Исследовательские работы связанные с лесом. Научно-исследовательская работа "жизнь леса"
МБОУ «Петропавловская основная общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
Исследовательская работа по теме:
« Экология леса »
Выполнила:
Учитель географии
Беляева Вера Анатольевна.
Введение ……………………………………………………………3
Антропогенные факторы и охрана природы ……………………..4
Возобновление леса ………………………………………………..4
Типы лесов ………………………………………………………….5
Значение лесной типологии ……………………………………...6
Типология леса академика П.С.Погребняка ……………………...7
Основные лесообразующие породы Ракашевского лесничества Калейкинского леспромхоза……………………………………………..9
Виды лесных пользований ……………………………………...14
Список используемой литературы ………………………..16
Введение
В современной жизни людей лес приобрел исключительно многообразное значение. Являясь важнейшим компонентом биосферы, он поддерживает в ней экологическое равновесие, служит аккумулятором огромной биологической массы, источником кислорода, защищает почвы от выдувания и размыва, реки и водоемы от обмеления, благотворно воздействует на окружающую среду, является поставщиком разнообразной и ценной продукции, служит прекрасным местом для отдыха.
Слобода Петропавловская окружена лесными массивами, входящие в состав Ракашевского лесничества Калейкинского леспромхоза. Побывав на экскурсиях в лесу, я обратила внимание, что большое количество здорового лесного массива уничтожается под антропогенным действием человека. Для развития инфраструктуры района используется большое количество древесины, если не соблюдать нормы вырубки лесов, то через несколько лет нарушится экологическое равновесие лесной экосистемы. Лес – это «легкие» нашей планеты. Поэтому в своей работе «Экология леса » хотела рассмотреть проблемы и найти способы перспективного развития и рационального использования лесов, а также методов борьбы с потерями в лесном хозяйстве.
Лес представляет собой сложный природный организм, состоящий из различных древесных пород, кустарников, многочисленных представителей травянистой растительности. В лесу обитает большое количество видов птиц и зверей, множество насекомых, почвенных животных и микроорганизмов.
Лес представляет собой природную саморегулирующуюся систему, которая характеризуется единством, взаимодействием и взаимообусловленностью входящих в нее компонентов и среды, находящуюся в постоянном развитии. Лес обладает способностью к самовозобновлению, смене поколений, но только в условиях лесной зоны. В степной и других засушливых зонах господствующее положение в освоении и удержании земельных пространств принадлежит травам. Появление леса в таких условиях возможно только искусственным путем – лесоразведением.
Антропогенные факторы и охрана природы
Действие этих факторов связано с результатами хозяйственной деятельности человека, последствиями воздействия ее на природу.
Вмешательство человека в природу началось с древнейших времен, нередко путем бессистемной вырубки и выжигания лесов под пашню, чрезмерной распашки степей, интенсивного выпаса скота. Уничтожение горных лесов, истребление и животных приводило к оскудению и опустыниванию некогда цветущих районов.
По мере развития промышленности, сельского хозяйства и транспорта воздействие людей на природу неизмеримо возросло. Проблема охраны природы встала в ранг государственных задач.
Охрана природы собой плановую систему государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, охрану и восстановление природных ресурсов, на защиту окружающей среды от загрязнения и разрушения для создания оптимальных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей ныне живущих и грядущих поколений человечества.
В области охраны растительности ведущее место принадлежит сбережению лесных богатств. Успешная реализация этой задачи может быть достигнута путем правильной эксплуатации земель лесного фонда, методов возобновления лесов и т.д.
Всевозрастающее внимание уделяется охране заповедных территорий, из которых наиболее распространенными являются заповедники, заказники и природные национальные парки. Охрана и поддерживание их на необходимом рациональном и эстетическом уровне является также актуальной задачей общества.
Возобновление леса
Лесовозобновление происходит двумя способами – семенным и вегетативным. Семенное возобновление связано со способностью размножения всех лесообразующих древесных и кустарниковых пород семенами. Вегетативное возобновление обусловлено свойством многих пород воспроизводить новое поколение порослевыми побегами, корневыми отпрысками, отводками, образующимися соответственно от пня, корня, стебля из спящих или придаточных почек.
Типы лесов
Разнородные лесорастительные условия, наиболее существенными из которых являются степень богатства и увлажнение почвогрунтов, обусловливают формирование различных по породному составу, продуктивности и другим признакам насаждений. В то же время определенные участки леса имеют ряд общих характеристик и объединяют понятие «тип леса».
Название отдельных типов леса издавна употреблялись среди русского народа. Так, сосновый лес на песчаных почвах назвали бор; сосновый, еловый на супесях – суборь; лес на суглинках – рамень. Эти названия сохранились в лесоводственной науке и практике до настоящего времени.
Г. Ф. Морозов придавал большое значение практическому использованию типов леса и указывал, что организация хозяйства должна строиться не по типам, а на основании типов насаждений. Его типология получила название экологической, так как она базируется на учете единства лесных насаждений и условий среды. Типы леса Г. Ф. Морозов подразделял на основные и временные.
Основные типы, возникшие в результате длительной эволюции почв и древесной растительности: ельники на суглинистых подзолистых почвах, сосняки на супесях, дубравы на темно-серых суглинках. К временным типам леса он относил насаждения, возникшие в результате смены пород под воздействием рубок, пожаров и других антропогенных причин, например березняк, осинники на месте еловых, сосновых и дубовых насаждений.
В. Н. Сукачев разработал полную типологическую классификацию сосновых и еловых лесов и обобщенную – для других лесообразующих пород. Исходя из того, что основной тип леса в конечном итоге окажется временным, он предложил подразделять типы леса на коренные и производные. Производные сменяют коренные типы леса, но через производные коренные со временем вновь утверждают себя. Нетрудно заметить, что по типологии В. Ф. Сукачева тип леса устанавливается по преобладающей породе и наиболее характерному представителю (индикатору) живого напочвенного покрова (ельник – кисличник), реже – по типичному представителю подлеска (сосняк липняковый) или по типичным условиям местопроизрастания, например низинного (ельник – лог).
Значение лесной типологии
Практическое значение лесной типологии заключается в выработке для каждого участка леса (типы или группы типов леса) обоснованного прогноза его развития и прежде всего повышения продуктивности и устойчивости древостоев. Это связано с тем, что разные типы леса отличается по общей биологической продуктивности, запасам древесины. Наибольшей продуктивностью обладает кисличные, сложные и травяные группы типов леса. Наименьшей – сфагновые, долгомощные и лишайниковые.
Мероприятия по содействию естественному возобновлению леса, посадке и посеву леса, уходу за лесом, лесоэксплуатации и охране леса не дадут высокого эффекта, если они не учитывают типы леса, типы лесорастительных условий. Достаточно сказать, что даже один и тот же способ рубки в разных типах леса может привести к различным, порой нежелательным результатам.
Так, постепенные рубки одинаковой интенсивности, проведенные в свежем и влажном ельнике-черничнике, могут привести к ветровалу во втором случае в большей степени, чем в первом.
С типами леса тесно связано и его возобновление. Как отмечает И. С. Мелехов, в таежных лесах естественное возобновление сосны успешнее всего происходит в чистых сосновых борах-брусничных, лишайниковых и особенно в вересковых, что обусловлено почвенным условием и влиянием лесных пожаров.
В сосново-еловых и еловых лесах зеленомошного типа на свежих и влажных почвах, а также в травяных типах после рубки леса возобновление хвойных проходит с большими трудностями, нередко наблюдается смена лиственными породами (осиной, березой, ольхой серой). В долгомощных и сфагновых типах леса последующее возобновление происходит обычно березой пушистой.
Важной задачей является более широкое и обстоятельное использование лесной типологии при лесоустройстве, занимающимся разработкой проектов организации и развития лесного хозяйства.
Типология леса академика П.С.Погребняка
Необходимость разработки украинскими лесоводами (Е.В.Алексеевым, П.С. Погребняком, Д.В. Воробьевым) нового лесотипологического направления была вызвана тем, что роль живого напочвенного покрова как показателя лесорастительных условий при интенсивном и длительном воздействии человека на леса Украины оказалась крайне незначительной. Они называют это направление по-разному: экологическое, лесоводственно-экологическое, лесоводственное, лесоводственно-типологическое.
В основу разработанной Е.В. Алексеевым и П.С.Погребняком эдафической (почвенной) классификации типов условий произрастания и типов леса положена два следующих показателя –богатство, или плодородие почвы, и степень ее влажности. Эти показатели, отражающие различные условия произрастания, сведены в таблицу и получили название эдафической сетки.
Основные лесообразующие породы Ракашевского лесничества Калейкинского леспромхоза
На территории сельского поселения Слободы Петропавловской Новошешминского района находится лесничество «Ракашевское» Калейкинского леспромхоза. Лес играет большую роль в жизни человека. Он дает для народного хозяйства древесину, лекарственные растения, множество съедобных плодов и семян, корм для диких и домашних животных.
На общей площади – 9 338 га Ракашевского лесничества преобладает следующие лесообразующие породы:
Семейство березовые включает в себя листопадные, однодомные, ветроопыляемые деревья. Листья простые, по краю зубчатые, очередные. У представителей семейства березовых плоды крылатые или бескрылые семянки. Широко распространенными родами семейства является береза и ольха.
Береза повислая (бородавчатая) – дерево высотой 20-30 метров с диаметром ствола 0,6-0,8 метра яйцевидно-конической ажурной формы кроны. Ствол и ветви покрыты берестой желтоватого цвета. У основания стволов кора черная, груботрещиноватая. Побеги красновато-бурые, сплошь усеяны мелкими светлыми железками-бородвками. Почки яйцевидно-конические, желтовато-бурые, голые, клейкие, длиной 4-5 мм. Листья треугольно-ромбические, гладкие, по краю двоякозубчатые. Начинает плодоносить с 10-15 лет. Обильное плодоношение в сочетании с хорошим распространением и быстрым ростом обеспечивает успешное заселение березой1 свободных лесных территорий и образование чистых молодняков. К почвам малотребовательна – может расти на бедных песчаных и каменистых почвах. Древесина этой породы обладает высокими техническими свойствами и успешно применяется в фанерном и мебельном производствах. Почки и листья находят применение в медицинской и парфюмерной промышленности.
Ольха серая – дерево высотой до 15-20 метров с диаметром ствола 30-40 см, имеет узкояйцевидную форму кроны и ребристый ствол. Кора светло-серая, гладкая. Побеги бурые с серым опушением. Почки красно-бурые волосистые, длиной 8-15 мм. Листья эллиптические, заостренные, по краю двояпильчатые, длиной 4-10см, сверху темно-желтые, почти голые, снизу серо-зеленые, опушенные. Женские цветки в коротких волосках, разрастающиеся в шишечки. Мужские сережки сидячие или на коротких цветоножках по 3-5 шт. Шишки располагаются группами по 6-10 шт., черно-бурые, деревянистые, эллиптические, длиной 1,5 см. орешки светло- или темно-коричневые с более развитым перепончатым крылышком. Корневая система развита достаточно хорошо, благодаря симбиозу с азотфиксирующими клубеньковыми бактериями. Является теневыносливой и холодостойкой породы. Размножается семенами и корневыми отпрысками, а после рубки дает пневую поросль. Используется для закрепления откосов, оврагов и берегов рек. Среди редкостойных зарослей развивается хороший травостой. Древесина мягкая, легкая, слегка розоватая. Используется в мебельном и тарном производствах, служит сырьем для химической промышленности.
Семейство буковые. Дуб черештатый. Дерево высотой до 40 метров с диаметром ствола до 1,5-2 метра. Крона раскидистая или широкоцилиндрическая. Кора бурая или красновато-бурая с многочисленными чечевичками. Почки яйцевидные, притупленные, светло-серые. Порода однодомная с раздельнополыми цветками. Желуди располагаются обычно по 1-3 шт. на удлиненной плодоножке. Созревает осенью в год цветенья. Цветет одновременно с распусканием листьев. Начинает плодоносить на открытых участках с 10-20 лет, в насаждениях семенного происхождения с 35- до 40 лет, а порослевого с 25-30 лет. Цветение и плодоношение наступает ежегодно, но обильно через 4-5 лет. В естественных условиях размножается желудями или порослью от пня. В первые годы жизни дуб растет медленно, в силу требовательности к свету не выносит верхушечного затенения (превращается в торчки), но всегда нуждается в боковом отенении пород – липы, вяза, клена. Дуб предпочитает аэрированные темно-серые и серые лесные суглинки. Переносит сухость почвы и воздуха, используют в озеленительных работах. Дуб – долговечная лиственная порода, возраст превышает 500 лет. Древесина находит применение в мебельном и столярном производствах, в жилищных и гражданских строительствах, отходы древесины и кора – сырье для дубильных веществ и в медицине. Желуди служат кормом для птиц, кабанов и других животных.
Род тополь. Наиболее распространенный на нашей территории является тополь дрожащий (осина).
Осина или тополь дрожащий – листопадное, быстрорастущее дерево с колонновидным стволом, широкоцилиндрической ажурной кроной. Высотой до 35 м и диаметром до 1 м. кора зеленовато-оливковая, гладкая, лишь на нижней части старых стволов темно-серая. Побеги округлые, зеленовато-бурые, блестящие с пятиугольной сердцевиной. Листовые почки блестящие, яйцевидно-заостренные, клейкие. Листья округлые или ромбовидные, по краю с редкими не ровными зубчиками. Цветет в апреле – начале мая до распускания листьев и опыляется с помощью ветра. Семена мелкие, желтовато-серые, располагаются в коробочках, созревают в июне- начале июля, благодаря наличию волосков разносятся ветром на значительные расстояния. Плодоносят с 10-12 лет ежегодно. Очень светолюбивая и морозостойкая. Растет на различных почвах, застоя воды не выносит. Применяется для облесения оврагов. Древесина белая, мягкая, легкая. Используется в спичечном целлюлозных и фанерных производствах.
Род клен . На нашей территории распространены два вида: клен остролистный и татарский (черноклен).
Клен остролистый – высотой до 30 м с диаметром ствола более 1 м с густой широкой кроной. Кора гладкая, красновато-серая, позднее темно-серая, мелкотрещиноватая. Побеги красновато-бурые с белой сердцевиной, листья темно-зеленые, блестящие, супротивные, крупные длиной до 18 см, шириной до 20 см, лопастные с 3-5 заостренными лопастями и округлыми выемками между ними. Черешки длинные, цветки зеленовато-желтые, опыляются насекомыми. Цветет до распускания листьев. Крылатки созревают осенью и постепенно опадают до весны. Плодоносит ежегодно, но обильные урожаи через 3-4 года. Дает поросль от пня, требователен к плодородию и влажности почвы. Живет 15-120 лет. Используется как полезащитное и декоративная порода. Является медоносом, кленовый сок употребляют в пищу. Прочная древесина с красивым рисунком используется в изготовлении мебели, фанеры и музыкальных инструментов.
Клен татарский – дерево высотой 10-12 м, с раскидистой кроной или крупный кустарник. Крона на стволе гладкая, темно-серая, почти черная. Побеги красновато-бурые, ребристые, голые или слабоопущенные, усеянные светлыми чечевичками. Листья цельные или слегка трехлопастные, по краю двоякопильчатые, у основания слегка выемчатые или округлые, сверху темно-зеленые, голые, снизу – более светлые, по жилкам опушенные. Листовая пластинка длиной 5-10 см, шириной 3-7 см. Черешок длиной 2-8 см. Цветет после полного облиствения в конце мая – начале июня. Цветки зеленовато-белые, в прямостоячих метелках, душистые. Крылатки сначала ярко-красные, при полном созревании – бурые, располагаются под острым углом друг к другу. Длина каждой крылатки до 3,5 см. Семя темно-красноватое, овальное, слабовыпуклое, длиной 1 см. Размножается семенами, дает поросль от пня, теневынослив и морозостоек. Используется при озеленения дорог и населенных пунктов, древесина используется на дрова, из коры получают краску.
Род липа – липа мелколистная . Стройное дерево высотой 30 м с диаметром ствола до 1 м, с густой шарообразной кроной. Кора гладкая, темно-серая, с красноватым оттенком. С возрастом темно-бурая, неглубокобозчатая. Листья сердцевидные, заостренные на верхушке, по краю мелкоостропильчатые, листовая пластинка темно-зеленая, голая, снизу светло-зеленая, опушенная в углах жилок рыжеватыми волосками. Черешок длиной до 5 см. цветет в конце июня – в начале июля, цветки мелкие, желто-белые. Плоды созревают в августе-сентябре. Плодоносит обильно и ежегодно. Встречаются на различных почвах, отличаются зимостойкостью. Является теневыносливой породой, живет 300-400 лет. Хороший спутник для других пород обогащает почву известью, восстанавливает структуру, повышает плодородие за счет опада листвы. Древесина мягкая, легкая, прочная, находит большое применение в производстве мебели, фанеры, резных изделий и детских игрушек. Луб идет на изготовление мочала, молодые ветви на корм животным, липовые цветки в медицине.
Список используемой литературы
Антрохин В.Г. Лесоводство. М. Лесная промышленность, 2015 г.
Верхунов П.М., Дворецкий М.Л. Лесоводственные признаки и таксационные показатели древостоя. Горький, Госуниверситет, 2016 г.
Горюнов А.К., Садовничий В.П. Лесоэксплуатация и основа лесного товароведения. Лесная промышленность 2015 г.
Новосельцев В.Д., Справочник лесничего, Агропромиздат, 2015 г.
Рульков В.В., Лесоводство и лесная таксация, Агропромиздат, Москва, 2016 г.
Имщенецкая Л.И. Мир растений. Москва 2016 г.
Иванова Р.Г. Словарь справочник по флоре Татарстана. Казань, 2016 г.
Журнал «Биология в школе» №5, 2002 г, 2015 г.
Красная Книга Республики Татарстан, 2015 г.
Кавардина Илона
МКОУ Каменская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа по теме:
ученица 3 класса
Научный руководитель :
Усенко М. Е.,
учитель начальных классов
п. Каменский
Введение………………………………………………………………………. | |
Глава 1…………………………………………………………………………. | |
1.1.Характеристика территории………………………………………….. | |
1.2. Характеристика лесного массива……………………………………. | |
Глава 2 Причины уменьшения площади лесов……………………………... | |
2.1. Насекомые-вредители………………………………………………… | |
2.2. Пожары………………………………………………………………... | |
2.2.1 Вред от пожаров…………………………………………………. | |
2.3. Лесозаготовки………………………………………………………… | |
2.4. Незаконные вырубки…………………………………………………. | |
2.5. Защита леса……………………………………………………………. | |
Глава 3 Сохраню жизнь ёлочке……………………………………………… | |
3.1. Анкетирование учащихся……………………………………………. | |
3.2. Выращивание ёлочки…………………………………………………. | |
Заключение……………………………………………………………………. | |
Библиография…………………………………………………………………. | |
Приложение | |
Введение
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес! Зелёный лес!
Валентин Лукша
Лес – удивительное творение природы. Лес – величайший источник здоровья. Это место обитания животных и промысла. В лесу человек заготавливает древесину и, перерабатывая её, использует в промышленности. Лес в наши дни испытывает сильное влияние со стороны человека.
Я решила узнать, как реагирует лес на вмешательство в его жизнь и понять, что нужно сделать, чтобы лес меньше страдал.
Цель работы: Узнать, какие факторы наносят вред лесному хозяйству. Выяснить, какой ущерб составляют лесные пожары, заболевания пород деревьев, незаконные вырубки.
1. Дать характеристику Каменским лесам
2. Описать древесные породы, растущих на нашей территории
3. Проанализировать, что является причиной сокращения лесных массивов.
4. Проанализировать ущерб, который наносят пожары и незаконная вырубка леса.
В данной работе была выдвинута гипотеза: наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, вредители, незаконные вырубки.
Практическая значимость . Данные моей исследовательской работы можно использовать на уроках окружающего мира.
Глава 1
1.1. Характеристика территории
Я побывала в лесах на территории нашей местности.
Каменские леса занимают площадь 94 239 гектар.
1.2. Характеристика лесного массива
Основными древесными породами Каменских лесов являются: хвойные породы - сосна, ель; лиственные - берёза, осина
Сосна - светолюбивое, вечнозеленое, дерево с буро - коричневой корой и округлой кроной. Ветви густо покрыты зелеными, острыми, длинными иглами. Дерево первой величины, достигающее высоты 35-40 м. Продолжительность жизни дерева 150-200 (иногда 400) лет. Древесина сосны отличается высокой прочностью и применяется в строительстве, в мебельной промышленности, судостроении.
Ель - хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых. Имеет пирамидальную форму. Насчитывает около 45 видов. Это медленнорастущее и теневыносливое дерево. Древесина мягкая, используется в строительстве, широко применяется в целлюлозно-бумажной промышленности.
Берёза - дерево до 20-30 м высотой, с густыми развитыми ветвями и листьями. Это светолюбивое, быстрорастущее дерево. Ветви у старых деревьев поникшие ("плакучая" береза). Молодые листья клейкие, душистые. Цветет в конце апреля - начале мая. В лечебных целях используют почки, листья, кору и березовый сок. Древесина у берёзы твёрдая и гибкая. Поэтому широко применяется в мебельном производстве.
Осина - это дерево до 35 м высотой, ближайший родственник тополей. В переводе на русский язык с латинского означает "тополь дрожащий". Осина и в самом деле имеет дрожащие листья. Небольшое дуновение ветерка - и вся листва на дереве приходит в движение. Это светолюбивое и быстрорастущее дерево, не боится морозов. Живёт 80-90 лет. Древесина осины лёгкая, мягкая, но не прочная. Используется в спичечном производстве и находит применение в изготовлении тары.
Вывод: Каменские леса являются смешанными.
Глава 2 Причины уменьшения площади лесов
Была выдвинута гипотеза: Наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, вредители, незаконные вырубки.
2.1. Насекомые-вредители
Короед. Почти вся жизнь короедов проходит внутри дерева. Сделав в коре входное отверстие, жук протачивает через кору входной канал, доходящий до самых сочных и жизненных тканей дерева, где и кладет свои яйца. Одним из самых верных признаков заражения дерева короедами является наличие буровой муки на поверхности коры.
Берёзовый пилильщик - широко распространенный вредитель березовых лесов. Личинки и взрослые насекомые обгрызают листья. Жизненный цикл - 1 год. Взрослые насекомые летают в начале лета. Личинки встречаются в кронах берез с июля по август-сентябрь. Ближе к осени окукливаются в почве в твердом коконе, где и зимуют.
Сосновый шелкопряд - очень опасный вредитель сосновых лесов, потому что самые благоприятные условия находит во взрослых деревьях. Самки откладывают крупные яйца на сосновые веточки, на хвою и на кору сосен. Гусеницы выходят через 2-3 недели в июле. Они сразу же начинают поедать свежую хвою, сначала только края, потом целые хвоинки до основания.
Тутовый шелкопряд - самый опасный вредитель березы он зимует в стадии яйца, в одной кладке насчитывается 500-650 яиц. В конце апреля из перезимовавших яиц выходят гусиницы, они очень прожорливы и быстро растут.
Вывод: На территории Каменских лесов на ведется контроль за санитарным состоянием леса, в 2011 году тутовый шелкопряд съел весь березовый лес.
2.2. Пожары
Существует два основных фактора возникновения пожаров в лесу. Это природный фактор , когда пожар может возникнуть во время грозы от вспышки молнии. И человеческий – чаще всего возникает от неосторожного обращения с огнём и несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу. Это непогашенный костёр, брошенная спичка или окурок, весенний поджёг сухой травы. Частота пожаров зависит от погоды: сухого и жаркого лета, а так же от захламлённости лесов сухостоем и плохой очистки вырубки.
Вред от пожаров
Лесные пожары наносят большой вред. Гибнут звери и птицы, сгорает заготовительная древесина, подрост и лесная подстилка, снижается количество грибов и ягод, заболачивается площадь гари, в горелых местах распространяются вредители, уничтожаются запасы травы, сена, торфа, мелеют реки, происходит смена пород деревьев.
Я ознакомилась со статистикой пожаров за последние три года и узнала, какой ущерб они нанесли лесам.
Статистика пожаров по Каменским лесам
Вывод: Пожары наносят огромный ущерб лесу. Яркий пример этому – 2012 год, когда произошло 12 возгораний на площади 125 гектар. Главной причиной стольких пожаров было жаркое и сухое лето.
2.3. Лесозаготовки
На территории нашего Каменского поселения работает пилорама.2
Побывав на пилораме, мне показали что пилят из привезенной сосны и березы. Занимается производством досок разного размера заготовкой дров. Отходы от производства сжигаются.
Еще я узнала, что заготовкой леса на дрова для населения вырубку леса ведут на строго отведённых им местах. После вырубки наводят порядок: проводят чистку лесной территории. Весной засаживают саженцами сосны. Саженцы сосен закупают в питомниках нашей области.
2.4. Незаконные вырубки.
Информацию о незаконных вырубках леса я получила в Увельском лесхозе.
Вывод: каждый год происходят незаконные вырубки леса, которые несут большой ущерб. Именно такие вырубки совершаются в тех лесах, где это делать нельзя. Например, в местах для отдыха, вдоль рек и прудов.
Поэтому выдвинутая гипотеза подтвердилась: наибольший ущерб лесному хозяйству наносят пожары и незаконные вырубки леса.
Глава 3. Сохраню жизнь ёлочке.
3.1. Анкетирование учащихся
Перед новогодними праздниками мне захотелось узнать, сколько семей наших ребят приносят домой живые ёлочки из леса. Среди учащихся начальной школы было проведено анкетирование.
Вывод: Из 60 опрошенных ребят живую ёлочку на Новый год ставят 48 семей. Это значит, что перед праздником вырубается в лесу ещё 48 ёлочек. Больше нравится живая ёлочка. Это написали 56 участников, потому что она пахнет лесом, но в школе 4 ученика хотели бы видеть искусственную ёлочку, потому что она может долго стоять и не осыпаться.
3.2. Выращивание ёлочки
С лета я запасаю много шишек. Достаю из неё семена и замачиваю их в воде со льдом на два дня, затем я насыпаю землю в горшочек и сажу туда семечко всего на 5 мм глубиной. После этого я накрываю горшочек пленкой. Теперь горшочек будет находиться в покое до наступления весны. В апреле я буду ждать, когда взойдёт семечко. Если мой эксперимент получится, то я высажу ёлочку и буду за ней ухаживать.
Заключение
В своей работе я выяснила, какой ущерб на территории Каменских лесов наносят лесные пожары и незаконная вырубка леса.
Для того чтобы уменьшить ущерб, наносимый Увельскому лесхозу, от пожаров и незаконных вырубок леса нужно проводить предупредительные мероприятия:
· противопожарная пропаганда;
· очистка лесосек и борьба с захламлённостью леса;
· устройство противопожарных защитных полос и канав.
На своих примерах я убедилась, что любой человек может внести посильный вклад в сохранение леса.
Тысячелетия шумит лес над необъятными просторами России. В его чащах бродят самые разные звери, на его ветвях поют птицы.
Лес покоряет человека своим могуществом, удивительно чистым воздухом. В лесу отдыхают взрослые и дети. В нём непрерывно стучат сложные машины. В лес пришёл человек, чтобы взять его дары.
Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении к себе. Лес – наш друг, будем охранять и беречь его!
Библиографический список
1. Петров В.В. Лес и его жизнь. - М.: «Просвещение», 1986
2. Суворова Г.Т. Лес и жизнь человека. - М.: «Просвещение», 1968
3. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. / под общ. ред. А. Ликум, М.: «Слово», 1994
4. Что такое? Кто такой? Обучающая энциклопедия для младших школьников. / сост. Ухарцева А.В., М.: «Астрель», 2008
5. Я познаю мир. Детская энциклопедия, - М.: «АСТ», «Астрель», 2003
Скачать:
Предварительный просмотр:
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полудённый зной,-
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет, как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес! Зелёный лес!
Валентин Лукша
Лес – удивительное творение природы. Лес – величайший источник здоровья. Это место обитания животных и промысла. В лесу человек заготавливает древесину и, перерабатывая её, использует в промышленности. Лес в наши дни испытывает сильное влияние со стороны человека.
Я решила узнать, как реагирует лес на вмешательство в его жизнь и понять, что нужно сделать, чтобы лес меньше страдал.
Цель работы : Узнать, какие факторы наносят вред лесному хозяйству. Выяснить, какой ущерб составляют лесные пожары, заболевания пород деревьев, вырубки леса.
Для достижения этой цели мне необходимо:
- Дать характеристику Каменским лесам
- Описать древесные породы, растущих на нашей территории
- Проанализировать, что является причиной сокращения лесов
- Проанализировать ущерб, который наносят пожары, насекомые вредители и вырубка леса.
В данной работе была выдвинута гипотеза : наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, насекомые -вредители, вырубки леса.
Каменские леса занимает площадь 94 239 гектар.
Основными древесными породами Каменских лесов являются: хвойные породы - сосна, ель; из лиственных - берёза, осина
Вывод: Каменские леса являются смешанными.
Была выдвинута гипотеза: Наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, насекомые вредители, вырубка леса..
1. Насекомые-вредители
Короед.
Берёзовый пилильщик
Тутовый шелкопряд
На территории Каменских лесов на ведется контроль за санитарным состоянием леса, в 2011 году тутовый шелкопряд съел весь березовый лес.
Следовательно, насекомые – вредители наносят ущерб Каменским лесам.
2. Пожары
Существует два основных фактора возникновения пожаров в лесу. Это природный фактор, когда пожар может возникнуть во время грозы от вспышки молнии. И человеческий – чаще всего возникает от неосторожного обращения с огнём и несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу.
Лесные пожары наносят большой вред. Гибнут звери и птицы, сгорает заготовительная древесина, подрост и лесная подстилка, снижается количество грибов и ягод, заболачивается площадь гари, в горелых местах распространяются вредители, уничтожаются запасы травы, сена, торфа, мелеют реки, происходит смена пород деревьев.
Следовательно, Пожары наносят огромный ущерб лесу.. Яркий пример этому – 2012 год, когда произошло 12 возгораний на площади 125 гектар. Главной причиной стольких пожаров было жаркое и сухое лето.
3. Вырубка леса
На территории нашего Каменского поселения работает пилорама. Побывав на пилораме, мне показали что пилят из привезенной сосны и березы. Занимаются производством досок разного размера, заготовкой дров. Отходы от производства сжигаются.
Еще я узнала, что заготовку леса для населения, вырубку леса ведут на строго отведённых им местах. После вырубки наводят порядок: проводят чистку лесной территории. Весной засаживают саженцами сосны. Саженцы сосен закупают в питомниках нашей области.
4. Незаконные вырубки.
К сожалению, каждый год происходят незаконные вырубки леса, которые несут большой ущерб. Именно такие вырубки совершаются в тех лесах, где это делать нельзя. Например, в местах для отдыха, вдоль рек и прудов.
Поэтому выдвинутая гипотеза подтвердилась: наибольший ущерб лесному хозяйству наносят незаконные вырубки леса.
В 2012 году был 21 случай незаконных вырубок леса.
Защиту леса проводит лесхоз.
- ведётся надзор за основными вредителями леса
Выращиваются сеянцы в питомниках для дальнейшей высадки в лесные зоны
Проводится контроль за санитарным состоянием леса: обследование горелых мест, уборка поваленных деревьев, выборочная вырубка деревьев на дрова и строительство для населения
Контроль за лесозаготовками
Перед новогодними праздниками мне захотелось узнать, сколько семей наших ребят приносят домой живые ёлочки из леса. Среди учащихся начальной школы я провела исследование.
Вывод: Из 60 опрошенных ребят живую ёлочку на Новый год ставят 48 семей. Это значит, что перед праздником вырубается в лесу ещё 48 ёлочек.
Больше нравится живая ёлочка. Это написали 55 человек, потому что она пахнет лесом, но в школе 4 ученика хотели бы видеть искусственную ёлочку, потому что она может долго стоять и не осыпаться.
Чтобы возместить ущерб лесу,
с лета я запасла много шишек. Достала из неё семена и замачила их в воде со льдом на два дня. Затем я насыпала землю в горшочек и посадила туда семечко всего на 5 мм глубиной. После этого я вынесла горшочек на улицу и прикапала. Так горшочек находился в покое до наступления весны. В апреле я перенесла горшочек домой и жду, когда взойдёт семечко. Если мой эксперимент получится, то я высажу ёлочку на пришкольный участок и буду за ней ухаживать.
Заключение
В своей работе я выяснила, какой ущерб на территории Каменских лесов наносят лесные пожары, насекомые -вредители и незаконная вырубка леса.
Для того чтобы уменьшить ущерб, наносимый Увельскому лесхозу, от пожаров и незаконных вырубок леса нужно проводить предупредительные мероприятия:
Обработка леса от насекомых вредителей
- противопожарная пропаганда;
- очистка лесов и борьба с захламлённостью леса;
- устройство противопожарных защитных полос и канав.
На своих примерах я убедилась, что любой человек может внести посильный вклад в сохранение леса.
Тысячелетия шумит лес над необъятными просторами России. В его чащах бродят самые разные звери, на его ветвях поют птицы.
Лес покоряет человека своим могуществом, удивительно чистым воздухом. В лесу отдыхают взрослые и дети. В лес пришёл человек, чтобы взять его дары.
Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении к себе. Лес – наш друг, будем охранять и беречь его!
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Цели проекта:
- Создание условий для формирования у детей предшкольного возраста позиции друга по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка
- Расширить у детей и взрослых представления о лесе, и сформировать позицию "друга" природы.
- Обогатить предметно - развивающую среду.
- Создать систему работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежайшего микрорайона.
- Совершенствовать взаимодействие с организациями социума.
Актуальность.
На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально - критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. (Данные анкетирования родительской общественности и собственных наблюдений). И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. Эта негативная позиция взрослых проецируется на формирующейся личности ребенка - дошкольника, у детей все меньше проявляется любопытства к живым существам. А все чаще наблюдается равнодушное, а порой жестокое отношение к ним.
Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с предшкольного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.
Но эта работа не будет эффективной без воздействия на родительскую позицию, и позицию взрослых, поэтому нужно активизировать процесс взаимодействия с социумом, то есть "подружить" детей и взрослых с лесом.
Участники проекта: дети 6 - 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.
Проектная деятельность будет осуществляться в III этапа.
I этап - подготовительный.
Сроки: март - апрель 2009 г.
Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.
- планирование и проектирование мероприятий по подготовке педагогов к проектной деятельности,
- разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
- создание предметно - развивающей среды,
- создание педагогической модели взаимодействия " педагог - эколог - педагоги - узкие специалисты - воспитатели",
- создание системы мониторинга.
II этап - практический.
Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.
- проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
- создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежащего микрорайона,
- совершенствование взаимодействие с организациями социума.
III этап - заключительный
Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований
- анализ проведенной работы.
План действий по реализации проекта "Лес - наш друг".
Что? | Как? | Когда? | Ответственные и участники | Ожидаемый результат |
Работа с педагогами | ||||
Формирование теоретической готовности педагогов в экологическом образовании | - Изучение научно - методической
литературы Круглый стол "Научитесь беречь лес" Викторина "В природе все взаимосвязано" Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений Разработка интегрированных занятий Мастер - класс. Работа на экологической тропе |
I этап - март - август 2009 г.
I этап декабрь 2009 г. |
Заместитель заведующей по ВМР, Педагоги - специалисты, воспитатели групп Воспитатель - эколог |
- разработки материала |
Работа с детьми | ||||
Диагностика | - проведение диагностических мероприятий, анализ результатов | I этап сентябрь 2009 г. | Воспитатель - эколог, воспитатели групп | |
Расширение у детей представлений об экосистеме "Лес" | - Цикл занятий экологической
направленности Цикл бесед - "Уроки доброты" - "Уроки мышления" с обсуждением и проигрыванием ситуаций. - "Минутки познания" цикл наблюдений за елью - объектом экологической тропы Целевые прогулки "Сколько елочек мы не спасли" "Елочки и ее сестрички в городе" "Возвращенный лес" (сбор макулатуры) Сюжетно - игровая акция "В гости к бабе Яге" (уборка мусора в лесу) "Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей, с приглашением детей социума) - "Здравствуй, наш зеленый друг" переписка с лесом (почтовый ящик) Создание книги "Жалобная книга леса" Музыкально - экологические праздники: "День рождения друга, дедушки дуба" "Сбережем зеленую планету" (с приглашением жителей нашего микрорайона) Эколого-оздоровительные походы "Поезд доброты" (экосистема леса в разное время года) Интегрированные занятия "Какая я - елочка зеленая иголочка" (ИЗО + Экология) "Лес и наше здоровье" (валеология + экология) "Лесные жители" (экология + ФИЗО) Тематическая неделя леса: Выставка "Лес в жизни человека" Экологический праздник "Природы жалобная книга" Музей "Чудеса леса" Сказки о лесе (словотворчество детей) Работа на микроучастке "Биоценоз леса" Выпуск газеты |
II этап октябрь - январь 2009 г. по плану II этап октябрь - январь по плану 2009 г. II этап 2 и 3 неделя декабря 2009 г. Постоянно в течение всего проекта Сентябрь 2009 г. 3 неделя декабря 2009 г. 1 раз в месяц эпизодически II этап февраль 2010 г. Март 2010 г. II этап февраль 2010 г. II этап постоянно в течении всего проекта II этап по сезону II этап апрель 2010 г. |
Воспитатель - эколог, воспитатели групп, воспитатель по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель. | - расширение представлений детей об экосистеме "лес". |
Работа с родителями. | ||||
Подготовка родителей к проекту. | - Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики. | I этап апрель 2009 г. | Воспитатель - эколог. Воспитатели групп. | |
Совместные мероприятия. | - Родительское собрание "Экология и
наше здоровье" Консультации "Лес - защитник и лекарь" "Настои из трав и плодов деревьев" КВН "Тайны природы" Трудовой десант "Дерево нашей семьи" Традиционная выставка "Елочка зеленая иголочка" (изготовление елочки из бросового материала и природного материала) Конкурс "Нет экологической тревоги в лесу" Выпуск буклетов "Правила поведения в лесу" |
II этап май 2009 г -май 2010 год. | Воспитатель - эколог. Воспитатели групп. |
|
Предметно - развивающая среда. | ||||
Пополнение предметно - развивающей среды. | - приобретение дидактического
материала Изготовление пособий: развивающих игр, наглядно - демонстрационного материала Разработка схемы микроучастка "Биоценоз леса" Посадка микроучастка "Биоценоз леса" Изготовление макета "Лес" |
I этап - март - май 2009 г.
II этап март - апрель 2010 г. |
Воспитатель - эколог
Все участники проекта |
Учебно-наглядный материал, микроучасток для экспериментальной деятельности. |
Работа с социумом. | ||||
Организация социального партнерства и социального взаимодействия. | - Лесничество Вятско - Полянского
района Беседа с детьми " Правила поведения в лесу" Беседа с родителями "Лес и отдых" Помощь в проектировании озеленения территории ДОУ МУП ЖКО "Благоустройство" (выделение саженцев деревьев и рекомендации по их выращиванию) Помощь в организации взаимодействия ДОУ с населением Цетр дополнительного образования Акции "Сбережем березы" Трудовой десант "Очистим парк от мусора" Выставки "Лес в творчестве детей" Познавательные занятия Детская библиотека Спектакли "Лесной теремок" подборка художественной литературы на абонементе Выставки "Дары Леса" Музыкально - экологический праздник "Красная книга" ДОУ города Выставки |
II этап февраль 2010 г. II этап март 2010 г. II этап апрель 2010 г. II этап в течении всего проекта II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г. II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г. |
Сотрудники лесничества
Сотрудники МУП ЖКО Педагог - эколог Сотрудники библиотеки Учителя начальных классов Воспитатели - экологи |
Литература.
- Н. А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду" Москва 2001 г.
- Л. Г. Горькова "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
- О. Ф. Горбатенко "Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях" Волгоград 2001 г.
- Т. А. Шорыгина "Зеленые сказки" Книголюб 2006 г.
- "Беседы о русском лесе" Сфера Москва 2008 г.
- "Какие звери в лесу?" Москва 2000г.
- "Грибы. Какие они?" Москва Гном и Д 2004 г.
- "Деревья. Какие они?" Москва 2001 г.
- В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.
- С. Н. Николаева "Юный эколог" Москва 2003 г.
МОУ Покрово-Пригородная
средняя общеобразовательная школа
Тамбовского района Тамбовской области
Экологический проект
Тема: «Войди в лес другом».
Спонсоры: колхоз - племзавод
им. Ленина, председатель депутат Областной Думы Гагулин В. Д.
НПП ООО “Измерон - В” г. Воронеж
Президент кружка: Волобуев Никита.
Руководители:
Бабаев Игорь Борисович
Федоровых Тамара Николаевна
Покрово - Пригородное
Войди в лес другом.
Из опыта проведения урока похода.
Тема: « Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных. Отработка правил личного природоохранного поведения проведения ».
«Если будет вода и в ней ни одной рыбки - я не поверю воде.
И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не
поверю и в воздух. И лес без зверей ….-не лес»
М. М. Пришвин
1. План работы:
1.Задачи урока-похода.
3. Маршруты.
4.Ход урока-похода.
5.Практическая направленность.
6.Подведение итогов.
7. Литература.
8. Дополнительный материал для учителя.
Цель:
активизация познавательной деятельности, формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности учащихся.
формирование у учащихся активной жизненной позиции по отношению к природе и обществу на основе личностно ориентированных методик.
Задачи :
Показать многообразие растений и животных, их связи с окружающей средой; ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Формирование экологической культуры и принципов здорового образа жизни;
Осознание детьми «принципа Эко - Я», то есть себя, как части живой природы;
Определение системности компонентов природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств.
Формирование умений работать с информацией, полученной экспериментальным путём.
Уроки - походы проводятся в курсе преподавания биологии в возрастной группе учащихся 6-9 классов. На эмоциональной основе ребята лучше понимают закономерности изменений, происходящих в природе. Познают мир окружающего живого пространства в непосредственном контакте. Вместе с тем учатся правильной организации своего отдыха. Уроки - походы проходят посезонно:
Осенние: «Войди в лес другом,»(6 класс), «Уж небо осенью дышало» (7 класс), «Унылая пора очей очарованье» - (8класс), «Листопад» (9 класс), зимние: «Жизнь леса зимой».
Весенние: «Первоцветы»-(6класс), «Пробуждение природы» - (7 класс), «Единение с природой» - 8 класс, «Нас много, а природа одна» 9класс, «Все больше окружающей среды» -9 класс.
Для учащихся 6 классов походы однодневные. Для семиклассников весенний поход двухдневный, так как основная задача - услышать весенние голоса птиц. Практикуем августовские походы: «Звездопад».
Программа проведения интегрированных уроков-походов
(экология, география)
«Экосистемы Тамбовской области»
Цели: Создание положительной мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, а так же углубленная работа над проблемами современного мира на этапе осмысления (обсуждения) социального опыта и оценки полученного результата с использованием краеведческого материала.
Наблюдения за явлениями природы, работой ветра, воды. Экологические нарушения и их объяснение. Растения и животные своего края. Правила личного природоохранного поведения в природе. Описание состояния водоёма, участка леса. Осенние явления в природе. Источники загрязнения и меры охраны экосистемы. Ориентирование в лесу. Зимние явления в жизни растений и животных. Описание экосистемы леса, водоёма. Экологические нарушения, разработка мер по их ликвидации, частичное устранение. Осенние явления в экосистеме. Воздействие тепла и влаги на экосистему. Сезонные явления в экосистеме. Воздействие человека на экосистему. Взаимосвязи компонентов в экосистеме. Описание экосистемы с разработкой мер по охране и рациональному использованию. Описание экосистемы. Антропогенное воздействие на экосистемы. Разработка мер по охране и рациональному использованию одного-двух компонентов природы. Антропогенные экосистемы. Мониторинг состояния экологической обстановки села, экосистем леса, водоёма. Разработка рекомендаций мер по охране и рациональному использованию Экологическая минутка» (очистка экосистем от мусора, очистка родников и т.д.) на каждом уроке. |
Отчёты по результатам исследовательской деятельности учащиеся оформляют в виде презентаций, фотовыставок, экологических проектов и т.д.
Результативность: Учащиеся приобретают и совершенствуют знания о взаимодействии природы и общества, формируются практические и исследовательские умения и навыки, навыки работы с ИКТ.
В нашей школе уроки - походы,часто интегрированные уроки биологии и географии.
При подготовке к уроку с детьми проводится предварительный инструктаж о правилах подготовки к походу, о поведении в походе, о маршруте, о правилах взаимовыручки в походе.
С классом работают два учителя. Учитель географии - инструктор по туризму и учитель биологии. Желательно привлечь к работе классного руководителя, родителей.
Время проведения похода с 9.00 утра до 16.00 - зимой; весной и осенью до 18.00.
Работа проходит по разработанным маршрутам, позволяющим наиболее глубоко связать маршрут с программным материалом.
Первый маршрут протяженностью - 7 километров, второй маршрут - 10 километров, третий маршрут - 8 километров.
Способ передвижения: из села Покрово - Пригородное до отправной точки маршрута движемся на автобусе, затем продолжается пешее движение с 10 минутным перерывом - привалом через каждые 30 минут движения. Обратный путь с заключительной точки маршрута проходит на автобусе до села.
В поход учащиеся идут с полным туристическим снаряжением. Питание на привалах - проводится за счет бутербродов. На основной стоянке готовится горячая пища, приготовленная на костре: суп, картофельное пюре, чай.
Готовят дрова и разводят костер мальчики под руководством учителя - инструктора. Приготовление пищи лежит на девочках.
На привалах маршрута проводятся наблюдения, исследования. Всего привалов, в зависимости от маршрута, два или три.
По прибытии на основную стоянку у реки Гремячка, проводится инструктаж по ориентированию в лесу в пределах видимости учителя и инструктаж по правилам поведения.
Традиционно общий привал начинается и заканчивается «экологической охотой». После разведения костра дети отдыхают, устраиваются, играют в течение часа. Урок продолжается по разработанному плану от 45 минут до 1,5 часов. Время урока определяется особенностями возрастной категории учащихся. Ребята работают по инструкционным карточкам, в группах. Учитель комментирует задания и дает необходимые объяснения. Завершение урока, после чаепития, проходит у костра,где подводятся итоги работы на маршруте. Отрабатываются навыки культуры общения с природой.
В игре дети отдыхают до определенного времени. Готовятся бутерброды на обратный путь. После «экологической охоты» класс покидает место постоянного привала и уходит на маршрут, где продолжается работа по программе инструкционных карт.Итоги урока -похода оформляются отчетом. Для учащихся 6 классов - это творческие работы. Для учащихся 7-8 классов - отчеты с защитой на конференции. Для учащихся 9 классов отчетная работа в форме реферата по заданной теме. В отчете используются знания собственных наблюдений и материалы учебника по программе. Отчетная конференция дает возможность не только подвести итоги урока, но и помогает детям формировать свои эмоциональные переживания. Здесь работают с успехом даже слабоуспевающие дети.
Уроки-походы позволяют не только приобщить ребят к природе, к непосредственному соприкосновению с ней, ее познанию, но вместе с тем формирует человеческие качества, формирует духовное богатство.
Результатом походов стал питомник саженцев дуба черешчатого на учебно-опытном участке школы, «аллея Солдата» в парке «Скорбящая мать» села Покрово - Пригородное, школьный проект «Шумите дубравы», учащиеся набираются сил и здоровья.
Ход урока - похода:
Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.
Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе похода учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории,с особенностями растений и животных,связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян,способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью .
3.Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся распределяются на группы и выполняют работу по следующим заданиям.
Задание 1:
1.Отметьте, какие растения встречаются на данном участке,
какие изменения произошли у них осенью (по сравнению с летом).
2.Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2:
Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине леса. Каковы отличительные особенности у этих растений?
Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени.
Задание 3:
1. Выясните, у каких растений созрели плоды и семена.
Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
2.Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
Задание 4
1.Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
2.Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких - позже.
Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встречающихся животных.
Подведение итогов урока-похода. Закрепление Правил поведения на природе «Языком плаката».
Задание на дом.
Оформить творческую работу - отчет. Выполнить задания на с. 12 учебника.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " Лес – наш друг"
Девиз проекта.
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Паспорт проекта
1. Тема: «Деревья - наши верные друзья »
2. Тип проекта: проектно - исследовательский.
3. Характер проекта: творческо - исследовательский.
4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
5. По количеству участников: групповой
6. По продолжительности: краткосрочный (22.10.12 -26.10.12).
7. Предмет исследования: деревья на нашем участка.
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель проекта:
- Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.
Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей представление о деревьях;
Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
Развивать умственные операции сравнения и обобщения;
Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
Формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.
План действий:
1.Постановка цели;
2.Поиск формы реализации проекта;
3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5.Определение направлений поисковой практической деятельности;
6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;
7 .Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
Цель: формирование экологической грамотности ребенка.
Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к природе родного края.
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.
2. Исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.
Вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
3. Заключительный:
Экологическое развлечение «День рождения леса».
Паспорт деревьев
Береза
Берёза на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Берёза отличается своим стройным ростом. . Высота деревьев достигает 20 – 25 м и более, живет береза до 100 – 120 лет.
Растение с цветами – серёжками, которые появляются до образования листьев. Цветёт в апреле – мае.
Корневая система берёз мощная. Берёза растёт медленно только в первые годы, потом, наоборот, начинает расти быстро,
Кора у берёз белая, желтоватая.
Листья берёзы по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.
Почки покрытые часто клейкими чешуйками
Для многого пригодна берёза: отличная древесина, хоть дом срубить, хоть мебель изготовить. Дрова очень жаркие, другие – берёзовым не чета.
И русская банька немыслима без берёзового веника. А сколько народных промыслов применяют бересту и древесину.
Береза лечит людей от многих заболеваний. Весной, во время сокодвижения, можно заготавливать березовый сок: он имеет целебные свойства.
Из её древесины получают медицинский активированный уголь.
Медицина издревле использует почки берёзы, листья и сок.
Рябина
Рябина - это листопадное дерево высотой от 4 до 8 м.
Растет на открытых и затененных местах, на разных почвах, не выносит только сильно заболоченных. Хорошо отзывается на удобрения и грамотную обработку почвы, легко переносит неблагоприятные годы. Она произрастает повсеместно в пределах нашей страны.
Корневая система у нее разветвленная и размещается в верхних слоях почвы, поэтому ее можно выращивать на почвах с близким стоянием грунтовых вод, где многие плодовые культуры расти не могут.
Переносит морозы до минус 50°С. Цветет поздно.
Кора у неё серая. Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие.
Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса.
Рябина - ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение.
В ее плодах много биологически активных веществ: витамина С, железа много глюкозы, фруктозы, обнаружен йод. Богата она и фитонцидами.
Из плодов рябины можно готовить соки, варенье, компоты, повидло. Протертые плоды некоторых сортов используются как приправа.
Лекарственное значение
Сушеные плоды рябины применяют в виде сборов, жидких экстрактов из свежих ягод.
Плоды рябины используют также при атеросклерозе, гипертонической и почечнокаменной болезнях, применяют
как мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при диабете, заболеваниях печени и почек.
Особенно ценны плоды рябины как богатое поливитаминное средство.
В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков
Стихи о деревьях
Печальная берёза..." А.А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Л. Каваляка
За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет -
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки
Липка
Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, -
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, -
Поливай меня!
Ливень льет порою, Я от ливня скрою, -
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, -
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, -
Не забудь меня!
П. Воронько
Кладовая народной мудрости
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков - иголки.
Назови деревья! (Елки)
***
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
*** ***
*** ***
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Белый низ, зеленый верх -
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
Пословицы, поговорки о деревьях
Пословицы, поговорки о липе
v А орехи-то, оказывается, на липе растут.
Пословицы и поговорки про дуб:
v Не срубишь дуба, не отдув губы.
v В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль спица.
v Дуба плоды только свиньям годны.
v Дуб стар, да корень свеж.
v Велик дуб, а от малого топора падает.
v Буря дуб свалит, а тростник устоит. Дуб свой рост не спеша набирает.
v Если стадо разом заревёт у дуба - дуб свалится.
Пословицы и поговорки о сосне
v Сосна кормит, а липа обувает.
v Всяка сосна лишь своему бору шумит.
v Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.
v От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
Мини- музей
Паспорт экспонатов мини- музея
" Чудесные превращения дерева"
Название экспоната: Матрешка- деревянная кукла.
Краткая информация
Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна ») - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более, имеет овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке . В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, тема России в образе девушки, а также семьи
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской). Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. У матрёшек из города Семенова – многоцветная роспись и обильный изощренный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне.
Матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины липу , ольху или берёзу . Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору. . Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
Как использовать в работе с детьми: матрешка используется как наглядный материал для развития декоративного творчества детей, для моделирования и игровой деятельности Составление творческих рассказов детей.
Дополнительная литература : И. Черницкая «Матрешки». загадки про матрешку, чтение пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса не бережет».
Название экспоната: Чудо- Ложки.
Краткая информация
Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.
Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.
Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется талант. Для изготовления ложки используют липу, осину , Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п.
Ложку часто украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.
Как использовать в работе с детьми
:
наглядный материал для развития декоративного творчества
дошкольников, используется для развития музыкальных способностей