Как выглядит рпг 7. Машины на базе «Пиона»
С письмом, в котором предлагал рассмотреть вопрос о возобновлении серийного выпуска штурмовика Ил-10 с двигателем АМ-42 как боевого самолета непосредственной поддержки войск, «…еще не утратившего своих боевых возможностей» . При этом Главком предлагал «установить новое крыло для упрощения техники пилотирования» и усилить наступательное вооружение штурмовика путем замены пушек НС-23 и пулеметов ШКАС на 4 пушки НР-23 и замены ВУ-9 на модифицированную ВУ-9М.
Поводом для такого решения военных в немалой степени послужило весьма успешное применение штурмовиков Ил-10 корейскими и китайскими летчиками в войне против войск Южной Кореи и ООН.
После недолгих согласований 12 января 1951 года вышло Постановление Совмина СССР № 4525-1997 об организации на авиазаводе № 168 (г. Ростов-на-Дону) серийного производства Ил-10. Согласно Постановлению 168-й авиазавод к концу года должен был выпустить 5 штурмовиков, а в следующем году — 150 Ил-10.
С целью ускорения работ по модернизации Ил-10 ВВС передали в ОКБ С.В.Ильюшина пару «десяток» последних серий производства авиазавода № 64.
На первом Ил-10 установили 4 пушки НР-23 (600 снарядов) и новую пневмосистему перезарядки пушек. Установили электрифицированную оборонительную пушечную установку ВУ-9М с пушкой Б-20ЭН (150 снарядов). Под консолями крыла устанавливались 4 ракетных орудия РО-82 . Вес бомбовой нагрузки остался без изменений: нормальная — 400 кг, максимальная — 600 кг. Установили новые консоли крыла с увеличенной до 33 м2 площадью. Профиль крыла Кларк УН. Законцовки крыла стали прямыми. Вместо сплошного, не перекрывающегося под фюзеляжем взлетно-посадочного щитка «Шренка» установили щелевой закрылок такой же площадью с большими углами отклонения и лучшими несущими свойствами. Все это способствовало улучшению взлетно-посадочных, маневренных и боевых свойств штурмовика.
В апреле 1951 года провели испытания вооружения в воздухе и на земле. Электрификация пушечной турели позволила значительно сократить время перемещения оружия, что повысило оборонительные возможности штурмовика.
Второй Ил-10 доработали более кардинально. Кроме изменений, внесенных в первый Ил-10, на втором экземпляре доработали бронекорпус и хвостовую часть с оперением. Носовая часть удлинена на 250 мм, а хвостовая часть — на 500 мм. Хвостовое колесо перенесено назад на 700 мм (с 12 на 14 шпангоут). Горизонтальное оперение измененной в плане формы было поднято на 75 мм и вынесено из спутной струи, что улучшило условия его работы, особенно на взлетно-посадочных режимах. По сравнению с Ил-10 были значительно увеличены площади всех рулевых поверностей штурмовика. Установили новое шасси без развала и схода колес с усиленными тормозами. Колеса шасси вместо 800×260 мм стали несколько больших размеров — 900×300 мм. Улучшена противопожарная изоляция кабины летчика от моторной установки. Введена система пожаротушения. Добавлена дублирующая жесткая проводка управления рулем высоты. Введена аварийная система выпуска шасси вместо механической и воздушная аварийная система торможения. Увеличен состав оборудования: введены аппаратура слепой посадки ОСП-48, радиокомпас АРК-5, маркерный приемник МРП-48П, гирополукомпас ГПК-48 и дистанционный компас ДГМК-3, радиовысотомер РВ-2. На лобовом стекле кабины летчика устанавливались противообледенительное устройство и снегоочиститель. Противообледенитель устанавливался и на винт мотора.
Изменены крепления пушек НР-23. Изменена система подвески бомб и система аварийного управления бомбосбрасыванием. Добавлена наружная подвеска бомб под консолями -крыла (обеспечивалась подвеска бомб калибра 250 кг). Снят держатель авиационных гранат. Предусмотрена возможность подвески дополнительных бензобаков (по 150 л) на бомбовые консольные держатели.
Отметим, что состав оборудования Ил-10М обеспечивал боевое применение штурмовика практически в любых метеусловиях и ночью.
В апреле 1956 года министр обороны маршал Г.К.Жуков представил руководству страны подготовленный Генштабом и Главным штабом ВВС доклад о состоянии и перспективах развития штурмовой авиации. В докладе делался вывод о низкой эффективности штурмовиков на поле боя в современной войне и фактически предлагалось ликвидировать штурмовую авиацию, обеспечив решение боевых задач по непосредственной авиационной поддержке наземных войск в наступлении и обороне силами бомбардировочной и истребительной авиации.
В результате обсуждения «в верхах» вышел приказ министра обороны от 20.04.1956 г., согласно которому в составе ВВС СА упразднялась штурмовая авиация, имеющиеся Ил-10 и Ил-10М списывались «по плану МО», летный состав частично переучивался на МиГ-15бис (ИБ), а частично — переводился в истребительную авиацию ВВС и ПВО. Параллельно с разгоном штурмовой авиации Постановлением правительства от 13.04.1956 г. было остановлено серийное производство реактивного бронированного штурмовика Ил-40 и прекращены все опытные работы по перспективным самолетам-штурмовикам. Короче говоря хрущевское мракобесие развернулось против авиации в полную силу. Этому наполеончику возомнилось что ракетами можно заменить авиацию. После громкой славы в Великой Отечественной войне штурмовики Красной Армии «ушли» в небытие до весны 1969 года, когда Министр обороны А.А.Гречко обратился в МАП с просьбой начать работы по созданию самолета-штурмовика, отвечающего требованиям современной войны, и объявил конкурс на его разработку.
Модификация: Ил-10М
Размах крыла, м: 14,00
Длина, м: 11,87
Высота, м: 4,24
Площадь крыла, м2: 33,00
Масса, кг
-пустого самолета: 5570
-нормальная взлетная: 7100
Тип двигателя: 1 х ПД Микулин АМ-42
Мощность, л.с.
-полетная: 1 х 1750
-взлетная: 1 х 2000
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 476
-на высоте: 512
Практическая дальность, км: 1070
Скороподъемность, м/мин: 476
Практический потолок, м: 7000
Экипаж: 2
Вооружение: 4 х 23-мм пушки НР-23, неподвижные, сдвоенные в крыле (600 снарядов), у стрелка одна пушка Б-20 ЭН (150 снарядов)
Бомбовая нагрузка: 400-600 кг калибра от 1 до 100 кг в бомбоотсеках центроплана. 8 х РС-82 или 4 х PC-132.
Первый вариант Ил-10М на испытаниях в НИИ ВВС.
Опытный модернизированный штурмовик Ил-10М.
Серийный штурмовик Ил-10М.
Серийный штурмовик Ил-10М.
Штурмовик Ил-10М в музее ВВС Монино.
Ил-10М ВВС СССР. Рисунок.
Ил-10М. Схема.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Ю.А.Егоров. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина.
Крылья Родины. Николай Якубович. Штурмовик-истребитель.
Авиация и Космонавтика. Владимир Перов, Олег Растренин. Скоростной, маневренный.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
«Война в воздухе» № 6-7. Ил-2, Ил-10. История создания и применения.
Привела к созданию одноместного бронированного истребителя Ил-1 (предназначенного, в первую очередь, для борьбы с транспортными самолетами противника), отличающегося от исходного штурмовика уменьшенными размерами. Проектирование его началось весной 1943 г. Постепенно Ил-1 трансформировался из истребителя в двухместный штурмовик, а его обозначение сменили на Ил-10. Самолет комплектовался двигателем АМ-42 (2000 л.с). Вооружение в основном соответствовало Ил-2 - две 23-мм пушки и два 7,62-мм пулемета в крыле, до 600 кг бомб. От реактивных снарядов поначалу отказались, но в ходе серийного производства на Ил-10 стали монтировать по 4 ПУ для НАР калибра 82 или 132 мм. Оборонительное вооружение попробовали усилить, установив в кабине стрелка 20-мм пушку Ш-20, но серийные самолеты получили 12,7-мм пулемет УБК на установке ВУ-8. Существенным переделкам подвергли бронекорпус, облагородив его аэродинамические формы за счет новой компоновки водо- и маслорадиаторов. Оптимизировали и схему бронезащиты.
Опытный образец Ил-10 впервые поднялся в воздух 20 апреля 1944 г. , а уже в мае поступил на государственные испытания. Испытания показали кардинальное улучшение летных и пилотажных качеств самолета по сравнению со стандартным Ил-2 - максимальная скорость выросла на 150 км/ч! Во всем диапазоне скоростей самолет был устойчив по всем трем осям и показал прекрасную маневренность, как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной. Сравнительные испытания Ил-10 с штурмовиком П.О. Сухого с тем же двигателем АМ-42 не выявили явного победителя -уступая по летным данным, Су-6 превосходил конкурента по боевой нагрузке. Но в пользу Ил-10 говорила его технологическая преемственность с Ил-2. что позволяло быстро внедрить самолет в серийное производство. В итоге, решением Государственного комитета обороны от 23 августа 1944 г. штурмовик СССР Ил-10 запускался в серию сразу на двух предприятиях - заводах №1 и №18. Первое предприятие в 1944-1946 гг. изготовило 1207 самолетов, второе - 3394 машины в 1944-1947 гг. Кроме того, в 1948-1949 гг. 354 самолета изготовил воронежских завод №64. В 1953-1954 гг. самолет выпускался заводами №168 в Ростове-на-Дону (136 самолетов) и №47 в Оренбурге (10). Таким образом, объем выпуска Ил-10 в СССР составил 5101 машину. Помимо этого, 1200 самолетов в 1951-1956 гг. выпустили по лицензии в Чехословакии.
Технические характеристики самолета Ил-10
- Двигатель: АМ-42
- мощность, л.с.: 2000
- Размах крыла, м.: 13,40
- Длина самолета, м.: 11,12
- Высота самолета, м.: 4,12
- Площадь крыла, кв. м.: 30,0
- Масса, кг:
- пустого самолета: 4675
- нормальная взлетная: 6345
- Время набора высоты, мин:
- 1000 м. - 2,1
- 2000 м. - 6,4
- Потолок, м.: 7250
- Дальность полета, км.: 800
Основные модификации штурмовика Ил-10
Ил -10 - двигатель АМ-42. Стрелковое вооружение - 2 23-мм пушки ВЯ-23, 2 7,62-мм пулемета ШКАС в крыле, 1 12,7-мм пулемет УБК на верхней установке (с 1947 г. - 4 23-мм пушки НС-23 в крыле, одна 20-мм пушка Б-20 на верхней установке). Масса бомбовой нагрузки - 400 кг (максимальная - 600 кг). С апреля 1945 г. устанавливались узлы подвески для 4 НАР РС-82 или РС-132. Экипаж - 2 чел.
Ил -10 У (УИл-10) - учебный вариант с двойным управлением. Пулеметы в верхней установке и крыле отсутствуют, имеется только 2 узла подвески для НАР. В 1945-1947 гг. изготовлено 283 машины.
Ил-10М - удлинен фюзеляж, увеличен размах и изменен профиль крыла, установлено более совершенное навигационное оборудование. В 1953-1954 гг. выпущено 146 самолетов.
В - ЗЗ / СВ -33 - самолеты, строившиеся по лицензии чехословацким заводом «Авиа» (соответственно, боевой/учебный варианты). По составу вооружения аналогичны поздним Ил-10.
Боевое использование Ил-10
Поступление штурмовиков Ил-10 в части началось в январе 1945 г. Первыми их получили 78-й и 108-й гв. ШАП, а к 1 мая 1945 г. было переучено и отправлено в действующую армию в общей сложности 11 полков Ил-10. Но в боевых действиях успели принять участие лишь три из них - 571-й ШАП, а также 108-й и 118-й гв. ШАП.
Первым в бой вступил 571-й ШАП, начавший боевую работу на территории Польши 15 апреля 1945 г. Штурмовики группами по 8-15 самолетов наносили удары по войскам и технике противника. 16 апреля приступил к боевым вылетам на Берлинском направлении 108-й гв. ШАП, а 118-й гв. ШАП провоевал на Ил-10 всего один день - 8 мая 1945 г. В тот день полк, располагавший 40 самолетами, выполнил 60 самолето-вылетов. Работали в составе четверок, без истребительного прикрытия. Боевые потери составили 3 машины. В общем же Ил-10 в ходе войны с Германией совершили 1019 самолето-вылетов . Более 98% из них приходилось на атаки техники и живой силы противника на позициях, в местах сосредоточения и на дорогах.
В войне с Японией принял участие лишь один полк Ил-10 - 26-й ШАП , располагавший по состоянию на 9 августа 1945 г. 35 самолетами. 9-10 августа Ил-10 атаковали порт Расин, а в последующие дни работали по наземным целям на территории Кореи (главным образом, по линиям коммуникаций).
В послевоенное время Ил-10 быстро вытеснил из строевых частей самолеты Ил-2, став практически единственным типом штурмовика в советских ВВС. По состоянию на 1 января 1955 г. в строю было 1700 Ил-10 и Ил-10М. Но 20 апреля 1956 г. штурмовая авиация как таковая была упразднена, после чего все эти самолеты списали.
Крупнейшим за пределами СССР эксплуатантом штурмовиков стала Чехословакия. В 1950 г. её ВВС получили 80 Ил-10 и 6 Ил-10У, а затем - ещё 600 лицензионных В-33/СВ-33. Эксплуатировались они до сентября 1960 г.
С февраля 1949 г. начались поставки Ил-10 в Польшу. Эта страна получила в общей сложности 96 Ил-10 и 24 Ил-10У, а также 281 В-33З/СВ-33. Последние из них служили до 1959 г.
В 1949-1956 гг. 159 Ил-10 и В-33 эксплуатировали ВВС Венгрии, а в 1953-1960 гг. 180 самолетов (30 Ил-10 и 150 В-33) служили в Румынии. Помимо этого, самолеты Ил-10 служили в ВВС КНДР (участвовали в войне в Корее), КНР (эксплуатировались до 1972 г.), а 24 самолета В-33 в 1957 г. поставили Йемену.
Ил-10 представлял собой естественного преемника Ил-2. От него новый штурмовик отличался лучшими скоростными характеристиками и маневренностью, хорошей управляемостью, но взлет и посадка стали более сложными. По мощи стрелкового и бомбового вооружения Ил-10 не превосходил Ил-2 (лишь с 1947 г. было усилено стрелковое вооружение). Цельнометаллическая конструкция Ил-2 обеспечивала более длительную эксплуатацию в условиях мирного времени. Но, как показал опыт боевого применения, по боевой живучести самолет даже уступал своему предшественнику.
Выпуск самолётов Ил-10 (1944 - 1954 гг.)
Модель | Завод | 1944 | 1945 | 1946 | 1947 | 1948 | 1949 | 1950 | 1951 | 1952 | 1953 | 1954 | Всего |
Ил-10 | №18 | 43 | 1435 | 1006 | 809 | 4433 | |||||||
№1 | 893 | 2 | |||||||||||
№64 | 12 | 155 | 78 | ||||||||||
УИл-10 | №1 | 227 | 41 | 329 | |||||||||
№18 | 11 | 50 | |||||||||||
№64 | 100 | ||||||||||||
Ил-10М | №168 | 1 | 100 | 35 | 146 | ||||||||
№47 | 4 | 6 |
18 апреля 1944 года В.К. Коккинаки выполнил с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле в Москве первый полет на штурмовике Ил-10.
Самолет был построен на авиационном заводе № 18 в Куйбышеве, а его окончательная сборка производилась на заводе № 240 в Москве, штурмовик оснащался двигателем АМ-42, имел мощное артиллерийское вооружение – четыре крыльевых пушки НС-23 с общим боезапасом 600 патронов и турельную пушку УБ-20. Максимальная скорость Ил-10 была равной 551 км/ч – почти на 150 км/ч больше максимальной скорости Ил-2.
Из всего многообразия задач, которые решали самолеты Ил-2 в ходе Великой Отечественной войны, особенно необычным было их использование в качестве истребителей. Конечно, Ил-2 не могли на равных бороться с более скоростными и маневренными фронтовыми истребителями противника, но при встречах с некоторыми широко применявшимися в боевых действиях бомбардировщиками и транспортными самолетами противника, самолеты Ил-2, как правило, их сбивали.
На основе боевого опыта использования Ил-2 Государственный комитет обороны 17 мая 1943 г. принял решение о создании одноместного бронированного истребителя Ил-1. Сергей Владимирович Ильюшин не разделял концепции бронированного истребителя, и проектирование Ил-1 велось с позиции возможности в дальнейшем использования самолета в качестве высокоскоростного и маневренного двухместного бронированного штурмовика. Новый самолет получил обозначение Ил-10.
Военные летчики высоко оценили Ил-10 как простой по технике пилотирования и не требующий специального переучивания с Ил-2. По оценке военных испытателей: «…Самолет Ил-10 является классическим образцом самолета-штурмовика».
После испытаний штурмовик Ил-10 был запущен в серию и с 15 апреля 1945 года начал принимать участие в боевых действиях.
Незадолго до этого, 28 марта 1945 года, в рамках испытаний самолета, над аэродромом Шпроттау в Селезии был организован показательный воздушный бой штурмовика Ил-10, который пилотировал капитан А. Сироткин из 108-го гвардейского штурмового авиаполка, с истребителем Ла-5ФН, который пилотировал Герой Советского Союза капитан В. Попков из 5-го гвардейского истребительного авиаполка. К тому времени В. Попков был признанным асом, имевшим на счету около 100 боев и 39 сбитых вражеских самолетов.
Бой закончился вничью, однако пленка фотокинопулемета беспристрастно показала, что и летчик, и воздушный стрелок Ил-10 не раз ловили истребитель в перекрестия прицелов.
Это позволило сделать главный вывод, что если в кабине штурмовика опытный, инициативный летчик и меткий воздушный стрелок, они имеют хорошие шансы одержать победу в поединке с истребителем. К тому же на высотах до 2 000 метров Ил-10 не уступал в скорости немецким истребителям Me-109G2 и FW-190A-4.
К концу Великой Отечественной войны высокие боевые качества самолетов Ил-10 с успехом использовали уже несколько штурмовых авиаполков. В больших количествах штурмовики Ил-10 применялись в войне с Японией.
После завершения Великой Отечественной войны на Ил-10 перевооружили все оставшиеся после расформирования штурмовые авиачасти ВВС Красной Армии. Кроме ВВС СССР они состояли на вооружении штурмовых авиаполков ВВС Польши, Чехословакии, Китая, Северной Кореи.
Бронированный истребитель Ил-1
Первый опытный штурмовик Ил-10 на авиационном заводе № 18 в Куйбышеве. Февраль, 1944 г.
Опытный штурмовик Ил-10 с пушкой Ш-20 калибра 20 мм в оборонительной установке ВУ-7. Гсударственные испытания. Май, 1944 г.
Опытный модернизированный штурмовик Ил-10М
Серийный модернизированный штурмовик Ил-10М
Штурмовик Ил-10М - буксировщик мишений
В ходе Корейской войны несколько штурмовиков ил-10 попали в руки американцев и были всесторонне изучены. Два Ил-10 отправили в США для исследований в Корнельскую аэродинамическую лабораторию в Итаке, штат Нью-Йорк. Самолеты были отремонтированы и совершали испытательные полеты на аэродроме Райт в Огайо.
Ил-10 - советский штурмовик заключительного периода Великой Отечественной войны конструкции КБ Ильюшина, создан в 1944 году путем глубокой модернизации штурмовика Ил-2. Первый полет состоялся 18 апреля 1944 года, летчик-испытатель В. К. Коккинаки. Вполне естественно, что новый штурмовик Ил-10 подвергался сравнению со знаменитым Ил-2. Самолет Ил-10 имел много преимуществ перед своим предшественником. Цельнометаллическая конструкция штурмовика упрощала уход и увеличивала срок его службы. Применение потайной клепки и качественная окраска машины не могли этому не способствовать. Удобные эксплуатационные люки обеспечивали хороший подход к трубопроводам, агрегатам и деталям управления. Штурмовик Ил-10 более скоростной и маневренный, чем Ил-2 - это особо отмечалось в документах. Максимальная скорость у земли самолета Ил-10 ранних серий была 500 - 505 км/ч, а это позволяло вести эффективную борьбу с самолетами люфтваффе и уклоняться от огня зениток.
"Наличие большего диапазона скоростей и лучшей маневренности облегчает задачу истребителей сопровождения и позволяет Ил-10 вступать в активный воздушный бой с противником", - говорилось в отчете о войсковых испытаниях.
Ил-10, вероятно, побывавший в двух разных полках (два различные номера)
По технике пилотирования в целом штурмовик Ил-10 был прост, "снисходительно относился" к ошибкам летчиков, не утомлял летный состав при полете в болтанку, имея лучшую устойчивость, хорошую управляемость и более высокую маневренность. Новый штурмовик , если опять же сравнивать его с Ил-2, был более устойчив при выполнении фигур высшего пилотажа. Однако, большая скорость мешала быстрому поиску цели, обзор из кабины нового самолета был хуже (особенно назад), а с открытым фонарем не полетаешь. Взлет и посадка стали сложнее. Летчики говорили, что Ил-10 "совершенно не терпит летного состава, недостаточно оттренированного во взлете и посадке ".
Из отчета по войсковым испытаниям: "Самолет требует исключительно низкого истребительного подхода, а на взлете в первой половине разбега имеет тенденцию к рысканию, в большинстве случаев с отклонением вправо...Самолет требует исключительного внимания, так как рулит не устойчиво. При невнимательном или неграмотном действии можно вращение на 360° и неоднократно".
Тенденция к развороту вправо и недостаточный обзор вперед приводил к тому, что даже летчик с хорошей подготовкой не всегда мог выдержать направление взлета, тем более при сильном боковом ветре. В описанной ситуации опытные летчики порой специально нарушали инструкцию: кратковременно нажимали на тормоз, чего не могли себе позволить более молодые пилоты, и как результат - их самолет разворачивало поперек полосы. Во всех штурмовых полках столкнулись с этой особенностью штурмовика Ил-10. Например, при вылете 8 мая 1945 года на боевое задание 118-го гшап из-за сильного бокового ветра смогли взлететь лишь 8 из 12 экипажей. Летчики были довольны пневмоэлектрическим управлением огнем из пушек и пулеметов. Но в одном заходе по причине увеличения скорости пикирования летчик не мог дать даже одну очередь прицельно продолжительностью 1-2 секунды, поэтому штурмовики возвращались домой с неизрасходованным боезапасом. С передовой привозили до 3/4 снарядов и 80% патронов. Расход боеприпасов к оборонительной установке вообще был мизерным, но это скорее из-за почти полного господства советской авиации в небе в конце второй мировой войны.
Ил-10 c двумя разными номерами
Бомбовое вооружение также вызывало неудобства: трудно было закрыть люки после сброса бомб - требовалось усилие до 20 кг, тросы часто заедало и они обрывались. Поэтому после сброса бомб экипажи часто продолжали атаковать с открытыми люками, что приводило к потере маневренности, и к тому же деформировались створки бомболюков. По возможности размещения бомб малых калибров самолет Ил-10 проигрывал Ил-2, таких как:
Временной механизм ВМШ-10 требовал длительного горизонтального полета без маневрирования и в боевых условиях оказался почти бесполезным. Отсутствие МУР на штурмовиках ранних серий уменьшало боевые возможности Ил-10. Несмотря на то, что ожидалось увеличение боевой живучести штурмовика, в реальности один Ил-10 был потерян после 85 вылетов в среднем, а штурмовик Ил-2 - после 90 вылетов в тот же период. Ил-10 был значительно менее прочным. Инженерами полков отмечалось, что новый самолет хуже "держал удар", чем Ил-2, несмотря на цельнометаллическую конструкцию. Во время боевых действий 38,5% самолетов, которые совершили вынужденные посадки, были списаны из-за невозможности ремонта. Вместе с тем, 90% штурмовиков Ил-2 3-й воздушной армии после приземления "на брюхо" возвращались в строй силами технического состава и полевых ремонтных мастерских. Несомненно, что принимая во внимание статистические данные второй мировой войны, нужно учитывать и те факты, что новая техника порой была недостаточно освоена, имела конструктивные и технологические дефекты, вызванные поспешностью проектирования и внедрения в серийное производство. Хотя, конечно, можно сделать вывод, что при переходе от штурмовиков Ил-2 к Ил-10 советская авиапромышленность опять выбрала количество в ущерб качеству. В целом стало правильным направление развития повышения подвижности, а не простого наращивания брони, однако, в серию был запущен не самый хороший самолет, а самый удобный с точки зрения быстроты налаживания массового выпуска. Если оценивать боевую эффективность Ил-10 в целом, то она только на 3 - 4% превышает показатели Ил-2.
Описание конструкции Ил-10
Штурмовик Ил-10 был двухместным цельнометаллическим низкопланом. Крылья - как и на самолете Ил-2 состояли из трех частей: центроплан и две отъемные консоли. Консоли крыла трапециевидной формы имели подъем в 4`50``, относительно нижней, ровной поверхности центроплана. Они имели так же большую, чем центроплан стреловидность (соответственно 15 и 5). Профиль крыла около фюзеляжа был NАСА 0018, в месте сопряжения крыла и центроплана NACA 230, а на концах крыльев NACA 4410.
Опытный образец Ил-10
Конструкция крыла - двухлонжеронная с работающим кессоном. Крылья пристыковывались к центроплану с помощью мощных винтов. Обшивка крыльев представляла собой алюминиевые листы толщиной от 0,8 до 2,0 мм. На всем размахе центроплана, как и примерно на 40% размаха крыльев были размешены закрылки типа Шренк. Они могли отклоняться на угол до 45° при помощи пневмосистемы. Посадочная фара находилась в левом крыле. Строевые огни установлены аналогично Ил-2. На правом крыле - трубка Пито. В обоих крыльях размещалось стрелковое вооружение, а в центроплане - бомбоотсеки и ниши шасси.
Фюзеляж - состоял из двух частей; передней, бронированной и задней цельнометаллической конструкции. Бронекорпус передней части самолета имел очень чистые аэродинамические формы и состоял из броневых плит толщиной 4-8 мм скрепленных при помощи винтов и заклепок. Исключением была верхняя часть бронекорпуса, которая изготавливалась из толстого алюминиевого листа, а не из металлической брони. Как и на Ил-2 броня защищала двигатель и все его системы, а так же кабину экипажа.
Фонарь кабины состоял из четырех частей: передняя (бронированный передний козырек) была соединена с остеклением башенки стрелка при помощи двух, откидывающихся вправо, фонарей (пилота и стрелка). В аварийных ситуациях оба фонаря можно было сбросить. Только фонарь пилота был наполовину защищен броней, остальная ее передняя часть была застеклена оргстеклом. Стрелок располагал двумя сиденьями, одним алюминиевым, которое использовалось им во время полета и вторым - представляющим собой брезентовый ремень прикрепленный к бортам - для боя. Переплет фонаря стрелка изготавливался из стальных полос и защищал его при капотировании. При возникновении такой ситуации пилот имел для эвакуации с левой стороны форточку в фонаре, что позволяло ему покинуть кабину, даже если самолет лежал вверх колесами. Задняя часть фюзеляжа типа полумонокок, шпангоуты и стрингеры имели Z-образное сечение. Обшивка - из алюминиевых листов толщиной 0,8 мм.
Оперение горизонтальное, цельнометаллическое, двухлонжеронной конструкции. Рули так же имели металлическую конструкцию, но были обтянуты полотном. На рулях (как и на левом элероне) имелись триммеры с механическим (на горизонтальных) либо с электромеханическим приводом (на вертикальном), триммер на левом элероне имел электрический привод. Рули имели весовую и аэродинамическую компенсацию (как и элероны на крыльях).
В топливную систему входили два бака общей емкостью 747 л, передний вмещал 310 л. Масляная система состояла из двух баков общей емкостью 94 л. располагавшихся по обе стороны от двигателя. Расходный бачок (предотвращающий вспенивание масла) был размешен над двигателем. Радиатор находился в центроплане слева от водяного. Пневматическая система обеспечивала - перезарядку вооружения, торможение колес основных стоек шасси, уборку шасси и привод закрылков. Для управления пневмосистемой был предназначен пульт расположенный с левой стороны в кабине пилота. Пневмоаппаратура запитывалась от трех баллонов, из них один для запуска двигателя с давлением 50 атм, остальные по 150 атм каждый. "Моторный" баллон заправлялся во время полета от компрессора ЛК-50, работающего от двигателя.
Шасси - классическое с хвостовым колесом убираемым в полете. Одинарные основные стойки шасси имели масляно-воздушную амортизацию. Во время уборки стойки выполняли оборот на 86° плоско входя в ниши. Привод уборки шасси - пневматический. Сигнализация выпуска шасси была механической и электрической (лампочки в кабине). Можно было выпустить шасси аварийным способом - вручную. Задняя стойка имела масляно-воздушную амортизацию, колесо было постоянно блокировано. Убиралось и выпускалось оно вместе с основными стойками. Сигнализация только электрическая. Размеры покрышек - 800x260 мм (передние) и 400x150 мм (заднее). Двигатель - АМ-42, V-образный. 12-ти цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 2000 кВт. приводил во вращение винт АВ-5Л-24 изменяемого шага, диаметром 3,6 м.
Радиооборудование состояло из:
- радиостанции РСИ-6,
- радиополукомпаса РПКО-10М,
- бортового переговорного устройства СПУ-2ММ.
Кроме СПУ они, как и вся электросистема питались от генератора ГС-350 или ГС-500 либо от аккумулятора 12-А-10. Электрическая сеть - однопроводная.
Вооружение первоначально состояло из двух пушек ВЯ-23 с запасом 150 снарядов на ствол и двух пулеметов ШКАС по 750 патронов на каждый. На заднем месте стрелка был установлен пулемет УБТ калибра 12,7 мм. В более поздний период крыльевое вооружение было заменено на четыре 23 мм пушки НС-23 со 150 снарядами на ствол, а оборонительное на 20 мм пушку Б-20 с запасом патронов в 150 шт. Для контроля результатов стрельбы и бомбометания служил фотопулемет, установленный в крыле или на вооружении стрелка. Аппарат, расположенный в задней части фюзеляжа служил для фотографирования результатов сброса бомб (включался автоматически через 12 секунд после сброса бомб) либо для разведки (включался пилотом, но стрелок должен был открыть створки люка). Пилот располагал прицелом ПБП-1б дополненным устройством ВМШ-10, позволявшим увеличить точность бомбометания из горизонтального полета на малой высоте. Сброс бомб и стрельба производилась так же, как на Ил-2.
Летно-технические характеристики штурмовиков
Ил-2
Параметры | Ил-2 №305814 |
Число членов экипажа | 2 |
Тип мотора | АМ-38ф |
Мощность, л. с. | |
1720/1500 | |
номинал, на высоте, л.с./м | 1575/750 |
Длина самолета, м | 11,6 |
Размах крыла, м | 14,6 |
Площадь крыла, м 2 | 38,5 |
Вес пустого самолета, кг | 4615 |
Вес металлической брони, кг | 1015 |
Полетный вес, кг | 6355 | 165,06 | 3,69 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | |
на высоте/м | 402/1140 |
Посадочная скорость, км/ч | . |
Время набора высоты, мин. | |
1000 м | |
3000 м | 8,1 |
5000 м | 20,4 |
Дальность полета, км | . |
Длина разбега при взлете, м | 415 |
Длина пробега при посадке, м | . |
нормальная, кг | |
максимальная, кг | 600 |
2x23 | |
2x7,62 | |
4x82 | |
1x12,7 | |
Авиагранаты, шт. | |
4,628 |
Су-6 оп
Параметры |
Су-6 опытный |
Число членов экипажа | 2 |
Тип мотора | М-71ф |
Мощность, л. с. | |
взлетная/номинал, у земли, л. с. | 2200/1800 |
номинал, на высоте, л.с./м | 2000/1000 |
Длина самолета, м | 9,24 |
Размах крыла, м | 13,5 |
Площадь крыла, м 2 | 26 |
Вес пустого самолета, кг | 4110 |
Вес металлической брони, кг | 578,3 |
Полетный вес, кг | 5534 | 212,85 | 2,52 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | |
на высоте/м | 514/3850 |
Посадочная скорость, км/ч | 146 |
Время набора высоты, мин. | |
1000 м | |
3000 м | 6,0 |
5000 м | 10,6 |
Дальность полета, км | 973 |
Длина разбега при взлете, м | 410 |
Длина пробега при посадке, м | 730 |
нормальная, кг | |
максимальная, кг | 400 |
Пушки в крыле, число х калибр, мм | 2x37 |
Пулеметы в крыле, число х калибр, мм | 2x7,62 |
Ракетное вооружение, число х калибр, мм | 6x132(82) |
Оборонительное вооружение, число х калибр, мм | 1x12,7 |
Авиагранаты, шт. | |
Секундный залп наступательного вооружения, кг/с | 6,846 |
Ил-10 оп.
Параметры | Ил-10* опытный |
Число членов экипажа | 2 |
Тип мотора | АМ-42 |
Мощность, л. с. | |
взлетная/номинал, у земли, л. с. | 2000/1750 |
номинал, на высоте, л.с./м | 1770/1600 |
Длина самолета, м | 11,12 |
Размах крыла, м | 13,5 |
Площадь крыла, м 2 | 30 |
Вес пустого самолета, кг | 4680 |
Вес металлической брони, кг | 1010 |
Полетный вес, кг | 6355 | 211,17 | 3,17 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | 507 |
на высоте/м | |
Посадочная скорость, км/ч | 148 |
Время набора высоты, мин. | |
1000 м | |
3000 м | 5 |
5000 м | 9,7 |
Дальность полета, км | 800 |
Длина разбега при взлете, м | 475 |
Длина пробега при посадке, м | 460 |
нормальная, кг | |
максимальная, кг | 600 |
Пушки в крыле, число х калибр, мм | 2x23 |
Пулеметы в крыле, число х калибр, мм | 2x7,62 |
Ракетное вооружение, число х калибр, мм | 4x82 |
Оборонительное вооружение, число х калибр, мм | 1x20 |
Авиагранаты, шт. | 10 |
Секундный залп наступательного вооружения, кг/с | 4,626 |
Ил-10 опыт.
Параметры | Ил-10* опытный |
Число членов экипажа | 2 |
Тип мотора | АМ-42 |
Мощность, л. с. | |
взлетная/номинал, у земли, л. с. | 2000/1750 |
номинал, на высоте, л.с./м | 1770/1600 |
Длина самолета, м | 11,12 |
Размах крыла, м | 13,4 |
Площадь крыла, м 2 | 30 |
Вес пустого самолета, кг | 4650 |
Вес металлической брони, кг | 1010 |
Полетный вес, кг | 6300 | 210,00 | 3,15 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | |
на высоте/м | 550/2300 |
Посадочная скорость, км/ч | 148 |
Время набора высоты, мин. | |
1000 м | |
3000 м | 5 |
5000 м | . |
Дальность полета, км | 790 |
Длина разбега при взлете, м | 475 |
Длина пробега при посадке, м | 460 |
нормальная, кг | |
максимальная, кг | 600 |
Пушки в крыле, число х калибр, мм | 2x23 |
Пулеметы в крыле, число х калибр, мм | 2x7,62 |
Ракетное вооружение, число х калибр, мм | 4x82 |
Оборонительное вооружение, число х калибр, мм | 1x12,7 |
Авиагранаты, шт. | 10 |
Секундный залп наступательного вооружения, кг/с | 4,626 |
Су-6
Параметры |
Су-6* опытный |
Число членов экипажа | 2 |
Тип мотора | АМ-42 |
Мощность, л. с. | |
взлетная/номинал, у земли, л. с. | 2000/1750 |
номинал, на высоте, л.с./м | 1770/1600 |
Длина самолета, м | 9,5 |
Размах крыла, м | 13,5 |
Площадь крыла, м 2 | 28,6 |
Вес пустого самолета, кг | 4366 |
Вес металлической брони, кг | 895 |
Полетный вес, кг | 6200 | 216,78 | 3,10 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | 492 |
на высоте/м | |
Посадочная скорость, км/ч | 150 |
Время набора высоты, мин. | |
1000 м | |
3000 м | . |
5000 м | 11 |
Дальность полета, км | 790 |
Длина разбега при взлете, м | 540 |
Длина пробега при посадке, м | 660 |
нормальная, кг | |
максимальная, кг | 600 |
Пушки в крыле, число х калибр, мм | 2x23 |
Пулеметы в крыле, число х калибр, мм | 2x7,62 |
Ракетное вооружение, число х калибр, мм | 6x132(82) |
Оборонительное вооружение, число х калибр, мм | 1x12,7 |
Авиагранаты, шт. | |
Секундный залп наступательного вооружения, кг/с | 4,626 |
Ил-10
Параметры | Ил-10* №1892908 |
Число членов экипажа | 2 |
Тип мотора | АМ-42 |
Мощность, л. с. | |
взлетная/номинал, у земли, л. с. | 2000/1750 |
номинал, на высоте, л.с./м | 1770/1600 |
Длина самолета, м | 11,12 |
Размах крыла, м | 13,4 |
Площадь крыла, м 2 | 30 |
Вес пустого самолета, кг | 4675 |
Вес металлической брони, кг | 994 |
Полетный вес, кг | 6345 | 211,5 | 3,17 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | |
на высоте/м | 528/2660 |
Посадочная скорость, км/ч | 149 |
Время набора высоты, мин. | |
1000 м | |
3000 м | 6,4 |
5000 м | |
Дальность полета, км | . |
Длина разбега при взлете, м | 480 |
Длина пробега при посадке, м | . |
нормальная, кг | |
максимальная, кг | 600 |
Пушки в крыле, число х калибр, мм | 2x23 |
Пулеметы в крыле, число х калибр, мм | 2x7,62 |
Ракетное вооружение, число х калибр, мм | 4x82(132) |
Оборонительное вооружение, число х калибр, мм | 1x12,7 |
Авиагранаты, шт. | 10 |
Секундный залп наступательного вооружения, кг/с | 4,626 |
Ил-10 №1899710
Параметры | Ил-10* №1899710 |
Число членов экипажа | 2 |
Тип мотора | АМ-42 |
Мощность, л. с. | |
взлетная/номинал, у земли, л. с. | 2000/1750 |
номинал, на высоте, л.с./м | 1770/1600 |
Длина самолета, м | 11,12 |
Размах крыла, м | 13,4 |
Площадь крыла, м 2 | 30 |
Вес пустого самолета, кг | 4707 |
Вес металлической брони, кг | 994 |
Полетный вес, кг | 6370 | 212,3 | 3,19 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | |
на высоте/м | 545/2700 |
Посадочная скорость, км/ч | 149 |
Время набора высоты, мин. | |
1000 м | |
3000 м | 5 |
5000 м | 9,95 |
Дальность полета, км | . |
Длина разбега при взлете, м | 460 |
Длина пробега при посадке, м | . |
нормальная, кг | |
максимальная, кг | 600 |
Пушки в крыле, число х калибр, мм | 2x23 |
Пулеметы в крыле, число х калибр, мм | 2x7,62 |
Ракетное вооружение, число х калибр, мм | 4x82(132) |
Оборонительное вооружение, число х калибр, мм | 1x12,7 |
Авиагранаты, шт. | 10 |
Секундный залп наступательного вооружения, кг/с | 4,626 |
Ил-16
Параметры |
Ил-16* опытный |
Число членов экипажа | 2 |
Тип мотора | АМ-43 |
Мощность, л. с. | |
взлетная/номинал, у земли, л. с. | 2300/2000 |
номинал, на высоте, л.с./м | 2300/2000 |
Длина самолета, м | 10,69 |
Размах крыла, м | 12,5 |
Площадь крыла, м 2 | 24 |
Вес пустого самолета, кг | 4315 |
Вес металлической брони, кг | . |
Полетный вес, кг | 5980 | 249,17 | 3,42 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | 525 |
на высоте/м | |
Посадочная скорость, км/ч | 145 |
Время набора высоты, мин. | |
1000 м | . |
3000 м | . |
5000 м | 8,5 |
Дальность полета, км | 700 |
Длина разбега при взлете, м | 400 |
Длина пробега при посадке, м | . |
нормальная, кг | |
максимальная, кг | 500 |
Пушки в крыле, число х калибр, мм | 2x23 |
Пулеметы в крыле, число х калибр, мм | 2x7,62 |
Ракетное вооружение, число х калибр, мм | - |
Оборонительное вооружение, число х калибр, мм | 1x20 |
Авиагранаты, шт. | 10 |
Секундный залп наступательного вооружения, кг/с | 4,626 |
Ил-10М
Параметры | Ил-10М* №1899710 |
Число членов экипажа | 2 |
Тип мотора | АМ-42 |
Мощность, л. с. | |
взлетная/номинал, у земли, л. с. | 2000/1750 |
номинал, на высоте, л.с./м | 1770/1600 |
Длина самолета, м | 11,89 |
Размах крыла, м | 14 |
Площадь крыла, м 2 | 33 |
Вес пустого самолета, кг | 5394 |
Вес металлической брони, кг | . |
Полетный вес, кг | 7097 | 215,06 | 4,06 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | |
на высоте/м | 512/2650 |
Посадочная скорость, км/ч | 138 |
Время набора высоты, мин. | |
1000 м | |
3000 м | 6,4 |
5000 м | 12,7 |
Дальность полета, км | 800 |
Длина разбега при взлете, м | 440 |
Длина пробега при посадке, м | 500 |
нормальная, кг | |
максимальная, кг | 600 |
Пушки в крыле, число х калибр, мм | 4x23 |
Пулеметы в крыле, число х калибр, мм | - |
Ракетное вооружение, число х калибр, мм | 4x132 |
Оборонительное вооружение, число х калибр, мм | 1x20 |
Авиагранаты, шт. | |
Секундный залп наступательного вооружения, кг/с | 6,826 |
УИл-10
Параметры | УИл-10* №106085 |
Число членов экипажа | 2 |
Тип мотора | АМ-42 |
Мощность, л. с. | |
взлетная/номинал, у земли, л. с. | 2000/1750 |
номинал, на высоте, л.с./м | 1770/1600 |
Длина самолета, м | 11,12 |
Размах крыла, м | 13,4 |
Площадь крыла, м 2 | 30 |
Вес пустого самолета, кг | 4571 |
Вес металлической брони, кг | . |
Полетный вес, кг | 5680 | 189,33 | 2,84 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | |
на высоте/м | 560/2500 |
Посадочная скорость, км/ч | 145 |
Время набора высоты, мин. | |
1000 м | |
3000 м | 4,8 |
5000 м | 9,6 |
Дальность полета, км | . |
Длина разбега при взлете, м | 400 |
Длина пробега при посадке, м | 520 |