Как сделать конспект статьи. Как писать конспект: полезные советы для студентов
Аскольд Запашный с супругой Элен и маленькой дочкой Евой живут на колесах, кочуя с гастролями «Цирка братьев Запашных» из одного города в другой. Нам удалось застать семью в Москве - здесь полным ходом идут новые спектакли цирка. О том, как изменил их жизнь прошедший год, каково это - быть миллионерами, а также поддаются ли дрессуре дети и женщины, Аскольд и Элен рассказали нашим корреспондентам.
Тебе лучше поехать к маме…
Аскольд: Смешно, но у нашего ребенка каждая вещь в трех экземплярах. Три кроватки, три коляски, три стульчика, ну и так далее. Один комплект в Москве, другой - в Израиле у родителей жены, третий колесит с нами в контейнерах. Так все цирковые живут. А куда деваться? Я счастлив, что мы - я, Элен и маленькая Ева - теперь вместе.
Папой я стал во второй день года. Родилась бы дочка первого января, наверное, расстроился бы. Всю жизнь ее праздник был бы объединен с новогодним. И мы с Элен в ночь под Новый год просили дочку: «Подожди! Еще не время». И она послушалась родителей - умница! Появилась на свет в четыре часа, когда у меня был перерыв между двумя представлениями. Утром я отвез Элен в роддом, а сам поехал на спектакль. И днем получаю эсэмэску от жены: «Мы с Евой тебя ждем». Именно в этот момент жизнь будто поделилась на до и после. Стою с мобильником в руках, смотрю на экран, перечитываю и улыбаюсь. Коллеги заметили: «Ну что там? Что? Жена родила? Кого?» - «Дочка!!!» Приехал в роддом после представления. Не знаю, как передать словами чувства, которыми был переполнен в тот миг. Появилась ответственность, какая-то особенная любовь к ребенку проснулась. Беру Еву на руки и представляю: подрастет и станет встречать меня радостными воплями:
«Папочка пришел!» Сентиментально и трогательно…
Элен: Когда у наших приятелей родилась дочка, мне было очень интересно посмотреть на реакцию мужа. Я взяла ее на ручки и сказала: «Аскольд, смотри, какая хорошая девочка! На - подержи ее». Он взял ребенка на руки и сразу отдал. А я подумала: «Нет, нянькаться с детьми мой муж не станет». Но интуиция подвела - нянькается, и еще как!
Аскольд: Я чужим детям никогда не умилялся. Но на свою дочь готов смотреть часами. Мне кажется, человек вообще взрослеет не годами, а серьезными событиями, принятыми решениями. Отцовство - главная перемена в жизни любого мужчины. Когда родился мой старший брат, Эдгард, наш папа прервал представление, выскочил на улицу Ялты, где гастролировал, и устроил салют. Вечером напоил на радостях весь коллектив и сам выпил, хотя не пил вообще! Здорово они погуляли! А как же - наследник появился!
- Наличие наследника так важно для мужчины?
Конечно, сын продолжит фамилию. А для циркового это особенно важно. Супруга со мной солидарна, теперь мы оба хотим мальчишку. Но когда у нас появилась Евочка, я был безумно счастлив.
- И через несколько недель уехали от жены и ребенка…
А что было делать? В конце января начинались гастроли. Не тащить же с собой новорожденного ребенка.
Элен: Когда Аскольд сказал, что мне лучше поехать с ребенком к маме, я - в слезы. Конечно, как любящей жене мне хотелось быть вместе с мужем.
Аскольд: Я выбрался к ним в Израиль только в марте и всего на неделю. Только осенью мы наконец воссоединились - теперь Элен и Ева ездят везде со мной.
- И как же вам, Элен, дается жизнь жены циркового артиста?
Элен: Гастрольная жизнь оказалась вполне комфортной. Мы же не в вагончиках ютимся, как в старых фильмах показывают. Вполне приличные гостиницы с двух-, трехкомнатными номерами, есть кухня, просторные ванные. Я адаптируюсь быстро, буквально два-три дня - и навожу уют. Хотя раньше любое изменение привычного уклада доводило меня до слез. Стоило родителям отправить меня в лагерь, как я начинала бомбардировать их жалостливыми письмами и добивалась, чтобы они меня забрали. В армии тоже рыдала: готова была служить хоть на год больше, лишь бы отпускали на ночь домой (Элен, как гражданка Израиля, проходила военную службу. - Прим. «ЗН» ).
В разлуке мы живем с Аскольдом все те пять лет, что знакомы. Если раньше еще как-то терпела, то когда родила дочку, вообще стала сходить с ума. Боялась, что однажды дочка своего отца не узнает. В Хайфе, где живут мои родители, возле кроватки Евы много фотографий Аскольда. И когда прилетал папа, сразу шла к нему на руки и улыбалась. Чувствовала родную кровь.
Элен, ради семьи вы многим пожертвовали: одна эмиграция чего стоит. И карьеру врача забросили. Не много ли жертв?
Да, карьера для меня очень важна. Когда я, отслужив в армии, поступила в Белорусский государственный медицинский университет, думать не думала, что стану женой циркового артиста. Государственные экзамены сдавала уже будучи в положении, поэтому поступление в ординатуру или интернатуру отложила. Сейчас я только жена и мама, но уже рвусь из дома. И, как только определимся, на кого оставлять Еву, буду учиться дальше.
Аскольд против детских садиков, нянь. В какой-то степени он прав. Моя мама, а она тоже доктор, вышла на работу, когда мне было четыре месяца. Меня растили няньки, бабки, тети и дяди. В этом нет ничего плохого, но и ничего хорошего: женщина не видит, как растет ребенок. Мама рассказывает, что я приходила к ней на работу и спрашивала: «Тут твой дом?»
А где же тигры?
- По данным Forbes, ежегодный доход братьев Запашных составляет $5,7 млн. И каково быть женой миллионера?
Элен:
Вы меня просто в тупик загнали своим вопросом… Не забывайте, что указанная сумма не в карманах братьев лежит. Есть животные, которых надо содержать, а это очень дорого. Есть коллектив в две сотни человек, дорогостоящие проекты.
Но Аскольд мне ни в чем не отказывает, покупает все, что мне хочется.
Аскольд:
$5 млн - это те деньги, которые у нас в обороте, в производстве. Мы с братом заработали их своим потом и кровью. Наши с Эдгардом жизни - доказательство формулы успеха: мечты сбываются, если прикладывать к этому усилия. Нам говорят: «Ну да, вы же дети Вальтера Запашного, вам фамилия устлала путь розами!» Я говорю: «Извините, пожалуйста, у нас еще сестра есть, дочь папы от первого брака - Марица, и племянник, они тоже цирковые. Есть направление Мстислава Запашного и Игоря Запашного, папиных братьев. Они вместе работали, были очень успешными акробатами». Вы про них так же много знаете? Нет, такого успеха, как у нас, у них, к сожалению, пока нет! Я говорю это к тому, что фамилия - не показатель успеха. Я считаю, что деньги приходят как последствия труда. И кстати, я очень спокойно к ним отношусь, лишь как к средству приобретения удобств - хорошего дома, машины.
Моя жена имеет возможность покупать что и сколько хочет. Но не злоупотребляет этим, что меня безумно радует. Она правильно относится к деньгам и, например, не просит «феррари», хотя, в принципе, я мог бы ей его купить.
- Элен - израильтянка, а вы с ней встретились в Беларуси, где тогда гастролировали. Как ее туда занесла судьба?
Родители Элен надеялись выдать ее за врача-стоматолога, и она даже была помолвлена, но, поняв, что жениха не любит, разорвала помолвку и сбежала в Минск, под присмотр родственников. На представление ее привел наш с Эдгардом давний друг. Девушка сразу мне понравилась. И внешность необычная, и странная манера говорить, немного растягивая слова. У нее был легкий акцент, родной-то язык для нее иврит.
Элен: Мне тогда было 26 лет - самая пора выходить замуж. Всех мужчин, с которыми знакомилась, я подсознательно примеряла на роль супруга и отца будущего ребенка. И все же в то время меня куда больше учеба занимала - третий курс, самый пик, живу в общежитии, никуда особо не хожу, потому что корплю над учебниками. Видела только афиши - какие-то неизвестные мне братья-тигры выступают - и все! Наши отношения до самого ЗАГСа вел Аскольд. Это он покорял меня, так себя вел, такие слова говорил, что я влюбилась очень быстро.
- Аскольд, в своих ранних интервью вы говорили, что женитесь лишь на той девушке, которой удастся вас чем-то сильно удивить. Чем же Элен вас поразила?
Аскольд:
Удивительно непредвзятым отношением ко мне. Она вела себя очень естественно. Она не скучна, не аморфна. Ну не люблю я людей, которые плывут, а не бегут по жизни!
Элен: Первое наше свидание прошло в машине Аскольда. Он крутил по DVD свои любимые ужастики: проверял, как я среагирую. Если бы друг не предупредил, что Аскольд - человек уважаемый, не прохиндей какой-нибудь, встала бы да пошла. Но я хотела посмотреть, что будет дальше. Ну и досмотрелась… Он мне очень и очень понравился.
Мы сразу стали проводить вместе много времени, гуляли до четырех-пяти утра, а в восемь я бежала на учебу… Не высыпалась страшно, но летала как на крыльях - влюбилась. Аскольд уезжает и сразу шлет эсэмэску: «Любимая, хочу быть рядом, не хочу вообще от тебя уезжать». Я в ответ: «Гастроли закончатся, у тебя начнется другая жизнь, без меня. А я останусь слезы лить». У меня даже мысли не было, что мы можем стать семьей. И все же все его душевные, чудесные эсэмэски я записывала в дневничок и перечитывала по сто раз.
- Элен, слова словами, но за мужчину говорят поступки…
Поступков хватало. Полтора месяца мы повстречались - и Аскольд уехал в Москву. И тут же начал мотаться ко мне в Минск - гнал в ночи 800 км, а утром обратно. Вот тогда я поняла: его слова вовсе не пустые. Но продолжала сопротивляться, повторяла: «Оставь меня, ничего у нас не получится». Другой бы махнул рукой, а Аскольд нет. Ему хватило сил пробить мое недоверие и боязнь любви. Естественно, я его ревновала, истерики закатывала, плакала: «Девушки вечно около тебя крутятся». И у него хватало сил уверить меня: «Любимая, все хорошо, я твой, даже когда между нами тысячи километров».
Говорят, что Вальтер Запашный произвел на будущую жену неизгладимое впечатление, когда пришел на свидание с тигром на поводке.
Да, я слышала эту чудесную историю. Когда мы с Аскольдом встречались, мечтала на лекциях: вот сейчас откроется дверь и в аудиторию войдет мой принц с тигром. Наверное, Вальтеру Михайловичу было проще так сделать, времена были другие. Аскольд не может взять тигра и посадить в машину. Перевезти тигра - это целая история. И так уже до смешного доходит: гаишники останавливают и, заглядывая в окно, спрашивают: «А где же тигры?» Причем каждый думает, что удачно пошутил. Ребята отвечают: «Сейчас подтянутся!»
Синь ен хау!
Элен:
Время показало: Аскольд - моя половинка. Я в чужой стране, но рядом с ним чувствую себя спокойно и уверенно. И даже полюбила суровые русские зимы… Наверное, такое состояние душевного комфорта ищет каждая женщина.
Семейная жизнь сделала Аскольда чуть помягче. Раньше он был более властным: сказал как отрезал. Сейчас с ним можно и поспорить. Расхваливать нашу жизнь больше не буду, я суеверная - боюсь сглазить!
Аскольд:
Наша жизнь не идеальна, мы частенько устраиваем споры: то по поводу ребенка, то по пустякам каким-нибудь. Недавно Элен говорит: поехали в кино. Я устал после репетиции, но, думаю, ладно, надо жене приятное сделать. Обзвонил друзей, собрал толпу - мы любим компании. Все сорвались, с разных концов Москвы рванули в кинотеатр. До сеанса остается десять минут, мы еще не доехали, и тут Элен говорит: «Умираю, хочу есть! Пойдем ужинать». Я спрашиваю: «А кино?» - «Кино потом, или вообще без него обойдемся, лучше поедим». Я снова друзьям давай звонить: уговариваю ехать в ресторан. В общем, с моей женой не соскучишься, она непредсказуема. Особенно, как оказалось, во всем, что касается ребенка. Когда ходила беременной, утверждала: «Я буду строгой, а из тебя малышка наверняка будет вить веревки». И вот я с удивлением вижу, как при Элен дочка зубами открывает какой-то крем. Говорю: «Забери! Она же отравится!» Жена спокойно отвечает: «Ничего не случится, он не страшный». Я завожусь: «Этот не страшный, а другой будет страшный». Отнимаю тюбик, Ева орет не своим голосом, потому что уже научилась требовать. А наша мама подрывается и бежит за другим кремом - лишь бы дочка не плакала… Тут уж я взрываюсь. Да, пускай я жесткий родитель, но я люблю своего ребенка и делаю все, чтобы обеспечить его безопасность. Хотя и стелить соломку тоже не намерен. Малышка наша ползает по комнате, Элен вскрикивает: ой, ударится о стул, о стол. Я говорю: «Да сиди ты спокойно! Ударится слегка и поймет, как бывает больно». У меня в этом плане богатый опыт, потому что я дрессировщик. Глупые люди иногда говорят, что дрессура - это насилие. Да ни черта подобного! Дрессура - это, конечно, навязывание своей воли. Но воли умного существа - глупому. Я не могу ждать, когда тигр сообразит и что-то такое мне ответит. Я заставлю его подчиниться. Так же, собственно, и с детьми. Дрессура - это воспитание. Если хищник на тебя нападает, его нужно наказывать. Если не слушается ребенок - тоже. Другой вопрос - как…
Ева уже все понимает. Недавно выдернула из розетки шнур антенны. Я строго говорю: «Ева!» И она тут же понесла его мне.
- А как вас самого в детстве наказывали?
В угол ставили - просто постоять, подумать. Папа иногда пугал: «Ох, выпорю!» Но так ни разу и не отлупил… Один раз, когда нам с братом было лет по семь-девять и папин цирк гастролировал в одной азиатской республике, Эдгард предложил: «А пошли с пацанами на речку». Я перепугался, говорю: «Гарик, не надо, мы же плавать не умеем». А он: «Да ладно! Не трусь». И я за ним от безвыходности поплелся. Пришли, а там бурлящая река… Местные мальчишки тут же, в одежде, попрыгали в воду, а их течением сносит… Смотрю на весь этот ужас и понимаю, что не сигану туда ни за какие коврижки. Вдруг замечаю: братец мой раздевается: «Я тоже нырну, смотри!» Мне так стало страшно, ужас! Плачу, пытаюсь отговорить - бесполезно! Эдгард прыгнул. А когда вылез, откуда ни возьмись бежит наша тетя Оля. Руками машет, лицо испуганное, бледное. И тут же на горизонте появляется папа - прямо в гриме. Ему сказали, что мы пропали, он прервал представление и помчался нас искать. Увидел. Медленно подошел и зашипел - ну просто как змея: «Марш домой, ждите, я скоро приду». Нам страшно - жуть. Вечером отец вернулся домой, прошел в нашу комнату, сдернул с кроватей матрацы, перевернул их и сказал: «Вы не уважаете своих родителей - значит, спите на полу!» Руку на нас так и не поднял.
А вот за хамство мы получали по полной! Я никогда не мог огрызнуться ни на него, ни на маму или бабушку. Как-то на репетиции брат выполнял трюк на лошади, что-то не так сделал, папа поправил и услышал в ответ: «Да щас!» Я и сообразить ничего не успел - брат уже схлопотал под зад хлыстом. И все. Очень правильное воспитание.
Аскольд, вы прожили в Китае четыре года. Правда ли, что вы, влюбившись в китаянку, выучили сложнейший китайский язык?
Язык я выучил из-за того, что мы сразу подписали контракт на три года. Языки мне легко даются. Учу по своей системе: беру много толстых тетрадей, выписываю все слова по категориям: все, что касается ресторана, магазина, культуры. Да, конечно, грамматику я не знал, но у меня был очень богатый словарный запас!
А влюбленность - да, была. Но это же пацанство, мне было всего 15. Первая девушка была китайской монголкой, немного меня постарше. Вторая - китаянка. Мы с ней даже недолго прожили вместе, а она потом уехала в Гонконг сниматься в кино. Ее отъезд стал для меня трагедией: «А-а-а… поеду за ней на край света». Мама поулыбалась, похлопала по плечу: «Держись! Может, скоро и увидитесь». Девчонка ей нравилась, но она понимала: это все детское. Расстояние нас сразу разъединило. Тогда же не было ни мобильного телефона, ни интернета. Помню, послал ей две открытки - с иероглифами «Я тебя люблю» («Во ай ни») и «Поздравляю с Новым годом» («Синь ен хау»), если дословно переводить, то «Новый год хорош».
- Ну а сами о чем мечтаете в новом, 2011 году?
Я, как любой нормальный человек, мечтаю только о хорошем. Недавно мы были в Магнитогорске, наш друг поднял нас в гору, на которой растет дерево желаний - на него все привязывают ленточки. Я тоже привязал. Ничего конкретного мне не надо, только здоровье близких и свое. А остальное - в моей власти.
Алла ЗАНИМОНЕЦ, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Виталия ФЕДОРОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Умение быстро и правильно писать конспекты очень важно, ведь его можно считать одним из самых важных навыков для достижения успеха в учебе и даже в работе. Но, к сожалению, в школах и институтах нас практически не учат искусству конспектирования, поэтому осваивать его приходится самостоятельно. Сегодня мы расскажем вам о важных правилах составления конспектов, а также познакомим с несколькими интересными способами конспектирования, которые используют многие успешные люди.
Для чего нужны конспекты
Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.
Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе (кстати, у нас есть статья « »). Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.
Уже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.
Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует более быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.
Умея правильно делать конспекты, вы сможете серьезно повысить свои шансы на успех в учебе и достижение целей в профессиональной, творческой и даже личной жизни. В доказательство этому приведем несколько тезисов о пользе конспектов.
Конспекты:
- могут заменить учебники и книги;
- часто избавляют от необходимости посещать библиотеку;
- служат прекрасной шпаргалкой для подготовки к экзаменам (и на экзаменах);
- содержат лишь важную информацию по теме (нет никакой «воды»);
- повторяют ценные мысли преподавателя или лектора;
- экономят львиную долю пространства (как на бумажном носителе, так и в рюкзаке или сумке);
- обеспечивают базовый уровень знаний по конкретной теме;
- являются незаменимым помощником на практических занятиях и в работе;
- развивают скорость письма и тренируют память;
- характеризуют человека как ответственного учащегося или исполнителя.
При этом к ним можно обратиться даже по прошествии нескольких лет, когда потребуется вернуться к какой-то информации. Некоторые люди даже хранят конспекты не как источник ценных сведений, а как память.
Кстати, если вы считаете, что вести конспекты традиционным способом (с помощью ручки и бумаги) стало неактуально, и для этого гораздо удобнее использовать компьютер, рекомендуем посмотреть это небольшое видео на данную тему.
Базовые правила конспектирования
Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).
В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались). В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером).
Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:
- Лектор или преподаватель всегда говорит много, но не всегда конкретно по теме. По этой причине вы должны учиться определять в речи человека наиболее существенные моменты, которые и нужно заносить в свой конспект.
- Никогда не пишите все в одну строку. Используйте цитатную технику написания. Это значит, что каждую новую идею нужно фиксировать с новой строки. При этом между всеми строками желательно делать пропуск в одну строку. Это значительно упрощает восприятие и позволяет дополнять записи.
- То, что лектор или преподаватель изображает на доске, нужно фиксировать и у себя в тетради, ведь если он это делает, значит, это особенно важно. Записывать же это можно либо графически, либо тезисно.
- Не пренебрегайте аббревиатурами и сокращениями (о них мы еще скажем). Цифры всегда пишите знаками. Это многократно сжимает объем материала, но смысл никак не теряется, и вы легко сможете понять, о чем идет речь.
- Включайте в конспект не только текст, сокращения, цифры и знаки препинания, но и таблицы, схемы, диаграммы, формулы, графики и рисунки. Эти графические подсказки экономят время на фиксацию информации, а также легко запоминаются. К тому же они выгодно выделяются среди текстовых блоков.
Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:
- Используйте графический конспект . При таком конспектировании материал не записывается, а изображается графически – только с помощью схем, формул, последовательностей стрелок и других графических элементов.
- Используйте диктофон . Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.
- Используйте конспект-план . Следите за тем, в какой последовательности лектор преподносит информацию, и составляйте план, указывая основные разделы темы. Затем вы сможете зафиксировать самое важное, обратившись к сторонним источникам, в том числе и к Интернету.
- Увеличивайте скорость письма . Навык письма требует тренировки, но результат стоит усилий. Быстрее писать можно, не только развивая моторику рук, но и используя больше сокращений, аббревиатур, картинок.
Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте.
Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.
Как грамотно конспектировать лекции
Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.
Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно , сосредотачиваться и не отвлекаться.
Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.
Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного. Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно.
Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:
- лекция может читаться по учебнику;
- лекция может даваться в форме повествования с обозначением ключевых элементов под запись;
- лекция может быть изначально рассчитана на конспектирование.
Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал. И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально.
Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):
- Записывайте лекцию по смысловым блокам. Блоки должны соответствовать пунктам плана лекции. Чтобы структурировать информацию было легче, можете нумеровать блоки, использовать подпункты, делать отступы слева и красные строки и включать маркированные списки.
- Сокращайте ключевые слова до заглавной буквы и используйте эти сокращения в тексте. Установить сокращения можно уже в подзаголовках, например, фразу «Вторая мировая война» можно сократить до «ВМВ», «когнитивный диссонанс» можно сократить до «КД» и т.д. Если какие-то буквы совпадают, отделить одни от других можно с помощью специальных обозначений, к примеру, обведя букву в кружок или квадрат и т.п.
- Стержневые понятия по одной дисциплине так же обозначайте с помощью специальных сокращений. Если, например, речь о литературе, во всех конспектах используйте букву «Л», если по биологии – букву «Б» и т.п. Чтобы подстраховаться, на последней странице тетради запишите все используемые сокращения.
- Когда сталкиваетесь с распространенными длинными словами, оперируйте общепринятыми сокращениями, например:
- функция – ф-я;
- формула – ф-ла;
- государство – гос-во;
- руководство – рук-во;
- древнерусский язык – др. р. яз.;
- литература – лит-ра и т.д.
- Пометки и комментарии можно обозначать специальными значками, например:
- ! – важно;
- !! – очень важно;
- ? – не точно или под вопросом;
- Rm – запомнить;
- R – проверить;
- P – пример;
- U – посмотреть в учебнике;
- I – посмотреть в Интернете и т.п.
Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.
- Применяйте стенографические знаки, обозначающие конкретные окончания, например:
- / означает «-ический» (мат/ — математический, биолог/ — биологический и т.д.);
- ~ означает «-ание» или «-ение» (повед~ — поведение, повествов~ — повествование и т.д.);
- Ђ означает «-ность» (ушербЂ – ущербность, влиятельЂ – влиятельность и т.д.)
- Если приходится обозначать отдельные понятия, всегда отделяйте их от основного массива информации, а также подчеркивайте или выделяйте маркером, чтобы этот элемент конспекта выделялся визуально. Можно также придать конкретному цвету конкретное значение, к примеру, красный – главная мысль, желтый – определение, зеленый – вывод и т.п.
- Очень удобно использовать в конспекте обозначения из математики, такие как:
- + – плюс;
- — – минус;
- <, > – меньше и больше;
- ± – неточность;
- ≠ – не равно;
- ≈ – примерно;
- ⇒ – следовательно;
- ⇔ – верно только тогда, когда…;
- ∧ – и;
- ∨ – или;
- ∃ – существует;
- ∈ – принадлежит;
- ∉– не принадлежит;
- ∀ – для всех;
- ∪ – объединяет;
- ⋂ – пересекается;
- ⊂ – включает в себя;
- ∞ – бесконечно;
- ∑ – сумма;
- || – параллельно;
- ¬ – не;
- , ↓ – возрастает и убывает и т.д.
- Во всех частях конспекта, где есть возможность применить аббревиатуру или какой-то знак, делайте это.
- Если не успеваете что-то записывать, смело пропускайте гласные буквы в словах. Это нисколько не помешает пониманию. К примеру, «противоядие» можно написать в виде «пртвд», «совокупность» можно написать в виде «свкпнст» и т.п.
- Нередко сократить длинные слова русского языка помогают аналогичные слова английского (или любого другого) языка. Например, «короткий» можно написать как «short», математика – как «math», корпорация – как «corp.» и т.п.
- Когда нужно записать периодизацию или классификацию, воздержитесь от текста и используйте рисунки, диаграммы или схемы. Вот пример неудачной записи:
А вот пример удачной:
- Для упрощения составления и восприятия конспекта можно прибегнуть к пространственной записи. Выглядеть она может так:
В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:
- При конспектировании научных статей самое важное состоит в умении выделять главное и второстепенное. Но нюанс здесь в том, что не допускается изменение текста первоисточника. Вы должны сохранять авторскую пунктуацию и записывать цитаты без изменений. Конспект научной статьи должен быть предельно точным, чтобы его можно было использовать в дальнейшей работе. Примечания тут обозначаются специальными знаками, такими как Sic! (означает, что было написано именно так, даже если очевидна ошибка) или NB – Nota Bene (означает, что на это нужно обратить внимание или запомнить).
- При конспектировании словарных статей основная задача состоит в выписывании значений определенных понятий. Несмотря на то, что многие выписывают их в полном объеме, никак не сокращая и не изменяя, это не совсем правильно. Достаточно записать лишь самое важное о термине, а грамматические характеристики и примеры употребления вполне можно опустить.
- При конспектировании художественного произведения очень важно не запутаться, ведь очень часто приходится работать с объемными трудами или параллельно изучать несколько произведений. Для этого рекомендуется использовать схематические конспекты, больше известные как ментальные карты или карты памяти. Составляя такие конспекты, нужно использовать стрелки, кружки и прочие графические элементы, способные проиллюстрировать развитие сюжетных линий. Такой вариант не только удобен, но и развивает образное мышление и позволяет .
Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.
Эффективные методы конспектирования
Разу уж мы уже завели речь о картах памяти, то и начать этот блок будет логично именно с них.
Метод ментальных карт
Метод ментальных карт, известный также как майнд-мэппинг, считается одним из самых популярных для составления конспектов по сложным темам. Он был разработан английским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном в 70-х годах ХХ века. (Сегодня, кстати, метод активно применяется ).
Вы берете чистый лист бумаги и размещаете посредине центральное понятие. Уже от него вы разбрасываете в разные стороны ветви или стрелки, ведущие к ключевым идеям, связанным с главной темой. Лучше всего записывать одно слово, опираясь на которое, с помощью ассоциаций вы будете извлекать из памяти касающуюся его информацию.
Для применения этого метода вам понадобятся разноцветные ручки или маркеры, т.к. ориентироваться в материале гораздо легче, выделяя определенные слова своими цветами. Но это лишь основы. Более подробно о методе ментальных карт вы можете почитать в наших статьях « » и « ».
Метод Билла Гейтса
Метод конспектирования Билла Гейтса, как и следует полагать, был разработан самим Биллом Гейтсом – американским предпринимателем, филантропом и общественным деятелем. Во время переговоров он всегда делает пометки в блокноте или тетради, структурируя получаемую информацию.
В общих чертах метод выглядит так: вы делите лист бумаги на несколько квадратов, например, на четыре. В каждый квадрат вы в тезисной форме записываете информацию по конкретной теме. К примеру, в одном квадрате у вас могут быть даты, в другом – имена, в третьем – места или события, в четвертом – возникающие у вас вопросы и т.п.
По мнению некоторых людей, метод Билла Гейтса является несколько видоизмененным вариантом метода Корнелла. И с ним вам тоже обязательно нужно познакомиться.
Метод Корнелла
Метод Корнелла (или Корнелльский метод) разработал в середине ХХ столетия Вальтер Паук – профессор Корнелльского университета. Суть в следующем: вам нужно взять лист А4 и разметить его определенным образом.
Проведите две горизонтальные линии: одну сверху листа – для дат и заголовков, и одну снизу – для резюме по конспекту (под линией должно оставаться место для 5-6 предложений).
Посередине листа проведите длинную вертикальную линию, чтобы она делила лист на две колонки: колонка слева должна быть небольшой, а справа – большой (лучше, чтобы ее ширина была чуть более 6 см).
В процессе конспектирования статьи, книги или лекции ведите основные записи в правой колонке. Оставляйте между предложениями немного пустого места, чтобы можно было что-то дописать позже.
По окончании конспектирования заполните левую колонку. В ней нужно отметить наиболее важные идеи, даты, имена, места и т.п. Сюда же можно вносить возникшие у вас вопросы. Затем, не теряя времени, заполните место под нижней горизонтальной чертой – запишите туда в нескольких предложениях основную суть всего конспекта.
Не будет лишним заметить, что метод Корнелла приобрел большую популярность в США, а в ряде учебных заведений его даже хотят сделать обязательным к освоению учащимися, ведь он не просто помогает быстро и грамотно записать информацию, но и мотивирует к перечитыванию записей, их дополнению и переработке.
Метод течения
Метод течения подходит тем, кто не хочет писать вслед за лектором, словно стенографист. Разработал его канадский писатель и журналист Скотт Янг. Главная идея метода заключается в том, что лекцию нужно воспринимать не как пассивный, а как активный процесс, т.к. лишь в этом случае от него можно получить максимальную пользу.
В процессе конспектирования вы должны размышлять и развивать свои идеи, записывая только ключевые моменты, а остальное комментируя собственными словами. Естественно, в этом случае ваши записи будут отличаться от слов лектора, поэтому применять метод лучше, если дисциплина допускает последующее формулирование мыслей по-своему.
Если же приходится конспектировать массу каких-либо точных данных, а метод вам все равно нравится, возьмите для подстраховки на лекцию диктофон, чтобы потом, переслушав, дополнить конспект тем, что упустили.
Метод предложений
И, наконец, один из самых простых методов конспектирования – метод предложений. Он напоминает классический метод стенографирования, когда слушатель стремится зафиксировать абсолютно все, что слышит от лектора.
Однако отличие состоит в том, что вы записываете каждое предложение с новой строки, при этом нумеруя его. Благодаря нумерации вы сможете легко сослаться в одном предложении на другое, просто сделав соответствующую пометку, к примеру, «см. №17».
Думаем, что теперь в вашем арсенале появится несколько полезных инструментов ведения записей, и надеемся, что ваша учеба или работа станет немного легче, а результаты будут лучше. Но в заключении все же предлагаем еще одно небольшое видео с несколькими эффективными советами по конспектированию.
Желаем вам удачи и успехов!
Конспект - это такое изложение констатирующих положений текста, которому присущи краткость, связность и последовательность. Конспект (от латинского conspectus) - обзор. И школьники, и студенты пишут конспекты, ведь они неотъемлемая часть учебного процесса. В данной статье речь пойдет о том, как правильно составить конспект, чтобы тот способствовал запоминанию определенной информации.
Классификация конспектов
Существует следующая классификация конспектов:
- План-конспект. Сначала нужно написать план текста, а затем на пункты плана делаются комментарии: свободно изложенный текст либо цитаты. План-конспект помогает учителю ориентироваться в процессе ведения урока: преподаватель следит за тем, чтобы успеть дать определенный объем материала и не забыть ни об одной из намеченных целей урока. Писать планы-конспекты будущие учителя учатся еще в университете и во время прохождения педагогической практики. В план-конспект записывается тема урока, его цели, ход урока (правила, упражнения, домашнее задание).
- Тематический конспект - краткое изложение данной темы с использованием нескольких источников.
- Текстуальный конспект состоит из цитат одного текста.
- Свободный конспект - цитаты и собственные формулировки.
А теперь о том, как составить конспект. Для начала определите цель написания конспекта. Когда будете читать изучаемый материал впервые, выделите его основные смысловые части, определите главное, сделайте выводы. Если вы составляете план-конспект, подумайте, какие пункты нужно в него включить, чтобы раскрыть каждое положение. Наиболее значимую информацию (тезисы) кратко и последовательно изложите своими словами либо запишите в виде цитат.
Таким образом, конспект включает в себя основные положения, факты, примеры и выводы. Используйте условные обозначения, сокращайте отдельные слова. Выделяйте пункты и подпункты, подчеркивайте, выделяйте цветом ключевые слова. Ценность конспекта заключается в том, что автор может писать его не по заданному образцу, а удобным для себя способом.
Правила конспектирования
Запишите название текста или его части. Отметьте выходные данные (место и год выпуска издания, имя издателя). Осмыслите содержание текста. Прочитайте материал дважды. Составьте план, который станет основой конспекта.
В процессе конспектирования оставьте место (широкие поля) для заметок, дополнений, записи имен и незнакомых терминов. Вами должно быть отмечено то, что требует разъяснений. Запись ведите своими словами, что поможет лучшему осмыслению текста.
Соблюдайте правила цитирования: цитата должна быть заключена в кавычки, дайте ссылку на ее источник, указав страницу. Классифицируйте знания, т.е. распределяйте их по группам, главам и т.д. Вы можете пользоваться буквенными обозначениями русского или латинского языков, а также цифрами. Диаграммы, схемы и таблицы придают конспекту наглядность. Следовательно, изучаемый материал легче усваивается.
Конспект может быть записан в тетради или на отдельных листках. Тетради удобно носить на лекции и семинары. Рекомендуется оставлять поля для дальнейшей работы над конспектом. Вы можете вносить дополнительные записи, замечания и пункты плана.
О пользе приобретения навыка
Таким образом, конспектирование
- помогает пониманию и усвоению нового материала;
- способствует выработке умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме;
- формирует умение излагать своими словами мысли других людей.
Вот почему хорошо написанный конспект является залогом успеха на экзамене и в профессиональной деятельности. Изучите все аспекты правильного конспектирования, тогда вы научитесь трудиться на лекциях результативно и с удовольствием. А теперь поделитесь с другом-однокурсником, как составить конспект занятия.
Конспектирование можно отнести к тем умениям, которые достаточно высоко ценятся в образовательных учреждениях. Этот навык является особо важным в учебном процессе, так как обучающимся постоянно необходимы лекции для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому нет ничего странного в появлении вопроса о том, как писать конспект.
Какие цели нужно преследовать?
Для чего может потребоваться умение конспектирования? Следует перечислить основные пункты, которые ответят на этот вопрос.
В чем смысл такого понятия?
Прежде чем понять, как писать конспект, надо разобраться, что это такое. Термин включает в себя два корня. Одним из них является слово «кон», означающее начало, сужение области действий, предел. В подобном сужении, сокращении и свертывании поступающих данных и скрыт основной смысл конспектирования.
Под конспектом необходимо понимать вторичное создание источников в совершенно другой форме - свернутой и сжатой. Весь процесс может напоминать такую процедуру, как сепарирование молока, от которого отделяются сливки. В данном случае информация выступает в роли молока, а конспект - в виде сливок. Во всех словарях конспектирование определяется с позиции краткого изложения, краткой записи.
Основные требования, которые необходимо учитывать
Если вы хотите разобраться, как писать конспект, то должны понимать, что далеко не все виды кратких записей могут считаться конспектированием. Под термином подразумевается объединение конкретного плана, выписок и важных тезисов. Главное требование, которое во все времена предъявлялось к конспектам, - запись должна характеризоваться систематичностью, логичностью, связностью. Исходя из этого, можно сказать, что те выписки с несколькими пунктами плана, которые не отражают всей логики определенного произведения, не имеют смысловой связи, не могут считаться конспектом. Это следует понимать. Особенно если вы хотите разобраться, как правильно писать конспект.
Текст может быть использован другими людьми
Краткая, сжатая, логически предоставленная информация, написанная кем-то одним, может быть использована другими людьми. Это связано с универсальностью данных. В связи с этим можно сказать, что к конспекту можно обратиться даже через некоторое количество лет после его написания, так как он обладает наиболее доступной формой в отличие от других записей. Во время работы с ним очень трудно заблудиться в чьих-то мыслях.
Следует отметить, что если обучающийся хочет впоследствии предоставить кому-то свои конспекты, то он должен более аккуратным образом их вести. Кроме того, это позволит ему самому обратиться к своим записям через некоторое количество лет.
Какие особенности необходимо учесть?
Хотите разобраться, как правильно писать конспект? Тогда надо ознакомиться с некоторыми особенностями его составления.
- Для определения полноты раскрытия темы должно хватить беглого просмотра. При этом читающий конспект человек должен понять характер текста, выявить его сложность по наличию специфических терминов. Подобное знакомство с предоставленными в кратком виде данными помогут осознанно сделать выбор в пользу определенного конспекта.
- При конспектировании надо тщательно перерабатывать предоставленную информацию. При этом поможет повторное чтение и анализ, при котором можно разделить текст на несколько частей, отделив все ненужное.
- В конспекте должны быть выделены главные мысли - тезисы. Понятия, категории, определения, законы и их формулировки, факты и события, доказательства и многое другое. Все это способно выступить в роли тезиса.
Основные характеристики конспекта
Хотите понять, как писать конспект по литературе? Для этого вся предоставленная информация должна быть пересказана в связной форме. Однако при этом не надо забывать про такие важные качества, как ясность и краткость. Кроме того, одним из связующих элементов должна выступать внутренняя логика, которая не может быть заменена пространными переходами.
Как уже было сказано, конспект должен обладать обязательной краткостью. И при этом он обязан основываться не только на главных положениях и выводах, но и на фактах. Надо приводить доказательства, примеры. Если утверждение не будет подкрепляться всем этим, то и убедить оно не сможет. Соответственно, его будет очень трудно запомнить.
Поэтому, если вы хотите разобраться, как писать конспект урока, то надо понять, что не только основные положения должны быть записаны. Не надо пытаться избегать повторений. Особенно если они будут подводить к вопросу с другой стороны, или более выразительно его освещать. Это такой своеобразный «аромат стиля», с помощью которого можно более подробно разобраться в предоставленном материале и, соответственно, запомнить его.
Конспектирование условно делится на несколько типов. Следует более подробно поговорить о них.
Как писать план?
Конспект, который называется плановым, легко можно получить. Особенно если предварительно составить план определенного произведения. При этом он может быть сформирован снова, с самого начала. А можно воспользоваться уже ранее спроектированным планом для нового написания конспекта.
На каждый вопрос подобного расписания должна отвечать определенная часть написанного текста. Однако бывают и такие случаи, когда пункт плана не должен сопровождаться какими-либо дополнениями и разъяснениями. Это можно назвать одной из особенностей планового конспекта.
Приобретя специальный навык, можно ответить, к примеру, и на вопрос о том, как писать конспект по истории. Написанный текст будет обладать простотой, краткостью и ясностью по своей основной форме. Такое преимущество также способно помочь в написании доклада и в подоготовке выступлений. Следует также понимать, что конспектирование будет более качественным, если и план будет таковым.
Записывать цитаты тоже надо уметь
Хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект по литературе? В этом вам поможет текстуальное конспектирование. Оно базируется в основном на цитатах и отрывках. Выписки могут связываться друг с другом посредством логических переходов. Можно также составить план и включить в конспект отдельные тезисы.
Текстуальный конспект способен стать прекрасным источником практически дословных высказываний автора, а также тех фактов, которые были им приведены. Подобное конспектирование наиболее популярно при изучении литературной критики.
Конспект подобного рода не является трудносоставимым. Даже несмотря на то, что для его написания требуются определенные навыки, с помощью которых можно быстро выписывать основные цитаты.
Если вы хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект статьи или литературного произведения, то должны знать об основном недостатке такого вида конспектирования. Оно не будет способствовать активизации внимания и памяти. Автоматическая перепись цитат не способствует усвоению текста, его содержания.
Основной смысл свободного конспектирования
Не знаете, как правильно писать В этом вам поможет составление текста свободного типа. Такой конспект содержит выписки, цитаты и тезисы. Часть его также может быть составлена по определенному плану.
Свободный конспект может быть написан правильно в том случае, если автор умеет самостоятельно, четко и кратко выносить на запись основные положения. Соответственно, требуется более глубокое осмысление предоставленного материала. Такой вид конспекта считается наиболее полноценным. Он в высшей степени сможет поспособствовать качественному усвоению урока. Главная забота учащегося в данной ситуации - правильно осмыслить, а потом четко и логично записать все необходимое.
В чем смысл тематического конспектирования?
С помощью тематического конспекта можно получить полный ответ на сформулированный вопрос-тему. В связи с этим им и было получено такое название. Основной его смысл скрыт в необходимости разработки определенной темы. Для этого могут быть использованы самые разные источники. Тематический конспект может при этом не отображать содержание тех произведений, которые были использованы для его написания.
Конспектирование подобного рода способствует изучению темы, всестороннему анализу. Оно может заметно упростить работу над определенной темой. Однако для этого следует использовать некоторые источники.
Если вы не знаете, как писать конспект по параграфу, статье, историческому тексту, литературному произведению и т. д., то необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями.
Конспектирование должно сопровождаться не только логичным изложением, но и отличной организацией текста. Это может повлиять на содержание записи и на удобное использование ее.
Написанию конспекта, анализу свертываемого текста способны помочь аббревиатуры. Это сокращенные слова и словосочетания, а также знаки, которые могут быть использованы вместо слов.
Заключение
Если вы постигнете особую технику переработки информации, то составить новый документ, который будет логическим, связным, вы сможете легко и просто. Соответственно, вы сможете разобраться, как правильно конспектировать.
Как вести конспекты учат ещё в средней школе, но по-настоящему актуальными они становятся во время лекций в институте или университете. Правильно записанный конспект - это залог успешно сданного экзамена.
Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет
А вам уже исполнилось 18?
Почему необходимо научится писать конспекты и
Порядок ведения конспекта
Как красиво и правильно писать конспект
Конспект — это краткое содержание лекции или произведение, в котором выделено всё главное и существенное. Записывать информацию нужно коротко и содержательно. Для каждого предмета стоит завести отдельные тетради — так легче найти нужную информацию.
Не стоит путать конспект с планом, ведь это понятие намного шире. Но общее у них всё-таки есть — умение разделить беседу или произведение на логически связанные части.
В конспекте обязательно используется рассмотрение примеров и цитирование. Последнее стоит делать по всем правилам — выделать кавычками и указывать источник взятого материала. Также стоит аккуратно выделять заголовки, подзаголовки, термины и понятия. Это поможет более эффективно запомнить и систематизировать информацию, полученную во время занятия. Кроме того, при подготовке к зачёту или экзамену будет весьма удобно отыскать всё самое основное в кратчайшие сроки.
Для конспектирования беседы вам понадобится записать её тему, краткое содержание, все основные мысли и тезисы. Главная ошибка в ведении записей — слишком подробное, практически дословное записывание материала. Это совершенно ни к чему, ведь это будет занимать слишком много времени, и вы попросту не успеете за лектором. В итоге вы рискуете потратить драгоценные минуты на мелочи, упустив при этом всё самое главное.
Просмотреть примеры конспектов вы можете в интернете, просто отправив запрос с темой на соответствующем сайте. Но надеяться на такие подсказки нельзя — во всемирной сети много неточных (а иногда и откровенно неправильных) материалов. Поэтому подходят такие виртуальные конспекты для систематизации и уточнения информации, а не как её главный источник. Кроме того, многие преподаватели требуют конспектировать информацию исключительно во время лекций и от руки (вклейки и цитаты из интернета находятся под строжайшим запретом).
Записывая краткое содержание статьи или беседы, старайтесь обобщать так, чтобы это было в итоге интересно читать. Если вы используете в тексте сокращения (а они иногда просто необходимы) не забудьте где-то записать их расшифровку. Это нужно для того, чтобы в ответственный момент вы не тратили время, чтобы понять, что значит та или иная фраза. Помните, что даже самые креативные идеи могут впоследствии существенно подвести.
Конспект урока или лекции может содержать подробный план, основные тезисы разговора, цитаты и выписки. Однако вся информация должна быть подана максимально кратко и понятно. По содержащейся в конспекте информации их можно условно поделить на плановые (которые содержат лишь краткий план урока или текста), текстовые (тут только связанные логически выписки и цитаты) и свободные (есть признаки двух предыдущих видов).
Особенности написания конспекта по русскому языку и литературе
Написание конспекта — это, по сути, логическая переработка исходного текста и запись всех самых важных нюансов. При составлении конспекта по русскому языку очень важно обращать внимание на правила и примеры к ним. Они должны иметь логическую связь — это необходимо для последующего восстановления информации в полном объеме. То есть конспект должен отвечать на три главных вопроса — о чём говорится, что самое важное и что с этим следует делать.
Конспект по литературе пишется в основном по какому-то выбранному произведению (хотя изредка требуется и записывание самых важных моментов урока). Прежде чем приступать к конспектированию, стоит прочесть тематический материал, выделить в нём основные моменты, написать подробный план и только тогда можно заниматься собственно работой. Написание по тексту должно быть кратким без ненужных мелочей и уточнений. Главное — выделение главных героев повествования, место и время действия, основные сюжетные линии и события. А вот имена второстепенных героев, каждую локацию и разговор упоминать не стоит — это будет совершенно бесполезная работа.
Особенности написания конспекта по ФГОСу
Написание конспекта — это обязательное условие учебного процесса на основе новых государственных стандартов отечественного образования. Согласно им, ученик должен уметь не только прочитать материал, но и тщательно его обработать, обобщить и записать всё самое главное. Особенно конспектирование актуально по истории и биологии. Краткое содержание урока по этим предметам обязательно нужно дополнить информацией, записанной по параграфу в соответствующем учебнике. Приветствуются также и уточнения из других источников (не забудьте сделать пометки где вы нашли ту или иную информацию).
При составлении конспекта по физике, в него обязательно стоит включить все основные термины, правила и примеры соответствующих задач. На полях обязательно делайте пометки о разделе изучаемого предмета — это сделает поиск нужного материала намного легче.
Несмотря на кажущуюся разницу, схожие правила написания имеет и конспект по английскому языку. Тут очень важно разделять разные направления предмета. Писать вместе лексику и грамматику не стоит — это впоследствии может значительно усложнить вам жизнь.
Особенности написания конспекта в школе и в ВУЗе
Как говорилось ранее, конспект в университете — это, наверное, главный способ запоминания и систематизации информации. А вот конспектирование в школе — это скорее подготовка к нормальному учебному процессу в универе, чем жизненно важное и необходимое условие (на самом деле она начинается намного раньше — из пересказов сказок в детском саду).
Первые конспекты дети начинают писать в 5 классе. На этом этапе это очень короткое плановое конспектирование, когда содержание одного параграфа вмещается всего в пару строчек. В 6 классе записи становятся лишь чуть объемней — сказывается и возраст учащихся и добавление новых предметов, которые также следует конспектировать.
А вот самыми сложными по праву считаются 9 — 10 классы, в которых количество предметов достигает своего апогея. А это значит, что писать нужно много и правильное ведение записей — это скорее жизненно важная необходимость, чем прихоть педагогов (да и на ЕГЭ конспекты очень даже могут пригодиться). Для успешной сдачи экзаменов и тестирования просто необходимо вести подробные и понятные записи начиная уже с 7 класса. Позднее при подготовке вам будет достаточно просто немного освежить их в памяти.
Почему необходимо научится писать конспекты и как это лучше всего сделать
Как говорилось ранее, писать обобщённые записи уроков просто необходимо. Для этого следует быстро определять для себя всё самое главное и кратко это конспектировать. Проще всего это делать по книге — прочитав её, вы точно запомните все главные моменты, которые и стоит записать. Это обязательно должны быть герои и события. Немаловажным будет место и время разворачивающихся в повествовании событий. Это и будет опорный конспект, который обязательно пригодится вам в недалёком будущем. Если лень читать произведение полностью, то не стоит доверять записям из интернета — содержащаяся там информация зачастую неполная или имеет существенные искажения. Тут уж стоит определиться — я хочу хорошо учиться или я хочу гулять. Третьего варианта просто не дано. Именно поэтому ответ на вопрос, нужно ли писать конспект, однозначен — это просто необходимо для того, чтобы нормально и эффективно учиться.
Порядок ведения конспекта
Правильное и красивое записывание главных тезисов любой информации — это путь к весьма успешному обучению в школе и в институте. Твёрдых правил ведения записей не существует — каждый выбирает для себя те методы, которые ему ближе и проще. Способы эффективного выделение и запоминания материала у каждого также свои — кому-то помогают пометки на полях, кому-то выделение основных тезисов цветным маркером, а кто-то, наоборот, рисует мини-пиктограммы, которые сложно понять непосвящённому человеку.
Технология написания конспекта достаточно проста — сначала записывается тема, услышанная информация систематизируется и кратко заносится в тетрадь. Все главные заголовки, подзаголовки, правила и термины обязательно выделяются. В качестве наглядного приложения записываются примеры или делаются схематические зарисовки. Последовательность записи зависит только от порядка изложения материала. Также при конспектировании не стоит забывать, что план — это основа записей, от которой вы будете отталкиваться в будущем.
Написание конспекта — это не сложно, если не лениться и быть настроенным на интенсивную работу. Поверьте, время, потраченное на записывание нужной информации, потом вернётся вам сторицей во время подготовки к ЕГЭ или сессии.
- Как можно вернуть порчу тому, кто ее сделал
- Нумерология: матрица Пифагора и ваше предназначение по дате рождения Таблица пифагора предсказания
- Как вылечить эпилепсию народными средствами
- Шепотки из Белой магии на любовь мужчины, парня, мужа, на расстоянии, чтобы любимый, муж, мужчина, парень любил, звонил, скучал, пришел, вернулся на фото, растущую луну, в полнолуние, спину: слова, читать