Как работать ножом. Нож
Если вы новичок на кухне, для совершенствования в приготовлении пищи очень важно научиться пользоваться кухонными ножами и уметь выбрать нож, лучше других подходящий для той или иной цели. Прочитав эту статью, вы узнаете, как правильно выбрать нож, обращаться с ним и содержать кухонные ножи в порядке.
Если же вас интересует не обращение с кухонными ножами, а, например, как научиться метать нож, вы можете обратиться к другим статьям wikiHow.
Шаги
Часть 1
Правильный выбор ножа- Не существует "самого лучшего ножа", или совершенного кухонного ножа. Если вы выбираете набор ножей для кухни, приобретите один высококачественный нож, остальные ножи могут быть подешевле и не такого хорошего качества. Этим основным ножом вы будете пользоваться наиболее часто; лучше всего, если его лезвие будет клиновидным, сделанным из нержавеющей стали или другого коррозионностойкого материала, и составлять в длину около 13 см (5 дюймов).
-
Пользуйтесь основным ножом, или ножом шеф-повара для рубки, измельчения, нарезания кубиками. Такие ножи нередко именуются просто "кухонными ножами", и имеют прочные надежные лезвия. Для приготовления множества блюд достаточно лишь подобного ножа; он пригоден, чтобы нарезать фрукты тонкими ломтиками, подавить зубки чеснока, порубить лук и тому подобное.
- Кухонные ножи делают из керамики, стали или поликарбонатов, при этом форма и внешний вид ножей могут варьироваться. Как правило, выполненные в западном стиле ножи имеют относительно широкое лезвие и предназначены в основном для рубки и измельчения, в то время как лезвия ножей в японском стиле уже и выполнены из более прочных сортов стали.
-
При очистке фруктов и овощей используется специальный нож для снятия кожуры. Такие ножи также часто применяются на кухне; обычно они довольно невелики и используются для удаления кожуры и разрезания фруктов, но не для шинкования или других подобных операций.
- Особенно хороши такие ножи для очистки свежих фруктов, разрезания яблок, груш, косточковых плодов.
-
Нарезайте ломтиками при помощи хлебного ножа. Такие ножи с зубчатым лезвием особенно хороши для нарезания хлеба. Мало что раздражает больше, чем нарезание мягкой и упругой буханки свежеиспеченного хлеба обычным кухонным ножом; при этом хлеб плохо разрезается, сильно крошится и так далее. Зубчатое лезвие хлебного ножа хорошо приспособлено также для нарезания жареного мяса и других продуктов, так что этот нож часто бывает полезен.
Выбирайте хорошо сбалансированные ножи с подходящим для вас весом. В хорошем кухонном ноже важны удобная масса и правильный весовой баланс между ручкой и лезвием. Лучшие ножи делаются из сплошной стальной пластины, их вес хорошо сбалансирован. Проверьте весовой баланс, положив нож на палец ручкой вблизи ее перехода в лезвие. Важно также удобство ручки, чтобы ваша рука плотно обхватывала ее при работе.
Часть 2
Использование кухонных ножейНаучитесь правильно пользоваться ножом. Берите кухонный нож за ручку так, как будто вы собираетесь пожать чью-то руку. При этом указательный палец должен располагаться на тыльной (плоской) стороне лезвия, а остальные пальцы плотно обхватывать ручку вблизи лезвия. Нож должен располагаться параллельно вашему телу. Это основной захват, используемый для кухонного ножа, и он обеспечивает максимальный контроль и точность при работе. Поскольку ваши пальцы расположены близко к лезвию, вы хорошо контролируете его движения, разрезая продукты в нужных вам местах.
- Когда вы держите нож в руке, кончик его лезвия должен быть направлен вниз и от вас в течение всей работы. Кухонные ножи бывают чрезвычайно острыми, поэтому соблюдайте осторожность при пользовании ими.
- Многие неопытные повара при обращении с кухонным ножом используют так называемый "захват молота", при котором все пальцы охватывают ручку ножа (то есть указательный не кладется на лезвие), а лезвие ножа располагается не вниз, а под прямым углом к телу. Постарайтесь не поступать так, чтобы не напоминать маньяка с ножом наперевес из какого-либо фильма ужасов.
-
Научитесь правильно шинковать. Шинкование, или рубка является одной из основных операций с кухонным ножом. Хотя и существует несколько различных стилей шинкования, есть несколько основных приемов, которые следует твердо усвоить новичкам. Прежде всего, держите пальцы в стороне от нижней кромки лезвия, это очень важная мера безопасности.
- В методе опоры на вершину кончик лезвия ножа все время касается разделочной доски. Используя эту точку в качестве опорной, вы поднимаете и опускаете ручку, а с ней и лезвие ножа, резко вдавливая его в разрезаемый продукт.
- В методе опоры на запястье разделочной доски постоянно касается участок лезвия, прилегающий к ручке вблизи того места, где расположены ваши пальцы; лезвием совершаются маятниковые движения вверх и вниз. Данный метод используют обычно при нарезании лука и некоторых других овощей.
- Никогда не давите на нож слишком сильно, чтобы он, пройдя сквозь овощи, не врезался в разделочную доску. Это не имеет никакого смысла, небезопасно и приводит к затуплению лезвия ножа.
-
Научитесь правильно подавать продукты под лезвие. Держа нож своей доминантной рукой, сведите пальцы второй руки вместе в виде клюва. Потренируйтесь на моркови или луке, придерживая их сверху при шинковании. Кончиками пальцев подающей руки касайтесь плоской боковой поверхности лезвия, совершая ножом режущие движения. Постепенно подавайте продукт под нож пальцами "клюва".
- Многие опытные повара любят похвастаться быстротой шинкования. Такое шоу выглядит очень опасным и поражает воображение. Хотя при этом используется "правильный" метод шинкования, непосредственная близость пальцев подающей руки к острому лезвию кажется новичкам устрашающей. Данный способ требует небольшой практики, но на самом деле он безопаснее, чем держать пальцы дальше от лезвия и не касаться ими последнего.
-
Научитесь обрезать ненужное. Попытка нарезать продукт продолговатыми или закругленными кусочками замедляет работу и может быть опасна, поэтому в большинстве случаев овощи или фрукты разрезают вначале на ломтики правильной формы с плоскими краями, которые затем уже легко окончательно нашинковать, измельчить и так далее. При этом обычно отрезают "вершки и корешки", то есть верхний и нижний края, которые нередко бывают тонкими и высохшими.
- У картофеля, помидоров, лука и другие округлых овощей перед порезкой предварительно удаляют "вершки и корешки". Твердо держа овощ или фрукт за одну сторону, отрежьте лишние участки и выбросьте их. При этом некоторые овощи, например помидоры, часто разрезают надвое и затем отрезают лишнее от каждой половины.
-
Разрезайте овощи на мелкие кубики примерно одинакового размера. В беспорядочно порубленных овощах встречаются крупные куски, в то время как при шинковании кубиками получаются однородные кусочки площадью в несколько сантиметров. При таком шинковании можно разрезать овощ или фрукт несколько раз вдоль, а затем нарезать его мелкими кубиками перпендикулярно этим продольным разрезам.
- Разрежьте овощи сначала в одном направлении через равные интервалы, затем нашинкуйте его мелкими кубиками во втором, перпендикулярном первому направлении.
-
Для растворения овощей измельчайте их. Измельчение заключается в столь мелкой порезке небольших фруктов и овощей, что при последующем приготовлении они практически растворяются в сковородке или кастрюле. Как правило, таким образом измельчают чеснок. Для измельчения какого-либо продукта сначала нарежьте его кубиками, а затем пройдитесь по горке этих кубиков ножом вперед и назад несколько раз, разрезав их на как можно более мелкие фрагменты. В результате у вас получится однородная масса намного более дисперсная, чем первоначальные кубики, приближающаяся по консистенции к пасте.
-
Листья и прочую зелень крошите. Этот процесс заключается в порезке листьев и свежей зелени на однородные мелкие фрагменты, и часто применяется в финальных стадиях при приготовлении разнообразных супов, салатов, жареного мяса и спагетти, содержащих свежую зелень. Например, часто крошат укроп, петрушку, шпинат и базилик. Это довольно простой процесс.
- Чтобы покрошить зелень, плотно сверните листья растений вместе и посеките их ножом через равные промежутки. В результате у вас получится масса из однородных мелких фрагментов, которыми вы сможете украсить блюдо перед подачей на стол.
-
Научитесь нарезать овощи тонкой соломкой. Это один из наиболее эффектных методов нарезания овощей для украшения ими блюда либо последующей их варки и жарки. Если вы стремитесь к совершенствованию, научитесь нарезать овощи тонкой соломкой. Для этого подойдут морковь, свекла, огурцы и многие корнеплоды. Важно, чтобы нарезаемые овощи были относительно твердыми; скорее всего, вам не удастся нарезать таким образом помидор.
- Разрежьте продукт на пластинки толщиной около 3-4 мм одинаковой длины, затем сложите их стопкой одну поверх другой и нарежьте тонкой соломкой. Толщина соломки должна примерно соответствовать толщине лезвия вашего ножа.
Часть 3
Хранение ножейПосле использования мойте ножи теплой водой с средством для мытья посуды. Сразу же после использования протирайте нож чистым полотенцем, удаляя с его лезвия остатки продуктов и прочую грязь. Чем дольше нож оставался мокрым и грязным, тем быстрее его лезвие придет в негодность. В промежутках между использованием ножи должны быть чистыми и сухими.
- Мойте каждый нож по отдельности при помощи мыльной воды, соблюдая осторожность. Не высыпайте все ножи сразу на дно кухонной раковины, заполненной водой, чтобы затем вам не пришлось выуживать их оттуда. Ножи не должны находиться в воде слишком долго, пропитываясь ею.
- Не мойте ножи в машине для мытья посуды, особенно если ручка ножей сделана из дерева или другого материала, хорошо впитывающего влагу.
Приобретите универсальный кухонный нож. Если у вас маленькая кухня и в ней нет места для большого набора ножей, сделайте универсальный нож своим основным орудием. Он хорошо подходит для шинкования, нарезки тонкими слоями и многих других целей; будучи высокого качества, такой нож превратится в наиболее полезный и универсальный предмет на вашей кухне. Даже если остальные ножи дешевы и затупились, хороший универсальный нож всегда выручит вас.
Доброго времени суток, Бойцы! Как говорится: «Сколько ведро не трамбуй, а выносить придется». Перефразируя эту народную мудрость;) можно сказать следующее. Пора изложить основу ножевых техник и не только потому что к этому виду спорта(?) в наше время «в народе» наблюдается явно повышенный интерес.
Но еще и по той причине, что умение им правильно действовать, закладывает профессиональную базу боевого искусства и помогает выйти на совершенно иной уровень его понимания, которое заключается, помимо всего прочего, в осознанном тренинге.
Для чего требуется изучать столь специфичную работу: ведь далеко не каждый собирается его таскать с собой, а тем более, применять? Но тут можно вспомнить тех, кто серьёзно изучает бой на мечах: их прикладной момент вообще не интересует, да кто то в наше время по улицам с мечами бегает? Просто такая работа ставит целый ряд важнейших навыков, необходимых в безоружном бою. Выстраивается целостная структура тела - оно начинает двигаться, выстраиваясь оптимальным образом для обеспечения максимального усилия. Закладываются навыки тонкой координации и, в частности, ставится правильная работа пальцев, когда они помогают, причем весьма существенно, ускорять движения рук в целом, что с успехом можно использовать, как в атаках, так и в защитах: без ножа , это было бы затруднительно понять и освоить.
Также помогает расширить технический арсенал рукопашника, поскольку работая с ним, человек очень часто, по аналогии, начинает переносить приемы работы с ножом на безоружный бой, где они и закрепляются: т.е, уже можно говорить о начале творческого процесса.
То есть, как-бы ни «отмазывался» человек, а умение владеть им, экономит буквально месяцы тренировок, «в разы» убыстряя освоение необходимого материала. И реально, можно сказать, что нож и есть та самая основа всех боевых систем древности.
Почему древности? Потому что только в системах, пришедших из того времени, не было четкого разделения на безоружный бой или вооруженный, так как все это дело было одним целым и более того, бой вооруженный несколько превалировал над безоружным. И в самом деле, какой смысл в том, чтобы тратить долгле время на подготовку к бою без применения спецсредств, если взяв, к примеру, тот же нож , шансы на выживание в бою тут же увеличиваются в десятки, если не в сотни, раз?
В наше же время, вооруженный бой и бой без оружия пошли различными путями-дорожками и рассмотриваются, как отдельные дисциплины, практически никак между собой не связанные, а если и пытаются их увязать между собой, то стараются переложить уже освоенные навыки безоружного боя на совершенно неизвестные моменты владения оружием, что приводит к несколько странным результатам. Поставит некто удар кулаком, возьмет в руку нож и лупит точно также, абсолютно игнорируя те нюансы, которые присущи ножевым техникам! Отсюда, на Востоке и такие странные базовые удары ножом, которые нормальный человек никогда и изучать то не будет, только под принуждением каких-то канонов школ боя.
Вот вы будете наносить удары им в такой «мертвой» манере, да ещё и так размашисто? А в Японии они есть и потому, что здесь идут от безоружного тренинга к вооруженному». Дзюдо, каратэ, айкидо: эти системы обучают работе против вооруженного человека, который типа «и будет работать в такой непонятной манере»:)
А ведь неработоспособность освоенного арсенала противодействия, потому что напавший работает не так «как надо» — это первое, с чем столкнется человек, подготовленный по стандартным схемам обучения. И его в лучшем случае режут хорошенько, в результате чего, после такого боя, возможны следующие варианты: человек, если выжил, бросает изучать ; человек игнорирует и продолжает тренироваться, как привык («закрывает глаза» и делает вид, что все нормально); человек пересматривает и корректирует свои занятия, чтобы «соответствовать».
Так что, знать основы и уметь ими пользоваться, крайне важно для человека. Невозможно качественно защищаться от ножа , не зная фехтовальных техник. В самом деле, как можно просчитать действия противника, работающего им в манере «расписывания», если любое его действие является «тайной за семью печатями»?
С чего же нужно начинать искусство противодействия противнику, вооруженному колюще-режущим предметом? Всегда сначала изучается атакующая техника и в работе против ножа это не исключение.
В такой базовый курс «ножевика» входит, собственно, координационная база, передвижения, разнообразные способы смены хватов, базовые удары ножом, вспомогательные удары руками и ногами. Ну а самое, самое первое, это простейшие привыкание к ножу: к его виду, весу, температуре, запаху, угрозе лезвия и прочему.
На первых порах, нужно психологически привыкнуть к ножу , привыкнуть настолько, чтобы его присутствие в руке не мешало, более того, о нем забывали. Для этого рекомендуется в повседневности держать его в руке, делать какие-то бытовые работы, не выпуская его из рук и где-то, даже, используя его, например, в приеме еды или в разделке мяса. Так узнается ощущение от вхождения ножа в тело, пусть это хоть курица или баранина – мясо есть мясо. Также, повесив какой-нибудь предмет, не специально, а просто проходя, потыкать ножом, удобство расположения его в руке, узнать, нет ли неприятных ощущений в кисти от ударов, что сигнализирует о неудачном хвате.
На тренировках, для отработки ударов и порезов, лучше сделать специально тренажер. По живым деревьям работать не рекомендую – жизнь надо уважать в любом проявлении, дерево тем более беззащитно: лучше, подвесте какое-нибудь бревно. Отрабатывайте кувырки и перекаты, удары и выведения из равновесия, работайте на воздухе и с партнером – чем больше разнообразия, тем лучше и быстрее выработается соответствующий навык: навык чувствования ножа, навык его применения и не просто к чему-то конкретному, а вообще.
Потихоньку, появится некоторый опыт, какой-то багаж знаний и умений. Все время, работая «по кругу» с одними и теми же упражнениями на тренировках и в быту, занимающийся каждый раз будет делать их на более высоком уровне, вследствии растущего личного опыта. Кроме того, выработается навык работы «под себя», так как удобно занимающемуся, исходя из его конституции и физических возможностей.
Полученный опыт в дальнейшем, чтобы не было застоя в прогрессе и техника все время росла, будет развиваться и совершенствоваться в различных разноплановых заданиях: один на один, один против группы, на земле и т.д.
Ну и, параллельно, идет чисто конкретная работа, например, координационная. Она необходима по многим причинам, хотя бы потому, что человеку будет легче ориентироваться в существующих секциях боя на ножах. Посмотрите, сколько таковых развелось: сразу и не сосчитать! И человеку на первый взгляд кажется, что все они совершенно разные, но это только «на первый взгляд». Что бы они там не вытворяли с оружием, как бы не двигались бойцы, и какие-бы приемы защит и нападений ни отрабатывали, все равно, основа всего этого дела одна и имя ей — движение по универсальным схемам.
Да, да, я много раз уже упоминал про эти универсальные двигательные схемы, но что поделать: очень они мне нравятся;) Нравятся экономией времени, творческим процессом при их отработке, постоянно открывающимися перспективами в их применении. Так что, я очень рекомендую начинать изучать искусство боя именно с них, с координационной разработки !
Этих схем существует как-бы достаточно; первичные же навыки прикладной работы с ножом следует начинать осваивать с движений по восьмилепестковой фигуре, которая находится прямо перед исполнителем, с центром, находящимся примерно на уровне солнечного сплетения. Вот соответствующее видео (уважаю этого гражданина!)
Видео, конечно, хорошо «весит» и длится почти пятнадцать минут, но в нём подробно излагается координационная работа и различные тонкости, не знание которых сильно снижает эффективность боевой работы ножом . При работе ножом, эту фигуру можно видоизменять в пространстве, удлинять или укорачивать, как по длине, так и по ширине, а также изгибать за спину исполнителя или к противнику, в результате чего, и рождаются абсолютно любые удары ножом и виды защит. Разработанное координационно тело, умение перемещаться в пространстве, а также проработанные манеры сброса силы типа «хлестовые» или ещё какие, позволяют так поставить базу, уровень которой будет недостижим для стандартных методик подготовки.
Кстати, любое физическое упражнение сначала разучиваем левой рукой, так время на разучивание сокращается в несколько раз. В процентном соотношении, примерно 65-70% на левую руку и 35-30% на правую. По времени, тренировка длится, примерно, минут 45-60.
Хваты ножа стандартные, здесь ничего нового нет: прямой, обратный, диагональный. Нет смысла спорить о том, какой вид хвата лучше – каждый хорош для своей ситуации и предпочитая какой-то в ущерб другому, рискуем быть побежденными и, кроме того, никогда не научимся правильным ударам кистью без оружия. По освоении их можно изучить и нестандартные хваты, чтобы не быть застигнутым врасплох, если противник будет их применять. Сама же работа ножом может быть как линейной (при сильных вытягиваниях лепестков к противнику), так и круговой. Линейная работа напоминает манеру фехтовальщика, а фигуры, которые рисует нож, напоминают разнообразные геометрические фигуры. Такую манеру боя можно использовать при небольшом количестве врагов, т.к. она не имеет возможности быстрой перестройки по – ходу боя. Опять же, много холостых движений и стандартность движений – только вперед укол, движение назад в основном в качестве защиты. Кто работает в этом стиле, всегда маскирует либо отвлекает противника, чтобы нанести окончательный удар. Плюс этой манеры – в легкости подготовки человека.
Круговая манера – манера непрерывного движения, расписывание, напоминает восьмерку, восьмерку живую – постоянно меняющую свои размеры. Здесь атака и защита сливаются в одно. Движения с легкостью обтекают конечности противника, проводящие стандартные защиты и создают поражающую сферу. Основная поражающая зона здесь – это и ещё ближе к телу исполнителя.
Необходимо уметь работать в двух манерах при работе «по лепесткам фигуры».
Человек, хорошо тренированный, с легкостью работает со скоростью 5-8 ударов в секунду и к этому, он должен уметь двигаться в запланированном направлении и бить конечностями. Но здесь следует заметить, что цель – не в количестве наносимых в единицу времени ударов, которые частенько наносятся бессмысленно, абы как и совершенно не вдумываясь в процесс, а в развитии умения нестандартно работать ножом , уметь с его помощью проводить абсолютно любые виды приемов, а также, суметь перекинуть «мостик» от действий с ножом к действиям без ножа, но, тем не менее, основанных на нем.
Наработав базовые координационные движения, можно начинать на её основе строить свою систему работы и начинать прорабатывать физическую составляющую для того, чтобы движения были сильными и тут я хочу привести несколько таких упражнений, помогающих сформировать сильный вектор удара (при уколе ножом) и траекторию (это при круговой работе).
Наработка прямой траектории . Партнер складывает руки ладонями перед собой, между ними нож. Человек, нарабатывающий траекторию, берет нож за рукоять и медленно продвигает нож вперед и назад. Силу сброса можно нарабатывать путем силы сжатия ладоней друг с другом. Можно сделать специальный тренажер, состоящий из двух дощечек и скрепленных чем – то, но так, чтобы между ними можно было просунуть лезвие. Укрепляем его так, как требует та или иная ситуация и начинаем работать.
Наработка силы хвата ножа, путем подтягивания. Взяв по железному макету ножей в каждую руку прямым либо обратным хватом, попытаться подтянуться или хотя бы повисеть на турнике.
Наработка мощи хвата ножей, перемещением по полу на них. В каждой руке ножу, принимаем положение, аналогичное перед отжиманиями – упор остриями в поверхность. Выполнять разнообразнейшие варианты перемещений и отжиманий. Можно поменять упор с остриев на сами лезвия.
Если тренировки проходят на открытом пространстве, можно нарабатывать таким образом и силу траектории. Лежа на земле, на животе, вытягиваем вперед руку и втыкаем нож в землю и как – бы подтягиваемся к нему, потом втыкаем другой нож и подтягиваемся уже к нему и таким хитрым:) способом ползем по земле.
Для наработки навыка постоянного чувствования силы в руке
, умения её не терять, при переменах поз в бою практикуется упражнения на прилипание, суть которого состоит в том, что человек упирается тупым макетом ножа или короткой палочкой в тело партнера, а тот начинает уходит, менять своё положение. Давление можно сбрасывать через любой участок оружия. Нужно добиться того, чтобы сила, которая берется из земли, без зажимов и прерываний изливалась в партнера постоянно. Навык нарабатывается хорошо и нужное чувство в руках появляется довольно быстро.
Увеличение мощи удара ножом . Упражняющийся с ножом в руке стоит в боевой стойке. На ноже ножны. Партнер берет нож за полотно. Упражняющийся начинает имитировать разнообразнейшие удары, партнер оказывает сопротивление движению ножа. Нужна небольшая сработка друг с другом, но потом все идет очень хорошо. Это упражнение невозможно отработать одному, только частично, способами, описанными выше.
Увеличение скорости . В принципе, скорость наработается и в предыдущих упражнениях, но можно и увеличить эффект, если работать через резину на скорость. Для этого надо прикрепить резиновый жгут к ножу и имитировать боевые движения. Также о том, как увеличить скорость, говорилось .
Идем далее. Также в базовую подготовку освоения работы с ножом, входит: манера движения рук, пальцевые перехваты, перемещения, вспомогательные удары с использованием ножа, а также, вспомогательные удары невооруженной рукой и ногами.
О контакт-контроле и интуитивной работе немного уже говорилось в статье, посвященной . О том, как выворачивать нож, немного говорилось (кстати, совсем скоро, на моем блоге появятся 3D анимационные учебные видеоролики, так что, ни в коем случае, не пропустите уникальный материал: подписывайтесь на обновления обновления по e-mail ).
О вспомогательных ударах вооруженной рукой, выбиваниях и саморезах речь ещё обязательно будет идти в дальнейшем, пальцевые перехваты ножа основываются на манипуляциях ручкой, что умеет делать любой офисный работник, а сейчас хочется заострить внимание на интуитивной разработке защит. Такие тренировки часто игнорируются (не знаю, правда как сейчас: вроде бы ситуация несколько изменилаь), но в них есть своя логика. Партнер – нападающий, работает без зажимов, так как требует тело, с учетом сложившейся ситуации и изобретательно, чтобы коснуться человека. Защищающемуся требуется только одно – по возможности не допустить касания и сделать так, чтобы нападающий потерял нож или не мог им действовать. Как результат, защищающийся начинает работать интуитивно, спасаясь от боли, которую причиняет макет оружия, сам « » останавливается в результате чего, возникающие ситуации боя начинают решаться подсознанием. Конечно, это работа ещё грязная, ещё не шлифованная, но в обусловленных боях, медленных боях, ситуационных боях, должны прорабатываться эти создавшиеся положения. И, поскольку они коренным образом отличаются от надуманных, от того, чему обучают в залах, невозможно проводить какие – то заученные шаблоны ответных действий, а требуется высокая приспособляемость и быстрота вместе с наработанной способностью мгновенного выполнения нужного технического элемента.
Изучив эти пять моментов, можно переходить к их шлифовке, но сначала, в статике: не в движении, а в неких ситуациях, например, имитации угрозы ножом . Потом идет работа на медленных скоростях и быстрых. Чередование необходимо для того, чтобы позиции тела, принимаемые в поединках на медленной скорости, соответствовали позициям в скоростных боях. Именно этот момент упускают многие, в результате чего техника и динамика, нарабатываемая там и там, получаются различными, а это приводит к неработоспособности системы в уличных ситуациях. Яркий пример этому, школа Кадочникова, где не умеют работать на скоростях, в результате чего и проигрывают.
При парной работе, необходимо использовать разнообразные макеты ножей – деревянные, железные, острые, тупые. Так защищающемуся придется все время приспосабливаться к ножам, а «не спать» во время обучения. Также нужна небольшая боль – только так можно встряхнуть организм и активизировать его инстинкт защиты. Особенно хочу заострить внимание на железных макетах ножей. Это именно макеты, но выглядят они впечатляюще, да и пропущенный ими удар весьма болезненнен, та что занимающийся начинает работать более добросовестно.
И только, пройдя начальную подготовку во владении ножом и получив первичные навыки, можно переходить к искусству противодействия ножу.
Основы ножевого боя
Вспомогательные действия
Из вспомогательных действий ножевому бою способствуют только удары ногами. В первую очередь я рекомендую подскок, легкий, свободный и быстрый (см. раздел «Удары ногами»).
Одним молниеносным движением подскочили и сломали противнику голень или колено. Это – два основных и самых эффективных вспомогательных удара.
Хват и перехваты
Хват ножа элементарно прост: три пальца прижимают рукоять к пятке ладони, два пальца – направляющие.
Разновидностей здесь существует всего две: прямой и обратный хват.
Прямой хват – когда острие клинка смотрит вверх от вашего большого пальца (рис. 22).
Рис. 22. Прямой хват ножа
При обратном острие направлено вниз от мизинца (рис. 23).
Рис. 23. Обратный хват ножа
Смена хватов ножа в одной руке называется перехватом. Этому действию нужно по-настоящему научиться и только потом применять в реальном бою. Перехватов, соответственно, тоже два: прямой и обратный, в зависимости от того, в какое положение переводится лезвие по отношению к вашим пальцам (рис. 24, 25).
Рис. 24. Перехват из прямого хвата в обратный
Рис. 25. Перехват из обратного хвата в прямой
Смену руки, удерживающей нож, тоже часто называют перехватом. Если использовать этот термин, здесь тоже имеется два перехвата: прямой, когда нож переходит из руки в руку без смены ориентации клинка (рис. 26), и обратный, когда он разворачивается на 180° (рис. 27).
Рис. 26. Прямой перехват из руки в руку
Рис. 27. Обратный перехват из руки в руку
Все остальное, самое «крутое» жонглирование ножом – песни и пляски народов Севера. Позерство. Я умею проделывать с ножом самые эффектные трюки и именно поэтому знаю, что в реальных условиях это не работает. В бою нужны только быстрые, уверенные перехваты оружия в одной руке и при смене рук. Рукоятка все так же фиксируется тремя пальцами, а два пальца придерживают лезвие.
Упражнения
Их тоже два.
Первое упражнение: вертикальная восьмерка при прямом и обратном хвате. Выполняется на четыре счета: раз, два, три, четыре – цифра «восемь» (рис. 28, 29).
Рис. 28. Выполнение вертикальной восьмерки при прямом хвате
Рис. 29. Выполнение вертикальной восьмерки при обратном хвате
Лезвие все время должно быть направлено вперед, скользя вперед режущей кромкой. Те, кто учится наносить секущие удары, часто делают одну и ту же ошибку: они пытаются что-то рубить ножом. Нож – это не топор и не сабля, им не надо рубить. Ножом следует резать, рассекать. После освоения этой восьмерки я рекомендую освоить восьмерку горизонтальную, знак бесконечности, и плавный переход обратно к вертикальной восьмерке (рис. 30, 31).
Рис. 30. Выполнение горизонтальной восьмерки при прямом хвате
Рис. 31. Выполнение горизонтальной восьмерки при обратном хвате
После вертикальной восьмерки – опять знак бесконечности. Когда при этом вы научитесь всегда держать лезвие режущей кромкой вперед, у вас легко и свободно будут получаться секущие удары в любом направлении и на любом уровне тела противника.
Из книги Значительное увеличение объема рук за шесть недель автора Дарден ЭОсновы культуризма "Я не могу поверить в это, - сказал Марк, атлет-культурист 21 года. - Я ни разу не работал специально в течение 4-х недель, а мои руки увеличились на 0,32 см ".Это было в середине 6-недельной программы. Я проверил измерение рук участников эксперимента. У Эрика
Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди МаркоОсновы тренировок Человеческий организм, как и все остальные формы животной или растительной жизни, можно рассматривать как независимую биологическую единицу, которая поддерживает состояние равновесия между внутренней и внешней средой, взаимодействуя с ней
Из книги Триатлон. Олимпийская дистанция автора Сысоев ИгорьОсновы поведения рыб Поведение рыб довольно непредсказуемо и зависит от многих факторов. Время года, температура воды и степень загрязнения сильно влияют на наличие рыб в прибрежных водах.Поговорим о тех факторах, которые имеют наибольшее значение для подводного
Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович1. Основы триатлона
Из книги Здоровье позвоночника [Системы Попова, Бубновского и другие методики излечения] автора Карпухина Виктория Из книги Основы личной безопасности автора Самойлов Дмитрий Из книги Школа ножевого боя [Хваты, боевые стойки, движения, удары, техники защиты и метания боевого ножа. По системе спецназа КГБ] автора Травников Александр Игоревич Из книги Бег для всех. Доступная программа тренировок автора Яремчук ЕвгенийГлава 2 Базовая техника ножевого боя Хват боевого ножа Как правило, обучение ножевому бою начинается с обучения правильному хвату ножа. Важно помнить, что каждый хват удобен для выполнения узкого спектра задач – в бою неразумно держать нож так же, как на кухне. И
Из книги автораГлава 3 Школа ножевого боя Школа армейского ножевого боя В основе отечественной школы ножевого боя лежит так называемая армейская школа рукопашного и ножевого боя, основы которой описаны в многочисленных наставлениях по физической подготовке и подготовке к
Из книги автораШкола армейского ножевого боя В основе отечественной школы ножевого боя лежит так называемая армейская школа рукопашного и ножевого боя, основы которой описаны в многочисленных наставлениях по физической подготовке и подготовке к рукопашному бою.Армейская школа
Из книги автораДвенадцать шагов в изучении основ армейского ножевого боя Шаг первыйИзучается изготовка к бою с ножом – стойка (чаще всего разноименная левосторонняя), хваты (фото 177–181). Фото 177. Фронтальная стойка Фото 178. Вид сбоку Фото 179. Изготовка к бою. Клинок вниз Фото 180. Изготовка
Из книги автораТактика армейского ножевого боя После овладения и закрепления базовой техники ножевого боя отдельно изучается тактика ножевого боя и использование этой техники в режиме различных вероятных ситуаций боя. Для этого определяются задачи, которые могут быть решены с
Из книги автораШкола ножевого боя по системе оперативного карате Главной задачей следующего этапа в обучении искусству рукопашного боя с ножом после овладения основами отечественного армейского искусства ножевого боя является совершенствование приобретенных навыков, умений и
Из книги автораТехника и приемы ножевого боя в борьбе с вооруженным противником Нож можно эффективно использовать даже против человека, вооруженного огнестрельным оружием. При этом необходимо сочетать собственно приемы ножевого и рукопашного боя.Прием № 1Техника управления
Из книги автораРежимы обусловленного, полуобусловленного и вольного ножевого боя Следующий этап после освоения основ техники и тактики ножевого боя – отработка действий в обусловленном, полуобусловленном и вольном бою.Тренировки проводятся в парах, что позволяет развить чувство
Из книги автораОсновы техники Постарайтесь максимально расслабить плечи, а руки согнуть в локтях под прямым углом. Двигать руками нужно строго в плечевом суставе по направлению бега с незначительной амплитудой.Исключите вертикальные и горизонтальные колебания головы и плеч. Во
Ножевой бой в современном мире получает всё большее и большее распространение. Секрет успеха ножевого боя, при этом, достаточно прост: постоянно в новостных сводках мы видим, как совершаются разбойные нападения с применением колюще-режущего оружия. Нож – самое распространённое орудие убийства при бытовых конфликтах, более того, сегодня складной нож – практически неотъемлемая часть повседневной экипировки мужчины. Именно поэтому умение обороняться против ножа и применять нож для самозащиты - жизненноважные навыки для обеспечения безопасности любого современного человека.
Применения ножа в рукопашной схватке практически всегда является отягчающим обстоятельством, однако давайте прикинем, что для вас лучше: получить тюремный срок или погибнуть от рук какой-нибудь мрази? Естественно, большинство здравомыслящих людей выберут жизнь, даже если будет необходимо применить оружие для её защиты.
Однако существуют мастера ножевого боя, которые считают, что защита от ножа - абсолютно бесполезное занятие, что она невозможна и заниматься поиском технических решений для выхода из пограничных ситуаций - пустая трата времени. При этом они утверждают, что лучшим средством защиты против ножа является бегство или другой нож, собирая множество восторженных отзывов о своей честности и компетентности. Такие утверждения являются непростительной подменой условий задачи, призванной скрыть безграмотность и практически полное отсутствие знаний у этих "специалистов" в вопросах прикладных техник рукопашного боя. Вопрос был поставлен не так! Действительно, столкновение с вооружённым противником - крайне негативная ситуация, откуда, тем не менее, необходимо искать выход. Такого плана установки оставляют учеников этих мастеров ни с чем, а сам мастер, не сделав и не показав ровно ничего, слывёт молодцом и красавчиком.
Кроме того, они говорят, что нормальный противник (!!!) не будет атаковать как лох, заваливаясь при нанесении каждого удара, а будет нападать так-то и так т-то (как это придумал сам мастер), против чего защититься просто нереально... Ну-ну... На этом видео представлены реальные атаки ножом, чтобы помочь Вам разобраться, с чем Вас оставляют подобные советы. Просмотрев его, посчитайте, где и сколько раз жертва могла вооружиться или убежать, как советуют "настоящие мастера":
Просмотрев данное видео и представив себя на месте любого из этих людей, несложно понять, что ситуации ужасающие. Разумеется, лучше всего стараться их избежать, ну что делать, когда это не удаётся?
Сказанное в этом видео относится не ко всем школам ножевого и рукопашного боя, а лишь к некоторым. Не все допускают перечисленные в интервью ошибки. Есть хорошие специалисты с реальными наработками в области ножевого боя и защиты против ножа. Единственная задача данного видео - обратить Ваше внимание на то, что фраза "защиты против ножа не существует" принадлежит, чаще всего, некомпетентным в вопросах прикладного рукопашного боя людям, которые пытаются казаться профессионалами. Мы знаем, что стопроцентной защиты нет ни от чего, мы знаем, что лучше убежать, но это не решение поставленной задачи: покажи хоть что-нибудь!
Ножевой бой часто преподносится, как отдельная дисциплина, по которой даже проводят соревнования. Есть судья, арбитр, определённая экипировка. С такими веяниями в области боевых искусств я никак не могу согласиться. Проблема в том, что, в большинстве случаев, реальное оружие заменяют его макетами, и спортивный поединок на ножах становится самоцелью, что для реальной практики недопустимо. При обучении как рукопашному, так и ножевому бою, абсолютно необходимы спарринги и поединки в полный контакт. Разумеется, с целью обеспечения безопасности участников схватки, крайне необходимо наличие защитной экипировки. Однако жизнь – штука суровая. В ней нет ни шлемов, ни перчаток, ни ракушки на пах, ни деревянных ножей. Поэтому необходим ряд корректировок. При обучении техникам как реального, уличного рукопашного боя, так и ножевого боя, не должно быть никаких рамок и ограничительных установок.
Любой поединок проводится по тем или иным правилам. Более того, используемая в процессе экипировка зачастую имеет решающее значение: при наличии шлема, в некоторых случаях, защитой лица можно пренебречь. Сложно, при этом, не заметить большую склонность со стороны бойцов идти на необдуманный размен ударами, что совершенно естественно – ведь есть право на ошибку.
Проведение таких боёв без принятия необходимых мер безопасности неизбежно приведёт к травмам. Но обратите внимание, как меняется техника того или другого вида спорта, как только исчезает защитное снаряжение и появляются дополнительные условия: никто уже не бросается на амбразуру. Спортсмены начинают действовать весьма осторожно, ведь одно неправильное движение может окончиться поражением.
Именно этот аспект подготовки в современных системах рукопашного и ножевого боя, на мой взгляд, является слабым звеном с точки зрения прикладного применения полученных навыков. Просматривая один за другим видеоролики, я не мог не поразиться тому, как смело, порой, участники соревнований выбрасывают вооружённую руку вперёд, не опасаясь того, что противник отрежет ему пальцы. Оно и понятно, ведь цена такому промаху на соревнованиях – проигранный бал. Но для меня, как человека имевшего дела с ножами и с ножевыми нападениями, остаётся загадкой такой подход. А причина простая: как только вы увидите настоящий нож в руках врага – вы попросту оторопеете. Ни о каких прыжках и фехтованиях речи не пойдёт, поверьте. Ваш мозг не позволит Вам халатно отнестись к своей жизни и начать прыгать и дёргаться рядом с вашим противником. В ситуации реального нападения, одно неверное движение – смерть.
Второй момент, который я заметил в современных направлениях ножевого боя, это акцент именно на маневренный поединок. По непонятной для меня причине, сегодня принято воспринимать МОДЕЛЬ поединка за реальность. Однако я совершенно точно убеждён: какими бы не были свободными правила проведения схватки, они всё равно будут призваны ограничить применение максимально травмоопасных, а, следовательно, и эффективных приёмов рукопашного и ножевого боя. То есть у вас, даже при всём желании, не получиться смоделировать поединок близкий к реальности. Несмотря на то, что современные системы рукопашного боя прогрессируют бешеными темпами, а спортсмены, участвующие в соревнованиях, на десять голов выше своих предшественников, они раскрывают лишь малую грань техники, доступной человеку, и призваны обеспечить исключительно спортивную победу.
В нашем клубе мы регулярно проводим полноконтактные поединки и спарринги по разным правилам. Мы дерёмся и по боксу, и по правилам, близким к муай тай, и в полный контакт, и спаррингуем условно, с применением прикладной техники… Но никакую из этих разновидностей поединка нельзя назвать идеальной, или хотя бы приближенной к реалиям настоящего рукопашного боя моделью.
Проводя полноконтактные бои, мы отрабатываем совершенно определённые технические действия: например, когда мы дерёмся по боксу, мы делаем акцент именно на кулачный бой. Однако стоит нам подключить ноги – распределение акцентов в поединке резко меняется, и то, что в боксёрском спарринге было крайне эффективно, полностью перестаёт работать. То же самое можно сказать и про борьбу.
Чтобы сохранить технический рисунок того или иного единоборства, необходимо регламентировать его чёткими правилами и изолировать от травмоопасных и неудобных приёмов. К примеру, с созданием версии соревнований по киокушинкай карате с ударами руками в голову, на выходе получилось не каратэ, а очередная разновидность рукопашного боя, которая, откровенно говоря, не очень то и нужна. Уникальный рисунок стиля, при этом, полностью исчез.
Всё это я говорю лишь к тому, чтобы обратить внимание читателя на один простой факт: с добавлением новых разрешённых технических действий, манипулируя системой оценок и изменяя условия проведения поединка, вы можете получить абсолютно другую разновидность рукопашного боя, выстроенную на совершенно других принципах.
В спортивной среде максимально реальным и приближенным к практике видом рукопашного боя является миксфайт, где стираются границы между единоборствами, и формируется абсолютно новый стиль, состоящий из эффективных и уместных в данном контексте элементов. При этом необходимо помнить, что система эта рассчитана именно на применение в условиях ринга по заданным правилам. С появлением же в руках противника оружия, ситуация резко изменится. Порой, просматривая рекомендации, которые спортсмены или звёзды смешанных единоборств дают по защите от ножа или по самообороне, впечатления демонстрируемая техника оставляет, мягко говоря, неоднозначные...
При этом с помощью спортивных единоборств можно крайне успешно вести поединок против одного или нескольких безоружных противников. Однако не всегда даже именитые чемпионы выходят победителями в уличных драках, совершая абсолютно глупые ошибки.
Всё это я говорю лишь к тому, чтобы показать читателю: нельзя ставить знак равенства между уличной дракой и спортивным поединком (так же, как нельзя сравнивать боевое искусство и спортивное единоборство).
В реальной драке никто не маневрирует, сближение происходит стремительно и неожиданно, а бой приходится вести в абсолютно разных условиях при совершенно различных обстоятельствах.
А теперь давайте представим: если безоружный поединок при минимальном добавлении новых нюансов преобразуется до неузнаваемости, то как же тогда преобразуется ножевой бой, если заменить деревянные ножи на настоящие! Поверьте, разница будет колоссальная! Вы непременно её заметите.
Когда Вы играете в ролевую игру, под названием ножевой бой, то как бы вы не старались представить, что деревяшка, которая находится у вас в руке, и есть тот самый настоящий нож, всё равно, в глубине души, вы будете понимать, что это всего лишь кусок дерева. В нём нет НИЧЕГО из того, что делает нож - ножом. Действовать, при этом, вы будете соответствующе. И мы наблюдаем, как представители школ ножевого боя и всевозможного фехтования делают настольно глупые и неоправданные движение, на которые они бы никогда не осмелились в реальности.
Закономерный вопрос у читателя должен возникнуть следующий: как же научиться ножевому и рукопашному бою, и что является критерием мастерства, если не спарринг?
Ответ такой: при изучении приёмов рукопашного и ножевого боя, спарринги и полноконтактные поединки являются хоть и неотъемлемой, но лишь ОДНОЙ ИЗ составляющих общей методики подготовки бойца к реальной схватке. При этом, должна быть абсолютно чёткая связь между техникой, которую вы отрабатываете на тренировке, и техникой, которую применяете в бою. По сути своей, поединок - это упражнение, в котором некоторые из изученных приёмов вы сможете, не сдерживая себя, исполнить в высокоскоростном режиме на сопротивляющемся противнике. Но лишь некоторые!
Настоящая, прикладная техника как рукопашного и ножевого боя не может отрабатываться в таком режиме: для максимально правдоподобного моделирования реальной схватки, необходима разумная доля условности в отработке технических действий с партнёром, с применением НАСТОЯЩЕГО оружия и реальных, запрещённых приёмов рукопашного боя.
К ним относятся: удары в пах, глаза, горло, укусы, удары головой, скручивание шеи, атака позвоночного столба, атака суставов против естественного сгиба, травмирующие броски, болевые воздействия на кисти и пальцы рук, абсолютная свобода в ударной технике локтями, дробящие удары, удары противника об элементы местности, спонтанное использование подручных предметов, захваты за уязвимые части тела противника (половые органы, волосы, горло…) и т.д.
Ножевой бой в современном мире является продолжением рукопашного боя, относиться к которому необходимо как к оружию, а не как к виду спорта. На сегодняшний день мне не известны системы ножевого боя, существующие автономно от контактных единоборств. Приучите себя к мысли: защищаясь от ножа, второго шанса у вас не будет, так же как в ножевом бою – практически любой пропущенный удар способен нейтрализовать вас, лишив возможности продолжать поединок.
Отношение людей к практикуемой системе рукопашного боя перекочёвывает на работу с оружием, где, вместо чётких и выверенных движений, культивируется бесполезное дрыганье и соревновательный аспект. Если главное в спорте – выиграть, то можно смело идти на размен и победить исключительно за счёт духа. В ножевом бою, уличном бою и работе с абсолютно любым оружием этот подход категорически неприемлем.
Так же хочется отметить, что основные атаки, которые практикуются большинством людей и эффективны в тренировочных спаррингах, как и сама манера вести бой на ножах, не соответствуют реальности, ибо в жизни никто не будет прыгать вокруг вас часами. Чаще всего, противник будет стремиться вас прихватить и попросту зарезать, пользуясь наиболее распространённым при ножевых атаках приёмом, получившим название «швейная машинка».
В реальности нет никаких спаррингов - ножевой бой не предполагает работу на несколько счетов. Им место только на тренировке в качестве упражнения. В жизни атаки происходят молниеносно и решительно: кто первый пропустил, тот и умер. Поэтому любая возня и неряшливость, а так же несвоевременное увеличение скорости отработки техники ножевого боя в ущерб качеству, должны быть полностью исключены из практики.
Ножевой бой – исключительно прикладная дисциплина, которая не должна быть искажена и подвержена сильному влиянию спортивной практики. Для того, чтобы овладеть ножевым боем на достойном уровне, необходимо изучить базовые элементы искусства, отработать удары с настоящим ножом, научиться защищаться и спарринговать с макетом, и лишь потом перейти к использованию в отработке приёмов настоящее, боевое оружие.
На протяжении всего времени тренировок по ножевому бою, ученик должен привыкать к оружию, срастаться с ним, обучиться уходу и грамотному обращению со своим ножом. Желательно как можно больше времени проводить с оружием в реальной жизни. Можно даже брать нож с собой в постель. Нож должен стать неотъемлемой частью вашего гардероба – это ваше личное оружие, продолжение вашей личности!
Будьте внимательны в тренировках. Успехов Вам!
Шаг первыйИзучается изготовка к бою с ножом – стойка (чаще всего разноименная левосторонняя), хваты (фото 177–181).
Фото 177. Фронтальная стойка
Фото 178. Вид сбоку
Фото 179. Изготовка к бою. Клинок вниз
Фото 180. Изготовка к бою. Клинок вверх
Фото 181. Изготовка к бою. Клинок вперед
При хвате ножа клинком вперед изготовка осуществляется как в левосторонней разноименной стойке, так и правосторонней одноименной (фото 182, 183).
Фото 182. Левосторонняя разноименная стойка
Фото 183. Правосторонняя одноименная стойка
Шаг второйИзучаются колющие удары ножом сверху и снизу в одноименной и разноименной стойке, на месте и в движении, в режиме смены стойки (фото 184–187).
Фото 184. Колющий удар ножом сверху в разноименной стойке
Фото 185. Колющий удар ножом сверху в одноименной стойке
Фото 186. Колющий удар ножом снизу в разноименной стойке
Фото 187. Колющий удар ножом снизу в одноименной стойке
Шаг третийИзучаются колющие удары ножом сбоку наотмашь и прямо, с выпадом и без. Все удары изучаются на месте и в движении (фото 188–191).
Фото 188. Колющий удар ножом сбоку
Фото 189. Колющий удар ножом наотмашь
Фото 190. Колющий удар ножом вперед (тычок) на месте
Фото 191. Колющий удар ножом вперед (тычок) с выпадом
Шаг четвертыйИзучаются режущие удары ножом по горизонтали (слева направо и справа налево), по вертикали (сверху вниз и снизу вверх) и по диагонали. Как и вся техника боя ножом, режущие удары ножом отрабатываются на месте и в движении.
Режущий удар ножом по горизонтали слева направо (фото 192–195).
Фото 192. Исходное положение
(фото 195).
Режущий удар ножом снизу вверх слева направо (фото 196–202).
Фото 196. Исходное положение
Вид техники выполнения приема с другой стороны (фото 200–202).
Режущий удар ножом по диагонали, снизу вверх (фото 203, 204).
Вариант тренировочного боя с использованием макетов ножа (фото 205–207).
Шаг пятый
Вся изученная техника нанесения удара ножом отрабатывается в движении, с обязательным условием возвращения в исходное положение, которым в данном случае является исходное положение изготовки к бою с ножом. В этом режиме рекомендуется отработать все основные удары ножом (фото 208–210).
Вариант спарринга с использованием макетов ножа (фото 211–213).
Фото 211. Изготовка к бою
Фото 212. Атака колющим ударом вперед с выпадом
Фото 213. Возвращение в исходное положение
Шаг шестойИзучается техника метания ножа в режиме использования хватов ножа за клинок и рукоять, на различных дистанциях и из различных положений, в том числе из положения лежа, с колена, из-за укрытия. Обучение технике метания ножа обычно совмещается с обучением метанию саперной лопатки (фото 214–216).
Фото 214. Метание штык-ножа хватом за лезвие
Фото 215. Метание штык-ножа хватом за рукоять
Фото 216. Метание штык-ножа с колена хватом за лезвие
Шаг седьмойВсе колющие удары ножом отрабатываются на специальных чучелах, которые закрепляются на различных уровнях горизонтально и вертикально, в том числе и просто располагаются на земле.
Отработка колющих ударов штык-ножом на чучеле, закрепленном вертикально.
Отработка колющего удара сверху (фото 217–219).
Отработка колющего удара вперед с шагом правой ногой вперед из разноименной стойки в одноименную (фото 220, 221).
Отработка колющего удара вперед в разноименной стойке на месте (фото 222–223).
Отработка колющего удара вперед в разноименной стойке с выпадом вперед левой ногой (фото 224, 225)
Отработка колющего удара вперед из левосторонней разноименной стойки с шагом правой ногой вперед, с выпадом в правосторонней одноименной стойке (фото 226, 227).
Отработка колющего удара ножом по чучелу, закрепленному горизонтально (фото 228).
Отработка колющего удара ножом сверху по чучелу, находящемуся на земле (фото 229, 230).
Шаг восьмой
Все режущие удары ножом отрабатываются индивидуально. Затем рекомендуется использовать работу в парах: один из тренирующихся держит лозу или несколько веток, а другой отрабатывает на них режущий удар ножом.
Отработка режущего удара на лозе в парах (фото 231–236).
Шаг девятый
С использованием макета ножа в парах поступенчато с постепенным ускорением отрабатывается техника нанесения колющих и режущих ударов ножом. Причем один отрабатывает заранее обусловленную атаку ножом, а другой заранее назначенную технику защиты и обезоруживания.
Вариант отработки техники ножевого боя в парах, в режиме обусловленного поединка (фото 237–242).
Шаг десятый
Техника ножевого боя отрабатывается в сочетании с использованием других приемов рукопашного боя в виде ударов руками и ногами, захватов, бросков, подсечек и комбинированных ударов ножом в режиме полуобусловленных схваток.
Вариант отработки техники комбинированного ножевого боя в парах (фото 243–245).
Фото 244. Атака круговым ударом правой ногой по левой ноге противника
Фото 245. Атака колющим ударом ножом вперед
Вариант отработки техники комбинированного ножевого боя в парах с использованием штык-ножа в ножнах (фото 246–248).
Фото 246. Изготовка к бою
Фото 247. Атака прямым ударом правой ногой по левой ноге противника
Фото 248. Атака колющим ударом ножом вперед в средний уровень, с выпадом
Шаг одиннадцатыйВ парах отрабатывается изученная техника ножевого боя в режиме вольных схваток (фото 249–252).
Шаг двенадцатый
С целью закрепления и сохранения приобретенных знаний и навыков изучаются и отрабатываются комбинации действий с ножом, приемы ножевого боя и комплексы ножевого боя.
Тактика армейского ножевого боя
После овладения и закрепления базовой техники ножевого боя отдельно изучается тактика ножевого боя и использование этой техники в режиме различных вероятных ситуаций боя. Для этого определяются задачи, которые могут быть решены с помощью техники ножевого боя, моделируются вероятные ситуации и отрабатываются варианты необходимых действий по решению этих задач. Например, отрабатывается вариант приема снятия часового с использованием техники ножевого боя в режиме скрытного подхода сзади.
Пример выполнения приема по снятию часового при подходе сзади, с броском с захватом двух ног, нанесением удара ногой и имитацией завершения атаки ударом ножа сверху (фото 253–259).
Особое внимание на этом этапе уделяется тактике и технике ножевого боя с целью поражения жизненно важных центров на теле противника.
Школа ножевого боя по системе оперативного карате
Главной задачей следующего этапа в обучении искусству рукопашного боя с ножом после овладения основами отечественного армейского искусства ножевого боя является совершенствование приобретенных навыков, умений и тактических знаний.
Для решения этой задачи может быть использована система, разработанная специалистами КГБ СССР и известная как система оперативного карате и рукопашного боя.
На основании этой системы и методик обучения осуществляется совершенствование навыков ведения рукопашного боя с ножом и доведение каждого из навыков до полного автоматизма по трем направлениям.
Первое направлениеДля самостоятельной и индивидуальной подготовки разработаны и практикуются специальные упражнения и техники по совершенствованию необходимых в ножевом бою следующих навыков:
Движение в ножевом бою;
Колющие удары ножом;
Режущие удары ножом;
Комбинации с ножом.
Второе направлениеУход с линии атаки;
Техника встречной атаки;
Техника управления противником;
Техника ножевого боя в борьбе с вооруженным противником;
Ведение комбинационного рукопашного боя с использованием ножа и других приемов рукопашного боя.
Третье направлениеСостязательное спортивное направление, когда обучение осуществляется в режиме обусловленного, полуобусловленного и вольного боя.
В режиме обусловленного боя в парах отрабатывается техника работы с ножом в режиме заранее стандартизированных приемов, по классическим и иным способам действия.
В полуобусловленном режиме перед отрабатывающим ставится конкретная задача, назначается техника атаки ножом и задаются условия этой атаки.
В режиме вольной схватки отрабатываются в виде состязания все возможные техники ножевого и рукопашного боя, которые применяются ситуативно и сообразно с развитием ситуации.
Упражнения по отработке техники движения в ножевом бою
Для отработки техники движения в ножевом бою используется несколько стандартных упражнений, которые легко систематизируются. Само движение осуществляется по условным точкам, поочередно шагами левой и правой ногой. Для облегчения овладению техникой этих упражнений эти точки могут быть обозначены путем нанесения (рисования) на поверхности квадратов или кругов и обозначены цифрами с 1 до 4. Для описания шагов левая нога может быть обозначена как буква «Л», а правая – как «П». Эти упражнения похожи условно на игру в классики и, являясь в достаточной степени простыми, как базовый элемент могут использоваться для моделирования движения любого уровня сложности, и последовательно усложняться по мере овладения техникой движения (рис. 2).
Упражнение № 1Движение во фронтальной стойке по часовой стрелке, начинаемое с шага назад (фото 260–266).
Приложение
1. Шаг первый – Л4-(П2).
2. Шаг второй – П3-(Л4).
3. Шаг третий – Л1-(ПЗ).
4. Шаг четвертый – П2-(Л1).
Упражнение № 2Движение во фронтальной стойке против часовой стрелки, начинаемое с шага назад (фото 267–273).
Приложение
Исходное положение (ноги на ширине плеч) – Л1-П2.
1. Шаг первый – П3-(Л 1).
2. Шаг второй – Л4-(ПЗ).
3. Шаг третий – П2-(Л4).
4. Шаг четвертый – Л1-(П2).
Упражнение № 3Движение во фронтальной стойке по часовой стрелке, начинаемое с шага вперед (фото 274–280).
Приложение
1. Шаг первый – Л2-(П4).
2. Шаг второй-П1-(Л2).
3. Шаг третий – ЛЗ-(Ш).
4. Шаг четвертый – П4– (ЛЗ).
Упражнение № 4Движение во фронтальной стойке против часовой стрелки, начинаемое с шага вперед (фото 281–287).
Приложение
Исходное положение (ноги на ширине плеч) – ЛЗ-П4.
1. Шаг первый – Ш-(ЛЗ).
2. Шаг второй-Л2-(П1).
3. Шаг третий – П4-(Л2).
4. Шаг четвертый – Л3-(П4).
Упражнение № 5Движение по заданным точкам со сменой стоек, начинаемое с шага правой ногой назад (фото 288–292).
Приложение
Исходное положение (ноги на ширине плеч) – Л1-П2.
1. Шаг первый – П4-(Л1).
2. Шаг второй – Л3-(П4).
3. Шаг третий – П2-(ЛЗ).
4. Шаг четвертый – Л1-(П2).
Упражнение № 6Движение прыжком по заданным точкам со сменой стойки (фото 293–297).
Приложение
Исходное положение (ноги на ширине плеч) – Л1-П2.
1. Прыжок первый – Л1-П4.
2. Прыжок второй – П2-ЛЗ.
3. Прыжок третий – Л1-П2.
Количество прыжков со сменой стойки может выполняться сериями по 3, 5, 10 прыжков.
Упражнение № 7Движение вперед или назад с поворотами на 180 градусов (фото 298–305).
Эти и другие упражнения на отработку техники движения в ножевом бою можно усложнить, расположив на тренировочной площадке препятствия. Это потребует от занимающихся дополнительных усилий по сохранению внимания, концентрации, равновесия и др. (фото 306–314).
При достаточном количестве вспомогательных средств упражнения на отработку техники движения могут выполняться в парах (фото 315–318).
Техника отработки колющих ударов ножом
Техника колющих ударов ножом может отрабатываться самостоятельно, с напарником или с использованием специальных мишеней и чучел. Для сохранения в целости боевого ножа наиболее предпочтительно использование чучел, изготовленных в виде вязанки хвороста, которая подвешивается горизонтально или вертикально или просто кладется на землю.
Отработка колющего удара ножом по вертикально расположенной мишени (фото 319–321).
Отработка колющего удара по горизонтально расположенной мишени (фото 322–324).
Отработка колющего удара по мишени, расположенной на земле (фото 325).
Отрабатываются колющие удары в восьми направлениях, в одноименной и разноименной, или фронтальной стойке. Сначала удары отрабатываются на месте, а затем в движении, со сменой стойки.
Варианты отработки колющих ударов ножом1. Колющий удар вперед из разноименной левосторонней стойки (фото 326, 327).
2. По мере овладения техникой колющих ударов ножом на месте и в движении, рекомендуется отрабатывать эту технику боя на движущихся мишенях (фото 328–331).
Техника отработки режущих ударов ножом
Техника режущих ударов ножом отрабатывается путем резки лозы и с использованием специальных упражнений, которые выполняются как на месте, так и в движении.
Упражнения на технику режущих ударов ножом отрабатываются во фронтальной стойке с использованием различных хватов ножа.
Упражнение № 1Отработка техники режущих ударов ножом при хвате ножа клинком от большого пальца вверх (или клинком вперед), лезвием вперед (фото 332–357).
Упражнение № 2
Отработка техники режущих ударов ножом при хвате ножа клинком вниз от мизинца, лезвием вперед (фото 358–384).
Представленные выше упражнения считаются базовыми и могут выполняться как на месте, так и в движении. На каждое движение выполняется один шаг вперед или назад, и осуществляется выход в одноименную или разноименную стойку, с использованием различных хватов ножа.
Упражнение № 3Отработка режущих ударов ножом в движении. Хват ножа клинком в сторону от мизинца, лезвием вперед, от себя (фото 385–418).
Упражнение № 4
Отработка режущих ударов ножом в движении. Хват ножа клинком вперед, лезвием от себя (фото 419–453).
Фото 419. Исходное положение
Выберите определенную последовательность ударов или каждый раз придумывайте новую, чтобы тренировать технику режущих ударов в одиночку.
В парах используйте лозу или движущиеся мишени (фото 454–461).
Техника отработки комбинаций с ножом
Искусство ножевого боя учит не только владению отдельными приемами, но и умению их комбинировать: режущие и колющие удары ножом сочетаются с различными техниками рукопашного боя.
Комбинации в ножевом бою могут состоять как из двух-трех, так и из значительно большего числа элементов, почерпнутых из разных источников. Как правило, комбинации выполняются и реализуются спонтанно во время боя, но некоторые последовательности постоянны – как ката в карате.
Варианты отработки комбинационной техники ножевого боя Прием № 1Отработка комбинации самостоятельно. Комбинация боя с ножом без противника (фото 462–465) .
Прием № 2
Отработка комбинации с ножом в парах. Комбинация боя с ножом. Отработка в парах (фото 466–469).
Когда необходимый минимум боевых приемов уже усвоен, наступает следующий этап обучения – развитие ключевых навыков, которые помогут одержать победу даже над более сильным противником.
Техника ухода с линии атаки
Как и в любом другом виде рукопашного боя с оружием, в ножевом бою важно правильно уйти с линии атаки. Самый надежный способ защиты, уход с линии атаки приводит противника в замешательство и дает вам возможность взять инициативу в свои руки.
Варианты ухода с линии атаки противника Прием № 1Уход с линии атаки противника вперед влево (фото 470–472).
Фото 472. Вариант возможной контратаки
Прием № 2Уход с линии атаки противника вперед вправо (фото 473–475).
Фото 475. Вариант возможной контратаки
Прием № 3Уход с линии атаки противника назад вправо (фото 476, 477).
Фото 476. Исходное положение
Техника встречной атаки
Развитие техник ухода от атаки – встречная атака: одновременно с дезориентирующим противника маневром вы наносите удар ножом и захватываете преимущество.
Встречная атака требует от вас более быстрых реакции, мышления и движений, чем у противника, но позволяет одним ударом полностью изменить расстановку сил на более выгодную.
Прием № 1Встречная атака колющим ударом ножом в корпус, в разноименной стойке с одновременным уходом с линии атаки противника вперед влево (фото 478, 479).
Прием № 2
Встречная атака режущим ударом ножом по корпусу в разноименной стойке с одновременным уходом с линии атаки противника вперед влево (фото 480, 481).
Прием № 3
Встречная атака режущим ударом ножом по правой руке противника, в одноименной стойке с уходом с линии атаки противника вперед вправо (фото 482, 483).
Техника контратаки
Искусство ножевого боя предполагает не только атакующую, но и контратакующую тактику. В определенных случаях контратака может оказаться намного эффективнее нападающего стиля боя.
В отличие от встречной атаки, контратака не совмещает защиту и нападение, а представляет собой последовательность: сначала – оборона, затем – удар. При этом отразить натиск противника можно не только ножом, но и любым другим удобным для вас способом: уйти с линии атаки, остановить или отбить руку с ножом, нанести отвлекающий удар. И только потом, когда противник потерял темп и лишился инициативы, перейти в контратаку.
Прием № 1(фото 484–487).
Фото 484. Исходное положение
Фото 485. Атака противника и уход с линии атаки вперед влево с защитой левой рукой
Фото 486. Прямой удар правой ногой в колено противника
Фото 487. Контратака колющим ударом ножом
Прием № 2Контратака противника, атакующего прямым колющим ударом ножом вперед (фото 488–491).
Фото 488. Исходное положение
Фото 489. Атака противника и уход с линии атаки вперед влево с защитой левой рукой
Фото 490. Прямой удар правой ногой в корпус противника
Фото 491. Контратака колющим ударом ножом
Прием № 3Контратака противника, атакующего прямым колющим ударом ножом вперед комбинацией ударов (фото 492–498).
Фото 492. Исходное положение
Фото 493. Атака противника и уход с линии атаки вперед влево с защитой левой рукой
Фото 494. Выведение противника из равновесия
Фото 495. Рычаг руки наружу
Фото 496. Контратака режущим ударом ножа
Фото 497. Изготовка к атаке колющим ударом ножа
Фото 498. Контратака колющим ударом ножа
Техника управления противником
Одна из эффективнейших техник ножевого (как и рукопашного) боя – управление противником. Задавайте ему свои условия боя, не давайте изменить дистанцию и/или свободно двигаться относительно вас. Наносите отвлекающие и шокирующие удары по уязвимым точкам, чтобы обезвредить его. Используйте свободную руку, чтобы схватить противника за одежду, за руку, за оружие. Как только вам это удалось, он в вашей власти – всего на пару мгновений, но вы должны быть готовы воспользоваться моментом. Резко дерните противника на себя или, наоборот, толкните, чтобы он потерял равновесие и оказался в невыгодном положении, и сразу атакуйте его.
Варианты техники управления противником Прием № 1Техника управления противником с захватом левой рукой за левую руку.
Из исходного положения (лицом к противнику ближняя/средняя дистанция) шагните вперед левой ногой и схватите противника левой рукой за левый рукав. Всем весом резко потяните противника вниз на себя, выведя его из равновесия и извлеките нож из ножен.
Развернитесь на месте против часовой стрелки, потяните левую руку противника своей левой рукой влево от себя, одновременно нанося режущий удар сверху вниз. Продолжая контролировать левую руку противника и управляя его движениями, завершите атаку (фото 499–505).
Фото 499. Исходное положение
Фото 505. Вид с другой стороны
Прием № 2Техника управления противником с захватом левой рукой за правую руку.
Из исходного положения (лицом к противнику ближняя/средняя дистанция) шагните вперед левой ногой и схватите противника левой рукой за правый рукав. Тут же, загрузив его всем своим весом вниз влево, заставьте его перенести вес тела на правую ногу, тем самым лишая возможностей передвижения. Одновременно правой рукой извлеките нож из ножен.
Резко потянув противника рывком левой рукой на себя влево, атакуйте его режущим ударом справа налево снизу вверх и тут же завершите атаку колющим ударом сверху вниз (фото 506–512).
Фото 506. Исходное положение
Прием № 3
Техника управления противником с использованием приема освобождения от захвата за кисть левой руки.
Из исходного положения (противник захватил вас левой рукой за кисть левой руки), бросьте тело вниз вперед и поднимите вверх левую руку Разворачивая левую руку кистью по кругу против часовой стрелки, захватите его левую руку своей левой рукой сверху за кисть и одновременно извлеките нож из ножен правой рукой.
Быстро развернув противника к себе спиной, нанесите ему режущий удар снизу вверх, не отпуская его руку, захваченную болевым захватом. Контратакуйте противника колющим ударом ножом сверху (фото 513–520).
Фото 513. Исходное положение
Прием № 4
Из исходного положения, когда противник захватил левой рукой вашу правую руку с ножом, стремительно уйдите влево, выбросив левую руку вверх и левой рукой захватив его за кисть. Сохраняя болевой захват левой рукой, установите контроль над движениями противника. Захватив противника правой рукой за левое плечо, и сохраняя болевой захват за его левую руку, нанесите удар ребром стопы правой ноги в подколенный сгиб, заставив противника упасть на колени. Нанесите удар ножом. Контратакуйте противника колющим ударом ножа (фото 521–529).
Фото 521. Исходное положение
Прием № 5
Техника управления противником с использованием ножа.
Из исходного положения, когда противник захватил правой рукой вашу правую руку с ножом, движением кисти правой руки поднимите клинок ножа вверх, расположив его лезвие перед запястьем правой руки противника с внутренней стороны. Тут же коротким броском вперед, и одновременно уходя вправо, выбросьте свою правую руку вверх, атакуя запястье противника режущим ударом ножа. Левой рукой захватите кисть правой руки нападающего и стремительно уйдите левой ногой назад, одновременно нанеся режущий удар ножом по корпусу. Сохраняя болевой захват правой руки противника, шагните правой ногой назад и потяните противника на себя. Когда он потеряет равновесие, ударьте его правой ногой в корпус и контратакуйте прямым колющим ударом ножа (фото 530–538).
Фото 530. Исходное положение
Техника и приемы ножевого боя в борьбе с вооруженным противником
Нож можно эффективно использовать даже против человека, вооруженного огнестрельным оружием. При этом необходимо сочетать собственно приемы ножевого и рукопашного боя.
Прием № 1Техника управления противником при угрозе пистолетом при подходе спереди.
Из исходного положения, когда противник угрожает пистолетом при подходе спереди, с шагом левой ногой вперед влево уйдите с линии огня и левой рукой отведите правую руку противника, вооруженную пистолетом, вправо. Тут же захватите левой рукой за кисть правой руки противника и одновременно достаньте нож из ножен.
Развернувшись на месте влево и сохраняя захват правой руки противника, выполните болевой прием – рычаг кисти наружу, и одновременно атакуйте запястье правой руки противника режущим ударом по внутренней стороне запястья. Контратакуйте колющим ударом ножа сверху и обезоружьте противника (фото 539–546).
Фото 539. Исходное положение
Прием № 2
Техника управления противником при угрозе револьвером при подходе спереди.
Из исходного положения, когда противник угрожает револьвером при подходе спереди, уйдите вперед влево, левой рукой захватите за ствол револьвера и отведите его от себя вправо. Когда противник потеряет равновесие, извлеките правой рукой нож из ножен.
Не отпуская ствол револьвера, продолжите движение и выйдите противнику за спину. Развернитесь на месте влево против часовой стрелки и контратакуйте противника режущим ударом по горизонтали. Отобрав оружие, атакуйте его колющим ударом сверху (фото 547–552).
Фото 547. Исходное положение
Прием № 3
Техника управления противником при угрозе шестом или палкой при подходе спереди.
Из исходного положения, когда противник угрожает палкой (шестом), с шагом левой ногой вперед влево, захватите левой рукой конец палки и, резко развернувшись на месте вправо, потяните ее мимо себя, заставив противника потерять равновесие. Одновременно извлеките правой рукой нож из ножен.
Разворачиваясь на месте влево и отводя палку через верх влево от себя, используйте ее для управления противником. Нанесите режущий удар ножом по кисти его правой руки, чтобы он выпустил из нее палку. С шагом правой ногой вперед атакуйте противника колющим ударом ножом сверху.
С быстрым шагом правой ногой назад нанесите режущий удар по кисти левой руки противника возвратно-поступательным движением, заставив его бросить оружие (фото 553–562).
Фото 553. Исходное положение
Прием № 4
Техника управления противником при угрозе винтовкой при подходе спереди.
Из исходного положения, когда противник угрожает винтовкой, с шагом левой ногой вперед влево уйдите с линии атаки противника и одновременно схватите левой рукой цевье винтовки, отводя ствол от себя. Достаньте правой рукой нож из ножен.
Разворачиваясь на месте влево, отведите винтовку влево от себя через верх, заставив противника бороться за оружие. Возвратно-поступательным движением нанесите режущий удар по кисти левой руки противника, и тут же с шагом правой ногой вперед – колющий удар наотмашь.
Возвратно-поступательным режущим ударом по кисти левой руки противника заставьте его отпустить винтовку и завершите атаку колющим ударом сверху (фото 563–572).
Фото 563. Исходное положение
Прием № 5
Техника управления противником при угрозе винтовкой с примкнутым штыком при подходе спереди.
Из исходного положения, когда противник угрожает винтовкой с примкнутым штыком, с шагом левой ногой вперед влево уйдите с линии атаки, одновременно захватив левой рукой цевье винтовки, развернитесь на месте вправо. Извлеките правой рукой нож из ножен.
Разворачиваясь на месте влево, отведите винтовку от себя через верх влево, заставляя противника бороться за оружие. С шагом правой ногой вперед к противнику, быстро нанесите режущий удар ножом снизу вверх по кисти его левой руки, заставив бросить захват.
Сохраняя захват винтовки левой рукой, возвратно-поступательным режущим ударом по кисти правой руки заставьте противника бросить оружие.
Шагом правой ногой назад разорвите дистанцию с противником, смените хват ножа и, шагнув вперед правой ногой, нанесите колющий удар.
Затем завершите атаку выходом на позицию контроля над противником с использованием отобранного вами оружия (фото 573–581).
Фото 573. Исходное положение
Прием № 6
Техника управления противником при угрозе автоматом (оружие на ремне) при подходе спереди.
Из исходного положения, когда противник угрожает автоматом, с шагом левой ногой вперед влево захватите левой рукой цевье или ствол автомата и отведите оружие от себя вправо и, стремительно разворачиваясь на месте вправо, заставьте противника потерять равновесие. Одновременно извлеките правой рукой нож из ножен.
Разворачиваясь на месте влево и отводя автомат влево от себя через верх, используйте его для управления противником и нанесите сначала режущий удар по диагонали снизу вверх справа налево затем колющий – наотмашь.
Возвратно-поступательным режущим ударом по кисти противника принудите его бросить оружие (фото 582–591).
Фото 582. Исходное положение
Продолжение приема. Вид с другой стороны.
Прием № 7
Из исходного положения, когда противник угрожает автоматом, быстро уйдите с линии огня вперед вправо и, стремительно разворачиваясь на месте влево, захватите левой рукой цевье или ствол автомата. Отведите ствол влево от себя, заставив противника бороться за оружие. Резко бросив вес тела вниз, вы вынудите противника потерять равновесие. Извлеките правой рукой нож из ножен.
Сохраняя захват оружия противника левой рукой, нанесите возвратно-поступательный режущий удар по кисти противника, чтобы заставить его бросить оружие.
Резко потянув оружие противника от себя влево, атакуйте режущим ударом пальцы правой руки противника и на шаге левой ногой назад вырвите у противника автомат. Сразу же после этого нанесите колющий удар наотмашь снизу вверх (фото 592–600).
Фото 592. Исходное положение
Прием № 8
Техника управления противником при угрозе автоматом при подходе спереди.
Из исходного положения, когда противник угрожает автоматом, с шагом левой ногой вперед влево, стремительно разворачиваясь на месте вправо, схватите оружие за ствол или цевье и отведите его от себя вправо. Резко бросив вес тела вниз, вы вынудите противника, борющегося за оружие, потерять равновесие.
Нанесите отвлекающий удар правой ногой в пах (снизу вверх). Одновременно извлеките правой рукой нож из ножен.
Продолжая движение вперед, нанесите из одноименной правосторонней стойки диагональный режущий удар ножом снизу вверх справа налево и завершите контратаку колющим ударом наотмашь. Отберите оружие у противника (фото 601–609).
Фото 601. Исходное положение
Продолжение приема. Вид с другой стороны.
Техника и приемы комбинационного рукопашного боя с использованием ножа и других приемов рукопашного боя
Варианты комбинационного ведения рукопашного боя Прием № 1Прием № 2
Прием № 3
Режимы обусловленного, полуобусловленного и вольного ножевого боя
Следующий этап после освоения основ техники и тактики ножевого боя – отработка действий в обусловленном, полуобусловленном и вольном бою.
Тренировки проводятся в парах, что позволяет развить чувство дистанции, чувство опасности и реальности боя, ловкость и тактическое видение бойцов.
Помимо всего прочего, именно в ходе таких тренировок совершенствуются и отрабатываются приемы и техника, которые лучше всего подходят для конкретного занимающегося – те навыки, которые могут быть применены к противнику с учетом его индивидуальных особенностей, таких как вес, рост, уровень профессиональной и тактической подготовки.
В ходе таких тренировок вырабатывается индивидуальный стиль ведения боя, оптимальный для физической, профессиональной и тактической подготовки конкретного бойца.
В ходе вольного боя вся ранее изученная техника отрабатывается с условным противником. При этом задача каждого из бойцов – поразить соперника, но не попасть под его удар.
В режиме полуобусловленного боя победа засчитывается тому, кто выполнил определенную задачу, полученную от инструктора.
Обычно полуобусловленный бой намного сложнее вольного – он может накладывать ограничения на арсенал приемов и тактических ходов.
Школа боевой и специальной подготовки
Помимо общей технической и тактической подготовки, система оперативного карате и рукопашного боя включает три специфических этапа обучения:
Изучение и отработка ударов по жизненно-важным органам.
Изучение вариантов использования ножа для решения специальных задач (например снятие часового).
Отработка техник противодействия вооруженному противнику, моделирование поведения противника и искусство управления им.
В ходе первого из перечисленных этапов боец должен освоить необходимый минимум следующих ударов.
При атаке спереди
(фото 624–637)
Колющий удар в горло (фото 624);
Режущий удар по горлу (фото 625);
Колющий удар в живот (фото 626);
Режущий удар по животу (фото 627);
Колющий удар в сердце (фото 628, 629);
Режущий удар по запястью снаружи и изнутри (фото 630, 631);
Режущий удар по плечу снаружи и изнутри (фото 632, 633);
Режущий удар по ногам снаружи и изнутри, по голени, и по сухожилиям (фото 634–637);
При атаке сзади
Колющий удар в сердце (фото 638, 639);
Колющий удар по почке или печени (фото 640);
Поражение подключичной артерии колющим ударом (фото 641)
Режущий удар шеи (фото 642, 643).
На втором этапе отрабатывается техника снятия часового с помощью ножа, например, при подходе сзади – см. приемы 1–3.
Прием № 1Прием № 2
Прием № 3