Игра том клэнси дивизион лучшее оружие. The Division: Гайд по нахождению лучшего оружия и брони
На каждое оружие в игре можно повесить множество модификаций. Но разработчики предпочли реалистичную кастомизацию, например, на пистолет нельзя поставить рукоятку, а вот штурмовую винтовку можно обвесить по полной!
У оружия 5 слотов и простор по их заполнению у игрока впечатляет:
- оптика. Прицелы существуют самые разные, вплоть до 15-кратного увеличения размеров цели (снайпер, не проворонь эту модификацию!): коллиматорные, голографические, ACOG, открытые, снайперского типа к MK4. К тому же они серьезно увеличивают урон от попадания в голову и оптимальную дальность;
- магазин. По большей части это увеличение емкости магазина, но есть и интересности в виде повышения скорости перезарядки и шанса критического попадания;
- подствольник. Успехом пользуются ЛЦУ, который поможет при стрельбе навскидку и рукоятка, поставив которую вы снизите вертикальную отдачу. Крайне важно добиться максимально возможной стабильности у оружия, тогда оно перестанет ходить ходуном и начнет стрелять в ту точку, в которую вы целитесь (за эту особенность в игре отвечает параметр точности). Если же не обращать внимания на улучшение этих показателей будьте готовы к постоянно уходящей вверх очереди;
- ствол. Выбирайте между глушителем, дульным тормозом, компенсатором и пламегасителем. Самые полезные функции - уменьшение отдачи при стрельбе и погашение звука выстрела;
- скины. Не обошлось и без них. Влияния на геймплей окраска не оказывает, но является способом самовыражения.
Модификации, равно как и оружие, с ростом уровня игрока повышаются в характеристиках. И так же различаются по редкости.
И вот Вы в Tom Clancy: The Division , и уже обзавелись начальным лутом, а может уже и “синим” – но лучшее оружие и снаряжение можно получить только в одном месте – “Темная зона”.
Но добыть это оружие тоже нельзя, можно только купить у продавца, который обитает в “Темной зоне ” в месте под названием “Safe House ”. Для того, чтобы приобрести это оружие понадобятся валюта, которую можно добыть в “Темной зоне” за убийство “мобов” или других игроков.
Добыча валюты в Темной зоне
Самое простое, но долгое, это бесконечный гринд, раз за разом оббегая несколько мест спавна. Побыстрее, но в разы сложнее, это убийство игроков. Но и тут есть два пути:
Первый: убивать игроков, за голову которых назначена награда (красные черепа на карте). Это игроки, которые уже вступили в бой с другими игроками, причем сделали это первыми, что означает, жалеть их не стоит.
Второй: самому стать “убийцей”, но тогда Вам понадобится отряд – собирайте друзей, и устраивайте “засады” в “зонах извлечения”. Способ “веселый”, но не безопасный.
Когда накопите приличный Ранг Темной Зоны (DZ Rank), который равен 12, отправляйтесь в место показанное на карте.
Торговец лучшим оружием в The Division
Этот торговец обитает в зоне, но попасть к нему можно только, если Вы не мишень и за вами не назначена награда, и в данный момент не ведете перестрелку.
Следующий товар может быть приобретен у него в ходе закрытого бета-тестирования:
После релиза игры “ассортимент” будет меняться каждые 24 часа, так что наведывайтесь почаще. После релиза The Division процедура такая же. Гринд, PVP, покупка оружия и так, пока не прокачаетесь до максимального уровня и не найдете лучшее оружие и снаряжение – в этом и состоит цель в MMO.
Мы подумали, что список советов и уловок поможет Вам продвинуться в игре The Division . Цель этих советов состоит в том, чтобы помочь Вам найти общие и продвинутые ответы на вопросы о снаряжении, оружии, Тёмной зоне, скрытых ящиках и ключах, бое и многом другом.
- Как только Вы доберётесь до Манхэттена, идите в Лагерь Хадсон и просмотрите доску объявлений, так как там инциденты отличаются от инцидентов, которые Вы получаете на Операционной базе.
- На Операционной базе Вы можете выбрать, какое крыло Вы хотите модернизировать сначала, или модернизировать их все одинаково. Схема обстановки на базе обновляет Вашу карту с инцидентами.
- Вы можете быстро перемещаться в безопасные места, открыв карту, выбрав место назначения и нажав кнопку Переход к метке.
- Вы можете даже быстро переместиться к любому из своих товарищей по команде, если они не находятся в бою.
- Устанавливая место назначения на карте, имейте в виду, что маршрут не будет включать короткие пути такие, как метро, переулки, лестницы, и т.д. Вы должны найти их сами.
- Получайте дополнительный XP, стреляя в (бешеных) собак и помогая мирным жителям, которые также могут дать снаряжение, оружие и предметы одежды.
- Вы можете быстро излечить себя, дважды щелкнув по навыку Первая помощь. Этот принцип работает и со всеми другими навыками.
- Если Вы нажмете кнопку пуск, как только Вы начинаете подниматься по лестнице, то Вы подниметесь быстрее. А удерживая её, скатитесь вниз по лестнице.
- Один и тот же уровень снаряжения может иметь различные характеристики, поэтому просматривайте их тщательно.
- Разрушайте своё ненужное снаряжение в любое время, чтобы освободить место для инвентаря, и получить ресурсы, которые используются для . Вы можете также отметить их как хлам и продать их торговцам. У них есть кнопка “продать весь хлам”, которая сэкономит время.
- Предметы коллекционирования дают Вам опыт, когда Вы их собираете.
Продвинутые
- Прицеливаясь ниже цели Вы можете переключить стороны камеры, нажав левый джойстик вниз на пульте или клавишу SHIFT на ПК.
- Пометьте врагов в целую группу, нажав Вверх на крестовине или Z на ПК. Вы активируете 5-секундный обратный отсчет до нападения.
- Во время бета-версии игры число предметов, которые Вы могли извлечь из Тёмной Зоны, равнялось 30. Это означало, что если бы у Вас было, например, 27 предметов в Вашем тайнике, Вы уже не смогли бы извлечь 4 предмета, которые Вы получили в Тёмной зоне.
- Есть быстрый способ взять объекты из тайника на базе и возвратиться в Тёмную зону. Идея такая, часть Вашей группы быстро перемещается на базу, захватывает предметы и быстро перемещается обратно к остальным. После того, как они все возвратились, оставшиеся игроки делают то же самое.
- Хотя это очень трудно, Вы можете определить, какие навыки имеет агент, тщательно осматривая его рюкзак.
Оружие
Обратите внимание, что урон в секунду (DPS) не самая важная вещь в оружии. Оно фактически создаётся путём объединения различных характеристик оружия: урон от одной пули, критический урон, размер магазина, и т.д. По этой причине лучше сосредоточиться на индивидуальных качествах оружия, а не только на уроне в секунду.
- Модификации оружия – это улучшения, которые могут быть присоединены к оружию, и модернизируют его.
- Штурмовые винтовки – универсальное оружие, которое работает лучше всего в среднем диапазоне. Они могут быть довольно полезными в ближнем бою, но есть большая отдача, так что не забывайте об этом, когда стреляете.
- Ручные пулеметы – они классные для подавляющего огня и у них маленькая отдача, что выгодно отличает их от штурмовых винтовок. Непрерывный огонь фактически делает их более точными.
- Пистолеты-пулемёты – лучше всего для ближнего действия, сильные против не бронированных врагов и небольших групп. Они добавляют большой бонус к шансу критического попадания, таким образом, Вы можете попытаться объединить их с другим оружием. Также, это отличное оружие, чтобы стрелять на бегу.
- Ружья(дробовики) являются самыми полезными для очень ближних столкновений. Обрезы очень сильны, но Вам нужны оба патрона, чтобы застрелить врага.
- Пистолеты – это оружие используется в качестве последнего средства, но они могут быть полезными, особенно в PvP бою. Если у Вас закончились боеприпасы во время боя, лучше сразу переключиться на пистолет, чем начать перезаряжать. Кроме того, когда развёрнуты баллистические щиты, допускаются только пистолеты.
- Снайперские винтовки – оружие дальнего действия обычно с огромным бонусом при выстреле в голову.
- Некоторые области применения позволяют несколько уровней масштабирования.
Ящики и ключи
- Есть три типа ящиков – некоторые из них могут быть открыты кем угодно, некоторые требуют специальных рангов Тёмной Зоны и для некоторых, Вам будут нужны Ключи доступа.
- Разные ящики снабжают разными предметами: броня, снаряжение, оружие, предметы потребления, кредиты и прочее.
- Вы, скорее всего, найдёте Ключи Тёмной зоны, убивая AI врагов, которые охраняют элитные метки.
Вы наверняка заметили, что в The Division нужно не только бездумно стрелять - примененный вовремя навык может спасти вас и команду в бою, а грамотная расстановка талантов жизненно важна. Вместе с редакцией vg247 мы выясним, какие навыки, таланты и модификации лучше всего использовать для персонажей разных билдов.
Телеграфировать
Твитнуть
Вы наверняка заметили, что в The Division нужно не только бездумно стрелять - примененный вовремя навык может спасти вас и команду в бою, а грамотная расстановка талантов жизненно важна. Вместе с редакцией vg247 мы выясним , какие навыки, таланты и модификации лучше всего использовать для персонажей разных билдов.
- Всегда имейте при себе оружие двух разных классов, не считая пистолета; не нужно одновременно носить две винтовки - вы очень быстро останетесь без патронов. Лучший выбор: винтовка для дальних дистанций и пистолет-пулемет для ближнего боя.
- В The Division можно изменять активные способности в любой момент, так что имеет смысл заранее обговорить все роли в команде. Вам явно не понадобятся несколько медиков и один танк, чем больше навыков может использовать группа, тем больше тактик вам доступно.
- Модифицируйте оружие: навешивание прицелов, рукояток и улучшенных магазинов дает серьезные бонусы к характеристикам оружия, особенно это заметно на высоких уровнях.
- В команде, даже если она состоит только из вас, всегда должен быть игрок со способностью "Импульс".
- Лучше всего, если все игроки в команде могут хотя бы немного лечиться.
Снайпер
Любите бить издалека, но всегда наверняка? Снайпер - ваш выбор. Игрок с этим билдом неплохо чувствует себя в одиночной игре, а если его прикрывают несколько друзей с винтовками, то игра становится легкой и приятной.Добудьте хорошую винтовку с двенадцатикратным прицелом и считайте, что полдела сделано. Вашим вспомогательным оружием будет штурмовая винтовка с модификациями на точность и стабильность, она поможет справиться с противниками, подобравшимися слишком близко, и сможет худо-бедно заменить основное оружие если закончатся патроны.
Старайтесь подобрать снаряжение с бонусом к Оружию, а все остальные характеристики считайте вторичными.
Используйте способность "Импульс" для подсветки противников; после изучения модификации "Тактический сканер" отмеченные импульсом противники будут получать больше урона. Вторая полезная способность - "Первая помощь", но если вы можете без нее обойтись, то лучше взять "Турель" - она сможет выполнять роль прикрытия.
Что касается талантов: вам могут пригодиться "Тактическое наступление" и "Маневр уклонения", хорошим выбором может быть "Твердая рука" и "А был ли выстрел".
Танк
Вооруженный ручным пулеметом танк может выживать невероятно долго даже в одиночку, грамотно перемещаясь между укрытиями и пользуясь навыками.Как вы уже поняли, лучшее оружие для танка - ручной пулемет, отличное средство для подавления противников. Не забудьте установить модификации на стабильность и размер магазина. Вспомогательным оружием танка может быть практические все, что угодно: дробовик, пистолет-пулемет или штурмовая винтовка, главное чтобы оно могло быстро осадить противников, подобравшихся к вам в момент перезарядки. Кроме того, танку понадобится снаряжение с упором на Здоровье.
Если вы действуете в составе группы, то лучший навык - "Умное укрытие", решающее практически все проблемы. Если в группе нет медика, то вам может помочь модификация "Подзарядка", превращающая ваше укрытие в медпункт. Если вы действуете в одиночку или вдвоем, то попробуйте использовать навык "Мобильное укрытие" с модификацией "Увеличенное укрытие".
Лучшие таланты для танка это "Отчаянное положение", "Останавливающее действие", "Тактическое наступление" и "Маневр уклонения".
Поддержка
Лучший друг специалиста по поддержке - турель, она может выступать даже в роли танка, если вы путешествуете в одиночку.Вы можете использовать любое оружие, однако постарайтесь оснастить его глушителем - пусть противники обращают внимание на турель, а не на вас. Найдите снаряжение с бонусами к Электронике, именно эта характеристика отвечает за мощность турели.
Очевидный выбор одного из навыков - "Турель", однако с помощью модификаций можно превратить ее либо в оружие ближнего боя ("Дыхание дракона"), либо в шокер, поражающий несколько противников ("Электрошок"). Вторым навыком может быть "Импульс", "Первая помощь" или "Бомба-липучка" (если вы достаточно уверены в себе).
И возьмите талант "Техническая поддержка", он продлит время работы вашей турели.
Медик
Хотите быть специалистом по лечению, незаменимым в Темной Зоне, высокоуровневых миссиях и в будущих рейдах? Добро пожаловать.Ваш лучший выбор - навык "Первая помощь" с модификацией "Дефибриллятор", так вы сможете помогать союзникам, не приближаясь к ним. Вторым навыком возьмите "Полевой медпункт" с модификацией "Склад боеприпасов" - союзникам точно понравится.
"Неотложная помощь" это незаменимый талант для медика, ускоряющий восстановление ваших навыков. Кроме него вы можете взять талант "Военврач" или "Боевое братство".
Используйте снаряжение с бонусом к Электронике, для медика важна только она. Медик может использовать любое оружие, но постарайтесь обойтись без дробовиков: бои на ближней дистанции это не ваш конек. Теги: The Division , Гайд
Небольшое руководство от Naniel Eversong и Joey по билдам для PvE в Tom Clancy’s The Division. В ней описано какие бывают PVE билды: все необходимые для них таланты, навыки и оружие.
Билд медика
Цель медика – чтоб никто не помер ><
Навыки
- Полевой медпункт: интенсивная терапия – для подхила и удаленной реанимации союзников
- Первая помощь: увеличенная доза – для отхила бОльшего количества здоровья
Фирменный навык
- Восстановительная связь – чистый отхил, а также реанимация павших союзников.
Таланты
- Военврач – увеличение отхила с аптечки + распространение ее эффекта на всех союзников попавших в радиус 20м от вас
- Боевое братство – снижение входящего дамага на обоих игроков во время процесса реанимации
- Неотложная помощь – уменьшение кулдауна ваших навыков на 15% при реанимации. Распространяется на всю группу
Приоритет стат
Электроника > Запас сил > Оружие
Электроника увеличивает эффективность навыков медика и, соответственно, отхил им группы. Запас сил дает необходимое количество хп чтобы выживать.
Пистолет-Пулемет – Высокий темп стрельбы, малая отдача и повышенный шанс крита являются хорошим вариантом для отстрела от “внезапно появившегося” противника.
Дробовик – В случае, если противник прорвался на достаточно близкое расстояние, то данный вариант поможет максимально быстро справиться с ним. Класс дробовиков обладает поистине чудовищным уроном на малом растоянии.
Билд саппорта
Цель саппорта – обеспечение поддержки группе путем пометки врагов импульсом и выставление заградительного огня.
Навыки
- Импульс: тактический сканер – на 25 секунд увеличивает урон по противникам отмеченным импульсом, а также шанс критического попадания на 25% и урон и критического попадания на 50% и более.
- Турель: активный датчик – своего рода дополнительная точка урона, которую можно разместить удаленно. Также хорошим бонусом является модификация “активный датчик”, помечающая врагов, атакованных турелью.
Фирменный навык
Таланты
- Косвенный удар – Увеличение собственной силы навыков на 20% на 30 сек при уничтожении гаджетов (турели, полевые медпункты, мины, бомбы) противника.
- Техническая поддержка – При убийстве противника длительность активных навыков увеличивается на 10% от максимального времени их действия.
- Меткость – при попадании в голову противнику он отмечается импульсом со всеми вытекающими последствиями. Данный талант позволяет обеспечить почти непрерывное наличие дебафа от импульса на “жирных” противниках.
- Ответный удар – если ваше здоровье резко упало до критического уровня, навыки восстанавливаются на 20% быстрее.
Приоритет характеристик
Электроника > Оружие > Запас сил
Электроника дает большую эффективность навыкам (турель наносит больше урона и более живуча, импульс дает бОльшее увеличение урона по целям), также именно от количества данной характеристики идет расчет на бафы по увеличению силы навыков (Косвенный удар). Оружие позволяет в перерывах между «раскидыванием» турелей и импульсов приносить пользу в виде урона по врагам.
Штурмовые винтовки – обеспечивают наилучший баланс между дальностью стрельбы, уроном и точностью.
Пистолет-Пулемет – удобен, если противник подходит на достаточно близкое расстояние. Также помогает “отмаркировать” импульсом нескольких противников на близкой дистанции.
Так же возможны вариации саппорта через огненную турель и шоковую турель с соответствующими талантами. Несколько позже данные варианты будут описаны.
Вариации саппорта через
Огненную турель или шоковую турель достигается заменой таланта “Техническая поддержка” или “Меткость” на таланты “Пожар” (для огненной) и “Тактика устрашения” (для шоковой). Делается это с целью увеличения количества пораженных целей.
Билд DPS
Цель дпс билда – это нанесение как можно бОльшего количества урона с неплохой заявкой на аое.
Навыки
- Бомба липучка: БФБ – большой радиус взрыва, а также возможность повесить кровотечение на все цели, попавшие в радиус делают данный талант очень неплохой открывающей бой способностью.
- Самонаводящаяся мина (базовая) или Самонаводящаяся мина: кассетная мина – для соло/аое соответственно
Фирменный навык
Тактическая связь – увеличение урона и шанса крита на 12 сек для всей группы.
Таланты
- Осколки – для бафа нашей бомбы липучки с модификацией БФБ, что еще сильнее повысит аое урон.
- Цепная реакция – баф на увеличение урона от взрыва на 40% для двух выбранных нами навыков (Бомба липучка и Самонаводящаяся мина). Стараемся поразить взрывом 2 и более противников чтобы задействовать данный бонус.
- Эксперт подрывник – при убийстве взрывом на нас вешается 15 секундный баф, который увеличивает урон от взрывов на 40%
- Тактическое наступление или Сбор улик – первый талант бафает урон от оружия во время перемещение от укрытия к укрытию (на 2% на каждый метр, на 10 сек), второй талант дает возможность 25% что при убийстве с помощью активного навыка боезапас всех видов оружия пополнится до максимума.
Приоритет стат
Оружие >/= Электроника > Запас сил
Так как большое кд на основные активные навыки не дает их часто использовать то большинство урона наноситься будет оружием.
Ручной пулемет – средняя дистанция, большое количество патронов в обойме очень хорошо сочетается с талантом “Тактическое наступление”.
Снайперские винтовки – находиться на передовой необязательно, поэтому снайперские винтовки вполне неплохой вариант. Максимальная дальность дает возможность не попадать в зону поражения большинства противников.
Билд снайпера
Цель снайпера- это высокий урон в одну цель, желательно через выстрелы в голову
Навыки
- Импульс: тактический сканер – для бафа себя любимого на урон/криты.
- Умное укрытие: маскировка или Умное укрытие: подзарядка – первое для уменьшения создаваемой угрозы, а также пометки импульсом при попадании, второе- для уменьшения кд на активные навыки и небольшого подхила. Также оба таланта увеличивают исходящий урон на 30%
Фирменный навык
Тактическая связь – снова баф себя любимого на урон.
Таланты
- А был ли выстрел? – сохранение с 50% шансом патрона при попадании в голову. Очень хорошая экономия боеприпасов.
- Твердая рука – при занятии укрытия вешается 10 секундный баф на уменьшение отдачи на 25%
- Останавливающее действие – Увеличение урона от выстрелов в голову на 25% на 10 сек при подавлении противника.
- Техническая поддержка – увеличивает длительность активных навыков на 10% при убийстве противника во время действия активного навыка
Последний талант несколько вариативен, его можно заменить на “Тактическое наступление”, если вы часто перемещаетесь.
Приоритет стат
Оружие > Электроника > Запас сил
Главная цель максимально увеличить урон от оружия, чтобы ваша снайперская винтовка как можно больнее била, затем электроника, тк от нее зависит бонус к урону от наших активных навыков, запас сил на последнем месте, потому что в идеале снайпер всегда находится за спинами товарищей и большое количество здоровья ему не требуется.
Снайперские винтовки
– тут без комментариев. Снайпер без снайперской винтовки – не снайпер!
Дробовик или Пистолет-Пулемет – на случай если кто-либо подойдет очень близко.
Билд танка
Цель танка- это привлечение внимания других врагов, так, чтобы союзники свободно себя чувствовали.
Навыки
- Умное укрытие: ловушка – т.к. чаще всего танк находится на передовой, то данный навык будет очень хорошо уменьшать урон от противников, а также увеличивать получаемый ими урон.
- Баллистический щит: кинетический преобразователь – основная защита танка, также с данной модификацией часть входящего урона преобразуется в здоровье.
Фирменный навык
Экстренная связь – увеличение сопротивления на 80% и скорости передвижения на 30% на 15 секунд для группы в радиусе 25м. Большая сейв абилка.
Таланты
- Спасение в беде – увеличение сопротивления урону на 40% на 10 сек после использования аптечки при критическом уровне здоровья. Мини сейв, если вас очень сильно пробили.
- На ходу – уменьшение входящего урона на 30% на 10 сек при убийстве противника во время вашего передвижения. Стараемся убивать противника во время своего перемещения.
- Маневр уклонения – уменьшение входящего дамага на 30% при перемещении от укрытия к укрытию
- Техническая поддержка – увеличивает длительность активных навыков на 10% при убийстве противника во время действия активного навыка. Убийство при поднятом “Баллистическом щите” попадает под этот талант.
Также последний талант можно заменить на “Сбор улик “ (25 шанс что при убийстве с помощью навыка боезапас восполнится до максимума)
Приоритет стат
Запас сил > Электроника > Оружие
Цель танка – выживание. Это обеспечит большое количество хп, а электроника даст бонусы для прочности “Балистического щита” и “Умного укрытия”.
Дробовик – тк танк почти всегда находится на передовой (благодаря большому количеству хп и защиты) то расстояние между ним и врагами, как правило, маленькое, вот тут то дробовик и развернется во всей красе.
Пистолет-пулемет – для малых и средних дистанций. Повышенный шанс крита будет хорошим подспорьем, а уменьшенная отдача (в отличие от Ручного пулемета) даст необходимую точность.