Как называется египетская. Какая история у Египта? Музеи и археологические памятники
Греческий тип
ТИПЫ СТУПНЕЙ
Человеческие ступни могут различаться по размеру, форме, ширине и другим параметрам. Но, несмотря на все их многообразие, каждую пару ступней можно условно отнести к одному из пяти основных типов, каждый из которых свойственен людям с теми или иными чертами характера. В основе характеристики каждого типа лежит прежде всего длина пальцев.
Если вести отсчет от самого большого пальца (первый) к маленькому (пятый), можно описать ступни следующим образом.
Греческий тип ступней характеризуется коротким первым пальцем и более длинным вторым, за которым в порядке убывания длины следуют остальные три пальца. Для этого типа ступней также характерно значительное, по сравнению с другими, расстояние между первым и вторым пальцами. Ширина ступней греческого типа может меняться в пределах от самой узкой до средней. Ступни данного типа имеют до 20 % людей.
Людей с греческим типом ступней отличает острая потребность руководить другими. Они способны вдохновлять окружающих своими идеями и побуждать к действию делами. Такие люди – скорее теоретики, чем практики, хотя одно другого не исключает.
Египетский тип ступней характеризуется длинным первым пальцем и убыванием по длине остальных четырех пальцев. Ширина ступней изменяется в таком же диапазоне, что и ступни греческого типа. Люди, имеющие ступни египетского типа
, зачастую мечтатели и фантазеры, ими движут великие идеи. Считается, что они склонны к пассивной жизненной позиции. Если к тому же большие пальцы их ступней несколько выпячены, они с большим трудом переносят критику со стороны окружающих. Если пятки ступней египетского типа меньше по размеру, чем большие подушечки ступней, такому человеку, вероятнее всего, приходится сражаться за осуществление своих идей, сталкиваясь при этом с большими финансовыми трудностями.
Шотландско-ирландский тип
Ступни шотландско-ирландского типа имеют относительно длинные пальцы почти одинаковой длинны. Люди с данным типом ступней чувствительны и заботливы, легки на подъем и, будучи иногда весьма консервативными, все же могут бороться за расширение границ своей жизнедеятельности.
Древнеегипетское государство территориально размещалось в узкой долине Нила от первого порога до дельты могучей реки. Географической особенностью, придавшей особое направление развитию египетской цивилизации, было чередование плодородных земель и пустынь. Египет делился на Верхний, занимавший нильскую долину, и Нижний, расположенный в дельте. Долина Нила благоприятна для земледелия, поэтому сюда с изменением климата переселились из саванны племена протосемитов, берберов и кушитов. Нил был единственным источником влаги в засушливом климате Северной Африки, а прирост населения требовал увеличения площадей пригодной для ведения сельского хозяйства земли. Так стала создаваться ирригационная система земледелия бассейнового типа, строилась сеть магистральных и отводных оросительных каналов, дамбы, плотины. Из полезных ископаемых в Египте добывались гранит, базальт, диорит, алебастр, известняк, песчаник, медные руды, золото, но не было залежей железа и олова, что сдерживало развитие техники и промышленного производства.
Высокопродуктивное земледелие приводит к возникновению здесь первых обществ и государств, т. к. успешно развивались производительные силы и производственные отношения. Излишки производимого общественного продукта, особенно в скотоводстве, для которого характерны большие объемы прибавочного продукта, оказываются в руках знати и служителей зарождающегося культа. Возникает институт рабства. Первыми рабами были военнопленные - с развитием сельского хозяйства стало выгодно использовать труд военнопленных. Это привело к возникновению частной собственности, социальному расслоению общины, выделению родовой знати и превращению ее со временем в эксплуататорский класс. Класс рабов стал пополняться из внешних (войны и набеги) и внутренних источников (бывшие общинники).
Перед возникновением государства сложилась довольно развитая организация управления, которую Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" назвал военной демократией. "Постепенное возвышение военного вождя в процессе становления государственности, усиление его роли и влияния является характерной чертой Египта и многих других стран Древнего Востока". Вокруг вождя складывается государственный аппарат, состоящий из членов его семьи и его слуг, так формируется одна из древнейших систем государственного управления.
Формирование классов привело к появлению государства, регулирующего общественные отношения в интересах господствующего класса, обеспечивающего строительство и поддержание в рабочем состоянии жизненно важных для Египта ирригационных систем. Первые государства - номы - охватывали несколько поселений и были скорее не государствами, а военно-демократическими образованиями. "В силу особых природных условий номы - древнейшие самостоятельные государственные образования, расположенные в долине или Дельте Нила - тяготели к объединению, что привело к созданию более крупных царств". Приблизительно в конце IV тыс. до н.э. возникают два крупных царства: Верхний и Нижний Египет. Некоторое время они существовали рядом, а потом объединились.
Выгодное географическое положение позволяло Египту вести активную внешнюю политику, осуществлять связь с Передней Азией по Суэцкому перешейку, по Нилу - со странами тропической Африки, морским путем - с Аравией. Но на первых этапах развития Египет оказался в изоляции, чему немало способствовали соседствующие с ним кочевые племена. Их набеги делали торговые пути небезопасными и усиливали обособленность Египетского государства, что, в свою очередь, формировали египетскую цивилизацию, как самобытное историческое явление.
Египетская цивилизация оставила многочисленные памятники материальной культуры, в т. ч. и письменные, с помощью которых можно получить более полное представление о культуре и государственности Египта с древнейших времен. Из письменных источников до нас дошли "Анналы Тутмоса III", записанные на стенах храма Амона-Ра в Фивах, сочинения жреца Монефона на греческом языке (IV-III век до н.э.), описывающие историю Египта с древнейших времен. Именно он систематизировал и объединил по признаку родства или особенностей внутренней политики несколько сот фараонов в 30 династий, которые делятся на 3 декады по 10 династий в каждой. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов: Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.
Сохранились также архивы юридических текстов и документальные материалы из храма царя Неферирка, датируемые XXV-XXIV в.в. до н.э., "Поучения" фараонов (написанные от имени фараонов и адресованные потомкам), содержащие множество информации об устройстве государства, "Поучения" частных лиц, расписывающие преимущества профессии ("Поучения Ахтоя") или дающие наставления сыновьям о поведении в обществе ("Поучения Аменемопе").
"Пророчества" - особая разновидность дидактической литературы, которая представляет собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и существующего строя ("Речение Ипусера", "Речение Неферти"). Некоторые источники предполагают, что это описание реальных фактов народных восстаний, облеченных в форму пророчеств.
Произведения художественной литературы ("Повесть о красноречивом крестьянине", сказка "О правде и кривде") дают реалистическое описание быта и обычаев древнеегипетского государства. Кроме того, до нас дошли произведения религиозного характера - так называемая "Книга мертвых", "Мемфисский богословский трактат" - содержащая обряды, заклинания и т.д., позволяющие умершему, пройды все трудности, достичь вечного блаженства, медицинские папирусы.
Представление об устройстве государства в Древнем Египте дают и произведения античных историков: Геродота, Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха.
Сохранились многочисленные предметы материальной культуры: древние захоронения, мумии, предметы быта, раскопки древних городов, храмы, позволяющие изучить быт, нравы, культуру и международные связи Египта.
2.1. Общественный строй Древнего Египта
2.2. Государственный строй Древнего Египта
Глава 3. Характеристика политического режима "Восточная деспотия"
Заключение
Список литературы
Введение
Я считаю, что тема моей курсовой работы является весьма актуальной.
Египет - величайшая загадка древности. Когда возникло это государство? Наука не дает точного ответа на этот вопрос. Лишь по косвенным данным определяется время, когда на берегах Нила закипела жизнь. В многочисленных научных трудах и учебниках современные египтологи называют «дни рождения» страны Хапи (одно из древних названий Египта) - вторая половина IV тысячелетия до н.э. Наука со времен Шамполиона, раскрывшего тайну иероглифов, ориентируется по древней письменности и материальному наследию - пирамидам, развалинам величественных храмов, сохранившимся скульптурным изображениям.
Цель курсовой работы – рассмотреть и изучить государственный строй Древнеегипетского государства.
Задачами данной курсовой работы являются:
Изучение причин и условий возникновения Древнеегипетского государства;
Анализ государственного и общественного строя Древнего Египта;
Характеристика политического режима «Восточная деспотия»;
В исследовании применены методы познания, выявленные и разработанные современной наукой, такие как: диалектический, проблемно- теоретический, системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой.
Глава 1. Возникновение Древнего Египта
«В долине Нила великой африканской реки, именно здесь в этой таинственной стране фараонов сформировалась цивилизация. Здесь все приняло самобытный, обособленный характер: и религия, и культура, и государство. Уже древним грекам Египет казался страной чудес. Даже могучий Рим, вступив в тесные отношения с Египтом, не смог сорвать с него мистического покрывала таинственности» 1 .
Название «Египет» греческого происхождения. «Оно восходит к египетскому названию Хикупта (Ка-дом-Пта). Так называлось главное святилище в Мемфисе. Египтяне были первыми, кто установил продолжительность года, разделив его на двенадцать месяцев по тридцать дней с прибавлением в конце года еще пяти дней сверх того. Это открытие они сделали на основе наблюдений за небесными светилами. Египетский год начинался 19 июля с восходом Сириуса, когда разливался Нил, и продолжался до следующего разлива. Год делился на три времени – разлив, посев, жатва. Египтяне также первыми стали воздвигать богам алтари, статуи и храмы и высекать изображения на камне» 2 .
Современная наука считает Древний Египет одним из древнейших государств. «Сами древние египтяне свою страну называли Кеми. Ее считали «житницей мира». Ежегодно разливавшийся Нил намывал глубокий слой черного плодородного ила. Отсюда еще одно название Древнего Египта – Кемет, т.е. черный» 3 .
Египетское государство сложилось к концу IV тыс. до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе со жрецами уже в первой половине IV тыс. до н. э.
Египет стоял у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян легли в основу финикийского алфавита, из которого возникли азбука греков и римлян. Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины, геометрии, механики и архитектуры. Люди Кеми превзошли другие народы в ремесле, технике, сельском хозяйстве.
Древний Египет – одно из наиболее ранних государств, в которых достаточно полно представлены черты такого крупного и яркого истории явления, как восточная деспотия.
Среди ее наиболее характерных черт и особенностей рабовладельческого строя Древнего Египта отечественными и зарубежными учеными выделяются следующие: наличие значительных остатков первобытно-общинного строя; существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью; сохранение в течение длительного времени, наряду с частной собственностью на рабов, коллективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству); существование сельскохозяйственных общин, обусловленное суровыми климатическими условиями Востока и как следствие этого необходимостью применения коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, развитии животноводства, возделывании сельскохозяйственных культур, обработки земли; сельская община осуществляла куплю-продажу земельных участков.
Некоторые из ученых считают, что народ этой страны, вероятно, мог сделать еще больше, если бы его инициативу, предприимчивость не ограничивали деспотизм и каноны жреческой идеологии. Личность была подавлена властью и произволом бюрократии. Всеобщее повиновение фараону, властям лишь изредка прерывалось возмущением народных масс.
Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего востока. «Только ему присущи были четкие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Причины стабильности этого государства на протяжении тысячелетий все еще представляются загадочными» 1 .
Политическая история Древнего Египта по своей хронологии не имеет аналогов. Во второй половине 4 тысячелетия складываются первые государственные образования – номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с признаками деспотической власти над остальными номами.
Уже на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры в Египте существовало около 40 отдельных областей - «номов», т.е. самостоятельных, малосвязанных друг с другом общин, из которых каждая занимала территорию, достаточную для того, чтобы вести самостоятельное ирригационное хозяйство. Каждый из номов имел свое божество, свой храм, своих рабов. Последние содержались при храмах в работных домах и историко-правовые источники часто называют их «рабами храма». Благодаря торговле и морскому грабежу, в северных номах сравнительно быстро возникли торговые центры, такие как Бусирас, Буто, Метелис и др. Со временем северные номы объединились и образовали Нижний Египет. Позже объединились и южные номы в Верхний Египет.
К концу IV тыс. до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.
В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало. История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.
История Раннего царства известна довольно плохо. Египетское государство этого периода еще напоминает древний, достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Свободные крестьяне-общинники составляли основную массу населения. В период Раннего царства произошло покорение Нижнего Египта Верхним, и в результате образовалось двуединое царство. «Однако это единство было еще непрочным, и вся история Раннего царства пронизана борьбой между верхеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом. Во главе стоял царь. Его окружал многочисленный двор, состоявший из множества придворных чинов и различных прислужников. Значение царской власти подчеркивалось полным обожествлением ее носителей. Рабовладельческая знать обладала важными должностями в самом царском хозяйстве. Данный период характеризуется формированием государственного аппарата. Постоянное войско только формировалось, хотя государство вело многочисленные войны с соседними племенами» 1 .
В период Раннего царства в Египте образовалось первое централизованное сильное рабовладельческое государство. Древнее царство отличается высоким уровнем развития хозяйства. Хорошо организованная армия работников обеспечила население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных слоев населения уже был четко определен. На верху общественной лестницы стояла крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должности при дворе и в государственной управлении. Особую роль в египетском обществе играли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием, поскольку считалось, что жрецы обладают необходимыми знаниями о загробном мире. Наиболее важные из этих знаний были записаны в «Книге мертвых», священной для египтян. Жрецы служили опорой царской власти, прославляя фараонов. Основной рабочей силой в государстве были крестьяне-общинники. В эпоху Древнего царства рабов было еще мало, хотя существовал рабский рынок, людей покупали и продавали. Рабовладение было распространено не только в верхах общества, но и в средних слоях населения. Рабы использовались, как правило, для работы в домашнем хозяйстве. Значительного развития в Древнем царстве достигло военное дело. Египетская армия состояла из двух частей: небольшого отряда специально обученных и хорошо подготовленных солдат и большого ополчения из крестьян, набиравшихся в войско на несколько месяцев и временно освобожденных от полевых работ. В этот период создаются важнейшие ведомства государства: военное, ведомство общественных работ, судебное, финансово-податное.
«К концу эпохи Древнего царства власть фараонов стала ослабевать. Номинально вся земля страны считалась собственностью фараона. Реально же царские поместья уменьшались за счет дарений, раздаваемых в награду за придворную и другую службу. Упадок царской власти приводит к наступлению в Египте «смутного времени» 1 .
В период Среднего царства египетское государство вновь централизуется, власть укрепляется на центральном и местном уровнях. Этому укреплению способствовала религиозная реформа правителей 12 династии, поставивших среди многих египетских богов одного – Амона-Ра, или Бога Солнца, - на первое место. Усиливается военная организация центральной власти. Хотя египетское общество по-прежнему еще не вступило в бронзовый век, социальный уклад меняется в направлении большей «приватизации»: землю стали раздавать «слугам царя». Происходит жесткое закрепление основной массы населения по их наследственным профессиям: жрецы, воины, земледельцы, ремесленники, пастухи и др. Появляется рабство в хозяйствах частных лиц. «Эволюцию египетского государства прервало вторжение кочевых племен-гиксосов – время их владычества получило название 2-го переходного периода (18-16 вв. до н.э.)» 1 .
Новое царство отмечено возвышением жречества и формированием теократической деспотии, управляемой бюрократизированным жречеством и наместниками в номах. «Чатти становится первым и высшим администратором, управляющим из столичной канцелярии всем земельным фондом страны, всей системой водоснабжения. Он осуществляет верховный судебный надзор и организует контроль над всем податным населением. В этот период при фараоне Тутмосе 3 Египетское государство простирается от нильских порогов до Средиземного моря и до Северной Сирии на востоке» 2 .
В период Позднего царства резче обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимости от казны, храмов, знати. Ухудшалось положение ремесленников. Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское. Военную опору фараонов составляли иноземные наемники. Костяк местной знати, как и ранее, составляли монархи и городские правители. Прочие представители чиновной знати мало чем отличались от своих предшественников: это были верховный сановник, хранитель сокровищницы, хранители казны, начальники работ, судьи и т.д. Особое место занимали военноначальники.
Таким образом, историки условно делят хронологию истории Древнего Египта па следующие периоды: Раннего царства (3200-2620 гг. до н. э.); Древнего царства (около 2620-2280 гг. до н. э.); Среднего царства (около 2134-1786 гг. до н.э.); Нового царства (около 1575-1087 гг. до н. э.); Позднего царства (около 1087-525 гг. до н. э.).