Интеграционные группы в африке. Отрывок, характеризующий Африканское экономическое сообщество
Уже более 400 лет горцы Северного Кавказа ведут непримиримую борьбу за независимость. Неоспоримо то, что идеологическую основу этой борьбы всегда составлял ислам. Противостоя экспансионизму, "культурному" влиянию Запада, он сыграл решаюшую роль в сохранении этнического самосознания мусульман, их национального "я". Так называемый "консерватизм", а точнее - иммунитет, созданный исламом как общественно-политической структурой, предохранял мусульманские народы от тотальной ассимиляции. Он не только оберегал морально- этическое мировоззрение мусульман, но и выступал в роли стимулятора национально-освободительного движения, которое в мусульманских странах обусловавливалось борьбой за торжество истинно исламского образа жизни. Так было везде, так было и на Северном Кавказе.
Политической целью имама Шамиля было создания имамата, то-есть исламского государства, а война против России велась потому, что именно Россия являлась главной преградой на пути утвержения здесь шариата.
Воодушевляя народы на национально-освободительную борьбу, ислам определял и методы ведения этой борьбы. Так, например, великодушие моджахеда, рыцарские обычаи всегда были неотъемлемой частью поведения мусульманского воина. Ведь Коран гласит: "И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих! И...изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас...Если же они удержатся, то...ведь Аллах - прощающий, милосердный!" (Коран, сура Корова, стих 190-193) Благородство мусульманского воина, воюющего исключительно за права жить независимо, было и остается неотъемлемой частью его веры и поведения.
Вот что пишет участник событий 1917-1920 годов русский большевик М. Павлович: "Нужно заметить, что эта жестокая борьба между двумя враждебными лагерями при всем своем кровавом характере упорстве и непреклонности смягчалась порой в горах Дагестана соблюдением некоторых рыцарских правил, придавших своеобразный характер этой тяжелой войне.
Отряд моджахедов задерживает в 1919 году в горах женщину, едущую из родного аула на свидание к своему мужу известному революционеру Хизроеву, находящемуся в Левашах. На вопрос, куда и зачем она отправляется, горская женщина откровенно говорит о цели своей поездки. Контрреволюционеры бранятся, но они не осмеливаются идти против освященных традицией обычаев, не осмеливаются применить насилие по отношению к слабой беззащитной женщине. Сравним эти действия горцев с тем, что происходило на европейских фронтах, когда всякую женщину, пытавшуюся пройти через линию окопов, раздевали донага, искали лупой, не написано ли у нее на коже что нибудь и затем, когда ничего компрометирующего не обнаруживалось, все-таки арестовывали и держали в заключении.
Другой случай еще более характерен. В 1921-22 годах тов. Самурский с отрядом партизан защищал Хунзах против осадивших последний отряд моджахедов. Когда у маленького гарнизона осажденной крепости не оставалось уже продовольствия, и грозила опасность или умереть с голоду или быть вынужденным сдаться, тов. Самурский обратился к осаждавшим с воззванием, в котором указал на тяжелое положение осажденных и указывал, что нетрудно сытым взять голодных. Если у вас есть "намус"(честь)- язвил Самурский своих противников, если вы сыны Шамиля, как называете себя, если хотите показать себя орлами, пришлите нам продовольствие. Тогда посмотрим, сумеете ли вы заставить нас сдаться или взять нашу крепость с бою". Это воззвание возымело свое действие. Ночью, несмотря на огонь из крепости, кучка осаждавших приблизилась к последней и, оставив мешки с мукой и другими съестными припасами, спешно скрылась. И такое снабжение осажденного русского гарнизона упорным врагом, желавшим, во что бы то ни стало, взять крепость, повторялась несколько раз". (М. Павлович. Красный Дагестан. Новый Восток, 1923, №3,стр.220-222) Автор этих строк Павлович далее добавляет: "если горцы порой обнаруживали определенное великодушие и третировали, как пленных, русских большевиков, зато к своим собственным большевикам, как изменникам Ислама, посягнувшим на их святыню, они были беспощадны" (там же).
Поведение горцев было непонятым для тех, кто привык к постулату "на войне как на войне". В связи с этим другой участник событий 1917- 1920 г.г. Д.З.Коренев писал: "Во многих аулах было совсем иное отношение к пленным, чем представлялось русским. Две подруги, девушки казачки Ефросиния Походнева и Ольга Уськова, отказались вернуться из плена. Родные девушек и возбужденная толпа, собравшаяся на окраине Грозного, конечно, не поверили этому. Чеченской делегации пришлось привезти девушек к Алдынскому кургану. С ними приехал и жених Ефросинии Походневой - чеченский офицер. Подруги подтвердили представителям русских, что они остаются жить в чеченском ауле, пока не установится мир между русскими и Чечней. Были и другие случаи, когда пленные женились на чеченках и вообще предпочитали жить и работать в Чечне". (Д.З.Коренев. Революция на Тереке. Орджоникидзе,1967, стр.263.)
Д.З.Коренев с изумлением пишет эти строки, так как для него была бы более понятна не женитьба чеченского офицера на русской пленнице, а иные последствия, характерные для европейских войн, не оставляющие сомнений в участи любой женщины-пленницы. Но моджахед является воином, воюющим по религиозным законам, и для него обращение с пленным, не соответствующее исламу, - такой же грех, как отказ от Джихада.
Вот еще один интересный случай, показывающий моральное превосходство воина, воюющего по зову ислама. Случай этот произошел весной 1918 года в Чечне. Русские, выдворившие чеченцев из Грозного, были осаждены там горцами и обстреливали близлежащие аулы из пушек. Скоро чеченцам удалось, разоружив Веденский гарнизон русских, отнять у них 19 орудий. Переправив эти орудия к осаждавшим Грозный моджахедам, чеченцы использовали их исключительно для того, чтобы заставить русских перестать разрушать аулы. В те дни С.М.Киров писал: "Если чеченцы вздумают покончить с Грозным, то могут сделать это в несколько минут. Им стоит только выпустить несколько снарядов по нефтяным и бензиновым бакам и от Грозного останется один пепел". ("Донские известия", 24 апреля 1918 года). Но чеченцы не сделали этого. Потому что никакая обида не могла заставить моджахеда-чеченца подвергнуть опасности мирное население - вопреки заветам Ислама. Пощадив в 1918 году мирное русское население, чеченцы не уничтожили город. Русская же армия спустя более чем 90 лет не пощадила мирное население Грозного и сравняла его с землей.
Такого рода поведение моджахедов Северного Кавказа во время их многочисленных войн с Россией, как ни странно, носило даже поучительный характер, и противная сторона в какой-то мере перенимала новые, доселе невиданные для нее законы войны. Обращаясь к горцам Северного Кавказа, заместитель атамана Терского казачьего войска есаул Медяник признавался: "Мы, казаки, привыкли уважать в вас и благородство характера и ваши чувства, когда бились с вами как противники". ("Каспий", 17 мая 1917 года). А русские классики, не скрывая своего изумления, воспевали благородные черты характера вроде бы "дикого" горца. Даже царь Александр II, самодержец, не скрывал своего изумления перед всем этим, приказывая каждому проезжавшему через Калугу русскому дворянину обязательно совершить визит почтения к пленённому вождю горцев Шамилю. Но ислам, являясь причиной благородного поведения моджахедов во время войн, давал им и твердый моральный дух, неисчерпаемый героизм и стойкость. Он становился стимулятором прямо-таки невероятных случаев, которые непостижимы холодному прагматическому разуму.
Один из таких случаев произошел в 1919 году в Ведено. Амир мусульман Северного Кавказа шейх Узун Хаджи решил освободить Ведено от русских. Не имея достаточно сил и оружия, шейх приказал с такбиром в устах идти на Ведено. Гатуев пишет: " Запели ля илаха иллаллах" и въехали в укрепление, которое в ту же ночь покинули все деникинцы. Спустя неделю "хабар", что в ущелье идут казаки. Все вооружение мусульман состояло из 2 орудий, 2 пулеметов и необходимого для 20 людей количества винтовок. Выступающих Узун Хаджи благословил: "Молиться богу - мое дело; воевать ваше дело. Вам ничего не грозит. От одного вашего выстрела бойцы вырастут как листва".
Мусульмане заняли позицию у подножия утеса. Забили заряд и, когда из-за того утеса показалась головка русских - выстрелили. В ответную пулеметную трескотню русских вмешалась ружейная. Это гуноевцы (жители аула Гуной), услышав пушечный выстрел, покрыли лесистый уклон ущелья и решили судьбу сражения. Русские бежали до Сержен-юрта, оставив мусульманам два пулемета. Воодушевленные легкостью победы, пополнившиеся гуноевцами мусульманские силы, нагнали их, и Сержен-юрт три раза переходил из рук в руки, пока, наконец, казаки отошли в Шали. ("Революционный Восток", № 4,5 1928, с.271)
Такие случаи были не единичными. Представьте себе, что Х1 Красная Армия, которая весной 1920 года практически не встретив сопротивления оккупировала Азербайджан, была уничтожена моджахедами в горах Чечни и Дагестана. И не только XI, но и IX Красная Армия, специально переброшенная на Кавказ специально для усмирения строптивых горцев, также была разгромлена героями Кавказа. Моральный дух, воспитанный исламом, компенсировал моджахедам Кавказа нехватку оружия и техники. Газета "Молот" в 1919 году писала: "Дагестанцы дерутся яростно, подбадриваемые своими муллами, которые идут впереди бойцов с пением религиозных гимнов, имея белые повязки на рукавах".(31 июля 1919 года). Турецкий офицер Гусейн эфенди, по волею судьбы оказавшийся среди чеченцев, не скрывал своего изумления и восхищения. "Горцы, воюя с русскими,... стоят беспрерывно в боях, - писал он. -Не получая ни денег, ни продовольствия, ничего в буквальном смысле. Я боюсь Аллаха не сказать правды, что горцы в особенности Шатоевцы стоят много. Им не страшен ни враг, ни мороз и ни бедность, по первому моему клику выступают в поход. Если мы их не поблагодарим, то Аллах их поблагодарит. Я турок, но они чеченцы, и за веру стоящие. Смело скажу, не видел ничего подобного... от горцев никогда не оторвусь".
Государства - члены ВАС
Международная организация
Хафса Мосси
Ричард Сезибера
Восточноафриканское сообщество (ВАС) (англ. The East African Community (EAC) ) - Межправительственная организация, включающая в себя пять восточноафриканских стран (Бурунди , Кения , Руанда , Танзания и Уганда). Нынешним председателем Восточно-Африканского сообщества является Пьер Нкурунзиза , президент Республики Бурунди . ВАС было основано в 1967 году, прекратило существование в 1977 году и было официально возрождено 7 июля 2000 года. В 2008 году после переговоров с Сообществом развития Юга Африки (САДК) и Экономическим сообществом стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), ВАС согласился расширить зону свободной торговли и включить государства-члены всех трех сообществ. ВАС является одним из столпов Африканского экономического сообщества .
ВАС является потенциальным предшественником для создания Восточно-Африканской Федерации . В 2010 году ВАС запустила свой собственный общий рынок товаров, труда и капитала в регионе, с целью единой валюты к 2012 году и полной политической федерации к 2015 году.
Страны-участники
Органы
- Восточноафриканская Генеральная Ассамблея (The East African Legislative Assembly)
- Восточноафриканский Верховный Суд (East African Court of Justice)
- Саммит глав государств (Summit of Heads of State and or Government)
- Совет министров (Council of Ministers)
- Координирующий комитет (Co-ordination Committee)
- Отраслевой комитет (Sectoral Committees)
- Секретариат (The Secretariat)
История создания
Формирование сообщества
В формировании Восточноафриканского Сообщества (ВАС) большую роль сыграли устойчивые экономические и политические связи между тремя странами в колониальный период. Кения , Уганда и Танзания (на тот момент Танганьика) были колониями британской короны. Первые органы координированного управления были созданы в начале 1930-х гг.: Восточноафриканский валютный совет, Почтовый союз и Объединенная железная дорога, в рамках которых проводилась координация экономической политики по соответствующим направлениям. В 1940 г. создан Объединенный совет по налогам и Совместный экономический комитет по делам трех колоний. Также действовала общая валюта - восточноафриканский шиллинг, имевший паритет с британским фунтом стерлингов; внешний тариф с низкими ставками таможенных пошлин; отсутствовали торговые барьеры во взаимных рамках, не применялся валютный контроль и система лицензирования.
С 1948 г. функционировала Восточноафриканская комиссия высоких представителей в составе губернаторов Кении, Уганды и Танганьики, а также Восточноафриканская Генеральная ассамблея. Законодательные акты и правила, принимаемые Комиссией высоких представителей, носили обязательный характер на территории всех 3 колоний. Для координации деятельности по отдельным направлениям был создан Восточноафриканский Комитет по оказанию услуг, руководивший работой межтерриториальных департаментов в сферах транспорта, связи, таможни и промышленности.
Таким образом, еще в колониальный период между Кенией, Угандой и Танзанией была создана институциональная структура по координации политики, действовал таможенный союз, в обращении находилась общая валюта.
После достижения политической независимости в 1963 г. вставал вопрос о возможной политической федерации, но из-за позиции руководства Кении идея не была реализована. Было решено сконцентрировать усилия на активизации взаимной торговли.
Период с 1967 по 1977
Восточноафриканское Сообщество - ВАС (Eastern Africa Community - EAC) было создано в 1967 г. Кенией, Угандой и Танзанией. Основные цели определены Договором о сотрудничестве в рамках ВАС и включают: активизацию взаимного торгового и промышленного сотрудничества: содействие гармоничному и устойчивому развитию; равноправное распределение преимуществ экономической деятельности между странами на основе гармонизации экономической политики, строительства совместных производственных объектов, проведения консультаций при разработке и выполнении планов в сельском хозяйстве, образовании, развитии людских ресурсов, электроэнергетике, промышленности, туризме, транспорте и связи.
Стратегическая задача стран-членов Сообщества - постепенное формирование Восточноафриканского общего рынка на основе введения общего таможенного тарифа, достижения свободного перемещения товаров, устранения транзитных пошлин, контроля за импортом товаров из стран - не членов.
Главным препятствием на пути реализации определенных выше целей стали экономические и политические факторы, общие для многих развивающихся стран, в том числе членов ВАС. В первый год существования ВАС распался Восточноафриканский валютный совет, выполнявший функции общего банка и эмиссионного центра, что привело к созданию национальных валютных систем с центральными банками в каждой из стран. В итоге - исчезла надежда на создание валютного союза. Среди других причин экономического плана - ухудшение экономической ситуации в начале 1970-х гг., последствия энергетического кризиса 1973-74 гг.; обоснованное опасение стран в отношении получения максимальных преимуществ от интеграции наиболее экономически развитой страной - Кенией. Страны неоднократно предпринимали попытки сбалансированного распределения интеграционных преимуществ. В частности, был создан Восточноафриканский банк развития (ВАБР) в целях содействия промышленному развитию. Уставный капитал формировался за счет взносов стран 38,75 % от Танзании и Уганды и 22,5 % от Кении. Финансовые ресурсы использовались для строительства совместных производственных объектов, большинство из которых располагалось в Кении.
Негативно сказалась политическая дифференциация, сложности в выработке общего решения, различные политические системы, что вело к дифференциации в управлении экономикой. Смена политической власти в Уганде в результате военного переворота еще больше обострила отношения в рамках ВАС, а руководство Танзании отказалось признать новый угандийский режим, закрыло границу с Угандой и фактически вышло из интеграционной группировки. В качестве еще одной причины тяжелой ситуации в группировке можно назвать сложность определения объема взносов, когда страны отказались их вносить в бюджет ВАС. В итоге - спустя 10 лет после создания (1977 г.) группировка распалась.
Период с 1977 по 1999
С 1980-х гг. страны стали проводить торговую либерализацию, что в том числе сказалось на позитивной динамике экономического развития в 1990-е гг., стимулировало приток иностранных инвестиций и технологий. Три страны относятся к категории наименее развитых стран с ВВП на душу населения порядка 300 долл. Основу национальных экономик составляет сельское хозяйство, доля которого в ВВП Танзании равна 56 %, Уганды - 44 %, Кении - 30 %.
Несмотря на некоторые успехи в плане экономического сближения и либерализации взаимной торговли ее доля в совокупном товарообороте каждой из трех стран остается на крайне низком уровне. Так, в экспорте Танзании доля Кении равна,45 %, Уганды - 0 %. В экспорте Уганды доля Кении - 0,24 %, Танзании - 0 %. На этом фоне благоприятными выглядят показатели Кении, в экспорте которой удельный вес Танзании составляет 13,7 %, Уганды - 15,7 %.
Таким образом, Кения является важным поставщиком товаром для двух других партнеров по Восточноафриканскому Сообществу. В силу данного факта перспективы динамичного роста взаимной торговли крайне малы, что вызвано однотипностью товарной структуры экспорта каждой страны. Для них главными партнерами являются государства Европейского Союза и Южная Африка.
В 90-е гг. страны предприняли ряд шагов по возрождению группировки. Начальным этапом стало создание в 1993 г. Постоянной трехсторонней комиссии по восточноафриканскому сотрудничеству. Позднее был создан Форум министров, секретариат со штаб-квартирой в Аруше. Подписана Декларация о сближении экономического сотрудничества между странами Восточной Африки в промышленности, науке и технике, торговле, транспорте, связи, безопасности, миграции лиц, туризме, образовании и культуры.
Пожалуй, главным итогом совместных усилий на пути интеграционного сближения стала разработка цели поэтапной интеграции от таможенного союза и общего рынка к валютному союзу и политической федерации на основе гармонизации политики, достижения макроэкономической стабильности и содействия развитию инфраструктуры.
Период с 1999
В ноябре 1999 г. в Аруше (Танзания) подписан Договор о формировании Восточноафриканского Сообщества. В его основу положены такие направления, как ликвидация таможенных пошлин и нетарифных барьеров в течение 4 лет;
- введение общего таможенного тарифа;
- свободный транзит товаров во взаимных рамках;
- гармонизация стандартов и сертификатов качества;
- сближение макроэкономической политики стран-членов;
- поддержание стабильности обменных курсов национальных валют;
- достижение полной валютной конвертируемости;
- разработка общего восточноафриканского паспорта для граждан трех стран.
По Арушскому договору также были созданы Секретариат и Постоянная трехсторонняя комиссия со штаб-квартирой в Аруше.
К 2001 г. были устранены нетарифные ограничения и снижены таможенные пошлины на 90 % в Кении, а в Танзании и Уганде на 80 %. Ведется работа по разработке общих стандартов, в частности, введен общий стандартизированный транспортный документ для ввозимых товаров, приняты 133 стандарта, а 41 из их числа нотифицированы в рамках ВТО . Проведена гармонизация таможенной номенклатуры, начато исследование возможности введения общего торгового режима. Фактически, в рамках ВАС нет торговых ограничений во взаимной торговле, исключениями являются соображения безопасности, охраны здоровья людей и моральные причины.
Еще одна важная задача - расширение субрегионального экономического сотрудничества в сферах транспорта, энергетики и финансов. Страны пришли к договоренности о координации и гармонизации политики в области транспорта и связи в целях улучшения действующих и строительства новых объектов инфраструктуры, что, в конечном счете, должно содействовать свободному перемещению товаров и факторов производства. Намечено интегрировать национальные транспортные системы в общую восточноафриканскую транспортную сеть, адаптированную к требованиям экспортоориентированной политики, а также предоставить специальный режим континентальным странам.
Но практические результаты поставленных задач невелики. Построены два транспортных коридора - Северный и Центральный, связавшие 2 важнейших порта Восточной Африки - Момбасу и Дар-эс-Салам в единую транспортную систему. Северный коридор включил железную дорогу Момбаса-Кампала (протяженностью 1333 км), шоссейную магистраль вдоль железнодорожного полотна (Кампала-Касесе) и магистраль Кампала-Руанда через Кигали и Бужумбура. Центральный коридор включил железную дорогу Дар-эс-Салам-Кигома (протяженностью 1254 км), связавшую Бужумбура с озером Танганьика и Руандой шоссейной дорогой.
В ВАС была общерегиональная авиакомпания, но из-за распада группировки в 70-е гг. каждая страна создала национальные авиакомпании. Первоначально было предложено образовать авиасообщение по типу «втулки и спиц», где в качестве «втулки» или центра выступала Кенийская компания, а «спицами» были бы авиакомпании двух других стран. Но предложение не было реализовано. В 1996 г. Кенийская авиакомпания была приватизирована и продана зарубежному инвестору, который не смог превратить ее в конкурентоспособную фирму и сделать региональным центром авиасообщения. Сказалась жесткая конкуренция со стороны других крупных авиапортов в Африке (в частности, Аддис-Абебы), в итоге - Танзания и Уганда открыли национальные авиарынки для Южноафриканской авиакомпании (SAA).
Еще одна приоритетная сфера взаимного сотрудничества - производство, передача и распределение электроэнергии. Во второй половине 1990-х гг. с немалыми проблемами (так, объем подачи электроэнергии упал до 12 часов в день) столкнулась Кения, где 70 % электроэнергии дают гидроэлектростанции. Выходом из сложившегося положения стали закупки в Уганде (возросшие в пять раз), обладающей существенными сравнительными преимуществами в данной сфере.
Другая задача, поставленная странами ВАС, - формирование общерегиональной финансовой системы, основу которой составляет валютная биржа в Найроби (фактически выполняющая подобные функции еще с 1954 г.) и занимающая четвертое место в Африке по объему сделок. Но в Уганде и Танзании были создана национальные валютные биржи с небольшим объемом сделок. Координация их деятельности ведется в рамках Восточноафриканского Комитета по ценным бумагам. В 1996 г. подписано соглашение о гармонизации правового регулирования рынков капитала 3 стран. Договор о создании общего рынка в регионе подписали 20 ноября 2009 года участники саммита Восточноафриканского Сообщества в Танзании . В курортном городе на севере страны, Аруше , собрались президенты пяти государств Восточной Африки - Бурунди ,
Таким образом, в Восточноафриканском Сообществе практически создана зона свободной торговли, ведется взаимное экономическое сотрудничество. Но статический и динамический эффект создания торговли и инвестиций минимален в силу преобладающего влияния дезинтегрирующих факторов:
Планы
Договор 2004 года предусматривает таможенный союз с единой валютой - Восточноафриканский шиллинг, который должен быть введен в обращение в период с 2011 по 2015 год. Существовали также планы политического союза, Восточно-Африканской Федерации, с общим президентом (первоначально на ротационной основе), и единый парламент к 2010 году. Однако некоторые эксперты, какие как эксперты из общественного Кенийского Института общественно-политических исследований и анализа (KIPPRA) отметили, что планы которые должны были быть выполненными к 2010 году, были слишком амбициозными, так как ряд политических, социальных и экономических проблем еще не решены полностью.
Единая туристическая виза
Надеялись, что Восточноафриканская туристическая виза, возможно, будет готова к ноябрю 2006 года, в случае, если она была бы одобрена соответствующими отраслевыми органами в соответствии с программой интеграции ВАС. В случае одобрения виза была бы действительна для всех трех нынешних государств-членов ВАС (Кения, Танзания и Уганда). В соответствии с предложением о выдаче виз, любая виза может быть выдана посольством государства-члена. Данная система была предложена советом по туризму государств-партнеров для ускорения продвижения региона как единого туристического пространства. Секретариат ВАС хотел успеть с утверждением до начала ежегодной ярмарки World Travel проходящей в ноябре в Лондоне. После утверждения советом министров Восточной Африки, туристы могут обратиться за въездной визой к одной из стран-участнец. Данная виза будет применяться во всех региональных государствах-членах, и это является требований для вступления государства. наибольшее значение среди блоков В течение 2004 года.
В Африке интеграционные процессы обусловлены ее зависимым положением в системе мирового хозяйства и низким уровнем развития факторов производства. Это в значительной степени сказывается на последовательности проводимых в странах реформ, формах и содержании региональной интеграции. Вместе с тем, несомненно, состояние экономики стран Африки, особенности их социально-экономического развития, темпы интеграционных процессов находятся под большим влиянием в политической и экономической сферах традиционных институтов, сложившихся за многие годы норм и обычаев поведенческой культуры в сфере бизнеса. Это в большей степени характерно для региональной интеграции среди стран Тропической Африки, т.е. в регионе, где преобладают наименее развитые страны (НИС), подчас с весьма ограниченным экономическим потенциалом. Сложное сочетание внешних и внутренних факторов имеет свои специфические черты проявления в регионах и отдельных странах в процессе межгосударственной интеграции и политического сближения.
Интеграционные объединения в Африке:
- 1) Западная Африка
:
- - Экономическое сообщество стран Западной Африки (The Economic Community of West African States - EKOWAS);
- - Западноафриканское экономическое сообщество (West African Economic Community);
- - Союз стран бассейна реки Мано (Mano River Union - MRU);
- - Западноафриканский экономический и валютный союз (de l"Union Economique et Monetairc Quest Africane - UEMOA);
- 2) Восточная и Южная Африка :
Общий рынок Восточной и Южной Африки (Common Market for Eastern and Southern Africa - COMESA) - на базе предыдущей Зоны преференциальной торговли;
- - Комиссия стран Индийского океана (The Indian Ocean Committee - IOC);
- - Восточноафриканское сообщество (East African Community - EAC);
- - Южноафриканское сообщество развития (Southern African Development Community - SADK);
- 3) Центральная Африка
:
- - Центральноафриканский таможенный и экономический союз (Central African Custom and Economic Union - UDEAC);
- - Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (СЕМАС) (Central African Economic and Monetary Community - СЕМАС) на базе UDEAC, как трансформация первой организации;
- - Экономическое сообщество центральноафриканских государств (The Economic Community of Central African States - ECCAS);
- - Экономическое сообщество стран Великих озер (The Economic Community of the Great Lakes Countries - CEPGL);
- 4) континентальные организации: на базе преобразования CEPGL создано Экономическое сообщество центральноафриканских государств (ECCAS);
- 5) Северная Африка: арабские страны Северной Африки входят в Организацию африканского единства и ряд других образований (см. выше).
- 6) Экономическое сообщество государств Западной Африки (EKOWAS) EKOWAS создано в 1975 г. согласно Договору об экономическом сообществе государств Западной Африки, вступившему в силу в 1976 г. Этим договором и последующим Лагосским заключительным актом , подписанным в 1980 г., было предусмотрено создание к 2000 г. Африканского экономического сообщества (АЭС), которое, однако, не было создано. В преамбуле Договора об образовании EKOWAS в 1975 г. в качестве основных целей указываются "ускорение, усиление и стимулирование экономического и социального развития стран организации в целях улучшения жизненного уровня их граждан". Связанные с этим необходимые структурные преобразования позднее были вписаны в контекст стратегии Лагосского плана действий - "опора на собственные силы и самоподдерживаемое развитие стран-участниц".
Дополненный и обновленный более чем 30 новыми протоколами в 1992 г. основной текст Договора стран EKOWAS в качестве главных целей интеграции определяет:
- o расширение регионального рынка;
- o гармонизацию сельскохозяйственной и индустриальной политики посредством производственной интеграции;
- o развитие валютной и финансовой интеграции в целях расширения торговли;
- o обеспечение свободы передвижения граждан, включая свободу на поселение и предпринимательскую деятельность.
Таким образом, EKOWAS можно рассматривать как многоступенчатый процесс, ведущий поэтапно к таможенному союзу и затем к общему рынку. Сопоставление макроэкономических показателей развития стран региона дает основу для следующих выводов. Во-первых, большинство стран достигли в последние годы достаточно устойчивых темпов экономического роста, превышающих темпы прироста населения. Исключение составляет Сьерра-Леоне, экономика которой находится в глубоком кризисе вследствие длительного военно-политического конфликта. Во-вторых, во многих странах стоимость экспорта по отношению к ВВП уступает аналогичному показателю по импорту. По существу, эти страны не обладают достаточными валютными поступлениями для оплаты необходимого импорта. В-третьих, общей чертой экономики стран региона можно считать незначительную долю иностранного капитала в валовых внутренних инвестициях. На фоне других стран Западной Африки лишь Нигерия имеет более 20% ПИИ в валовых внутренних инвестициях, Гана - 10%. Наконец, о преобладании сырьевого сектора в экономике свидетельствует низкая доля добавленной стоимости в ВВП страны, за исключением Нигерии, где обрабатывающая промышленность, включая и нефтепереработку, занимает ведущие позиции в экономике.
Страны Восточной и Южной Африки входят в следующие региональные торгово-экономические организации:
- o Общий рынок стран Восточной и Южной Африки - COMESA, основанный в 1994 г. вместо Зоны преференциальной торговли (РТА);
- o Комиссия стран Индийского океана, основанная в 1989 г.;
- o Восточноафриканское сообщество - ВАС, основано в 1999 г.;
- o Южноафриканское сообщество развития - SADК, основано в 1992 г.
Восточноафриканская интеграция прошла ряд этапов в своем развитии. Значительным событием в этом плане было формирование в 1999 г. в рамках действовавшей зоны преференциальной торговли новой межстрановой внешнеэкономической позиции (платформы), получившей название Трансграничной инициативы (Cross-Border Initiative - CBI). Трансграничная инициатива поддержана странами ЕС, Всемирным банком, МВФ, Африканским банком развития, рядом других организаций при общем понимании того, что экономическая интеграция в условиях Африки, несомненно, способна решать многие социальные, экономические и политические вопросы. Инициатива возникла на основе международного консенсуса между странами Восточной и Южной Африки. После неутешительных результатов развития в 1980-1990-х гг. большие надежды возлагались на то, что межгосударственные региональные связи в странах Африки к югу от Сахары помогут африканским странам развивать их экономику и адаптироваться в структуру глобальной экономики. По опыт показал, что эти ожидания не оправдались - серьезного продвижения на путях интеграции в первое десятилетие XXI в. не произошло.
В результате странами - участницами Трансграничной инициативы была сформулирована новая инициатива, получившая название Форум содействия региональной инициативе (Regional Integration Facilitation Forum - RIFF), прежде всего с целью создания условий для более выгодной интеграции стран Восточной и Южной Африки и Индийского океана в региональную и мировую экономику. Это имеет также цель гарантировать последовательность и сопряженность национальных программ регулирования и региональных мер интеграции. При этом Форум содействия региональной инициативе не был задуман ни в качестве постоянной структуры, ни в виде новой региональной организации. Его главная задача состоит в том, чтобы обеспечить повышение действенного и эффективного продвижения региональной интеграции на уровне стран. Этот подход учитывает разные возможности стран в процессе региональной интеграции и разработан так, чтобы сам процесс не определялся темпами развития наиболее отсталых экономик в регионе. В состав Форума входят страны, являющиеся членами Общего рынка для Восточной и Южной Африки, Южноафриканского сообщества развития (SADК), Восточноафриканского сообщества (ВАС) и Комиссии Индийского океана ООН. Участвующие страны: Бурунди, Коморские Острова, Кения, Мадагаскар, Малави, Маврикий, Намибия, Руанда, Сейшелы, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Форум открыт и для других стран региона, которые желают участвовать в программах макроэкономической стабилизации среды предпринимательства. Однако EKOWAS не удалось достигнуть поставленных целей, даже не самых главных. Так, протекционистские меры но защите отдельных отраслей национального производства остаются достаточно высокими (например, 60-85% в среднем для сектора производства в Кении и Малави) и чрезвычайно разнятся от страны к стране (например, средние курсы диапазона защитных ставок варьируют от отрицательных значений при импорте капитального оборудования до 25% - для полуфабрикатов и более чем 100% - для некоторых потребительских товаров). Наконец, существенные различия наблюдаются по льготному тарифу, т.е. различия между средним внешним тарифом, составляющим приблизительно 35%, и льготным (предпочтительным) тарифом в рамках COMESA - приблизительно 10%, а средний льготный тариф между странами Трансграничной инициативы составляет 25%.
Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA), являющийся преемником Зоны преференциальной торговли государств Восточной и Южной Африки, был образован, согласно Договору о создании Общего рынка Восточной и Южной Африки, в 1994 г. Договор предусматривает возможность преобразования COMESA в Экономическое сообщество Восточной и Южной Африки, что и было осуществлено позже.
В качестве основных задач COMESA ставит достижение устойчивого роста и развития путем более сбалансированного и гармоничного развития производственных и маркетинговых структур; содействие развитию экономической активности и совместному выполнению макроэкономических программ в целях повышения качества жизни населения и стимулирования сотрудничества между государствами - участниками Общего рынка; создание благоприятных условий для иностранных, трансграничных и местных инвестиций, включая поощрение бизнеса и применения научно-технических достижений в интересах развития; укрепление отношений с другими региональными и международными организациями; содействие реализации целей Африканского экономического сообщества.
Сфера деятельности организации охватывает сотрудничество в следующих областях:
- o либерализация торговли и развития (создание таможенного союза после 10-летнего переходного периода путем ликвидации таможенных пошлин и других сборов за ввоз товаров);
- o устранение нетарифных барьеров, введение общих внешних тарифов на товары, импортируемые из третьих стран;
- o установление режима наибольшего благоприятствования; таможенное сотрудничество в рамках общего рынка, гармонизация таможенных процедур;
- o валютно-финансовое сотрудничество (урегулирование платежей, создание единой валютной единицы Восточной и Южной Африки в качестве расчетной единицы платежного союза, согласование валютной и налоговой политики, достижение валютной конвертируемости, развитие банковского дела и рынка капитала);
- o сотрудничество в развитии промышленности и энергетики, транспорта и связи, телекоммуникаций, радиовещания и телевидения, сельского хозяйства и сельских районов, использовании природных ресурсов, в охране окружающей среды и живой природы;
- o создание комплексной информационной системы (информационная система COMESA, статистика, информация о торговле);
- o поощрение и защита инвестиций, соглашения об устранении двойного налогообложения.
Южноафриканское сообщество развития (SADK), заменившее Южноафриканскую конференцию по координации развития, было создано в 1992 г. В соответствии с договором SADK наделяется необходимыми правовыми инструментами для выполнения решений и соглашений, которые являются юридически обязывающими. Сообщество ставит целыо достижение развития и экономического роста, повышение уровня и качества жизни народов Южной Африки, поддержку региональной интеграции; укрепление политических институтов; содействие развитию на основе коллективного самообеспечения; достижение взаимодополняемости национальных и региональных программ; рациональное использование региональных ресурсов и эффективную охрану окружающей среды; гармонизацию политических и социально-экономических стратегий и планов государств-членов, создание надлежащих институтов и механизмов для реализации программ SADK.
В состав сообщества входят 11 стран - Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР. По договору любое государство может стать членом SADK по решению саммита и после его присоединения к договору SADK. В 2001 г. 11 африканских стран одобрили соглашение о свободной торговле в регионах Восточной и Южной Африки. Лидеры этих стран подписали соглашение, которое нацелено на облегчение торговли между южноафриканскими странами, а также инвестиционных процессов. Ожидается, что как минимум 85% тарифов будут ликвидированы в течение 8 лет, а их полная отмена станет возможной к концу 12-летнего срока. Соглашение вступило в силу в сентябре 2001 г. В заявлении руководителей стран было отмечено, что государства, не включенные в этот договор, - Демократическая Республика Конго, Ангола и Сейшельские Острова - могут присоединиться к нему позже.
Главная задача SADK состоит в том, чтобы на основе определения региональных приоритетов ускорить интеграционные процессы, содействовать в мобилизации ресурсов и добиваться максимальной отдачи от проектов. Индивидуальная ответственность за отрасли распределена путем взаимного согласия следующим образом: Ангола - энергетика; Ботсвана - исследования в области сельского хозяйства и животноводства, борьба с заболеваниями животных; Лесото - туризм, охрана окружающей среды, землепользование; Малави - рыболовство во внутренних водоемах, лесное хозяйство, живая природа; Мозамбик - культура и информация, транспорт и связь; Намибия - морское рыболовство и морские ресурсы; Свазиленд - развитие людских ресурсов; Танзания - промышленность и торговля; Замбия - добывающая промышленность; Зимбабве - продовольствие, сельское хозяйство, природные ресурсы. Между Европейским союзом и SADK была достигнута договоренность по развитию сотрудничества в таких областях, как региональная интеграция, торговля, экономика, инвестиции, охрана окружающей среды, наука и техника, туризм, культура.
Экономическое сообщество центральноафриканских государств (ECCAS) образовано в 1983 г. в составе: Камерун, ЦАР, Чад, Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Бурунди. В 1995 г. в сообщество приняты Руанда, ДРК, Сан-Томе и Принсипи, Ангола. В декабре 1981 г. лидеры Центральноафриканского таможенного и экономического союза (ЮДЕАК) приняли решение сформировать более широкое экономическое объединение стран Центральной
Африки и Экономического сообщества стран Великих озер (CEPGL). Официально ECCAS начал функционировать в 1985 г., но бездействовал начиная с 1992 г., главным образом из-за неплатежа взносов стран сообщества. Определенное оживление деятельности этой организации началось в начале нового столетия. CEPGL ставит своей основной задачей укрепление регионального экономического сотрудничества и стимулирование развития Центральноафриканского общего рынка. Долголетние военно-политические кризисы в ДРК, Руанде и Анголе существенно тормозили развитие торгово-экономических отношений в рамках сообщества. Определенная политическая стабилизация в этих странах и некоторое оживление экономического развитие, как ожидается, будут способствовать успешной деятельности организации.
Центральноафриканский таможенный и экономический союз (UDEAC) создан в 1966 г. согласно Браззавильскому договору, подписанному в 1964 г.
Цели организации включают укрепление союза государств-членов, их независимости и региональной солидарности; поэтапное создание и развитие Центральноафриканского общего рынка; содействие социально-экономическому развитию и укрепление африканского единства. UDEAC в своей деятельности сосредоточивает усилия на приоритетных областях, таких как таможенные вопросы, экономика и создание инфраструктуры сотрудничества и развития.
Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (СЕМАС). Соглашение шести стран об его образовании вошло в силу в 1999 г. и включает следующие основные направления экономического сотрудничества:
- o валютное сотрудничество;
- o создание общего рынка и таможенного союза;
- o гармонизацию экономической политики;
- o конвергенцию фискальной политики;
- o согласование программ по секторам экономики.
В 2001-2009 гг. страны СЕМАС имели темпы прироста ВВП в пределах 3-5% при соблюдении строгой бюджетной политики; и только в конце 2009 г. темпы их роста снизились. Президенты Кении, Танзании и Уганды предприняли важный шаг в направлении воссоздания восточноафриканского общего рынка, подписав в марте 2004 г. Соглашение об отмене таможенных пошлин в регионе. По мнению ведущих предпринимателей этих стран, государства региона заинтересованы в укрупненном рынке, хотя бы для предотвращения упадка в экономической сфере.
Следует отметить, что на африканском континенте наметились некоторые позитивные сдвиги и последние годы. Так, у стран, входящих в COMESA, СЕМАС и ECCAS, доля внутрирегиональной торговли в 2008 г. повысилась (по сравнению с 2001 г.) соответственно с 5,2; 1,3 и 1,1% до 9,4; 5,6 и 5,7%. Во всех случаях, как подчеркивают эксперты, доля внутрирегионального экспорта в группировках развивающихся стран была существенно ниже, чем в объединениях, включающих промышленно развитые государства. В частности, в ЕС она превышает 65% и в NAFTA - 57%. (Отметим: у арабских стран доля внутрирегиональной торговли также низка, она почти на африканском уровне, хотя несколько повысилась к концу текущего десятилетия.) Однако, несмотря на определенные достижения, низкий уровень экономики африканских стран тормозит развитие региональных интеграционных процессов, препятствует использованию объединенных усилий для решения внутренних задач. В то же время очевидно, что интеграционные процессы необходимо развивать и углублять, поскольку они диктуются закономерностями международного разделения труда, потребностями национальных хозяйств. Совершенно ясно, что без интенсивного государственного вмешательства интеграционный процесс в странах Африки не имеет позитивной перспективы.