Есть ли творческие отношения нагиев и рост. Сергей рост
Выйдя из офиса-корабля Александра Любимова, где закончилось моё с ним интервью, я тут же позвонил Росту: «Я от Любимова вышел, где встретимся?» Дворник на Фрунзенской набережной чуть метлу не выронил, уставился, как на воскресшего. «Что за тип?» - подумали мы, как видно, одновременно. Чуть погодя я понял: метельных дел мастеру послышалось, что «я от любимого вышел…».
Вот ведь оно как в жизни всё переплетается, переиначивается, наизнанку выворачивается: слова играют с тобой, как бантик с котёнком, жизнь пихает каменья за пазуху, а белое, нередко ещё засветло, становится чёрным. Как мысли предавшего тебя друга. Или вываленное перед всеми грязное бельё.
Давно ли, казалось, было: Сергей Рост на пару с Димой Нагиевым поставили на уши целую ядерную державу своим юморительно-уморительным триллером «Осторожно, модерн!». Пьяный чёрт не сыграл бы смешнее того, что вытворяли в кадре эти сногсшибательные два кадра! Но - раз! - и к чёрту полетела и их многолетняя дружба, и плодотворное сотрудничество.
За ресторанным московским столиком об этом и многом другом эксклюзивно повествует сам «без вины виноватый»…
Сергей Анатольевич, начинать разговор лучше с главного: если с Пушкиным - то про Дантеса. Если с Ростом - естественно, про Нагиева. Чем был вызван ваш исторически значимый для народа разрыв? И чем подробнее, тем интереснее.
- Я это всё понимаю: «чем подробнее»… Но если я начну об этом рассказывать, то пройдёт несколько часов, прежде чем я замолчу. Это ведь пятнадцать лет моей жизни. И довольно бурных пятнадцать лет: шёл мой рост и становление меня как личности, как артиста, как человека. Об этом можно написать интересную книгу, и меня давно уже все подбивают. Но я не хочу эту книгу писать, потому что противно. А противно, потому что я не хочу уподобляться людям, которые пишут гадости о своих друзьях, чтобы заработать деньги. Я не хочу, чтобы это так выглядело. Но, может быть, я всё-таки её напишу, «оставлю наследие», чтобы потом кому-то было в назидание. Особенно занимающимся психотерапией будет, наверно, любопытно её почитать.
- А если, так сказать, предвосхитить её появление…
- Дима - с одной стороны, это моя самая сильная человеческая привязанность была в жизни, если оглядываться в прошлое. И, соответственно, самое моё сильное разочарование в людях, в дружбе и вообще во всём. Такой боли, таких ударов, какие он мне наносил, мне не наносил никто. И никто так не предавал, не унижал, не оскорблял меня. Это, конечно же, невозможно забыть. Но можно со временем по-другому воспринимать. Более весело, что ли, потому что все мы должны быть в этом мире очень стрессоустойчивыми. А помогают этому только самоирония и юмор. Это единственное, что позволяет выжить в нашем жестоком мире. И если не будет этой стрессоустойчивости, амортизатора, и я не смогу рассмеяться над чем-то, да и над самим собой в какой-то ситуации, то я просто не выдержу. И никто не выдержит.
- В данном случае важно, чтобы внакладе не остались читатели «Конкурента».
- Когда я говорю о Диме, это касается всех журналистов и людей, которые его знают, с ним общаются сейчас или будут общаться потом. Нужно иметь в виду самое главное правило - то, что составляет его основу: он всё время врёт. У него нет ни одного жеста, взгляда, слова, которое не было бы продумано, которое не было бы сто раз выверено перед зеркалом, перед родными, перед близкими, не отрепетировано и не служило бы его карьере. То есть «вот так я должен сделать, чтобы произвести более глубокое впечатление. А это я должен сказать, потому что девчонкам понравится. Вот так я должен сделать, потому что бабы от этого млеют. А так - потому что это вызовет эффект сенсации у газетчиков. Вот здесь я должен поднапрячься и это нужно сказать, потому что…» Он придумал самого себя полностью. Он придумал себя и убедил себя и всех остальных, что он великий, дорогой, самый лучший, самый красивый, самый сексуальный, самый талантливый и самый-самый! Убедил себя и после этого - всех. То есть это, с одной стороны, болезнь. А с другой стороны, это болезни общества, ибо каково же то общество и каковы те люди, которые позволяют себя, как баранов, вот так одурманивать и оболванивать? Я видел механизмы, которыми достигаются те или иные результаты в шоу-бизнесе, как раз на его примере. И мог только улыбаться и смеяться по поводу того, как просто, оказывается, можно околпачить людей, используя радио, телевидение и прессу для создания образа, который тебе нужен. И заставить думать о себе так, как нужно тебе и твоему кошельку. В этом можно даже брать с него пример - людям, которые хотят открыть школу подлецов и негодяев.
- Он бы был там преподавателем номер один?
- Совершенно точно! И он бы, конечно, очень многому научил людей, которые хотят идти к своей карьере, невзирая ни на что, не оглядываясь и не сомневаясь. Все средства хороши. Всё возможно. Всё дозволено. Можно идти по головам, по трупам, можно менять убеждения, ориентацию, что угодно. А в результате он на все вопросы может рассмеяться и сказать: «Зато ведь я достиг результата! Зато ведь я вот где! А ты что со своими принципами, со своими морализациями, со своими взглядами романтика? Чего ты-то достиг?» У нас с ним из-за этого постоянно возникали разногласия. Это мягко сказать - «разногласия». Но во всех наших недопониманиях и спорах я опять же, говоря коротко, уступал. Я гасил конфликты. Есть такое выражение - «не расшатывать лодку». Я гасил конфликты, я проглатывал обиду, я сносил оскорбления. Я просил уже под конец всю съёмочную группу «Осторожно, модерна!», «Однажды вечером» и всех наших совместных передач, чтобы как-то найти с ним взаимопонимание, каким-то образом помириться. Всё-таки надо кормить детей, всё-таки контракт, всё-таки это стабильность, ля-ля-ля… Делегации ко мне приходили втайне от него, чтобы я пошёл и помирился с ним. И я шёл, мирился, делал этот шаг, уступки. Он воспринимал эти уступки как проявление моей человеческой и творческой слабости. И, откусив палец, захватывал дальше локоть, руку и уже отхватывал всё по самое плечо. И пытался грызть дальше.
- Свят-свят, страсти какие…
- Последним его предложением, которое меня обескуражило окончательно и поставило все точки над «i», явилось вообще Нечто! Я тогда понял, что дальше уступать уже некуда, как в сказке про золотую рыбку. Дальше уже действительно некуда было. Вот это я уступил, вот это и вот это. Но когда вдруг мне ТАКОЕ предложил друг, с которым мы начинали ещё в театральном институте, с которым прошли огонь, воду, медные трубы, повидали всё на свете и ради которого я даже ломал свою карьеру… Я всегда писал такие сценарии, чтобы он выглядел лучше. Я всегда оставлял ему последнее слово. Я всё время работал где-то на него, понимаете. И после всего, что между нами было хорошего, человеческого, - я просто уже и не говорю про то, что это была хорошая бизнес-штука, которую он в результате потерял, - он мне в один прекрасный день предлагает: «Хочу со следующего года, чтобы я был один в титрах, чтобы я был один на экране со звёздами не меньше, чем Алла Пугачёва, Киркоров и остальные. А ты просто продолжай писать мне сценарии, подноси мне чай, чисть мне ботинки». Естественно, что мог ответить на это мужчина? Если он мужчина, а не педик? Естественно, он мог только ответить: «Пошёл ты на хрен!» И, собственно говоря, мы из-за этого и расстались. Это была уже последняя капля, после которой я, кого только ни спрашиваю, встречаю полное одобрение и поддержку своих действий. Ко мне ведь многие подходят с этим вопросом, на улицах люди автографы берут: «А что, собственно, произошло?» Я говорю: «Вы бизнесмен? Вот вы вместе построили предприятие, пятьдесят на пятьдесят вложились, а потом ваш друг вас выгоняет с этого предприятия и говорит, что он будет здесь хозяин и всё такое. Что, после этого какие-то нежные чувства остаются? Какие-то недоговорённости, может, или планы о том, как мы будем ещё вместе крестить детей…» Да нет. Хорошо, что друг друга ещё не поубивали.
- То есть у Нагиева, как в повести Оскара Уайльда…
- Да-да, наверняка есть где-то у него портрет, где вымещены все его недостатки и пороки...
- Где он старый и отвратительный…
- Кстати говоря, я его давно не видел, но мне говорили люди, которые его периодически встречают, что он очень постарел. Значит, как раз такого портрета Дориана Грея у него нет, потому что все его ужасные преступления против человечества ложатся на него тяжким грузом.
Дата публикации 14.11.2013
Он человек неординарный и талантливый, с ним не бывает скучно. И весьма востребованный во всех своих амплуа: Сергей РОСТ – артист, режиссер, сценарист, теле- и радиоведущий. На встрече с поклонниками и журналистами в «Буквоеде» на Лиговском проспекте, 10 он был вполне откровенен и отвечал на любые вопросы. Несколько из них задал и корреспондент «Вакансии».
– Чем сейчас занимается Сергей Рост? На экране видим вас не так часто, как хотелось бы…
– Постоянно чем-то занят, потому что не могу просто так сидеть и ничего не делать. Да это сейчас и невозможно – иначе не проживешь, а родственников с богатым наследством у меня нет.
Исходя из моей основной профессии согласно диплому о высшем образовании, где значится, что я – театральный режиссер, меня убедили наконец-то этим заняться. Весной поставил спектакль в Краснодаре, сейчас ставлю в Петербурге. Работаю и как актер – театр занимает большую часть времени. Ведь антрепризный театр появился в моей жизни лет десять назад. За это время сыграл несколько спектаклей с моей любимой актрисой Татьяной Васильевой, а также с Евгенией Добровольской, Виктором Логиновым (больше известным как Гена Букин). Мне такие творческие встречи на театральных подмостках по-прежнему нравятся.
Пишу сценарии, в том числе даже для самого Тимура Бекмамбетова. В основном это сценарии на заказ – так легче работать. Тут не отвертишься – «Нет вдохновения!»
Периодически стучится в мою дверь кино. Чаще всего это сериалы.
– Кого приходится играть?
– Как ни странно, приглашают играть миллионеров, продюсеров, злодеев. Хотя с чего бы? Вот и нынешним летом участвовал в одной очень романтичной и красивой истории вместе с Николаем Басковым, который сыграл там самого себя – оперного певца. Как в свое время Лемешев в «Музыкальной истории». Там у героя Николая складывается очень интересная ситуация, а я играю его злодея-директора.
Сейчас прошел пробы на роль адвоката в одном из сериалов с неплохим сценарием. Меня очень радует, что съемки будут проходить в Лондоне, где никогда не был. То есть буду и работать, и гостить.
Только что звонили с телеканала ТНТ, предложили сняться в одном из их популярных сериалов. Согласился, тем более что там близкие мне комедийные истории.
– Ваши сценарии тоже комедийного плана?
– С юмором там все в порядке, но есть и серьезные моменты. Вообще мне всегда нравится, когда все как в жизни: вместе и смешное, и трагическое. Как в лучших фильмах Чарли Чаплина, где это соседствует.
– Как относитесь к современному телевидению, с которым соприкасаетесь профессионально?
– У телевидения есть хорошие и плохие стороны. Если оно талантливое и честное, это видно – народ не обманешь. Но, к сожалению, смотрят и хорошее, и плохое телевидение. Мы живем бок о бок, движимые совершенно разными интересами, представлениями о культуре, и вдохновляемся порой прямо противоположными вещами…
– У Сергея Роста есть личный секрет успеха?
– Меня умиляют люди, которые в США, как это там принято, объявляют себя «удачниками», а все остальные лузеры. И вот такой человек начинает ездить по стране с лекциями – я вас научу, как быть успешным! Все присутствующие мотают на ус: «Ага, на диете посидеть, носить рубашку такого-то цвета, отрезать палец – отрежу…» Некоторые совершенно наивно верят, что если так же говорить, пить некие напитки и носить такие же костюмы, то можно стать президентом...
На самом деле конкретных рекомендаций никто не даст, очень многое зависит от случая. Но единственное, что можно сказать точно: к случаю надо быть готовым. Предположим, звонит мне режиссер Стивен Спилберг и говорит: «Сергей, мне нужно, чтобы вы сняли такой-то фильм». А готов ли я?
Мне иной раз звонят и спрашивают: «Не могли бы вы провести корпоратив для зарубежной компании? Нужен безупречный английский…» Приходится отказываться и укорять себя, почему я его в свое время не выучил. Ну а на корпоратив приходит Андрей Малахов, и все в порядке…
– Вернемся к истокам. Ваши детские мечты сбылись?
– Да, многое сбылось. Мечтал стать артистом, писать сценарии и играть на сцене. Кстати, родители были против того, чтобы их сын стал актером. Потому что думали: «Туда так не пройти – там все по блату делается!» Они переживали за меня из-за такой большой конкуренции. Да, на этом пути многие сломались и разочаровались, поэтому если по нему идти, то нужно очень любить это дело – иначе ничего не получится.
– Кто был вашим кумиром в детстве?
– Их было много. Я обожал персонажей Александра Дюма, Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя. Книги мне дали очень многое. Бывало, что читал под одеялом с фонариком, чтобы не мешать маме спать, – у нас была одна комната на всех. От меня даже прятали книги – боялись, что чтение повредит. На самом деле, это уносило меня в другой мир и помогало отрешиться от окружающего. К слову, мне это потом очень помогало в профессии: вокруг стрельба и крики, а я сижу, читаю текст и вхожу в роль – мысленно нахожусь совсем в другом месте. Сейчас моя маленькая дочь входит в мир героев мультфильмов и разговаривает с ними – это правильно.
– Несколько слов о личной жизни. Ваша жена не из актерской среды?
– Слава богу, нет. У актеров есть такой тост: «Выпьем за это, за это и за то, чтобы жена не была актрисой!» Такое пожелание друзей у меня сбылось. Все получилось достаточно просто. Место дамы моего сердца в тот момент было вакантно, и как раз пришла молодая журналистка брать интервью. Вспомнил, что в таких случаях советовал Сергей Довлатов, – ринулся в этот роман. И вдруг все получилось так серьезно: семья, родилась дочь Алиса. Началась неожиданная жизнь человека, до этого многие годы бывшего холостяком. Привыкать оказалось довольно сложно, но интересно.
– Хотели бы, чтобы Алиса пошла по вашим стопам и стала актрисой?
– Знаете, я даже не уверен, что она останется Алисой. Да, это официальное имя – так ее назвали и так хотела жена. Я-то хотел, чтобы была Василиса, и при крещении его дали. В последнее время нашли компромисс – называем Анфисой. Потому что куда ни придем, чуть ли не все девочки ее возраста Алисы. Впрочем, знаю много девушек, которые вырастают и сами себе придумывают имя...
Если говорить о будущей профессии, то хочется, чтобы она сама определилась и занималась тем, что ей нравится. Мне не понять тех родителей, которые стремятся устроить жизнь детей по блату. Юноши и девушки оканчивают престижный вуз, но ни к чему не стремятся – нет мотивации. При этом они очень хорошие дети, но не знают, чем заняться, – им скучно. И вот это страшная проблема. Родители звонят друзьям и просят трудоустроить их чадо так, чтобы сыну (дочери) было интересно. Подбирают работу, но проходит три-четыре дня, и раздается звонок папе-маме: «Заберите меня отсюда – мне скучно». Это очень суровые реалии современной жизни. Надеюсь, у моей дочери такого не случится, она выберет себе профессию по душе и работа ей будет нравиться.
– Вы ведь тоже сделали поворот: поступили на актерский факультет, а потом перешли на режиссуру. Почему?
– На режиссерском тоже преподавали актерское мастерство, поэтому можно говорить о том, что это расширяло профессиональные горизонты. И потом, мне тогда надоело попадать в ситуацию, когда меня спрашивали: «Мальчик, ты где учишься?» Говорил, что на актерском факультете, и меня начинали осматривать с головы до ног – выступал в роли манекена. А когда стал отвечать, что учусь на режиссера, то все воспринималось нормально…
– Что больше всего вдохновляет в жизни?
– Любовь, работа, «сбыча мечт». Вообще очень хорошо, когда у человека есть мечты. Знаете такую народную шутку: у «Газпрома» есть большие проблемы – у них мечты кончаются… Но я на самом деле видел людей, у которых закончились мечты, и они буквально пристают к тем, у кого глаза горят: «Придумай мне чего-нибудь такое, о чем можно мечтать!» Либо присоединяются к тем, кто придумал мечту. К примеру, человек решил построить лодку и отправиться в дальнее путешествие. И вот его друзья или соседи, которым нечем заняться, сначала смеются над ним, а потом присоединяются – получается одна мечта на всех. Когда есть о чем мечтать и к чему стремиться, жизнь становится насыщенной, и возраст не чувствуется. А без этого и в 25 лет можно стать стариком...
Петр НИКОЛАЕВ
Предыдущая статья: ->> |
Алиса Шер о своих отношениях с бывшим мужем, популярным ТВ-ведущим программы "Окна", питерским актером и шоуменом Дмитрием Нагиевым рассказывает охотно, недавно даже книгу написала о своей семейной жизни. Наш корреспондент встретился с автором книги. Высокая, эффектная, не просто общительная, а заполняющая своей энергией и низким тембром голоса все пространство, - такова Алиса Шер, экс-жена Дмитрия Нагиева (их брак продлился 18 лет). А также популярная радиоведущая, актриса, что, впрочем, тоже в прошлом, так как теперь Алла Николаевна Нагиева (так написано на ее визитке) - директор ресторана-гостиницы "Смольнинская" администрации Санкт-Петербурга.
- Алиса, ваш идеал мужчины, конечно, Нагиев?
Для меня идеал мужчины - Александр Розенбаум. Как человек умеет проживать свою жизнь! Крупная фигура. Я считаю, Розенбаум поет душой, а вот у Высоцкого все было на надрыве. Совершенно спокойно отношусь и, скажем, к Андрею Миронову, - поэтому я даже не читала мемуаров Татьяны Егоровой "Андрей Миронов", хотя нас уже сравнивают...
- Алиса, вы долго писали свои мемуары?
Весну 2004 года. Издатели ни строчки не сократили и не изменили. Твердый переплет, на обложке - фотография Нагиева. Дима сейчас на гребне. Все ждут каких-то закулисных подробностей его жизни, тем более что он никогда не афишировал то, что женат. Он считает, что для звезды наличие жены да еще счастье в семейной жизни - это моменты, которые вовсе не привлекают зрительскую аудиторию, а Нагиев всегда умел отсекать лишнее...
Я собиралась написать книжку честную, "прикольную", но она получилась еще и серьезной. О любви. Может быть, для коммерческого успеха это лишнее. Трудно сказать, какой будет реакция читателя, когда вместо обилия постельных и закулисных сцен он натолкнется на мои рассуждения о странностях любви.
- В книге Нагиев на ваш вопрос о том, что для него всего важней, отвечает: "Слава и деньги", а потом уже семья... Алиса, но разве можно так ставить вопрос перед мужчиной?
Может, это и глуповатый вопрос, однако из таких конкретных "выборов" и складывается жизнь каждого из нас. Пойти в выходные на работу или остаться дома? Впрочем, сейчас, занимаясь любимым делом, я бы, наверное, тоже выбрала первое...
- Алиса, у вас нет такого ощущения, что ТВ-программу "Окна" Нагиев перерос?
Я, собственно, и пишу об этом. Но есть-то надо! Деньги всем нужны, а звездам нужны еще и большие деньги. Замечу, что Дима невероятно удачлив - от мелочей до масштабных вещей.
- Какое будущее ждет Нагиева?
Я ему всячески желаю будущего в другом качестве - актерском. Причем он перерос звание "звезды сериалов". Приятно, что сейчас Дима у Владимира Бортко в "Мастере и Маргарите" играет роль Иуды рядом с подлинными "звездами" кино.
- Когда произошел ваш разрыв?
Четыре года назад.
- Что послужило причиной?
Димина полигамность. Сейчас я не осуждаю его за измены. Вообще человек по сути своей полигамен.
Нас останавливают какие-то страхи, воспитание, порядочность, - продолжает Алиса Шер. - Жаль, раньше я не понимала и не принимала этого. Не собери я его вещи, мы могли быть вместе и по сей день, потому что знакомы со студенческих времен, прошли все испытания, потому что у нас растет замечательный сын Кирилл.
В свои пятнадцать Кира - точная копия отца по характеру. Ну а Дима - копия своего отца. У них очень сильная кровь. Думаю, это от смешения кровей и национальностей. У Нагиевых в роду есть и немцы, и латыши, и арабы... Глаза у Димы как омут. А в человеке глаза - главное.
- Говорят, из-за вас, Алиса, поссорились Нагиев и Сергей Рост, после чего ТВ-шоу "Осторожно, модерн!" прекратило существование...
Чепуха! Я никакого отношения к распаду программы "Осторожно, модерн!" не имела. Я занималась в ресторане кастрюлями.
- Почему же передача изменила формат?
Потому что Сережа Рост, извините, мухой на стекле выдрючивался - отказался сниматься на тех условиях, которые предложил ТВ-канал.
- Как Рост отреагировал на критику в его адрес в вашей книге?
Запугивает меня в своих интервью. Обещает ответить на мои "инсинуации" в троекратном размере... Но что он может сделать? Обнародовать весь список любовниц Димы или соврать что-то про меня?
Сергей говорит, что, мол, тоже книжку напишет. Так за чем дело - пиши книжку, снимай свою ТВ-программу, прояви себя как яркая индивидуальность, выйди из тени Нагиева, и я же первая изменю о тебе мнение. Но вряд ли он способен на такие подвиги, не тот человек. И мне его просто жалко...
- Поклонницы больше не беспокоят?
Волнами. Сначала молчат в трубку, а потом как ляпнут: "Ночной дозор, выходите из тьмы!" В два часа ночи . Сейчас вновь какое-то обострение, приходится выключать домашний телефон.
- А теперь вы ждете, что Дима вернется...
Почему вы так решили?
- Этим заканчивается книжка...
Понимаете, это же не чисто мемуарная литература. И если бы книга закончилась тем, что у меня появился новый муж, все наладилось, то это был бы смазанный конец...
- Вы пишете о том, что книгой хотели подвести черту под своим прошлым...
А может, все только начинается? С одной стороны, мы с Димой такие разные, с другой - очень похожие. Но главное: между нами есть почти кармическая связь...
- Читал ли Дима вашу книгу?
Нет, не читал. И уж, конечно, не продюсировал (улыбается).
- А может случиться, что так и не прочитает?
Конечно, может.
- А жаль. Ведь книжка получилась о высокой, даже не без ноток трагизма любви.
Почему трагизм? Любовь - такое чувство, когда живешь, не задумываясь: страдаешь ли ты или вполне счастлив...
Как любой начинающий писатель, я хочу продолжения. Меня уже обвиняют в том, что спекулирую на имени Нагиева. Надеюсь, тот, кто удосужится прочесть книгу, поймет, что это не так. Просто это была самая удобная тема для моей первой книги. А дальше- как Бог даст... Темы Нагиева больше касаться не буду. Хватит с меня и мемуаров. У меня есть идея романа...
ИЗ КНИГИ
"Естественно, все свои похождения Дима называл "дружбой", убеждая в том, что я обладаю чрезмерно богатой фантазией. А я покупалась на эту незамысловатую мужскую лесть, и дилемма - признаться себе в отсутствии фантазии или в беспочвенности подозрений - решалась всегда в пользу последних. По крайней мере не так обидно.
Тем не менее любовных историй у Димы было пруд пруди.
Как-то в пик нашего безденежья к Диме, ожидавшему меня в Катькином садике, подсела красивая женщина. Они разговорились о жизни, о том, о сем... А потом она спрашивает:
Не хочешь поработать?
А что за работа?
Да здесь, рядом. Пойдем, посмотришь. Работа непыльная...
Я, - говорит Дима, - учусь в театральном институте .
А она ласково улыбается:
Ну что ж, практически по профессии.
Там, куда она его привела, снимались первые отечественные порнофильмы. Дима по моральным соображениям отказался, но ужасно страдал, потому что эта работа могла кардинальным образом повлиять на наш семейный бюджет. Не знаю, правильно ли он поступил. И дело, разумеется, не в деньгах, а в том, что мировой порнографический кинематограф в связи с его отказом очень многое потерял".
"На радио он попал благодаря дружбе с Климушкиным. Климушкин и Титивин, впоследствии ставший Ростом, учились в одной школе. А так как Климушкин с Димой ходили вместе в баню, то и Сережа присоединился к их компании. Но говорить о близкой дружбе, существовавшей между ним и Димой, ей-Богу, более чем странно.
По моим ассоциациям, Сережа Рост похож на гриб, что вырастает на дереве. Пока сидит на этом дереве, питается от него - размножается и растет. Стоит с дерева снять - вряд ли он куда-то годен. Разве что пепельницу из него сделать... "
"До прихода на радио я думала, что нормальных людей больше, чем ненормальных. Может быть, именно поэтому никогда не ревновала Диму к поклонницам. У такого человека, как мой муж, они просто должны быть, и это нормально...
Но, казалось, в нашей квартире нет ни одного места, которое бы не просматривалось в бинокль или, что намного эффективнее, в подзорную трубу с крыши высотного дома напротив. Те же, у кого не было технического оборудования, в домашних тапочках стояли под нашими дверями. Наверное, потом, объединив визуальные материалы и аудиоэффекты, эти девочки составляли наиболее полную картину нашей жизни. Впечатления, нужно сказать, самые ужасные. Представьте себе: все, что бы ты ни делал, становится достоянием каких-то посторонних людей".
Садчиков Михаил
Газета "Труд"
Звезды популярных сериалов показали воронежцам, что юмор XIX века даст фору тому, что «ниже пояса». От забавных ситуаций и искрометных реплик водевилей «Вицмундир» и «Аз и ферт» зрители хохотали от души. Особенно публика была в восторге от Сергея Роста ("Осторожно, модерн!") в образе служанки Акульки: с ярко напомаженными губами он был неподражаем, особенно, когда подтягивал чулки с начесом. В эксклюзивном интервью «Комсомолке» артист рассказал, куда он пропал после закрытия популярных программ «Осторожно, модерн!» и «Слава богу, ты пришел!».
ПИШУ ДЛЯ БЕКМАМБЕТОВА, СНИМАЮСЬ В ЛОНДОНЕ
Да никуда не пропадал. Сидел в засаде! Просто проекты, которыми я занимался, не были столь известными. Играл в театре, ставил пьесы, писал сценарии на заказ, один из них - для компании Тимура Бекмамбетова , воплощения пока не видел, может, ждет своей очереди - у Бекмамбетова же много проектов. Снимался в большом количестве сериалов. В основном попадались роли новых русских, директоров от шоу-бизнеса, это превратилось в амплуа – одно время сыграл четырех подряд антрепренеров. Почти грим и костюмы не менял. Один из последних – в четырехсерийном фильме с Николаем Басковым , в котором я играл его продюсера. Снимали в Крыму , кстати, тогда уже предвидели, что он будет наш. Мы устроили концерт на площади в Севастополе . Много было народу. Тогдашний мэр города закричал: «Да здравствует Украина !». И как-то хлипенько ответили. А когда мы закричали «Да здравствует Россия !» – все ответили дружным «Ура!». Я уже тогда понял, что Крым все-таки наша земля... Еще на телевидении был у меня проект «Свои люди», где я брал интервью у звезд. Потом была передачи «Очевидец», «Шестое чувство», которые я вел.
- Сейчас где снимаетесь?
Грядут съемки в проекте СТС «Лонdонград », где я буду играть русского адвоката Борю Бирмана , который помогает нашим соотечественникам, попадающим в сложные ситуации. Кому ведь доверяют в таком случае – земляку. У моего адвоката внешность Черчиля, он любит деньги и все красивое и дорогое, у него жена-красавица очень развратного поведения. Пока сняли пилот, показали его на медиафоруме в Питере . Съемки будут масштабными – в Лондоне , подготовку начали еще три года назад. Еще снялся в фильме «Только не они», который продюсирует Федор Бондарчук . Играю там бандита – убийцу и насильника, чего раньше исполнять не доводилось. Сюжет напоминает американский блокбастер, рассчитан на молодежь. Наша планета после глобальной катастрофы, апокалипсиса, и единственные, кто может всех спасти – горстка школьников, которые ни сном ни духом, что именно от них все зависит, которые не хотят брать на себя такую ответственность. Они не супермены. Поэтому «только не они». Бороться им придется с бандитами, мародерами, такими, как мой герой. Играют еще Максим Коновалов , Владимир Стеклов, Сергей Белоголовцев.
В СОЮЗЕ С НАГИЕВЫМ Я СТАРАЛСЯ, ЧТОБЫ НАША ЛОДКА НЕ ПОТОНУЛА
- Вы, человек, хорошо знакомый с телекухней, какие проекты предпочитаете смотреть?
Мне нравятся шоу, которые выпускает Comedy Club Production - Comedy Woman, «Наша RUSSIA» нравилась. Очень жалко, что закрыли «Прожекторпэрисхилтон», шоу «Слава богу, ты пришел!», в котором я участвовал. Сейчас я и сам написал несколько новых проектов, они в стадии утверждения. Этим сейчас занимаются мои друзья. Мне всегда удавалось легко придумывать сюжет, идею фильма или новый формат передачи. Но никогда я не мог это все ходить продвигать! Скоро начнем снимать пилот авторской программы, и будете тогда меня чаще видеть.
- После закрытия «Осторожно, модер!» вы с Дмитрием Нагиевым вообще никак не общаетесь?
Нет. Нет точек пересечения.
- Не хотелось вернуть отношения?
Для этого же нужно, чтобы не один, а оба хотели! А в нашем дуэте, в нашем творческом союзе я, по аналогии с супругами, был тем, кто борется за семью, а кто-то всегда считал, что, мол, любите меня. И все время поглядывал на сторону, считая, что может найти и лучше. Я все время был тем склеивающим все составом, тем человеком, который не давал раскачаться лодке, чтобы она не потонула. Мы больше 10 сезонов делали успешный проект без продюсеров. Но когда только один человек и пишет, и старается, все время оказываешься в неприятной ситуации, что тебя унижают и не ценят. Чем дальше – тем больше это происходит. Ну и на фиг это надо! Поэтому я в такой ситуации советую всем себя больше любить.
А если сейчас найдутся продюсеры, которые захотят вернуть успех этой программы и попытаются ее восстановить, вы согласитесь вернуться?
Думаю, это в любом случае не получится. Потому что для этого надо как минимум с Дмитрием помириться. А у нас это не получается.
- Ваша дочка какие таланты проявляет?
Алисе три года. У нее прекрасные актерские способности. Она обаятельная, корчит рожи, музыкальная, танцует. Думаю, она будет звездой обязательно!
- Супруга по-прежнему занимается журналистикой?
Нет, пока она дома сидит. Но, может, и вернется к работе.
Народная мудрость гласит, что если хочешь идти быстро – иди один, если хочешь идти далеко – идите вместе. Конечно же, не стоит воспринимать буквально, ведь речь идет скорее об абстрактном пути, ведущем к успеху, чем о настоящем пешем путешествии. История помнит много дуэтов и команд, которые начинали вместе, добивались каких-то результатов, а после - распадались, начав сольное плавание. К числу таких людей относится и Сергей Рост – российский актер и шоумен.
Детство и юность
Родился Сергей Титивин (так на самом деле зовут актёра) в городе Ленинграде. Произошло это событие 3 марта 1965 года. Родители мальчика - рядовые представители рабочей интеллигенции. Мать Раиса Ивановна имела украинские корни, а отец Анатолий Федорович - болгарские. Дед по отцовской линии - знаменитый архитектор.
В школьные годы Сергей комплексовал из-за веса и роста (нынешний рост – 165 см, вес неизвестен), поэтому много времени проводил в окружении книг. Любимые писатели мальчика в то время - , и . Русские писатели показали Сергею красоту родного языка, а зарубежные дали почувствовать вкус азарта и приключений.
После школы Сергей поступил в Российский государственный институт сценических искусств на факультет сценографии и театральной технологии (кафедра театральной техники и технологии). Именно там состоялось знаковое событие - знакомство Титивина и , которое позже переросло в крепкую мужскую дружбу и совместную творческую деятельность. Еще будучи студентами, парни ставили дерзкие спектакли и миниатюры, чем порой шокировали своих педагогов и однокурсников.
К слову, говорят, что это именно Нагиев порекомендовал Титивину использовать свой комплекс в своих же интересах - взять творческий псевдоним Сергей Рост. На последнем курсе Сергей и Дмитрий устроились ведущими на радио «Модерн», где проработали до 1996 года.
Фильмы и сериалы
В 1995 году друзья решили снять свой собственный сериал-ситком (сокращение от «ситуационная комедия»). Найдя продюсеров и съемочную группу, Нагиев и Рост начинают снимать свои первые миниатюры и скетчи, совмещая этот процесс с основной работой на радио.
В 1996 году выходит первый выпуск их совместного проекта, который решено было назвать «Осторожно, модерн!». Зрители, пусть и неоднозначно, но приняли сериал, а позже даже полюбили. Такой результат пришелся Росту и Нагиеву по душе, поэтому в том же году парни ушли с радио, полностью переключившись на съемки новых эпизодов.
В 1997 году Рост и Нагиев попробовали себя в новых жанрах – триллере и боевике. Этим опытом стала известная лента «Чистилище», рассказывающая о боевых действиях в Чеченской Республике. Из-за своей реалистичности и псевдодокументальной стилистики съемки фильм даже запретили к показу на некоторых телеканалах.
В перерывах между сезонами «Осторожно, модерн!» Сергей выступает на театральных подмостках, а также пробует себя в качестве ведущего фестивалей и других мероприятий, за что в 2000 году получает премию «Лучший шоумен года». В 2002 году вместе с Нагиевым пробует запустить новый проект – «Камера, мотор», но добиться результатов, хоть немного сравнимых с их прошлым творением, не получается.
В 2003 Сергей Рост снимается в детективном сериале «Мангуст». Ему и до этого доводилось сниматься в детективных сериалах («Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия», «Сыщики»), то только сейчас он получил роль не эпизодического характера.
В начале 2004 года выходит последний выпуск шоу «Осторожно, модерн! 2». Причиной этому становятся разногласия, возникшие между артистами. Суть конфликта заключалась в том, что Нагиев хотел стать главной звездой их шоу, а Роста оставить в качестве сценариста. По замыслу Дмитрия, в каждом новом выпуске к нему должны приходить разные артисты, потому что Сергей изжил себя как актер, и все его персонажи одинаковы.
Роста это заявление повергло в шок, и не только своей дерзостью: Сергея поразил тот факт, что, отрабатывая совместно новогодние корпоративы, Дмитрий ни слова не сказал об этом. В итоге их дуэт распался. Карьеру Нагиева с этого момента и до премьеры телесериала «Физрук» в 2014 году сложно назвать удачной, однако у Сергея все сложилось еще плачевнее.
В 2005 году актер снимается в новом сезоне «Мангуста», а также в сериале «Право на любовь». В 2006 году Рост засветился в сериале «Слава богу, ты пришел», продлившемся до 2010 года. 2008 год принес актеру роли в «Ключи от счастья» и «Заповеднике страха». Следующий год – сериал «Мой». В 2010 была снята лента «Ловушка для Буратино», в которой Сергей тоже успел засветиться.
В 2011 году состоялась премьера сериала «Такси», в котором Сергея задействовали как актёра и сценариста. Также в этом году состоялась премьера сериала «Детка», где компанию Сергею составил тезка – лидер группы «Ленинград» . В 2013 вышел «Поворот наоборот» - еще одна проходная лента с участием Роста.
Однако настоящий успех и полноценное возвращение на телеэкраны Сергею принес сериал «Лондонград. Занй наших!», первый сезон которого вышел в 2015 году. Этот сериал открыл актера для молодой публики – тем, кого родители отгоняли от экранов телевизоров во время просмотра «Осторожно, модерн!».
После премьеры первого сезона на актера посыпались предложения сняться в полнометражном кино, что для Сергея, снимавшегося преимущественно в эпизодических ролях не самых популярных сериалов, стало глотком свежего воздуха в творчестве. К проектам этого периода относятся фильмы «Только не они» - фантастическая комедия, спродюсированная , и «Деньги», в котором компанию Росту составили народный артист и его сын .
Личная жизнь
Сергей часто называл себя влюбчивым, но при этом считал заядлым холостяком, что единогласно подтверждали друзья. Однако и на старуху бывает проруха. Во время гулянки у друзей Сергей знакомится с девушкой Олей, которая оказывается журналисткой. Приятно пообщавшись, они договариваются о встрече, на которой актер даст девушке интервью.
Ольга покорила Сергея, поэтому он год добивался ее руки – приглашал в рестораны, водил в театр и кино на громкие премьеры и закрытые показы. В итоге девушка сдалась. 13 марта 2011 года у пары родилась дочь, которую Сергей и Ольга назвали Алисой.
Сергей Рост сейчас
К числу последних новостей о Сергее относятся премьеры фильмов «Когда я брошу пить» и «Спасти Пушкина», выходящие в 2017 году, а также спектакль «Заложи жену в ломбард», в котором дебютировала ведущая передачи «Орел и решка» .