Конспект урока на тему «Весна. Открытое занятие "пришла весна" План урока на тему весна
открытого урока по теме:
«Признаки и приметы весны»
Провела Лозовская М.В.,
учитель 7 «А» класса
Цели: Закрепить ранее пройденный материал о весне, ее признаках и приметах.
Задачи
Образовательные : актуализировать и систематизировать знания детей о весне, ее признаках.
Коррекционные : развивать внимание, речь, память, зрительное и слуховое восприятие, познавательные интересы, моторику, расширять словарь учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, активность и любознательность, наблюдательность.
Оборудование: Экран, проектор, компьютер, картины «Март», «Наводнение», карточки на тему «Весна».
План урока
Организационный момент (2 мин.)
Сообщение темы урока (1 мин.)
Актуализация знаний по теме. Беседа. Презентация (10 мин)
Физкультминутка (2 мин)
Работа с картинками у доски (8 мин.)
Загадки (6 мин.)
Дидактическая игра «Четвертый лишний (8 мин.)
Заключение и подведение итогов урока (5)
Оценка работы учащихся (1 мин)
Задание на дом (1 мин)
Организационный момент
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Сообщение темы урока.
Рыхлый снег на солнце тает.
Ветерок в ветвях играет.
Какое сейчас время года?
А по каким же признакам мы узнаем весну?
Тема нашего урока – «Признаки и приметы весны».
2. Актуализация опорных знаний. Беседа о весне.
Весна приходит не сразу, а постепенно. Длится весна три месяца. Кто может назвать весенние месяцы?
Март – 1-й месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце уже светит ярче и теплее. С каждым днем оно все дольше задерживается в небе. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небо голубое. Появились сосульки. Они тают днем на солнце и капают. Как называется это явление?
Посмотрите картину «Март». Еще лежит снег, но небо уже яркое, синее. А снег рыхлый.
Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит.
Снег темнеет, мокнет, тает. Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает?
В конце марта возвращаются к нам первые перелетные птицы. Какие, кто знает?
Что они будут делать весной?
В апреле солнце стало припекать, снег ручьями стал стекать. Говорят, что апрель водою славен. Ведь от теплого солнышка снег тает и стекает ручейками. Появляются лужи. На реках тает лед, реки наполняются водой и разливаются. Это называется наводнение. На доске, посмотрите, слово.
Посмотрите на картину. Деревья стоят в воде. Почему? Разлилась река и затопила водой все вокруг.
Кто ответит, почему тают снег и лед?
Солнышко весною не только светит, но и греет. Это солнце разбудило деревья от зимнего сна. На деревьях набухли почки и появились молодые зеленые листочки.
Когда тает снег, мы видим мокрую, черную землю. Как называются эти места? На проталинах появляется молодая зеленая травка и первые весенние цветы. Как они называются?
Солнышко пригрело и растаял снег, и расцвел подснежник на виду у всех.
А еще солнышко разбудило лесных зверей. Кто проснулся в лесу и вылез из берлоги?
3. Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге, отряхнулся он от сна. К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил, головой медведь крутил. Наклонялся взад-вперед. Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки. Несъедобные личинки для медведя - витаминки.
Наконец медведь наелся и на бревнышко уселся.
4. Повторение пройденного материала. Работа с картинками на доске.
Покажи, где тает снег, бегут ручьи?
Где капают сосульки?
Покажите, где первые весенние цветы?
Где проснулись лесные звери?
Где первые перелетные птицы?
Где тает лед на реке,
5. Загадки.
Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня. Издалека по песенке узнаете меня.
Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце весною ее припечет, заплачет она и умрет.
Черный, проворный, кричит: « крак», червякам враг.
На проталинке в лесу первым встретил я весну. Я мороза не боюсь, первым из земли пробьюсь.
На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его …..
7. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
На доске 4 картинки. Из них три по теме нашего урока, а одна лишняя. Надо найти лишнюю картинку и убрать ее.
Покажи, где тает снег? Так бывает весной?
Покажи, где подснежники? Так бывает весной?
Покажи, где проснулся медведь? Так бывает весной?
А здесь что? Снеговики бывают весной?
Так какая картинка лишняя? Покажите?
8.Заключение и подведение итогов урока.
Весна приносит много радости людям и животным, потому что уходят холода, просыпается от сна природа, одеваются зеленью парки и сады. Солнце светит ярче и греет землю. Появляется нежная зеленая травка. Цветут первые весенние цветы.
Итак, давайте еще раз повторим, по каким же признакам и приметам мы узнаем весну.
Что происходит со снегом весной?
Отчего тает снег?
Что появляется весной на деревьях?
Какие первые весенние цветы вы знаете?
Какие изменения происходят весной в жизни лесных зверей?
Какие птицы возвращаются к нам первыми?
9. Оценка работы учащихся.
10. Задание на дом. Раскрасить картинки.
Весна
Весна
Март, апрель, май.
Капель
Грачи и скворцы.
Вить гнезда и выведут птенцов.
Солнышко пригрело и растаял снег.
Проталины.
Подснежники и мать-и-мачеха.
Медведь
Ручей
Сосулька
Грач
Подснежник
Скворец
Снеговик. Нет
Тает.
Солнышко греет.
Листья
Подснежники и мать-и-мачеха
Просыпаются медведь, ежик. Появляются детеныши. Меняют шубку.
Грачи и скворцы
Цель: на основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки
начала весны.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и систематизировать знания детей об изменениях в природе с приходом весны.
- Закреплять умения отвечать на вопросы распространёнными предложениями.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навыки связной монологической и диалогической речи, активизировать словарь по теме «Весна»; работать над интонационной выразительностью речи; развивать эмоциональную сферу через игровые моменты;
- Коррегировать память, логическое мышление, зрительное внимание.
- Развивать креативные способности через оживление весенней картины; развивать умения работать в парах и самостоятельно; корригировать слуховое и зрительное восприятие при работе с иллюстрациями, при составлении осколочной картинки.
Воспитательные:
- Прививать эстетические чувства, учить замечать красоту ранней весны.
- Воспитывать интерес и любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к ней.
Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.
Оборудование: презентация, детские рисунки и иллюстрации на тему «Весна», плакат «Образ Весны», аудиозапись «Звуки весны», конверты с заданиями, карточки с напечатанными предложениями, осколочные картинки, картина, изображения солнца, неба, ручья, птиц, букет вербы, разноцветные ленточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1) Вводный момент.
Мы урок начнём с разминки,
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись,
Раз, два, три, четыре, пять -
Урок пора нам начинать.
- Ребята, вы заметили, что у нас сегодня урок не совсем обычный. У нас - гости. Давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся с ними…
- И начнём дружно и плодотворно работать. Готовы? Тогда тихонько занимаем свои места.
Какое сегодня число?
Какой день недели?
Какой урок? Какой урок по счёту? (ответы детей)
2) Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Рассмотрите картинку.
Запомните, что на ней изображено. (Картинка убирается.)
Кто изображен на картинке?
Где сидела птичка? Сколько было птичек?
Что было нарисовано рядом с ёжиком?
Что было нарисовано на голове снеговика?
Снеговик весёлый или грустный? И т. д.
II. Введение в тему.
Как вы думаете, картинка, которую вы рассматривали, к какому времени года относится? Почему? Кто считает по-другому?
Какие времена года вы знаете?
Какое сейчас время года?
Какое время года было до весны?
Какое время года наступит после весны?
Перечислите все времена года по порядку, начиная с весны.
Какой месяц начинает весну?
А какой месяц завершает?
Назовите весенние месяцы.
Назовите самые заметные признаки наступления весны (ответы детей).
Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Верно, сегодня мы с вами будем говорить о весне, замечательном и прекрасном времени года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.
II
I
. Сообщение темы урока.
1. Тема нашего урока: «Весна наступает»
(Включается аудиозапись «Звуки весны».)
Весна приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт.
Шагает красавица.
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
- Какие звуки весны вы услышали? (голоса птиц, шум ручья)
(Вывешивается плакат «Образ весны».)
- Посмотрите, какая она красавица!
- Весна пришла к нам не с пустыми руками, она приготовила для вас много разных сюрпризов и интересных заданий. Готовы к весенним испытаниям? Ну что, тогда вперёд - за сюрпризами и новыми знаниями!
2. Речевая разминка.
Ра-ра-ра - нам весну встречать пора.
На-на-на - в гости к нам идёт весна.
Не-не-не - очень рады мы весне.
3. Наблюдение над интонацией.
Ребята, а вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. Сообщите мне эту новость радостно!
Весна наступает
Как произнесёт это предложение медведь-лежебока, который только что пробудился от долгого зимнего сна и не верит, что пришла весна?
- Какой знак вы поставите в конце предложения?
Как произнесут эту фразу цветочки, которые соскучились по яркому тёплому солнышку?
- Какой знак поставим?
А как произнесёт человек, которому безразличен приход весны?
- Какой знак поставим?
- Итак, в конце одного и того же предложения можно поставить разные знаки, в зависимости от того, с какой интонацией мы его произнесем.
- А какой, ребята, знак вы хотите, чтобы я оставила? Почему?
- А вы весну с зимой не перепутаете? Проверим.
4. Игра.
Зима ушла, весна…
Зима холодная, весна…
Зимой сугробы высокие, весной…
Зимой солнце морозит, весной…
Зимой снег чистый, весной…
I
V
. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
- Наступила весна. Три долга у весны, три завета. Первый - тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй - снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев теплой водой отпаивает. Третий долг - теплую землю в зелень убрать - достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.
2. Знакомство с весенними месяцами.
- Март
- первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
- Апрель
- второй месяц весны, месяц последнего снега. Про апрель говорят, что это пора большой воды. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
- Май
-
третий месяц весны, месяц зелени. Зеленеет, цветёт и веселится всё в природе. Прилетают последние птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов.
3. Весенняя физкультминутка (под музыку).
4. Работа в парах.
Мы с вами говорили о весенних признаках.
А теперь попробуем выделить основные признаки весны и расставить их в нужном порядке.
Возьмите карточки. Прочитайте и зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
(Дети работают по карточкам в парах)
Карточка № 1.
Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День прибавляется.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд.
Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?
Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День прибавляется и становится теплее)
А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны - проталины; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка - наст; начинает таять снег - половодье: река переполняется водой, выходит из берегов - наводнение, которое приносит много бед)
Скажите, как наступление весны влияет на живую природу: птиц, растения и т. д. (прилетают первые птицы, на деревьях набухают почки).
А какие птицы прилетают первыми? Отгадайте.
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Взад-вперёд по полю вскачь,
А зовётся птица ……………(ГРАЧ).
Грачи - перелётные птицы. Грачи возвращаются в родные места первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными криками «гра-гра-гра» осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько на одном дереве. Грачи - самые дружные и общительные птицы.
Какую пользу приносят грачи?
Эти птицы очень полезны человеку, так как они уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.
А что же происходит с деревьями?
Деревья пробуждаются от зимнего сна, разогретые солнышком, наполняются соками. Почки на деревьях набухают, становятся больше, толще. Появляются первые клейкие зелёные листочки.
(Наблюдения за веточками берёзы).
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по восстановлению деформированного текста.
- А сейчас ещё один весенний сюрприз. У вас на партах лежат конверты. Эти конверты для вас. Откройте их.
- Подул тёплый весенний ветер и разбросал все слова в предложениях, спутал картинки.
Ваша задача собрать их в первоначальный вид.
2 класс. Составить «весеннюю» осколочную картинку.
4 класс. Восстановить деформированные предложения.
Светит яркое солнце. По небу бегут голубые облака. На деревьях набухают почки. Из тёплых стран прилетают птицы.
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
3. Работа в тетрадях.
4 класс. Запись рассказа о весне.
2 класс. Работа по оживлению картины.
Лексическое упражнение «Подберём подходящие слова»
- Весне очень понравилось, что вы так много о ней знаете. Теперь весна уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки.
Посмотрите, что вы видите на картине? (Деревья, кусты, скворечник).
(Учитель выставляет картину. По ходу урока после ответов детей на картине появляются изображения солнца, неба, ручья, птиц).
- Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Неба. Ответы детей полным предложением).
Небо какое? (Чистое, голубое, ясное, высокое)
Чего ещё не хватает на нашей картине? (Солнца)
Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
- Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».
- Весной солнце что делает? (Светит и греет).
- Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (Грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный).
- Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца.
- Снег что делает? (Тает и превращается…) Во что же превратился снег?
- И побежал весенний ручеек.
- А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий.)
- Что делает ручеек? (Бежит, радуется и приговаривает: «Весна пришла!»)
- Ребята, мне кажется, что нашей весенней картине кого-то не хватает. А кого - не могу понять! Может вы подскажете? (Птиц)
Птицы какие? (Заботливые, весёлые, поющие, радостные)
Птицы что делают? (Возвращаются, радуются, поют, летают, вьют гнёзда)
А как называется эти кустики? (Верба)
Верба
- один из самых древних символов весеннего возрождения природы, жизненной силы, здоровья и быстрого роста. Верба считается оберегом от стихийных бедствий, от града, вихря, грома, бури. В славянском фольклоре вербу очень ценят, из нее делали музыкальный инструмент, дудочку, по приданию который мог развеселить самого грустного человека, заставить его танцевать.
VI. Рефлексия
. Подведение итогов.
- Сегодня, у нас состоялся настоящий праздник.
- О каком времени года говорили?
- Назовите весенние месяцы.
- Посмотрите, какая красивая у нас ваза с веточками вербы. Давайте нарядим нашу вербу ленточками, если вам все понравилось, у вас все удалось, украсьте веточку красной
ленточкой. А если нет, считаете, что нужно еще работать, у вас были какие - то трудности во время ответов, то завяжите зелёную
ленточку. (Дети выполняют задание) - Я вижу, что веточки стали очень нарядными.
- Вы все молодцы! Активно работали на уроке, не ленились, отвечали на все вопросы, справились со всеми весенними заданиями.
За вас весна сегодня рада!
За труд вас всех благодарит!
И днями солнечными, тёплыми
Вас непременно одарит.
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области
«Людиновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Урок по живому миру
4 класс
Учитель начальных классов: Симашова О.Ю.
Тема: Весна – пробуждение природы.
Цел: коррекционно-образовательная
Формирование умения составлять повествовательно-описательный рассказ по серии картинок, используя опорные слова;
Уточнить представления учащихся о сезонных изменениях в природе;
Коррекционно-развивающая
Коррекция интонационной стороны речи
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей и отношений
Коррекция и развитие слухового восприятия при прослушивании звуков природы
Воспитание эмоциональной адекватности поведения, эмоциональной стороны речи
Коррекция зрительного восприятия при работе с осколочными картинками
Коррекция общей и мелкой моторики при проведении логоритмической игры «Сосульки»
Воспитание мотивации к обучению, получению новых знаний
Оборудование: аудиозапись звуков природы (журчание ручья, весенний гром, пение птиц, весенний дождь), разрезные картинки сосульки, ручей, верба, подснежники, солнышко, гнездо птиц, карточки со словами,корзинка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Встали ровно, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
II . Актуализация знаний по теме.
Послушайте загадку и попробуйте отгадать:
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи,
день прибывает,
Когда это бывает?
Д: - Весной.
Учитель: - После какого времени года наступает весна? (После зимы).
Вот вам сундучок, в нем таинственный клубок. Кто этот клубок в руки возьмет – тот слово красивое о весне назовет (теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная).
П:
Замечательно! Вы так много знаете красивых слов о весне. Как вы считаете, о чем можно сказать весенняя? (вода, трава, река). А, о чем можно сказать весенний? (ручеек, сад, день). О чем можно сказать весеннее? (солнце, небо, облако). А кто скажет, какое солнце весной? (теплое, яркое, лучистое). Какие слова можно образовывать от слова весна? (весенний, веснушки, веснянки)
У весны много замечательных друзей. Назовите их ласково.
Солнце - солнышко, туча - ..., лужа - ..., ветер - ..., трава - ..., скворец - ..., дерево - ..., цветок – .
III . Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о чем? (о весне)
Правильно, мы сегодня будем говорить о весне, о приметах весны, вспомним название весенних месяцев. Ваша задача на сегодня запомнить приметы весны.
В природе есть солнце. Оно всех любит и всем светит. Закройте глазки и представьте, что к нам заглянул солнечный зайчик. Вот он побежал по партам, заглянул к нам в глаза, погладил каждому руку. Не спугните его. Он не озорник. Он всех любит и ласкает. Улыбнитесь ему. Улыбнитесь друг к другу. Ведь у нас прекрасное настроение. Солнечный зайчик вместе с нами будет сегодня играть и выполнять задания. (Педагог вывешивает картинку)
IV . Работа по теме.
А теперь посмотрите на доску.
Ребята, перепутал все на свете
Знаете кто? Проказник ветер!
Игра «Размести по порядку».
Ребята, подул весенний ветер и перепутал все картинки с временами года, давайте повесим их в правильном порядке (дети по порядку вешают рисунки с временами года, Рис.2а, б, в, г).
П:
Год начинается с зимы, потом, придет весна, вслед за весной придет лето и конечно осень. Запомните порядок времен года. Давайте повторим хором название времен года.
П:
Каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите по порядку весенние месяцы (дети читают название месяцев МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ) весна света, весна воды и весна травы.
2.Игра «Четвертый лишний» (рис.4 а, б, в, г)
Посмотрите на картинки и определите, какая картинка здесь лишняя. Почему? (дети…)
Составьте маленький рассказ по рисункам (дети составляют рассказ по картинкам по цепочке)
Давайте перечислим приметы весны?
Дети перечисляют:
Ярче светит солнце
Тает снег
Из почек появляются листья
Расцветают подснежники
Прилетели грачи
А кто из вас, ребята, скажет, почему тает снег? (солнечные лучи прогревают снег и он тает). А, почему бегут ручьи? (снег тает на солнце и превращается в воду). А, почему прилетают птицы? (вместе с весной приходит тепло, и птицы возвращаются на свою родину). А как вы думаете, почему пробуждаются животные от зимней спячки и появляются насекомые? (Солнце светит. Становится теплее, природа просыпается, а с ней и насекомые и животные).
V . Физминутка.
VI . Продолжение работы по теме.
Попробуйте ответить на мои вопросы. Кто приносит весну на крыльях? И почему так говорят? (слайд № 17)
Дети:
Птицы приносят весну на крыльях. Так говорят, потому что весной прилетают перелётные птицы .
Все птицы строят и ремонтируют свои гнёзда. Откладывают яйца. Ребята, а почему всё это стало возможно весной? » (Выслушиваются ответы детей).Я приготовила вам загадки про птиц нашего края (слайд № 19). Если правильно отгадаете, услышите их голоса ».
Маленький мальчишка, (слайд № 19)
В сером ярмячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
Я по дереву стучу, (слайд № 20)
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой. (дятел)
Серая воровка села на ветку. (слайд № 21)
Зорким глазом косит,
Украсть норовит. (ворона)
А кто из птиц прилетает раньше всех?
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач)
Доклад подготовленного ученика о граче.
Грач ежедневно уничтожает до 8 тыс. вредных червей и гусениц. Таким образом, он спасает посевы от насекомых вредителей.
А кто же прилетает сразу после грача?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей …(скворец)
(Слайд 10)
Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 10)
А вот синицы (Слайд 10) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых.
В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 11)
Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 12)
Расскажите, какие правила поведения надо соблюдать весной в лесу, чтобы не навредить птицам.
Ребята, а кто знает, как встречают весну звери? (слайд № 27)
Учитель:
Весной у животных появляются детёныши .(слайд № 29). Весной у многих зверей начинается линька - зимняя густая шерсть меняется на более редкую, а заяц, горностай, ласка, белка и песец меняют цвет своих шубок.
Поэтому не трогайте и не приносите здоровых детёнышей зверей домой. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Игра «Весенние приметы».
Хлопайте в ладоши тогда, когда я назову весеннюю примету.
Кружатся осенние листья
Тают сосульки
Дети купаются в речке
Прилетели грачи
Падает пушистый снег
Появляются подснежники
Птицы улетели в теплые края
Ярче светит солнце
На деревьях появляются листья.
Река затянулась льдом
Дни стали длиннее
Игра « Так бывает или нет? »
Весной, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет?
Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их. Так бывает или нет?
На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири. Так бывает или нет?
Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в теплые края. Так бывает или нет?
Когда снег в лесу ещё не совсем сошёл, на открытых местах появляются первые цветы - подснежники.
Учитель читает предложения, а дети отвечают бывает так или нет.
Игра называется « Прилетели птицы».
Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.
1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.
3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.
Д\игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Холодно тепло
Мокрая сухая
Солнечный - пасмурный
Ранняя - поздняя
День ночь
Длинный - короткий
Д\игра «Хитрые вопросы».
Подснежники распускаются в январе?
Птицы улетают на юг весной?
Весной дни короче, а ночи длиннее?
Черемуха зацветает осенью?
И в конце урока послушаем стихотворение
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла……(дети хором отвечают: «весна»)
У: Наш урок подошёл к концу. Мне очень понравилось, как вы работали. Солнечный зайчик хочет с вами подружиться. Закройте глазки, подставьте ему свои ладони, возьмите его тепло. Улыбнитесь ему. Он вас любит.
а) б)
Приметы весны:
Тема: « Пришла весна».
Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей. Задачи: Образовательная. Обобщение и закрепление характерных признаков весны, состояние растений, птиц, неживой природы. Выявить и закрепить знания о законах природы их сезонности на примере зима – весна. Развивающая. Развивать у воспитанников логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать у детей умение видеть простейшие причинно – следственные связи и закономерности. А также развивать творческие способности воспитанников. Воспитательная. Воспитывать у детей любовь и интерес к окружающему миру. Оборудование. Солнышко, тучки,подснежник, цветок с загадками – из воздушных шариков; силуэты птичек, шапочки – маски птиц; проталинки; краски; стаканчики с водой; плакаты: ранняя и поздняя весна, девушка Весна; магнитофон; диски с записью «Голоса природы»; музыка П.И. Чайковского « Подснежник»; цветы и птицы из бумаги; воздушный шар наполненный гелием; письмо. Предварительная работа: проведение бесед о весне, а так же наблюдения на прогулке за изменениями в природе с приходом весны. Закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.Ход занятия:
- Организационный момент.
- Основная часть.
«Здравствуйте дорогие ребята!
Волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, но для этого необходимо выполнить несколько заданий. Тогда оживёт, проснётся природа и наступит Весна. Вся надежда только на вас. За ранее спасибо ваша Весна.
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы помочь Весне? Дети: Да, готовы. Воспитатель: Мы отправляемся с вами в путешествие. Чтобы помочь Весне, нам предстоит попасть в весенний лес. – Отправляемся! Но прежде я прощу Вас закрыть глаза:Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В весеннем царстве очутитесь!
(В это время звучат «Звуки зимнего леса». Ребята вместе с воспитателем проходят в группу и оказываются в заколдованном лесу.) Воспитатель: Ребята, мы попали с вами на лесную полянку. – Посмотрите, солнышко не светит, нет капели, птички не поют, снег не растаял, цветочки не распустились. Здесь нет весны. Какое ещё время года в лесу? Дети: Зима. Воспитатель: А кто должен прийти после Зимы? Дети: Весна. Воспитатель: Как было написано в письме, нужно выполнить задания, для того чтобы расколдовать Весну.- Задание. Дидактическая игра« Времена года».
- Задание. Игровое упражнение « Солнышко».
- 1 пара детей выкладывает солнышко из палочек и кружочка на бархатной бумаге;
2 пара детей выкладывает солнышко из фасоли на пластилиновой основе;
3 пара детей собирает солнышко из прищепок;
- Задание. Игра « Птицы».
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
–Что такое? Мухи, говорите? Насекомые? Прекрасно: правильно вы сказали, игра продолжается.Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
– Что такое? Почему остановились? Дети: Куницы – это животные, а не птицы. Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Давайте дальше.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
– Макароны не птицы? А что же это такое? Дети: Их используют в пищу. Воспитатель: Игра продолжается.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Болтики, кукушки
–Что, не нравятся болтики? Уберём. Гаечки, кукушки. – А теперь, что вы сигналите? Ах, гаечки не птичке? Позвольте одно штрафное очко вам добавить.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки …
–Ну что вы сигналите? Не «плюшки» – я сказала совы – сплюшки.Лебеди и утки –
Вот спасибо шутке!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам понравилось играть. А теперь снимайте шапочки – маски. (Пока дети снимают шапочки – маски, педагог вносит разноцветный цветок, на котором приклеены загадки о весне.) Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали уже много. Чтобы Весна смогла прийти к нам, осталось выполнить самое последнее задание. Нам необходимо перечислить приметы Весны. Для этого мы должны отгадать загадки.- Задание « Загадочный цветок».
- Доброе хорошее
- Бегу я, как по лесенке,
- На ветках плотные комочки
- Из под снега расцветает
- Гости прилетают весной
Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг наш зимний пейзаж, стал совсем весенним. И мы своими знаниями и умениями расколдовали весну, и она пришла к нам в гости.
(В этот момент звучит музыка «Звуки весеннего леса») Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора вернуться в нашу группу. Закрываем все глаза: Раз, два, три, четыре, пять! Все, кто погулял, Оглянитесь, повернитесь В группе вместе очутитесь!- Итог.
Открытое занятие в подготовительной группе «Капельки». Тема: Весна
Цель: обобщить и систематизировать с детьми знания охарактерных признаках весны.
Задачи :
Образовательные: продолжать знакомить детей с приметами весны;
учить грамотно, строить ответ на заданный вопрос, учить рассказывать стихотворение с помощью последовательно расположенных иллюстраций; продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме; Совершенствовать грамматический строй речи. - Развивающие : развивать умение подбирать нужные слова при ответах на вопросы, развивать память, внимание, усидчивость.Воспитательные : воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Организационный момент:
«Доброе утро – все люди говорят» – приветствие правой рукой.
«Доброе утро – улыбки дарят» – руки вперёд.
«Доброе утро – птицы поют» – машем "крыльями".
«Добрые вести по свету несут» – руки делают большой круг.
2. Интеллектуальная разминка
1. Ты да я, да мы с тобой, сколько нас? (2)
2. Курица да кукушка, сколько домашних птиц?
3. Может ли скворец назвать себя птицей?
4. Под каким кустом заяц сидит во время дождя?
5. Сели птицы на страницы знают быль и небылицы? (буквы)
Ход занятия;
Ребята, сегодня я обнаружила в группе конверт с надписью «Детям детского сада». Наверно оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть что же в конверте. Здесь книга, посмотрите. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да) Давайте посмотрим!
«Жили были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным одеялом растения. Перестали петь песни птицы. Люди устали от холода. Забеспокоились Лето и Осень, а Весна сказала: »
Не печальтесь! У меня есть чудо, которое может победить холод. Но мне одной не справиться».
Здесь в конверте еще лежат какие-то части фигуры, а на них вопросы. Может быть, это подсказка для нас? Давайте попробуем ответить на вопросы.
(На деталях желтого цвета вопросы; сколько времен года, сколько месяцев в году, сколько месяцев в каждом времени года, сколько дней в неделе, сколько часов в сутки, назовите время суток)
А если нам сложить все детали, какая фигура получится? (круг) Какого цвета? (желтого),На что же похож желтый круг? (на солнце)
А почему все таки, наступает весна, в чем ее сила? (Солнце согревает нас своими лучами. Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю. Поэтому наступает весна.
А чего не хватает у нашего солнца? (лучей)
Поможем весне согреть землю? (да) Но для того, чтобы помочь весне нужно выполнить задания
1 лучик: -Назовите весенние приметы. Какие вы знаете приметы? (Дети перечисляют)
Днём стало пригревать солнце;
Стало теплее, день стал длиннее;
Снег потемнел и стал таять;
Появляются первые проталины;
Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны;
Начинают бежать ручьи;
Возвращаются перелётные птицы.
2 лучик: А теперь из предложенных картинок нужно выбрать весенние приметы.
Карточки: Сосульки, ручьи, ледоход, первые цветы, набухают почки, распускаются листья, насекомые, посадка деревьев, просыпаются животные после спячки. Дети выполняют задание, раскладывая карточки на столе.
3 лучик: Игра «Подскажи слово» . (с мячом)
- Что делает солнце весной?
(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит...)
- Что делает трава весной?
(Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю...)
- Что делают птицы весной?
(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов...)
- Что делают почки весной?
(Наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки - нежные, зеленые, душистые, пахучие...)
-Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.
Сосульки (что делают)
тают на солнце.Ручей … бежит, журчит, течёт.
Весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.
На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.
Физминутка.
Как весна с зимою повстречались, (повороты в стороны, руки на поясе)
Как зима с веною распрощались, (машут друг другу руками)
Как весна ручьями разливалась, (лодочка, руки вправо, влево),
Как весна цветами распускалась, (присесть на корточки)
Как вставало утром солнце красное, (руки вверх, к центру круга)
Как светило людям оно ласково, Как весну мы славим за ее дела,
Слава ей, что она пришла.
4 лучик: А сейчас игра на внимание«Весенние слова» . Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.
5 лучик: А теперь я вам прочитаю стихотворение о весне, а вы внимательно слушаете, а потом отбираете со стенда картинки, которые относятся к этому стихотворению
О весне авт. Н. Найденова
О весне сказали нам песни из скворечника
И серёжки жёлтые на ветвях орешника
О весне сказали нам воробьи драчливые
Вербочки мохнатые, ручейки шумливые
Бабочка-крапивница на лесной проталинке
Синие подснежники и сырые валенки!
6 лучик:
(Изображение весеннего медведя после спячки)
Ребята, посмотрите на картинку, кто на ней изображен? Ответы детей.
– Почему медведь такой?(Весной мало еды, витаминов нет, голодно ему, шубу меняет, зимний мех густой выпадает, а растет летний.)
– Зачем медведь меняет шубу?
– Только медведь меняет шубу? Кто ещё весной меняет шубку?
– Почему весной оживает лес?
Какие птицы прилетают самые первые весной? Ответы детей (Скворцы)
В народе говорится так: «Скворцы прилетели, значит весна пришла»
7 лучик: «Посади скворца в скворечник» Детям раздаются карточки с изображением скворца, на обороте записан пример. На отдельном листе бумаги наклеены скворечники с номерами. Детям нужно решить пример и посадить скворца в нужный скворечник. В каком скворечнике больше скворцов.
8 лучик: Разделить слова на слоги, определить количество гласных звуков, назвать их, определить их местоположение в слове. Спросить в каком слове больше слогов, в каком меньше. Слова: весна, проталина, луч, ледоход. Перед этим спросить, что мы получаем, выполняя задания, лучи, а один – луч.
Подвижная игра.
Координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, закрепление знаний детей о признаках весны.
Солнце, солнце, выходи Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.
И всю землю освети! Идут по кругу, взявшись за руки.
Чтоб весна скорей настала, Останавливаются и опускают руки вниз
Чтобы нам теплее стало, Перекрещивают руки на груди и трут плечи
Чтоб капели звонко пели, Движение кистей рук, имитирующие падение капель
Чтоб весной ручьи звенели, Волнообразно двигают руками
Чтоб цветочки распускались, Поднимают руки над головой и опускают вниз
С юга птицы возвращались. Взмахивают руками
Солнце, солнце землю грей! Хлопают в ладоши на каждое слово.
Пусть весна придет скорей!
9 лучик: Схема предложения + картинки. Составить предложения по схеме.
10 лучик: Коллективный пересказ
Беседа по прочитанному.
Развитие диалогической речи, памяти, естественнонаучных представлений.
Наступила весна. Пригрело весеннее солнце и в лесу начал таять снег. С пригорка побежали веселые ручейки, они наполнили большую лужу и побежали дальше в лес.В лесу все стало оживать и вот от зимней спячки проснулся медведь и начал выбираться из своей берлоги. Медведь был очень худой и голодный. Он побрел по лесу в поисках пищи. Из под коры деревьев стали выбираться жучки и букашки. Они расправили свои крылышки и полетели по весеннему лесу.
Вот и ящерица проснулась. Она выбралась из норки, забралась на пенек и греется на солнышке. Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже. Под кучей хвороста зашуршал ежик. Он вылез сонный, на иголках трава, листья. Сидя на пригорочке, ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.Ежик побежал по поляне искать себе еду. В весеннем лесу он может поймать жучков, червячков да лягушек. Под теплым весенним солнышком ожил огромный лесной дом-муравейник.
С рассвета до темна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.К старому пню прилетели две маленькие серенькие птички.Стали они вместе строить гнездо, чтобы вывести новых птенцов.
Воспитатель:
Какое время года наступило?
Дети:
Наступила весна, пригрело весеннее солнце.
Воспитатель
: Что стало происходить в лесу?
Дети:
Начал таять снег.
Воспитатель.
Когда солнце пригрело на пригорке, какие в природе произошли изменения?
Дети:
С пригорка побежал веселый ручеек, наполнил большую лужу и побежал дальше в лес.
Воспитатель: Кто проснулся от зимней спячки?
Дети:
Медведь пробудился от зимней спячки. Он выбрался из берлоги худой и голодный и побрел по лесу в поисках пищи.
Воспитатель. Какие насекомые выбрались из старого пня?
Дети:
Из под коры выбрались жучки и букашки, расправили крылышки и полетели.
Воспитатель:
Кто сидит на пеньке?
Дети:
Проснулась ящерица, выбралась из норки, уселась на пенек и греется на солнышке.
Воспитатель:
Кто очнулся от зимнего сна?
Дети:
Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже.
Воспитатель:
Послышалось шуршание. Это кто проснулся?
Дети:
Под кучей хвороста зашуршал ежик. Вылез сонный, на иголках трава, листья.
Воспитатель:
Что делал ежик на пригорочке?
Дети:
Ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.
Воспитатель:
Куда побежал ежик?
Дети:
Ежик побежал по поляне искать себе еду.
Воспитатель:
Чем питается голодный ежик?
Дети:
Жуков, червяков и лягушек голодный ежик может поймать и съесть.
Воспитатель:
Кто ожил под теплым весенним солнышком?
Дети:
Огромный лесной дом-муравейник.
Воспитатель:
Чем заняты муравьи?
Дети:
С рассвета до темна, хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.
Воспитатель:
Кто прилетел к старому пню?
Дети:
Прилетели две маленькие серенькие птички.
Воспитатель
: Что они стали строить?
Дети:
Стали они вместе строить гнездо.
Рефлексия
Воспитатель: Приглашаю всех пройти на ковер и сесть в кружок.
Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли солнышку получить лучики, чтобы оно ярче светило и помогло Весне победить холод.