Где живут белые медведи и пингвины. Место обитания белого медведя
Согласно распространенному мнению, белые медведи и пингвины живут там, где много снега и льда. Это так, но, хотя эти виды предпочитают экстремальные условия, в естественной среде на одной территории они не обитают. Белым медведям нравится Арктика, а пингвинам пришлась по душе Антарктида. Рассмотрим подробнее, где живут белые медведи и пингвины.
Белые медведи – среда обитания и повадки
В естественной среде белые медведи живут в приполярных районах северного полюса. Эти звери хорошо приспособлены к жизни в условиях жесткого севера с экстремально низкими температурами. Благодаря внушительным запасам подкожного жира и густому меху белые медведи комфортно себя чувствуют и на суше, и в ледяной воде. Такая среда обитания не мешает крупным хищникам вести полноценный образ жизни.
Белые медведи в природных условиях обитают в нескольких странах, среди которых Россия, Гренландия, Канада, Аляска и Норвегия. У крупных хищников нет склонности к миграции, они живут в конкретной области, отдавая предпочтение районам с открытой водой, так как рыба – излюбленная пища белого медведя.
В летнее время в силу повышения температуры белые медведи разбредаются. Некоторые животные встречаются даже на северном полюсе. Сегодня количество этих зверей по сравнению с предыдущими годами маленькое, но не критическое, поэтому говорить об исчезновении вида с лица планеты рано.
Белый медведь – крупный наземный хищник. В природе нередко встречаются самцы весом до 800 кг. Среднестатистическая масса мужской особи составляет 450 кг. Самки весят вдвое меньше, но перед зимовкой или во время беременности значительно увеличивают массу тела. Бурый медведь считается ближайшим родственником белого, поэтому скрещивание этих видов обычно заканчивается успехом.
Особенности сезонного поведения белых медведей
Поражает тот факт, что у белых медведей нет периода спячки. Они сохраняют активность в течение всего года. С приближением холодов животные активно набирают подкожный жир.
Своему названию полярные медведи обязаны оттенку меха. В зимнее время животные используют мех для маскировки. Особого внимания заслуживает сообразительность полярных медведей. Выжидая добычу, эти массивные хищники закрывают лапой нос, являющийся единственным темным пятном. Летом мех полярного медведя приобретает соломенный оттенок. Это заслуга ультрафиолетовых лучей.
Отмечу, что у полярного медведя многоуровневое «одеяние». Черную кожу, прекрасно поглощающую солнечное тепло, покрывает пушистый подшерсток. Также у животного имеются длинные защитные волоски. Они прозрачны и характеризуются отличной теплопроводностью.
Полярные медведи необычайно выносливы. Вопреки приличной массе тела, животные быстро перемещаются, используя преимущества скачкообразного бега. Нередко в погоне за добычей хищник преодолевает до 500 метров.
Белый медведь прекрасно себя чувствует и в воде. Без передышки он проплывает до 1 км. Еще это животное превосходно ныряет. В течение пяти минут он спокойно занимается подводной охотой.
В рацион белого медведя входит рыба, морские и сухопутные животные. Иногда на стол хищника попадают и тюлени. Благодаря приличному запасу жира он долго обходится без еды, но если удача улыбнулась, зараз съедает до 20 кг мяса.
Полярные медведи не пьют. Необходимую для полноценного существования жидкость они получают из пищи животного происхождения. Отмечу, что в силу холодного климата у них нет обильного потоотделения. Так что влагу они практически не теряют.
Пингвины – среда обитания и повадки
Пингвины – забавные птицы. У них есть крылья, но они не летают. На суше неуклюжи, зато в воде крайне грациозны. Многие люди придерживаются мнения, что они обитают только на территории Антарктиды. Это не так. Эту часть планеты населяют только 3 вида, остальным разновидностям нравятся более теплые края.
За исключением периода размножения и вскармливания потомства, пингвины держатся в открытом море Южного полушария. Основная масса птиц сконцентрирована в Антарктике и на территории близлежащих островов. В тропических широтах они появляются в местах с холодным течением Галапагосские острова, которые расположены вблизи экватора, считаются самым северным местом обитания пингвинов.
Где встречаются пингвины?
- Антарктида . Континент с суровым климатом, вечными льдами и экстремально низкой температурой стал идеальным местом для жизнедеятельности антарктического и Императорского пингвинов, а также вида Адели. С начала весны до середины осени они обитают в океане, после чего возвращаются на сушу, объединяются в колонии, строят гнезда, размножаются и вскармливают потомство.
- Африка . Жаркое африканское побережье, омываемое холодным Бенгельским течением, облюбовали очковые пингвины. Этот вид невероятно общителен. Неудивительно, что многие туристы ежегодно приезжают на мыс Доброй Надежды ради незабываемого общения с птицами.
- Австралия . Здесь обитает австралийский или голубой пингвин. Он отличается от других видов скромной массой и небольшим ростом – 1 кг и 35 см соответственно. Наибольшее количество представителей самого маленького вида сконцентрировано на острове Филлип-Айленд. Путешественники посещают это место, чтобы полюбоваться «Парадом пингвинов». Маленькие птицы собираются у кромки воды в небольшие группы, после чего враскачку маршируют к норам в песчаных холмах.
- Аргентина . На Оркнейских и Шетландских островах обитают Королевские пингвины, которые вырастают до метровой высоты. Власти Латинской Америки всячески оберегают этих птиц, что способствует увеличению популяции.
- Новая Зеландия . На здешних островах обитают Великолепные пингвины – самый редкий вид. Их отличительная особенность – проживание парами. В колонии они не собираются. В силу небольшого количества особей вид находится под защитой.
- Южная Атлантика . Золотоволосые пингвины встречаются на побережье Чили, на Фолклендских островах и Огненной земле. Их огромные колонии привлекают туристов удивительным пением самцы, которые так привлекают самок.
- Перу . Перуанское побережье, вдоль которого проходит холодное течение – обитель пингвинов Гумбольдта. По различным причинам их численность ежегодно уменьшается, всего насчитывается 12 тысяч пар.
Как видите, существует немалое количество видов пингвинов, каждый из которых обитает в своем удивительном уголке. Эти птицы уникальны, и человечество просто обязано сделать так, чтобы они и дальше радовали нас неповторимым видом и другими индивидуальными особенностями.
Особенности сезонного поведения пингвинов
Образ жизни пингвинов крайне необычный. Неудивительно, ведь эти нелетающие птицы используют крылья в качестве плавников, а в выращивании и вскармливании потомства принимают участие все родители.
У пингвинов период ухаживания заканчивается заведением потомства. Результатом совместных усилий семейной пары является яйцо. Оно нуждается в защите от снега, иначе под воздействием низкой температуры потомство погибнет на начальном этапе.
Самка осторожно перекладывает яйцо на лапы самца и отправляется на поиски пищи. Получив яйцо, самец окутывает будущего малыша брюшной складкой. Ему предстоит согревать яйцо в течение 2 месяцев. Нередко ради сохранения потомства самец прибегает к помощи других членов собратства.
После появления малыша самец кормит его молоком, за производство которого отвечает желудок и пищевод птицы. Молоко пингвина – невероятно питательная жидкость, в которой содержится в 10 раз больше жира и белка, чем в молоке коровы.
Пока отец занимается уходом за ребенком, самка ловит кальмаров и рыбу. Язык пингвина покрыт «иголочками», повернутыми в направлении глотки. Если добыча угодила в клюв, удрать не получится.
Охотятся пингвины стаей. Собравшиеся в большую компанию самки ныряют в воду и, широко открыв рот, на скорости влетают в косяк рыб. После такого маневра во рту обязательно оказывается лакомый кусочек.
По возвращении набравшая вес самка откармливает изголодавшихся членов семьи. В своем желудке заботливая мама приносит до 4 кг наполовину переваренной пищи. Маленький пингвин пересаживается на материнские лапки и в течение нескольких недель кушает принесенные деликатесы.
Видео материал
Где живут белые медведи и пингвины в неволе
Каждый посещавший зоопарк человек наверняка видел белого медведя. Для этих животных оборудуются просторные загоны, где создаются условия, максимально соответствующие естественной среде. Речь идет об имитации холодного климата, создании водоемов с ледяной водой и снежных убежищ.
: медведи - в приполярных районах северного полушария, пингвины - в водах Антарктики, у берегов Новой Зеландии, Южной Америки.
Сходство между ними в том, что те и другие живут в самых холодных районах Земли.
Где и как живут белые медведи?
Белые медведи обосновались на северных территориях России, Канады, США, на побережье Баренцева моря, Чукотского, острова Врангеля, Гренландии, на землях Лапландии. Когда погода благоприятствует, животные доходят до Северного полюса.
Их местом обитания стала даже Arctic desert - зона арктических пустынь, где зимой температура может опускаться до −60 °С, а в самое тёплое время года, в июле, поднимается только до +3 °С.
Большую часть года там дуют ураганные ледяные ветры, часты бураны, а в суровое арктическое лето, при почти постоянном 0 °С, небо затягивают серые тучи, а сушу окутывает туман с океана. Растительности в арктических пустынях нет, за исключением редких островков лишайника и мха. Нет животных, кроме белого медведя, песца, лемминга на суше, а в море - моржа и тюленя.
Как выживают медведи в арктической пустыне?
Они отлично приспособились к беспощадному климату!
Белый медведь, он же - полярный, умка, ошкуй,- самый большой сухопутный хищник на планете. Учёные и путешественники наблюдали животных до 3 м в длину и более 1 тонны весом.
Слой подкожного жира у медведя - до 10 см, а вместе с внутренним («нутряным», как говорят на севере) салом он составляет около 40 % от веса тела. С такой «грелкой» и одновременно «печкой» (жир - основной поставщик энергии в организме) умке не страшны чудовищный мороз Арктики, её бури и ветра.
Под стать жировой прослойке и мех белого медведя. Он имеет особую структуру: белые полупрозрачные ворсинки пропускают только ультрафиолетовые лучи и не пропускают инфракрасное излучение, не позволяя телу животного остывать. Ворсинки напоминают трубочки - внутри они полые и представляют собой воздушные камеры, что служит ещё одним барьером для холодного воздуха. Мех растёт даже на подошвах животного: в таких «валенках» зверь не скользит и не мёрзнет.
Уникальная теплоизоляция позволяет хищнику спокойно жить на снегу и , преодолевать десятки километров арктических пустынь и в прямом смысле ледяных арктических вод.
Где и как живут пингвины?
Семь видов пингвинов - императорский, пингвин Адели, антарктический, королевский, золотоволосый, папуанский и хохлатый - выбрали своим местом жительства ещё более суровую территорию - Антарктику, полярные области Южного полушария. На Южном полюсе зафиксирована в декабре 2013 года самая низкая температура на Земле - −91,2 °C. А в среднем зимой температура Антарктиды - −60 °C, летом - −30 °C.
Но, конечно же, сухопутные птицы пингвины не живут в столь чудовищных условиях. Так, хохлатый пингвин обитает на Огненной Земле, Тасмании, островах Субантарктики. Эндемик архипелага Снэрс - снэрский хохлатый пингвин - живёт на островах, которые густо заросли кустарником, деревьями. Субантарктический пингвин - на Фолклендских островах, Южной Георгии, Кергелене, Херде и других.
Самые большие и толстые птицы - императорские пингвины, которые весят в среднем 40 кг, распространены на юг, к Южному полюсу, дальше всех и живут на льдах, окружающих Антарктиду. Только для высиживания яиц они уплывают в более тёплые места.
Как пингвины не замерзают в Антарктике?
Нелетающие птицы в «чёрных фраках» приспособились жить пусть не в лютом холоде, как белые медведи, но в постоянной «прохладе», когда летом температура часто не поднимается выше + 5 °C, а зимой преимущественно −30 °C.
У них толстый слой жира - до 3 см, плотные водонепроницаемые перья, между которыми много воздуха - «воздушная камера». Но самое интересное - это лапы пингвинов! Они не только не мёрзнут, но и не примерзают ко льду, снегу.
Совершенно голые - без перьев, пуха - пингвиньи лапы имеют температуру всего +4 °C. Такая физиологическая настройка позволяет лютый мороз переносить как норму. При этом температура тела птицы - 39… 40 °C. Мудрая природа снабдила пингвинов уникальным механизмом кровообращения, организованного по принципу обратного оттока.
При нём горячая артериальная кровь на подходе к лапам проходит очень близко с венами и отдаёт часть своего тепла уже холодной венозной крови. Венозная кровь несёт тепло обратно к сердцу, а охлаждённая артериальная идёт в лапы, поддерживая в них всего лишь +4 °C. Если бы лапы пингвинов были горячие, они очень быстро бы отмёрзли, но сначала вмёрзли в лёд, погубив птицу.
Ещё один механизм защиты от холода - группы. Так, императорские пингвины собираются в плотную группу, нагревая воздух внутри неё до +35 °C, когда снаружи - -20 °C. Пингвины «циркулируют» в группе, переходя из центра к краю и обратно.
Где живут белые медведи и пингвины (урок-игра)
Цели: 1. Формировать представление о разнообразии природы Земли;
- 2. Познакомить с холодными районами земли - Северным и Южным полюсами, с животным миром этих районов;
- 3. Выполнить аппликацию из резаных ниток, прививать аккуратность;
- 4. Развивать любознательность, воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование: 1. Глобус;
- 2. Рисунки природы и животного мира Северного Ледовитого океана, Антарктиды;
- 3. Цветик - семицветик;
- 4. Образец аппликации; шаблоны медведя;
- 5. У каждого учащегося - картон голубого цвета, шерстяные нитки белого цвета, клей ПВА, ножницы, сигнальные карточки красного и зелёного цветов.
Пояснительная записка
Данный интегрированный урок окружающего мира проводился в 1 классе в III четверти в январе по тематическому плану.
Весь урок построен в виде игры-путешествия при помощи Цветика-семицветика. Отрывая лепесточки цветка, дети оказываются там, где живут белые медведи, пингвины; при этом произносят стихи из сказки: «Лети, лети лепесток, через запад и восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели!» Форма работы - хоровое разучивание . Повторение пройденного материала проводится в виде игры «Да - нет» с использованием сигнальных карточек. Знакомство с новым материалом идёт через рассказ учителя, работу по учебнику и в Рабочей тетради, через практическую работу - выполнение аппликации белого медведя из картона и шерстяных ниток, что способствует активизации внимания детей, интереса к предмету, развивает творческую самостоятельность. Для закрепления изученного материала в течение урока ведётся беседа о том, где побывали, что увидели и узнали. Итог подводится в виде задания на логическое мышление : «Охотятся ли белые медведи на пингвинов?» Если дети ответили на этот вопрос и обосновали свой ответ, значит, целей урок достиг.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, побываем в самых холодных районах нашей Земли, узнаем, где живут белые медведи и пингвины. Но сначала РАЗМИНКА.
II. Игра «Да - Нет»
Ранее изученный материал повторяется в виде игры.
У детей сигнальные карточки: зелёный кружочек означает ответ «Да», красный - «Нет».
Ребята, сейчас мы будем играть в игру «ДА - НЕТ». Я буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чём в них говорится, то поднимете зелёный кружочек, если вы не согласны - красный.
Учитель читает предложения:
- - В прошлом вы были взрослыми? (нет)
- - Настоящее - это то, что происходит сейчас? (да)
- - Суббота придёт после пятницы? (да)
- - Первый день недели это вторник? (нет)
- - Между средой и пятницей - четверг? (да)
- - Лето наступит после весны? (да)
- - Декабрь, январь, февраль - это зимние месяцы? (да)
- - Перед зимой идёт весна? (нет)
- - Понедельник, вторник, среда - это месяцы? (нет)
- - После осени наступает зима? (да)
Если было неправильное предложение, то дети исправляют его, например:
- В прошлом вы были взрослыми? (Нет, в прошлом мы были малышами.)
III. Работа над новой темой
- - Дети, давайте посмотрим на доску и вспомним тему урока (Где живут белые медведи и пингвины?)
- - А поможет нам узнать об этом Цветик - семицветик.
- (На магнитной доске прикреплён цветок с лепестками)
Один ученик выходит к доске, отрывает лепесток, и все говорят:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели!
Учитель продолжает:
- - Вели оказаться там, где живут белые медведи!
- (Дети закрывают глаза, учитель открывает одну половину доски, где вывешены картинки природы севера, животный мир)
- - Где же мы? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. (На севере )
- - Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Посмотрите задание 1 стр. 31 в Рабочей тетради и скажите, что нам понадобится? (Шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани)
- - На Земле есть очень холодный район - это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом (Учитель показывает на глобусе и на карте Северный Ледовитый океан). В этом районе Земли расположен Северный полюс. (Показ на глобусе)
- - Посмотрите стр. 72 учебника, кто нас встречает? (Ученики рассматривают рисунки и читают названия животных: морж, тюлень, треска, поморник, белый медведь)
Учитель рассказывает о белых медведях:
Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов - на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства «медвежьих». Он весит около 700кг, а длина его туловища достигает трёх метров.
Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растёт даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку им не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи - отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда. Медведи в самые лютые морозы купаются в ледяной воде. Они отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши.
Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.
Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша-медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1-2 месяца на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней в тёплой берлоге до наступления весны. Детёныши белых медведей остаются с матерью ещё примерно два года после рождения. Всё это время она их кормит, заботится о них.
VI. Практическая работа
А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей.
Учитель демонстрирует образец аппликации, и определяется порядок работы:
- 1. Обведи силуэт медведя по шаблону на картон голубого цвета.
- 2. Возьми белые шерстяные нитки и обмотай ими пальцы левой руки (если ребёнок «левша», то он обматывает пальчики правой руки).
- 3. Сними нитки с пальчиков и нарезай кусочками, длиной не более 1см.
- 4. Намажь медведя клеем и наложи резаные нитки. Работай аккуратно.
- 5. Густая шерсть готова, осталось сверху приклеить глаз и носик
- - Как это сделать? (Вырезать из чёрной бумаги небольшие кружочки и приклеить)
Ученики, выполнившие аппликацию раньше других, начинают делать задание 2 в Рабочей тетради стр. 31. Они находят отличия на рисунках. Затем задание проверяется.
VII. Физ.минутка
1. Медвежата с мамой жили, 2. Я мороза не боюсь,
Головой своей крутили. С ним я крепко подружусь.
Вот так, вот так! (Движения) Подойдёт ко мне мороз,
Вперевалочку ходили, Тронет руку, тронет нос.
И из моря воду пили. (Показать руку, нос)
Вот так, вот так! (Движения) Значит, надо не зевать,
А потом они плясали, Прыгать, бегать и играть
Лапы дружно поднимали. (Движения)
Вот так, вот так! (Движения)
VIII. Работа по учебнику
Читающие учащиеся по цепочке вслух читают текст на стр. 72 учебника. медведь пингвин антарктида ледовитый
Учитель задаёт вопросы по содержанию прочитанного:
- - Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида )
- - Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (Льдом и снегом )
- - Какой полюс расположен в этом холодном районе Земли? (Северный полюс )
- - Итак, ребята, на каком же полюсе живут белые медведи? (На Северном )
- - На Земле есть два полюса: Северный и Южный. (Учитель показывает на глобусе полюса) Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде? (Нет, потому что там тоже холодно )
А сейчас Цветик - семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде!
Снова читается хором стихотворение «Лети, лети лепесток…», ученик отрывает ещё один лепесток и учитель произносит желание:
Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе!
Дети в это время закрывают глаза, а учитель закрывает одну и открывает вторую половину доски, где висят картины с изображением природы и животного мира Антарктиды.
- - В каком районе Земли мы оказались? (В Антарктиде )
- - Какие животные здесь обитают? Знакомы ли вам они? (Дети сразу узнают пингвинов )
На стр. 73 учебника дети читают текст, знакомятся с животным миром Антарктиды. Учитель подробно рассказывает о пингвинах:
Жмутся к берегу крутому холода.
Строит вьюга голубые города.
Ветер носится по снегу, словно пёс,
Потому что щиплет нос ему мороз.
Даже лёд к такой погоде не привык,
И трещит по швам ледовый материк.
А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:
Выбегают на прогулку без пальто.
Им морозы - разморозы нипочём:
Антарктида для пингвинов - тёплый дом.
В чёрных фраках, в белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ. (Г.Гоппе )
Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков.
Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.
Рост пингвинов около метра. Голова и спинка чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда пингвины выходят на берег, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных чёрных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.
В Антарктиде всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец пингвин берёт яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Всё это время пингвин ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.
Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.
- - Как называется район Земли, где расположен Южный полюс? (Антарктида )
- - Чем покрыта поверхность этого огромного участка суши? (Толстым слоем льда )
- - Какие животные здесь обитают? (Пингвины )
IX. Итог урока
- - Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос. Давайте прочитаем этот вопрос на стр.73 учебника:
- - Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (Нет, потому что эти животные живут в разных районах Земли )
- - О каких холодных районах Земли мы узнали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
- - Какие полюса расположены в этих районах? (Северный полюс и Южный полюс ) Показать на глобусе.
- - Где живут белые медведи? (На Северном полюсе )
- - Где живут пингвины? (В Антарктиде )
- - Сегодняшнее наше путешествие подошло к концу. Как же нам вернуться домой?
Ученик отрывает ещё один лепесток, а дети хором читают стихотворение «Лети, лети лепесток…», учитель произносит желание:
Вели, чтобы наш класс вернулся домой!
Дети закрывают глаза, а учитель тем временем прикрывает вторую половинку доски.
Вот мы и оказались дома в нашем классе. Волшебный цветок нам ещё пригодится. Он поможет узнать, где живут слоны. Но это будет уже следующее путешествие и на другом уроке «Окружающего мира».
Спасибо за работу на уроке!
Белый медведь, без сомнения, является одним из самых удивительных животных нашей планеты. Об этом говорит даже тот факт, что этим величественным животным удаётся выжить в одном из самых экстремальных и холодных мест на Земле.
Все мы знаем, что белые медведи и особенно медвежата могут быть невероятно очаровательными, но многие люди не знают, что они также очень умны и изобретательны. Существует огромное количество фактов, которые стоит узнать об этих потрясающих гигантах. Чтобы расширить ваши познания о белых медведях, мы предлагаем вашему вниманию интересные и малоизвестные факты.
Сначала я решил определить точно, где живут белые медведи?
А живут они на Острове Северного Ледовитого океана – Арктика
. Эта территория отличается своеобразной погодой. Здесь долгая зима и очень короткое лето с белыми ночами, когда солнце почти не уходит с неба.
Снег лежит почти круглый год. Температура в это время может опускаться до – 60 градусов. Несмотря на то, что на северном полюсе очень холодно, там можно встретить животных. Одно из этих животных – белый медведь. Белые медведи нигде, кроме Арктики, не живут.
2. Внешний вид белого медведя
Белый медведь самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом.
Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы. Когда белый медведь идет по льду, лапы у него загнуты внутрь. Таким образом, этот большой зверь может удерживать равновесие и не поскользнуться.
Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими. Они прыгают в воду головой вперед или сползают задом. Ныряют с открытыми глазами и закрытыми ноздрями. Могут продержаться под водой до 2 минут.
У белого медведя под белым мехом- черная кожа!
Она прекрасно нагревается на солнце и помогает медведю быстро просохнуть.
Конспект
интегрированного урока
по окружающему миру
и трудовому обучению
по теме:
1 класс
Учитель начальных классов
Рядчина И. А.
МОУ СОШ № 8
Ст. Суворовская
Тема. «Где живут белые медведи?»
Цели. Формировать представление о холодных районах Земли (Северный Ледовитый океан, Антарктида), о разнообразии животного мира.
Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас» (авт. А.А. Плешаков); тетрадь; лист с тест - контролем; рисунки поверхности океана и суши, Муравьишки-Вопросика и Мудрой Черепахи, животных Арктики и Антарктики; трафареты белого медведя; тексты с описанием животных; звоночек; телевизор, аудио-и видеомагнитофоны, диск со слайд-шоу, кассета с записью песен для физкультминуток («Где-то на белом свете», «Пингвины», «Колыбельная Медведицы»); книжка с наклейками «Кто живет на полюсе»; глобус; клей; кусочки пряжи.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок-путешествие с определенным заданием. Мы будем учиться, путешествуя. Мудрая Черепаха приготовила нам загадки:
В черных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.
Дети. Пингвины.
У. Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет,
Густая белая шерсть его спасает,
От морозов согревает.
Д. Белый медведь.
У. Ребята, Муравьишка - Вопросик хочет знать, где живут эти животные. Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправимся в экспедицию. Во время путешествия мы понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на «хитрый вопрос», подумаем и дадим советы людям.
Одна группа (дети первого ряда) отправится на Северный полюс,
а другая группа (дети второго ряда) - на Южный.
Будем исследовать эти территории (показ на глобусе).
Наше путешествие будет проходить под девизом:
«Наблюдай и восхищайся. Изучай и береги!»
Как вы думаете, ребята, какая погода будет на плюсах?
Д. На Северном полюсе холодно, а на Южном полюсе тепло.
У. Так ли это? На самом деле и там, и там - холодно. Откройте рабочие тетради на с. 30. Сейчас мы выполним задание 1:
Представь, что вы с ребятами отправились в путешествие к Северному или Южному полюсу. Обведи, синим карандашом то, что понадобится в путешествии.
III . Физкультминутка
Выполнение упражнений под музыку песни «Где-то на белом свете» («Песенка про медведей»).
IV . Актуализация опорных знаний
У. Мы взяли с собой теплые вещи, так как на полюсах будет холодно. А как на глобусе можно увидеть, что там холодно?
Выслушиваются ответы детей.
Откройте учебник на с. 72 и прочитайте текст.
Дети читают.
- Как называются холодные районы Земли?
Д. Северный Ледовитый океан и Антарктида.
На доску вывешиваются карточки с этими понятиями.
V . Работа в группах
У. Наша экспедиция продолжается. На какой вопрос мы должны ответить?
Д. «Где живут белые медведи»?
У. На этот вопрос вы попытаетесь ответить в группах.
Первая группа отправляется на Северный полюс (в Арктику) - читает текст на с. 72 учебника.
Вторая группа отправляется на Южный полюс (в Антарктиду) - читает текст на с. 73.
Вопросы для первой группы
1. Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
Вопросы для второй группы
1. Как называется один из холодных районов Земли?
2. Какой полюс расположен в этом районе?
Дети читают текст и отвечают на вопросы на с. 72 и 73.
Внимательно рассмотрим рисунки. На них изображена жизнь на Северном и Южном полюсах. Расскажите о том, что увидели, по плану.
На доске:
ПЛАН:
Где вы побывали?
Что увидели вокруг?
Какие звери, птицы вам встретились?
Дети выполняют задание. Заранее подготовленные ученики делают короткие сообщения о - животных своей территории: первая группа - о поморнике, треске, о тюлене, морже и синем ките, вторая группа - о морском леопарде, ледяной рыбе, императорском пингвине, альбатросе.
- Чтобы вы представили размах крыльев альбатроса, я прошу трех из вас встать в шеренгу и вытянуть руки в стороны.
А теперь давайте посмотрим фрагмент из видеофильма «Гиганты Арктики» о белом медведе.
Дети смотрят фильм.
- Белые медведи обитают на Крайнем Севере, среди вечных снегов и льдов. Это самое могучее, сильное и хищное животное на Земле. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает 3 м. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Они отличные пловцы. Их излюбленная пища - тюлени, рыба, детеныши моржей. Медведь занесен в Красную книгу. На него и на моржей запрещена охота.
Учитель показывает Красную книгу.
-В каких районах вы побывали? Какие полюса здесь расположены? Чем они похожи? К какому выводу вы пришли? Давайте ответим Муравьишке - Вопросику, где живут белые медведи.
Дети отвечают.
VI . Физкультминутка
Упражнения выполняются под музыку «Пингвины».
VII . Самостоятельная работа
Учитель раздает детям листочки с тест - контролем. Дети выполняют задания.
VIII . Практическая работа
У. Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для вас вопрос. Прочитайте его.
Д. «Охотятся ли белые медведи на пингвинов»?
У. Как вы думаете?
Д. Не охотятся, так как эти животные обитают на разных полюсах.
У. Вы все хорошо работали и пришли к единому выводу, хотя работали в разных группах. Ведь это очень важно для нашей экспедиции.
На столе у вас лежат карты животного мира обоих полюсов и паззлы -наклейки с изображениями животных. Надо по очереди наклеивать части животных:
группа 1 - животных Арктики,
группа 2 - животных Антарктиды.
Работа выполняется в группах.
- Молодцы! Какие красивые карты! Никто из вас не ошибся. Значит, вы хорошо усвоили, где живет белый медведь, а где пингвин, и наша экспедиция не была напрасной. Какой совет мы можем дать людям, чтобы многие поколения видели этих животных не только на картинках?
Д. Беречь природу, не уничтожать животных.
IX . Творческая работа
У. А теперь вы будете работать в парах. Предлагаю вам смастерить белых медведей. У вас на столах лежат трафареты мишек. На них надо наклеить кусочки белой пряжи - это будет шерсть, которой покрыто тело медведя.
Работа выполняется под музыку песни «Колыбельная Медведицы».
X . Итог урока
У. Поднимите свои работы. Какие красивые белые медведи у вас получились! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей. Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Урок окончен!