Комментарий проблемы егэ русский язык клише. Речевые клише для сочинения-рассуждения на егэ по русскому языку, а также план работы по написанию сочинения
Так называемое эссе требует от выпускника продемонстрировать не только способность понимать проблематику произведения, связно излагать свои мысли, высказывать аргументированное мнение. Задание предписывает еще и необходимые компоненты этого сочинения.
Подготовку к лучше начать с написания эссе по простейшему плану, по сути навязанному формулировкой задания. А когда это будет уже хорошо получаться, можно попробовать другие, более изысканные варианты композиции.
Итак, что же должен поместить в своей работе выпускник?
- Указать проблему. При этом необходимо иметь в виду, что проблема, поднятая в тексте, и проблема героя текста – это вовсе не одно и то же. Например, если у героя проблема – отсутствие денег на проезд в трамвае, вовсе не факт, что текст посвящен проблеме недоступности для населения поездок на общественном транспорте.
Если вы затрудняетесь определить проблему, попробуйте действовать так:
- Определите тему текста (о чем говорится?.. Это НЕ проблема)
- Определите основную мысль (в чем нас хочет убедить автор? Это тоже НЕ проблема)
- На какой вопрос отвечает автор? В чем он видит «нарушение мировой гармонии»? А вот это и есть ПРОБЛЕМА ≠ тема ≠ основная мысль.
Например, тема – избиение скинхедами студента-таджика. Основная мысль: ненависть к людям другой национальности – это дикость. Проблема: почему в стране, победившей фашизм, прижились националистические идеи? Может ли обычный гражданин что-то сделать в этой ситуации? То есть проблема национализма в России и проблема личной ответственности каждого гражданина. Выберите ту, которая больше нравится (или к которой вам легче будет подобрать аргументы).
- . Она может быть актуальной, вечной, серьезной, представляющей опасность и т.п. В тексте она показана так-то и так-то.
- Осветить авторскую позицию. Именно авторскую, не надо подменять ее своей или мнением кого-то из героев текста.
- Сообщить, согласны ли вы с автором или согласны отчасти. Не согласиться едва ли возможно, обычно мнения авторов текстов на ЕГЭ почти бесспорны.
- из литературного произведения (лучше того, которое вы и в самом деле читали).
- Привести аргумент из жизни (или из другого литературного произведения).
- Сделать вывод.
Вот пример наипростейшего клише для написания ответа.
Развернутый план | пример |
1.
Вопрос, включающий в себя формулировку проблемы
2. Без сомнения, можно сказать, что эта проблема актуальна и сейчас. Автор раскрывает ее на примере … 5. В своих рассуждениях я хотел бы сослаться на …, а именно на эпизод, в котором рассказывается, как … 6. Свою позицию по данному вопросу я основываю и на личном опыте. В моей жизни был такой эпизод. Однажды … (Мое мнение основывается не только на литературе, но и на рассказе моего друга, с которым однажды случилась такая история.) 8. Таким образом, мне кажется, можно сказать, что … |
Так кто же все-таки «царь» — человек или природа? Должны ли мы ждать милостей от природы или взять их силой? Именно такую проблему поднимает автор в этом тексте.
Без сомнения, можно сказать, что проблема эта актуальна и сегодня. Автор раскрывает ее на примере взаимоотношений человека и растения – дерева. Это растение заменило герою рассказа людей, которым не было до него дела. Авторская позиция по этому вопросу, мне кажется, заключается в том, что человек не вправе вмешиваться в жизнь природы: она была до нас и будет после. Возмутительная самоуверенность – считать, что мы устроим все в мире лучше, чем оно уже устроено. Природа призвана дать человеку все необходимое: пищу, одежду, топливо, душевный комфорт, красоту. Невозможно не согласиться с автором. Действительно, я считаю, природа дает нам так много, что требовать от нее еще чего-то – безумие. Мы, люди, часто в своем ослеплении думаем, что устроили бы все в мире лучше, хотим все изменить: заставить реки течь вспять или стремимся «переделать» организм человека. Но ни к чему хорошему эти попытки не приводят. В своих рассуждениях я хотел бы сослаться на повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце». Его герой, профессор Преображенский, стремится улучшить человеческую природу, победить смерть. В результате экспериментов появляется «улучшенный человек» — маргинал Шариков. Так что в результате работа профессора оказалась не только бесполезна, но и опасна. Свою позицию я основываю и на личном опыте. В моей жизни был эпизод, который убедил меня в том, что природа – не точка приложения наших амбиций, а наша колыбель. …. Таким образом, мне кажется, можно сделать вывод, что надо относиться к природе бережно, с уважением и заботой. Именно это хочет нам сказать автор своим рассказом. |
Приведенные в таблице формулировки, естественно, не являются единственно возможными. К каждому пункту на начальном этапе подготовки к ЕГЭ желательно подобрать несколько вариантов клише.
- ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
В крайнем случае можно воспользоваться такими клише (в крайнем – потому что лучше все же сформулировать проблему в виде вопроса или рассуждения).
- В тексте, который я прочитал, автор поднимает проблему…
- Среди проблем, поднятых автором в данном тексте, наиболее важной (интересной, злободневной, актуальной, животрепещущей, значительной…) мне кажется…
- В предложенном тексте автор поднимает целый ряд проблем, но мне кажется, что самая важная (интересная…) из них – это…
- Трудно переоценить важность всех проблем, которые поднимает автор в этом тексте, но мне самой значительной (острой, любопытной…) кажется…
I. Вступление (3-5 предложений)
Предложение 1. Именительные темы.
Предложения 2, 3, 4. Вопросы к тексту (дополнение или обстоятельство).
Предложение 5. Переход к след. части сочинения. Пример: Над этими и другими вопросами я задумался после прочтения данного текста.
II. Комментарий (9-12 предложений). N.B.!! Большая часть комментария формируется из анализа текста.
Предложение 1. Формулировка проблемы.
Пример а) Какова роль матери в жизни человека? Над этим вопросом размышляет (Ф.И.О автора текста).
Пример б) Роль матери в жизни человека - вот над чем размышляет (Ф.И.О автора текста).
Пример в) Роль матери в жизни человека.
Предложение 2. Классификация проблемы.
Виды проблем: Философские; Социальные; Политические; Духовные; Моральные; Этические; Экологические и др.
(большинство из них могут сочетаться друг с другом в текстах).
Пример а) Данный вопрос лежит в области социально-нравственной категории.
Пример б) Данный вопрос можно отнести не только к социальной, но и нравственной категории.
N.B.!! Использование конструкций "не только...., но и...." и др. приветствуется проверяющими.
Предложение 3. Актуальность, важность проблемы.
Пример: Данный вопрос актуален в наши дни, потому что касается каждого из нас и является предметом дискуссий в современном обществе.
Предложение 4.
В предложении №4 пишем: Абстрактное, казалось бы, понятие автор иллюстрирует случаем/примером из жизни: (далее пересказ текста в 2-3 предложениях (НЕ БОЛЬШЕ!)).
Пример: .....: перед нами долгожданная встреча Хурдина и его матери. Мы можем видеть взаимоотношения матери и сына...........(эта часть зависит только от текста, ничего выдумывать не нужно).
Вопросная (основная) часть комментария. Отвечаем на вопросы и тем самым анализируем текст. (Сами вопросы писать не нужно. Пишем ответы на них.)
Предложение 6: На что (конкретно) он обращает внимание читателя?
Предложение 7: Какие мысли и чувства публицист пытается пробудить в нас?
Предложение 8: Над чем, по мнению писателя, мы должны задуматься? Чем дорожить?
Предложение 9: Как правильнее поступать в подобной ситуации? (Не всегда уместно)
В этих предложениях нужно избежать повторов типа: Автор обращает внимание......
Пример: * Илья Александрович Маслов (1935-2008 гг.) - поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящен-
N.B.!! Проверяющие видят клише, поэтому нужно стараться анализировать как можно больше, это может дать вам дополнительные баллы за развернутый комментарий.
Также, в комментарий необходимо привести 2 примера и текста. Это может быть цитата или ссылка на предложение(я)
Пример: Публицист обращает наше внимание на доверительные отношения между матерью и сыном и пытается пробудить в нас желание задуматься над тем, какие отношения у нас самих (предложение 10). (Точка ставится именно после скобки)
(ВНИМАНИЕ! В публицистических текстах ответ содержится прямо в тексте. Его нужно найти и выписать. Придумывать ничего не нужно.)
Если текст художественный: Авторская позиция в анализируемом тексте прямо не выражена. Судить о ней мы можем по косвенным признакам: по поступкам героя, по его речи и по отношению к нему окружающих. Так, обратившись к поступку (имя героя), я могу сделать вывод о точке зрения автора. .........(отвечаем на вопрос проблемы)
(В художественных текстах ответ придется искать в поступках героев и т.д.)
IV. Собственная позиция (3-5 предложений)
Предложение 1:
б) Я придерживаюсь той же позиции, что и автор текста.
А) Почему меня волнует этот вопрос?
Б) Как проблема влияет на мою жизнь и жизнь окружающих меня людей
В) Почему я считаю важным размышлять над данной проблемой?
Г)каковы возможные последствия?
Можно использовать пословицы, поговорки(обязательно пояснить как вы понимаете их значение), ссылки на любимые книги/фильмы, на известные личности.
V. Аргументы (2 аргумента. 1 не менее 6 предложений) (минимум 12 предложений).
В качестве подтверждения собственной мысли обращусь к произведению (/роману/рассказу/стихотворению и т.д.) (ФИО автора).
Примеры: 1 аргумент: В качестве первого аргумента можно вспомнить роман Л.Н. Толстого "Война и мир".
2 аргумент: За вторым примером можно обратиться к рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма".
После этих вступлений клише просто не существует. Существует только ваше личное размышление.
VI. Вывод (3-5 предложений).
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развёрнуто. Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чём оно состоит.
Согласие с позицией автора текста
- Нельзя не согласиться с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).
- Я разделяю мнение автора и считаю, что... .
- Трудно спорить с автором о том, что... . И моя позиция состоит в... .
- Думаю, что следует согласиться с автором в том, что... .
- Я одобряю позицию автора и вслед за ним скажу, что... .
- Мне близка позиция автора относительно... . Я тоже считаю, что... .
- Нет сомнения в том, что слова автора о... заслуживают одобрения. По моему мнению, ... .
- Следует согласиться, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений.
- Я согласен с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова "Обломов"...
- Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идёт формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, служит дополнительным аргументом в пользу того, что... (далее идёт формулировка важного тезиса).
- Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. У меня есть подруга Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она:
- Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет... (далее идёт авторский тезис, вывод).
К сожалению, в наше время часто... (далее идёт пример-аргумент).
НЕсогласие (полное или частичное) с позицией автора исходного текста
- В целом разделяя позицию автора относительно... , выскажу особое мнение о... . Я считаю, что... .
- Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что... . Однако на вопрос о.... у меня собственная точка зрения, которая состоит в том, что... .
- Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идёт согласие)..., но с другой -... (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
- В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что... (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения...
- Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что... (далее идёт мысль автора + свой аргумент).
- Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что... (далее идёт мысль автора + свой аргумент).
Как корректно возразить автору, излагая свою позицию
- Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что … .
- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что … .
- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
- Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
- Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что … .
- Автор, несомненно, прав, утверждая, что … , но я убеждён(а), что его мнение о … вызовет читательскую дискуссию, так как … .
- Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что … .
- По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что … .
- Автор справедливо осуждает … , однако я не могу согласиться с тем, что … .
- Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и иная точка зрения: … .
- Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что … .
- Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что … .
- Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что … .
- Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что … .
- Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что … .
- Вызывает сомнение тезис о том, что … .
- Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
- Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
- Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора … .
При работе над сочинением очень помогают стандартные наборы фраз – клише, использования которых нельзя избежать ни выпускникам школ, ни даже матерым авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей.
Как бы ни ругали критики клишированные тексты, без клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку обойтись невозможно. Для чего же нужны эти банальные речевые штампы?
- Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно выбить из головы даже волнение, характерное для всех экзаменующихся.
- Клише лучше воспринимают проверяющие, которые заведомо настроены увидеть шаблонную, а не креативную работу.
- Шаблоны задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ:
Для вступления
- Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
- Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
- «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга - быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
Для формулировки проблемы
- Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
- Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
- Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
- Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…
Для комментариев
- Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
- Вопрос о.... никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
- Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…
- Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
- Автору удалось убедить читателя в том, что…
- В произведении доказана мысль о…
- Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…
Для выражения собственного мнения
- Я вполне согласен с точкой зрения автора…
- Не могу полностью разделить мнение автора…
- Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
- Мне близка позиция повествующего…
Для аргументов
- Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
- Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
- Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…
Для вывода
- После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
- Автор стремился показать... Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…
В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.
В этом году несколько изменений коснулись критериев оценки сочинения в ЕГЭ по русскому языку. В материале преподаватель курсов ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu Татьяна Игоревна объясняет, как должна выглядеть структура сочинение, как писать комментарий к проблеме и какие фразы-клише можно использовать.
Изменения в сочинении
Наиболее существенное изменение в сочинении - из критериев оценки убрали требования к количеству и качеству аргументов из литературы и жизненного опыта. Приводит их всё равно придётся, чтобы обосновать отношение к точке зрения автора, но следить за ними будут менее строго.
Критерии, на которые необходимо обратить особое внимание
Обязательно нужно обратить внимание на критерий К1 «Формулировка проблем исходного текста». Крайне важно верно сформулировать одну из проблем, поставленных автором. Если проблема сформулирована неверно, то по всем критериям блока «Содержание сочинения» (К1-К4) выставляется 0 баллов из 8.
Стоит также помнить о К11 «Соблюдение этических норм»: не следует излишне эмоционально и резко выражать негативное отношение к позиции автора, а также использовать фразы, которые могут оскорбить чувства проверяющего.
Традиционно трудности у учащихся вызывают критерии, требующие соблюдения языковых и речевых норм (К9 и К10). Здесь работать можно только над общим уровнем владения русским языком и быть внимательным при написании сочинения.
Структура сочинения
Татьяна Игоревна Семенищева, преподаватель русского языка курсов ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu рекомендует соблюдать следующую структуру при написании сочинения:
1. Формулировка одной из проблем, поставленных автором текста.
2. Комментарий:
- первый пример-иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы;
- второй пример-иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы.
5. Заключение.
План написания сочинения
- С чего начать?
После первого прочтения выделите главную мысль текста. Для этого подумайте, о чём размышляет автор и к какому выводу он приходит.
При втором прочтении проанализируйте поступки героев и отметьте яркие эпизоды, которые иллюстрируют проблематику текста.
Ваше внимание также должны привлечь: повтор одних и тех же слов, использование большого количества восклицательных предложений, вопросно-ответная форма изложения.
- Как правильно определить проблему?
Автор может затронуть широкий круг проблем, но вам необходимо выделить центральные, те, над которыми он размышляет на протяжении всего текста. Обозначив ряд проблем из текста, выберите одну из них для написания сочинения. Выбирайте ту, о которой вы готовы размышлять и для которой можете обсновать свою позицию.
Сформулировать проблему можно в форме риторического вопроса: «Что такое счастье? Как человек должен относиться к природе?» или в форме утвердительного предложения: «Автор поднимает проблему дружбы, ответственности, милосердия».
- Как написать комментарий к проблеме?
После формулирования темы, необходимо прокомментировать её, опираясь на исходный текст. Помните, мы подчеркнули яркие эпизоды и языковые особенности? Именно они пригодятся в комментарии.
Пример-иллюстрация - это информация из текста, связанная с поставленной проблемой и сопровождающаяся комментариями экзаменуемого. Таким образом, вам нужно привести пример из текста и дать ему оценку: рассказать, о поступках героев, объяснить, как работает та или иная языковая особенность для раскрытия проблемы.
- Как правильно обозначить смысловую связь между примерами?
Приводя примеры нужно указать на то, как они соотносятся между собой.
Они могут быть:
- сопоставлены - подтверждают одну и ту же мысль;
- противопоставлены - демонстрирую противоположные точки зрения.
Можно также сравнить две ситуации по определённому критерию, важному для раскрытия проблемы.
- Как не исказить позицию автора?
Вспомните о тех фразах, которые вы подчеркнули при повторном чтении текста, они могут помочь сформулировать авторскую позицию.
- Как правильно обозначить свою позицию?
Необходимо выразить своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Мы можем либо согласиться с автором, либо частично или полностью не согласиться.
Несмотря на то что в сочинении теперь не требуются аргументы, экзаменуемому нужно обосновать своё мнение (см. К4), а значит привлечь факты, связанные с поставленной проблемой. Это могут быть примеры из научной, публицистической и художественной литературы, а также из личного опыта, новостных сводок и даже рассказов знакомых.
- Как стоит завершить текст?
В заключении необходимо подытожить размышления над обозначенной проблемой.
Не стоит сводить финал к повторению позиции автора или вашего отношения к проблеме. Нужно обобщить информацию, содержащуюся в сочинении, сделать вывод из написанного текста. В заключении можно также дать оценку сказанному, высказать предположение, призвать читателя к действию.
Стоит ли использовать фразы-клише?
Использование фраз-клише в сочинении желательно, так как они помогают связать текст и выдержать его логическую структуру (критерий К5), а также помогают проверяющему воспринимать текст.
Фразы-клише достаточно разнообразны. Можно выделить несколько группы клише по принадлежности к той или иной структурной части сочинения. Приведём список таких фраз-клише:
1. Проблема
- В центре внимания автора текста находится проблема… Эта проблема актуальна и сегодня.
- В приведённом тексте автор размышляет над проблемой …
- Автор текста <инициалы и фамилия автора> не случайно обратился к теме… Проблема, о которой он рассуждает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
- Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является...
- Что такое...? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.
2. Комментарий
- На примере случая из жизни <главного героя> автор показывает…
- Не случайно писатель обращает наше внимание на…
- Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает о письмах <здесь может быть любая другая деталь>, которые…
- Полнее раскрыть данную проблему поможет притча/сказка/история, которую рассказывает нам автор. В ней…
- <метафоры, просторечную лексику, риторические вопросы и другие средства художественной выразительности>. Это позволяет ему показать…
- Автор считает/утверждает, что… <позиция автора>.
- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… (мысль автора).
- Автор убеждает нас в том, что… <позиция автора>.
- Позиция автора такова: <цитата из текста>.
- Позиция автора наиболее полно отражается в следующей фразе/в следующих словах: <цитата из текста>.
- Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <цитата из текста>.
1) Согласие:
- Я согласен с автором данного текста в том, что…
- Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…
- Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…
- Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …
- Автор помог мне увидеть проблему … с другой стороны.
2) Несогласие (полное или частичное):
- Текст писателя <ФИО> произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны <выразить согласие> … , но с другой <своё мнение>…
- В целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что <позиция автора>... Постараюсь обосновать свою точку зрения.
5. Заключение
1) Обобщить размышления, изложенные в сочинении:
- В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:…
2) Дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение:
- Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…
3) Сделать прогноз, высказать предположение:
- Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…
4) Призвать читателя к действию:
- В заключение хочу подчеркнуть, что… Об этом нужно помнить каждому из нас…
Пример шаблона сочинения
Шаблон сочинения можно составить из фраз-клише, например:
Что такое...? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.
Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает нам о письмах <здесь может быть любая другая деталь>, которые…
Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует <метафоры, просторечную лексику, риторические вопросы и другие средства художественной выразительности>. Это позволяет ему показать …
Обе приведённые иллюстрации из текста заставляют нас думать, что …
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…
Мы собрали всё важное, что нужно знать о написании сочинения в ЕГЭ-2019 по русскому языку. Если вам не удаются тексты, вы не можете справиться с повторяющимися ошибками, не уверены в своих силах, советуем дополнительно позаниматься с преподавателями по русскому языку.
Курсы TwoStu предлагают подготовку к ЕГЭ в паре, что дешевле, чем заниматься с репетитором, но не менее эффективно.
О чём ещё вы хотели бы узнать? Пишите в комментариях.