Философская система рене декарта. Философия декарта кратко
Многие исследователи истории философии по праву считают Рене Декарта основоположником западной современной философии. Чем же знаменит Рене Декарт? Биография и основные идеи этого физика, математика, ученого описаны в статье ниже.
Детство и отрочество
Рене Декарт родился в обедневшей дворянской семье и был младшим из трех сыновей. Его воспитанием занималась бабушка по материнской линии, так как отец, Иоахим Декарт, работал судьей в другом городе, а мать, Жанна Брошар, умерла, когда Рене не было еще и двух лет. Религиозное образование мальчик получил в иезуитской школе Ля Флеш. С самого детства он был очень любознательным и рано начал увлекаться математикой. В 1616 году Рене Декарт получил степень бакалавра.
Рене Декарт. Биография. Голландский период
Закончив университет, будущий ученый отправился воевать. За время, проведенное на военной службе, он побывал в нескольких горячих точках того времени: осада Ла-Рошели, революция в Голландии, битва за Прагу в тридцатилетней войне. По возвращении на родину Декарту практически сразу приходится уехать в Голландию, так как во Франции иезуиты обвинили его в ереси за свободомыслие.
В Голландии ученый прожил целых 20 лет. В эти годы научных изысканий Декарт создал и издал несколько трудов, ставших основополагающими в его философии.
- "Мир" (1634 год)
- "Рассуждение о методе" (1637 год)
- «Размышления о первой философии…» (1641 год)
- «Первоначала философии» (1644 год)
Общество разделилось на две части: на тех, кого восхитил, и на тех, кого поверг в шок своими открытиями Рене Декарт.
Краткая биография ученого пестрит открытиями и трудами, однако о его личной жизни известно очень мало. Женат Декарт не был. Известно только то, что в 1635 году у него родилась дочка Франсина. Ее мамой была служанка ученого. Рене Декарт очень привязался к малышке и долго был безутешен, когда она скоропостижно скончалась от скарлатины в возрасте 5 лет. Будучи странным и замкнутым человеком, философ оказался заботливым и нежным отцом.
Церковная элита Голландии не могла принять вольнодумные идеи ученого. Всю свою жизнь он подвергался гонениям. Голландский период исключением не является. Во Франции разрешил напечатать его туды, а вот протестантские богословы Нидерландов наложили на него проклятие.
Шведский период
В 1649 году Рене Декарт по настойчивому приглашению шведской королевы Кристины, гонимый голландской инквизицией, переехал в Стокгольм. В 1649 году вышел в свет его труд "Страсти души".
Жизнь при дворе тоже не оказалась легкой: королева хоть и была благосклонна к ученому, но слишком часто нагружала его умственной работой. При этом здоровье философа (и без того слабое) еще больше пошатнулось в суровом северном климате. Отношения с ученого с церковью испортились окончательно.
По официальной версии, Рене Декарт умер 1650 года, заболев воспалением легких. Существует предположение, что его отравили. Через 17 лет останки великого философа были по требованию Франции перевезены из Швеции и перезахоронены в часовне аббатства Сен-Жермен.
Значение философии Декарта - основоположника рационализма
Основоположником рационализма по праву считается Рене Декарт. Основные идеи в области философии можно кратко сформулировать так.
- Ученый выдвинул гипотезу об основных модусах и атрибутах субстанции.
- Декарт доказал, что разум в познании играет главную роль.
- Ему принадлежит авторство теории дуализма, с помощью которой примиряются материалистическое и идеалистическое направления философии.
- Декартом выдвинута теория о "врожденных идеях".
Учение о субстанции
В процессе изучения проблемы бытия, его сущности было сформулировано понятие субстанции, автором которого является Рене Декарт. Основные идеи ученого базируются на этом понятии.
Субстанция - это все существующее и при этом не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме себя. Этим качеством обладает только вечный, несотворимый, всемогущий Господь. Он есть причина всего и источник. Бог, являясь Творцом, создал мир тоже из субстанций, которые обладают тем же качеством: существуют и не нуждаются для существования ни в чем, кроме себя. По отношению друг к другу сотворенные субстанции самодостаточны, а по отношению к Господу - вторичны.
Декарт делит сотворенные субстанции на материальные (вещи) и духовные (идеи). Для материальных вторичных субстанций характерно протяжение (меры длины). Они являются делимыми до бесконечности. Духовные сотворенные субстанции, согласно идее философа, обладают признаком мышления. Они неделимы.
Человека возвышает над всем остальным в природе то, что он состоит из двух субстанций: материальной и духовной. Таким образом, человек дуалистичен. Материальная и духовная субстанции в нем равноценны. Таким видел "венец творения" Рене Декарт. Взгляды ученого на дуализм решили извечный вопрос философии о том,
Доказательство первичности разума
В любой вещи можно усомниться, следовательно, сомнение существует реально и не нуждается в доказательствах. Сомнение - это свойство мысли. Сомневаясь, человек мыслит. Поэтому человек реально существует, так как он мыслит. Мышление - работа разума, поэтому в основе бытия лежит именно разум.
Дедукция Декарта
Ученый предложил использовать не только в математике и физике, но также и в философии. "Превратить познание из в промышленное производство" - вот задача, которую ставил перед собой Рене Декарт. Страна, в которой он жил (особенно иезуиты), не восприняла его учение.
Вот основные постулаты этого гносеологического метода:
- опираться в исследованиях только на абсолютно достоверные знания и суждения, не вызывающие никаких сомнений;
- делить сложную проблему на части;
- переходить от доказанного и известного к недоказанному и незнакомому;
- соблюдать строгую последовательность, не допускать потери звеньев логической цепочки.
Учение о "врожденных идеях"
Большое значение в развитии философии получило учение о "врожденных идеях", автором которого тоже является Рене Декарт. Основные идеи и постулаты теории гласят:
- большинство знаний достигается путем дедукции, но есть знания, не требующие доказательств, - "врожденные идеи";
- они делятся на понятия (например, душа, тело, Бог и т.д.) и суждения (например, целое больше части).
Рене Декарт. Биография: интересные факты
- За 20 лет проживания в Голландии Рене Декарт успел пожить во всех ее городах.
- И. П. Павлов считал Рене Декарта основоположником своих исследований, поэтому установил перед своей лабораторией памятник философу.
- С легкой руки Декарта латинские буквы A, B и C обозначают постоянные величины, а последние буквы латинского алфавита - переменные.
- На Луне есть кратер, названный в честь великого ученого.
- хотела, чтобы с ней каждое утро занимался именно Рене Декарт. Биография ученого содержит информацию, что ему для этого приходилось вставать в пять утра.
- При перезахоронении останков философа была обнаружена пропажа черепа, которую так никто объяснить и не смог.
- Несмотря на то, что до сих пор официальной версией смерти ученого считается воспаление легких, многие считают, что его убили. В 1980-е годы были обнаружены доказательства отравления Рене Декарта мышьяком.
Рене Декарт (1596 – 1650гг.) – франц. философ. Он стремился разработать метод научного познания действительности. Его методология носит аинтисхоластический характер.
Критика схоластики. Декарт шел отличным от Бекона путем. Методология Бекона – эмпирическая, метод Декарта – рационалистический. Декарт не определяет роль опыта, но говорит, что открытия в конечном итоге совершаются с помощью разума. Разум направляет опыты, ориентирует, делает методологию рациональной. Рационализм Декарта основан на применении особого математического метода познания. Математика как наука говорит о мере всех вещей.
Суть метода Декарта: 1. Позание следует от незнания, инертно достигая фундаментальных истин. 2. Разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция нужна, т.к. вывод не всегда ясен. Дедукция – движение мысли от общего к частному. Дедукция – действия ума, посредством которых мы делаем заключения, с ее помощью мы неизвестное делаем известным.
Декарт вывел три правила: 1. Во всех вопросах должно содержаться неизвестное. 2. Это неизвестное должно иметь характерные особенности, чтобы истолкование было направлено на постижение именно этого метода. 3. В каждом вопросе должно содержаться и нечто известное.
Декарт провозгласил сомнения исходным пунктом своего метода. Он не ставил цель – уничтожить знания. Он стремился избавить человечество от идолов, предрассудков. «Мы можем предполагать, что мы не существуем, потому что мы сомневаемся в существовании всего. Но в то время когда мы мыслим, мы не можем полагать, что не существуем». Не взирая на крайнее предположение: «Я мыслю, следовательно, я существую!» - есть вернейшее из всех заключений. Мышление – исходный пункт интеллектуального мышления. Только мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью. Метод должен освободить процесс познания. Правильный метод позволяет науке целенаправленно развиваться. Правильный метод превращает науку в важнейшую сферу жизнедеятельности чел-ка. В его методе есть противоречия: 1. обусловлено тем, что Декарт занимался гносеологией. Он хотел от гносеологии выйти на онтологию. 2. Мышление разомкнуто и открыто во внешний мир. 3. Декарт вводит учение о врожденных идеях – идея Бога, идея чисел, идея фигур, некоторые предельно общие положения «из ничего ничего не происходит» - явление платонизма.
БИЛЕТ 23. Английский эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
Эмпиризм (от греч. empeiría - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания
Томас Гоббс (1588-1679). Гоббс рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, предметы, вещи, процессы считал формами проявления этой субстанции. Материя - вечна, а тела и явления - временны: они возникают и исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя является субъектом всех изменений. Все материальные тела характеризуются протяженностью и формой. Их можно измерить, так как они имеют длину, ширину и высоту. В отличие от Ф. Бэкона, у Гоббса материя не имеет качественных характеристик: он ее исследует с количественной стороны как математик - геометр и механик. У него мир материи лишен таких качеств, как цвет, запах, звук и т.п. В интерпретации Т. Гоббса материя как бы геометризуется и предстает как нечто качественно однородное, бесцветное, как некая система количественных величин. Движение он понимает как только механическое. Материалистически Гоббс подходит к рассмотрению проблем пространства и времени. В своих философских воззрениях на мир Т. Гоббс выступает, скорее, как деист, хотя у него встречаются утверждения и прямо атеистического характера, вроде того, что Бог - это продукт человеческого воображения. Т. Гоббс подчеркивает, что Бог не вмешивается в закономерное течение событий самих по себе.Продолжатель философии Ф.Бэкона Т.Гоббс в гносеологии был также в основном эмпириком и сенсуалистом (подчеркивал, что чувственное познание - это главная форма познания). Первичным актом познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Мышление он понимал как сложение или вычитание понятий, распространяя на него полностью свой математический метод.
Джон Локк (1632 -1704) - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Основой нашего познания служит опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как "tabula rasa", на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.
Джордж Беркли (12 марта 1685 - 14 января 1753) -епископ в Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что бытие - это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ - самим Богом. Этот спиритуализм Беркли послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против себя как философов, так и богословов.
Дэвид Юм (1711-1776,) - шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. Юм считал, что наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источника нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).
БИЛЕТ 24. Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
Французские философы, защищали принцип материальности мира в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались диалектические идеи развития организмов. У французских просветителей имелись значительные расхождения во взглядах, вплоть до противоположных позиций. Но все-таки все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой среды. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду Центром, вокруг которого сгруппировались философы и их единомышленники, оказалась знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Д. Дидро и его соратник по редактированию «Энциклопедии» великий математик, механик, философ-просветитель Ж-Л.Д*Аламбер(1717–1753) поставили перед собой гигантскую задачу–представить «общую картину усилий человеческого ума у всех народов и во все века».
Жульен Офре де Ламетри . Доказывал, что форма неотделима от материи и что материя связана с движением. Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой корениться не столько способность к движению, но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или к ощущению. Указывал на материальный характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. Человек есть такое же животное, только отличается развитием ума
Дени Дидро (1713–1784)–знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззрения–остро выраженный демократизм. Это удивительно одаренная, всесторонне развитая личность–философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик. Дидро сначала был верующим христианином, потом скептиком, но от веры в Бога как творца мироздания не отошел. Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» И действительно, прикоснитесь ладонью к камню, и информация о вашем прикосновении останется надолго на камне. Дидро утверждал, что душа–продукт единства организма, его целостности. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Наметил теорию о псих функциях. Наши чувства- клавиши по которым часто ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют.
Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789)- философ-материалист. Главное его сочинение «Система природы»–«эта библия материализма». Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она–своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал «классическое» определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно тому, как удары пальцев музыканта по клавишам, скажем, клавесина рождают музыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств.
Рене Декарт (Descartes), (латинизированное имя – Ренат Картезий), основатель новейшей догматической рационалистической философии и один из глубочайших мыслителей Франции, родился 31 марта 1596 в провинции Турень в семье парламентского советника, а умер 11 февраля 1650 в Стокгольме. Декарт рано обнаружил необыкновенные способности. На восьмом году от роду он поступил в иезуитскую коллегию в Лафлеше, где пристрастился к математике. Чтобы узнать свет, Декарт в возрасте 21 года поступил на военную службу и участвовал во многих походах и битвах в Голландии, Германии, Венгрии, продолжая усиленно заниматься научными и философскими работами, из которых первая «О музыке», была написана у осаждённой Бреды. В уединенном зимнем лагере у Нейбурга (1619) он решил, отказавшись от всех предрассудков, самостоятельно построить всю философию заново на надежных достоверных основаниях. Выйдя с этою целью в отставку, Декарт провел следующие годы частью в путешествиях, преимущественно по Германии и Италии, частью в Париже. С 1629 он прожил в Голландии 20 лет, за исключением недолгих поездок в Германию, Англию и Данию, чтобы пользоваться полным досугом для выработки своей философской системы. За это время Декартом были написаны важнейшие из его сочинений, причём некоторое из них (например «Мир, или Трактат о свете») долго скрывались во избежание столкновений с духовенством. Научные и философские работы Рене Декарта доставили ему и приверженцев, и ожесточенных противников. Декарт получил несколько приглашений от высокопоставленных лиц. В числе прочих и шведская королева Христина (1649) просила его преподавать ей философию. Декарт принял приглашение Христины, но вскоре переезда в Швецию умер от непривычного северного климата, хотя успел выработать план учреждения в Стокгольме академии наук. Его тело было в 1661 перевезено в Париж и погребено в церкви святой Женевьевы.
Портрет Рене Декарта. Художник Франц Хальс. Ок. 1649
Рационалистический метод Декарта – сомнение
Хотя Декарт благодаря своим математическим и физическим открытиям стал одним из творцов новейшей физики, исходной точкой своей философии он сделал не внешний, а внутренний опыт. Вследствие этого Декарт стал одним из столпов европейского рационализма , а не эмпиризма . Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. В этом убеждают многочисленные факты обманов чувств. Согласно Декарту, можно сомневаться вообще во всем, однако никак нельзя подвергнуть сомнению сам факт нашего мышления, с которым неразрывно связано убеждение в нашем существовании. Этот тезис и выражает прославленный философский афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» (« Cogito , ergo sum» ) .
Идея Бога у Декарта
Единственное существование, в котором я вполне уверен, есть мое собственное, т. е. существование моего духа и его мыслей, тогда как бытие всего вещественного мира (и моего собственного тела) остается под сомнением. Неоспоримых данных, подтверждающих истинность наших ощущений, у нас нет. Он может оказать простым плодом нашего воображения. Однако, согласно философии Декарта, среди наших представлений находится одно, которое мы не могли создать сами, которое скорее надо признать данным нам, так как оно заключает в себе более полную реальность, чем та, какую мы находим в себе. Это идея Бога – совершеннейшего существа, неограниченного бытия, прямо противоположная чувству ограниченности нашего собственного бытия и потому внушенная нам самим Богом, врожденная нам до всякого опыта, подобно представлению, какое мы имеем о самом себе.
Преобразуя онтологическое доказательство бытия Божия Ансельма Кентерберийского , Декарт выражает его в такой форме: Бог есть совершеннейшее существо, к совершенствам же принадлежит и существование, следовательно, Бог существует. Другое доказательство бытия Божия заключается у Декарта в следующем: мое собственное существование можно объяснить только с помощью признания бытия Божия, потому что если бы я произошел сам собою, я бы придал себе все совершенства; если же я происхожу от других, от родителей, предков и т. д., то должна существовать первая причина, т. е. Бог. В число Божьих совершенств входит и совершенная правдивость, из чего следует, что все, что я познаю ясно, истинно. Бог не мог меня обмануть, это противоречит понятию о нём, как о всесовершенном существе.
Дуализм души и тела у Декарта
Представление внешнего мира и природы неискоренимо и ясно находится в моем уме. Поэтому, считает Декарт, протяженный мир со всеми качествами, какие мы познаем в наших ясных представлениях, действительно существует. Лежащая в основе его протяженная сущность называется телом или материей. Её природа, согласно философии Декарта, состоит не в твердости, тяжести, окраске или вообще в каком-либо качестве, постигаемом чувствами и устранимом из тела без нарушения его сущности – но единственно в протяжении. Лишь это последнее, допуская численные измерения, образует основу, не только геометрии, но и физики.
Протяжение имеет тело, но не душа. Между ними двумя существует диаметральная разница. Тело может быть разрушено, душа же неразрушима, т. е. бессмертна. В собственном смысле только Бог может именоваться субстанцией, т. е. тем, что существует, не нуждаясь для этого ни в чем другом; в производном же смысле можно говорить о телесной и мыслящей субстанции, так как обе не нуждаются для своего существования ни в чем, кроме Бога. Единственным главным свойством материи, по философии Декарта, является протяжение, но не энергия и силы. Количество вещества и движения, вложенных изначально в мир Богом, остается неизменным. Последние составные частицы материи – мельчайшие тельца, различные по форме и величине (корпускулы).
На животных Декарт смотрит как на живые машины без души, чувства, ибо они целиком управляются инстинктами, без всякой свободы воли. В человеке протяженная субстанция (тело) и мыслящая душа сходятся в единственном непарном органе мозга, центральной его железе; при их противоположной сути они не могли бы взаимодействовать, если бы не были соединены и согласованы Богом. Эта теория навела ученика Декарта, Гейлинкса на гипотезу окказионализма.
Этика Декарта
Свои этические воззрения Декарт выразил, частью в сочинениях (в книге физиологического и психологического содержания «De passionibus»), частью в письмах, особенно в письме «De Summo bono», к королеве Христине. В этике он примыкает ближе всего к стоикам и Аристотелю . Нравственную цель философия Декарта усматривает в благополучии, которое создаётся последовательной доброй волей или добродетелью.
Значение философии Декарта
Декарт совершил настоящий подвиг, требуя первым условием от философии, чтобы она отказалась от всякого привычного чувственного познания, усомнившись во всём (картезианское сомнение) и с помощью мышления совсем заново построила истинный мир, ничего не принимая за истину, кроме того, что выдержит испытание любым сомнением. Исходя из такой твердой точки опоры, как самосознание, он стал родоначальником последующих систем философии и оказал на нее большое влияние, благодаря оригинальности и самостоятельности, ясности и простоте своего мышления, а также легкости и естественности изложения. Хотя Декарт вполне признавал метафизику, но в области природы он гораздо строже проводил механицизм, чем его старший современник Фрэнсис Бэкон , так что на него позже ссылались даже чуждые духу его философии материалисты.
Система Декарта возбудила оживленную полемику среди философов и в особенности между теологами. Гоббс , Гассенди , иезуит Валуа выступили противниками Декарта, преследовали его, нередко с фанатизмом, обвиняли в скептицизме и атеизме и даже добились запрещения его «опасной» философии в Италии (1643) и Голландии (1656). Но у Декарта нашлось и много приверженцев в Голландии и Франции, особенно между янсенистами Пор-Рояля и членами Конгрегации Ораторианцев. Делафорж, Режи, Арно, Паскаль , Мальбранш, Гейлинкс и др. особенно старались развивать далее его систему. Логика янсенистского Пор-Рояля («Искусство мыслить», Арно и Николя, изданная 1662) проникнута картезианским характером.
Роль Декарта в истории науки
Несмотря на многие ошибки, неоспоримы заслуги Декарта для физиологической и психологической антропологии; но еще большая и более прочная слава принадлежит ему как математику. Он был творцом аналитической геометрии, изобрел метод неопределенных коэффициентов, впервые понял настоящее значение отрицательных корней уравнений, предложил новое остроумное решение уравнений четвертой степени, ввел показатели степеней и показал (что составляет, быть может, главную его заслугу), как можно выразить природу и свойства каждой кривой при помощи уравнения между двумя переменными координатами. Этим Декарт проложил геометрии новый путь, на котором были сделаны важнейшие открытия. Его «Геометрия» (1637), первое печатное сочинение по геометрии координат и его «Диоптрика» (1639), которая впервые излагала вновь открытый закон преломления лучей света и подготовила великие открытая Ньютона и Лейбница , навсегда останутся памятниками его великих заслуг в области точных наук. В своих философско-космогонических опытах Декарт хотел, подобно Демокриту и его атомистическим последователям, объяснить движение небесных тел, а, следовательно, и силу тяготения, вихревыми течениями эфира, наполняющего вселенную, – теория, которая после принятия и исправления её Лейбницем долго служила знаменем для противников действия сил на расстоянии.
Главные сочинения Декарта
Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках.
Первоначала философии.
Страсти души.
Правила для руководства ума.
Разыскание истины посредством естественного света.
Мир, или Трактат о свете.
Декарт – выдающийся философ, естествоиспытатель, математик.
Философское учение Декарта в самых основных своих чертах воплотило в себе особенности и значение философии Нового времени: противостояние схоластической философии, стремление ориентировать философию на связь с практикой, и, главное, разработать метод познания, позволяющий достигать достоверное знание.
Наиболее известные философские произведения Декарта
- «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»
- «Правила для руководства ума»
- «Первоначала философии»
Декарт о назначении философии
Декарт считал, что познание не должно сводиться к отысканию и беспорядочному накоплению отдельных знаний. Будучи выдающимся ученым и философом, Декарт осознавал единство познания, то есть единство всех наук и философии. Он писал о том, «что надо поверить в то, что все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу… все они связаны между собой и друг от друга зависимы…», и понимание этого единства научного знания, разработку единого метода познания Декарт рассматривал как основную задачу философии.
Отдавая должное существовавшей до него философии, почитая выдающихся философов прошлого, Декарт не мог смириться с тем, что в философии по одной и той же проблеме существует множество мнений. Отождествляя философию во многих отношениях с наукой, Декарт стремился к такому соотношению философских идей и позиций, которое характеризует прежде всего математическое знание. Он рассуждал: «О философии скажу одно: видя, что в течение многих веков она разрабатывается превосходнейшими умами и, несмотря на это, в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров и, следовательно, не было бы сомнительным, я не нашел в себе такой самонадеянности, чтобы рассчитывать на больший успех, чем другие». И при этом, подчеркивал Декарт, другие науки заимствуют свои принципы из философии. Декарт поставил перед собой грандиозную задачу преодоления подобной неопределенности философского знания, поднятия философских идей на пьедестал полной достоверности. На первом месте перед ним стала задача создания философского метода познания, обеспечивающего, как он полагал, достижение истины.
Руководствующаяся этим методом философия станет востребованной жизнью: «…вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех прочих окружающих тел» люди могли бы изобрести способы, позволяющие наслаждаться благами природы для, главным образом, «сохранения здоровья, которое, без сомнения, есть первое благо и основание всех других благ этой жизни».
Проблема метода в философии Декарта
Декарт твердо заявлял: «Для разыскания истины вещей необходим метод». Он разъяснял значение метода для познания, раскрывая собственное понимание метода: «Под методом же я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать».
Итак, метод познания должен обеспечивать достижение достоверного и несомненного знания. Знание истины Декарт рассматривал как высшее наслаждение и, как он писал, единственное в этой жизни полное и ничем не омраченное счастье. Поэтому главные проблемы, над которыми размышлял философ, связаны с теми способами, которые позволяют достичь истины, избежать заблуждений. Учение Декарта о методе включает в себя ряд основополагающих, с его точки зрения, идей и правил.
Декарт признавал, что знание есть результат опыта и мышления, в первую очередь, дедукции: «мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта и дедукции». Однако, считал он, эти пути совершенно неравноценны, поскольку к заблуждению может вести именно неупорядоченный опыт. Он писал, что «любое заблуждение, в которое могут впасть люди, …никогда не проистекает из неверного вывода, но только из того, что они полагаются на некоторые малопонятные данные опыта или выносят суждения опрометчиво и безосновательно». Дедуктивные рассуждения должны, следовательно, исходить из таких положений, на которые не падает тень случайности или субъективности, что может быть присуще любой форме опытной деятельности. «Касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают о них другие или что предполагаем мы сами, но то, что мы можем ясно усмотреть или достоверным образом вывести, ибо знание не приобретается иначе».
Такой достоверностью, по Декарту, обладает аксиоматическое математическое знание. Дедуктивные рассуждения должны быть основаны на абсолютно достоверных идеях разума и разумном методе. Только в этом случае возможно достижение подлинной истины, то есть не той «истины», с которой могут быть согласны какое-то количество людей, пусть и авторитетных, или даже большинство из людей, а истины, достоверной самой по себе. Такие истины могут быть обнаружены, по мнению философа, скорее немногими людьми, чем многими. Декарту принадлежат замечательные слова о том, что в науке «совершенно бесполезно подсчитывать голоса, чтобы следовать тому мнению, которого придерживается большинство авторов». Развитие научного и философского познания на всем его протяжении подтвердило и продолжает подтверждать эти слова Декарта.
Как же найти прочное основание знания, обладающее незыблемой достоверностью подобно аксиомам евклидовой геометрии?
Те идеи, которые остались в философии как результат средневековой схоластики не могут быть фундаментом настоящего научного знания. Вообще, по мнению философа, существовавшее многообразие философских мнений по одному и тому же вопросу, неприемлемо, так как истинным среди множества мнений может быть только одно. И потому, признавался Декарт, он стал считать ложным почти все. Прежние идеи отвергаются Декартом, и для отрицания их философ использует радикальное сомнение, которое позволяет усомниться во всем том, что не обладает предельной очевидностью и, следовательно, достоверностью.
Допуская возможность сомнения во всем, рассуждал Декарт, можно найти такое теоретическое положение, в котором невозможно сомневаться. Это сам факт сомнения. Но признание очевидности существования сомнения означает признание очевидности существования мышления, поскольку сомнение – это разновидность мышления. Отсюда знаменитый вывод Декарта о том, что я мыслю, поскольку я сомневаюсь. Но невозможно мыслить, если не существуешь. Значит, утверждает Декарт, я мыслю, следовательно, я существую. Способность мыслить выступает в трактовке философа как главная характеристика человека. Безусловно, это вывод, выходящий далеко за пределы рационализма Нового времени.
На основании этих заключений Декарт приходит к доказательству существования Бога как совершенства. Человеческое сомнение является признаком несовершенства, а несовершенство потому и несовершенство, рассуждал философ, что существует его противоположность – совершенство, воплощенное в Боге. Бог как совершенное существо является гарантом существования созданного им мира. Все эти выводы Декарт получает путем логически правильных рассуждений, в чем проявляются возможности мышления, способного познать очевидные, ясные, всеобщие истины. Эти истины носят, считал он, врожденный характер. Они не нуждаются в доказательствах. Они – основа познания. Таким образом, Декарт вводит в свою философию понятие врожденных идей.
Сущность своего метода познания, основанного на этих принципах, Декарт изложил в работе «Рассуждение о методе…» следующим образом.
«Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».
Декарт был убежден в том, что, руководствуясь этим методом, можно познать мир во всей его сложности, избежать заблуждений, то есть достичь истинного знания: «если воздерживаться от того, чтобы принимать за истинное что-либо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в каком следует выводить одно из другого, то не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть».
Таким образом, метод Декарта явился основой его теории познания, суть которой сводится к следующему. Познание включает в себя опыт и мышление, при этом определяющую роль играет мышление, поскольку основой достоверности являются врожденные идеи, в конечном счете, носители достоверности знания. Основополагающие врожденные истинные идеи, носящие аксиоматический характер, раскрываются с помощью интеллектуальной интуиции и сомнения, позволяющих определить подлинно достоверное в знании. Гарантом существования таких идей и, в конечном счете, окончательным критерием истины является Бог.
Декарт писал: «…само правило, принятое мною, а именно что вещи, которые мы представляем себе вполне ясно и отчетливо, все истинны, имеет силу только вследствие того, что Бог есть, существует, и является совершенным существом, от которого проистекает все, что есть в нас».
Причины заблуждений в познании, следовательно, – беспорядочный опыт и отклонение от логики в процессе рассуждений. В этом суть рационализма Декарта.
Картина мира по Декарту
На основе своего метода Декарт создает картину мира, согласно которой существует мир, существует Бог, в мире существует человек, способный познавать этот мир, поскольку наделен способностью сомнения и интеллектуальной интуицией и обладает врожденными, благодаря Богу, идеями.
Природа построена Богом из материи, обладающей протяженностью и способностью к вечному движению как перемещению в пространстве. Сотворенный мир существует по своим собственным законам. Эта позиция философа носит название деизма.
Материя рассматривается Декартом как субстанция. Однако он признает существование и другой, духовной субстанции, носителем которой является человек, его душа. Высшим проявлением в человеке духовной субстанции служит мышление. «Я мыслю, следовательно, я существую» – первый принцип его философии. Две субстанции (материальная и духовная) в философии Декарта равноправны, каждая самостоятельна. Вопрос о том, каким образом объяснить их взаимодействие был для Декарта одним из сложнейших. Эта позиция Декарта носит название дуализма.
Учение Декарта о человеке и обществе
Для Декарта суть человека в мышлении. Поэтому для него особую важность приобретает проблема мировоззренческих принципов человека. Свою жизненную позицию Декарт определяет из принципов своего метода. Он писал о правилах морали, извлеченных из созданного им метода.
Главное, что характеризует позицию Декарта, – это принцип умеренности, избегания поспешности и крайности, в конечном счете принцип разумности в принятии решений, касающихся как общества в целом, так и отдельного человека. Он писал: «Между многими мнениями, одинаково распространенными, я всегда выбирал самые умеренные, поскольку они и наиболее удобные в практике, и, по всей вероятности, лучшие, так как всякая крайность плоха, а также и для того, чтобы в случае ошибки менее отклоняться от истинного пути…»
В социальных действиях, по мнению Декарта, необходимо разумно оценивать ситуацию и стремиться не только сломать старое, но и достаточно ясно представлять последствия этого крушения с тем, чтобы понять, как подготовиться к предстоящим существенным переменам. Он рассуждал: «…начиная перестройку помещения, в котором живешь, мало сломать старое, запастись материалами и архитекторами или самому приобрести навыки в архитектуре и, кроме того, тщательно наметить план – необходимо предусмотреть другое помещение, где можно было бы с удобством поселиться во время работ».
Для Декарта важно в общественной жизни уважение к традиции, в том числе к обычаям различных народов. Речь идет у него о стремлении понять пройденный до него исторический путь, который выражается в существующих законах и обычаях. Стремление к истине должно быть в основе человеческих практических действий, а достижение истины философ рассматривал как достаточно сложный процесс. Поэтому всякое упрощение социальной практики не принималось Декартом. Поэтому для него важно, прежде всего, как он писал, «повиноваться законам и обычаям моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой, по милости божией, я был воспитан с детства, руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне предстояло жить».
Второе правило, которым Декарт руководствовался и предлагал как правило морали, состояло в том, что, поскольку выбран план действий, поскольку он признан разумным, то им и следует руководствоваться, как если бы заблудившийся в лесу человек не стал бы метаться в поисках дороги, а следовал тому пути, который по своему плану и по своим соображениям признал наиболее подходящим. Любые метания приведут, считал Декарт, к плохим последствиям. Он писал: « Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я принял их за вполне правильные… И даже в случае, если мы между несколькими мнениями не усматриваем разницы в степени вероятности, все же должны решиться на какое-нибудь одно и уверенно принимать его по отношению к практике не как сомнительное, но как вполне истинное по той причине, что были верны соображения, заставившие нас избрать его».
Третьим жизненным правилом Декарта был принцип стремления к изменению самого себя, а не окружающего мира. Философ был убежден в том, что во власти человека находятся собственные мысли человека, и только над ними он и властен. Человек должен постоянно осознавать пределы, предписанные ему природой. Он так писал об этом: «Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу…, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли и что после того, как мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не удалось, следует рассматривать как нечто абсолютно невозможное». Таким образом, у Декарта речь идет не о социальной пассивности человека, а о разумных пределах и разумных формах социальной активности.
Размышляя над различными возможными занятиями людей, Декарт пришел к выводу, что лучшего вида деятельности, чем поиск истины и совершенствование своего разума в этом поиске согласно им же разработанному методу, для него не существует. Философ сравнивал ученых и философов с полководцами, а их деятельность по поиску истины со сражениями, в которых можно одержать победу, но можно и потерпеть поражение. Достижение истины, по Декарту, это великая победа исследователя: «Ибо стремиться побеждать все трудности и заблуждения, мешающие нам достичь познания истины, есть поистине то же, что давать сражение, а составить ложное мнение относительно какого-либо важного и общего предмета – то же, что потерпеть поражение…»
Итак, можно сделать ряд выводов относительно сущности и значения философских идей Декарта.
Прежде всего, Декарт обосновывал великое значение достижения истины в науке и философии для развития общества. Он показал, как много значит наука в жизни общества и человека, прекрасно понимая, что исторический прогресс неразрывно связан с развитием науки. Тем самым философ выразил в своих трудах отличительную особенность эпохи Нового времени. В трудах Декарта эта эпоха нашла блестящее выражение.
В рамках своего рационализма Декарт поднял на пьедестал человека, а в человеке – его разум. Разумные человеческие позиции и решения одни только способны привести к успеху, был убежден Декарт.
Декарт показал сущность и значение сомнения и интеллектуальной интуиции в познании, обосновав целый ряд аспектов этих проблем.
В рамках неоднозначной в постановке и решении проблемы врожденных идей, своих собственных взглядов на проблему критерия истины Декарт поставил целый ряд важнейших вопросов.
Безусловно, далеко за границы Нового времени выходят по своей значимости его мысли о науке, морали и человеческой жизни, понимание им назначения человека и проблемы счастья, как и ряд других вопросов, над которыми он размышлял и о которых писал.
Разумеется, Декарт был связан в своих обобщениях с интеллектуальными и историческими в целом особенностями своей эпохи, и эти объективные по отношению к нему условия нашли отражение в его творчестве, в том числе неизбежных упрощениях во взглядах на некоторые философские проблемы. В частности, господствующие механистические представления, ограниченность экспериментальных возможностей того времени не могли не повлиять на позиции Декарта, его абсолютизации в решениях проблем, а потому односторонности, а иногда и просто ошибочные выводы. Но, как правило, это были великие заблуждения, достойные серьезных над ними размышлений.
смотреть на рефераты похожие на "Философия Рене Декарта"
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Владимирский государственный университет
Кафедра философии и социологии
Философия Рене Декарта
Выполнил: Дмитриенко М.Н., группа УИ-198
Принял: Ратников Е.В.
Владимир 1999
I. Введение. Общая характеристика нового времени и философии этой эпохи.
II. Философия Декарта:
1. История жизни и творчества Декарта.
2. Основы философии Декарта.
3. Проблема движения.
4. Основы теории познания.
5. Методология Декарта.
III. Заключение.
Введение. Общая характеристика нового времени и философии этой эпохи
Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, нового способа, но также и нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Выливается он во вновь сформировавшийся способ философского мышления, который можно определить как философскую мысль Нового времени. Было бы слишком сложно и нецелесообразно искать чёткую границу между философией Ренессанса и философией Нового времени в собственном смысле слова. В период, когда формируются философские системы Бэкона и Декарта, в Италии и остальной Европе ещё не отзвучали идеи завершающегося Ренессанса.
Если окончательное расхождение мышления Ренессанса и его философии с
томистски-схоластическим средневековьем проявлялось как отвержение
тогдашними прогрессивными общественными слоями феодальных отношений и
«феодального» мышления, то философия Нового времени в собственном смысле
слова является программным выражением их в значительной мере уже осознанных
интересов и взглядов.
Быстрое экономическое развитие происходит во второй половине 16-го века
в Нидерландах. Нидерланды были тогда экономически наиболее зрелой частью
владений испанских Габсбургов. Испания представляла собой не насыщаемый
рынок для нидерландских товаров. Это было большим стимулом для роста
мануфактурного производства, которое во многом развивается ещё на основе
средневекового ремесла. С развитием производства формируются новые
общественные отношения и одновременно обостряются противоречия между
Нидерландами и Испанией. Во второй половине 16-го века происходит ряд
выступлений и восстаний против испанской гегемонии, которой сопротивлялись
практически все слои нидерландского общества. Эти выступления завершаются в
1609 году первой буржуазной революцией в Европе.
Нидерландская буржуазная революция была первым политическим выступлением во многом ещё не созревшего общественного класса – буржуазии.
Во второй половине 15-го века державой первостепенного значения
становится и Англия. Во время правления Елизаветы I (1558-1603) в Англии
заметно развиваются как ремесленное производство (которое в конце столетия
интенсивно перерастает в мануфактурное), так и торговля. С начала 60-х
годов 16-го века Англия бескомпромиссно соперничает с Испанией в борьбе за
власть в мире, в частности она добивается гегемонии на морях, а тем самым и
в мировой торговле. Завершением этого соперничества является уничтожение в
1588 году испанской так называемой Великой армады. Этим самым Англия
становится значительной колониальной и торговой державой. Всё это ведёт к
быстрому развитию мануфактурного производства, которое основывается на
наёмном труде, т.е. на тех общественных отношениях, которые, в сущности,
чужды феодализму. Грабёж колоний и «изгнание» крестьян с земли в самой
Англии являются главным признаком происходящего в то время первоначального
накопления капитала. В этот процесс включается и английское дворянство,
которое ориентируется на производство сырья для развивающегося
мануфактурного производства.
Нарождающаяся буржуазия и включенное по сути дела в буржуазное производство дворянство имеют не вполне тождественные, но близкие интересы в области экономического предпринимательства. Экономическая деятельность, интересы реальной практической жизни ведут этот общественный слой (и не только в Англии) к ориентации на действительное познание мира, в частности природы, к ориентации на познание, которое не было бы основано лишь на цитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеле, но которое опиралось бы на практический опыт. Рост социальной значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и промышленной жизни, развитие научного, в частности естественнонаучного, познания, опирающегося на эмпирию и опыт, представляют социальную и гносеологическую основу, из которой возникла и черпала силы как конкретная философия Бэкона и Декарта, так и вообще вся философия Нового времени.
Для формирования науки Нового времени, в частности естествознания,
характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство.
Поворот к чувственному познанию действительности, начавшийся в эпоху
Ренессанса, приносит с собой небывалый рост фактических данных в различных
областях, как формирующейся науки, так и производственной и социальной
(ремесленной) практики.
Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания
не единичных, изолированных фактов, но определённых систем, целостностей.
Одновременно с этим перед философами и учёными встаёт вопрос о сущности и
характере самого познания, что приводит к повышенной значимости
гносеологической ориентации новой философии.
Ориентация на чувственность и практичность познания не является,
однако, единственной выразительной чертой формирующейся науки Нового
времени, которая повлияла на характер философского мышления того времени.
Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся
дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не
только ищущего причинно-следственного (связанного с законами) объяснения
взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и
стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку
и её данные. Если ориентация на чувственность и практичность познания
проецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление к
выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведёт к повышению роли
рационального рассмотрения, которое, однако, по своему характеру ближе,
например, к Евклидовой геометрии, чем к аристотелевско-схоластической
контемпляции (духовному созерцанию). Поэтому с развитием чувственного,
эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное,
математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание
ведут к развитию науки как целого, формируют её характер и проецируются на
складывающиеся основные направления философского мышления Нового времени
(Бэкон, Декарт).
История жизни и творчества Декарта
Рене Декарт (1596 – 1650) является одним из выдающихся мыслителей
Нового времени. Во Франции в период, когда складывалось философское
мышление Декарта, происходит усиление центральной власти. Кардиналу Ришелье
удалось постепенно ликвидировать все очаги сопротивления гугенотов и
создать прочное централизованное государство, которое ещё страдало от
внутренних потрясений, но уже выступало как одно из важнейших на арене
европейской политики. Французская буржуазия в то время ещё только
возникала. Централизованное государство с крепкой монархической властью, с
одной стороны, создавало благоприятные условия для развития внутреннего
рынка. Однако, с другой стороны, абсолютизм заметно закреплял сословные
деления и привилегии. Вместе с этим во французской культурной и духовной
жизни окрепла позиция католицизма, под влиянием которого находились все
центры образования в стране. Однако он не мог ни во Франции, ни где-либо в
Европе подавить прогресс естественнонаучного познания, стимулировавшегося
развитием производственных сил. Именно достижения в развитии естественных
наук сильно повлияли на формирование воззрений Декарта.
Рене Декарт в восемь лет уходит на учёбу в иезуитский колледж Ла-Флеш.
Здесь он получил основы образования. В ряде жизнеописаний Декарта
указывается, что сухое, педантичное обучение его не удовлетворяло.
Отрицательное отношение к схоластическому пониманию науки и философии
проявилось у него, однако, позже, когда он как военный побывал в
значительной части Европы. В 1621 году он уходит с военной службы и
путешествует. Посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию и некоторое время
жил во Франции. Наиболее интенсивно предавался исследованиям во время
своего сравнительно долгого пребывания в Голландии в 1629 – 1644 годах. В
этот период он пишет большинство своих работ. Годы 1644 – 1649 были
наполнены стремлением отстоять, и не только теоретически, взгляды и идеи,
содержащиеся, в частности, в «Размышлениях о первой философии» и в «Началах
философии». В 1643 году в Утрехте, а в 1647 году в Лейдене (где
сравнительно долго жил Декарт) было запрещено распространение его
воззрений, а его труды были сожжены. В этот период Декарт вновь несколько
раз посещает Париж и думает даже о возвращении во Францию. Однако затем он
принимает приглашение шведской королевы Кристины и уезжает в Стокгольм, где
вскоре умирает от простуды.
Наиболее выдающиеся из его философских трудов – это работы, посвящённые
методологической проблематике. К ним принадлежат прежде всего «Правила для
руководства разума», написанные в 1628 – 1629 годах, в которых Декарт
излагает методологию научного познания. С этой работой связано и вышедшее в
1637 году «Рассуждение о методе». В 1640 – 1641 годах Декарт пишет
«Размышления о первой философии», в которых вновь возвращается к
определённым аспектам своей новой методологии и одновременно придаёт ей
более глубокое философское обоснование. В 1643 году выходит его труд
«Начала философии», в котором полно изложены его философские воззрения.
Кроме того, Декарт является автором ряда исследований, касающихся самых различных областей человеческого познания. К наиболее значительным из них принадлежит «Реферат о свете», над которым он работал в 1630 – 1633 годах, затем его «Диоптрика», где он заложил основы геометрической оптики. Следует упомянуть и работу «О страстях», посвящённую этической проблематике, написанную в 1649 году.
Декарт интенсивно занимался и экспериментальными (говоря современными
терминами) науками, например, в связи с диоптрикой он изучает анатомию
человеческого глаза. Одна из его выдающихся заслуг относится к психологии
(он первым выдвигает идею условного рефлекса). Как создатель аналитической
геометрии, он внёс большой вклад в развитие математики и математического
мышления.
Основы философии Декарта
Из приведённого выше следует, что Декарт был одним из тех мыслителей,
кто тесно связывал развитие научного мышления и общие философские принципы.
Поначалу при формировании его философии важную роль играл способ мышления,
воплощённый в современном ему естествознании. Значение развития
естественных наук нельзя ограничивать лишь новыми открытиями. То новое, что
приносит естествознание, чем знаменуются все сферы духовной жизни, есть
новый способ понимания мира и самого процесса познания. Естествознание 16-
го – 17-го столетий ещё не формулирует эти новые принципы познания (по
крайней мере, без соответствующей степени общности). Оно скорее реализует
их непосредственно в процессе овладения своим предметом. Если философия
Бэкона является предвестником нового (его философия скорее симпатизирует
естествознанию Нового времени, чем создаёт для него философское
обоснование), то в философии Декарта уже закладываются основания
(достаточно общие) новой теории света, в которой не только обобщены, но и
философски разработаны и оценены все полученные к тому времени результаты
нового естествознания. Поэтому философия Декарта представляет собой новый,
цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий
актуальному состоянию естествознания, но и полностью определяющий
направление его развития. Одновременно она вносит и основополагающие
изменения в развитие самого философского мышления, новую ориентацию в
философии, которую Гегель характеризует словами: «Декарт направил философию
в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии…
Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Всё
предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из
авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто» .
Первую и исходную определённость всякой философии Декарт видит в
определённости сознания – мышления. «Требование, что должно исходить из
мышления как такового, Декарт выражает словами: «De omnibus dubitandum est»
(во всём должно сомневаться); это абсолютное начало. Таким образом, первым
условием философии он делает само отвержение всех определений» – так
характеризует исходный путь философии Декарта Гегель .
Декартово сомнение и «отвержение всех определений» исходит, однако, не
из предпосылки о принципиальной невозможности существования этих
определений. Это не скепсис, с которым мы встречались, например, в античной
философии. Принцип Декарта, согласно которому во всём следует сомневаться,
выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Как пишет Гегель,
этот принцип «имеет скорее то значение, что мы должны отречься от всяких
предрассудков, то есть от всех предпосылок, которые бывают принимаемы
непосредственно как истинные, и должны начать с мышления и лишь отсюда
прийти к чему-то достоверному, чтобы обрести подлинное начало» . Скепсис
Декарта, таким образом, по своей сути является скепсисом методологическим.
Он выступает как скепсис, который рушит всякие (мнимые) достоверности,
чтобы найти единственную (действительную) достоверность. «Первичная»
достоверность может быть краеугольным камнем, положенным в основание всей
конструкции нашего познания. К этим выводам Декарт приходит на основе
исследований и собственного личного опыта.
Первичную достоверность Бэкон находит в чувственной очевидности, в эмпирическом, смысловом познании. Для Декарта, однако, чувственная очевидность как основа, принцип достоверности познания неприемлема. «Всё, что я до сих пор полагал наиболее истинным, я получил либо от чувств, либо при их посредстве. Но чувства я иногда уличал в обмане, и разумно будет не всегда крепко верить тем, кто хотя бы раз нас обманул». Нельзя также основывать достоверность познания на «авторитетах». Моментально возник бы вопрос, откуда берётся достоверность этих авторитетов. Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я – в сознании, в его внутренней сознательной очевидности. «Если мы отбросим и провозгласим ложным всё, в чём можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выраженный словами: «я мыслю, значит, существую» (cogito ergo sum), является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут».
Факт, что Декарт находит первичную достоверность в «ego cogito»
(мыслящем Я) и что, исходя из этой достоверности, он выдвигает свою первую
философию, связан в определённом смысле с развитием естествознания или,
точнее сказать, с развитием математических конструкций естествознания.
Математика, в которой основой является идеальная конструкция (а не то, что
этой конструкции соответствует в реальной природе), считается наукой,
достигающей своих истин с высокой степенью достоверности. «Вероятно, мы не
будем судить превратно, если скажем, что физика, астрономия, медицина и все
остальные науки, зависящие от наблюдения сложных вещей, имеют сомнительную
цену, но что арифметика, геометрия и другие науки, которые рассуждают лишь
о вещах наипростейших и наиболее общих и мало беспокоятся о том, есть ли
эти вещи в природе или нет, содержат нечто достоверное и несомненное. Ведь
и во сне и во бдении два плюс три дают всегда пять, а прямоугольник имеет
не больше четырёх сторон. Кажется невозможным, чтобы такие очевидные истины
подозревались в неправильности». Декарт здесь указывает, что достоверность
арифметики, геометрии и им подобных наук заключается в том, что по
сравнению с другими науками они больше всего зависят от мыслящего Я и менее
всего от «внешней реальности». Принятие Декартом мыслящего Я как первичной
достоверности, достоверности с наивысшей возможной очевидностью, направлено
против схоластического спекулятивного философствования. Как отмечает
Гегель, у Декарта «философия лишается религиозных предпосылок, ищет лишь
доказательности, а не абсолютного содержания» .
Из понимания Декартом первичной достоверности, из его «ego cogito, ergo sum» вытекает ряд существенных характеристик его понятия субстанции. Само понятие субстанции Декарт характеризует так: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или если при её посредстве существует нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а её действительная идея есть в нас, которая называется субстанцией». Здесь заметно различие в понятии субстанции по сравнению с предшествующей философией.
Напротив, «субстанция, которая является непосредственным субъектом
распространённости по месту и акциденцией, предполагающей
распространённость (форма, положение, движение на месте и т. д.), именуется
телом». Так же как substantia cogitas для своего существования не нуждается
ни в какой из материальных вещей, характеризуемых распространённостью, так
же и тело – substantia extensa – не требует для своего существования
«субстанций духовных». Они, таким образом, могут существовать независимо
друг от друга.
Признавая независимость существования substantia cogitas и substantia extensa, Декарт закладывает в новой философии основы дуализма. Он признаёт как материальный принцип – не зависящее от сознания существование материи, так и духовный принцип – не зависящее от материи и материального мира cogito.
И хотя Декарт подчёркивает, что и substantia cogitas, и substantia extensa существуют независимо друг от друга и не являются в его понимании совершенными субстанциями, но в своих «Началах философии» он характеризует субстанцию как такую вещь, которая для своего существования нуждается лишь в самой себе. В этом смысле он считает, что совершенной субстанцией является лишь бог, который существует «сам из себя» и сам является своей причиной. Всё остальное нуждается для своего существования в «присутствии бога».
Бог как наиболее совершенное сущее у Декарта не имеет такой же функции, как в схоластической философии. В концепции Декарта функция бога заключается в гарантии истинности познания. Познание, которое человек считает достоверным, возможно, лишь кажется достоверным, но не является таковым в смысле согласия с вещами, которые в нём отражены. И лишь бог является гарантом истинности достоверных фактов. Декартов дуализм – признание вещей мыслящих (res cogitas) и вещей распространённых (res extensa) – своеобразно выливается в идеализм, в признание существования бога.
Чёткие материалистические элементы проявляются, однако, в «физике»
Декарта, предметом которой являются res extensa. Основным атрибутом материи
для Декарта является распространённость. Как констатирует Гегель в «Истории
философии», «по Декарту, сущность тела полностью определяется его
распространённостью и лишь мышление касается сути материального мира».
Распространённость Декарт противопоставляет другим в большинстве своём чувственно достоверным свойствам тел (материи). Однако он приходит к заключению, что по отношению к распространённости они в большей или меньшей мере производны. Поэтому он полагает, что всё в сущности можно перевести на распространённость.
Проблема движения в философии Декарта
С распространённостью, в понимании Декарта, весьма тесно связана проблема движения. Движение (механическое) и распространённость вполне характеризуют материальный мир. С Декартовым понятием движения и распространённости связанно и его отрицание атомистической теории, которая в новой философии переживала определённый ренессанс. Декарт на основе понятия распространённости как основного атрибута телесности (материи) однозначно отвергает существование наименьшего и неделимого бытия. По подобному же основанию он отвергает (также в отличие от атомистической теории) и существование пустоты.
Источник движения в принципе он видит вне тел (материи). Тело приводится в движение, и если оно движется, то приводится в состояние покоя чем-то, что находится вне него. В этом смысле Декарт в определённой мере предвосхищает принцип инерции, сформулированный И. Ньютоном. Механицизм, проявившийся во взглядах Декарта, повлиял на многих последующих мыслителей, в частности на позднейший французский механистический материализм конца 17- го и 18-го столетий.
Основы теории познания Декарта
В области теории познания Декарт (в отличие от Ф. Бэкона) однозначно
отстаивает рационалистическую позицию. Уже говорилось, что, по Декарту,
исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я – сознание.
Оно овладевает вещами и явлениями окружающего мира при помощи своей
собственной (идейной) активности.
Декарт не отвергает чувственное познание как таковое. Мы уже видели, что substantia extensa (материя) наделена прежде всего чувственными (т. е. чувственно познаваемыми) свойствами. Однако это познание следует подвергнуть подробной (скептической) критике. Также необходимо подвергнуть критике и суждения разума, которые, как показывает опыт, много раз приводили к ошибкам. Истинность познания, по Декарту, состоит лишь в достоверности сомневающегося сознания – сомневающегося Я. Тем самым он приходит к определённой «субъективизации» в понимании истинности познания, но в то же самое время создаёт новое понимание познания, которое соответствовало развитию тогдашней науки, в частности естествознания, и оказалось весьма плодотворным в дальнейшем развитии философии.
Методология Декарта
С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос о способе конкретного достижения наиболее истинного, т. е. наиболее достоверного, познания. Тем самым мы подходим к одной из важнейших частей философского наследия Декарта – к рассуждениям о методе.
Эта проблематика в трудах Декарта имеет исключительное значение. Уже
говорилось, что главным принципом Декарта было «во всём сомневаться», т. е.
чётко определённый методологический скепсис. Этот принцип, однако, был для
него лишь определённой предпосылкой для того, чтобы создать правила,
гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности.
Поэтому основным видом познания, по Декарту, является рациональное
познание, инструментом которого служит разум.
В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что его «умыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свой разум».
Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта полагает важнейшими, он формулирует следующим образом:
Не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью; избегать всякой поспешности и заинтересованности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом;
Разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить;
Свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших и легче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом;
Первое из правил Декарта является концентрированным выражением его
методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический
характер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты
её не познал как истинную с очевидностью, – опирается на условия
«достоверности» и «очевидности» познания, о которых уже говорилось выше.
Следующее правило является выражением требования аналитичности. При этом оно, как и остальные два, имеет в меньшей или большей степени методический характер.
Третье правило относится к собственно выводам из мыслей. Условия, которые оно содержит, становятся в ходе развития новой философии и науки неотделимой и эффективной составной частью основных методологических принципов.
Заключительное же правило подчёркивает необходимость определённой систематизации как познанного, так и познаваемого.
Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели
исключительное значение для развития философии и науки Нового времени.
Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научной
теории является одним из основных характеристик научного познания в нашу
эпоху.
В отличие от Ф. Бэкона, который в «Новом Органоне» считал индукцию (в современных терминах можно сказать «эмпирическую индукцию») основным методом получения истинных (и практически полезных) фактов, Декарт таким методом считает рациональную дедукцию. Формулирует он этот метод в прямой противоположности по отношению к созерцательной и спекулятивной средневековой схоластической философии.
Заключение
Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно.
Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал
развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он
является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды,
посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к
области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитие
французского, в частности механистического, материалистического,
философского и естественнонаучного мышления.
Список литературы
1. История философии в кратком изложении/ Пер. с чешского И.И. Богута – М.:
Мысль, 1991. – 590 с.
2. Гегель. Сочинения. Т. XI.
3. Лосев А.Ф. История философии в конспективном изложении. – М.: Мысль,