География Антарктиды: геология, климат, внутренние воды, природные ресурсы и экология. Как делят антарктику и ее ресурсы
Егоров Иван
Ни одно место в мире не сравниться с этим изолированным континентом, где только снег и лед. Конечно же, речь идет об Антарктиде - потрясающем месте, где нет постоянных жителей, нет часовых поясов, где сосредоточено 90% всего мирового льда.
Представленный проект, выполненный шестиклассником, знакомит с этим удивительным материком.
Презентация состоит из 22 слайдов. Имеется сопроводительный текст. Материал можно использовать при прохождении темы о материках на уроках географии, а также для расширения кругозора.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Проект по географии «Безмолвная Антарктида»
Слайд 2 Изучая по географии тему «Ледники» я захотел узнать больше о ледяном континенте – Антарктиде и ответить на вопросы
Слайд 3
Что это за материк?
Кто первым достиг берегов Антарктиды?
Есть ли растения и животные в Антарктиде?
Живут люди в Антарктиде?
Зачем нужно изучение и освоение Антарктиды?
Слайд 4 типология проекта
- информационный,
- межпредметный,
- краткосрочный,
- индивидуальный
слайд 5 Уже в далекие времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая земля, богатая драгоценными камнями. О ней ходили легенды. Не раз отважные моряки отправлялись на поиски таинственной земли, но увидеть загадочный материк никому не удавалось
Слайд 6
Антарктида - уникальный материк. Единственный материк на Земле, где человек не живет постоянно.
- Антарктида - уникальный континент. Он почти весь покрыт льдом, Средняя толщина ледового покрова Антарктиды превышает два километра.
- Антарктида - самый холодный материк Земли. Температура зимних месяцев достигает минус 70 градусов.
Слайд 7 - 10
Открыли Антарктиду в 1820 году русские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев.
Перед экспедицией поставили задачу как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.
В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Корабли пересекли экватор, и вскоре подошли к Бразилии и стали на якорь в городе Рио-де-Жанейро. Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули город, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.
В начале января 1820 года моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 м.
Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра - островами Траверсе.
На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды изо льда айсбергов.
Продвигаясь все дальше на юг, корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали островами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джемсом Куком Сандвичевым островам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте.
Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.
В конце января 1820 года моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север.
Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов. Беллинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Когда корабли попадали в сплошные льды, они то и дело поворачивали на север и поспешно выбирались из ледового плена.
27 января 1820 года корабли пересекли Южный полярный круг. 28 января Беллинсгаузен записал в своем дневнике: "Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69°21"28", долготе 2°14"50" мы встретили льды, которые представлялись нам сквозь шедший снег в виде белых облаков".
Русские путешественники подошли менее чем на три километра к северо-восточному выступу того участка побережья Антарктиды, который через 110 лет увидели норвежские китобои и назвали Берегом Принцессы Марты.
С большим трудом пробились сквозь штормы их шлюпы "Восток" и "Мирный" к берегам нового материка, обошли вокруг него, открыли много островов. С открытием русскими исследователями Антарктики, началось интенсивное изучение береговой зоны континента, прилегающих к нему труднодоступных акваторий.
Это стало огромным открытием в географии Антарктиды.
Слайд 11
Растительный и животный мир Антарктиды представлен мхами, лишайниками, водорослями, бескрылыми насекомыми. Из птиц наиболее характерны пингвины, буревестники. В океане обитают тюлени, морские слоны и киты.
Слайд 12
Широкое исследование Антарктиды началось в 1957 - 1958 г. Центром российских исследователей является станция Молодёжная. Суровый климат Антарктиды препятствует её заселению.
В настоящее время в Антарктиде нет постоянного населения, здесь расположены несколько десятков научных станций разных стран мира, где живут ученые, которые изучают материк и его природу.
Слайд 13
В соответствии с конвенцией об Антарктике, вступившей в силу в1961 году, Антарктида не
принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. По
международному соглашению на её территории запрещено проводить мероприятия
военного характера. Это континент мира. Сейчас участниками договора являются 50 государств (с правом голоса) и десятки стран наблюдателей.
Слайды 14-18
Здесь представлены фотографии Антарктиды, раскрывающие ее природу.
Слайд 19 Зачем нужно изучение и освоение Антарктиды?
- Это последнее место, где человечество сможет добывать полезные ископаемые Антарктида - это до 80 % мировых запасов пресной воды.
- В Антарктиде изучаются воздействия космоса.
- Определяют уровень солнечной активности
- Увидеть и изучить микроорганизмы, жившие миллионы лет назад.
- Отслеживать вулканическую активность по всей планете.
- Испытания различных научных открытий, которые в будущем могут использовать для освоения и заселения Луны и Марса.
Слайд 20
Можно сделать вывод
- Данный проект позволил углубить и расширить знания о самом необычном материке Земли.
- Антарктида - самый холодный материк Земли и почти весь покрыт льдом
- Открыли Антарктиду в 1820 году русские мореплаватели.
- Растений почти нет, животные приспособлены для жизни в суровых условиях
- Это континент мира
Мы ещё мало знаем этот огромный ледяной континент. Что скрывается под его ледяной бронёй? Какие богатства скрываются на нем? На эти и многие другие вопросы предстоит ответить нам.
Использованная литература
- Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. - М., АСТ-ЛТД, 1997.
- Атлас животного мира. – Лондон, Дорлинг Киндерсли, 1997.
- В стране снега и льда. Мир дикой природы. – М., Росмэн, 1997.
Ресурсы интернет
http://tropina.ucoz.ru/index/materiki_antarktida/0-8 сайт
http://ria.ru/spravka/20150128/1044301131.html сайт
http://www.oboznik.ru/wp-content/uploads/2013/04/16.jpg белл
http://img-fotki.yandex.ru/get/6314/66496967.1a/0_66031_c0479316_XL.jpg лазарев
http://ruskline.ru/images/2014/29180.jpg бел и лах на корабле
http://lemur59.ru/sites/default/files/images/1294070831_1-27-shljupy-mirnyjj-i-vostok.jpg шлюпы
Антарктические воды всегда привлекали людей своими богатейшими биологическими ресурсами. Первыми туда пришли зверобои и китобои. Это былАнтарктические воды всегда привлекали людей
своими богатейшими биологическими
ресурсами. Первыми туда пришли зверобои и
китобои. Это было еще на рубеже 18-19 веков. В
конце 60-х годов 20 века воды Южного океана
стали объектом пристального интереса многих
стран, имевших мощный рыбопромысловый
флот. Объемы промысла оказались настолько
велики, что международное сообщество ввело
запрет на отлов китов и тюленей в Антарктике, а
также ограничило добычу морепродуктов.
Антарктида является последним ресурсным резервом для человечества на Земле. После исчерпания сырья на пяти обжитых континентах люди буду
Антарктида является последним ресурснымрезервом для человечества на Земле. После
исчерпания сырья на пяти обжитых континентах
люди будут осваивать его ресурсы, так как
Антарктика останется единственным
незатронутым источником ресурсов для стран.
Геологи установили, что недра Антарктиды
содержат значительное количество полезных
ископаемых - железной руды, каменного угля;
найдены следы руд меди, никеля, свинца, цинка,
молибдена, горного хрусталя, слюды, графита.
Кроме того, в Антарктиде расположено около 80
% мирового запаса пресной воды, недостаток
которой уже ощущается во многих странах.
Изучение ледникового покрова приносит серьёзные научные результаты, информируя нас о климате Земли, сотни тысяч лет назад. В ледниковом по
Изучение ледникового покрова приноситсерьёзные научные результаты,
информируя нас о климате Земли, сотни
тысяч лет назад. В ледниковом покрове
Антарктиды оказались «записаны» данные
о климате и составе атмосферы за
последние сто тысяч лет. По химическому
составу различных слоёв льда
определяется уровень солнечной
активности на протяжении последних
нескольких столетий.
Многие антарктические базы, особенно российские, расположенные по всему периметру континента, дают идеальные возможности для отслеживани
Многие антарктические базы, особеннороссийские, расположенные по всему периметру
континента, дают идеальные возможности для
отслеживания сейсмологической активности по
всей планете. На антарктических базах также
проходят тестирование технологии и
оборудование, которые в будущем планируется
использовать для исследования, освоения и
колонизации других планет Солнечной системы.
В последние годы ученые заинтересовались антарктическими микроорганизмами, которые выработали эффективные методы выживания в экстремал
В последние годы ученые заинтересовалисьантарктическими микроорганизмами, которые
выработали эффективные методы выживания в
экстремальных условиях окружающей среды.
Предлагают даже специально завозить в
Антарктиду определенные микробные
сообщества, чтобы выработать у них надежный
иммунитет против низких температур, низкой
влажности, значительной солнечной радиации и
в дальнейшем использовать их в качестве
продуцентов новых эффективных лекарственных
препаратов.
Каждая эпоха характеризовалась своими приоритетами - рабы, золото, железо, нефть, а в последующем вода. Невосполнимые запасы Земли истощаются, значит и борьба за их обладание, будет нарастать. Особенно если речь идет о последней кладовой планеты - Антарктиде, где есть всё - и ресурсы, и вода, и пища. Сбить замки с этой кладовой и получить больше чем имеешь, мечта многих. Как не вспомнить слова Марка Твена: «Покупайте землю, ее больше не производят».
Мы стоим на пороге серьезных конфликтов на «ничейной земле». Антарктида — последний ресурсный резерв человечества, это последнее место, где оно сможет добывать минеральное сырье после его исчерпания на пяти обжитых континентах. Геологи установили, что недра Антарктиды содержат значительное количество полезных ископаемых — железные руды, каменный уголь, найдены следы руд меди, никеля, свинца, цинка, молибдена, встречены горный хрусталь, слюда, графит.
Геологическая служба США, утверждают, что в недрах Антарктиды (а также на ее шельфе) находятся колоссальные запасы нефти — 6,5 млрд т, а также природного газа — более 4 трлн кубометров. Кроме того, в Антарктиде сосредоточено до 90 процентов пресной воды. В антарктических водах изобилие промысловых сортов рыбы, а по мере потепления климата многие морские обитатели, предпочитающие прохладу, будут смещаться к полюсам.
Последнее время антарктическая тематика резко актуализировалась, и неспроста. Во-первых, для удовлетворения растущих аппетитов мировой экономики (и в особенности новых экономических гигантов, вроде Китая и Индии) требуется все большее количество ресурсов. Во-вторых, развивающиеся технологии позволяют уже достаточно смело рассуждать о промышленном освоении месторождений в Антарктиде. И, в-третьих, в последние годы на ледяном материке стало заметно теплеть.
Недавно ученые из Антарктического управления Великобритании (BAS) констатировали факт, что на протяжении последних 30 лет температура воздуха в Антарктиде повышалась в три раза быстрее общемирового потепления климата. Наблюдается уменьшение толщины ледяного покрова. Недра Антарктиды становятся доступнее, и это порождает энтузиазм как у добытчиков, так и у политиков. битва за Арктику идет уже давно, да и большую часть прошлого века она уже была фактически поделена на национальные сектора приарктическими государствами. В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса широты запрещены. В 80-е годы XX века Антарктиду объявили ещё и безъядерной зоной, что исключило появление в её водах судов-атомоходов, а на материке — атомных энергоблоков. Сейчас участниками договора являются 28 государств и десятки стран-наблюдателей. Однако наличие договора не означает, что присоединившиеся к нему государства отказались от своих территориальных претензий на континент и прилегающее пространство. Напротив, территориальные притязания некоторых стран огромны. Например, Норвегия претендует на территорию, превышающую её собственную раз в десять,в том числе на остров Петра I, открытый экспедицией Беллинсгаузена — Лазарева. Огромные территории объявила своими Великобритания. В октябре 2007 года Великобритания заявила претензии на обладание частью Антарктиды: Соединенное Королевство хочет получить в национальную юрисдикцию 1 млн кв. км южного континента (Общая площадь Антарктиды составляет 14 млн кв. км.) Австралия считает своей половину Антарктиды. В своем комментарии "Правда.ру" эксперт по Австралии и Океании, проживающий в государстве Вануату Николай Мишутушкин заметил: "Реальные требования Канберры простираются лишь на треть территории Антарктиды и этого она последовательно добивается с 1933 г. Разумеется, что подобные аппетиты в таком объеме удовлетворены не будут - слишком много других претендентов. Однако нет сомнений, что при дележе Антарктиды Австралия свою и немалую долю "южного пирога" получит, заручившись поддержкой тех же США. Тем более что это единственная развитая страна в мире, по сути, соседствующая с ледяным континентом и это облегчает приобретение куска и пожирнее". В зону "австралийского влияния" однако вклинивается «французская» Земля Адели. Предъявила территориальные претензии и Новая Зеландия. Великобритания, Чили и Аргентина претендуют практически на одну и ту же территорию, включающую Антарктический полуостров и Южные Шетландские острова. свои претензии на Антарктиду. Япония весьма любопытно обосновывает свои претензии на Антарктиду; разведанные на шестом континенте месторождения газа залегают так глубоко, что никто, кроме нее, пока не располагает технологиями, необходимыми для их добычи. Соответственно, Япония считает это достаточным основанием, чтобы требовать себе определенную долю газовых запасов ледяного континента. Особую позицию заняли США и Россия, заявившие, что в принципе могут выдвинуть свои территориальные претензии в Антарктике. СССР открыл здесь свои первые станции в середине 1950-х годов. Сейчас в Антарктиде действуют 45 круглогодичных научных станций 28 стран, временное население колеблется от 4 тыс человек летом до 1 тыс человек зимой. У России работают 5 станций /"Прогресс", "Мирный", "Восток", "Новолазаревская" и "Беллинсгаузен"/ и 3 сезонные полевые базы /"Дружная-4", "Молодежная" и "Русская"/. Еще 7 станций, в том числе "Полюс недоступности", были закрыты. |
Противостояние началось давно - практически с момента открытия шестого континента Лазаревым и Беллинсгаузеном в 1819 году. С тех пор на протяжении почти полутораста лет Россия с переменным успехом отвергала претензии других стран на открытую ею землю. Однако, окончательно утвердиться на континенте не удалось, и в 1959 году СССР наряду с 11 другими странами подписал Договор об Антарктиде. С тех пор она стала официально ничьей. Более того, даже промышленную разработку полезных ископаемых на ней вести запрещено.
Впрочем, практика показала, что спор о национальной юрисдикции над Антарктикой был просто отложен на неопределенное время. Страны-претенденты не отказались от своих претензий на новые земли. Антарктиду разбили условными границами на национальные сектора. Но, и такое решение антарктического вопроса таило в себе скрытую угрозу: условные границы национальных секторов стали постепенно восприниматься как настоящие границы, и дошло уже до "территориальных споров".
Государства, претендующие на шестой континент, идут на всякие авантюры, только бы приобрести хоть какие-то виртуальные права на эту территорию. Так, еще в 80-е гг. прошлого века Великобритания, Новая Зеландия, Чили и Аргентина объявили о своем суверенитете над рядом антарктических островов. Их расчет был прост: в 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву, закрепившая за прибрежными государствами 200-мильную экономическую зону, которую к тому же можно расширить за счет континентального шельфа. Экономическая зона вокруг островов теоретически дает возможность "закрепиться" в Антарктике на законных основаниях.
Состоялась и первая война за Антарктиду. Формально Великобритания и Аргентина воевали четверть века назад за Фолклендские острова, но одной из стратегических целей Лондона было укрепление своих позиций в борьбе за шестой континент. Таким образом, наметились две основные формы борьбы за Антарктиду: попытки юридически или фактически "застолбить" кусок ничейной территории и ресурсов на будущее, а также технологическое состязание в способности уже сейчас разрабатывать эти ресурсы. Впрочем, не исключено, что в дальнейшем будет использована и третья форма борьбы - вооруженная. Битва за Антарктиду уже началась.
Транскрипт
1 Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра физической географии и ландшафтной экологии Природные ресурсы Антарктиды АВТОРЕФЕРАТ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ студента 4 курса 421 группы направления География географического факультета Рассоха Алексея Николаевича Научный руководитель доцент Зав. кафедрой профессор, д.г.н. Т.Д. Крысанова В.З. Макаров Саратов 2016
2 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время изучение Антарктиды является актуальной темой, так как материк и его прибрежные территории являются резервом полезных ископаемых всей планеты. Здесь находятся уникальные площадки для научных исследований, как истории изменения климата на Земле, так и современных проблем глобального потепления и загрязнения антарктических ландшафтов. Целью выпускной бакалаврской работы является анализ природных ресурсов Антарктиды. В рамках поставленной цели решались следующие задачи: - проанализировать литературные, картографические и электронные источники; - дать общую характеристику Антарктиды; - проанализировать минеральные, водные и биологические ресурсы; - выявить особенности использования природных ресурсов в рекреационных целях; - проанализировать экологические проблемы Антарктиды. Основными методами исследования являлись: метод теоретического анализа и картографический метод. Исследован 31 источник. Из них 9 литературных, 21 электронный, 1 картографический. Работа состоит из 3 разделов. Первый раздел называется общая характеристика Антарктиды. Второй, природные ресурсы Антарктиды. Третий, экологические проблемы Антарктиды. Основное содержание работы 195 лет назад завершилась первая русская антарктическая экспедиция под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева, доказавшая существование шестого материка. Работа посвящена этому событию. 2
3 Общая характеристика Антарктиды. Антарктида имеет особый международно-правовой статус, который был определѐн международным Договором об Антарктике в 1959 году. Он определил использование Антарктиды в интересах всего человечества исключительно в мирных целях. Материк не может являться предметом международных разногласий.некоторые страны всѐ же имеют территориальные претензии на него. Но Договором об Антарктике они заморожены. Отличительной чертой материка является то, что на нѐм нет постоянного населения. Есть только небольшие поселения - научные станции, предназначенные для проведения наблюдений за погодой, состоянием окружающей среды и научных исследований по метеорологии, гляциологии, геофизике, биологии, геологии. Согласно договору любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60 о южной широты (сайт РАЭ [электронный ресурс]). Общее количество человек, находящихся в Антарктиде, составляет летом человек, зимой человек. Ещѐ примерно 1000 человек, включая экипажи судов и ученых, присутствуют в водах Антарктики (статистика стран мира [электронный ресурс]). Российская Федерация имеет в Антарктиде 5 действующих научных станций (рисунок 1). К ним относятся: Беллинсгаузен, Мирный, Новолазаревская, Восток, Прогресс. Кроме действующих станций есть законсервированные: Ленинградская, Дружная, Союз, Русская, Молодѐжная, Полюс Недоступности, Советская. 3
4 Рисунок 1 Карта Российских Антарктических станций (сайт РАЭ [электронный ресурс]) Природные ресурсы Антарктиды. Антарктида богата разнообразными природными ресурсами, среди которых наибольшее значение имеют: минеральные, водные и биологические. Растѐт интерес к рекреационным ресурсам. В Антарктиде известны практически все виды полезных ископаемых. Проявления и признаки полезных ископаемых обнаружены более чем в 170 пунктах Антарктиды (рисунок 2). Докембрийские щиты наиболее богаты месторождениями металлов - железа, титана, хрома, марганца, никеля, меди, 4
5 золота, платины и других. А также месторождений слюды, драгоценных камней и самоцветов . Но согласно договору их добыча запрещена до 2048 года. Рисунок 2 Карта полезных ископаемых Антарктиды (горная энциклопедия [электронный ресурс]) Среди водных ресурсов большое значение имеют антарктические льды, в них сконцентрировано около 80% всей пресной воды Земли. Они представляют особый интерес с точки зрения перспектив использования их в качестве резерва пресной воды. Под ледяным щитом Антарктиды расположено более 140 подлѐдных озѐр, самым крупным из которых является озеро Восток. В работе 5
6 отмечается, что озеро находится в зоне пристального внимания учѐных всего мира, поскольку проводимые исследования смогут дать ответы на вопросы относительно естественных изменений климата, которые происходили, и будут происходить на планете (Зотиков, 2011). Биологические ресурсы материка очень бедны. В работе даѐтся краткая характеристика растительного и животного мира прибрежных островов и льдов, прибрежных оазисов, нунатаков и ледникового щита. Биологические ресурсы имеют большое значение для научных исследований. Один из видов цветущих растений луговик антарктический используют для выведения новых морозоустойчивых сортов пшеницы или ржи. В рекреационных целях в Антарктиде используются следующие природные ресурсы: геоморфологические, водные, биологические и ландшафтные (природно-континентальные и природно-аквальные). К числу наиболее используемых геоморфологических рекреационных ресурсов относятся: массив Винсон, пик Ульветанна, вулканы Эребус и Сидлей. Рельеф Антарктиды также благоприятен для осуществления спортивной рекреации. На ледяном плато проводятся легкоатлетические марафоны и велотуры. Водные ресурсы используются в таких видах рекреации как яхтинг, каякинг, подлѐдный дайвинг, купания в озѐрах. Ежегодно в водах Южного океана проводится гонка на яхтах вокруг материка. Также с водными ресурсами связано образование такого уникального рекреационного объекта как «кровавый водопад». Биологические ресурсы используются в познавательной рекреации. Антарктические оазисы используются в спортивной и познавательной рекреации. Несмотря на суровость климатических условий, интерес к Антарктиде постоянно растѐт, что подтверждается диаграммой (рисунок 3). 6
7 Рисунок 3 Динамика посещений туристами Антарктиды (IAATO [электронный ресурс]) В период с 2009 по 2012 год наблюдалась отрицательная динамика в связи глобальным экономическим кризисом. По данным IAATO число туристов на сезон гг. составило человек (IAATO [электронный ресурс]). Наибольшую популярность материк вызывает у американских туристов (таблица 1). Доля туристов из России составляет около 1%. Таблица 1 Количество туристов разных стран, прибывающих в Антарктиду (составлено автором по данным IAATO) Страна Количество туристов США Австралия 3833 Китай 3558 Великобритания 2313 Канада 1569 Германия 1479 Франция 911 7
8 Япония 715 Нидерланды 624 Другие 4426 Большая часть мест посещений расположена на Антарктическом полуострове. Всего же туристами посещается около двухсот мест, из которых менее 10% посещают более туристов. Экологические проблемы Антарктиды. Основной экологической проблемой Антарктиды является увеличение антропогенной нагрузки на материк, в связи с расширением человеческой деятельности на станциях и с увеличением потока туристов. Влияние туристической деятельности представлено в таблице 2. Таблица 2 Потенциальное воздействие туризма на природу Антарктиды (Коростелѐв, 2013) Деятельность Круизные путешествия Яхтинг Поведение суше на Потенциальные воздействия Воздействие на морскую фауну (пингвины, киты, тюлени) Подводное шумовое загрязнение Деградация окружающей среды от совокупного воздействия сточных вод и случайных загрязнителей (мусора, нефти, вредных жидкостей и пр.) Распространение неантарктических видов флоры и фауны Потенциальные морские аварии (например, столкновение судов) Вещи, случайно оказывающиеся за бортом Столкновения птиц с элементами морских судов (особенно ночью) Воздействие на морскую фауну (пингвины, киты, тюлени) Подводное шумовое загрязнение Фактор беспокойства для представителей фауны Нарушение репродуктивной активности животных Привыкание животных Случайно оставленные вещи (полиэтиленовые пакеты, камеры, бумага и пр.) 8
9 Воздействие на ландшафт (повреждѐнная растительность, нарушение снежного покрова и пр.) Воздействие на бентос при постановке на якорь Для решения экологических проблем большую роль играет создание охраняемых районов Антарктиды. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение Антарктиды имеет большое значение для мировой науки. Проводятся исследования метеоритов в Антарктиде. Ведѐтся постоянный мониторинг состояния окружающей среды Антарктики. В России вручаются государственные гранты на проекты по изучению современной динамики Антарктического ледникового щита. Формируется новая федеральная целевая программа по исследованиям в Антарктиде. В Антарктиде существуют перспективы освоения потенциальных минеральных ресурсов, но по Конвенции регулирования освоения минеральных ресурсов (1998), их добыча запрещена до 2048 года. В настоящее время в наибольшей степени используются рекреационные ресурсы Антарктиды. Представленные материалы в бакалаврской работе, характеристика природных ресурсов Антарктиды, картографический и разнообразный графический материал могут использоваться туроператорами при разработке туристических маршрутов в Антарктиду. 9
Антарктида Антаркти да континент, расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом. Антарктиду омывают воды Южного океана. Площадь континента составляет
МБОУ Верхне-Любовшенская ООШ имени В.Г.Куликова учитель географии Чекулаева О.А. Тема урока: «Природа Антарктиды» Цель урока: развивать творческое воображение на основе создания представлений о своеобразии
ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!,. -, ;,., ;, - ; -,.?? -?? -,???, -? -?, -.,.,. -,. 4 С ОДЕРЖАНИЕ 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17. 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33? 34-35. 36-37 38-39 40-41 - 42-43
Название команды Название доклада Тема доклада «Восток» Шестой континент Ж i Мы встревожены тем, что Антарктида может повторить судьбу остальных пяти континентов и потерять свой первозданный облик, будучи
VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают
Тестовые задания для проведения вступительных испытаний по географии разработаны на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации Артинского городского округа Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сухановская
Тематический план по географии 7 класс Всего 68 ч, 2 час в неделю Наименование разделов, тем Кол. часов Тема 1 «Введение» 3 ч 2 В том числе на работы практические контрольные примеч ание Тема 2 «Население
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» г.белгорода «Согласовано» Руководитель МО Рогуля Л.И. Протокол 1 от «28» августа 2015 г. «Согласовано» Заместитель
Недавно я прочёл книгу Елены Ленковской «Повелители времени. Две кругосветки». Её главные герои - современные подростки попадают в прошлое, в 1819-1820г.,и становятся участниками антарктической экспедиции
ГЕККОН_Доклад 1 2 Название команды Название доклада Тема доклада Морошка Мы в раздумье! Ж На уроках в 7 классе наш учитель географии интересно рассказывал об Антарктиде. Мы решали вопрос о том, что будет
Приложение к Образовательной программе на 2016-2017 учебный год (7-11 классы), утвержденной приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 21» г. Калуги 145/01-08 от 26.08.2016 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета
Календарно тематический план Тема раздела, урока Кол-во Сроки п/п часов Введение 3 Что изучает физическая география материков. Материки и части света. 2 Практическая работа: Обучение приемам работы с источниками
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ» ФАКУЛЬТЕТ БИОТЕХНОЛОГИИ КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА вступительных
Тема: Антарктида: географическое положение, открытия и исследования, природа. Цели урока: 1) образовательная сформировать представление об особенностях ГП материка; познакомить учеников с историей открытия,
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 23 июня 2015 года 336 Об утверждении Порядка создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения В соответствии со статьей
Пояснительная записка Рабочая программа по географии для курса 7 класса учитывает требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта. За основу взята программа А.И.Алексеева, В.В.Николиной
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч) ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.
Аннотация к рабочей программе по географии для 7 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 35 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района города Казани (общеобразовательный уровень)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Лавы Елецкого муниципального района Липецкой области Урок географии в 7 классе тема: Антарктида. Географическое
Тестовая работа по теме: «Биосфера. Географическая оболочка» Базовый уровень 1. Оболочка жизни 1) географическая оболочка 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера 5) атмосфера 2. Первым (нижним) высотным
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Туристские регионы мира» 1. Опишите физико-географические и экологические предпосылки, населенческий и историко-культурный факторы развития 2. Дайте оценку природно-рекреационного
Модули по предмету «География», функционирующие под Linux 1. Австралия и Океания материк и острова. Природа Австралии и Океании. П2 2. Антарктида - ледяной континент. Тематическая контрольная работа. К2
Содержание образования по географии в 6 9 классах Изучение географии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,
Билеты по географии 9 класс Билет 1 1.Формы, размеры, движение Земли и их географические следствия. 2. На территории Азиатской части России находятся крупнейшие угольные бассейны мира. Но при этом многие
Приказ от «29» августа 206 г.. 43 Рабочая программа География 6 класс на 206 207 учебный год Козлов А.Е. Первая квалификационная категория г. Скопин, 206г. Предметным результатом изучения курса «География»
Адаптированная рабочая программа для 7 класса VII вида по географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа
Приложение к рабочей программе УТВЕРЖДАЮ Директор И.А. Пудов Приказ от т Календарно-тематическое планирование по географии в 8 классе урока Тема урока 1 Что изучает физическая география Сроки проведения
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ 1. Стандарт общего образования по географии для поступающих в вузы. 2. Основание: подготовка предэкзаменационных материалов. 3. Цели: Изучение географии на
Уро ка Дата Календарнотематическое планирование по географии для 7 классов на 2015 2016 учебн год Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов» 7 класс. Изд. «Дрофа»,
Предметными результатами изучения курса «География» 8 классе являются следующие умения: осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять основные географические закономерности взаимодействия
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях,
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных
Календарно-тематическое планирование по географии. С использованием учебника Душиной И.В., Коринской В.А., Щенева В.А. «География. Материки, океаны, народы и страны». Москва, «Дрофа», 2009 год урока 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 127 с углубленным изучением отдельных предметов» г.перми Рабочая программа по географии для обучающихся 7 классов
Региональная комплексная контрольная работа ВАРИАНТ 1 Прочитай текст. Ещѐ в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической
1. Географическая характеристика Африки Климат - климатические зоны, морской климат или континентальный, осадки, температура. Водные ресурсы и их характеристика. Типы ландшафта - растительные зоны, их
ФОРМА_2 Название команды Название доклада Тема доклада Эковзгляд Антарктида последний резерв человечества?! Ж 1 28 января отметили очередную годовщину открытия Антарктиды, почти 200 лет назад российские
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения географии в основной школе учащиеся должны знать/понимать географические особенности природы материков и океанов, географию народов
География билеты/билеты 10, 10-11 Билет 1. 1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира. 2. ЭГХ Зарубежной Европы Билет 2. 1. Основные формы государственно- территориального
Разработка теоретических основ экологически чистых технологий и технических средств бурения и реализация их в условиях ледников Антарктиды с целью определения закономерностей изменения палеоклимата и биосферы
Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Абитуриенту разрешается
Карты география 6-7 классы 1 Великие географические открытия 1 Экологические проблемы Мира 2 Народы России 2 Народы Мира 3 Антарктида (физическая карта) 3 Арктика (физическая карта) 4 Природные зоны. Растения
Разработка урока географии в 7 классе. География материков и океанов. Тема: «Природа Антарктиды». Цели урока: 1. Обучающие: познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «География», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена
ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для поступающих в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в 2014 году Пояснительная записка Содержание вступительных испытаний определяется на основе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 69 имени С. Есенина г. Липецка Рассмотрена на заседании кафедры социальных дисциплин Протокол от Утверждена приказом МАОУ гимназии 69 г.
АРКТИКА И АНТАРКТИКА ТЕРРИТОРИЯ ОТКРЫТИЙ Художественнопросветительский проект Твой полярный круг Идея С помощью современных художественных приемов, основанных в первую очередь на технологии мультимедиа,
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков океанов, 7 класс М.: Дрофа,2013 2014-2015 учебный год урока Раздел Тема урока Количество часов
Планируемые результаты Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: показывать материки и части света; приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов; давать характеристику
Паспорт учебного проекта по географии Учебный проект «Загадочная Антарктида» Автор: Язовских Наталья Илларионовна, учитель географии МКОУ «Восточная средняя общеобразовательная школа» Частоозерского района
Еще в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили всякое, но чаще всего о том, что богата она золотом и алмазами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС НА 2016/2017учебный год сроки урок а план 1 Сент- 5.09 факт Раздел. Тема урока Введение. (1 час) Что изучает экономическая и социальная география
РАЗВИТИЕ ЭКОТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИРАКСКОГО КУРДИСТАНА Абдулрахман Ю.О. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Экологический туризм имеет широкие перспективы развития, и в современном
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях
1 Пояснительная записка Рабочая программа по Географии материков и океанов 8а, 9в, 9б классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по Географии материков и океанов, соответствующей
Календарно-тематическое планирование Физическая география. Материки и океаны. 7 класс Название темы урока Содержание темы Характеристика видов учебной деятельности Дата п/п план факт примечание Раздел
Название курса: «Человек и океан» Название на английском языке: Ocean and Mankind Трудоемкость (объем в аудиторных часах) 24 ч (12 лекций). Форма отчетности зачет. Аннотация Курс посвящен изложению широкого
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МКОУ «СОШ 1» / / ФИО 20 г. «Согласовано» Руководитель МКОУ «СОШ 1» / / ФИО Приказ от 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Мартыновой Любови Сергеевны, 1 квалификационная
Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет Географический факультет Демографические риски XXI века (к Международному дню народонаселения) Материалы III Межвузовской
Планируемые результаты освоения учебного предмета Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 22 г. Орла РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя высшей квалификационной категории Шишковой Марины Альбертовны ПО ГЕОГРАФИИ 6 класс (базовый уровень) 2014-2015
Тематическое планирование по географии для 8 класса учитель Миронова С.А. урока Тема урока Количество часов Что изучает физическая география России (час) Что изучает физическая география России Наша Родина
География 6 класс Содержание раздела (темы) Планируемые результаты изучения раздела (темы) Раздел «Географическое познание нашей планеты» Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни
Страница: 1 ТЕСТ 25 Фамилия, имя Прочитай текст. Класс ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ Ещё в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. Отважные моряки отправлялись
Пояснительная записка Рабочая программа по географии составлена на основе программы География. 6- классы. / Сост. Сиротин В.И. - М., Просвещение, 2006. Данная программа составлена для обучающихся 7а
30.08.2016г. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ФГБУ «ВНИИ ЭКОЛОГИИ» Разделы Наименование УДК 1 Научная литература 1700-1914гг. 1.1 Произведения классиков марксизма-ленинизма 1.2 Произведение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 73» Рассмотрено на заседании МС Протокол 1 от 28 августа 2017г. Принято на заседании Педагогического совета Протокол
Материально-техническое обеспечение кабинета географии (20) Оборудование кабинета: А) п/п Наименование оборудования Количество (штук) 1. Ученические парты 13 2. Ученические стулья 26 3. Стол учителя 1