Химическое разоружение электронный. Электронный журнал «Химическое разоружение.рф» – источник достоверной информации о реализации Программы
Открытый электронный журнал «ХИМИЧЕСКОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ» - это совместный проект Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (Федеральное управление).
С 2012 года по настоящее время информационно-техническую поддержку журнала осуществляет Федеральное управление.
Электронный журнал – средство массовой информации, созданное и реализуемое в электронной форме, распространяемое по каналам Интернет. Он представляет собой совокупность информационных, аналитических, фото- и видеоматериалов, постоянно обновляемых в информационной части. Электронная форма журнала придает ему максимально широкий характер как с точки зрения специальных тематических разделов (научный, технический, экологический, общественно-политический, международный), так и с точки зрения жанрового разнообразия (аналитические публикации, интервью и репортажи). Его цель – сделать более открытой и доступной информацию о процессе уничтожения химического оружия в России и в мире. Электронный журнал даёт ответы практически на все вопросы в сфере химического разоружения, начиная с терминологии и заканчивая вопросами завершения уничтожения химического оружия и перепрофилирования объектов по уничтожению химического оружия (Объекты).
В разделе «Новости» публикуется самая свежая и проверенная информация о ходе уничтожения химического оружия, политических, экономических, социальных и международных аспектах этого процесса. В разделе «Публикации» можно ознакомиться с материалами российской, в том числе и региональной прессы. В разделе «Документы» собраны материалы российской и международной правовой базы. Имеются также разделы «Термины», «Химическое оружие», «Объекты», «Интервью и пресс-конференции», «Конкурсы», «Медиагалереи» и др.
Размещение материалов в журнале осуществляется специалистами группы по связям с общественностью Федерального управления. Девиз электронного журнала - «Открытость. Общедоступность. Оперативность». Электронный адрес журнала: www.химразоружение.рф.
На сайте открытого электронного журнала «Химическое разоружение» с 2012 года по настоящее время было размещено более 90 материалов, подготовленных сотрудниками группы по работе и связям с общественностью (Группа) объекта «Камбарка». Среди них: информация о деятельности Объекта, экологическом и медицинском мониторинге, построенных на территории Камбарского района в рамках реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» социальных объектах, проводимых Группой выездных мероприятиях. Кроме того, представлена информация о проводимых «круглых столах», телефонных «горячих» линиях, экологических лагерях и конкурсах детских рисунков «Мир без химического оружия!». Здесь можно найти статьи сотрудников Группы, опубликованные в региональных и местных средствах массовой информации, брошюры и информационные листы, выпущенные Группой.
Химическое разоружение
Организация по Запрещению Химического Оружия (ОЗХО) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля года, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года.
Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.
Штаб квартира расположена в Гааге (Нидерланды).
Структура ОЗХО
Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.
Конференция государств-участников
Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В ее состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации ее предмета и целей, а также рассматривает ее соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.
Исполнительный совет ОЗХО - исполнительным органом Организации. Отчет о деятельность предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.
Технический секретариат
Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки ее соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.
Химическое разоружение
По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ - VX (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %) составляли 63 %, кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.
13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Боснии и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).
На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.
В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .
Инспекционная деятельность ОЗХО
За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.
Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.
Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.
Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.
В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.
Международное сотрудничество
Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что ее участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.
Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.
Ссылки
- вопросы разоружения и ограничения распространения ядерного, химического и биологического оружия
- пример соглашения ОЗХО и государства-участника «О химическом оружии»
Организация Объединённых Наций (ООН) | |
---|---|
Главные органы | Генеральная Ассамблея · Совет Безопасности · Экономический и социальный совет · Секретариат · Совет по опеке · Международный суд |
Членство | Страны-члены · Наблюдатели |
Специализированные учреждения |
ВМО · ВОЗ · ВОИС · ВПС · ИКАО · ИМО · ИФАД · МАГИ · МАР · МБРР · МВФ · МОТ · МСЭ · МФК · МЦУИС · ФАО · ЮНВТО · ЮНЕСКО · ЮНИДО |
Вспомогательные органы | Военно-штабной комитет · Компенсационная комиссия · МТБЮ · МТР · ЮНМОВИК · ЮНСИТРАЛ |
Консультативные органы | Комиссия по миростроительству |
Программы и фонды | БАПОР · ВПП · ООН-Хабитат · ПРООН · УВКБ · ЮНДКП · ЮНЕП · ЮНИСЕФ · ЮНКТАД · ЮНФПА |
Учебные и научно- исследовательские институты |
МУНИУЖ · ЮНИДИР · ЮНИКРИ · ЮНИТАР · ЮНРИСД |
Другие организации | УВКПЧ · ЮНЭЙДС · УНП ООН |
Другие целевые фонды | ФМПООН · ФДООН |
Связанные органы | МАГАТЭ · ОЗХО · ОДВЗЯИ подготовительная комиссия |
Отделения | ЮНОВ · ЮНОГ · ЮНОН |
Департаменты, управления | ДВР · ДГАКУ · ДОБ · ДОИ · ДОПМ · ДПВ · ДУ · ДЭСВ · КВПНРМ · КГС · УКГВ · УПВ · УСВН · ЮНОДК |
Резолюции | Генеральной Ассамблеи · Совета Безопасности |
Прочее | История · Штаб-квартира · Генеральный секретарь · Флаг · Устав · День ООН · Международные годы |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Химическое разоружение" в других словарях:
- … Википедия
Химическое оружие - один из видов оружия массового поражения, действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ). К БТХВ относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Разоружение в современном мире: договоры, конвенции, результаты - Неделя разоружения (Disarmament Week) проводится ежегодно с 24 по 30 октября, что предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1978 года. Разоружение комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Сокращение средств ведения войны, которыми обладают государства. Меры по разоружению, принимаемые государствами, могут включать в себя как межгосударственные соглашения, так и односторонние акции; это могут быть относительно простые… … Энциклопедия Кольера
Большая восьмёрка - это группа восьми промышленно развитых стран, проводящая регулярные встречи на высшем уровне. Саммит большой восьмёрки в который входят страны: Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония, США, Канада, а также Россия. Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Организация по запрещению химического оружия Членство: 188 стран участниц Штаб квартира: Гаага, Нидерланды Официальные языки … Википедия
- (ОЗХО) международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года. Главные задачи обеспечение контроля за соблюдением… … Википедия
2.3. ОПЫТ США
Возникает вопрос, а можно ли при реализации программ химического разоружения России 384,397,409 поучиться у заокеанского дядюшки? Сравнение, конечно, не доказательство, однако иной раз оно бывает очень поучительным. Во всяком случае та информация, которой мы располагаем 259,320,326,330 , это позволяет.
США и Советский Союз — два государства с крупнейшими запасами химоружия — в последние 20-25 лет параллельно с переговорами о химическом разоружении не могли не начать готовиться к его реальному проведению. Фактическая цепь событий, однако, была в обеих странах существенно разной, характеризуя, таким образом, уровень отношения бюрократических систем и к своим обязательствам, и к своему обществу. Чтобы последующий разговор был более предметным, полезно сделать соответствующее сравнение.
Власти США шли к решению серьезнейшей проблемы химического разоружения последовательно и ответственно, а все практические вопросы были решены в США до
В июле 1969 года американский космонавт высадился на Луне. Готовиться к наступательной химической и биологической войне и в то же время готовить высадку на Луне не могла себе позволить даже такая мощная в индустриальном отношении держава, как США. Как известно, 24 ноября 1969 года СССР и США ратифицировали Договор о нераспространении ядерного оружия. Ну а на другой день президент США Р.Никсон распорядился начать уничтожение своего биологического оружия. С 1969 году США прекратили также и производство ОВ.
Базовая технология уничтожения химоружия прошла очень длительную экспериментальную проверку на арсенале Рокки-Маунтин в 1972-1976 годах, а с 1979 года — на пилотной установке на складе в Туэле (штат Юта) 259 .
Созданная заблаговременно законодательная база должна была обеспечить общую экологическую безопасность операций по уничтожению химоружия (закон о запрещении ликвидации ОВ путем затопления в океане и сжигания на открытом воздухе — 1972 год, закон о безопасности питьевой воды — 1974 год, закон о сохранении и восстановлении природных ресурсов — 1976 год, закон о сохранении чистоты воздушной среды — 1977 год, закон о сохранении чистоты вод — 1977 год), а также экологически комфортное существование населения. Эти правовые акты были многоцелевыми и они обеспечивали не только экологически безопасную ликвидацию химоружия, но и защиту населения от любых высокотоксичных экотоксикантов техногенного происхождения (закон об охране морей, в том числе о запрете ликвидации ОВ путем их затопления в океане — 1972 год, закон об обезвреживании свалок токсичных отходов — 1980 год).
В 1984 году в США был принят закон 99-145, в котором министерству обороны было предписано уничтожить запасы химоружия 259 . С этого момента вопросы секретности решались уже совсем по-иному. Во всяком случае жители штата Кентукки узнали о своем химическом арсенале Лексингтон-Блю Грасс немедленно, то есть в том же 1984 году 492 .
Ну а в 1986 году армия представила в Конгресс программу уничтожения химоружия. Она проанализировала несколько вариантов его организации 508: 1) построить один центральный объект, 2) построить два объекта, 3) построить предприятия по уничтожению химоружия на каждом объекте хранения. Последняя идея как экологически наименее опасная была положена в основу программы, внесенной в Конгресс США в январе1988 года, и утверждена 317 . И в основных параметрах уже не менялась.
В 1986 году США официально опубликовали данные о расположении всех 8 складов химоружия на своей территории 149 . Приведем эти данные 320: склад Туэле (штат Юта) — 42% всех запасов ОВ, склад Уматилла (Орегон) — 12%, арсенал Пайн Блафф (Арканзас) — 12%, склад Пуэбло (Колорадо) — 10%, склад Аннистон (Алабама) — 7%, Абердинский химический полигон (Мэрилэнд) — 5%, военный завод Нью-Порт (Индиана) — 4%, склад Лексингтон-Блю Грасс (Кентукки) — 2%. Как видим, 100% не получается, потому что остальное химоружие хранилось вне континентальной части территории США.
План и график строительства 8 объектов уничтожения химоружия армия США опубликовала в марте 1988 года, то есть за 5 лет до подписания Конвенции о запрещении химоружия 259 .
Ну а типаж химических боеприпасов, которые снаряжены смертельными ОВ и запасы которых имеются на складах континентальной части США, стал известен американскому обществу в 1989 году — он был опубликован в научной печати (табл.4) 320 . Типов химических боеприпасов оказалось 18 (7 — с зарином, 5 — с VX, 6 — с ипритом и его смесями). Остальные типы, довольно подробно разобранные советскими военными химиками 8 , или снаряжены не смертельными ОВ, а лишь ирритантами (CN, DM, CS и CR) или же отсутствуют в складских количествах. Емкости для хранения ОВ в табл.4 не включены. Во время визитов советских военных специалистов в США в рамках первого этапа советско-американского «Меморандума о понимании…» 252 они увидели все хранившиеся на континентальных складах типы химических боеприпасов США (табл.4) и даже больше. Расхождения если и были, то в обозначениях.
Таблица 4
ХИМИЧЕСКИЕ БОЕПРИПАСЫ АРМИИ США В СНАРЯЖЕНИИ
СМЕРТЕЛЬНЫМИ ОВ
Боеприпас |
США в 1989 году 320 |
Показано советским м | |||
Калибр |
Вес, кг |
специали- | |||
Боепри- паса |
стам | ||||
Боеприпасы с зарином |
|||||
1 | |||||
2 | Артснаряд M121, M121A1, M122 | ||||
3 | Артснаряд M360 | ||||
4 | Артснаряд M426 | ||||
5 | Авиабомба ВМС MK-94-0 | 500 фунтов | |||
6 | Авиабомба ВВС MC-1 | 750 фунтов | |||
7 | Авиабомба ВМС MK-116 | 14 дюймов | |||
Боеприпасы с V X |
|||||
8 | Снаряд M55 к пусковойреактивной установке М91 | ||||
9 | Химический фугас M23 |
13,5 дюймов |
|||
10 | Артснаряд M121A1 | ||||
11 | Артснаряд M426 | ||||
12 | Выливной прибор TMU-28/B | 22,5 дюймов | |||
Боеприпасы с ипритом (H , HT или HD ) |
|||||
13 | Артснаряд M104 (HD) | ||||
14 | Артснаряд M110 (HD) | ||||
15 | Артснаряд M110 (H) | ||||
16 | Артснаряд M60 (HD) | ||||
17 | Мина M2,M2A1 (HT) | ||||
18 | Мина M2,M2A1 (HD) |
Практическая организация химического разоружения в США предполагала ряд обязательных принципов 508: 1) подготовку соответствующего экологического законодательство до начала уничтожения химоружия, 2) уничтожения химоружия непосредственно на 8 базах на континенте, где оно в настоящее время хранится, и, соответственно, отказ от перевозок химоружия по территории США, 3) непрерывный контакт с общественностью в процессе подготовки и самого уничтожения химоружия.
Последний принцип требует уточнения. Военные власти США примерно 20 лет вели диалог с населением, проживающим вблизи 8 складов химоружия на континенте, прежде чем смогли начать реальные работы 508 . Более того, армия профинансировала альтернативный экологический анализ положения вблизи каждого объекта хранения и уничтожения химоружия, который был выполнен группами общественности. Были устроены также публичные слушания и встречи с местными жителями, представителями местных органов власти 259 .
На каждое из 8 мест складирования химоружия армией был подготовлен специальный описательный том, причем весь тираж был роздан администрации и представителям населения. В частности, вес подобного описания 1991 года для склада Уматилла в городе Хермистон (штат Орегон) составил около кг. В нем приведено множество данных о самых разных вещах, кроме, разумеется, информации о самом химоружии. Глава 3 (80 стр.) подробно описывает состояние окружающей среды и на базе, и в ее районе, глава 4 (71 стр.) — о возможном воздействии военно-химической базы на окружающую среду при будущем уничтожении химоружия. Ну и т.д.
И все это США сделали задолго до подписания Конвенции о запрещении химоружия.
Полезно рассмотреть динамику изменений в США при решении проблем безопасности предстоящих работ по уничтожению химоружия. Как оказалось, с годами количество учитываемых факторов возрастало. Поначалу, в 1983 году, в докладе, который был подготовлен Национальным исследовательским советом США для органов власти страны, рассматривалось не так уж много факторов, которые подлежали учету при оценке риска будущих работ — анализ токсичности и условий применения ОВ, оценка зон поражения, состояние правовой базы и т.д. В новых рекомендациях, датированных 1996 годом, предлагалось при оценке риска оперировать много большим объемом факторов — использование высоких научных стандартов; исследование мнения ученых, общественных деятелей, а также всех заинтересованных сторон по вопросам здоровья, безопасности, экономических условий, экологических угроз и т.п.; привлечение к оценке достаточно широкого числа участников и обеспечение их нужной информацией; адекватный учет информации, мнений и озабоченностей участников оценки; разработка механизма корректного и сбалансированного синтеза информации 474 .
Особенно следует подчеркнуть тот факт, что в США существуют не одна, как в России 384 , а две программы работ с химоружием.
Одна предполагает прощание с собственно химоружием на 8 военно-химических складах, а также снос цехов в местах его прошлого производства. Программа серьезная, потому что 31 498 т объявленных запасов ОВ (при вступлении в силу Конвенции о запрещении химоружия 18 было объявлено уже 29916 т, поскольку остальные 1578 т были к тому времени ликвидированы 497) — «богатство» не для слабонервных. И к концу 1999 года в США в отношении 90% объявленных запасов ОВ были заключены контракты на уничтожение.
Помимо указанной программы, в США имеется другой документ — он касается преодоления экологических последствий прошлой военно-химической активности 326 . Вопрос о старом химоружии разрешился в США без конфликта с обществом. Задание Конгресса в адрес министерства обороны было получено на 1993 год и к ноябрю 1993 года армия представила доклад с описанием 215 мест, где в прошлые годы осуществлялись операции по производству, испытанию, хранению и уничтожению химоружия. И это была не брошюра, а толстенный фолиант весом1,35 кг. В нем описаны 34 точки в 20 штатах США, которые ныне уже не используются армией, авиацией и флотом для своих целей и возвращены государству. Описаны и 48 точек в 28 штатах, которые ныне используются министерством обороны в нехимических целях.
РИА «НОВОСТИ » ИЩУТ В США ЗАКОПАННОЕ ХИМОРУЖИЕ:
«ВАШИНГТОН, 12 июля 2000 г. (Корр. РИА
«Новости
» Аркадий Орлов). Конгресс намерен начать расследование в связи с утаиванием правительством США и Пентагоном факта обнаружения в жилом районе Вашингтона химического оружия времен первой мировой войны.
Как передает корреспондент РИА
«Новости
», об этом сообщили в пресс-службе подкомитета палаты представителей конгресса США, курирующего федеральный округ Колумбия, в котором расположен Вашингтон. Этот подкомитет планирует провести по данному вопросу слушания.
Вопрос о расследовании случая обнаружения боевых химических отравляющих веществ возник после того, как на минувшей неделе возле одного из коттеджей в этом районе, где живут высокопоставленные государственные чиновники и дипломаты, были обнаружены 7 стеклянных емкостей с ипритом («горчичным газом
»). Сразу после обнаружения опасной находки началась проверка на химическое заражение 1 тыс 200 частных особняков, включая резиденцию посла Южной Кореи.
Как было выяснено, на территории этого района Вашингтона в 1917 году
находился военный полигон, на котором велись испытания химического оружия.
Слушания, которые начнутся в конгрессе, призваны установить спепень виновности конкретных лиц в правительстве США и Пентагоне в возможном сокрытии факта нахождения
«забытого
» химического полигона на месте жилого района. Сейчас уже известно, что данная информация была в распоряжении официальных лиц еще в 1986 году, но никто в правительстве или министерстве обороны США не поставил тогда в известность об опасности химического заражения местности ни муниципальные структуры, ни компании, продававшие под строительство коттеджей зараженные участки земли на бывшем военном химическом полигоне
».
После выявления 215 мест прошлых работ с химоружием армия доложила о результатах стране и приступила к реабилитационной активности 326 . Следует отметить, что власти США не очень стесняются обсуждать и другие химические захоронения, которые обнаруживаются уже после выявления первоначальных 215 мест старых работ с химоружием. Во всяком случае по состоянию на 2005 год в США оперируют уже данными о порядка 250 захоронений химоружия в 35 штатах, федеральном округе Колумбия и на острове Пуэрто-Рико. Одно из таких мест — это посольская улица в Вашингтоне, где за последние 10 лет было найдено около 1600 предположительно опасных (по части химоружия) участков.
В отличие от США, в России нет программы, касающейся выявления и реабилитации мест прошлых работ с химоружием, и химический генералитет делает вид, что не понимает, о чем идет речь. А власти страны делают вид, что им ничего не известно о химоружии, закопанном в Москве в Кузьминках.
Подчеркнем, далее, два момента. Во-первых, внимание к местам прошлых работ с химоружием не было для армии США исключением, а входило в общий контекст экологической активности. К исходу 1991 года армия США насчитывала 4012 действующих и 6 тыс. ранее использовавшихся объектов, которые были заражены токсичными веществами, засорены опасными свалками и требовали экологической реабилитации. Кстати, совсем уже курьезный для российского сознания факт: в феврале 1990 года несколько служащих Абердинского полигона (штат Мэриленд) были привлечены к судебной ответственности за нарушение правил хранения боевых химических веществ.
Во-вторых, помимо решения своих дел, американцы попытались помочь своим российским коллегам. Во всяком случае Центр Генри Стимсона США в 1994 году подготовил, перевел на русский язык и разослал высшим учреждениям России доклад с подробными рекомендациями по работе с населением в связи с работами военно-химических объектов по химическому разоружению 330 . По объему один этот американский текст превосходит все российские планы и программы уничтожения химоружия вместе взятые.
Документ этот в высшей степени любопытен, и он характеризует различия в менталитете властей двух стран. Так, например, на вопрос, почему население США должно верить, что армия работает хорошо, безопасно и рентабельно, бывший руководитель американской программы по химическому разоружению Ч.Барониан ответил: «Не надо верить! Не надо превращать это в вопрос доверия к армии. Настаивайте — и армия это поддержит — на том, чтобы местные государственные контролирующие организации участвовали в программе, в том числе выдавали разрешение на строительство, только если они уверены, что армия может сделать то, что обещает. Настаивайте на том, чтобы жители вашего населенного пункта находились на территории объекта, осуществляя необходимый надзор, чтобы была уверенность, что армия сдержит свое слово ». В докладе процитирован и генерал Басби, директор агентства по уничтожению химоружия армии США. Он говорит о создании механизма «постоянного участия общественности в надзоре за эксплуатацией объектов ». Говорит он и об «информированных гражданах, которые могут участвовать в эксплуатации объектов, имеют возможность анализировать результаты, входить в диспетчерскую и сидеть в ней круглые сутки, если это необходимо ».
Вряд ли поняли российские химические генералы и полковники ценность этого американского документа 330 для их работы — в отношении нужд и интересов населения у них были иные приоритеты. Однако можно точно утверждать, что об опыте армии США по работе с населением они в курсе. Об этом свидетельствует, в частности, приводимая цитата.
ИЗ ОТКРОВЕНИЙ ГЕНЕРАЛА С.В.ПЕТРОВА:
«… в Соединенных Штатах очень много внимания уделяется работе с общественностью и населением тех районов, где строятся объекты по уничтожению отравляющих веществ. У них даже в структуре Комитета по химическому разоружению Минобороны существует специальное подразделение, которое разъясняет людям полную безопасность технологических операций на объектах по уничтожению химического оружия… » 272
В общем, американский документ 330 с добрыми советами так же исчез в недрах нашего ВХК, как и великое множество остальных бумаг. Без каких-либо последствий. Впрочем, последствия все же имеются — наши химические генералы действуют противоположно тому, чему их учат американские. Соответственно, в отличие от США, в СССР/России подготовка к началу химического разоружения была выполнена «как всегда» — традиционным методом скоростного спуска. Во всяком случае в России о практических вопросах этого тяжелейшего дела начали думать лишь после подписания Конвенции о запрещении химоружия 18 .
Ну а в США первые результаты работ по ликвидации химоружия таковы.
В 2000 году завершил работу объект на атолле Джонстон в Тихом океане, в 700 миляхк западу от Гавайских островов. Было уничтожено 2031 т ОВ (всего было ликвидировано 293780 химбоеприпасов). В 2003 года атолл был объявлен национальным заповедником дикой природы, а в 2005 году сам объект был закрыт. В 2002 году уже на материке были ликвидированы запасы зарина на объекте Туэле (штат Юта) и продолжено уничтожение других ОВ. В Туэле к концу 2005 года было ликвидировано около 7500 т ОВ. С 2003 года по февраль 2006 года были ликвидированы все запасы иприта — 1623 т — на складе Абердин (штат Мэриленд). На заводе-складе в Нью-Порте (Индиана) к концу 2006 года было переработано в реакционные массы 350 т хранящегося в емкостях V-газа. А еще к октябрю 2006 года было ликвидировано: 550 т ОВ — в Аннистон (Алабама), 350 т ОВ — в Пайн-Блафф (Арканзас), 800 т ОВ — в Уматилла (Орегон) 496-499 .
Всего, начиная с 1990 года и по состоянию на 2006 года в США было уничтожено 13000 т ОВ (40% запасов). Впрочем, не все обстоит так уж благостно — «США не удалось уложиться ни в один из предельных сроков, установленных ранее » 496-499 . Общая стоимость проекта по уничтожению химоружия США оценивалась 20 лет назад в 2 млрд долларов, а на 2006 год — уже в 35-40 млрд 499 .
Никакой уверенности, что США сумеют уничтожить запасы химоружия в обусловленные сроки, нет. Потому что действовать по всем правилам в демократической стране не так просто, как могут думать в иных странах.
ТАСС УПОЛНОМОЧЕН ПЕРЕСКАЗАТЬ:
Июль 2006 года
ВАШИНГТОН, 6 июля. (Корр. ИТАР-ТАСС). Уничтожение американских запасов химоружия, составляющих 27768 метрических тонн, обойдется в 28 млрд дол. Об этом сообщил глава армейского управления по химическому оружию Майкл Паркер, отметив, что в 1987 г. затраты на осуществление той же задачи оценивались в 2 млрд дол.
«Мы недооценили сложность этой работы
», — подчеркнул он в интервью в среду газете «Вашингтон пост
».
В конце мая текущего года управление Паркера проинформировало, что к настоящему моменту удалось уничтожить путем сожжения 10125 метрических тонн ОВ. Уничтожить весь арсенал ни к 2007 году, крайнему сроку, установленному для стран, подписавших Конвенцию о запрещении химоружия, ни к 2012 году США не смогут…
По словам Паркера, среди основных причин срыва графика — технические проблемы на предприятиях по ликвидации ОВ и протесты экологов. Их, в частности, не устраивает основной способ уничтожения ОВ — сожжение, при котором, как утверждается, выбрасываемые в атмосферу химикаты оказывают вредное воздействие на здоровье американцев…
Для ускорения темпов уничтожения ОВ путем химической нейтрализации в этом году начнется строительство еще двух объектов — близ Пуэбло (шт. Колорадо) и Ричмонда (шт. Кентукки). Как считает Паркер, поставленные перед ними задачи эти объекты смогут выполнить не ранее 2014 г.
Ноябрь 2006 года
«ВАШИНГТОН, 22 ноября. (ИТАР-ТАСС). Пентагон затребовал очередную отсрочку для уничтожения своего арсенала химического оружия — на этот раз до 2023 года, сообщила газета «Ю-Эс-Эй тудей», ссылаясь на документы министерства обороны, попавшие в ее распоряжение…
В интервью газете представитель минобороны Крис Айлейб пояснил, что необходимость отсрочки вызвана несколькими факторами, в том числе технологическими проблемами на предприятиях по ликвидации ОВ, бюрократическими проволочками, протестами экологов…
«Безопасное уничтожение химоружия — процесс не простой и не быстрый
», — заявил Айлейб. Согласно новому плану Пентагона, введение в строй объектов в Колорадо (недалеко от г. Пуэбло) и Кентукки (в окрестностях Ричмонда) затягивается, и нейтрализовать те объемы ОВ, которые там предполагается переработать, они смогут лишь к 2020 и 2023 годам соответственно…
УТВЕРЖДАЮ
КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 35776
полковник
Н. Колонтаевский
« »___________ 2014 г.
Химическое разоружение - завершающий этап
Выполнение Российской Федерацией международных обязательств по «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» (Конвенция) находится на завершающем этапе.
К 1 марта 2014 г. Россия безопасно уничтожила более 78 % или 31,1 тысячу тонн запасов отравляющих веществ.
Начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (Федеральное управление) генерал-полковник В.П. Капашин сказал: «Поставленную руководством страны задачу по полному уничтожению запасов химического оружия мы выполним, в этом нет никакого сомнения. Гарантией тому является завершение создания всех запланированных семи объектов по уничтожению химического оружия (Объект) и высокопрофессиональный коллектив Федерального управления».
Таково общее состояние дел по уничтожению химического оружия в Российской Федерации.
С начала выполнения четвертого этапа в Российской Федерации введены в эксплуатацию два Объекта: в Брянской области - «Почеп» (ноябрь 2010 года) и в Удмуртской Республике - «Кизнер» (декабрь 2013 года).
Всем запомнились слова начальника Федерального управления при пуске завершающего седьмого объекта «Кизнер»: «Любой человек, находящийся на моем месте и отвечающий за процесс уничтожения химического оружия в Российской Федерации, за его безопасное хранение, который 11 лет назад вводил в эксплуатацию первый Объект в пос. Горный Саратовской области и дождался пуска завершающего в пос. Кизнер Удмуртской Республики испытывал бы чувства гордости за свое дело. Этот момент наступил!».
Кроме этого знакового события – ввода в эксплуатацию седьмого Объекта, в 2013 году на объектах «Леонидовка» (Пензенская область) и «Марадыковский» (Кировская область) Федеральное управление приступило к полномасштабному уничтожению авиационных химических боеприпасов сложной конструкции (БСК), содержащих не только отравляющие, но и взрывчатые вещества.
Несомненно, это большой успех отечественной научной и инженерной мысли, очередная победа специалистов Федерального управления, так как технологии уничтожения БСК разработаны российскими учеными и применены впервые в мировой практике.
В 2013 году был введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс по уничтожению химических боеприпасов ствольной и реактивной артиллерии больших калибров на объекте «Щучье» Курганской области.
По словам начальника Федерального управления генерал-полковника В.П. Капашина основной задачей 2014 года является завершение строительства корпуса БСК (артиллерийские химические снаряды и головные части ракет) на объекте «Щучье» и пуск в эксплуатацию второго этапа пускового комплекса на Объекте в пос. Кизнер Удмуртской Республики.
Следует отметить, что на всех этапах химического разоружения первостепенное внимание уделяется безопасности персонала, работающего на Объектах, безопасности жителей, проживающих в районах расположения Объектов и охране окружающей среды.
Над проблемой обеспечения гарантированной безопасности технологий и функционирования Объектов работали и работают лучшие ученые-химики, технологи, инженеры и проектировщики – самые высокопрофессиональные специалисты нашей страны.
По словам полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (ПФО), председателя Государственной комиссии по химическому разоружению в Российской Федерации М.В. Бабича, мы полностью выполним обязательства по ликвидации своего боевого потенциала химического оружия. Это имеет большое международное значение и отвечает интересам национальной безопасности России. «Наша страна последовательно проводит курс на химическое разоружение и предъявляет убедительные доказательства своей приверженности духу Конвенции», - сказал М. Бабич.
Накопленный за прошедшие годы опыт позволяет уверенно смотреть в будущее и рассчитывать на успешное выполнение конвенционных обязательств Российской Федерации по химическому разоружению в определенные Президентом страны сроки.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Пензенский Государственный Университет
Кафедра «Экологии и безопасности жизнедеятельности»
Реферат
«Проблемы
химического разоружения и пути их решения»
Выполнил: студент гр. 06-лф-1
Карев С.А.
Руководитель: д.б.н., профессор
Стаценко А.П.
Химическое разоружение
России
10 лет назад, 5 ноября 1997 года, Россия ратифицировала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (КЗХО). За это время наша страна, и не только она, проделала большой путь в ее выполнении. На сегодняшний день мы уничтожили 9633 тонны этого наследия холодной войны из 40 тыс. тонн своих запасов. Выполнили свои промежуточные обязательства перед Конвенцией. А впереди еще более сложная работа. И о том, что получилось и что нет, стоит поразмышлять.
В настоящее время в России, по официальным данным, имеется 7 специализированных арсеналов, где хранится значительное количество химического оружия. Это склады в городе Камбарке и поселке Кизнер в Удмуртии, в поселке Горный Саратовской области, в городе Щучье Курганской области, в поселке Леонидовка Пензенской области, в селе Марадыкове Кировской области и в городе Почепе Брянской области.
Поселок Леонидовка находится в нескольких километрах от самой Пензы. Склад (Объект № 1206) в Леонидовке был сформирован в 1937-м. Во времена Великой Отечественной это был склад боеприпасов, так что хранилища рассчитаны выдерживать очень серьезные нагрузки. Вплоть до прямого попадания пятисоткилограммовой фугасной авиабомбы. После войны, с середины шестидесятых, сюда стали свозить химические авиационные боеприпасы. В 1987 году, после отказа СССР от химоружия, поставки прекратили.
Сейчас, по официальным данным, здесь "затарено" 6 тысяч 885 тонн отравляющих веществ. Причем ОВ нервно-паралитического действия. Из них 267 тонн зарина, 1494 тонны зомана и 5124 тонны VХ, что составляет 17 процентов российского запаса химического оружия!
Все эти боеприпасы с уже давно просроченными сроками хранения. На каждой бомбе - желтая полоса. Это полоска индикатора. Если вдруг вещество из боеприпаса выйдет наружу, полоса моментально поменяет цвет на ярко-красный. Осматривают их по несколько раз в день. Строго по правилам .
В сентябре 2008 года в
Пензенской области введен в эксплуатацию завод
по уничтожению химического оружия, на постройку которого
выделялось 12 млрд рублей.
К концу
декабря процедуре заливки реагентом подверглось свыше 4 тысяч тонн ОВ Ви-икс
, находящегося в авиабомбах
калибра 500
кг.(60
проц. от общего количества ОВ, хранящегося в арсенале) .
Рассекреченные проекты химического вооружения
Человек современного цивилизованного общества значительно преуспел по изощренности в получении ядов. В эпоху гонки вооружений прошлого века было разработано большое количество различных отравляющих веществ. Информация о некоторых из них держится под строгим секретом. Но истории известны случаи, когда подобные сведения просачивались в свет. Например…
В сентябре 1992 в газете «Московские новости» появилась статья Вила Мирзаянова, одного из сотрудников Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ГНИИОХТ, Москва), в которой он утверждал, что СССР, в нарушение международных конвенций, продолжает производить и испытывать химическое оружие третьего поколения. Вскоре после публикации ученый был арестован, но дело получило широкую огласку и через несколько месяцев он был выпущен на свободу и эмигрировал в США. Так западный мир впервые узнал о существовании нового класса отравляющих веществ, в несколько раз превосходящих по токсичности все раннее известные синтетические яды.
В настоящее время какие-либо данные о физико-химических свойствах, токсичности и боевых характеристиках соединений А-серии и «Новичков» составляют государственную тайну. Основная часть открытой информации о свойствах новых отравляющих веществ получена из интервью и публикаций сотрудников ГНИИОХТ В. Мирзаянова, В. Углева и А. Железнякова, а также президента союза «За химическую безопасность» - Л. А. Федорова.
Программа по разработке новых видов химического оружия «Фолиант» стартовала в 1973 году. Одной из задач этой программы было создание новых отравляющих веществ нервно-паралитического действия третьего поколения, которые должны были обладать токсичностью выше, чем у известных зарубежных и отечественных V-газов. К разработке нового вида химического оружия было привлечено более 200 химиков и инженеров. Со слов Мирзаянова известно, что в рамках этой программы вначале были созданы по крайней мере три унитарных химических агента (Вещество 33, A-232, А-234), а затем, на их основе 5 видов бинарного химического оружия, получившего кодовое название «Новичок».
Формулы отравляющих веществ А-серии
никогда не публиковались, однако последние несколько лет в стала появляться
информация о том, что, возможно, это вещества являются производными
дигалоформальдоксимов. Эти предположения основываются на опубликованных в
открытой печати работах советских химиков работавших над проблемой «Фолиант». В
то же время, ни одной публикации подтверждавшей бы высокую токсичность
соединений этого ряда, не приводится. Как предполагает С. Л. Хёниг, эксперт по
химическому терроризму, вещества А-серии могут иметь следующие химические
формулы:
A-230 (Foliant-230). В небольших количествах (десятки тонн)
производился в Шиханах и Волгограде. В производстве A-230 в качестве прекурсора
использовался метилфосфонил дихлорид, который является также ключевым реагентом
в синтезе ОВ типа зарина и зомана. При низких температурах в зимнее время А-230
застывает, превращаясь в кристаллическую массу. Для предотвращения
кристаллизации в первоначальные рецептуры с А-230 добавляли диметилформамид,
что существенно снижало общую токсичность такой смеси. После проведения в
1988-1989 годах полевых испытаний на одном из полигонов в Узбекистане, вещество
A-230 в 1990 году был принят на вооружение Советской армии. Вещество А-230
разработано П. П. Кирпичевым (ГНИИОХТ, Шиханы). A-232 (Foliant-232) выпускался только опытными партиями, но по
мнению зарубежных экспертов, в случае необходимости, на заводе в
Новочебоксарске можно было быстро наладить выпуск 2-2,5 тыс. тонн А-232
ежегодно. Физико-химические характеристики А-232 позволяют применять его в
зимних условиях. Позднее на основе А-232 и его этилового аналога А-234 были
разработаны бинарные системы «Новичков». Работы над агентами А-232 и А-234
также велись под руководством П. П. Кирпичева. «Новички» (англ. Newcomer, Novichok agent) - условное наименование ряда
боевых отравляющих веществ, предположительно созданных в СССР в середине 80-х. Целевая программа по исследованию бинарных систем на основе веществ
А-серии была определена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1989
года. По мнению С. Л. Хёнига, «Новички» могут быть замещенными
2-фтор-1,3,2-диоксофосфолана:
Новичок-5 Новичок-7 Новичок-? «Новичок--?» - бинарная форма советского V-газа (Substance 33). Этому
«Новичку» порядковый номер присвоен не был. Промышленное производство (десятки
тонн) в начале 1980-х было налажено в Новочебоксарске. Принят на вооружение
Советской армии в 1990 году. «Новичок-5» - бинарное ОВ на основе A-232. По токсичности в 5-8
раз превосходит VX. Ведущие разработчики И. Васильев и А. Железняков (ГНИИОХТ,
Москва). Отравление трудно поддается лечению стандартными антидотами.
Химическое производство опытных партий «Новичка-5», порядка 5-10 тонн, было
налажено в Волгограде. Испытания проводились в 1989-1990 годах на полигоне
вблизи г. Нукуса (Узбекистан). «Новичок-7» - бинарное ОВ на основе А-230 с летучестью, как у
зомана, но в 10 раз более токсичное. Ведущий разработчик - Г. И. Дрозд
(ГНИИОХТ, Москва). Экспериментальное малотоннажное (десятки тонн) производство
этого ОВ было налажено в Шиханах. В 1993 году были проведены его испытания на
полигоне в Шиханах. «Новичок-8» и «Новичок-9» - эти отравляющие вещества были
синтезированы в ГНИИОХТе, но до стадии производства не дошли. Согласно официальным данным все работы по программе «Фолиант» были
прекращены в 1992 году.
Токсичность
По механизму действия
«Новички» относятся к необратимым ингибиторам фермента ацетихолинэстеразы.
Нейромедиатор ацетилхолин, который в нормальном состоянии рарушается этим
ферментом, начинает накапливаться в синапсах, вызывая первозбуждение нервной
системы, которое быстро сменяется ее угнетением. О симптомах отравления
«Новичками» известно мало, считается что клиническая картина отравления такая
же, как и при поражении обычными нервно-паралитическими ОВ (зарин, зоман, VX).
Однако существуют и отличия. Так, например, упоминается, что «… поражения были
фактически неизлечимы…», а «… люди, которые в своё время подверглись
воздействию этого ОВ, так и остались нетрудоспособными инвалидами». Вероятно,
речь идет о так называемой отставленной нейротоксичности, тяжелого поражения
нервной системы, проявляющегося парезами и параличами, возникающими через 1-3
недели после отравления некоторыми фосфорорганическими пестицидами и
практически не поддающимся известным методам лечения. Один из сотрудников
ГНИИОХТа, Андрей Железняков, перенесший острое отравление «Новичком-5», умер
через пять лет после инцидента, страдая все эти годы от цирроза печени
развившегося на фоне токсического гепатита, неврита тройничного нерва и
эпилепсии. Конечно
же, учитывая способность наших отечественных химиков – «Изобретать», и
способность вооружённых сил России – «Хранить тайны», о том, что же ещё, кроме
известного материала, может храниться на складах подобного рода, можно лишь
только догадываться и строить предположения. И вероятно, будет лучше, если
большинство людей нашей страны, так об этом и не узнают… Решение о прекращении
производства химического оружия (ХО) было принято в нашей стране в 1987 году. А
в 1990-м состоялось подписание двустороннего соглашения с США об уничтожении
химического оружия. Оно не вступило в силу по ряду причин. Одной из них можно
считать завершение многосторонних переговоров по ключевым положениям проекта
КЗХО. Конвенция была открыта к
подписанию 13 января 1993 года. В этот же день ее подписала Россия. В 1996 году
разработана федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического
оружия в Российской Федерации». В 1997 году принят Федеральный закон об УХО,
где впервые в практике российского законодательства регулировались вопросы,
относящиеся к сфере национальной безопасности в области разоружения с учетом
интересов и прав субъектов РФ. В период с апреля 2001-го
по март 2002 г. в строгом соответствии с положениями Конвенции было завершено
уничтожение ХО категории 2 и 3. В апреле 2003 года
Российская Федерация выполнила I этап взятых на себя международных обязательств
в области уничтожения запасов химического оружия категории 1. На опытно-промышленном
объекте в п. Горный Саратовской области было уничтожено 400 тонн отравляющих
веществ или 1 проц. от общих запасов химического оружия. С апреля 2003 года по
апрель 2007 года основные усилия государства в области уничтожения химического
оружия были направлены на выполнение второго этапа обязательств по Конвенции. С этой целью было
обеспечено функционирование первого российского объекта по уничтожению
химического оружия в п. Горный Саратовской области, было завершено
строительство и начата эксплуатация еще двух объектов по уничтожению запасов
химического оружия - в г. Камбарка Удмуртской Республики (март 2006 года) и п.
Марадыковский Кировской области (август 2006 года), что позволило в апреле 2007
года успешно завершить второй этап выполнения обязательств по Конвенции -
уничтожить 8 тысяч тонн ОВ. В настоящее время ведутся
работы по созданию еще трех объектов по уничтожению химического оружия,
расположенных в п. Леонидовка Пензенской области, г. Щучье Курганской области и
г. Почеп Брянской области, завершается проектирование завода УХО в п. Кизнер
Удмуртской Республики. По состоянию на 29
октября 2007 года в РФ уничтожено следующее количество химического оружия: на объекте в п. Горный
Саратовской области - 1 тыс. 143 тонны; на объекте в г. Камбарка
Удмуртской Республики - 4 тыс. 333 тонны; на объекте Марадыковский
Кировской области - 4 тыс. 157 тонн. Всего уничтожено 9633
тонны кожно-нарывных и фосфорорганических ОВ, что составляет 24 проц. общих
запасов отравляющих веществ. Одним из основных обязательств
России по Конвенции является уничтожение бывших объектов по производству и
разработке химического оружия. В соответствии с
решениями конференций государств - участников Конвенции и Программой из 24
объявленных российских объектов по производству химического оружия 8 объектов
под лежат физическому уничтожению, а для 16 объектов согласованы с ОЗХО заявки
и подробные планы на конверсии объектов. Объект по разработке химического
оружия, расположенный в Шиханах, подлежит физическому уничтожению. В настоящее время из 8
планируемых к уничтожению объектов уничтожено 8, и получено сертификатов ОЗХО
об уничтожении на 7 объектов. Из 16 объектов,
подлежащих конверсии, завершено создание коммерческих конверсионных
производств, и получены сертификаты ОЗХО о завершении конверсии на 15 объектах.
В настоящее время на данных объектах проводится хозяйственная деятельность. На всех объектах,
объявленных на конверсию, в соответствии с утвержденной проектной документацией
проведен комплекс работ по дегазации, демонтажу и уничтожению
специализированного оборудования, зданий и сооружений. На бывшем объекте по
разработке химического оружия в г. Шиханы Саратовской области готовится
необходимая производственная база для осуществления процесса уничтожения
зараженных отравляющими веществами корпусов этого объекта. Обеспечение безопасности
хранения химического оружия и его уничтожения выделено нашим государством в
качестве приоритетной задачи и сопряжено с решением широкого круга вопросов и
проведением ряда организационных мероприятий. Вот лишь некоторые из них. При проектировании
объектов по уничтожению химического оружия используются проверенные
отечественные технологии уничтожения химического оружия, безопасные в
промышленном, пожарном и экологическом отношениях. Проектная документация
подвергается всесторонней экспертизе в контрольных и надзорных органах как на
региональном, так и федеральном уровне, включая государственную
санитарно-гигиеническую, экологическую и строительную экспертизы. На объектах применяются
научно-обоснованные подходы к созданию комплексной системы безопасности,
включающей: автоматизированную систему управления технологическим процессом;
систему производственного экологического контроля и мониторинга окружающей
среды; систему мониторинга состояния здоровья населения и персонала объекта;
систему пожаротушения; систему оценки и принятия решений в случае возникновения
аварийных ситуаций; локальную систему оповещения при возникновении аварийных
ситуаций и ряд других систем. Для всех объектов по
хранению и уничтожению химического оружия установлены соответствующие
санитарно-защитные зоны и зоны защитных мероприятий. Проводится постоянный
мониторинг рабочей и промышленной зон объекта, а также мониторинг территории
санитарно-защитных зон и зон защитных мероприятий. По данным, полученным в
результате осуществления мониторинга состояния окружающей среды в местах
хранения и уничтожения химического оружия, экологическая обстановка остается
стабильной, случаев превышения нормативов качества окружающей среды по
специфическим показателям не зафиксировано. Кроме того, с целью
обеспечения безопасности хранения химического оружия на всех объектах
сформированы воинские части и подразделения, предназначенные для их охраны и
обороны, а также ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций,
проводится систематическая проверка технического состояния химических
боеприпасов с проведением необходимых работ для их поддержания в безопасном
состоянии. Действующая система
охраны здоровья персонала объектов по хранению и уничтожению химического
оружия, а также граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий
(ЗЗМ), организована в соответствии с национальными стандартами и принципами
обеспечения безопасности персонала и населения при функционировании
потенциально опасных производств. Она предусматривает проведение
санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических
мероприятий до завершения всего процесса уничтожения химического оружия. Охрана здоровья и
медицинское обслуживание персонала осуществляются заводскими поликлиниками
объектов, а населения - поликлиническими консультативно-диагностическими
центрами. Большое внимание
уделяется охране здоровья детей. Только в 1 полугодии 2007 года из числа
детского населения зон защитных мероприятий обследовано 742 ребенка, 313 детей
обследовано в условиях специализированного стационара. Ведется единый регистр
граждан, занятых на работах с химическим оружием, и населения, проживающего и
работающего в зоне защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению
химического оружия. Учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации
совместно со специалистами НИИ ФМБА России проводят работу по изучению
состояния здоровья населения, проживающего в районах размещения объектов по
хранению химического оружия и его динамике. Анализ деятельности в
сфере уничтожения ХО в соответствии с действующей федеральной целевой
программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской
Федерации" позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. В 2009 году
Российская Федерация выполнит 3-й этап обязательств по Конвенции, связанный с
уничтожением 45% имеющихся запасов химического оружия .
Список литературы:
1) Романов В. И. «Опасностихимического
оружия
России» / М. / 2004; 2) Антонов Н.С. «Химическое оружие на
рубеже двух столетий» /М. / 1994; 3) Калинина
Н.И. – д.м.н., проф.
«Химическое разоружение России» / Статья /
газета «Независимая» / дек
2007.