2002 |
14 | Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза | 20th Century Fox | 924.3 | 431.1 | 46.6% | 493.2 | 53.4% | 1999 |
15 | Шрек 2 | DreamWorks Animation | 919.8 | 441.2 | 48.0% | 478.6 | 52.0% | 2004 |
16 | Парк Юрского периода | Universal Studios | 914.7 | 357.1 | 39.0% | 557.6 | 61.0% | 1993 |
17 | Гарри Поттер и Кубок огня | Warner Bros. Entertainment, Inc. | 895.9 | 290.0 | 32.4% | 605.9 | 67.6% | 2005 |
18 | Человек-паук 3 | Sony | 890.9 | 336.5 | 37.8% | 554.3 | 62.2% | 2007 |
19 | Ледниковый период 3: эра динозавров | 20th Century Fox | 886.7 | 196.6 | 22.2% | 690.1 | 77.8% | 2009 |
20 | Гарри Поттер и Тайная комната | Warner Bros. Entertainment, Inc. | 878.6 | 262.0 | 29.8% | 616.7 | 70.2% | 2002 |
21 | Властелин колец: братство кольца | New Line Cinema | 870.8 | 314.8 | 36.1% | 556.0 | 63.9% | 2001 |
22 | В поисках Немо | Walt Disney Pictures Jerry Bruckheimer Films |
867.9 | 339.7 | 39.1% | 528.2 | 60.9% | 2003 |
23 | Звездные войны. Эпизод III: месть ситхов | 20th Century Fox | 848.8 | 380.3 | 44.8% | 468.5 | 55.2% | 2005 |
24 | Трансформеры: месть падших | DreamWorks Animation Pacific Data Images |
836.3 | 402.1 | 48.1% | 434.2 | 51.9% | 2009 |
25 | Начало | Warner Bros. Entertainment, Inc. | 823.6 | 292.6 | 35.5% | 531.0 | 64.5% | 2010 |
26 | Человек паук | Sony | 821.7 | 403.7 | 49.1% | 418.0 | 50.9% | 2002 |
27 | День независимости | 20th Century Fox | 817.4 | 306.2 | 37.5% | 511.2 | 62.5% | 1996 |
28 | Шрек 3 | DreamWorks Animation Pacific Data Images |
799.0 | 322.7 | 40.4% | 476.2 | 59.6% | 2007 |
29 | Гарри Поттер и узник Азкабана | Warner Bros. Entertainment, Inc. | 795.6 | 249.5 | 31.4% | 546.1 | 68.6% | 2004 |
30 | Инопланетянин | Universal Studios | 792.9 | 435.1 | 54.9% | 357.8 | 45.1% | 1982 |
Заключение
Серия романов о Гарри Поттере изменила не только массовую культуру всего мира, но жизнь и самой Джоан Роулинг. Успех у читателей, а также кинофильмы, снятые по романам, принесли ей всемирную известность и состояние. С 2004 года Джоан Роулинг является самой богатой женщиной в Великобритании. В 2008 году журнал Forbes оценил ее состояние в 1 млрд. долларов США.
За свое творчество Роулинг получила множество престижных литературных премий, в том числе Nestle Smarties Gold Award (трижды), British Book Awards, Children"s Book Award (дважды), The Booksellers Association/The Bookseller Author of the Year Award (дважды), Scottish Arts Council Children"s Book Award (дважды) и испанскую премию принца Астурийского. В 2000 году Джоан была награждена орденом Британской Империи.
26 декабря 2001 года Джоан Роулинг вышла замуж за эдинбургского врача анестезиолога Нила Скотта Мюррея. В марте 2003 года у них родился сын Дэвид, а в январе 2005 - дочь Маккензи.
Писательница активно занимается благотворительностью. В частности, она поддерживает фонд родителей одиночек и фонд по исследованию рассеянного склероза - болезни, от которой умерла ее мать.
Писать новых книг о приключениях Гарри Поттера Джоан не собирается, хотя в 2008 году она все же выпустила книгу сказок, которые помогли Гарри и его друзьям победить лорда Волан-де-Морта. «Размышляя о своей книге, я понимаю, это - лучшее, что я могу предложить миру, - считает Джоан. - Роман вышел именно таким, как я хотела».
ЛИТЕРАТУРА
1. Джеймс Ранси. Джоан Роулинг: год из жизни. URL: http://www.1tv.ru/anons/id=159752
2. Одышева А. С. Феномен Гарри Поттера в современной культуре. URL: http://zhurnal.lib.ru/o/odyshewa_a_s/fenomenofharrypotter.shtml (дата обращения: 25.01.2011 г.)
3. Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и философский камень. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2010. - 400 с.
4. Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. - 473 с.
5. Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и узник Азкабана. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. - 511 с.
6. Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и Кубок огня. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2007. - 667 с.
7. Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и Орден Феникса. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2007. - 832 с.
8. Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и философский камень. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2010. - 672 с.
9. Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и философский камень. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2007. - 640 с.
10. Box Office Mojo. All Time Box Office. (URL: http://www.boxofficemojo.com/alltime/world/ (дата обращения: 25.01.2011 г.)
* Джеймс Ранси. Джоан Роулинг: год из жизни. URL: http://www.1tv.ru/anons/id=159752 (дата обращения: 25.01.2011 г.)
** Box Office Mojo. All Time Box Office. (URL: http://www.boxofficemojo.com/alltime/world/ (дата обращения: 25.01.2011 г.)
— 53 года.
Мы собрали 7 фактов из жизни писательницы, которые повлияли на сюжет и образы романов и сделали «поттериану» такой, какой мы ее знаем.
НеудачницаДжоан не послушалась родителей, которые хотели, чтобы она изучала в университете что-нибудь полезное, и занялась классической литературой. Более непрактичного выбора представить себе было невозможно. Через семь лет после окончания университета, к моменту, когда она вплотную села писать книгу, двадцатисемилетняя Роулинг была полнейшей неудачницей — у нее не было работы, она разошлась с мужем и осталась матерью-одиночкой. Едва хватало денег, чтобы просто платить за квартиру.
Тем не менее, как она считает, именно безнадежное положение подтолкнуло ее к тому, чтобы заняться делом, к которому действительно лежала душа — писать. «Если бы меня ждал успех в чем-то другом, возможно, я так и не набралась бы смелости достичь цели в том, что я по-настоящему люблю». Ну, а знание классической филологии помогло придумать много новых слов для фэнтезийного мира.
Депрессия![](https://i0.wp.com/ivi.ru/titr/uploads/2017/07/31/19ffd203ebd54e67e0d1719efa692efc.jpg)
Первый роман писался пять лет, и еще два года прошло, прежде чем сочинение было издано. Так что печальное материальное положение автора тянулось очень долго. Неудивительно, что в конце концов Роулинг оказалась в специализированной лечебнице с диагнозом «клиническая депрессия». Впоследствии она призналась журналистам, что на создание образа дементоров её вдохновило именно это состояние тоски и ощущение абсолютной безысходности, которое она испытала во время болезни.
Гермиона Роулинг![](https://i0.wp.com/ivi.ru/titr/uploads/2017/07/31/ab8f0b9dac3176f76af9573c11a887b5.jpg)
Гермиону Грэйнджер Роулинг писала с самой себя. Она считает этот персонаж карикатурой на себя одиннадцатилетнюю: так же жадно училась, везде хотела успеть и всем с готовностью демонстрировала свои знания. Что ж, думаем, если это и было сатирой, то достаточно деликатной по отношению к себе.
Кстати, патронус Гермионы — выдра, потому что это любимое животное Роулинг.
Вдохновение![](https://i0.wp.com/ivi.ru/titr/uploads/2017/07/31/132b8d6f4ee1f6ffecc8434ff653ec91.jpg)
Замысел романов о «Гарри Поттере» пришел в голову Джоан, когда она ехала в поезде из Манчестера в Лондон: «Я возвращалась в Лондон одна в переполненном поезде, и идея о Гарри Поттере просто пришла мне в голову. Я писала почти непрерывно с шестилетнего возраста, но никогда раньше меня так не волновала идея. К моему огромному разочарованию, у меня не было ручки, и я была слишком застенчива, чтобы попросить у кого-нибудь. И я думаю, что, наверное, это было хорошо. Я просто сидела и думала, в то время как все детали пузырились в моём мозгу, и этот тощий черноволосый мальчик в очках, который не знал, что он волшебник, становился для меня всё более и более реальным. Может быть, если бы я замедлила ход мыслей, чтобы зафиксировать их на бумаге, то подавила бы некоторые из них (хотя иногда мне интересно, сколько из того, что я представила себе тогда, я забыла к тому времени, когда оказалась с ручкой). Я начала писать „Философский камень“ в тот же вечер, хотя те первые несколько страниц не имеют ничего общего с законченной книгой».
Смерть матери![](https://i0.wp.com/ivi.ru/titr/uploads/2017/07/31/8c9a4cba15dce6d269b40498ebeb7f7d.jpg)
Роулинг только начала писать роман, когда в декабре того же, 1990 года, от рассеянного склероза умерла ее мать. Джоан так никогда и не рассказала ей о мальчике-волшебнике. «Книги такие, какие есть, потому что она умерла. Потому что я любила ее, а она умерла». Именно поэтому тема смерти, особенно смерти родителей, так важна в романах.
Байкер Хагрид![](https://i1.wp.com/ivi.ru/titr/uploads/2017/07/31/9353097586d76392a5a1d28b3a94149b.jpg)
Роулинг рассказала актеру Робби Колтрейну, игравшему в фильмах Хагрида, что этот персонаж был вдохновлен байкером, которого она встретила в каком-то баре. «Когда он зашел, люди разбегались от него, как муравьи. Он взял кружку пива, сел и сказал: „Петунии в этом году не уродились“. Он был садовником, но кулаки у него были как два молота. И у него было мягкое сердце».
Смерть Рона![](https://i2.wp.com/ivi.ru/titr/uploads/2017/07/31/862c4832ca9e4760e894f2070db03536.jpg)
В процессе работы над одним из романов Джоан чуть не убила Рона Уизли. В тот момент был не лучший период в жизни, и настроение было самым подходящим для того, чтобы кого-нибудь «убить». Сейчас писательница говорит, что, если бы поддалась порыву, то никогда бы себе этого не простила.
Все читатели любят приключенческие, героические произведения. И их аудитория широка, особенно это справедливо в отношении подростковой литературы. Ее многие читают: для детей она ежедневный интеллектуальный рацион, а для взрослых - способ убежать от неизбежной скуки «взрослых» книг. Когда «мальчик, который выжил» еще не был так знаменит, наверное, многие люди задавались вопросом о том, кто написал "Гарри Поттера". Ответ ниже.
Трудная судьба Гарри Поттера
Гарри Поттер - «мальчик, который выжил». Герой всех детей с того самого момента, когда в 1997 году вышла в свет первая книга из серии о маленьком волшебнике и его жизни в школе чародейства и волшебства "Хогвартс". Магия этого персонажа заключается не только в его способностях, но и в его характере. Он преодолевал трудности всю жизнь, начиная с годовалого возраста. Сначала он был "мальчиком для битья" двоюродному брату Дадли и инструментом для выплескивания всех негативных эмоций своих дяди Вернона и тети Петунии. Потом Гарри стал объектом внимания скрытого от обычных людей (маглов) мира, в котором летать проще, чем изобрести радио, а волшебная палочка заменяет практически все инструменты - от лопаты до вертолета. Каждое его действие и высказывание многократно пересказывалось и вызывало волну отзывов. Неверный шаг - и все ненавидят Гарри Поттера, сторонятся его и шепчутся за спиной. Победа или радость - и все ученики школы "Хогвартс" вместе с родителями и другими родственниками обсуждают это, хлопают мальчика по плечу, а незнакомые девочки строят глазки. И все это на фоне личной трагедии: гибели родителей от злейшего в истории волшебного мира черного волшебника - Воландеморта, которого остальные волшебники боялись настолько сильно, что даже имя его стало табу, он был просто - "Тот-кого-нельзя-помянуть". Мало того, этот чародей и за Гарри охотился. Так что смерть могла поджидать мальчика в любой момент, за любым поворотом и в облике кого угодно. И самое чудесное в этом персонаже то, что он не сдался, не замкнулся в себе, а остался открытым, доброжелательным, любознательным, нашел себе друзей и только укреплял свои способности под натиском всех бед, свалившихся ему на голову.
Каким же надо быть человеком, чтобы создать и такого литературного героя, и такой замечательный мир, иначе говоря, кто написал «Гарри Поттера» - современный вариант «Золушки»? Ведь, как ни крути, а Гарри в итоге переплавил все свои трудности в прекрасную и запоминающуюся биографию и стал действительной легендой волшебного мира.
Джоан Роулинг - один из самых знаменитых авторов современности
Джоан Роулинг - живой символ современной английской литературы. В этом качестве она выступала на церемонии открытия летних Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году. Это женщина-легенда, единственная в истории, кто превратился из миллиардера в миллионера благодаря активной благотворительной деятельности. Но прежде чем достичь вершины славы, она пережила такое, что и врагу не пожелаешь. И каждое свое испытание, каждую каплю эмоций она воплотила в героев серии книг о Гарри Потере. Конечно, теперь сложно ответить неверно на вопрос о том, кто написал «Гарри Поттера». Тем не менее в биографии «волшебницы» есть еще много интересного, о чем следует рассказать.
Непростая судьба самой Дж. Роулинг
Родители Джоан (Питер Джеймс и Энн) встретились на вокзале Кингс Кросс в Лондоне. Туда же писательница ехала, когда идея о мальчике, который не знает, что он на самом деле волшебник, пришла ей в голову. Поэтому один из неживых, но важных героев мира волшебников - вокзал Кингс Кросс. Именно героев, потому что места и обстановка предполагают статичность, неподвижность как бы рамку для действия, а этот вокзал не такой. Он как загадка, как живое существо, чтобы открыть его тайны, нужно иметь определенный код. Ведь, как знают все, когда-либо читавшие книги или видевшие фильмы, чтобы попасть на платформу девять и три четверти, нужно пройти прямо сквозь кирпичную колонну, поддерживающую своды вокзала между платформами 9 и 10. И сделать это так, чтобы никто из маглов не заметил. В первой книге одиннадцатилетний Гарри так и не смог увидеть непосредственный момент перехода никого из членов семьи Уизли и не понял, что нужно делать, пока не спросил. Во второй книге начало было бы не таким захватывающим, если бы проход на платформу не оказался закрыт для него и его друга Рона. Такие вот тайны скрывает обычная, на первый взгляд, подростковая книга и биография того, кто написал «Гарри Поттера».
Герои и их реальные прототипы
Кстати, о Роне и летающем форде «Англия». По словам самой Джоан, они имеют вполне реальных прототипов: пока писательница училась в шестом классе, у ее друга был бирюзовый автомобиль этой марки. А сам друг стал для создания характера и облика Рона. И звали его Шон. Похоже, не правда ли?
И саму себя одиннадцатилетнюю Джоан поместила в эту книгу. Гермиона Грейнджер: некрасивая и настырная зубрилка-всезнайка. Ее Роулинг списала с себя. Любители серии знают, что Гермиона мало кому нравилась. Не питала симпатии к себе, видимо, и маленькая Джоан или Джо, как ее все называли (как и она сама себя воспринимала). Создатель "Гарри Поттера" неоднократно говорила в интервью, что не была счастлива в тот период своей жизни. Отец Джоану не понимал и не искал с ней общего языка, мать была больна. Всю страсть своей души тогда Роулинг отдавала литературе, это отнюдь не делало ее популярной в среде сверстников. Драматичная история из биографии того, кто написал книгу «Гарри Поттер и узник Азкабана», не правда ли?
Взаимоотношения Роулинг с матерью оказали огромное влияние на развитие сюжета книг о Гарри Потере. Пока Джоан писала первую книгу о мальчике-волшебнике, ее мама умерла после продолжительной и мучительной болезни. Всю боль от переживания этого трагического события, все чувства, связанные с ним, она передала своему герою, как известно, родители мальчика тоже умерли. Поэтому читатель так верит утрате Гарри.
Как говорил Ницше: «Я люблю только те книги, которые написаны кровью сердца». И эти слова, как это ни удивительно, хорошо подходят к произведениям того, кто написал книгу «Гарри Поттер и философский камень».
Также мать писательницы была наполовину шотландкой. В Шотландию уехала и родная сестра Джоан - Дайана. У нее и жила Роулинг, когда создавала мир волшебников и колдунов. Вероятно, поэтому "Хогвартс" расположился в горах Шотландии. Каждый, кто читал книги «поттерианы», поражается тому, как реалистично выписаны пейзажи и погодные аномалии. Если на страницах романа идет снег, то даже летом хочется укрыться одеялом. Если во время квиддича льет дождь, то искренне сочувствуешь игрокам и болельщикам. Все это благодаря тому, что несколько лет и снегопады, и грозы, и дожди переживала сама писательница и вложила это в страницы своих книг. Очень интересную историю раскрывает нам анализ биографии и произведений того, кто написал «Гарри Поттер и философский камень», но это еще не конец.
"Женщина, которая смогла"
С маленьким ребенком на руках, получая пособие по безработице (на момент написания первой книги она принадлежала к самому бедному слою населения страны, не будучи бездомным нищим), Роулинг проникновенно описывает состояние Гарри, вынужденного носить обноски брата и питаться остатками со стола, и быт семьи Уизли - бедных, но любящих друг друга людей. А все оттого, что хорошо сама знает горести жизни в нищете.
Когда Роулинг была в депрессии (ее даже посещали мысли о самоубийстве), она придумала дементоров (охранников Азкабана, высасывающих душу из узников). Когда хотела спрятаться от всех людей и мира - анимагов, способных превращаться в животных. Когда ей было плохо - она продумывала выходы из самых страшных и опасных ситуаций для своего маленького героя. И выжила благодаря этому сама.
Теперь, кажется, читатель без труда ответит на вопрос, кто написал «Гарри Поттера»? Автор Джоан Роулинг - «женщина, которая смогла». Да, до успеха и славы она пережила и отчаяние, и голод, и страх, и одиночество, и потери близких людей. Но если бы всего этого ужаса не было, поверил бы читатель ее героям?
- Все о выращивании кроликов на мясо: советы и рекомендации Выращивание кроликов на мясо лучшая порода
- Почему крольчиха ест своих крольчат?
- Почему крольчиха разбрасывает крольчат сразу после окрола
- Советский меринос: характеристика продуктивности тонкорунных овец и особенности ухода за ними Животное меринос