Конспекты занятий в старшей группе на январь. План конспект-урока по окружающему миру "зимние месяцы"
В январе зима полноправно вступает в свои права. Морозы и холода творят свою волшебную сказку из узоров на окнах, поют и кружат вьюги и метели. Дни становятся уже длиннее. Солнце, конечно, еще не успевает прогреть землю, поэтому на холоде воздух становится морозным. Детям можно рассказать пословицу: » Солнце — на лето, зима — на мороз». На одном месте долго не устоишь: хочется бегать, двигаться, чтобы согреться.Есть еще одна пословица: » Мороз не велик, да стоять не велит».
Зато ночью можно полюбоваться чистым небом и сверкающими как бриллианты звездами.
Расскажите детям про январь.
Январь — второй месяц зимы. В январе 31 день. Название месяца происходит от имени бога Януса, которому поклонялись древние римляне. Януса считали богом Солнца и начала, входов и выходов, поэтому его обычно изображали с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны к прошлому и будущему.
Древние славяне называли январь »просинец»(т. к. в это время лед на реке становится синим) или еще »сечень»(в это время рубили, » секли»лес).
В народе говорят: »Январь — году начало, зиме серединка.
Наблюдения за неживой природой в январе
В январе снега становится много, если мороз не сильный, то можно вылепить снеговика, поиграть в снежки. В сильный мороз снег сухой, рассыпается и лепить из него практически не получается.
На солнце и под светом фонарей вечером снег очень красиво блестит. Детей можно спросить, какой снег. (Белый, пушистый, мохнатый, пухлый). Детям можно показать картины художников о зиме, вспомнить карсивые стихи русских поэтов.
Рассмотрите с детьми снежинки. Они очень разные. Вспомните . Форма снежинок меняется в зависимости от погоды. Когда ветра нет, снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожи на звездочки. Во время оттепели образуют хлопья.
Играя со снегом, дети познают его свойства. Дети знают, что снег защищает землю от промерзания, рыхлый слой снега лучше сохраняет тепло, так как там много воздуха, поэтому около деревьев снег уплотнять не нужно.
Когда убирают снег, его вывозят на огороды, на поля, потому что снежный покров является источником влаги для растений. И еще полезно поливать комнатные цветы растаявшим снегом.
Во время оттепели дети часто видят сосульки на крышах домов. Можно им рассказать, откуда они берутся.
Откуда берутся сосульки
Сосульки образуются при низких температурах, обычно несколько градусов меньше нуля и при поступлении воды. На крышах домов под воздействием солнечных лучей снег начинает таять, образуется вода. Под воздействием силы тяжести вода стекает вниз, и благодаря холодному воздуху, замерзает. На одну замерзшую каплю натекает другая, также замерзающая. затем следующая и т. д. Когда капель уже слишком много, сосулька может не выдержать и упасть на землю.
Наблюдаем за растительным и животным миром
Зимой можно срезать веточку какого-нибудь дерева и поставить ее в теплую воду. Она долго не будет распускаться. И лишь в конце зимы срезанные ветки дадут молодые побеги. Деревья находятся в состоянии покоя.
На прогулках обращайте внимание на красоту природы.
В морозную туманную погоду на ветках деревьев и кустарников пявляется изморозь — ледяные користаллы. Это очень красивое зрелище. Деревья будто в сказке стоят.Изморозь часто путают с инеем — мелкими користалликами льда, похожими на крошечные снежинки. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. Он ложится в ясные холодные ночи на землю, образует нарядные узоры на наших окнах.
В лесу часто трещат деревья. На них могут появиться трещины, поэтому говорят »трескучие морозы».
Но даже в такие сильные морозы жизнь в лесу не останавливается. На елках и соснах созревают шишки. из них высыпаются семена, на которых есть маленькие крылышки. Они разлетаются и уносятся ветром.
Рябчики и тетерева зарываются в снег. А на верхушке ели выводят своих птенцов клесты. На водоемах подо льдом тоже продолжается жизнь — налим мечет икру.
Январь — самый студеный месяц года. в это время птицам очень трудно. Поэтому вместе с детками подкармливайте прилетающих птиц.
Наш дедушка тоже смастерил кормушку для птичек и мы каждый день насыпаем в нее зерна, семечки для птиц, которые прилетают. Это и синички, воробьи.
На прогулках беседуйте с детьми о животных, как они зимуют, например, о зайце. Зайцы зимой на снегу не заметны, потому что у них шубка белая стала. Кормятся они чаще ночью, едят кору осинок. У зайцев зубки острые, как ножницы.
В парке можно увидеть следы белочек. В сильные морозы белка прячется в своем гнезде,
Читайте детям рассказы и сказки о животных.
Праздники в январе
В январе очень много праздников. 1января — Новый год, 7 января — Рождество Христово. К праздникам мы наряжали елку, готовили подарки. Раньше елку украшали яблоками, орехами и корнфетами.
13 января — Старый Новый год. Именно в этот день праздновали Новый год до 1918 года. Затем в России календарь использовать стали другой, а традиция праздновать новый год осталась.
А еще в январе самые веселые зимние каникулы у детей. Дети отдохнули, поиграли в снежки, накатались на санках, коньках, лыжах. Весело можно провести зимние каникулы.
Приметы января
- Если январь в прошлом году был теплым, то январь этого года будет холоднее.
- Сухой январь — крестьянин богат.
- Если январь холодный, июль будет сухой, жаркий, не жди грибов до осени.
- Коли в январе март, бойся января в марте.
- В январе висит много частых и длинных сосулек — урожай будет хороший.
- Морозы на последней неделе января обещают холодно лето.
Еще про январь говорят:
- месяц январь — зимы государь;
- в январе и горшок на печи замерзает;
- январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами темнит. да ухо морозом рвет;
- в январе холода над землей нависли. холодно и голодно в это время зверю и птице.
Пословицы и поговорки про январь
Январь — всему году запевала.
Январь — лютый, трескун, снеговик.
январь — ломонос, береги свой нос.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снега надует — хлеба прибудет.
Не будет снега — не будет следа.
В январе морозы злее, а налим живее.
В январе растет день -растет и холод.
Снег земле-кормилице, что теплый кожух.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
Расскажите детям про январь, приметы, беседуйте о погоде, читайте книги про животных. Во время прогулок наблюдайте за птицами.
И наши фотографии в январе
Пишите ваши комментарии. Если вам было интересно,поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей, тем самым вы выразите автору свою благодарность. Следите за обновлениями блога, подписывайтесь, чтобы получать на почту новые статьи. В следующий раз мы будем читать стихи и загадки про январь месяц.
С уважением, Ольга.
Цель урока: обогащение знаний обучающихся о жизни предков и формирование интереса к изучению данной темы.
Задачи урока: обобщить знания обучающихся о народном календаре, познакомить с историческими сведениями о народном календаре, формировать бережное отношение к сохранившимся традициям и обычаям.
Оборудование:виды календарей, словарь Ожегова, презентация .
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Сегодня у нас необычный урок, т. к. на этом уроке мы будем вместе добыть информацию.
Давайте посмотрим, что я вам принесла.
(Учитель демонстрирует календарь – плакат, календарь отрывной, настольный календарь) Для чего они нужны?
(Дети высказывают свои мнения)
2. Сообщение темы и цели занятия.
– Давайте вспомним, сколько месяцев в году?
– Назовите времена года. Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их. Узнать откуда произошло слово “календарь” в этом нам поможет Мудрая Сова. Слайд 1.
(У римлян первый день каждого месяца назывался “календы”.От него и произошло название календаря).
Слайд 2
Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
– Найдите среди данных календарей народный календарь.
(Дети приходят к выводу, что народного календаря перед ними нет)
– Тема нашего урока “Народный календарь”.
– Давайте составим план сегодняшнего занятия по теме “Народный календарь обычаи и обряды”
(Дети предлагают части плана, учитель поправляет и предлагает Слайд 3 – план )
“Народный календарь – обычаи и обряды”
- Исторические сведения о календарях.
- Что такое народный календарь.
- Обычаи и обряды.
- Для чего мы должны это знать
3. Работа над новым материалом.
– Для начала, давайте вспомним, а что такое обряды, обычаи, традиции. Для этого обратимся за помощью к словарю Ожегова.
(Двое детей ищут в словаре Ожегова ответ)
– Молодцы!
А теперь перейдем к плану нашего занятия.
1. Исторические сведения о календарях.
Солнце на небе, а число в календаре
– За долгую историю люди придумали много разных календарей.На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. Например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г . на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.
Слайд 5
Старый календарь (стиль) – календарь, который вел римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры.
Слайд 6
Новый календарь (стиль) – введен в 1582 году по указанию папы римского Григория ХIII. Называется григорианским.
– В 1918 г . был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль. Православная церковь не приняла этот переход и продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю и в наши дни, что приводит к несовпадению времени празднования основных христианских праздников в Европе и России. И только природный месячник, следующий движению солнца, сохранил свой древний уклад и порядок.
– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. И до сих пор люди ведут счет по старому и новому стилю. На самом – то деле – один и тот же день! Но обозначить его можно по-разному.
– Так, что дружок, по старому счету может быть лето, когда по новому – уже хозяйничает осень!
Но всегда они стремились, как можно точнее согласовать свой счет времени с видимым движением солнца и с изменениями в природе – с чередой теплых и холодных времен года. Для этого вносятся поправки в календарь. После такой поправки образовалась разница между старым и новым. Разница эта в 13 дней.
Всякому мила своя старина
– Почему люди сохраняют разные способы счета времени? В разное время отмечают начало года? Празднуют разные праздники?
Во многом потому, что хотят сохранить свою память: знать песни, предания, обычаи своего народа. Ведь именно это соединяет предков и потомков, прошлое и настоящее. Праздники и обычаи любого народа хороши по – своему. В них соединились красота, сила и доброе согласие человека и Природы. Они помогают людям жить в одном ритме с Природой, мерно распределять их общий труд и отдых.
Каждый действует на свой образец, и всякое племя радуется тому, что имеет.
(Арабская пословица)
2. Что такое народный календарь.
– Мы с вами заглянули в историю и узнали о видах календарей. Теперь поговорим более подробно, что такое народный календарь.
Русский народный календарь – циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года.
1. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные кризисные моменты в явлениях природы.
– Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.
– Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.
– Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.
2. Народный календарь родился много веков назад.
– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали “заветные, колдовские тетрадки”, в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. “Знатник” - умеющий разбираться в этих зарубках человек - всегда мог сказать односельчанам, “когда сеять, когда жать, когда в скирды метать”, когда какого святого почитать.
Слайд 8.3. Основные моменты народного календаря – дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.
– Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года.
Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец - на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето - в конце июля, затем начиналась осень.
– Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времён года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов.
Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. (22 декабря; 21 марта; 22 июня; 23 сентября).
В древности в эти дни гасили все огни и древним способом (трением дерева об дерево) возжигали новый. Позже эта традиция перешла на Пасху.
4. Обычаи и обряды.
– Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.
– Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группу:
(1) святочные обряды (рождественские);
(2) масленичные обряды;
(3) ранневесенние обряды (недели Великого поста,
Благовещение и др.);
(4) средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день,
Вознесение и др.);
(5) поздневесенние обряды (троицко-купальский
период);
(6) летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин
день, Успение, и др.);
(7) осенние обряды, слабее всего выраженный в
ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и
др.);
(8) зимние обряды (Андреев день, Варварин день,
Никола зимний и др.).
– Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье.
– В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полу – праздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.
5. Итог занятия. Слайд 11.
– Народный календарь энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов. Народный календарь рассказывает об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение пословицах, обычаях и традициях, легендах и преданиях т.п. Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Люди верили в разные божества. Народный календарь родился много веков назад. Народный календарь существовал и развивался в устной форме.
Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.
– А теперь давайте посмотрим “Народный календарь 2012г.”, который подготовила я вам.
(Дети вместе с учитель просматривают и обсуждают страницы календаря)
6. Домашнее задание:
– Сделать “Народный календарь”. Это может быть календарь примет, праздников или он может быть более широким, где будут представлены все важные события месяца, сезона.
Цель:
1) Сформировать у учащихся представления о народном календаре 2)Обогатить знания учащихся о жизни предков и формировать интереса к изучению данной темы.
3) Формировать бережное отношение к сохранившимся традициям и обычаям.
Оборудование: виды календарей, словарь Ожегова.
Вопрос: Для начала, давайте вспомним, что такое обряды, обычаи, традиции. Для этого обратимся за помощью к словарю Ожегова.
Вопрос: Что такое «народный календарь»?
Народный календарь – это сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, произведения устного народного творчества, нормы общественной жизни.
В огромном количестве присказок, баек, пословиц, загадок сохранился для нас бесценный опыт множества поколений, универсальные правила поведения буквально для каждого дня в году.
Давно прошли те времена, когда люди всецело зависели от капризов окружающего их огромного непознанного мира, когда старались «играть по правилам» изменчивой матушки-природы, полностью подчиняя ей свой уклад жизни. Но память о тех временах сохранилась, и не только теоретическая. Все чаще современный урбанизированный человек устремляется прочь от благ цивилизации: в загородные дома, на дачи, просто на пикники и в туристические походы. Все чаще мы пытаемся обратиться к приметам, известным нашим предкам. А для сельских жителей многие приметы никогда и не теряли своей актуальности.
Культура выступает одновременно и как процесс развития человеком своих творческих сил и способностей, и как процесс реализации этих способностей в социально значимых результатах деятельности». Такой подход к культуре совпадает с активно-творческой сущностью человека, пониманием его как субъекта культурно-исторического процесса.
Жизнь русских людей проходила в соответствие с народным календарем, который представлял собой систему исчисления, счета и регламентации годового времени. Он организовал всю хозяйственную и бытовую деятельность крестьян, определял чередование будней и праздников. В его основе лежал церковный календарь – «Святцы», в котором каждый день посвящался одному или нескольким святым, определялось время христианских праздников. Содержательная же сторона народного календаря, интерпретация праздников, а также сопровождающие их обряды, различного рода предписания, запреты, приметы, поверья были обусловлены не столько христианским вероучением, сколько представлениями, характерными для славянского язычества. Календари бытовали в устной форме или в так называемых месяцесловах, лунниках, включавших в себя списки праздников и связанных с ним примет. В народном обиходе встречались деревянные календари (резы, бирки), на которых даты праздников и важнейшие события жизни отмечались зарубками.
Точками и ориентирами отсчета годового времени служили христианские праздники. Кроме того, время отсчитывалось по природным явлениям: наступлению заморозков, прилету птиц, росту и созреванию растений, а также по сезонам хозяйственной деятельности: началу пахоты, сева, жатвы, первому выгону скота, началу охоты и т.д.
Наступление нового года в народной традиции связывалось главным образом весенним пробуждением природы. Однако начало нового года связывали с зимним солнцеворотом, после которого день увеличивался на «куриный шаг». Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень.
Праздничных дней в российском быту было довольно много: около 140-150 в году. В это число входили и воскресенья, которые служили регуляторами будничного и праздничного времени. В народную праздничную систему входили как праздники церковного календаря, так и праздники, не установленные церковью.
Теперь поговорим более подробно, что такое народный календарь.
Русский народный календарь – это земледельческий календарь, хранящий твердые знания русского народа о ведении хозяйства, о земле. По сути дела – это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти.
Народный календарь относится к важнейшему историко-культурному достоянию русского народа - своеобразный дневник и подлинная энциклопедия русского крестьянского быта.
В народном календаре практически не существовало дней «неотмеченных», ибо каждый день рассматривался в едином целом со всем годом, был подготовлен днем предыдущим и готовил день последующий.
Месяцеслов создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его жизни при начале и окончании работ в поле и на огороде, и был связан с явлениями природы и всевозможными приметами (примет в народном календаре около 1000). Народный календарь вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями, так как он включает в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни, произведения устного народного творчества.
Оказывало влияние на народный календарь то, что жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесь выделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние Святки (конец декабря - начало января), Иван Купала - 24 июня (7 июля), март и сентябрь.
Вопрос: Что включает в себя ПОНЯТИЕ «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ–МЕСЯЦЕСЛОВ?»
Вспомним, откуда пошел календарь. Так, слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare - «выкликать». В Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» - книга, куда записывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния.
В наши дни все страны в международных отношениях пользуются общепринятым солнечным григорианским календарем. Однако во внутренней и религиозной жизни некоторые употребляют лунные и солнечно-лунные календари. Не были исключением в процессе создания календаря и славяне. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими единицами, такими как понятия «век», «аноха» и обозначения частей суток (день, ночь, сумерки и т.д.).
На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календарем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда же некоторые несовпадения названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. – Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группу:
1.Святочные обряды (рождественские);
2.Масленичные обряды:
3.Ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.)
4. Средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение)
5.Поздневесенние обряды (троицко-купальский период):
6.Летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение и др.):
7.Осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.):
(8) Зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.):
Так, для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима. И народ, чутко следивший за изменениями в природе, остро реагировал на происходящие перемены. При этом ему не было дела до того, что по календарю осень длится всего три месяца. Холод, который приходил в октябре, говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы. Сама же осень в крестьянском понимании могла ограничиваться периодом уборки урожая, а это примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). При этом собственно лето составляло короткое время созревания хлебов: с Иваны Купалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа), редко до Первого Спаса (1/14 августа). Весну призывали в марте, и началом ее считался Егорьев день (23 апреля/6 мая). Кроме основных годовых сезонов, выделяются переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна - раннее лето), молодое бабье лето (конец лета - начало осени), осеницы (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др. Между двумя половинами года крестьяне видели тесную связь и то, что они взаимно влияют и обусловливают друг друга. Все это нашло выражение в фольклоре, в котором сравниваются зима с летом, осень с весной. В земледельческом календаре все составные части тесно увязаны: каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. Так, по характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу. В то же время как март, апрель и май - сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.
Творческая работа . Посмотрим, как в народном календаре определялась дата 9 апреля. Этот день значился как «Матрена - настовица, полурепница».
Матрены-настовицы - от насту, окреплого снегу.
На Матрены прилетали чибисы. Чибис прилетал, на хвосте воду принес.
На Матрены овсянка затягивает свою песенку: «Покинь сани- возьми воз».
Чибис кричит с вечера- к ясной погоде.
Чибис летит низко – к продолжительной сухой погоде.
К Матрене реки поднимаются, вздуваются. Говорят в эту пору: «Щука хвостом лед разбивает»; «Вешний ледок, что чужой порог – ненадежен».
Связь готовых вскрыться рек с днем Матрены отразилась и в загадке о реке подо льдом:
Гола Матрена для всех страшна,
Лубком же покрыта - для всех ходка.
Матрену называют полурепницей потому, «что поселяне отбирают годные репы для семян, что и составляет у них отдельную, неприкосновенную половину».
В течение долгих веков репа и капуста были одним из основных продуктов питания русского крестьянина, вот почему репа оказалась персонажем популярных сказок, объектом загадок, героиней детских игр.
1) Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
2)Сама клубочком и хвост под себя.
3) Брошу порохом, очутится клубом под зеленым кустом.
Задание. 1.Сравните два произведения устного народного творчества: сказку «Репка» и игру «Репка».
2.Найдите художественные приемы, используемые в них.
3.К каким циклическим обрядам их нужно отнести?
Русская народная сказка «Репка»
Посеял дед репку, пошел репку рвать. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабака за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут: вытащили репку!
РЕПКА (детская народная игра)
Дедушка с бабушкой Пришел трехногий:
Чистили поляну, Три ноги – за две,
Сеяли репу… Две ноги – за ножку
Пришел одноногий:
Ножка – за лапку,
Лапка - за бабку, 10.Дедушка с бабушкой
Бабка – за дедку, Чистили поляну,
Дедка – за репку Сеяли репу…
Не вытянули репку! Пришел репу рвати,
Пришел десятиногий:
2. Дедушка с бабушкой Десять - за девять,
Чистили поляну, Девять - за восемь,
Сеяли репу… Восемь - за семь,
Пришел двухногий: Семь ног - за шесть,
Две ноги- за ножку, Пять - за четыре,
Ножка - за лапку, Четыре ноги – за три,
Лапка – за бабку, Три ноги - за две,
Бабка – за дедку, Две ноги - за ножку,
Дедка – за репку, Лапка - за бабку,
Не вытянули репку! Бабка - за дедку.
Дедка – за репку,-
3. Дедушка с бабушкой Вытянули репку!
Чистили поляну,
Сеяли репу…
Итог занятия : народный календарь энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов. Народный календарь рассказывает об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение пословицах, обычаях и традициях, легендах и преданиях т.п. Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Люди верили в разные божества. Народный календарь родился много веков назад. Народный календарь существовал и развивался в устной форме.
Цель:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по коммуникативно-познавательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»».
План – конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по коммуникативно-познавательной деятельности по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»».
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Здоровье, Художественное творчество, Физическая культура.
Цель:
- Изучить характерные признаки зимы в неживой природе;
- Учить составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, обогащая речь простыми распространенными предложениями.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Задачи:
- изучить зимние явления природы;
- познакомить детей со старинными названиями зимних месяцев;
- создавать в рисунке образ предмета;
- закреплять умение передавать красоту зимней природы;
- учить составлять рассказ по опорным картинкам с последовательно развивающимся действием.
Материал и оборудование:
- мультимедиа-проектор;
- презентация «Красота зимней природы»
- альбомные листы (по количеству детей);
- кисточки, краски, баночки-непроливайки (по количеству детей);
Ход занятия:
- Организационный момент. Вводная часть (в зал входит воспитатель, здоровается и проводит с детьми беседу о зиме по вопросам).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, какое время года сейчас идет?
Дети: Зима.
Воспитатель: А что бывает зимой?
Дети: Снег.
Воспитатель: А какого цвета снег?
Дети: Белый.
Воспитатель: А когда наступает зима?
Дети: после осени.
Воспитатель: Какие признаки зимы вы уже знаете?
Дети: холодно, идет снег, на улице морозно.
Воспитатель: правильно, молодцы! Я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать и назвать зимние месяцы.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей- длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет-
Мы встречаем Новый год.
(декабрь)
Дети: это декабрь.
Воспитатель: правильно, угадали вы этот месяц. А эту загадку сумеете отгадать? Вот послушайте:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду-упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это?
(январь)
Дети: это январь.
Воспитатель: и эту загадку вы угадали, молодцы! Вот последняя загадка вам, слушайте:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(февраль)
Дети: это февраль.
Воспитатель: молодцы, правильно угадали!
- Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Наблюдение за природой.
Воспитатель: ну а теперь я вам хочу рассказать о том, как в древней Руси месяцы называли.
В старину месяц декабрь называли «студень». Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, а сосна и ель остаются по-прежнему зелеными. В декабре дни короткие, ночи длинные, темнеет рано, а по ночам трещит мороз. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года.
Январь. Месяц январь называли «Лютень». «Месяц январь - зимы государь» - так в народе его называли. В январе сугробы высокие, мороз на стеклах рисует удивительные узоры. В январе отмечают праздник Рождества Христова. У детей много забав веселых в этом месяце: катание на санках, на коньках, на лыжах.
Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры, метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «Снеговеем». В феврале дни становятся длиннее, и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежные фигуры, играть в снежки. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.
Воспитатель: зимние месяцы принесли не только праздники и игры, но и много «зимних» слов.
Воспитатель: давайте посмотрим на картинки и назовем, что бывает зимой?
- Дидактическая игра «Зимние слова»
сугробы
снегопад
Снегурочка
снеговик
елка новогодняя
Дед мороз
хоккей
Коньки
снежинки
лед
- Физкультурная минутка «Прогулка в зимний лес»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Строимся друг за другом.
Мы шагаем по дорожке.
(обычная ходьба по кругу, руки на поясе)
Не устанут наши ножки! (бег на месте)
Друг за другом мы идём, (ходьба по кругу)
Не спешим, не отстаём!
Смотрим -в небе снег кружится
(наклоны головы вверх-вниз)
И на щёчки нам ложится
(ладошки на щёчки, наклоны головы влево-вправо)
Рада-рада детвора,
(хлопаем в ладоши)
Пришла Зимушка-зима!
- Дидактическая игра «Подбери признак»
Воспитатель: зимние месяцы теперь хотят поиграть с вами в одну интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?
Воспитатель: Зима (какая?)
Дети: снежная, морозная, холодная
Воспитатель: Снежинка (какая?)
Дети: красивая, легкая, пушистая
Воспитатель: Елка (какая?)
Дети: красивая, нарядная, зеленая, душистая, новогодняя, настоящая, лесная
Воспитатель: Ветер (какой?)
Дети: сильный, страшный, холодный
Воспитатель: снегопад (какой?)
Дети: сильный, красивый, легкий
Воспитатель: молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!
- Составление рассказа по опорным картинкам
Воспитатель: зимние месяцы приготовили маленький рассказ. Братья – месяцы хотят научить вас рассказывать, а чтобы было вам легко это делать, они придумали маленькие картинки – подсказки. У каждого предложения своя картинка. Смотри на нее и рассказывай.
Зимние забавы.
Наступила холодная, снежная зима.
Зимой земля покрыта белым, мягким, пушистым снегом.
Дети лепят снеговика.
Дети катаются на санках.
Зимой ребята катаются на лыжах.
Зимой детям весело и хорошо.
Воспитатель: молодцы, ребята! Хороший у вас получился рассказ. Ну а теперь, зимние месяцы просят вас нарисовать рисунок «Красота зимней природы».
- Продуктивная деятельность: рисование.
Воспитатель: посмотрите на экран, какие красивые деревья бывают зимой! (показать слайды природы)
Воспитатель: ребята, вы видите, какая красота! Деревья укутаны в снег.
Воспитатель: а какими цветами вы будете пользоваться, чтобы показать красоту деревьев зимой?
Дети: коричневый, черный, синий, белый, голубой, зеленый.
Воспитатель: а зачем вам зеленый цвет?
Дети: чтобы нарисовать елочки, они зимой и летом одним цветом.
Воспитатель: да, все верно.
Воспитатель: а каким цветом вы будете рисовать деревья?
Дети: коричневым или черным.
Воспитатель: а как покажете деревья в снегу?
Дети: надо на деревья поверх коричневого цвета нанести белую или голубую краску, тогда получится что деревья в снегу.
Воспитатель: все верно, молодцы. Ну, а теперь можете приступать к рисованию.
(на рисование отводится 8-10 минут)
- Подведение итогов.
Воспитатель: итак, рисунки вы уже нарисовали. Давайте оформим выставку ваших рисунков и посмотрим, у кого что получилось. Полюбуемся еще раз красотой деревьев зимой. Рисунки получились отличные! Зимние месяцы вами довольны! Вы сумели показать всю красоту зимнего леса, красоту деревьев.
Воспитатель: а скажите-ка ребятки, вы запомнили, как в Древней Руси называли зимние месяцы?
Дети: декабрь-студень, январь-лютень, февраль-снеговей.
Воспитатель: а почему их так называли?
Дети: в декабре появляются морозы, и он все как бы приколачивает, в январе наступают сильные, лютые морозы, а в феврале дуют ветры, падает обильно снег.
Воспитатель: правильно, молодцы! А какие зимние слова с собою принесли зимние месяцы?
Дети: снег, снежинка, санки, Снегурочка, дед мороз, коньки, хоккей.
Воспитатель: молодцы, и это вы знаете! Вы сегодня отлично поработали! Зимние месяцы вами очень довольны! Они желают вам не болеть и чаще гулять на улице, ведь зима это не только морозы, но еще и катание на санках, на лыжах и коньках. До свидания!
Конспект занятия по познанию в старшей группе
Тема: «Характеристика зимних месяцев. Январь и февраль».
Цели : изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о зиме.
Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.
Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал: Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д.
Ход занятия
1. Оргмомент
Ребята, давайте с вами поиграем. Встаньте в круг, я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года. (Дети играют).
2.Беседа о зимних месяцах
- Молодцы! А какое время года у нас сейчас?
Ответы детей: (Зима)
- После какого времени года к нам приходит зима? (Ответы детей: после осени).
Как вы думаете, чем пахнет зима? (Ответы детей: снегом, елками, холодом.)
Какие признаки зимы вам знакомы? (Ответы детей: выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее)
Воспитатель: (вывешивается иллюстрация декабря)
Принесла Вам загадки, читает загадку про декабрь:
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год (Декабрь)
Первый месяц зимы – это декабрь. В старину этот месяц называли так: студень, лютень, стужайло. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. В народе люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозит, колет.»
Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей).
В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей).
(вывешивается иллюстрация января)
Щиплит уши, щиплит нос
Лезет в валенки мороз
Брызнет в воду, упадет.
Не вода уже, а лед. (Январь)
Второй месяц зимы – это январь. Как в старину называли январь?
В народе называют январь просинец, сечень, так как он рассекает зиму на две половины. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо.
Народная поговорка гласит: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Во что можно поиграть зимой?
(дети называют зимние забавы)
(вывешивается иллюстрация февраля)
Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели (Февраль)
Последний месяц зимы – февраль. Как в старину называли февраль?
В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?
Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.
Воспитатель: Ребята, мы с вами много гуляем на улице
Расскажите о своих впечатлениях, полученных во время наблюдений на прогулках.
Рассмотрите иллюстрации с изображением деревьев зимой. Все ли ветки дерева видны? (Нет, много веток укрыто снегом и инеем.)
Что произошло с ветками деревьев зимой? (Ветки от тяжести снега наклонились к земле. Дерево стало развесистым.)
А что такое снежинки? На что они похожи?
Ответы детей:
3.Физминутка
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Снег, снег, белый снег -
Беленький снежок.
Мы на саночки садимся Парами бегут по кругу. Один ребенок отводит руки назад, второй держится за них («саночки»)
И под горку быстро мчимся
Снег, снег, белый снег -
Мчимся мы быстрее всех.
Дети все на лыжи встали, Идут медленно по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж , ноги скользят по полу.
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег -
Кружит, падает на всех.
Мы из снега ком слепили, «Лепят снежки» (ладошки держат «чашечкой» ).
Даже куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег - Ставят руки на бока, поворачиваются вправо-влево.
Вышла кукла лучше всех!
Дети к вечеру устали Покачиваются, руки под голову ( «спят» ).
И в кроватках задремали.
Снег, снег, белый снег -
Спят ребята крепче всех!
4.Вопросы про сказки на зимнюю тематику
Воспитатель:
Скажите, пожалуйста, дети, а в каких сказках говорится о зиме?
Ответы детей
(Воспитатель помогает, если дети затрудняются с ответом.)
В какой сказке девочка зимой искала подснежники?
В какой сказке девочка сбивала снежную перину?
В какой сказке девочке помог северный олень
В какой сказке девочка не любила солнце.
В какой сказке у оленя из-под копыт сыпались серебряные монетки.
В какой сказке «битый небитого» везет
Воспитатель:
Молодцы ребята вы знаете много сказок, ребята мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали, наверное, вы очень любите зиму. А загадки мои отгадать сумеете?
5. Загадки.
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
Мороз =-
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
Снеговик =-
Зима на крыши серые
Бросает семена -
Растит морковки белые
Под крышами она.
Сосулька =-
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
Снег =-
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
Мороз =-
С неба – звездой,
В ладошку – водой.
Снежинка =-
Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
Лед =-
6.Зимние приметы
- Молодцы, все загадки мои отгадали. А давайте вспомним, какие народные приметы о зиме вы знаете.
Ответы детей:
Мало снегу зимой - лето с редкими дождями.
Снежная зима - к затяжной весне и к дождливому лету.
Теплая зима - к холодному лету.
Сухая и холодная зима - к сухому и жаркому лету.
Рано в январе начинает стучать дятел - к ранней весне.
В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.
Морозный январь - урожайный год.
7.Рефлексия.
- Молодцы ребята. А теперь скажите, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки)
Про какое время года говорили?
Про какие месяца?
Интересно было? Какие новые слова вы узнали?
- Таежный чай: состав, показания и условия хранения сбора Таежный чай
- Какое мясо самое полезное для человека?
- Приметы на благовещение пресвятой богородицы, а также обряды и запреты Благовещение обычаи и приметы что можно делать
- Сбор грибов: общие правила и советы начинающему грибнику Сон грибы собирать в лесу