Короткая сказка о весне. Сказка на ночь про Весну
Предварительный просмотр:
МАДОУ « Детский сад комбинированного вида « Радуга»
Сказки о весне
Составила: Воспитатель
Александрова Л.А
г.Югорск
У матушки Природы было четыре дочери: Весна, Лето, Осень и Зима. Самая младшенькая – Весна – была очень хрупкой нежной девочкой. Ее платье и туфли были сделаны из молодых побегов, листочков и почек. Сестра постарше, которую звали Лето, очень любила зеленый цвет, и все ее зеленые наряды были украшены летними цветами. Сестра Осень была взрослой, она носила красивые разноцветные костюмы, в которых сочетались всевозможные цвета и украшала голову венком из осенних цветов. Самой старшей сестрой была Зима. У нее был суровый нрав, но с любимыми сестрами она была мягкой как первый пушистый снег. Зима любила одеваться только в белые платья и хрустальные ледяные туфли.
Как-то раз матушка Природа собрала всех своих дочерей и сказала им: «Вы уже взрослые и сами можете следить за хозяйством. Поэтому я разрешаю вам самостоятельно заняться делами». Обрадовались сестры, что матушка Природа разрешила им похозяйничать и стали распределять обязанности. Вот тут-то они и столкнулись с первыми трудностями. Все хотели быть главными. Зима сказала: «Я старшая и поэтому я хочу, чтобы все вокруг было белым-бело, чтобы были большие сугробы и тогда мы сможем лепить снеговиков, кататься на коньках и прыгать в сугробы». Осень говорит: «Я не согласна, что такое все белое, да белое. А у меня все будет цветное, яркое и праздничное. Мы будем гулять и бегать по лужам, после большого осеннего ливня». Лето сказала: «Сестры, что вы спорите, это все не то. Вот зеленая пора, яркое солнце, разноцветные цветы – вот это чудо. Мы целыми днями сможем загорать, купаться в море, слушать щебет птиц и темными ясными ночами смотреть на звезды и петь песни у костра». А мнение самой младшей сестры Весны никто не спросил. Все решили что она слишком мала и ничего им интересного предложить не сможет, поэтому хозяйничать она не будет.
Так как сестры не могли придти к одному решению старшие сестры решили вести хозяйство по очереди. Но кто будет дежурить первым, а кто вторым? И тогда они решили бросить жребий. Первое дежурство выпало Лету. Лето вступила в свои права, и выполняла свою работу исправно. Светило яркое солнце, весело пели птицы, все купались и загорали. Пришло время дежурить второй сестре. Но кто это будет? Жребий пал на Осень. Осень тоже старалась показать себя хорошей хозяйкой. Она старательно раскрасила все в разные цвета и обильно поливала землю грозовыми ливнями. Все собирали богатый урожай и были довольны и хвалили Осень. Вот настало время дежурить старшей сестре – Зиме. Она связала белое пуховое покрывало и укрыла землю. Украсила деревья инеем и покрыла все водоемы льдом. Животным в норах было тепло и уютно под большим покровом снега, все катались на лыжах, играли в снежки и веселились до упаду.
Прошло три месяца и настала пора дежурить Лету. Но тут Все увидели, что это просто невозможно. На деревьях нет листочков, которые можно было бы покрасить в зеленый цвет, на земле нет травы и нет цветов, которые можно было бы распустить. Бабочки и другие насекомые, которые должны опылять цветы, чтобы их становилось все больше и больше спят, птицы не вернулись с юга, а на реках и озерах по прежнему лед. Нет ничего, кроме белого снега, инея и льда. Лето не может вступить в свои права.
И тогда сестры Лето, Осень и Зима позвали на помощь матушку Природу. Они попросили ее, чтобы она сделала листочки на деревьях, растопила снег и лед, позвала птиц домой, разбудила животных и других обитателей леса, выпустила травку из земли и разогрела посильнее солнце. Но матушка Природа сказала: «А почему вы обращаетесь за помощью ко мне? У вас ведь есть сестра Весна». «Так она ведь еще совсем маленькая и ничего не умеет делать. Как такая крошка сможет все расставить по своим местам?» – спросили сестры. Но матушка Природа предложила им не задавать вопросы, а просто передать Весне дежурство и они сами все увидят. И сестры увидели. Весна сначала растопила снег и лед. Зазвенела капель, побежали ручьи, прилетели грачи, ласточки и другие птицы. На деревьях и кустах набухли почки, из земли стали пробиваться зеленые ростки, появились подснежники, расцвели сады. Воздух прогрелся и стало тепло и радостно. Везде летают бабочки. У птиц появились птенцы. Все проснулось и ожило.
Тут старшие сестры поняли, как были не справедливы по отношению к младшей сестре и не оценили ее способности и таланты. Хоть и маленькая она, Весна, да удаленькая
Русская народная сказка
Бежит весенний ручей к реке, звенит, радуется. Вдруг на его дороге большой камень встал. Ручей бился, бился о него, толкал, толкал - и не сдвинул. Прибежал напиться воды заяц. Ручей просит:
- Заяц, заяц, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Заяц толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Прибежал напиться воды кабан. Ручей просит:
- Кабан, кабан, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Кабан толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Пришёл напиться воды медведь. Ручей просит:
- Медведь, медведь, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Медведь толкал, толкал камень, не сдвинул и ушёл. Из норы вылезает крот и говорит:
- Ручей! Дай мне воды напиться, я сдвину камень.
А ручей ему:
- Куда уж тебе, маленькому да слепому, камень сдвинуть! Его заяц, кабан и медведь толкали, толкали и - не сдвинули!
Напился крот воды. И давай под камнем норы да ходы рыть. Всю землю под камнем прорыл-пропахал. Камень зашевелился и - провалился под землю.
Обрадовался ручей, зазвенел, зажурчал и дальше к реке побежал.
Лесная оттепель
Ах, какая это была мягкая, теплая оттепель!.. Кружились снежинки, и в лесу пахло весной. Ёжик сидел на крылечке своего домика, нюхал воздух и улыбался.
«Не может быть, - думал он, - что еще вчера в лесу трещали деревья и сердитый Дед-Мороз скрипел под окнами своими большими валенками, а сегодня его совсем нет! Где же он?»
И Ёжик стал прикидывать, куда мог спрятаться Дед-Мороз.
«Если он влез на сосну, - рассуждал Ёжик, - то где-то под сосной стоят его большие валенки. Ведь даже Медвежонок не может влезть в валенках на сосну!
Если он залез под лед, - продолжал размышлять Ёжик, - то где-то на реке обязательно должна быть дырка, и из нее должен идти пар. Потому что Дед-Мороз сидит в валенках на дне и дышит. А если он совсем ушел из леса, я обязательно увижу его следы!»
И Ёжик надел лыжи и побежал между деревьями. Но ни под одним деревом не было валенок, на реке он не увидел ни одной дырки и нигде не нашел никаких следов.
- Дед-Мороз! - крикнул Ёжик. - Отзови-и-ись!..
Но было тихо. Только снежинки кружились вокруг, и где-то далеко- далеко стучал Дятел.
Ёжик остановился, прикрыл глаза и представил себе красивого Дятла с красными перышками и длинным носом. Дятел сидел на верхушке сосны и время от времени откидывал голову назад, прищуривался и, будто рассердившись, стукал носом: «тук!» Брызгала сосновая кора и, мягко шурша, осыпалась в снег…
«Наверное, Дятел знает, где Дед-Мороз, - подумал Ёжик. - Он сидит высоко, и ему все видно».
И он побежал к Дятлу.
- Дятел! - еще издали закричал Ёжик. - Ты не видел Деда-Мороза?
- Тук-тук! - сказал Дятел. - Он ушел!
- А где его следы?
Дятел свесил к Ёжику нос, прищурившись, посмотрел на него и сказал:
- А он ушел без следов!
- Как же? - удивился Ёжик.
- А очень просто! Приплыло облако и опустилось низко-низко. Дед-Мороз забросил сначала на него валенки, потом влез сам и уплыл…
- Куда? - спросил Ёжик.
- На Кудыкину гору. Тук-тук!- сказал Дятел.
И Ёжик, успокоенный, пошел домой и по дороге представил себе заснеженную Кудыкину гору, по которой ходит, наверное сейчас Дед-Мороз и скрипит своими большими валенками.
Чистые птицы
Больше всего Ёжик любил эти первые по-настоящему весенние дни! Уже ни одного островка снега не осталось в лесу, в небе по ночам громыхал гром, и, хотя молнии не было видно, до самого утра шумел настоящий проливной дождь.
«Лес умывается! - думал Ёжик. - Умываются елки, пеньки и опушки. А птицы летят теперь с юга, и им тоже моет дождь перышки!»
И по утрам он выходил на крыльцо и ждал чистых, вымытых птиц.
- Еще не прилетели! - говорила Белка.
- Кар-р-р! Им тр-р-рудно в пути! - картавила Ворона.
А Ёжик нюхал воздух и говорил:
- Все равно пахнет чистыми птицами!
И Дятел тогда принимался на самой верхушке сосны чистить себе перышки.
«Я тоже должен быть чистым! - думал он. - А то они прилетят и скажут: что же ты такой пыльный, Дятел?»
Заяц сидел под кустом и мыл себе уши.
- Возьми еловую шишку! - крикнул Ёжик. - Еловой шишкой лучше отмывается!
- А чем вы посоветуете почистить мне рога? - спросил, выйдя на опушку перед Ёжикиным домиком, Лось.
- Песком, - сказал Ёжик. - Нет лучше, чем чистить рога песком. И Лось пошел к берегу реки, лег у самой воды и попросил Лиса, который вылавливал на быстрине блох, почистить ему рога.
- А то неудобно, - пробормотал Лось, - прилетят птицы, а у меня - рога грязные…
- Сейчас! - сказал Лис.
Он был хитрый и знал, как надо чиститься. Он сидел по самую шею в ледяной воде и держал в поднятой лапе пучок прошлогодней травы. Блохи замерзли в воде и теперь сползались по лапе к этому пучку. А когда сползлись все. Лис бросил прошлогоднюю траву в воду, и ее унесло течением.
- Вот и все? - сказал Лис, вылезая на берег. - Где ваши рога? Лось склонил рога, и Лис принялся начищать их песком.
- Чтобы блестели? - спросил он.
- Нет, - сказал Ёжик. - Блестящие рога - некрасиво. Они должны быть… туманные
- То есть чтобы не блестели? - уточнил Лис.
- Чтобы не блестели, - сказал Ёжик.
И Лось даже отфыркивался, - так ему было хорошо и приятно.
А Дятел уже совсем вычистил перышки и был теперь чистый и молодой.
Заяц отмыл уши и мыл хвостик.
А Ёжик уже давно протер тряпочкой каждую иголку и был такой чистый, что даже самая чистая птица не смогла бы ему сказать, что она чище его!
Весенняя сказка
Никогда раньше с Ёжиком не случалось такого. Никогда раньше ему не хотелось петь и веселиться без причины. А вот теперь, когда наступил месяц май, он целыми днями пел и веселился, и если кто-нибудь у него спрашивал, отчего он поет и веселится. Ёжик только улыбался и начинал петь еще громче.
- Это потому, что весна пришла, - говорил Медвежонок. - Поэтому Ёжик и веселится!
А Ёжик достал из чулана скрипку, позвал двух зайцев и сказал им:
- Пойдите, возьмите свои прошлогодние барабаны и возвращайтесь ко мне!
И, когда зайцы пришли с барабанами через плечо. Ёжик велел им идти позади, а сам пошел первым, наигрывая на скрипке.
- Куда это он идет? - спросил Первый Заяц.
- Не знаю, - ответил Второй.
- Нам бить в барабаны? - спросил он у Ёжика.
- Нет, пока не надо, - сказал Ёжик. - Разве вы не видите: я играю на скрипке!..
И так они прошли весь лес.
У опушки перед высокой сосной Ёжик остановился, задрал мордочку и, не сводя глаз с Белкиного дупла, стал играть самую нежную мелодию, какую только знал. Она называлась: «Грустный Комарик».
«Пи-пи-пи-пи-и!..» - пела скрипка. И Ёжик даже прикрыл глаза - так ему было хорошо и печально.
- Зачем мы здесь остановились? - спросил Первый Заяц.
- Разве вы не понимаете? - удивился Ёжик. - Здесь живет Рыжее Солнышко!
- А в барабаны нам бить?
- Подождите - проворчал Ёжик. - Я скажу когда…
И снова прикрыл глаза и заиграл «Грустного Комарика».
Белка сидела в дупле и знала, что это Ёжик стоит под сосной, играет «Грустного Комарика» и называет ее Рыжим Солнышком… Но ей хотелось подольше послушать скрипку, и поэтому она не выглядывала из дупла.
А Ёжик играл целый день до вечера и, когда уставал, кивал головой зайцам - и они потихонечку барабанили, чтобы Белка знала, что Ёжик все еще стоит внизу и ждет, когда она выглянет.
Как Ёжик ходил встречать рассвет
Весенними вечерами все в лесу танцуют: Заяц - с Белкой, Дятел - с Синицей, Медвежонок - с Осликом, и даже старый Волк ходит вокруг старого пня и нет-нет - присядет под музыку…
«Кря! Кря!» - кричат утки с реки.
«Ква! Ква!» - вторят им лягушки.
«Уф-ф!..» - вздыхает Филин. Он так не любит светлых весенних вечеров…
«Вот все веселятся, - думает Ёжик, гуляя по тропинке между двух елочек. - Все пляшут и поют. А потом устанут и лягут спать. А я не лягу спать! Я буду гулять до самого утра, а когда ночь станет кончаться, пойду на горку и встречу рассвет…»
И луна уже блестит на небе, и звезды садятся вокруг нее кружком, и засыпает Заяц, прячется в дупле Белка, уходит к себе домой Медвежонок, бежит мимо Ёжика Ослик, Волк зевает во всю свою волчью пасть, да так и засыпает с разинутой пастью,а Ёжик все ходит по тропинке от елочки к елочке, между двух сосен, и ждет рассвета.
«Пойду-ка я на горку!» - говорит он сам себе. И по дороге придумывает, какой он может быть - весенний рассвет.
«Зеленый, - думает Ёжик. - Все весной - зеленое!»
А на горке дует свежий ветерок, и Ёжику холодно. Но он все равно ходит взад и вперед по самой верхушке и ждет рассвета.
- Ну же! - бормочет Ёжик. - Где же ты? Мне уже холодно!..
А рассвета все нет.
«Где это он задерживается? - думает ежик. - Он наверно, проспал!»
И сам ложится на землю, свертывается клубочком и тоже решает немного поспать, а потом сразу проснуться, когда придет рассвет.
И засыпает…
А рассвет приходит синий-синий, в белых клочьях тумана. Он дует на Ёжика, и Ёжик шевелит иголками.
- Спит… - шепчет рассвет.
И начинает улыбаться. И чем шире он улыбается, тем светлее становится вокруг.
И когда Ёжик открывает глаза, он видит солнышко. Оно плывет по уши в тумане и кивает ему головой
Необыкновенная весна
Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик.
Распустились деревья, зазеленела травка, и тысячи вымытых дождями птиц запели в лесу. Все цвело.
Сначала цвели голубые подснежники. И пока они цвели. Ёжику казалось, будто вокруг его дома - море, и что стоит ему сойти с крыльца - и он сразу утонет. И поэтому он целую неделю сидел на крыльце, пил чай и пел песенки.
Потом зацвели одуванчики. Они раскачивались на своих тоненьких ножках и были такие желтые, что, проснувшись однажды утром и выбежав на крыльцо, Ёжик подумал, что он очутился в желтой-прежелтой Африке.
«Не может быть! - подумал тогда Ёжик. - Ведь если бы это была Африка, я бы обязательно увидел Льва!»
И тут же юркнул в дом и захлопнул дверь, потому что прямо против крыльца сидел настоящий Лев. У него была зеленая грива и тоненький зеленый хвост.
- Что же это? - бормотал Ёжик, разглядывая Льва через замочную скважину.
А потом догадался, что это старый пень выпустил зеленые побеги и расцвел за одну ночь.
- Все цветет! - выходя на крыльцо, запел Ёжик.
И взял свою старую табуретку и поставил ее в чан с водой.
А когда на следующее утро проснулся, увидел, что его старая табуретка зацвела клейкими березовыми листочками
У матушки Природы было четыре дочери: Весна, Лето, Осень и Зима. Самая младшенькая – Весна – была очень хрупкой нежной девочкой. Ее платье и туфли были сделаны из молодых побегов, листочков и почек. Сестра постарше, которую звали Лето, очень любила зеленый цвет, и все ее зеленые наряды были украшены летними цветами. Сестра Осень была взрослой, она носила красивые разноцветные костюмы, в которых сочетались всевозможные цвета и украшала голову венком из осенних цветов. Самой старшей сестрой была Зима. У нее был суровый нрав, но с любимыми сестрами она была мягкой как первый пушистый снег. Зима любила одеваться только в белые платья и хрустальные ледяные туфли.
Как-то раз матушка Природа собрала всех своих дочерей и сказала им: «Вы уже взрослые и сами можете следить за хозяйством. Поэтому я разрешаю вам самостоятельно заняться делами». Обрадовались сестры, что матушка Природа разрешила им похозяйничать и стали распределять обязанности. Вот тут-то они и столкнулись с первыми трудностями. Все хотели быть главными. Зима сказала: «Я старшая и поэтому я хочу, чтобы все вокруг было белым-бело, чтобы были большие сугробы и тогда мы сможем лепить снеговиков, кататься на коньках и прыгать в сугробы». Осень говорит: «Я не согласна, что такое все белое, да белое. А у меня все будет цветное, яркое и праздничное. Мы будем гулять и бегать по лужам, после большого осеннего ливня». Лето сказала: «Сестры, что вы спорите, это все не то. Вот зеленая пора, яркое солнце, разноцветные цветы – вот это чудо. Мы целыми днями сможем загорать, купаться в море, слушать щебет птиц и темными ясными ночами смотреть на звезды и петь песни у костра». А мнение самой младшей сестры Весны никто не спросил. Все решили что она слишком мала и ничего им интересного предложить не сможет, поэтому хозяйничать она не будет.
Так как сестры не могли придти к одному решению старшие сестры решили вести хозяйство по очереди. Но кто будет дежурить первым, а кто вторым? И тогда они решили бросить жребий. Первое дежурство выпало Лету. Лето вступила в свои права, и выполняла свою работу исправно. Светило яркое солнце, весело пели птицы, все купались и загорали. Пришло время дежурить второй сестре. Но кто это будет? Жребий пал на Осень. Осень тоже старалась показать себя хорошей хозяйкой. Она старательно раскрасила все в разные цвета и обильно поливала землю грозовыми ливнями. Все собирали богатый урожай и были довольны и хвалили Осень. Вот настало время дежурить старшей сестре – Зиме. Она связала белое пуховое покрывало и укрыла землю. Украсила деревья инеем и покрыла все водоемы льдом. Животным в норах было тепло и уютно под большим покровом снега, все катались на лыжах, играли в снежки и веселились до упаду.
Прошло три месяца и настала пора дежурить Лету. Но тут Все увидели, что это просто невозможно. На деревьях нет листочков, которые можно было бы покрасить в зеленый цвет, на земле нет травы и нет цветов, которые можно было бы распустить. Бабочки и другие насекомые, которые должны опылять цветы, чтобы их становилось все больше и больше спят, птицы не вернулись с юга, а на реках и озерах по прежнему лед. Нет ничего, кроме белого снега, инея и льда. Лето не может вступить в свои права.
И тогда сестры Лето, Осень и Зима позвали на помощь матушку Природу. Они попросили ее, чтобы она сделала листочки на деревьях, растопила снег и лед, позвала птиц домой, разбудила животных и других обитателей леса, выпустила травку из земли и разогрела посильнее солнце. Но матушка Природа сказала: «А почему вы обращаетесь за помощью ко мне? У вас ведь есть сестра Весна». «Так она ведь еще совсем маленькая и ничего не умеет делать. Как такая крошка сможет все расставить по своим местам?» - спросили сестры. Но матушка Природа предложила им не задавать вопросы, а просто передать Весне дежурство и они сами все увидят. И сестры увидели. Весна сначала растопила снег и лед. Зазвенела капель, побежали ручьи, прилетели грачи, ласточки и другие птицы. На деревьях и кустах набухли почки, из земли стали пробиваться зеленые ростки, появились подснежники, расцвели сады. Воздух прогрелся и стало тепло и радостно. Везде летают бабочки. У птиц появились птенцы. Все проснулось и ожило.
Тут старшие сестры поняли, как были не справедливы по отношению к младшей сестре и не оценили ее способности и таланты. Хоть и маленькая она, Весна, да удаленькая.
Сказки про весну: 11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей. Знакомим детей с окружающим миром.
Сказки про весну
В статье Вы найдете подборку занимательных познавательных сказок про весну в картинках и заданиях для детей. Используйте их на прогулке, при рассматривании весенних картин и фотографий, в беседах о весне.
- обсудить ее,
- на прогулке понаблюдать за явлениями, о которых говорится в сказке.
- разыграть диалоги из сказки с игрушками или с картинками.
- придумать продолжение сказки, в котором будут участвовать новые герои.
В статье Вы найдете 11 сказок про весну для детей разного возраста – от дошкольного до младшего школьного, а также два мультфильма — сказки про весну («Весенняя сказка» и «Снегурочка»).
Сказки про весну: Как услышать весну в лесу?
Весну можно увидеть на улице, на фотографии, на картине. А можно ли услышать весну? Как? Попробуйте с ребенком на прогулке или по дороге в детский сад, детский клуб, в магазин, в гости послушать весну. Как по звукам понять, что пришла весна? (капают капли сосулек, звенят ручейки, поют птицы и т.д.)
Послушайте сказку Весны о ее секретах и о том, как можно ее услышать.
Э. Шим. Весна.
«Слышите?
Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут…Всё громче, всё радостней музыка!
Это я, Весна, еду нынче по лесу. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!Летите, мои серебряные кони, – эгей, эгей! Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?
Я, Весна, это сделаю.У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать…
Глядите – я махнула рукой, и – просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды надо собой!
Глядите, я взмахнула еще и – пробуждаются деревья и кусты… распрямляются ветки… почки клейкие разворачивают!
Глядите – в третий раз я махнула рукой, и – всякая мелкая живность засновала… птицы с далекого юга летят… звери из темных нор выбираются!
Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется.
Я ждать не могу, мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студеных морей должна я промчаться на резвых своих конях.
А тут еще Мороз упрямится, по ночам исподтишка на моих коней ледяную узду накидывает. Охота ему задержать меня, остановить, живую воду превратить в мертвую.
Но я не уступлю ему.
Поутру разгорячит моих коней солнышко, рванутся они снова и в путь – и порушат все ледяные преграды.
И опять светлые капли вызванивают, опять струйки плещутся, опять рокочут… Поет живая вода, и земля просыпается к новой жизни!»
Путешествие в весенний лес. После чтения сказки предложите ребенку представить, что вы оказались в лесу весной. Какие звуки вы услышите? А какие звуки Весны Вы с детьми услышали в сказке (перечитайте слова из рассказа:
- «просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды над собой!» — и спросите – «Если реки подымаются, ломают льды, значит, что можно услышать?,
- «всякая мелкая живность засновала» — что это за звуки? Значит, что еще можно услышать в весеннем лесу?
- «птицы с далекого юга летят» — что можно услышать?
- «У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!» — что за звуки мы слышим весной?
Обсудите с детьми: «Почему в сказке говорится, что «коней разгорячит солнышко»? Что за кони у весны? Как солнышко их разгорячит? Что за ледяную узду накидывает Мороз на коней весны? (льдом их ночью покрывает, а утром и днем лед тает, и бегут ручьи)». Очень важно, чтобы дети сами попробовали разгадать, что это за кони, сами открыли для себя это образное сравнение – ручьи как кони в упряжке Весны, на которых она едет по земле.
Нарисуйте Весну в ее упряжке.
Спросите ребенка: «Как весна не дает лесному народу спать? Как она их будит?». Перечитайте отрывок: «Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется». Расскажите о весеннем половодье.
Рассказать про половодье Вам помогут следующие сказки про весну.
Сказки про весну: Весеннее половодье
Г. Ладонщиков. Медведь
«Без нyжды и без тpевоги
Спал медведь в своей беpлоге.
Спал всю зимy до весны,
И, навеpно, видел сны.Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит: каплет! —
Вот беда!
В темноте пошаpил лапой
И вскочил —
Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает — не до сна!
Вылез он и видит:
Лyжи,
Тает снег…
Пpишла весна».
И вот как это было – послушайте сказку.
Н. Сладков Медведь и Солнце
«Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.
- Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь. - Вот я тебя сейчас!Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.
- Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:Не я, Медведь, виноват. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло - растаешь тут!
Ах, так это Солнце мне штаны промочило? - рявкнул Медведь. - Вот я его сейчас!
А что «сейчас»?
Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего - убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать».
Эта сказка очень хороша для инсценирования. Вот фигурки, которые Вы можете использовать для разыгрывания диалогов из сказки. Можно сделать простой пальчиковый театр или фигурки на магнитах или для коврографа.
О том, как просто и быстро сделать вместе с детьми пальчиковый театр, Вы найдете информацию в разделе «Диалоги- драматизации»
Э. Шим. Лось и мышь
«- Ты чего, лось, отдуваешься?
— Река разлилась. Я через нее плыл, чуть не утонул… Фу-у!
— Подумаешь, горюшко! Я больше тебя намучилась.
— Отчего же ты намучилась?
— А у моей норки лужа разлилась. Всё моё жилье затопила, все пути – дорожки отрезала… Я третий день на сучке плаваю!»
Э. Шим. Лиса и сорока
«- Апчххи!..
— Будь здорова, Лисонька!
— Будешь тут здорова… Снег везде мокрый, ручьи разлились, с деревьев капает. Не только лапы – хвост насквозь сырой. Хоть выжми да на куст повесь!»
Прочитайте сказку «Дятел, зайцы и медведь» и разыграйте ее с помощью игрушек, картинок или пальчикового театра. Разыграйте пластические этюды – мишка спит, мишка проснулся, медведь испугался и рассердился, что вода его промочила, медведь обрадовался, найдя сладкие корешки в земле, медведь поет весеннюю песню.
Э. Шим. Дятел, зайцы и медведь
«В лесу начал снег таять, полая вода поднялась и затопила медвежью берлогу.
Проснулся Медведь – ахти, горе какое! — под брюхом лужа, лапам холодно, даже на загривке шерсть намокла… Выскочил наружу, трясется, зубами стучит.
А снаружи – то не слаще. Со всех деревьев капает, ручьи бегут с пригорков, на полянах озёрца разлились. Ступить посуху некуда!
Шлёпает Медведь по воде – злой – презлой, рычит:
— Тьфу, ты пропасть, что за житье пошло!.. Зиму спать было скверно, а просыпаться – на тебе! – еще хуже… За что же такое наказанье?!
И вдруг слышит – песенка. Кто-то задорно так выводит:
Тук-тук, трясется сук,
Ту-тук, несется стук!
Фыр- фыр? Шестнадцать дыр,
Др-р-р-р-р-р-р-р-ррр!Задрал Медведь голову и увидел на березе дятла в красной шапочке. Опёрся Дятел на свой хвостик- подпорку, носом по березовой коре бьёт, хихикает, — уж так-то доволен!
— Ты чего, долгоносый, распелся? – спрашивает Медведь.
— А как же не петь-то, дедка? Весна пришла!..
— Ну и чего хорошего?
— Да ты, видно, не проснулся еще! Весна красна, понимаешь?!
— Тьфу, пропасть! Да чем она тебе так приглянулась?!
— Как чем? Нынче каждый день – праздник, на каждом сучке – угощенье. Вот я на березу прилетел, дырочек в коре наколотил – стук! Стук! – и гляди-ка… сладкий сок из них капает. Пей вволю да Весну-красну похваливай!
— Кому сладкий сок, а кому водичка холодная, — Медведь говорит. – Замолчи, не дразни, без тебя тошно.
Через кустик прыг-нем,
Через кочку скок-нем,
Вперед – назад,
Вперед — назад.Подошел Медведь поближе – видит: на поляне зайцы играют, друг за дружкой гоняются. До того развеселились, что ничего вокруг себя не замечают.
— «Цыц, косые! –рявкнул Медведь. – что за кутерьма?!
— Весна ведь, дедушка! Весна красна!
— А вам-то какой от нее прок?!
— Да как же, дедушка! У нас что ни день, то праздник, на каждом – шагу угощенье. Вот на эту полянку прибежали, а тут уже зеленая травка проклюнулась, позубрить ее можно… Как же Весну красну не хвалить да не славить?
— Кому травка, кому грязь да слякоть, — Медведь говорит. Брысь отсюда, не бередите мне душу, окаянные…
Дальше побрел, шлепает по лужам лапами. А чем дальше в лес, тем больше песен и плясок. Все жители – от малых пичужек и до больших зверей – радуются великой радостью, вешний праздник празднуют. Звенит лес, гуляет!
Сел Медведь на сухом пригорочке, лапой подперся, загоревал:
— Как же так… Всем в лесу хорошо, мне одному нету радости. Нешто я хуже всех?
И тут из-за облачка солнышко выглянуло. Пригрело Медведю спину, над мокрой шкурой парок завился… Закряхтел Медведь от удовольствия, бока подставляет. Так приятно после холодов-то погреться!
От теплой земли тоже парок пошел. Потянул Медведь носом – пахнет!.. Знакомым, сладким!
Начал землю рыть, дерновину отворотил – а там корешки завиднелись. Как же он про них-то забыл?! Ведь приходилось лакомиться, весною-то корешки сочны, сахаристы – не найдешь лучше угощения!
Потом слышит: песенка. Выводит кто-то:
Ох, ох, обед неплох,
Левый бок – на припёк,
А за ним – правый бок,
Под собой не чую ног,
Спасибо, весна, разутешила!Оглянулся – нет никого. А песня совсем рядышком была!
Не сообразил сразу-то, что это сам распевать начал.
Вот как Весна угодила»
А вот еще одна сказка про весну и весеннее половодье. Придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта сказочная весенняя история.
Н. Сладков. Трое на одном бревне
«Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:
Впереди вода, позади Лиса - вот положение!
А Лиса Зайцу кричит:
Сигай, Заяц, ко мне на бревно - не тонуть же тебе!
Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно — поплыли вдвоем по реке.
Увидела их Сорока и стрекотнула:
Интересненько, интересненько… Лиса и Заяц на одном бревне - что-то из этого выйдет!
Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.
Вот Заяц и говорит:
Помню, до наводнения, когда я в лесужил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные…
А по мне, — вздыхает Лиса, — нет ничего слаще мышек — полевок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплевывала!
Ага! - насторожилась Сорока. - Начинается!..
Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:
Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!
Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем - Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:
Ох, и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!
А Сорока как ни в чём не бывало:
Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!
Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно - Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:
Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!
Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают»
Сказки про весну: весенние разговоры в лесу
В марте у зайчих рождаются зайчатки. Их так и называют – «настовичок» (от слова – «наст» — корка на снегу). Появляются волчата у волчихи. Они рождаются очень маленькими и слепыми. Рождаются детеныши и у других животных.
Вот весенняя сказка про одного такого такого зайчонка – малыша. В ней встречается очень необычное слово «зубрить», то есть делать зазубрины.
Э. Шим. Всему свой срок
«Зайчонок- настовичок в марте родился, когда еще земля в белых снегах лежала.
Шубка у Зайчонка теплая. Молочко у Зайчихи сытное. Сидит Зайчонок под кустиком, круглыми глазами во все стороны поглядывает. Ничего, жить можно…
Дни проходят. Растет Зайчонок. И скучно ему стало.
— Что же, говорит он Зайчихе, — так всё время и будет? Под кустом сиди, на белый снег гляди, дожидайся, когда тебя молочком покормят?
— Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок. Скоро весна разыграется, будешь по зеленому лесу бегать, сладкую травку зубрить.
— А скоро это?
Дни проходят. Солнышко пригревает, снег в лесу оседает, вокруг деревьев лужицы.
Зайчонку не терпится:
— Ну, где же лес зеленый, где травка сладкая? Не хочу больше ждать!
— Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок.
Дни проходят. Снег в тает в лесу, капли щелкают, ручейки позванивают.
Зайчонку невтерпеж:
— Ну, где же лес-то зеленый? Где травка сладкая?! Не буду, не буду ждать больше!
— Погоди, — опять Зайчиха говорит. – Всему свой срок.
Дни проходят. В лесу половодье, над сырой землей туманы стелются, в небе клики журавлиные слышны.
— Ну, — грустит Зайчонок, — видать это сказки – про зеленый лес да травку… Ничего этого не бывает на свете. И напрасно я ждал!
— А посмотри-ка! – Зайчиха говорит. – Оглянись!
Оглянулся Зайчонок – и увидел на березе первые зеленые листики. Махонькие- махонькие! Посмотрел на землю — и увидел, как первый травинки проклюнулись. Тоненькие – тоненькие!
И так-то обрадовался Зайчонок. Так-то развеселился! Прыгает на нескладных лапках своих, кричит:
— Ага! Ага! Разгорелась весна! На деревьях листики зеленые! На земле травка сладенька! Вот хорошо! Вот славно!
— Пришел срок твоей радости, — усмехается Зайчиха.
— Да-а, — говорит Зайчонок, — а долго-то как! Я весь изождался! Ждал-ждал, ждал- ждал…
— А если бы не ждал, — говорит Зайчиха, — разве ты бы махонькому листочку, тоненькой травинке обрадовался?»
Весной рождаются не только зайчата, но и другие малыши – зверюшки. Послушайте сказку о том, как мамы зверюшек друг с другом разговаривали. Перед чтением покажите ребенку картинки зверей и их детенышей и попросите догадаться, сколько у кого деток. Запишите цифрой или зарисуйте кружочками названное число. А потом прочитайте рассказ и посмотрите, догадались ли дети. Это не математическая задача, и в ней самое важное – не угадать и зарисовать число, а как раз наоборот, открыть для себя чудо! – и удивиться миру природы! Поэтому не подсказывайте малышам правильный ответ, дайте им возможность пережить радость открытия удивительного мира природы!
Э. Шим. Заячье семейство
«На березовой опушке лесные мамы хвалились друг перед другом своими детками.
— Ах, какой у меня сын! – сказала мама Олениха. – Наглядеться на него нельзя. Копытца точеные, ножки пряменькие, шейка высоконькая… легонький, как ветерочек!
— М-м-м, сын, конечно, неплох, — сказала мама Барсучиха. – Но куда ему до моих деточек! Уж такие они нарядненькие, такие разумненькие! Родились в марте, в апреле уже глазки открыли, а нынче – поверите ли? – даже из норы выбегают…- А сколько их у вас? – спросила Олениха.
— Уж, конечно, не один и не два. Целых три!
— Можно вас поздравить, — скаала мама Ежиха . – Но все-таки моих деток с вашими не сравнить. У меня их – пять душ! И вы знаете, у них уже шерстка появилась… и даже иголочки тверденькими становятся… Ну, не чудо ли?
— Хрю! – сказал мама Кабаниха. – Пять – это хор-рошо. Ну, а что вы скажете, если их – десять?
— А у кого их десять?! – поразилась мама Ежиха.
— Хрю-хрю… У меня ровно десяточек, и все как один.. хрю!.. мохнатенькие… хрю!.. полосатенькие… хрю! Повизгивают этак тоненько, как птички… Где еще такое семейство найдешь?
Не успели мамы согласиться, как вдруг с поля раздался голос:
— А у меня семейство получше!
— И на опушке появилась мама Хомячиха.
— Ну-ка,– сказала она, — попробуйте догадаться, сколько у меня деток!
— Тоже десять! – хрюкнула мама Кабаниха.
— Двенадцать?- спросила мама Барсучиха.
— Пятнадцать? – шепнула мама Ежиха и сама испугалась, назвав такое большое число.
— — Как бы не так! – сказала мама Хомячиха – Подымайте выше! У меня деток – восемнадцать душ, во сколько! И чего там болтать про шёрстку, про глазки, — это всё пустяки. Мои детки уже работать начали. Даром что малы, а уже каждый себе норку копает, жилье готовит. Представляете?
— Да, ваше семейство – самое замечательное! – признали все мамы. – Вы подумайте: восемнадцать деток – работничков!
Долго бы еще удивлялись мамы, если бы на опушке не появилась Зайчиха.
Хвалиться она не стала, шла тишком – молчком.
Никто не узнал бы, сколько у нее деток, если бы мама Олениха не спросила:
— Ну, а сколько душ в вашем семействе?
— Не знаю, — сказала Зайчиха. – Кто же их считал… Может, — сто, может, — тыща, а может, — и еще больше.
— Как так?! – подскочили мамы. – Не может быть!!.
— У нас именно так и бывает, — сказала Зайчиха. – Мы со своими детками не привыкли нянчиться. Рождаются зайчата, мы их разок покормим, а потом где-нибудь под кустом оставим – и до свиданьица!
— Зачем же? Как безжалостно! – закричали мамы.
— А затем, что так – лучше. Затаятся зайчата под кустом, притихнут –ни волк, ни лиса их не найдут. А будь мы рядом, так навлекли бы на них беду.
— Но ведь они же маленькие!
— Маленькие, да удаленькие… И прятаться умеют, видят зорко, и слышат чутко. Да шубки у них тепленькие.
— А кто же их кормит–то?
— Да любая Зайчиха, которая встретится. У нас ведь нету чужих деток, все — родные. Нынче я одного покормлю, завтра – другого. Вот и выходит, что все зайчата в лесу – из моего семейства. А сколько их, — никто не ведает. Может, — сто, может, — тыща, а может, и – и того больше. Посчитайте, попробуйте!
И тут уж все мамы поняли, что все — таки самое удивительное семейство в лесу – заячье».
Сказки про весну: перелетные птицы
Весной возвращаются домой перелетные птицы. Первыми прилетают грачи. Они не боятся холода. Позже – скворцы, а за ними жаворонки.
На земле появляются проталины, на проталинах птицы находят семена, жучков, личинок.
Прочитайте детям очень интересную весеннюю познавательную сказку для детей о том, что однажды случилось на весенней проталине.
Н. Сладков. Чья проталина?
«Увидела Сорока первую проталину - тёмное пятнышко на белом снегу.
- Моя! - крикнула. - Моя проталина, раз я первая её увидела!
На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку - отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись - Грач.Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!
- Это почему же она твоя? - застрекотала Сорока. - Я первая увидала!
- Ты увидала, - гаркнул Грач, - а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!
- Что он тут каркает! - затарахтела Сорока. - Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся - проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:
- Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где - на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!
Сорока и Грач только крыльями всплеснули.
- Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела.
А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул.
- А я родился на ней! - пискнул Жаворонок. - Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное - и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва - даже язык дрожит.Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало - и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули - заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.
Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.
И выглянул Крот - зашмыгал носом.Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?
Весна, весна, землерой! - сварливо закричала Сорока.
- Знал, куда угодить! - подозрительно буркнул Грач. - Хоть и слепой…
- Тебе-то зачем наша проталина? - проскрипел Жаворонок.
Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку - глазами-то он худо видит! - чихнул и говорит:Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…
Как ты можешь так говорить? - ужаснулся Жаворонок. - Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!
- Не знаю и знать не хочу! - фыркнул Крот. - Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.
- Весной проталины появляются, - мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.А на проталинах скандалы начинаются, - снова фыркнул Крот. - А ради чего? Проталина как проталина.
Не скажи! - подскочила Сорока. - А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.
Посидеть, походить, размяться! - гаркнул Грач. - Носом в тёплой земле порыться!
А петь-то как над проталинами хорошо! - взвился Жаворонок. - Сколько в поле проталин - столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.
А чего тогда спорите? - не понял Крот. - Жаворонок хочет петь - пусть поёт. Грач хочет маршировать - пусть марширует.
- Правильно! - сказала Сорока. - А я пока семенами и жуками займусь…
Тут снова начались крики и перебранка.
А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.Пора и мне! - Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо».
Разыграйте сказку с помощью пальчикового театра. Вам помогут картинки. Вырежете изображения и сделайте вместе с детьми фигурки для разыгрывания диалогов из сказки.
Интересные сказки — мультфильмы для детей про весну
Сказка про возвращение перелетных птиц на родину весной «Весенняя сказка»
Весенняя сказка — мультфильм Снегурочка
Все картинки этой статьи в хорошем разрешении и качестве Вы найдете в презентации «Сказки про весну» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями). В этом же разделе Вы найдете и сможете бесплатно скачать презентации и ко всем другим статьям сайта «Родная тропинка».
Еще о весне — игры, картинки, материалы для занятий с детьми, речевые упражнения Вы найдете в статьях сайта: Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Воскресенская Валентина Павловна,воспитатель ГБОУ Школа №121 д/о 28А, г.МоскваНазначение: Данная авторская сказка будет полезна для воспитателей, работающих с детьми 5-7 лет, для учителей 1-3 классов, для родителей. Сказка может быть использована как образец составления рассказов и сказок на весенние темы, о дружбе, о послушании, а также может служить для инсценировки.
Описание: С приходом весны всё меняется в лесу: меняются шубки у зайчика и белочки, просыпаются после долгой зимней спячки ежи и медведи (их разбудил весёлый ручеёк), появляются первоцветы, которые нельзя рвать, а можно только ими любоваться, ведь они занесены в Красную книгу. Обо всём этом мы узнаем, путешествуя по лесу с друзьями зайчиком Антошкой и белочкой Верочкой.
Сказка должна научить детей любить природу, видеть её красоту, замечать изменения, а ещё – быть послушными.
Цель: Знакомство с явлениями в природе с приходом весны глазами двух друзей.
Задачи:
1.Систематизировать знания о весенних изменениях в природе.
2.Развивать диалогическую речь, активизировать словарный запас.
3.Уметь последовательно передавать события сказки.
4.Воспитывать умения дружить, быть послушными.
5.Воспитывать чувства любви к родной природе, умения ценить и беречь её красоту.
На лесной опушке, по соседству, жила семья зайчиков и белочек. Жили они дружно, в гости друг к другу ходили.
Наступила весна. Мама зайчиха и мама белка затеяли большую уборку в своих домиках. Старшие зайчата и бельчата с удовольствием стали помогать своим мамам. Но в этих семьях были и малыши, да такие непоседы: у мамы зайчихи – зайчонок Антошка, а у мамы белки – белочка Верочка: они не столько помогали, сколько мешали.
И мамы, не сговариваясь, отправили малышей погулять, приказав, далеко от дома не уходить. Очень обрадовались встрече Антошка с Верочкой, ведь они были большие друзья, как говорят, не разлить водой. Посмотрела белочка Верочка на своего друга и не узнала.
- А где твоя беленькая шубка?- спросила она.
- Я весной белую шубку не ношу, у меня теперь серенькое пальтишко, которое я буду носить до следующей зимы,- ответил Антошка,-а у тебя тоже другая шубка?
-Да, я теперь буду рыженькая.
Друзья стали играть в догонялки,чехарду, прятки,качаться на качелях.
Но вдруг им стало скучно вдвоём играть, и, забыв про мамины наказы- далеко не ходить от дома, друзья,напевая песенку собственного сочинения:
-В лес пойдём, мы пойдём, мы пойдём,
и друзей себе найдём,мы найдём, мы найдём,-
зайчик Антошка и белочка Верочка, взявшись крепко за лапки, весело подпрыгивая,побежали в лес.
А в лесу уже была весна.
Первым, кого они увидели, был весёлый звонкий ручеёк. Он журчал, звенел, как колокольчик, подбегал к каждому кустику, дереву и бежал дальше.
-Зачем ты подбегаешь к деревьям?- спросили друзья.
-Корни кустиков, деревьев напьются моей водички, проснутся, откроют свои «зелёные глазки» - почки, и распустятся листочки, а потом уже цветочки.
-Поиграй с нами,- попросили друзья.
-Нет, извините, мне некогда, у меня ещё много работы,- ответил ручеёк и, весело звеня, побежал дальше.
Антошка и Верочка продолжили своё путешествие в поисках друзей.
Рядом кто-то засопел, запыхтел. Малыши присмотрелись и увидели ежа, которого тоже разбудил быстротечный ручеёк.
-А ты не поиграешь с нами, Ёжинька?- спросили друзья.
-Хорошо, только немножко, ведь здесь пока что очень сыро, много водички - тает снег - моим лапкам холодно.
Нашли сухую полянку, и Ёжинька с белочкой Верочкой пустились в пляс.
Поблагодарив Ёжиньку, зверюшки – «ребятишки» продолжили свой путь и увидели медвежонка Мишутку с мамой медведицей. Их тоже разбудил наш знакомый ручеёк.
-Мокро, сыро стало в берлоге, пришла пора покинуть её - весна, весна,- сказала мама медведица.
Играть они отказались, предложив придти белочке и зайчику попозже, летом, когда будет сухо, тепло и зелено и можно тогда поиграть в прятки.
А потом зайчишка Антошка и белочка Верочка увидели поляну с первыми весенними цветами-подснежниками и крокусами. Они хотели нарвать букеты цветов, но вспомнили, что этого делать нельзя. Эти цветы занесены в Красную книгу: об этом им читали старшие сёстры и братья.
Прошло уже много времени, и друзья вспомнили, что им пора домой, но они уже не помнили дорогу назад. Огорчились, заплакали. Но тут к ним подошла сама красавица Весна.
Она предложила проводить их до дома. От её тёплых ног, которыми она ступала по земле, оставалась сухая дорожка без снега. Антошка и Верочка побежали за Весной и очень скоро оказались около своих домиков. Мамы закончили уборку, приготовили вкусные обеды и уже стали волноваться: малышей не было около домиков. А вот и они вместе с Весной.
Зайчишка Антошка и белочка Верочка успокоили мам, пообещали больше без разрешения далеко не убегать.
Они поблагодарили красавицу Весну за помощь. Весна продолжила свой путь, оставляя за собой проталинки, на которых появлялись первые весенние цветы, а друзья наперебой стали рассказывать о своих приключениях в весеннем лесу.
Зима длилась так долго, что все уже и не надеялись дождаться тепла.
— Ох, ох, ох! — вздыхала под снегом Травка. — Сколько можно спать?! Под снегом, конечно, тепло, но скучно. Скорее бы пришла весна. Все бы увидели, какая я нежная, свежая, ярко-зеленая!
— А я мечтаю увидеть солнышко! — тоненьким голоском попискивал Подснежник. — Я хоть и маленький, но сильный, закаленный, морозов не боюсь. Пора бы и мне сквозь снег пробиться, чтобы показать всем, что пришла весна. Увидят меня люди и обрадуются. Я для них — первый вестник весны.
В берлоге заворочался Медведь, приоткрыл один глаз — темно, выглянул из берлоги — снег.
— Я себе отлежал уже все бока! — прорычал Мишка. — Отощал, весь запас жира съел. Нечего больше есть. Лапу надоело сосать. Когда же весна придет?!
От медвежьего рева проснулся Хомяк.
— Что случилось? Почему рычит Медведь? Разве уже весна? — спросонья закричал Хомяк. — А у меня еще запасы не кончились. Я их натаскал в норку на зиму так много, что до самого лета хватит.
Выглянул он из норки, а на улице зима.
— Только зря проснулся, — проворчал Хомяк, — весны нет как нет. Можно еще подремать.
Рядом в норке крепко спал Сурок. Он никогда не просыпается до весны. Сколько ни кричал ему Хомяк, так и не смог разбудить друга.
Но тут на ветку березы сел большой черный Грач.
— Жители леса! Хватит спать! Я принес вам весну! — прокричал он на весь лес. — Она уже совсем близко. Встречайте ее!
Все с облегчением вздохнули и начали готовиться к встрече.
Вопросы и задания
— Почему все жители леса хотели, чтобы пришла весна?
— О чем горевала Травка под снегом?
— Почему Медведь сердито ворчал?
— Почему Хомяк не хотел, чтобы пришла весна?
— Кого из лесных жителей Хомяк не смог разбудить?
— Кто принес жителям леса первую весточку от весны?
— Представьте себя жителями леса в конце зимы и разыграйте сказку по ролям.
— Покажите, как Травка и Подснежник зимовали, а потом пригрело солнышко, они выглянули из-под снега, обрадовались солнышку, стали расти; немного мерзли от утренних заморозков, потом отогревались.
— Нарисуйте лес ранней весной.
— Придумайте продолжение сказки. Кто еще проснулся от зимней спячки? У кого уже зимой появились детеныши? Кто всю зиму не спал и больше всех ждал весны?