Как мерлин выглядит без макияжа. Мэрилин Монро: секреты стиля главной блондинки Голливуда
Sveta19ss
21.03.2016 в 21:34
Противоречивая натура, ничего не скажешь... Выставив однажды свое красивое тело на продажу, впоследствии сама себя загнала в угол. И удивляться тут нечему. И обижаться на весь мир за то, что не оценили интеллект и драматический талант актрисы тоже нечего.
Амбициозное желание стать первой леди, но при этом появиться полуголой и полупьяной на официальном торжестве...
Я почему-то с трудом представляю как бы она ползла по капоту автомобиля, чтобы подобрать кусочек раздробленного черепа раненного супруга, как это мужественно делала Жаклин Кеннеди........
Мерилин - это коктейль из внешней привлекательности, психических комплексов, непомерных амбиций....и трогательной наивности.
NanaKamatsu
21.03.2016 в 21:43
Не было у нее романа с Кеннеди, это не правда, Вы можете это прочитать и у Спотто, и у Тараборелли. Плюс она никогда сильно не напивалась, причиной по которой она могла так выглядеть, была жуткая смесь наркотиков, которые кололи ей врачи, любовно называя ее "витаминным коктелем". Вы судите о ней очень поверхностно.
Sveta19ss
21.03.2016 в 22:47
Ну, вам виднее))) если судите по книгам отдельных авторов. Подобных книг, причем противоположного содержания и приносящих до сих пор авторам немалый доход - великое множество. Но кроме этого есть и документальные фильмы с интервью от людей, которые знали Мерилин. Я как-то привыкла доверять логике. Чего и вам советую даже если симпатия к определенному человеку безгранична.
Кстати, о романе с Кеннеди в моем комментарии нет ни слова, так что не выдумывайте. Речь шла о желании стать первой леди. Хотя отрицать отношения Кеннеди и Монро глупо.
Прежде чем фанатично рассуждать о высокой нравственности своей любимицы - посмотрите фрагмент вручения ей золотого глобуса (желательно в оригинале, когда диктор отмечает, что от волнения Мерилин не рассчитала дозу шампанского и самостоятельно подняться на сцену для вручения статуэтки не смогла). Может она еще и таблетки запивала морковным соком, а не шампанским?)))
Честно говоря, я ответила вам только потому, что знакома с вашими постами к другим фильмам и темам. Но тем не менее, мне жаль своего времени на беседы со слепыми фанатиками.
NanaKamatsu
22.03.2016 в 00:02
Sveta19ss
22.03.2016 в 11:35
Да вот в том-то и дело, что на имени этой кинодивы до сих пор делаются немалые деньги.
Например, кроме Спотто и Тараборелли с их версией смерти звезды и их взглядах на ее жизнь, есть и такие как Джоанна Лайт(весьма интересная точка зрения),американские писатели Джей Марголис, биограф Мэрилин, проводивший на протяжении многих лет собственное расследование, а также Ричард Баскин и...т.д. и т.п.
Какая бы ни была Мерилин - это прежде всего живой человек со своими победами и провалами, а потому нет смысла ни в ее обожествлении, ни в жестокой критике.
Но если прочитать всех этих авторов-биографов, которые практически всегда ссылаются на некие достоверные источники, то можно зайти в тупик от количества противоречивой информации.
Что касается спорной истории, то можно просто набрать в поисковике фразу "Мерилин Монро и Джон Кеннеди" и вашему вниманию будет представлено множество документальных фильмов с комментариями друзей, подруг и просто близких людей звезды. И у каждого свой взгляд и свое мнение. А уж сколько писано-переписано книг и статей на тему знаменитого любовного треугольника.....
Однажды я забрела на форум, так там была просто пляска на костях Кеннеди. Фанаты смаковали детали его смерти и желали гореть ему в аду за поруганную честь их любимицы....... Жутко было это читать.
Вот так, перелопатив в свое время кучу разной информации, я постаралась прибегнуть к простой логике.
Во-первых, обстоятельства и нравы того времени, когда красивой девушке без должного образования, но с огромным желанием и детскими грезами о кинематографе, можно было сделать карьеру на этом поприще - это определенный имидж и....постельные дебри, сквозь которые надо было продираться. Ублажать приходилось все, что двигалось. Красавиц много, а киностудий по пальцам пересчитать.....Но без потерь тут не обойтись. Психика ломается и где взять силы, чтобы сделать шаг к более серьезному этапу?
Во-вторых, испытанное однажды состояние эйфории от успеха, постоянно дает о себе знать и отказаться от него, чтобы сломать прежний стереотип и сделать шаг в новое направление с непредсказуемым результатом - практически невозможно.
Человек оказывается загнанным в угол.....
Желание изменить свою жизнь есть, а сил на практические шаги и борьбу уже нет. Вот и возникают метаморфозы в поведении, душевные терзания, ошибки, самобичевание и.... снова ошибки. На одном "хочу" далеко не уедешь.
Например, поздравление президента с днем рождения... Что это было? Неужто попытка показать себя миру в новом амплуа или это был очередной каприз, который окончательно перечеркнул все планы на большое будущее?.....
Вот и получается сплошной ком противоречий и при всей моей симпатии к этой женщине, я не могу и не хочу видеть ее только в роли жертвы обстоятельств. Тем более, что глупышкой она не была на самом деле....
NanaKamatsu
23.03.2016 в 17:45
Но подождите, я не считаю, что она ангел. Я знаю, что она себя продавала. Что обладала сильной тягой к эксгибиционизму, к эпатажу, чем можно объяснить ее выбор "голого" платья. Знаю, что, не смотря ни на что, ей нравилось внимание, даже если к ней относились только как к секс-символу. Когда она пробовала изменить свою жизнь, она не пыталась бросить наркотики, и когда была беременна тоже. Лично я вижу именно в этом причину ее неудач. Но а с другой стороны, наркоманы иногда даже с поддержкой семьи и любящих людей не могут бросить, а Мэрилин не поддерживал никто.
Зато она была очень добрым человеком, это факт. Знали ли Вы, что она продолжала общаться с детьми и Димаджио и Миллера даже после расстования с ними, что она занималась благотворительностью, но никогда не афишировала этого, что было очень щедра и добра с друзьями, не жалела последних денег для них, она позаботилась о своей непутевой мамашке, в конце то концов. Когда после длительной дружбы она решила расстаться с Наташей Лайтесс, она прежде потребовала от студии, чтобы ей сохранили работу с достойной оплатой (так как ее в то время держали только из-за того, что она работала с Мэрилин). Понимаете меня покоробило то, как Вы уничижительно написали про ее желание стать первой леди и затем про кусочки черепа. Почему Вы думаете, что она бы не ползла по капоту? Потому что ей было плевать на близких ей людей? Так Вы очень не правы. Повторюсь, я не считаю, что она ангел, но слов таких она тоже не заслужила, по-моему. Конечно, по сравнению с Жаклин она выглядит вульгарно, возможно, не достойно и смешно в якобы стремлении быть первой леди, но сравните какое детство, юность было у Жаклин, какое образование она получила, а что было у Монро? Эти женщины волей судьбы прошли абсолютно разный жизненный путь и в какой-то момент они пересеклись, но зачем их сравнивать? Жаклин Кеннеди-Онассис была безусловно интересной, элегантной, сильной и заслуживающей уважение женщиной. Но и Мэрилин тоже.
Воот, это я просто объяснила почему написала под Вашим комментарием, потому что смотрю у нас тема немного ушла в другую сторону)
А по поводу любовного треугольника с Кеннеди, я прочитала то, что Вы посоветовали и другие книги, и даже в рассекреченые файлы ФБР залезла))) понятно, что ничего не понятно)) и все-таки фактических доказательств серьезных или более-менее длительных отношений с ними нет, кто-то что-то сказал и на этом все. Это может быть как правдой, так и не правдой. Но мне уж совсем слабо вериться, что она их могла шантажировать раскрытием их связи и требовать бросить жен, чтобы жениться на ней. Просто она никогда не рассказывала журналистам о своей личной жизни, не жаловалась ни на мужей, ни на любовников. Да и замуж она никогда не стремилась, в первый раз тетя настояла, во второй раз пылкая любовь димаджио поборола ее неуверенность в них как в паре, а Миллер так вообще объявил сми о свадьбе еще до того, как сделал предложение ей, так что и выбора не оставил. А тут так бац, ее переклинило на браке. Ну может потому что Кеннеди. Тут уж мы никогда правды не узнаем)
Sveta19ss
23.03.2016 в 20:08
Мои слова в первом посте - это мое мнение и оно не для услады чьих-либо ушей, но и не с целью уничижения. Быть первой леди или примерять на себя эту роль - вещи разные, потому и провела аналогию поведения в экстремальной ситуации, возможно жестко, но иначе было никак.
Что касается остального - правду мы рано или поздно узнаем) Просто время еще не пришло. И темы всяких сказок про шантаж - так это чтобы книжку купили с очередной "сенсацией".
Автор может лишь дать направление для размышления, подкинуть подсказку между строк, прежде чем начать путать следы,но никогда не поставит окончательную точку. Всем хочется жить и кушать, а еще максимально заработать на ярком и скандальном бренде.
Есть очень здравые мысли в этих произведениях, но вывернуты они наизнанку.....умышленно или по неразумению - время покажет.
Если вам интересно, посмотрите еще один фильм (название дам в личку). Можете прочитать книгу" Жаклин Кеннеди. Жизнь, рассказанная ею самой" (2014г.) чтобы не утверждать об отсутствии романа Монро и Кеннеди.
Не все так однозначно в этом мире и иногда безрассудство одних публичных людей, даже если они обаятельны и привлекательны, становится козырем для злых гениев...
P.S.
Выбор есть всегда. Не хотела бы выходить замуж за Артура Миллера - не вышла бы. Да, потеряла бы кусочек славы и некоторые возможности, но сохранила бы при этом уважение к себе. И чувствовала бы себя личностью, а не вещью.
Она хотела иметь детей, но при этом не отказывалась от спиртного (любимого шампанского) и наркотиков.
Она хотела, чтобы ее любили, но при этом легко заводила новые романы на глазах у Джо ди Маджио, который остался ей предан даже после смерти....
Она любила флиртовать и завоевывать мужское внимание, не обращая внимание на разрушенные семьи и количество любовников... Для нее секс - это как туфли почистить (ее собственное выражение), но при этом она надеялась на мужское крепкое плечо, защиту и верность....
Спала с чужими мужьями, но при этом не испытывала обиды и зависти к их женам...
Ни в чем не повинные люди часами ждали ее выхода на кино-площадку и терпели ее борьбу со страхами...., делались бесчисленные дубли даже для тех актеров, которые делали все хорошо, но имели несчастье быть с ней в кадре....
И тем не менее ОНА была человеком добрым (только где та грань?) и ранимым....(чудовищная смесь, но это так)
sweeten
31.05.2016 в 07:15
по моему Мерилин заслуживает уважения что выросшая с ужасных условиях в приемных семьях без родителей, она смогла пробиться в Голливуде через всех красивых актрисок которых на одну роль 20 000 в Голливуде и подняться до уровня президента Америки и это в 60 годах. Кеннеди как Билл Клинтон - если бы не сексуальный скандал, то чтобы было?
Если у Мерилин было уже трое или двое мужей, то зачем ей нужен был президент, в том плане что в Америке это временный срок, на 4 года или пусть даже на 8 лет. Она думаю, что нашла бы себе богатого мужа с такой известностью. Это в Россий кроме президента для русских женщин других мужчин нет (так как политики в Россий подавляют всех других мужчин возьмем даже Ходорковского) , а в Америке посмотрите сколько классных раскрученных мужчин бизнесменов или спортсменов, то в наше время она был встречалась с каким то афро - американцем репером как Кардашиян или спортсменом Рональдо или бизнесменом Цукербергом и была бы не хуже чем президент (была бы каждый день в газетах), то есть и в то время было много классных мужчин о которых писали в газетах постоянно в Америке - то зачем ей жить по правилам и по обрядам и быть первой леди - где она должна делать только то что ей сказали и жить напоказ для страны - когда она могла делать что она хотела и развлекаться как хотела и так далее с ее кучей денег и ее славой..Президент живет для общества, а она могла жить для себя! Жила как хотела и стресса никакого и никакой ответственность как у жены президента и ее мужа!
Видимо хотела попиарить себя на фоне президента, вот за это ее и убили в 60 годах. Границы тоже нужно знать, она была может одна из любовниц, поэтому не имела для президента особенного значения, вот и достала его своими скандалами на его имени. Надо было просто пользоваться всей Америкой которая была уже у ее ног и отстать от мужчины, который ее уже не хотел. В наше время даже за комментарий про президента тебе могут все на интернете заблокировать или даже будет хуже - то есть нужно было понимать, что ей можно и что нельзя! У нас в Америке был скандал, что мальчик футболку одел с президентом, так ему быстро все заблокировали на интернете, мол делает пиар на имени президента, которое тот не одобряет - а тут Мерилин показала что у них отношения так явно и президенту просто это не понравилось, так как он видимо не хотел, чтобы она раскручивала себя на его имени. Даже в наше время так просто ничего не напишешь, а тут были 60 годы. Явно что такие скандалы привлекут к себе большое внимание, поэтому в Америке всякие секретные службы это не допускают, так же как и в Россий. Только допустят если в реале президент разрешение уже дал. )
Несмотря на то, что Мерлин Монро умерла довольно-таки давно, в 1962 году, она до сих пор для всего мира остается одним из главных секс-символов. Редко каким «звездам» удается оставаться на небосводе славы столь долго. Особенно это касается женщин, ведь постоянно появляются новые актрисы, модели и певицы, которые обладают идеальным телосложением, привлекательной внешностью и обаянием, но на Мерлин Монро до сих пор продолжают равняться, несмотря даже на то, что стандарты красоты с того времени претерпели довольно сильные изменения. Но все мы также знаем, что часто красоту актрис в большей степени составляет умелый макияж, в то время как их естественная внешность, без всякой косметики довольно-таки посредственна и неинтересна. Давайте же рассмотрим более подробно, как выглядит Мерлин Монро без макияжа, и какие у этой женщины были секреты красоты.
Мерлин Монро без косметики
Вообще, если вспомнить, то макияж Мерлин никогда не был вызывающим, но все же он всегда был довольно ярким. Акцент обычно делался на губы при помощи красной помады, что для блондинки Монро - просто идеальный выбор, хотя, если неумело создать такого рода макияж, то может получиться слишком уж вульгарным. Но Мерлин всегда умела чувствовать эту грань между кокетством и откровенной пошлостью.
Без грима Мерлин Монро выглядит не менее привлекательно, хотя становится заметно, что внешность у нее не такая яркая. У нее довольно небольшие глаза, которые, не подчеркнутые тушью, становятся не такими выразительными, хотя взгляд ее все равно остается обаятельным. А вот губы Мерлин довольно объемные и без помады, хотя цвет у них не слишком яркий. В общем-то, можно сказать, что ненакрашенная Мерлин Монро выглядит ничуть не хуже, потому что, несмотря на то, что внешность ее становится чуть более бледной, в этой женщине всегда сохраняется природное обаяние, которое действует куда лучше всякой косметики. Можно с уверенностью утверждать, что эта прошлого столетия добилась славы не при помощи накладных ресниц или яркой помады, но благодаря своему очарованию, некой обаятельной непосредственности и женскому, притягательному шарму.
Вы можете самостоятельно в этом убедиться, просмотрев ниже в галерее несколько фото Мерлин Монро без макияжа.
Секреты красоты Мерлин Монро
- О коже Мерлин заботилась при помощи вазелина. Как говорится, все гениальное – просто. Актриса наносила вазелин на предварительно очищенную кожу, а перед выходом в свет припудривала лицо. Также она негативно отзывалась об ультрафиолетовых лучах и их воздействии на организм, а потому старалась не находиться долго на солнце. Кроме того, чтобы выглядеть всегда свежей при таком плотном графике, Монро протирала кожу лица замороженными кубиками ромашкового чая.
- Волосы Мерлин Монро подвергались довольно жесткому внешнему воздействию: и покраска, и укладка, но при этом они всегда оставались блестящими и шелковистыми. Добивалась этого актриса всего лишь при помощи яичного желтка. Именно им она всегда мыла голову, а после ополаскивала слабым раствором уксуса. Как оказывается, для красоты совсем не нужны дорогие косметические средства, достаточно лишь знать несколько секретов натуральной косметики.
- был идеальными, именно таких хотят достичь почти все женщины. Для того, чтобы быть всегда в форме актриса систематически занималась спортом, посвящая этому занятию не меньше двадцати минут в день. А также она довольно мало ела, так как не видела в еде особой привлекательности. Как говорят, Монро могла вообще целый день не есть, просто попивая сок. И ей это нравилось.
Про Мэрилин ходит множество противоречивых историй, и мне захотелось узнать правду из первых уст. Меня предупреждали, что придется подождать. Ожидание оказалось продуктивным. Я наблюдал за тем, как она живет и как работает. Наблюдал, как общается с мужем, писателем Артуром Миллером. Обнаруживал в них похожую мягкость, интеллигентность, простоту и особенно – искренность и честность, редкие качества. У меня сложился образ пары, которая хотела быть счастливой и которая такой была – это чувствовалось по тону их рассказа. Мэрилин оказалась совсем не такой, какой мы привыкли ее представлять. Умная, открытая и совершенно беззащитная.
«Я никогда не жила с родителями, не знала своего отца, а мать была для меня « той женщиной с рыжими волосами», которая иногда приходила меня навестить»
Мэрилин Монро : Я лучше буду отвечать на вопросы. Не умею просто так что-то рассказывать, это ужасно. С чего начать? Столько вариантов...
Marie Claire: Тем не менее, начало было – это ваше детство.
Мэрилин : Об этом никто ничего не знает, только догадки. Долгое время моя жизнь, мое прошлое оставались в полном тумане. Я никогда не говорила об этом, потому что это мое личное дело. Затем режиссер Лестер Коуэн захотел снять меня в фильме «Счастливая любовь». Он предложил мне маленькую роль, и ему надо было подписать со мной контракт. Я была еще совсем молоденькой, поэтому он сказал, что хотел бы переговорить с моим отцом или матерью. Я сказала, что это невозможно. «Почему?» – настаивал он. «Я никогда не жила с родителями», – объяснила я ему ситуацию. Это была чистая правда, и я никогда не понимала, зачем делать из этого факта сенсацию. С тех пор обо мне было написано столько всякой ерунды, что боже мой, почему бы не рассказать правду сейчас?
Какие первые воспоминания о себе как о ребенке у вас остались?
Мэрилин (после долгого молчания) : Мои первые воспоминания? Ну, насколько я помню, я в коляске, в длинном белом платье, на тротуаре перед домом, где я жила с семьей, которая не была моей родной семьей. То, что я родной ребенок своей матери, – это факт. Но то, что говорят о моем отце или моих отцах, – это вздор. Первого мужа моей матери звали Бейкер. Второго – Мортенсон. Но когда родилась я, она была давно с ними разведена. Рассказывают, что мой отец был норвежцем, что видно из фамилии Мортенсон, и что он погиб вскоре после моего рождения в дорожной катастрофе. Что касается личности моего настоящего отца, то мне известно два факта. В записи о моем рождении напротив графы «профессия отца» написано «Baker». Это фамилия первого мужа моей матери, но это также и название его профессии – булочник. Когда я родилась вне брака, мать должна была дать мне фамилию. Наверное, быстро принимая решение, она сказала «Бейкер». Или это случилось по ошибке клерка. Как бы то ни было, мое имя – Норма Джин Бейкер. Это написано на всех моих школьных тетрадках. Все остальное – дурацкие выдумки.
Значит, мать воспитывала вас одна...
Мэрилин : Я никогда не жила со своей матерью. Говорят, что это не так, но это правда. Я всегда была на попечении у других людей. У моей матери были проблемы с психикой. Она работала монтажером на киностудии. Сейчас ее нет в живых. Ее родители умерли в доме для умалишенных. Мою мать тоже пришлось поместить в психиатрическую лечебницу. Иногда ее выпускали, но затем случались рецидивы. Так что у меня было так: совсем маленькой я показывала на первую входившую в комнату женщину: «Мама!» – и на первого входившего мужчину: «Папа!» Но однажды утром – мне, наверное, было три года – меня купали, и я назвала мамой женщину, которая тогда мной занималась. Она ответила: «Я не твоя мама. Называй меня тетей». «Но он мой папа»? – спросила я, показывая на ее мужа. «Нет, – ответила она, – мы не твои родители. Та женщина с рыжими волосами, которая приходит к тебе иногда, – она твоя мама». Тогда для меня это было шоком. Но поскольку моя мать приходила очень редко, она навсегда осталась для меня «рыжей женщиной». Тем не менее я знала о ее существовании. Правда, когда меня поместили в приют для сирот, это стало очередным шоком. Я уже умела читать. Прочитав надпись «Детский дом», написанную золотыми буквами на черном фоне, я устроила истерику, и меня пришлось тащить силком. Я кричала: «Я не сирота, у меня есть мама!» Позже люди говорили мне: «Тебе лучше забыть про мать». «Но где она?» – допытывалась я. «Не думай об этом, она умерла». И затем спустя некоторое время я получаю известия о ней. И так на протяжении нескольких лет. Получалось, что я придумала ее смерть, потому что не хотела признавать, где она находится. Идиотка! Как бы то ни было, я жила в одиннадцати приемных семьях. Первая семья была очень религиозной. Мы жили в маленьком городке в пригороде Лос- Анджелеса (я родилась в Лос-Анджелесе). Со мной был еще один усыновленный мальчик. Я жила с ними приблизительно до семи лет. Они были ужасно строгими, но без злобы. Воспитывали меня на свой манер, в жестких рамках, а мои ошибки исправляли с помощью кожаного ремня. В конце концов об этом стало известно, и меня передали на воспитание английской паре в Голливуде. Эти были актерами, точнее – статистами, и моя жизнь у них разительно отличалась от предыдущей. Новые родители работали много, когда у них была работа, а в остальное время наслаждались жизнью, пели, танцевали, пили, играли в карты, и у них было много друзей. С моим религиозным воспитанием я уже видела их в аду за все грехи! Я часами молилась о спасении их душ. Эти англичане держали меня у себя, потому что получали деньги от продажи имущества моей матери. Они познакомили меня с кино. Мне еще не исполнилось восьми лет. У меня были свои любимые звезды. Джин Харлоу. Мои волосы были платиновыми, за это меня прозвали «головой-паклей». Я их ненавидела и мечтала о золотистых волосах до тех пор, пока не увидела ее: такая красавица – и с платиновыми волосами, как у меня! А еще Кларк Гейбл! Надеюсь, он не рассердится на меня, если я скажу, что представляла его своим отцом. По Фрейду это совсем не плохо, наоборот! Интересно, но я никогда не мечтала о том, чтобы кто-то был моей матерью. О чем мы говорили?
Об английской паре. Когда деньги закончились...
Мэрилин : Да, они вернули меня в детский дом. Ах, подождите. Нет, я отправилась жить к этим людям в Голливуд, они были из Нового Орлеана. Но я там недолго была. Три-четыре месяца. Затем я оказалась в приюте. Там я начала заикаться. Со мной это до сих пор случается, когда я устаю или нервничаю. В приюте я стала ходить в общеобразовательную школу. На нас показывали пальцем и говорили: о, посмотрите, сиротки, сиротки! Нам было стыдно. Я была очень высокой девочкой. Мне давали четырнадцать, хотя на самом деле было 9. Тогда я уже была того же роста, что и сейчас – 163 см. Я пробыла в приюте до 11 лет. После этого жила еще во многих семьях. Может, им за меня платили? Некоторые принимали меня в конце учебной четверти и держали на каникулах. Под конец меня взял под опеку штат Калифорния. Так я попала в дом к «тете» Анне. Это была пожилая женщина, лет 60–65. Она меня очень любила, и я это чувствовала. В конце этого счастливого периода меня выдали замуж. О том замужестве мне особенно нечего сказать. Тетя должна была уезжать в Вирджинию. В Лос-Анджелесе она получала за меня 20 долларов. Если бы я уехала с ними, ей перестали бы платить, а самостоятельно содержать меня она не могла. Надо было найти способ меня пристроить. В Калифорнии девушки могут выходить замуж в 16. Таким образом, меня поставили перед выбором – или возвращаться в государственный приют до 18 лет, или выйти замуж. Мне было почти 16, и я выбрала замужество. Его фамилия была Догерти, ему был 21 год и он работал на заводе. Чуть позже началась война, и его мобилизовали в действующую армию. Незадолго до конца войны я съездила в Лас-Вегас и получила развод. Мне было 20 лет. Сейчас он полицейский агент, но мы с ним не поддерживаем связь.
Вы не боитесь говорить о себе всю правду?
Мэрилин : Близкие люди знают, как трудно мне врать. Иногда я могу о чем-то умолчать, чтобы защитить себя или других, но я не умею врать. Люди – забавные существа, они задают вам все эти вопросы, а если вы отвечаете честно, они в шоке. Меня спрашивают: «Что вы надеваете, ложась спать? Пижамную рубашку? Пижамные брюки? Ночную рубашку?» Я отвечаю: «Капельку духов Chanel № 5», – и они думают, что это я так сострила. Тогда как я просто пыталась деликатно ответить на неделикатный вопрос. Кроме того, это правда, но этому не верят! Наступил момент, когда я стала популярной, и люди не могли понять, почему меня не видели ни на премьерах, ни на презентациях. А я училась. Я хотела закончить образование и поступила на вечернее отделение в Университет Лос-Анджелеса. Днем зарабатывала на жизнь маленькими ролями в фильмах, а вечером ходила на курс по литературе и истории Америки. Я много читала. Мне открылся целый мир. Было трудно приходить на учебу вовремя. Нужно было все время спешить. Я уходила со студии в 18:30, а чтобы быть в полной готовности на площадке в 9 утра, приходилось рано вставать. Наша преподавательница мадам Сиэй не знала, что я актриса, но ей казалось странным, что молодые люди из других классов заглядывают к нам во время урока, чтобы посмотреть на меня, и шепчутся. Однажды она спросила об этом моих одноклассников, и ей сказали, что я снимаюсь в кино. Она сильно удивилась: «А я-то думала, что эта девушка только что вышла из монастыря!» Это был лучший комплимент. Но люди предпочитали видеть во мне глупую, капризную и сексапильную старлетку. Моя репутация всегда слегка запаздывала.
«Меня спросили, что я надеваю в постель? Рубашку от пижамы? Пижамные брюки? Ночную рубашку? И я ответила – Chanel № 5, потому что это правда. Я не хотела говорить, что ложусь спать голой.»
Вы не любите спешить?
Мэрилин : Совершенство требует времени. Я бы хотела стать великой актрисой в подлинном смысле слова и быть счастливой настолько, насколько возможно. Но что такое счастье? А чтобы стать великой, требуется много усилий и много времени. Любовь и труд – единственные подлинные вещи в нашей жизни. Они должны идти в ногу, иначе жизнь начинает хромать. С другой стороны, труд – это форма любви. И если я мечтала о любви, то хотела, чтобы она была настолько же совершенна, насколько это возможно. Когда я вышла замуж за Джо Ди Маджо в 1954 году, он уже не играл в бейсбол, но был превосходным спортсменом и человеком редкой чувствительности. Сын итальянских эмигрантов, он в юности испытал много невзгод. Поэтому мы достаточно хорошо друг друга понимали. Это нас объединяло. Но все же не идеально. И поэтому наш брак распался, к сожалению, после десяти месяцев совместной жизни.
Как вы позакомились с Артуром Миллером?
Мэрилин : Мы в первый раз встретились в павильоне, где я снималась. Я плакала, потому что узнала о смерти подруги, а он проходил мимо с режиссером Элией Казаном. Нас представили друг другу. Я видела все словно в тумане. Это был 1951 год. После этого мы не встречались четыре года. Иногда переписывались, и он прислал мне список книг, которые стоит прочитать. Потом мы снова встретились на студии. В тот вечер у меня были пробы к двум фильмам, и на площадке я старалась как могла. Никогда не забуду, что он сказал в тот день. Ему казалось, что мне надо играть в театре, а люди, слышавшие это, засмеялись. Но он повторил: «Нет-нет, серьезно». И в его тоне я почувствовала глубокую человечность. Он обращался со мной как с равной. И это для меня самое главное. С того времени, как мы поженились в 1955-м, если у меня нет съемок, мы ведем спокойную, счастливую жизнь в Нью-Йорке или в нашем доме в Коннектикуте. Мой муж любит работать рано утром. Обычно он встает в шесть. Может еще прилечь после обеда. У нас квартира не очень большая, и я распорядилась обить его кабинет звуконепроницаемыми панелями. Когда он работает, ему нужно полное одиночество. Я же встаю в половине девятого. У нас прекрасный повар. Иногда, пока он готовит завтрак, я иду гулять с моей собакой Хьюго. А когда повар в отпуске, я поднимаюсь пораньше, чтобы сделать завтрак для мужа. Я считаю, что мужчина не должен заниматься готовкой. В вопросах этикета я очень старомодна. Мне еще кажется, что мужчина ни при каких обстоятельствах не должен нести в руках то, что принадлежит женщине, – сумку, туфли на каблуках и т.п. Мне, правда, случалось прятать пеньюар в кармане мужа, но и только. После завтрака я принимаю ванну. Это совершенно необходимо. Часто приходится подниматься в шесть или даже в пять утра. Тогда контрастный душ помогает мне проснуться. А в Нью-Йорке мне нравится полежать в ванне и полистать журналы, слушая музыку. Потом я надеваю юбку и блузку, туфли на плоской подошве и куртку-поло. По вторникам и четвергам к одиннадцати я обычно хожу в актерскую студию на частные уроки к Ли Страсбергу. Я возвращаюсь к обеду, обычно мы с мужем обедаем и ужинаем вместе. За едой мы слушаем пластинки. Мой муж, как и я, любит классическую музыку. Или хороший джаз, хотя джаз мы обычно ставим, когда к нам в гости приходят друзья, которые любят потанцевать. Часто Артур работает после обеда. В это время мне всегда есть чем заняться. От первого брака у Артура двое детей, и я стараюсь быть им хорошей мачехой. В доме тоже всегда полно дел. Мне нравится готовить, но не в городе, где много суеты, а за городом, на выходных. У меня получается вкусный хлеб и лапша – раскатать, подсушить, отварить и заправить соусом. Это мои фирменные блюда. Но мне также нравится придумывать что-то новое. Мне нравятся приправы. Чеснок! Иногда я с ним перебарщиваю. Порой актеры, с которыми я учусь на курсах Страсберга, заходят к нам домой, утром или после обеда, и я готовлю им завтрак или подаю чай. В общем, мои дни всегда чем-то заполнены. Но перед ужином я всегда должна быть свободна, чтобы побыть с мужем. После ужина мы иногда идем в театр или в кино, или идем в гости, или принимаем гостей. Но чаще мы просто сидим дома, слушаем музыку, читаем или разговариваем. Мы любим гулять по улицам или в Центральном парке. Нам очень нравится ходить пешком. В нашей жизни нет рутины. Бывают моменты, когда нам бы хотелось быть более организованными, делать определенные вещи в определенное время. Но мой муж говорит, что так, по крайней мере, нам не приходится скучать. Так что все хорошо. И лично мне никогда не бывает скучно. Скучно мне только с теми людьми, которым самим скучно. Мне очень нравятся люди, но иногда я спрашиваю себя, действительно ли я хочу быть такой светской? Одиночество меня нисколько не тяготит. Я хорошо себя чувствую, когда я одна. Мне даже это нравится, это отдых. Это позволяет взять себя в руки, освежает ум.
Девушка по имени Норма Джин Бейкер была работницей завода, когда произошла ее судьбоносная встреча с фотографом Дэвидом Конвоером. Это событие и положило начало звездной карьере Нормы, известной теперь всему миру под псевдонимом Мэрилин Монро.
Что скрывается за сценическим образом кинозвезды?
Мэрилин является бесспорным эталоном сексуальности, сочетающейся с наивностью. Став актрисой мирового класса, она так и не смогла избавиться от своего недостатка: неуверенности в себе. Демоны сомнений и депрессии преследовали ее в течение всей жизни, однако в своей профессии Мэрилин смело шла вперед, несмотря на ту боль и страдания, которые ей пришлось пережить.
Одна минута эфира в Голливуде стоила тридцать пять тысяч долларов. При этом о ней вспоминали: даже этот факт не останавливал ее от перфекционистских наклонностей. Она все равно постоянно опаздывала на съемки из-за бесконечного переделывания макияжа. В этом проявлялось ее глубинное Мэрилин Монро без макияжа не была феноменальной красавицей, наверное, как и любая девушка. Но у нее была очень милая внешность, и такая придирчивость к себе была следствием тяжелых переживаний, страхов, депрессии.
Однако, так или иначе, она стала настоящей легендой: веселая и жизнерадостная на вид, глубоко несчастная внутри. Мэрилин всегда старалась быть идеальной, словно за макияжем сможет замаскировать свою самость. И это неплохо ей удавалось.
Макияж Мерилин
В 1946 году личным визажистом актрисы стал Алан Снайдер. Он использовал такие приемы, которые придавали ей по-настоящему сказочный облик. Секреты и уловки Мэрилин Монро в макияже большей частью принадлежали руке этого маэстро стиля.
Немало девушек желали бы внешне уподобиться прекрасной Мерилин. Каковы же тонкости ее макияжа и как воспроизвести звездный образ? Давайте рассмотрим все по порядку.
В целом ее образ достаточно прост, но содержит немало хитростей.
Глаза
Сама Мерилин считала одним из самых сексуальных участков тела… веки. Сияющий оттенок, растушеванный на веках, не бросается в глаза подобно другим составляющим грима. Но он не менее важен в создании образа кинодивы. Также в макияже звезды использованы несколько типов подводки для глаз: обязательный атрибут - сияющий контур, а также черные цвета. Иногда на фотографиях Мэрилин можно увидеть двойные стрелки. В некоторых образах черная подводка не так заметна, Алан Снайдер использовал ее, лишь подчеркивая линию ресниц. Важной частью было придать форму бровям.
Рассматривая фотографии Мэрилин Монро без макияжа, можно увидеть, что в чем-то ее красота была вполне ординарной. То, какими видят ее глаза, большей частью было результатом умелой техники нанесения грима.
Настоящая Мэрилин очень отличалась от того который она старалась представить.
Еще одним неотъемлемым компонентом макияжа актрисы были пушистые накладные ресницы. Чтобы они выглядели более естественно, Снайдер, по просьбе актрисы, немного их укорачивал.
Тон лица
Монро была обладательницей очень светлого тона кожи. Она умывалась много раз в день, а также наносила на лицо большое количество слоев вазелина. Но это поведение скорее носило компульсивный характер. Можно не уподобляться Мэрилин в таких деталях и просто перед макияжем хорошо увлажнить кожу.
Немаловажным было нанесение тона. Мэрилин была очень красива, но на самом деле не во всем обладала идеальными пропорциями. был одним из источников ее комплексов. У Мэрилин Монро без макияжа этот небольшой недостаток становился немного заметным. Но о ее тогдашнем смущении сейчас практически никто не догадывается. Глядя на ее фотографии, люди видят только легендарную икону стиля.
Итак, одной из задач Алана Снайдера было скульптурирование - создание при помощи пудры разных оттенков видимости идеальных пропорций. Те части, которые нужно было представить визуально меньшими, корректировались более темными оттенками. Затем наносилось небольшое количество румян.
Губы
Снайдер использовал специальный трюк, чтобы выделить эту часть лица. Контур губ был очерчен более темными оттенками, в отличие от тех, что использовались по центру. Красный цвет губ гармонировал с цветом платья или такого же яркого лака для ногтей.
Обычной девушкой, которая, как и все, хотела быть по-настоящему счастливой - такой была Мэрилин Монро без макияжа. Жизнь звезды складывалась иначе: образ, подаваемый зрителям, разительно отличался от настоящей Нормы Джин Бейкер.
Мерилин Монро без макияжа была беззащитной девушкой, боровшейся с одиночеством и своими страхами. Но на сцене она всегда оставалась неповторимой и элегантной Мэрилин.
Объект восхищения, подражания, вдохновения, настоящая икона стиля - это все о ней, главной блондинке всех времен, великой Мэрилин Монро. С самого начала ее головокружительной карьеры и по сей день ее соблазнительный образ и стиль копируют тысячи женщин, ее рост и вес считают эталоном, и это неудивительно, ведь Мэрилин - само воплощение женственности.
1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе родилась Норма Джин Мортенсон (впоследствии получившая фамилию матери Бейкер) - будущая звезда Голливуда Мэрилин Монро. Трудное детство, проведенное в приютах и приемных семьях, юность на заводе - казалось бы, ничто не предвещало головокружительной карьеры для Нормы. Однако ее природную красоту отметил фотограф Дэвид Коновер, делавший репортаж о работницах завода. Именно он посоветовал будущей звезде попробовать себя в качестве модели. Довольно высокий по тем временам рост девушки (163 см) и вес (около 55 — 60 кг) делали ее пропорции идеальными для фото.
В 1945 году Норма Бейкер начинает сотрудничество с модельным агентством Blue Book: именно в этот период природная шатенка решает кардинально изменить цвет волос и укладку. Так возникает знаменитая прическа Мэрилин Монро - платиновые пышные локоны до плеч. Тогда же Норма берет себе более звучный псевдоним, под которым ее и узнают миллионы.
Стремительно начавшаяся в 1950-е кинокарьера Монро становится для актрисы стимулом для создания своего узнаваемого, неповторимого стиля. Мэрилин показывает себя на публике и экранах в соблазнительных, иногда даже провокационных, женственных нарядах, которые моментально копируются многочисленными модницами того времени.
Знаковый макияж: голливудский образ Мэрилин Монро
Идеальная фарфоровая кожа, пышные ресницы, аккуратные стрелки и яркая красная помада (на фото ниже) - вот узнаваемый образ, ставший настоящей классикой. Макияж в стиле Мэрилин Монро актуален и сегодня, ведь он как нельзя более выигрышно подчеркивает красоту женского лица, не затмевая естественных его черт.
И, конечно, знаменитый макияж в стиле Мэрилин Монро немыслим без знаменитой «мушки» (на следующем фото) — родинку на щеке актриса сделала своей «изюминкой» и непременно подчеркивала ее коричневым карандашом.
Все грани соблазна: стиль Мэрилин Монро на экране и в жизни
Идеальные параметры, рост и вес актрисы позволяли ей носить практически любые наряды - Мэрилин выглядела невероятно женственно даже в широких мужских рубашках и укороченных брючках. Однако свое предпочтение актриса отдавала подчеркнуто женственным, соблазнительным нарядам, облегающим фигуру.
Платья
Главным предметом в гардеробе актрисы всегда были платья.
В течение жизни вес актрисы незначительно колебался, однако пропорции оставались неизменными - и Мэрилин умело подчеркивала соблазнительные изгибы облегающими фасонами.
Многие платья Мэрилин Монро стали знаковыми и узнаваемыми: белоснежное платье с глубоким вырезом и летящей плиссированной юбкой, так эффектно запечатленное на фото развевающимся на ветру. Полупрозрачное облегающее, украшенное стразами, телесного цвета платье, в котором актриса поздравляла президента с днем его рождения (несмотря на его кажущуюся легкость, вес его составлял несколько килограмм). Цикламеновое платье-бюстье с бантом и перчатками в тон из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок» (на следующем фото). Черное платье с белым бантом на груди - все они стали одними из самых узнаваемых в истории моды предметами гардероба.
Кадры из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок»
В гардеробе кинодивы можно выделить два любимых фасона платьев: облегающий, сидящий как вторая кожа футляр и приталенное платье с расклешенной юбкой (на фото ниже).
Многие платья Мэрилин имели весьма глубокое декольте и открывали плечи и руки. Чтобы носить столь откровенные платья с достоинством и контролировать свой вес, Мэрилин ежедневно выполняла упражнения с гантелями.
Юбки и брюки
В обычной жизни предпочитала сдержанный стиль: одним из любимых комплектов актрисы был простой свитер или водолазка в сочетании с облегающей юбкой-карандаш длиной до колен.
Мэрилин выбирала гладкие ткани и предпочитала простые базовые цвета - черный, серый, белый или бежевый. Расклешенные летящие юбки также присутствовали в гардеробе звезды - она сочетала их с рубашками или укороченными топами.
Рост актрисы позволял ей носить укороченные брюки - сохранилось множество фото, на которых звезда запечатлена в своих любимых клетчатых брючках.
Топы, блузы и жакеты
Жакеты были излюбленным предметом повседневного гардероба звезды - она предпочитала узкие, приталенные модели, часто отделанные мехом модели.
В гардеробе актрисы было много свитеров, водолазок и топов, которые мы сегодня назвали бы кроп - укороченные модели, заканчивающиеся под грудью. Однако, за исключением фото с курортов, звезда не оголяла живот и сочетала такие топы с юбками и брюками с завышенной талией. Такой фасон визуально увеличивал рост и подчеркивал женственные пропорции.
Еще один любимый предмет гардероба кинодивы - белые рубашки в мужском стиле. Их Мэрилин завязывала под грудью, заправляла в брюки или носила на выпуск. Идеальные рост и вес актрисы позволяли ей выглядеть соблазнительно даже в свободной одежде.
Верхняя одежда
На публике Мэрилин часто появлялась в роскошных или накидках.
Любимой у актрисы была белая шубка из горностая. также присутствовали в гардеробе дивы: накинув его на плечи, Мэрилин даже с трапа самолета спускалась настоящей дивой. На следующем фото - любимое черно-белое пальто актрисы.
Обувь
«Дайте женщине пару туфель на шпильках, и она завоюет весь мир» — утверждала великая Монро. Мэрилин знала, о чем говорит - своей знаменитой волнующей походкой она отчасти обязана туфлям на высоких каблуках. Лодочки и босоножки с открытым мыском на тонких каблучках - любимые модели актрисы. Чтобы визуально увеличить рост и сделать ноги ещё более длинными, Мэрилин часто выбирала модели телесного оттенка.
Секреты красоты великой блондинки
Идеальные параметры и вес актрисы - не столько дар природы, сколько результат непрерывной работы звезды над собой. Каждое утро актриса начинала с физических упражнений с небольшими гантелями - именно они помогали актрисе укрепить грудные мышцы и гордиться соблазнительным бюстом, а также сохранять тонкую талию. Быстро сбросить вес перед съемками актрисе помогало плавание.
Рост актрисы требовал от нее удерживать вес в 53 - 55 кг, и в начале актерской карьеры меню актрисы составлял в основном фастфуд (гамбургеры и арахисовое масло). Впоследствии голливудские диетологи разработали для Мэрилин особую диету, помогавшую быстро прийти в форму перед съемками. Поддерживала вес актриса, употребляя в пищу в основном белки и отказываясь от сложных углеводов.
У феномена Мэрилин Монро множество составляющих: это не только красота, но и неповторимый стиль, естественность, умение раскрыть свою женственность при помощи одежды, а ещё - уверенность в своей неотразимости и любовь к себе.