Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста. Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края
Детство – это возраст, когда человек впитывает в себя все мысли, краски, чувства окружающего мира.
Ничто не проходит бесследно мимо ребенка. Оно оставляет «след чего-то удивительного, не понятного никому, скользнувшего в душу человека, в самый фундамент ее, чтобы лежать там, в душе, до срока, а потом прорасти кто знает, чем: стихотворением, любовью, научным открытием или просто добрым, славным поступком, прорасти будущим», - пишет А. Шоров.
Воспитание национального самосознания начинается с первых лет жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта. Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай, включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния.
При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок.
Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.
Мир устроен так, что в нем есть плохое и хорошее, прекрасное и безобразное, добро и зло. Ребенок должен быть окружен добром, красотой и счастьем. В этом ему могут помочь только взрослые. Ведь взрослые люди могут создать детям то подлинно счастливое детство, без которого не может вырасти настоящий, гармоничный, хороший человек. Величайшим счастьем, огромной необходимостью становится для ребенка встреча в детстве со сказкой. Именно потому, что сказка для каждого ребенка - самая необходимая духовная «пища», она возникла прежде всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.
Литература претерпела - как и все в истории-очень большие изменения. Но по-прежнему жива сказка и по-прежнему существуют сказочники. Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репетирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания. Сказка - это особый литературный жанр, история, разворачивающаяся во вневременном и внепространственном измерении. Ведь в мире сказок есть особенный и необыкновенный стиль, наполненный нашими мечтами и фантазиями. Сказки учат выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх - и любая сказка оканчивается счастливым финалом. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным.
Русская народная сказка - это и неоценимая помощница в формировании языковых и речевых навыков ребёнка. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того где находимся мы сами. Умное, доброе, правильное, высоконравственное, заложенное в сказках помогает воспитать в наших детях самые лучшие человеческие качества. Сказка учит жизненным премудростям. И эти ценности вечные, из них складывается то, что и называем мы – духовная культура. Сказки раскрывают все важнейшие стороны русской жизни. Они неисчерпаемый источник сведений о национальном характере. Сила их и в том, что они не только раскрывают его, но и создают. В сказках раскрывается множество отдельных черт характера русского человека и особенностей его внутреннего мира и идеалов. Помимо прочего, неоценимость сказок и в том, что они дают возможность познакомить детей с жизнью и бытом русского народа. Еще в русских сказках, как и в русском народе, сильна вера в чудо. Конечно, все волшебные сказки в мире строятся на каких-то необыкновенных событиях. Но нигде чудесное так не главенствует над сюжетом, как в русских. Оно нагромождается, переполняет действие и в него всегда верят, безоговорочно и без тени сомнения. Сказки дают возможность расширить словарный запас по любой теме (будь то сказки о животных, бытовые или волшебные). Традиционные русские повторы, особая мелодичность, редкие «забытые» нами слова, пословицы и поговорки, чем так богата русская речь: всё это позволяет сделать сказку доступной, понятной для детского сознания, помогает легко и быстро запомнить её. А всё это развивает фантазию детей, учит их красивой и складной речи. Кто знает, может те сказки, которые они начинают придумывать вслед русским народным сказкам, тоже когда-то войдут в сокровищницу языка. Как не крути, сказка-вымысел. Но ведь в ней всё необыкновенно, волшебно и очень привлекательно. Идёт погружение в таинственный, зачарованный мир, где звери говорят человеческим голосом, где предметы и деревья передвигаются сами по себе, где добро обязательно побеждает зло.
Передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. Положительным сказочным героям в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: река, озеро, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку и т.д. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, а увлекательность сюжета, образность и забавность усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. Сказка, может познакомить всего с двумя словами других народов, но всетаки вызывает у ребенка интерес к чужим языкам. Именно мастерское сочетание в сказках воспитательного и познавательного и сделано их весьма эффективными педагогическими средствами. Сказки показывают, что отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием не только детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно.
Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» и «темного» миров. И на основе этого - целостность собственной личности, включающей в себя «светлые» и «темные» стороны.
В процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра является достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.
Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется:
- приветствие (групповой ритуал),
- прощание (групповой ритуал),
- разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов),
- работа (продолжение работы) с новым жанром,
- общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы.
Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия. В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания.
О воспитательной ценности сказок писал А. С. Пушкин: «...вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения. Все мы знаем, как нуждается ребенок в проявлении любви, как сам выражает ответную любовь. Эмоциональная память ребенка, связанная с этими яркими и глубокими переживаниями, сохраняется на всю жизнь, становиться благодатной почвой для формирования национального самосознания.
Таким образом, педагогическое воздействие должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающими. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, гражданином России.
ДОКЛАД к методическому объединению
«Воспитание патриотических чувств дошкольников посредством восприятия творчества скульпторов родного края»
на тему:
«Формирование основ национального самосознания
у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края»
В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание любви к своей Родине, к своему краю – задача чрезвычайно важная и сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного возраста. Дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию. Но сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь к Родине может сформироваться или без какой познавательно-эмоциональной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами, красотой её и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Значит базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
Внимательные наблюдения за детьми, изучения их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний, а его интересы связаны с настоящим, а то и с будущим.
«Уважение к прошлому, вот черта отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин).
Эмоционально - нравственной «почвой», на которой в дошкольном возрасте должны осуществляться «посев» и возделывание познавательных способностей ребёнка, должно быть воспитание гуманного отношения к окружающему миру, стремления познавать, чтобы не нарушить, не причинить вреда, а напротив помочь, сохранить улучшить.
«Программа воспитание ребёнка - дошкольника» (г. Чебоксары 1995г.) под руководством О. В. Драгуновой, в которой раскрывается национальный аспект, указывается, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает первые представления о своей этнической принадлежности. У него формируется основы национального самосознания. Это осуществляется в процессе вхождения ребенка в культуру родного края. Приобщение ребенка к миру культуры - это формирование мотивационно - ценностного отношения к традиционной культуре родного народа, кросс - культурной грамотности, этносообразное деятельно - практическое освоение художественной культуры в разных видах деятельности.
«Ядром» знаний ребенка об окружающем его мире является знания о родном крае, его природе и культуре народов республики. Они являются основой формирования у ребенка любви к родному краю.
Сегодня мы на многое начинам смотреть по - иному. Многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего города.
С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знаком с родным городом.
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу, гордости за него необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться.
Так родилась идея проекта «МОЙ ГОРОД»: посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному городу. Ведь наследование нравственных и эстетических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть естественный и верный способ патриотического и духовного воспитания.
Для реализации проекта «МОЙ ГОРОД» изучила программу под руководством О. В. Драгуновой «Программа воспитание ребенка - дошкольника». Данная программа эффективна для реализации проекта, что даёт возможность изучению родного края с первой младшей группы. И с каждым годом ребенок узнает все больше нового о своем городе.
Была разработана система ознакомления дошкольников с родным городом:
История города (его прошлое и настоящее)
Культура чувашского народа. Знаменитые люди Чувашии.
Памятные места и достопримечательности города.
Задача, которую я поставила перед собой, предполагает отбор впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему:
- природа, мир животных;
- труд людей;
- традиции;
- общественные события.
Знания о городе, полученные детьми в различных видах деятельности, в том числе и в познавательно-практической, увлекают детей, побуждают к дальнейшему познанию своего города и способствуют возникновению чувств гордости за свой город и народ, живущий в нем, становлению у детей собственно-активной жизненной позиции в стремлении дальнейшего благоустройства и развития родного города.
Для реализации проекта была разработана модель деятельности, которая включает в себя различные пути:
Создание макета микрорайона
разработка «Маршрута выходного дня»
сбор фотографий достопримечательностей города
анкетирование родителей
чтение художественной литературы
организация и проведение тематического праздника с посещением библиотеки
создание информационных стендов для родителей «Мы и наш город».
Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод: ребята свободно ориентируются на территории вокруг детского сада, знают названия улиц и в честь кого они названы. Вместе с родителями дети посетили достопримечательности родного города и запечатлели это на фото, получили имеющиеся знания родителей о памятниках. Мы посетили мероприятие в библиотеке, где детей познакомили с народными праздниками, традициями чувашского народа. А также прочитали много художественной литературы про знаменитых людей, кому установлены монументы и памятники в нашем городе, узнали историю города Чебоксары.
Приложенные файлы
Юденко Ольга Николаевна
Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Изучение самосознания человека является фундаментальной проблемой психологической науки. Пристальный интерес ученых к этой проблеме объясняется ее большой значимостью в контексте решения тех задач, которые связаны с разработкой обшей теории личности. В отечественной и зарубежной психологии имеется немало научных работ, в которых обстоятельно рассматривается происхождение и сущность самосознания (Б.Г.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, И.С.Кон, А.Г. Спиркин, П.Р.Чамата), его структура (У.Джемс, К.Роджерс, А.Маслоу. Э.Эриксон, Р. Берне, В.С. Мерлин, К.К.Платонов, В.В. Столин), эмоционально-ценностные характеристики самосознания (В.Н. Мясищев, И.И. Чеснокова, М. Розенберг, И.С. Кон) и другие аспекты.
Большое внимание в научной литературе уделяется и проблеме национального самосознания, как одного из важнейших компонентов самосознания личности Эта проблема рассматривается в философских, исторических, этнографических и психологических исследованиях в русле изучения наций и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, характеристик этнического самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии (Л. Гумилев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Дашдамиров, Ю.В. Бромлей, Г.В. Старовойтова, В.Р. Филиппов, Э.А. Баграмов, И.С. Кон, М.В. Крюков, А.А. Леонтьев, А.П. Оконешникова, А.Д. Карнышев, Р.Д. Санжаева и другие)
На современном этапе развития межнациональных отношений, который характеризуется обострением этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах, проблема изучения и формирования национального самосознания приобретает особую актуальность. Жизнь показывает, что при определенных условиях рост национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия Напротив, своевременное выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может способствовать их предотвращению.
К сожалению, приходится констатировать, что в научной литературе почти нет работ, посвященных развитию национального самосознания в процессе онтогенеза. Имеются лишь единичные публикации (А.П. Оконешникова, И.А. Снежкова, Г.В. Залевский), в которых рассматриваются вопросы этнических стереотипов у детей, возрастные особенности национального самосознания школьников, межэтническое восприятие и понимание подростками друг друга. Есть также научно-методические разработки по отдельным компонентам проявления национального самосознания (отношение детей к Родине и родному краю, понимание ими национальной символики и т.д.), но целостная картина его формирования и возрастной динамики в этих работах не прослеживается.
Особенно мало внимания в работах по вопросам развития национального самосознания уделяется дошкольному возрасту. Между тем, этот возраст, как известно, представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение и понимание других людей, независимо от их социального происхождения, национальной
принадлежности, языка и вероисповедания, а также интенсивно формируется самосознание ребенка. Именно в дошкольном возрасте воспитание детей с позиции национальных духовно-нравственных ценностей может предотвратить возможное отчуждение детей от отечественных и национальных идеалов.
Актуальность изучения содержания и возможностей развития национального самосознания в дошкольном возрасте, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической психологии послужили основанием выбора темы нашего диссертационного исследования.
Цель исследования - изучить содержание и динамику национального самосознания у дошкольников.
Объект исследования - национальное самосознание личности.
Предмет исследования - особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности (целенаправленной системы обучающих и игровых занятий по разработанной нами программе).
Гипотезы исследования:
1. Национальное самосознание у детей дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, которые проявляются в разной степени выраженности его содержательных и структурных компонентов.
2 Включение детей в специально организованную деятельность положительно влияет на процесс формирования национального самосознания.
Задачи исследования"
1 Изучить состояние проблемы национального самосознания в современной психолого-педагогической, философской и этнографической литературе.
2.Разработать методики и процедуры экспериментального исследования национального самосознания в дошкольном возрасте.
4.Исследовать влияние специально организованной деятельности на процесс развития и формирования национального самосознания дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования были общенаучные принципы отечественной психологии, в частности, культурно-историческая теория развития психики человека (Л.С. Выготский); принцип деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); социально-психологическая теория личности (Г.М.Андреева, А В.Петровский). Мы опирались также на теоретическую концепцию этноса (Ю.В. Бромлей) и основные положения педагогической и возрастной психологии (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.С. Мухина).
Методы исследования. В соответствии с задачами исследования в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической, этнографической литературы; проективные методы, беседа, анализ продуктов деятельности. Кроме того нами был разработан и модифицирован комплекс диагностических методик, с помощью которых изучались содержательные компоненты, характеризующие развитие самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе дошкольников. При обработке полученных данных использовались методы математической статистики, а также качественный анализ результатов исследования.
База исследования. Работа проводилась в течение 1996-1999 годов на базе дошкольных образовательных учреждений NN 49, 120, 140 г. Красноярска. Общий объем выборки составил 143 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет. Исследование проходило в три этапа. На первом (1996-97 гг.) был проведен теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической и этнографической литературы по проблеме исследования. Отобраны имеющиеся и разработаны авторские методики для изучения выделенных компонентов национального самосознания. На втором этапе (1997-98 гг.) изучались особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности, проводилась коррекция диагностических процедур и осуществлялось основное исследование в старших и подготовительных группах детских садов. На третьем этапе (1998-99 гг.) были обобщены результаты исследования и оформлен текст диссертации.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась опорой на совокупность исходных методологических и теоретических положений отечественной психологии, комплексом научных методов и методик, адекватных задачам и гипотезе исследования, апробацией результатов исследования в практической деятельности, а также проверкой статистической значимости полученных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость. В исследовании уточнено понятие «национальное самосознание». Оно рассматривается как осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, своего положения в этой этнической общности и системе общественных отношений, а также понимание национальных интересов и взаимоотношений данной этнической группы с другими. Выявлены и охарактеризованы содержательные компоненты национального самосознания дошкольников: национальная идентификация, национальные стереотипы, общность исторического прошлого, территориальная общность, государственная общность, культурно-духовные ценности.
Обнаружено, что у детей в возрасте 7 лет (в сравнении с детьми 5 лет) проявляются более адекватные представления и более осознанное эмоционально-ценностное отношение к сущностным проявлениям национального самосознания, что свидетельствует о более высоком уровне его развития. Выявлены позитивные возможности влияния специально организованной деятельности на развитие национального самосознания детей дошкольного возраста. Это влияние выражается в развитии у детей 7 лет обобщенных, осознанных, мотивированных представлений и эмоционально-ценностного отношения к своей и другим этническим общностям, характеризующим национальное самосознание.
Практическая значимость исследования. Разработанные в диссертации авторские и модифицированные методики изучения национального самосознания у детей дошкольного возраста могут быть использованы в курсах педагогической и возрастной психологии, в системе повышения квалификации работников детских дошкольных учреждений. Основные результаты и выводы исследования были использованы автором для разработки «Психологического практикума», который проводится в лицейских классах школы № 27 г. Красноярска. Кроме того, они легли в основу спецкурса «Формирование национального самосознания», читаемого для студентов дошкольного факультета Красноярского госпедуниверситета.
На защиту выносятся следующие положения.
1. В дошкольном возрасте открываются возможности для целенаправленного формирования национального самосознания детей, хотя имеются и некоторые возрастные ограничения. Это связано с тем, что в старшем дошкольном возрасте сложившееся отношение к своей личности перестает соответствовать новым представлениям и возникает новое эмоциональное отношение к национальным ценностям.
2. Выделенные в исследовании содержательные компоненты национального самосознания (национальная идентификация, национальные стереотипы, общность исторического прошлого, территориальная общность, государственная общность, культурно-духовные ценности) можно с полным основанием рассматривать как показатели его сформированности у дошкольников,
3. Динамика национального самосознания характеризуется неравномерностью развития содержательных компонентов и разными уровнями их проявления у детей. В детских дошкольных учреждениях, где осуществляется специально организованная деятельность по формированию национального самосознания, происходит более успешное его становление и развитие
Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях аспирантскою семинара кафедры психологии Красноярского государственного педагогического университета Материалы исследования апробированы на республиканских научно-практических конференциях "Образование и социализация личности в современном обществе" (1997 и 1999 гг.); на конференции "Молодежь и образование" Сибирского института бизнеса, управления и психологии (1999 г.). По материалам диссертации опубликовано 6 научных работ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 120 источников, и двух приложений. Объем диссертации - 172 страницы машинописного текста. В работе содержится 13 таблиц и одна диаграмма.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, определяются его цели, объект, предмет, гипотеза, задачи, указывается база, методы, этапы теоретико-экспериментальной работы, а также сфера апробации полученных результатов.
В первой главе «Проблема национального самосознания в современных психолого-педагогических, философских, этнографических и исторических исследованиях» раскрываются теоретические подходы к решению данной проблемы. В зарубежной психологии можно выделить несколько направлений в ее исследовании. Так, в рамках психоаналитической концепции (З.Фрейд, К.Юнг и др.) самосознание и сознание выступают как определенная сфера психики, отличная от бессознательной. По З.Фрейду, сознание и самосознание четко не разграничиваются между собой и занимают второстепенное место по отношению к бессознательной сфере, которая, по существу, управляет ими. Сторонники бихевиоризма (Б.Скиннер, Дж Брунер), подчеркивая влияние внешней окружающей среды на психическую деятельность человека, вообще устранили
сознание и самосознание из сферы психической жизни. Они отказались от этих понятий как ненаучных, сведя всю психическую деятельность к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Бернс и др.) самосознание рассматривается как центральный конструкт личности, который обозначается понятием «Я-концепция». Следует отметить, что зарубежные ученые внесли значительный вклад в исследование структуры и содержания этого психологического образования.
Отечественная психология рассматривает самосознание как особую качественно своеобразную форму психического, тесно связывая ее с сознанием, но не отождествляя с последним При этом выделились три основные точки зрения на соотношение сознания и самосознания. Первая состоит в признании того, что простейшее самосознание в виде неясного чувствования собственного существования в развитии ребенка предшествует сознанию (В.М.Бехтерев). Вторая точка зрения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) выражается в том, что самосознание - это этап в развитии сознания, подготовленный развитием произвольных движений, речи и ростом самостоятельности личности. Третья точка зрения, которой придерживаемся и мы, заключается в том, что самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, когда к ощущениям, которые возникают под воздействием внешних предметов, "примешиваются" ощущения, вызываемые собственной активностью организма (И.М.Сеченов).
Рассматривая вопрос о структуре самосознания, отечественные психологи выделяют в нем разные стороны: когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты (Г.А.Урун1аева); самопереживание самопознание, уровень притязаний и самооценки (К.К.Платонов); осознание собственного «Я», своих психических свойств и определенной системы социально-нравственных ценностей (В.С Мерлин); самочувствие, самопознание, самооценку, самокритичность, самоконтроль и саморегуляцию (Л.Д. Олейник).
Мы в своей работе придерживаемся концепции И.И. Чесноковой, согласно которой в структуре самосознания выделяются три компонента: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения личности. Первый из указанных компонентов представляет собою процесс получения знаний о своей личности (через сравнение себя с другими, проекцию своих качеств на других, устремление внимания на другого с постановкой себя на его место) с постепенным усложнением способов изучения собственного мира. В результате сначала складываются отдельные стороны представления о своем «Я», а затем понимание требований общества и собственных требований к себе Второй компонент - это эмоциональные переживания человека, отражающие разные уровни отношения к тому, что он узнает относительно самого себя. В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения к себе происходит осознание ценности и смысла собственных отношений к своей личности. И, наконец, третий компонент - это процесс включения в поведение результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения человека к своей личности. Зрелость данного компонента самосознания выражается в расширении познавательной и эмоционально-ценностной сфер, появлении собственной оценки поведения, в адекватности осознанных поведенческих реакций, поступков и действий
Рассмотренные структурные компоненты самосознания - самопознание, эмоционально-ценностное отношение личности к себе и саморегуляция поведения выступают в глубоком внутреннем единстве, создавая тем самым единство существования" самосознания личности. В главе прослеживается основная линия развития самосознания в единстве его трех сторон в рамках дошкольного возраста. Показано, что особенность развития самопознания проявляется в том, что ребенок познает себя, начиная с познания внешнего мира, других людей, их взаимоотношений и собственных отношений с другими, Процесс изучения себя проходит у ребенка те же стадии, что и познание человеком объективного мира: от простых самоощущений (сначала чисто органических) к самовосприятию, самопредставлению, мнениям и понятиям о себе.
В начале своего развития самопознание осознается лишь как внешняя, видимая сторона собственных действий и поступков. Отграничения себя от внешнего мира еще четко не фиксируются. В дальнейшем в результате сопоставления себя с другими людьми и обобщения того, от чего ребенок отграничивается, происходит выделение собственного «Я». Определенной ступенью развития самопознания ребенка является возникновение у него способности самостоятельно передвигаться в пространстве. Это дает начало новым формам взаимоотношения со взрослыми и углубляет осознание себя как самостоятельного субъекта. С возникновением и развитием речи ребенка сфера его взаимоотношений с людьми значительно расширяется.
Развитие эмоционально-ценностного отношения происходит в зависимости от эмоциональной сферы ребенка и его эмоционального опыта в целом. Сначала эмоции ребенка ситуативны и неглубоки. Однако, постепенно расширяясь, эмоциональная сфера ребенка начинает более адекватно отражать связь отдельных эмоций с предметами переживаний; что приводит в конечном итоге к формированию эмоционально-ценностного отношения к своей личности. Поскольку отношение более инертно, чем знание, оно постепенно начинает отставать в своем развитии от конкретных представлений и знаний, которые постоянно обновляются. Наступает такой период, когда аффективная сторона перестает соответствовать когнитивной, что приводит к определенному конфликту между ними, который разрешается с помощью возникновения нового содержания самосознания.
Способность обобщать ребенком собственные переживания, по мнению Л С. Выготского, к 6-7 годам достигает достаточно высокой ступени развития, что приводит к оформлению регулятивной функции самосознания. Эта функция развивается во взаимосвязи с самопознанием и эмоционально-ценностным отношением и находит свое выражение в формировании произвольного поведения ребенка. Если на ранних этапах развития произвольное поведение опосредовалось через выполняемую ребенком роль, то к 6-7 годам он начинает регулировать свое поведение через отношение к себе и своим возможностям. Произвольное поведение, основанное на осознании своих возможностей и включающее различные формы мыслительной деятельности, является признаком регулятивной функции самосознания ребенка.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте возникают все предпосылки для развития национального самосознания, а именно: в сфере самопознания происходит накопление знаний о себе и своих возможностях, выделяется собственное «Я», расширяются границы отношений ребенка с внешним миром; в сфере самоотношений значительно увеличивается круг общения, расширяется общий эмоциональный опыт ребенка и формируется эмоционально-ценностное отношение к себе; в сфере саморегуляции происходит осознание своих возможностей, соотнесение их с условиями реализации своих действий, усиливается регулирование своего поведения через отношение к себе и своим возможностям, развивается способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане.
Далее в главе рассматривается сущность и содержание национального самосознания. Термин «национальное самосознание» появился в связи с исследованиями национальной психологии, которая существует в виде специфических черт национального характера, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек и т.д. (Б.Ф. Поршнев, А.Ф. Дашдамиров, Н.Д. Джанилъдин).
В сущность национальной психологии пытались проникнуть еще ученые древности, начиная с Геродота и Тацита Гиппократ физические и психологические особенности разных наций и народов объяснял через специфику их географического положения и климатических условий. Большой интерес к изучению национальной психологии стал проявляться в эпоху капитализма, когда на смену старой национальной замкнутости пришла всесторонняя связь и зависимость наций друг от друга.
В исследованиях первой половины XX в. развитие научных представлений о сущности национальной психологии шло под сильным влиянием американской «этнопсихологической школы» (А. Кардинер, Р. Линтон, Э. Сэпир, Р. Бенедикт, И. Холлоуэлл), в рамках которой изучались особенности формирования национального характера, конкретные национально-психологические особенности представителей различных народов и наций, формирование личности представителя той или иной национальной общности.
В 50-60-е годы получила распространение теория «модальной личности», то есть такой личности, которая в абстрактно-общем виде выражает главные характеристики психологии того или иного народа (Дейкер, Снайдер) На основе этой теоретической модели в 70 -90-е гг. на Западе были развернуты широкие исследования, которые в последнее время приняли форму кросскультурного изучения психологии представителей различных национальных общностей в процессе их общения и взаимодействия с людьми из других этнических обшностей
В России национальная психология стала объектом научного интереса, начиная с трудов М В.Ломоносова, а позднее Н.И.Новикова, Д.И.Фонвизина, Н М Карамзина, А.Н.Радищева. Славянофилы (Д.В.Веневитинов, А.С.Хомяков, И В.Киреевский) утверждали, что становление национального самосознания - это путь к достижению национальной самобытности, созданию своей культуры и искусства. Западники (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др.) усматривали начало истинного развития России в петровских преобразованиях, связывая воедино национальное и общественное самосознание.
К началу XX в. в России появился ряд самостоятельных научных исследований (В.В.Ивановский, П.И.Ковалевский, В.В.Мавродин), в которых национальное самосознание трактуется как самосознание народа, народности или нации, единства их интересов и психического склада. Значимым этапом в изучении национального самосознания стала дискуссия по теории этноса и теории нации (60-70 гг.). В материалах дискуссии (В.И. Козлов., П.И. Кушнер, К.В. Чистов и др.) проявились разные подходы к решению данной проблемы: ученые, придерживающиеся так называемого функционально-исследовательского подхода, уделяли основное внимание эмпирическому изучению психологических особенностей представителей различных национальных общностей, формулируя на основе полученных выводов конкретные теоретические и методологические положения (Ю.В. Бромлей, С.И. Королев, Г.У. Кцоева). Приверженцы другого подхода (теоретико-аналитического) изучали данный вопрос с точки зрения теоретического уровня познания общественных явлений (С.А. Арутюнов, Л М. Дробижева, А.Ф Дашдамиров и др.).
Опираясь на имеющиеся исследования, мы в своей работе рассматриваем национальное самосознание как осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, своего положения в этой этнической общности и системе общественных отношений, а также понимание национальных интересов и взаимоотношений данной этнической группы с другими. В структуре национального самосознания, как и. в структуре самосознания личности, основными компонентами выступают: самопознание своей этнической принадлежности, эмоционально-ценностное отношение к этой принадлежности и саморегуляция поведения личности в условиях своей этнической общности. Анализ этих исследовании послужил для нас основанием сделать предположение, что национальное самосознание детей старшего дошкольного возраста находится в стадии становления и выделить следующие его содержательные компоненты: национальную идентификацию., национальные стереотипы, осознание общности исторического прошлого, территориальной и государственной общности, культурных ценностей. Результаты этих исследований позволили также сделать вывод о возможности развития национального самосознания в старшем дошкольном возрасте
Во второй главе «Организация и анализ результатов исследования психологических особенностей развития национального самосознания дошкольников» излагаются исходные положения, методики, процедура и результаты исследования особенностей развития национального самосознания у дошкольников
При разработке программы и методик исследования мы опирались на принципиальные положения деятельностного подхода, сформулированные в отечественной психологии. Процедура обследования детей заключалась в следующем Им предлагалось нарисовать на определенную тему ряд рисунков, выполнить специальное игровое задание, ответить на поставленные взрослым вопросы и т.д. По окончании выполнения заданий с каждым ребенком проводилась индивидуальная целенаправленная беседа. Ответы детей фиксировались в письменном протоколе и на магнитофонной ленте. Полученные материалы затем обрабатывались. В качестве основной единицы измерения было избрано наличие или отсутствие в ответах детей адекватных представлений о тех или иных содержательных компонентах национального самосознания. Все использованные методики были нацелены на выявление уровня развития таких его компонентов как национальная идентификация, национальные стереотипы, общность исторического прошлого, территориальная и государственная общность, культурн-духовные ценности.
Полученные результаты показали, что в идентификационном ряду национальная идентификация, т.е. представления дошкольников о своей этнической принадлежности, почти не проявляется. В самосознании детей представлены лишь половая и родственная принадлежность, причем выраженность первой значительно сильнее. При изучении национальных стереотипов было выявлено наличие представлений о своей и других этнических группах, но такой компонент как дифференциация отношений к своей и другим этническим группам, а также их оценка, еще отсутствует.
Общность исторического прошлого проявляется в представлениях детей об исторических событиях, о великих людях и в позитивном отношении к ним Достаточно полные представления имеются у них и о территориальной общности, размерах своей страны. Дошкольники неплохо определяют и дифференцируют понятия «Родина», «Родной край», «страна»; у них проявляется эмоционально-ценностное отношение к этим понятиям, Складываются у дошкольников и отдельные единичные представления об основных понятиях, характеризующих государственную общность, однако, еще нет четких представлений о государственной символике Что касается культурно-духовных ценностей, то настораживает тот факт, что в старшем дошкольном возрасте они в основном формируются под влиянием зарубежной культуры, а национальный слой культуры нередко смещается в сторону от российской действительности.
Обобщенные данные о динамике развития отдельных компонентов национального самосознания в рамках дошкольного возраста представлены в таблице 1. В ней показано распределение детей по уровню развития самосознания. Первый уровень определялся нами на основании наличия в ответах детей признаков, адекватных сущности содержательных компонентов, второй - по наличию несущественных признаков и третий - при отсутствии в ответах детей как существенных, так и несущественных признаков.
Как видно из таблицы, первого уровня развития национального самосознания в возрасте 5 лет достигло 19% детей. В возрасте 7 лет количество таких детей почти вдвое больше - 36% Значительное число детей (41%) находится на втором уровне развития как в старшей, так и в подготовительной группах Число детей, находящихся на третьем уровне развития, среди семилеток почти в два раза меньше, чем в возрасте 5 лет,
Качественный анализ содержания и динамики национального самосознания показал, что развитие основных его содержательных компонентов выражается в формировании личностно-позитивного отношения и обогащении представлений. Так, процесс национальной идентификации идет по линии усиления восприятия внешних, конституциональных особенностей представителей разных этнических групп, обогащаются и расширяются представления дошкольников об историческом прошлом страны; у детей 7 лет, в сравнении с детьми 5 лет, проявляется дифференциация в определении основных понятий (Родина, родной край, страна), а также осознание их значимости.
Таким образом, поуровневая количественная и качественная характеристика детей разных возрастных групп позволила сделать вывод, что дети 5 лет в своем большинстве не имеют еще адекватных представлений о существенных признаках национального самосознания. Напротив, дети 7 лет обнаруживают уже значительное продвижение в развитии когнитивной составляющей национального самосознания.
Таблица 1
Распределение дошкольников по уровню развития национального самосознания (в %)
Компоненты |
Показатели |
||||||
Национальная идентификация |
Идентиф. ряд | ||||||
Антроп. призн. |
|||||||
Качества |
|||||||
Национальные стереотипы |
Представления о своей этн. гр. |
||||||
Представления о др. эта гр. |
|||||||
Дифферен. Представлений |
|||||||
Общность исторического прошлого |
Возраст страны |
||||||
Истор. события |
|||||||
Великие люди |
|||||||
Памятники |
|||||||
Территориальная общность |
размер страны |
||||||
Пространств, представления |
|||||||
Государственная общность |
Представления о флаге |
||||||
Представл. о гербе, гимне |
|||||||
Патриотизм |
|||||||
Культурно-духовные ценности |
|||||||
Мультфильмы |
|||||||
Мотивы выбора |
|||||||
Среднестат. величина |
Ее динамика характеризуется процессом появления национальной идентификации, расширением представлений о разных этнических группах, обогащением и расширением представлений детей об историческом прошлом страны, проявлением дифференциации в определении основных понятий Эмоционально-ценностное отношение детей-семилеток к своей этнической общности также развивается, причем это развитие идет на фоне позитивного отношения к своей и другим этническим общностям.
В третьей главе «Формирование национального самосознания дошкольников в условиях специально организованной деятельности» представлена опытно-экспериментальная программа формирования национального самосознания дошкольников и изложены результаты работы по этой программе в условиях специально организованной деятельности
В теории и практике дошкольного образования наиболее известны программы «Радуга», «Детский сад - дом радости», «Развитие», «Истоки», «Я -человек», «Родной край», «Наследие». Некоторые из концептуальных положений, на которых они построены, были учтены нами при разработке нашей собственной опытно-экспериментальной программы. Кроме того, мы придерживались положения, что формирование у дошкольников национального самосознания должно строиться на тесном сочетании чувства национальной гордости и уважения к другим народам, т.к. состав большинства детских садов нашей страны многонационален. Мы также исходили из того, что программа должна предусматривать ознакомление детей с трудом, бытом, искусством, историей, географией народов, населяющих ту страну, область или край, в котором проживают дети, и подводить их к пониманию значения межнациональных связей.
Разработанная нами программа была нацелена на проверку рабочей гипотезы исследования о положительном влиянии специально организованной деятельности на формирование национального самосознания дошкольников. Ее содержание было направлено на развитие основных структурных компонентов национального самосознания (самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе). В соответствии с этим программа включала четыре раздела. Первый раздел «Специально организованные занятия» посвящен формированию у ребенка представлений о своей и других национальностях: их историческим, географическим, государственным, культурным особенностям. Второй раздел «Проведение народных праздников, посвященных культуре, быту разных национальностей» направлен на воспитание интереса и уважения к людям своей и других национальностей, их деятельности, культуре, быту; развитие чувства гражданственности, патриотизма; формирование представлений о своей стране и о своем крае. Третий раздел «Знакомство с литературой и произведениями фольклора разных этнических групп» имел целью ввести детей в традиционную русскую культуру и культуру других народов, посредством их приобщения к ценностям национальной культуры через художественную литературу и музыкальные произведения. И, наконец, четвертый раздел «Формирование некоторых навыков народных ремесел» был посвящен приобщению детей к элементам декоративно-прикладного искусства и ремесел.
Содержание программы реализовывалось на доступных для понимания дошкольников сведениях из этнографии, литературы, искусства, географии, истории. Работа строилась на разнообразном по объему и значению материале национальной культуры. Были разработаны методические материалы к разным разделам, сценарии праздников и формы работы с детьми. Предусматривалась также организация детской жизни на занятиях, в разнообразных нерегламентированных видах деятельности и в свободное время. При этом осуществлялось сочетание индивидуальной и совместной деятельности в разных ее видах (игре, лепке, изобразительном искусстве, музыке и т.д.). Для проверки выдвинутой нами гипотезы было проведено исследование в двух детских садах г Красноярска, где реализовывалась опытно-экспериментальная программа Результаты, полученные в этих детских садах до осуществления программы, сравнивались с результатами, полученными после ее проведения.
Диаграмма 1
Представленность содержательных компонентов структуры национального самосознания у дошкольников до осуществления экспериментальной программы и после нее.
Как видно из диагр. 1, у детей направленных детских садов под влиянием специально организованной деятельности значительно успешнее развиваются все компоненты национального самосознания Исключение составляют лишь национальные стереотипы Заметно увеличивается идентификационный ряд наряду с половой принадлежностью и родственными связями появляется указание на свою национальную принадлежность По компоненту «общность исторического прошлого» появляется новое качественное наполнение дети уже не только «узнают» великих людей и называют их, но и относятся к ним как к великим основываясь прежде всего на их внутренних качествах В представлениях о Родине, Родном крае, стране, у детей направленных садов также заметно опережение Наблюдается рост патриотизма (однако представления об основной государственной символике и обобщенные образы характеризующие государственную общность, остаются прежними) Изучение и сравнение культурно-духовных ценностей отличий не выявило
Анализ уровней развития национального самосознания в данныхдетских садах также подтверждает положительное влияние специально организованной деятельности. Из таблицы 2 видно что в направленных детских садах количество детей с первым (более высоким) уровнем развития национального самосознания значительно увеличилось после проведения экспериментальной программы. Это значит что деятельность в которую были включены дети направленных детских садов, обеспечила формирование более обобщенных и дифференцированных представлений о своей личности и об этнических группах, а также способствовала развитию осознанного мотивированного эмоционально-ценностного отношения к явлениям, характеризующим национальное самосознание
Распределение дошкольников по уровням развития национального самосознания до и после осуществления экспериментальной программы (в %)
Таблица 2
Компоненты |
Показатели |
После программы |
До программы |
||||
Национальная идентификация |
Идентифик. ряд |
||||||
качества |
|||||||
Общность исторического прошлого |
знание памятников |
||||||
поставили бы памятник |
|||||||
Мотивация |
|||||||
Территориальная общность |
Пространств представления |
||||||
отношение к Родине |
|||||||
Государств общность |
Патриотизм |
||||||
Культурно духовные ценности |
|||||||
Мультфильмы |
|||||||
мотивы выбора |
|||||||
Среднестатистич. величина |
В заключении диссертации подводятся итоги выполненной работы намечаются перспективы дальнейших исследований и делаются следующие
выводы.
1 Теоретический анализ изученной научной литературы позволил уточнить сущность феномена самосознания Мы рассматриваем его возникновение как результат накопления активного опыта человека в познании внешнего и внутреннего мира который возникает и развивается одновременно с сознанием В соответствии с этим мы определяем понятие «национальное самосознание» как осознание своей принадлежности к определенной этнической общности своего положения в этой этнической общности и системе общественных отношений, понимание национальных интересов и взаимоотношений данной этнической группы с другими
2 Структура национального самосознания соответствует структуре целостного самосознания личности (самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе саморегуляция поведения) Она реализуется через следующие содержательные компоненты национальная идентификация национальные стереотипы, общность исторического прошлого, территориальная и государственная общность, культурно-духовные ценности
3 В рамках изученного возрастного периода наблюдается существенное отличие между дошкольниками пяти и семи лет. У семилетних детей структурные составляющие национального самосознания характеризуются достаточно высоким уровнем развития национальной идентификации, расширением представлений о разных этнических группах и об их историческом прошлом, проявлением дифференциации в определении основных понятий (Родина. Родной край, страна), осознанием их значимости, а также формированием адекватного сущностного отношения к разным этническим группам.
4 Полученные в результате исследования данные подтвердили гипотезу о том, что специально организованная деятельность позитивно влияет на процесс формирования национального самосознания дошкольников. Это влияние выражается в опережающем развитии у детей более обобщенных, осознанных, мотивированных представлений и эмоционально-ценностного отношения к своей и другим этническим группам.
5. Использованные в диссертации авторские и модифицированные методики можно оценить как достаточно информативные и адекватные для изучения особенностей национального самосознания детей дошкольного возраста. Эти методики могут быть применены и в других аналогичных исследованиях.
6 Проведенная апробация диссертационного исследования дает основание говорить о том, что его результаты и выводы могут быть использованы в практике работы детских дошкольных учреждений
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. К постановке проблемы самосознания в дошкольном возрасте. // Пути совершенствования партийного руководства осуществлением перестройки: опыт и проблемы: Тезисы докладов и сообщений краевой научно-практической конференции. - Красноярск: Изд-во КГПИ, 1989.
2. Влияние анализа поступков сказочных героев на развитие самооценки дошкольников. // Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного типа: Тезисы конференции. - Красноярск Изд-во КГПИ, 1992.
3. К исследованию психологической готовности детей к обучению в школе. // Проблема обновления образовательно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного типа: Тезисы конференции. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1995,
4. Методические разработки к семинарским и лабораторным занятиям по социальной психологии. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996.
5. К вопросу о структуре национального самосознания. // Образование и социализация личности в современном обществе: Материалы республиканской научно-практической конференции. Часть 1. -Красноярск: изд-во КГПУ, 1997.
6. Влияние специально организованной деятельности на развитие национального самосознания дошкольников. // Образование и социализация личности в современном обществе: Тезисы научно-практической конференции. -Красноярск: Изд-во КГПУ, 1999.
Воспитание национального самосознания дошкольников в полиэтнической среде детского сада .
Подготовила воспитатель детского сада «Балауса» Мендыкаринского района
Мушталова Татьяна Ивановна.
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.
«Завтра начинается сегодня»- это высказывание точно выражает сущность дошкольной педагогики и объясняет, почему вопрос воспитания национального самосознания доступен детям дошкольного возраста.
Современная образовательная ситуация в Казахстане требует внедрения в практику работы инновационных моделей. В связи с этим, проблема воспитания национального самосознания дошкольников в полиэтнической среде, становится более чем актуальной. Что это, дань моде или практическая необходимость? Вывод очевиден. В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур стало практически невозможным, когда переосмысливаются цели и задачи образования в целом, все чаще употребляются такие понятия как поликультурное образование, социокультурная компетентность, национальное самосознание. Эти качества не передаются по наследству. В каждом поколении их необходимо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется их формирование, тем большую устойчивость они приобретают.
Классики психологии и педагогики доказывают: «До пяти лет ребенка учат, а после пяти уже переучивают».
Национальное самосознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Наш детский сад типовой, в нем семь групп. 6 с государственным языком воспитания и обучения, одна с углубленным изучением государственного языка. В группах, начиная с 3 лет, два раза в неделю проводятся занятия по изучению английского языка. Детский сад посещают дети, разных национальностей, пришедшие из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированным национальным самосознанием.
В процентном отношении это выглядит так:
дети коренной национальности- 38%
дети русской национальности -56%
дети другой национальности - 6% (поляки, башкиры, татары, немцы)
Это разные культуры, традиции, обычаи, устои, что в свою очередь является идеальным условием воспитания в детях национального самосознания.
Для плодотворного воспитания и развития самосознания необходимо было свести все эти особенности к общей основе, т.е. гармонизация отношений на основе позитивного сотрудничества, детей, родителей и педагогического коллектива, с обязательным включением социума.
Безусловно, работа по воспитанию самосознания дошкольников чрезвычайно сложна, динамична и не имеет единственного способа решения, и конкретно определенного срока выполнения.
Сегодня мы можем с гордостью сказать, что наш детский сад это поликультурная страна детства. Дети легко и просто могут поздороваться, посчитать на трех языках, рассказать о себе и своей игрушке, спеть песню, рассказать стихотворение, приветствовать природу, окружающих, просто поговорить. Конечно - дети это маленькие проказники, но, тем не менее у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей.
Да, это работа не одного дня. От доступности к нарастающей трудности, переход от близкого к далекому; от легкого к более трудному; от известного к неизвестному; от близкого, родного языка к полиязычию, от неосознанного восприятия к окружающей среды к национальному самосознанию, учитывая уровень актуального развития каждого ребенка - это главный дидактический принцип которым мы руководствуемся в своей работе.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе народных традиций, национального самосознания в полиэтнической среде детского сада и окружающей действительности с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического и практического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей - с другой, В настоящее время все это находится лишь на стадии становления.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры, к культуре других народов, воспитание национального самосознания наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.
Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
« Папа, мама, я - Вселенная моя » . Именно так назвали мы свой первый проект, первый шаг в данной теме.
Цель проекта– разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных. Семейных традициях детей дошкольного возраста. Он был краткосрочный, но принес огромные результаты, и положительный опыт. Именно в семье дети узнали о своей национальной принадлежности, о традициях и обычаях семьи. Своими впечатлениями делились со сверстниками. С гордостью демонстрировали знания о своих предках, родном языке. Родители в свою очередь активное участие принимали в проводимых в детском саду тематических мероприятиях: «Вместе с папой- я герой», «Бабушкины посиделки», «Мисс Балауса», «Здравствуй, Масленница», «Наурыз- семейный праздник», «Папа, мама, я- театральная семья», где демонстрировалась полиэтническая среда семьи. Результат данного проекта-творческая выставка «Герб моей семьи».
Содержание работы часто меняется, постоянными остаются цели и задачи:
Гармоничная передача этнокультурного наследия, культурных и нравственных ценностей.
Воспитание культуры межнациональных отношений детей в многонациональном коллективе.
Воспитание национального самосознания в полиэтническом коллективе детского сада.
Для решения данных задач родилась новая долгосрочная проектная тема: « Здравствуй поселок- я твой житель» .Работа планировалась по направлениям:
История родного края
Культурное наследие
Архитектурно- скульптурный облик села.
Все эти направления решались на основе краеведческого материала, с учетом образовательной деятельности, национальных особенностей, воспитывающих гордость, уважение к особенностям родного края, своей малой Родины. Результатом работы стал выпуск фотохрестоматии: «Мой край родной - Мендыкара», которая объединила в себе теоретический и практический материал, позволяющий воспитывать у дошкольников национальное самосознание, понятие- я, гражданин своей Родины. Эпиграфом к фотохрестоматии стали строки стихотворения земляка- Мендыкаринца В.П. Вещикова «Родина».
На пригорке крутом, на виду трех озер
Уместилось селенье родное
А названье ему дал задумчивый бор
И зовется оно- Боровое.
Образовательно- воспитательный процесс детского сада построен так, что в нем нет остановок, на каждом этапе решаются новые задачи, закрепляются полученные знания, особенно это касается вопросов нравственно- этических норм. Эта работа строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой является игра. Игровые моменты и ситуации включены во все виды деятельности. В процессе игры имеется возможность закладывать у детей основы воспитания национального самосознания в полиэтнической среде детского сада. Игры: «Одень куклу в национальный костюм», «Ремесло казахов», «Что звучит?», «Составь узор», «Кто,где живет?»,народные, подвижные, хороводные, игры- драматизации, позволяют глубже окунуться в обычаи народов живущих в нашей республике. Все эти игры, и обширный этноматериал вошли в электронное пособие « Сохраним наследие народов ». В настоящее время пособие лицензировано и рекомендовано для использования воспитателями детских садов, миницентров. Данное пособие интересно и понятно вводит ребенка в этносистему двух рядом живущих народов – казахов и русских. Материал в пособии размещен так, что ребенок может сравнить орнамент, одежду, ремесла, жилища, двух народов, определить на слух какой инструмент звучит: домбра или балалайка и проверить свой выбор. Увидеть и услышать прекрасные звуки редких музыкальных инструментов: кобыз, шанкобыз, жалейка, дудочка. Послушать как играет целый оркестр казахских или русских народных инструментов. Не у всех детей есть возможность реального знакомства с данными темами. Виртуальное знакомство открывает перед детьми огромные возможности в плане приобретения этнокультурных ценностей.
С электронным пособием легко работать, дети с удовольствие сами выбирают себе тему на этнической поляне и занимаются с ней. Так происходит закрепление полученных знаний, совершенствуется умение дружеского общения.
На каждом возрастном этапе мы решаем новые задачи развития и воспитания национального самосознания у дошкольников, и роль взрослого гибко меняется: в одних случаях с обязательным участием взрослого «Народные традиции и промыслы Казахстана», «В гостях у Мики Мауса», «Веселая ярмарка». Эти и другие темы непосредственно знакомят детей с бытом и особенностями жизни людей разных национальностей.
В других- создаем специальную среду и ситуации для познавательной активности. «Жизнь и быт казахов кочевников», «Экскурсия к Дымковским мастерам», «Волшебница Кери»что позволяет глубже узнать об особенностях культуры разных этносов.
Создание условий для самостоятельной деятельности, когда дети в процессе свободного общения применяют в речи все знакомые слова на трех языках, пользуются в играх полученными знаниями. Отображают накопленные впечатления в творческих работах. Перевоплощаясь в гончаров, ремесленников, художников. Придумывая и драматизируя сказки, создавая коллажи, картины, работы из пластилина, глины и соленого теста, природного материала дети с гордостью демонстрируют свои способности и знания в области полиэтнической культуры.
Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностей и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций одновременно воспитывать полилингвальную личность в полиэтнической среде детского сада.
В настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Он связан с переосмыслением сущности процесса воспитания дошкольников, поиске новых подходов к воспитанию, на первый план которого все более отчетливо выдвигается воспитание национального самосознания дошкольника.
Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта.
Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай (исторически закрепленная в социальном опыте людей форма поведения человека в конкретной ситуации), включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния.
При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно
происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок. Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.
Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репетирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания.
Кроме того, именно в сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает. Для практической работы целесообразно использование материала как волшебной, так и бытовой сказки. В ходе работы с волшебной сказки участники могут сознательно или бессознательно разобраться в собственных страхах, персонифицированных образах, например, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея- Горыныча, Чудовища и т. д.
Перевоплощаясь в определенный персонаж, участник символически принимает «собственную тень», что способствует достижению целостности. Кроме того, в процессе творческой реконструкции сказки выявляется неоднозначность образов (как условно «положительных», так и «отрицательных»), что способствует расширению когнитивной и эмоциональной сферы участника.
Работа со сказкой может выглядеть следующим образом. Рассказ участниками занятий народных сказок, которые они знают (если не знают, то несколько небольших
сказок рассказывает ведущий, либо ведущий просит к следующему занятию прочитать несколько волшебных сказок). В ходе обсуждения сказок вычленяется основное их ядро: герой попадает в сложную ситуацию, проходит ряд трудных испытаний, встречаясь с различными персонажами, и выходит победителем. На основе вычлененного ядра (формулы волшебной сказки) участниками сочиняется волшебная сказка, в которой может быть произвольное количество персонажей.
Затем сказка разыгрывается, причем участники при каждом новом проигрывании меняются ролями, импровизируют текст своих героев. В ходе игры персонажи, воспринимаемые ранее как отрицательные (Баба-Яга, Змей-Горыньгч и др.), могут трансформироваться, становиться помощниками героя. Кроме того, знание законов волшебной сказки может помочь этим героям «превратиться» в других (например, Баба-Яга может быть заколдована, при расколдовывании стать доброй бабушкой и др.)
Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей (они могут быть сделаны из подручного материала) воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования (гибкого, вариативного) в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» (потустороннего) и «темного» (потустороннего) миров, а на основе этого - и целостность собственной личности, включающей в себя и «светлые» и «темные» стороны.
Работа со сказками также предоставляет возможность освоения способов поведения в сложных ситуациях. Часто в сказке главный герой попадает в трудную, сложную, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Совместный анализ сказок дает возможность вычленить способы, формы, особенности поведения, которые помогают герою выйти из таких ситуаций. Небольшие сказки и отдельные фрагменты развернутых сказок могут быть использованы в процессе занятий, причем тексты могут варьироваться, изменяться. Каждый участник,становясь «героем» сказки, может попробовать различные способы поведения в сложных ситуациях. Также, в процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра являете достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется общая ее канва: приветствие (групповой ритуал), прощание (групповой ритуал), разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов), работа (продолжение работы) с новым жанром, общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы. Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование национального самосознания у дошкольников
Подготовила :
воспитатель МБДОУ «детский сад комбинированного вида №2 «Улыбка»
Матросова С.В.
В настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Он связан с переосмыслением сущности процесса воспитания дошкольников, поиске новых подходов к воспитанию, на первый план которого все более отчетливо выдвигается воспитание национального самосознания дошкольника.
Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта.
Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай (исторически закрепленная в социальном опыте людей форма поведения человека в конкретной ситуации), включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния.
При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно
происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок. Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.
Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репетирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания.
Кроме того, именно в сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает. Для практической работы целесообразно использование материала как волшебной, так и бытовой сказки. В ходе работы с волшебной сказки участники могут сознательно или бессознательно разобраться в собственных страхах, персонифицированных образах, например, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея- Горыныча, Чудовища и т. д.
Перевоплощаясь в определенный персонаж, участник символически принимает «собственную тень», что способствует достижению целостности. Кроме того, в процессе творческой реконструкции сказки выявляется неоднозначность образов (как условно «положительных», так и «отрицательных»), что способствует расширению когнитивной и эмоциональной сферы участника.
Работа со сказкой может выглядеть следующим образом. Рассказ участниками занятий народных сказок, которые они знают (если не знают, то несколько небольших
сказок рассказывает ведущий, либо ведущий просит к следующему занятию прочитать несколько волшебных сказок). В ходе обсуждения сказок вычленяется основное их ядро: герой попадает в сложную ситуацию, проходит ряд трудных испытаний, встречаясь с различными персонажами, и выходит победителем. На основе вычлененного ядра (формулы волшебной сказки) участниками сочиняется волшебная сказка, в которой может быть произвольное количество персонажей.
Затем сказка разыгрывается, причем участники при каждом новом проигрывании меняются ролями, импровизируют текст своих героев. В ходе игры персонажи, воспринимаемые ранее как отрицательные (Баба-Яга, Змей-Горыньгч и др.), могут трансформироваться, становиться помощниками героя. Кроме того, знание законов волшебной сказки может помочь этим героям «превратиться» в других (например, Баба-Яга может быть заколдована, при расколдовывании стать доброй бабушкой и др.)
Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей (они могут быть сделаны из подручного материала) воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования (гибкого, вариативного) в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» (потустороннего) и «темного» (потустороннего) миров, а на основе этого - и целостность собственной личности, включающей в себя и «светлые» и «темные» стороны.
Работа со сказками также предоставляет возможность освоения способов поведения в сложных ситуациях. Часто в сказке главный герой попадает в трудную, сложную, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Совместный анализ сказок дает возможность вычленить способы, формы, особенности поведения, которые помогают герою выйти из таких ситуаций. Небольшие сказки и отдельные фрагменты развернутых сказок могут быть использованы в процессе занятий, причем тексты могут варьироваться, изменяться. Каждый участник,становясь «героем» сказки, может попробовать различные способы поведения в сложных ситуациях. Также, в процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра являете достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется общая ее канва: приветствие (групповой ритуал), прощание (групповой ритуал), разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов), работа (продолжение работы) с новым жанром, общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы. Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия.