Экономическая дипломатия стран азии. Азиатско-тихоокеанский регион - многосторонняя дипломатия
7.1. Национальные особенности дипломатии арабских стран
7.2. Дипломатия Индии
7.3. Японская дипломатия
7.4. Китайская дипломатия
7.1. Национальные особенности дипломатии арабских стран
В мире более 20 арабских государств, расположенных в Азии и Африке. Всех их объединяет арабский а литературным а как а, но диалекты значительно отличаются друг от друга. Поэтому, выбирая переводчика, нужно быть уверенным в том, хорошо ли он знает тот или иной диалект.
Несмотря на попытку арабских стран добиться единства, между ними существуют серьезные противоречия. Почти в каждом дипкорпусе есть группы арабских стран.
Прежде всего, несмотря на общий язык, общую древнюю культуру, эти страны настолько отличаются друг от друга, что в присутствии представителей другой страны могут воздерживаться от обсуждения вопросов, связанных с проблемами ближнего востока, от споров. Думать, что они все единомышленники - большая, ошибка.
Все это свидетельствует, что в каждой сп делай установить контроль акты и вести переговоры следует готовиться внимательно, учитывая особенности каждой отдельной страны и ее политику.
Арабские дипломаты разных стран очень разные. Некоторые крайне молчаливы. Другие - представители, скажем, Сирии, некоторые египетские дипломаты - значительно более сло воохотливы.
Необходимость тщательной подготовки бесед с арабскими политическими деятелями и дипломатами диктуется еще высоким профессионализмом арабских дипломатов. Во-первых, все они должны иметь свидетельство об окончании высших учебных заведений. Во-вторых. они хорошо знают иностранные языки, прежде всего английский в и французские в. В-третьих, сама Дипломатической а служба арабских стран хорошо организована, а дипломаты достаточно дисциплинированы.
Арабские дипломаты хорошие полемисты и ораторы, и это необходимо учитывать на переговорах и приемах. Арабские дипломаты умеют устанавливать контакты славлят ься гостеприимством. Арабские дипл Омата и немного и актеры. Когда они не хотят в идповидаты, они улыбкой ются, уверяют, что не знают этого вопроса, тянут время или говорят общими, обтекаемыми фразами. Послы арабских стран обычно строго следуют инструкциям. Не имея инструкций, они предпочитают не вступать в обсуждение вопроса.
Недоверчивость, крайняя осторожность характерна для ряда арабских дипломатов и политиков. Иногда арабские дипломаты принимают такие фразы, сразу не поймешь, что они означают, их с трудом понимают и другие арабские дипломаты.
Для арабов одним из важных условий контактов, связей, переговоров является установление доверия. Они стараются не столько предсказать решение проблемы путем анализа событий, сколько извлечь решение из опыта прошлого.
В арабских государствах ис полняют свои нормы этикета, о протоколе, просто обычаи, как правило, связанные с образом жизни, религией, идеологией. В одних странах они ближе к средневозрастных, в других - к современному цивилизованному миру. Их нужно знать при установлении контактов, при беседах, пере говорах, особенно если вы едете в а рабский страну. Прежде всего - это отношение к Корану, к мусульманской религии. Не следует допускать никакой критики Корана и, конечно, надо о представлять уважение к нему. Учитывается ваты то отношение к женщине, которое принято в этой стране: ни в коем случае не подавать руку женщине, в противном случае могут возникнуть осложнения. Не подавать ни в коем случае мужчине для приветствия левую руку. П оцилунок кончиков пальцев обозначает высокую похвалу. Чтобы попросить тишины в Саудовской Аравии, нужно дуть на кончики пальцев.
Во время переговоров арабы часто задают вопросы относительно здоровья партнера и здоровье его семьи. Следует ответить на них кратко, но подобных вопросов не задавать.
В Ираке женщины занимают руководящие посты чаще всего в государственных организациях.
В Иране, Пакистане, Сирии, Саудовской Аравии, Омане, Судане женщины в дипломатии не играют никакой роли. В Иране женщинам руки не подают и в глаза не смотрят.
Отдавая дань традиции, арабы при первом знакомстве любезны. Дальнейшая встреча, беседа может проходить менее приветливо. Арабы не дают четких ответов «да или нет», а выражаются типа: «Как Аллаху будет угодно». В их поведении сильные исламские традиции, которые оказывают влияние на ход и характер переговорного процесса.
В Египте стиль руководства - патриархальный. Один человек решает все, несмотря на то, что на переговорах присутствует много народа. Для египтян характерно чувство национальной гордости, следование историческим традициям своей страны. Другая черта египтян - это принятие сильного правления, третья - жесткие и довольно развитые административные правила поведения. Эти особенности египтян сказываются при ведении ими переговоров. Они болезненно реагируют на вопросы, связанные с национальной независимостью. Откидывают все то, что рассматривается как вмешательство в их внутренние дела.
При знакомстве, контакте не принято расспрашивать о жене, передавать ей привет, и наоборот, если вы знаете, что у вашего партнера есть дети, нужно расспросить о них, рассказать о своих детях. Арабы - вежливые люди. Визитные карточки имеют на английском и арабском языках. В арабских странах иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине, поскольку это считается неприличным. Все деловые контакты проходят только с мужчинами. Почти все арабские женщины не занимают никакого положения в деловой жизни.
У мусульман, арабов не принято употреблять вино и, приглашать на обед, обед, коктейль, не надо заставлять их пить вино (хотя в узкой компании, когда вы хорошо знаете ваших партнеров, можно предложить и водку, и вино). Нельзя подавать к столу свинину, а лучше через помощника расспросить, какую пищу предпочитают гости. В Ираке, например, на больших приемах на стол подают части туши коровы и вс и разрывают их руками, поэтому не просите нож и вилку.
В арабских странах предпочитают кофе без сахара, очень прочной, с большим количеством кардамона. Выпив чашку кофе, поблагодарил хозяина, гость еще наливают кофе. И так будет продолжаться до тех пор, пока гость не выпьют кофе с одной кофейника. Чтобы такого не произошло, гость нужно перевернуть чашку вверх дном или покачать ею из стороны в сторону.
Еду за столом принято брать только правой рукой, левая - считается «нечистой». Блюдо будет убрано со стола, если гость взял с него еду левой рукой.
Когда перед кофе предлагают прохладительные напитки, это означает, что встреча подходит к концу.
Правой рукой обмениваются визитными карточками, протягивают деньги или подарок. Левая рука считается «нечистой», так что, не зная этого, собеседнику можно нанести оскорбление. Не сидят, положив нога на ногу так, чтобы была видна подошва. Не следует посылать цветы чужим женам и справляться об их здоровье.
Согласно правилам этики и этикета мусульмане все деловые контакты в течение дня прерывают пять раз для совершения намаза (молитвы).
В дни национальных праздников деловые переговоры или дипломатические приемы не назначаются.
В сфере международного экономического сотрудничества Казахстан продолжает следовать стратегическому курсу углубления интеграции в мировой рынок и формирования открытой национальной экономики.
Знаковым событием стало участие Главы государства в работе Всемирного экономического форума (ВЭФ) по Ближнему Востоку в Шарм аль-Шейхе, по итогам которого достигнуты договоренности о реализации ряда многомиллиардных экономических проектов.
Казахстанская делегация также приняла участие в первом саммите ВЭФ Европа - Центральная Азия, прошедшем недавно (30 октября – 1 ноября) в Стамбуле. В следующем году мы вновь привлечем внимание мирового бизнес-сообщества к нашей стране, которая в третий раз станет местом проведения Евразийского саммита ВЭФ.
МИД продолжает работу по содействию процессу вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Завершены переговоры с двумя из, так называемых, стран «большой четверки» - Канадой и Австралией, произошло сближение позиций по общесистемным вопросам с США и ЕС. На данном этапе отчетливо обозначилась необходимость выбора одного из сценариев вступления Казахстана в ВТО с учетом перспектив членства в региональных интеграционных объединениях.
В рабочем режиме ведется сотрудничество с международными финансово-экономическими организациями и институтами развития, взаимные визиты приобрели систематический и конкретный характер, возросли объемы привлекаемых займов, их соответствие приоритетным целям социально-экономического и индустриально-инновационного развития страны.
Ведется планомерная подготовка к проведению осенью будущего года в Астане 18-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации.
Вместе с тем, мы призываем государственные органы и национальные компании более полно использовать богатый опыт и потенциал экономических структур ООН, в том числе Организации по индустриальному развитию (ЮНИДО), Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссией по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Важным шагом для развития практического сотрудничества стали начатые в этом году работы по открытию регионального центра ЮНИДО в Казахстане.
В качестве одного из динамично развивающихся экспортеров энергетических ресурсов наша страна заявила о себе как активный участник усилий мирового сообщества по обеспечению энергобезопасности. В будущем году будут предприняты практические шаги по реализации инициатив Главы государства о разработке в рамках ООН Глобальной энергоэкологической стратегии и принятия Евразийского пакта стабильности энергопоставок.
Растущая роль Казахстана в международном сотрудничестве, в том числе, в деле оказания помощи развитию обусловили необходимость формирования национального механизма оказания экономической помощи иностранным государствам. Нами уже начата соответствующая работа, направленная на повышение эффективности и придание системности международной деятельности Казахстана в области содействия развитию.
В соответствии с поручением Главы государства, преодоление последствий мирового кризиса для Казахстана определено как основная повестка дня работы Правительства на 2009-2010 годы. Поэтому с учетом проходящих кризисных явлений в мировой экономической и финансовой системе МИД продолжит оказывать содействие реализации национальных целей индустриально-инновационного развития, повышения конкурентоспособности страны, модернизации экономики, продвижения интересов и защиты отечественного капитала за рубежом в изменившихся условиях.
Процесс распада колониальной системы империализма, создание большого числа независимых государств Азии, Африки и Латинской Америки, острая борьба за освобождение этих государств от самых разнообразных форм полуколониальной зависимости и включение их в международную борьбу за мир, против империалистической агрессии выдвигают дипломатию освободившихся независимых государств указанных трех континентов на одно из первых мест в политическом развитии мира.
Победа над фашизмом и разгром японского милитаризма имели огромное значение для подъема национально-освободительного движения и ускорения процесса ликвидации колониальной системы империализма. Если в 1939 году в колониальном мире проживало 700 млн. человек, то есть более!/з населения Земли, то к 1974 году колониальное господство было ликвидировано в 83 бывших колониях и зависимых территориях и в колониях осталось проживать около 30 млн. человек, то есть около 1%.
Если до второй мировой войны число независимых государств Азии и Африки было в пределах одного десятка, то после войны это число выросло более чем в 6 раз, и Ё 1976 году развивающиеся государства составили более 2/3 всех государств - членов ООН (108 из 145). Это, разумеется, не может не сказываться на влиянии этих государств на развитие международных отношений и в различных международных организациях.
Дипломатия развивающихся государств играет всевозрастающую роль в деятельности Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Существующее в ООН постоянное объединение (группа 77-ми) развивающихся государств является самой крупной группой.
Однако образование независимых государств явилось хотя и важнейшим, но только первым шагом в решении коренных задач национально-освободительной борьбы колониальных стран и народов. «Национально-освободительная революция, - говорится в Программе КПСС,- не кончается завоеванием политической независимости. Эта независимость будет шаткой и превратится в фикцию, если революция не приведет к глубоким изменениям в социальной и экономической жизни, не решит насущных задач национального возрождения».
Для прочного успеха в решении этих коренных национальных задач важнейшее значение приобретают внешние связи освободившихся государств, их сотрудничество с другими государствами, могущими оказать им поддержку и помощь, избавление от внешнего вмешательства колониальных сил, обеспечение их территориальной целостности и мирных условий для экономического, социального и культурного развития. Вот почему внешнеполитическая деятельность молодых развивающихся государств, их дипломатия занимают важное место в современных международных отношениях.
Политика присоединения
С превращением социализма в решающую силу мирового развития, с ростом и успехами национально-освободительного движения и общим ослаблением сил империализма тенденция к установлению в развивающихся государствах самостоятельного курса внешней политики стала все более определяющей. Эта тенденция привела к установлению особого ее типа - политики неприсоединения.
Для становления этой политики и формулирования ее основных направлений большое значение имели Бандунгская конференция 29 афро-азиатских стран 1955 года, I Конференция неприсоединившихся стран в Белграде в 1961 году с участием 25 стран и II Конференция в Каире в 1964 году с участием 46 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Возрастающее значение имело дальнейшее развитие движения неприсоединения для всей антиимпериалистической, антиколониальной, антирасистской борьбы народов, о чем свидетельствовали III Конференция в 1970 году в Лусаке (Замбия) с участием 54 развивающихся стран, IV Конференция в 1973 году в Алжире, на которой присутствовали представители 75 неприсоединившихся стран, и 14 африканских освободительных движений, а также организации освобождения Палестины и патриотов Пуэрто-Рико, а также V Конференция в 1976 году в Коломбо, которая была наиболее представительной (84 неприсоединившиеся страны). Характерными чертами этой политики неприсоединения являются прежде всего борьба за укрепление мира, против колониализма, расизма и империализма с отказом от участия в агрессивных военных блоках, за мирное сосуществование государств различных социально-экономических систем, за решение спорных международных вопросов путем переговоров.
Поскольку национальная буржуазия, играющая немаловажную роль в большинстве развивающихся государств, не отличается последовательностью в своей политике и подвергается как внутренним, так и внешним влияниям, в том числе и колониальных сил, еще не целиком утративших свои позиции в этих странах, внешняя политика неприсоединения не всегда осуществляется последовательно. Политика многих развивающихся государств (подвергается колебаниям, хотя общая миролюбивая и. антиколониальная направленность ее сохраняет свою " силу, несмотря на эти колебания. Это объясняется прежде всего тем, что перед освободившимися государствами объективно стоит задача укрепить свою независимость, разорвать старые путы колониальной зависимости и облегчить решение сложных внутренних проблем обеспечения экономической независимости, культурного и технического подъема, чего можно добиться только путем мирного развития и антиколониальной, антиимпериалистической борьбы.
Поскольку страны социализма объективно также заинтересованы в мирном развитии, в ликвидации всех форм империалистического давления и в развитии свободных экономических связей на равноправной основе, создается благоприятная основа для дружественного сотрудничества развивающихся государств и стран социалистической системы. Советский Союз своей политикой издавна содействовал национально-освободительной борьбе порабощенных империализмом народов. Уже в первые годы существования Советского государства В. И. Ленин писал об этой благородной миссии социалистического пролетариата России следующее: «Не может быть никаких споров о том, что пролетариат передовых стран может и должен помочь отсталым трудящимся массам и что развитие отсталых стран может выйти из своей нынешней стадии, когда победоносный пролетариат советских республик протянет руку этим массам и сможет оказать им поддержку»74. Если это имело важное значение в первые годы существования единственного тогда социалистического государства, то эта поддержка сыграла огромное значение, когда ее стали оказывать все государства социалистической системы и когда экономическая и оборонная мощь Советского Союза стала поистине гигантской. Вот почему всестороннее сотрудничество развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки с Советским Союзом и с другими государствами социалистической системы, осуществляемое на равноправной основе, без какого-либо вмешательства во внутренние дела, без каких-либо корыстных интересов, стало важнейшим направлением внешней политики развивающихся государств. Благодаря такому сотрудничеству с социалистическими государствами развивающиеся государства получили возможность успешно противостоять нажиму и диктату империалистических государств и даже вырывать у них немаловажные экономические и политические уступки. Однако на внешнеполитическую линию развивающихся государств оказывают влияние и уровень развития их хозяйства, и географическое положение, и исторические связи, а также характер и объем иностранной помощи, их внутреннее положение и развитие классовой борьбы, соотношение классовых сил в стране.
Активное участие в борьбе за мир
Для дипломатии развивающихся государств характерно в целом активное в борьбе за укрепление мира, За разоружение, за смягчение международной напряженности и проявление инициативы в этих областях.
Известно, что именно развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки были вместе с Советским Союзом и другими социалистическими государствами активными участниками борьбы против агрессивных действий империалистических государств против Египта, Сирии, Ирака в 1956-1958 годах. Они же неизменно выступали в ООН в поддержку предложений о прекращении испытаний ядерного оружия, о всеобщем и полном разоружении.
Развивающиеся государства Африки были инициаторами предложения о превращении Африки в безатомную зону, и благодаря их поддержке, а также поддержке развивающихся государств Азии, как и социалистических стран, это предложение было принято на XVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН, несмотря на сопротивление западных держав. Инициатива Эфиопии привела к принятию Генеральной Ассамблеей (на XVIII сессии) решения о подготовке к созыву международной конференции для принятия конвенции об отказе от применения ядерного оружия.
После принятия на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Советского Союза исторической Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам развивающиеся афро-азиатские страны приложили немало усилий для осуществления требований этой декларации и при поддержке социалистических государств добились принятия ряда важных решений, подрывающих позиции колониальных держав и облегчающих борьбу колониальных народов за их независимость. Благодаря их усилиям и настойчивости удалось узаконить на Генеральной Ассамблее ООН активную помощь национально-освободительным движениям со стороны государств и органов ООН, а также признать законной и правомерной борьбу народов, в том числе и вооруженную, за освобождение от колониальной зависимости.
Проведенная в мае 1963 года Конференция глав африканских независимых государств в Аддис-Абебе, принявшая Хартию африканского единства и ряд важных решений в поддержку освободительной борьбы народов Африки, способствовала новому подъему национально-освободительного движения и повышению роли развивающихся государств и их дипломатии в общей борьбе за укрепление мира и ликвидацию колониализма во всех его формах.
Состоявшаяся в сентябре 1973 года в Алжире IV Конференция неприсоединившихся стран, на которой присутствовало 75 стран - участниц движения неприсоединения, в своей декларации подчеркнула особую важность сплочения со всеми прогрессивными международными силами. Конференция приветствовала разрядку в отношениях между Востоком и Западом и в то же время признала закономерной конфронтацию народов с колониализмом, неоколониализмом, империализмом и сионизмом, призвав «усилить военную, политическую и материальную помощь освободительным движениям». В принятых Экономической декларации и Программе действий в интересах экономического сотрудничества были разработаны задачи и методы борьбы за ликвидацию отсталости, против неоколониалистской эксплуатации и за экономический прогресс развивающихся стран. Эта представительная Конференция неприсоединившихся стран имела, несомненно, крупное значение для дальнейшей ориентации борьбы развивающихся стран и укрепления ее единства на антиимпериалистической основе. Состоявшаяся в 1976 году в Коломбо V Конференция неприсоединившихся стран развила эти положения Алжирской конференции и стала крупным событием в антиимпериалистической, антиколониальной борьбе развивающихся стран, в их защите своих прав на равноправное экономическое развитие, на социальный прогресс.
Все будущее национально-освободительного движения в Азии, Африке и Латинской Америке тесно связано с укреплением сотрудничества между борющимися народами, мировым рабочим движением и государствами социалистической системы. Народы развивающихся стран все больше осознают, что без прочного союза с народами стран социализма, с мировым пролетариатом национально-освободительное движение не смогло бы одержать свои замечательные победы. Этот союз жизненно необходим и для укрепления завоеванной независимости, для успешной борьбы за экономическое раскрепощение.
Это целиком относится к внешней политике, к дипломатии развивающихся государств, призванным обеспечить их подлинную независимость, свободное экономическое и политическое развитие в условиях прочного мира и безопасности народов.
Говоря на XXV съезде КПСС об укреплении сотрудничества с освободившимися странами и о повышении их роли в мировом развитии, Л. И Брежнев дал следующую оценку внешней политики этих стран и перспективам ее развития: «Заметно активизировалась внешняя политика развивающихся стран. Это проявляется по многим направлениям- в политической линии движения неприсоединения, в деятельности Организации африканского единства, различных экономических объединений, созданных развивающимися странами. Теперь уже ясно, что при нынешнем соотношении мировых классовых сил освободившиеся страны вполне могут противостоять империалистическому диктату, добиваться справедливых, то есть равноправных экономических отношений. Ясно и другое: вклад этих стран в общую борьбу за мир и безопасность народов, значительный уже сейчас, вполне может стать еще более весомым».
В 2013 году Китай непрерывно “писал” картину своей экономической дипломатии: начиная от Тихого океана и до Балтийского моря, от Центральной Азии и Южной Азии до Европы, соединяя отдельные точки в линии и даже в плоскости, так что “экономический коридор Шелкового пути” и “Морской шелковый путь 21-го века” дополняли красоту друг друга…
Следует отметить, что важные особенности экономической дипломатии Китая заключаются в сочетании сухопутных и морских путей, в совместном развитии регионального сотрудничества и “зоны добрососедства и дружбы”, а также в мирном сосуществовании нового и старого геоэкономических секторов.
В экономической дипломатии Китая необходимо сначала осуществить “совместное развитие”, то есть благодаря экономической взаимодополняемости Китая и других стран продвинуть искреннее деловое сотрудничество, создать условия для получения взаимной выгоды и сообщество по интересам, обогатить и улучшить мировую экономическую карту, создать для мировой экономики более сбалансированное и рациональное размещение и стратегическую опору.
Проведение Китаем экономической дипломатии не только призвано осуществлять “совместное развитие” с внешним миром, но и соответствовать требованию “всестороннего углубления реформ” внутри страны. Это — реальное отражение единой концепции планирования Китаем внутренней и внешней обстановки.
На закрывшемся недавно Центральном рабочем совещании по проблемам экономики были поставлены главные задачи экономической работы на будущий год. При этом было отмечено, что проведение экономической дипломатии с внешним миром поможет в разрешении таких тернистых вопросов, так перепроизводство, долговой кризис и внедрение инноваций, а также путем коммуникации с внешним миром поможет осуществить прорыв в реформах Китая, уменьшить трудности и риски внутренних реформ.
Экономическая дипломатия является составной частью общей концепции внешней политики Китая, она была выработана и реализована так, чтобы вписаться в эту общую концепцию.
Китай придерживается идеи “дружественности, искренности, выгодности и толерантности” контактов, подчеркивая свое осознание того, что является членом Сообщества с единой судьбой. В последний год председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета Ли Кэцян побывали в 22 азиатских, африканских, европейских и американских государствах. Кроме этого, они приняли в Китае 64 глав государств и правительств зарубежных стран, благодаря чему между Китаем и различными странами мира были подписаны около 800 соглашений о сотрудничестве.
Экономическая дипломатия является значительной поддержкой в процессе реализации контактов КНР с внешним миром на высоком уровне. В этой сфере следует отметить заключенное между Китаем и Россией соглашение о сотрудничестве на огромную сумму, начало переговоров по существу между КНР и США о взаимных инвестициях, реализацию КНР и Европой “Китайско-европейской стратегической программы сотрудничества в период на 2020 год”, объявленные Китаем новые меры и проекты оказания помощи Африке, поддержку со стороны КНР социально-экономического развития Латинской Америки и стран бассейна Карибского моря, усилия Китая в ходе продвижения работ Шанхайской организации сотрудничества, саммит стран Восточной Азии и зоны свободной торговли, которые КНР создала с другими странами в двустороннем или многостороннем форматах…
Ретроспективно оценивая 2013 год, следует отметить, что Китай проводил широкомасштабную внешнюю политику, причем важную роль при этом сыграла экономическая дипломатия, которая вместе с другими сферами международных отношений открыла прекрасные перспективы перед общей дипломатией Китая, стремящегося к взаимной выгоде, обоюдному выигрышу и согласованности.
Характеризуя содержание и цели «экономической дипломатии», следует отметить, что, во-первых, с самого своего зарождения сна была подчинена экспансионистским устремлениям японского империализма, осуществлению активного противодействия национально-освободительному движению в развивающихся странах Азии путем оказания энергичной поддержки реакционным режимам. Именно это должно было явиться одним из важнейших условий успешного осуществления экономической и политической экспансии Японии в Азии в послевоенные годы.
Во-вторых, проведение «экономической дипломатии» больше всего соответствовало задачам экономического развития страны, к решению которых Япония приступила после завершения американской оккупации. Только подчеркивая свою заинтересованность в развитии взаимовыгодной торговли, в укреплении экономического сотрудничества со странами Азии, Япония могла рассчитывать создать там со временем благоприятную политическую атмосферу и открыть для себя обширные рынки сбыта, богатейшие источники сырья, в которых она остро нуждается и которые не смогла заполучить путем агрессии в результате второй мировой войны. «Экономическая дипломатия» должна проводиться как государственная политика, подчеркивалось в «Голубой книге», опубликованной в 1958 г. японским министерством иностранных дел. «Наша страна стоит перед возрастающей необходимостью поддержать с флангов торговые компании путем заключения разного рода торговых договоров и соглашений и непосредственного участия в финансировании различных программ и проектов».
В-третьих, этот курс исходил главным образом из возрастающей экономической и финансовой мощи Японии, ее достижений в области науки и техники, в организации производства и т. п., т. е. в тех сферах деятельности, в которых она наиболее успешно могла проявить себя в сложившихся исторических условиях. Правящие круги надеялись, что избранный ими курс даст возможность мобилизовать трудящееся население страны на решение задач экономического и технического развития, усилить эксплуатацию рабочего класса, связывая это с «национальным достоинством» японцев, с «подъемом материального благосостояния народа» и т. п.
В-четвертых, принятие указанного курса явилось, по существу, альтернативой курсу «тотальной милитаризации», создания «большой армии» и осуществления «активной политики» в Азии, на чем настаивали американский союзник и наиболее реакционные, воинствующие круги в самой Японии. Однако одобрение такой политики фактически означало не что иное, как втягивание страны в военные авантюры американского империализма в Азии, что неизбежно повлекло бы за собой обострение внутренних противоречий в стране, резкое ухудшение ее отношений с развивающимися странами и с социалистическими государствами, неуклонно проводившими политику мира.
Об опасности такой политики для Японии свидетельствовал провал вооруженных интервенций США в Корее, а затем и в Индокитае.
С другой стороны, проведение «экономической дипломатии» было бы весьма затруднено или даже вовсе невозможно для Японии, если бы ей не удалось заручиться в этом активной поддержкой со стороны США. Последние же, оказывая такую поддержку, иногда даже в ущерб своим экономическим позициям в Азии (поскольку это способствовало усилению японской конкуренции на азиатских рынках), рассчитывали на то, что проникновение Японии на рынки развивающихся стран, рост ее капиталовложений в Азии уже сами по себе должны были со временем заставить ее проводить более активную, агрессивную политику, дабы защитить свои возросшие интересы в регионе, взяв на себя «жандармские функции» по подавлению освободительной борьбы азиатских народов. Это должно было также, по расчетам американских политиков, предотвратить возможность сближения Японии с Советским Союзом.
В-пятых, действуя под флагом «экономического сотрудничества», Япония могла рассчитывать па создание в будущем под своим руководством региональных организаций с участием большого числа азиатских стран, использовав эти организации для укрепления собственных экономических и политических позиций в Азии в конкурентной борьбе с США и с другими крупными державами, включая КНР, поскольку «экономическая дипломатия» адресовалась не к военным, а экономическим нуждам развивающихся стран.