Гала Дали. Четыре облика одной женщины: муза, мать, любовница и дочь
Эту знаменитую пару невозможно представить отдельно. Сальвадор Дали и Гала навеки остались запечатленными на фотографиях вместе, а их невероятная история любви стала классикой и обросла за многие годы легендами. Именно необыкновенная любовь и привязанность сотворила из талантливых, но обычных людей великого сюрреалиста Дали и его великую спутницу Галу.
В юные годы Гала была болезненным подростком, и в 1912 году ее отправили в Швейцарию лечиться от туберкулеза. В санатории «Клавадель» русская девушка познакомилась с молодым французским поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил сына в санаторий, чтобы он излечился... от поэзии. Грандель (позднее он взял другое имя - Элюар) от поэзии не излечился, а вот Гала от туберкулеза избавилась, но обоих одолел другой недуг, куда более опасный, - они влюбились друг в друга. Именно тогда она и назовёт себя Гала - с ударением на последнем слоге. Быть может, от французского слова, обозначающего "веселый, оживленный"?
Это был настоящий страстный роман, закончившийся браком. Но сначала влюбленным пришлось расстаться, Элюар уехал во Францию, Гала - в Россию, но они продолжали свою любовь в эпистолярном жанре, посредством обмена письмами. "Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик! - писала Элюару Гала. - Мне не хватает тебя, как чего-то незаменимого". Она обращалась к нему как к "мальчику", а иногда даже как к ребенку - это фрейдистское обращение говорило о том, что в Елене было сильно материнское начало, и она всегда любила моложе себя, хотела им быть не только любовницей, но и матерью. Опекать, наставлять, холить... Отец Элюара был категорически против связи сына с больной и капризной девушкой из и загадочной России. "Я не понимаю, зачем тебе нужна эта русская ? - спрашивал отец поэта. - Неужели тебе мало парижских?". Но в том-то и дело, что русская девочка была особенной.
Весной 1916 года Елена Дьяконова решила взять судьбу в свои руки и отправилась в вожделенный Париж. Ей шел 22-й год. Из-за службы жениха в армии свадьба задержалась, но все-таки состоялась (Гала добилась своего!) - в феврале 1917 года в церкви Святой Женевьевы, стены которой помнили Жанну д’Арк. Родители Поля Элюара преподнесли молодоженам огромную, из мореного дуба кровать. "На ней мы будем жить и на ней умрем", - сказал Элюар и ошибся: они умерли порознь.
Поль Элюар оказал большое влияние на Гала. Он превратил скромную русскую поклонницу Толстого и Достоевского в настоящую женщину, почти что роковую «вамп» (для этого у нее были все задатки), а она, в свою очередь, став ему музой, постоянно вдохновляла его на создание все новых и новых стихов. И все же романтическая роль жены поэта - не в духе Гала. Она открыто признавалась: "Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много , очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями".
Через год после бракосочетания родилась дочь Сесиль. Гала и Поль обожали дочь, но все равно нормальной семьи не получилось. Полю Элюару не сиделось на месте, разлуки и поездки за мужем не способствовали домашнему счастью. Возникло взаимное недовольство друг другом. Бурные ссоры сменялись не менее бурными признаниями в любви. "Мы вросли друг в друга» - так считала Елена. Но врастание все же оказалось не таким уж прочным. При этом не надо забывать, что Поль Элюар был поэтом, а, следовательно, смотрел на мир другими глазами, нежели обычные люди. Скажем так: он смотрел сумасшедшими глазами на сумасшедший мир. И соответственно отношения с женой так строил. Любил, к примеру, показывать фотоснимки обнаженной Елены своим друзьям, да и она постепенно вошла в роль не столь чистой, сколь грешной музы поэта. Не случайно вскоре образовался любовный треугольник: Елена - Поль Элюар - художник Макс Эрнст.
В сентябре 1929 года в поселок Кадакес, где тогда жил Дали, приезжает Поль Элюар с Галой.. Первая же встреча 25-летнего Сальвадора с 36-летней Галой была как удар молнии. Дали мгновенно и страстно влюбился в нее. Художник потрясен совпадением ее облика с придуманным идеалом, который так часто являлся ему во сне. Он вечно искал вокруг этот образ и вот, наконец, встретил. Дали 6ыло наплевать на реальность, в его воображении все уже решилось: отныне Гала принадлежит ему одному. Несмотря на то, что вместе с ней находятся муж и дочь Сесиль, страстный испанец уверен, что она ответит ему взаимностью.
Поначалу Сальвадор Дали терял разум в присутствии Галы и разражался смущенным хихиканьем, когда они разговаривали. В свою очередь, Галу очень смущал этот напряженный, "неадекватный" молодой человек. Когда Поль Элюар вернулся один в Париж, Гала взяла эту сложную сексуальную интригу в свои руки. "Мой мальчик, мы никогда не расстанемся" - так отреагировала Гала на это безумие. "Первый поцелуй, - писал Дали позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, 6ыл лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия".
Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Эта женщина обладала необычайной притягательностью». Женитьба на Гале пробудила в Дали неистощимую фантазию и новую невиданную энергию. Больше никто, кроме Галы, ему не был нужен. "Я разрешаю Гале иметь столько любовников, сколько ей хочется, - говорил Дали. - Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает". Дали рисовал свою жену очень часто, благодаря ему она стала едва ли не самой известной моделью XX века.
Эта сюрреалистическая Мадонна в житейских делах была холодной и достаточно рассудочной женщиной, поэтому с Дали они представляли две разные сферы: лед и пламя. "Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, - писал Сальвадор Дали. - Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться". До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Эта женщина помогла ему перешагнуть порог и насладиться сверкающими залами всемирной популярности. Появление Гала совпало с разрывом с группой сюрреалистов. Но произошло это не сразу. "Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть", - объявила она ему, и художник ей поверил."Я слепо верил всему, что она предсказывала мне".
Но Гала не только предсказывала, она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. "Никогда мы не сдавались перед неудачами, - отмечал Дали. - Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник". коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали". Дали и Гала любили подчеркнуть с помощью фотоснимков блеск и значимость своей публичной жизни: эта знаменитая красивая экстравагантная пара всегда оказывалась в центре внимания фотографов и излишне часто становилась объектом фотоохоты.
В 1934 году чета Дали отправилась в США - это был исключительно правильный ход, продиктованный поразительной интуицией Гала, она точно почувствовала, что именно американцам придется по душе и по карману талант Дали. И не ошиблась: в США Сальвадора Дали ждал сенсационный успех - страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно вдохновленных фантазией художника, - экстравагантных, провоцирующих забавных. Супруги вернулись домой богатыми и очень знаменитыми: Америка перевела талантливость Дали на высший уровень - в гениальность. Вторая поездка в США в 1939 году еще более укрепила первоначальный успех. Быстрому росту популярности Дали за океаном способствовали два обстоятельства - непревзойдённое умение устраивать публичные скандалы и частичный пересмотр художественных принципов, сделавший произведения испанского сюрреалиста более доступными широкой публике.
В Америке супруги живут все военные и первые послевоенные годы. Дали с помощью, естественно, Гала устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто и костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню в Нью-Йорке и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии и устраивает сюрреалистические балы. Короче говоря, фонтанирует вовсю!..
В конце 40-х годов супруги с триумфом возвращаются в Европу. Слава, деньги - все в изобилии. Все прекрасно, кроме одного: Гала стареет. Однако она не сдается и по-прежнему является моделью для многочисленных полотен Дали. Он постоянно рисовал ее в образе мифической женщины, эдакой "Атомной Леды" и даже с ликом Христа. На знаменитой картине "Тайная вечеря" можно узнать черты Гала. И все по тому, что художник не уставал боготворить свою музу. Гала, Градива, Галатея, мой талисман, мой клал, мое золотце, оливка - это только малая часть имен, которые давал живописец своей музе и жене. Высокопарные титулы и изощренно-чувственные прозвища составляли как бы часть «сюрреальности», в которой жили супруги. На одной из картин художника Христофор Колумб, ступив на берег Нового Света, несет стяг с изображением Гала и надписью: "Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег.
В 1964 году Гале исполнилось семьдесят лет. Она красила волосы, иногда уже надевала парик и подумывала о пластической операции. Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. "Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь", - убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель.
И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы "лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь". Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы - неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.
Последние годы Гала были отравлены болезнями и стремительно надвигающейся старческой немощью. "День смерти, - говорила она, - станет самым счастливым днем в моей жизни". Он наступил 10 июня 1982 года. Гала прожила 88 лет. Бурных и неповторимых. На погребении 78-летний Дали присутствовать отказался. Сальвадор Дали пережил Галу на 7 лет.
Сальвадора Дали вдохновляли извращения его жены. Она умела вызывать в мужских сердцах безумную страсть, не признавала верности, не знала границ в плотских наслаждениях, не ведала стыда. А привязанность к ней мужчин отдавала мазохизмом.
Многие мужчины мечтают о женщине, которая любила бы их бескорыстно и преданно, как мать, страстно желала обладать им, могла понять и поддержать морально в трудную минуту. Сальвадору Дали повезло - в своей жене он обрел мать, любовницу и друга в одном лице. Неспроста его жена Елена Дьяконова взяла себе новое имя Галá (ударение на последнем слоге, как у любого французского слова), что означает в переводе «праздник», «торжество». Для многих мужчин она стала тем фейерверком, который преображает ночь, а для Дали она была еще и источником вдохновения, Кастальским ключом.
Дама из ручки
С юных лет Сальвадор отличался от своих сверстников. Он смотрел на мир огромными голубыми глазами, его нежное личико обрамляли русые локоны… Мальчик напоминал ангела, скорбящего о судьбах мира, или Маленького принца, деликатно прикоснувшегося к заповедной тайне. Знакомые родителей говорили о малыше так: «О, это совершенно необыкновенный ребенок: не шалит, как его сверстники, может подолгу бродить в одиночестве и думать о чем-то своем. Очень застенчив. А недавно, представьте себе, влюбился и уверяет, что это на всю жизнь!»
Дело в том, что однажды один из друзей, навещавших родителей Сальвадора, перевернул жизнь мальчика, подарив ребенку авторучку. Это была необычная ручка: в стеклянном шарике мальчик мог любоваться прекрасной дамой, которая в пушистой шубке ехала куда-то на санях, а сверху на нее медленно падали хлопья снега. Эта ручка стала для Сальвадора настоящей реликвией. «Вырастет - забудет», - полагали старшие. Но Сальвадор не забывал о своем наивном, греющем сердце сокровище никогда.
Встреча с богиней
В сентябре 1929 года местом, где жил и творил молодой Дали, был поселок Кадакес, расположенный неподалеку от города Порт-Аьигата. Художник уже был известен в обществе своей эксцентричностью, паническим страхом перед женским полом, и, конечно же, необычной манерой живописи. В 25-летнем возрасте Сальвадор оставался девственником, предпочитая флирту и ухаживаниям чтение сочинений Фридриха Ницше.
Люди, общавшиеся с ним в этот период, говорили, что Дали - человек «с большими странностями». Его реакции были неожиданными и не свойственными взрослым людям. Внешний вид художника также вызывал пересуды. Худой юноша с закрученными вверх усами и набриолиненными волосами приковывал к себе взгляды прохожих. Сальвадор Дали носил рубашки из шелка невероятных расцветок, браслеты из фальшивого жемчуга и экстравагантные сандалеты - все это доливало масло в огонь, сплетни о нем не стихали.
Жизнь Дали изменила неожиданная встреча. Однажды он пригласил своих друзей погостить у него вместе с женами. В ожидании гостей - супругов Магрит и Элюар - художник изготовил духи, используя клей, козлиные испражнения и лавандовое масло. Именно этим ароматом он надеялся произвести на своих друзей незабываемое впечатление. Уже нанеся на свои волосы эту ужасную смесь, художник случайно выглянул в окно и остолбенел. Там стояла девушка, которая, как показалось Дали, волшебным образом сумела покинуть свое заточение, девушка из его авторучки, образ которой он свято хранил в своей душе все эти годы.
Сальвадор тут же отказался от своей шокирующей идеи духов - любовь порой способна возвращать рассудок людям. Он смыл с себя нанесенную жидкость, надел оранжевую рубашку и украсил свое ухо цветком герани. После этих приготовлений он, наконец, пошел встречать гостей. «Знакомьтесь, Дали, - произнес Поль Элюар , показывая на девушку, которая произвела фурор в душе художника. - Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях…» - эти мысли, подобно снежному вихрю, проносились в сознании художника. Он опять утратил самообладание (а вместе с ним и дар речи), забыл о рукопожатии и мог лишь хихикать да пританцовывать вокруг своей дамы сердца.
Потом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» : «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать - кисти выпадали из его пальцев. Все мысли Дали были сосредоточены на жене его друга.
Богиня, которой поклонялся Дали, не отталкивала его, принимая ухаживания как должное. Они много гуляли вдвоем в горах, оставив мужа дома. Но однажды, разрываемый противоречивыми чувствами, Дали накинулся на любимую и попытался задушить ее. «Что ты хочешь от меня, отвечай?! Что ты хочешь, чтобы я с тобой сделал?!» - так кричал он в Гала. «Покончи со мной!» - прозвучал ответ. Дали решил, что она просит убить ее, и потянул к обрыву. Но непостижимая, порочная Гала имела ввиду совсем не то.
Юность Гала
Елена Дьяконова была исключительной женщиной, обаятельной и расчетливой. Она, как магнит, притягивала к себе мужчин и умела их удержать. Ее первый брак был заключен с молодым поэтом Эженом Гренделем вопреки воле его родителей. Елене никогда не нравилось ее имя, и она просила знакомых называть ее Гала. Для своего супруга она также придумала красивый псевдоним - он стал называться Поль Элюар . Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы ему не встретилась эта удивительная женщина? Ее интересовала не только поэтическая слава, она хотела сделать своего мужа состоятельным, респектабельным человеком. Именно поэтому они переехали в Париж, где Гала быстро познакомилась с парижским бомондом и завела полезные связи в литературных и издательских кругах.
Спустя некоторое время у них уже имелся собственный особняк, Гала могла позволить себе жить в свое удовольствие, ее украшениям из драгоценных камней завидовали многие парижские модницы. «Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями» - так писала она в своем дневнике.
И действительно, посещая какой-либо светский раут, Гала производила сенсацию. Элегантные наряды от Шанель, умение вести себя в обществе, непреодолимое очарование ставили ее на недосягаемый пьедестал. Вскоре у нее завязался роман с художником из Германии Максом Эрнстом. В то время в свете были популярны идеи свободной любви, и о чувствах Гала и Макса муж узнал в числе первых. Однако даже не это, а знакомство и общение с Дали, разрушило их брак.
Начало совместной жизни
Развод с Полем Элюаром состоялся в 1934. Но и здесь Гала проявила редкую душевную чуткость, официально оформив отношения с Дали лишь после смерти бывшего супруга. Элюар не винил свою жену в измене, он до последнего вздоха не верил, что та разлюбила его, и надеялся, что однажды жена все же вернется под его кров. Но надеждам этим не суждено было сбыться.
Дали и Гала поселились в Париже. У художника начался период огромного творческого подъема, он писал картины, не отдыхая, но не чувствуя особого физического или нервного утомления. Он писал легко - как дышал. И картины его завораживали, меняли представления о мире. Свои картины он подписывал так - «Гала-Сальвадор Дали». И это справедливо - она была тем источником, из которого он черпал свои силы. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», - так говорила ему Гала. И он соглашался с этим.
Все бытовые заботы взяла на себя Гала, предоставив художнику творить, не отрываясь на обыденность. К продаже своих картин он также не имел никакого отношения - этим занималась она. В число ее добрых друзей входило множество тонких ценителей искусства, и она знакомила их с работами Дали. Одной из их первых побед было получение чека за картину, которую художник еще не написал. Сумма на чеке стояла солидная - 29 000 франков.
Сальвадор и Гала не знали нужды, они могли позволить себе подразнить публику странными выходками. Это провоцировало слухи, которые выводили из себя людей, имеющих иной склад характера. Так, о Дали говорили, что он извращенец, болен шизофренией. И действительно, его длинные усы, выпученные глаза невольно наталкивают на мысль, что гениальность и сумасшествие идут рука об руку. Но эти слухи лишь забавляли влюбленных.
Гала часто позирует своему мужу - она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери или Елены Прекрасной. Периодически интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм - это Я!» - говорил он, уподобившись королю-Солнце.
Но вот пришла старость…
Жизнь Гала была бы безоблачной до самых последних дней - если бы не старость!.. Женщина, привыкшая блистать, не могла смириться с морщинами, дряблостью кожи, поэтому пыталась помешать естественному процессу старения, принимая витамины, проходя курсы омоложения, делая пластические операции.
Диеты и молодые любовники тоже шли в ход, но и они не могли помочь ей на склоне лет. Одним из ее любовников был Джефф Фенхольт, исполнитель роли Мессии в рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда».«Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь», - откровенничала Гала при общении с журналистами. Когда интервью брали у Дали, он придерживался той же линии поведения: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». Была ли такая позиция искренней - нам этого уже не узнать.
На закате лет
На склоне лет Гала несколько отдалилась от Дали. Он купил ей средневековый замок - Пуболь , где она наслаждалась последними радостными днями со своими юношами. Но когда она сломала шейку бедра, альфонсы, конечно же, бросили свою госпожу, и она осталась в одиночестве. Гала умерла в клинике в 1982 году.
Гала попросила Дали похоронить ее в Пуболе, однако один из испанских законов запрещал перевозить тела погибших без специального разрешения властей. Закон был принят еще во времена, когда в Европе бушевала эпидемия чумы, и уже порядком устарел, но за его нарушение, тем не менее, Дали светила тюрьма. Его это не останавливало.
Обнаженное тело возлюбленной Сальвадор оборачивает в одеяло и садит в «Кадиллак» , как живую. С ними отправляются верный водитель Артуро и сестра милосердия. На случай, если авто остановят служители правопорядка, договорились сказать им, что Гала умерла в дороге.
Путь занял немногим более часа: «Кадиллак» прибыл в Пуболь, когда все уже было готово для погребения. В 6 часов вечера 11 июня 1982 года Гала Дали была захоронена в гробу с прозрачной крышкой в склепе замка в Пуболе после короткой церемонии в узком кругу.
С уходом Гала странности художника стали проявляться еще сильнее. Он навсегда оставил холст и кисти и мог целыми днями ничего не есть. Если его пытались уговорить, развлечь беседой, Дали становился агрессивен, плевал в медсестер, иногда даже кидался на них. Но он не бил женщин - только царапал им лицо ногтями. Казалось, он утратил дар членораздельной речи - мычание художника никто не мог понять. Теперь уже все были уверены в том, что безумие полностью овладело сознанием гения.
Без своей музы Дали прожил еще семь лет. Но можно ли эти годы назвать жизнью? Слишком большим оказался счет, который предъявила художнику судьба за его гениальные прозрения.
Когда же приступы не терзали художника, он просто сидел у окна с закрытыми ставнями и часами смотрел в пустоту.
Дали похоронили в Театре-музее в Фигерасе . Свое состояние и работы художник завещал Испании.
Тридцать лет назад скончалась одна из самых загадочных женщин – Гала Дали. Она умела вызывать в мужских сердцах безумную страсть, не признавала верности, не знала границ в плотских наслаждениях, не ведала стыда. А привязанность к ней мужчин отдавала мазохизмом.
Поль Элюар, поэт, первый муж Галы, любил снимать ее голой. Эти снимки он показывал друзьям. Ему доставляло удовольствие видеть, как мужчины пускают слюни, рассматривая в подробностях его женщину. На свою беду, а возможно, и на счастье он однажды показал такое фото и Сальвадору Дали. Совершенный контур стройных бедер, мягко закругленные ягодицы, осиная талия и маленькая грудь – это был идеал молодого художника. Такие формы он называл «сладкими». Женщина, которую он увидел, показалась ему воплощением его снов, именно такую он изобразил задолго до того, как увидел Галу, на картине «Останки». Поль заметил, какое впечатление произвела его жена на Дали. Но это лишь раззадоривало его. Он находил особое удовольствие в том, чтобы делить ее с другими мужчинами.
До замужества она хранила девственность. Но став женщиной в 23 года, дала волю своей склонности к блуду. С Полем они договорились сразу: в их браке на верность наложено табу. Их отношения разнообразила порочность, а к любовным приключениям друг друга они относились с восторгом.
«Пойми и сделай так, чтобы он тоже понял, я хочу, чтобы как-нибудь мы имели тебя вместе, как и было договорено», – писал Элюар своей Гале, узнав о ее новой интрижке на стороне.
Впрочем, он и сам не оставался в долгу. И сообщал жене об этом: «Дорогая Гала, я занимаюсь здесь любовью очень много, слишком много. Но что бы я ни отдал за одну ночь с тобой!» В другом письме он просил Галу не приезжать к нему во время менструации, чтобы не портить взаимного удовольствия. А удовольствие это заключалось во взаимной мастурбации. Супруги шли на любые эксперименты ради острых ощущений. На долгое время в их постели обосновался Макс Эрнст, художник. Спустя годы Гала с ностальгией вспоминала этот «замечательный брак втроем» и сожалела, что некоторые «анатомические особенности» не позволяли ей вступать в одновременный контакт с двумя мужчинами.
Показывая фото Галы Сальвадору Дали, Поль понимал, что она вызовет в нем бурю чувств. Элюару хотелось разделить секс с гениальным художником.
Гала и Дали встретились в Кадакесе.
– Элюар постоянно твердил мне о красавце Дали. Я чувствовала, что он просто толкал меня в его объятья еще до того, как мы познакомились, – откровенничала она.
«Встретив Галу, Дали изменился неузнаваемо, – вспоминал в своих мемуарах испанский режиссер Луис Бунюэль. – Он был занят одним – разговорами о Гале, он повторял каждое ее слово».
По словам Бунюэля, художник был ею околдован и ходил, как помешанный.
К 25 годам, к моменту встречи с Галой, Сальвадор все еще был девственником. По его же воспоминаниям, он постоянно пребывал в состоянии эротической подавленности. Выход находил только в мастурбации. И вот он встретил женщину столь же бесстыдную, насколько он был сам стыдлив. И с огромным облегчением Дали узнал, что Гала тоже обожает мастурбацию.
Молодой гений как нельзя вовремя попал в поле зрения Галы. Состояние ее мужа уже было промотано. И отсутствие денег очень тяготило ее. А тут молодой, гениальный, перспективный художник.
Сальвадор был в восторге от своей любовницы: Гала помогла ему усовершенствовать технику онанизма, которая облегчала достижение эякуляции. И этот восторг нашел отражение во многих его бессмертных творениях.
Гала ушла от мужа к Дали. Они прожили вместе больше сорока лет. Став женой Дали, она, разумеется, не поменяла своих сексуальных пристрастий…
И даже в 70 лет она по-прежнему хотела любви. Чем больше она старела, тем больше жаждала секса. Гала соблазняла любого, кто попадался ей на пути. Она убеждала, что Сальвадору все равно, что каждый из них живет своей жизнью. Да и Дали не опровергал ничего.
– Я разрешаю Гале иметь столько любовников, сколько ей хочется, – говорил он. – Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает.
Гала дарила молодым любовникам за постель с ней картины Дали, покупала им дома, автомобили. И Дали не скучал, вдохновляясь на творчество в обществе молодых красоток.
В 1968-м художник купил для жены замок. Она запретила ему навещать ее без предварительного письменного разрешения. Прожила Гала 88 лет. В последние годы любовь ушла из ее жизни. Наверное, поэтому она говорила, что день смерти станет для нее самым счастливым.
Краевед Ренат Бикбулатов категорично утверждает, что Гала Дали (Елена Дьяконова) «придумала» свое казанское происхождение
35 лет назад ушла из жизни женщина, которая одной из первых разглядела недюжинный талант молодого каталонца и с помощью которой художник не только обрел мировую известность, но и стал самым высокооплачиваемым живописцем ХХ века. По словам Галы-Елены, местом ее рождения была Россия, город Казань. Этот факт считался вроде как общеизвестным, пока им не заинтересовался местный краевед. С Ренатом Бикбулатовым встретился корреспондент «БИЗНЕС Online».
Гала и Сальвадор Дали
«РОДИЛАСЬ В ТАТАРСКОЙ СТОЛИЦЕ, НА БЕРЕГУ ВОЛГИ»
— Ренат Хайруллович, почему инженер завода ЭВМ вдруг заинтересовался такой далеко не компьютерной темой, как судьба супруги Сальвадора Дали?
— Все просто: в 1993 году завод, на котором я работал, перестал существовать, а я вышел на пенсию. Надо было чем-то заняться. Поскольку я был любителем книг (у меня порядка 10 тысяч томов), Казани, ее истории, то начал писать статьи в местные журналы и газеты. Примерно в 1998 году я увидел вот эту книжку — «Гала». Она меня заинтересовала, поскольку ходили слухи о том, что Гала родилась в Казани. И даже указывали дом, где она родилась. Некоторые выдержки из этой книги я опубликовал в газете, где заместителем редактора работал Рафаэль Мустафин, вы, наверное, слышали о нем (Рафаэль Ахметович Мустафин (1931–2011) — писатель, литературовед, литературный критик, публицист, редактор, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2006), лауреат премии комсомола Татарской АССР имени Мусы Джалиля (1976) — прим. ред. ) А я с ним учился в Казанском университете. Он тоже подключился к поискам. Информации о казанской жизни Галы было мало, и мы решили восполнить этот пробел.
Действительно, что мы знаем о казанском периоде жены знаменитого художника, о ее происхождении, семье, детстве? В книге «Казанский ретро-лексикон» казанский краевед Максим Глухов пишет: «Елена Дьяконова (1894–1982) родилась в Казани. Окончила Ксенинскую гимназию и Высшие женские курсы (1912). В 1916 году вышла замуж за французского поэта Поля Гренделя (впоследствии всемирно известного под именем Поля Элюара) и прожила с ним около 15 лет, навсегда оставшись для поэта „сестрой, подругой, возлюбленной и тайной“. После этого она сблизилась и в 1934 году оформила брак с выдающимся испанским живописцем».
Более подробный рассказ о ее детских годах в Казани и Москве я узнал из книги французского писателя Доминика Бона, изданной в России в русском переводе в 1997 году: «Дьяконова родилась в Казани — татарской столице, на берегу Волги. На Руси да и по всему Востоку женщины из Казани имеют легендарную репутацию: султаны рекрутировали их в свои войска, так как считали, что в сладострастии им нет равных. Она появилась на свет в 1894 году, 26 августа, под знаком Девы».
Ренат Бикбулатов
«ЕЕ МОЖНО БЫЛО БЫ НАЗВАТЬ УРОДЛИВОЙ»
«У нее славянская внешность: широкие скулы, крупный подбородок, огромный лоб, очерченный рот, матовый цвет лица; не красавица, однако, даже не хорошенькая. В овале лица и во всей внешности есть какая-то суровость, не хватает изящества. Если бы не густые, черные, завитые в локоны волосы, если бы не длинные сильные руки с округлыми ногтями, если бы не стройный стан, ее можно было бы назвать уродливой. Худая, с выступающими костями шеи и плеч, но довольно хорошо сложена. У тела ее гармоничные пропорции, у нее красивые ноги с тонкими лодыжками. Но первое впечатление говорит не в ее пользу. На первый взгляд, в ней нет ничего привлекательного, а высокомерный вид держит людей на расстоянии.
Она среднего роста, но держится так прямо и столь гордо несет свою голову, что кажется высокой. Ее внешность привлекает внимание. Но что в конечном счете выделяет ее из толпы (не только молодость и гордый вид) — так это взгляд. У нее черные глаза, лихорадочные и черные, блестящие и темные одновременно. Как смоль — полное соответствие сравнению».
— Отличное, но всего лишь описание. А как насчет конкретных фактов — помог ли вам француз в вашем исследовании?
— Да, книга Бона стала настольной; стала, что называется, хорошей отправной точкой для поисков. Читаем дальше:
«Что известно о ней? О ее недавнем прошлом совсем немного информации. Мать зовут Антониной, девичья фамилия матери — Деулина... Род Антонины Деулиной происходит из Сибири, где у семьи были золотые рудники. Но девушка всего лишь один-единственный раз со своими братьями и сестрой навещала бабушку в Тобольске. В Сибири жил также дядя, брат матери, с ним Елена едва знакома...
У девушки два старших брата, Вадим и Николай, и сестра Лидия, которая на восемь лет ее младше. У старшего, Вадима, такие же, как у Елены, черные волосы и темные глаза. Лидия и Николай светло-русые, у них сине-зеленые глаза, унаследованные от отца. Их отцом является Иван Дьяконов, точнее — являлся. Он умер в 1905 году, когда Елене едва исполнилось одиннадцать лет. Он был чиновником в министерстве сельского хозяйства. Елена никогда о нем не рассказывала».
— Но ведь министерства сельского хозяйства в Казанской губернии тогда вроде бы не было — это была столичная прерогатива. В провинции больше практиковались департаменты...
— Совершенно верно. Поэтому напрашивался простой вывод: подвергать сомнению и проверке все источники, невзирая на авторитеты авторов. Но пока вернемся к Бона:
«Елена не любила рассказывать о своем детстве, она была скупа на откровения о своем прошлом. Известно, что у ее матери был диплом акушерки, но она никогда не работала по специальности, а занималась творчеством — писала сказки для детей. Известно, что сама Елена любит читать... По тому, как она умеет приручать кошек, можно догадаться, что Елена к ним неравнодушна. Дома у нее остался черный кот. Сведения, неохотно сообщенные любителям порасспрашивать, незначительны и малоинтересны.
Во время знакомства с новыми людьми Елена никогда не произносила своего истинного имени, а использовала имя Гала, делая ударение на первом слоге. Имя редкое, видимо, уменьшительное от Галины. Гала — так ее называла мать. А ее настоящее имя, которое дал ей отец, так и осталось лишь в официальных документах...
Гала — нелюдимая, холодная, суровая, раздражительная, одинокая... до такой степени замкнута, что это наводит на мысль: не скрывает ли она что-нибудь? Есть ли ей о чем умалчивать? Тайна происхождения? Болезненные воспоминания? А может, она предпочитает навсегда отделаться от своего прошлого, чтобы не оживлять, думая о нем беспрестанно, неизбежное страдание. Елена ничего не говорит о своем прошлом, о своей биографии. Любой вопрос о предыдущей жизни выводит ее из себя».
Лена Дьяконова (или Галя, как любила называть ее мать)
«О ПРОЖИВАНИИ В КАЗАНИ ДЬЯКОНОВЫХ НЕТ НИКАКИХ ДОКУМЕНТОВ!»
— Тайны — настоящий хлеб краеведа. Что было по прочтении загадочной французской книжки?
— В «Казанских историях» я как-то давненько уже рассказывал о своих дальнейших действиях. А именно: чтобы приоткрыть завесу над секретом казанского рождения Елены Дьяконовой, узнать побольше о ее жизни в Казани до 1905 года, о ее семье, я обратился в государственный республиканский Национальный архив, где в течение года просмотрел буквально горы старой документации. Первые же результаты буквально шокировали! В метрических книгах казанских церквей за 1894 год не оказалось записей о рождении Елены Дьяконовой, не было аналогичных записей и о ее сестре Лиде, которая родилась в 1902 году. В документах казанских гимназий и школ ничего не говорится о том, что в какой-либо из них с 1894 по 1905 год обучались два ее старших брата, а также нет никаких упоминаний и о самой Елене.
Дальше — больше. Дом по улице Грузинской (ныне улица Карла Маркса, 55/29), где якобы в 1894 году она родилась и где проживала с семьей до 1905 года, оказывается, принадлежал известному для всех казанских краеведов коллежскому советнику Ивану Александровичу Котелову. Он жил здесь со своей семьей, больше никого из постоянных жильцов там не было. Кстати, этот дом известен еще и тем, что после ареста родителей в нем жил будущий знаменитый писатель Василий Аксенов. И еще: в адресных книгах Казани о проживании в нашем городе отца Елены — Ивана Дьяконова — тоже не говорится ни слова!
Кстати, в 2003 году в Казань приезжали кинематографисты из Испании, они готовили фильм к 100-летнему юбилею Сальвадора Дали. Так вот и они не обнаружили в нашем Национальном архиве никаких документальных подтверждений о дате и месте рождения Елены Дьяконовой!
Так что вывод из загадки, которую нам задала Елена Дьяконова, один: она не родилась в 1894 году в Казани, как и ее сестра Лида в 1902 году. Ее братья Вадим и Николай не учились в казанских гимназиях, а семья Елены Дьяконовой с 1894 по 1905 год не проживала в Казани.
Дом по улице Грузинской (ныне улица Карла Маркса, 55/29) в Казани
«ОНА НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЛЮБИТЬ ГЕТТО»
— Упомянув дом по улице Грузинской, вы сказали, что будущая сеньора Дали, по предыдущим версиям, в нем якобы проживала с семьей до 1905 года. Куда они оттуда съехали?
— Как уже было сказано, Иван Дьяконов умер в 1905 году, когда Елене еще не исполнилось 11 лет. Вдова с детьми переезжает в Москву. И то, что они там жили, — это уже известно вполне достоверно. Там Антонина Дьяконова вторично выходит замуж — за адвоката Димитрия Ильича Гомберга.
«Димитрий Ильич Гомберг, — читаем у Доминика Бона, — еврей только по отцу, что позволяет ему жить в Москве, в городе, котором евреям запрещалось проживать до 1917 года. Хотя дети Антонины православные, исповедуются раз в году, регулярно посещают богослужения и никогда не расстаются с иконами, живут они, однако, под одной крышей с человеком нерелигиозным, открыто проповедующим новые идеи свободы, справедливости и прогресса. Димитрий Гомберг — либеральный буржуа. Библиотека в его доме не украшение, но неотъемлемая часть существования. У себя он принимает своих друзей, таких же либералов, как и сам. Возможно, благодаря отчиму-еврею, чувствительному к эволюции нравов, очень умному и обеспеченному, у Елены рано развилось стремление к независимости. Она никогда не будет любить гетто.
Адвокат великодушно содержит семью своей жены в достатке, потому что, кроме четверых детей Ивана Дьяконова, он принимает у себя и двух двоюродных братьев, приехавших из далекой провинции учиться в Москву. Димитрий Ильич Гомберг оплачивает не только учебу, но еще и походы в театры, занятия спортом и, конечно, медицинское обслуживание, необходимое пасынкам и падчерицам. Специально для Елены он оплачивает расходы на дорогостоящее пребывание в санатории (Елена после окончания московской гимназии в 1912 году с января 1913 по апрель 1914 год лечилась от туберкулеза в швейцарском санатории).
Елена, по мнению братьев и сестры, вне всякого сомнения, его любимица; и это правда. Ходят даже слухи о том, что Димитрий Гомберг — настоящий отец девушки. Тень сомнения падает на ее происхождение. Она же сама, если бы и знала ответ этой загадки, предпочла бы второго отца первому. Она приняла линию поведения, от которой не отклонялась никогда: не говорить об этом...
Вместо того чтобы добавить имя отца к собственному имени, как это делается по русскому обычаю, Елена Дьяконова прибавляет к нему имя второго мужа матери. Поступая по-своему, она выбирает понравившееся сочетание: Елена Димитриевна Дьяконова. Это имя свидетельствует о значении в жизни молодой женщины отчима, который смог до такой степени заменить законного отца и был любим ею, что она взяла себе в отчество его имя...
В Москве семья Дьяконовых-Гомбергов живет в доме номер 14 по улице Трубниковской, на шестом — последнем — этаже нового дома, куда она въехала в поисках чистого воздуха: здоровье Елены с самого раннего возраста — постоянный повод для беспокойства Антонины и Димитрия. Физическое состояние мешало ей заниматься спортом, но не учебой. Елена, как позже и Лидия, поступила в лицей, точнее — в частную школу для девочек, в гимназию к Брюхоненко (это имя их смешило: по-русски «брюхо» — толстый живот). Елена, несмотря на слабое здоровье, была блестящей ученицей. В семестровых табелях у нее только четверки и пятерки — оценки превосходные, так как пятерку ставят за наивысшие достижения в учебе. Особенных успехов она достигает в русской словесности. Дома же Елена разговаривает по-французски со служанкой-швейцаркой по имени Жюстина...»
Анастасия Цветаева, Николай Миронов и Марина Цветаева
«НЕТ, ЦВЕТАЕВЫ БЫЛИ НАСТОЯЩИЕ»
— А дружба с сестрами Цветаевыми в гимназии Брюхоненко тоже из области слухов?
— Нет, на сей раз сущая правда. Доминик Бона пишет в своем исследовании о первой знаменитости, тоже — будущей, с которой Гала-Елену сводит ее потрясающая судьба. Действительно, писатель имеет в виду подругу-одноклассницу, которую звали Асей, — Анастасию Цветаеву, дочь университетского профессора истории и младшую сестру начинающей поэтессы, сердечно любимой, непревзойденной Марины Цветаевой. Ася и Елена были неразлучны. Но это Елена всегда приходила к Асе, в красивый дом Цветаевых в Трехпрудном переулке; атмосфера богатства и интеллектуальности, царящая в нем, казалась ей в высшей степени изысканной. В книге «Воспоминаний» Анастасия Цветаева так расскажет об их странноватой подруге:
«Описанию личности Гали Дьяконовой позднее и Полем Элюаром, и другими людьми искусства была посвящена не одна книга, стихи и статьи. И может быть, мой долг — рассказать, какой же Галя была в детстве. Один из самобытнейших характеров, мною встреченных. Взгляд ее узких, поглощающих глаз, движение волевого рта — и она была милее, нужнее всех, что глядели на меня с восхищением. Темы, все, были — общие. Стихи, люди, начинающиеся в вихре рождавшегося вкуса — причуды. В ней, пожалуй, сильней моего — некое оттолкновение; во взлете брови вдруг вспугивающий весь пыл застенчивости короткий взрыв смеха (в ее брате Коле повторенный кровным сходством). Она хватала меня за руку, мы неслись.
Чувство юмора в Гале было необычайно: смех ее охватывал, как стихия. Как нас с Мариной. Только была в ней Марине и мне не присущая, какая-то ланья пугливость, в которой было интеллектуальное начало, только внешне выражаемое мгновенной судорогой смеха, вскипающего одним звуком, почти давящим ее; взлетали брови, все ее узенькое лицо вспыхивало, и, озираясь на кого-то, на что-то ее поразившее, отпугнувшее, она срывалась с места: не быть здесь. Так некая часть ее сущности была — в убегании, в ускальзывании от всего, что не нравилось. Не осуждая, не рассуждая, она, может быть еще не осознав, отвертывалась. Девочкой в матроске, с незаботливо заброшенной на плечи — пусть живет! — косой, кончавшейся упрямым витком. Быть занятой ее толщиной, холить? Стараться — над косами? Гордиться? Взлет бровей, короткое задыхание смеха.
Мне казалось, я всегда знала Галю. Мы сидели — Марина, Галя и я — в воскресенье, в субботу вечером с ногами на Маринином диване в ее маленькой (через одну от моей) комнате и рассказывали друг другу все, что хотелось, подумалось, было. Мы водили Галю по нашему детству, дарили ей кого-то из прошлого, вздохом покрывая безнадежность подобного предприятия, и от тайной тоски легко рушились в смех, прицепившись к какому-нибудь нескладному выражению, словесной ошибке, поглощая из кулечка душистые, вязкие ирисы, любимые всеми нами больше других конфет.
— Н-не отлипает! Яз-зык прилип... — вдруг, еле ворочая им, говорил кто-то из нас, и делалось так смешно, что от смеха было больно, потому что в эту бездну, ненасытимую, как одиночество (его поправ!), вместе летели трое, связанные, как горцы. «Не тает...» — продолжал язык борьбу с ирисом. «Н-не растает...» — еле выговаривал утешающий. Пароксизм смеха походил на страшный рассказ Эдгара По.
— А бывало у тебя так, Галя?! — (я).
— А так с вами бывало, Галочка? — (одновременно со мной Марина)».
«Гала Дали не была ни художником, ни искусствоведом. И тем не менее навеки вписала свое имя в историю мировой живописи»
«ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?»
— О зарубежной жизни Елены Дьяконовой, о том, как она там превратилась сначала в мадам Элюар, а потом в сеньору Дали, узнать можно много и довольно легко, если не лениться. Но ваши выводы о том, что Гала в Казани совсем даже не родилась, а может статься, и вообще не бывала, не слишком ли категоричны?
— Минуточку терпения! Как-то в Москве я увидел на книжной обложке крупные заветные буквы — «Дали». Не мог я пройти мимо и не купить эту книжку. Автор опять же французский — Софья Бенуа, название — «Гала. Как сделать гения из Сальвадора Дали». Меня просто потрясло, что там упомянуты я и мои поиски. И вполне доходчиво, по-писательски, дается ответ на ваш вопрос. Читайте:
«Помните: краевед Ренат Бикбулатов вел тщательные поиски документов, подтверждающих происхождение русской Музы? Оказывается, узнав об этих поисках, хороший знакомый Бикбулатова — профессор-психиатр — рассказал, что у него как-то была пациентка, уверявшая, что знает семью Дьяконовых. По ее словам, Елена родилась в селе Антоновка, которое находится по дороге из Казани в Камское Устье. Краевед, обнадеженный поступившими сведениями, перелистал метрические книги двух церквей села за большой период, но и там ничего не нашел.
Зачем надо было супруге Сальвадора Дали сочинять историю про то, что она родилась на берегу Волги в Казани? «В этом вся Гала, — считает Р. Бикбулатов. — Эта женщина не могла поступить иначе — история ее жизни должна была вдохновлять, а для этого быть красивой. Почему бы не придумать, что Елена Дьяконова родилась в Казани? Ведь присвоила же она себе отчество отчима и стала Еленой Димитриевной. А потом и вовсе не Еленой, а Галиной. И это было в порядке вещей. Кто бы стал проверять, где она родилась? Согласитесь, Казань как нельзя лучше подходила для музы Дали, для ее образа русской женщины, в жилах которой текла татарская кровь. Казань знали в Европе благодаря университету. А еще семья Дьяконовых если была не богатой, то очень зажиточной. Но в смутные годы, когда началась Октябрьская революция, а в сталинские годы — репрессии, разве могла Гала сказать, что в их семье водились деньги? Наверное, нет. А чтобы никто не мог проверить, что это не так, Гала могла еще больше запутать следы и соврать про место своего рождения».
— Обидно, если так... И Рафаэль Мустафин, ваш спутник по этим поискам, был согласен с этими выводами?
— Давайте так: оставим ваш вопрос риторическим, а под занавес прочитаем у Рафаэля Ахметовича следующее: «Гала Дали не была ни художником, ни искусствоведом. И тем не менее навеки вписала свое имя в историю мировой живописи. Ей посвящены десятки статей и специальных исследований. Ни один из теоретиков искусств, писавших о Сальвадоре Дали, не обходится без упоминания ее имени и признания той огромной роли, которую она сыграла в судьбе художника. Многие искусствоведы проводят параллель между Галой и русскими женами Пабло Пикассо, Луи Арагона и других выдающихся деятелей западной культуры. Справедливо отмечают, что русские женщины внесли в мировое искусство особый шарм и интеллектуальный блеск. Более того, сами истоки французского сюрреализма связывают с влиянием России и русских женщин».
БЕЗУМНЫЕ ОРГИИ Сальвадора ДАЛИ.
Вика САРЫКИНА.
Ему приписывают интимную связь с родной сестрой и любимой
моделью Анной-Марией. Весьма нежные отношения с Федерико Гарсиа
Лоркой. И сексуальную связь-интрижку с богатейшим английским
покровителем. Но по-настоящему он был только с НЕЙ. С той, кого
его отец называл "русской шлюхой-наркоманкой". С той, про кого
его друзья говорили: "Она была его половиной, а он - ее рабом". С
той, которую он сам описал как "женщину, внедрившуюся в мозг и
лишившую меня личности". Между непродолжительным знакомством и
состоянием, которое Сальвадор Дали и Галарина стали называть
одним словом "мы", - всего месяц. Этот месяц они провели в
Испании. Не вылезая из постели, где занимались любовью в не
совсем привычном понимании. Биографы Дали скромно называют это
"самоэротикой". Медицина - мастурбацией. Впоследствии Галарина,
памятуя об этом "медовом месяце", будет привлекать в их интимную
жизнь посторонних людей. Пока не превратит ее в шоу, которое
назовет "Парижским кабаре": когда ею по очереди будут владеть
друзья Сальвадора, а он, занимаясь "самоэротикой", взирать со
стороны. И любить ее. И ненавидеть. Все больше и больше любить и
ненавидеть.
Дом с какашками. Пару месяцев назад мне страшно повезло - я
попала в театр- музей великого сумасшедшего каталонского городка
Фигурес. Розовый дом-дворец, "уляпанный" снаружи и изнутри
огромными каменными какашками. Дали сам спроектировал здание. И
сам его построил. Он здесь жил. Он здесь работал. Здесь он умер и
здесь похоронен.
Автомобиль Дали. Сюрреалистические скульптуры Дали. Наброски
Дали. Белоснежная кровать, прикупленная Дали в каком-то
французском борделе. Ночная ваза Дали. Диван Дали в виде
легендарных алых губ. Картины Дали.
Почти все холсты - Галарина. Набросок ее фигуры. Или ее
портрет. Или ее профиль. Галарина у зеркала. Галарина у моря.
Галарина, превращающаяся в мужскую голову. Галарина,
протягивающая свою розовую сморщенную пятку Дали. Галарина с
бантом. Галарина в шляпке. Галарина с платком. Галарина,
Галарина, Галарина...
"Сон кладет свою руку на плечо человеку" - Галарина изображена
в виде мечты, голова которой сделана из цветов. "Сон, вызванный
полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения" -
Галарина, лежащая на каменной плите: один тигр прыгает на Галу,
другого пожирает рыба. "Галатея сфер": голова Галы состоит из
вращающихся сфер. "Обнаженный Дали, размышляющий перед лицом
Галы". И так далее, и так далее.
По мнению историков, сюжеты большого числа картин Дали
основывались на его сложных проблемах сексуальности. В "Великом
мастурбаторе" голова вырастает из массивной глыбы. Шея переходит
в женскую голову, губы которой тянутся к мужским гениталиям. В
другой картине, "Первые дни весны", художник изобразил парочку:
мужчина сует свои горящие руки в ведро, из которого вырастает
очертание фаллоса.
В 49-м году Дали просит аудиенцию у Папы римского, на которой
умоляет благословить картину, изображающую Мадонну. Вряд ли Папа
римский знал, что позировавшая для Мадонны была одной из самых
распутных женщин века.
Секрет от секрета. Никто не знает, когда и при каких
обстоятельствах эта женщина появилась на свет. Сама она
тщательнейшим образом скрывала свою биографию, создавая о себе
легенды. Ее раб Дали всячески ей в этом потворствовал, называя
Галу "секретом от секрета".
Дата ее рождения не известна ни одному биографу Дали. Можно
только приблизительно сказать: она была старше своего раба на
10-16 лет. Ее отец? Это еще одна тайна, покрытая мраком. Елена
Делувина-Дьяконова, впоследствии ставшая Галариной (Галой),
родилась в России. В Казани, на Волге. Муж ее матери исчез в
неизвестном направлении (но вот когда - до или после рождения
Галы?). Мать не смогла доказать смерть мужа и стала жить во грехе
(гражданским браком то бишь) с весьма преуспевающим адвокатом.
Некоторые утверждают, что этот адвокат и был настоящим отцом
Галы.
Когда девице было около осьмнадцати лет, ее отправили в
Швейцарию - лечить туберкулез в клинику для безнадежных больных.
Там Гала вкусила прелесть любовных утех с таким же безнадежным
- Полем Элюаром, поэтом. Любовь сотворила чудо: через два года
они восстали из пепла. Прощание было долгим и мучительным, Гала
собиралась обратно, в Россию. На прощанье влюбленные поклялись
друг другу в верности, решив пожениться, как бы в дальнейшем ни
складывалась жизнь. Через несколько лет в Париже они исполнили
обещание.
Превращение. После рождения дочери Сесиль Гала заводит хобби,
активно подключая к нему своего мужа, - групповой секс. Элюар
ничего против не имел, наоборот, ему доставляло удовольствие
смотреть на Галу, которой владел другой мужчина, под конец Элюар
даже присоединялся к действу.
От чистого русского ангела не остается и следа. Ангел
превращается в ненасытную похотливую сучку Галу. Она заводит
роман с художником Максом Эрнстом. И все бы хорошо, любовь втроем
устраивает всех участников. Если бы не одно обстоятельство:
художник женат. Каково было обманутой жене, можно судить по ее
же высказываниям о Галарине: "Эта почти молчаливая алчная женщина
докатилась до того, что стала подбивать своего мужа завести со
мной роман, чтобы заиметь Макса, и, наконец, решила сохранить
обоих мужчин с любезного согласия Элюара".
Однако в один прекрасный момент ненасытная Гала поняла, что
все эти связи с художниками-поэтами не сулят ей никаких
материальных благ. Ей же нужен тот, кто смог бы обеспечить
беззаботную Галаринину жизнь на очень долгие годы. Даже если ей
придется сделать такого мужчину самой.
И она нашла. И сделала такого мужчину.
Через несколько месяцев она знакомится с Сальвадором Дали.
Первая встреча. Гала познакомилась с Дали в прекраснейшем
городишке Каталонии Кадакес: там, у лазурного моря, белоснежные
дома утопают в серо-синей дымке, спускающейся с гор.
Июль. Жара. Весьма неопределенное время для Испании - 1929
год. Но Элюар, год назад услышавший при мимолетном знакомстве с
Дали о непорочном очаровании Кадакеса, все-таки решается ехать в
Каталонию с женой и дочерью Сесиль.
Они познакомились у дома отца Дали. Он был в окружении друзей.
Рядом - младшая сестра Анна-Мария, любимая модель Сальвадора и,
по утверждению местных жителей, его любовница.
Именно она первая, перехватив взгляд брата, брошенный на Галу,
почувствовала приближение опасности. Она расскажет об этом через
сорок лет. Когда мир будет гадать: сделала ли Гала Дали тем, чем
он стал, или он стал тем, чем стал, вопреки Гале?
Ему было 25. Ей - 36 (37, 38, 39 -?). Он не понравился ей.
Она сказала Элюару, что Дали похож на танцора аргентинского
танго: слишком женственная внешность, напомаженные волосы,
ожерелье из жемчуга и эти тоненькие усики! Он будет выглядеть так
еще несколько их встреч, а потом напишет: "Разве не для нее я
вырядился самым дурацким, дичайшим образом? Разве не для нее я
умащивался козьим пометом и лавандовым маслом, разве не для нее
искровянил себе бритвой подмышки? Но вот она пришла, и я не в
состоянии предстать перед ней в таком виде... Я скинул дурацкий
наряд, снял украшения... Но ожерелье, якобы жемчужное, и красную
герань за ухом решил оставить... И понесся навстречу Гале, но
вместо того, чтобы приветствовать ее, расхохотался. Она
обратилась ко мне с каким-то вопросом, и ответом ей был
истерический хохот. Я не мог вымолвить ни слова".
Галу же нервировал этот постоянный хохот. Ее смущал этот
напряженный молодой человек и его озабоченность мастурбацией и
кастрацией. А он не мог тогда объяснить, что: "Говорить с нею я
не мог, зато всячески старался услужить ей: кидался за подушкой,
чтобы поудобнее усадить ее на тахте, бежал за стаканом воды... И
с несказанным восторгом сто раз на дню помогал переобуть
сандалии... В начале нашей любви с Галой я был явно нездоров
душевно... Припадки хохота... сопровождали судороги и прочие
симптомы истерии. И если на прогулке моя рука ненароком касалась
ее руки, меня пробирала дрожь, и дождь мелких зеленых яблок,
плодов моей любовной мечты, обрушивался на мою голову - так,
словно не руки наши соприкоснулись, а мощная великанья десница
сотрясла деревце моей страсти, осыпая незрелые плоды".
Их прогулки со случайными прикосновениями длились достаточно
долго - во всяком случае, "достаточно долго" для не
ограничивающей себя в случайных связях Галарины.
Иудин поцелуй. Однако доподлинно известно, как началась их
интимная связь.
Дали страдал комплексом высоты. В своих записях он отмечает,
что ему безумно хотелось прыгнуть с обрыва или столкнуть кого-
нибудь с высоты. Однажды он завел Галу на одну из самых высоких
скал и предложил поиграть: "Мы откалывали большие куски гранита,
подтаскивали их к самому краю, скидывали вниз и смотрели, как
бесконечно далеко внизу они низвергаются в море или разлетаются
вдребезги, ударяясь о камни". Эти прогулки по скалам приводили
Дали в трепетный восторг от следствия близкой опасности,
сладостного и губительного. Так он скажет потом.
Гала же все чаще и чаще говорила о том, что скоро в их жизни
произойдет что-то очень важное: "Скоро ты узнаешь, что мне от
тебя нужно!" И вот однажды осенью, в одну из таких прогулок, Дали
обнял ее и спросил: "Что мне делать с тобой?" Гала со слезами на
глазах ответила: "А если я скажу и ты не захочешь, ты никому не
скажешь?" И: "я поцеловал ее в губы - впервые в жизни я так
целовал. Я и не знал прежде, что это такое... Я понял, что
времени мне отпущено ровно на одну фразу, и вскричал, тиранствуя
и издеваясь: "Что мне с тобой сделать?" И Гала приказала: "Прикончи меня!"
...Я был ошеломлен, растерян, подавлен. Вместо приказа любить,
которого я ждал и страшился... услышал другое... Гала возвращала
мне мою страшную тайну.
Тот, иудин поцелуй, спас ей жизнь и воскресил во мне душу.
...Первый поцелуй, когда столкнулись наши зубы и переплелись
наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас
кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия".
Такие же образы стали рождаться в последующих работах Дали:
отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм.
Чистый фрейдизм: все эти образы напоминают о неистовом
сексуальном освобождении молодого человека.
Бегство. Гала казалась Дали утонченной самоуверенной женщиной,
вращавшейся долгое время в высших художественных кругах Парижа, в
то время как он, по его словам, был всего-навсего простым молодым
человеком из маленького провинциального городка на севере
Испании.
Хотя на самом деле имя Дали уже было известно Парижу. А
Гала... Она гипнотизировала его. Она порабощала его. Она
заставляла его сделать выбор: или он покидает дом отца, который
Дали боялся потерять больше всего на свете, или он потеряет ее.
Дали возненавидел ее. "Она явилась, чтобы разрушить и
уничтожить мою твердость, - напишет потом Дали. - Она мешала мне
работать, исподтишка внедрялась в мой мозг, она лишала меня моей
личности". Дали тянул с решением. Вплоть до самого отъезда Галы в
Париж. Но очень скоро Дали сдался. Гала бросает мужа, убедив Дали
ехать с ней в испанский город Ситгес близ Барселоны. За несколько
дней до его персональной парижской выставки.
Там, запершись в комнате, они отрезали себя от остального
мира. После этого побега он относился к своей выставке как к "их"
выставке. Порабощение было полным и безвозвратным.
А это бегство продолжалось всю их супружескую жизнь, даже
тогда, когда Дали стал скандально знаменитым. Гала же на
неистовую страстную любовь Дали постоянно твердила: "Мой мальчик,
мы никогда не расстанемся".
Но официально поженились они только через много-много лет.
Они питались объедками и общались с принцами. Несмотря на то,
что известность Дали росла с каждым днем, супружеская жизнь
влюбленных была омрачена отсутствием денег. Они жили в небольшой
квартире-студии в Париже. Гала бродила по рынкам, подбирая
подпорченные овощи, чтобы можно было прокормиться. Иногда
продавала его картины или сюрреалистические идеи (например,
искусственные ногти с вделанными в них зеркальцами).
Но, несмотря на отсутствие денег, их полюбило высшее общество.
Их боготворили, называли сенсацией и наперебой приглашали в
гости. "Она не показывала, что она самка, - вспоминает принц
Жан-Луи Фосиньи-Люсинж. - Да, она не показывала, что она самка, а
это было сущностью ее характера. Она была тверда, сделала Дали,
дисциплинировала и содержала его в порядке.
Они действительно совсем не имели денег, но это был лучший
период в его жизни, когда он нарисовал свои лучшие картины".
Женитьба на Гале пробудила в Дали новую неисчерпаемую энергию.
В его творчестве начался плодотворный период. В это время его
личный сюрреализм полностью превозобладал над нормами.
Теперь у Дали было несколько путей, по которым он мог
освобождать вдохновение из подсознания: фрейдистско-сексуальная
тема, параноидально-критический метод и теории современной
физики. Гала также почти всегда присутствовала на его картинах и
набросках для картин.
Его легендарный "Ангел" - интерпретация картины французского
художника девятнадцатого века Милле. (На знаменитой картине,
горячо любимой викторианцами за пропитывающие ее благородные
чувства, были изображены крестьянин и крестьянка, склонившиеся,
как во время молитвы, после работы.) В своей же работе Дали дал
совершенно другую интерпретацию сцене Милле: женщина похожа на
хищную птицу, которая собирается напасть на своего спутника и
съесть его.
Парижское кабаре по средам. Она действительно была хищницей.
Ревнивой и похотливой хищницей. В тридцатых годах Гала и Дали
познакомились с богатым английским коллекционером и меценатом
Эдвардом Джеймсом, он заключил весьма выгодный контракт с Дали.
Отношения между англичанином и испанцем начали принимать весьма
неожиданный для Галы оборот. Чувствуя, что Дали уходит из-под ее
власти, она закатывала безумные сцены мужу. Джеймс как-то оставил
в своем дневнике такую запись: "Гала больше чем догадывалась, как
близки Дали и я были... Однажды ночью в отеле она устроила сцену
ревности, переросшую в скандал. Тогда Дали вбежал в мою комнату
только в пижамной куртке и в слезах... он стоял у двери,
протестуя, говоря, что больше не может вынести придирок Галы по
поводу Лорки, а сейчас и меня". Но одно обстоятельство резко
охладило пыл Галарины: браслет в виде змеи из золота с изумрудами
работы XYII века. Этот браслет Дали нарисовал на знаменитом
полотне "Галарина".
Однако все чаще и чаще Гала стала появляться на публике без
Дали, в компании молодых и совсем молодых любовников. Она давала
им деньги и задаривала подарками. И, не стесняясь,
демонстрировала свои связи обществу и мужу. Дали не ревновал ее.
Однажды он признался своему другу: "Я позволяю Гале иметь
любовников, когда она хочет. Я поощряю ее и помогаю ей потому,
что это меня вдохновляет".
Вдохновение Дали доходило до того, что по средам он и Гала
устраивали в своей парижской квартире представления: она
занималась с одним или несколькими мужчинами любовью публично, а
Дали, не очень любивший физический контакт, получал
удовлетворение, наблюдая за действом. Говорят, однажды Гала
предавалась на глазах Дали любовным утехам с бывшим мужем
Элюаром.
Они были - "мы". В конце 60-х Дали купил Галарине замок
недалеко от Фигуреса, украсив его своими картинами и дорогими
роскошными вещами. Ему же позволялось навещать жену только с
письменного разрешения.
Многие считали, что это разрыв. Окончательный разрыв между
двумя легендами. Но это не так. Гала была движущей силой Дали,
серым кардиналом. Их жизнь и партнерство были неразделимы. Они по
-прежнему были "мы".
Гала и Дали всегда управляли своими делами и его постоянно
растущим богатством с расторопной деловитостью. Именно Гала
настояла на том, чтобы брать деньги за его выступления перед
публикой, и внимательно следила за частными сделками по покупке
его картин.
Она была необходима ему физически и морально.
Поэтому, когда она долго умирала (на их кровати, в комнате,
которую она когда-то делила с Дали), еще при жизни разлагаясь от
того количества пластических операций, которые она перенесла, он
был рядом.
А после ее смерти он почти прекратил появляться на публике.
Божественная старуха. Была ли красива женщина, завоевавшая умы
не самых последних мужчин Европы и поработившая самого великого
сумасшедшего? Нет.
Она была далеко не красива. То есть совершенно некрасива.
Но у Дали было свое мнение на этот счет. Он обожествлял ее:
"Я подошел к окну. ОНА стояла на берегу. Вы спросите: "Кто?" А
я скажу: "Не перебивайте!" ОНА стояла на берегу - и это было
достаточно. Гала, жена Элюара. Это ОНА! Я узнал ее по обнаженной
спине. Это ее кожа нежная и гладкая, как у ребенка. Эти
выступающие ключицы; сильные, как у молодого атлета, спинные
мышцы - и женственно-плавная изящная линия бедра. Контраст между
ними подчеркивала тонкая, может быть, слишком тонкая талия -
мастерский, завершающий штрих!" Он обожествлял ее до конца жизни.
Даже на своей последней совместной фотографии он, разбитый
болезнью Паркинсона, тянется к ней - смеющейся, но уже
разлагающейся старухе с нелепой прической.
<$>
//* Источник информации: Московский комсомолец,21.02.99
-------------