Клеопатра диана де мерод - звезда прекрасной эпохи. Клео де Мерод: биография, карьера, личная жизнь Клео де мерод личная жизнь
Клео де Мерод (фр. Cléo de Mérode, полное имя Клеопатра Диана де Мерод, англ. Cléopatra Diane de Mérode; 1873 — 1966) — французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.
Одна из величайших парижских красавиц, представительница истинного австрийского дворянства, Клеопатра Диана де Mерод родилась в Париже в 1873 году.
Ее отец Карл Фрейхерр фон Мерод (1853-1909), жил в Mёдлинге (возле Вены) и был известным живописцем-пейзажистом. Будучи живописцем, он был отпрыском знаменитой бельгийской аристократической семьи де Мерод.
В восьмилетнем возрасте Клео начала обучение в школе танцев и в одиннадцать лет уже танцевала профессионально.
Она была очень маленькой, и из-за её маленьких размеров и больших способностей к балету в 13 лет её избрали для выступления в "Choryhée" - одном из самых престижных балетных спектаклей в Париже.
Клео де Мерод была всегда естественна и элегантна, в обществе всегда появлялась в бледных декадентских туалетах без излишеств.
Потрясающая красавица, Клео первая совершила революцию в женской моде. В то время светские дамы в обязательном порядке завивали свои волосы в локоны. Выйти в свет простоволосой считалось верхом вульгарности и неприличия.
Клео упростила свою прическу: носила распущенные волосы или делала бандо (незавитые и ненапомаженные волосы связывала на затылке в пучок и закалывала).
В результате,она ввела в моду новую причёску: -гладкую,на прямой пробор,совсем закрывавшую уши. Клео вошла с ней в историю - прическу назвали её именем. Впервые в истории мода стала единой и обошла весь мир. Не только все женщины Европы стали делать себе бандо. Женские головки всего мира отдали дань этой модной прическе "ля Клео де Мерод".
В 1896 году, в возрасте 23 лет, она была избрана, чтобы танцевать, роль Фрины в театре оперы и балета в Бордо, и именно там на неё обратил внимание Леопольд II, король Бельгии. Она потрясла его воображение. Леопольд не любил музыку, но ходил на балеты и в оперу главным образом для того, чтобы знакомиться за кулисами с актрисами...
Клео была на 38 лет моложе Леопольда, считалась одной из первых красавиц Франции и стала одной из первых в истории всемирно известных фотомоделей, «открыточной мадонной», чьи изображения продавались повсюду от России до Австралии.: ее фотографии в экзотических нарядах украшали открытки и страницы журналов.
Было известно, что он восхищен балериной Клео де Mерод, вот он и придумал свои визиты к ней как причину для его путешествий в Париж. Вскоре король лично явился к ней с огромным букетом роз.
Весть о бурном романе короля с Клео очень быстро облетела Париж, и язвительные парижане не замедлили окрестить бельгийского короля Клеопольдом. Хотя королю и льстило это имя, Клео очень сильно протестовала против него и даже предпринимала законные попытки восстановить своё доброе имя.К сожалению, её репутация была испорчена, так как король Леопольд был известен своими неразборчивыми связями.
В ноябре 1902 года русские газеты даже писали, что "по известиям из Брюсселя, король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод".
До отречения дело не дошло, зато говорили, что Париж кое-что выиграл от королевской страсти. Когда Леопольд решил сделать Франции какое-нибудь ценное подношение, именно Клео подсказала ему идею подарить Парижу метро. И в 1900 году была открыта линия парижского метрополитена, построенная на деньги бельгийского монарха.
Клео де Mерод упорно протестовала против сплетен и пыталась доказать обратное. Предполагаемый "роман" Леопольда с Клео задевал её так сильно, что Клео даже обратилась в суд, с официальным заявлением, что не было никакого романа, был лишь букет роз. Однако, сплетни о ней как о королевской фаворитке прилипли к ее имени на всю оставшуюся ее жизнь и даже после смерти...
В расстроенных чувствах, она покинула Париж, но продолжала выступать в Гамбурге, Берлине, Санкт-Петербурге, Будапеште и Нью-Йорке. Она была первой женщиной-балериной, которая танцевала на сцене с партнером - мужчиной в русском балете.
Наконец, в 1915 году, в возрасте 42 лет, Клео де Mерод возвратилась в Париж. Она получила много предложений танцевать, но в труппе Комедийной Оперы. Это считалось самой низкой ступенью в иерархии балета в Париже.В возмущении она немедленно покинула Париж, перебралась на свою родину - в Биарриц и уже никогда больше не возвращалась в Париж.
Но она продолжала танцевать. Она участвовала в акции Красного Креста и выступала перед ранеными солдатами во время Первой мировой войны, желая поднять дух тех, кто защищал ее страну. Она оставалась в Биаррице до самой смерти в 1966 году.
Хотя Клео де Мерод никогда не могла избавиться от сплетен о своём прошлом, она и сегодня остается одной из самых красивых и талантливых женщин того времени.И она НИКОГДА не снималась обнаженной.
Cleo De Merode Au Salon by Carlos Vasquez y Obeda (1869-1944)
Даже спустя много лет после смерти многих выдающихся деятелей культуры часто вспоминают и в наше время. Талант - это то, что не пропадает с годами, а память живет вечно. Клео де Мерод - невероятно популярная танцовщица, которая в свое время сводила с ума весь Париж. О непростой судьбе этой хрупкой девушки с невероятным мужским характером мы и расскажем в данной статье.
Краткая биография танцовщицы: рождение и учеба
Родилась непревзойденная Клеопатра Диана де Меро, более известная как Клео, в сентябре 1875 года в Париже. Отцом девочки был австрийский художник-пейзажист Карл Фрайхерр де Мерод, происхождение которого связано со знатным голландским родом. Как и остальные дети, наша героиня мечтала стать знаменитой. Она часто напевала мелодии из любимых песен и фильмов, под которые делала своеобразные па.
Увидев увлечение дочери, родители решили определить ее в балетную школу, действующую при парижской И если в восемь лет Клео де Мерод выполняла лишь несложные движения, то к одиннадцати годам она уже могла похвастаться неким профессионализмом и даже начать собственную карьеру.
Плюс ко всему огромную роль в ее судьбе сыграли физиологические особенности девушки. По словам многих почитателей таланта балерины, она была очень миниатюрной и худощавой.
Первые успехи в карьере юного дарования
Несмотря на свою внешность, которая сильно отличалась от местных пышнотелых красоток, Клео де Мерод (фото девушки можно увидеть ниже) все же нашла своего зрителя. С самого начала обучения в балетной школе девчушка маленького роста притягивала взоры поклонников и преподавателей. По мнению очевидцев, танцовщица поразила всех своей пластичностью, легкостью и изяществом. Она скорее напоминала сказочного эльфа, нежели человека, поэтому во время ее выступления все взгляды были прикованы только к ней.
Когда Клео исполнилось тринадцать лет, ее пригласили для выступления в один из самых престижных спектаклей, когда-либо проходивших в столице Франции. Роль в постановке Choryhee стала для танцовщицы знаковой. Сразу после нее девушку заметили и о ней заговорили.
Безупречная прическа бандо
Как и многие начинающие балерины, Клео при подготовке к выступлению в Choryhee не пользовалась услугами визажистов и гримеров. Весь макияж она делала сама. Своей прическе Клео де Мерод уделила особое внимание.
Поскольку у девушки были очень длинные волосы, она их собрала в хвост, а затем закрутила на затылке, немного ослабив локоны впереди. Получилось своеобразное бандо с прямым пробором и легкими волнами спереди, полностью закрывающими уши.
К слову сказать, эта прическа, как модно сейчас говорить, стала для танцовщицы брендовой. По ней ее узнавали. А еще позже в сленге многих парикмахеров появилось выражение «бандо в стиле Клео де Мерод».
Выступления, слава и международное признание
Настоящий фурор балерина произвела, приняв участие во Всемирной парижской выставке 1900, где она показала невероятные «камбоджийские танцы». Позднее красавица выступала в известном во Франции кабаре и варьете под названием «Фоли-Бержер». Дальше отправилась на гастроли в Берлин, Будапешт, Гамбург, была в Петербурге и Нью-Йорке.
Знакомство с королем Бельгии Леопольдом II
Когда Клео исполнилось 23 года, ее пригласили в театр оперы и балета, находящийся в Бордо. На тот момент девушка уже обладала популярностью. Однако роль Фрины имела в ее судьбе определенное значение. Во время выступления танцовщица привлекла внимание короля Бельгии Леопольда II. Примечательно, что старый ловелас не любил громкую музыку и театр, но ценил женскую красоту и утонченность. Он и посещал оперу, дабы после концерта или балета знакомиться с симпатичными актрисами.
По словам очевидцев, Клео де Мерод (рост ее значительно отличал от других крупных и высоких девушек) сразу же понравилась королю. Ради нее он неоднократно придумывал повод, дабы приехать в Париж. К примеру, среди причин, по которым монарх приезжал во Францию, была определенная договоренность с местным правительством относительно колониальных интересов в Африке. В одной из подобных поездок Леопольд II лично прибыл к Клео, подарив ей огромный букет цветов.
Бурный роман, сплетни и выгода Клео
С того самого момента, как король приехал в дом танцовщицы, по Парижу поползли сплетни об их бурном романе. Причем французы не только посмеивались над новым увлечением монарха, но и даже изображали его на карикатурах. Ко всему прочему ему дали смешное прозвище «Клеопольд». И хотя самому наследнику бельгийского престола и льстило такое внимание, Клео де Мерод (биография этой замечательной танцовщицы связана с большим количеством сплетен и злоключений), наоборот, огорчалась и всячески отрицала свою связь с королем.
Позднее по Парижу прокатилась новая волна сплетен, связанная с возможным отречением монарха от своего трона и предстоящей женитьбой на пресловутой балерине. Однако слухи эти так и не подтвердились, хотя долгое время и не утихали.
Клео де Мерод: личная жизнь и предприимчивость
Поскольку репутация танцовщицы окончательно была испорчена (преимущественно из-за того, что бельгийский король и сам имел славу похотливого мужчины с неразборчивыми связями), она решила продумать дальнейший план своих действий. Однажды злые языки настолько надоели девушке, что она даже подала в суд, дабы подтвердить свою непричастность к любвеобильному монарху. Однако доказать обратное ей так и не удалось.
Тогда Клео решила пойти другим путем. Она долго думала и, наконец, сообразила, что мимолетное увлечение Леопольда II может положительным образом отразиться на ее стране. В частности, когда король решил преподнести ценный подарок Франции, именно его любимая балерина подсказала ему, на что потратить деньги. Согласно ее задумке, в 1900 году благодаря Клео в Париже появилось первое метро.
Вот только из-за этого подарка люди снова заговорили о ее романе с бельгийским монархом. Эта слава, как утверждают источники, преследовала Клео де Мерод в старости, не говоря уже о более молодых годах. Окончательно разочаровавшись в людях, танцовщица вынуждена была покинуть родной Париж.
Карьера фотомодели и роль музы
После отъезда из Парижа известная балерина отправилась в международное турне. В этот момент она не просто танцевала, но и опять-таки покоряла мужские сердца. Неожиданно для себя Клео стала любимой музой для многих художников и фотографов. Например, девушка позировала для итальянского портретиста Джованни Болдини, была натурщицей для
Ее образ использовал и знаменитый пиарщик Анри де Тулуз-Лотрек, создававший рекламные плакаты для постановки «Мулен Руж». А скульптура балерины, отлитая из воска, некогда красовалась на Монмартре в музее Гревен. Помимо этого, де Мерод была моделью для скандального скульптора Александра Фальгьера, создавшего обнаженную «Танцовщицу». Еще позже девушку заметили фотографы Леопольд Ройтлингер и Поль Надар, делающие изображения для открыток. Так лицо и тело балерины стали изображаться на почтовых карточках.
Послевоенные годы и дальнейшая карьера Клео
После начала Первой мировой войны девушка на время оставила свою танцевальную карьеру. Вместо этого она ездила на фронт с балетными номерами и таким образом подбадривала бойцов в нелегкое для них время. После войны она вернулась на сцену, хотя теперь ее выступления стали крайне редкими. В какой-то момент времени она поняла, что просто обязана оставить после себя какой-то след для потомков, поэтому в скором времени написала мемуары под названием «Балет моей жизни».
В начале 1966 года де Мерод скоропостижно скончалась. Ее тело похоронили недалеко от матери на кладбище Пер-Лашез. А через несколько лет могила знаменитой танцовщицы была украшена огромной статуей, сделанной скульптором и испанским дипломатом Луисом де Перинато.
6 марта 2015, 21:11Клеопатра Диана де Мерод родилась в Париже (по другим данным - в Бордо или Биаррице) 27 сентября 1875 г. в семье австрийского пейзажиста Карла Фрайххера де Мерод, который происходил из знатного голландского рода де Мерод. О матери Клео известно лишь то, что она была актрисой родом из Вены.
О детстве будущей звезды Прекрасной эпохи сведений сохранилось немного. Маленькая Лулу, как ласково называли её родители, с детства проявляла страсть к танцам, и в возрасте семи лет начала занятия в балетной труппе Парижской оперы, а уже в 11 Лулу дебютировала на сцене. Но каким бы ни был её танцевальный талант, на протяжении всей жизни главным её козырем была необычайная красота, благодаря которой Клео в 13 лет позировала для картин Эдгара Дега и Жана-Луи Форена. Портрет Клео де Мерод кисти Джованни Больдини, 1901
Портрет Клео де Мерод, написанный Жоржем Клереном
В 16 лет танцовщица сделала своей "визитной карточкой" причёску, в которой волосы были разделены на прямой пробор и были низко уложены в шиньон, полностью прикрывая уши. Парижские модницы назвали причёску по имени её обладательницы - "Клео де Мерод", и массово копировали укладку юной чаровницы, которая к тому времени превратилась в невероятно красивую молодую девушку с осиной талией. Фотографии Клео украшали почтовые открытки и игральные карты не только во Франции, но и почти по всей континентальной Европе. Когда карикатурист Альфред Гревен, сооснователь Музея восковых фигур Гревен в Париже, открыл выставку "За кулисами театра Оперы", то поставил восковую фигуру Клео в полный рост рядом с фигурами композитора Шарля Гуно и оперной певицы Розы Карон, желая показать масштаб личности де Мерод для своего времени.
В 1895 г. её портрет написал Анри Тулуз-Лотрек, а представленная в 1896 г. в Парижском салоне скульптура Александра Фальгьере, натурщицей для которой стала Клео, произвела настоящий фурор. Дело в том, что, увидев скульптуру, которая изображала её совершенно обнажённой, де Мерод была шокирована, плакала и призналась, что и не догадывалась о намерении скульптора представить её именно в таком виде. Желая развеять все слухи, Клео де Мерод обратилась в редакцию газеты Le Gaulois, требуя написать о том, что она позировала вовсе не абсолютно нагой и с неё была вылеплена лишь голова скульптуры. На какое-то время ажиотаж поутих, однако с тех пор многие смотрели на прекрасную француженку, "вспоминая ту ужасную голую статую". Сейчас она находится в коллекции музея д"Орсе.
Вслед за одним слухом поползли и другие: теперь в Париже судачили, что Клеопатра вынуждена носить свою "фирменную" причёску, поскольку у неё... просто-напросто нет половины уха. Версии рассматривались разные: говорили, что она родилась такой, либо драгоценная часть была отстрелена в пылу скандала ревнивым любовником. Чтобы угомонить сплетников, Клео стала везде появляться с волосами, зачёсанными за оба целых и невредимых уха, однако вскоре вновь оказалась в центре внимания: в 1896 г. красавица, танцевавшая роль Фрины в Театре оперы и балета Бордо, привлекла внимание Леопольда II, короля Бельгии. К слову, бельгийский правитель на тот момент уже несколько раз был замечен в связи с несколькими танцовщицами, имевшими славу куртизанок. Пресса немедленно начала публиковать заметки о любовной связи 22-летней балерины и 61-летнего короля, окрестив того "Клеопольдом". Ходили слухи о щедрых подарках Леопольда новой пассии. Писали, что король, якобы, снабдил свою повозку отдельной каретой для Клео, чтобы та могла путешествовать с ним. Говорили и о шикарном жемчужном ожерелье, подаренном ей королём, и о том, что она живёт в роскошных апартаментах в самом модном районе Парижа, в то время как на самом деле Клео жила в маленькой квартирке вместе с мамой. Де Мерод упорно отрицала все домыслы, признавая лишь один-единственный подарок от короля - букет роз.
В ноябре 1902 г.
русские газеты
писали, что «по известиям из Брюсселя, король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод». Д
о отречения
не дошло, зато говорили, что Париж кое-что выиграл от королевской страсти:
к
огда Леопольд решил сделать Франции какое-нибудь ценное подношение, именно Клео подсказала ему идею подарить Парижу метро,
в 1900 году была открыта линия парижского метрополитена, построенная на деньги бельгийского монарха.
.
Тем не менее, слухи о связи с Леопольдом II нанесли значительный ущерб профессиональной и личной репутации Клеопатры.
Пытаясь скрыться от дурной славы, Клео уехала в Санкт-Петербург, а по возвращении в Париж стала за большие деньги танцевать в варьете "Фоли-Бержер", доказав, что ей нечего стыдиться. Работа в "Фоли-Бержер" принесла танцовщице ещё большую славу, чем была у неё во время работы в театре. Проведённый позже парижским журналом "The Eclaire" опрос признал де Мерод самой красивой женщиной Парижа: из 7000 голосующих половина отдала ей свои симпатии. В 1897 г. танцовщица посетила США, где её выступления получили не самые лучшие отзывы. Публика считала её, без сомнения, невероятно красивой, но её танцевальные и актёрские способности, по мнению зрителей, оставляли желать лучшего. В 1899 г. не стало матери Клео, которая плотно занималась её карьерой, однако после смерти матери де Мерод показала себя волевой и целеустремлённой женщиной, разбирающейся в бизнесе и умеющей обратить в свою пользу повышенное внимание прессы. В свободное время она играла на фортепиано и любила велосипедные прогулки по Парижу.
В июне 1902 г. Клео де Мерод выступала в Англии, в 1904 г. состоялся её тур по Швеции, Норвегии и Дании, обернувшийся ошеломительным успехом: толпы поклонников у театра создавали Клео трудности по пути в отель. Вернувшись в Париж, она узнала, что в редакцию "Фигаро" пришло около 3000 восторженных посланий из Скандинавии, многие из которых впоследствии появились на страницах издания. Помимо танцев, она увлекалась скульптурой, её любимым сюжетом были, конечно, танцовщицы. Это увлечение приносило ей неплохой доход. В 1926 году Клео де Мерод появилась в немецком кинофильме «Frauen der Leidenschaft». В Вене её красота привлекла внимание великого художника эпохи модерн Густава Климта.
Клео де Мерод продолжала выступать до 50 лет, затем переехала в Биарриц, где давала уроки танцев. Но и в преклонном возрасте её преследовали призраки прошлого: в 1949 г. Симона де Бовуар, подруга Жана-Поля Сартра, написала книгу "Второй пол", назвав в ней Клео "любовницей Леопольда II" и "гетерой". Также в книге утверждалось, что Клео - простолюдинка, присвоившая себе высокий титул. Возмущённая де Мерод подала на Бовуар в суд, требуя 5 млн франков за оскорбление личности и выиграла процесс, но судья обнаружил, что балерина не препятствовала распространению скабрезных слухов для увеличения собственной популярности. В итоге, Клео получила 1 франк и предписание, запрещавшее упоминать её имя в дальнейших изданиях книги.Мануэль Бенедито Вивес, "Портрет Клео де Мерод", 1910
Умерла Клео де Мерод 17 октября 1966 г. в Париже, ей был 91 год. Она ни разу не была замужем, у неё не было детей. Газеты усиленно спекулировали на её возможных романах с множеством мужчин, но по её собственному свидетельству, за всю её жизнь у неё было лишь двое мужчин, обе истории длились продолжительное время и закончились для неё плачевно: первый возлюбленный, аристократ, умер от брюшного тифа, вторая же любовь де Мерод, испанский дипломат, ушёл от неё к другой женщине.
Похоронена Клео де Мерод на кладбище Пер-Лашез.
з.ы. Всех с наступающим весенним праздником! Больше красоты ^^
Кукла Клео де Нил (в оригинале Cleo de Nile) – потомственная красавица, принцесса Египта, дочка мумии Имхотепа. Главная модница, всегда яркая и сногсшибательная. Как и положено представителю царского рода, она не может позволить себе быть серой мышкой. Её нельзя застать в невзрачной одежде, красоту принцессы подчеркивают многочисленные украшения из редчайших драгоценных камней. Клео – несомненный лидер по количеству аксессуаров. Серьги, браслеты, бусы, диадемы – всегда изумительны и сразу бросаются в глаза. Наша красавица всегда должна быть в центре внимания. Увидев царицу в первый раз, можно сразу понять, что её любимый цвет золотой, именно его больше всего в наряде Клео. Всё её тело обмотано элегантными бинтами, которые придают ей изюминку. Прическа и макияж всегда идеальны, роскошные чёрные волосы, с золотыми прядями, подчеркивают её красоту.
Характер у дочки мумии тоже царский. Многое она унаследовала от своего отца мумии фараона Имхотепа. Наша монстряшка надменна и эгоистична и всегда требовательна к себе и окружающим. Она делает все, чтобы достичь желаемого, хотя иногда её методы весьма сомнительны, а цель не оправдывает средства. Но её нельзя обвинять в неподобающем поведении потому, что её сразу воспитывали, как царскую особу. Клео всегда старается быть лидером среди учеников Школы Монстров. Но даже дома ей не удается расслабиться. У Клео де Нил есть старшая сестра Нефера де Нил, с которой они постоянно соперничают.
На первый взгляд Клео де Нил очень неприятная и эгоистичная личность, но несмотря на все недостатки у неё много друзей. И они очень ее любят и прощают ей все маленькие прихоти и слабости. С каждой серией принцесса становится мягче и отзывчивее, у неё появляется всё больше новых друзей. И её голубая кровь всё меньше напоминает о себе. Лучшая подруга нашей куклы Клео де Нил – это умница . Гулия дружит открыто и не пытается из хороших отношений извлечь выгоду, а вот Клио всячески использует дружбу с самой умной ученицей в школе, ведь все у неё должно получаться лучше, чем у других учеников. Но в глубине души царственная особа очень добра и внимательна к своим друзьям, хоть и пытается это всячески скрыть. Первая красавица в боится показать себя ранимой и беззащитной. Она помогает раскрыться своей лучшей подруге Гулии Йелпс.
Конечно, у самой популярной ученицы Монстр Хай обязательно должен быть поклонник. Дочь мумии фараона встречается с - первым парнем в Школе Монстров. Есть мнение, что именно змеи на голове сына Медузы Горгоны так притягивают её, ведь домашний любимец царицы – величественная и прекрасная кобра по имени . Между хозяйкой и питомцем можно найти много общего. Сходство и во внешнем величии и в остром язычке.
Пожалуй, дочь мумии Cleo одна из немногих монстряшек, которые очень похожи на обычного человека. У неё нет швов или странного цвета кожи, она не может в кого-то превращаться и части тела у неё самые обычные, без крыльев, хвоста или заостренных ушей. Это делает её похожей на обычную, но очень стильную и популярную школьницу. У Клео много образов, она точно знает, как ей вести себя в определенной ситуации. Она может быть и хорошим другом и самовлюбленной эгоисткой, но в любой ситуации всегда прослеживается царская кровь.
Куклу Клео де Нил вы можете купить в любой понравившейся серии выпуска Школы Монстер Хай.
Фамилия и имя Клео де Мерод основательно вместилось в вехи международной культуры. Артистка из Франции врезалась в память никак не только лишь собственным балетным профессионализмом. О ней гуляло в частности большое количество сплетен различного смысла, что даже через года трудно осознать, в каком месте истина, а в каком месте выдумка. Несмотря на это достоверно установлено, её изящность лишила разума Леопольда ІІ короля Бельгии, её изображения рисовали Дега и Климт. Она же с восторгом снималась для популярных печатных изданий, прогремев популярнейшей фотомоделью мира.
Участь Клео постоянно сопровождали всяческие секреты. На свет девочка появилась во Франции в Париже в 1875-ом. На подмостки она вышла, когда ей уже исполнилось одиннадцать лет. Бытует следующее мнение о ее происхождении, папа живописец Карл фон Мерод из Австрии, а мама относилась к австрийской линии именитой семьи Бельгии де Мерод, но историки вплоть до наших времен отнюдь не убеждены, что данные настоящие.
В 1900 во Франции в Париже проходила Всемирная выставка, и как раз здесь состоялось ее первое выступление «Камбоджийские танцы». Первый опыт был до того ошеломителен, что о Клео мгновенно разлетелась молва, как о весьма многообещающем таланте. Любопытно, что для собственного театрального амплуа Клео де Мерод выдумала особенную стрижку: локоны причесаны на прямую линия и ровно забраны, прикрывая ушки. В будущем данное нововведение превратилось необходимую составляющую её стиля, и безусловно, помимо этого, многочисленные дамы подцепили данный волнующий образ.
Когда Клео исполнилось двадцать три года посчастливилось исполнить танец в Бордо. Непосредственно там свой интерес на ней сконцентрировал правитель Бельгии Леопольд. Никак не испытывающий тяги к опере и балету, его постоянно видели в те дни, когда красотки выступала, жители Парижа нарекли августейшего фаната Клеопольдом. Молва гласила, монарх имел намерение отказаться от трона и предложить руку и сердце даме, многочисленные слухи говорили о якобы страстной связи Клео с ним, несмотря на это лично артистка постоянно твердила (даже в суд обращалась) об отсутствии любовной интрижки. Кстати, предмет обожания Леопольда был младше его на целых 38 лет. Исключительно единственная шикарная охапка цветов, переданная ей, когда монарх еще раз посетил ее. Но думается, что это не такая уж истина: загадочный факт, Леопольд принял решение сделать счастливой и любимую, и целиком Париж, согласно рекомендации Клео в городе основали метро на средства государя.
Невзирая на все без исключения усилия Клео уберечь собственное правдивое имя, за ней крепко зафиксировалось реноме любовницы королевской особы. Ей пришлось уехать из Парижа, однако пока еще её с восхищением приняли подмостки Гамбурга, Берлина, Санкт-Петербурга, Будапешта и Нью-Йорка. Мерод впервые в русском балете исполняла танец в паре с представителем противоположного пола. Грация Клео притягивала знаменитейших живописцев XX века. Среди них: Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, Фридрих Август фон Каульбах и Франц фон Ленбах. Ей доставляло удовольствие, когда Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар и его отпрыск Поль, делали ее фотографии. Ее образ размещали на почтовых открытках, которые путешествовали по всему миру. И здесь никак не получилось избежать еще один скандальной сенсации: в то время как Александр Фальгьер презентовал голую статую «Танцовщица», которую он лепил с Клео, ни один человек уже не принимал на веру, то что молодая девушка стыдлива и непорочна (артистка убеждала всех, то фигура вылеплена согласно муляжу, а лик у статуи её, реальный, данное объяснение позднее поддержал и Гоген).
Возвратившись в Париж в 42 года, ей не нашлось применения: её ожидала только Комедийная Опера, однако для танцовщицы подобной степени мастерства принять данное предложение равнозначно плахе. Клео насовсем оставила отчизну, основалась в Биарриц. В этом городе активно помогает филантропическим делам Красного Креста, танцуя перед военнослужащими во время 1-ой Мировой войны. В преклонных летах Клео пригласили принять участие в художественной картине «Frauen der Leidenschaft». Доверенная роль была сыграна до такой степени блестяще, что ей заинтересовался Густав Климт.
Симона де Бовуар упомянула Клео, в принадлежащей ее перу книжке «Второй пол», прозвав её куртизанкой. Опять подобное замечание зацепило уязвимую танцовщицу, на судебном процессе ей посчастливилось обосновать элементарную правду, то что она ни в коем случае не встречалась с представителями сильного пола из-за денег или же из бесцельной заинтересованности, а неизменно почитала любовь.
Клео де Мерод скончалась в 1966 г., оставив уже после себе прекрасные воспоминания, притягивающие читателей открытой искренностью.