Год образования европейского союза. Смотреть что такое "Европейский союз" в других словарях
Доброго времени суток, дорогие читатели! Вас приветствует Руслан, и сегодня я расскажу вам какие страны входят в Евросоюз. Также мы рассмотрим историю его создания, тенденции развития, и что он означает в целом.
Я думаю это довольно интересная тема, ведь все мы интересуемся политикой, ездим отдыхать в разные страны, и довольно часто слышим о Евросоюзе по телевизору, в СМИ.
Государства, находящиеся в его составе независимы, имеют свой государственный язык, местные и центральные органы управления, но многое их и объединяет.
Они соответствуют определенным критериям, которые именуют «Копенгагентскими», главные из которых – демократия, защита прав и свобод человека, а также приверженность принципу свободной торговли при рыночной экономике.
Все важные решения в сфере политики страны-участники ЕС должны согласовывать. Существуют также общие органы управления – Европейский парламент, суд, Еврокомиссия, аудиторское сообщество, контролирующее бюджет Евросоюза, и общая валюта – евро.
В основном все страны, входящие в ЕС, также входят и в Шенгенскую зону, что означает беспрепятственное пересечение границ внутри Евросоюза.
С чего все началось?
Для того, чтобы детальнее разобраться, каковы тенденции развития ЕС и какие державы в него входят, обратимся к истории.
Первые предложения о подобной интеграции прозвучали еще на Парижской конференции в 1867 году, но из-за существовавших тогда больших противоречий между странами, эти идеи были надолго отложены, и только после Второй Мировой войны к ним вернулись.
В послевоенное время только объединенные усилия и ресурсы могли восстановить пострадавшие экономики государств.
В 1951 году в Париже, Франция, Германия, Люксенбург, Нидерланды, Бельгия и Италия подписали первый договор – ЕОУС, объединив тем самым природные запасы.
В 1957 году этими же государствами были подписаны договора об основании европейских сообществ ЕвроАтом и ЕЭС.
В 1960 году создали ассоциацию ЕАСТ.
В 1963 году был заложен фундамент взаимоотношений сообщества с Африкой в плане финансовой, технической и торговой сфер.
В 1964 году был создан единый аграрный рынок и организация ФЕОГА, поддерживающая аграрный сектор.
В 1968 году было окончено формирование Таможенного Союза, а в 1973 — в список стран ЕС вошли Великобритания, Дания и Ирландия.
В 1975 году между ЕС и 46 странами по всему миру была подписана Ло-Мейская конвенция о торговом сотрудничестве.
Затем, в 1981 году к Евросоюзу присоединилась Греция, а в 1986 – Испания и Португалия.
В 1990 году было принято Шенгенское соглашение, в 1992 – Подписан Маастрихтский договор.
Официально союз стали именовать «Евросоюзом» в 1993 году.
Швеция, Финляндия и Австрия присоединились к нему в 1995 году.
Безналичное евро ввели в 1999 году, а наличные расчеты по нему – в 2002.
Значительно расширился ЕС в 2004 году, после присоединения к нему Кипра, Мальты, Эстонии, Литвы, Латвии, Словении, Чехии, Словакии, Венгрии и Польши. Затем в 2007 году присоединились еще Румыния и Болгария, а в 2013 – Хорватия, которая стала 28 страной , вошедшей в ЕС.
Однако не все так гладко в развитии Евросоюза, как может показаться. В 1985 из ЕС вышла Гренландия, после того, как обрела независимость.
А совсем недавно, в 2016 году, 52 % населения Великобритании проголосовали на референдуме за выход из союза, в связи с чем в стране будут проведены досрочные парламентские выборы – 8 июня 2017 года, после которых в течении месяца начнутся конкретные переговоры о выходе Англии из состава Евросоюза.
Если вы посмотрите на карту Еврозоны, то заметите, что в нее также входят территории (в основном острова), не относящиеся к Европе, но находящиеся в составе стран-участниц ЕС.
Следует отметить, что сейчас сложилась неоднозначная обстановка в мире, многие страны союза по-разному смотрят на перспективы его развития, особенно после решения Англии.
Кто претендует на включение в ЕС?
Если державы, которые не входят в состав Европейского союза, желают войти в его список, то они должны соответствовать «Копенгагенским критериям». Они проходят специальную проверку, по результатам которой принимается решение о вхождении в состав ЕС.
На данный момент существует 5 официальных претендентов – Черногория, Македония, Турция, Сербия и Албания.
Потенциальным претендентом является Босния и Герцеговина.
Соглашение об ассоциациях ранее подписывались странами, территориально расположенными на других континентах – Египет, Иордания, Чили, Израиль, Мексика и другими – все они также являются претендентами.
Восточными партнерами Евросоюза являются Украина, Азербайджан, Беларусь, Армения, Молдова и Грузия.
Основные принципы экономической деятельности стран
Деятельность Евросоюза складывается из экономик стран, входящих в его состав, которые являются самостоятельными элементами в международной торговле.
Несомненным плюсом ЕС для граждан любой из его участниц, является то, что они имеют право жить и работать в любой стране на территории союза. Например, немцам намного проще переехать во Францию, чем нам с вами.
Самую большую часть дохода ЕС приносят Испания, Великобритания, Франция, Германия и Италия. К стратегическим ресурсам относят газ, нефть и уголь, по запасам которых Евросоюз занимает в мире 14 место, что, согласитесь, при учете его территории – не так много.
Большие доходы приносит Европейскому союзу туризм, которому способствуют единая валюта, отсутствие виз, и расширение торговых и партнерских отношений между государствами.
Сейчас строятся разные прогнозы по поводу того, сколько стран еще войдет в состав ЕС, но по мнению специалистов, к интеграции экономик присоединятся быстрее всего государства с других континентов.
Внимание! Проверка на внимательность:
- Сколько стран всего входит в ЕС?
- Какая страна выходит из ЕС?
- Какой страны входящей в состав евросоюза нет в списке ниже?
Напишите в комментариях.
Таким образом, мы рассмотрели с вами историю возникновения и развития Евросоюза, список стран-участниц, а также что предполагает вхождение в него и какие плюсы это дает.
На этом статья наша заканчивается.
Хочу пожелать вам удачного дня! До новых встреч!
С уважением, Руслан Мифтахов.
Европы, зародилась еще по окончании Второй мировой войны. Как раз в это время появилось НАТО, Западноевропейский союз и Совет Европы, а на востоке существовал огромный СССР.
Изначально Европейский союз создавался как экономическое объединение. В 1951 году было создано Европейское объединение стали и угля - «прародитель» современного Европейского союза. На тот момент список стран, входящих в ЕС, состоял всего из шести государств: Германии, Франции, Бельгии, Италии, Нидерландов и Люксембурга.
В 1957 году появилось Европейское сообщество атомной энергии и Европейское экономическое сообщество. На базе этих объединений и был создан Евросоюз.
По мере того, как расширялся состав стран ЕС и централизовалось управление, менялись и задачи объединения. Постепенно оно начало решать не только общие экономические, но и политические задачи, принимая законы и участвуя в международных отношениях.
Современный Евросоюз
Страны, входящие в ЕС (2014 г.):
Евросоюз: хронология расширения сообщества
Страны, входящие в ЕС-2014, вступали в союз на протяжении нескольких десятилетий. Рассмотрим хронологию:
- 1957 год. Францией, Германией, Бельгией, Нидерландами, Италией и Люксембургом подписан договор о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии.
- 1973 год. Перечень стран, входящих в ЕС, пополняется Объединенным королевством, Данией и Ирландией.
- 1981 г. Десятой страной союза стала Греция.
- 1986 г. Присоединение Испании и Португалии.
- 1995 г. Перечень стран ЕС расширяется за счет Австрии, Швеции и Финляндии.
- 2004 г. Ознаменован присоединением Венгрии, Польши, Словении, Чехии, Эстонии, Словакии, Мальты, Литвы, Латвии и Кипра.
- 2007 г. В ЕС принимаются Болгария и Румыния.
- 2013 г. Звание члена Евросоюза получила Хорватия.
Преимущества Шенгена
Некоторые являются участниками Шенгенского соглашения от 1985 года, значительно упрощающего передвижение по Европе. На границах между этими государствами нет паспортного контроля, а гражданам государств, не являющимся членами Евросоюза, достаточно оформить шенгенскую мультивизу, которая обеспечит им свободное передвижение по всем странам зоны Шенгена.
Сегодня в Шенгенскую зону не входят страны ЕС, список которых состоит из пяти государств:
- Объединенное королевство.
- Ирландия.
- Кипр.
- Румыния.
- Болгария.
Однако отсутствие пограничного контроля вовсе не означает, что граждане могут перемещаться по Европе, не имея при себе необходимых документов. Работники уполномоченных служб любой европейской страны могут потребовать предъявить действительные документы, которые подтверждают право иностранного гражданина находиться на территории конкретного государства.
Политическая структура Европейского союза
Базой политического устройства является Римский договор, который страны, входящие в ЕС, подписали в 1958 году.
Структура ЕС отличается тем, что ее нормы законодательства превалируют над решениями органов власти государств-членов союза.
Административное устройство состоит из Европейского:
- совета;
- комиссии;
- парламента;
- суда.
Это высший Европейского союза. Он состоит из двух уровней, состоящих из:
- глав государств и правительств;
- министров правительств (Совет ЕС или Совет министров).
Основные задачи Европейского совета заключаются в определении генеральной политической линии Европы. С этой целью четыре раза в год проводятся саммиты, на которые страны, входящие в состав ЕС, отправляют своих глав государств и правительств.
Совет Европейского союза является законодательным и исполнительным органом. Он заседает несколько раз в месяц. Голосование основывается по принципу большинства, при этом каждое государство располагает определенным количеством голосов. На распределение голосов влияет населенность страны и ее интересы.
Европейский парламент
Европейский парламент является законодательным органом. В него входят не все страны-члены ЕС. На сегодняшний день в составе парламента около восьмисот представителей из 25 стран ЕС. Парламентарии выбираются на основе прямых выборов.
Парламент работает по принципам партийной принадлежности. Самыми крупными партиями, из ста партий в его составе, являются либералы и социалисты. Основная работа этой структуры - утверждение законопроектов и единого бюджета ЕС.
Европейская комиссия
Это исполнительный орган. В ее составе присутствуют все страны Европы, входящие в ЕС (по одному представителю от каждой). Возглавляет Еврокомиссию Председатель ЕК, на сегодняшний день - это Жозе Мануэл Баррозу.
Штаб-квартира ЕК расположена в Брюсселе. Состав Еврокомиссии выбирается Европарламентом сроком на пять лет. Ему же она и подотчетна. Европарламент имеет право распустить ЕК, что и было сделано в 2004 году по причине громкого коррупционного скандала.
ЕК оказывает содействие в реализации интересов Европейского союза, занимается разработкой и претворением в жизнь законодательных норм, подписанием международных соглашений от имени Евросоюза. Именно на ЕК ложится проведение переговоров, подписание соглашений и договоров со странами третьего мира.
Европейский суд
Судебным органом Евросоюза является Европейский суд. Эта структура занимается правовым толкованием законов ЕС, разрешением споров между государствами, юр- и физлицами Евросоюза. Штаб-квартира Европейского суда находится в Люксембурге.
Вступление в Евросоюз
Страны, входящие в ЕС, присоединяясь к договорам, идут на урезание своего суверенитета, заменяя его представительством структур Евросоюза, действующем на благо общности интересов.
При вступлении в ЕС к стране-претенденту предъявляются требования, соответствующие Копенгагенским критериям, которые были одобрены в 1993 году заседанием Евросовета в Копенгагене и утверждены Евросоветом в 1995 году в Мадриде.
Основными требованиями к странам-кандидатам являются соблюдение:
- демократических принципов;
- принципов свободы и прав человека;
- принципов правового государства.
Кроме того, в стране должна быть развита конкурентная рыночная экономика. Граждане страны должны признавать и поддерживать стандарты и правила, которые приняли страны ЕС. Список официальных кандидатов на сегодняшний день состоит из пяти стран:
- Исландия.
- Турция.
- Сербия.
- Македония.
- Черногория.
Деятельность Евросоюза
Страны, входящие в ЕС, защищают интересы Европы и продвигают европейские ценности по всему миру.
10 примеров деятельности ЕС:
За время своего существования ЕС наладил тесные контакты со странами, только вставшими на путь развития. С частью соседних европейских стран подписаны двухсторонние Соглашения об ассоциации в ЕС.
На сегодняшний день Евросоюз добился дипломатических отношений с большинством стран мира, располагающим потенциалом к стратегическому партнерству и мирному сосуществованию.
Первой предпосылкой для создания Европейского Союза стало объединение в 1951 году Франции, Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии и Люксембурга в Европейский союз угля и стали. В 1957 году страны подписали соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Это объединение в 1992 году, после подписания Маастрихтского договора, стало называться Европейским сообществом.
Постепенно ЕС расширялся. К нему присоединялись другие европейские страны. Одновременно расширялись полномочия институтов ЕС. Страны- делегировали часть своего выборным органам власти Союза.
Основное участие в принятии законов и постановлений принимают три института:
Европейская комиссия;
- Европейский парламент;
- Совет Европейского .
Суд Европейского союза контролирует соблюдение исполнение европейского законодательства. Аудиторская проверяет финансовую деятельность Союза.
Европейская комиссия – высший исполнительный орган ЕС. Она выдвигает законопроекты и контролирует исполнение законов членами союза. Еврокомиссия состоит из 27 комиссарами – по одному от каждого государства, .
В Совете Европейского союза работают отраслевые стран- ЕС. Его состав зависит от обсуждаемых вопросов. Например, если решается проблема охраны окружающей среды, то в заседаниях участвуют министры правительств, ответственные за этот вопрос у себя на родине.
Прямые выборы в Европарламент проводятся раз в пять лет гражданами стран ЕС. Парламентарии объединены в семь фракций. Парламент утверждает законы, однако не имеет права выдвигать законопроекты. Полномочий у Европарламента меньше, чем у Совета Европы.
Благодаря согласованной экономической и правовой политике государств-членов ЕС общий рынок, гарантирующий свободу передвижения капиталов, товаров и услуг. 22 страны подписали в Шенгене соглашение об отмене паспортного контроля, что гарантирует свободу передвижения гражданам этих стран внутри Шенгенской зоны. Создана единая ЕС – евро. В вошли 17 стран-участниц Союза.
Европейский Союз является субъектом международного права и поэтому может принимать участие в международных отношениях и заключать договоры. Соответственно, он имеет дипломатические миссии во многих странах и представительство в ООН.
Сейчас в ЕС входят 27 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.
Хорватия и Турция - кандидаты на вступление в Союз.
Гимном Евросоюза стала «Ода радости» Людвига ван Бетховена.
Название:
Европейский союз, Евросоюз, ЕС, EU
Флаг/Герб:
Статус:
региональный экономическое и политическое союз государств
Структурные подразделения:
Еврокомиссия (КЕС, Комиссия европейских сообществ) - высший орган исполнительной власти Евросоюза. Имеет также производные законодательные полномочия. Председатель КЕС также входит в Совет глав промышленных государств.
Деятельность Задача Еврокомиссии - координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 25 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.
Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 25 стран-членов.
Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств.
Официальные языки:
английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский
Страны-участницы:
Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния
История:
На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.
Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы - организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.
1952-58 - Европейское объединение угля и стали.
В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC - European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom - European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC - European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент - представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.
Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский Союз происходил путём одновременной структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского Союза) с 6 до 25 государств (расширения союза государств).
В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию - Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС - гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.
1973 - 9 стран-членов. Присоединяются Великобритания, Дания (с Гренландией, но без Фарерских островов) и Ирландия. Гренландия вышла из организации в 1985.
Первая попытка в 1961-1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966-1967.
В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.
Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %).
1981 - 10 государств-членов. Вступает Греция.
1985 - Из ЕЭС выходит Гренландия. 1986 - 12 государств-членов. Вступают Испания и Португалия.
В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.
В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.
Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Закон о единой Европе (Single European Act).
В 1992 все государства, входящие в Европейское Сообщество, подписали Договор о создании Европейского Союза.
1990 - Объединение Германии. 1995 - 15 государств-членов. Вступают Австрия, Финляндия и Швеция.
В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.
Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.
2004 - 25 государств-членов (EU-25). В 2004 членами ЕС становятся Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта.
9 октября 2002 Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППП - примерно 840 млрд долларов США, примерно равный ВВП Испании.
Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.
По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС окончательное положительное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.
16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении (). В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.
1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза.
После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т. д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.
Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза фактически неработающим оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. В нынешней ситуации, если в любой из 25-ти стран референдум или парламентское голосование по проекту Конституции ЕС провалится, то весь Евросоюз может остаться без основного закона.
1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза - вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит еще немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.
17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.
21 февраля 2005 года Европейский Союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что ко власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая европейским стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.
Примечания:
Далеко не все страны Европы намерены участвовать в европейском интеграционном процессе. Дважды на национальных референдумах (1972 и 1994) отвергало предложение о вступлении в ЕС население Норвегии. Следующий референдум по вступлению в ЕС состоится в этой стране не ранее 2007.
Не входит в состав ЕС Исландия.
В соответствии со своей Конституцией является нейтральной и не входит ни в какие блоки Швейцария, которая, однако присоединилась к Шенгенскому соглашению с 1 января 2007.
Малые государства Европы - Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино не являются членами ЕС.
Европейский Cоюз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Европейский Cоюз был юридически закреплён Маастрихтским договором, подписанным 7 февраля 1992 г. и вступившим в силу 1 ноября 1993 г. на принципах Европейских сообществ.
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах Европейского Союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Европейский Cоюз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. 18 стран Европейского Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.
Будучи субъектом международного публичного права, Европейский Cоюз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, «Большой восьмёрке» и «Большой двадцатке». Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.
ЕС – международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других – осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счётная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.
В Европейский Союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Страны – члены Европейского Союза:
С 25 марта 1957 г. – Бельгия, Федеративная Республика Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция.
С 1 мая 2004 г. – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.
Кандидаты в страны – члены Европейского Союза: Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория. Заявка отправлена: Албания Расцениваются как потенциальные кандидаты, которые еще не подали заявку на членство: Босния и Герцеговина и Косово.
Заморские территории и коронные владения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Великобритании), входящие в Европейский союз через членство Великобритании: Нормандские острова: Гернси, Джерси, Олдерни (входит в состав коронного владения Гернси), Сарк (входит в состав коронного владения Гернси), Херм (входит в состав коронного владения Гернси), Гибралтар, Остров Мэн.
Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра (Португалия), Мартиника (Франция), Мелилья (Испания), Реюньон (Франция), Сеута (Испания), Французская Гвиана (Франция), Сен-Мартен (Франция), Майотта (Франция).
Также, согласно ст.198 (бывшая ст.182) Договора о функционировании Европейского союза, страны-члены Европейского Союза ассоциируют с Европейским Союзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с: Данией – Гренландия; Францией – Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические Территории, Сен-Бартелеми; Нидерландами – Аруба, Кюрасао, Синт-Мартен, Карибские Нидерланды (Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус); Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии –Ангилья, Бермуды, Британская антарктическая территория, Британская территория в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Монтсеррат, Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Фолклендские острова, Острова Питкэрн, Тёркс и Кайкос, Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова.
Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных 6 – Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции – до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.
Для вступления в Европейский Союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 г. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.
В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Балканского полуострова, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.
Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.
Норвегия попыталась вступить в Европейское сообщество (позже – в Европейский союз) дважды, и после двух провалов на национальных референдумах Норвегия отказалась от намерения вступить в ЕС. Первый договор был подписан в Брюсселе 22 января 1972 г., а второй договор был подписан на Корфу 24 июня 1994 г.
Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.
Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 г.: Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC – European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 г. учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC – European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom – European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.
Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.
Основные события в истории углубления евроинтеграции:
1951 г. – подписание Парижского договора о создании Европейского объединения угля и стали.
1957 г. – подписание Римского договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии.
1957 г. – подписание Римского договора о создании Европейского экономического сообщества и Евратома.
1965 г. – подписание договора о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Вступил в силу с 1 июля 1967 г.
1973 г. – первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).
1978 г. – создание Европейской валютной системы.
1979 г. – первые общеевропейские выборы в Европейский парламент.
1981 г. – второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).
1985 г. – подписание Шенгенского соглашения.
1986 г. – третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).
1986 г. – Единый европейский акт – первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.
1992 г. – подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза на основе Европейского экономического сообщества.
1995 г. – четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции).
1999 г. – введение единой европейской валюты – евро (в наличном обращении с 2002 г).
2004 г. – пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты).
2007 г. – подписание Договора о реформе в Лиссабоне.
2007 г. – вторая волна пятого расширения (присоединение Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.
2013 г. – шестое расширение (присоединилась Хорватия).
В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:
Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.
Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.
Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.
Договорами Европейского Союза являются ряд международных договоров между странами ЕС, в которых излагаются конституционные основы Европейского Союза (ЕС). Ими устанавливаются различные институты ЕС, их процедуры и цели.
Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, действует с 1958 г.) и Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор, действует с 1993 г.) в сочетании образуют правовые основы ЕС. Они также известны как «договоры основатели». С момента их подписания, они были неоднократно расширены, путем внесения поправок. Каждый раз, когда новая страна присоединится к ЕС, вносятся необходимые изменения в договор о присоединении. Дополнительные договоры также могут влиять на изменение некоторой части из основополагающих договоров. Существует также ряд целенаправленных реформаторских поправок.
Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе, договор об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с этим акты, широко известен как Амстердамский договор. Был подписан 2 октября 1997 г. и вступил в силу 1 мая 1999 г. Внёс существенные изменения в договоре о Европейском союзе, который был подписан в Маастрихте в 1992 г. Чётко прописаны условия вступления в ЕС, включены шенгенские соглашения, изменена нумерация статей и параграфов учредительных договоров.
Ниццкий договор был подписан европейскими лидерами 26 февраля 2001 г. и вступил в силу 1 февраля 2003 г. Он внес изменения в Маастрихтский договор (или Договор о Европейском союзе), а также Римский договор (или Договор о создании Европейского сообщества). Ниццкий договор реформировал институциональную структуру Европейского союза для расширения на восток, т.е. способствовал задаче, которая была изначально поставлена Амстердамским договором, но не была решена на текущий момент.
Вступление договора в силу некоторое время было под сомнением после его отклонения гражданами Ирландии, на референдуме в июне 2001 г. В результате договор был принят лишь после повторного референдума, состоявшемся чуть более года спустя
Согласно официальному определению главной целью Договора является завершение процесса подготовки к функционированию институтов в рамках Европейского Союза, начатого Амстердамским договором. Общая ориентация на подготовку к расширению и стремление предотвратить и минимизировать риски, связанные со вступлением большой группы новых государств-членов.
Реформируются практически все институты Евросоюза. Меняется численный состав и полномочия Европейского парламента. Пересматривается и строго фиксируется количество голосов, которое имеет каждое государство-член в Совете ЕС. Одновременно вносятся изменения в процедуру голосования и определяется квотум и порог численного большинства, необходимый для принятия решений (обязательна сумма голосов устанавливается не только для государств-членов, но и для всех государств-кандидатов на вступление в ЕС).
Договор предусматривает масштабную реформу судебной системы ЕС. Вводится такая структура судовых инстанций как Суд ЕС, Суд первой инстанции (СПИ) и специализированные судебные палаты. СПИ приобретает фактически статуса суда общей юрисдикции и наделяется соответствующей компетенцией. Детали изменений, которые проводятся, фиксируются в новом Уставе Суда ЕС, который прилагается к Ниццкому договору и дополняется дальнейшими решениями Совета ЕС.
В 2000-е годы была предпринята попытка ввести в действие Договор о введении Конституции для Европы.
Конституция Европейского союза должна была объединить все предыдущие договоры (за исключением договора Евратома) в единый документ. Она также содержала изменения в системе голосования, упрощение структуры ЕС и увеличение сотрудничества во внешней политике. Договор был подписан в Риме 29 октября 2004 г. и должен был вступить в силу 1 ноября 2006 г., если бы был ратифицирован всеми государствами-членами. Однако этого не произошло: сначала Франция отвергла документ в ходе общенационального референдума 29 мая 2005 г. а затем, 1 июня 2005 г., это сделали и Нидерланды.
Конституция ЕС (полное официальное название – Договор о введении Конституции для Европы) – международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Подписан в Риме 29 октября 2004 г. В силу не вступил. В настоящее время возможность вступления его в силу не рассматривается ввиду подписания Лиссабонского договора.
Вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов встал в 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов). До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса – но с расширением состава возникала вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными.
Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001 г. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен.
Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 г.
29 октября 2004 г. главы всех 25 государств-членов Европейского союза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.
Церемония прошла в зале Горациев и Куриациев римского дворца Киджи на Капитолийском холме. Именно здесь 25 марта 1957 г. главы Бельгии, Германии, Франции, Италии, Люксембурга и Нидерландов подписали Римский договор о ликвидации торговых барьеров, совместной экономической политике и унификации жизненных стандартов в своих странах.
Проект Конституции упорядочивает правовые основы всех договоров, заключённых между странами Евросоюза.
Конституция меняет структуру и функции институтов ЕС:
В Совете ЕС предусмотрена должность президента. Сейчас пост главы Совета по принципу ротации каждые полгода передаётся от одной страны ЕС другой – согласно Конституции, президент должен был назначаться Советом сроком на 2,5 года.
Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, который, по мысли авторов, должен представлять единую европейскую внешнюю политику – ныне внешнеполитические функции разделены между верховным представителем ЕС по внешней политике (с 2009 г. этот пост занимает Кэтрин Эштон) и членом Еврокомиссии, ответственным за внешние связи (Бенита Ферреро-Вальднер). Однако страны – члены ЕС по-прежнему могут вырабатывать собственную позицию по любому вопросу, и глава МИД Европы сможет говорить от имени ЕС только в том случае, если будет достигнут консенсус.
Проект Конституции предполагал сокращение состава Еврокомиссии: сейчас действует принцип «одна страна – один еврокомиссар», но с 2014 г. число еврокомиссаров должно было составить две трети от числа стран-членов.
Проект Конституции расширял полномочия Европарламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.
Проект конституции, среди прочего, предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его на принцип так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего союза. У отдельных государств не будет существовать «права вето», однако, если постановление Совета ЕС вызывает недовольство одной страны, она сможет остановить его действие при условии, что её поддержат ещё как минимум 3 других государства.
Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе.
Разные страны приняли различные варианты ратификации – голосованием в парламенте или на всенародном референдуме.
В половине стран, руководство которых решилось на референдумы, имеется сильная оппозиция идее общеевропейского единства: к ним относятся Дания, Великобритания, Польша (она вступила в Евросоюз лишь в 2004 г., но с самого начала заявляла о своих особых претензиях на одно из лидирующих мест в ЕС), Франция и Нидерланды.
На саммите ЕС 22-23 июня 2007 г. достигнута принципиальная договорённость о разработке вместо Конституции «Договора о реформе» – облегчённой версии, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. Такой договор был подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007 г.
Таким образом, после "периода размышлений" Конституция в её первоначальном виде была пересмотрена и заменена Лиссабонским договором.
С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 18 государств Союза, образуя еврозону.
Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованного в единый рынок), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала. Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.
Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами – участниками ЕС и третьими странами.
Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.
Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.
Евросоюз разрабатывает и контролирует исполнение антимонопольного законодательства для обеспечения на внутреннем рынке свободной конкуренции. Комиссия, являясь регулирующим органом в вопросах конкуренции, отвечает за антимонопольные вопросы, контроль слияний и поглощений предприятий, разделение картелей, поддержку экономического либерализма и контроль за оказанием государственной помощи.
Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 г., а официальной целью валютный союз стал в 1969 г. на саммите в Гааге. Однако лишь с принятием Маастрихтского договора в 1993 г. страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 г. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 г. были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 гг., в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 18 стран.
Все остальные страны, кроме Дании и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий.
Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.
Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств – членов ЕС.
В целях дальнейшего укрепления экономики еврозоны лидеры стран союза в 2012 г. предложили создание банковского союза. Цели банковского союза – снятие с налогоплательщиков финансовой ответственности за проблемные банки и ужесточение контроля за деятельностью банков.
С момента создания Европейский союз обладает законодательной властью в области энергетической политики; это восходит своими корнями к Европейскому объединению угля и стали. Введение обязательной и всеобъемлющей энергетической политики было одобрено на встрече Европейского совета в октябре 2005 г., а первый проект новой политики был опубликован в январе 2007 г.
Основные задачи единой энергетической политики: изменение структуры потребления энергии в пользу возобновляемых источников, повышение энергоэффективности, снижение объёма выбросов парниковых газов, создание единого энергетического рынка и содействие развитию на нём конкуренции.
ЕС работает в направлении развития общеевропейской инфраструктуры, например, посредством трансъевропейских сетей (TEN). Так проекты в рамках TEN включают в себя Евротоннель, LGV Est, Мон-Сенисский туннель, Эресуннский мост, тоннель Бреннер и мост через Мессинский пролив. По оценке 2001 г. сеть должна была к 2010 г. покрыть: 75 200 км дорог, 76 000 км железнодорожного полотна, 330 аэропортов, 270 морских портов и 210 портов внутри континента.
Другой инфраструктурный проект ЕС – система навигации «Галилео». Будучи спутниковой системой навигации, «Галилео» разрабатывается Европейским союзом совместно с Европейским космическим агентством и планируется к запуску в эксплуатацию в 2014 г. Завершение формирования спутниковой группировки назначено на 2019 г. Проект нацелен, отчасти чтобы снизить зависимость от контролируемой США GPS, отчасти чтобы обеспечить лучшие покрытие и точность сигнала по сравнению с устаревающей американской системой. В процессе разработки проект «Галилео» испытал множество финансовых, технических и политических трудностей.
Единая сельскохозяйственная политика – старейшая из программ Европейского экономического сообщества, его краеугольный камень. Политика ставит целью увеличение сельскохозяйственной производительности, обеспечение стабильности снабжения продовольственными товарами, обеспечение достойного уровня жизни сельскохозяйственного населения, стабилизацию рынков, а также обеспечение разумных цен на продукцию. До недавнего времени осуществлялась посредством субсидий и вмешательства в рынок. В 1970-х и 1980-х гг. на нужды сельскохозяйственной политики выделялось около двух третей бюджета Европейского сообщества, на 2007-2013 гг. доля этой статьи расходов снизилась до 34 %.
Политическое устройство Европейского Союза представляет собой совокупность многочисленных институтов Европейского союза. Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на законодательные, исполнительные и судебные органы для ЕС не характерно.
Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей – министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.
Европейский Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции – основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год – либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.
В рамках Европейского совета осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. С момента вступления в силу Лиссабонского договора, то есть с декабря 2009 г., Европейский совет официально вошёл в структуру институтов ЕС. Положениями договора учреждена новая должность председателя Европейского совета, который принимает участие во всех заседаниях глав государств и правительств стран-членов ЕС. Европейский совет следует отличать от Совета Европейского союза и от Совета Европы.
Европейская комиссия – высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.
Европейская комиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определённую сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).
Европейская комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа «TACIS»).
Совет Европейского союза (официальное название – Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) – наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Союза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.
Европейский парламент является собранием из 754 депутатов (в редакции Ниццкого договора), напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.
Основная роль Европейского парламента – законодательная деятельность. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.
Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.
Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.
Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.
Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.
В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.
Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.
Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.
Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.
В соответствии со статьями 2-6 Договора о функционировании Европейского союза:
Исключительная компетенция:
«Союз располагает исключительной компетенцией в законодательствовании и по заключению международных соглашений, когда это предусмотрено в законодательных актах Союза»: таможенный союз, установление правил конкуренции, денежная политика, сохранение морских биологических ресурсов, общая торговая политика.
Совместная компетенция:
«Государства-члены осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз не воспользоваться своей компетенцией». «Союз располагает компетенцией при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию»: внутренний рынок, социальная политика применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре, экономическое, социальное и территориальное сплочение, сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения морских биологических ресурсов, окружающая среда, защита потребителей, транспорт, трансъевропейские сети, энергетика, пространство свободы, безопасности и правосудия, общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре, научные исследования, технологическое развитие и космос, поддержка развития и гуманитарная помощь.
«Союз определяет условия, по которым государства-члены координируют свою политику»: экономическая политика и политика занятости, общая внешняя политика и политика безопасности, общая оборонная политика.
Вспомогательная компетенция:
«Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах»: охрана и улучшение здоровья людей, промышленность, культура, туризм, образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт, гражданская оборона, административное сотрудничество.
19 сентября 2012 г. главы министерств иностранных дел 11 из 27 стран Евросоюза предложили проект реформы, принятый по итогам заседания группы по вопросам будущего Европейского союза. Группа по вопросам будущего Евросоюза, куда входят министры иностранных дел Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции, предложила создать в ЕС пост президента, избираемого всеобщим голосованием, учредить министерство иностранных дел союза, ввести единую европейскую въездную визу и, возможно, сформировать единую армию.
Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.
Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право – учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право – акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.
Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.
Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. С учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.
В европейских институтах официально равноправно используются 24 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, хорватский, чешский, шведский, эстонский.
На рабочем уровне, как правило, используются английский, немецкий и французский.