Канадские танки. Канадская армия делает ставку на танки
Этот средний танк был разработан в начале Второй мировой войны для нужд канадской армии. Из-за низкой огневой мощи первая версия «Рэм» была произведена в ограниченном количестве. В массовое производство был запущен второй усовершенствованный вариант, а к 1943 году было собрано около 2000 таких машин. Однако эта техника служила только для обучения, канадская армия предпочитала использовать новые более мощные модели, созданные союзниками.Во время Второй мировой войны крупные военные державы начали гонку вооружений, которая в основном заключалась в усовершенствовании и увеличении производства бронетехники. Германия, Россия, США и Соединенное Королевство направили все свои научные и технологические ресурсы в эту сферу деятельности.В связи с этим были мобилизованы финансовые и промышленные средства. Германия по сравнению с США в этом отношении была поставлена в менее благоприятные условия.
Другие менее богатые и менее развитые промышленно страны, к примеру Италия и Канада , не хотели отставать и тоже преисполнились энтузиазма, но особых успехов не достигли: несмотря на то, что им удалось разработать прекрасные опытные модели, в частности канадские прототипы, как правило к моменту изготовления они оказывались устаревшими, поскольку армия союзников и страны сил «Оси» в это время занимались разработкой более мощных моделей.В 1940 году канадские танковые войска располагали в общей сложности всего 30 танками различных типов. В то время было невозможно приобрести новые модели, поскольку британцы приняли решение восстановить парк танков, чтобы компенсировать потери, понесенные во Франции, и затем начать разработку новых машин. Канадцы решили заняться производством танков - чего они никогда прежде не делали -и построили около 1000 пехотных танков, которые в конечном итоге оказались в России. Производство проходило в мастерских Канадской тихоокеанской железной дороги.Полученный опыт оказался полезным. Разработку боевого танка военное руководство страны поручило еще одной канадской компании - «Montreal Locomotive Works» (паровозный завод в Монреале). Первая опытная модель «Рэм» была создана в июне 1941 года.
Эта машина с чугунным корпусом была оснащена 2-фунтовой пушкой (калибра 40 мм) и двумя пулеметами: один устанавливали на башне слева от водителя, а второй - в командирской башенке (чтобы защищаться от самолетов). Первая версия «Рэм» казалась удачной разработкой, но необходимо отметить, что после выпуска 50 первых машин выяснилось, что низкая огневая мощь не отвечала требованиям современной войны.Первое изменение состояло в смене 2-фунтовой пушки на 6-фунтовую (калибра 57 мм). Позднее на второй модели танка «Рэм» вторую башню с пулеметом заменили мантелетом. Боковые люки, расположенные на корпусе, были упразднены, а гусеницы, подвеска и трансмиссия - усовершенствованы. Были испльзованы новые воздушные фильтры.В июне-июле 1943 года было создано 1948 танков «Рэм», некоторые из них - 84 экземпляра - были преобразованы в артиллерийские машины наблюдения.Летом 1943 года власти решили оснастить канадские танковые войска танками «Шерман». Отсюда следует, что ни один «Рэм» не участвовал ни в операции по высадке войск союзников в Нормандии, ни в последующих боях. Некоторые машины, переоборудованные в бронетранспортеры -«Кенгуру» - использовались в Западной Европе в конце Второй мировой войны.
Дискуссия о пользе танков ведется не только в нашей стране, но и за рубежом. Использование тяжелой бронетехники во время войн в Ираке и Афганистане подтвердило ее высокую эффективность. Об этом говорится в статье «Военные делают ставку на танки» научного сотрудника Института обороны и иностранных дел Канады Боба Бергена, опубликованную на сайте МИД Канады.
Канада намерена получить десятки новых танков, которые больше и мощнее ныне состоящих на вооружении. В настоящее время взгляды канадских военных разительно отличаются от концепции трансформации Вооруженных Сил, предложенной генералом Хиллером. Только время покажет, справедлива ли критика объемистого «Отчета 2011 года о трансформации Вооруженных Сил», подготовленного Министерством национальной обороны и канадскими Вооруженными Силами (ВС), со стороны бывшего начальника штаба генерала в отставке Рика Хиллера.
Хиллер утверждает, что следование рекомендациям, содержащимся в докладе, автором которого является отставной генерал-лейтенант Эндрю Лесли, приведет к разрушению канадских Вооруженных Сил. В докладе рекомендовалось, среди прочего, сэкономить $1 млрд. в год за счет реорганизации Вооруженных Сил и сокращения 11000 командно-штабных должностей.
Однако, сколь успешен был Хиллер в поддержании высокого морального духа войск и формировании позитивного имиджа Вооруженных Сил в обществе будучи начальником штаба ВС в 2005-2008 гг., столь же поразительно неправ он был до этого. Стоит только вернуться к статье, написанной им в 2003 г., в которой он изложил свои ранние взгляды на трансформацию канадских вооруженных сил. В ней он утверждал, что находящиеся на вооружении Канады устаревающие танки «Леопард» следует заменить американскими артиллерийскими бронемашинами «Страйкер».
Тогда, будучи начальником штаба Сухопутных войск, он писал: «Сильные качества танков «Леопард», размещенных в парках на базах в Валкартьере или Эдмонтоне, бесполезны для солдат, воюющих в Кабуле, Эритрее, Боснии и везде, где нам нужна стрельба прямой наводкой. В некоторых случаях мы не можем доставить их туда, так как они слишком тяжелы для переброски самолетом С-130. В других местах, например на улицах Кабула, они не могут маневрировать, а в иных ситуациях, например во время миротворческих операций, их использование стало бы дестабилизирующим фактором».
Перенесемся в 2006 г. 15 из тех самых 30-летних «Леопардов» с базы канадских ВС в Эдмонтоне, о которых Хиллер пренебрежительно отозвался как о «камнях» на шее канадской военной мысли, занимали позиции в провинции Кандагар в Афганистане. Позже Канада арендовала у Германии 20 танков «Леопард 2А6М» также для использования в Афганистане вместо своих устаревших и слабо бронированных «Леопардов» ранних модификаций.
Чтобы не быть слишком критичным по отношению к Хиллеру, надо признать, что характер боевых действий в Афганистане изменился, поскольку правительство решило перенести боевые операции из Кабула в Кандагар. Если бы Вооруженные Силы действительно приобрели плохо бронированные машины «Страйкер», никто не знает, какими могли бы быть последствия этого шага.
Очевидно, что мысль канадских военных ушла очень далеко от представлений Хиллера о трансформации. Вместо асимметричных угроз, которые он предполагал почти исключительно со стороны формирующихся и распадающихся государств, доклад Лесли содержит гораздо более общие оценки. В нем говорится: «Будущее нельзя предсказать, но можно с уверенностью утверждать, что предстоящие операции будут трудными, их будет много, они будут вестись одновременно и охватывать весь спектр военного потенциала на родине и за рубежом».
Заметный отход от взглядов Хиллера - масштабы программы закупок современных танков, к реализации которой приступили Вооруженные Силы Канады. В феврале 2012 г. Королевский канадский танковый полк, базирующийся на базе Эдмонтон, получил 14 танков «Леопард 2А4М». За этим последуют поставки еще 68 танков в трех различных модификациях несколькими партиями до 2014 г.
Каждая рота будет состоять из трех штабных танков и четырех танковых взводов по четыре танка в каждом. Две роты будут входить в танковый полк, расквартированный в Эдмонтоне, а одна будет базироваться в Гейджтауне. Они будут укомплектовываться военнослужащими полка Королевских канадских драгунов и 12-го танкового полка Канады. В танковое училище поступит около 16 учебных танков. База ВС в Бордене получит три танка. Кроме того, 1-й военно-инженерный полк в Эдмонтоне получит от 9 до 13 бронированных инженерных машин на базе танка «Леопард», а 4-й полк инженерного обеспечения (Гейджтаун) будет иметь четыре такие машины.
По сравнению с 42,5-тонными «Леопардами», с которыми Королевский танковый полк первоначально прибыл в Афганистан, новые варианты танка выглядят монстрами. Каждый из 20 танков «Леопард 2А6М», поступивший из Германии, имеет массу 63 т и улучшенную противоминную защиту. 20 танков 2А4 и 20 танков 2А4М, поступающие из Нидерландов, имеют массу соответственно 56 и 62,5 т. Все они вооружены гораздо более мощными 120-мм пушками по сравнению с 105-мм пушкой, установленной на «Леопардах» выпуска 1970-х гг.
Танки, над которыми Хиллер когда-то посмеивался, сейчас - один из краеугольных камней трансформации канадских ВС. Только время покажет, будет ли он прав или не прав в отношении остального.
(«Национальная оборона»)
По опыту первых случаев боевого применения новейших британских танков стало ясно, что подобная техника имеет большой потенциал и потому представляет интерес для всех армий. Прямым следствием понимания этого стало появление большого количества разнообразных проектов разной степени реалистичности. Не остались в стороне от актуальных тенденций и канадские инженеры. Определенную известность получил проект тяжелого танка под названием Kupchak Landship.
Предпосылки к появлению нового проекта были простыми и понятными. Канада принимала участие в Первой мировой войне, однако не могла похвастать техническим развитием армии. По-видимому, авторы новых проектов считали, что их предложения позволят в самом ближайшем будущем перевооружить войска и тем самым повысить их боеспособность, упростив разгром противника. Одним из наиболее удачных и перспективных способов решения подобных задач на тот момент считали создание новых боевых бронированных машин с высокими техническими и боевыми характеристиками.
Очередной проект бронированной техники с артиллерийским вооружением был предложен инженером Стефеном Купчеком в 1918 году. Ранее этот специалист успел принять участие в разработке нескольких других проектов перспективной военной техники, в том числе бронированных машин, и потому имел определенное представление о способах их развития. Вероятно, именно по этой причине его новый танк должен был походить на предыдущие разработки, но в то же время заметным образом отличаться от них.
Оригинальный проект боевой машины получил достаточно простое название Kupchak Landship – «Сухопутный корабль Купчека». В дальнейшем, в случае успешного завершения разработки и последующего принятия на вооружение, машина могла бы получить то или иное официальное армейское обозначение. Тем не менее, этого не произошло, и любопытная разработка сохранила исходное имя.
С учетом имеющегося конструкторского опыта и доступных сведений об эксплуатации бронетехники С. Купчек предложил использовать общий облик танка, основанный на уже известных технических и компоновочных решениях. Кроме того, некоторые узлы и агрегаты с теми или иными изменениями могли заимствоваться у существующей техники невоенного назначения. Подобный подход к формированию технического облика позволял получить требуемые характеристики и возможности, но при этом в некоторой мере упростить конструкцию.
Одновременно с этим предложенный проект подразумевал некоторую универсальность с точки зрения применения тех или иных систем. Конструктор не указывал на конкретные типы основных узлов и агрегатов, что в будущем позволяло переработать существующий проект в соответствии с пожеланиями и нуждами заказчика. Таким образом, армия могла получить бронетехнику с желаемым двигателем или орудием требуемого калибра. В то же время, переработка существующего проекта под нужды заказчика могла занять некоторое время.
Проектом Kupchak Landship предлагалось использование сравнительно крупного коробчатого броневого корпуса. По-видимому, этот агрегат должен был собираться из катаных листов на каркасе с соединением деталей при помощи заклепок или болтов. Параметры предлагавшейся защиты неизвестны. Можно предположить, что точная толщина бронирования нового танка должна была определяться в соответствии с пожеланиями заказчика. При этом она должна была обеспечивать защиту от стрелкового и осколков артиллерийских снарядов. При дальнейшем увеличении толщины брони можно было рассчитывать и на защиту от артиллерийских снарядов.
Броневой корпус конструкции С. Купчека отличался достаточной простотой форм, однако соответствовал предъявляемым требованиям. Лобовая часть предложенного корпуса должна была иметь выгнутую в плане форму. Предусматривалось использование сравнительно широкого центрального цилиндрического участка, плавно переходившего в скошенные прямоугольные скулы. За таким лбом должны были находиться вертикальные прямоугольные борта, форма и размеры которых не менялись по всей длине корпуса. От атак сзади танк защищался вертикальным прямоугольным бронелистом.
Корпус предлагалось оснащать простой горизонтальной крышей со скошенными гранями передней части. В ее центре предусматривался проем для установки рубки-башенки. Последняя должна была представлять собой невысокое цилиндрическое устройство с большим количеством смотровых щелей по периметру. С помощью последних экипаж должен был следить за обстановкой и искать цели.
Днище корпуса должно было состоять из пары основных элементов. Более крупный лист располагался горизонтально и соединялся с бортами. В его центре предусматривался большой продольный проем для установки выгнутой детали, выступающей вниз. За счет такой конструкции днища С. Купчек планировал получить достаточный объем для монтажа всех необходимых агрегатов силовой установки и трансмиссии.
Сохранившиеся чертежи показывают, что конструктор предлагал разделить внутренние объемы бронекорпуса на несколько отсеков. Между отдельными объемами могли размещаться броневые перегородки-переборки. Передняя часть корпуса отдавалась под боевое отделение с орудийной установкой и местами для хранения боекомплекта. Сразу за ним предусматривалось отделение управления. В следующем отсеке, в его передней части, предлагалось разместить двигатель. Прочие объемы кормового отсека отдавались под баки, стеллажи для имущества, трансмиссию и т.д. Следует отметить, что некоторые особенности сохранившихся изображений могут вызывать определенные вопросы.
На внешней поверхности корпуса предлагалось крепить надгусеничные полки оригинальной конструкции. Непосредственно над ходовой частью С. Купчек поместил горизонтальные детали большой длины и сравнительно малой ширины, на которых спереди и сзади крепились полукруглые крылья. При этом передние крылья имели расширяющуюся переднюю часть, необходимую для соединения с изогнутым лбом корпуса. На уровне днища лобовой части корпуса имелись широкие щитки, соединявшиеся с крылом. Аналогичные детали иного размера были установлены в корме.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть должны были строиться с широким применением узлов и агрегатов американских тракторов марки Holt. Тип двигателя, однако, не уточнялся, и мог определяться заказчиком. Бензиновый мотор с требуемыми параметрами конструктор предложил монтировать в центральной части корпуса. Позади него следовало устанавливать механическую трансмиссию, выдающую крутящий момент на кормовые ведущие колеса. Какие именно двигатель и трансмиссия следовало использовать на «Сухопутном корабле Купчека» – неизвестно. Можно предположить, что высокая масса конструкции привела бы к необходимости применения достаточно мощного двигателя, выдающего не менее 150-200 л.с.
На основе существующих тракторных агрегатов С. Купчек разработал новую ходовую часть. Он предложил использовать крупные ведущие и направляющие колеса, лежащие прямо на грунте. Одновременно с этим в проекте не применялась традиционная для того времени конструкция с большим числом мелких опорных катков, сблокированных при помощи продольных балок. Теперь на борту корпуса предлагалось монтировать продольный силовой элемент с креплениями для пружинной подвески всего трех катков. Сами катки при этом могли иметь малый диаметр. Характерной особенностью проекта Kupchak Landship стала гусеница малой ширины. Ширина траков не превышала и без того не слишком большой поперечный габарит надгусеничной полки.
Основным оружием перспективного танка должна была стать длинноствольная нарезная пушка. Конструктор предусматривал использование системы калибром от 75 до 100 мм. Орудие следовало монтировать на тумбовой установке в носовом отсеке корпуса. За счет имеющейся амбразуры лобового листа, прикрытой подвижной маской, можно было осуществлять наводку пушки в пределах некоторых секторов. Для переноса огня на большие горизонтальные углы мог понадобиться разворот всей машины.
В правой части боевого отделения С. Купчек предлагал разместить объем для хранения боекомплекта. Количество возимых боеприпасов должно было зависеть, в первую очередь, от калибра главного орудия. С учетом «совместимых» калибров можно предположить, что экипажу пришлось бы иметь дело с унитарными выстрелами.
В качестве дополнительного вооружения для борьбы с пехотой противника предлагалось использовать пару пулеметов винтовочного калибра. Это оружие следовало крепить на бортовых установках корпуса. Таким образом, экипаж одновременно мог бы обстреливать цели в передней полусфере из пушки и вести пулеметный огонь в боковых направлениях. Среди прочего, такие возможности могли бы пригодиться при зачистке вражеских окопов.
В экипаж перспективного танка могло входить от 6 до 8 человек. Точный состав экипажа зависел от типа основного орудия, количества дополнительных пулеметов и других факторов. Несколько артиллеристов, обслуживающих основную пушку, должны были находиться в переднем отсеке. Места для водителя и его помощника с постом управления находились в среднем объеме. Стрелки должны были располагаться вблизи пулеметных установок. Наличие верхней надстройки, обеспечивающей хороший обзор окружающей местности, позволяло дополнить экипаж наблюдателем.
Доступ внутрь бронекорпуса обеспечивался единственной дверью на левом борту отделения управления. Помимо верхней башенки-надстройки для наблюдения можно было использовать орудийную и пулеметные установки, а также несколько люков по периметру корпуса. При этом возникают вопросы о наблюдении за дорогой с места водителя. Есть основания полагать, что этому члену экипажа нужно было использовать пару перископов, выведенных на борта корпуса.
По расчетам, перспективный танк Kupchak Landship должен был иметь длину около 7 м без учета орудия. Ширина могла достигать 3 м, высота – порядка 3,5 м. При таких габаритах бронемашина могла отличаться клиренсом около 500 мм. Боевая масса определялась на уровне 30 т, что позволяло относить проект к категории тяжелых танков. В зависимости от тех или иных переработок проекта, в первую очередь связанных с выбором комплектующих, габариты и масса могли изменяться. Так же отсутствовали точные сведения о подвижности, которая должна была напрямую зависеть от типа и мощности двигателя.
Известно, что документация по перспективному тяжелому танку в самом конце 1918 года – едва ли не после окончания боев в Европе – была представлена британскому военному ведомству. Великобритания, в отличие от Канады, выглядела более перспективным заказчиком, поскольку располагала достаточным промышленным потенциалом. Канадская промышленность могла не справиться с предложенным проектом. Кроме того, британские военные уже запустили программу разработки и производства перспективных танков, и проект Kupchak Landship мог получить шанс на реализацию.
Вместе с чертежами и описанием С. Купчек отправил военным просьбу о содействии в деле строительства опытного образца. Вероятно, он полагал, что наличие полноценной опытной машины позволит наглядно показать все положительные особенности подобной техники, и затем приведет к появлению заказа на серийное производство.
Тем не менее, потенциальный заказчик не заинтересовался любопытным предложением. Точные причины такого решения неизвестны, но, располагая современными знаниями и опытом, можно сделать несколько предположений, в той или иной мере претендующих на истинность.
Одним из главных факторов, приведших к отказу, могло стать наличие более удачных альтернатив. К концу 1918 года британская промышленность уже научилась разрабатывать и строить танки разных типов, соответствующих современным требованиям. Была найдена оптимальная архитектура бронетехники, получившая дальнейшее развитие. В таких условиях производство совершенно нового танка, основанного на иных идеях и решениях, выглядело не самым разумным начинанием.
Также на судьбе проекта Kupchak Landship могло негативно сказаться окончание Первой мировой войны. До самого конца конфликта военные Великобритании, Канады и других стран проявляли большой интерес к перспективной боевой технике, однако завершение боев и последующее подписание мирного договора привело к известным последствиям. Финансирование армий уменьшилось, а кроме того, сократилась потребность в новых боевых машинах. Многие проекты разного рода, ранее представлявшие определенный интерес, были закрыты.
Нельзя не отметить, что проект С. Купчека также имел ряд серьезных технических проблем, вполне способных помешать его успешной реализации. Некоторые из недостатков были прямо связаны с предложенным подходом к проектированию и выбранной архитектурой конструкции. Как следствие, их нельзя было бы устранить без самой серьезной переделки проекта. Получившаяся боевая машина, в свою очередь, имела бы лишь ограниченное сходство с изначально предлагавшимся танком.
Прежде всего, следует подвергнуть критике не самую удачную конструкцию корпуса. Проект решал основные задачи, но при этом оставлял достаточно много пустого места, прикрытого достаточно тяжелой броней. Как следствие, конструкция получалась перетяжеленной. Использованная компоновка не смогла бы себя оправдать. Переднее боевое отделение с тумбовой установкой ограничивало углы наведения и по общей эффективности серьезно уступало уже известным орудийным башням. Среднее расположение отделения управления, в свою очередь, серьезно затрудняло работу водителя.
При использовании подходящего двигателя танк Kupchak Landship мог иметь достаточную удельную мощность, но потенциально высокая подвижность исключалась из-за неудачной конструкции ходовой части. Пара колес большого диаметра и три опорных катка с пружинной подвеской на каждом борту вряд ли могли бы иметь прочность, соответствующую массе всей конструкции. Кроме того, такая ходовая часть не смогла бы обеспечить приемлемую мягкость хода. Малая ширина гусеницы привела бы к сокращению удельного давления на грунт с понятными последствиями для проходимости.
Таким образом, в предложенном виде проект тяжелого «сухопутного корабля» за авторством Стефена Купчека имел массу проблем, в том числе принципиально неразрешимых. Уже на стадии анализа технического предложения стало ясно, что необычный проект не имеет никаких реальных перспектив. Конструктору-энтузиасту отказали в поддержке, и оригинальный тяжелый танк остался на бумаге. Одна из первых канадских попыток создания собственного танка не привела к реальным результатам.
По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://landships.info/
https://thearmoredpatrol.com/
http://ftr-wot.blogspot.fr/
Решив в 1940 году производить собственные танки, канадские военные могли выбирать из множества образцов со всего мира: британских, американских и даже французских машин. Если среди пехотных танков они быстро подобрали подходящий прототип, то ни один иностранный крейсерский танк не удовлетворял требованиям канадской армии полностью. В результате на свет появился гибрид, сочетавший в себе американские, британские, французские решения, сдобренные канадским колоритом – самый мирный танк Второй мировой, ставший впоследствии известным как «Рэм».
Война с бюрократией
Ситуация с производством пехотных танков в Канаде была простой. Infantry Tank Mk.II к 1940 году уже не устраивал военных, а Infantry Tank Mk.IV был достаточно «сырой» конструкцией, вдобавок достаточно сложной для новорождённой танковой промышленности. Выбор пал на Infantry Tank Mk.III , который успешно запустили в серию на заводе Канадской Тихоокеанской Железнодорожной Компании (Canada Pacific Rail – CPR). С крейсерским танком дела обстояли сложнее. Заказ намечался внушительный: в отличие от «Валентайнов», которые Канада производила на экспорт, крейсерский танк предназначался для собственной армии. 13 августа 1940 года было решено, что Канада сформирует свою собственную бронетанковую дивизию, для вооружения которой требовалось… 1100 крейсерских танков.
Генерал-майор Эрнест Сансом (Ernest William Sansom) осматривает танки М3 драгунского полка Британской Колумбии. Эти танки устраивали канадцев только наполовину
С одной стороны, в Великобритании в это время работали над многообещающим Cruiser Tank Mk.VI, с другой – американцы как раз меняли свой нелепый Medium Tank M2 более современным Medium Tank M3. Сначала британцы настаивали на том, что все британские доминионы должны строить танки по британским образцам, но после осмотра канадских заводов генерал-бригадир Пратт пришёл к выводу, что вероятность успешного производства танков Cruiser Tank Mk.VI на этих предприятиях очень низка.
В конце концов, было принято решение сотрудничать с соседями с юга, несмотря на то, что их танк не полностью удовлетворял требованиям. Декларация Гайд-Парка (Hyde Park Declaration) 1941 года, подписанная американским президентом и канадским премьер-министром, гласила: «Мобилизуя ресурсы континента, каждая страна должна поставлять другой то, что она может производить лучше всего» . Эта декларация устранила главное препятствие на пути канадско-американской кооперации: нехватку американской валюты в Канаде. Следуя декларации, канадская промышленность помогала американской военной промышленности, а программа ленд-лиза распространялась на канадские изделия для Великобритании.
К тому же, сама Великобритания согласилась к 30 октября 1940 года купить 3000 танков американского производства, когда ещё не были завершены чертежи новой машины. Несмотря на это, британцы не были полностью довольны даже концепцией. Предлагалось убрать командирскую башенку, увеличить башню и поставить дымовые гранатомёты. На будущее планировалась ещё более серьёзная переделка: отказ от 37-мм пушки, перемещение главного орудия в башню, использование литья вместо катаной брони и заклёпок. Из-за нехватки 75-мм пушек в канадский вариант танка решили поставить шестифунтовые пушки.
Чтобы облегчить разработку нового танка, между Американской паровозной компанией (American Locomotive Company – ALC) и Монреальским паровозным заводом (Montreal Locomotive Works – MLW) установили режим неограниченного обмена чертежами. В документации этот проект назывался «англо-американским крейсером», или обозначался как M3 или М4С. Летом 1941 года для танка предложили новые названия: Cruiser Tank Mk.X для танка с двухфунтовкой и Cruiser Tank Mk.XA – с шестифунтовой пушкой. Они также не прижились, но осенью у машины появилось новое имя: «Рэм» (Ram – англ. «баран») в честь символа 1-й канадской бронетанковой бригады. Варианты танка назвали «Рэм» Mk.I и «Рэм» Mk.II. Впрочем, ассоциации с Medium Tank M3 оставили свой след: в фотоархивах канадских учреждений нередко находятся фотографии «Рэмов», подписанные как M3, и наоборот.
Рабочие собирают панели приборов для канадского танка
К зиме 1940-1941 гг. Канада начала готовиться к выпуску американского танка. Не имея опыта производства литой брони, канадцы наняли Мартина Преваля (Martin Preval), который ранее работал над танком SOMUA S 35 во Франции. Обстрел первых произведённых литых деталей показал, что по стойкости они ничем не уступают катаной британской броне. Было налажено обеспечение двигателями, трансмиссиями и другими агрегатами, которые не производили в Канаде, при этом представитель из США предупреждал, что достать трансмиссии будет трудно и лучше развернуть производство непосредственно в Канаде.
Были у танка отличия и от американской конструкции. Следуя британской системе вооружения, крейсерский танк строили с британской противотанковой пушкой. Она была значительно компактней 75-мм пушки M3 и помещалась в башню, которую разработали в Монреале на основе башни от A15 Cruiser Tank, но литую, как корпус. В конце концов, от исходной башни осталось настолько мало, что башня «Рэма» стала почти полностью оригинальной конструкцией.
Хорошо видно, где кончается американская конструкция и начинается канадская
Канадские конструкторы отказались от спонсона и на манер британских крейсерских танков переместили пулемётную башенку с крыши главной башни на крышу корпуса, сократив высоту машины. Диаметр башенного погона вырос с 54,5 (1380 мм) до 60 дюймов (1524 мм), что позволило установить более мощное вооружение. Новая башня, намного более крупная по размеру, использовала тот же механизм поворота башни марки «Логанспорт», что и американский танк. Он позволял совершить 3,5 оборота башни в минуту. В нишу башни поставили радиостанцию Wireless Set №9. Вдобавок к основному орудию и спаренному пулемёту, в башне разместили двухдюймовый казнозарядный миномёт для стрельбы дымовыми гранатами.
Изменений «ниже пояса» также хватало. Карданный вал, типичный для американских танков с радиальным двигателем, переместили, а водителя пересадили рядом с коробкой передач. Это позволило уменьшить высоту корпуса. Экономия веса за счёт использования литья вместо клёпки позволила увеличить толщину лобовой брони до 60 мм. Толщину брони пулемётной башенке тоже увеличили. Один такой танк обходился правительству в 89 000 канадских долларов.
Путь первых танков
«Рэм» планировали выпускать с 57-мм пушкой 6-pounder 7cwt Mk.III, но тут подвели британцы. К тому времени, как канадцы достроили прототип, танковой установки с шестифунтовкой ещё не было. Самой пушки тоже ещё не было, так как начать производство планировалось только в октябре 1941 года. На прототип и первые 50 серийных танков пришлось ставить пушку 2-pounder Mk.IX. Канадцы послали капитана Д.М. Люмиса в Великобританию, чтобы он каким-то образом ускорил разработку установки или хотя бы раздобыл документацию по ней. Люмис доложил, что конструкция «постоянно меняется». К тому же, не было гарантии, что британская установка, которую разрабатывали для Cruiser Tank Mk.VI, поместилась бы в башню канадского танка. В конце концов, в Монреале разработали собственную установку.
«Рэм» изнутри. Хорошо виден карданный вал, «визитная карточка» американских танков тех времён
Первый «Рэм» Mk.I вышел из ворот завода 30 июня 1941 года в ходе торжественной церемонии. 18 июля танк отправили в США, на Абердинский полигон. После тщательных испытаний «Рэм» вернули в Монреаль вместе со списком недостатков, которые следовало устранить. Тем не менее, танк американцам понравился: некоторые историки считают даже, что исследование канадского танка повлияло на разработку американцами своего Medium Tank M4, что маловероятно. Основные характеристики M4 были утверждены уже в августе 1940 года, а первая модель Medium Tank T6 была готова в апреле 1941 года – до того, как «Рэм» попал в Абердин. Так или иначе, в американской системе вооружений танк получил индекс M4A5.
«Рэм» Mk.I прогнали через всевозможные испытания и в Канаде. Канадцы особенно беспокоились о возможном скоплении пороховых газов в боевом отделении, но стрельба из спаренного и башенного пулемётов одновременно со скорострельностью в 1000 и 500 выстрелов в минуту за четверть часа опасной концентрации газов не выявила. В отчёте было написано, что даже более высокая скорострельность ничем не грозит экипажу. При стрельбе из пушки 2-pounder со скорострельностью в 36 выстрелов за 15 минут количество скапливающихся газов возрастало, но работающий двигатель успешно высасывал газы через перегородку уже при 1000 оборотах в минуту. При заглушённом двигателе концентрация газов могла стать опасной, а для успешной установки более мощной пушки нужен был дополнительный вытяжной вентилятор.
Первый «Рэм» Mk.II был построен без хитростей. У второго серийного танка «Рэма» Mk.I просто заменили установку двухфунтовки на шестифунтовку – съёмная маска на болтах делала конверсию достаточно простой. Увеличение габаритов пушки отрицательно сказалось на работе экипажа. Теперь наводчику было трудно смотреть в прицел при наведении на цель, а места для планировавшегося стабилизатора не осталось. Пришлось переместить маховики наводки и рычаг экстрактора. Эти изменения не полностью устранили проблему, но танк всё равно был признан удовлетворительным. После испытаний 3 ноября 1941 года было дано разрешение на производство танка «Рэм» Mk.II.
Двигатель «Континенталь» R975-C1. Такие ставили на «Рэмы» средних серий
Расписание поставок от подрядчиков составлялось с расчётом, что MLW будет выпускать два танка ежедневно. Начало выпуска серийных танков ожидалось в сентябре или октябре 1941 года, и до декабря предполагалось выпустить 200 танков. Как часто бывает, эти планы не реализовались: в июле Отдел снаряжения и снабжения (Department of Munitions and Supply – DM&S) сообщил, что более 71 танка до конца года ждать не стоит. В дальнейшем прогнозы продолжали падать: 24 октября ожидали уже всего 48 собранных танков к концу года. Производственные проблемы усугублялись бюрократическими: не было ясно, кто должен заказывать части – британская сторона или канадская. Кроме того, «Рэм» не был приоритетным для американцев, и их компании неохотно расставались с двигателями и трансмиссиями.
К 2 января 1942 года 15 «Рэмов» худо-бедно прошли приёмку; ещё 39 танков были на ходу, но их сборка ещё не была закончена. Процесс сборки всё ещё не лишился проблем. Конструкцию танка постоянно модернизировали, и на MLW путали детали для новых и старых танков. Мастер вооружения (Master General of Ordnance – MGO) в ярости писал DM&S: «До сих пор ни один «Рэм» не прибыл в боеготовом состоянии» . Письмо было написано 15 июня – к тому времени от «детских болезней» пора было бы уже избавиться.
Жалобы приходили и из канадских частей, куда танк начал поступать. Литьё было низкого качества, и литые элементы подвески ломались. Литая броня была немногим лучше: на учениях борт «Рэма», который тянул за собой мишень, был пробит двухфунтовкой с дистанции 275 метров. Разразился скандал: теоретически 60-мм броня была для пушки непробиваемой.
Прототип танка «Рэм» Mk.I выезжает с завода, 30 июня 1941 года
Вооружение тоже оставляло желать лучшего. Кучность у двухфунтовки была низкой, а спаренный пулемёт «Браунинг» быстро перегревался. Наводить пушку на цель было сложно из-за низкого качества поворотного механизма. На испытаниях наводчик попал в движущуюся цель на дистанции в 650 ярдов один раз из пяти, а с 1000 ярдов не смог попасть ни разу. Башня тряслась во время движения из-за большого люфта в башенном погоне. От интенсивной стрельбы трескалась люлька пушки.
Жалобы приходили и на двигатель. «Континенталь» R975-EC2 оказался самым капризным из двигателей на танках семейства M4; вдобавок он не работал на британском 80-октановом бензине и требовал 87-октановый. На танках «Рэм» Mk.II двигатель заменили на R975-C1, но эта замена всех проблем не решила. Канадцы жаловались на низкое качество поставленных двигателей, живучесть которых составляла порядка 1500-2000 миль, и других агрегатов. Улучшенный вариант двигателя, R975-C4, оказался самым надёжным из тех, что ставили в «Рэм», но даже он оставлял желать лучшего, требуя в среднем 82,5 часов обслуживания на 100 часов работы.
Танки «Рэм» Mk.II на заводе. В центре машина из серии CT40101 – CT40437: бортовых люков больше нет, но остался «гриб» вентилятора. Из-за того, что установку шестифунтовки не закончили вовремя, 50 танков «Рэм» Mk.II уехали в Великобританию без пушек
Выговоры и жалобы, тем не менее, пошли на пользу. Танк модернизировался, а темпы производства росли – к июлю MLW выпускал 150 танков в месяц. Были планы увеличить выпуск до 300 танков в месяц с помощью американцев, но не тут-то было. Мощности MLW перевели на производство «Гризли», канадского варианта Medium Tank M4A1, и самоходных установок «Секстон» на его базе. Чтобы не тратить усилия, неиспользованный задел «Рэмов» пустили на выпуск первых «Секстонов». Последний «Рэм» Mk.II вышел из ворот завода 11 августа 1943 года. Всего MLW выпустил 1948 танков «Рэм», из которых 1671 отправили в Великобританию, при этом 100 потеряв в пути, а 277 оставили в Канаде.
В течение двух лет выпуска конструкция танка не стояла на месте. Метаморфозы начались достаточно быстро. Первые «Рэм» Mk.II уже отличались от «Рэм» Mk.I не только пушкой: у Mk.II пистолетный лючок на левом бортовом люке заменили вентилятором. Также у него появился прицел в пулемётной башенке. Пулемётчик в Mk.I должен был наводить пулемёт по следу трассирующих пуль, из-за чего ствол быстро изнашивался.
Танки «Рэм» Mk.II южноальбертовского полка. Танкисты добавили забашенные ящики для личных вещей. Англия, 1943 год
Начиная с танка с номером CT.40101, бортовые люки исчезли, но вентиляторы остались. Встречаются фотографии более ранних танков с заваренными люками и пистолетными лючками. Начиная с танка с номером CT.40438, бортовые вентиляторы исчезли, на их месте остались небольшие выпуклости. На танках этой серии также пропал пистолетный лючок в борту башни, который заменили пистолетной бойницей с пробкой. Начиная с номера CT.159503, на «Рэм» перестали ставить пулемётные башенки, а пулемёт перевели в шаровую установку во лбу корпуса, как на «Шермане». На этих танках также изменилась подвеска VVSS: поддерживающие катки отвели назад, тоже подобно «Шерману». Начиная с CT.159540, а также на танках CT.159534 и CT.159538, на «Рэм» Mk.II начали ставить удлинённое орудие 6-pounder Mk.V. У этой пушки ствол был более длинным и облегчённым, из-за чего на конце появился противовес.
«Баран» на прокачке
Думать об изменении вооружения танка начали почти сразу. Британская концепция танков включала в себя танки непосредственной поддержки (CS – Close Support), и в «Рэм» предлагали поставить ту же 75-мм пушку, или трёхдюймовую гаубицу. Затем аппетиты военных начали расти, и к танку начали примеряться к 3,7-дюймовой гаубице, а потом и к 95-мм. Тут обнаружилась проблема: для того, чтобы поставить орудия такой мощности, нужен был 70-дюймовый (1778 мм) башенный погон, под который пришлось бы переделывать весь танк; к тому же, в Канаде не было станков, на которых такой погон можно было бы обрабатывать. В конце концов, в 1942 году было принято решение не строить крейсерские танки непосредственной поддержки вообще.
К 75-мм пушке вернулись в 1943 году. К тому времени танк устарел и постепенно уходил на вторые роли. Ещё весной обсуждался заказ 1000 75-мм пушек для этих танков. В августе было принято решение модернизировать 700 танков, снабдив их 75-мм пушками Ordnance QF 75 mm (шестифунтовки, рассверленные до калибра 75 мм): 600 для оперативного резерва и 100 для учёбы. Боевые танки модернизировались полностью, учебные лишь частично. 250 из 600 боевых танков снабжались приспособлениями для преодоления водных преград. Переделка танков происходила в Англии. Для учебных танков пушки производились в Великобритании, для боевых – в Канаде. Оставшиеся 900 танков не модернизировались.
Модернизированный «Рэм» Mk.II на учениях на базе Борден. На танке стоит удлинённая пушка 6-pounder Mk.V с противовесом. Бортовые люки заварены
Опытный танк с 75-мм пушкой вышел на испытания 21 апреля 1943 года. Испытания не прошли гладко: из 15 бронебойных снарядов, выпущенных из пушки, восемь застряло в стволе и их пришлось выбивать шомполом. Шесть осколочно-фугасных и восемь дымовых снарядов отстреляли без проблем. Только один из 16 снарядов, выпущенных по движущейся цели, поразил её, но и это было чудом, так как на танке всё ещё стоял телескопический прицел №33 для шестифунтовой пушки и тот самый неполноценный поворотный механизм «Логанспорт». Так или иначе, танк признали почти равным «Шерману». Вентиляция танка с двигателем, работающим на холостых оборотах, была оценена как удовлетворительная.
Более тщательные испытания провели с танком номер CT.159506 на полигоне в Лулворте. Это был самый совершенный из «Рэмов»: на нём стояли стабилизатор «Вестингауз», новый поворотный механизм «Логанспорт», дополнительная защита от пуль и осколков. Кроме того, на танке уже не было пулемётной башенки.
Испытания показали, что и новый механизм поворота башни оставляет желать лучшего. Плавность поворота башни у танка, стоящего на ровной горизонтальной поверхности, улучшилась, но под креном в 15° поворот влево был неравномерным. Перемена поворота слева направо тоже была непредсказуемой: иногда башня не начинала поворот обратно, пока рукоятку поворота не наклонили до 25-30°, а бывали случаи, что башня не поворачивалась вообще.
Отсутствие пулемётной башенки понравилось испытателям. Сектор обстрела был урезан вдвое, но у пулемётчика теперь было намного больше места. Видимость из оптического прицела пулемёта упала, но пулемётчику добавили перископ типа «Виккерс».
Передний «Рэм» относится к машинам из последней серии. На танке нет пулемётной башенки, а в башне стоит удлинённая пушка 6-pounder Mk.V. Задний танк имеет подвеску и пушку более раннего типа
Стабилизатор был, пожалуй, самым эффективным из новшеств. С ним танк мог уверенно поражать цели бронебойным снарядом с дистанции 800-1000 ярдов, осколочно-фугасным – с 900-1250, а пулемётом – с 400 ярдов при движении со скоростью в 12-15 миль в час (19-24 км/ч). Телескопический прицел сильно прыгал из-за работы стабилизатора, отчего наводчик не мог наводить пушку при езде по очень ухабистой дороге. Спусковой механизм был слишком тугим, и испытатели рекомендовали взамен электрический механизм соленоидного типа. Стрельба с закрытых позиций на расстоянии 2400-3500 ярдов была признана неудовлетворительной, так как маховик вертикальной наводки не был предназначен для такой точной работы.
В итоге танк испытатели одобрили. Перевооружению и модернизации был дан зелёный свет.
К началу сентября 100 пушек (34 Mk.V и 66 Mk.VA) прибыли на склад. Учебные танки ожидались в сентябре, но даже к концу августа не было ясно, какие машины будут модернизировать. Первоначально для этой цели выделили танки из серии CT.159402 – CT.159501, но семь из них (CT.159413, CT.159414, CT.159440, CT.159448, CT.159453, CT.159460, CT.159501) так и не попали в Англию. Была дана рекомендация установить оставшиеся пушки в танки из серии CT.159502 – CT.160193. Только 14 сентября спохватились, что для новой пушки нужен новый прицел, и канадские войска в Англии заказали 100 телескопических прицелов №50.
30 танков, заказанных для учёбы, к 12 сентября так и не сдали: было принято решение учиться на «Шерманах». Танки опоздали и к учениям, которые начинались 22 сентября, а 4 октября срок сдачи передвинули на 15 декабря. Так как экономия ресурса более боеспособных «Шерманов» была очень важной, танки ожидали как можно скорее. Первые два «Рэма» c 75-мм пушками были готовы к 15 октября. Из-за проблем с амортизаторами и кулачками было рекомендовано подвергать испытаниям каждый десятый танк с такой пушкой.
Канада гордилась своим «мирным» танком. «Рэм» можно было увидеть, например, на почтовых марках
За день до запланированного окончания программы перевооружения, 14 декабря, был дан приказ программу отменить. К этому времени было уже понятно, что в бой канадские танки не пойдут, да и «Шерманов» теперь хватало для учёбы. Переделку 600 боевых танков так и не начали. 27 декабря был составлен перечень всех танков «Рэм» с 75-мм пушками: 29 переделали полностью, в 10 танках пушки поставили, но для окончания работы нужен был примерно один час для каждого танка, а ещё один опытный танк был в Лулворте.
К 7 февраля 1944 года 10 переделанных танков были посланы резервной группе «Е» канадских войск. Похоже, что они понравились, так как группа «Е» заказала ещё 19 танков. 22 апреля группа заказала ещё 15 «Рэмов» с 75-мм пушками, но получила отказ, так как танки такого типа кончились. В конце концов, группа «Е» смогла собрать у себя все переделанные танки кроме находившегося в Лулсворте. Интересно, что там танк был не нужен, и полигон был готов его отдать ещё 6 декабря 1943 года.
Ненужный танк
Ещё весной 1943 года было понятно, что модернизация «Рэма» не поспевает за новейшими «Шерманами». Узкий башенный погон не позволял радикально увеличить огневую мощь танка, капризный двигатель ограничивал его вес, да и «Шерманов» уже было достаточно. Монреальский завод, который едва мог производить 200 танков в месяц, не мог соперничать с американскими гигантами, поэтому канадские и британские части постепенно пересаживались на американские танки. «Рэмы» массово переделывали в машины артиллерийских наблюдателей, бронетранспортёры, огнемётные танки и другие спецмашины, но эта тема для отдельного рассказа.
Под конец войны в Канаде скопилось 258 бывших в употреблении «Рэмов», а также 47 абсолютно новых танков. Послужить после войны им не удалось: канадские нужды в бронетанковой технике были покрыты более совершенными танками M4A2E8, прибывшими из США. В июне 1946 года было принято решение переплавить все танки «Рэм» и машины на их базе, которые имелись на складах. В итоге 30 танков оставили в качестве мишеней для стрельбищ, а четыре отдали танковому училищу в Бэррифилд.
Немецкой разведке удалось собрать достаточно точные данные о танке, ни разу не встретив его на поле боя
44 машины (40 танков с 75-мм пушками, два танка артиллерийских наблюдателей и две БРЭМ) передали правительству Нидерландов, позднее доведя количество рабочих машин до 73 штук. В стране тюльпанов «Рэмы» дослужили до 1952 года, когда их заменили «Центурионами», а затем ненужные танки закопали в землю на оборонительной линии Эйсель, заменив орудия на пулемёты.
Подводя итоги, сложно назвать «Рэм» плохим танком: для своего времени 76 мм брони и 57-мм пушка были достаточно грозными аргументами на поле боя. Конструирование и производство такого передового танка на заводе, который до этого танков не производил вообще, было трудовым подвигом. Увы, мощности канадской промышленности не хватало для того, чтобы соперничать с потоком «Шерманов», производимым США, и вполне современному танку, созданному в кратчайшие сроки в самое опасное для своей страны время, так и не довелось повоевать.
Источники и литература :
- Архив Dept. of National Defence / Library and Archives, Canada
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939-1947) RG 24 C 2
- http://www.ramtank.ca
- R.V. Lucy. Canada"s Pride. The Ram Tank and its Variants
- Фотоархив автора
Официальное обозначение: “Ram”
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1940 г.
Дата постройки первого прототипа: 1941 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1941-1943 гг., построено 1949 единиц.
Предисловие
Неожиданная, но вполне закономерная, потеря большей части танков Королевского Танкового Корпуса Великобритании в срочном порядке заставила искать пути для восполнения потерь. Собственных производственных мощностей было явно недостаточно и к работе начали подключать ресурсы находящиеся в заморских владениях. В промышленном отношении самым развитым из доминионов была Канада. К 1940 году на её территории уже действовали сборочные цеха фирмы Monreal Lokomotive Work, которая, являясь дочерним предприятием концерна American Locomotive Company, должна была заниматься сборкой американских танков.
Вообще планы были огромными. После совещания представителей военных ведомств США и Великобритании был намечен выпуск 1000 средних танков ежемесячно с началом поставок готовой продукции не позднее мая 1942 года. Несколько ранее британское правительство решило использовать канадские предприятия для собственных нужд и переименовало Monreal Lokomotive Work в Canadian Tank Arsenal. В итоге канадская военная промышленность начала поставлять и . Но этого было мало.
Незадолго до переориентации производства MLW получила полный пакет документации для выпуска средних танков М3, имевший британское обозначение “Lee”. В текущем виде “американец” далеко не полностью устраивал Королевский Танковый Корпус и в экспортном варианте под обозначением “Grant” он получил новую башню и частично измененное внутреннее оборудование. Канадские инженеры решили пойти дальше и радикально доработать конструкцию М3 под британские стандарты, превратив его в более полноценный танк крейсерского типа. Танк получил название “Ram” , что дословно переводится с английского как “баран”. Сам факт привлечения к работе канадских специалистов уже говорил о многом – фактически это было признание не только мощности предприятий, но и опыта конструкторских коллективов.
История создания танка “Ram”, 1938-1945 гг.
Объём и направление доработок определили сразу. Размещение 76,2-мм пушки в бортовом спонсоне и огромная высота американского танка явно не входили в число достоинств М3. Отсюда следовало, что корпус и башня были нужны абсолютно новые.
Сравнительно с ранними вариантами М3 имевшими клепаный или сварной корпус канадского танка подвергся радикальным изменениям. Прежде всего, он отличался цельнолитой верхней секцией немного уменьшенной по высоте. В передней части установку орудия в бортовом спонсоне полностью ликвидировали, а её место занял прямоугольный люк со смотровой щелью откидывающийся вверх. Таким образом, место водителя и органы управления танком размещались теперь справа. С левой стороны, где находилось место радиста, установили небольшую цилиндрическую башенку с одним 7,62-мм пулеметом Colt-Browning M1914, заимствованную от танка М3. С рациональной точки зрения такое конструктивное решение труднообъяснимо, поскольку углы вращения башенки были весьма ограниченными. Тут явно прослеживается аналогия с крейсерским танком , но зачем этот анахронизм надо было использовать на канадском танке остаётся не совсем понятным. Не исключено, что свою роль сыграл “корпоративный дух” с британскими танкостроителями. Также спереди монтировались элементы трансмиссии. Важной особенностью танка “Ram” была усиленная до 87 мм лобовая броня.
Боевое отделение, занимавшее среднюю часть корпуса, сохранило компоновку от М3. В бортах выпуклой формы, с сильно развитыми нишами нависавшими над гусеницами, оставили эвакуационные люки. Внутри корпуса размещался боекомплект из 92 выстрелов и часть оборудования, а на крыше была установлена башня увеличенных размеров. В её наклонном лобовом бронелисте был выполнен прямоугольный вырез под установку 2-х фунтового орудия (Ordnance QF 2 pounder, метрический калибр 40 мм) с боезапасом 171 выстрел. Рядом, с левой стороны, находился башенный 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1914. Также была предусмотрена возможность установки зенитного пулемета Colt-Browning M1919A1 на крыше башни. Борта, как и задняя стенка башни, были практически вертикальными и ближе к кормовой части в них установили по одному смотровому прибору. На крыше находился круглый командирский люк и вывод под антенну радиостанции. Экипаж танка теперь состоял из 5 человек: командир, водитель, заряжающий, артиллерист и радист-пулеметчик.
В задней части корпуса располагался 9-цилиндровый бензиновый двигатель Continental R-975 максимальной мощностью 400 л.с., система охлаждения, топливные и масляные баки. Ходовая часть почти без изменений перешла от танка М3 образца 1940 года. Применительно на каждый борт имелось по три тележки с пружинной амортизацией. Конструктивно тележка состояла из следующих компонентов: два обрезиненных опорных катка подвешивались на маятнике с помощью напряженных горизонтальных спирально-винтовых пружин, защищенных бронекожухом. На верхней части тележки монтировался ролик, поддерживающий верхнюю ветвь гусеницы. тележка в сборе крепилась к нижнему бортовому бронелисту корпуса при помощи болтов. Гусеница собиралась из стальных траков с резиновыми вставками, имевшими ширину 406 мм.
Первый прототип танка “Ram” сошел со сборочного конвейера уже 30 июня 1941 года. Танк сразу же был отправлен в тренировочный центр в Кингстоне, где прошел усиленные испытания. Некоторую заинтересованность в танках “Ram” выразили и американцы. В том же году велись переговоры о поставке одного танка для испытаний и 18 июля “пилотный” образец был отправлен на Абердинский танковый полигон. Повторные испытания в США также прошли без особых проблем, и в октябре 1941 года “Ram” снова вернулся в Канаду.
Как и следовало ожидать канадский вариант, по некоторым параметрам, оказался лучше американского М3, так что в скором времени был оформлен первый контракт CDLV 283 на производство 50 танков модификации Mk.I. Согласно плану производства крейсерских танков, утвержденного 28 июля 1941 года, график выпуска “Ram” Mk.I был следующим: июль – 2 дополнительных прототипа, август – 3 первых серийных танка, сентябрь – 7, октябрь – 17, ноябрь – 22 и декабрь – 48. Таким образом за вторую половину 1941 года предполагалось построить 99 танков, однако в скором времени заказ скорректирован в сторону уменьшения.
Поставка серийной продукции состоялась в апреле-августе 1942 года, но в виде полноценных танков “Ram” первого варианта прожили недолго. Несмотря на некогда мощное бронирование танк морально устаревал. Спустя полгода после его появления вермахт уже успел обзавестись значительным количеством танков Pz.IV модификаций Ausf.F2 и Ausf.G вооруженных 75-мм длинноствольной пушкой. Вдобавок, американцы смогли наладить поточное производство танков М4 “Sherman” и необходимость в аналогичной машине, к тому же оснащенной более слабым орудием, оказалась излишней.
Использовать свои танки в боях канадцы так и не решились. Собственно, их главной задачей с первого дня появления стало обучение танковых экипажей. Из 50 собранных танков только 10 остались в Канаде, а остальные были отправлены в Великобританию и попали в танковые школы. Отзывы о “Ram” Mk.I были, в целом, положительными. Эти машины обладали небольшим количеством дефектов, но когда подсчитали стоимость каждого танка (а она составила, в зависимости от комплектации от 50.000 до 100.000$), то решили, что производство Mk.I является слишком дорогим удовольствием. И всё же, выпуск танков “Ram” был продолжен, но уже в модифицированном виде. В рамках трехстороннего соглашения на предприятиях Monreal Lokomotive Work предстояло собрать 1350 танков “Ram” Mk.II.
От первого варианта Mk.II отличались измененным вооружением – вместо явно устаревшей 40-мм пушки танк получил более мощное орудие калибра 57-мм (Mk.II Ordnance QF 6 pounder). Боекомплект правда уменьшили до 92 выстрелов. Также была демонтирована передняя пулеметная башня, вместо которой применили обычную шаровую установку установленную в удлиненной рубке, что также стало характерной особенностью “Ram” Mk.II. Танки собранные по последнему контракту получили корпуса без бортовых люков и 57-мм пушки Mk.III Ordnance QF 6 pounder с удлиненным стволом.
Вторая и последняя модификация “Ram” была выпущена в количестве 1898 (по другим данным – 1094) танков. Поставки серийной продукции были полностью завершены 11 августа 1943 года. Наиболее интересным моментом является тот факт, что из этого числа только 277 танков остались в Канаде, а 1671 танк отправили в Великобританию. По данным Департамента боеприпасов и обеспечения (Department of Munitions and Supply) всего было построено 1949 танков “Ram” всех модификаций, что на один больше, чем указано в армейских списках.
В боевых действиях ни одному танку “Ram” принять участия не удалось. Даже после появления модификации Mk.II канадская машина явно уступала немецкими средним танкам типа Pz.Kpfw.IV, так что её боевая ценность была бы невысокой. Основной задачей канадских “баранов” стало обучение танковых экипажей по обе стороны океана. В этом качестве танки использовались чуть более года, причем по меньшей мере один “Ram” был доработан для обучения водителей. С этой машины была снята башня, но вырез не “зашивался” как в случае с БТР, а накрывался просторной трехместной кабиной.
Тем не менее, большинство “Ram” в течении 1943-1944 гг. было переделано в различные вспомогательные машины. Остальные “Ram’, формально ещё остававшиеся “крейсерскими” продолжали свою службу в качестве учебных – окончательные вывод канадских танков из эксплуатации начался в июле 1945 года.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Вариабельность конструкции Модификации танка “Ram”, 1942-1945 гг.
В силу объективных причин танкам “Ram” не пришлось “понюхать пороху”, но зато они послужили хорошей основой для различного рода гусеничных бронемашин, без которых не могли обойтись ни танковые войска, ни пехота.
“Ram Kangaroo” – вообще название “кенгуру” присваивалось всем бронированным вспомогательным машинам, базой для которых послужили как американские танки М3 так и, соответственно, канадские “Ram”. Не трудно догадаться, что переделка танка в БТР (он же БРЭМ и артиллерийский тягач) сводилась к следующим действиям. Башня с вооружением полностью демонтировалась, вырез в корпусе закрывался круглой бронеплитой в которой, со смещением вправо, выполнялся более вырез меньшего диаметра под установку пулеметной башенки. После демонтажа внутреннего оборудования и сокращения экипажа до водителя и командира внутри боевого отделения можно было разместить 11 солдат.
Процесс переделки танков в БТР начался в конце 1943 года, когда боевая ценность любой из модификации “Ram” ставилась под большое сомнение. Впрочем, танки стали прибывать на склады ещё раньше – в июле.
Именно в таком виде первые “Ram” прибыли в Европу после высадки союзников в июне 1944 года. Сколько именно канадских БРЭМ было доставлено во Францию сейчас сказать проблематично, но вполне вероятно, что их было не менее 100 штук. В конце 1944 года большинство из канадских “кенгуру” стали отводить в тыл, но некоторые машины продолжали служить вплоть до капитуляции Германии.
“Ram” ARV – бронированная ремонтная машина (armored recovery vehicle). Модификация ARV представляла собой тот же серийный танк оснащенный дополнительным внешним оборудованием. Так, бывшие танки Mk.I получили лебедочный механизм установленный на крыше моторного отделения, а танках Mk.II, кроме этого, настоящую башню заменили на макет.
“Ram” ARVE – более глубокая модернизация, приведшая к созданию бронированной инженерной машины (Armoured Recovery Vehicle, Engineers). В качестве основы послужил танк модификации Mk.II, на котором вместо демонтированной башни была установлена бронированная рубка с макетом орудия и размещено дополнительное инженерное оборудование и компоненты ремонтных комплектов.
“Ram” BARV – специализированная “пляжная” модификация БРЭМ (Beach Armored Recovery Vehicle), отличавшаяся от ARV наличием высокой и длинной бронированной рубки вместо башни. Доработки проводились на танке с серийным номером СТ40322 по аналогии с американским “Sherman” BARV. Готовились эти машины для предстоящей высадки в Нормандии, однако впоследствии от канадского варианта отказались.
Ram Gun Tower – бронированный тягач для буксировки 17-фунтового (76,2-мм) противотанкового орудия Ordnance QF 17 pounder. Как правило, это были обычные танки “Ram” Mk.II с демонтированными башнями и буксировочным крюком. В этом качестве использовалось несколько десятков бывших танков “Ram”.
Сравнительно массовой модификацией стал бронированный командно-наблюдательный пункт C/OP (Ram Tank Command/Observation Post, но иногда можно встретить и другие обозначения, например Ram OP/Command ). В зарубежных изданиях указывается, что в период с конца 1943 до января 1944 года в общей сложности было переделано 84 танка «Ram» Mk.II. С танков снималась 57-мм пушка и заменялась её муляжом, а на освободившемся месте монтировалось дополнительное радиооборудование. Часть машин C/OP была передана в состав 15-й и 23-й полевых полков 4-й танковой дивизии. Как можно догадаться, использовались эти машины офицерами передового наблюдения (Forward Observation Officers), при этом экипаж увеличивался до 6 человек.
Не обошли стороной и огнеметную модификацию. Машин такого типа канадская армия до Второй Мировой войны не получала вообще, поэтому не удивительно, что на базе «Ram» Mk.II решили создать огнеметный танк. Первый опытный образец, как это ни странно, ранее уже был переделан в «Kangaroo», но в 1944 году его ещё раз модифицировали. Верхняя пулеметная башенка оставалась без изменений, но в шаровой установке корпуса монтировался огнемет Ronson «Wasp II» (такой же, как на транспортерах Universal Carrier). Танк получил название «Ram Badger» (в некоторых источниках “Ram Wasp” ) и в целом удовлетворял требованиям военных. Сведения о количестве построенных машин отсутствуют. Не исключено, дело ограничилось только опытными образцами. Также приводятся данные о том, что в скором времени появилось более рациональное решение – огнемет был перемещен в башню, соответственно, орудие при этом демонтировалось.
Ещё одной “командной” модификацией стал “Ram” GPO – это были специализированные танки предназначенные для артиллерийских наблюдателей (Gun Position Officer), во многом соответствовавшие варианту ОР, но оснащенные дополнительным оборудованием. В частности, на GPO устанавливалась система связи типа Tannoy.
Кроме того, танки “Ram” послужили базой для нескольких экспериментальных машин, причем не только вспомогательных. Как и в США после появления известий о новых немецких танках канадские инженеры приступили к разработке противотанковой самоходной установки. В общем-то не удивительно, что для этого был выбран танк “Ram”, а если быть более точным – его шасси. В качестве образца для подражания послужил широко известный американский “истребитель танков” М10. Для самоходки был сделан новый корпус, который был практически аналогичен М10 с незначительными изменениями. Башня также была новой, открытой сверху, с рациональными углами наклона вертикальных бронелистов. Вооружение САУ состояло из одной 3-дюймовой (76,2-мм) противотанковой пушки. В целом, был получен практически полный аналог М10, производство которого можно было без проблем развернуть на канадских предприятиях, но с 1943 года серийно уже выпускалась американская самоходка и необходимости в её канадской версии не ощущалось.
Также была предпринята попытка превратить “Ram” в зенитную самоходную установку. В данном случае доработки были менее радикальные, хотя внешний облик машины сильно изменился. Танковая надстройка корпуса полностью срезалась до уровня гусениц и заменялась более низкой, полностью закрывавшей только моторное отделение. На месте башни, на тумбовой установке, размещалось 3,7-дюймовое зенитное орудие. От пуль и осколков зенитчиков защищал пятигранный щит с передними скошенными панелями. Насколько можно судить ходовые испытания прошли успешно, а вот на огневых зенитный вариант “Ram” выглядел не столь хорошо. В результате проект был закрыт, тем более, что к тому времени те же американцы взялись за сборку ЗСУ аналогичного типа.
Помимо этого шасси танка “Ram” послужило основой для создания самоходной установки “Sexton” . На этот раз заказчик в лице британского правительства был кровно заинтересован в приобретении САУ оснащенной отечественным орудием, а не американским. Как следствие, вместо 105-мм гаубицы М2А1 была установлена британская 25-фунтовая гаубица (калибр 87,6-мм) в новой неподвижной рубке. Первые 125 самоходок (включая один прототип) строились как-раз на базе танка “Ram” и получили название “Sexton”I. Все остальные серийные САУ оснащались ходовой частью от танка “Grizzly” (адаптированная канадская версия М4А1). Для подвозки боеприпасов к огневым позициям самоходок дополнительно разработали транспортер под названием “Wallaby” , представлявший собой ещё одну вариацию танка “Ram” с демонтированной башней.
Ещё одной модификацией, также не ставшей серийно, стал мостоукладчик. Для доработок был выбран танк “Ram” Mk.II, который оборудовали мостом (крепился в передней части корпуса на уровне верхней ветви гусеницы) и тросовым механизмом спуска.
В середине войны история развития танка “Ram” получила весьма неожиданное продолжение. В марте 1943 года была генштаб канадской армии посчитал, что танковым частям необходимо иметь более легкий крейсерский танк, чем аналог . По всей видимости, чтобы не сбивать темп производства, было решено разработать облегченную версию того же “Ram”.
Новый танк, получивший название “Sheep” (“Овца”) , отличался меньше толщиной бронелистов и модифицированным корпусом. В общем-то, определенный смысл в появлении такого танка был, но фактически облегченный “Sheep” занимал бы промежуточное положение между “Ram” и американским М5 “Stewart”. Немного поразмыслив был сделан вывод, что тратить средства на постройку даже одного прототипа будет неразумно, в виду наличия аналогичных боевых машин, и этот проект был закрыт всего через несколько месяцев. Успели построить только полноразмерный деревянный макет, который был установлен на шасси грузового автомобиля Ford 15-cwt.
- Таежный чай: состав, показания и условия хранения сбора Таежный чай
- Какое мясо самое полезное для человека?
- Приметы на благовещение пресвятой богородицы, а также обряды и запреты Благовещение обычаи и приметы что можно делать
- Сбор грибов: общие правила и советы начинающему грибнику Сон грибы собирать в лесу