Как фехтовать мечом. Реконструкция фехтования на световых мечах
Нередко возникают вопросы на тему «зачем нужно изучать фехтование в XXI веке?» Не будешь же таскать с собой меч для самообороны, да и пистолет все равно эффективнее. С этим никто не спорит.
Если вам непонятны причины, по которым люди продолжают заниматься изучением боя на холодном оружии - читайте дальше. Если вам лично все понятно, но вопросы «а зачем тебе это?» надоели, то можете свободно пользоваться этими причинами в качестве типовых ответов.
1. Психологическая закалка
Ни для кого не секрет, что одно из важнейших слагаемых победы - это психологическое состояние. Сила воли, умение контролировать собственный страх и действовать так, как диктует разум. Также ни для кого не секрет, что любая действительно работающая система боевых искусств, в программу изучения которой входят реалистичные спарринги, непременно дает этот эффект.
Фехтование позволяет добиться его значительно быстрее по сравнению с прочими видами боевых искусств. Просто невозможно биться на стальных или даже деревянных клинках, не контролируя свой страх. Психологическое состояние бойца даже у совершенно мирных людей проявляется чуть ли не на первом удачном спарринге. При использовании более безопасных деревянных мечей этот процесс затягивается, но не слишком надолго.
Даже если вам не очень интересны остальные аспекты фехтования, если вы предпочитаете заниматься рукопашным боем или постоянно носите с собой огнестрельное оружие, то всё равно обратите внимание на этот важный момент. Используя данное свойство фехтования, можно очень здорово повысить результативность тренировок по рукопашному бою, как лично для себя, так и для учеников.
Более важным в повседневой жизни эффектом является постоянное спокойствие, уравновешенность и способность дать сдачи не только палкой по голове, но и в словесной баталии. Общаясь с начальством или неким представителем власти, например. Неважно, чем вы сражаетесь: бокеном, стальной шпагой или собственным острым языком. Ощущения в конфликтных ситуациях примерно одни и те же, только острота сильно отличается. Если вы не боитесь сражаться на мечах, то вас мало чем можно поколебать.
2. Защищённость
Очевидно, что человек с оружием при прочих равных гораздо опаснее для своих противников, чем человек без оружия. В древности проблем с ношением оружия было несколько меньше, чем сейчас, особенно для представителей воинских сословий. Хотя, если под оружием рассматривать не только мечи, а ещё и дубины с топорами, то проблем точно не было ни у кого. При этом именно холодное оружие обычно решало исход большинства сражений. Луки, конечно, оказывали заметное влияние на войну, но без холодного оружия побеждать удавалось мало кому.
Если абстрактному человеку нужно было научиться противостоять бандитам, то для него как раз имело смысл изучать технику работы оружием. Пусть дорожным посохом, а не мечом, но именно оружием. Про профессиональных военных и говорить не приходится. Какой смысл посвящать максимум своего внимания рукопашному бою, если ты всегда вооружён и твоя работа - именно использование этого оружия?
Ни в коем случае не хочу сказать, что рукопашный бой бесполезен. Просто фехтование позволяет быстрее достичь весомых результатов. Допустим, вы возьмете двух ничего не умеющих человек и начнете учить одного рукопашному бою, а другого - фехтованию. Если через неделю обучения вы предложите им сразиться друг с другом - результат будет вполне предсказуем.
И почему, собственно, не носить с собой меч для самообороны? Даже если меч не подходит, всегда можно воспользоваться тростью, зонтом, топором или первой попавшейся под руку палкой. Человек с палкой, знающий, как ей пользоваться, практически неуязвим даже для группы невооружённых агрессоров.
Более того, длинная палка может быть значительно эффективнее ножа, особенно если противник, вооружённый ножом, не привык работать против фехтовальщика. А фехтовальщиков вообще встретишь не часто.
Ношение меча для самообороны - не такая уж безумная идея, кстати говоря. Совершенно необязательно затачивать клинок до боевого состояния, нарушая закон. Даже не заточенный, совершенно легальный тренировочный меч из хорошей стали вполне может нанести противнику травмы, несовместимые с продолжением агрессии. Кроме того, серьёзное использование меча вводит в ступор. Никто такого не ждет.
Кстати, в среднем масса одноручного или даже полуторного меча колеблется в пределах 1 - 1,5 кг. Добавьте с запасом еще полкило на ножны - не так уж и тяжело. На практике имеют смысл два варианта: трость с длинным прямым клинком японского или шпажного типа, или же короткий меч где-нибудь под курткой. Короткий меч весит заметно меньше килограмма и, в общем, не вызывает никаких проблем при постоянном ношении. Подчёркиваю, что заточка не обязательна. Тупой стальной меч спокойно крошит дерево, оставляя достаточно заметные зарубки, а человеческое тело гораздо мягче дерева.
3. Быстрое достижение результата
Рукопашному бою учиться долго. Понятно, что человек, поступивший в некую усреднённую секцию рукопашного боя, скажем, за десять занятий мало чего достигнет. Фехтовальщик после тех же десяти занятий уже сможет небезуспешно сражаться с гораздо более опытными противниками. Кроме того, более-менее опытный фехтовальщик способен изучать технику рукопашного боя гораздо быстрее человека, не имеющего навыков работы с оружием. В ряде лучших современных школ боевых искусств, нацеленных на рукопашный бой, это понимают.
Почему так происходит?
Самая главная причина: бой даже на деревянных мечах, для начинающего участника кажется несравненно более опасной ситуацией по сравнению с кулачным спаррингом. Серьёзное и сфокусированное отношение к процессу приходит само собой. Страх - плохое чувство. С ним надо бороться и искоренять. И наилучший способ сделать это - повернуться к страху лицом и пойти на него в атаку, не закрывая глаза.
Несколько лет назад я учил одного человека фехтованию. На тот момент мы использовали деревянные мечи, для железа он ещё, в общем, не был готов. Когда речь зашла о постановке блоков, ученик постоянно совершал одну и ту же ошибку: защищаясь, он располагал меч слишком близко возле головы. Физически он был развит весьма неплохо, поэтому остановка лёгкого удара деревянным мечом не являлась какой-то проблемой.
Но так ставить блоки неправильно. Для того чтобы объяснить суть проблемы, я предложил взять тренировочные стальные мечи - без заточки, но с совершенно реальной массой. После первого же удара более тяжёлым оружием, продавливающим его защиту, ученик всё понял. Лязг стальных клинков моментально объяснил ему, где он был неправ: если наносить чуть более мощный удар, чем я позволял себе в процессе обучения, то руки спружинят и клинок противника всё-таки достанет до головы. Когда мы вернулись к деревянным мечам, этой ошибки ученик больше не допускал.
4. Скоростная подготовка к изучению рукопашного боя
В древности изучение боевых искусств начиналось именно с оружия. На то было две причины.
Первая: хоть сколько-то обученный владеть оружием человек уже является действующей моделью воина. Он достаточно опасен для недоброжелателей и способен защитить себя без особых проблем.
Вторая: общие принципы в рукопашном бое и фехтовании совершенно одни и те же, только оружие ещё менее простительно к совершению ошибок. Пропущенный удар кулаком, конечно, может быть опасным и даже фатальным, но не со 100%-ной вероятностью. Результат пропущенного удара оружием очевиден.
Рукопашный бой как более сложная и менее часто используемая дисциплина изучался уже после освоения более простых и эффективных способов защиты и нападения. Молодой боец сначала учился побеждать противников с помощью специальных средств и только потом переходил к более сложным техникам рукопашного боя.
Даже сейчас в большинстве серьёзных школ рукопашного боя оружие, так или иначе, используется. По историческим причинам приоритет сместился, так как традиционное холодное оружие, конечно, проигрывает огнестрельному по эффективности на поле боя. Поэтому изучают то, что более часто применяется, то есть рукопашный бой без оружия. Кроме того, исторические причины во многом заставили переделать многие традиционные боевые искусства в спортивно-оздоровительные комплексы. Иных возможностей для выживания у них не было. Сейчас таких проблем не существует, так что можно спокойно заниматься чем угодно.
Фехтование приводит к пониманию основных боевых принципов, учит правильно двигаться и даёт множество совершенно необходимых в рукопашном бою навыков. Причём с помощью фехтования основа для рукопашного боя даётся даже быстрее, чем непосредственно при изучении рукопашного боя.
5. Традиция
Выше уже было сказано, что в старые времена обучение боевым искусствам начиналось именно с оружия. На то были вполне объективные причины. Но кроме них, можно задуматься ещё и о некоем восстановлении исторической справедливости и возвращении к корням искусства. Для любителей истории это может быть очень важно.
Нужно заметить, что вообще противопоставление фехтования и рукопашного боя неверно в принципе. Оно справедливо лишь для вырожденных спортивных дисциплин с массой искусственных ограничений. В реальном бою никто не будет снимать с вас очки за творческое использование свободной руки. Вы можете, например, ударить противника в лицо кулаком или задержать его руку с оружием на долю секунды, необходимую для нанесения удара.
Но подобные техники требуют сравнительно высокого уровня мастерства. Не уверенному в своей подготовке новичку до поры до времени имеет смысл сделать больший упор на исследование возможностей своего оружия. К рукопашному бою лучше переходить только когда противник перестанет казаться таким большим, быстрым и страшным.
Именно так рассуждали учителя боевых искусств тогда, когда эти искусства что-то значили.
6. Оздоровление
В наше сложное время многие люди не поднимают предметов тяжелее компьютерной мышки и мобильного телефона. Меч массивнее, да и мышц в фехтовании задействовано значительно больше. Пять минут спаррингов на полной скорости с перерывами для приведения себя в чувство изматывают сильнее, чем получасовая пробежка трусцой или даже комплекс упражнений в спортивном зале.
Мышцы от подобных нагрузок растут не сильно - это к культуристам. Происходит укрепление связок и сухожилий, тренировка выносливости. Если совмещать фехтование и тяжёлую атлетику, то из вас может получиться настоящий терминатор.
7. Адреналин
Мирная, размеренная офисная жизнь. Телевизор, друзья, работа, вторая половина, пиво, сон. Разве что компьютерные игры да футбол дают современному человеку хоть какую-то встряску, прилив эмоций!
Как-то смешно говорить о том, что фехтование - это значительно более адреналиновая деятельность, чем все то, к чему мы привыкли в нормальных условиях. Даже пейнтбол не идет ни в какое сравнение по эмоциональной нагрузке. Навести на человека мушку с целиком и нажать на спусковой крючок, отправив в него шарик с краской - дело хорошее, интересное и увлекательное. Но стремительный бой на мечах - блоки, атаки, парирования, контратаки, сокращение и разрыв дистанции… Трудно найти что-то аналогичное, дающее такой же заряд драйва и хорошего настроения надолго!
8. Реакция и точность
К важнейшим свойствам фехтовальщика относятся чувство времени и чувство дистанции. Правильный расчет скорости и точности действия, выполненного именно тогда, когда это было необходимо - залог успеха в любом поединке. Приобретённые навыки не покидают фехтовальщика и в повседневной жизни. Настоящий боец не теряется в неожиданной ситуации, моментально и точно реагируя самым правильным образом. Этот результат изучения фехтования, перекликающийся с психической закалкой, способен изменить вашу жизнь в лучшую сторону в самых неожиданных её областях.
9. Болевой порог
Изучение любого боевого искусства сопряжено с травмами - это аксиома. Фехтование не является исключением, поэтому новички и должны использовать мечи из дерева и других, еще менее опасных материалов. В любом случае, удары время от времени пропускаются. Серьезных травм в нормальных школах практически не бывает, но синяки - дело совершенно обыденное.
Фехтовальщик, привыкший получать удары деревянным или даже тупым стальным клинком, обладает значительно более высоким болевым порогом по сравнению со средним человеком. В первую очередь меняется не чувство боли, а отношение к ней. Люди, не понаслышке знакомые с фехтованием, совершенно иначе реагируют, скажем, на полученный удар милицейской резиновой дубинкой со стальным стержнем. Во-первых, удар оружием будет инстинктивно парирован, ослаблен. Во-вторых, по сравнению с ударом деревянного или, тем более, стального меча, резина - это детский лепет.
10. Отличное хобби.
Как говорит мой отец, «надо же на чём-то сидеть». У всех есть свои интересы и хобби. Кто-то смотрит телесериалы, кто-то пьет водку, кто-то собирает марки, кто-то играет в футбол.
Изучение фехтования, как правило, сопряжено с коллекционированием холодного оружия – преимущественно пригодного для использования на тренировках, а не боевого, нелегального в нашей стране. При желании можно вкладывать в покупку снаряжения и оборудование места для тренировок бешеные деньги. При отсутствии желания или возможностей можно обойтись минимумом, посвящая все внимание тренировками с ограниченным арсеналом.
В процессе изучении фехтования сами собой в голову приходят исторические знания. То есть их вроде бы специально и не изучаешь, а все равно нахватаешься так, что мало не покажется.
Еще один побочный эффект, на сей раз неоднозначный - изменение отношения к некоторым культурным произведениям. Скажем так: лично мне нравится «Горец», как оригинальный фильм, так и сериал. Нравится там всё, кроме постановочных и нереалистичных боев на мечах. Они зрелищны и красивы, это понятно! Но при виде подобных выступлений у понимающего человека возникает желание смеяться и плакать одновременно. В книгах и компьютерных играх та же самая проблема: читаешь / играешь и не веришь в происходящее, потому что понимаешь, как это все должно работать на самом деле.
Пожалуй, это можно считать наиболее заметным негативным последствием занятий фехтованием. Не бывает же чего-то абсолютно и безоговорочно хорошего, верно? Но, на мой взгляд, это не слишком большая плата за все преимущества фехтования.
11. Совершенствование
Естественным желанием для многих является стремление к самосовершенствованию. Улучшение себя в целом или в какой-то узкой теме - это достойно и интересно, это то, ради чего стоит жить!
Во-первых, фехтование позволяет совершенствоваться непосредственно в искусстве боя на холодном оружии. Хотя для достижения приличных результатов не требуется так уж много времени, бой на мечах, как и любое другое боевое искусство, может изучаться всю жизнь.
Кроме того, приобретение и оттачивание навыков фехтования естественным образом улучшает совершенно неожиданные стороны жизни, казалось бы, не связанные с боевыми искусствами напрямую. Если хотите превзойти себя - возьмите в руки меч.
12. Романтика
Меч в руках вызывает особенные чувства, не похожие ни на какие другие. Нож или пистолет не дают такого эффекта. И он лишь усиливается, когда вы не просто держите в руках оружие, а еще и умеете им пользоваться.
Мушкётеры, самураи, рыцари, пираты, викинги, ниндзя - неужели вам никогда не хотелось ощутить себя в шкуре кого-то из них? Холодное оружие сопровождало человечество на протяжении нескольких тысяч лет. Человек с мечом окружается совершенно неповторимым романтическим ореолом.
Фехтование просто не может не нравиться!
Внешний вид римских воинов, их оружие и доспехи можно реконструировать по данным археологических источников. Но, не довольствуясь полученной статичной картиной, историки стремятся выяснить, как именно это военное снаряжение использовалось. Информация из исторических источников и эксперименты с современными репликами древнего снаряжения позволили с высокой долей вероятности представить римскую технику боя. Какой же она была?
Боевое снаряжение и военное обучение
Римский легионер эпохи классической и поздней Республики в бою вооружался мечом, щитом и двумя дротиками. При сближении с противником легионеры сперва метали в него дротики, а затем атаковали с мечом в руках. Римский меч (gladius hispaniensis) имел длинный, от 68 до 76 см, и узкий (4 см шириной), слегка сужающийся в середине клинок с вытянутым тонким остриём, одинаково хорошо приспособленный как для нанесения укола, так и для рубки. Такая форма клинка получила широкое распространение после II Пунической войны.
Римские мечи начала II века до н. э. - второй половины I века н. э.
В рукопашной схватке, которой обычно заканчивалось сражение, мечи были страшным оружием в руках римских легионеров. Психологический эффект, который производило это оружие и наносимые им раны, красочно описан Ливием в одном из эпизодов, приуроченных к началу II Македонской войны:
«…тела, изуродованные испанскими мечами, руки, отсечённые одним ударом вместе с плечом, отрубленные головы, вывалившиеся наружу кишки и многое другое, столь же страшное и отвратительное, македоняне ужаснулись тому, с какими людьми и против какого оружия придётся им иметь дело».
Обучение фехтованию на мечах входило в подготовку римских легионеров. О том, как оно велось, известно со слов позднеантичного автора Вегеция Рената:
«Древние следующим образом вели упражнения с новобранцами. Они сплетали из прутьев, наподобие плетня, закруглённые щиты, с тем чтобы этот “плетень” весил вдвое больше, чем обыкновенный, государством установленный щит. Равным образом вместо мечей новобранцам давались деревянные дубины тоже двойного веса. И вот таким образом не только утром, но и после полудня они упражнялись на деревянных чучелах… Каждый отдельный новобранец должен был вбить для себя в землю такое отдельное деревянное чучело, так чтобы оно не качалось и имело 6 футов в высоту. Против этого чучела, как бы против своего настоящего врага, упражняется новобранец со своим “плетнём” и с дубиной, как будто с мечом и щитом; он то старается поразить его в голову и лицо, то грозит его бокам, то, нападая на голени, старается подрезать ему подколенки, отступает, наскакивает, бросается на него, как на настоящего врага; так он проделывает на этом чучеле все виды нападения, всё искусство военных действий».
Вегеций специально оговаривает, что при упражнениях особое внимание уделялось тому, чтобы боец, нанося удар, не отводил в сторону руку со щитом и не открывал тем самым себя для удара противника. С этой целью, по его словам, римляне стремились учить новобранцев колоть, а не рубить:
«Удар рубящий, с какой бы силой он ни падал, не часто бывает смертельным, так как жизненно важные части тела защищены и оружием, и костями; наоборот, при колющем ударе достаточно вонзить меч на два дюйма, чтобы рана оказалась смертельной, но при этом необходимо, чтобы то, чем пронзают, вошло в жизненно важные органы. Затем, когда наносится рубящий удар, обнажаются правая рука и правый бок; колющий удар наносится при прикрытом теле и ранит врага раньше, чем тот успеет заметить. Вот почему в сражениях римляне пользовались преимущественно этим способом».
Рисунок Питера Коннолли с реконструкцией процесса обучения римских солдат фехтованию
Та же техника, по словам Вегеция, использовалась при обучении бойцов в гладиаторских школах. Боец, прошедший там выучку, умел с одинаковой ловкостью сражаться как левой, так и правой рукой и владел самыми изощрёнными приёмами фехтования. Римский оратор Квинтилиан сравнивал с поединком гладиаторов реплики, которыми обменивались адвокаты в суде:
«…вторые позиции их становятся третьими, если первая была исполнена для того, чтобы спровоцировать противника на удар, и четвёртыми, если уловка двойная, так что необходимо дважды парировать и дважды наносить удар».
Подготовка рядовых солдат не была столь изощрённой. Однако в 105 году до н. э. консул Публий Рутилий, отправляясь на войну против кимвров, поручил учителям фехтования из гладиаторской школы Аврелия Скавра преподать легионерам более сложные приёмы нанесения и отражения ударов.
Фехтование гладиаторов. Терракотовая статуэтка I века н. э.
Римская техника боя
О способе и технике римского фехтования имеется ряд прямых указаний в повествовательных источниках. Одно из наиболее подробных описаний принадлежит Дионисию Галикарнасскому. Рассказывая о войнах, которые римляне вели против галлов в IV веке до н. э. , греческий историк сравнивает характерную манеру сражаться обоих противников:
«Принятый у варваров способ сражаться… был беспорядочным и непричастным к военному искусству. Ведь они то поднимали мечи вверх и наносили удары, наваливаясь всем своим телом подобно каким-то дровосекам или землекопам, то направляли неприцельные удары сбоку, словно намереваясь разрубить вместе с самими доспехами всё тело противника. Затем острия своих мечей они отводили в сторону. У римлян же защита и боевые приёмы против варваров были хорошо отработаны и обеспечивали значительную безопасность. Ведь когда варвары ещё только заносили свои мечи, они, поднырнув под их руки и поднимая вверх щиты, а затем ссутулившись и пригнувшись, делали их удары бесполезными и напрасными, поскольку направлялись те слишком высоко. Сами же они, держа мечи прямо, били врагов в пах, пронзали бока и поражали внутренние органы ударами в грудь. А у кого видели эти части тела защищёнными, тем подрезали сухожилии под коленями или на лодыжках и опрокидывали их на землю - скрежещущих зубами, кусающих щиты и издающих крик, похожий на рёв, как дикие звери».
Терракотовая статуэтка II века до н. э., изображающая описанную у Дионисия Галикарнасского низкую стойку. Античное собрание, Берлин
Весьма схожее описание поединка между галльским зачинщиком и ответившим на его вызов римским воином мы встречаем у Тита Ливия:
«Когда бойцы стали друг против друга между рядами противников и столько народу взирало на них со страхом и надеждою, галл, возвышаясь как гора над своим соперником, выставил против его нападения левую руку со щитом и обрушил свой меч с оглушительным звоном, но безуспешно; тогда римлянин, держа клинок остриём вверх, с силой поддел снизу вражеский щит своим щитом и, обезопасив так всего себя от удара, протиснулся между телом врага и его щитом; двумя ударами подряд он поразил его в живот и в пах и поверг врага, рухнувшего во весь свой огромный рост».
Важнейший элемент обоих описаний - низкая стойка римских воинов. Пригнувшись, воин почти полностью скрывается за большим ростовым щитом, на который он принимает мощные рубящие удары галльского меча. С этой целью, как рассказывает Полибий, верхняя и нижняя кромка римского щита обивалась железом. Прячась за щитом и улучив благоприятный момент, римлянин колол своего противника остриём меча. Удар наносился снизу вверх, в качестве цели выбирались грудь, бока и живот, которые у галлов не были защищены доспехом.
Реконструкция сражения римлян с галлами Ангуса Макбрайта. На переднем плане художник изобразил характерную низкую стойку легионера, который пытается поразить своего рослого противника остриём меча в бок
Римская техника боя и военное снаряжение
Британский историк и археолог Питер Коннолли попытался воссоздать используемую римлянами технику фехтования, исходя из анализа римского военного снаряжения второй половины I века до н. э. - начала I века н. э. Римские легионеры в это время носили кольчугу с дополнительными усилениями наплечников, голова воина была защищена высоким куполообразным шлемом с широким назатыльником и большими нащёчниками, практически полностью закрывавшими лицо.
В начале I века н. э. купол шлема приобрёл более округлую форму, спереди в лобной части его стали украшать рельефными бровями и узким, выступающим вперёд козырьком. Назатыльник шлема увеличился в размерах, задняя часть купола стала снабжаться несколькими рёбрами жёсткости. Нащёчники также увеличились и приобрели широкие боковые поля, позволяющие закрыть верхнюю часть шеи. В нижней части обода шлема стали делать полукруглый вырез для ушей, сверху закрытый широкой изогнутой пластиной.
Римские шлемы I века н. э.
Очевидно, появление козырька и рельефных бровей в лобной части купола, широких нащёчников и наушей имело целью повысить защитную функцию шлема и обезопасить голову и верхнюю часть плеч воина от ударов мечей. Однако, размышляет британский исследователь далее, почему римляне использовали столь сложный дизайн формы шлема, а не снабдили просто свои шлемы широкими полями, как до них это делали оружейники на эллинистическом Востоке? Ответ, который он находит, состоит в том, что такой формы шлема требовал римский способ боя.
«Шлем этой формы предназначен для того, чтобы защищать бойца, привыкшего сражаться согнувшись, в нижней стойке. Такой боец должен смотреть снизу вверх и защищаться от ударов в голову, которые, скользя по шлему, могут поразить его в лицо или в плечи и верхнюю часть спины. Это тактика бойцов небольшого роста, в бою колющих своих более рослых противников в живот. При такой тактике глубокий назатыльник на шлеме должен был ограничить возможность наклона головы, а широкий козырёк на уровне глаз стал бы ограничивать сектор видимости».
Поздние изменения
Изменения римского военного снаряжения, которые происходили в течение второй половины I - начале II века н. э., неминуемо отражались на технике боя. Римский легионер этого времени , вид которого известен, прежде всего, по рельефам колонны Траяна, облачен в наборный пластинчатый панцирь, защищён щитом прямоугольной формы. Его меч имеет гораздо более длинный клинок с коротким остриём и, следовательно, лучше приспособлен для нанесения рубящего удара, чем для укола. Легионеры Траяна в бою с врагами должны были использовать гораздо более прямую стойку с опорой корпуса на широко расставленные ноги. Воин стоял к противнику левым плечом вперёд, щит в опущенной книзу левой руке надёжно защищал его от направленных на него ударов. Центр тяжести переносился на выставленную вперёд левую ногу, которая защищалась поножей. В этой характерной позе римские легионеры изображены на рельефах колонн Траяна и Марка Аврелия, а также других победных монументов II века н. э.
Реконструкция Ангуса Макбрайта сражения римлян с даками начала II века н. э. В основе лежит рельеф, изображённый на следующей иллюстрации
Рассказывая о сражении римлян с бриттами у Граупийских гор, Корнелий Тацит следующим образом описывал используемую ими технику боя:
«Агрикола обратился к четырём когортам батавов и двум тунгров, призвав их пустить в ход мечи и вступить в рукопашную схватку, в чём благодаря длительной службе в войске они были опытны и искусны, и что давало им перевес над врагами, ибо лишённый острия меч британцев непригоден для боя, в котором враги, столкнувшись грудь с грудью, вступают в единоборство. И вот батавы стали обрушивать удары своих мечей на британцев, разить их выпуклостями щитов, колоть в ничем не прикрытые лица и, сокрушив тех, кто стоял на равнине, подниматься, сражаясь, по склону холма, а остальные когорты, соревнуясь с ними и поддержанные их натиском, стали рубить всех попадавшихся им навстречу».
На одном из рельефов Трофея Траяна из Адамиклисси мы видим, как римский воин использует свой щит для нанесения удара своему противнику. С этой целью он упирается в его плоскость плечом, затем делает быстрый шаг вперёд и обрушивается на своего врага всей массой тела, стремясь опрокинуть его навзничь или вывести из равновесия. Когда противник, ошеломлённый ударом, открывается, римлянин наносит ему укол остриём меча в левый бок. Таким-то образом, согласно описанию Валерия Максима, «…то отталкивая врагов щитом, то пронзая их лезвием» , римские солдаты действовали на поле боя.
Рельеф с Трофея Траяна из Адамиклисси, поставленного в ознаменование победы над даками
Позже ту же технику боя описывал Аммиан Марцеллин, упоминая также о её гладиаторском происхождении:
«Наши солдаты укрепили строй… и с большим воодушевлением возобновили бой; уклоняясь от ударов и прикрываясь по способу мирмиллонов, они кололи врага в бок, если тот в гневе открывался».
Литература:
- Connolly P. The Reconstruction and Use of Roman Weaponry in the Second Century BC. - Journal of Roman Military Equipment Studies 11, 2000. - Pp. 43–46.
- Connolly P. The Roman Fighting Technique Deduced from Armour and Weaponry. Roman Frontier Studies 1989: Proceedings of the XVth International Congress of Roman Frontier Studies, eds. Valerie A. Maxfield and Michael J. Dobson. - Exeter, 1991. Pp. 358–363.
- Junkelmann M. Die Legionen des Augustus. Der romische Soldat im archaeologischen Experiment. - Mainz am Rhein, 2003. - 342 S.
- Junkelmann M. Das Spiel mit dem Tod. So kämpften Roms Gladiatoren. - Verlag Philipp von Zabern, Mainz, 2000. - 270 S.
- Sumner G. Roman Army. Wars of Empire. - London, 1997.
- Хёфлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. - М., 1992. - 270 с.
Кто из нас в детстве, насмотревшись фильмов про отважных мушкетеров, начитавшись книг про храбрых рыцарей, не устраивал грандиозные дворовые баталии, воображая себя мастером клинка, гуру фехтования! Впрочем, мушкетеры и прочие рыцари сражались, как правило, на шпагах; фехтовать, однако, можно и с помощью других видов холодного оружия. Например, мечей. Какова техника владения мечом и чем он отличается от остальных своих "собратьев по цеху"?
Что такое меч
Прежде чем говорить о владении мечом, нужно сначала понять, что это вообще такое и чем отличается, например, от шпаги или сабли. Итак, меч - это, разумеется, вид холодного оружия с не длиной более 60 сантиметров. Он предназначен в первую очередь для рубящих ударов, поэтому его называют еще видом наступательного оружия. Также мечом возможно наносить удары колющего характера.
Меч: история оружия
Вообще, нужно отметить, что мечи в силу разных факторов и причин (о них будет сказано далее) всегда были довольно дорогостоящим оружием, доступным далеко не каждому; несмотря на это, не что-нибудь иное, а именно меч и щит стали истинным символом воинского дела и настоящего воина.
В качестве предшественницы меча историки называют, как правило, дубинку, или же палицу - она изготавливалась из камня или очень твердого дерева, при этом кромки ее были крайне острыми, способными порезать. С освоением же металлов люди научились создавать и настоящие мечи. Первые из них были бронзовыми и появились настолько давно, что даже не верится - аж в начале второго тысячелетия до нашей эры. До конца шестнадцатого века холодное в частности) пользовалось большой популярностью у европейцев, уступив позже место саблям и шпагам; что же касается Руси и ее жителей, то интерес к мечу угас у них еще раньше - на его место пришла все та же сабля (в четырнадцатом столетии).
Издавна меч считался как боевым, так и охотничьим видом оружия. О последней функции меча мы говорить не будем, а вот про данное оружие как средство для битвы - расскажем. В этой связи как раз и уместно вернуться к вопросу о том, почему же меч являлся дорогостоящим удовольствием.
Особенности меча
Высокая стоимость данного вида холодного оружия напрямую связана с его особенностями. Так, например, длина клинка меча достаточно велика - порядка шестидесяти (а то и больше) сантиметров, но, несмотря на это, заточен он всегда на всю длину целиком. Такое решение позволяет поражать ударом гораздо большую площадь. Кроме того, это увеличивает шансы на попадание "точно в яблочко" и обеспечивает довольно внушительный список техник владения мечом.
Еще одна особенность данного оружия заключается в том, что само его производство достаточно трудоемко и требует гораздо больших затрат, нежели те же сабли, скажем, или шпаги. На создание мечей уходит больше металла, материал для подобного изделия должен быть действительно качественным, а уж изготовление клинка доверить можно только высококвалифицированному специалисту. Как легко можно догадаться, данный фактор также не удешевляет стоимость готового оружия.
Влияет на цену и необходимость постоянно поддерживать клинок в надлежащем виде - остром, что тоже довольно затратно и по силам, и по времени. Дело в том, что затупившееся лезвие при ударе в фехтовании на мечах не принесет желаемого результата. Тупой травмы оружие практически не наносит, а значит, становится бесполезным. Бесполезным в бою - мы ведь говорим именно о боевом мече!
У данного вида холодного оружия еще достаточно своих особенностей как положительного, так и отрицательного характера, присущих только ему, однако влияния на формирование стоимости - в отличие от вышеперечисленных факторов - они не оказывают.
Искусство фехтования
Фехтование - искусство владения холодным оружием, умение драться на нем, способность наносить удары сопернику, уклоняясь при этом от его выпадов. Слово это произошло от немецкого глагола fechten, что означает "сражаться". Первоначально для соревнований и турниров по фехтованию использовали рапиру - длинный тонкий узкий клинок, со свистом рассекающий воздух. Уже позже фехтовать стали и на шпагах, и на саблях, и на мечах.
История фехтования
История фехтования уходит далеко-далеко в древность. Известно, что уже в древних Индии, Японии, Китае и Египте обучали боям на палках (в Китае - бамбуковых) со специальной предохранительной рукояткой, которая защищала руку с оружием. А первые соревнования по данному виду спорта проводились в Египте еще за четыре столетия до появления Олимпийских игр! Впрочем, в те стародавние времена подобные игры и упражнения особого распространения не снискали, пока в Древней Греции не организовали школы по обучению владению холодным оружием. Тогда о фехтовании и заговорили как об искусстве, о зрелище. Кстати сказать, занимались в этих школах отнюдь не только взрослые - данная дисциплина была обязательной в процессе постижения разнообразных наук для ребятишек в возрасте от пяти до одиннадцати лет.
Вплоть до Средних веков доступно фехтование было исключительно представителям высших слоев населения, простой же народ обходился, как и прежде, палками. Каждый уважающий же себя рыцарь, дворянин считал делом чести обучаться этому искусству.
В тринадцатом веке появился первый учебник по данному виду спорта (вернее, правильным будет сказать - по боевому искусству, поскольку именно таковым фехтование тогда и считалось, к спорту его стали причислять уже в наши дни). Теоретически обоснованные принципы фехтования возникли лишь к шестнадцатому веку благодаря итальянцам. А уже в веке минувшем, в двадцатом, в 1913 году, в Париже была организована Международная федерация фехтования. Сейчас это искусство является одной из олимпийских дисциплин.
О некоторых видах мечей
Несмотря на то что меч - он, как говорится, "и в Африке меч", у него, как и у многих других видов оружия, есть свои разновидности. Все существующие мечи можно разделить на одноручные и двуручные. В отдельно взятое время в отдельно взятой стране имелись свои виды такого оружия. Так, например, акинак - меч скифов, водао - китайцев, гладиус - древних римлян; у скандинавов меч носил одноименное название (другой вариант - норманнский), в Индии был прямой меч с интересным названием пата (или пуддха)... Выделяют даже русский меч - он похож на скандинавский, но длиннее и легче. Все виды не перечислить - их несколько десятков, и каждый чем-то, да интересен.
Техника владения мечом
Самое главное, на чем заостряли внимание еще древние воители на мечах, - это скорость, с которой необходимо орудовать клинком (а не сила удара, как полагают многие). Чем быстрее ты действуешь, тем больше у тебя шансов первым убить (ну, или хотя бы покалечить) противника. Тем не менее для идеального владения мечом всегда была и остается необходимой хорошая физическая подготовка.
Поскольку основная его функция - нанесение рубящих ударов, именно этому моменту в инструкции по работе с данным видом холодного оружия уделяется особое внимание. Например, наносить его необходимо под определенным углом, следя за тем, чтобы плоскость клинка совпадала с плоскостью удара. В ней, в свою очередь, должны находиться сама цель, которую необходимо поразить клинком, а также кисть и локоть той руки, которая держит меч. Если не соблюсти это условие, большого вреда сопернику нанести не получится: клинок попросту соскользнет и повернется набок. Нужно заметить, что техника владения мечом - наиболее сложная из всех техник для разнообразных видов холодного оружия. Говорить о ней необходимо применительно к технике ведения рыцарского боя. Немалое значение в нем отводилось союзу щита и меча - в описании стоек боя положению как первого, так и второго уделялось особое внимание. Стойки и позиции - вообще один из основных элементов правильного ведения боя. Например, для того чтобы нанести мечом действительно сильный удар, способный значительно покалечить соперника (отсечь какую-либо часть тела, как вариант), нужно было занять исходное положение с упором на одну ногу - тогда вес тела и перемещение всего корпуса помогали совершить более сильный замах. При этом ступни от земли старались не отрывать - иначе можно было легко потерять равновесие, а значит, появлялась реальная угроза собственной жизни или здоровью. Это напрямую связано с уже упоминавшейся ранее скоростью, в том числе и реакцией. Молниеносно отвечать на выпады соперника, приседать, кружиться, поворачиваться, делать всевозможные "финты" и телодвижения, чтобы сбить с толку соперника - действительно хорошая тактика в бое на мечах. Так же как и взгляд в глаза своему оппоненту - они, как правило, выдают истинные намерения дерущегося. Впрочем, за самим оружием следить тоже все-таки стоит.
Колющие удары мечом, ставшие особенно популярными с четырнадцатого-пятнадцатого веков, следовало наносить либо в открытые части (например, в лицо, если забрало не было опущено), либо в места стыков доспехов. Еще один вариант - глазница шлема. Техника владения мечом предусматривала особый подход к поединку на лошадях. Так, допускалось с разгона нестись во весь опор на противника, выставив меч острием вперед, как копье. Таким образом можно было проткнуть насквозь даже защищенного со всех сторон оппонента.
Начиная с четырнадцатого века стали активно появляться учебники по фехтованию. С этого момента техника владения мечом постепенно сводилась к искусству фехтования в принципе, лишь базируясь на тех основных принципах, что указаны выше. Оно и понятно. Тот, кто виртуозно умел фехтовать, попросту не мог не одержать победу в бое на мечах.
Конечно, рыцарских турниров сейчас нет. Но если вдруг кто-то пожелает научиться владеть таким видом холодного оружия (фехтование на мечах все еще в цене) - вот информация, которую ему полезно будет знать:
- Перед занятием с мечом необходимо оценить его вес. Для этого следует поднять оружие вверх в вытянутой руке. Если меч не заваливается набок, ощущается достаточно тяжелым, но при этом не неподъемным - все хорошо.
- Если в процессе занятий возникло ощущение, что меч стал легче, необходимо сразу заменить его более тяжелым.
- Чтобы привыкнуть к любому оружию и суметь удержать его в руке, следует, тренируясь с мечом, выбирать наиболее тяжелые клинки.
- Стоит рассматривать меч как спортивный снаряд, а с каждым спортивным снарядом следует заниматься и выполнять комплексы упражнений. Необходимо регулярно делать это и здесь: очень полезными окажутся упражнения для рук - например ножницы. В каждую руку следует взять по мечу, а затем просто помахать ими. Еще одно упражнение - восьмерка. Сначала необходимо вытянутой вперед рукой рисовать в воздухе знак бесконечности, или перевернутую восьмерку. Привыкнув держать руку на весу, следует вооружиться мечом и повторить процедуру.
Кэндзюцу, или японское владение мечом
Как известно, японцы - большие знатоки по части сражений. Посему неудивительно, что именно в Стране восходящего солнца появилось свое собственное искусство владения мечом - кэндзюцу. Оно зародилось более тысячи двухсот лет назад и успешно существует и по сей день. Тренируясь, японцы занимаются с деревянными моделями мечей и отрабатывают различные боевые ситуации - это называется у них «ката». Они вновь и вновь повторяют одни и те же навыки, оттачивая их настолько филигранно, доводя до такого мастерства и автоматизма, что все эти боевые ситуации и приемы становятся для них уже рефлекторными. Таким образом, фехтуя, японцы сражаются на подсознательном уровне, не задумываясь, куда поставить ногу или направить оружие.
Кэндзюцу учит жесткой манере ведения боя - агрессивному, угрожающему поведению, наступлению на оппонента, демонстрируя свою силу, мощь и бесстрашие. В основном работают японцы с большим мечом под названием дайто, но те, кто уже достиг совершенства, способны тренироваться с небольшим коротким сето (заниматься с маленьким оружием сложнее, чем с длинным). Как и раньше, так и теперь в Японии существуют специальные школы фехтования, где желающих обучают всем методам, тонкостям и приемам кэндзюцу.
- Одним из предшественников данного оружия, помимо заостренных дубинки или палицы, называют топор.
- Цена меча, среднего по качеству, была равна в Средние века приблизительно стоимости четырех коров.
- Самым древним мечом в мире нынче считается бронзовый меч, найденный в Республике Адыгея и относящийся аж к четвертому тысячелетию до нашей эры. В настоящее время он находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
- Вес меча, стандартного одноручного, изготовляемого в Средние века, не превышал полутора килограммов, а двуручного - трех.
- Против соперников в кольчугах применяли рубящие удары, против тех, кто в латах, - колющие.
- Двуручные мечи использовались в основном для боев с конниками.
- Меч символизирует справедливость, правосудие и силу. А в буддизме меч - символ знания, разрубающего тьму незнания.
- Пока железо и сталь не получили столь грандиозного распространения, клинки изготавливали из меди.
- Гибрид двуручного и одноручного меча называется полуторным. Европейцы придумали ему "народное" наименование - "бастард".
Навыки владения мечом, как и уроки фехтования, на самом деле являются достаточно полезным делом для каждого по многим параметрам - особенно в наше неспокойное время. И даже если отбросить защитные функции данного вида спорта, то как минимум хорошую физическую подготовку фехтование подарит, вне всякого сомнения. Держать организм в тонусе и одновременно чувствовать себя героем рыцарских романов - что может быть интереснее?..
Если вы искали самоучитель по практике японского фехтования кендзюцу (иногда пишут по-другому: кен-дзюцу, кэн-дзюцу) то вы нашли его здесь. Если же вам нужен Учитель кендзюцу, то вам .
На данном сайте имеется раздел, описывающий последовательную практику японского фехтования кендзюцу. Этот раздел “Дистанционное обучение” (см. ссылку далее) представлен последовательным описанием практики с фото и видео материалом.
Как и ранее, довожу до вашего сведения (хотя наверняка вы имеете свое даже противоположное мнение), что самостоятельно изучать кендзюцу, впрочем как и другой вид специализации и мастерства, например: вождение автомобилем в экстремальной ситуации, управление самолетом (Боевые Искусства здесь не исключение), конечно можно, но изучить корректно – не возможно!
Если же вы считаете, что БИ можно изучить самоучкой без Учителя – флаг вам в руки!
Также понятно, что если вы находитесь вдали от нашей Школы, которая располагается в Санкт-Петербурге, то вы не можете практиковать у нас.
При этом у вас имеется выбор:
1) практиковать самостоятельно;
2) практиковать с нами у себя дома при нашем содействии, например, создав филиал;
3) практиковать с нами в Санкт-Петербурге.
Итак выбор за вами, пишите, звоните, мы ждем информации о вашем выборе.
Так же следует иметь ввиду, что имеется ОГРОМНАЯ разница между японским преподаванием кендзюцу (как историческое фехтование) и реальным японским кендзюцу, которое практикуем мы.
Вы спросите: в чем разница? Читайте ответ на .
Так же следует обратить внимание на наши 3 группы:
- кендзюцу,
- кендзюцу с неотъемлемой её частью тайдзюцу,
- кендзюцу с неотъемлемой её частью тайдзюцу.
Урок №04
04 Раздел “Кобудзюцу — фехтовальная техника”. Урок 01
Фехтовальная техника, как основа работы с клинком. “Склеенные мечи”. Кен-дзюцу, как открытая форма ведения боя клинковым оружием.
Кен-дзюцу -– искусство фехтования катаной, универсальным клинковым оружием, дающим возможность работать как тяжелым мечом, быстрой саблей, лёгкой шпагой или коротким мечом. Одновременное использование нескольких фехтовальных техник -– сложное и красивое искусство, напрямую связанное с уровнем владения собственным телом (тай-дзюцу, тай-сабаки) и “манипулированием” противником (тактика и стратегия хэйхо-дзюцу).
Вспомним о некоторых методах практики в Традиционной Школе:
1. Ката -– формальные сольные и парные упражнения
2. Рандори –- свободное фехтование
3. Специальные упражнения, в т.ч. тай-сабаки, субури
4. Тамеси гири -– разрубание предметов
5. Кумитэ -– различные виды соревнований, как доступный способ проверки результатов.
Ката (кадзё, форма), медитативная одиночная и парная практика с мечом в Японии, начинается с использованием “боккэн”, имитирующего настоящий меч – катану.
Для сравнения посмотрите два подхода в практике кен-дзюцу парных кадзё (ката, форм):
1-я форма стиля Катори. Омотэ-но тачи: Ицуцу-но тачи
1-я форма Син Кагэ стиля. Сан Гаку тай-но тачи. Итто Рёдан
Сразу бросается в глаза достаточно длинный ката в Катори, в т.ч. для более лучшего вхождения в медитативную практику (кстати на среднем и высоком уровне обучения они становятся значительно короче). А в Син Кагэ -– очень короткий ката (если не обращать внимание на нарочито «медленные» действия исполнителей в этом ролике), который можно выполнять двумя способами:
1. за счёт физической силы, грубо, но практично
2. технически тонко и более «мягко»
Вопрос: А можно ли изучить тонкую и мягкую работу катаной в короткой ката?
Ответ: Можно, если уже имеется достаточная чувствительность и умение работать не жестко.
Имеющиеся различия в технике специалистам видны невооруженным глазом:
– Катори использует прямолинейные силовые методы, простые и надежные, чем обусловлена её популярность в армейской среде. Катори никогда не была закрытой школой, и подобная демократичность сыграла роль спасательного круга в смутные времена, которые поглотили немало прекрасных стилей.
– Син Кагэ представляется некой противоположностью, так как практиковалась в рядах высшей знати. Приемы округлы, “мягки”, движения “тоньше”, точно выверены, акцент смещен в сторону мастерства, а не пробивной мощи. Наблюдается явно отличная от Катори стратегия КАГЭ (Тень) и Принципом Маробаси, “заимствованным” из более старинной Традиционной Школы Боевых Искусств (БИ) Кагэ-рю.
Кстати, стоит вспомнить, что Традиционные Школы в Японии, преподававшие в целях бизнеса, разделяли обучение как минимум на 3 уровня:
1. Омотэ -– открытый раздел, «скрывающий» истинные техники, которым обучали только своих;
2. Тюдан – средний;
3. Окудэн – закрытый.
И хотя, о раскрытии “тайн” в Омотэ говорить не приходится, в первых ката тем не менее можно найти ВСЁ из арсенала стиля.
Открою вам тайну: невозможно научиться «секретам» (даже если их тебе дают) в начале обучения, должно пройти некоторое время в наработке чувствительности собственного тела, видении преподаваемой техники и умении повторить.
Вопрос: Можно ли фехтовать без чувствительности?
Ответ: Можно и без чувствительности, но фехтованием это будет назвать затруднительно, не говоря уж о “секретах”. Но при этом работать мечом вы научитесь значительно быстрее. Поэтому мы начнем с практики Катори стиля одновременно со свободными спаррингами, а через некоторое время перейдем к стилю Син Кагэ.
Вопрос: Как можно наработать чувствительность?
Ответ: Практикой специальных упражнений: тай-сабаки, «липких рук», «склеенных мечей» и др.
Поэтому параллельно с обучением фехтованию в виде практики ката и рандори, необходимо обязательно развивать чувствительность другими специальными упражнениями. Продолжая совершенствовать начатое в первом уроке о тай-сабаки, перейдем непосредственно к фехтовальной технике.
Урок №01
01 Методический раздел. Урок 01. План обучения
Недавно на одном из уважаемых форумов, посвящённых боевым искусствам, обсуждался вопрос: «Можно ли обучиться этим искусствам самому, без учителя по книгам и фильмам, обмену опытом и пр.?»
Большинство участников обсуждения пришло к выводу, что обучиться полноценно и корректно без Учителя — крайне затруднительно. И поэтому любой материал (видеоролики, книги, фотографии, обсуждение на форумах) могут носить информацию:
– либо как память своего опыта. Например, всем известный трактат «Хэйхо кадэн сё» Ягю Мунэнори – сборник разделов “Мокуроку”, копируемых и выдаваемых ученику после окончания обучения именно по этим разделам;
– для собственного развития… при условии уже имеющейся СЕРЬЁЗНОЙ базы.
В современное время можно и нужно пользоваться новыми методами сохранения и передачи информации, в частности — ВИДЕОФИЛЬМАМИ, поэтому Академия наметила запись обучающих видеороликов по темам:
1. Кен-дзюцу – искусство меча (катаны):
1.1 Базовая техника:
1.1.1 Стойки, перемещения, удары, блоки, парирования
1.2 Стиль Катори
1.2.1 Разовые техники (удар – смещение тела с ответным ударом)
1.2.2 Кадзё – формы (ката)
1.3 Стиль Син Кагэ
1.3.1 Ката: удар – блок – парирование (смещение оружия) со смещением тела с ударом
1.4 Стиль Муто
1.4.1 Провал атакующего с одновременным ударом
2. Иаи-дзюцу – искусство внезапного нанесения удара: удары (учи, кири, цки), вкладывание меча (ното), стряхивание (тибури)
3. Дзё-дзюцу – искусство посоха (палка 120 см): удары, блоки, парирования
4. Калли, в т.ч. парные: удары, блоки, парирования
5. Ки в КокюХо и Ци в Тайцзи-цюань:
5.1 По силе:
5.1.1 Через руки перед собой у груди
5.1.2 Через руки перед собой снизу сидя и стоя
5.2 АйКи, как присоединение к силе атакующего:
5.2.1 Айки-но дзюцу
5.2.2 Айкидзюдзюцу
5.3 Ки/Ци (АйКи и КиАй) по силе и в обход силы атакующего и защищающегося:
5.3.1 Тайцзи-цюань
6. Таи-дзюцу – искусство тела, как «скрытая» техника рукопашного боя:
6.1 Атэми – ударная техника:
6.1.1 Удары на месте
6.1.2 Удары с движением
6.1.3 Удары одновременные с уклоном (скрытая техника)
6.1.4 Удары разночастотные с перемещением
6.2 Таи-сабаки – перемещение тела:
6.2.1 Уклоны, нырок, приседание от ударов рук, ног, палки, мячей
6.2.2 Техника перемещений без смещения стоп и укоренения
6.2.3 Микширования с входом от удара: в плечо спереди и сзади, в грудь, в спину, голову, бедро, ногу
6.2.4 Проваливание атаки в Пустоту – Муто
6.3 Аси-сабаки – перемещения тела посредством смещения стоп:
6.3.1 Техника перемещений
6.3.2 Перемещение с ударами
6.3.3 «Блокирование» с перемещением
6.4 Нагэ – бросковая техника с Ки/Ци и без – только физической силой (Ли):
6.4.1 Дзю-дзюцу, тайцзи-цюань
6.4.2 Айки-но дзюцу, тайцзи-цюань
6.4.3 Айкидзюдзюцу, тайцзи-цюань
6.5 Техника контроля «противника»:
6.5.1 Японское осаэ вадза
6.5.2 Китайское тин-на (цин-на)
6.6 Спец. упражнения:
6.6.1 Вращение дзё
6.6.2 Столбовая работа одиночная, с партнером на ногах, на руках
6.6.3 С тяжелым мячом, с метал. трубой, с длинным шестом, с короткой палкой
6.6.4 Комплекс разминки
6.6.5 Комплекс на сухожилия
6.6.6 Комплекс с дзё
6.6.7 Вращение кали
6.6.8 Маробаси с колесом (выведение из равновесия, броски)
7. Хэйхо-дзюцу – искусство стратегии
8. Госин-ё-но-тэ – методы самообороны
Уточнения по технике можно получать:
– дистанционно в vkontakte в нашей группе
– в рамках обучения в нашей Школе – на татами
– периодически на семинарах, а также на Открытых Уроках Академии.
Но знания одной теории мало. В любые времена, любым мечом нужно ещё и уметь пользоваться. Вот и поговорим о фехтовании на мечах . Что это за наука такая и как она появилась.
Наверно первые шаги техника фехтования сделала одновременно с первыми шагами человечества, когда первобытный человек догадался, или это было интуитивно, подставить под удар дубинки врага свою, остановив её или отведя в сторону.
Шло время. Рос ум человека, росло и умение убивания себе подобных да желание сохраниться самому.
Древний Рим. Совершеннейшая армия и тактика на тот период. Но фехтования на мечах как такового нет. Вся техника сводится к коротким ударам из-за щита или же укола. Но есть гладиаторы - рабы, погибающие на потеху граждан Рима. Сражаясь с различными противниками и хищными зверями, гладиаторы оттачивали технику фехтования . Да, уже фехтования на мече . Ибо от этого зависело его долголетие. Вот этот опыт и техники легионеры и перенимали со временем, сталкиваясь с «варварами». Да и сами «варвары» были хорошими учителями.
«Варвары» Европы. Эпоха переселения народов перемешала племена этих земель подобно винегрету. Постоянные многовековые стычки разных племён и народов обогащали опыт пользования оружия. Но техника фехтования была простейшей (но от этого ничуть не менее эффективной) - мощные размашистые удары, главной целью которых было проломить или снести защиты врага и прорубить его доспех.
Эпоха викингов. Эпоха меча викингов, а точнее каролингского меча. Совершенствуется доспех, улучшается оружие. Ещё рано говорить о высоком фехтовании мечом , но первые шаги техника фехтования в современном понимании делала именно в это время. Непоседливость скандинавских и славянских народов, толкающая их в путешествия на край света, приводила их и в Византию, и в Азию. А там своя техника фехтования , свои традиции и приёмы. Хочешь выжить - осваивай, учи и учись. До недавнего времени даже учёными считали каролингский меч чисто рубящим клинком. Но сей меч и в колющих ударах неслаб. Да, в основной массе у меча-каролинга остриё скруглённое. Но! Тычковый удар в кольчугу подобным остриём ужасен. Не будет глубокой раны, но кольчугу и даже чешуйчатый панцирь клинок «пройдёт», а контузия и внутреннее кровоизлияние уж точно обеспечены. К тому же, некоторые доспехи, а именно мягкую броню, такой мысок пробивает лучше заострённого. Но уколы применяются ещё очень редко, основная техника - рубка. И рубка мощная, с хорошим темпом и неодноразово. Серия, просто град ударов. И пусть первый, и даже четвёртый, удар не поверг врага - они не бесполезны - твой враг отступает, он сбился с темпа, пошатнулся. Его шлем промят, а то и вовсе сбит, щит прорублен, отбит в сторону, сам враг устал, он контужен и даже слегка ранен…И такой шанс воин того времени не упускал.
Викинги -умелые, проверенные во множестве схваток воины, способные биться в одиночку, плотным строем и небольшой группой не различали владение всяким оружием, а иной раз и кулаками, обобщая это умение одним словом - idrott . А меч был, всего лишь, одним из.
Средние века. Эпоха рыцарства, эпоха благородного меча. Техники фехтования мечом практически не изменились. Чуть чаще в схватке применяют перекрестие меча, навершие. С изменением клинка (появляются чисто колющие, протыкающие пластины доспеха мечи) применяются хваты второй рукой за клинок для усиления и точности уколов. Но основная техника всё та же - мощные сметающие удары. Вот только солдаты ополчения, не имеющие достойного доспеха, вынуждены были либо уворачиваться, либо совершенствовать технику фехтования на мечах . И был ещё один «путь меча». Горожане, мастеровые средневековых городов, имеющие право на ношение оружия, так же обучались и совершенствовали техники фехтования . Отсутствие доспеха вынуждало совершенствовать защиту клинком и подвижность, маневр. Ежели победителя в рыцарском поединке часто определяли качество доспеха и физическая подготовка воина, то итог поединка между горожанами вытекал из мастерства противников. Да и противниками сей категории меченосцев частенько были люди разбойные, не гнушающиеся грязных приёмов. История ВСЕХ старинных фехтовальных школ восходит к средним классам той Истории. В отличие от рыцарей, упражняющихся с себе подобными и в одной системе фехтования , горожане перенимали приёмы где только возможно - от борцов и стариков - ветеранов до цирковых артистов, исполняющих трюки и танцы с мечами. Всю историю средних веков рождаются фехтовальные школы , в которых любой желающий, при достаточной отваге и состоятельности, мог приобрести знания в искусстве умерщвления себе подобных. Многие из них объединялись в корпорации или гильдии. И самой знаменитой из нихбыла корпорация«Община святого Марка ». Противостояние и конкуренция между гильдиями привели лишь к росту требований мастерства учителей фехтования . Появляются первые трактаты по фехтованию . Самым известным, дошедшим до наших дней, является кодекс Ханса Талхоффера . Сей фехтбух повлиял на множество школ, как современных, так и последующих годов.
В эти года на поле боя властвует длинный меч. В технике фехтования, помимо классических рубящих ударов и уколов, немало ударов дужками перекрестия, навершием, используются подрезы коленных сгибов. Вот что о средневековом фехтовании говорил большой специалист по мечам Хериберт Зайтц : «Всё, что сулило успех, применялось без всякого исключения…. С этой точки зрения, искусство фехтованя было без правил - жестоким и примитивным ». Вполне естественно, что техника фехтования на мечах служила победе в поединке любым способом. Фехтовальщик Ханс Сакс (1494 - 1576) рассказывал «…перерубание ног, укол в пах или лицо, перерубание руки и отрубание пальцев. Если наказанием за проигрыш было тяжкое увечье или смерть, то само собой, будешь выигрывать любой ценой ».
В средние века одновременно существовало два различных стиля фехтования на мечах - итальянский и немецкий, а точнее - германский. Именно немецкими мастерами меча было написано большинство книг по фехтованию . XV век. В Германии расцветает население свободных городов, становясь большой проблемой для рыцарства. А посему горожане поневоле осваивали искусство порубания брата своего во Христе, дабы уберечь добро своё с жизнью своей. Благо императором дадена привилегия ношения меча. Ношение меча было не только весомым средством демонстрации более высокого статуса, но и заявкой на личное уважение, а при случае и способом это самое уважение и потребовать. Всё это послужило возросшим спросом на учителей фехтования . Именно поэтому в Германии средневековья искусство меча переживает новый расцвет. И лишь тридцатилетняя война, разорившая германские земли, привела к упадку искусство фехтования .
К этому времени шпага постепенно оттесняет меч. Новые техники фехтования новым оружием приходят из Италии и Испании. И лишь много спустя в законодатели фехтования выходит Франция.
Итальянский стиль боя многообразный мощный, в нём используют ВСЕ возможности обеих рук и всего тела, шпаги вместе с дагой или фехтовальным щитом. В каком-то смысле итальянская техника совсем не признаёт защиту «клинок на клинок». Нет, защита необходима. НО - встречай своим клинком не клинок врага, а его кисть, запястье. А ещё лучше - глаза. Больше тычковая техника итальянского стиля фехтования была весьма эффективна в бою. Но Европа признала её именно как «поединочной» техникой, дуэльной. А этих дуэлей случалось предостаточно.
Несколько ранее появившаяся техника боя шпагой (в то время она называлась немецкой) ставила на секущие удары. Такая техника была весьма хороша при ситуациях «один против многих». А самый молодой, французский стиль требовал решение всех задач боя ОДНИМ клинком и маневрируя телом. «Дритто скуалембратто» - косой в правую ключицу и, как продолжение атаки, резкий выпад дагой под мышку. Длинный клинок мешает короткому, стало быть, дага должна быть ниже шпаги, пропуская её вперёд на треть движения ».
Но самые именитые мастера фехтовальных школ осваивали и технику боя двуручным мечом, пикой и алебардой. И не потому, что шпагу почитали за «городской», дуэльный клинок, нет - каждому бою - своё оружие. К примеру, Жерар Тибо д ’ Анвер ставил на перемещения. Сложнейшиедвижения по окружности с сокращением дистанции по радиусу и хорде. Сам Тибо был мастером испанской техники фехтования , но, создав новую традицию, которая развила староиспанскую школу, продвинул французский стиль. Но до XVI века как таковых фехтовальных школ во Франции не было. Первые французские школы открывали итальянцы. Например, Сильви - преподававший при Карле IX и прославившийся обучением герцога Анжуйского, ставшим королём Генрихом III . В начале века наставниками в фехтовальном искусстве обычно были немецкие наёмники, служащие французским королям. И наверняка среди них встречались и члены «Братства Святого Марка ». О великий и кровавый XVI век! Когда дуэли были запрещены, Францию захлестнул помешательство на поединки чести. Это век, обошедшийся стране в 40 000 смертей, 40 000 дворян погибших в поединках. Это век, когда достоинство и красота дамы оценивались количеством поединков, а значит и смертей, за неё.
Интересно то, что в Испании - родине системы фехтования , отошли от практической техники боя. Когда во Франции, да и в остальной Европе, поняли - чем проще, тем совершеннее, испанцы сделали из фехтования тайную науку. Где помимо самого практического фехтования требовались познания в геометрии, философии и натурфилософии, где главными были аристотелевские принципы, а итогом - вывод, что совершенное изучение теории непременно приведёт к победе, невзирая на физические недостатки. Странно, что с такими искусственными правилами фехтования в XVI и XVII веках испанцы славились как опасные дуэлянты. Несомненно, что долгие занятия фехтованием , пусть и не совсем совершенными техниками, даёт свои результаты.
Где-то в 1560 - 1570 годы во Франции зарождается собственный стиль фехтования . Отличающийся от итальянского. В 1635 году Жан Батиста ле Перш дю Кудрэ (ученик известного Патера) публикует трактат «Занятие фехтованием или обращение с рапирой с наконечником ». Когда к Франции была присоединён Страсбург, была «офранцужена» величайшая фехтовальная школа «Братьев святого Марка ». Иестественно французы полностью использовали опыт и мастеров этой академии. Изучая опыт различных школ и стилей, «очищая» технику фехтования , французский стиль завладел всей Европой. Многолетние опыт и преемственность мастеров сослужили только на благо технике фехтования . Это был постоянный непрерывный прогресс. Где совершенствование искусства умертвления шло путём отказа от несовершенных приёмов. Мастера старались достичь победы точностью, а не многообразием или суетой. И эти принципы поддерживаются и поныне. Кристаллом этого опыта стала книга морского офицера ле сьера Жирара , выпущенная в 1730 году. Этот фолиант сопоставляет французскую школу с итальянской, испанской и немецкой. Написанная офицером, а не теоретиком, книга полнареального фехтования и описывает технику шпаги против другого оружия - палаша, пики. Эта работа совмещает приёмы для случайных уличных стычек с всевозможным отребьем и отточенные «благородные» приёмы дуэли. Шпага считалась именно французским оружием, а посему и фехтование шпагой в любых землях преподавалось французскими мастерами.
Весь XVIII век мастера клинка совершенствовали технику фехтования шпагой . Все введённые усовершенствования в фехтовании перекладывались и на другое оружие. Таким образом и родилось современное фехтование - точное, простое, но эффективное, без лишних финтов и движений. Были написаны многочисленные труды по фехтованию , в которых часто рассматриваются не только шпажные техники.
Но даже эти труды не были последними в описании фехтовальных техниках . Как пример - Эджертон Кастл . Живший на рубеже XIX - XX веков считается родителем «исторического фехтования ». Будучи специалистом по средневековому оружию и старинным трактатам, он пришёл к фехтованию через свои увлечения. Капитан Альфред Хаттон (1839 - 1910) служил в драгунском полку. Но помимо обязательных занятий шпажного фехтования и «служебного» освоения сабли с юношества осваивал у ветеранов технику . Изучаемая им техника считалась преемницей мечевого стиля, но в «пороховой» XIX век уже была совершенно устаревшей.И виной всемувек Просвещения, считающий клиночное мастерство пережитком дремучего Средневековья. Но. Наполеоновские войны вынудили вспомнить о фехтовальной технике . Создав группу из единомышленников, в которую вошли многие офицеры, практикующие боевые техники - полковник Сирил Мэттью , а особо капитан Ричард Френсис Бартон , Хаттон возродил технику фехтования . В его школе практиковали фехтование одноручным мечом с баклером, двуручником и шпагой. О школе Хаттона можно говорить как о прямой преемственнице техники Средневековья, так и о попытке реконструкции. Но реконструкцией занимались мастера боевого фехтования , наследники рыцарских традиций. Следуя правилу старых мастеров - учить не фехтовать , но сражаться - Хаттон создал несколько военно-прикладных методик, наложив технику меча на штыковой бой, применение полицейской дубинки. Чтобы не отдалятся от современности, были отобраны такое близкое времени оружие как армейская сабля, кинжал и обязательный штык. Многие наработки Хаттона были значимы в годы Первой Мировой войны. Более того - некоторые техники стали основой, фундаментом рукопашному бою рождающимся частям СпецНаза.
Сегодня фехтование на мечах переживает второе рождение. По всему миру распространяются клубы исторической реконструкции. Какие-то из них пытаются возродить технику фехтования на основе национальных рукопашных школ, какие-то - по старинным фехтовальным фолиантам .