Кирилл серебренников режиссер за что арестован. Полный разбор: за что и почему арестован Серебреников
По его словам, у режиссера было намерение в ближайшее время выехать с территории РФ. Это было возможно благодаря виду на жительство в Латвийской Республике и квартире в Берлине, считает представитель СКР. Свидетелями по делу являются бывшие подчиненные режиссера. По мнению следствия, он может оказать на них воздействие, «в том числе угрожать им». Так, дочери бухгалтера Масляевой уже подвергались слежке и давлению со стороны подчиненных Серебренникова, утверждает следователь.
«Сумма хищений в деле будет увеличиваться. В настоящее время мы еще не завершили все экспертизы», — отметил член следственной группы.
Адвокат Дмитрий Харитонов в начале заседания попросил суд приобщить к материалам дела личные поручительства за Серебренникова, подписанные директором Фонда Александра Солженицына Натальей Солженицыной, директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой, гендиректором Большого театра Владимиром Уриным, главой фонда «Вера» Нютой Федермессер, певцом Филиппом Киркоровым и многими другими общественными и культурными деятелями.
Реплика следствия, что Серебренников отказался от показаний, не вполне верна, заявил адвокат. «Его задержали рано утром в Петербурге и восемь часов везли в Москву. Когда в 14:00 я прибыл в Следственный комитет и начался допрос, Серебренников сказал лишь, что у него нет ни моральных, ни физических сил, чтобы прочитать и осознать многостраничное обвинение», — рассказал Харитонов и добавил, что, по словам Серебренникова, обвинение было ему «непонятно». Из нового обвинения, которое предъявил фигурантам дела центральный аппарат СКР в конце июля, пропало упоминание о спектакле «Сон в летнюю ночь», заявил адвокат. Ранее версия следствия заключалась в том, что «Седьмая студия» расхитила деньги на спектакль и он не был поставлен. Теперь же механизм хищений никак не конкретизирован: «От такого обвинения невозможно защищаться».
«Я бы хотел, конечно, чтобы меня отпустили, потому что я не виноват. Предъявленные мне обвинения кажутся невероятными, абсурдными, невозможными, — заявил суду Серебренников. — Никакого намерения убежать у меня нет: я являлся по любому звонку и рассказывал всю правду — что проект «Платформа» был, бюджетные деньги были потрачены только на него и я им очень горжусь. Все причастные к нему люди работали добросовестно». По словам режиссера, он «никогда ни в чем не подозревал и не обвинял» сотрудников «Седьмой студии», отвечавших за экономику.
Обвиняемый подтвердил, что просил следствие вернуть изъятый загранпаспорт, поскольку ему нужно было ехать в Германию на постановку оперы в Штутгарте. «Это касалось только моих контрактных обязательств. Никакой цели скрыться у меня не было», — добавил он.
Защита Серебренникова готова внести за него залог, соответствующий сумме ущерба по делу, — 68 млн руб., заявил адвокат Харитонов. «Понятно, что у нас лично таких денег нет. Но я думаю, что, если мы выйдем сейчас на улицу, мы быстро их соберем», — уточнил защитник. По его ходатайству на суде были допрошены режиссеры Андрей Смирнов и Алексей Мизгирев, а также издатель Ирина Прохорова, которые выступили с характеристикой личности Серебренникова.
Кирилл Серебренников (Фото: Кардашов Антон / Агентство Москва)
«Дело это, на мой взгляд, абсолютно дутое. И то, что здесь произнес следователь, характеризует не Серебренникова, а работу нашего Следственного комитета, — восклицал Смирнов. — Никаких поводов сомневаться в профессиональной честности Серебренникова у меня нет. Вообще видеть его за решеткой и то, что привезли его сюда в наручниках, — это возмутительно». По его словам, одного только списка культурных деятелей, поручившихся за режиссера, «достаточно, чтобы понять, где здесь правда и добро».
«Он ведет достаточно скромную жизнь, которая подчинена одному делу — его работе. Я знаю Кирилла как очень честного человека; я сам ставил спектакль в «Гоголь-центре» и знаю, что работа там построена на полном включении — эмоциональном, творческом. Кроме работы, для людей там ничего больше не существует», — сказал Мизгирев.
«С моей точки зрения, Серебренников — выдающийся режиссер, театральный деятель. И он является, это непреложный факт, гордостью нашей страны. Его проект сделал Россию передовой театральной державой. Могу сказать, что это кристально честный человек, цель жизни которого — это творчество. Простите за каламбур, но он абсолютный бессребреник. И я готова внести любой залог, чтобы действительно великий человек не сидел в СИЗО», — подытожила Прохорова.
Заседание проходило под звуки оваций и криков с Каланчевской улицы — поддержать режиссера к зданию суда пришли сотни его сторонников.
Задержание Серебренникова
Режиссер рано утром 22 августа в петербургской гостинице, он находился в городе на съемках своего фильма о Викторе Цое. Серебренникова доставили в Москву, где по итогам допроса в центральном аппарате Следственного комитета ему предъявили обвинение в организации мошенничества.
По данным следствия, в 2011 году Серебренников придумал и разработал проект по развитию и популяризации современного искусства «Платформа», на который в 2011-2014 годах Министерство культуры выделило более 214 млн руб. Для реализации проекта режиссер создал АНО «Седьмая студия». Сотрудники компании предоставляли Минкультуры «планы мероприятий в рамках проекта «Платформа», содержавшие заведомо недостоверные, завышенные сведения об их количестве и стоимости», составляли ложные отчеты, а также фиктивные договоры на работы, которые в действительности не проводились, считают в СКР. Бюджетные компенсации этих работ фигуранты дела выводили на счета фирм-однодневок и обналичивали, а затем Серебренников распределял их между участниками схемы, убеждены следователи.
Дело «Седьмой студии»
Дело о мошенничестве с госсубсидией компании «Седьмая студия» было возбуждено еще в 2015 году, однако о нем стало известно только после , дома у Серебренникова и еще по нескольким адресам. Ранее СКР предъявил обвинения бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой, бывшему директору «Гоголь-центра» Алексею Малобродскому и экс-гендиректору «Седьмой студии» Юрию Итину.
Серебренников до последнего времени оставался в статусе свидетеля наряду с еще несколькими сотрудниками компании, а также с бывшим главой департамента господдержки Минкультуры Софьей Апфельбаум. Руководство страны решило отказаться от его уголовного преследования, со ссылкой на источники, близкие к официальным лицам и самому режиссеру. Однако после обысков и допроса в мае у Серебренникова был изъят загранпаспорт, рассказал он сам в немецкой газете Süddeutsche Zeitung.
В начале августа стало известно, что Масляева . Согласно протоколу ее допроса, Итин, Серебренников и Малобродский создали АНО «Седьмая студия» «для реализации преступного умысла». Бухгалтер же помогала им обналичивать субсидию от государства; наличными фигуранты дела распоряжались по своему усмотрению, заявила Масляева следствию. Ранее она заявляла, что всего с 2014 года со счета «Седьмой студии» было выведено не менее 100 млн руб. в пользу фирм-однодневок. Дочери Масляевой тем временем , как они предполагали, со стороны бывших коллег и соратников Серебренникова.
Изначально отдельным фигурантам дела вменяли мошенничество на меньшие суммы: обвиняли в хищении 2,3 млн руб., выделенных на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь», а — в том, что они вместе с неустановленными лицами изготовили фальшивую отчетность о работах на 1,2 млн руб., которые в действительности не проводились.
В конце июня расследование дела было поручено центральному аппарату СКР. 25 июля обвиняемым было предъявлено новое обвинение. В нем суть деяния, которое вменяют фигурантам, не конкретизирована, поясняла журналистам адвокат Малобродского Ксения Карпинская. «Просто сказано, что они работали в «Седьмой студии» и тратили государственные деньги. Как именно — не уточняется», — говорила защитник.
«История с режиссёром Кириллом Серебренниковым и его «Седьмой студией» (которые там все сейчас под угрозой посадки по обвинению в хищении госсредств в особо крупных) – проясняется все больше и больше. Письма в его защиту пишут, вся театральная общественность, можно сказать, мобилизовалась в его поддержку – но мы можем посмотреть на «дело Серебренникова» спокойно. И увидеть, что буквально на наших глазах в очередной раз разыгралась драма на любимую российскую (и изрядно надоевшую) тему – «Художник и Власть». Правда, совсем не в том примитивно-вульгарном виде, в каком её излагают подписанты писем в его защиту – мол, «Кровавые сатрапы ни за что ни про что напали на Художника, который всего лишь продвигал в народ современное Искусство, и шьют ему дело».
А там ведь все несколько сложней: художник сначала, как это в России принято, продался власти – то есть, буквально, продал душу дьяволу, а дьявол в обмен пообещал, как в сказке про Буратино, подарить «Настоящий Кукольный Театр»! И действительно – театр подарил, причем в комплекте с многочисленными Мальвинами, Артемонами и даже Пьеро (они сейчас все эти бесчисленные письма и пишут). Художник какое-то время с Мальвинами пел и плясал, ставил Искусство и был счастлив – ну а потом, как водится, дьявол передумал (или там в преисподней произошла пересменка) – и все дьявольские дары внезапно превратились в тыкву (а художника и всех его присных теперь неиллюзорно тягают к городовому и скорее всего посадят).
Из биографии Серебренникова в Википедии, кстати, ничего понять нельзя – там важнейший эпизод просто опущен, его «как бы не было». Остается полагаться только на собственную память – благо, все ведь случилось менее 10 лет назад, как тут можно забыть. Хотя большинство, конечно же, не помнит уже нифига.
Ну так освежим кое-какие детали. Итак, Серебренников (мой, кстати, почти ровесник) – вплоть до конца «нулевых» был типичной жертвой геронтократии, поразившей, как ржа, весь отечественный театр. Я тут как-то уже печатал в своем блоге известную юмористическую табличку – возраст руководителей основных театров страны. В «нулевые» она была особенно впечатляющей – там фигурировал 90-летний Любимов из Театра на Таганке, еще пара почти 90-летних старцев из Театра имени Моссовета и еще какого-то, дальше шли 70-80-летние Табаков, Волчек, Ширвиндт из Сатиры, ну и т.д. «Костя» Райкин из «Сатирикона», которому было «всего» 60 с небольшим, действительно на общем фоне, в компании аксакалов, воспринимался «Костей», если не «Костиком».
Главное, что старичьё никуда уходить и не собиралось (оно и сейчас почти все на местах, разве что Джигарханян вот в больнице в тяжелом состоянии – укатали-таки охотницы за состоянием). Ну а Серебренников приехал покорять столицу из Ростова, и, хотя имел за плечами почти 20 лет работы в театре и кучу постановок, в 2009-ом в 40 лет всё ещё считался «молодым и перспективным режиссёром», причём «по вызову» - то есть без своего театра и с вечно неясными перспективами. Естественно, ему хотелось стабильности и определенности! «Старики» звали его в «свои» театры иногда ставить спектакли, но все это был случайный, по сути, заработок. Как позвали, так и выгонят. В 40 лет наверняка хотелось уже как-то самостоятельно управлять своими творческими планами.
В конце «нулевых» он, получается, как-то прибился к «Табакерке», бывшему театру-студии Табакова, ставил там; Табаков, получивший к тому времени целый МХАТ, все равно и из Табакерки (на обеспечении московского бюджета, свое помещение, весь реквизит, персонал!) не уходил, продолжал сидеть на двух стульях одновременно. И так бы все и продолжалось, если бы Табакову не пришла в голову… идея грандиозного ПРОГИБА! Он решил поставить спектакль по пьесе некоего Натана Дубовицкого «Околоноля». Причём поставить «экспериментальный спектакль» не в Табакерке, а сразу во МХАТе!
Казалось бы – с чего вдруг? Не опупел ли Олег Табаков? Зачем ставить спектакль по пьесе неизвестного автора сразу в «главном театре страны», тем более, когда под рукой есть своя театральная студия? Но дело в том, что автор «Околоноля» был неизвестен кому угодно, но не опытному царедворцу Табакову: Табаков знал (как знал и весь бомонд столицы), что автор «Околоноля» - всемогущий серый кардинал страны, первый (на тот момент) зам. главы Администрации президента РФ Сурков.
Почему Табаков сам не стал ставить? Вопрос. Наверно, причин несколько. Во-первых, все-таки ему в 2009 году уже было 74, мог бояться «не потянуть». Но я думаю, что Олег Павлович, хоть и понимал всю заманчивость, но где-то в глубине души одновременно и не хотел слишком близко приближаться к огню (то есть к начальству). Да и, как ни крути, а все-таки постановка пьесы «первого визиря» чем-то все ж попахивала. Азиатчиной? В общем, Табаков решил слишком сильно не мараться. И поручил это дело Серебренникову. Возможно, просто рассчитывал использовать Кирилла как «негра», а все плюшки от контакта с «самим» автором «пьесы» все равно забрать себе.
Но Серебренников понял, что это и есть ШАНС, и ухватился за него крепко. Так, что сумел на вираже обойти хитрого и сановного, но все-таки уже слишком старого Табакова – и выйти на прямой контакт с «самим». И ведь Сурков, похоже, был действительно рад как ребёнок тому, что постановка по ЕГО книжке идёт не где-нибудь, а на исторической сцене МХАТа! В одном из немногих российских театров, название которого известно всем за пределами России. Получается, он – пусть и всемогущий на тот момент, но все равно никому не заметный деятель – вписал свое имя навеки в историю театра, а поскольку это МХАТ – в историю и мирового театра! Каково?
За «место в истории» можно и наградить. И Сурков наградил – с поистине царской щедростью (визирю вообще награждать легче, чем царю – царь-то даёт свое, а визирь - чужое, в смысле государственное).
Как мог Сурков наградить театрального режиссёра? Как угодно. Дело в том, что Сурков в АП «курировал внутреннюю политику», а кто осмелится сказать, что культура и искусство – это не внутренняя политика? В общем, дальше уже все знают: ВНЕЗАПНО, ни с того ни с сего, «какому-то там» безвестному Серебренникову, даже без театрального образования и вообще «выскочке», правительство (!), прямым распоряжением выделило аж 240 млн. рублей… на что? Да на всё. Буквально – бери бабки и продвигай «современное искусство».
Смог бы Серебренников получить такой «карт-бланш», если бы шел «снизу»? Да ни в жисть. Его вся банда старцев и их приспешников сожрала бы еще на дальних подступах (как она и делала до этого много раз с его предшественниками). Но тут нет – за Серебренниковым оказалась слишком могучая сила.
Хотя и Суркову, желающему передать «доверенному человечку» небольшую сумму (всего четверть миллиарда) чисто на поддержание штанов, пришлось это как-то оформлять «по закону» - то есть формально пропускать через тендер. Тут, казалось бы, таилась засада – все-таки 240 миллионов на дороге не валяются... Поэтому, чтобы пресечь всякие поползновения в корне, в положение о тендере «как потратить на «новое искусство» 240 миллионов» было заложено феноменально наглое условие – мол, деньги из бюджета получит тот, кто докажет, что сможет реализовать ПЛАН, разработанный «Седьмой студией», и, главное, кто получит от «Седьмой студии» (то есть от Серебренникова) РАЗРЕШЕНИЕ на реализацию такого плана вместо «Седьмой студии». Как ни странно, никто, кроме «Седьмой студии», условия «тендера» выполнить не смог.
Ну и все, собственно. «Сбылась мечта идиота» (а всего лишь надо было поставить одну бездарную пьесу!) Серебренников получил в итоге в театральном мире не только достаточно большие деньги – он, главное, получил СТАТУС. Возможность не только получать, но и нанимать; затевать ПРОЕКТЫ практически по собственному хотению и разумению.
Тут ещё важно понимать, что значила поддержка такого человека, как Сурков, в самом начале «десятых»: это была, в том числе, почти 100%-ная гарантия от наездов «силовиков». Гарантия от придирок налоговой и т.п. Почему? Потому что Сурков – это было не правительство; это АП. Первый зам главы АП – статус примерно члена Политбюро. Тогда (сейчас это, возможно, уже не так ясно) «член Политбюро» однозначно был «старше» любого «силовика». Все «органы», вплоть до ФСБ, по отношению к «политбюро» находились в подчиненном положении – такова структура российской власти.
ЕСТЕСТВЕННО, их сразу стали обналичивать. Следствие сейчас заявило, что из 240 миллионов было обналичено 130, то есть больше половины. Ну а как иначе? Все понимают, что ставить спектакли легче, если платить всем «налом», а не проводить все платежи за реквизит или за монтаж через тендеры (как требует законодательство).
Следствие также сообщило, что из всей суммы 43 миллиона рублей якобы поделили между собой всего три руководителя «Седьмой студии» - сам Сереберенников, Итин и Малобродский. «А как же, типа, спектакли?!» Всего выходила «зарплата» на уровне 1,2 млн. рублей в месяц (еще «тех» рублей, по 30 рублей за доллар). Ну тоже понятно – а чего стесняться, если уж ухватил бога за бороду?! А главбух студии Масляева, которая в итоге всех и сдала, как оказалось, по ходу «обналичивания» прижала себе «неучтенные» 5 миллионов руб. Серебренников, как сообщают, очень удивился при этом сообщении.
А потом что? А потом известно что – болотные, как ни странно, подвели. Сурков после всплеска «протестной активности» 2011-12 гг. «вышел из доверия» и был выперт с должности «куратора внутренней политики» - но не отправлен за Можай, а удержался на самом краю и принялся бродить вокруг до около президентской администрации, надеясь при удобном случае вернуться и восстановить былое влияние. Что, понятно, совершенно ни к чему недоброжелателям незадачливого «Натана Дубовицкого», которые сейчас как раз в силе.
В «борьбе бульдогов под ковром» все средства хороши. Дошел черед и до «режиссера современного искусства». Ничего личного, только бизнес: сам по себе Серебренников с его жалкими грошами (1,2 миллиона хоть по новому курсу, хоть по старому – без разницы) никого там не парит – но если есть малейшая возможность через «разоблачение» Серебренникова бросить тень на его покровителя – этой возможности нельзя упускать.
И возможности используют на полную катушку. Не исключаю, что и нынешний шум вокруг «Седьмой студии» по-своему выгоден врагам «Дубовицкого»: наверняка его интерпретируют как «вот же проклятый Сурков, Владим Владимыч – ведь что делает, гад: народ баламутит, актеришек мобилизует, чуть ли не майдан готов учинить – лишь бы этого своего любимца от тюрьмы заслуженной спасти! Вскормили вы, Владимир Владимирович, змею на своей груди!»
Так ведь Серебренникова и в тюрьму упакуют. Просто чтоб Сурков чуть подольше из опалы не выходил.
И это все уже игры, к которым Серебренников не имеет никакого отношения. Табаков все ж был мудр, когда не стал сам ставить пьесу...»
Во вторник, 22 августа режиссер Кирилл Серебренников был задержан в Санкт-Петербурге, где он снимал фильм «Лето», и был доставлен в следственный комитет в Москве. Режиссера подозревают в мошенничестве на сумму 68 миллионов рублей. (Максимальный срок наказания по этой статье — 10 лет лишения свободы). Дождь собрал реакцию коллег Серебренникова, деятелей культуры и правозащитников на «ночное» задержание режиссера.
Глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин назвал задержание режиссера «избыточной мерой»:
Арест режиссёра - явно избыточная мера до суда, особенно после слов президента о чрезмерности арестов предпринимателей
— Алексей Кудрин (@Aleksei_Kudrin) 22 августа 2017 г.
Заммэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников сказал «Интерфаксу», что режиссеру можно было бы избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы, например подписку о невыезде, подчеркнув при этом, что в деле не фигурируют средства московского бюджета, а речь идет о федеральных деньгах.
Глава Совета по правам человека Михаил Федотов также выразил надежду, что Серебренникова не будут арестовывать. «Надеюсь, нашим следственным органам хватит мудрости не доводить дела до взятия режиссера под стражу. Ничего, кроме скандала, это не вызовет. Тем более, что, насколько это известно из сообщений СМИ, суть обвинения сводится исключительно к обналичиванию бюджетных средств, а это далеко не то же самое, что хищение», — приводит его слова «Интерфакс».
Писатель и сценарист Михаил Идов, который вместе с Серебренников работает над фильмом «Лето», назвал ситуацию вокруг режиссера «травлей талантливого человека», которая «явно не выгодна России и российской культуре».
Председатель комиссии по гражданским правам Совета по правам человека при президенте Николай Сванидзе назвал задержание Серебренникова «демонстративным». «Непонятно, почему так брутально с ним поступают. Он что, насильник, серийный убийца, опасен для общества? Почему его нужно задерживать? Он абсолютно законопослушный гражданин, не склонный ни к побегам, ни к насилию. Зачем нужно ограничение личной свободы гражданина?», — приводит его слова «Интерфакс».
По словам Сванидзе, задержание режиссера с мировым именем «вместо системной борьбы с коррупцией» производит странное впечатление и в самой стране, и за ее пределами, и «будет иметь очень тяжёлые последствия для общей атмосферы в нашей стране».
«С моральной точки это зрения это абсолютно неправомерно, на мой взгляд. Кирилл Серебренников талантливейший художник, режиссер с мировым именем, один из людей, которые составляют славу России на данный момент», — сказал Сванидзе.
Режиссер Павел Лунгин прокомментировал задержание Серебренникова в эфире «Эхо Москвы». «Мне кажется, мы еще раз видим, что наши правоохранительные органы не дают заднего хода, не могут проявить гибкость. <...> Конечно, нет никакой необходимости в аресте. Кирилл никуда не уезжает, он работает. Он тут, он ходит на все допросы, пишет объяснения. Мне кажется, что это излишняя жестокость, какая-то мстительная жестокость», — сказал Лунгин.
Правозащитница Ольга Романова назвала задержание неизбежным и связала его с попыткой следственного комитета доказать «что они не дураки»:
Правозащитница Зоя Светова предположила, что если Серебренникова не поместят под домашний арест, может сократиться число доверенных лиц:
Генеральный директор телеканала «Пятница» Николай Картозия:
Журналист Леонид Рагозин назвал преследование Серебренникова примером «точечного террора Кремля». Цель задержания, по мнению журналиста, в том, чтобы максимизировать эффект и посеять страх:
The persecution of Kirill Serebrennikov is a classic example of Kremlin"s pinpoint terror. The goal is to maximize media effect and sow fear
— Leonid Ragozin (@leonidragozin)
В эти минуты в Москве художественный руководитель "Гоголь-центра" отвечает на вопросы следователей. Знаменитого режиссёра подозревают в организации хищения почти 68 миллионов рублей. Официальное обвинение пока не предъявлено, но в Следственном комитете Серебренников сейчас в новой роли. Из свидетеля он превратился в основного подозреваемого. Сюжетный поворот произошёл накануне, когда на съёмочную площадку в Петербурге явились следователи. Но ещё в мае на квартире у режиссера и в театре прошли обыски.
Худрука московского "Гоголь-центра" задержали в петербургском "Голицын-холле". По данным "Известий", именно здесь Кирилл Серебренников в последние дни работал над новым фильмом о первом альбоме группы "Кино" и появлении на советском музыкальном небосклоне звезды по имени Виктор Цой. Рабочее название фильма – "Лето". О том, что оно кончится так скоро, ни Серебренников, ни его адвокат не подозревали.
"Никто никогда не думал ни о каком задержании, мы приходили сюда по первому звонку, когда были следственные действия", - сообщил адвокат Дмитрий Харитонов. Эти слова десяткам журналистов адвокат знаменитого режиссера сказал у дверей Следственного комитета в Москве, куда Серебренникова этапировали этой ночью. Из слов представителей СК понятно: худрук известного театра, возглавлявший параллельно еще несколько художественных проектов, больше не свидетель по делу о хищении денег из госбюджета.
По словам представителя СК РФ Светланы Петренко, режиссер задержан по подозрению в организации хищения не менее 68 миллионов рублей бюджетных средств, выделенных на реализацию проекта "Платформа". Ему будет предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере.
Проект "Платформа" - это экспериментальные спектакли, концерты, лекции, визуальные перформансы, созданные в рамках "Седьмой студии", некоммерческой организации, начинавшейся как экспериментальный режиссерско-актёрский курс Кирилла Сереберенникова. Спектакли очень смелые, порой за гранью скандала. Еще одно необычное менеджерское решение: "Седьмая студия" была зарегистрирована прямо в московской квартире Серебернникова. Именно туда в конце мая этого года пришли с обыском, но режиссер тогда фактически отделался лёгким испугом – никаких обвинений ему не предъявили, лишь изъяли загранпаспорт.
По версии следствия, с 2011-го по 2014-й "Седьмая студия" получила из госбюджета 200 миллионов рублей. Последний транш – 68 миллионов был выделен три года назад как раз на проект "Платформа". И вот в том, что деньги пошли именно на его осуществление, у следователей есть большие сомнения. Например, на самый крупный проект "Платформы" – "Медиафестиваль" был заключен контракт с некой фирмой "Инфостиль". Больше миллиона на "техническое обеспечение" было переведено на её счета. После этого фирма исчезла, деньги тоже. Подобная схема, говорят эксперты, давно и хорошо известна.
"Создаются фирмы-однодневки, прокладки, на которые денежные средства списываются. Проходит какое-то время, создаются поддельные документы о том, что произведены некие работы, которых на самом деле не было. А деньги уже получены мошенниками", - сообщил бывший оперуполномоченный по особо важным делам, адвокат МКА Евгений Черноусов.
О существовании подобных схем на одном из допросов рассказала Нина Масляева, бывший главный бухгалтер "Седьмой студии". Она с мая находится под арестом в СИЗО, и её показания недавно огласили в суде, где рассматривался вопрос о продлении срока содержания под стражей. Видимо, после этого следователи решили изменить и процессуальный статус Серебренникова. Депутат Госдумы Евгений Фёдоров, написавший запрос о проверке "Седьмой студии" еще 2 года назад, уверен, что в этом деле нет никакой политики. И перед законом все должны быть равны, невзирая на звания, награды и популярность.
"А то, что у нас несколько губернаторов посадили за коррупцию, это тоже политика? Просто государство пытается навести порядок в финансах. Если ты получил деньги от государства, ты за них отвечаешь. Есть понятие «сценарист», "режиссёр». А есть понятие «директор». Серебренников взял функцию «директора», финансового обеспечения проекта, это значит, что он брал деньги", - считает депутат ГД РФ Евгений Федоров.
На вопрос о том, в каком статусе Кирилл Серебренников на этот раз выйдет из здания Следственного комитета, ответ даст сегодняшний день. Единственное, в чем уверены соавторы фильма о Викторе Цое, – их проект будет завершен, вне зависимости от того, закроется ли за ушедшим со съемочной площадки под конвоем режиссером дверь изолятора.
Следственные разбирательства по поводу финансовой деятельности режиссера Кирилла Серебренникова вызывают бурную реакцию в обществе
Как мы помним, все началось с того, что 23 мая, в столичном театре «Гоголь-центр», а также дома у его художественного руководителя Кирилла Серебренникова прошли обыски в рамках уголовного дела о хищении госсредств. Тогда, по данным СК РФ, лица из числа руководства некоммерческой организации «Седьмая студия», основателем которой был Серебренников, в период с 2011 по 2014 годы похитили около 200 миллионов рублей, которые были выделены государством на развитие и популяризацию искусства.
До поры до времени Серебренников фигурировал в качестве свидетеля. А вот экс-гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина и бывшего главного бухгалтера компании Нину Масляеву задержали . Обыск также прошел в квартире директора РАМТа Софьи Апфельбаум, которая с 2012 по 2014 годы возглавляла департамент господдержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ.
22 августа появилась новость о том, что задержан и сам Серебренников. Информация Следственного комитета на этот счет была крайне скупа: «Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России по подозрению в организации хищения не менее 68 млн руб., выделенных в 2011-2014 годах на реализацию проекта «Платформа», задержан художественный руководитель московского театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников».
Как выяснилось, главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева заявила, что режиссер Кирилл Серебренников давал ей указания вносить ложные данные в финансовые отчетности. По ее показаниям, именно Кирилл Серебренников и экс-продюсер АНО Алексей Малобродский якобы разработали план хищения 68 млн и заставляли Масляеву фальсифицировать бухотчетность . Режиссеру предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ УК РФ, максимальное наказание составляет 10 лет заключения и штраф до 1 млн рублей.
Источники сообщают, что показания против Серебренникова отнюдь не были ключевыми. Тем не менее, он еще в мае тоже дал показания против своих сотрудников, сообщает «Интерфакс ». Именно после этого признавшая вину главбух Нина Масляева, а также сотрудница бухгалтерии Татьяна Жирикова и другие лица, данные о которых не раскрываются, дали показания на режиссера.
Задержание Серебренникова вызвало множество вопросов. В обществе сразу поползли слухи о показательном характере этого процесса. Иначе зачем нужно было задерживать человека, который не пытался, например, выехать за границу - да еще и ночью, в ходе командировки в Санкт-Петербург.
Сразу же заговорили о неугодных власти экспериментальных постановках Серебренникова, а также о его прошлогоднем фильме «Ученик», где в гипертрофированной форме критикуются религиозные догматики, манипулирующие окружающими посредством зазубренных цитат из Библии.
К тому же Кирилл Серебренников известен как последовательный оппозиционер. Либеральная фронда ему отнюдь не чужда. После грузино-абхазского конфликта в августе 2008-го он изъявил желание пройтись по Москве с табличкой «Я - грузин!». Поддерживал группу Pussy Riot. В интервью 2014 года режиссер назвал Россию «страной неотменённого рабства» , и заявил, что наша страна «сейчас ведёт себя как, нищий гопник, который от горя сошёл с ума».
Нельзя не заметить, что кампания против Серебренникова проходит на фоне задержаний нескольких губернатора и попадания под следствие одного из министров. Так уж устроено наше несовершенное законодательство, что арестовать в нашей стране можно практически каждого, а уж в особенности тех, кто по долгу службы вынужден заниматься коммерческой деятельностью. Чтобы в наше нестабильное время удержать на плаву свое дело, многим волей-неволей приходится прибегать к «серым» зарплатным схемам или нанимать гастарбайтеров. При случае все это тебе обязательно припомнят, дабы припереть к стене. В особенности - если тебя угораздило хоть раз взять деньги у государства.
Вне зависимости от факта и степени виновности Серебренникова сейчас многие опасаются, что развернутая против него кампания может послужить прологом к целой волне репрессивных мер и против других деятелей культуры России.
«Беда в том, что российское законодательство не проработано в деталях, - сказал в интервью «Свободной Прессе » юрист Игорь Трунов. - Поэтому при желании практически на любого, кто работает с государственными деньгами в сфере культуры, можно найти компромат . Законы многие моменты специально оставляют на усмотрение правоохранительных органов и судебного сообщества. Это и создает ситуацию, при которой можно выборочно сажать неугодных, и закрывать глаза на действия тех, кто лоялен власти. С этой точки зрения, «дело Серебренникова» действительно может оказаться спусковым крючком для кампании по «чистке рядов» деятелей культуры».
Чувствуя это, за Кирилла Серебренникова вступились многие представители творческой интеллигенции. Еще в конце мая Евгений Миронов направил Путину письмо с просьбой разобраться в этой ситуации тщательно и беспристрастно. Среди прочих воззвание подписали Игорь Костолевский, Владимир Познер и Константин Райкин.
Перед премьерой фильма «Гоголь. Начало» члены съемочной группы признались, что ездили в Бассманный суд на заседание, дабы засвидетельствовать свою солидарность с обвиняемым. Исполнитель роли Гоголя Александр Петров признался, что недавно посетил в Питере съемки фильма «Лето» о Викторе Цоя и поразился профессионализму и высокому уровню работы команды. А продюсер Александр Цекало съязвил, что поскольку у нас в стране западные инвестиции льются рекой, экономика на подъеме, народ благоденствует, и генералы не воруют миллиардами, то самое время взяться за культуру .
Справедливости ради, заметим, что на Западе подобные процессы против звезд кино тоже имеют место, но никто их не называет «показательными». В «лохматом» 1977 году режиссера Романа Полански обвинили в США в изнасиловании несовершеннолетней. По информации прокуроров, он дал 13-летней американке шампанское и наркотики, после чего склонил к сексу. Режиссер был вынужден признать вину и в рамках сотрудничества с судом согласился на психиатрическое обследование, однако потом бежал в Европу, где и скрывается от американского правосудия до сих пор. Недавно суд Лос-Анджелеса отклонил просьбу пострадавшей, решившей простить Полански.
Итальянскую актрису Орнеллу Мути суд приговорил к восьми месяцам тюрьмы за то, что та без предупреждения не явилась на спектакль театра Порденоне, где должна была играть главную роль, а затем, чтобы не платить неустойку, предъявила поддельную медицинскую справку. В итоге за это она, несмотря на свой звездный статус, была вынуждена была отвечать по закону.
На данный момент известно, что Басманный суд Москвы отправил под домашний арест до 19 октября художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Подсудимому запретили переписку, телефонные переговоры, встречи и выход на улицу без разрешения следователя. Адвокаты Серебренникова просили разрешить ему ходить на работу. Мы будем следить за развитием данной ситуации и держать вас в курсе.