Джуна Давиташвили - Джуна: сила божественного дара. Целительные картины и произведения
Талантливый человек талантлив во всем. Но эта расхожая фраза может быть отнесена далеко не к каждой творческой личности. Считаю, что мне повезло - в моей жизни были встречи с талантливымилюдьми. Одна из них живет в Москве, на Старом Арбате. Имя этой женщины уважаемои известно на всех континентах. Это Евгения Ювашевна Давиташвили - великая Джуна. А еще ее называют Арбатской затворницей.
Но так было не всегда. Она родилась в кубанской станице. Отец - ассириец, мать - красивая кубанская казачка. Семья была многодетной, трудолюбивая и дружная. Женя с раннего детства отличалась от своих братьев и сестер: складывалось впечатление, что она посланница с какой-то другой планеты. Окружающий мир и людей девочка видела по-своему, и чудеса с ней стали происходить сразу же после рождения.
Об этом можно было бы написать целый роман. Как и о том, что родившаясяв семье кроха была отмечена Всевышним. Правда сама Женя узнает об этом уже став взрослой. А пока она росла и к окончанию школыпревратилась в красивую девушку. Волею судеб оказалась в Тбилиси. Там-то и началось превращение обыкновенной молодой женщины в Великую Джуну. Там же она встретиласвоего первого и единственного мужчину жизни- Виктора Давиташвили.
Потом родился сын - Вахтанг.Слава о чудодейственных способностях Давиташвили долетела до Москвы. Тогда-то Кремль очень заинтересовался«волшебницей из Тбилиси». Не спросив разрешения, женщину с маленьким сынишкой посадили в самолет и отправили в Москву - немощным старцам Политбюро ЦК КПСС требовалась медицинская помощь. Традиционная медицина, светила мировой науки не могли восстановить здоровье дряхлеющих руководителей.
И Евгения Давиташвили помогла многим из них продлить существование на этой планете, став сначала для всего СССР, а потом и мира, Джуной.
Затем, пройдя множество испытаний и преодолев такие преграды, которые не под силу большинству талантливых людей, открыла Международную Академию традиционной и альтернативной медицины «Джуна».
Полночь. Тихие арбатские переулки опустели. Город засыпает. Но окна в ее доме на Большом Николо-Песковском переулке ярко освещены. Хозяйка не спит. И вряд ли уснет до полудня следующего дня. Такой порядок заведен в доме Джуны двадцать лет. Именно столько мы знакомы.
Вардан Маркос на себе узнал чудодейственную силу ее рук. Как-то он стал жертвой гололеда: мениск левого колена. Нога вспухла и он не мог ходить. В течение получаса Джуна просто держала свою руку на больном колене. И, о чудо, опухоль на ноге исчезла, наступило облегчение.
В своей квартире Джуна лечила выдающихся мастеров отечественной культуры - Ираклия Андронникова, Аркадия Райкина, Сергея Бондарчука, Андрея Тарковского, Владимира Высоцкого, Игоря Талькова и многих других. Облегчала всем, но те, кто ушел в мир теней, сами обрекли себя на гибель. К примеру, Высоцкий не внял ее советам и продолжал сжигать самого себя, а Тарковский просто уехал жить на Запад. Все попытки Джуны выехать к нему во Францию натыкались на отказ ОВИРа в выдаче визы. Ну, а убийство Талькова… Игорь сам решил уехать в Питер и, зная о предупреждении Джуны, не внял ее просьбе. Результат - гибель поэта.
Не только отечественные знаменитости стремились попасть в арбатский дом. Великий Федерико Феллини пожаловал в гости к Джуне со своей знаменитой женой Джульеттой Мазини и блистательными актерами - Робертом Де Ниро, Марчелло Мастрояни и Настасьей Кински. Они были в восторге от гостеприимной хозяйки, поражаясь ее уникальными природными дарованиями. Такие же чувства испытали до них Грегори Пек, Клауди Кардинале, Йоко Оно, Софи Лорен, Крис Кристоферсон, Марсель Марсо и десятки других небожителей.
Титулованных гостей поражали и картины хозяйки дома. Живопись Джуны - это особый мир, он не похож ни на чей другой. Ни сюжетом, ни цветовой гаммой, ни уникальной манерой владения кистью. Федерико Феллини, сам в юности увлекавшийся рисованием, предложил Джуне создать совместную картину. И через два часа мы увидели холст, который мог бы украсить любой музей. После смерти Феллини музей великого итальянца не перестает атаковать просьбами отдать им это живописное полотно. Джуна пока раздумывает.
Сегодня ее картины находятся в российских и зарубежных музеях (в частности, в картинной галерее Ватикана), в частных коллекциях королевских особ, промышленников и мастеров культуры всех континентов. А в скором времени на Арбате откроется картинная галерея Джуны. Такого музея еще не было в Москве.
Я часто задумывалась, почему творческие люди так тянутся к Джуне. Ведь далеко не все они страдают неизлечимым недугом. Просто Джуна не только медик с мировым именем, ученый, автор уникальных медицинских препаратов, но и талантливый поэт, художник, самобытная актриса и певица. Сыграв одну из главных ролей в фильме «Юность гения», она сразу же привлекла к себе особое внимание кинематографистов. Предложения от студий поступают к ней и до сих пор. Но Джуна не спешит с ответом: «Сниматься в сериалах - это не уважать себя. «Мыло»я не смотрю - лишняя трата времени. Асценарии художественных фильмов не выдерживают критики».
И все же, отдавая силы научной деятельности, Джуна не забывает о поэзии и живописи. До рассвета не гаснет свет в ее мастерской - она создает картины. Выходят в свет ее новые поэтические сборники. Джуна - лауреат многих литературных премий. Но это не все. Лет десять назадпо телевизионным каналам часто показывали ее клипы. Побывавшая на гастролях в России знаменитая певица и актриса Аманда Лир непременным условием своего пребывания в Москве обозначила встречу с Джуной. И она состоялась.
А почему бы нет? Но я это сделаю не ради пиара и возможных гонораров, а чтобы доставить удовольствие моим друзьям и почитателям. После смерти сына Вахтанга прошло уже пять лет. И я непременно подготовлю программу памяти сына.
Вы оказали неоценимую помощь многим певцам, помогли им состояться. Поддерживаете ли с кем-нибудь отношения?
Внимательно слежу за их творчеством. Но общаюсь чаще всего по телефону. Иногда заглядывает Андрюша Разин, Игорь Демарин, Ира Шведова, Анастасия… Тут звонили ребята из шведского трио «Херрей». Они были необычайно популярны в СССР в конце 80-х годов прошлого столетия. Теперь у трех братьев свои музыкальные проекты.
Автор фото В.Федоров.
Иногда мне кажется, Джуна ищет себе все новые и новые увлечения (стихи, живопись, музыка) потому, что ей скучно жить на свете, дабы она все знает о себе и о своей будущей жизни. В ее способности к ясновидению мне приходилось убеждаться не однажды. Как-то я привел к ней своего знакомого, у которого украли из дома шкатулку с драгоценностями жены. О чем он и сообщил Джуне.
- У вас нет с собой фотографии жены? - спросила она.
- Есть, - ответил мой знакомый и достал снимок. На нем его молодая супруга была в тех самых серьгах, которые тоже пропали.
Джуна взяла фото, долго смотрела на него, потом закрыла глаза и попросила нас помолчать. Прошло минуты две-три, и вдруг она начала описывать квартиру моего приятеля, где никогда не была.
- При входе слева я вижу какое-то желтое пятно, это картина... Нет, плакат. На другой стене висит детский велосипед... Коридор очень длинный, в него выходят три двери... Комната, из которой украли драгоценности, самая дальняя... Шкатулка стояла на полке слева, среди металлических ваз... Тот, кто ее взял, носил бороду, он лысоват... Борода и остатки волос седые и курчавые... У него кривой нос, большой череп... ходит он в джинсовой куртке...
- Стойте, стойте! - закричал мой знакомый. - Я его узнал. Он действительно приходил к нам в тот день вместе с целой компанией...
- Если вы хотите вернуть свои вещи, - сказала Джуна, - то поспешите. Этот человек скоро эмигрирует...
В краже драгоценностей он, конечно, не сознался, а вскоре действительно уехал в Америку...
Кинорежиссер Эльор Ишмухамедов, снимавший Джуну в фильме «Юность гения», рассказывал мне, как она в Самарканде в мавзолее, где похоронен Тамерлан, очень удивила всех, кто был с нею, сказав, что под каменным надгробием не «видит» останков тела. Кто-то улыбнулся скептически, кто-то стал с нею спорить. Но подошедший экскурсовод сообщил, что Джуна права. Тамерлан похоронен не здесь, а в глубоком подземелье, куда ведет длинная лестница.
...Вернувшись из Болгарии, где мне посчастливилось встретиться со знаменитой ясновидящей Вангой, я пришел к Джуне и стал ей рассказывать, как Ванга поведала мне о том, что скоро болгарские археологи раскопают курган в Свештарах, найдут там следы древней цивилизации, а на одной из каменных плит обнаружат письмена, в которых зашифровано будущее человечества. Я стал описывать со слов Ванги внутреннее устройство еще не раскопанного кургана: «Вход в подземелье закрыт плитой с рельефным орнаментом, на котором изображено дерево, кроной вниз...»
И вдруг Джуна перебила меня:
- Подожди, дальше я расскажу сама... За входом начинается длинный узкий коридор, его стены отделаны каменными прямоугольными плитами... Коридор ведет к просторному помещению, где найдут много скульптур... на его потолке сохранилась красивая фреска.
Я даже вскрикнул от неожиданности - настолько описание Джуны совпадало с предвидением Ванги. Замечу, что они никогда не встречались...
Сбудутся ли эти предсказания? Давайте подождем. Болгарские археологи уже начали исследование Свештарского кургана, и уже найден длинный коридор, ведущий в большой зал с рядами изваяний и красивой фреской под потолком...
Джуна дарит картину Папе Иоанну Павлу II
Рассматривая очень простые, даже в чем-то наивные, по-моему, картины Джуны (птички, лани, женщины), я подумал - как все-таки вовремя она явилась на свет. Люди слишком далеко зашли в своей ненависти, равнодушии, нежелании понимать друг друга. В нашем запутанном, сверхусложненном мире людям так трудно добраться до сути...
А суть ее многих картин - не является ли она своеобразным ясновидением талантливого человека который заглядывает в глубины души в поисках вечной истины?
Картина Джуны - Сын Вахо
Огромные печальные глаза, так часто повторяющиеся на ее картинах, как бы просят: не спеши, человек, загляни другому в душу, прикоснись к его боли...
Бабочка с крыльями из двух флагов, нарисованная Джуной, стала символом нового, дружеского периода в отношениях между Америкой и Россией.
Такие люди, как она, редко испытывают удовлетворение от достигнутого. И вот потому в одном из своих стихотворений она мечтает:
Для духа оболочка тела мне слишком тесной кажется.
Лишь малая песчинка судьба моя в сравненьи с миром звезд.
Но я хотела б стать хоть краткой вспышкой живого света.
Мне бы в полный рост на миг лишь распрямиться и коснуться рукою неба...
Но разве она уже не близка к этому?
Комментарии:
Алекс | С чего начать даже незнаю вы знаете Мир происхождение матушку природу или как древние жрецы изрекали Бесловесная природа вы мудры и какое благо познавать божественное Мир твему дому Джуна. Имел б честь познакомиться с вами дабы познать еще немного. Вы мне напоминаете Овидия (метаморфоз) Лавр да познает Человек самого себя. С уважением Алекс
20:10:11 19:22:54 |
katya | Смотрела передачу-Пусть говорят.Мне нравятся ваши картины.Я художник,закончила всякие школы,вузуз.Очень в них разочаровалась\Смесь страданий и змеиная яма разврата.Пишу редко.Иногда иконы пишу-мне помогает.Советую попробовать-они лечат душу.Ну и с ними общаться лучше.Я давно хочу написать серию творческих работ в своём стиле,но есть мысли,что это никому не надо.Посмотрев ваши картины,мне захотелось творить,как появится время начну.Специалисты бы нашли недостатки какие-нибудь,да ну их.Вообще изобразительная школа вредит.Художник рисует,как видит,а школа всех равняет,теряется индивидуальность.ПОПРОБУЙТЕ ПИСАТЬ ИКОНЫ.Я пробовала разное писать,но поняла,что выше этого искуства нет.Эта жизнь временна,переход на другой этап.Всё свыше предрешено для чего-то.Может и прошлая жизнь влияет.Все святые очень страдали и не только здесь на земле,а потом обрели жизнь вечную.Законченая жизнь здесь -это не конец.Есть прекрасные места в других мирах.Каждому отведён такой срок,как решили свыше.А эту жизнь на земле надо прожить,соблюдая заповеди божьи,стараясь.Мертвых надо отпускать,им там может и легче,чем нам на земле.Есть беды,которые нельзя принять.Но так или иначе жизнь надо принимать,такой как есть.София-смотрела,как убивают её дочерей.Богоматерь потеряла сына.Вы не она.Попробуйте НАПИСАТЬ ИКОНУ-Это не иссякаемый источник любви.\или несколько.Мне помогает,хотя трудно.Желаю вам найти то,что вы хотите,согласно заповедям божьим.И всего необходимого для существования земного.НЕ УХОДИТЕ надолго и на земле бывают хорошие и счастливые минуты и года.Все мы дети бога...,лишь частички одного целого.Старайнесь думать положительно,негатив притягивает к себе подобное.Бывает,что целитель лечит,а сам болет.Этот дар -рисовать,тоже как проклятье,вся жизнь наперекосяк.Но только в этом становся лучше,когда рисуешь.Бог тоже одал всё людям и пострадал,так велика была его любовь.Тело временно.Сеичас идет к тому,что скоро поменяется многое...Будем надеятся,что хороших людей будет больше....ПРОСТИТЕ,если что-то не так...
20:10:11 22:14:54 |
Бируте | ув. Джуна, Вы черная и безрадостная, но в ваших картинах Джуна - светлая, недосягаемая и чистая, как родник. Неземная легкость юности,неземная гамма цвета - там тихо, тепло, благостно.
05:11:11 19:07:03 |
Тата | Джуна мне нравятся все твои картины.Я сожелею что твой син умер ему не стало.Я думала что он здоров.Я больная из невыйлечимая болезнь и желаю тебе здоровье.
21:01:12 19:46:56 |
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу "http", из-за большого кол-ва спама
Джуна Давиташвили
Джуна: сила божественного дара. Целительные картины и произведения
Предисловие
Она предсказала за три дня смерть Ясира Арафата. Она предвидела Чернобыль, а потом спасала пострадавших. Она лечила Брежнева и Андрея Тарковского, Джульетту Мазина и Роберта де Ниро, Марчелло Мастроянни и Федерико Феллини и многих других.
Под ее руководством работал целый институт: более 70 ученых-врачей в подчинении, а сама она – генерал медицинской службы при правительстве России. Ее изучали и облучали десятки раз. Смертельная радиоактивная доза однажды закончилась пятичасовой смертью.
Окутанное сотнями тайн имя Джуны до сих пор будоражит воображение населения планеты. Одни превозносят и любят, другие – завидуют, лгут и ерничают. Правда же остается лишь в прикосновении ее магических рук. Картины, нарисованные этими руками, тоже обладают целебной силой. А притчи и стихи, написанные ими, наполнены энергией ее огромного любящего сердца.
Джуна. Одиночество солнца
«Хотела бы я сильной птицей стать,
Чтоб небо над тобой обнять крылами!»
Джуна Бит-Сардис-ДавиташвилиСвою душу она нам щедро подает, точно ведро колодезной воды. Захочешь – пригуби. Все одно до дна не выпьешь! Ведь вода эта – жизнь. А сколь раз дано ей обновляться в колодце вечности?
Глаза Джуны в комнате с плотно задернутыми портьерами кажутся просто черными.
Веселые, искрометные, они более всего похожи на шелковую глубокую ночь, выражая радость и страдание вечных звезд. Улыбка беспредельно искренна. Волосы длинные, как у Самсона. Непричесанные. Очень красивые.
Рядом с неправдоподобно молодою Джуной хочется, хохоча и подпрыгивая, хлопать в ладоши либо глубоко и скорбно рыдать. Ее эмоциональность остра и полярна, она объемлет разом весь Арбат, Москву, Россию, да что уж там мелочиться – весь космос!
Она не хочет слушать официоза, переключая собеседника на душевный настрой. И душа, как некая целома, сбрасывает скорлупу приобретенной взрослости, что мы называем знаниями, и оказывается пред нею обнаженно-детской. Вспоминает, как давно ее никто не обнимал, но видя, что есть одиночество еще более трогательное, тянется навстречу. Так на солнце летят ошалелые птицы, чтобы унять потоки световых слез уставшего от скитания светила.
Исторический, философский, ментальный, физический, химический, духовный и какой угодно другой анализ сопровождал феномен Джуны от рождения. Но исследования любого божественного дара можно лишь начать, ведь на каком-то этапе неожиданно двоится точка и вдруг становится многоточием, а ваш личный вывод занимает порядковый номер в ряде множества выводов, полученных до или после вас. Как это происходило с нею? Как происходит сейчас? Душою или руками? Сердцем? А может, солнечным сплетением через пуповину Земли она вытягивает из ядра силу для воздействия и целительства? Еще ребенком она лечит близких и соседей. Крохотными своими ладошками обхватывает ноги отца. И держит полчаса, час. Иногда она засыпает, но не отцепляется от больного места…
Откуда-то отец-ассириец с древними царскими корнями знал о ее бесценном даре. «Твое призвание – прикосновением рук залечивать раны». И девочка поверила ему.
Отец Джуны приехал в Советский Союз из Ирана. Работал экономистом. Во время войны героически партизанил. Много позже, когда внутренние органы власти «просвечивали» ее биографию, Джуна узнала, что настоящая фамилия отца Бит-Сардис. По-русски «Дом Сардиса». Фамилия свидетельствовала, что он – один из потомков знаменитого рода царей и жрецов.
В Евангелии есть эпизод, повествующий о том, как Иоанн услышал позади себя громкий голос: «То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатру, и в Сардис… И Ангелу Сардийской церкви напиши… У тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут со мною в белых одеждах, ибо они достойны… пред Отцом Моим и пред Ангелами его». Мать – русская женщина с Кубани. Однажды она провела рукою над головой Джуны, увидев будущее (возможно дар передался от нее), и неожиданно произнесла:
– Лучше бы я тебя похоронила!
Жизнь и в самом деле готовила множество испытаний.
Джуна помнит пробуждение сознания еще из утробы матери. Вплоть до того, какая обувь и носки были у рядом стоящих мужчин…
В ассирийской деревне называли ее сверстники «Шидда» – Ведьма! Теперь величают Царицей.
Джуна по-русски Евгения, по-ассирийски – Голубь.
Свои книги она подписывает двумя именами.
Ее общение с людьми сурово и мягко одновременно. Говорят, древние цари имели такой характер. Они управляли своей империей жестко, депортируя или казня бунтовщиков.
Необузданность ее характера проявлялась тоже с детства. Она могла не есть по три дня, если ей не хотелось. Даже насильственными методами не удавалось ни матери, ни бабушке урезонить своенравную Джуну. Она с детства, подобно Ашшуру, божественному покровителю ассирийского царства, создавала не только друзей-ученых (читай богов), но и саму себя. Она и теперь всецело посвящает себя науке.
– Мой день для людей. Я их лечу, – говорит Джуна, – моя ночь – для меня. Тогда я в одиночестве могу писать стихи, или рисовать, или совершенствовать приборы.
Религия Ассирии мало отличалась от вавилонских верований. В Вавилон перешли все ассирийские молитвы, гимны, заклинания, мифологические сказания, которые достались по наследству ассирийцам от аккадцев. Священные места ассирийцев стали священными местами вавилонян. Священным местом Арбата является дом Джуны, который находится рядом с Театром имени Вахтангова. Да и вообще название улицы Арбат имеет любопытный перевод с ассирийского. Ар-земля, ра – бог, бат – дом.
Изучение институтами и правительствами ее дара зафиксировано в засекреченных документах, которые, если сложить стопкой, давно стали толще самой крупношрифтовой Библии. А ее отношения с сильными мира сего напоминают не сотрудничество, а скорее противостояние легендарных богов Мардука и Тиамат.
Именно Джуна предсказала за три дня смерть Ясира Арафата. Именно она предвидела Чернобыль. А потом лечила, лечила, лечила пострадавших…
А еще Джуна видит людей изнутри. Нападает и «бьется», даже если человек ничего не говорит, она обвиняет его:
– Вы слышали, как он раскричался?
В свое время под нею был целый институт. Более 70 ученых-врачей в подчинении, а сама она – генерал медицинской службы при правительстве России. Среди мужчин одна женщина. Она легко могла побить при всех любого из них.
Мода на голословное отрицание феномена «Д» (так сегодня называют в научных статьях загадку Джуны) прошла. Сегодня ведущие ученые страны высказываются в поддержку серьезного изучения биоэнергетики. Это огромный шаг вперед. Сделать его официальной науке помогла Джуна. До нее никому не удавалось преодолеть холодный академический скепсис. По сути, то что она совершила, это психологический перелом в сознании целого поколения ученых.
Иногда мне кажется, Джуна ищет себе все новые и новые увлечения (стихи, живопись, музыка) потому, что ей скучно жить на свете, дабы она все знает о себе и о своей будущей жизни. В ее способности к ясновидению мне приходилось убеждаться не однажды. Как-то я привел к ней своего знакомого, у которого украли из дома шкатулку с драгоценностями жены. О чем он и сообщил Джуне.
— У вас нет с собой фотографии жены? — спросила она.
— Есть, — ответил мой знакомый и достал снимок. На нем его молодая супруга была в тех самых серьгах, которые тоже пропали.
Джуна взяла фото, долго смотрела на него, потом закрыла глаза и попросила нас помолчать. Прошло минуты две-три, и вдруг она начала описывать квартиру моего приятеля, где никогда не была.
— При входе слева я вижу какое-то желтое пятно, это картина... Нет, плакат. На другой стене висит детский велосипед... Коридор очень длинный, в него выходят три двери... Комната, из которой украли драгоценности, самая дальняя... Шкатулка стояла на полке слева, среди металлических ваз... Тот, кто ее взял, носил бороду, он лысоват... Борода и остатки волос седые и курчавые... У него кривой нос, большой череп... ходит он в джинсовой куртке...
— Стойте, стойте! — закричал мой знакомый. — Я его узнал. Он действительно приходил к нам в тот день вместе с целой компанией...
— Если вы хотите вернуть свои вещи, — сказала Джуна, — то поспешите. Этот человек скоро эмигрирует...
В краже драгоценностей он, конечно, не сознался, а вскоре действительно уехал в Америку...
Кинорежиссер Эльор Ишмухамедов, снимавший Джуну в фильме «Юность гения», рассказывал мне, как она в Самарканде в мавзолее, где похоронен Тамерлан, очень удивила всех, кто был с нею, сказав, что под каменным надгробием не «видит» останков тела. Кто-то улыбнулся скептически, кто-то стал с нею спорить. Но подошедший экскурсовод сообщил, что Джуна права. Тамерлан похоронен не здесь, а в глубоком подземелье, куда ведет длинная лестница.
...Вернувшись из Болгарии, где мне посчастливилось встретиться со знаменитой ясновидящей Вангой, я пришел к Джуне и стал ей рассказывать, как Ванга поведала мне о том, что скоро болгарские археологи раскопают курган в Свештарах, найдут там следы древней цивилизации, а на одной из каменных плит обнаружат письмена, в которых зашифровано будущее человечества. Я стал описывать со слов Ванги внутреннее устройство еще не раскопанного кургана: «Вход в подземелье закрыт плитой с рельефным орнаментом, на котором изображено дерево, кроной вниз...»
И вдруг Джуна перебила меня:
— Подожди, дальше я расскажу сама... За входом начинается длинный узкий коридор, его стены отделаны каменными прямоугольными плитами... Коридор ведет к просторному помещению, где найдут много скульптур... на его потолке сохранилась красивая фреска.
Я даже вскрикнул от неожиданности — настолько описание Джуны совпадало с предвидением Ванги. Замечу, что они никогда не встречались...
Сбудутся ли эти предсказания? Давайте подождем. Болгарские археологи уже начали исследование Свештарского кургана, и уже найден длинный коридор, ведущий в большой зал с рядами изваяний и красивой фреской под потолком...
Джуна дарит картину Папе Иоанну Павлу II
Рассматривая очень простые, даже в чем-то наивные, по-моему, картины Джуны (птички, лани, женщины), я подумал — как все-таки вовремя она явилась на свет. Люди слишком далеко зашли в своей ненависти, равнодушии, нежелании понимать друг друга. В нашем запутанном, сверхусложненном мире людям так трудно добраться до сути...
А суть ее многих картин — не является ли она своеобразным ясновидением талантливого человека который заглядывает в глубины души в поисках вечной истины?
Картина Джуны - Сын Вахо
Я - дочь Космоса. Джуна
Огромные печальные глаза, так часто повторяющиеся на ее картинах, как бы просят: не спеши, человек, загляни другому в душу, прикоснись к его боли...
Бабочка с крыльями из двух флагов, нарисованная Джуной, стала символом нового, дружеского периода в отношениях между Америкой и Россией.
Такие люди, как она, редко испытывают удовлетворение от достигнутого. И вот потому в одном из своих стихотворений она мечтает:
Для духа оболочка тела мне слишком тесной кажется.
Лишь малая песчинка судьба моя в сравненьи с миром звезд.
Но я хотела б стать хоть краткой вспышкой живого света.
Мне бы в полный рост на миг лишь распрямиться и коснуться рукою неба...
Но разве она уже не близка к этому?