Эльза скиапарелли биография. Она хотела шокировать, и её последняя коллекция называлась «Шокирующая элегантность», а её биография - «Шокирующая жизнь»
Модельер Эльза Скиапарелли называла себя «представительницей несерьезного искусства». Она была итальянкой по происхождению, патриотичной француженкой по собственному выбору. Четырнадцатилетней девушкой она издала поэтический сборник смелых чувственных стихов о любви (не имея при этом никакого опыта в описываемом предмете и полагаясь только на воображение). Став бабушкой двух внучек, написала автобиографию «Моя шокирующая жизнь», в которой отношениям между мужчиной и женщиной отводится абсолютный минимум внимания. Эта книга, изобилующая занятными наблюдениями, но довольно тяжело читающаяся (автор перескакивает с предмета на предмет, а также говорит о себе то от первого, то от третьего лица, в одном абзаце без всякого перехода называя себя то «я», то «Скиап»), похожа не столько на связную историю жизни, сколько на дайри-текст талантливой девочки-подростка или на знаменитое лоскутное платье, которое Скиапарелли создала вместе с Сальвадором Дали.
Иногда создается впечатление, что Скиап не была профессиональным дизайнером одежды, не создавала моду, даже не искала популярности, а играла и развлекалась. Очень уж многое у нее проходило под знаком «А давайте попробуем вот это!». Она пробовала, у нее получалось.
Декан римского университета Ла Сапиенца Селестино Скиапарелли надеялся, что вторым его ребенком будет сын. Востоковед, знаток санскрита и средневековых рукописей, он месяцами читал старинные книги, выбирая подходящее имя для еще не родившегося малыша. Когда на свет появилась девочка, отец утратил энтузиазм: в церкви, прямо на крестинах, выяснилось, что имя для ребенка никто в семье не придумал. Спасая положение, няня предложила назвать девочку «Эльза», родственники крохи с облегчением согласились. ... Может быть, именно поэтому Эльза никогда не любила свое имя, предпочитая называться «Скиап».
Отец Эльзы был очень талантливым и довольно эксцентричным человеком, которому хорошее материальное положение позволяло жить так, как ему нравится: он предпочитал разговорам — молчание, людям — книги, социальной жизни — занятия иностранными языками. Дети для него были скорее средством, чем целью: так, решив изучить язык племени зулусов, Селестино нанял дочери няньку-зулуску, которая нежно говорила малышке перед сном: «Я так тебя люблю! Я похоронила всех, кого люблю! Я и тебя хочу похоронить!» Мать Эльзы — Мария Луиза, неаполитанская аристократка, — не слишком много внимания уделяла дочерям, перепоручая девочек то нянькам, то школам (зачастую совершенно отвратительным). К тому же мать была явно ближе со старшей сестрой Эльзы, которая считалась и красивее, и умнее, и благонравнее младшенькой: девочка хотела стать монахиней, но под напором семьи отказалась от этой мечты, вышла замуж и родила двоих детей. Всю жизнь сестра Эльзы (ни сама Скиап в своей книжке, ни ее внучка, написавшая историю семьи, не называют эту девушку по имени) была глубоко религиозной, каждое утро она ходила к мессе и, обладая талантами в живописи, рисовала фрески в церкви. Эльзины же представления о жизни были хаотичны, голова полна фантазиями, которые порой грозили плохо кончиться. В восхищении от парашютного спорта она выпрыгнула из окна с большим зонтиком вместо парашюта (упала в навозную кучу и даже ничего не сломала), исполненная желания ходить по воде, отважно бросилась покорять водную гладь (по счастью, молодой художник заметил девочку, игравшую возле широкого поля негашеной извести, и успел спасти Эльзу до того, как она обгорела), мечтая стать святой, она решила признаться священнику во всех возможных грехах (даже тех, значения которых не понимала) и, пока не упала в обморок, бурно доказывала смущенному проповеднику, что развратничала... Может быть, Эльза Скиапарелли была права, когда сожалела, что родители отказались выдать ее замуж за арабского вельможу, заметившего ее, совсем еще юную девушку-подростка, во время их путешествия с отцом в Тунис. Эльза всегда считала, что этот несостоявшийся брак защитил бы ее от жизни, стал красивой оправой ее сумасбродству, подарил достаточную заботу в этом безумном мире. Однако родители сочли ее слишком молоденькой, к тому же не хотели, чтобы их дочь жила так далеко от дома. Юная Эльза изучала философию в том же Римском университете, в котором служил ее отец. Ее влюбленности не были удачными, отношения в семье тоже оставляли желать лучшего: после того как Эльза выпустила свою чересчур смелую книгу стихов, возмущенный отец в буквальном смысле сослал дочь в монастырь. Эльза прожила там 99 дней в садистических и ханжеских условиях. Например, девочек заставляли мыться в сорочках. Тех, кто смел раздеться, чтобы принять душ, обвиняли в бесстыдстве и развратности: как выяснилось, в ванных комнатах за ними подсматривали. Оскорбленная девушка объявила голодовку, поэтому почти каждый день теряла сознание. Неудивительно, что, вырвавшись из монастыря, Эльза также мечтала уехать и из дома. Ей предложили помогать знакомой семье, переехавшей в пригород Лондона, воспитывать их приемных детей. Скиап с радостью согласилась и отправилась в Англию.
Граф-теософ
На новом месте Эльза продолжала много читать, посещала лекции и однажды оказалась на выступлении теософа — графа Вильяма де Вендта де Керлора. В жилах этого привлекательного и умного мужчины смешалась швейцарская, французская и польская кровь. Он был очень хорош собой и так впечатляюще рассказывал о власти души нал телом и вечной юности, что потрясенная Эльза осталась в зале, когда слушатели уже разошлись. Ее интерес был замечен: девушка получила приглашение на обед, а на следующий день они с графом уже были помолвлены. Семья Скиапарелли, до того успешно мешавшая матримониальным планам млад-\шей дочери, бросилась спасать ребенка от опрометчивого шага, но было поздно: Эльза скромно расписалась в мэрии со своим теософом.
Это не слишком счастливое для Скиап событие произошло в 1914 году. Несмотря на то что Первая мировая война крушила империи, молодая пара отправилась в Ниццу, где жила семья графа, затем супруги перебрались в США.
Скоропалительные браки могут быть удачными, но Эльзе не повезло. Трудно сказать, был ли Вильям де Вендт притворщиком, водившим наивную девушку за нос, или имела место подлинная метаморфоза личности, но факт остается фактом: Эльза выходила замуж за духовно ориентированного трезвенника-вегетарианца, который интересно рассуждал о буддизме и спиритизме, а жить ей пришлось с сильно пьющим человеком, волочившимся за женщинами и беспардонно ей изменявшим фактически у нее на глазах. Граф промотал не только собственные деньги, но и немалое приданое жены.
В 1919 году Эльза родила любимую дочку Марию Луизу Ивонн, которую дома называли Гого. Радостное событие не сплотило супругов, почти сразу после рождения малышки Вильям ушел из семьи. Он не помогал жене и ребенку и, кажется, даже совершенно не интересовался ими. ...На самом деле о семейной жизни Эльзы и Вильяма и о Вильяме де Вендте мы знаем очень мало. Скиап почти не рассказывала о муже, видимо, ей было больно вспоминать о единственном мужчине, с которым она решила вступить в брак (в будущем у Эльзы, всегда окруженной яркими людьми, бывали романы, но он ни с кем не решилась оформить отношения, порой расторгая помолвку буквально накануне свадьбы). Впрочем, Скиап и о других своих мужчинах упоминала вскользь, потому что к слову пришлось: может быть, это было желание оградить свою личную жизнь от нескромного внимания, может быть, отношения с противоположным полом не так уж много для нее значили, или же она просто оказалась специфическим рассказчиком.
Из других источников о единственном законном супруге Эльзы Скиапарелли тоже известно немногое: Вильям де Вендт пользовался успехом у женщин, его успешно соблазняла Айседора Дункан, он довольно рано ушел из жизни. Кажется, это все.
Когда маленькой Гого было полтора года, врач обнаружил у нее детский церебральный паралич. Скиап сделала все возможное и невозможное, чтобы справиться с болезнью малышки, и преуспела: в будущем годы лечения, операций и процедур дадут прекрасный результат. Ивонн вырастет красивой и отважной девушкой, проживет яркую жизнь, будет с интересом учиться и много путешествовать, счастливо выйдет замуж и родит двух дочерей.
Собственный Дом
А пока молодая мать и разведенная жена Скиап боролась с подавленностью и нехваткой денег, берясь за разовые подработки: то перепродавала ткани, то сопровождала в турне известную певицу, то помогала антикварам, работающим на аукционах. В основном она жила в Париже, но часто бывала в США и Англии, с удовольствием путешествовала и в другие страны.
Философский факультет — не лучшая подготовка для дизайнера одежды: ничто не предвещало, что слово «Скиапарелли» станет однажды модным брендом. Даже начавшаяся чистая дружба с великим кутюрье Полем Пуаре хоть и радовала сердце и гардероб Эльзы (великодушный богач постоянно дарил подруге самые роскошные и оригинальные туалеты), не выявила ее собственных талантов (правда, Пуаре хвалил Скиап за элегантность и умение носить одежду).
Пытаясь понять, для чего же она живет, в чем может себя проявить, Скиап попробовала нарисовать несколько моделей платьев и предложить их в модный Дом Магги Руфф. Ей ответили, что у нее нет ни таланта, ни умения и лучше ей заняться разведением картофеля.
Эльза пренебрегла сельскохозяйственным советом. Однажды она обратила внимание на свитер приятельницы: он был «некрасив по форме и цвету», но «смотрелся солидно» и «не растягивался, как другие вязаные вещи». Наверное, это было наитие: Скиап обратилась к создательнице свитера — американке армянского происхождения — и попросила женщину связать джемпер по ее рисунку. Далеко не первая попытка этого сотрудничества оказалась удачной (Эльзе не понравились первые два джемпера), но однажды напарнице Скиап удалось сделать именно то, что она представляла, и полученный в результате джемпер с белым бантом произвел фурор. Скиап называла его «сенсационным». Свитера и джемперы как раз входили в моду, и Скиап завалили заказами. Это был первый успех.
Модный Дом Скиапарелли появился на свет как бы между прочим, к 1934 году он постепенно сформировался из пошивочной мастерской оригинальной одежды.
Создательница стиля «прет-а-порте» (моделей готовой одежды, выпускаемых известными дизайнерами) начала работу в фэшн-индустрии с изготовления одежды для спорта, постепенно добавляя наряда для выхода в город и вечерние платья.
«Она умеет заходить слишком далеко...» -
… сказал о своей подруге Скиап Жан Кокто.
Между тем модный Дом Скиапарелли становился все более популярным: она умела подчеркнуть достоинства женщин, шокировать и удивить публику, не ставя под угрозу хороший вкус (недаром среди ее постоянных клиенток было много и весьма консервативных особ), и удовлетворить самые разные требования: у Скиапарелли одевались и знаменитые актрисы (она была любимым модельером звезд Голливуда, создавая платья для Кэтрин Хепберн, Мэри Уэст, Греты Гарбо, Марлен Дитрих), и... содержательницы борделей. Костюмы Скиап пользовались успехом и у Уоллис Симпсон, ради брака с которой король Эдуард VIII отказался от трона, и у бесстрашной летчицы Амелии Эрхарт (кстати, Скиап собиралась и чудом не отправилась с Амелией в роковой полет, оказавшийся для этой отважной женщины последним).
Под девизом «Брюки для женщин!» прогремели ее спортивные юбки-брюки. Скиап отнюдь не была первой на этом поприще (до нее женские брюки уже выпускал Пуаре), однако на Эльзу обрушился такой шквал негодования, будто мир не видел ничего подобного. Мужчины призывали штрафовать и строго наказывать женщин, носящих мужскую одежду, консервативные представительницы прекрасного пола скандировали с газетных полос: «Иностранка осмелилась приехать сюда, чтобы диктовать нам, что мы должны носить!» Скиап обвиняли в нахальстве и нарушении устоев... а юбки-брюки с огромным успехом распродавались по всему миру. Вечерняя одежда из твида, впервые появившиеся на платьях от-кутюр застежки-молнии, расположенные к тому же в самых неожиданных местах, вечерние дождевики, пуговицы из луидоров, светящиеся в темноте брошки, принты и вышивки по эскизам дадаистов, платки, блузки и платья с узорами в виде газетных текстов, очаровательные обманки — вывязанные на нарядах галстуки, нарисованные декольте. Переходящие все границы шляпки в виде перевернутой дамской туфли, в виде бараньей отбивной и крошечной куклы — все это автографы Скиап. Языческая коллекция сменялась коллекцией астрологической, за ней следовала цирковая, и все как одна пользовались огромной популярностью. Возможно, легкая нереальность, выдуманность ее нарядов и сделали Скиапарелли настолько подходящим модельером для кинематографа: она создала костюмы для 27 фильмов.
Шокируй это...
Какой же модный Дом без собственных духов? В 1936 году Эльза Скиапарелли создает собственный аромат. Художница Леонор Фини (известная своей поэтичной графикой и фантастической, едва ли не сюрреалистической эротичной живописью) сочинила форму флакона. Эльза назвата духи Shocking, выбрав для презентации невозможный, скандальный ярко-розовый цвет, который ее элегантные друзья припечатали «розовым для негров». «Ну и что же? Негры бывают необыкновенно элепигшыми », — отмахнулась Скиап и выпустила духи с шумным успехом.
Коко и Скиап
Никакая статья об Эльзе Скиапарелли не обходится без упоминания о ее соперничестве с Коко Шанель. Складывается впечатление, что это было важной частью жизни обеих женщин. Фактически до того, как в 2006 году был возрожден модный Дом Скиапарелли, закрытый в середине XX века, о Скиап и вспоминали-то в основном либо как о человеке из окружения Сальвадора Дали, либо как о «забытой сопернице великой Мадемуазели».
Однако не уверена, что жизнь этих двух модельеров была такой уж дуэлью. Коко Шанель начала создавать одежду на десять лет раньше, чем Скиап, стиль у них был абсолютной разный: Шанель стремилась к простоте и удобству. Скиапарелли любила экстравагантность и эпатаж. «Мое единственное искусство состоит в том, чтобы с помощью ножниц резать и упрощать одежду, в то время как другие ее усложняют », — комментировала Коко Шанель. В самом деле, принцип комфорта был движущей силой моделей от Шанель: сумочка через плечо — чтобы освободить руки и не терять ридикюли, мягкий трикотаж, платье-шемизье в стиле ночной сорочки, одежда для досуга. Скиап, напротив, ценила «безумие моды» и обладала, как она сама о себе говорила, «смелостью абсолютной и слепой». Ее вдохновляли странности, необычности: цирк Барнума, отличавшийся удивительными мистификациями, картины Сальвадора Дали или просто сложенные из газет шляпы торговок рыбой рождали у Скиапарелли новые идеи.
Коко порой не слишком лестно отзывалась об «этой итальянке, которая шьет платья», ну а о ком из коллег по цеху Шанель говорила хорошо? Если только об Иве Сен-Лоране, и то на закате дней...
Коко Шанель ушла из профессии на десять лет раньше, чем Скиап, но в 71 год сумела триумфально вернуться и снова покорить публику и критиков (кстати, возвращение Шанель в 1953-м почти совпало с закрытием модного Дома Скиапаралли в 1954-м). До самой смерти Коко Шанель оставалась признанной звездой высокой моды, и в новом веке, десятилетия спустя после ее смерти, ее имя знают даже те, кто модой не интересуется вовсе.
Эльза Скиапарелли как модельер фактически была забыта, но провела старость и встретила смерть не в полном одиночестве в гостиничном номере, а в окружении любящих дочери, зятя, ставшего ей сыном и другом, и внучек.
Вопрос не только в фактах, но и в том, кто из двух знаменитых женщин мечтал именно о такой жизни, какую прожил.
Вместо эпилога
Дочери Гого Скиапарелли и Роберта Л. Беренсона (зять Скиап был американским дипломатом) Мариса и Беринтия оказались талантливыми женщинами. Мариса стала известной моделью и актрисой, снявшейся во множестве фильмов (в том числе у Стэнли Кубрика). Ее сестра Берри, снявшись в нескольких фильмах, предпочла профессию фотографа. Один сын Беринтии — Оз Перкинс — актер, другой — Элвис Перкинс — фолк-музыкант.
В 2006 году новая реинкарнация модного Дома Скиапарелли представила свою первую коллекцию. Дизайнер Марко Занини сказал по этому поводу: «Моя главная миссия — сделать так, чтобы имя Эльзы Скиапарелли звучало и в настоящем, и в будущем ».
Затем Скиапарелли удалось получить крупный заказ от фирмы «Strauss» на спортивную одежду , над выполнением которого трудились почти все женщины армянской общины Парижа. Этот заказ помог Эльзе получить широкую известность, а армяне смогли открыть свою трикотажную фабрику.
После спортивной одежды Эльза принимается за вечерние платья, совершив очередную революцию: чёрное платье-футляр , жакет и белый шарф перекинутый через спину.
В 1937 году Скиапарелли выпустила в продажу аромат «Shocking», дизайн флакона для которых, вдохновясь силуэтом Мэй Уэст , создала художница Леонор Фини .
К 1938-1939 годам относятся коллекции «Цирк» и «Король-Солнце».
При создании своих коллекций Скиапарелли сотрудничала с такими художниками, как Сальвадор Дали , Жан Кокто , Кеес ван Донген , Кристиан Берар , Марсель Верте и Жан Клеман (фр. Jean Clemént ). Луи Арагон и Эльза Триоле дали ей идею ожерелья из таблеток аспирина. Её модели фотографировали Хорст П. Хорст , Ман Рэй , Сесиль Битон и граф Этьен де Бомон . Результатом увлечения Скиапарели сюрреализмом и дадаизмом стали коллекции одежды и аксессуаров, выделяющиеся своей необычностью. Её головные уборы - шляпа-баранья отбивная, шляпа-туфля, шляпа-телескоп - эпатировали публику. Украшая свои творения самыми обыденными предметами из повседневной жизни, модельер тем самым стремилась объединить реальность и высокое искусство. Считая, что новые недорогие ткани помогут стереть различия между классами, она старалась использовать искусственные материалы, которые лишь начинали завоёвывать рынок :483-485 .
Среди клиенток Скиапарелли были представительницы аристократических семейств, герцогиня Виндзорская , Кэтрин Хепберн , Марлен Дитрих , Мишель Морган , Мэй Уэст , Норма Ширер , Глория Свенсон , Сесиль Сорель и другие звёзды театра и кино.
Эльза Скиапарелли скончалась 13 ноября 1973 года в Париже , через двадцать лет после выпуска своей последней коллекции. Её похоронили в шёлковом костюме «шокирующего» розового цвета, введённом в моду ею же.
В доме моды Скиапарелли в качестве ассистента начинал свою карьеру Юбер де Живанши .
Семья
В 1914 году Эльза вышла замуж за швейцарского графа Гийома де Вендт де Керлора, члена Теософского общества . У супругов родилась дочь Ивонн («Гого»), однако их брак вскоре распался. Дочери «Гого» - Мариса и Берри Беренсон - стали известными актрисами кино и фотомоделями.
Работа в театре
- - «Дьявол и Господь Бог» Ж.-П. Сартра в постановке Луи Жуве , в ролях - Мария Казарес и Пьер Брассёр
В кинематографе
- - костюмы для фильма «Пигмалион »
Напишите отзыв о статье "Скиапарелли, Эльза"
Ссылки
Примечания
Литература
Скиапарелли, Эльза. Моя шокирующая жизнь / пер. с фр. А. А. Бряндинский. - М . : Этерна, 2008. - 336 с. - (Mémoires de la mode). - 3 000 экз. - ISBN 978-5-480-00189-1 .
Отрывок, характеризующий Скиапарелли, Эльза
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.
Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.
– Ах, как хорошо! Как славно! – говорил он себе, когда ему подвигали чисто накрытый стол с душистым бульоном, или когда он на ночь ложился на мягкую чистую постель, или когда ему вспоминалось, что жены и французов нет больше. – Ах, как хорошо, как славно! – И по старой привычке он делал себе вопрос: ну, а потом что? что я буду делать? И тотчас же он отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!
То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что ее нет и не может быть. И это то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, – не веру в какие нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека.
В творчестве талантливой итальянки сплелись классицизм, неистовство, эксцентричность и остроумие. Каждая её коллекция производила сенсацию. Для неё не существовало ничего невозможного. Она открыла один из первых в мире бутиков и заложила основы и принципы того, что в будущем станет именоваться «прет-а-порте».
(Elsa Schiaparelli ) — это
- Женщина, с которой соперничала Шанель, сотрудничал Дали и у которой практиковался Живанши.
- Женщина, подарившая модницам шляпки-таблетки, цвет фуксии и желание быть неповторимой.
![](https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/4714/80087663.164/0_5d1c6_aa153101_L.jpg)
Но, к сожалению, имя этой талантливой женщины сегодня несколько подзабыто, а в 20-30-х гг. её ставили в один ряд с самыми знаменитыми мастерами высокой моды.
Эльза Скиапарелли родилась в Риме, выросла в интеллектуальной и несколько эксцентричной среде, что наложило свой отпечаток на творчество модельера. Достаточно сказать, что её дядя - знаменитый астроном Джованни Скиапарелли, открывший «каналы» на Марсе.
Безоблачное детство сменили суровые будни юности. Брак Эльзы оказался неудачным, и после развода она осталась в Париже одна с маленькой дочерью на руках. Но она была молодой, решительной и уверенной, что найдёт собственное место в жизни. Однажды у неё гостил друг из Америки, и Эльза обратила внимание на его свитер, простой и вместе с тем элегантный. Как выяснилось, такие свитеры вяжет живущая буквально в двух шагах армянская эмигрантка, которая и стала первым соратником Скиапарелли. Вместе они разрабатывали модели свитеров и платьев. Сегодня шерстяное платье чёрного цвета, украшенное белым бантом наподобие бабочки, кажется достаточно заурядным, но в 1927 г. такой наряд был настоящим откровением.
![](https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/5413/80087663.164/0_5d136_d02127ba_L.jpg)
Ещё большего успеха Эльза добилась, работая со спортивной одеждой. Ей удалось получить большой заказ от магазина «Strauss». Над его исполнением трудилась чуть ли не вся армянская община Парижа (точнее, её женская часть). Заказ принёс Скиапарелли известность, а армянское семейство, с которым она многие годы поддерживала дружбу, смогло даже открыть собственную фабрику трикотажных изделий.
Модный Дом Скиапарелли начал свою жизнь в трёх комнатках на Рю-де-ля-Пэ. Над входом была вывеска: «Для спорта», через несколько лет её знал уже весь мир.
В первой коллекции свитеров Эльза использовала мотивы африканского искусства и работы художников-кубистов. Следующая коллекция вызвала шок - её Скиапарелли выполнила по рисункам матросских татуировок. Там были змеи, якоря, сердца, пронзённые стрелами, и т.п. Она же первая ввела рисунок, получивший название «рыбий хребет», и изображения омаров, которые с трикотажных изделий впоследствии перешли на шёлк и купальные костюмы.
![](https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/4421/80087663.164/0_5d137_69d38c30_L.jpg)
Скиапарелли увлекалась авиацией. После перелёта Чарлза Линдберга через Атлантику (1927 г.) она показала серию моделей, которые легли в основу стиля пилот, дожившего до нашего времени.
Проработав несколько лет со спортивной одеждой, Скиапарелли пробует силы в создании вечерних туалетов. И здесь достигает успеха. Её простое длинное платье-футляр из чёрного крепа в сочетании с белым жакетом и шарфом, перекинутым через спину, стало эталоном элегантности. Все кутюрье так или иначе повторяли эту идею.
В 1934 г. Скиапарелли переезжает на Вандомскую площадь - центр времяпрепровождения богатой публики. Там она открывает бутик (один из первых в мире) - магазин, торгующий небольшими сериями авторской одежды. Бутик предлагал вечерние нарядные свитеры, которые носили с длинными юбками, блузами и бижутерией. Использование бижутерии вместо настоящих драгоценностей вызвала немало насмешек у коллег-модельеров, но покупательницы были в восторге.
![](https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/4423/80087663.164/0_5d139_d3c2a603_L.jpg)
К середине 30-х тт. талант Эльзы Скиапарелли достиг расцвета. Каждая ее коллекция производила сенсацию. Коллекция под названием «Остановись, смотри и слушай» продемонстрировала дождевики, трактованные как вечерняя одежда, вышитые сари и множество других находок. Особенно поразили всех платья с пуговицами в форме французского луидора. «Достаточно посмотреть коллекцию Скиапарелли, чтобы увидеть причину кризиса воочию », - иронизировала одна из известных газет, намекая на девальвацию национальной валюты. В этой и последующих коллекциях даже в вечерних туалетах Эльза начала использовать застёжки-молнии. Выглядели они в те времена несколько грубо, и потому эффект от такого сочетания был для публики неожиданным и новым.
Скиапарелли работала и в других странах. В Германии, например, она показала такие коллекции, как «Языческая», «Музыкальные инструменты», «Бабочки». Женщины, одетые в эти модели, напоминали образы с полотен Боттичелли. «Астрологическая коллекция» представила наряды, расшитые знаками Зодиака, изображениями Луны и Солнца.
![](https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/5413/80087663.164/0_5d138_fe6c4099_L.jpg)
Но, пожалуй, самая знаменитая - «Цирк» (источником вдохновения послужил знаменитый американский цирк «Barnum»), Салон для её показа был декорирован известным дизайнером Жаном Мишелем Франком. Изображенные на одежде клоуны, слоны, гимнасты на трапециях (пуговицы повторяли их формы) как бы случайно складывались в слова: «Осторожно, окрашено». Сумки имели вид воздушных шаров, перчатки выглядели как белые гетры, конусообразные головные уборы напоминали рожок мороженого. Скиапарелли была первой, кто превратил обычное дефиле (показ модной одежды) в яркое, праздничное шоу.
Эльза Скиапарелли любила создавать коллекции в сотрудничестве с людьми искусства. С ней работали писатель, художник и театральный деятель Жан Кокто, художники Сальвадор Дали и Кес ван Донген, фотографы Хорст П. Хорст и Мэн Рей.
Увлечение сюрреализмом отразилось на творчестве Эльзы. Особенно поражали головные уборы; шляпа-баранья отбивная, шляпа-туфля, шляпа-телескоп… всего не перечислить. Клапаны карманов на костюмах напоминали ящики, вызывая ассоциации с картинами и скульптурой Дали. Дали придумал для неё сумку в виде телефона из чёрного бархата с золотой вышивкой, Кокто - мотивы для вышивок, а Жан Хуго изобрёл пуговицы, представлявшие собой маленькие скульптуры. Они и по сей день являются маркой Дома Скиапарелли. Пожалуй, самую сюрреалистическую вещь сделали Луи Арагон и Эльза Триоде - они собрали ожерелье из таблеток аспирина.
![](https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/5823/80087663.164/0_5d13a_82267c35_L.jpg)
Скиапарелли много работала для звёзд кино и театра. Кэтрин Хепберн, например, заявляла, что её карьера по-настоящему взлетела вверх только тогда, когда она начала одеваться у этого модельера, Эльза создала имидж блистательному Гари Куперу, а также Марлей Дитрих, Мишель Морган и другим актёрам.
Еще одна звезда кино, чей имидж волей случая оказался тесно связан с Домом Скиапарелли, - Мэй Уэст. «Она послала мне размеры своей знаменитой фигуры и для большей убедительности свой гипсовый слепок в позе Венеры Милосской», - писала в автобиографии Скиапарелли. Эта, как бы мы сейчас сказали, китчевая вещь вдохновила художницу Леонор Фини на создание флакона для первых духов Скиапарелли - легендарных «Shoking». Впоследствии всем духам Дома Скиапарелли были даны названия, начинающиеся на букву S. Первые духи для мужчин «Suff» имели флакон в виде курительной трубки. Идея флакона для «Roi Soleil» принадлежала Дали.
![](https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/4526/80087663.164/0_5d13b_7713e67c_L.jpg)
Война вмешалась в судьбы миллионов людей, в том числе и в жизнь Эльзы Скиапарелли. В 1939 г. она сокращает производство, а с началом оккупации Парижа (1940 г.) уезжает в США, где у неё было много друзей. Несколько лет работает в Америке, оставив в Париже своим заместителем менеджера Беттину Берджери. После освобождения Франции (конец 1944 г.) Эльза возвращается, чтобы снова взять бразды правления в свои руки.
Но времена изменились. В конце 40-х гг. взошла звезда Кристиана Диора. Стиль нью-лук завладел умами всех женщин. Скиапарелли решила, что ей пора уйти из мира моды. Окруженная людьми искусства, она до конца дней делила себя между прекрасным парижским домом на Рю-де-Берри и усадьбой в Тунисе.
Как-то Эльза заметила, что моделирование одежды - «самое трудное и неблагодарное искусство, потому что вскоре после того, как платье появится на свет, оно становится вещью прошлого ». И всё же она была не права. Подлинное произведение искусства не стареет. Творчество Скиапарелли и сегодня изучают все, кто решил посвятить себя нелёгкому искусству кутюрье.
Эльза Скиапарелли родилась в аристократической семье в Риме, в родовом дворце. Отец девочки - потомственный аристократ, заведовал библиотекой, поэтому девочка с детства очень много времени проводила в библиотеке, изучала книги. Эльза была не красавицей, но смышленой девочкой, а ее сестра была красивой и разумной. Девочка с детства комплексовала по этому поводу и до конца жизни пыталась скрывать свои недостатки.
Однажды Эльза даже начала сыпать на свое лицо, в нос и уши семена цветов в надежде, что они распустятся и она превратится в красавицу, при этом девочка чуть не умерла, ее спасли врачи. Чтобы не отставать от своей красавицы и умницы сестры она изучала языки и пыталась радовать своих родителей хорошими оценками. Несмотря на то, что Эльза была умным ребенком, она была очень пытлива и экспериментировала. Однажды она услышала о изобретении парашюта и уже через некоторое время соорудила свой собственный парашют из зонта. Со своей детской непосредственностью и оптимизмом она решила испробовать свой парашют и выпрыгнула со второго этажа из окна. Внизу была куча навоза и девочка не травмировалась.
В 13 лет отец девочки взял ее первый раз в путешествие в Тунис. Девочка понравилась местному богачу и он начал уделять ей особые знаки внимания, но тут вмешался отец и объяснил ее воздыхателю, что девочка еще мала для таких отношений. Со временем девочку отправила на учебу в Шведский пансионат с религиозным уклоном. После того как девушка объявила голодовку, отец забрал из пансиона и девушка начала жить дома. Будучи уже девушкой, родители решили выдать ее замуж, но Эльзе не нравились те ухажеры, которых ей находили родители и она крутила романы с творческими мужчинами. Родители всегда были против таких увлечений.
В скором времени ее подруга предложила подработать у нее гувернанткой в Лондоне. В возрасте 23 лет она переезжает в Лондон. В свободное от гувернантства время она гуляла по городу, изучала его, посещала выставки и однажды пришла на теософскую лекцию графа Уильяма де Вендта де Керлора . На следующий день граф и Эльза расписались, в этот раз родители не смогли предотвратить скорый брак дочери, ведь опоздали на церемонию бракосочетания.
Вскоре началась война и ее муж оказался не у дел, ведь во время войны теософией никто не интересовался. Что касается жизни супругов, то Уильям де Вендта де Керлор мало времени уделял своей молодой жене, жили они постоянно на сьемных квартирах, он изменял ей, а она оплачивала счета, приходящие ей из отелей и ресторанов. Вскоре пара переехала в Ниццу, где жили родственники мужа, Эльза с мужем поселилась в съемной квартире, муж по-прежнему не особо интересовался молодой женой, она в отместку начала играть в азартные игры в Монте-Карло. Она проиграла все деньги, вернулась без гроша и семья переехала в Америку. В Америке семейная жизнь Эльзы потерпела крах и она развелась с мужем, будучи беременной от него. Эльза осталась одна в незнакомой стране почти что без денег. С этого момента Эльза ясно уяснила для себя, что мужчинам не нельзя давать много власти над собой. С ребенком на руках она долго искала гостиницу, где бы могла поселится с дочерью. В это время она бралась за любую работу и чтобы прокормить дочь часто оставались сама голодной. Свою дочурку Эльза назвала Ивонной , но в 15 месяцев она заметила, что с девочкой что–то не так. Обратившись к врачу, стало ясно, что девочка больна параличом и нуждается в лечении. Врач, который лечил дочь Скиапарелли , устроил ее на работу, и в скором времени она смогла переехать с дочерью в Париж. Тут дочка Эльзы пошла на поправку и мать ее устроила на несколько лет в пансион.
Однажды, гуляя с подругой, она зашла в особняк Поля Пуаре известного парижского дизайнера. Подруга, у которой были деньги, решила приобрести себе некоторые вещи, а Эльза просто решила примерить на себя манто. Пуаре увидел Эльзу в этом манто и предложил ей приобрести его, но она сказала, что не может себе его позволить и он подарил ей его. С этого момента она подружилась с великим дизайнером.
После этой встречи Эльза решила устроиться на работу в модную индустрию, везде ей отказывали, но Скиапарелли не унывала и однажды ей подвернулся судьбоносный случай. К ней приехала подруга из Америки, на ней был простой, но очень элегантный свитер. Эльза поинтересовалась у подруги, откуда у нее этот свитер и та сказала, что его связала одна армянка. Скиапарелли пошла к этой армянке и заказала у нее вязаный свитер с бабочкой. Вскоре она пошла в нем на ужин, после чего такой свитер захотели иметь много ее подруг. Со временем все армяне Парижа вязали для Скиапарелли .
В скором времени Эльза решила заняться шитьем, но так как она в этом ничего не понимала, то она придумывала образ, а портные шили наряды . Скиапарелли позже открыла свой салон в котором собирались все модные женщины Парижа и не только. Однажды в салон к Эльзе пришла бедная актриса, Скиапарелли пожалела ее и бесплатно одела. Позже эта актриса стала очень известной. В 1935 году Эльза открыла свой бутик в Париже. В 1936 году Скиапарелли сделала разовый цвет модным. До войны Эльза была одним из самый известных французских дизайнеров. После того как немцы оккупировали Париж, она эммигрировала, но после окончания войны вновь вернулась, однакоо теперь модным балом правили Шанель и Диор, а Скиапарелли со своими образами была уже вчерашним днем.
В 1954 году она выпустила свою последнюю коллекцию и ушла из мира моды. Оставшуюся жизнь она прожила на Тунисе и в Париже, воспитывая своих двух внучек. Будучи на пенсии, она написала свою автобиографическую книгу, в которой подробно описывала, как добиться популярности и признания. Умерла эта женщина в 1973 году в возрасте 83 лет в кругу семьи в Париже. Свою коллекцию платьев она подарила музеям. Похоронили Эльзу Скиапарелли в ее любимой розовой пижаме.
Эльза Скиапарелли в отличие от совей соперницы Габриель Шанель создавала экстравагантную и в тоже время удобную одежду. Она не придерживалась никаких модных законов и творила, так как считала нужным. В 30-х годах ХХ столетия она была дизайнером №1 в мире, именно под ее влияем в коллекциях модных дизайнеров появились яркие цвета. Эльза все свои переживания воплощала в своих многочисленных коллекциях, она перенесла сюрреализм на одежду. В ее коллекциях искали вдохновение именитые дизайнеры. Самым ярым последователем ее стиля стал дизайнер Франко Москино .
Сегодня фамилия этой женщины звучит не слишком часто. Лишь ограниченный круг людей, занимающихся модой, знает, кто такая Эльза Скиапарелли. В 20-30-е годы прошлого века имя знаменитого мастера не сходило с уст европейских женщин. Каждая коллекция модельера вызывала всеобщий восторг и восхищение.
Юная Эльза
В родовом дворце Корсини, что неподалёку от столицы Италии - Рима, родилась будущая звезда мировой моды. Десятого сентября 1890 года в семье директора Королевской библиотеки Италии появилась девочка. Родители решили назвать её Эльзой. С раннего возраста девочка была окружена любовью и заботой своих родителей.
Когда Эльза Скиапарелли подросла, любимым занятием юной модницы стало рассматривание книжных иллюстраций в библиотеке отца. Вообще книги в семействе Скиапарелли играли большую роль. Отец всё своё свободное время проводил за нумизматическими изданиями, являясь страстным коллекционером старинных монет. По неподтвержденным данным, он имел честь обмениваться монетами с самим
Эльза Скиапарелли: биография и родовые корни
Мать Эльзы родилась на Мальте, куда был направлен её прадед консулом Великобритании. В семье достаточно много интересных личностей, которые формировали элиту того времени. Дедушка будущей звезды мира моды по материнской линии, оставив пятерых детей, отправился в Египет устанавливать торговые связи с местными промышленниками.
Вскоре, имея незаурядный талант обольстителя женских сердец, он женился на дочери богатого местного торговца и дослужился до советника короля Египта. Известный итальянский астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли приходится родным дядей, братом отца Эльзы. Ходит легенда, что, разглядев родинки на щеке племянницы, расположенные в виде Большой Медведицы, он посчитал это хорошим знаком и предрек девочке большое будущее. Однако Эльза Скиапарелли (фото см. ниже) не особо выделялась красотой, о чём всю жизнь сожалела.
Начало взрослой жизни
Оставаясь примерной дочерью, девушка воспитывалась в строгости. Отец не позволял юной Эльзе каких-либо излишеств. Кавалеры, которые стали проявлять внимание к молодой итальянке, моментально отвергались её отцом. Всё своё успердие девушка должна была концентрировать на учёбе.
Лишь в 1914 году Эльзе удалось вырваться из оков своего родителя. По приглашению давней подруги Эльза Скиапарелли впервые покидает отчий дом и отправляется в Лондон, где ей было предложено место гувернантки. По дороге к новой работе девушка сделала остановку в столице Франции, где встретила своего сокурсника по колледжу, который пригласил молодую итальянку на бал.
Из-за недостатка средств девушка на скорую руку соорудила себе вечерний наряд. К тёмно-синему крепдешиновому платью, купленному в галерее Лафайет, она прикрепила кусок оранжевого шёлка, а на голову соорудила незамысловатый чурбан. Времени на сшивание деталей одежды не было, поэтому все детали одежды были скреплены булавками.
Экстравагантный наряд вызвал искренний интерес у местной публики. Вскоре после очередного тура вальса весь шикарный гарнитур рассыпался на месте. Девушка в слезах покинула вечеринку под недоуменными взглядами гостей праздника.
Лондонская жизнь будущего дизайнера
Добравшись до столицы Великобритании, Эльза Скиапарелли занялась своими обязанностями гувернантки. Особых трудностей в воспитании хозяйских детей у девушки не возникало, поэтому оставалось много времени на личную жизнь.
Повальным увлечением Европы того времени было изучение теософии, оккультного движения мистического познания Бога. Эльза решила не отставать от моды и записалась на лекции графа Уильяма де Вендта де Керлора. После очередного посещения лекционной аудитории между лектором и девушкой завязался тематический спор.
Беседа затянулась до утра, после чего они оказались помолвленными. Только лишь после бракосочетания дочь оповестила своих родителей о замужестве.
Семейная жизнь девушки из Рима
Молодые супруги устраивали свою совместную жизнь на съёмной квартире в пригороде Лондона. С первых дней семейная жизнь не задалась. Стабильного источника существования у мужа не было, и поэтому супруги переехали в Ниццу, где проживали его родители. Пытаясь каким-то образом улучшить материальное положение, Эльза Скиа в одиночестве отправляется в Монте-Карло испытать судьбу на зелёном сукне местных казино. Вернувшись без гроша в кармане, римлянка даёт себе слово больше не заниматься этим делом. Надеясь что-то изменить в своей судьбе, супруги решают отправиться за океан.
Жизнь в Нью-Йорке отличалась от привычного европейского уклада. Уильям окунулся в океан развлечений. Романы с богатыми американками, среди которых была и заставили забыть супруга о цели их Долги за проживание в отеле росли с каждым месяцем, однако его это не волновало. Он продолжал кутить в местных элитных ресторанах, одаривая официантов щедрыми чаевыми. Муж появлялся в доме всё реже и реже, и весть о том, что Эльза ждёт ребёнка, он встретил равнодушно.
Так закаляется сталь
Ивонн - так молодая мама назвала свою дочь. Выйдя из родильного дома, Эльза была вынуждена искать новый приют для себя и своего новорожденного дитя. К тому времени хозяин отеля, где они проживали с Уильямом, лишил их номера за долги. Супруг не интересовался жизнью своего ребёнка, спустя шесть лет мужчина погибнет под колёсами автомобиля, находясь в пьяном угаре.
Первые шаги Ивонн сделала в корзине, привязанной к пожарной лестнице. Небольшая комнатушка в дешёвой гостинице находилась на самом верху, в башенке архитектурного строения. В таких условиях мама с маленькой дочкой жили два года. Эльза перебивалась случайными заработками, чтобы накормить ребёнка и расплатиться за жильё. Когда девочке исполнилось полтора года, мать обнаружила неестественную походку дочери.
После посещения врача был поставлен диагноз - детский паралич. В отчаянии будущий дизайнер Эльза Скиапарелли бросается от одного врача к другому в надежде помочь дочери. В одной из клиник, женщина познакомилась с Габриэль Пикабиа, женой французского художника-абстракциониста Ф. Пикабиа. Женщина предложила Эльзе Скиа продать партию коллекционной одежды из Парижа.
Возвращение во Францию
По совету врачей будущий модельер Эльза Скиапарелли возвращается во Францию, где устраивает свою дочь в пансион для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в Лозанне. Приобщиться к миру моды Эльзе помог случай. На одной из вечеринок она познакомилась с женщиной армянской национальности в элегантном свитере, связанном вручную. Заказав такой же наряд для себя и выйдя в свет, Эльза произвела впечатление на француженок.
Так, вскоре армянская диаспора стала поставлять Эльзе вязаную одежду для продажи местным модницам. Окрылённая успехом, Эльза стала задумываться о собственных разработках модной одежды. Имея неплохие способности в рисовании, будущий дизайнер арендует мансарду на улице Мира, 4, где вскоре появляется вывеска «Эльза Скиапарелли». Коллекции одежды от нового парижского модельера стали очень популярны у столичных женщин.
Хронология дальнейших событий
- 1930 год. Идея создания античных силуэтов с элементами драпировки и завышенной талии.
- 1935 год. В качестве почётного гостя французский дизайнер открывает Дом моды в Москве.
- 1935 год. Открытие собственного бутика в Париже.
- 1936 год. В мире моды стал популярен цвет розовой фуксии, идею которого воплотила Скиапарелли.
- 1938 год. В Париже представлена коллекция, объединённая темой цирка, где все элементы декора были расшиты стеклярусом.
В том же году родился удивительный тандем - Сальвадор Дали и Эльза Скиапарелли. Платье с лобстером, приправленным петрушкой, произвёло фурор в мире моды. После показа эту вещь приобрела Бесси герцогиня Виндзорская.
- 1940 год. Дизайнер покидает оккупированный Париж и эмигрирует в США.
- 1946 год. По возвращении в Европу Скиапарелли запускает новую линию духов «Король-солнце». Дизайн флакона сделан по эскизам давнего друга - Сальвадора Дали.
- 1947 год. На Олимпе мировой моды появляется новое имя - Кристиан Диор. Для Эльзы Скиа наступают тяжёлые времена, постепенно интерес к сюрреалистическому направлению в моде теряет свою актуальность.
- 1954 год. Эльза Скиапарелли представляет свою последнюю коллекцию и объявляет о закрытии Дома мод.
Уйдя с подиума, без малого двадцать лет Эльза занималась воспитанием своих внучек - дочерей Ивонны - Марисой и Бери. Приобретя себе жилище в Тунисе, Эльза Скиа предалась воспоминаниям и написала книгу «Моя шокирующая жизнь».
Эльза Скиапарелли: цитаты из прошлой жизни
- "В сложные времена мода всегда становится эпатажной".
- "Если вы не видите своих копий, это значит, что вы стоите на месте".
- "Платье не имеет собственной жизни, если его носят".
- "Женщина должна выбирать свои туалеты в одиночку или в сопровождении мужчины".
- "Покупать лучше немного, и только самое дорогое".
- "Женщина должна оплачивать свои счета сама".
- Все о выращивании кроликов на мясо: советы и рекомендации Выращивание кроликов на мясо лучшая порода
- Почему крольчиха ест своих крольчат?
- Почему крольчиха разбрасывает крольчат сразу после окрола
- Советский меринос: характеристика продуктивности тонкорунных овец и особенности ухода за ними Животное меринос