Химическое разоружение электронный. Проблемы химического разоружения и пути их решения
Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО ) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года , после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия , открытой к подписанию в январе 1993 года. В 2013 году ОЗХО награждена Нобелевской премией мира .
Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.
Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).
Структура ОЗХО
Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.
Конференция государств-участников
Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.
Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.
Технический секретариат
Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.
Химическое разоружение
По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ составляли 63 %: (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %); кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.
13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).
На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.
В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .
Инспекционная деятельность ОЗХО
За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.
Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.
Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.
Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.
В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.
Международное сотрудничество
Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.
УТВЕРЖДАЮ
КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 35776
полковник
Н. Колонтаевский
« »___________ 2014 г.
Химическое разоружение - завершающий этап
Выполнение Российской Федерацией международных обязательств по «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» (Конвенция) находится на завершающем этапе.
К 1 марта 2014 г. Россия безопасно уничтожила более 78 % или 31,1 тысячу тонн запасов отравляющих веществ.
Начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (Федеральное управление) генерал-полковник В.П. Капашин сказал: «Поставленную руководством страны задачу по полному уничтожению запасов химического оружия мы выполним, в этом нет никакого сомнения. Гарантией тому является завершение создания всех запланированных семи объектов по уничтожению химического оружия (Объект) и высокопрофессиональный коллектив Федерального управления».
Таково общее состояние дел по уничтожению химического оружия в Российской Федерации.
С начала выполнения четвертого этапа в Российской Федерации введены в эксплуатацию два Объекта: в Брянской области - «Почеп» (ноябрь 2010 года) и в Удмуртской Республике - «Кизнер» (декабрь 2013 года).
Всем запомнились слова начальника Федерального управления при пуске завершающего седьмого объекта «Кизнер»: «Любой человек, находящийся на моем месте и отвечающий за процесс уничтожения химического оружия в Российской Федерации, за его безопасное хранение, который 11 лет назад вводил в эксплуатацию первый Объект в пос. Горный Саратовской области и дождался пуска завершающего в пос. Кизнер Удмуртской Республики испытывал бы чувства гордости за свое дело. Этот момент наступил!».
Кроме этого знакового события – ввода в эксплуатацию седьмого Объекта, в 2013 году на объектах «Леонидовка» (Пензенская область) и «Марадыковский» (Кировская область) Федеральное управление приступило к полномасштабному уничтожению авиационных химических боеприпасов сложной конструкции (БСК), содержащих не только отравляющие, но и взрывчатые вещества.
Несомненно, это большой успех отечественной научной и инженерной мысли, очередная победа специалистов Федерального управления, так как технологии уничтожения БСК разработаны российскими учеными и применены впервые в мировой практике.
В 2013 году был введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс по уничтожению химических боеприпасов ствольной и реактивной артиллерии больших калибров на объекте «Щучье» Курганской области.
По словам начальника Федерального управления генерал-полковника В.П. Капашина основной задачей 2014 года является завершение строительства корпуса БСК (артиллерийские химические снаряды и головные части ракет) на объекте «Щучье» и пуск в эксплуатацию второго этапа пускового комплекса на Объекте в пос. Кизнер Удмуртской Республики.
Следует отметить, что на всех этапах химического разоружения первостепенное внимание уделяется безопасности персонала, работающего на Объектах, безопасности жителей, проживающих в районах расположения Объектов и охране окружающей среды.
Над проблемой обеспечения гарантированной безопасности технологий и функционирования Объектов работали и работают лучшие ученые-химики, технологи, инженеры и проектировщики – самые высокопрофессиональные специалисты нашей страны.
По словам полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (ПФО), председателя Государственной комиссии по химическому разоружению в Российской Федерации М.В. Бабича, мы полностью выполним обязательства по ликвидации своего боевого потенциала химического оружия. Это имеет большое международное значение и отвечает интересам национальной безопасности России. «Наша страна последовательно проводит курс на химическое разоружение и предъявляет убедительные доказательства своей приверженности духу Конвенции», - сказал М. Бабич.
Накопленный за прошедшие годы опыт позволяет уверенно смотреть в будущее и рассчитывать на успешное выполнение конвенционных обязательств Российской Федерации по химическому разоружению в определенные Президентом страны сроки.
10 лет назад, 5 ноября 1997 года, Россия ратифицировала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (КЗХО). За это время наша страна, и не только она, проделала большой путь в ее выполнении. На сегодняшний день мы уничтожили 9633 тонны этого наследия холодной войны из 40 тыс. тонн своих запасов. Выполнили свои промежуточные обязательства перед Конвенцией. А впереди еще более сложная работа. И о том, что получилось и что нет, стоит поразмышлять.
КОНВЕНЦИЯ – НА МАРШЕ
Решение о прекращении производства химического оружия (ХО) было принято в нашей стране в 1987 году. А в 1990-м состоялось подписание двустороннего соглашения с США об уничтожении химического оружия. Оно не вступило в силу по ряду причин. Одной из них можно считать завершение многосторонних переговоров по ключевым положениям проекта КЗХО.
Конвенция была открыта к подписанию 13 января 1993 года. В этот же день ее подписала Россия. В 1996 году разработана федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В 1997 году принят Федеральный закон об УХО, где впервые в практике российского законодательства регулировались вопросы, относящиеся к сфере национальной безопасности в области разоружения с учетом интересов и прав субъектов РФ.
КЗХО вступила в силу 29 апреля 1997 года, когда ее ратифицировали 65 государств. Среди них не значилась Россия, но закон о ратификации Конвенции уже находился в Государственной Думе, и практически решение на всех уровнях власти, в принципе, было принято. Но с точки зрения состоятельности документа согласие Москвы на его ратификацию стало знаковым событием, поскольку не только де-юре, сколько де-факто только с этого момента можно начинать отсчет времени реализации положений КЗХО.
Понятно, что на фоне экономического спада выполнение основного условия Конвенции завершить ликвидацию всех запасов ХО за 10 лет, то есть к 29 апреля 2007 года, для России было невозможно. Но согласившись с таким требованием, Москва заранее ориентировалась на продление сроков на 5 лет, что допускается КЗХО в порядке исключения. К моменту ратификации Конвенции Россия не возвела ни одного объекта по уничтожению ХО. Социальное недовольство населения нарастало. На региональных уровнях принимались такие решения, которые полностью исключали саму возможность строительства объектов. А вносить поправки в Конвенцию в этот период времени было дело нереальным и невозможным по политическим причинам.
И все-таки в России нашли весьма нестандартный выход из, казалось бы, совершенно безвыходной ситуации. Он заключался в исключительной нестандартности Закона о ратификации Конвенции, который (в отличие от принятой практики таких законов, содержащих всего одну фразу «ратифицировать международный договор, конвенцию, соглашение┘») возлагал ответственность за сроки выполнения Конвенции и возможность внесения в нее поправок на президента страны. Именно он, говорится в законе, «устанавливает исходя из положений Конвенции сроки уничтожения химического оружия с учетом экономической ситуации в Российской Федерации и необходимости использования наиболее безопасных технологий уничтожения химического оружия», «┘обеспечивает участие Российской Федерации в принятии решений по вопросам, связанным с Конвенцией, включая изменения и поправки к ней┘».
Эти положения закона, по сути, закрепили возможность продления сроков реализации Конвенции даже за пределами допустимой пролонгации через внесения поправок.
И, наконец, в закон включена статья, содержащая положение, позволяющее России «в случае, если чрезвычайные события, в том числе экономического или техногенного характера, касающиеся предмета Конвенции, поставят под угрозу высшие интересы Российской Федерации, используются процедуры, установленные разделом V «Прекращение или приостановление действия международных договоров Российской Федерации» Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». Фактически там оговорены условия, при которых Россия может выйти из Конвенции.
Дальнейший период развития процесса химического разоружения в России тоже был непростым. В 2000 году принят Федеральный закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, которым предусмотрен большой перечень льгот (около 15 видов, связанных с условиями труда, отдыха, лечения и др.). В 2001 году президент России передал функции госзаказчика Программы по уничтожению ХО из ведения Министерства обороны сугубо гражданскому ведомству – Росбоеприпасам, преобразованному затем в Роспром. Это решение позволило снять определенные «озабоченности» зарубежных государств, которые беспокоились, что их безвозмездная помощь, учитывая определенную закрытость действий Минобороны России, может быть использована не на цели уничтожения ХО, а на разработку новых видов оружия.
Но гораздо большее значение это решение имело для самой России, поскольку позволило придать процессу химического разоружения общенациональное значение и выделить эту проблему в отдельный блок приоритетов России, включая финансирование.
В 2001 году образовалась Государственная комиссия по химическому разоружению, призванная наладить конструктивный диалог между федеральными и региональными властями. Это было особенно важным в этот период времени, когда уже началось строительство первого объекта по уничтожению ХО, но объемы финансирования не могли удовлетворить потребности регионов по социальным стройкам. И люди на местах протестовали против таких методов работы. Всего за период 1997–2007 годов было принято более 50 различных нормативных правовых документов, регламентирующих различные сферы деятельности процесса химического разоружения, включая разработку программного документа «Основы химической и биологической безопасности до 2010 года», утвержденного президентом России.
Сегодня, когда мы отмечаем юбилей вступления Конвенции в силу, России ничего не мешает выполнять ее требования в полном объеме: экономический подъем и финансовая стабилизация позволили быстрыми темпами вести строительство объектов по уничтожению ХО, решаются и другие задачи. Если не возникнет каких-либо форс-мажорных обстоятельств, то наша страна сможет выполнить свои обязательства и завершить полное уничтожение ХО к 29 апреля 2012 года. Ну, а если возникнут – Россия воспользуется положениями Закона о ратификации Конвенции, о которых сказано выше.
ГЛАДКО ТОЛЬКО НА БУМАГЕ
Однако, несмотря на «праздничное настроение», нельзя не сказать о том глубоком разочаровании в отношении международной помощи России, которую ей так обещали. Реальное исполнение «обещаний» оставляет не только много вопросов, но и вынуждает Россию перманентно вносить изменения в федеральную Программу по уничтожению ХО.
Первой редакцией Программы от 1996 года (стоимостью в нынешних ценах – около 16 млрд. руб.) предусматривалось, что уничтожение начнется через четыре года после вступления Конвенции в силу и завершится в 2005 году. В течение четырех лет после окончания уничтожения ХО должны были бы проводиться работы, связанные с выведением объектов по уничтожению из эксплуатации, дегазацией технологического оборудования, санацией мест размещения, эксплуатацией полигонов захоронения твердых отходов. Несостоятельность Программы проявилась сразу же после ее принятия, поскольку ее ресурсное обеспечение составляло несколько процентов от требуемых средств, так же как и объемы международной помощи.
Вторая редакция Программы от 2001 года (федеральные затраты – 92,7 млрд. руб.) была в существенной степени рассчитана на международную поддержку, вплоть до того, что ее положения включали, например, перевозку химического оружия с базы хранения в г. Кизнер Удмуртской Республики на объект по уничтожению ХО, стоящийся в г. Щучье Курганской области, как одно из требований США, обусловливающих оказание помощи. Однако срыв сроков строительства объекта «Щучье» и невыполнение финансовых обязательств со стороны США, а также расчет стоимости таких перевозок, сопоставимых с объемом американской помощи, выявил невозможность выполнение Программы ни по графикам строительства объектов, ни по срокам их введения в эксплуатацию.
Третья редакция Программы от 2005 года (федеральные затраты – 160,4 млрд. руб.) уже в большей степени была ориентирована на собственные силы, хотя еще включала и существенный объем ожидаемой международной помощи. Однако ожидания в очередной раз не оправдались. Помощь продолжала поступать «капельно» и не вносила существенного вклада в строительство объектов. Хотя тут нужно сделать исключение – достаточно эффективное содействие нам оказывала Германия. Даже не столько по деньгам, сколько по ответственному исполнению взятых на себя обязательств.
А самым большим просчетом третьей редакции Программы было включение графика строительства объекта по уничтожению ХО в г. Почеп Брянской области за счет финансирования Италией. Рим обещал на него 360 млн. евро. Соглашение с Италией не вступило в силу и по настоящий день. И нет особых надежд, что оно может быть реализовано в ближайшей перспективе.
Четвертая редакция Программы была принята совсем недавно – в июле 2007 года (федеральные затраты – 183,8 млрд. руб.). В ней в очередной раз уточнены сроки строительства объектов по уничтожению и вводу их в эксплуатацию. Причина та же – недостаточность международного содействия. В Приложение 7 к этой Программе содержатся сведения об объемах средств, предусмотренных 15 странами, оказывающими содействие в рамках заключенных соглашений (то есть имеющих юридическую силу) и их реальное исполнение с момента подписания до 1 января 2007 года. Для США и Германии – с 1992 года, для некоторых других – с 2000, 2001 и последующих годов. И совокупный объем содействия, предусмотренный соглашениями, составляет 1955,09 млн. долл., а реальный вклад – только 363,64 млн. долл.
Эти данные наводят на грустные размышления о том, что и эта четвертая редакция Программы является не последней.
ПОЛУПУСТЫЕ ОБЕЩАНИЯ
Россия неоднократно на официальном уровне в мягкой форме (на экспертном – более критически и прямолинейно) обращала внимание иностранных партнеров на проблемы в сотрудничестве. Наши упреки, естественно, не нравятся донорам. И в последнее время все чаще стали появляться их комментарии по этому вопросу, суть которых сводится к тому, что «у России сейчас денег много и ей помощь не нужна».
С этим можно было бы согласиться, если бы за такими решениями не стояли проблемы более высокого политического ранга. Во-первых, если страна-донор не хочет продолжать оказывать содействие, то она должна официально отказаться от выполнения заключенных соглашений. Со всеми вытекающими из этого последствиями с позиций международного права.
Но по политическим мотивам такой шаг практически невозможен. Следовательно, можно ожидать продолжения политики затягивания инвестирования и опосредованного давления на Россию по принятию решений об увеличении доли собственного финансирования, что, собственно, и происходит. Приведенные ранее данные о стоимости Программы об этом говорят со всей очевидностью.
Во-вторых, отказ от содействия разрушит сформировавшуюся международную кооперацию в совместном решении не только основополагающей цели Конвенции – полном и необратимом уничтожении целого класса оружия массового уничтожения, что не имеет прецедентов в разоруженческих процессах, но и подорвет основы глобального партнерства «Группы восьми» в области нераспространения оружия массового уничтожения. Можно с уверенностью утверждать, что на такой шаг ни одно из государств сегодня не решится.
Вывод из сказанного можно сделать только один. России, безусловно, придется наращивать объемы собственного финансирования Программы, если мы намерены и дальше неукоснительно следовать требованиям Конвенции и завершить уничтожение ХО к апрелю 2012 года.
ЕСТЬ ЛИ У КЗХО БУДУЩЕЕ
Правда, некоторую тревогу за пределами юбилейных событий вызывает будущее Конвенции и в какой-то мере национальная программа по уничтожению ХО. Существует опасность появления «мертвых» городов. Имеется в виду нерешенность вопросов дальнейшего использования созданных и создаваемых крупных промышленных объектов по уничтожению ОВ с мощной инженерной и социальной инфраструктурой в 7 регионах России, которые могут прекратить свое существование после завершения процесса ликвидации ХО. По требованиям Конвенции объекты по уничтожению ХО по завершению работ подлежат уничтожению.
Несвоевременность или недостаточная продуманность принимаемых органами власти решений по обозначенной проблеме безусловно приведет к негативным социальным последствиям. На сегодня есть только принципиальное решение (без технико-экономических расчетов и определения источников финансирования), что такие объекты должны быть конверсированы и использованы впоследствии в народнохозяйственных целях. Программой предусмотрено, что конкретные решения о перепрофилировании таких объектов должны приниматься за два года до окончания работ на объекте по своему основному предназначению, что явно недостаточно. На практике согласование проектов, их экспертиза, закупка и установка оборудования и другие подготовительные работы занимают гораздо больший срок.
Не рассматривается и возможность привлечения к решению этой проблемы международного сообщества. Хотя заинтересованность в совместной разработке таких проектов могла бы быть достаточно высокой. Можно было бы объявить, к примеру, международный конкурс на разработку конверсионных проектов объектов по УХО или образовать международный консорциум по производству гражданской продукции на конверсированных объектах в интересах всех государств-участников или разработать другие выгодные для всех инвестиционные проекты. Вызывает тревогу и нерешенность ряда вопросов относительно нелетальных видов ХО, которые не запрещено использовать в полицейских целях. Так как отсутствуют четкие и однозначные толкования определений «военная или полицейская операция».
А на фоне того, что мы сегодня являемся свидетелями и участниками (вольными или невольными) процесса дезинтеграции многих договоренностей в области разоружения, сокращения и ограничения вооружений и военной техники, видимо, настало время для принятия всех возможных мер по сохранению КЗХО и упрочения ее положений. Например, даже проблемы с оказанием содействия России могут быть рассмотрены с позиций значимости для целей Конвенции.
В частности, действия страны-донора, по разным основаниям сокращающей объемы инвестирования и одновременно нарушающей сроки платежей, с позиций соблюдения условий соглашений как участника Конвенции, могут быть расценены как создание условий для невыполнения Россией Конвенции. И, как действия, ведущие к разрушению этого уникального и единственного в истории человечества многостороннего договора об уничтожении целого класса ОМП.
Но есть еще одна опасность разрушения Конвенции, которую государства-участники предпочитают обходить молчанием. Это – все чаще появляющаяся информация (пока не на официальном уровне) о том, что США не завершат уничтожения своих запасов ХО к 2012 году. На экспертном уровне называются сроки от 2013 до 2023 года. И, если события далее будут развиваться именно в таком плане, стоит задаться вопросом: как должна в такой ситуации поступить Россия? Уничтожить все свои запасы ХО в установленные сроки или посмотреть, будут ли США сохранять до 25% совокупных запасов? Может, стоит затормозить выполнение своей программы и совместить свои сроки уничтожения с американскими?
Вопрос этот для нашей страны и ее безопасности далеко не праздный.
Химическое разоружение
Организация по Запрещению Химического Оружия (ОЗХО) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля года, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года.
Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.
Штаб квартира расположена в Гааге (Нидерланды).
Структура ОЗХО
Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.
Конференция государств-участников
Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В ее состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации ее предмета и целей, а также рассматривает ее соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.
Исполнительный совет ОЗХО - исполнительным органом Организации. Отчет о деятельность предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.
Технический секретариат
Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки ее соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.
Химическое разоружение
По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ - VX (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %) составляли 63 %, кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.
13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Боснии и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).
На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.
В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .
Инспекционная деятельность ОЗХО
За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.
Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.
Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.
Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.
В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.
Международное сотрудничество
Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что ее участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.
Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.
Ссылки
- вопросы разоружения и ограничения распространения ядерного, химического и биологического оружия
- пример соглашения ОЗХО и государства-участника «О химическом оружии»
Организация Объединённых Наций (ООН) | |
---|---|
Главные органы | Генеральная Ассамблея · Совет Безопасности · Экономический и социальный совет · Секретариат · Совет по опеке · Международный суд |
Членство | Страны-члены · Наблюдатели |
Специализированные учреждения |
ВМО · ВОЗ · ВОИС · ВПС · ИКАО · ИМО · ИФАД · МАГИ · МАР · МБРР · МВФ · МОТ · МСЭ · МФК · МЦУИС · ФАО · ЮНВТО · ЮНЕСКО · ЮНИДО |
Вспомогательные органы | Военно-штабной комитет · Компенсационная комиссия · МТБЮ · МТР · ЮНМОВИК · ЮНСИТРАЛ |
Консультативные органы | Комиссия по миростроительству |
Программы и фонды | БАПОР · ВПП · ООН-Хабитат · ПРООН · УВКБ · ЮНДКП · ЮНЕП · ЮНИСЕФ · ЮНКТАД · ЮНФПА |
Учебные и научно- исследовательские институты |
МУНИУЖ · ЮНИДИР · ЮНИКРИ · ЮНИТАР · ЮНРИСД |
Другие организации | УВКПЧ · ЮНЭЙДС · УНП ООН |
Другие целевые фонды | ФМПООН · ФДООН |
Связанные органы | МАГАТЭ · ОЗХО · ОДВЗЯИ подготовительная комиссия |
Отделения | ЮНОВ · ЮНОГ · ЮНОН |
Департаменты, управления | ДВР · ДГАКУ · ДОБ · ДОИ · ДОПМ · ДПВ · ДУ · ДЭСВ · КВПНРМ · КГС · УКГВ · УПВ · УСВН · ЮНОДК |
Резолюции | Генеральной Ассамблеи · Совета Безопасности |
Прочее | История · Штаб-квартира · Генеральный секретарь · Флаг · Устав · День ООН · Международные годы |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Химическое разоружение" в других словарях:
- … Википедия
Химическое оружие - один из видов оружия массового поражения, действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ). К БТХВ относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Разоружение в современном мире: договоры, конвенции, результаты - Неделя разоружения (Disarmament Week) проводится ежегодно с 24 по 30 октября, что предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1978 года. Разоружение комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Сокращение средств ведения войны, которыми обладают государства. Меры по разоружению, принимаемые государствами, могут включать в себя как межгосударственные соглашения, так и односторонние акции; это могут быть относительно простые… … Энциклопедия Кольера
Большая восьмёрка - это группа восьми промышленно развитых стран, проводящая регулярные встречи на высшем уровне. Саммит большой восьмёрки в который входят страны: Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония, США, Канада, а также Россия. Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Организация по запрещению химического оружия Членство: 188 стран участниц Штаб квартира: Гаага, Нидерланды Официальные языки … Википедия
- (ОЗХО) международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года. Главные задачи обеспечение контроля за соблюдением… … Википедия
Как уже говорилось, Россия подписала Конвенцию в январе 1993г. и ратифицировала в ноябре 1997г. Однако, как всегда, «гладко было на бумаге, но забыли про овраги».
Немного истории. Еще в процессе разработки Конвенции, бывшим руководством СССР было принято решение (самостоятельное и индивидуальное) о сокращении химических вооружений. В 1985г. (за 8 лет до появления Конвенции) началось строительство первого объекта по уничтожению ХО (г.Чапаев Самарской области). Завод был построен в рекордно короткий срок – за 2 года, но так и не введен в эксплуатацию, чему причиной политические, экономические и социальные перемены в России на рубеже конца 80-х начала 90-х годов плюс агрессия со стороны так называемых борцов за экологию, преследующих исключительно собственные интересы и играющих поэтому на вопросах безопасности и экологичности объекта. (Рассказать про немецкие ОВ на Балтике). В итоге объект сначала был заморожен, а потом перепрофилирован в учебно-тренировочный центр по подготовке специалистов соответствующего профиля.
Запасы ХО в России включают боеприпасы и приборы авиации, ракетных войск и артиллерии (Сухопутные войска) в снаряжении ОВ, а также запасы ОВ в емкостях. Общее количество ОВ в России (табельных) составляет около 40 тыс.т, из них около 80% – в снаряженных боеприпасах (ХО I-й категории).
Процесс ратификации был сложным, на него ушло более 4-х лет с момента подписания КХО.
Основные аргументы, которые были против:
– нереальность выполнения Конвенции в заданные сроки (10 лет) из-за неготовности материально-технической базы и невозможности полного финансового обеспечения работ по уничтожению ХО;
– неприемлемость требований КХО о физическом уничтожении объектов-производителей ХО;
– «дороговизна» для России стоимости международных инспекций (несколько десятков млн. долларов в год);
– недоверие к мерам контроля за выполнением требований Конвенции, особенно за скрытным продолжением исследований в области ХО.
Доводы «за» ратификацию:
– «возрастание» внешнеэкономического влияния России;
– существенное увеличение международной финансовой и технической помощи в целях уничтожения ХО;
– увеличение объема информации через организацию по запрещению ХО (ОЗХО) об оружии и технологиям других стран; оценка реальных и потенциальных угроз в данной области; создание новых рабочих мест и развитие высоких технологий;
– возрастание объема внешней торговли химической продукции, исключение экономических потерь из-за введения санкций против России в случае нератификации КХО;
– снижение опасности химического терроризма, в т.ч. в связи с незапрещением разработок средств защиты от ХО.
Теоретическая и нормативно-правовая готовность России приступить к выполнению взятых обязательств отражена в утвержденной в марте 1996г. (с поправками 2001г.) Правительством РФ целевой федеральной программы «Об уничтожении запасов ХО в РФ».
Главной целью Программы является уничтожение запасов ХО в России в соответствии с КХО и снятие социально-психологической напряженности населения в районах хранения из-за возникающих рисков длительного хранения запасов. Программа должна была быть выполнена в сроки с 1995 по 2009гг., при общей стоимости затрат около 20 млрд. рублей и 500 млн. долларов на цели, связанные с обеспечением международного контроля. Однако по экономическим соображениям сроки оказались нереальными.
Новая редакция Программы (2001г.) содержит ряд новых принципиальных положений:
– уточнение сроков уничтожения ХО I-й категории, которое планируется завершить до 29 апреля 2012г. по этапам.
Завершение конверсии или уничтожение объектов по производству ХО в сроки, установленные КХО, т.е. 29 апреля 2003г. и до 29 апреля 2007г.
– сокращение количества и масштабов объектов по уничтожению ХО (строительство 6-ти объектов вместо 7-ми, из них только два полномасштабных);
– уничтожение или утилизация продуктов детоксикации ОВ на существующих промышленных объектах, что позволяет исключить строительство специальных полигонов для захоронения отходов;
– организация вахтового метода эксплуатации объектов по уничтожению ХО, что позволяет сократить потребность в людских ресурсах и расходов на строительство объектов специальной инфраструктуры для персонала объектов;
– проведение комплекса внешнеполитических мероприятий по оказанию донорской помощи для уничтожения ХО.
Общая стоимость Программы оценивалась уже в 93 млрд. рублей в ценах 2001г. Однако финансовое обеспечение Программы начало срываться с самого начала, и при такой ситуации Россия даже до 2012г. не сможет выполнить своих обязательств. Реальная стоимость Программы с учетом инфляции до 2012г. составит уже около 175 млрд. рублей и, следовательно, ежегодно необходимо выделять на нее от 12 до 15 млрд. рублей. Именно огромная стоимость химического разоружения (дороже, чем вооружение) заставила Россию при подписании КХО обратиться за помощью к международному сообществу. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия выдали устные заверения о финансовой и материально-технической поддержке усилий России.
Все же, несмотря на финансовые трудности, Россия к настоящему времени сделала много в области своего химического разоружения.
Во-первых , создана нормативно-правовая база, обеспечивающая уничтожение ХО. Сюда относятся:
– Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия», 1997г.;
– Федеральный закон «О ратификации КХО» 1997г.;
– Федеральный закон «О социальной защите граждан, занятых на работах с ХО» 2000г.
Действуют более 40 различных нормативных актов Правительства РФ по реализации данных законов. В частности полная ответственность за выполнение КХО возложена на созданное Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы), т.е. основные функции по химическому разоружению переданы из Минобороны в гражданское ведомство, коим является Росбоеприпасы.
Учитывая, что в химическом разоружении участвуют около 20 федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, для координации их деятельности указом Президента РФ в 2001г. была создана Государственная комиссия по химическому разоружению, председателем которой назначен Кириенко (тогда – полномочный представитель Президента в Приморском федеральном округе, где размещаются основные производства ХО и базы его хранения).
Во-вторых , завершено уничтожение ХО II-й категории (в основном – фосген) и III-й категории в сроки, установленные КХО.
В-третьих , ведутся работы по уничтожению или конверсии объектов по производству ХО. Завершение этих работ к 29 апреля 2007г. вполне реальная задача.
В-четвертых , завершено строительство (2002г.) первого российского объекта по уничтожению ХО (пос.Горный Саратовской области, 1% ХО). В декабре 2002г. он был пущен в эксплуатацию.
В-пятых , во всех районах хранения ХО практически завершены работы по созданию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, необходимых для начала строительства объектов по уничтожению ХО. Часть таких объектов уже введена в эксплуатацию (г.Щучье Курганской области, первая очередь строилась за счет безвозмездного содействия со стороны США в соответствии с соглашением между РФ и США 1999г.).
В целом можно говорить о том, что только одно положение КХО – о сроках уничтожения ХО I-й категории не выполняется Россией. При этом Россия, имеющая самые большие в мире запасы ХО, и при подписании КХО и при ее ратификации обращала внимание на те трудности, с которыми ей придется столкнуться при практической реализации Конвенции.
Возможными международными последствиями нехватки у России собственных средств на уничтожение ХО могут быть:
– снижение эффективности КХО и, как следствие, невыполнение основной ее цели – универсальности, или ее развал (пока Россия не уничтожит ХО, его будут придерживать и другие страны);
– ухудшение социально-политической ситуации в регионах, где располагаются базы хранения ХО и где строятся объекты по его уничтожению. Это ухудшение может развиться вследствие того, что Россия не может полностью удовлетворить высокозатратные запросы населения в этих регионах. Пример – опыт построенного, но не пущенного в эксплуатацию объекта по уничтожению ХО в г.Чапаевске (массовые протесты, забастовки, блокада объектов и.т.д.). Подобные действия могут привести к срыву сроков выполнения обязательств по КХО.
Таким образом, подводя итог анализу проблемы химического разоружения в России, необходимо констатировать, что в настоящее время эффективность КХО в целом определяется успехами или неуспехами России в выполнении конвенционных обязательств. При благоприятном исходе с 2012г. мир будет существовать без ХО. В этом и заключаются все перспективы современного ХО.