Как одевают усопших православных христиан перед погребением. Православные похороны: традиции и обычаи
Русские народные обычаи
, связанные со смертью, похоронами и поминками. Народные представления о смерти задолго до крещения Руси у наших предков - восточных славян сложились обычаи проводов умерших, захоронения и поминок. С течением времени они претерпевали изменения, огромное влияние на них оказало и христианство. Отдавая дань этим обычаям, мы часто не подозреваем, каково происхождение, каков изначальный смысл того или иного нашего действия в обряде прощания с близким человеком или его поминовения.
Подготовка к похоронам
В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.
Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тепа умершего к похоронам, омовение, одевание, положение во гроб, ночные бдения у гроба покойного.
Погребальные обряды: вынос типа, отпевание в церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.
Поминки: после похорон и доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, поминальными трапезами и домашними молениями по умершим.
Многие пред погребальные действия, помимо практической необходимости, имеют древнее, ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам - как бы сборами в дальнюю дорогу. Омовение имело не только гигиеническую цепь, но рассматривалось и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен уйти «к Господу с чистой душой и чистым телом». Религиозно-магический характер омовения подчеркивался тем, что его совершала особая профессиональная категория людей - омывальщиков. Эта профессия чаще становилась уделом старых дев и старых вдовцов, уже не «имеющих греха», то есть интимных отношений с людьми противоположного пола. Если девушка долго не выходила замуж, то ее пугали тем, что она будет «обмывать покойников». Девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над ними Псалтири, носили темную одежду. За труд они получали белье и носильные вещи умершего. Если не было специалистов - омывальщиков, издавна было принято, чтобы омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим. Согласно церковному поучению, матери не полагалось обмывать своего умершего ребенка, так как она обязательно будет его оплакивать; а это осуждалось как отступление от веры в бессмертие души: по христианскому вероучению, ребенок обретает райскую жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В народе сложилось поверье, что материнская слеза «жжет ребенка».
В прошлом процедура омовения носила ритуальный характер, магическую, направленность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника клали на солому ногами к печи. Обмывали два-три раза теплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка. На атрибуты омовения - горшок, воду, мыло, гребень - переносились свойства мертвеца, его мертвящая сила. От них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли покойника, называлась «мертвой», ее выливали в угол двора, туда где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на нее наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Такова была и участь глиняных горшков для омовении: их выносили в овраг, на «рубеж» поля, на перекресток дорог, где, как правило, стоял крест, столб, часовня, там их разбивали или просто оставляли. Цель этих действий - предотвратить возвращение покойника, чтобы он «не являлся» живым и «не стращал» их.
В настоящее время обмывание покойного совершается чаще всего в морге. Однако еще встречаются, особенно в деревнях, старушки-обмывалки. При одевании покойных провожающие их иногда испытывают затруднение в выборе цвета одежды, и чаще всего предпочитают темную дли мужчин и светлую - для женщин. Но интересно, что в средневековой России хоронили, как правило, в белом. Это можно объяснить не только влиянием христианства, которое связывало этот цвет с духовной, младенческой чистотой христианской души - душа уходит к Богу такою, какой пришла на землю при рождении. Белый цвет одежды умершего - это натуральный цвет домотканого холста, с древности основного материала одежды русского населения.
Вообще одежда умершей девушки и сами похороны были а России особенными. Это связано с народным пониманием сущности смерти. Смерть молодой девушки была редким событием. Она воспринималась не только как переход в новое состояние, новую форму бытия, уже загробного, но и как особый этап этого бытия, подобный земному. Смерть молодых незамужних и неженатых людей совпадала в земной жизни с брачным возрастом, с поворотным этапом в земной жизни - браком. Это служило основанием для сопоставления и совмещения погребального обряда со свадебным.
Не только у русских, у многих народов был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд, готовить ее к погребению, как невесту на свадьбу. На похоронах умершей девушки даже имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали.
Сейчас тоже встречается обычай хоронить молодых девушек в свадебном наряде, а на их поминках пить шампанское, имитируя несостоявшуюся свадьбу.
В настоящее время в обычае хоронить в новой, еще не носившейся одежде прослеживается отголосок верования, что новизна одежды умерших - синоним чистоты, безгрешности души, которая должна являться на тот свет чистой. Многие пожилые люди заранее готовят себе «смертный наряд».
Хотя сейчас, чаще всего в силу экономических причин, бывает, что хоронят и в старом - мужчин обычно в темном костюме, рубашке с галстуком, женщин - в платье или юбке с кофтой, как правило, светлых тонов, но использование в качестве обуви специальных тапочек - явление повсеместное. Они входят в комплект похоронных принадлежностей (так же, как и покрывало, имитирующее саван) ритуальных бюро. Тапочки без твердой подошвы, как обувь, не предназначенная для носки, отражают вышесказанный обычай облачать покойного в «ненастоящую» обувь и одежду.
Пока готовили гроб, омытого покойника клали, на лавку, застеленную соломой, в переднем углу избы так, чтобы его лицо было обращено к иконам. В избе соблюдали тишину и сдержанность. Гроб соответственно рассматривался как последний реальный дом умершего. Важным элементом собирания покойного на тот свет было изготовление гроба - «домовины», подобия настоящего дома. Иногда даже делали в гробу застекленные оконца.
В местностях богатых лесом старались делать гробы, выдолбленные из ствола дерева. Использовались разные виды деревьев, но только не осина. Гробы устилались изнутри чем-нибудь мягким. Обычай делать из гроба имитацию постели сохранился повсеместно. Мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало. Некоторые пожилые женщины собирают при жизни собственные волосы, чтобы набить ими подушку.
Правила православного захоронения предусматривают класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика, образок, венчик на лоб и «рукописание» - написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника, а также свечи.
До сих пор сохраняется и легко объяснимый обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы пригодиться умершему на том свете.
Проводы усопших
Если первый этап традиционных русских похорон представлял собой сборы в дорогу в загробный мир, то второй этап являлся как бы началом этой дороги. Комплекс обрядов этого этапа (вынос тела, отпевание в храме, похоронная процессия на кладбище, захоронение возвращение родственников умершего в дом) многофункционален. Он включает как исполнение христианских требований, так и серию предохранительных магических действий, основанных на страхе перед умершим.
К первым относятся чтение и моления «на исход души». Хотя теперь в городе чаще всего стараются в день смерти перевезти усопшего в морг, в православных семьях, а небольших городах и деревнях, где нет моргов, сохраняется традиция ночного бдения около покойника. В тех случаях, когда не приглашается священник, Псалтирь или другие священные книги читаются верующими мирянами. Зачастую даже бывает, что ночные бдения старушек возле умерших ровесниц не сопровождаются чтением христианских текстов, а проходят в самых обычных воспоминаниях или беседах - «я посидела у гроба, и у меня посидят».
Поныне устойчиво сохраняется такая деталь похоронного ритуала: сразу после смерти на полочку к иконам или на окно ставят стакан воды, накрытый куском хлеба.
На поминальном обеде подобным образом оставляют рюмку водки, накрытую куском хлеба, и иногда этот символический прибор ставится у символического места покойного за столом. Наиболее типичное объяснение этого - «душа находится до шести недель дома».
Истоки подобного обычая вероятно такие: это присущая всем древним верованиям пищевая жертва. В данном случае, правда, трудно определить, кому изначально - духу умершего, предкам, Богу или это откуп от злого духа. Сейчас этот распространенный, как и другие, элемент обряда является в большей степени средством облегчения утраты, снятия стрессового психологического состояния близких, поддержания убеждения, что, следуя традиции, они отдают умершему последний долг.
Один из элементов домашнего траурного ритуала - зажжение свечей в изголовье покойного, их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан на стопе, а перед иконами - лампады.
В настоящее время точные сроки выноса тепа, отпевания, похорон, согласные с церковными правилами, соблюдаются редко, и священнослужители, совершающие заупокойные требы, обычно не настаивают на точности. В народе же бытует мнение, что раньше двенадцати часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя.
В Опасность мертвеца для живых состояла в том, что он якобы может вернуться в дом и «увести» кого-либо из близких за собой. К мерам, оберегающим живых, следует отнести обычай выносить тело из дома нотами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу.
Известен и такой обычай, как «замещение места» покойного. На стол или стулья, на которых в доме стоял гроб, после выноса покойного садятся, а потом эта мебель на некоторое время переворачивается кверху ножками. Смысл этого обряда тот же, что и способ выноса гроба - препятствие возвращению покойника.
Обряд похорон имел определенный нравственно-этический аспект. При выносе тела умершего из дома в народе было принято громко плакать, открыто выряжая свое горе причитаниями. В них показывалась общественная оценка жизни покойного, проявлялась его репутация. Над гробом причитали не только близкие родственники покойного, но и соседи. Если родственницы не плакали, соседи брали под сомнение чувство привязанности родных к умершему. В плачах имело место воздействие на общественное мнение в отношении живых. «Вытье» считалось данью уважения и любви к покойнику. По числу воющих женщин (не родственниц) можно было определить, каковы были отношения умершего с соседями.
Порядок организации и следования похоронной процессии в различных регионах России в прошлом был в основном однотипен. Похоронное шествие возглавлял несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними - духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные.
При выносе покойника из дома в прошлом производился обряд «первой встречи», символизировавший тесную связь мертвых и живых. Он состоял в том, что человеку, который первым встретил на пути похоронную процессию, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы «первый встречный» помолился за умершего, а умерший в свою очередь первым встретил на том свете принявшего хлеб.
По дороге до храма и от храма до кладбища разбрасывали зерно для кормления птиц, что служит еще одним подтверждением двойственного представления о посмертном бытии души в виде ее зооморфного образа или а виде бестелесной субстанции.
Похоронной процессии, по Церковному уставу, полагалось останавливаться только в церкви и возле кладбища, и, как правило, она останавливалась в наиболее памятных для покойного местах села, около дома умершего соседа, на перекрестках дорог, у крестов, которые в некоторых местностях так и назывались «покойничьими». Здесь часть провожающих останавливалась, далее следовали преимущественно родственники. Первоначальный смысл этого обряда, видимо, заключался в том, чтобы спутать следы, чтобы умерший не мог вернуться к живым, а впоследствии это истолковывалось как прощание умершего с теми местами, с которыми была связана его жизнь.
На современных похоронах иногда выполняется запрет - обычай не разрешает детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать могилу. В прошлом запрет был обусловлен боязнью очередной жертвы в семье, страхом перед магической способностью умершего увести за собой в могилу кровного родственника. В настоящее время гроб чаще несут товарищи по работе, дальние родственники.
В целом обряд несения гроба сейчас значительно видоизменился по сравнению с прошлым. При общественно значимых похоронах, известных лиц, при большом стечении родственников, друзей, коллег покойного гроб стараются пронести на руках там, где позволяют условия, как можно дольше в знак уважения к памяти безвозвратно ушедшего человека.
Состав современного траурного шествия обычно таков: вначале несут венки, потом крышку гроба - узкой частью вперед, гроб с покойником. За гробом первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.
Устоявшийся гражданский ритуал похорон определяет и состав похоронного шествия с элементами, невозможными в прошлом и в православном ритуале: траурная музыка духового оркестра, несение в шествии портрета покойного в черной рамке, несение подушечек с орденами и медалями, прощальные речи. Интересно отметить, что в наши дни часто встречается причудливое смешение гражданского ритуала с церковным. Например, установление на могиле одновременно и православного креста, и портрета умершего человека.
Похороны
Обряд погребения совершался до захода солнца, когда оно находится еще высоко, чтобы «заходящее солнце могло захватить с собой умершего»
Это, а также, например, опускание вместе с гробом в могилу церковных свечей, горевших во время отпеваний, не противоречит законоположениям православия. Также, как и существующее поныне последнее целование умершего близкими и родственниками, как и обычай со стороны провожающих бросить в могилу по горсти земли с пожеланиями: «Пусть земля тебе будет пухом». Впрочем, вместо этой фразы можно кратко помолиться: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное». Молитву эту можно совершать и перед тем, как приступить к очередному блюду во время поминок.
Был и кое-где остается такой архаический элемент обрядности, как обычай бросать в могилу мелкие деньги. Существовало несколько народных, истолкований этого обычая. Одно - как выкуп места на кладбище для умершего, что является дополнительным свидетельствам связи умершего с местом его захоронения - могилой, землей. Если не откупить места, покойник будет по ночам приходить к живым родственникам и жаловаться на то, что «хозяин» подземного мира гонит его из могилы. По другому варианту деньги клали, чтоб умерший мог купить себе место на том свете. По народно-христианскому истолкованию деньги, положенные в гроб или брошенные в могилу, предназначались для оплаты перевоза через огненную реку или для оплаты свободного прохода по мытарствам. Этот обряд сохраняет устойчивость и совершается независимо от того, к какой возрастной, социально-профессиональной группе принадлежал при жизни покойник.
Иногда на могилу бросают «слезовой» платочек. После того, как могила засыпана, на надмогильном холме устанавливают венки, в центре - цветы. Иногда сразу ставят крест или временный обелиск, памятную доску с фамилией, именем, датой рождения и смерти.
Считается за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле ранее, чем через год после смерти.
Естественная для любивших и потерявших близкого человека трагедия прощания с ним на погребении сопровождается плачем, причитаниями женщин. Но мало кто представляет, что причитания типа «Ой, мамочка, на кого ж ты меня оставила...», «Что ты собрался так рано, муж мой любимый» содержат в себе элементы формул еще языческих намогильных причитаний, которым не менее двух тысяч лет.
Традиционное угощение кладбищенских рабочих-копателей, краткая поминальная трапеза на погосте с выпивкой «за помин души», с кутьей, блинами, с разбрасыванием остатков пищи на могиле для птиц (душ умерших) повсеместно существует и теперь.
В прошлом особым способом поминовения души была «тайная», или «потаенная», милостыня. Она обязывала соседей молиться за усопшего, при этом молящийся принимал на себя часть грехов умершего. «Тайная» милостыня состояла в том, что родственники умершего сорок дней раскладывали по окнам, крыльцам беднейших соседей (бобылок, стариков и т. п.) подаяние, хлебцы, блины, яйца, коробки спичек, иногда более крупные вещи - платки, куски ткани и др. Как и все поминки были жертвой, так и милостыня была жертвенной пищей. Помимо «тайной» милостыни, существовала явная, открытая милостыня - «в знак памяти» - раздача пирогов, печенья, сладостей нищим и детям у ворот кладбища. При отпевании также раздавали присутствующим по калачу и зажженной свече. Во многих местах каждому участнику поминок вручали по новой деревянной ложке, чтобы при еде этой ложкой вспоминали умершего. Для спасения грешной души делали пожертвование на новый колокол, чтобы он «вызвонил» погибшую душу из ада, или отдавали соседям петуха, чтобы он пел за грехи покойника.
Сейчас, помимо раздачи милостыни кладбищенским и церковным нищим, существует и особая форма милостыни-поминовения - раздача на похоронах некоторым близким платков. Платки эти полагается бережно хранить.
Траур и поминки
Траур, «тужение» по случаю потери кормильца, хозяйки держался всегда дольше, чем траур по старикам. И сейчас не утратило своего значения соблюдение траура по умершему: ношение темного платья, черного платка до 40 дней, частое посещение кладбища, запрет на развлечения и участие в светских праздниках и т. п. Нельзя не заметить, что и здесь происходит упрощение, размывание традиции. Более длительный срок ношения черного или темного платья (год и более) обусловлен тяжестью потери. Их носят чаще матери, потерявшие взрослых безвременно погибших детей.
До одного года иногда соблюдают траур также и вдовы. Дочери, похоронившие престарелых родителей, сокращают срок ношения траурной одежды до шести недель, а то и до одной недели. Мужчины надевают темный костюм только для участия в погребальном ритуале, а в последующем - не соблюдают внешних признаков траура.
В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом, умершего, выносят телевизор.
Традиционно в России похороны всегда завершались поминками, поминальным обедом. Совместная трапеза закрепляла похоронный обряд, была и остается его не самой печальной, а, напротив, иногда даже жизнеутверждающей частью.
Одновременно обряд нес идею исторической связи живых и мертвых, непрерывности жизни в чередовании поколений. Смысл поминок - пробуждение и поддержание памяти, воспоминания об умерших предках. В поминальном обряде всегда сохранялось воспоминание о том что умершие были когда-то живыми, и что воспоминание мыслилось как действие, в котором умерший воплощается и становится как бы его участником.
В народе прочно бытовало представление, что молитва облегчает участь грешной души за гробом, помогает ей избежать адских мучений. Поэтому родственники умершего заказывали в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении шести недель после смерти - сорокоуст. Кто победнее, тот заказывал сорокоуст читальщику, который в течение сороки дней на дому умершего читал канон. Имена умерших записывали в годовое поминовение - синодик.
В акте совместной поминальной трапезы сохранялась определенная знаковость обрядовых блюд: они имели скорее символический, нежели ритуальный характер. Этнический колорит прослеживается в наборе блюд, порядке их смены, времени проведения обрядовой трапезы. Основой рациона русских был хлеб. Хлеб в его разновидностях всегда использовался и в обрядовых целях. Поминальная трапеза начиналась и заканчивалась кутьей и блинами, их дополняли оладьи. На поминках использовались архаические виды пищи - кутья, каша, которые отличались древним происхождением и простотой приготовления. Кутью в разных местностях готовили по-разному из зерен пшеницы, сваренных в мёду, из разваренного риса с сахаром и изюмом. В качестве поминального блюда употреблялась и каша (ячневая, пшенная), с которой у русских было связано представление об особой силе, заключавшейся в ней. Подача блюд строго регламентировалась. По последовательности блюд поминальная трапеза носила форму обеда. Первое - похлебка, щи, лапша, суп. Второе - каша, иногда жареный картофель. Закуски - рыба, студень, а также к столу подавались овсяный кисель и мед. В постные дни поминальный стол включал преимущественно постные блюда, в скоромные дни в состав блюд традиционно входили мясные щи и куриная лапша. Вино (водка) на поминках употреблялись, но не везде.
Из серии поминальных сроков кульминационным был сороковой день. Согласно народному объяснению, этот срок связан с тем. что в течение сорока дней душа умершего находится на земле. Бог не «определяет» ее ни в ад, ни в рай, ангелы носят душу умершего по тем местам, где покойник грешил, и душа его замаливает грехи. На сороковой день совершается Божий суд и душа покидает землю окончательно. По народному поверью, душа умершего на сороковой день «является» в свой дом на целые сутки и уходит лишь после так называемого «отпуска» души, или «проводин». Если «проводины» не устроить, то покойник будет мучиться. В проводах души выражалась забота живых о загробной судьбе мертвых.
Особую роль в поминальном обряде играло полотенце - символ пути, указатель дороги домой. Обычно в углу дома у окна вешали полотенце, которое находилось там, а течение сорока дней оно предназначалось для души умершего, которая, по поверьям, сорок дней ходит по «своим местам» и, прилетая к дому, отирает полотенцем свое лицо.
Сейчас приобретает все большую масштабность посещение могил умерших на православные Праздники - Пасху и Троицу. Первостепенную роль во внецерковной стороне современной обрядности Пасхи играет совместная трапеза с умершими, восходящая к языческому жертвоприношению. На могилах (на тарелках, на бумаге) помещают приношения в разных наборах, например, несколько крашеных яиц, кусок кулича, яблоко, конфеты или раскрошенный кулич; очищенные яйца; или на столике у могилы пшено, несколько штук печенья. Иногда оставляют на могиле стаканчик спиртного «для покойника». Или же, если семья устраивает на кладбище импровизированную трапезу, стаканчик водки выливается на могилу.
На Пасху и Троицу принято ремонтировать, подкрашивать крест, памятник, оградку (весенний ремонт «дома покойного»), украшать могилу цветами. На Троицу особенно трогателен обычай использовать полевые цветы и венки из березовых веток, развешиваемых на крестах и оградках.Итак, в русском погребальном обряде, несмотря на печальный, порой даже трагичный характер его причины - смерти человека - сохраняется множество очень старых традиций, служащих объединению семьи и сплочению всего нашего народа, носителя древней и великой культуры.
Зачастую многие люди не понимают, или даже не знают православные обряды и традиции и поэтому они не помогают душе умершего человека, а наоборот верят во всякую чушь. Придумывают приметы и суеверия, которые не имеют никакого отношения к христианским обычаям. Обряд погребения по христианству совершается на третий день после смерти человека и до захода солнца, чтобы, оно, заходя за горизонт, могло забрать с собой усопшего.
Основные обрядовые традиции при похоронах
- В гроб укладывают свечи, которые горели при отпевании покойника в церкви.
- Родственники при прощании с покойным целуют его в лоб.
- Родные никогда не участвуют в закапывании могилы им разрешается бросить три ритуальных горсти земли на крышку гроба со словами «Упокой, Господи, душу раба Твоего»
- Народное истолкование обычая бросать деньги в могилу гласило, что деньги предназначаются для оплаты переправы через огненную реку.
- В другом варианте обычай бросать мелкие деньги в могилу объясняется тем, что за эти деньги выкупалось место на кладбище. Сегодня этот обычай изжил себя.
- После того как гроб закопан и сформирован могильный холмик, устанавливают крест, в «ногах» покойного. Это делается для того, что-когда придет Царствие небесное, мертвец может восстать из могилы ухватившись за крест. На крест крепят табличку с данными об усопшем, а могилку украшают цветами и венками.
- Постоянный памятник устанавливается к первой годовщине со дня смерти. К этому времени земля на могиле осядет и памятник будет стоять стабильно без перекосов.
- Иногда в могилу бросают «слезовой» платочек матери, жены покойного.
- Для кладбищенских рабочих, которые выкапывали и закапывали могилу выставляется традиционное поминальное угощение с рюмкой водки на помин души.
- На могилу крошатся остатки угощения для птиц, которые считаются душами умерших.
Старинные обычаи поминок
Похоронные обычаи и традиции
В прошлые времена существовал обычай «потаенной милостыни», по которому соседи молились за усопшего, принимая часть грехов его на себя. Еще один обычай требовал соблюдать «тайную милостыню», по которой родственники сорок дней раскладывали под окнами бедных и нищих соседей подаяние: хлеб, блины, яйца, иногда что-нибудь из одежды.
Помимо тайной милостыни, справляли и открытую милостыню в знак памяти об умершем. Подавали пироги и сладости нищим, и детям у ворот кладбища. Для спасения души умершего родственники делали пожертвование на отлив нового колокола для церкви, чтобы колокол мог «вызвонить» душу покойного из ада.
Сегодня многих усопших хоронят по гражданскому обряду. Вообще, как хоронить умершего человека узнают из его последней воли, исполнение которой для родственников является делом чести. Люди, впервые столкнувшиеся с организацией похорон по церковному обряду, могут получить совет и поддержку в церкви, среди прихожан всегда найдется человек, который досконально знает традиции похорон по христианским обрядам. Необходимо обратиться к настоятелю церкви, который укажет на нужного человека.
Совет
Пожилые люди обычно загодя готовят себе одежду для последнего пути. Уважайте их желания.
Внимание при жизни
Любителям устраивать пышные похороны надо помнить, что «Богатством гроба не удивишь Бога». Видя монументальные памятники на могилах, всегда возникает вопрос - а при жизни человек получал столько же внимания, как и после смерти?
Последние записи
Просчет поминальных дней
*первым днем считается день смерти
Как вести себя на похоронах близких
Февраль 20, 2018
Рано или поздно человек сталкивается со смертью — родных, близких друзей, сослуживцев. Похороны являются не просто процессом закапывания гроба с покойным в землю, а целым ритуалом, требующим строго соблюдения определенных правил.
Проводы покойного в последний путь у многих людей вызывают панический страх и даже ужас. И это вполне объяснимо, ведь траурная процедура окутана многочисленными таинственными и мистическими правилами и приметами.
Пожилые люди считают, что ошибки, совершенные во время похорон, могут обречь душу умершего на страдания, а также принести горе живым. Именно поэтому каждый человек должен знать, как правильно вести себя на похоронах и как избежать наиболее распространенных ошибок.
Поведение на похоронах
В большинстве случаев похоронная церемония проводится на второй или третий день после смерти человека. Перед этим тело покойного обязательно нужно подготовить. Основные этапы подготовительного процесса:
- омовение;
- переодевание;
- заупокойная лития;
- отпевание.
Усопшего обязательно нужно обмыть чистой водой, после чего вытереть насухо. Это делается для того, чтобы человек попал на небо идеально чистым. После этого следует переодевание — покойного одевают в новую, нарядную одежду.
Обязательной частью православных похорон является заупокойная лития и отпевание. Примерно за 1-2 часа до выноса тела покойного из помещения священник проводит заупокойную службу и окропляет умершего святой водой. Отпевание проводится непосредственно перед погребением и состоит из нескольких песнопений и молитв. Считается, что только после этого умерший готов предстать перед Богом.
Как вести себя на похоронах родственника
Как вести себя на похоронах родного человека? Этот вопрос часто возникает перед людьми, которые давно не посещали прощальных церемоний. Данный период является наиболее тяжелым для близких родственников, так как они сталкиваются не только с огромным горем, но и организацией погребения умершего. Им нужно обратиться в соответствующие органы, получить свидетельство о смерти.
К счастью, на сегодняшний день существует огромное количество ритуальных служб, которые возьмут на себя все этапы подготовки к похоронам, избавив от этой необходимости родственников. Ритуальная служба занимается организацией не только прощальной церемонии, но и поминального обеда.
Важные правила, которые следует соблюдать при похоронах родственника:
- Рядом с гробом с покойником обязательно должен оставаться кто-либо из родных или близких, усопший не должен оставаться один в помещении.
- После смерти человека необходимо закрыть все зеркала плотной тканью — считается, что душа покойного может попасть в зазеркалье.
- Стулья или другие предметы мебели, на которых стоял гроб, нужно перевернуть вверх ногами и оставить в таком положении на 24 часа после похорон.
- Воду, которой обмывали покойного, следует вылить в пустынном, безлюдном месте.
- Расческу, мыло и другие предметы, которые использовались для обмывания умершего, обязательно нужно положить в гроб.
Близкие родственники должны надевать на траурную церемонию одежду и обувь исключительно черного цвета. Женщинам необходимо покрыть волосы черными платками. Традиционно считается, что во время похорон близкие родственники должны находиться с левой стороны от гроба, а друзья и знакомые — с правой. После траурной церемонии родственники первыми преподносят венки и цветы , и только после них другие присутствующие.
Как вести себя на похоронах близкого человека
Собираясь на похороны, следует обратить особое внимание на свою одежду. Оптимальным вариантом станут вещи традиционного черного цвета, который издавна является символом траура и скорби. Черный можно заменить другими темными оттенками — коричневым, синим, зеленым.
Конечно же, похоронная церемония — это не самое лучшее место для ярких оттенков, глубоких декольте, высоких разрезов или коротких юбок. Такая одежда будет оскорбительной для родственников усопшего. Аналогичные ограничения касаются и макияжа, который должен быть максимально естественным и нейтральным.
На похороны принято приходить с букетом живых цветов, которых должно быть четное количество или венком с траурной лентой. Обязательно нужно подойти к близким и родственникам покойного и выразить соболезнования.
Во время похорон запрещается громко разговаривать, смеяться или обсуждать кого-либо из окружающих. В случае, если родственнику умершего или другому человеку стало плохо, обязательно нужно поддержать его и оказать помощь. Поэтому лучше всего иметь при себе несколько лишних носовых платочков и успокоительное лекарство.
Отвечая на вопрос, как вести себя во время похорон, следует помнить, что организация прощальной церемонии ложится на плечи близких родственников и друзей умершего. А поэтому будет правильно помочь с организацией похорон, в том числе оказать посильную материальную помощь.
Как вести себя на похоронах матери
Смерть матери — это тяжелая утрата для детей вне зависимости от их возраста. Но детям необходимо не только пережить горечь утраты, но и организовать прощание с матерью. Традиционно прощание делится на три основных этапа:
- подготовка к траурной церемонии;
- похороны;
Похороны матери дети могут организовать самостоятельно или обратиться за помощью в ритуальное агентство. О дате и времени погребения родственникам и близким сообщают по телефону.
Основные правила проведения похорон родителей ничем не отличаются от обычной траурной церемонии. Перед выносом гроба из дома лучше всего попросить кого-то из родственников взять с собой нашатырный спирт, валидол или другое успокоительное.
После похорон матери именно дети приглашают всех собравшихся на поминальный обед, предварительно позаботившись о наличии необходимого транспорта . После проведения обеда дети могут передать еду со стола близким и знакомым, которые не присутствовали на похоронах для того, чтобы они почтили память умершей.
Как вести себя на похоронах друга
Известие о смерти человека родственники рассылают по телефону или по почте. В случае смерти близкого друга считается, что можно приехать на похороны без оповещения, ведь скорбящие родственники могли просто забыть об одном из друзей.
После приезда в дом умершего друга обязательно нужно подойти к его родственникам и выразить соболезнование, при желании — обнять и предложить свою помощь. Несколько правил поведения на похоронах друга:
- Во время траурной церемонии нужно отключить мобильный телефон.
- Запрещается кричать или громко разговаривать.
- При желании перед погребением можно сказать несколько хороших прощальных слов о покойном.
- Не следует сдерживать слезы — если хочется плакать, на похоронах можно дать волю своим чувствам.
- Во время прощальной церемонии нельзя употреблять алкоголь или любые продукты питания.
Организаторы траурной церемонии могут попросить друга умершего нести крышку гроба — ни в коем случае не следует отказываться, так как это считается неуважением к усопшему и его родным.
Поведение на похоронах на кладбище
Существует несколько правил поведения на кладбище, которые обязательно нужно соблюдать во время прощальной процессии. Например, каждый человек знает о том, что строго запрещается переходить дорогу на улице траурной процессии. Это считается предвестником плохого события.
Крышку гроба следует забивать только на кладбище, но ни в коем случае не во дворе дома. Это грозит смертью еще одного члена семьи. По той же причине запрещается рыть могилу слишком больших размеров.
Не рекомендуется идти перед гробом, что также считается плохим признаком. Родственникам запрещается нести крышку гроба, это могут делать только друзья, знакомые и сослуживцы усопшего. Заходить на кладбище можно через калитку, а выходить разрешается и через ворота.
Ни в коем случае не стоит вкладывать в гроб с покойным монеты, фотографии или любые другие вещи. Считается, что таким образом мертвый человек может «притянуть» к себе кого-либо из живых. Перед погребением с рук и ног покойника обязательно следует снять веревки, которыми они были связаны, после чего положить в гроб. После похорон в обязательном порядке проводится поминальный обед.
Правильное поведение во время поминального обеда
Отвечая на вопрос, как вести себя на поминках после похорон, нужно помнить, что вне зависимости от статуса умершего человека обед должен быть максимально скромным и сдержанным, так как он является данью памяти усопшего, а не торжественным мероприятием. По этой же причине поминки не следует устраивать в дорогом ресторане.
На поминальный обед от имени всей семьи собравшихся приглашает один из самых близких родственников. Как правило, во главе стола располагается супруг или супруга умершего человека, по бокам — родственники, друзья и коллеги.
Отдельное внимание уделяется сервировке стола — лучше всего использовать однотонную скатерть и посуду, без ярких орнаментов. Традиционно во время поминального обеда вилки и ножи не используются, только ложки. По этой причине вместо хлеба на стол подают пирожки или мягкие булки, которые можно разламывать руками.
Перед тем, как приступить к трапезе, глава семьи говорит траурную речь о покойном. Среди блюд, которые обязательно должны присутствовать на поминальном обеде, можно выделить:
Вопрос относительно спиртных напитков решают родственники усопшего самостоятельно. Следует помнить, что поминальный обед — это не торжество, на нем должны присутствовать только простые, скромные блюда.
Приметы на похоронах
Существуют специальные приметы во время похорон, о которых должен знать каждый человек, пришедший на траурную церемонию. Старые люди утверждают, что приметы, связанные с похоронами обязательно нужно соблюдать, так как они могут навлечь беду при невыполнении.
- Одежда для погребения должна быть новой и чистой.
- Обувь усопшего должна быть мягкой и иметь задники, нельзя хоронить в босоножках или сандалиях.
- Покойный обязательно отпевается в церкви.
- В случае, если человек умер в больнице, его обязательно привозят перед захоронением в родной дом.
- После отъезда похоронного автомобиля от двора в доме необходимо подмести и вымыть полы, но только не родственникам.
- Веник и другие принадлежности, при помощи которых проводилась уборка, нужно выбросить в безлюдном месте.
- Дети должны присутствовать на траурной церемонии только в случае крайней необходимости.
- В комнату с покойником нельзя пускать котов, собак или любых других животных.
- Носовые платочки, которыми вытирали слезы, нужно бросить в могилу.
- Нужно внимательно следить за тем, чтобы не оставить на кладбище свои вещи.
Приметы на кладбище обязательно нужно соблюдать, ведь это поможет избежать многих неприятностей, особенно в том случае, если человек является суеверным.
Беременная на похоронах
На протяжении многих столетий существует поверье о том, что беременным женщинам запрещается присутствовать на похоронах
. Мистическое объяснение данного правила связано с тем, что беременность — это период зарождения новой жизни, а смерть является временем покидания этого мира.
Кроме того, беременная женщина получает огромный заряд негативных эмоций во время траурной церемонии, что несет серьезную опасность для роста и развития ребенка.
Чего нельзя делать на похоронах?
Приметы в день похорон указывают на то, что категорически нельзя делать ни родственникам, ни друзьям покойного. Категорически запрещается:
- при выносе гроба из дома смотреть в зеркало или окно;
- до 40 дня раздавать вещи усопшего;
- цветы с кладбища или дома покойного ни в коем случае не стоит забирать;
- пока гроб с покойником находится в доме, нельзя подметать;
- после захоронения на кладбище нельзя пить алкоголь.
Похороны — это целый ритуал, который требует строго соблюдения специальных правил поведения. Они позволяют со всеми почестями и уважением провести близкого человека в последний путь.
» Обычаи, поверья, традиции, ритуалыОбычаи, обряды, традиции, приметы
Верить или не верить в приметы, соблюдать или не соблюдать обряды и традиции каждый решает для себя сам, но не доводите соблюдение до абсурда.
Как проводить в последний путь родного, близкого человека, не навредив себе и своим близким? Обычно это печальное событие застает нас врасплох, и мы теряемся, слушая всех подряд и выполняя их советы. Но, как оказывается, не все так просто. Порой люди используют это печальное событие, чтобы навредить вам. Потому запомните, как правильно проводить человека в последний путь.
В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела Хранителя, данного ей во время Святого крещения, и демонов. Родные и близкие умирающего должны стараться молитвой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или не рыдать.
В момент разлучения души с телом полагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную свечу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто‑нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, приими дух мой».
Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».
По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает.
Не часто, но все‑таки бывает, что человек заранее готовит себе гроб. Его, как правило, хранят на чердаке. В этом случае обратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.
Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.
Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы с нечистыми. Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.
Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела.
Омывать тело нужно теплой, а не горячей водой, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй».
Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.
Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеенку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой - с мыльной. Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вытирают полотенцем. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего.
Желательно, чтобы омовение происходило в светлое время суток - от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей.
Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. В частности, на этой воде человеку могут «сделать» рак. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.
Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.
Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.
После омовения умершего одевают в новую светлую чистую одежду. Обязательно надевают крест на умершего, если у него его не было.
Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.
Родным и близким нельзя делать гроб.
Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать их.
Когда усопшего кладут в гроб, надо его и гроб снаружи и внутри окропить святой водой, можно окадить и ладаном.
На лоб умершему кладут венчик. Его дают в церкви на отпевании.
Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.
Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.
Увидев покойника в гробу, машинально не коснитесь своего туловища руками. Иначе на том месте, где вы прикоснулись, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.
Если в доме покойник, то, встретив там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.
Пока в доме покойник, не следует мести пол, так как этим вы навлечете беду на свою семью (болезнь или что худшее).
Если в доме покойник, не затевайте никакой стирки.
Не кладите на губы покойника, якобы для сохранения тела от разложения, накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.
Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели - отгоняет нечистую силу.
Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которую святят в Вербное воскресенье и хранят за образами. Эти ветки можно положить под покойника.
Бывает, что умершего человека уже положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесли. К вам могут подойти знакомые или незнакомцы, попросить разрешения полежать на постели умершего, чтобы не болели у них спина и кости. Не разрешайте этого, не причиняйте себе вред.
Не кладите в гроб живые цветы, чтобы от покойника не шел тяжелый запах. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные цветы.
Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света - лучшую загробную жизнь.
В течение трех дней над умершим читают Псалтырь.
Псалтырь читают непрерывно над гробом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным.
В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.
Бывает, что вместо подсвечника используют стаканы с пшеницей. Этой пшеницей часто наводят порчу, ею также нельзя кормить птицу или скот.
Руки и ноги усопшего связывают. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин - образ спасителя, для женщин - образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ.
Следите, чтобы под покойника не положили чьи‑нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где‑нибудь подальше сжечь.
Иногда по незнанию некоторые сердобольные мамы кладут фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинает болеть, и если вовремя не оказать помощь, может наступить смертельный исход.
Бывает, что в доме покойник, а одежды на него подходящей нет, и тогда кто‑нибудь из членов семьи дает свои вещи. Покойника хоронят, а тот, кто отдал свои вещи, начинает болеть.
Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
Бывает, что когда из дома выносят гроб с покойником, возле двери стоит кто‑то и начинает завязывать узлы на тряпках, объясняя это тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое. Постарайтесь отобрать у него эти тряпки.
Если беременная женщина пойдет на похороны - этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее - до похорон.
Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.
Когда несут по улице покойника в гробу - старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.
В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи.
Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощение за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священник крестообразно посыпает его землей.
При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.
Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешительную молитву и землю с панихидного стола.
Дома родственники в правую руку умершему кладут разрешительную молитву, на лоб - бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое - чтобы получился правильной формы крест).
Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.
По христианскому обычаю, когда человека хоронят, то его тело надо предать земле или «запечатать». Это делают священники.
Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, перед опусканием гроба в могилу необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае их, как правило, используют для наведения порчи.
Прощаясь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.
Если вы боитесь покойника, подержитесь за его ноги.
Иногда вам могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте - это делают для наведения порчи.
Когда опускают гроб с телом покойного в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не использовать их для различных домашних нужд или отдавать кому‑либо.
При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по комку земли.
После ритуала предания тела земле, эту землю необходимо отнести на могилу и высыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.
Хоронить покойника с музыкой - не по‑христиански, хоронить следует со священником.
Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали. Нужно обязательно сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.
Желательно, во избежание всяких неприятностей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после похорон. Побрызгать такой водой необходимо и людей, которые участвовали в похоронной процессии.
Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что‑нибудь из еды. Следите за тем, чтобы маленькие дети или взрослые по неосторожности не выпили из этого стакана или не съели чего‑нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.
Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто‑то советовать. Лучше будет, если водку выльете на могилку.
Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.
Существует и такой вид порчи: в гробу лежит покойник, к его рукам и ногам привязаны провода, которые опущены в ведро с водой, находящееся под гробом. Так, якобы, заземляют покойника. На самом деле это не так. Эту воду в дальнейшем используют для наведения порчи.
Вот еще один вид порчи, в которой присутствуют несовместимые вещи - смерть и цветы.
Один человек дарит другому букет цветов. Только эти цветы несут не радость, а горе, так как букет, перед тем как быть подаренным, всю ночь пролежал на могиле.
Если у кого‑нибудь из вас умер близкий или родной человек и вы по нему часто плачете, то советую вам завести в доме траву чертополох.
Чтобы меньше тосковать по умершему, надо взять головной убор (платок или шапку), который носил покойник, перед входной дверью зажечь его и обойти с ним поочередно все комнаты, читая вслух «Отче наш». После этого вынесите из квартиры остатки сгоревшего головного убора, сожгите его до конца и пепел заройте в землю.
Бывает и так: вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что‑нибудь посадить. Начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. Кто‑то посторонний закопал их туда. В этом случае все, что вы нашли, вынесите за кладбище и сожгите, стараясь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.
Некоторые считают, что после смерти прощение грехов невозможно, и если грешный человек умер, ему уже ничем не поможешь. Однако сам Господь сказал: «А всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем». Значит, в будущей жизни не прощается только хула на Святого Духа. Следовательно, нашими молитвами могут быть помилованы усопшие телами, но живые душой наши близкие, не хулившие во время земной жизни Духа Святого.
Панихида и домашняя молитва за добрые дела усопшего, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвование на церковь), все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии.
Если вам на пути встретилась похоронная процессия, то следует остановиться, снять головной убор и перекреститься.
Когда несут покойника на кладбище, не бросайте вслед ему на дорогу живые цветы - этим вы делаете порчу не только себе, но и многим людям, которые наступят на эти цветы.
После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в гости.
Если берут землю для «печатания» покойника, ни в коем случае не разрешайте брать эту землю у вас из‑под ног.
Когда кто‑нибудь умирает, постарайтесь, чтобы при этом присутствовали только женщины.
Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из‑под головы подушку из перьев. В селах умирающего кладут на солому.
Следите за тем, чтобы у покойника были плотно закрыты глаза.
Умершего человека не оставляйте одного в доме, обязательно возле него должны сидеть, как правило, пожилые женщины.
Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая находилась в ведрах или кастрюлях. Ее необходимо вылить, а свежей налить.
Когда делают гроб, то на его крышке топором делают крест.
На том месте, где в доме лежал покойник, необходимо положить топор, чтобы больше в этом доме долго не умирали.
До 40дней не раздавайте вещей умершего родственникам, друзьям или знакомым.
Ни в коем случае не надевайте на покойника свой нательный крестик.
Перед погребением не забудьте снять с покойника обручальное кольцо. Этим вдова (вдовец) избавит себя от болезней.
Во время смерти ваших близких или знакомых необходимо закрыть зеркала, не смотреть в них после смерти в течение 40дней.
Нельзя, чтобы слезы капали на покойника. Это тяжелый груз для усопшего.
После похорон не разрешайте ни под каким предлогом ни близким, ни знакомым, ни родственникам ложиться на вашу кровать.
Когда из дома выносят покойника, смотрите за тем, чтобы никто из провожающих его в последний путь не выходил спиной.
После выноса покойника из дома старый веник следует тоже унести из дома.
Перед последним прощанием с покойником на кладбище, когда поднимают крышку гроба, ни в коем случае не подсовывайте под нее свою голову.
Гроб с покойником, как правило, ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо к выходу.
Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церкви, то есть ежедневное поминовение во время Божественной литургии.
Ни в коем случае не слушайте тех людей, которые советуют вам для избавления от болей обтирать свое тело водой, в которой обмывали покойника.
Если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую недели поста родные усопшего на поминки никого не приглашают.
Когда поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста, то они переносятся на ближайшие (впереди) субботу или воскресенье.
Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читают молитвы за усопших, не совершают по ним панихиды.
Поминать усопших Православная церковь разрешает со вторника Фоминой недели (вторая неделя после Пасхи).
Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов - постной, в мясоед - скоромной.
Не следует поминать усопшего спиртными напитками. Поминки - это дни скорби.
Нельзя жечь свечи на могиле усопшего перед памятником, а только перед крестом или иконой. Устанавливать на могиле памятник - обычай не православный.
Нельзя отпевать самоубийцу, но милостыню за него можно подавать, не называя имени умершего.
Не хороните покойника после захода солнца.
Посещайте кладбище до 12часов дня.
Какой дорогой пришли на кладбище, той же и возвращайтесь.
Возле умершего нельзя спать.
Во время похорон не бросайте в могилу деньги - сами себе сделаете вред.
Закапывая могилу, нельзя передавать лопату из рук в руки, надо втыкать ее в землю.
Во время поминок рюмки и чашки ставят на тарелку.
В первые семь дней со дня смерти умершего не выносите из дома никаких вещей.
С кладбища ничего не уносите домой.
После похорон не разрешайте чужим людям принимать у вас ванну.
Если у вас дома находится покойник, то никогда и никому ничего не давайте взаймы.
На могиле самоубийцы нельзя ставить крест.
Землю с могилы родственников и близких вам людей ни в коем случае не держите у себя дома.
Когда у вас в селе покойник - нельзя петь, в противном случае у вас будут проблемы с головой.
Во время похорон нельзя грызть семечки - будут болеть зубы.
После того, как покойника вынесли за ворота из дома, сразу же необходимо их закрыть.
Если покойника начинает распирать в гробу, то на его живот положите узелок с солью. Затем эту соль выбросьте в туалет.
Саван необходимо шить на живую нитку и обязательно иголкой от себя, чтобы в доме не было еще смертей.
Если у вас умер единственный ребенок, а одежды для него купили на много лет вперед, то продайте эту одежду.
В головах на могилах юношей и девушек сажают калину.
Для облегчения смертной агонии больного необходимо накрыть белым материалом, который в дальнейшем пойдет для внутренней обивки гроба.
Одним из самых больших грехов считается самоубийство. От самоубийц следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (поражение электрическим током, утопление в воде, отравление пищей и пр.). Сюда же относят самоубийства, совершенные в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя.
Для того, чтобы провести отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно получить письменное разрешение правящего Архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти их близкого.
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при совершении разбоя или грабежа. Жертвы бандитского нападения сюда не относятся.
Днями особого поминовения усопших считаются пять вселенских суббот:
1.Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших неестественной смертью (войны, потопы, землетрясения).
2.Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49‑й день после Пасхи). В этот день поминают всех усопших благочестивых христиан.
3.Родительские - 2‑я, 3‑я, 4‑я суббота Великого поста. Вместо ежедневного поминовения умерших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая церковь рекомендует совершать усиленное поминовение в эти три субботы.
Чистые родительские дни:
1.Вторник Фоминой недели. Этот день в русском народе назван Радоницей. Это девятый после Пасхи день.
2.11сентября, в день Усекновения головы Святого Иоанна Предтечи (полагается строгий пост).
3.Димитриевская родительская суббота совершается за неделю перед 8ноября - Днем великомученика Дмитрия Солунского.
Молитва по смерти прощальная
Господь Иисус Христос Бог наш, иже божественныя заповеди святым своим учеником и апостолом давый, во еже вязати и решити падших грехи, и от оных паки мы приемше вины тожде творити: да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал еси в нынешнем веце, вольное или невольное, ныне и присно, во веки веков. Аминь.
материал с сайта www.blamag.ru
Главная страница » Обычаи, поверья, традиции, ритуалы
1:502 1:511Похороны - это такое событие, что ждет всех людей, живущих на нашей земле. Но также и принято думать, что похороны - это не итог жизни, а начало другой, новой, загробной жизни! Вся та, будущая жизнь, как считается, будет зависеть от этой.
1:945 1:954Если говорить о самом обряде похорон, то он сложился уже очень и очень давно. Русские народные обычаи, связанные с обрядом похорон, до сих пор применяются у православных христиан. В них еще много языческого, против которого выступает церковь. Однако таковы традиции, веками укоренявшиеся в сознании русичей. Сегодня многие обычаи претерпели значительные изменения, современники часто даже не подозревают о корнях того или иного действия, строго соблюдая обряд похорон. Как правило, сие действо состоит из нескольких этапов. В данной статье мы о них и поговорим.
1:19851:8
Проводы
1:38Первым этапом всегда считаются проводы, то есть подготовка тела умершего к похоронам, что предусматривает омовение и одевание его в специальные одежды. Омовение и одевание умершего имеет свой сакральный смысл - проводы в дальний путь, подведение итогов, окончание Жизни, встреча со Смертью.
1:582 1:591Омовение
Омовение - не просто гигиеническая процедура, но и очищение перед встречей с Господом Богом . Православная церковь учит, что каждый должен придти «к Господу с чистой душой и чистым телом».
1:972 1:981На Руси обряд омовения осуществляли специальные люди - омывальщики. Обычно это были старые холостяки, вдовцы или старые девы, то есть те люди, которые не «имели греха», у которых не было интимных отношений с лицами противоположного пола. Если же таковых людей не было в окружении, омовением занимались люди, не состоявшие в родстве с усопшим. По традиции собирать человека в дальний путь могли только те, кто не оплакивает его, не «жжет слезой», помогая завершить земную жизнь.
1:18791:8
Покойника омывали водой, которая становилась «мёртвой» , её выливали в дальний угол двора, куда не ступала нога человека, где не росли растения. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Эта же участь ждала и горшки, из которых омывали покойника, их выносили на середину дорог или в овраг, разбивали или оставляли. Смысл этого ритуала состоял в том, чтобы мертвец не мог вернуться, чтобы он не мучил живых.
1:793 1:802Сегодня омовение чаще всего совершают в морге , но в деревнях России до сих пор есть старушки - обмывалки. Никто давно не помнит о свойствах мертвой воды и магических свойствах предметов омовения.
1:1165Облачение
Во время проводов близкие собирали вещи и облачали в них усопшего. На Руси покойника одевали только в белые одежды, сейчас для мужчин обычно выбирают строгий темный костюм, для женщин - светлое платье. Можно выбрать тот наряд, который очень любил носить сам умерший. Как правило, лучшей одеждой считались венчальные наряды. Если же покойный не дожил до этого события, то его одевали, как на свадьбу.
1:1924Можно одевать на покойника и новые одежды, но, ни в коем случае нельзя для этого использовать вещи кого-то из родственников.
1:229 1:238На голову женщине надевают платок, мужчине - церковный венок с молитвой. Испокон веков замужняя женщина на Руси не могла показаться на людях простоволосой, сразу же после замужества всегда ходила в головном уборе. И сегодня в православной церкви женщина не может войти в храм без платка.
1:770 1:779При положении во гроб тоже придерживались старинных обычаев:
труп брали только в рукавицах, избу постоянно окуривали ладаном, во время нахождения гроба в доме сор не выносили. Нахождение возле гроба родных и близких покойного в течение ночи носило ритуальный характер - живые собирали усопшего в дальний путь, прощались с ним, вспоминали его мирскую жизнь.
Раньше было принято на протяжении трех дней до похорон над умершим читался псалтырь и соответствующие молитвы. Делать это могли, как родственники, так и специально приглашенные для этого люди.
1:1807 1:8Похоронные обряды русских предусматривают и такую традицию: после смерти человека, перед образами ставят стакан воды и накрывают его куском хлеба, а на поминках хлебом накрывают рюмку водки. Делают это для души, которая, согласно приданиям, может находиться в своем бывшем жилище около полутора месяцев.
1:569 1:578Также, в доме, где находится усопший, зажигают у его изголовья свечки. Одну зажженную свечу надо поставить на столе, а перед ликами святых (иконами) следует зажечь лампаду.
1:894 1:903Вынос тела
1:939
Следующим этапом будет - вынос самого тела. Время выноса тела для отпевания устанавливается по договоренности со священнослужителем, который будет проводить отпевание.
1:1254 1:1263Как правило, оно назначается между двенадцатью часами и до того времени пока солнце находится на горизонте . После его захода вынос усопшего запрещен.
1:15461:8
Чтобы покойник не вернулся в дом и не забрал с собой кого-то из живущих в нем, его необходимо выносить ногами вперед, стараясь не задеть при этом стены или дверь.
1:308 1:317С этой же целью производят ритуал под названием «замещение места». Для этого, на место, где стоял гроб, ставят стулья и садятся. Затем их на сутки переворачивали вверх ножками.
1:654 1:663В Сибири, после выноса тела, под угол дома, который находится слева от двери, клали камень, чтобы остальные члены семьи не торопились вслед за усопшим.
1:944 1:953Вынос тела характеризуется и наличием морально-этического аспекта, который определяется ярко выраженным эмоциональном состоянии, как родных и близких усопшего, так и в сочувствии иных присутствующих на похоронах лиц. Если родственники на похоронах не плакали, общество их осуждало, считая, что они не достаточно любили ушедшего. Существовали и исключения из правил. Так, матери не имели права плакать по своим умершим деткам, поскольку считалось, что вредит их душам на том свете.
1:18481:8
Сегодня традицию оплакивания соблюдают не все и не всегда, а осуждение со стороны остается на совести самих наблюдателей. Православная церковь накладывает запрет на громкие народные вопли, предупреждая, что нельзя «плакать по умершим». Смерть - естественное завершение Жизни, переход в другое состояние.
1:581 1:590Похоронное шествие
1:641Похоронное шествие всегда сопровождалось рыданиями близких и родных покойного, а также, их причитаниями.
1:842 1:851Возглавлял процесс мужчина, который нес в рушнике икону или распятие. После него шли пару человек, которые несли крышку от гроба. Затем священнослужители, после которых следовало 6-8 человек, несущих на плечах гроб. Замыкали шествие родные, близкие и знакомые.
1:1331 1:1340Из-за суеверий, которые пришли еще с языческих времен, гроб, как и крышку, старались переносить в перчатках, на специальном полотне. На кладбище покойника приносили или же привозили на санях. Последние потом могли сжечь либо же перевернуть на сорок дней полозьями вверх.
1:18401:8
Если на пути похоронного шествия встречались люди, то необходимо было осуществить ритуал «первая встреча». Он символизировал встречу живого и мертвого миров. Встречному давали кусок хлеба, который заворачивали в полотенце. Взамен он должен был помолиться о душе усопшего.
1:526 1:535Останавливаться процессия может лишь возле церкви и кладбища, возле мест, которые занимали важную роль в жизни покойного человека или возле крестов, которые в народе так и называют «покойничьи». Чем дольше несут гроб, тем более уважаемым человеком покойный был при жизни.
1:1049 1:1058Панихида
1:1091
Панихида была следующим этапом. Данный ритуал осуществляется в соответствии с церковными канонами . Осуществляется он перед захоронением умершего. Он может проводиться в церкви или в доме покойника. Приглашенные лица, которые имеют духовный сан читают молитвы и псалмы, которые призваны успокоить душу ушедшего и адаптировать ее в ином мире. В таких пениях образно показывается путь человека и его мытарства от момента появления на свет и вплоть до смерти. Также в них говорится о Божьем проведении и справедливости, о великой любви Бога к человечеству...
1:2114 1:8Погребение.
1:51Обряд похорон погребение совершают до того, как солнце покинет горизонт. Считается, что с собой оно забирает в потусторонний мир душу.
1:304 1:313Считается, что родственникам усопшего нельзя закапывать гроб. Подобное поверье связывают с тем, что родные боятся, чтобы покойный с собой не забрал еще кого-то из семьи.
1:628 1:637Прощаясь, родные усопшего целуют его в лоб (в венчик), и выражают свое сожаление плачем и причитаниями.
1:832 1:841После того, как все желающие простятся, священник произносит специальные молитвы, затем гроб заколачивается и опускается в предварительно выкопанную яму.
1:1133 1:1142Еще одним элементом прощания является такой ритуал как бросок горсти земли на крышку гроба . При этом, надо произносить такие слова, как «земля пухом». Иногда, в могилу бросают мелкие деньги , чтобы покойный смог откупить свою могилу, либо же для откупа при переправе через реку, которая отделяет наш мир от мира мертвых.
1:17471:8
Поминание
Заколоченный гвоздями гроб опускают в землю, затем закапывают. После того, как могила будет полностью засыпана, на ней, как правило, размещают венки, в их центре живые цветы. Поскольку, согласно обычаям ставить постоянный обелиск можно лишь по прошествии первой годовщины смерти, то на могилке устанавливают временный памятник или крест . На них прикрепляют табличку с информацией об имени и фамилии усопшего, а также, дат его рождения и смерти.
1:852 1:861Похоронные обряды предписывают, что по окончанию церемонии погребения родственники умершего организовывают обед для копателей.
1:1103 1:1112Эти должен быть скромный стол, на котором обязательно должны быть кутья, блины, водка и другие угощения.
1:1306 1:1315Остатки пищи необходимо оставить на могиле, чтобы ими полакомились птицы. Последних ассоциировали с душами умерших ранее людей.
1:15551:8
Затем, друзья, знакомые и родственники отправляются в дом почившего, где уже накрыт стол для поминания . По окончанию трапезы пришедшим раздаются сладости (печенье и конфеты)
1:332Обряд поминовения в древней Руси
1:418
Несколько веков назад на Руси существовало два вида поминовения умершего : тайный и явный.
1:590 1:599В первом случае родственники в течении сорока дней раскладывали на подоконники, крылечки соседей подаяния . Это могли быть яйца, хлеб, спички, ткань, полотенца. Приняв такое подаяние, соседи должны были молиться за душу ушедшего. Считалось также, что часть грехов умершего они берут на себя.
1:1135 1:1144При явном поминовении, близкие умершего заказывали в церкви его отпевание. После нее у ворот церкви детям и нищим принято было раздавать пироги и иные сладости. Чтобы душа не попала в ад, родственники жертвовали денежные средства на церковный колокол, который в дальнейшем, своим звоном смог бы вызвонить грешника из ада. Или можно было пожертвовать соседям петуха, чтобы он пел ежедневно за грехи усопшего. Также, иногда в конце поминок женщинам, которые оказывали особое содействие в их организации, раздают платки, которые необходимо хранить.
1:21481:8
Траурные традиции
После похорон происходят поминки, которые повторяются в третий, девятый, сороковой дни, полгода и в годовщину смерти . В эти дни родственники заказывают поминальные требы в церкви, организовывают поминальные обеды дома и ежедневно молятся о душе усопшего. Это может быть как поминальный обед, так и раздача продуктов всем знакомым и чужим людям с одной целью - помин души усопшего.
1:747 1:756Согласно печальному этикету траур по умершему соблюдается в течение года. В это время близкие родственники носят темные одежды, не посещают развлекательных мероприятий, заказывают молебны в церкви, сами посещают кладбище и церковь.
1:1188 1:1197До сорока дней вдовы носят черные траурные платки в знак печали и памяти по усопшему . Более короткий срок траура распространяется на дальних родственников - до шести недель. Православный траурный ритуал претерпел множество изменений, не потеряв самого главного - достойные проводы в последний путь.
1:1750 1:8 1:17