Какие бывают танки. Поколения танков
История рассказывает о том, что названия танков появлялись в зависимости от событий, которые происходили. Некоторые получали наименование благодаря своим характеристикам, другие - фамилии командиров. Как известно, Вторая мировая война стала катализатором развития танкостроения. Поэтому эти машины стали широко производить в Германии и Советском Союзе.
Исторический фундамент
Прежде чем мы разберёмся с тем, какие названия танков существовали, обратимся к истории. Впервые гусеничные машины появились во времена Первой мировой войны. Сейчас они мало узнаваемые и имеют лишь косвенные черты с современными конструкциями. Само понятие «танк» имеет английские корни. Оно означает «цистерна». Появилось во время британской контрразведки. Когда Англия решила отправить первые машины на фронт, ей нужно было скрыть этот факт. Тогда разведка пустила слух о том, что железная дорога занята цистернами, отправленными русским правительством. Поэтому британцы скрыли свои бронемашины с предупреждающей надписью и отправили их по рельсам.
Впервые прототип танка появился ещё в Средние века, причём вариаций на эту тему было множество. Различные конструкции (на колёсах, со щитами и арбалетами) использовались в полевых условиях во время битвы. Первые бронемашины появились уже в начале XX века и стали чем-то само собой разумеющимся. Поэтому немцы, французы и британцы готовы были создавать на их базе боевой транспорт. Уже в 1915 году одновременно было принято решение конструировать танки сразу в нескольких странах.
Первые попытки
Вместе с французами и британцами Россия также стала заниматься проектированием гусеничной машины. Сын всемирно известного Дмитрия Менделеева был начинателем этого дела. Василий Дмитриевич разработал проект сухопутной боевой машины. Следующей попыткой стали интересные конструкции. Названия русских танков этого времени отличались особой оригинальностью: «Русский вездеход» и «Царь-танк». Эти машины появились лишь в одном экземпляре, так как были несколько неудачными попытками. Правительство старалось отследить проекты других стран, чтобы создать свой, более совершенный, транспорт боевого назначения.
Помимо неудачных решений, с 1917 года стали выпускать и более качественные машины с Рыбинского завода. В большинстве случаев названия советских танков стали появляться благодаря основателям машин. Так, был выпущен бронированный трактор Гулькевича. Чтобы не тормозить процесс усовершенствования армии, Россия приняла решение попросить помощи у Франции, у которой приобрела несколько боевых машин.
Легендарный лёгкий танк
Со временем названия танков стали меняться на более короткие. Так, первый боевой транспорт, который стали распространять широко, имел названия МС-1. Эта аббревиатура обозначала «малый танк сопровождения». Впервые она была услышана в конце 20-х годов XX века. Всего этот ЛТ насчитывал 960 экземпляров. Появился в бою в 1929 году. Тогда танку удалось распугать всю китайскую пехоту. Есть вероятность, что МС-1 прослужил армии во времена Великой Отечественной войны.
Быстрый, как молния
Ещё один, не менее легендарный, танк - БТ-7. Это также аббревиатура. Она обозначает «быстроходный танк». На поле боя дебютировал против Японии в 1938 году. Известность и успех обрёл год спустя на территории Монголии. Тогда в степи БТ-7 смог проявить себя в полной мере, а его скорость сыграла на руку солдатам. До 1942 года эта машина не уступала своим противникам и применялась в войне. С этого момента бронетанк стали использовать значительно меньше, так как появлялись более сильные модели.
Массовое производство
Названия танков Второй мировой войны не отличались особой фантазией, особенно если говорить о советских машинах. Так, в 1940 году стали эксплуатировать Т-34, наверное, самый популярный вариант. Его боевая эффективность использовалась до 1942 года, пока противники не начали выпускать на поле боя более сильные танки. Поэтому в следующем году Т-34 модернизировали, улучшили бронирование и добавили место для ещё одного члена экипажа. Также поменяли орудие. В истории этот танк стал одним из самых известных. И хотя он не был достаточно мощным, всё же был очень прост в конструкции и эксплуатации.
Страх для немцев
А вот названия танков серии КВ была связана со знаменитым которые прославился своей политической деятельностью. В 1941 году КВ-1 стал настоящим монстром для немецких войск. Он два дня сдерживал дивизию, а найденные документы указывали на то, что машина получила 14 прямых попаданий с 50-миллиметрового орудия. При этом на ней не обнаружилось никаких повреждений - лишь небольшие вмятины. И всё же спустя двое суток фашисты хитростью навредили бронированной машине и уничтожили КВ-1. Их количество во время Второй мировой не было большим из-за того, что государство не могло найти средств на горючее и ремонт.
Боевой «Иосиф Сталин»
Миру известна ещё одна победоносная мощная серия гусеничных машин. Названия российских танков ИС были посвящены Иосифу Сталину. ТТ создали специально для прорыва вражеских позиций. Поэтому каждый справлялся с поставленной задачей. ИС-2 был наиболее популярным среди всех ИСов. За пару дней он смог победить 17 вражеских машин и успешно прорывал оборону к Кенигсбергу и Берлину. Гусеничная машина прослужила российскому вооружению аж до 1995 года.
Современные экспонаты
Уже после Второй мировой войны конструкторы проанализировали опыт боевых операций и стали разрабатывать ещё более мощные и крепкие машины. Первым из таких попыток стал Т-54. Он служил уже во второй половине XX века. И через несколько лет его модернизировали до версии 55. Эта гусеничная машина была настолько популярна, что служила до начала XXI столетия.
Названия танков России никогда не отличались особыми вариантами. Каждый из них имел лишь порядковый номер. Т-72 стал более поздним проектом. Танк проектировали в 1973 году и активно стали использовать через 10 лет. Он служил в Ливане и на Ближнем Востоке, а в 2008-м провёл успешную операцию в Цхинвале. В начале 90-х его усовершенствовали - был выпущен Т-90.
Немецкий опыт
Названия всегда отличались яркими и запоминающимися именами. Так, во времена Второй мировой войны на вооружении Германии были «Пантера» и «Тигр» - наиболее популярные гусеничные машины. Они появились в 1943 году, чуть позже к ним присоединился модифицированный танк «Королевский тигр». Вообще, изначально немцы давали очень длинные имена своим бронированным машинам. Но на практике они их упрощали. Например, Pz.Kpfw. - это сокращённое слово Panzerkampfwagen, которое можно было перевести как «танк» или «бронированная боевая машина». Ausf - это Ausfuhrung, переводится с немецкого как «модификация». К таким длинным названиям обычно добавлялись ещё и буквенные обозначения прототипов. Помимо «Пантеры» и «Тигра» на немецком вооружении пребывали «Лев» и «Леопард-1».
Во время Второй мировой мир увидел и первые которые назывались «Голиафами». Они были выпущены тиражом более 2500 штук. Их использовали с целью прохода по и разрушению защитных строений. Отдельного упоминания заслуживает легендарный «Маус», который должен был сносить всё на своём пути. Его бронезащита была максимальной, а по планам Гитлера это был проект «танка прорыва». В 1944 году было создано два опытных образца, которые могли бы послужить в боевых действиях. Но Гитлер приостановил производство из-за нехватки средств. Машине так и не суждено было поучаствовать в настоящем сражении.
«Маус»вовсе не походил на мышь. Это был 180-тонный монстр, который не мог пройти по мостам, но легко перемещался по дну реки. Когда Красная армия начала наступления, немцы не могли быстро эвакуировать два опытных образца и уничтожили их. Из частей разрушенных гусеничных машин собрали один, которые направили в Кубинку. Тут он остался навсегда - в Военно-историческом музее.
Оригинальные имена
Названия танков во времена Второй мировой войны и после неё были интересными. Обычно они популяризовали военачальников и других известных личностей. Американский М4 «Шерман» стал самым популярным в США и у их союзников. Он прославлял знаменитого генерала Уильяма Шермана. А вот в Англии знаменитым считался танк «Комета», который эффективно сражался с немецкими машинами и имел много родственных черт с «Шерманом» и «Файрфлаем».
Послевоенный период познакомил нас с усовершенствованными американцами: М26 «Першингом», названным так по имени генерала Джона Першинга, и М46 «Паттоном», его называли ещё «Генералом Паттоном». Британцы представили средний танк с оригинальным названием «Центурион». Эта гусеничная машина в 1960 года заменена на «Чифтена» (с английского переводится как «вождь»).
Со временем конструкторы начали стараться сделать каждый танк специализированным. Поэтому одной из разведывательных машин стал «М41 «Уокер Бульдог», названный также в честь генерала. Его спроектировали уже после войны на смену знаменитому «Чаффику» или «Генералу Чаффи». Как показывает практика, в большинстве случаев танки во времена Второй мировой войны и после неё называли в честь великих генералов и тех, кто внёс огромный вклад в боевые действия. Особенно эта тенденция была популярна у британцев.
В этой короткой статье мы рассмотрим, что такое «Танковое поколение».
Тут нужно сразу сказать, что «танковедение» большей частью – раздел такой науки, как «история». А в исторической науке почти никогда нельзя сказать, где закончилась одна эпоха и началась другая. Так и с танками. Нет какой-то определённой даты, чётко разделяющей на «до» и «после». Это вопрос большей частью, оценочный. Однако, есть несколько критериев, которые помогают нам сказать что-то более менее чётко. Мы разделяем всю бронетехнику на восемь поколений. Пять из них сейчас можно найти на сайте (остальные - позже).
Почему именно восемь и какие они? Давайте посмотрим:
Танки Первой Мировой 1916-1920.
В 1916 году был построен первый в мире боеспособный танк. Началась история танкостроения. Поскольку никто не знал тогда, что такое «танк» и каким он вообще должен быть, танком называли почти всё, что могло перемещаться по полю боя и стрелять. А потому, в это период существовало только два класса техники – танки и бронетрактора (подробнее в статье «классификация танков»).
Внимательный читатель скажет, «Но позвольте! Великая Война закончилась в 1918 году!» и будет прав. Но танки, проекты и задумки той войны продолжали реализовывать и в 19 и 20ом году.
Типичный представитель этого периода – английский Mark I.
Танки межвоенного периода 1921-1938.
![](https://i0.wp.com/vsetanki.com/upload/medialibrary/bf5/bf5274b5a76741d67776af129bc16716.jpg)
Время между двумя войнами. Военные и конструкторы уже примерно поняли, что им нужно. Но очень примерно. Опыт Первой Мировой усвоен и переосмыслен. Техника быстро эволюционирует. Межвоенный период – время романтического дизельпанка. Чётких концепций нет, а потому инженеры допускают иногда такой полёт фантазии, который не снился и футурологам.
Основная характеристика танков этого периода: Наука позволила добиться от танков скорости. Теперь танки – не только машины прорыва. Они должны стать заменой (или помощью) кавалерии, врываясь в тыл врага и громя там всё. Во многих странах танки делят на кавалерийские и пехотные, хотя некоторые страны понимают ошибочность этого подхода к концу 30-х. В мире всё ещё нет развитой противотанковой артиллерии, а потому 30мм считается вполне нормальной бронёй. Появляется более-менее чёткая классификация бронетехники. Класс САУ отпочковываться от танков.
Типичные представители этого периода – и .
Танки начала Второй Мировой 1939-1943.
Линией, разделившей на «до» и «после» стало не начало Второй Мировой Войны, а гражданская война в Испании. Именно там все поняли, что танкам нужна броня. Так же к этому периоду окончательно стало ясно, что башня нужна одна.
Основная характеристика танков этого периода: Резкое утолщение брони. Все танки 30-х внезапно устаревают, потому что все армии мира ощетиниваются тысячами противотанковых орудий самых разных видов. Так же становиться понятно, что деление на «кавалерийские» и «пехотные» танки – не верное. Танк должен быть универсальным и впервые это поняли немцы. Но классический танк этого периода создали не они.
Танки конца Второй Мировой 1944-1945.
Развитие техники в эти годы шло ТАК стремительно, что танки реально устаревали за полгода. Танковая эволюция шла с невероятной скоростью. Танк могли разработать, принять на вооружение, построить несколько тысяч экземпляров, модернизировать, а потом снять с производства, как устаревший. И всё это в течении одного года! Танки 41 года в 42 приходилось радикально модернизировать, чтоб хотя бы не стыдно было выкатывать их на поле боя.
Основная характеристика танков этого периода: резкое увеличение толщины брони, мощности орудий и вообще улучшение всех характеристик. Часто танки Второй Мировой валят в одну кучу, называя просто «танками военного поколения», но бронетехника 44 года В РАЗЫ мощнее танков, скажем 42. Даже, по сути, вершина немецкого танкостроения прошлого поколения, танк Тигр не идёт ни в какое сравнение с ИС-3 или, упаси боже, ИС-4.
Типичный представитель этого периода – .
Первое послевоенное поколение 1946-1961.
Человечество глубоко выдохнуло. Самая страшная война закончилась. Танкостроение РЕЗКО затормозилось. То, что раньше делали за год, теперь делают за десять.
Основная характеристика танков этого периода: Лёгкие танки уходят на второй план. Туда же отправляются САУ. Нет, и тех и других всё ещё строят, но теперь это не общевойсковые машины, а специальные. Значительную часть их функций берут на себя тяжёлые и, большей частью, средние танки. САУ и лёгким танком же остаются специальные роли, типа плавающих или десантных машин. Танковое орудие наоборот выходит на первый план. Теперь всё крутиться вокруг него. Оно позволяет танку брать на себя кучу функций. Оно теперь должно быть длинным и очень мощным. Мощь орудий настолько возрастает, что страны НАТО, по сути, вообще отказываются от брони, исходя из концепции, что всё равно пробьют, лишь бы от крупных пуль и осколков защищала.
Типичный представитель этого периода – Leopard-1.
Второе послевоенное поколение 1962-1970-е.
Тяжёлые и средние танки эволюционировали в один новый класс – основной боевой танк. Все страны сошлись в мысли, что стране, по сути нужен один танк. Но хороший. Отличались только подходы. Например, в США тяжёлые танки стали основными боевыми (и сейчас плавно подходят к отметке в 70 тонн), а в СССР средние танки заняли место основных, сравнявшись по броне и мощности орудия с тяжёлыми, но сохранив «средний» вес.
Основная характеристика танков этого периода: гладкоствольное (а значит более мощное) орудие и замена других классов основным боевым танком. Замена лёгких танков сходными по характеристикам, но другими по классификации, машинами.
Типичный представитель этого периода – Т-72.
Третье поколение 1980-е – 2015.
Ракеты правят бал. Кто-то даже всерьёз стал говорить о смерти танков, как класса боевых машин. Впрочем, ошибочно.
Основная характеристика танков этого периода: Дальнейшее улучшение всех характеристик. Широкое применение электроники в танке. Управляемые снаряды и широкое применение активной защиты.
Типичные представители этого периода – Т-90 и М1 Абрамс.
Четвёртое поколение 2015 - …
Танк теперь полуроботизированная система. Экипаж спрятан в бронированную капсулу. Дело в том, что раньше экипаж «обитал» в танке вместе с орудием и боезапасом. А танки часто взрывались именно из-за повреждения и последующего подрыва собственного боезапаса. Но теперь есть Т-14 Армата, первый танк четвёртого поколения.
Основная характеристика танков этого периода: автоматизация и роботизация. Классическая компоновка после 100 лет использования устарела. Теперь экипаж исключён из боевого отделения и присутствует только в изолированном отделении управления.
Единственный представитель поколения – Т-14 Армата.
Следует помнить ещё один немаловажный факт: Можно считать поколения по танкам, например Т-34 танк поколения начало Второй Мировой, а танк китайский танк Тип-79 танк первого послевоенного поколения. А можно по годам. Часто случается, что страна выпускает танк, по сути, уже прошлого поколения в новую эпоху. Например, Китай в 60-х 70-х и тот же Тип-79. Это танк первого послевоенного поколения, выпущенный в эпоху третьего поколения. Мы исходим из классификации по датам. Потому что если танк 1 поколения делают тогда, когда у других танки 3го поколения это значит только одно – конкурировать он будет с танками именно 3го поколения. И сравнивать нужно именно с его «одногодками», пусть даже он от них сильно отстал. Ведь отставание – это не проблема других танков, а проблема этого.
Таким образом, любой танк, выпущенный во временных рамках поколения, будет считаться танком этого поколения, и оцениваться соответствующе. Выпускали устаревшие танки? Получайте плохие оценки!
Прорыв оборонительных рубежей. Танки распределялись по массе, по вооружению или по назначению.
Типы танков
Танки первой мировой войны
Танки 1930-1945 годов
По окончании Первой Мировой войны опыта необходимого для выработки стратегии использования бронетехники танкостроители и военные не получили. Конструкции танков постепенно усложнялись, их назначение и разнообразие увеличивалось. Появились новые классы танков, а также многократно пересматривались и изменялись пределы боевой массы легких, и средних танков, которые продолжали постоянно расти.
Линейные (общего назначения) танки по классификации принятой в :
Танкетка (малый танк)
К малым танкам относились танки, имевшие массу до 5 т и вооруженные одним или несколькими пулеметами. Малый танк предназначался для ведения разведки в интересах общевойсковых и танковых частей и соединений, а также использовался как средство связи и транспортировки. Большинство малых танков были выполнены плавающими и поэтому могли применяться при форсировании водных преград. К малым танкам относились , Т-22, и другие.
Легкий танк
К легким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т и вооруженные и , или пулеметами. Легкие танки являлись основным средством усиления пехоты или во всех видах общевойскового боя. К легким танкам относились Т-18, все модели , Т-60, Т-70, Т-80, Mk IV, M24 Chaffee, PzKpfw I, PzKpfw II LT-38, LT-35 и другие.
Средний танк
К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооруженные пушкой крупного калибра и пулеметами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укрепленной оборонительной полосы противника. К средним танкам относились , M4 Sherman, PzKpfw III, и другие.
Тяжелый танк
К тяжелым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т и вооруженные несколькими орудиями разных калибров и пулеметами. Тяжелые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленной обороны противника и атаки его укрепрайонов. К тяжелым танкам относились все модификации танка , PzKpfw V «Пантера», PzKpfw VI «Тигр», «Королевский тигр» и другие.
Специальные танки:
К специальным танками относились:
- Артиллерийские танки, для поддержки линейных танков, и имели по сравнению с ними более мощное вооружение.
- танки, вооруженные огнеметами или оснащенные приборами дымопуска, предназначались для огнеметания по живой силе и огневым точкам противника, а также для постановки дымовых завес, заражения и дегазации местности.
- Инженерные танки использовались для преодоления различных инженерных заграждений и естественных препятствий.
- Радиотанки были оснащены аппаратурой для организации радиосвязи командования танковых частей и соединений с вышестоящими штабами.
- Танки-транспортеры предназначались для снабжения линейных танков боеприпасами и горюче-смазочными материалами в ходе боя, транспортировки пехоты к месту боевых действий и эвакуации раненных.
В Великобритании и Франции, стратегия ведения боя с помощью бронетехники предполагала участие двух групп танков:
Пехотный танк
К пехотным танкам относятся танки непосредственной поддержки пехоты при штурме укрепленных позиций. Небольшая скорость позволяет нести броню намного мощнее, чем у среднего танка. Его главная цель подавить или разрушить укрепленные огневые точки, уничтожение вражеских солдат, защита пехоты от контратаки, преодоление защитных укреплений. К пехотным танкам относятся английские «Матильда II» (Matilda II) и «Черчиль» (Churchill). По советской классификации пехотные танки можно было бы отнести к средним или тяжелым танкам.
Крейсерский танк
К крейсерским танкам относятся быстрые танки с легкой броней и небольшими орудиями, созданные для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона путем неожиданных атак. На практике, во Второй мировой войне эти танки оказались мало эффективными. Типичный пример крейсерского танка американский «Крусайде» (Crusader). По советской классификации крейсерские танки можно было бы отнести к легким и средним танкам.
Танки второй половины XX века
Дала сильнейший толчок развития танкостроения. Накоплен богатый опыт ведения войны с участием бронетехники. Разработаны новые крупнокалиберные орудия, новые виды брони, появилась и защита от радиации и
Из небезызвестного труда Panzer Tracts N3-1 "Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C und D", не менее небезызвестного автора.
По ней выходит что танки PzKpfw VI и PzKpfw VIB - средние.
Встречатся в публикациях утверждения что PzKpfw IV до 42-43 гг был по немецкой классификации тяжелым и средним стал только после появления PzKpfw V и PzKpfw VI. Но это идет в разрез с KStN 1175(Sd) 01.09.39, KStN 1175(Sd) 01.02.1941, где PzKpfw IV является средним, и KStN 1175(a) 01.11.1943, где он продолжает оставаться средним. И очень похоже что классификация танков в Рейхе за период 42-43 гг официально не менялась, не смотря на новые штаты формирований.
Кто что по этому поводу думает?
Erljager 06-02-2013 13:33
До лета 1943 танки на легкие/средние/тяжелые делились по калибру, а после - по боевой массе.
spy der 07-02-2013 11:45
quote: Originally posted by Erljager:
До лета 1943 танки на легкие/средние/тяжелые делились по калибру, а после - по боевой массе.
Встречал подобную информацию но без отсылки к документам. И подробностей "весовой" классификации.
Штатами от 1944 г. это вроде не совсем подтверждлается, деление рот похоже идет по калибру орудий. Так к примеру PzKpfw IV и PzKpfw V в средних ротах, PzKpfw VI в тяжелых, роты Ягдпантер так же идут как швере...
Duster 08-02-2013 08:36
А тройки L и N относились к разным классам? И те и эти до 43-го года.
Horst88 08-02-2013 14:00
Если делить на классы по орудию,то да. N вроде единственная модификация тройки с 75 мм пушкой (короткой).
spy der 08-02-2013 18:48
quote: Originally posted by Duster:
А тройки L и N относились к разным классам? И те и эти до 43-го года.
b4now 08-02-2013 19:16
Но вышло все иначе.
spy der 09-02-2013 02:33
Pz.IV первоначально считался тяжелым, поскольку единственный в то время имел короткоствольную пушку 7.5cm - KwK 37 L/24, для которой первоначально даже не было бронебойного снаряда - только фугасы, поскольку Pz.IV предназначался для поддержки пехоты, а роль истребителя танков (по задумке штабных доктринеров) дб выполнять "средний" Pz.III с 50мм пушкой KwK 39.
Но вышло все иначе.
Еще раз - PzKpfw IV, а не "броня 4", НИКОГДА не был тяжелым, ни в проекте, ни в эксплуатации. Так же как JagdPz IV, StuG IV, StuG III - все они считались средними.
b4now 10-02-2013 06:44
Кем "считались"?
все они считались средними.
На какой год?
Эх, неблагодарное это дело, заниматься просветительством на форумах...
Хотя бы даже по проектному весу 18 тонн (хотя, как уже правильно упомянули, "тяжесть" танков тогда считали не по весу, а по вооружению)
Какой из танков в 1936-37 году имел пушку 75мм?
Pz.IV живыми людьми всюду, кроме документов, назывался двумя простыми словами - panzer vier.
Но если вам так удобнее - можете называть как угодно, хоть зондеркрафтфарцуг 161/2, разве кто запрещает.
b4now 11-02-2013 06:32
Согласно немецким предвоенным "стандартам" - да, это тяжелые танки, по их назначению и калибру пушки.
Если трудно понять - подчеркну еще раз: для короткоствольной пушки L/24, которой был первоначально оснащен Pz.4 даже не был разработан бронебойный снаряд - только фугас.
Немецкая довоенная доктрина рассматривала танк как средство поддержки пехоты, не более.
Советская предвоенная штабная фантазия относила танки к средству поддержки кавалерии - именно поэтому такое внимание уделялось колесно-гусеничному движителю.
Как показала практика - ошибочными оказались обе концепции.
Полноценному ТЯЖЕЛОМУ танку в таких "сферическо-вакуумных" условиях просто неоткуда было взяться.
Ну и в кач-ве постскриптума:
чо пишут педивикторы
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-26%D0%90
Т-26А
Боевая масса: 16т
Вооружение
Калибр и марка пушки 76 мм пушка КТ-28
Длина ствола, калибров 16,5
Количество выпущенных: 7шт.
Очень нужный танк, да.
БТ-7А
Боевая масса: 16т
Вооружение
Калибр и марка пушки 76 мм. пушка КТ
Длина ствола, калибров 16
Количество выпущенных: 155шт.
Бронирование обоих танков - противопулевое, что тоже как бы наводит на некоторые раздумия.
Erljager 11-02-2013 06:41
quote: Originally posted by b4now:
...
Ок, назовите _более тяжелый_ танк на 1936 год - в любой из мировых армий?
...
b4now 11-02-2013 07:10
Про френч B1 (которых, к слову, и построено было вполне ощутимое количество) я помнил еще когда задавал вопрос. И бронирование у B1 было тоже не противо-шуточное, потому B1 наиболее близок к современным взглядам на то, чем дб тяжелый танк (конечно, со скидкой на прошедшие годы).
Кроме того, 75мм гаубица у B1 выдает в нем такой же танк штурмового назначения, каким немцы видели вначале свой Pz.IV
flipper-s 11-02-2013 21:26
quote: Originally posted by Costas:
Т-26А и БТ-7А имели 76-мм пушку. Они тяжёлые танки?
А ПТ-сау никогда не делилсь по классам.
spy der 12-02-2013 10:44
quote: Originally posted by flipper-s:
По сути - это самоходные орудия. Машины поддержки.
А ПТ-сау никогда не делилсь по классам.
Делились, у немцев. До кучи распределяясь по ротам. По роте ЯгдПантер я писал выше.
quote: Originally posted by b4now:
Кем "считались"?
На какой год?Немцы с полным основанием считали Pz.IV тяжелым, правда недолго.
ОКХ, с 38-го, по 45-й.
Приведите документ в котором они считались тяжелыми. Хоть штат тяжелой роты где четверка является основным танком.
b4now 12-02-2013 11:44
Да не было тогда тяжелых рот. Даже идеи не то что использования, а даже самого появления чисто танковых рот не было. Согласно первоначальной задумке танки должны были придаваться пехотным подразделениям, а не действовать как самостоятельная тактическая единица.
spy der 12-02-2013 12:37
quote: Originally posted by b4now:
Да не было тогда тяжелых рот. Даже идеи не то что использования, а даже самого появления чисто танковых рот не было. Согласно первоначальной задумке танки должны были придаваться пехотным подразделениям, а не действовать как самостоятельная тактическая единица.Более-менее реальная картина с танкоприменениием появилась во время самой "затяжной" (целых 40 дней!) - французской кампании, чуть ли не единственного епизода в Европе, где какая-то соразмеримая бронетехника присутствовала у обеих противостоящих сторон.
По документам не силен, к сожалению.
Серьезно? Т.е. KStN 37-40 гг., на которые ссылаются авторы, никогда не существовали?
quote: Originally posted by b4now:
Pz.IV первоначально считался тяжелым, поскольку единственный в то время имел короткоствольную пушку 7.5cm - KwK 37 L/24, для которой первоначально даже не было бронебойного снаряда - только фугасы
Может 7,5 cm KwK 37 еще и куммулятивных снарядов не имела, в году эдак 39-м? Как и K.Gr.rot.Pz..
b4now 13-02-2013 16:50
"Никогда" и "всегда" - это абсолютно не мои категории повествования.
Во-первых, во время французской кампании я по уважительным причинам отсутствовал на месте событий, поэтому пересказываю то, что прочел в других источниках. И согласно почерпнутой информации, именно френч-кампания была первой реальной "танковой школой" вермахта. На базе полученного опыта были внесены коррективы в тактические приемы использования танковых сил и подразделений.
Во-вторых - на начало действий на восточном фронте Pz.IV считался тяжелым (штурмовым) танком. Были ли к этому времен сформированы и использовались ли эти танки в "швере абтайлунг" или танки так и продолжали использоваться в составе пехотных подразделений, как ротные минометы или пулеметы - мне неизвестно.
Кумулятивы появились в 1942 году, насколько мне известно.
Если вы так свободно разбираетесь в теме номенклатуры боеприпасов к танковым орудиям - было бы интересно приобщиться. По этой теме до сх пор нет особой ясности и видимо, не скоро появится.
Например, в русскоязычных источниках мне так и не удалось найти внятного и вразумительного ответа - почему советские танковые пушки и боеприпасы к ним были такое говно.
spy der 13-02-2013 20:29
quote: Originally posted by b4now:
b4now
Вероятно вы проживаете в параллельной вселенной...
spy der 14-02-2013 14:16
quote: Originally posted by spy der:По штату входили только в легкие роты, вне зависимости от модификации.
Поправлюсь. Так же входили в состав тяжелой роты KStN 1176(а) от 42-го года, на манер PzKpfw II в средних, положение частично сохранялось до августа 43-го.
spy der 14-02-2013 21:32
По формированию рот:
Leichte Panzerkompanie KStN 1171(v) 01.10.37 -
Leichte Panzerkompanie KStN 1175(a) 01.10.37 -
Leichte Panzerkompanie KStN 1171(Sd) 01.09.39 - 17 PzKpfw III, 5 PzKpfw II
Mittlere Panzerkompanie KStN 1175(Sd) 01.09.39 - 14 PzKpfw IV, 5 PzKpfw II
Leichte Panzerkompanie KStN 1171(Sd) 01.02.40 - 7 PzKpfw III, 5 PzKpfw II, 2 PzKpfw I
Mittlere Panzerkompanie KStN 1175(Sd) 01.02.40 - 8 PzKpfw IV, 1 PzKpfw II, 1 PzKpfw I
Samson67 25-02-2013 22:45
А не проще Гудериана почитать? Он наверняка лучше знал, как немцы свои ролики классифицировали.
И не стоит сравнивать разные страны: везде были свои концепции и своя классификация. Для примера - Т-34 и КВ: средний и тяжелый соответственно, хотя пушка одного калибра - 76 мм. БТ - всегда был легким танком.
b4now 26-02-2013 13:52
Что касаемо колесно-гусеничного движителя - к кавалерии это никакого отношения не имеет. Просто ресурс траков мал слишком был. Но в бой БТ по инструкции шли исключительно на гусеницах.
Алеминевая логика.
Или признавался годным к нестроевой?
Samson67 27-02-2013 21:23
quote: Originally posted by b4now:
Алеминевая логика.
И что же случалось после износа траков? Танк шел на списание?
Или признавался годным к нестроевой?
Траки менялись, если непонятно. Но предписывалось сберегать их ресурс и на большие расстояния по дорогам передвигаться на колесном ходу. Пока англичане сталь марганцевистую не придумали. До того те же англичане под свои танки катки или трейлеры подкатывали, немцы тоже трейлеры подкатывали, кто-то как и наши, колесно-гусеничные строил. Если посмотрите наставление по БТ - там ясно сказано, что в бой танк идет на гусеницах.
Траки в анковых войсках - это расходники, как тонер в принтере.)))
b4now 27-02-2013 23:09
quote: Originally posted by Samson67:
наставление по БТ - там ясно сказано, что в бой танк идет на гусеницах.
Согласен.
quote: Originally posted by Samson67:
Пока англичане сталь марганцевистую не придумали.
...
Траки в анковых войсках - это расходники
Почему нигде в мире, кроме США и СССР не было этих смелых експериментов по колесно-гусеничному движителю?
Samson67 03-03-2013 22:06
quote: Originally posted by b4now:
Простите, а англичане марганцевую сталь придумывали для каждой нации отдельно?
К примеру, в 1929г. марганцевую сталь англичане изобрели для немцев, а в 1936 это изобретение англичан было доступно уже и русским металлургам.
Почему нигде в мире, кроме США и СССР не было этих смелых експериментов по колесно-гусеничному движителю?Объяснение появления КГ движителя для снижения "расходности траков" и их сбережения - более чем несостоятельно.
В 1929 году немцы танки еще не особо строили: Версаль, однако.
А что касаемо стали - мало ведь узнать состав, надо научиться варить такую сталь и делать из нее траки. Причем - массово.
Мне лень перечислять модели, гугля вам в помощь. Конечно ресурс траков был не единственной причиной, еще была мала скорость. Именно по этой причине в те годы армии имели много бронеавтомобилей.
Применение «стали Гатфилда» для изготовления траков англичане освоили в 1926 году, хотя сам этот сплав был создан в 1882-м. В СССР выплавку этой стали освоили как раз в 1936 году, наша маркровка 110Г13Л.
Применение этой стали дало увеличение ресурса гусениц до 3-4 тысяч км, т.е. более чем на порядок.
А сама идея колесно-гусеничного танка принадлежит отнюдь не Кристи, а австро-венгерскому офицеру Гюнтеру Бурштыну. Он внес эту идею в 1911 году.
george_gl 03-03-2013 23:43
quote: Originally posted by Samson67:Ресурс гусениц в 20-х и начале 30-х был не более 100 км. Везде. По этой причине колесногусеничными танками тогда занимались Чехословакия, Швеция, Франция, Англия, Польша. Кстати шведам - танк построил именно немец.
а какой ресурс гусениц был у Викерса 6 тонн? (вредничаю)
а так интересно написали.
b4now 03-03-2013 23:54
quote: Originally posted by Samson67:
колесногусеничными танками тогда занимались Чехословакия, Швеция, Франция, Англия, Польша. Кстати шведам - танк построил именно немец.
"занимались" и "интересовались" - это не слова-синонимы.
если и правда владеете какй-то информацией, поделитесь пожалста, до каких колесно-гусеничных танков "назанималась" Польша в 1940 году?
И по годам модели колесно-гусеничных танков для остальных стран, хотя бы на память, если не затруднит?
quote: Originally posted by Samson67:
Он внес эту идею в 1911 году.
Давинчи вон тоже, вертолет изобрел, и что?
Samson67 04-03-2013 02:55
quote: Originally posted by b4now:
Никто и не говорил о приоритете Кристи. Но почему-то известен благодаря колесно-гускам стал именно Кристи, а не какой-то там кто-то там.
Давинчи вон тоже, вертолет изобрел, и что?
Ну, по годам - это как раз середина-конец 20-х. Французы - сен-шамон, англичане - тот же самый виккерс-26, один экземпляр, чехи строили серийно, марку гугля подскажет. Последний такой аппарат, о котором лично я читал - был в Новой Зеландии в 1940-1941 году. Тут вообще прослеживаются разные подходы: кто-то колеса опускаемые/подкатываемые городил, кто-то колесно-гусеничные делал, кто-то платформы/грузовики пытался использовать. Но к концу 30-х все завязали с этими экспериментами, т.к. пронюхали и освоили сталь Гафтлинга - и, получив приемлемый ресурс гусянок, значительно упростили конструкцию танков.
Ресурс рекордный в ПМВ по гусянкам был, если мне память не изменяет, 480 км. У виккерса (т-26) - да не больше до 1926 года, от грунта и режима зависело.
Что касаемо известности Кристи - тут сработали два параметра:
1. Танки серии БТ - были известны в мире под названием «Русский Кристи»
2. В МВТУ Баумана есть кафедра гусеничных машин имени Кристи. И этот самый Кристи, имени которого кафедра, во всех анкетах писал о брате - который пропал в Гражданскую.
george_gl 04-03-2013 12:19
quote: Originally posted by Samson67:
[B]Ресурс рекордный в ПМВ по гусянкам был, если мне память не изменяет, 480 км. У кристи (т-26) - да не больше до 1926 года, от грунта и режима зависело.
B]
исправте Кристи на Викерс, вы наверно автоматически не то набрали.
заинтриговал меня пробег Викерс 6тонн потому что в мурзилке http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/tm4_80/ было написано до 4800 км. Даже если урезать осетра пополам и то много получается. или банально лишний 0 вбили. но люди вроде уважаемые писали.
Samson67 04-03-2013 14:14
Виноват, конечно же виккерс...
«Его мелкозвенчатая гусеница из марганцовистой стали выдерживала пробег до 4800 км» - вот тут все правильно, как раз 26-29 годы, увеличение ресурса на порядок. Это речь идет о модели В.
Как раз первую модель этого аппарата и пытались поставить на колеса, кстати. Но потом освоили нормальные траки - и вопрос снялся сам собой.
Французы, к примеру, не имея стали для траков, пытались увеличить пробег своих рено времен ПМВ (у нас они известны как МС-1) заменой стальных гусениц на резиновые. Идея не пошла - и начались пляски с сен-шамоном и выдвижными колесами.
Ну и немного о БТ, раз уж речь зашла... На колесах он мог хорошо передвигаться только по твердым дорогам: тяжел, давление на грунт очень большое.
Что касаемо поляков, о которых спрашивал коллега - это был WB10, у него колеса поднимались с бортов. Вот ссылка на некоторые модели на бронесайте, это журнал Техника - молодежи: http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/tm10_79/
b4now 04-03-2013 18:20
quote: Originally posted by Samson67:Вы там только "картинки смотрели"?
это был WB10, у него колеса поднимались с бортов.
quote: Неудачная попытка создать колесно-гусеничный танк была предпринята в 1926-1927 годах польскими военными специалистами. Машина, получившая обозначение WB10, снабжалась колесами, поднимавшимися силой двигателя по обе стороны гусениц.Главное отличие от упомянутой вами кунсткамеры с единичными опытными танками - в СССР колесно-гусенные танки выпускались массово и стояли на вооружении .Мы описали ряд машин, созданных в разных странах на протяжении почти 20 лет. Все это были лишь единичные экспериментальные образцы. Попытки создать колесно-гусеничный танк не привели к положительным результатам, и прежде всего ввиду сложности и уязвимости движителя и системы перемены хода. Усложнялись также эксплуатация и ремонт машин. Несмотря на явные достоинства этих машин (увеличение скорости движения и запаса хода по дорогам, срока службы танка в целом и сохранности дорог), опыты с ними так и остались опытами.
Танк принимается на вооружение - для экономии? Или потому что он вписывается в доктрину военных действий и боевой эксплуатации?
Samson67 04-03-2013 22:03
Если почитать труды Тухачевского и плотнее ознакомиться с его идеями - остается только порадоваться что выпускали БТ, а не Т-26. Которых он предлагал наделать
сто пятьдесят тысяч.
Теперь о серийности и прочем. Французы свои делали серийно, чехи и шведы - тоже. До определенного момента. Англичане в основном строили грузовики и прицепные платформы, немцы тоже на перевозку автотранспортом ориентировались. Но у них и територии куда как поменьше. Так что для СССР такой вариант был наиболее приемлем, особенно учитывая зачаточное состояние автопрома. Американцам же идеи Кристи на тот момент - вообще нужны не были, как и собственно танковые войска: где им их применять-то было? У нас же совпало сразу несколько факторов: возможность купить достаточно современный образец с документацией, наличие освоенного промышленностью двигателя М-17, доступность изготовления тогдашней промышленностью и идеи Тухачевского и его единомышленников. Но потом все равно пришли к полностью гусеничной машине, как раз в конце 30-х.
PAN horunj 04-03-2013 22:09
quote: англичане марганцевую сталь придумывали для каждой нации отдельно?
Если на теже БТшки разных годов,моделей глянуть всё видно.
Samson67 04-03-2013 22:29
Там не столько в стали дело сколько в конструкции самих гусениц.
Если на теже БТшки разных годов,моделей глянуть всё видно.
Как раз именно в стали. И освоении методики достаточно точного литья/ковки из этой стали: она не обрабатывется режущим инструментом практически. Из нее в Англии решетки тюремные делали, которые невозможно перепилить.)))
Конструкция-то везде одна: траки, соединяемые пальцами. Форма траков только разная, но это уже не к ресурсу а к проходимости относится.
PAN horunj 05-03-2013 20:29
quote: Форма траков только разная, но это уже не к ресурсу а к проходимости относится.
Так проблему решили разработав специально сталь,но не для траков а для пальцев.А в общем спорить не стану не зачем и не о чем собственно.
Samson67 05-03-2013 22:04
quote: Originally posted by PAN horunj:
ХМ,то есть по вашему форма траков никак не влияет на ресурс.
Помнится в СССР была проблема с эксковаторными гусеницами.
Так проблему решили разработав специально сталь,но не для траков а для пальцев.А в общем спорить не стану не зачем и не о чем собственно.
Не разработав, а выделив фонды на применяемые в танкостроении стали и технологии (борирование пальцев, к примеру). На этой теме в 150 НИИ целый отдел сидел во главе с профессором еще с 50-х годов.
Там основная проблема в паре трак-палец, уменьшение взаимного и абразивного износа. Плюс к этому для танка еще остро стоит проблема быстрой замены, что для экскаватора не столь актуально.
PAN horunj 06-03-2013 08:27
В военное время с учётом жизни танка,всё таки можно позволить некоторую замену материалов.И упор на конструкци.Но чувствую технолога металурга,так,что мне с вами не спорить.
Samson67 06-03-2013 10:25
quote: Originally posted by PAN horunj:
То есть,задача всё таки комплексная и материалы и конструкция.
В военное время с учётом жизни танка,всё таки можно позволить некоторую замену материалов.И упор на конструкци.Но чувствую технолога металурга,так,что мне с вами не спорить.
Я отнюдь не металлург, обычный технарь.
Конструкция-то гусеницы очень проста, а вот подобрать наиболее долговечную трущуюся пару трак-палец, научиться отливать или штамповать с достаточной точностью легированые стали с весьма специфическими свойствами - очень сложно. Даже развитая в промышленном отношении Англия смогла это освоить только в конце 20-х, хотя сталь Гатфилда применялась с конца 19 века: из нее делали стрелочные переводы и тюремные решетки (т.е изделия, не требующие особой точности).
А упрощение в этой области - приведет к тому, что экипажу танка придется чаще махать кувалдой. Последствия разрыва гусеницы в бою - я думаю, объяснять не нужно?
Страшила мудрый 06-03-2013 11:00
А разве не по калибру пушки делили немцы свои танки?
Пулемёт, 20-мм, 37-мм и 50-мм пушка - лёгкие.
75-мм пушка - средние.
88-мм пушка - тяжёлые.
PZ-III - лёгкий, а вот PZ-IV при такой же массе - уже средний, как и "Пантера" (при двухкратной разнице в весе). Кстати, была ведь модификация PZ-III с 75-мм короткоствольной пушкой - каким он считался, средним или лёгким?
Спрятать объект, особенно такой крупный, как танк, в окружающем ландшафте достаточно сложно. Покраска боевой машины в определенный цвет хотя и не позволяет полностью скрыть ее, однако затрудняет распознавание ее противником.
Используя специально подобранную окраску, можно дезориентировать врага относительно размеров объекта и его дальности. Это, в конечном итоге, дает довольно веское преимущество в условиях боевых действий.
Маскировочная окраска бывает: а) защитной; б) камуфляжной.
Защитная окраска обычно достаточно однородная (оливковая, хаки, грязно-серая или темно-зеленая). Именно такого цвета выходит с конвейера боевая техника, и только потом, если понадобится, ей придают соответствующий типу местности цвет. Защитная краска универсальна, она не требует точного знания ландшафта, тогда как камуфляж требует от командира четкого представления о зависимости цвета местности от времени суток, погоды, об имеющихся на пути продвижения боевой техники природных образованиях и пр.
Распознать и выделить из окружающей среды военный объект усложняет применение искажающего камуфляжа. Его могут также называть крупнопятнистым, так как цветовые пятна (3-5 разных цветов) весьма крупные, около 10-20% от каждой плоскости. Такая окраска искажает контуры военной машины.
Форма пятен на технике может быть округлой или ломаной - это зависит от характера окружающей местности. Например, в горной местности преобладают резкие переходы от света к тени, поэтому преимущественно используется угловатая форма пятен.
Камуфляжная окраска также бывает дробящая. Она подразумевает нанесение небольших по размеру пятен, резко контрастирующих друг с другом. Этот вид камуфляжа используется, в основном, на неподвижных или малоподвижных видах боевой техники, в том числе, на танках. Дробленые пятна на большом расстоянии смешиваются в неопределенный цвет под стать окружающей среде.
Универсальный камуфляж сделать, по признанию военных специалистов, невозможно - ведь погодные и природные условия настолько различны, что «подстроиться» под все из них нереально.
Какая танковая окраска используется в российских войсках?
Читайте также: | |
---|---|
В СССР для маскировки использовались специальные окраски под кодовыми названиями. Сначала это был «Бутан», в разных исполнениях он имитировал лесополосу и пустынно-степную местность. Затем, уже в российских войсках, применялась окраска «Флора», ее еще прозвали «арбузным» камуфляжем, при этом он был малоэффективен в гористых местностях, зато хорошо подходил для ведения боя в лесной полосе.
На смену пришел пиксельный цифровой камуфляж под названием «Темный». Пиксельным его называют потому, что он схож с пикселями на экране монитора. Этот цвет камуфляжа, в отличие от предшественника, более универсален и подходит как для открытой местности, так и для горной.
В средней полосе России в качестве основного маскировочного цвета используется зелено-коричневый. Дополнительными цветами могут быть светло-зеленый, желто-серый, светлый и темный серые цвета, хаки, черный. Пятна при этом обычно закругленные, «переползающие» с одной плоскости на другую.
Есть еще ряд цветов, использующихся в зависимости от местности: хаки, драб (грязноватый желто-коричневый цвет), желто-серый, голубовато-серый, серо-голубой, оливковый. При этом варьируются тусклость, матовость, однородность окраски.
Для зимних сезонов танки могут быть окрашены «под стать» снега, то есть быть белыми. Причем, есть различные идентификации снежных расцветок: «снег чистый свежевыпавший», «снег чистый старый», «снег грязный» и пр.
Как маскируют танки за рубежом?
Немного истории. Первым видом маскировочной окраски в мире воспользовались англичане во время Англо-бурской войны 1899-1902 года. Английские солдаты несли значительные потери из-за того, что их красные мундиры хорошо «вырисовывались» на фоне болотистой местности. Тогда их решено было переодеть в форму цвета хаки.
Во времена Второй мировой войны на вооружении у Германии было уже порядка 30 различных видов маскировочной расцветки. Их разработки потом использовались и в Советской Армии.
Маскировочные оттенки в целом можно разделить на несколько больших групп, свойственных тому или иному континенту :
- «Лес» (в основном Европа и Америка);
- «Пустыня» (Северная Африка, Средняя Азия);
- «Джунгли» (Юго-Восточная Азия, Южная Америка);
- «Зима» (Северные регионы, по сезону в Европе);
- «Буш» (Юг Африки, редко применяется).
В настоящее время военные ведомства разных стран стараются свои боевые подразделения и, соответственно, боевые машины, «перевести на цифру». Другими словами, ничего более эффективного, чем окраска на основе сочетания различных по цвету пикселей на униформе и на технике, еще не придумали. Однако это изобретение активно совершенствуют. К примеру, в конце 2012 года американская компания ADS проанонсировала свою новую разработку цифрового камуфляжа US4CES для американских военных. Подобные разработки ведутся и в других странах мира.