Инфантильный тип глотания упражнения для устранения. Программа восстановительного обучения при нарушении акта глотания
Опыт восстановительного обучения при дисфагии получен в совместной работе логопедов в отделении неврологии. Обследование акта глотания адаптировано для качественного использования логопедами в работе.
Дисфагия — это нарушение акта глотания. Проявляется затруднением или невозможностью глотания, болями в момент глотания, попаданием пищи или жидкости в нос, гортань, трахею.
Причины дисфагии - воспалительные процессы полости рта, глотки, пищевода, гортани, средостения, инородные тела, рубцовые сужения и опухоли, диффузный спазм пищевода, некоторые нервные заболевания.
В отделении неврологии нарушение акта глотания пациент преодолевает при помощи логопеда.
В первые сутки после перевода или поступления больного в отделение мы оцениваем качество глотания. Для этого мы используем шкалу оценки дисфагии, протокол, тест трех глотков. В которых подробно описываем качество работы мимико-артикуляторной мускулатуры, голоса и дыхания, мягкого неба.
Представляем вашему вниманию программу коррекционного воздействия для пациентов с нарушенным актом глотания.
Осмотр логопеда
- По кормлению.
- По характеру пищи.
- Мимическая гимнастика для самостоятельных занятий.
Б) Занятия логопеда.
- Проведение логопедических занятий – 20 мин.
- Логопедический массаж – 10 мин.
Шкала для оценки симптоматики у пациента:
0 - дисфагии нет (нормальная диета без ограничений).
1 - затруднение с проглатыванием твёрдой пищи, жидкая пища не вызывает затруднений.
2 - возможность глотать только жидкость.
3 - трудности с проглатыванием жидкости или слюны.
4 - полная дисфагия.
1. Подготовка оборудования.
- Подходящий стол и стул.
- Поддерживающие предметы, например подушки.
- Специальные кружки, ножи, тарелки, нескользящие коврики.
- Салфетки.
2. Создание соответствующей атмосферы.
- Хочет ли пациент есть вместе с другими.
- Обеспечение изолированности пациента, если это необходимо.
- Ограничение отвлекающих моментов до минимума (выключить телевизор, радио, установить ширму/задернуть занавеси вокруг пациента).
- Создание спокойной, положительной, ненапряженной атмосферы.
3. Подготовка пациента.
- Очищение ротовой полости.
- Правильное позиционирование.
- Логопед определяет подходящую консистенцию пищи.
- Старайтесь, чтобы еда выглядела аппетитной.
- Постарайтесь, чтобы она была достаточно теплой, так как пациентам с дисфагией требуется длительное время для приема пищи.
- Если пациент не чувствует теплую пищу во рту или у него повышенная чувствительность, кормите его пищей комнатной температуры.
- Предлагайте твердую и жидкую пищу в разное время. Таким образом, жидкости не будут проталкивать твердую пищу вниз по глотке, и пациент не будет глотать плохо прожеванную пищу или поперхиваться жидкостью. Обе эти предосторожности снижают риск аспирации.
Упражнения для восстановления глотания:
- Имитировать знакомые движения:
– покашливать «кхе-кхе».
– зевать, широко раскрывая рот.
– изображать свист без звука, напрягая ротовую полость.
– полоскать горло.
– храпеть.
– глотать манную кашу – «ням, ням и глоток».
- Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» 3-5 раз.
- Высунув язык, говорить звук «г».
- Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть.
- Глотать капли воды из пипетки.
- Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, то есть выдоха).
- Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани.
Специальные упражнения для мимических мышц:
- поднимать брови вверх;
- морщить брови («хмуриться»);
- закрывать глаза (последовательность выполнения этого упражнения: посмотреть вниз; закрыть глаза, придерживая веко пальцами на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение минуты; открывать и закрывать глаза 3 раза подряд);
- улыбаться с закрытым ртом;
- щуриться;
- опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» («вибрировать» губами);
- свистеть;
- расширять ноздри;
- поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы;
- опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы;
- улыбаться с открытым ртом;
- погасить зажженную спичку;
- набрать в рот воду, закрыть рот и полоскать его, стараясь не выливать воду;
- надувать щеки;
- перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно;
- опускать углы рта вниз при закрытом рте;
- высовывать язык и делать его узким;
- открыв рот, двигать языком вперед-назад;
- открыв рот, двигать языком вправо-влево;
- выпячивать вперед губы «трубочкой»;
- следить глазами за двигающимся по кругу пальцем;
- втягивать щеки при закрытом рте;
- опускать верхнюю губу на нижнюю;
- кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте, прижимая язык с разной степенью усилия.
Упражнения для улучшения артикуляции:
- произносить звуки [о], [и], [у];
- произносить звуки [п], [ф], [в], подводя нижнюю губу под верхние зубы;
- произносить сочетание этих звуков: [ой], [фу], [фи] и т. д.;
- произносить слова, содержащие эти звуки, по слогам (о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, пу-фик, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га и др.).
Протокол оценки функции глотания
1) Малеева Ирина Ивановна,
логопед отделения опухолей головы и шеи
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва
2) Волошина Елена Владимировна,
логопед отделения нейрохирургии
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва
Как глотание влияет на формирование прикуса
Что важно знать родителям о функции глотания их детей? Почему неправильное глотание влияет на формирование неправильного прикуса?
Как Вы думаете, сколько мышц участвует в акте глотания? Целых 22 мышцы! При глотании работают не только челюстно-лицевые мышцы, но и мышцы глотки, а также подъязычной области. Ведь глотание – это сложный рефлекторный мышечный акт, при котором в результате сокращения одних и расслабления других мышц пищевой комок перемещается через глотку и пищевод в желудок .
Выделяют два вида глотания: инфантильный (с рождения ребенка и до 2 лет) и соматический (от 2 лет).
Почему младенец во время приема пищи, а именно при сосании, может одновременно дышать?
Малышам присущ инфантильный (лат. infantilis младенческий) тип глотания, в процессе которого благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в ротик малыша, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку, то есть осуществляется пассивное протекание жидкости к глотке. А у взрослых это абсолютно невозможно. Ребенок рождается уже с заложенным, хорошо развитым рефлексом глотания, который перестраивается к прорезыванию молочных зубов (24-30 месяцев).
По мере прорезывания молочных зубов функция сосания заменяется функцией жевания, и у ребенка происходит перестройка типа глотания с инфантильного на соматический (греч. soma тело). То есть, до 2 – 2,5 лет инфантильный, младенческий тип глотания является нормальным. После прорезывания всех молочных зубов педиатры и детские стоматологи рекомендуют родителям изменить рацион питания ребенка – ввести в рацион пищу для пережевывания: фрукты, сырые овощи, подсушенный хлеб. При употреблении только жидкой или мягкой пищи, даже несмотря на наличие зубов у малыша, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.
Признаки соматического глотания:
- Губы сомкнуты без напряжения
- Круговая мышца рта неподвижна
- Лицо спокойно, мимические мышцы вокруг рта неактивны
- Язык отталкивается от слизистой оболочки нёба сразу позади верхних передних зубов
Если после прорезывания всех молочных зубов во время глотания у Вашего ребенка:
- губы не смыкаются
- губы сомкнуты, но в момент глотания язык отталкивается от губ, губы сжимаются, сокращается круговая мышца рта
- язык находится между зубов и отталкивается от губ (Вы можете проверить – при глотании разведите губы ребенка, и если язык находится между зубами – нарушение глотания)
- участвует подбородочная мышца, при глотании можно наблюдать ямочки на коже подбородка
- участвуют мышцы шеи
Все это признаки инфантильного (атипичного) глотания, которое после 2 – 2,5 лет жизни ребенка не является физиологичным, а, наоборот, приводит к множеству ортодонтических проблем: ведь человек глотает около 600 раз в сутки, в том числе 200 раз во время еды, 50 раз во время сна, 350 раз в остальное время и большинство глотков делается бессознательно. При таком частом давлении языка на зубы происходит чрезмерный наклон передных зубов вперед.
Из-за того, что язык большее время находится между зубами, формируется открытый прикус, и если даже выровнять зубы и исправить прикус, но не нормализовать положение и функцию языка, зубы снова займут прежнее положение и прикус «искривится».
При сжатии губ во время атипичного глотания происходит сильное блокирующее давление на передний участок челюстей. |
|
В результате преобладания внешнего мышечного давления (щеки, губы) над внутренним (язык) происходит:
|
|
При инфантильном типе глотания язык выполняет лишь самые простые движения, язычная мышца развивается слабо. Нередко в таких случаях ошибочно ставится диагноз – макроглоссия.
Причины, вызывающие атипичное глотание:
- длительное сосание соски, соски-пустышки
- соска подобрана неправильно (при искусственном вскармливании): большая по размеру, большое отверстие в соске, нефизилогическая форма соски и другое
- позднее введение прикорма в рацион малыша
- позднее или недостаточное включение в рацион твердой пищи
- позднее прорезывание молочных зубов
- ранняя потеря, удаление передних молочных зубов
- частые простудные заболевания у ребенка
- короткая уздечка языка
- ротовое дыхание
Что нужно делать, если у ребенка наблюдается атипичное глотание?
Прийти на консультацию к ортодонту. Доктор внимательно осмотрит Вашего ребенка, установит причину и предложит соответствующее лечение в зависимости от ситуации и возраста малыша. Для маленьких детей, как правило, назначается гимнастика для губ и языка. Также существуют специальные ортодонтические аппараты для тренировки мышц. Частая практика – ортодонт работает совмесно с логопедом. Если же причина атипичного глотания в короткой уздечке языка – доктор направит Вашего ребенка на консультацию к хирургу-стоматологу для проведения пластики уздечки языка. Если у Вашего ребенка частые насморки, он спит с открытым ротиком и Вы слышите, что ребенок иногда храпит, то доктор порекомендует отвести ребенка на консультацию к ЛОР-врачу.
врач-ортодонт Антонина Фартушная
Тренировка глотательных мышц это лучший способ улучшить свою способность глотать. Вот, несколько различных упражнений разработанных экспертами в области дисфагии для реабилитации.
Упражнение Шейкер
Лягте на спину и поднимите голову, как если бы вы пытались зафиксировать свой взгляд на пальцах. В то время как вы делаете это, старайтесь не поднимать плечи. Это простое упражнение улучшает глотательные способности, если оно выполняется от 5 до 57 раз в день в течение не менее шести недель. Если это упражнение получается у вас хорошо, увеличивайте продолжительность каждого подъема головы и количество повторений.Движение гиоидный подъем
Это довольно простое упражнение, хотя это может звучать больше как задача, выполняемая в одном из реалити-шоу. Положите несколько небольших кусочков бумаги (около 2,5 сантиметров в диаметре) на одеяло или полотенце. Затем возьмите какой-нибудь мелкий, чистый предмет в рот и начните сосать один из кусочков бумаги за кончик. Продолжайте сосать, пока есть упомянутая бумага. Делайте это над чашкой или похожим контейнером, и остановитесь, когда бумага закончится. Это позволит выплюнуть бумагу в контейнер. Ваша цель, - выплюнуть от 5 до 10 кусочков бумаги в контейнер.Движение Мендельсона
Это простое упражнение очень эффективно для улучшения глотательного рефлекса. Оно заключается в глотании собственной слюны. Обычно, когда слюна входит в пищевод, во время глотания, ваше "Адамово яблоко" (жесткая область примерно на полпути вниз по передней части шеи) движется вверх, а затем вниз. Для этого упражнения, держите кадык в верхней точке в течение примерно 2 до 5 секунд каждый раз. Вы можете помочь ему оставаться там сначала пальцами, для того, чтобы лучше понять движение, которое собираетесь сделать. Но упражнения сможет помочь вам только тогда, когда Вы сможете задерживать кадык без посторонней помощи. Повторяйте это упражнение несколько раз в день.Глоток с полным усилием
Цель этого упражнения состоит в улучшении контакта между различными мышцами используемые во время акта глотания. В сущности, упражнение состоит в глотании. Но, когда вы это делаете, вы должны попытаться сжать все мышцы участвующие в глотания так сильно, как можете. Вам не нужно глотать пищу во время выполнения упражнения. Просто делайте это сухой глоткой. Выполняйте это упражнение от 5 до 10 раз, 3 раза в день.Надгортанный глоток
Вы должны попробовать это упражнение без пищи в первую очередь. Когда оно будет хорошо получаться у вас, вы можете попробовать его с едой во рту. Это упражнение состоит из простых шагов. Во-первых, сделайте глубокий вдох. Задержите его, сделайте движение, как будто вы глотаете, и прокашляйтесь как бы, для устранения остатков слюны или пищи, которые, как бы, пошли вниз мимо ваших голосовых связок.Движение супер надгортанный глоток
Это упражнение похоже на надгортанный глоток, описанный выше, но с дополнительной изюминкой. После того как вы сделайте глубокий вдох, потерпите при глотании. Создаваемое давление, помогает при глотании и увеличивает силу вашей глотательной мышцы.По материалам сайта
Все родители желают своему ребенку лучшего, мечтают, что он вырастет умным, красивым, здоровым и успешным. И каждому родителю стоит узнать, что все это - здоровье, красота, успехи в учебе и общении - может зависеть от такой простой вещи, на которую далеко не все обращают внимание: от положения языка во рту и от формирования правильного прикуса.
На что влияет положение языка?
Язык принимает участие во многих важных процессах:
- определяет вкус и температуру пищи;
- помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
- обеспечивает глотание;
- участвует в формировании речи.
А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.
Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.
Прикус - это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:
- не нарушает процесс приема пищи;
- не искажает речь;
- не портит внешние характеристики лица.
При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:
- верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
- все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
- условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.
Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.
Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.
В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании, весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.
Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.
У детей, которые дышат через рот, формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным - вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.
Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано, что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.
Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.
Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.
В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.
Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.
Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.
Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы, так и всего организма ребёнка.
- нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
- нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
- носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
- улучшает функцию ЦНС, за счет достаточного получения кислорода;
- улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
- за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.
Правильный прикус и анатомическое положение языка - залог здоровья и благополучия вашего ребенка.
Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:
- Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
- Травматичные роды;
- Недоношенность;
- Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
- Искусственное вскармливание;
- Несвоевременное введение прикорма;
- Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
- Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
- Преждевременная потеря молочных зубов;
- Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.
На что следует обратить внимание родителям и насторожиться
- Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
- Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.
Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно. По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния. Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.
- Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.
Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту.
Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, учитывающим в работе функциональный подход.
Как исправить нарушения прикуса и положения языка.
Обязательно должен быть комплексный подход. Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин.
Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.
Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур
- Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
- Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.
- Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.
Миофункциональная гимнастика.
Включает упражнения для мышц лица, особенно тех, что участвуют в глотании, жевании и речеобразовании. Ребёнок быстрее переходит на носовой (правильный) тип дыхания, а язык занимает правильное положение во рту, помогая формировать нормальный прикус.
Ношение миофункциональных трейнеров.
Они изготовленные из мягкого силикона и нейтрализуют избыточное давление мышц на челюсти и зубы, устраняют вредные привычки и стимулируют правильное развитие костей лицевого скелета и зубов. Трейнеры относительно недороги, так как производятся серийно и легко подбираются под размеры челюстей конкретного ребёнка.
С постепенным восстановлением носового дыхания и правильного глотания выравниваются зубы, становятся гармоничнее черты лица. Приходит в норму опорно-двигательный аппарат, улучшается работа всех внутренних органов и систем.
В результате ребёнок любого возраста:
- меньше болеет;
- становится более выносливым физически;
- лучше обучается;
- становится эмоционально сбалансированным;
- с детства имеет красивые ровные и здоровые зубы и гармоничные черты лица.
Эффект видимый и стойкий, так как специалисты устраняют причину проблемы, а не борются с её отдалёнными последствиями.
Инфантильное глотание
Воронина Лариса Павловна
МДОУ№152 Г. Мурманск
Червякова Наталья Алексеевна
Учитель-логопед I квалификационной категории
МДОУ№18 Г. Мурманск
Оригинал статьи в формате MS Word (624Kb) Скачать
Глотание - сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба.
Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного . Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания , при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой . Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический . Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.
Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.
Причины инфантильного глотания:
Сохранение инфантильного типа глотания может быть обусловлено:
Длительным сосанием соски,
Поздним включением в рацион твердой пищи,
Поздним прорезыванием временных зубов,
Короткой уздечкой языка,
Ротовым дыханием.
К неправильному типу глотания также может привести:
Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.
Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка регулирующего поток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.
Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.
Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.
При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).
Нравится статья? Расскажи друзьям!
Лечение:
При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глотать.
Упражнения для нормализации функции глотания.
Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно.
1. Жуём твёрдую пищу.
Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки....
2. Оближем губки.
Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому
3. Качели.
Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок.
4. Маляр.
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
5. Чистим верхние зубы.
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
6. Посчитай верхние зубы.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
7. Лошадка.
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кон кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.
8. Мёд или хлебный шарик.
Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «часики» или делать движения языком вперёд-назад.
9. Поэтапное полоскание.
Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
10. Зеваем, жуём, глотаем.
Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.
11. Футбол.
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.
12. Карандаш.
Применяют упражнение с карандашом - располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.
13. Учимся глотать.
а. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй - 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни - 3 раза в день по 10-12 раз.
б. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.
в. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.
Уважаемые родители помните, что отрегулярного выполнения Вашим ребенкомпредложенных упражнений, зависит благоприятный исход лечения.
Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребёнку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое (проконсультироваться у логопедов детских поликлиник).
Предложенные методы достаточно эффективны для лечения нарушений глотания.
Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер.
Пластинка MUPPY®с бусинкой