Известные цыгане. Под волчьим солнышком
Начнём не с цыган, а с негров.
Есть у них такая манера. Если какой-то знаменитый человек
имел хоть каплю негритянской крови, его гордо включают
в список "великих африканцев".
Помимо всего прочего я много лет работаю над документальной
книгой под условным названием "История афро-американцев".
Естественно, через мои руки прошли горы литературы. И
при всём моём уважении к чёрной расе, я не мог сдержаться
от улыбки, когда встречал в богато изданных негритянских
энциклопедиях портрет Пушкина. Если кто-то не знает -
объясню. Сторонники так называемого афроцентризма стремятся
объявить "своими" всех гениальных людей, которых
хоть как-то - пусть формально - можно пристегнуть к "чёрной
культуре". Поэтому портрет нашего Александра Сергеевича
красуется с подписью "великий негритянский поэт".
Вам смешно?
А создателям списков великих негров ваши эмоции безразличны.
Они твёрдо решили для себя, что четверть африканской крови
важнее для национальной идентичности, чем всё остальное.
Пусть эти дикари из России думают, что Пушкин - великий
русский поэт. Ясно, откуда взялась в этой голове гениальность!
Не было бы "чёрного деда - Ганнибала" - остались
бы белые без "солнца" своей поэзии.
И даже не пробуйте спорить. Вы заранее обречены на провал.
Рядом с портретом Пушкина - портрет Александра Дюма. Если
кому-то кажется, что автор "Трёх мушкетёров"
- французский писатель, то с заблуждениями пора расстаться.
У Дюма с негритянской кровью даже лучше, чем у Пушкина.
Вдвое больше! Поэтому пишем под его портретом - "Великий
негритянский писатель, книги которого переведены на все
языки мира".
Ну а поскольку негры занялись соответствующими поисками
лет на пятьдесят раньше цыган, результаты их неутомимых
усилий выглядят гораздо солиднее. Списки "великих
африканцев" выглядят сейчас очень внушительно. Единственный
их недостаток - обратное действие. Русские, французы,
англичане и испанцы проявляют только две реакции при просмотре
"негритянских энциклопедий". Одни смеются, другие
обижаются. И насколько я знаю, никто не стал уважительнее
относиться к чёрной расе благодаря попыткам афроцентристов
примазаться к чужой славе.
Держа всё это в голове, прогуляемся по цыганским сайтам
и страницам цыганских газет.
По поводу Чарли Чаплина уже давно идёт борьба не на жизнь,
а на смерть между цыганскими и еврейскими национальными
активистами… Ладно. Будем считать, что евреи и англичане
тут ни при чём. Чарли Чаплин - цыган.
Как говорят в Одессе, "вы будете сильно смеяться",
но математик Софья Ковалевская - цыганка.
Президент США Клинтон - цыган. По какому-то из смутных
отдалённых предков.
Сталина цыганом объявить трудно. Зато цыганкой можно без
опасений назвать его жену Аллилуеву. Не так давно на эту
тему вышла в национальной прессе огромная статья.
И пусть украинцы перестанут приписывать себе дважды Героя
Советского Союза С.А.Ковпака. Цыганские активисты уже
давно между собой договорились, что он цыган. На эту тему
уже не меньше тридцати кичливых статей вышло.
Обратите внимание, что во всех перечисленных случаях в
основу кладётся глубоко порочный принцип "крови".
Национальным активистам неважно, что говорил сам человек,
и кем он себя ощущал. По их странным представлениям авторитет
цыганского народа только вырастет, если совершенно чуждая
по ментальности фигура пополнит цыганский пантеон. А на
мой взгляд цыганская культура вовсе не нуждается в фальшивых
подпорках. Существуют люди, которые не просто имели в
своих жилах частицу цыганской крови - они были воспитаны
в национальной среде, никогда не стеснялись объявлять
себя цыганами и сознательно работали на благо своего народа.
Вас смущает, что Чаплина знает весь мир, а Николая Панкова
или Николая Жемчужного - только свои? Напрасно. Гении
всемирного масштаба - "товар штучный". Очень
многие народы, имеющие своё государство, не могут похвастаться
ни одним соотечественником, имеющим мировую славу... Дорогие
читатели. Назовите пожалуйста сравнимого с Шекспиром или
Наполеоном латыша, таиландца, перуанца, алжирца или бельгийца.
Представьте себе, как смешно будет, если все эти народы
станут растаскивать чужих гениев по негритянскому принципу:
"шёл мимо - вижу - плохо лежит"? Не знаю как
вам - а мне смешно, что недавно украинский историк объявил
"своим" древнего завоевателя Атиллу. По его
версии это исковерканное имя великого украинского богатыря
Мочилы.
Подбрасываю любителям "великих цыган" ещё одну
фигуру. С чисто формальной точки зрения у неё гораздо
больше прав на "цыганство", чем у патризанского
генерала Ковпака. Советую объявить великим цыганским полководцем...
Василия Ивановича Чапаева!
С этой целью давайте вместе откроем книгу Дмитрия Фурманова.
В начале главы "Биография Чапаева" комиссар
записал собственное признание героя гражданской войны.
Цитирую:
"- Знаете, кто я?- спросил меня сегодня Чапаев, как
сидели в санях, и глаза его заблестели наивно и таинственно.
- Я родился от дочери казанского губернатора и артиста-цыгана…
Я было предположил, что он "шутить изволит",
но, выждав минуту, и не услышав от меня крика изумления,
продолжал Чапаев:
- Знаю, что поверить трудно, а было… всё было, как есть…
Он, цыган-то увлёк её, мать, да беременную и бросил..."1
На этом месте я прерву цитату (дальше идёт рассказ, как
губернаторская семья сбагрила новорождённого Васятку дворнику,
а тот отправил младенца брату в деревню). В любом случае
у нас имеется то, чего нет в биографии Ковпака. Есть собственное
признание Чапаева, зафиксированное Фурмановым в 1923 году.
И я не удивлюсь, если моё шутливое предложение будет воспринято
всерьёз (как однажды произошло с советом отпраздновать
500-летний юбилей пребывания цыган в России). Я-то думал,
что формальную зацепку за документ 1501 года можно воспринять
только как шутку. А ведь сбылось! И "авторства"
инициативы уже не докажешь!
Короче говоря, Чапаева, легендарного комдива гражданской
войны (и героя множества анекдотов) можно при желании
объявить цыганом со всеми вытекающими последствиями.
Раз уж на цыганских сайтах поселилась в качестве цыганки
Софья Ковалевская, давайте для интереса проверим, в какой
степени можно доверять национальным активистам.
Увы, они недалеко ушли по степени правдивости от сталинского
руководства. Помните, как в послевоенные годы партия дала
отмашку на "борьбу с космополитизмом"? В ходе
этой кампании нашим историкам было предложено доказать,
что все важнейшее изобретения были сделаны русскими… И
пошло-поехало! Выяснилось, что паровоз изобрели Черепановы,
самолёт - Можайский, воздушный шар тоже выдумали не какие-нибудь
французы, а русский мужик Крякутный, который якобы сиганул
с колокольни на мешке, надутом дымом. Сейчас эту постыдную
гонку за приоритетами предпочитают вспоминать, цитируя
два советских анекдота.
Первый - "Россия родина слонов".
Второй - "Рентген изобрёл Иван Грозный. Это он однажды
сказал: "Бояре, я вас насквозь вижу!""
Этим лирическим отступлением я хочу сказать, что цыгане
сейчас наступают на те же грабли. Им очень важно объявить
"своими" всех великих людей. И они тоже забывают
о всяких приличиях.
Итак - Софья Ковалевская. Женщина-математик. Член-корреспондент
Петербургской академии наук, Профессор Стокгольмского
университета. (И - если верить цыганским статьям и сайтам
- потомок известной цыганской семьи.)
Естественно, хвастливые материалы пишутся в расчёте на
то, что никто не полезет проверять. А мы откроем биографическую
книгу Н.Я.Кочиной, озаглавленную "Софья Васильевна
Ковалевская". В самом начале имеется глава, под названием
"Родители и родственники".2
Из этой главы мы узнаём, что девичья фамилия нашей героини
- Корвин-Круковская. А поскольку национальность любой
человек может унаследовать только от папы с мамой, давайте
вглядимся в ситуацию подробнее.
Итак, мама знаменитой учёной была немкой (по вероисповеданию
- лютеранкой). Фамилия - Шуберт. Отец и дед были соответственно
геодезистом и астрономом. Ясно, что по этой линии Ковалевская
не могла быть цыганкой.
Теперь отец - Василий Васильевич Круковский. Он был полковником
артиллерии в русской армии. В конце-концов дослужился
до генерала и получил дворянство, поскольку сумел доказать
благородное происхождение предков. По его линии в роду
было много служилых людей. В частности некий Иван Михайлович
был ещё в 1724 году знатным войсковым товарищем в Стародубском
казачьем полку. Поскольку нас в данном случае интересует
прежде всего национальный вопрос, то внесём ясность. Доподлинно
известно, что польские шляхтичи Круковские "на протяжение
нескольких веков роднились с русскими и литвинами".
Но в семье любили прихвастнуть, будто в незапамятные времена
венгерский король увлёкся одной из Круковских.
Не правда ли интересно получается? Мама немка, отец славянин,
а дочь - цыганка! Откуда же взялась версия, льстящая национальному
самолюбию "ромских" политиков?
Объясняю. В биографической книге имеется следующая фраза:
"Существовало предание, что один из Корвин-Круковских
был женат на цыганке".
То есть - было это, или не было - даже сами Круковские
точно не знали. Семейная легенда. Не более.
Но представим себе, что цыганка в шляхетский род Круковских
всё же затесалась. Разве не ясно, что даже если применить
строгие расовые мерки гитлеровской Германии, Софья Ковалевская
цыганкой не была? Половина крови - немецкая. Половина
- славянская с возможной примесью венгерской. Какой там
процент остаётся на "кочевницу"?
Самое же главное - Ковалевская не получила в детстве даже
минимальной дозы цыганского воспитания, не знала языка
и традиций. Ну не наглость ли щеголять этой фамилией в
списке "великих цыганских деятелей культуры"?
Список фальшивых "великих цыган" начал формироваться
не сегодня. Уже в сталинские годы тогдашние национальные
активисты гордо повторяли, что их соплеменниками были
философ Джон Бьюниэн и живописец Антонио да Соларио. Понятно,
что это имена не "первой величины". Но всё равно
по сию пору эту пару по инерции вспоминают в цыганской
прессе как "своих". Приятно, всё-таки думать,
что уже четыреста лет назад цыгане добивались высот в
духовной сфере...
Естественно, никому не хочется замечать статью литературоведа
М.Ф.Мурьянова, который взял на себя труд перепроверки.
Выяснилось, что англичанин Бьюниэн (John Bunyan, 1628-1688)
всего навсего имел в молодости "цыганскую" профессию
лудильщика. Так что цыгане присвоили его себе по ошибке.
Скорее всего изначально эта ошибка была связана с плохим
переводом.
В свою очередь венецианский живописец Антонио да Соларио
(который жил в начале XVI века) тоже цыганом не был. Просто
он часто переезжал, и поэтому получил кличку "lo
Zingaro". Приятели ставнивали его с кочевником. Но
это не даёт оснований для того, чтобы менять чистокровному
итальянцу национальность.3
Теперь давайте порассуждаем о Ковпаке.
Как историк я не мог не исследовать столь ответственный
вопрос более углублённо. Согласитесь, прежде, чем называть
Ковпака цыганом, надо найти хоть какие-то доказательства
данной версии. После тщательного изучения я нашёл три
источника. Все три оказались сомнительными.
В биографической книге серии ЖЗЛ Ковпак недвусмысленно
назван украинцем. Впрочем, сказано, что мальчишкой он
бегал в сельскую кузню посмотреть на работу цыганского
кузнеца. На мой взгляд для утверждения о "цыганских
корнях" этого мало.
В мемуарах П.Вершигоры "Люди с чистой совестью",
описывающих боевое соединение Ковпака, есть единственный
"нужный" абзац. В нём упомянуто, что ещё до
знакомства с Сидором Артемьевичем автор слышал о нём разные
вздорные слухи.
"Одни говорили, что это цыган, колесивший по немецким
тылам, другие - что это полковник, у которого все рядовые
не ниже старшего лейтенанта, что он имеет танки, самолеты."
Характерно, что познакомившись с Ковпаком лично, Пётр
Вершигора сразу же начал иронизировать над двумя полярными
версиями, явно считая их одинаковым бредом. И сам командир
оказался более похож "на эконома, который объезжает
свое хозяйство", и танков с самолётами в отряде не
было.
Наконец, имеется протокол допроса от 24 сентября 1943
года. Александр Дмитриевич Русаков, офицер Украинского
штаба партизанского движения оказался в плену и начал
выкладывать то, что, приятно было бы услышать допрашивающему
власовцу:
"Говоря о легендарном С.А.Ковпаке, упомянул только
о его малограмотности, цыганском происхождении и о том,
что Сидор Артемьевич долго отказывался носить генеральскую
форму".
Если мы примем эти слова за чистую монету, то давайте
согласимся и с характеристикой прочих партизанских вожаков.
Тоже, кстати, людей не последних. Один по словам Русакова
- "обманщик и врун", другой - "садист,
живущий только убийствами".4
Не думаю, что мы должны слишком серьёзно относиться к
словам человека, который охаивал в плену лидеров партизанского
движения, торопливо выкладывая всё, что в глазах нацистов
было "компроматом". А уж слово "цыган"
по ту сторону фронта было несомненным ругательством. Его
наклеивали как порочащий ярлык примерно с теми же основаниями,
как этикетка "кавказский еврей" прилеплялась
мингрелу Лаврентию Павловичу Берия.5
Какие же доказательства нужны автору этой статьи, чтобы
поверить в "истинное происхождение" Ковпака?
Мне требуется то, с чем согласится каждый цыган. У Сидора
Артемьевича должны оказаться ныне живущие родственники.
Цыганские семьи очень разветвлённые, а о таком знаменитом
человеке не могла бы забыть даже троюродная родня. К сожалению,
как только я ставлю вопрос в этой плоскости, национальные
активисты Украины сразу замолкают, поскольку никто из
них таких людей не встречал. Кстати, у Героя Советского
Союза - цыгана Прокофьева - с этим всё было в порядке.
Сестра на Смоленщине. Я буду рад, если однажды мне предложат
встретиться с цыганом, который сможет внятно объяснить
свою степень родства с Ковпаком. Но пока этого не произошло,
останусь при своём мнении.
И вообще - я никак не могу понять, зачем вообще нужно
присваивать чужих героев, если есть свои. Причём настоящие!
Сейчас (т.е. в начале 2007 года) я заканчиваю документальную
книгу об участии цыган в Великой отечественной войне.
Триста пятьдесят страниц посвящено цыганским пехотинцам,
артиллеристам, танкистам, лётчикам, партизанам. Многие
из этих людей шли на фронт добровольно. Их подвиги подтверждены
наградными документами. А главное - тысячи цыган отдали
в боях с фашизмом самое дорогое - жизнь!
Разве не была истинной героиней Поля Моразевская, которая
вызвалась идти в разведку с ребёнком на руках? Эта партизанка
была схвачена и сожжена в фабричной топке вместе со своим
малышом.
Или кто-то будет сомневаться в героизме семьи украинских
цыган Чекуленко? Шесть братьев ушли на войну и погибли.
А седьмого - совсем ещё мальчишку - в армию не взяли.
Молод ещё… Гриша Чекуленко заколол своего первого немца
вилами на оккупированной территории и сумел перейти линию
фронта. Отважно воевал до сорок пятого. Был неоднократно
награждён. Умер он в возрасте 28 лет от туберкулёза, подхваченного
в окопах.
Кстати, отец Григория Чекуленко добровольно вступил в
партизанское соединение Ковпака. Воевала вся семья - от
старого до малого!
Я не буду сейчас пересказывать содержание готовящейся
книги. Скажу лишь, что цыганский народ проявил себя в
годы тяжких испытаний героически... Так почему бы нам
не опираться при создании национальной истории исключительно
на прочный фундамент фактов? На мой взгляд, только это
вызовет у окружающих истинное уважение.
1. Кочина П.Я. Софья Васильевна Ковалевская.
М., "Наука", 1981. С. 7-12.
2. Фурманов Д. Чапаев. Мятеж. М., "Правда",
1985. С. 101
3. М. Ф. Мурьянов. Пушкин и Германия. - ИМЛИ РАН, "Наследие",
1999. - С. 415.
4. Соколов Б.В. Оккупация. М., 2002. С. 107.
5. Там же. С. 141.
1. «Цыгане» - собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей.
2. У цыган есть национальные гимн, флаг и художественная культура, в т.ч. литература.
3. Цыгане условно делятся на восточных и западных.
4. Цыгане как нация сформировались в Персии (восточная ветвь) и Римской Империи (она же Ромея, она же Византия; западная ветвь). Вообще, обычно, говоря о цыганах, имеют в виду именно западных цыган (группы рома и кале).
5. Поскольку цыгане группы рома - явные европеоиды и возникли как нация в европейской стране, они являются европейцами, а не «загадочным восточным народом», как любят писать журналисты. Конечно, как и у русских и испанцев, у них осталось некоторое наследие восточного менталитета.
6. «Восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19-20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. «Восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской» (т.е. культуры заметно более многочисленных и культурно развитых «западных» цыган), хотя у тех и тех есть общее культурное наследие индийских предков. «Восточные» и «западные» цыгане практически не общаются.
7. Цыганские языки в подавляющем большинстве являются потомками санскрита.
8. Вопреки утверждениям некоторых людей, далёких от этнографии и истории, никакого «изгнания цыган» из Индии и Римской Империи никогда не было как события.
В Индии цыган не было вообще, были индийцы. По последним генетическим и лингвистическим исследованиям, предки цыган, группа индийцев предположительно касты "дом" покинула Индию где-то в VI веке. Предполагается, что эту группу музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени. Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган в IX-X веках начала постепенно передвигаться на запад и наконец, дошла до Византии и Палестины. Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков - Индии.
9. Византию цыгане начали покидать в период завоевания её мусульманами. Исход из Римской Империи длился десятилетиями. Часть цыган, всё же, по различным причинам осталась на родине. Их потомки со временем приняли ислам.
10. Есть гипотеза, что прозвище "египтяне" цыгане получили ещё в Византии, за свою смуглость и за то, что наиболее заметная часть цыган занималась, как и приезжие египтяне, цирковым искусством. С цирковым же искусством и с гаданием связано было и другое прозвище, от которого произошло и слово "цыгане": "атсингане". Изначально, так называли неких сектантов, ищущих тайных знаний. Но со временем, видимо, слово стало нарицательным, ироническим для любого, кто занимается эзотерикой, фокусами, гаданиями и прорицаниями. Сами себя цыгане уже тогда называли "рома" и сами себе дали прозвище "кале", т.е. чернявые, смуглые
11. Считается, что именно цыгане широко распространили в мусульманских странах танец живота. Однако, тому нет ни доказательств, ни опровержений.
12. Традиционными для цыган областями деятельности являются искусства, торговля, коневодство и ремёсла (от прозаических изготовления кирпичей и плетения корзин до романтических ювелирного искусства и вышивки).
13. Вскоре после прихода в Европу цыгане стали одними из жертв больших социально-экономических кризисов и подверглись жесточайшим гонениям. Это привело к сильной маргинализации и криминализации цыган. От полного уничтожения цыган спасло в общем и целом нейтральное или дружелюбное отношение большей части простого народа, не желавшего исполнять в отношении цыган кровавых законов.
14. Говорят, что знаменитый Папюс учился гадать у цыган.
15. Инквизиция никогда не интересовалась цыганами.
16. Медицине неизвестны случаи заболевания проказой в среде цыган. Самые распространённые группы крови у цыган - III и I. Процент III и IV крови очень высок по сравнению с другими европейскими народами.
17. В Средние Века цыган, как и евреев, обвиняли в канибализме.
18. В 18-19 веках, с повышением терпимости к ним в европейском обществе, криминальность цыган резко и сильно снизилась. В 19 веке в Европе пошёл очень быстрый процесс интеграции цыган в общество.
19. В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы). Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России.
20. В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.
21. Почти все названия цыганских национальностей либо являются названиями ключевых профессий, либо отображают название страны, считающейся ими родной. Это многое говорит о цыганских приоритетах.
22. Знаменитый цыганский национальный костюм был придуман в 19 веке. Первыми его стали носить кэлдэрары. Национальный костюм русска рома был придуман артистами для создания более экзотического сценического образа. Исторически цыгане всегда были склонны носить одежду, характерную для страны проживания.
23. Цыгане - известные пацифисты. Однако в разное время они служили при армиях и в армиях Германии, Пруссии, Швеции и России.
В 1812 году русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск.
При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.
Во время Второй Мировой Войны цыгане участвовали в военных действиях в составе как регулярных армий (СССР, Франция; рядовые, танкисты, военные инженеры, лётчики, санитары, артиллеристы и т.п.), так и партизанских групп, смешанных и чисто цыганских (СССР, Франция, Восточная Европа).
24. В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).
25. Среди выдающихся цыган есть учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, боксёры (в т.ч. чемпионы), футболисты, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы.
Одни известны более, например, как Маришка Вереш, Ион Войку, Янош Бихари, Джем Мэйс, Матео Максимов, Юл Бриннер, Тони Гатлиф, Николай Сличенко, Джанго Рейнхардт, Бирели Лагрен, Хоакин Кортес, другие менее, но тоже могут похвастаться значительными вкладами в цыганскую и мировую культуру.
26. Увидев в статье о российских цыганах фразу «кочевой народ» без кавычек, можете её не читать. Автор не напишет ничего на самом деле достоверного, если не знает даже такого факта, что лишь 1% российских цыган кочует.
27. По данными МВД Украины, при том, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, в статистике они на последнем. Этнографы считают, что аналогична ситуация и в России.
28. Во времена Сталина цыгане подверглись целенаправленным репрессиям.
29. Термин «цыганский барон» используется цыганами лишь последние пару десятков лет, и далеко не всеми. Это заимствование из СМИ и романтической литературы. Термин используется специально для общения с нецыганами.
30. В мире существует несколько заметных цыганских театров: в России, на Украине, в Македонии, в Германии, а также театры и студии помельче в этих и других странах.
Скворцова Мария Васильевна
.
Заслуженная артистка РСФСР (1947).
" Родилась Маша в таборе, в 1888 году, в семье кочевых цыган Хлебниковых Отец – Василий Николаевич, занимался исконным цыганским делом – барышничеством: менял, продавал коней.
Мать – Олимпиада Евграфовна как и все таборные цыганки, гадала, ворожила.
Надо сказать, что из многочисленных семей Хлебниковых вышли известные москвичам дирижёры, композиторы, певцы, актёры.
Семья Хлебниковых, в которой родилась Мария Васильевна Скворцова, в середине лета 1888 года прикочевала к Москве и раскинула шатёр на окраине Петровского парка.
Там-то и появилась на свет первая и единственная дочурка – Манька – на радость родителям, голосистая и плясунья. С восьми лет она стала помогать матери – пела и плясала на базарах и бульварах Москвы.
В 1903 году, когда Маньке исполнилось 15 лет, семья Хлебниковых покончила с кочевьем и осела под Москвой, в селе Всехсвятском.
Родители продолжали заниматься своими цыганскими делами, а 15-летнюю Маньку взял в свой хор известный московский дирижёр Фёдор Соколов, работавший в то время в ресторане «Яр».
В хоре Соколова и началась творческая жизнь Маньки Хлебниковой, теперь уже – Маши.
Маша плясала. Плясала по таборному и так, как плясали в те годы городские цыгане. Петь начала только в 1922 году, когда ей исполнилось 34 года. Пела она весёлые песни городских цыган и заканчивала их бурной, темпераментной пляской.
В 20-х годах она уже работала в цыганских хорах известных московских дирижёров Ивана Григорьевича Лебедева и Егора Полякова, выступавших в лучших загородных ресторанах Москвы – «Стрельне» и «Яре».
К тому времени Мария Васильевна была уже не Хлебникова, а Скворцова. Но недолго прожила она с мужем: в лютый мороз Скворцов присел на уличную скамейку, задремал и замёрз.
Примерно через год именитый граф, завсегдатай ресторана «Яр», большой любитель цыганских песен, сделал ей, уже знаменитой московской певице, предложение. Через некоторое время Маша Скворцова вышла за него замуж, но фамилию свою не меняла. Для москвичей осталась – Маша Скворцова.
В 1918 году граф решил уехать за границу, уговаривая Машу ехать с ним. Она отказалась. Граф уехал. Маша осталась в Москве.
Во время нэпа, когда вновь открылись рестораны, графиня Скворцова продолжала работать в хоре Егора Полякова и Лебедева. По-прежнему пела и плясала…
В январе 1931 года Маша, теперь уже Мария Васильевна, - нежданно-негаданно появилась в только что рождённой Студии будущего цыганского театра «Ромэн».
Пришла величавая, великолепно одетая, красивая, но с «родимым пятном», отмеченным табором. – Она не умела ни читать, ни писать. Только работая в театре, Мария Васильевна окончила 5 классов вечерней школы. После чего окружила себя книгами. Читала много. До этого учила роли на слух.
При своём появлении она заявила: «Хочу работать в нашем, цыганском театре. Плясать в ресторане уже не могу. Хочу стать актрисой». Мы, студийцы, были горды тем, что Мария Васильевна пришла в нашу студию – знаменитость! – и относились к ней с большим уважением. Если других актрис называли только по имени: Ляля, Марина, Нина, то её – не иначе как Мария Васильевна…
Во всех спектаклях она была настолько яркая, самобытная, правдивая, что года через 2 года о Марии Васильевне заговорила вся театральная Москва.
Она была очень хороша в роли Матери в «Кровавой свадьбе» Гарсия Лорки, в роли Доротеи в «Кармэн» П.Мериме, в роли старой цыганки в «Цыганах» А.Пушкина, в «Цыганке Азе» М.Старицкого, в «Цыганочке» Сервантеса, а уж в фольклорных, цыганских спектаклях – и говорить нечего.
О Марии Васильевне Скворцовой писали, говорили… Её любили.
Несмотря на это, она продолжала учиться и наравне с молодёжью театра занималась во всяких кружках и семинарах по повышению актёрского мастерства.
Творческий успех Марии Васильевны рос и рос. Ей было присвоено звание Заслуженной артистки республики. Избирали её и в депутаты районного совета.
В 1960 году, в зале ВТО, театр отмечал её 70-летие. Зал был переполнен.
Лучшие актёры московских театров, режиссёры, композиторы, художники и, конечно, кинохроника пришли поздравить талантливую актрису цыганского театра. Когда началось чествование, Марию Васильевну торжественно вывели на сцену старейшие актрисы, звёзды Малого театра.
После выступления многочисленных делегаций, подарков и цветов Мария Васильевна встала, низко поклонилась всем – и тем, кто был на сцене, и кто был в зале, и тут же развернула, как крылья, цыганскую шаль и запела… Запела весёлую народную песню. И закончив её, перешла в танец… старинный таборный танец – величественный и благородный.
Весь зал встал!
Все стояли и бурно аплодировали 70-летней артистке.
Умерла она в 1964 году так и не получив заслуженного звания «Народная артистка»…, хотя она была по-настоящему народна. Похоронена на Новодевичьем кладбище – мир праху её и вечная память!»
Несмотря на то, что абсолютное большинство цыган живут в Европе, их корни с севера Индостана, на это указывают научные данные, а также самоназвания основных цыганских групп.
Чаще всего цыгане именуют себя "ром" или "рома", например, известный московский цыганский театр называется "Ромэн". Эти названия восходят к индоарийскому "d’om" с первым церебральным звуком (нечто среднее между звуками "р", "д" и "л") и указывают на родственников цыган, которые сейчас живут в Индии и носят название "домы" или "домбы". Западноевропейские цыгане называют себя "синти", что можно связать с прародиной цыган - областью Синд на территории современного Пакистана. Цыгане Испании и Португалии традиционно называли себя "кале", т.е. "черные" (ср. название индийской богини Кали - "черная").
Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии группой около 1 тысячи человек. Точное время исхода неизвестно, но не ранее 6 века нашей эры. Проведя несколько веков в Персии, предки цыган достигли Византии, где их стали называть атцинганами, т.е. неприкасаемыми. От византийского названия произошло русское название "цыгане", болгарское "цигани" и т.д. В Европу цыгане проникли через Балканы в 12 веке. Именно в балканских странах процент цыганского населения на сегодня является наиболее высоким. Например, в Болгарии цыган 4,9% населения, в Румынии - 3,3%, в Македонии - 2,85%.
Цыгане являются одним из арийских (по языку) народов, поэтому нещадно истреблялись нацистами, которые объявили их испорченными арийцами, мещающими чистоте арийской расы. В ходе Второй Мировой войны было уничтожено до 200 тысяч цыган, из них около 30 тысяч - на оккупированной территории СССР.
Сейчас в мире насчитывается до 12 миллионов цыган. В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган. Впервые пребывание цыган в России фиксируется письменными источниками в начале 18 века. Не стоит смешивать русских цыган (ру́ска рома́) и среднеазиатских цыган, называемых "люли". Люли - мусульмане, в то время как рома - христиане, их языки и происхождение также различны, а цыганами люлей называют только из-за сходства с традиционным образом жизни европейских цыган. Русскими цыганами люли за родственников не воспринимаются, их презрительно называют "люляйки".
Далее - самые красивые, на мой взгляд, цыганки. Большинство из них - русские цыганки, также в рейтинге есть венгерская цыганка и представительница испано-португальских цыган. В рейтинге нет Риты Хейворт, т.к. она, вопреки ошибочному мнению, не имеет цыганских корней.
15 место. Рада Рай (настоящее имя - Елена Грибкова; род. 8 апреля 1979, Магадан) - российская певица, исполнительница российского шансона. Отец - цыган, мать - русская. Официальный сайт - http://www.radarai.ru/
14 место. Рая (Раиса) Удовикова (после замужества - Биленберг) - норвежская певица и актриса. Родилась в 1934 году в цыганском таборе под Курском. В 1966 году вышла замуж за норвежского журналиста и уехала за границу. С 1967 года живёт в Норвегии (Осло), работает в Национальном драматическом театре, исполняя ведущие роли на норвежском языке, гастролирует во многих странах Европы, Америки и Азии, исполняя песни на русском, цыганском и норвежском языках.
13 место. (род. 27 октября 1963) - киноактриса. Долгое время была актрисой театра "Ромэн", художественным руководителем которого является её отец Николай Сличенко. Также в театре "Ромэн" работает её мать, супруга Николая Сличенко, Тамилла Агамирова.
12 место. Анжела Лекарева (Баталова) - певица, танцовщица, артистка московского музыкально-драматического цыганского театра "Ромэн". Родилась 28 июля 1984 года. С двух лет на сцене. Уроки мастерства получила от выдающегося хореографа, своей матери - Ганги Баталовой.
11 место. Оксана Фандера (род. 7 ноября 1967, Одесса) - российская актриса. Её отец Олег Фандера - актёр, наполовину украинец, наполовину цыган, мать - еврейка. Из интервью с актрисой:
– Оксана, в вас смешаны три крови: украинская, цыганская и еврейская. В чем они проявляются?
– В том, наверное, что я готовлю как украинка , люблю свободу, как цыганка, а мировую скорбь чувствую, как еврейка .
– Кем вы себя чувствуете в большей степени?
– Сейчас могу в равной мере ощущать себя той, другой и третьей.
10 место. Соледад Миранда / Soledad Miranda (9 июля 1943, Севилья, Испания - 18 августа 1970) - испанская актриса, танцовщица и певица. Её родители - португальские цыгане.
9 место. Диана Савельева (род. 16 мая 1979, Львов) - российская актриса и певица, исполнительница роли Эсмеральды в мюзикле "Нотр-Дам де Пари", роли Гайде в мюзикле "Монте-Кристо", роли цыганки в мюзикле "Граф Орлов". Сайт - http://saveljeva-diana.narod.ru/ Страница ВКонтакте - https://vk.com/id82172048
7 место. Лиля (Леонсия) Эрденко - певица, продолжательница всемирно известной московской цыганской династии, дочь знаменитого певца Николая Эрденко. Берлинская радиостанция Multikulti назвала Леонсию "Королевой музыки русских цыган". Официальный сайт - http://www.leonsia.ru/ Страница ВКонтакте -
8 апреля одно из самых многочисленных этнических меньшинств России, а также других стран мира, отмечает свой праздник - Международный день цыган. Ровно 45 лет назад в Лондоне прошел Первый Всемирный цыганский конгресс. Именно тогда цыгане всего мира признали себя единой нетерриториальной нацией, а также приняли свои национальные символы: флаг и гимн. У представителей этой народности есть множество поводов для гордости. В первую очередь, это знаменитые личности, которые они подарили миру.
И если кто-то скажет, что среди цыган нет ни одного известного человека, то будет в корне неправ. И сейчас это докажет.
Чарли Чаплин
Настоящая легенда кинематографа - киноактер, сценарист, композитор, кинорежиссер и просто красавец. Он создал один из самых узнаваемых образов мирового кино - бродяжка Чарли, который появился в короткометражных комедиях в 1910-е годы.
Такой артист не мог остаться без наград. Он дважды был лауреатом премии Американской Киноакадемии в 1973 году и столько же раз получал внеконкурсный почетный "Оскар" в 1929 и 1972 годах. Причем, в 1972 году он получил премию с такой формулировкой: "за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством".
В 1999 году Американский институт киноискусства поставил Чаплина на 10 место в списке 100 величайших звезд кино за 100 лет среди мужчин.
Да, легендарный актер-комик был цыганом. Об этом стало известно после публикации данных из письма, которое было найдено в его архиве. Сообщило об этом британское издание The Guardian. Уникальная находка лежала в ящике стола, который принадлежал его отцу.
Изначально считалось, что Чарли Чаплин родился в Лондоне в семье артистов мьюзик-холла. Однако в тексте письма, которое было прислано кузеном актера Джеком Хиллом, есть намек на то, что отец Чаплина появился на свет в окрестностях Бирмингема, в центральной Англии. Местечко называется парк Блэк Пэтч, и располагается рядом с городком Сметуик.
Также выяснилось, что в начале 1970-х годов прошлого века Чарли Чаплин, который на тот момент жил в швейцарском Монтре, получил письмо от Джека Хилла из Англии. Он представился кузеном артиста. Оказалось, что Джек, прочитав, автобиографию актера, решил рассказать ему все как есть. Именно в письме он и шокировал своего двоюродного брата информацией о том, что Чаплин родился в цыганской кибитке, как, и он сам. По его словам, кибитка принадлежала цыганской королеве, которая была их тетушкой.
Интересно, что позднее сын актера Майкл Чаплин рассказал, что его отец довольно часто получал письма с выдуманными историями его жизни. Все они сразу подвергались уничтожению. Тем не менее, это письмо Чаплин хранил запертым в письменном столе.
Интересно, что некоторые считают, что один из самых популярных образов Чаплина -бродяжка Чарли, - получился настолько удачным именно из-за цыганских корней великого актера.
Златан Ибрагимович
Футболист. Гражданство: Швеция. Возраст: 34 года.
Нападающий французского клуба "Пари Сен-Жермен" и капитан сборной Швеции, а также ее лучший бомбардир. Является вторым в списке лучших шведских спортсменов всех времен по версии местного журнала Dagens Nyheter.
Послужной список легенды шведского и мирового футбола впечатляет. Он является двукратным чемпионом Нидерландов в составе "Аякса", четырехкратным чемпионом Италии в составе "Интера" и "Милана", чемпионом Испании в составе "Барселоны" и четырехкратным чемпионом Франции в составе ПСЖ. Впрочем, не только этим известен Ибрагимович.
Он также является человеком, которого многие обвиняют в излишнем самолюбии. Достаточно хотя бы того, что недавно футболист французского "Пари Сен-Жермен" заявил, что останется в клубе только если Эйфелеву башню переименуют в его честь.
Известно, что шведский футболист родился в семье югославских эмигрантов. Но у отца были цыганские корни, которые, понятное дело, достались и Златану. Товарищи по команде за это называли его "lo Zingaro" (цыган).
Между тем, с его этническим происхождением связаны и довольно неприятные воспоминания. Особенно это проявилось в Италии, где Ибра играл за "Ювентус", "Интер" и "Милан". В интервью различным изданиям он признавался, что фанаты противников его клубов относились к нему, как к мусору. К сожалению, это происходило именно на расовой почве. Выяснилось, что многие индивидуумы в Милане не хотели видеть в своем городе цыган.
Настоящий скандал произошел в январе 2012 года во время миланского дерби ("Милан" - "Интер"). Во время той встречи фанаты "Интера" растянули на стадионе "Сан-Сиро" баннер с обложкой автобиографии Златана, которая вышла незадолго до этого и называлась "I am Zlatan Ibrahimovic" ("Я Златан Ибрагимович"). Однако вместо правильного названия, радикальные фанаты написали "I am Gipsy" ("Я цыган").
Элвис Пресли
Элвис Пресли, король рок-н-ролла, популяризировавший это направление в США и создавший множество знаменитых хитов. Он был лауреатом трех премий "Грэмми" и стал одним из первых музыкантов, включенных в Зал славы рок-н-ролла в 1986 году.
О том, что сам король рок-н-ролла является цыганом стало известно из публикации в журнале по истории американской эмиграции. Согласно этим данным, он происходил из семьи немецких цыган, которые эмигрировали в США в начале XVIII века.
Отмечается, что исследователи задумались над происхождением знаменитого певца из-за девичьей фамилии его матери - Смит. Дело в том, что именно такую фамилию любили брать себе выходцы из британских цыган.
В то же время, у отца музыканта настоящая фамилия - Преслер. Он также происходил из семьи цыган, которые обосновались в начале XVIII на территории современной Германии.
Тем не менее, у этой гипотезы цыганского происхождения Пресли нашлось множество скептиков. В частности, писатель Дэвид Альтер отметил в свое время, что даже наличие цыганских предков 300 лет назад, не говорит о принадлежности Элвиса к этому народу.
Эрик Кантона
Футболист. Актер. Гражданство: Франция. Возраст: 49 лет.
Еще один знаменитый футболист с цыганской родословной. На этот раз, с французским паспортом. Этот спортсмен всегда гордился тем, что в его жилах течет кровь мануш - франкоязычных цыган. В отличие от своего шведского коллеги, у Кантона особо не было проблем, возникающих на расистской почве.
Пик карьеры у Кантона пришелся на пребывание в английском "Манчестер Юнайтед". С этим клубом француз стал четырехкратным чемпионом Англии и дважды выиграл Кубок страны. Наградой за старания Эрика стало его введение в Зал славы английского футбола.
Кантона был любимчиком болельщиков "Манчестер Юнайтед". Среди фанатов он получил прозвище "Король Эрик". К сожалению для них, карьеру игрока он завершил в 1997 году и перешел в разряд киноактеров.
Сейчас его послужной список составляет более 20 киноролей. Одной из работ Кантона-актера стала роль Монсеньора де Фуа в исторической драме "Елизавета".
Более того, футболист и актер в один момент решил начать политическую карьеру и даже объявил о намерении баллотироваться в президенты Франции. Но дальше заявлений пока дело не дошло.
Александр Бердников
Певец. Гражданство: Россия. Возраст: 34 года.
Известными цыганами и земля русская полнится. Пусть известны они, в основном, только в России. Одной из таких звезд является Александр Бердников, участник группы "Корни" и победитель телепроекта "Фабрика Звезд". Он родился в Ашхабаде в цыганской семье. Когда Александру было пять лет, он переехал с семьей в Минск.
24 июля 2008 года он женился на ростовчанке Ольге Мажарцевой - тоже цыганке. Сама свадьба была организована в простых русских традициях, но с цыганским колоритом: на празднества пришло очень много гостей. Танцевали все: и маленькие дети, и пожилые люди.
По словам самого Бердникова, традиции в его семье ничем не отличаются от обычаев в русских семьях, так как, он с женой живет в России. Они христиане, венчались в православной церкви. За это время у них родились уже двое детей: сын и дочь. Бердников отметил, что цыгане любят, когда в доме живет много народу: должно быть всегда весело и шумно.
Интересно, что, когда у него спрашивают о том, не стала ли причиной выбора спутницы жизни ее цыганская родословная, он отвечает, что в современном мире такие вещи не важны. По его словам, ранее у цыган было негласное правило о запрете браков с представителями других народов. Однако сейчас, как отмечает Бердников, все изменилось. В качестве доказательства он приводит тот факт, что мама у него - русская, а брат женился на русской женщине.