Говарда хьюза. Самый странный и загадочный миллиардер Говард Хьюз (13 фото)
Имя: Говард Хьюз (Howard Hughes)
Возраст: 70 лет
Рост: 192
Деятельность: предприниматель, инженер, пионер авиации, режиссёр, продюсер
Семейное положение: был в разводе
Говард Хьюз: биография
Говард Хьюз – один из богатейших людей Америки. Популярность миллиардеру принесла работа в авиации. Мужчина создавал летательные аппараты, а позже начал снимать фильмы. В числе продюсерских работ Хьюза числится знаменитая картина «Лицо со шрамом».
Детство и юность
24 декабря 1905 года в семье бизнесмена и домохозяйки родился Говард Хьюз. В официальной биографии мужчины сказано о том, что свидетельство о рождении Говард получил через 39 лет, так как родители долгое время переносили дату оформления бумаг. В некоторых источниках сказано о том, что Хьюз родился 14 сентября или даже 24 сентября 1905 года.
Говард жил в обеспеченной семье, так как отец являлся владельцем компании HughesTool Company, которая производила оборудование для бурения. В начале XX века этот вид бизнеса приносил миллионы, поэтому Хьюз-старший сколотил многомиллионное состояние в короткие сроки.
Детство у Говарда оказалось непростым. Мальчик часто болел, поэтому мать ограждала ребенка от любых возможных микробов. Женщина регулярно осматривала тело Хьюза, затем протирала влажной губкой. Хьюзу нравилось учиться, а вот игры с другими детьми мальчик не любил. Поэтому Говард добился невероятных успехов в физике и математике, изобретал собственные конструкции.
Неожиданно в 13 лет Говард перестал чувствовать ноги. Врачи поставили диагноз – полиомиелит, но позже опровергли его, так как подросток выздоровел и без лекарств. Болезненность и асоциальность заставляли Хьюза менять одну школу за другой. Но попытки осесть где-нибудь превращались в пыль.
В 1922 году скончалась мама Говарда, а через 2 года не стало отца. Такой печальный исход не отразился на жизни Хьюза. Парень с усердием конструировал и постигал науки, а за воспитание еще несовершеннолетнего гражданина взялась тетя Аннет.
Бизнес и творчество
Как только Говарду исполнилось 18 лет, юноша вступил в наследство. Оставлять без контроля функционирование детища отца не планировал, поэтому сразу же встал у руля компании. Некоторые родственники пытались надавить на Хьюза и распродать предприятие по частям, но Говард сразу же «послал их к чертям».
Каждый шаг Хьюз продумывал наперед. Парень легко заводил новые знакомства, которые впоследствии оказывались выгодными для обеих сторон. В 1924 году от родственников, претендующих на компанию Говарда, не осталось и следа.
В руках Хьюза оказалась организация, рыночная стоимость которой равнялась 2 миллионам долларов. Благодаря отцовской компании молодой мужчина мог, не задумываясь, тратить миллионы на личные изобретения, кинематограф и другие хобби.
Кино занимало немалую часть жизни Говарда Хьюза. Перед собой предприниматель ставил цель «стать лучшим продюсером фильмов». В 1927 году ради реализации задумки Хьюз покупает компанию CaddoFilms. Позже приобрел помещение для монтажа будущих картин. В 22 года Говард получил возможность заниматься производством фильмов и продюсированием.
Первую работу под названием «Swell Hogan» не представили общественности. Но во второй раз зрители увидели созданную Хьюзом ленту «Играют все». Картина оказалась успешной и даже принесла немного денег кинокомпании. За работу «Два аравийских рыцаря» Говард получил заветную статуэтку в мире кинематографа – «Оскар». В 1928 году Хьюз хотел представить миру новый фильм под названием «Ангелы ада», но неожиданно узнал, что теперь производят ленты со звуком.
Не желая отставать от современных технологий, предприниматель переписывает сценарий, увольняет главную героиню и снимает фильм заново. В списке карьерных достижений в качестве продюсера присутствует «Лицо со шрамом» и «Вне закона».
Самолеты
Любовь к авиации проснулась у Говарда в 14 лет. Позже мужчина стал посещать уроки конструкции самолетов. Первым учителем в этой области стал Шарль Лежотте. В 1928 году Хьюз сдал экзамены, после чего юноше выдали лицензию пилота. С этого началась история Говарда как создателя и коллекционера летательных аппаратов. Первым в коллекции стал Boeing 100A. На Америку налетел финансовый кризис, но Хьюз будто бы этого не замечал.
Предприниматель идет на рискованный шаг и открывает опытно-конструкторскую компанию Hughes Aircraft. Для производственных мощностей Говард приобретает огромный участок земли рядом с Калвер-Сити. Также в распоряжении Хьюза оказывают 6 самолетов-амфибий и специальные ангары для хранения авиатехники. Молодой бизнесмен планировал не просто создавать летательные аппараты, а заниматься поставками для армии США.
В 1935 году компания Говарда предприняла попытку участия в конкурсе на создание истребителя для ВВС США. Ради этого на работу пригласили талантливых инженеров. Передовые технологии требовались в качестве помощников предприятию, но конкурс Hughes Aircraft проиграло. Правда, Хьюз успел заявить о себе, установив мировой рекорд: на новеньком истребителе Говард разогнался до 567 км/ч.
Через 3 года компанию привлекли к поставке перехватчика для ВВС США. Самолету требуется разогнаться до 580 км/ч. Для удобства производство летательного аппарата перенесли в Калифорнию. Денег у Hughes Aircraft фактически не имелось, поэтому для разработки истребителя привлекали финансы из Hughes Tool.
Посильную помощь компании оказывали военнослужащим Америки в военные годы. Самолеты поставлять не могли, но предлагали патронные ленты, которыми оснащали авиационные пушки. Уже в послевоенное время в голове Говарда Хьюза возникла гениальная идея – покорение гражданской авиации.
Самым знаменитым творением становится «Хьюз H-4 Геркулес». История создания ярко представлена в фильме «Авиатор», созданном режиссером . Главного героя, самого Говарда Хьюза, сыграл актер .
Личная жизнь
Личная жизнь Говарда Хьюза освещалась журналистами. На первых полосах газет появлялась информация о новом романе одного из богатейших людей того времени. Первой супругой Говарда стала Элла Райс. Но эти люди оказались противоположностями, имели разные желания и цели, поэтому в 1929 году настал для обоих долгожданный развод.
Во второй раз союз Хьюз заключил с Джин Питерс. И вновь взаимопонимания не наступило. Авиаконструктор даже не пытался сохранить брак, появляясь на публике с новыми красотками – пышногрудыми брюнетками. В числе любовниц ходили звезды кинематографа: Айда Лупино, Джинджер Роджерс. Девушки представали с Хьюзом на фото папарацци.
Ярким воспоминанием для Говарда стал роман с . Впервые молодые люди встретились в 1943 году. Позже между ними завязался роман. Хьюз доказывал красавице, что испытывает серьезные чувства. Говард перегибал и начинал следить за возлюбленной. Экспрессивная Гарднер терпеть такое не желала, поэтому кидалась на Хьюза с кулаками, а позже в ход шли статуэтки и другие предметы, попадавшиеся под руку. Однажды Ава избила Говарда до полусмерти.
Миллиардер попытался вновь построить семью, но уже с . Известный романами Хьюз превратился в преданного и внимательного мужчину. Но Говард не выдержал и вновь завязал отношения на стороне. Это стало последней каплей: возлюбленные расстались, но сохранили дружбу.
Позже опубликовали книгу о жизни американца под названием ««Howard Hughes: The Untold Story»». Автор заявил, что Хьюза связывали романтические отношения с женщинами и мужчинами. Обвинения обрушились на актера Кэри Гранта.
Смерть
Здоровье не значилось сильной стороной миллиардера, поэтому неудивительно, что после автомобильных аварий, сифилиса у Говарда развились другие болезни. Предпринимателю приходилось поглощать обезболивающие лекарства для того, чтобы не чувствовать последствий страшных недугов.
О смерти Хьюза известили 5 апреля 1976 года. Это произошло на борту самолета, который перевозил Говарда в Методистский госпиталь Хьюстона. Узнать в истощенном теле бизнесмена не могли посторонние люди, поэтому сотрудники ФБР вынуждены были снять отпечатки пальцев.
Эксперты, проводившие вскрытие, заявили, что смерть наступила из-за дисфункции почек. Похороны Говарда Хьюза состоялись на кладбище Гленвуд. Могила авиаконструктора и кинематографиста размещена рядом с отцом и матерью.
Оценка состояния
О состоянии Говарда Хьюза, которое осталось после смерти, слагают легенды. До сих пор точную сумму никто назвать не может. В официальных источниках значилось 1,4 миллиарда долларов. Эксперты считают, что компании Говарда принесли предпринимателю раза в 2-3 больше денег. Благодаря такой слаженной работе Хьюз оказался самым богатым человеком Америки в те годы.
Фильмография
- 1927 – «Два аравийских рыцаря»
- 1928 – «Рэкет»
- 1930 – «Ангелы ада»
- 1931 – «Век любви»
- 1932 – «Воздушные дьяволы»
- 1932 – «Лицо со шрамом»
- 1943 – «Вне закона»
- 1946 – «Грехи господина Дидлбока»
- 1950 – «Татуированная незнакомка»
- 1950 – «Вендетта»
- 1951 – «Женщина его мечты»
- 1952 – «История Лас-Вегаса»
- 1953 – «Второй шанс»
- 1956 – «Завоеватель»
- 1957 – «Пилот реактивного самолета»
Коняева Г.
Эта статья будет посвящена гению, эксцентричному миллионеру и «отшельнику» Говарду Хьюзу. Большинство людей знают об этом человеке по фильму, снятому в 2004 году Мартином Скорсезе. Главную роль исполняет Леонардо ДиКаприо, на которого была возложена ответственность в передаче таланта и всех тонкостей душевного состояния Хьюза. Но каким бы удачным или же, наоборот, неудачным был фильм, об этом человеке стоит снимать фильмы, говорить, вспоминать, потому что Говард Хьюз – гений, один из тех, которые рождаются раз в столетие.
Кадр из фильма "Авиатор", 2004 г.
Биография этого человека не начнется со слов о том, что паренек из бедной семьи стал одним из богатейших людей Америки и так далее. Как раз наоборот, Говард Хьюз появился на свет 24 декабря 1905 года в Хьюстоне, штат Техас, в семье успешного владельца фабрики по производству буровых машин для добычи нефти. Мальчик рос в богатстве и неге, но сам по себе был замкнутым. В школе его либо не замечали, либо дразнили, учился он плохо, ни точные, ни гуманитарные науки ему не давались. Поэтому школьные воспоминания оказались не самыми светлыми в его жизни. К тому же, из-за отсутствия друзей у мальчика был дефицит общения, и начались проблемы с психикой. Зато именно тогда он начинает увлекаться изобретением техники. В возрасте 12 лет он смастерил радиопередатчик из электрического дверного звонка, а затем изготовил бензиновый мотор для своего велосипеда.
В 1923 году, когда ему исполнилось 18 лет, он унаследовал фабрику отца, его состояние в 871 тысячу долларов и патент на использование придуманной его отцом буровой установки. Говарду пришлось бросить школу, чтобы управлять компанией отца. В 1925 году он женился и перебрался жить в Лос-Анджелес. Брак продлился недолго, через 3 года супруги развелись.
В Лос-Анджелесе начинается голливудский период в его биографии. Огромные доходы от фабрики он тратит на продюссирование фильмов. Первые проекты, такие как Everybody"s Acting (1927) and Two Arabian Knights (1928) принесли хорошую прибыль. В 1930 году он выпускает фильм «Ангелы ада», который становится прототипом будущих американских блокбастеров. Благодаря этому фильму в Голливуде заблистали такие звезды, как Джин Харлоу, Бен Лион и Джеймс Холл. На этот фильм Говард Хьюз не пожалел 4 миллиона долларов, но расходы не окупились. В этом и начинается проявление эксцентричности молодого продюсера: безумное желание сделать что-то невероятное и абсолютное безразличие, к чему эта одержимость могла привезти. Именно одержимый – самое лучшее слово, которое применимо к Хьюзу. Все, что бы он ни делал, он делал с безумным желанием получить результат и не думал о последствиях. Как и все гениальные люди.
Правда картина «Ангелы Ада» многому научила Говарда: он научился управлять самолетом. И в 1932 году Хьюз образовывает свою экспериментальную компанию Hughes Aircraft в Глендале, Калифорния. Компания занималась проектированием самолетов, «бьющих всех рекорды». Сам Хьюз поставил мировой скоростной рекорд 17 августа 1935 году, набрав скорость 565 км/ч. В 1937 году компания Говарда выпускает самолет, который позволил покрыть расстояние от Бирбэнка (штат Калифорния) до Нью-Йорка за 7 часов 25 минут. Неугомонный изобретатель решил узнать, на что же еще он способен, и в июле 1938 года отправился в кругосветное путешествие, на это ему потребовался 91 час и 14 минут летнего времени. Но Говард был недоволен результатом и начал разработку самолета, который вошел в историю под названием D2. Этот проект представлял из себя двухбалочный двухмоторный самолет с небольшой центральной гондолой. Предполагалось выполнить его из дерева, прессованного с пластическими пропитками, но начало Второй мировой войны не дало возможность воплотить проект Хьюза в реальность. Но изобретатель не сдавался. Он предложил ВВС США спроектировать и использовать D2 в военных целях и окрестил свое изобретение «самолет типа истребителя», но военные отказались, ведь выполненный из фанеры, легкий самолет хорошо мог маневрировать, но при этом абсолютно не подходил для перевозки на нем бомб.
В итоге в 1942 году армия согласилась использовать D2 в качестве бомбардировщика, но отказался от этого сам Говард Хьюз. Он заявил, что сам будет испытывать самолет. Для этого был построен завод в Кульвер-Сити, а сборка осуществлялась на озере в пустыне Мохаве (это подтверждает шпиономанию Хьюза). Первый полет был назначен на 20 июля 1943 года. В результате испытаний Говарду пришлось признать, что самолет требует много доработок. После добавления бомботсеков в крылья, D2 был переименован в D5. И снова армия сделала запрос на уже усовершенствованный самолет, однако Хьюз предложил выпускать 3 разные модели самолета. От этого ВВС отказались и приказали прекратить дальнейшие разработки D2/D5. Но в ноябре 1944 года в ангар, где стоял самолет ударила молния и он полностью сгорел (так утверждал сам Хьюз, хотя многие считают, что в порыве приступа ярости изобретатель сам поджег ангар). Так окончилась история гениального проекта Хьюза.
Авиаперевозки также интересовали Говарда. Он купил акции Transcontinental and Western Air и превратил компанию в одну из крупнейших в Америке, но в 1966 году он продал свои акции и занялся другим бизнесом. У Хьюза была и пивоварня, и завод по производству оружия, и кинокомпания, которую он выкупил у Джозефа Кеннеди, также он владел казино в Лас-Вегасе, телевизионной станцией и многим другим.
Его личная жизнь складывалась неудачно. Хотя у него и были романы с такими голливудскими красотками, как Ава Гарднер, Кэтрин Хепберн и Джинджер Роджерс, а также 3 брака, он так и не нашел душевный баланс.
Фрэнк Синатра и Ава Гарднер
Он везде видел угрозу, шпионов и в итоге с 1950 года начинает жить, изолируясь от окружающего мира. В 1953 году он открывает Медицинский институт Хьюза, который занимался исследованиями, которые чреваты неожиданными открытиями, но сами по себе невероятны и безумны. Это еще раз потдверждало, что Хьюз начал сходить с ума. Его «правила чистоты» казались как минимум странными. Правила гласили, что каждый, кто заходил в комнату к изобретателю должен был 4 раза помыться, каждый раз используя новое мыло, а предметы можно было передавать, лишь завернув их в несколько салфеток.
С годами ситуация лишь ухудшалась и в 1970 году он решает уехать из США и переезжает с места на место. Хьюз успел пожить в Никарагуа, Канаде, на Багамах, в Англии, в Мексике. В 1972 году он решает продать компанию Hughes Tool Division, ту самую, которую создал его отец.
История этого человека заставляет задуматься: человек, который всегда неугомонно стремился быть выше, быстрее и сильнее, тонул в бассейнах, глотал таблетки, падал с высоты, резал сухожилия, колол себе в вены заоблачные количества опиатов, и всякий раз от верной гибели его спасали феноменальное здоровье и какая-то маленькая случайность.
Такой человек просто обязан был попасть на страницы книги рекордов Гиннеса и он оказался в этом популярном издании, как самый молодой миллионер, как создатель самого большого летательного аппарата, и, наконец, как предприниматель, заплативший со своей деятельности в государственную казну больше всего налогов (350 млн долларов). Также за кругосветный перелет, о котором упоминалось ранее, он был удостоен звания «Герой Американской нации».
Быть гениальным человеком всегда непросто, а быть богатым гением безумно тяжело. Он был одержим изменить мир, сделать что-то невероятное, новое, он не сидел на месте и всегда готов был на безумства, но общество не приняло его, как не принимало многих гениев до него и после. Этот смелый, дерзкий и безумный человек скончался на 71 году жизни, как и положено летчику, в самолете на пути в Хьюстонскую больницу. Под конец жизни он стал дряхлым, немощным стариком, страдавшим от наркозависимости и употребившим за всю свою жизнь столько таблеток, что хватило бы на целую фабрику. И все равно он навсегда останется примером человека, который ни перед чем не остановится, останется сумасшедшим мечтателем, который всегда стремился к невозможному.
Источники:
Для американцев Говард Хьюз - своего рода достояние нации, пример человека, успешного во многих отраслях. Его неоднократно называли как безумцем, так и гением. Но кто бы что ни говорил, именно неординарный подход Говарда позволил ему превратить в империю небольшой бизнес отца, сделать несколько важных открытий в разных сферах и стать одним из богатейших и влиятельнейших людей США.
Жизнь Хьюза, несмотря на то, что была омрачена серьезным психическим заболеванием, привлекала внимание современников. Пресса была без ума от странноватого миллиардера, с ним встречались знаменитые актрисы, а Стэн Ли, один из авторов комиксов Marvel, взял Хьюза за прототип при создании образа Тони Старка - Железного человека. Как объясняет сам автор, Говард Хьюз не только отличный предприниматель, но и изобретатель с необходимой для этого долей авантюризма, ставший любимцем публики, несмотря на странности, - именно эти черты он и стремился перенести на персонажа комиксов.
Будущий миллиардер родился в Хьюстоне, в семье предпринимателя Говарда Хьюза, который владел собственной компанией Hughes Tool Company, занимавшейся производством оборудования для бурения нефтескважин. Хьюз-старший, хороший инженер, модернизировал технологию бура, что и стало основой для его прибыльного бизнеса.
Мать будущего предпринимателя была неоднозначной личностью. С одной стороны, она славилась умением настаивать на своем, а с другой, чрезмерная любовь к сыну и желание обезопасить его от любых проблем сыграли с ней злую шутку: именно она привила мальчику страх перед болезнями, который позже трансформируется в психическое заболевание. По мнению многих исследователей жизни Хьюза, его мать страдала от той же болезни, что и сам миллиардер годы спустя, - обсессивно-компульсивное расстройство.
Говарда нельзя было назвать социально активным ребенком - будущий предприниматель предпочитал проводить время в одиночестве, занимаясь лишь ему понятными экспериментами. Обычно эти занятия носили прикладной характер: мальчишка постоянно что-нибудь мастерил, порой поражая отца. Социальные проблемы сына не слишком беспокоили Хьюза-старшего, который в детстве вел себя похожим образом, но все же выбился в люди. Успокоив себя этим, Говард-старший слишком поздно обратил внимание на болезненную мнительность сына и гиперопеку со стороны матери, а когда наконец это заметил, было уже поздно. Чтобы освободить Хьюза-младшего от чрезмерного влияния матери, отец отправил его учиться в частную школу Фесседен.
В школе Хьюз также не преуспел: он занимался исключительно тем, что ему нравилось, и слыл чудаком. В итоге он получил фрагментарное образование, но в будущем многие отметят не только деловую хватку Говарда, но и умение на лету схватывать новую информацию.
В 1924 году умирает отец Говарда (а за два года до этого умерла мать будущего предпринимателя), оставив ему в наследство компанию стоимостью около $2 млн. Хьюз, которому не так давно исполнилось 19 лет, наконец смог заниматься тем, что ему нравится. Правда, у Руперта Хьюза, брата его отца, были на этот счет другие планы. Зная болезненную натуру Говарда, тот надеялся, что племянник сначала закончит колледж и унаследует семейный бизнес уже по достижении 21 года.
Хьюз по-иному смотрел на ситуацию, и вскоре родственники оказались вовлечены в судебный иск. Говард решил раз и навсегда закрыть вопрос с наследством. Казалось бы, у странного молодого человека не было шансов на победу, но дядя недооценил хватку племянника. Молодой человек, бывший большим любителем гольфа и членом нескольких гольф-клубов, сумел познакомиться с судьей еще до начала слушаний. Несколько партий в любимую игру - и Говард сформировал у него совершенно иное мнение о себе.
Некоторые источники сообщают, что Хьюз женился на дочери этого судьи, чтобы обеспечить себе победу, но полностью доверять им нельзя. Отец первой жены предпринимателя действительно занимал пост судьи, но был ли он тем самым судьей, неизвестно. Так или иначе, молодому человеку разрешили вступить в полное владение собственным наследством, при этом обязав его закончить колледж. Хьюз клятвенно пообещал выполнить просьбу, но не сдержал слово, с головой окунувшись в работу. Это был далеко не последний случай, когда предприниматель делал то, что ему заблагорассудится, наплевав на рекомендации и общественное мнение.
Добиться признания наследником - это одно дело, а доказать свою состоятельность в качестве главы компании - совершенно другое. Совет директоров Hughes Tools, хоть и пользовался полным доверием отца Говарда, отнесся к молодому предпринимателю скептически. Это вполне объяснимо, учитывая, что Хьюза до сих пор называли «младшим», его идеи выглядели авантюрно, а к тому же у него не было даже оконченного высшего образования. Вскоре стало понятно, что Говард явно не сможет самостоятельно бороться с советом директоров, чтобы получать разрешения на каждый интересный проект - или очередную авантюру, как это называли акционеры Hughes Tools.
Эту проблему Хьюз также решил нетривиально: он согласился нанять себе заместителя и консультанта, чтобы тот помогал ему не потеряться в мире бизнеса, вот только человека на этот пост выбрал сам. Им стал успешный финансист Ной Дитрих, который удовлетворял требования не только Хьюза, но и совета директоров. Более 30 лет Дитрих будет своего рода посредником между предпринимателем и акционерами.
Ной, в отличие от совета директоров, отлично понимал устремления своего начальника и поддерживал его, когда ситуация того требовала, убеждая совет директоров, что та или иная авантюра вскоре окупится. Этот механизм работал и в другую сторону: Дитрих умел «заземлять» Хьюза, если тот уж слишком отрывался от реальности, - правда, с годами это давалось ему все сложнее.
Перед тем как перейти к первым проектам Хьюза, стоит еще немного рассказать о его юности. В это время у Говарда сформировалось несколько интересов, которые в дальнейшем повлияли на его глобальные цели. В первую очередь это инженерное дело, к которому он будет возвращаться в течение всей жизни. Второй страстью предпринимателя была авиация. Некоторые источники утверждают, что первый опыт управления самолетом Хьюз получил еще в 14 лет, другие - что пилотированию он обучился в процессе сьемок «Ангелов ада». Как бы то ни было, он обожал полеты до конца жизни.
Еще один интерес Говарда проявился в процессе визита с отцом в Лос-Анджелес, где только начинала формироваться голливудская киноиндустрия. Хьюз-старший открывал в Калифорнии филиал своей компании и привлек к этому сына, где и познакомил его с несколькими важными фигурами американского кинематографа. Будущий предприниматель был так поражен великолепием киноиндустрии, что решил поучаствовать в ее развитии. По другим данным, любовь к кино ему привил Руперт Хьюз, который был известным продюсером. Первый самостоятельный проект Говард Хьюз запустил именно в сфере кино.
Предприниматель взялся за кинопроизводство в середине 1920-х годов, после того как утряс все нюансы с наследством. Хьюз всегда предпочитал масштабный подход: вместо того чтобы начать карьеру в кинематографе в качестве инвестора, постепенно изучая этот бизнес, он предпочел сразу же стать независимым производителем кинолент. Первый фильм Говарда, название которого история не сохранила, был раскритикован еще до премьеры и так и не вышел на экран.
Уже в процессе съемок стал виден почерк Хьюза как продюсера и предпринимателя: скрупулезность, маниакальная сосредоточенность на деталях, собственный взгляд на то, как должна быть сделана та или иная вещь. Молодой человек без опыта в съемках, но со своей уникальной концепцией стал кошмаром для операторов: он с первого дня стал им указывать, как выполнять работу, нередко сменяя их за камерой.
Несмотря на провал первого фильма, Говард не остановился, как ему рекомендовали критики и совет директоров Hughes Tools, а наоборот, принялся за новые ленты. Его следующие фильмы - комедии «Два аравийских рыцаря» и «Рэкет» - получили лестные отзывы публики, а первая из них даже удостоилась «Оскара». Вот только репутация производителя комедий не очень прельщала Хьюза, вдобавок ко всему, гораздо большую популярность получали драмы.
Вдохновившись первыми победами, Говард решился на беспрецедентный проект - фильм об авиации времен Первой мировой войны, получивший название «Ангелы ада». Идея и бюджет выглядели фантастичными. Хьюз не скупился в масштабах и вложил в создание фильма почти $4 млн, что для того времени было астрономической суммой. Для сьемок воздушных баталий был приобретен целый авиационный флот, в которой вошло около 87 самолетов. Хьюз стал первым человеком в истории, имевшим подобную собственность.
Некоторые сцены фильма пришлось переснимать по несколько раз, чтобы они удовлетворили требованиям Говарда. Для съемок сложнейших летных трюков и воздушных баталий были привлечены квалифицированные пилоты, но даже они не были готовы делать то, что требовал Хьюз, поэтому часть виражей выполнил сам предприниматель.
Зарплата пилотов во время съемок составляла около $25 в день, а желающих поучаствовать в проекте было хоть отбавляй. Из-за чрезмерных требований Говарда на съемках погибло несколько летчиков, а сам он получил тяжелую травму, пытаясь выполнить рискованный воздушный маневр.
Кроме того, во время съемок картины царила напряженная атмосфера в компании Hughes Tools, ставшей для Хьюза своего рода дойной коровой. Совет директоров опасался, что компания не переживет еще одного года съемок картины, рисковавшей оказаться громким провалом. Как бы то ни было, в 1930 году фильм наконец вышел и получил феноменальный успех, собрав рекордную сумму в $8 млн. Благодаря «Ангелам ада» зажглась звезда Джин Харлоу, исполнившей в картине главную женскую роль.
Успешный выход фильма не только принес Хьюзу прибыль, но и укрепил его репутацию эксцентричного предпринимателя. В это же время начали циркулировать слухи о романах Говарда с известными голливудскими актрисами, что увеличило интерес публики к персоне миллионера и привело к окончательному распаду его брака. Элла Райс могла переносить странные привычки мужа и его постоянную занятость, но слухи о неверности окончательно вывели ее из себя. По мнению некоторых биографов предпринимателя, Элла просто не справилась с ролью жены человека-легенды.
Здесь стоит остановиться на взаимоотношениях предпринимателя с женщинами вообще. Пресса приписывает Хьюзу романы практически со всеми знаменитыми актрисами того времени: Авой Гарднер, Кэтрин Хэпберн, Мэрилин Монро, Ланой Тернер, Джин Питерс (на ней он был женат) и многими другими. Большинство женщин Хьюза после расставания с ним спешили ужаснуть общественность бесчеловечностью предпринимателя, его многочисленными маниями и фобиями и неумением строить отношения. В одном из самых известных обвинений пассия Хьюза утверждала, что тот установил за ней слежку, наняв для этого частных детективов.
Стоит также упомянуть и об отношениях Хьюза с другими американскими богачами-промышленниками. Говард не доверял другим предпринимателям, считая, что они заработали свои деньги нечестным путем. В большинстве случаев он избегал их компании или стремился минимизировать общение. Они, в свою очередь, относились к Хьюзу как к опасному мизантропу, который вредил их элитарному клубу своими высказываниями и поведением.
В 1930 году Говарду Хьюзу всего 25 лет, он продюсер, за плечами которого несколько успешных фильмов, - но предпринимателю кажется, что лучшие его работы еще впереди. Нужен был новый сценарий, который захватит аудиторию. В 1930-х годах набирали популярность сюжеты о гангстерах. Публика обожает драмы о людях, бросивших вызов системе (позже, с началом Великой депрессии, эта тенденция еще разовьется). Хьюз, оценив ситуацию, приобретает сценарий фильма «Лицо со шрамом», который перекликается с историей Аль Капоне.
При создании картины повторились те же сложности, что и с предыдущим фильмом, - они были вызваны скрупулезностью Говарда, который требовал от съемочной команды нового уровня работы. К ним добавились частые ссоры с сопродюсером проекта Говардом Хоуксом. Зато были и новшества, о которых стоит сказать отдельно. «Лицо со шрамом» не был первым фильмом о гангстерах, но это был первый подобный экшн. Хьюз особое внимание уделял перестрелкам, погоням на автомобилях и другим элементам, которые позже станут классикой жанра.
Фильм вышел чрезвычайно динамичным по меркам того времени, жестоким (в нем было 28 убийств), а местами даже вульгарным. Последние два обстоятельства очень не понравились комиссии по цензуре кинолент, и с выпуском фильма возникли сложности. От продюсеров требовали представить героев ленты в еще более неприглядном виде, добавить в фильм больше осуждения поступков гангстеров. Пришлось даже снять альтернативный финал. Были созданы три версии фильма, отличавшиеся отдельными сюжетными элементами, но ни один из них комиссию не устроил.
Слушания в комитете задержали премьеру фильма на целых два года, но в конце концов лента впечатлила как общество, так и киноиндустрию - кое-какие находки до сих пор остаются стандартом для гангстерского кино. Кроме того, говорят, будто сюжет и образ главного героя одобрил сам Аль Капоне.
Вскоре после выхода этой картины Хьюз отошел от активной продюсерской карьеры. Виной этому начавшаяся Великая депрессия, которую Hughes Tools пережила во многом благодаря расширению сферы деятельности, начавшемуся еще в конце 1920-х. Тогда компания скупала всевозможные компании, среди которых были нефтяные и железнодорожные. Отмена «сухого закона» позволила компании работать еще и в сфере производства спиртных напитков.
Киноэпопея в жизни Хьюза продолжится спустя десятилетие, но каждый следующий фильм будут все больше критиковать - как разнообразные комитеты по цензуре, так и пресса. В итоге сам предприниматель устанет от этого и переключит внимание на другие направления.
В 1930-х годах Говарда Хьюза всерьез заинтересовала авиация. Предпринимателю теперь было недостаточно просто летать - он собирался сам выпускать самолеты, которые станут ставить рекорды и изменят отношение человечества к перелетам. В 1932 году Хьюз открывает новое подразделение Hughes Tools под названием Aircraft. Первое время это было скорее хобби предпринимателя: большую часть времени он проводил с пилотами, постигая новые для себя особенности летного искусства. В 1935 году подразделение выпустило первый самолет Hughes H-1 Racer (его еще называли «серебряной пулей»), поставивший мировой рекорд скорости. Пилотом был сам Хьюз, никогда не упускавший возможности рискнуть.
Несмотря на поставленный рекорд, предприниматель нашел, к чему придраться, и потребовал внести в в модель несколько концептуальных изменений. Новая версия была готова к 1937 году и вновь поставила рекорд, превзойдя свое предыдущее достижение. В 1938 году Хьюз ставит очередной рекорд, облетев вокруг света, - на этот раз на самолете Lockheed. Благодаря этим успехам, вызвавшим внимание прессы, Hughes Aircraft из каприза миллионера становится солидной авиаконструкторской компанией.
После 1938 года Хьюз запланировал создать самолет, с которым можно было бы побить его рекорд в кругосветном путешествии по воздуху. Так родилась идея создания знаменитого самолета D-2, часть информации о котором до сих пор засекречена. К 1939 году, когда началась война, у Хьюза были кое-какие наработки, и он предложил проект D-2 Министерству обороны США. Те заинтересовались идеей миллионера, особенно тем, что прототип будто бы представлял из себя истребитель. В этой категории разработка числилась до 1940 года - тогда ее целевое применение внезапно изменилось на бомбардировщик, а еще через год - на сопровождающего бомбардировщиков. Предприниматель и правительство никак не могли договориться о назначении самолета.
Проблемы с выбором негативно отразились на качествах модели, которая в итоге стала чем-то средним между всеми вариантами. В 1942 году Хьюз прямо спросил у ответственных за этот вопрос о назначении D-2 и те, проведя инспекцию, решили использовать его как бомбардировщик. Однако Хьюз передумал продавать самолет - вместо этого он решил провести его испытания. Выбранное место находилось вдалеке от крупных городов и прессы, сказывалась маниакальные наклонности Хьюза: в войну он боялся шпионов. Испытания показали несколько серьезных недоработок, которые до 1944 года устранялись. Новая версия самолета значилась уже как D-5.
Армия готова была приобрести D-5 со всеми спецификациями, но Хьюз захотел продать сразу несколько версий своего детища, которые на тот момент еще не были готовы и фактически находились на стадии проекта. В итоге Министерство обороны не только отказалось от них, но и рекомендовало завершить разработку. В 1944 году самолет пострадал при пожаре, и все пришлось начинать сначала. Модель еще будет модернизироваться и станет в итоге называться XF-11. Именно на испытаниях этого прототипа в 1946 году Хьюз едва не погиб, попутно разрушив несколько жилых домов. Модель все же прошла испытание, но это произошло уже в 1947 году, когда предприниматель восстановился от травм.
Крушение XF-11 имело тяжелые последствия: во время лечения Хьюз пристрастился к обезболивающим. Это переросло в зависимость, которая негативно повлияла на и без того болезненную натуру предпринимателя. В конце 1940-х с Говардом все чаще случались невротические припадки. Его страх перед болезнями усугубился - вместе с желанием скрыться от посторонних. Налицо было развитие психического заболевания.
Есть и другая версия развития событий: Хьюз, будучи другом сына президента Рузвельта Эллиота, смог-таки убедить проверяющих в целесообразности приобретения D-2, и предпринимателю заказали 100 моделей самолета на сумму почти в $45 млн. Правда, и по этой версии предпринимателю что-то не понравилось в подходе правительства к использованию D-2, и тот задержал выпуск. Позже в ангар, где стоял D-2, будто бы ударила молния, и самолет сгорел. Этот форс-мажор позже позволил Хьюзу эффективно защищаться во время расследования о нецелевом использовании средств.
История военных разработок Hughes Aircraft D-2 еще не закончилась. В 1942 году Хьюз смог получить финансирование правительства на очередной амбициозный проект (некоторые источники утверждают, что он вообще выиграл тендер), выглядевший еще более утопично. Речь идет о знаменитом деревянном самолете Hercules H-4 - по сути, смеси лодки и аэроплана. Планировалось, что он сможет транспортировать солдат и грузы безопаснее, чем стандартные модели, и таким образом обезопасит перевозки армий союзников.
Газеты, единодушно критиковавшие этот проект, прозвали самолет «Еловым гусем», что привело миллионера в ярость. Хьюз, по своему обыкновению, очень скрупулезно подошел к проекту и так увлекся, что война закончилась, а самолета министерство к этому времени так и не увидело. Началось расследование: предпринимателю вменялось нецелевое использование государственных средств. Слушания в сенате обещали быть жесткими, но Хьюз смог выйти из них без особых потерь.
В 1947 году H-4 был наконец закончен, но он уже не был интересен властям, гражданская авиация в нем тоже не нуждалась. Этот самолет до сих пор считается одним из самых больших в истории. Размах его крыльев составляет 90 метров, а вес превышает 200 тонн. Скептики по-прежнему считали проект авантюрой и не верили, что самолет взлетит. Хьюз, желая доказать всему миру свою правоту, провел показательную демонстрацию, которая должна была спасти репутацию бизнесмена.
Это был первый и последний полет H-4: он все же взлетел и даже преодолел дистанцию длиной в милю, но так и остался невостребованным. Иллюзия Говарда Хьюза доказала свое право на жизнь, но разбилась об общественное мнение. «Еловый гусь» до сих пор хранится в музее Evergreen International Aviation. Несмотря на короткую «карьеру», H-4 получил распространение в массовой культуре: его, например, могут увидеть игроки в Mafia II. Кроме того, деревянный самолет появляется в одном из эпизодов «Симпсонов» как разработка местного миллиардера Монтгомери Бернса.
Военные разработки Хьюза в сфере авиации не принесли особой пользы ни самому предпринимателю, ни правительству США, но магнат все же смог заработать на войне. Он получил прибыль из таких малоинтересных для него направлений, как производство патронов и пулеметных лент, ремонт поврежденных самолетов и тому подобное. Кстати, довольно часто можно встретить историю о том, что Хьюз получил часть прибыли не вполне законным путем. Некоторые биографы указывают, что Говард дал своим инженерам указание списывать часть поврежденных самолетов (речь шла о крупных машинах, предназначенных для перевозки грузов и личного состава), после чего их ремонтировали, модернизировали на заводах Hughes Aircraft и продавали.
Выпуск истребителей и бомбардировщиков так и не стал главным направлением работы компании Хьюза. Намного большую прибыль миллиардеру принесли заказы на производство электроники для самолетов. Кроме того, Hughes Aircraft при деятельном участии миллиардера принимала участие в разработках первых автопилотов и внесла массу других улучшений в развитие авиации, что, безусловно, стало главным ее наследием.
Увлечение Хьюза авиацией повлияло и на гражданские перевозки. Интерес к этой сфере появился у предпринимателя после его всемирного путешествия на Lockheed. Оценив перспективы направления, миллионер стал искать подходящую авиакомпанию, в которую можно было бы вложиться. Вскоре его внимание привлекла компания Trans World Airlines, один из пионеров гражданской авиации. В это время TWA как раз переживала кризис: после крушения одного из ее самолетов спрос на услуги существенно уменьшился. Было понятно, что необходимо модернизировать бренд, но у руководства не было ни финансовых возможностей, ни понимания инновационных процессов.
В 1938 году бренду повезло: 25% компании примерно за $15 млн приобрел Говард Хьюз. Через два года у Хьюза уже был контрольный пакет TWA. Он продолжал скупать акции компании, намереваясь добиться единоличного контроля над ней, и остановился только на доле в 78%. Предприниматель принялся налаживать работу полученного бренда. Первой проблемой стал устаревший авиационный парк TWA, который и был одной из причин уменьшения популярности бренда.
Казалось бы, здесь не было ничего сложного, ведь компания Хьюза как раз занималась производством, вот только законы США запрещали владельцам авиакомпаний выпускать собственные самолеты. Предпринимателю пришлось приобрести Lockheed Constellation и сделать первый заказ на 40 самолетов этой модели. Есть популярная версия, что Constellation сконструировал сам предприниматель, после чего продал подразделение себе с солидной скидкой благодаря дружественным отношениям с руководством Lockheed. Официальных подтверждений этой версии нет, да и не может быть, учитывая секретность, которой стремился окружить себя Хьюз.
Во время войны главным достижением TWA было возобновление рейсов практически по всей стране - о международных перелетах по понятным причинам речь не шла. Постепенно компания стала приносить прибыль, и ее приобретение больше не выглядело такой уж безумной идеей. Правда, средних успехов Хьюзу было недостаточно - его раздражала Pan American, бывшая фактически монополистом в сфере пассажирских перевозок. Конкуренция с этой компанией в конце 1940-х годов превратит TWA в монополиста, а ее главу сделает еще богаче.
Борьба между Говардом Хьюзом и Хуаном Триппом, владельцем Pan American, вошла в историю как пример бескомпромиссной борьбы двух «денежных мешков», пытающихся построить монополию. О перипетиях этой конкуренции подробно рассказал Мартин Скорсезе в фильме «Авиатор», вот только Хьюз у него выглядит чересчур положительно, а его конкурент - слишком отрицательный персонаж. На самом деле все было не так просто.
После окончания войны, когда обстановка в мире постепенно стабилизировалась, Pan American и TWA стали поглядывать на международный рынок. Хуан Трипп успел раньше и фактически монополизировал перевозки через Атлантический океан. Его самолеты были надежны и пользовались доверием пассажиров, Pan American поддерживал конгресс - в общем, у предпринимателя на руках были все козыри.
Хьюз к этому времени успел не только реанимировать TWA, но и сцепиться с конгрессом по поводу неоправданных вложений в его военные разработки, а кроме того, пострадал в испытательном полете XF-11. Предприниматель явно опоздал с выходом на международный рынок и стремился поскорее обратить ситуацию в свою пользу, что ему удалось, несмотря на все проблемы. Хьюз, знавший, каким образом Трипп договорился с конгрессом, установил за своим конкурентом и купленными им сенаторами слежку. К началу заседаний по поводу нецелевого использования финансов у предпринимателя была в руках бомба, которую он поспешил взорвать.
Хьюз отмел все обвинения, используя полученные данные в качестве щита и подчеркивая, что он свои обязательства выполнил, а правительство просто угождает Триппу, таким образом мешая развиваться TWA и нарушая нормы честной конкуренции. Часть его соперников он таким образом вывел из игры, а остальных купил или убедил перейти на свою сторону. Довершил дело полет H-4, который был необходим для подтверждения честности предпринимателя.
В результате всех этих интриг один монополист сменил другого: рынок захватила TWA, а расследования по поводу невыполненных контрактов Hughes Aircraft прекратились.
Кстати об убеждении политиков: в прессе того времени появился слух, что Хьюз изобрел собственный способ контролировать политическую элиту. Работало это будто бы так: при помощи сети частных детективов он следил за родственниками нужного политика и узнавал об их проступках или кутежах, а в дальнейшем использовал целый набор методов, среди которых были как запрещенные, так и вполне законные. К последним можно отнести такой способ: предприниматель скупал карточные долги близких конгрессмена, что позволяло ему держать оппонентов на крючке и не давать им себя достать.
В конце 1950-х болезнь Хьюза опять усугубилась, а одновременно с этим предприниматель столкнулся с новой проблемой. Самолеты конкурентов TWA совершенствовались с помощью турбореактивных двигателей. Говард никак не мог решить, что ему делать в ситуации, когда не он первым узнал о новой технологии. Со стороны его состояние выглядело как паника, чего с ним прежде не случалось. Хьюз повел себя абсолютно нелогично: вместо приобретения современных лайнеров он то собирался создавать собственные модели, а то делал заказы на фантастические суммы. Апофеозом стало увольнение многолетнего партнера и правой руки предпринимателя - Ноя Дитриха.
В 1961 году Хьюз был отстранен от непосредственного управления TWA, хотя владел контрольным пакетом акций. После этого он никогда больше не возглавлял эту компанию, а в 1966 году даже продал 78% акций, заработав, по разным данным, от $500 до $750 млн. Эта сделка позволила Хьюзу стать первым официальным миллиардером.
Последняя более или менее точная информация о жизни миллиардера появилась в 1957 году: в прессе сообщили о его женитьбе на актрисе Джин Питерс. После этого Хьюз начал скрываться от публики, что объясняют по-разному: одни считают, что всему виной зависимость предпринимателя от обезболивающих, другие - что Хьюз, не склонный платить налоги, таким образом прятался от правительства.
В следующий раз миллиардер вышел в свет в начале 1960-х, въехав в один из отелей Лас-Вегаса. С этого момента он будет вести затворнический образ жизни еще почти два десятилетия. Многие биографы считают, что в это время Хьюз окончательно обезумел. Предприниматель окружил себя своеобразной прислугой, выбранной почему-то из мормонов, занавешивал окна, чтобы в комнату не попадал свет, перестал бриться и мыться, запрещал посторонним прикасаться к своей еде и так далее.
Однажды снимок заросшего волосами миллиардера с 20-сантиметровыми ногтями был опубликован в прессе. Многие читатели не поверили, что фото реальное, и обвинили издания во лжи. Брак с Питерс распался, но это мало повлияло на жизнь Хьюза.
Несмотря на плачевное состояние. Говард продолжил управление своей империей, заставляя помощников и заместителей работать фактически круглосуточно - ведь никто не мог предположить, когда боссу придет в голову очередная гениальная идея. Новым направлением его работы стало приобретение собственности в Лас-Вегасе. У предпринимателя появилась навязчивая идея вырвать игорный рай из лап мафии. Это ему почти удалось, причем заведения, которые приобретал миллиардер, в большинстве случаев приносили прибыль. Либо Хьюз сохранил часть своей хватки, либо, как считают скептики, в это время империей руководил кто-то другой.
Имя Хьюза продолжало фигурировать в прессе, но теперь это в большинстве случаев были разнообразные слухи и теории заговоров. Говорят, что Хьюз помог Джону Кеннеди стать президентом, а после того, как тот чем-то не угодил могущественному затворнику, приложил руку к его убийству. Также до сих пор встречается история, что Говард финансировал президентскую кампанию Ричарда Никсона и договор между сторонами был настолько опасен для последнего, что Никсон в течение всего президентства боялся, что детали сделки всплывут наружу.
Если верить сторонникам таких теорий, именно страх, что Хьюз сообщил информацию об их договоренности кандидату от Демократической партии, и привел Никсона к установке прослушивающих устройств в отеле Уотергейт, что повлекло знаменитый скандал и импичмент.
В начале 1970-х СМИ стали время от времени сообщать о смерти Говарда Хьюза. Каждый раз оказывалось, что это была очередная ложь, после чего все начиналось по новой. Хьюз, как и прежде, мало появлялся на публике. Он покинул США, и иногда его видели в разных странах по всему миру, причем он всегда действовал по одному алгоритму: снимал верхний этаж отеля, въезжал ночью, окружал себя собственным персоналом и по минимуму контактировал с окружающим миром. Болезнь превратила одного из любимых миллиардеров Америки в пассивного отстраненного от реальной жизни старика, зависящего от психотропных веществ и полностью подконтрольного прислуге.
Говард Хьюз умер в 1976 году. Встречается версия, что миллиардер пережил сердечный приступ в самолете при его транспортировке в Хьюстон. Официального подтверждения этому нет, но точно известно, что опознать в умершем старике Говарда Хьюза не смог никто и его личность установили, сняв отпечатки пальцев.
Смерть предпринимателя поразила нацию. Помимо воспоминаний об огромном вкладе миллиардера в развитие технологий, началось шоу, связанное с поиском наследников. Хьюз, чье состояние составляло $2 млрд, не оставил после себя завещания, родственников он не любил, а бурная личная жизнь позволяла претендовать на его деньги многим женщинам. Всплыло несколько десятков фальшивых наследников, поучаствовали в гонке даже мормоны, которые ухаживали за предпринимателем до самой его смерти. В итоге суд разделил имущество Хьюза между 22 его ближайшими родственниками - правда, перед этим им пришлось выплатить более $300 млн налогов, не погашенных Говардом.
Империя миллиардера после его смерти распалась. Доля в TWA была продана еще в 1960-х годах. Hughes Aircraft, до того принадлежавшая благотворительному медицинскому институту Хьюза (так он защищался от налогов), в середине 1980-х была перепродана General Electric. В 1972 году предприниматель сам избавился от Hughes Tool (она стала частью холдинга Baker Hughes Tool с оборотом в $22 млрд). Таким образом, он расстался с семейным бизнесом, а взамен, как уже было сказано, начал скупать заведения сначала в Лас-Вегасе, а позже - в родном Техасе.
Наследники Хьюза получили множество разнообразных закусочных, казино, баров - и полное запустение в делах. Неудивительно, что люди, не обладавшие предпринимательскими талантами своего родственника, поспешили избавиться от такой собственности. Таков был конец империи великого Говарда Хьюза.
Наследие миллиардера живо и сейчас, ведь он, несмотря на все свои странности, остается примером для нового поколения предпринимателей. Среди известных бизнесменов нынешнего времени, продолжающих традиции Хьюза, можно выделить Элона Маска.
Имя Говарда Хьюза стало синонимом гениальности и новаторства. О последних годах его жизни вспоминают все реже, и это неудивительно, ведь человека делают великим не только его деяния при жизни, но и наследие. Хьюз оставил потомкам красивую историю о своих достижениях и образ великого бизнесмена, который готов пойти на какие угодно жертвы ради любимого дела.
Учёным из Медицинского института Говарда Хьюза (HHMI) удалось генетически модифицировать комара. Насекомое стало совершенно по-другому воспринимать запахи еды, цветов, человеческого тела и диэтилтолуамида (ДЭТА), входящего в состав всех средств от комаров.
Время применять генную инженерию для борьбы с насекомыми, которые являются переносчиками инфекции, давно настало. Работа ученых может послужить отличным примером того, как это можно сделать.
Десятью годами ранее команда ученых удалила из генома мушки ген orco , отвечающий за восприятие запахов. Сегодня эта работа помогла понять, что комары, скорее всего, тоже ориентируются по запаху. И потому было решено произвести похожую операцию с кровопивцами.
Учёные обратились к генно-инженерному инструменту под названием нуклеаза белкового домена "цинковые пальцы ", чтобы прицельно модифицировать ген orco у представителей вида A. aegypti. Они ввели нуклеазу в эмбрион комара, подождали, пока он не вырос, и таким образом создали мутационный штамм для дальнейшего изучения этого гена в биологии насекомого. У генетически модифицированных комаров наблюдалась пониженная нейронная активность в участках, отвечающих за восприятие запахов. Однако практические тесты показали намного более интересные изменения.
Если у комаров есть выбор между тем, чтобы укусить человека или укусить животное, нормальный жёлтолихорадочный комар полетит к человеку. Но комары с мутацией в гене orco предпочитают морских свинок человеку даже в присутствии углекислого газа, который помогает насекомому сделать правильный выбор.
Ученые изменили всего один ген, но этого было уже достаточно, чтобы полностью запутать комара в его вкусовых предпочтениях. Правда, до сих пор остаётся непонятным, происходят такие изменения из-за того, что насекомое не может почувствовать вкусного запаха человеческого тела или же неприятного запаха морской свинки. Возможно, также, что они не чувствуют ни того, ни другого.
На следующем этапе работы команда проверила, реагируют ли комары иначе на диэтилтолуамид (ДЭТА ) - средство, отпугивающее кровососущих насекомых. Изменённым комарам предложили на выбор две человеческие руки, одна из которых была густо намазана 10% раствором диэтилтолуамида. Выяснилось, что насекомые летят в равной степени к обеим конечностям, что свидетельствует о том, что запаха этого вещества они более не чувствуют.
Это также говорит о том, что комары используют разные рецепторы для разных запахов: одни работают постоянно, когда насекомое находится в полёте, а другие включаются лишь тогда, когда оно опускается на поверхность человеческой кожи. Это открытие представляет особый интерес для науки, потому что вокруг двойного обоняния комаров уже велись споры, но экспериментально это до сих пор было не подтверждено.
В дальнейшем биологи планируют выяснить, почему для этих насекомых так привлекательна именно человеческая кровь, что в их организме за это отвечает и как бороться с их пристрастием. Исследователи считают, что после того, как они найдут ответы на все эти вопросы, они смогут вывести формулу принципиально нового средства от комаров.
Первый в мире официальный миллиардер. Самый эксцентричный и загадочный американский промышленник, авиатор и кинопродюсер. Владелец компаний «Хьюз Тул», «Бэйкер Хьюз Инк.», «Хьюз Спейс энд Коммюникейшнз», «Рэйзион Системз Компани», «Хьюз Электрониекс», авиакомпаний «Хьюз Эйркрафт», «Транс Уорлд Эйрлайнз», «Эйр Вест», исследовательских лабораторий «Хьюз Рисеч», кинокомпании «Ар-Кей-Оу», бесчисленных казино и гостиниц в Лас-Вегасе, рудников и пивной компании. В 1968 г. его состояние оценивалось в 1,4 миллиарда долларов.
«Я могу купить любого» - Говард Хьюз.
Ранние детские переживания и их влияние
Говард Хьюз родился в Сочельник 1905 года в семье светской барышни из Далласа Алины Жано и свободного нефтяного промышленника Говарда Хьюза-старшего. Отец-предприниматель стал для юного Говарда примером в бизнесе, а мать, склонная к ипохондрии - в жизни. Говард-старший охотно рисковал всем ради выигрыша. Он был азартным игроком, неисправимым бабником и трудоголиком типа А. Его жена была полной противоположностью. После рождения маленького Говарда Алине Жано сказали, что она не сможет больше иметь детей, и она посвятила свою короткую жизнь выполнению малейших прихотей сына. Алина страдала психосоматией и неврозами и боялась микробов и инфекций - страх, который она внушила и своему ребёнку. Её всепоглощающий интерес к микробам и болезням научил его, что можно, симулируя недомогание, привлечь к себе внимание и участие и скрыть при этом какие-нибудь проблемы. Биографы Хьюза высказали предположение, что Алину Жано «преследовала навязчивая идея о физическом и эмоциональном здоровье своего сына… и это способствовало воспитанию в нём на всю жизнь фобий, связанных с его физическим и умственным состоянием» . Подростком Хьюз, предположительно, подхватил полиомиелит и на долгие месяцы оказался прикован к инвалидной коляске. Он излечился самым чудесным образом, когда доктора не нашли у него ничего серьёзного. Став взрослым, Говард смотрел на заболевания как на удобный способ сбежать от ежедневных проблем и развил в себе привычку вскакивать в самолёт и улетать в неизвестном направлении, иногда отсутствуя месяцами. Эта была его своеобразная умственная терапия. Его исчезновения во время нервных срывов в середине тридцатых, начале сороковых и начале пятидесятых годов вызвали больше всего пересудов.
В первые годы своей жизни юный Говард тесно был связан с матерью, поскольку отца частенько не было дома. Как многие гениальные предприниматели, Говард часто переезжал в детстве с места на место и большую часть времени проводил в одиночестве. Его шумный, непокорный отец в поисках состояния вырабатывал одну нефтяную скважину, за другой. Сама по себе нефть не приносит прибыли, в отличие от нефтяного бура. Когда Говарду исполнилось восемнадцать месяцев от роду, отец перевёз семью в Шревепорт, штат Луизиана. Именно здесь, 20 ноября 1908 года, Говард-старший смастерил первый нефтяной бур из тех, что принесут Хьюзам состояние. В то время, как вспоминали родственники, малыш Говард «обожал свою мать», пока Говард-старший разрабатывал бур типа «скалогрыз».
Когда мальчику исполнилось три, семья вернулась в Хьюстон, где отец основал «Хьюз Тул Кампани» для производства и продажи нефтяных буров. Хьюз-младший пошёл в частную школу Проссер Академи. В школе он проявил склонность к механике, что одобрялось отцом, но не выказывал особого интереса к урокам. В десять лет Хьюза отправили в нью-йоркский летний лагерь, где он впервые научился рассчитывать лишь на самого себя. В пятнадцать лет мальчик поступил в школу Фессендена в Бостоне, штат Массачусетс. Он проявил способности к математике и отшлифовал своё умение играть в гольф. Однажды, навещая сына в Фессендене, отец поспорил с ним о результатах футбольного матча в Гарварде и проиграл. Это пари глубоко повлияло на жизнь молодого Говарда. Ему было пятнадцать, когда отец, проиграв, по условиям пари взял его в полет на гидросамолёте «Куртис». Это восхитительное переживание пробудило в Хьюзе страсть, которую он никогда не мог утолить.
Жизнь на грани
Хьюз был робок, вежлив и углублён в себя. Только за штурвалом самолёта он превращался в агрессивного экстраверта. Несмотря на склонность к уединению неопределённые ситуации и рискованные предприятия доставляли ему удовольствие. Таким способом он выпускал пар. Его первые проекты в кино были не для слабонервных. Хьюз отлично вписался в мир кинематографа, и директора, актёры и актрисы скоро на себе познали его навязчивое стремление к совершенствованию. Он нанимал и увольнял прямо на съёмочной площадке и в конце концов стал продюсером, режиссёром и костюмером большинства своих первых лент. Первую свою картину «Играют все» Хьюз выпустил в двадцать один год. Никто в Голливуде не принял его всерьёз, кроме него самого. Импульсивный, беспокойный Хьюз потерял миллионы, изучая закулисные механизмы Голливуда, но тотальный контроль над творческим процессом и на 100% принадлежащая ему собственность всегда были для Говарда важнее окупаемости инвестиций.
Говард Хьюз
был чрезвычайно робким, углублённым в себя человеком, который превращался в тигра, когда садился за штурвал маневренного самолёта, руль быстрой машины или волочился за женщиной. Манией Хьюза были совершенствование и всеобщий контроль, что стало неотъемлемой частью подъёма к вершинам славы и богатства. У большинства Хьюз ассоциируется с казино в Лас-Вегасе и компанией TWA. Но он был также человеком, положившим конец эре бесшабашных сорвиголов в воздухе и почти в одиночку открывшим эру коммерческой авиации. Хьюз и сам был отчаянным и стоял в одном ряду с Амелией Эрхарт, Чарльзом Линдбергом и Уайли Постом.
Когда 14 июля 1938 года Хьюз посадил свой «Локхид-14» на аэродроме Беннет в Нью-Йорке, он изменил ход истории авиации. Через год после исчезновения Эрхарт Хьюз с успехом побил рекорд Уайли Поста, установленный им в кругосветном перелёте пять лет назад. На это ему понадобилось неслыханно короткое время (в два раза меньше, чем Посту): трое суток, 19 часов и 17 минут для того, чтобы обогнуть мир, пролетев над Европой, Россией, Аляской и Соединёнными Штатами. Хьюз разработал методический план, профинансировал его, заплатив из собственного кармана сумму в размере 300000 долларов, и систематически, не допуская ни малейших отклонений, претворял задуманное в жизнь.
Авантюры Хьюза в Голливуде и Лас-Вегасе заслонили собой один из самых ценных его вкладов в развитие общества. Говард Хьюз ясно продемонстрировал, что коммерческая авиация может быть солидным бизнесом, в котором расписание перевозок тщательно подогнано, а каждый полет организован и спланирован до мельчайших деталей. Он сам заработал на этом капитал, как будущий владелец TWA и «Эйр Вест».
Влияние Хьюза
Этот «эксцентричный сумасшедший» вёл жизнь, полную острых ощущений и провокаций. Он соблазнял многих известных всему миру женщин и мужчин, «покупал» губернаторов и конгрессменов, очаровывал своим обаянием газеты и приобретал то, что не мог контролировать никаким другим способом.
Риск стал основой власти Хьюза, так как он постоянно закладывал свою собственность ради получения капитала на следующие приобретения. Принадлежащую ему огромную собственность он сделал фундаментом финансовой империи, которая с середины пятидесятых и до конца шестидесятых сделала его самым могущественным человеком мира. В течение этого времени Хьюз то и дело покупал и продавал сенаторов, губернаторов, высших чинов Пентагона и даже одного Президента Соединённых Штатов. По словам биографа Чарльза Хигема, добиваясь больших правительственных контрактов для «Хьюз Эйр-крафт», Хьюз «подкупал всех, кого можно было купить, и это доходило до смешного». Под его влияние попал даже не кто иной, как сын Франклина Делано Рузвельта, Эллиот. Миллиардер нахально купил лояльность Эллиота Рузвельта и брата Ричарда Никсона, Дональда (Хайем. 1993, стр. 187; Бартлет и Стил. 1979, стр. 203-204). В годы войны, когда Франклин Рузвельт был президентом, Хьюз заплатил актрисе Фей Эмерсон, чтобы та везде сопровождала Эллиота Рузвельта. В планы Хьюза входило оторвать себе правительственные контракты на поставку самолётов. По иронии судьбы, благодаря экзотическому образу жизни, который оплачивал Хьюз, Эмерсон и Рузвельт-младший влюбились друг в друга и поженились (Хайем. 1993, стр. 144; Бартлет и Стил 1979, стр. 126). Миллиардер оплатил их пребывание в отеле «Беверли Хиллз» и долги Эмерсон на скачках, а за свидетельские показания, данные Эллиотом Рузвельтом сенатору Оуэну Брюстеру, расследовавшему дело о контрактах военного времени в 1947 году, добавил ещё 75000 долларов наличными. Специфический контракт, ставший предметом расследования комиссии конгресса, касался печально известного «Геркулеса» («Щеголеватого гуся»), производство которого ВВС доверило «Хьюз Эйркрафт». Хьюз был полностью реабилитирован за отсутствием злого умысла, что ещё более укрепило веру Говарда в то, что он может использовать финансовую власть для приобретения влияния.
Власть денег
Ещё при жизни благодаря красивой внешности и страсти к игре Хьюз стал легендой. С помощью несокрушимой силы воли он построил обширную деловую империю, а затем использовал свои деньги для дальнейшей экспансии и приобретения влияния. Его мания приобретения в 60-е затмила все, когда-либо занесённое в анналы бизнеса.
Успех всё-таки порождает успех, а Говард рано усвоил, что то, чем нельзя овладеть другим путём, можно купить. Его самым успешным завоеванием стала крайне неортодоксальная покупка молодой голливудской звёздочки Билли Дав, когда она была признана самой красивой женщиной Голливуда. Хьюзу она была нужна и как актриса, и как любовница, и он заплатил 325000 долларов (8 миллионов на сегодняшние деньги) её мужу и ещё 335000 компании «Уорнер Бразерс» за её контракт. Её профессиональный контракт был заключён на пять фильмов; свои же обязанности в постели Дав выполняла непродолжительное время. Это приобретение оказалось не таким уж удачным, когда фильмы с её участием с треском провалились и она стала искать утешения в постелях ведущих голливудских актёров. Хьюз пришёл в безумную ярость, обнаружив Дав с партнёром по съёмкам «Лица со шрамом» Джорджем Рафтом.
Другие приобретения Хьюза оборачивались лучшей стороной. Он приобрёл TWA (скупив контрольный пакет акций), но, к досаде исполнительных директоров, управлял компанией как своей личной авиалинией. На протяжении нескольких лет в TWA всегда бронировались несколько мест для знакомых Хьюза и его личных друзей. Однажды он предоставил своей бывшей любовнице Бетт Дэвис самолёт, в котором она была единственной пассажиркой. Гедда Хоппер и Лоуэлла Парсонс также никогда не платили за билет, если пользовались услугами компании TWA.
Тотальный контроль
У Хьюза была мания все держать под контролем. Он покупал друзей, любовниц, а однажды зашёл так далеко, что купил целый отель, чтобы заполучить понравившийся ему пентхауз. В шестидесятые годы, когда его эксцентричность росла день ото дня, Хьюз, повинуясь порыву, сделал приобретение, которое станет основой будущего могущества. Владельцы отеля «Дезерт Инн» в Лас-Вегасе отказались поселить миллиардера в его любимом пентхаузе, поскольку он был забронирован для участников Турнира Чемпионов по гольфу Арнольда Палмера и Джека Николса. Придя в ярость, Хьюз тут же купил весь отель за 13,2 миллиона долларов и въехал в него 1 апреля 1967 года, в День Дураков. Он велел закрасить окна чёрным, отменил турнир по гольфу и традиционные пасхальные бега с яйцом в ложке и объявил крышу отеля и пентхауз своим местом жительства. К тому времени Хьюз бросил пить, играть и развлекаться. Он стал совершенным отшельником, что делало его последнее приобретение действительно странным.
Покупка «Дезерт Инн» была одним из многих подобных поступков, которые подтвердили репутацию Хьюза как чудака. В «Дезерт Инн» он жил долгие годы, не покидая своего пентхауза. Он также нанял в качестве круглосуточных стражей мормонов, чтобы те охраняли его личную жизнь от посягательств извне.
В основе мании приобретений Хьюза лежала его потребность в постоянном расширении своей власти. Избрав Лас-Вегас своей штаб-квартирой, он любил смотреть телевизор целыми ночами, удовлетворяя свои вуайеристские фантазии, потому что к тому времени уже стал импотентом. Так как местная телекомпания прекращала вещание после полуночи, Хьюз купил телестанцию и перевёл её на ночное вещание ради собственного удовольствия.
В свои блистательные годы в Голливуде Хьюз часто звонил в кассы TWA забронировать место для любовницы или любовника. Ближе к концу жизни он нанял двух телохранителей, чтобы те ловили мух в его спальне.
Для Хьюза ценность денег определялась тем, кого и что он может на них купить. Он использовал деньги, чтобы контролировать своих работников, любовниц и деловых партнёров.
После успешного пилотирования Хьюзом «Геркулеса» («Щеголеватого гуся») правительство США решило купить эту совершенно ненужную машину, которую иначе в конце концов выкинули бы на слом. «Геркулес» был личной игрушкой Хьюза, и он не желал видеть, как её сломают. Он использовал своё право по контракту, чтобы арендовать бесполезную летающую лодку, в течение последующих двадцати пяти лет тратя по миллиону в год, дабы «геркулеса» держали в заливе Лонг Бич под его контролем.
Киномагнат
Наибольших успехов Хьюз добился в киноиндустрии, авиаперевозках и казино Лас-Вегаса. Ядром его огромной империи стала «Хьюз Тул Кампани», вокруг которой образовались «Хьюз Эйркрафт», TWA и «Эйр Вест», бесчисленные казино в Лас-Вегасе («Дезерт Инн», «Сэндз», «Фронтьер», «Каставей», «Силвер Слиппер», «Лэндмарк», «Звёздная пыль»), киностудия (RKO), золотые и серебряные прииски, бесчисленные теле- и радиостанции. В 1968 году он возглавил список богатейших людей мира в журнале «Форчун», где его состояние оценивалось в 1,4 миллиарда долларов. За каких-то два года Хьюз истратил 65 миллионов, приобретя 3500 (35%) всех номеров в Лас-Вегасе и получив контроль 28% всех игровых заведений города (Бартлет и Стал. 1978, стр. 316). Фельетонист Арт Бухвальд подал мысль, что Хьюз твёрдо решил скупить весь штат Невада. Влияние Хьюза распространялось как на вашингтонских конгрессменов, так и на биржевых брокеров, кидавшихся на акции любого предприятия, о которых ходил слух, будто их покупает Хьюз, ибо про него говорили, что он подобно царю Мидасу превращал в золото все, к чему ни прикасался бы.
Говард Хьюз был загадкой. Биографы Дональд Бартлет и Джеймс Стил описали его личность в нескольких словах: «фанатическая навязчивая идея контролировать все аспекты жизни и окружающей обстановки». Эта потребность проявлялась и в личном, и в профессиональном плане. Навязчивая идея контроля помогла ему заработать огромное богатство и в конце концов сделала его добровольным узником в собственном доме.
Хьюз разбогател, сделав правильный ход, когда ему было всего девятнадцать: он настоял на полном контроле над семейной компанией и совершил блестящий ход, выкупив долю акций родственников на деньги фирмы. Так Хьюз впервые познал вкус власти и его аппетит все возрастал, как, впрочем, и его навязчивые идеи.
С возрастом в поведении Хьюза проявлялось всё больше и больше странностей, и его причуды переросли в паранойю, которая сделала его умственно неполноценным. У Хьюза была навязчивая идея контролировать все, а под конец он не мог контролировать ничего и никого, включая себя. Газета «Чикаго Трибюн» назвала его «разъярённым властью». На протяжении тридцати лет Хьюз тщательно оберегал свой имидж, но последние пятнадцать лет не оставили от этого лелеянного образа камня на камне, так как то и дело появлялись новости о его затворничестве и эксцентричных выходках. Теперь на него смотрели с презрением и насмешкой, как на впавшего в детство человека с ногтями длиной в десять дюймов, отвергающего любую одежду. Тем не менее, благодаря своему желанию рисковать и выигрывать Хьюз стал легендой ещё при жизни.