Дети художники вундеркинды. Дети-вундеркинды в России: примеры
В книжном собрании «Парка Монрепо» хранится книга Н. Н. Брешко-Брешковского (1874–1943) «Русский музей императора Александра III», посвящённая созданию первого музея русского искусства в Петербурге. Книга вышла в Санкт-Петербурге в 1903 году в издательстве М. О. Вольфа.
В 1895 году в Санкт-Петербурге, в бывшем Михайловском дворце, был открыт «Русский музей имени императора Александра III», под управлением Великого князя Георгия Михайловича. Архитектура дворца, выстроенного в своё время выдающимся зодчим Карлом Росси в стиле impire, как нельзя лучше подходила для того, чтобы создать здесь музей. Величина залов и прекрасное освещение позволяли разместить во дворце многочисленные предметы русского искусства – живопись, скульптуру.
Михайловский дворец украшают высокие стройные колонны, увенчанные красивым лепным орнаментом, благородная гармония линий и традиционные львиные головы на фронтоне с кольцами в зубах. Из 37 залов музея большинство также были отделаны в стиле impire, и только некоторые – в стиле Людовика XV. К концу XIX века здание дворца стало приходить в упадок, и архитектор Свиньин, на долю которого выпала нелёгкая задача по реставрации и отделке дворца, блестяще справился с ней. Была продумана каждая мелочь, каждая деталь, вплоть до дверных ручек и скамеек для сиденья.
Напомним, что уже существовала Третьяковская галерея – московская сокровищница русского искусства, где за многие годы трудами Павла Михайловича Третьякова было создано великолепное собрание русского искусства, особенно живописи. Поэтому открытие подобного музея в Петербурге явилось событием огромного значения как для коренных петербуржцев, так и для многих любителей-провинциалов.
В небольшой заметке мы не будем сравнивать достоинства и недостатки двух отечественных музеев, каждый из которых по-своему выполнял различные просветительские функции – показывал, рассказывал, просвещал. Просто попытаемся окунуться в атмосферу только что созданного музея.
Первый зал нижнего этажа начинается первой по времени русской картиной Матвеева «Куликовская битва», написанной в 1719 году. Ещё Пётр I посылал Матвеева учиться художеству за границу. Картина очень условна, во многом несовершенна: лошади напоминают игрушечных лошадок, русские воины – рыцарей-крестоносцев, а татары – сарацин. Художник даже не пытался приблизиться к исторической правде, ему просто не хватило мастерства. Рядом, как будто для сравнения, висят портреты кисти Д. Левицкого, В. Боровиковского, Лампи. Они написаны не на много позже картины Матвеева, но насколько совершеннее техника этих художников, при взгляде на них словно дивный, волшебный луч коснулся вас и исчез.
Далее вы видите лишённые даже намёка на действительную жизнь исторические картины Танкова, Акимова, Егорова, Д. И. Иванова. На них лежит печать холодного казённого академизма. Вместо настоящих русских крестьян – условные пейзаны, настоящей Марфы-посадницы – римская матрона с классическими жестами. Хочется вернуться к Левицкому и Боровиковскому, но любопытство влечёт вас дальше.
Несколько шагов – и ваш взгляд отдыхает на изящных, полных жизни статуэтках барона П. К. фон Клодта, говорящих, кстати, и о хорошем знании анатомии. В следующем зале – картины А. О. Орловского. Картины – не его сильная сторона, гораздо интереснее его рисунки и карикатуры, но и в картинах чувствуется романтический порыв, размах, знание жизни, они, по крайней мере, лишены чопорного академизма. Недаром его называли русским Делакруа.
Далее располагаются картины наших старых пейзажистов – Алексеева, Матвеева, Галактионова, М. Воробьёва. Их произведения – это образцы так называемой парадной ландшафтной живописи. Ещё не пришло время для нашей родной застенчивой природы, тогда в большой моде у художников- пейзажистов была яркая природа Италии.
А в следующем зале хочется остаться подольше. Здесь находятся портреты Ореста Кипренского. Какой великолепный потрясающий портретист! Его портреты – это целые поэмы в красках. Живые, одухотворённые лица смотрят с его полотен прямо на вас. Недаром его так любили итальянцы, а портрет Кипренского висит в галерее Уффици рядом с портретами Рафаэля, Тициана, Рубенса и Рембрандта.
В соседнем зале – несколько портретов работы В. Тропинина, современника О. Кипренского. Тропинин – первоклассный портретист, но его манера письма мягче, ровнее, спокойнее, современники прозвали его русским Грёзом. Если Кипренский всю свою бурную, но недолговечную жизнь скитался по Европе, то Тропинин почти не покидал родной Москвы. Совершенно противоположные характеры художников как в капле воды отразились в их произведениях.
В музее представлены также несколько картин нашего замечательного живописца А. Г. Венецианова, считающегося родоначальником русского жанра. Он настоящий мастер, славится и как прекрасный колорист, его произведения написаны с большой теплотой и любовью к людям.
От небольших жанровых полотен Венецианова переходим в общество колоссальных религиозных композиций Карла Брюллова и рисунков для церковной стенной живописи Фёдора Бруни. Здесь они оба выступают как блестящие рисовальщики с незаурядной творческой энергией. Так случилось, что Карл Павлович Брюллов затмил своей славой младшего брата Александра Павловича Брюллова, что не совсем справедливо, ведь он был очень талантливым художником-акварелистом. В его миниатюрах и акварельных портретах много изящества и вкуса.
Одним из последних замечательных рисовальщиков старой школы был Генрих Ипполитович Семирадский. Окончив Харьковский университет, он практически без всякой подготовки поступил в Академию художеств. Чаще всего разрабатывал античные и библейские сюжеты. По колориту и композиции превосходил многих художников-современников. Несмотря на то, что он по праву принадлежит России, многие считают его наименее русским из всех русских художников. Его картины «Содом и Гоморра», «Страшный суд» и «Избиение младенцев» были подарены Академией Русскому музею.
Миновав зал с портретами из коллекции князя Лобанова-Ростовского, попадаешь в зал с рисунками и акварелями, подаренных музею княгиней Тенишевой. Чем-то родным и близким пахнуло на вас. В отряд охотничьих сцен Петра Соколова, в которых он был неподражаем. Что-то Тургеневское есть в этих талантливых акварелях, здесь Соколов – большой знаток русской жизни.
Заканчивается нижняя галерея собранием христианских древностей, и со стен на вас глядят византийские ликисвятых.
На второй этаж музея ведёт широкая мраморная лестница. Верхняя галерея пользуется гораздо большей популярностью, чем нижняя. Здесь собраны в основном мастера XIX века и первый зал посвящён превосходным портретам Брюллова. Во втором зале, рядом со знаменитой «Помпеей», висит написанный на библейский сюжет холст Ф. А. Бруни «Медный змий». Эти картины – воплощение поисков исторической конкретности в изображении событий минувшего времени.
Далее, полюбовавшись «Тайной вечерей» Н. Н. Ге, вы идёте в зал, где находится картина Г. Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсисе» – огромное полотно, приобретённое Александром III и подаренное впоследствии Эрмитажу.
Выдвигаетесь дальше – и новое впечатление – «Грешница» В. Д. Поленова. Она, безусловно, нравится и просто публике, и знатокам. И по живописи, и по замыслу – это одна из лучших вещей не только в русском, но и в европейском искусстве. Писатель Гаршин, человек, чуткий ко всему прекрасному и сам занимавшийся живописью, был в восторге от этой картины.
Один из самых выдающихся наших художников, прямой продолжатель Ге и Крамского – И. Е. Репин. Тонкий психолог, блестящий техник, великолепный колорист – вот те качества таланта, которые отличают всё его творчествоот начала и до конца. Его «Запорожцы» – картина, совмещающая целый ряд удивительно подмеченных типов казаков-запорожцев. Задачей художника было показать экспрессию смеха: каждый из казаков на картине смеётся сообразно своему темпераменту. Художественные образы, созданные здесь художником, навсегда останутся идеальным образцом живописной передачи хохота.
К сожалению, музей не очень богат историческими картинами в полном смысле этого слова. Но полотно художника Новоскольцева «Последние минуты митрополита Филиппа» именно такое. Оно без остатка, почти до иллюзии переносит нас в изображаемую эпоху Иоанна Грозного.
Из этого небольшого обзора картин начала существования музея можно сделать вывод: подбор их был часто случайным и бессистемным. Что-то лишнее, а чего-то явно не хватает. Но музей пока ещё молод, и существующие пробелы будут восполнены. «Русский музей» ждёт блестящее будущее, у него всё впереди.
Подготовила Т.Л. Просина,
хранитель музейных предметов
Использованная литература:
Музеи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 86-ти т.т. – СПб., 1890-1907 // т. 39. с.117.
Брешко-Брешковский, Н.Н. Русский музей Александра III. – М., СПб.: Изд.-е М.О. Вольфа, 1903. – 94с.; ил.
Гнедич, Пётр Петрович. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. Т.III. От эпохи Возрождения до наших дней / 12 раскрашенных табл., 2 отд. рис. на цветном фоне, 960рис. в тексте. – СПб.: Изд.-е А.Ф. Маркса, 1897. – 724с.; ил.
Иллюстрации:
Книга. ПМ-КП-45/18. Брешко-Брешковский, Н.Н. Русский музей Александра III. Москва. 1903 г.:
1. Портрет Александра III на фронтисписе.
2. Титульный лист.
3. Михайловский дворец. Иллюстрация на с. I.
4. Парадная лестница музея. Иллюстрация на с. II.
5. Один из залов музея. Иллюстрация на с. VII.
6. Репродукция картины Н. А. Ярошенко на с. 57.
7. Репродукции картин В. А. Боброва и Н. К. Пимоненко на с. 63.
Музей изящных искусств: «Имени Александра III»
Важнейшим культурным событием московской жизни при Николае II стало основание Музея изящных искусств на Волхонке имени императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Место для будущего музея было выбрано заповедное – Волхонка и по сей день считается старейшей московской улицей.
С XVI века на месте музея были государевы «большие конюшни» – «Конюшенный» и «Колымажный» дворы (отсюда и название Колымажного переулка). В XIX веке каменные строения конюшен были приспособлены под тюрьму. Отсюда зимой 1864 года член студенческого революционного кружка Болеслав Шостакович (дед композитора Д.Д. Шостаковича) помог бежать польскому революционеру Ярославу Домбровскому, будущему генералу Парижской Коммуны.
В 1830-х годах был снесен Колымажный двор, на его месте устроили открытый манеж для обучения верховой езде. А в 1898 году здесь началось строительство Музея изящных искусств Московского университета по проекту архитектора Р.И. Клейна.
Появление Музея изящных искусств именно на Волхонке весьма символично, поскольку еще в 1865–1886 годах здесь неподалеку существовал т. н. Голицынский музей, хранивший коллекции живописи, древностей и редких книг. Однако необходимость создания нового современного музея и постройки для него специального здания стала все более ощущаться со второй половины XIX века. Ведь в крупнейших европейских столицах уже давно существовали подобные музеи, наполненные зачастую даже не слепками, а оригиналами. Московский музей выступал едва ли не последним по времени из этого ряда, но самым богатым и роскошным и по строгому отбору экспонатов, их научному содержанию и диапазону представления истории искусства.
Среди тех, кто публично высказывался за эту идею, была и княгиня Зинаида Волконская, не только гостеприимная хозяйка популярного в Москве литературного салона на Тверской улице, но и автор ряда исторических сочинений. В 1825 году она была избрана почетным членом Общества истории и древностей российских при Московском университете. Княгиня не раз предлагала создать университетский «эстетический» музей, посвященный античной скульптуре. Дело оставалось за малым и самым главным – собрать деньги на это благое начинание и получить монаршее благоволение.
Единомышленниками Волконской были профессора Московского университета С.П. Шевырев и К.К. Герц, директор Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В. Исаков и другие представители московской интеллигенции.
Наиболее значимую роль в основании Музея изящных искусств сыграл Иван Владимирович Цветаев (1847–1913), обладавший большим опытом музейной работы. С 1882 года он служил в Московском Публичном и Румянцевском музеях, сначала заведующим гравюрным кабинетом, затем с 1883 года хранителем отделения изящных искусств и классических древностей, а с 1901 по 1910 год директором музеев.
Кроме того, Цветаев был профессором кафедры теории и истории искусства в Московском университете, доктором римской словесности, историком искусства. Он имел огромный авторитет в научной среде, будучи действительным членом Императорского Московского археологического общества, Императорской Академии художеств, членом-корреспондентом Императорской Академии наук…
А ведь Иван Владимирович был совсем не дворянского происхождения, уроженец Шуйского уезда Владимирской губернии, он должен был стать, как его предки, священником. И сперва ничего не предвещало ему будущее основателя крупнейшего московского музея. Начальное образование Цветаев получил в духовном училище, среднее – во Владимирской духовной семинарии. А вот историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета в 1870 году он окончил с золотой медалью.
Избрав для себя не церковную, а светскую карьеру, Цветаев в течение ряда лет преподавал в университетах Российской империи, а с 1877 года и в Московском университете, где в 1889 году возглавил Кабинет изящных искусств и древностей. Вот из этого кабинета и вырос Музей изящных искусств имени Александра III.
Коллекция кабинета с 1881 года находилась всего лишь в двух помещениях одного из старых университетских корпусов на Большой Никитской улице. Благодаря Цветаеву, с 1894 года приходить сюда смогли не только студенты, но и все желающие.
Кипучая энергия Ивана Владимировича не могла ограничиваться рамками университетского кабинета, направляя мысли ученого по пути создания более крупного, систематического собрания гипсовых слепков древневосточного, античного и европейского искусства. Цветаев мечтал о таком музее, который стал бы «наглядной хрестоматией по истории мировой скульптуры и архитектуры» , подобно музеям Лондона, Парижа и Рима.
С начала 1890-х годов профессор Цветаев приступил к практической работе по организации музея, главной целью которой стало убеждение и чиновников, власть имущих, и богатых соотечественников в необходимости существования в Москве совершенно нового, по-европейски современного культурно-просветительского и художественного учреждения.
1893 года: «Не оставляя этих музейных дум и по ночам или, вернее, страдая от них бессонницами, я пришел к сознанию необходимости активной помощи со стороны моих друзей и добрых знакомых. Одному мне не сделать этого сложного дела. Тут необходимо содействие многих. Доколе я обращаюсь к участию лиц более мне близких по духу, по стремлениям высшего порядка. К Вам я обращаюсь с сердечной просьбой – … не могу я звонить и просить «на построение храма искусств» у людей богатых только потому, что они богаты и у меня в музее много нужд. Надобно достигать намеченой цели, соблюдая приличие и не унижая достоинство университета и задуманного учреждения» .
И богатые люди откликнулись. Среди меценатов были владельцы текстильных фабрик братья Арманд, московская благотворительница Мария Семеновна Скребицкая, предприниматель и благотворитель Павел Григорьевич Шелапутин, мануфактурист и собиратель произведений новых русских и французских художников Михаил Абрамович Морозов, предприниматель Иван Андреевич Колесников и его жена Ксения Федоровна, банкир Иван Михайлович Рукавишников и промышленник Михаил Николаевич Журавлев, чаеторговец Константин Семенович Попов, коллекционеры Козьма Терентьевич Солдатенков и Павел Михайлович Третьяков, основатель Кустарного музея в Москве Сергей Тимофеевич Морозов, гравер и собиратель редких гравюр Николай Семенович Мосолов, банкир Лазарь Соломонович Поляков и многие другие.
Расщедрились и представители императорской фамилии, ведь речь шла о музее, сохраняющем память об одном из выдающихся членов дома Романовых, – великие князья Сергей и Павел Александровичи, греческая королева, урожденная великая княжна Ольга Константиновна.
Одной из первых в ряду благотворителей стоит фамилия купеческой вдовы Варвары Андреевны Алексеевой, пожертвовавшей на создание музея 150 тысяч рублей в 1895 году. Условием сего акта было присвоение музею имени императора Александра III. Это было весьма кстати и серьезно повышало статус музея и его шансы на поддержку со стороны царской фамилии. Да и место для такого музея, названного в честь отца Николая II, требовалось соответствовавшее названию.
Кроме того, особый смысл названию будущего музея придавало то, что инициатива по присвоению ему имени покойного императора исходила не от власти, а из народа.
Цветаеву в буквальном смысле пришлось вести напряженную борьбу за выделение земельного участка под строительство. Видимо, и тогда существовали в столице серьезные проблемы со свободными участками под строительство «объектов бюджетной сферы».
В течение двух с половиной лет Московская городская дума решала судьбу будущей территории музея. Как писал Цветаев, члены городской думы «Все жилы напрягали к тому, чтобы не дать площади Колымажного двора под музей. желая в своём упрямом неразумении застроить площадь. промышленным училищем, с его химическими и даже мыловаренными лабораториями и фабриками» .
О напряженной борьбе за землю свидетельствовали и московские газеты. В 1898 году «Русские ведомости» сообщали: «Гласный Н.А. Найденов высказал, что дума в прошлом заседании отказала университету в ходатайстве о прирезке под музей земли свыше 1200 кв. саж., потому что у города мало остается свободной земли, в особенности в центральной части. Но если, как теперь выясняется, для музея необходимо отвести 1867 кв. саж., иначе он не может быть построен по составленным планам, то нужно удовлетворить ходатайство университета».
Цветаеву удается донести до Николая II мысль о том, что именно Волхонка должна стать местом «прописки» будущего музея. И царь идет навстречу: в июле 1895 года он распоряжается приостановить закладку на Колымажном дворе здания Промышленно-технического училища в память 25-летия царствования Александра II и предоставить это место будущему музею.
В подтверждение одержанной в трудной борьбе победы Московский университет получил дарственную грамоту: «Городу Москве, запечатлевшей имя свое в истории художественного просвещения принесением в дар Музею изящных искусств места бывшего Колымажного двора».
Цветаев много времени проводит за границей, осматривая лучшие музейные собрания Европы, он посещает Рим, Флоренцию, Неаполь, Дрезден, Берлин, Швейцарию, причем за свой собственный счет.
Труды и траты Цветаева не прошли даром, увенчавшись 28 февраля 1898 года утверждением Николаем II Положения о Комитете по устройству Музея изящных искусств имени Александра III.
Комитет создавался как добровольное сообщество лиц, желающих активно участвовать в систематическом распространении научных знаний в области изящных искусств среди широких кругов русского общества. Комитет объединял руководство университета (Правление в полном составе), профессоров историко-филологического факультета и высших представителей властей с частными лицами, приносившими средства на организацию Музея, дарившими экспонаты или оказывавшими другие важные услуги работе Комитета. Участие в его работе для всех членов, кроме архитектора и его помощника, было безвозмездным. Назначение Комитета – содействие университету в сооружении здания
Музея и в комплектовании его художественными и научными коллекциями, в изыскании денежных средств для дальнейшего существования Музея. Полученные суммы передавались Правлению университета, которое утверждало их расходование по представлению Комитета. Комитет учреждался на период сооружения Музея изящных искусств, однако фактически существовал до февраля 1917 года .
Председателем комитета стал дядя Николая II и генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович Романов, что указывало на значимость и весомость решения царя, способствовавшего выделению на устройство музея из государственной казны 200 тысяч рублей.
Иван Владимирович Цветаев был назначен секретарем комитета. В этой должности он занимался сбором частных пожертвований, формированием собрания, а также организацией архитектурного конкурса на лучший проект музейного здания. А дом для музея требовался довольно просторный, т. к. зарубежные коллеги Цветаева, узнавшие о том, что в России скоро появится свое собрание античных слепков, спешили помочь, предоставляя для копирования свои шедевры.
Заместителем председателя комитета по устройству Музея изящных искусств имени Александра III стал владелец стекольных заводов в Гусь-Хрустальном Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913). И если на Цветаева легла организационная часть работы, то Нечаев-Мальцов во многом обеспечивал финансирование. А денег требовалось немало -3 миллиона рублей, из которых семьдесят процентов пожертвовал именно он. О том, какой это был замечательный человек, свидетельствует сам факт того, что еще в 1897 году, до создания комитета, он приобрел для музея первые экспонаты – оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта. Он же покупал и ценные копии всемирно известных скульптурных шедевров древности.
17 августа 1898 года состоялась торжественная закладка здания музея на Колымажном дворе в присутствии членов императорской фамилии и большого стечения народа. Дом для музея (даже не дом, а храм) должен был строиться по проекту авторского коллектива во главе с архитектором Романом Ивановичем Клейном (1858–1924).
Этот проект среди прочих пятнадцати и победил в конкурсе.
Авторы проекта смогли удовлетворить главному условию конкурса – форма музея должна в полной мере отражать его содержание, т. е. здание должно быть и изящным, и нести в себе все признаки высокого художественного вкуса либо в стиле эпохи Возрождения, либо в античных мотивах (но ни в коем случае не эклектики, т. е. смешения стилей!).
Неслучайно, что одной из изюминок главного фасада музея стала колоннада, повторяющая в большем масштабе пропорции колоннады восточного портика древнегреческого храма Эрехтейона, что и по сей день возвышается на афинском Акрополе. Ионическая колоннада на Волхонке создает впечатление основательности и сдержанности.
Свою роль сыграла и определенная удаленность здания от перспективы улицы, как бы выделяющая его из строя соседних домов, невольно привлекая к нему интерес, заставляя прохожих обратить внимание на безукоризненность архитектурных форм и законченность художественного образа, которую удалось достичь зодчим.
Для строительства здания использовались не только современные методы и технологии, но и лучшие материалы со всей Европы – из Польши, Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии, Италии. Поделилась своими полезными ископаемыми и Россия – с Урала привезли белый морозоустойчивый мрамор для облицовки колоннады и фасадов.
Помимо Клейна, удостоенного за эту работу звания академика архитектуры и хорошо известного москвичам своими проектами (Бородинский мост, 1912; универмаг «Мюр и Мерилиз», осуществлен в 1910 году, ныне здание ЦУМа; Средние торговые ряды на Красной площади, 1891–1893), над проектом здания музея работали и другие зодчие.
Архитектор Григорий Борисович Бархин свою профессиональную деятельность начал в качестве сотрудника у Р.И. Клейна именно в момент проектирования здания музея. В дальнейшем он станет автором одного из самых известных воплощенных в Москве проектов 1920-х годов – здания редакции «Известия» (1925–1927). Бархин являлся также участником составления Генерального плана Москвы в 1935 года.
В мастерской Р.И. Клейна трудился и архитектор Алексей Дмитриевич Чичагов, ему принадлежит авторство оформления Египетского зала, а инженер Владимир Григорьевич Шухов был автором проекта стеклянных перекрытий здания музея и внутренних коммуникаций.
Автор проекта парадной лестницы – архитектор Жолтовский. Тезка Цветаева, Иван Владимирович Жолтовский относится к числу наиболее выдающихся русских зодчих XX столетия, он являлся автором проектов таких московских зданий, как Дом скакового общества (1903–1905), особняк Тарасова (1909–1912), Государственный банк (1927–1929), электростанция МО ГЭС (1927–1928), дом № 16 на Моховой улице (1933–1934), дом № 11 на Ленинском проспекте (1949), дом № 184 на проспекте Мира (1951–1957), а также Ипподром (1951–1955). Олицетворенные в камне творения Жолтовского уже при жизни признавались архитектурными шедеврами. И потому участие зодчего в работе над проектом здания Музея изящных искусств было вполне обоснованным, и даже необходимым. Проект парадной лестницы Жолтовского отвечал требованиям конкурса, поскольку мастер в течение своей долгой творческой жизни оставался верен классическому стилю, будучи приверженцем архитектурных идей эпохи итальянского Возрождения.
Имя Жолтовского связано с Волхонкой не только по осуществленному проекту парадной лестницы музея, архитектор являлся участником конкурса на строительство Дворца Советов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Зодчий был удостоен одной из трех высших премий на открытом международном конкурсе на проект Дворца Советов, проходившем в 1932 году.
Фасад музея венчают фризы с изображением Олимпийских игр (скульптор Г. Залеман), заказанные на средства Нечаева-Мальцова.
Подлинным праздником не только в масштабах Москвы, но и России стало открытие Музея изящных искусств имени Александра III 31 мая (13 июня) 1912 года. Как и полагалось, церемонию почтили своим присутствием император Николай II и его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна. Звучавшие на открытии речи обещали музею долгую и насыщенную жизнь.
Ну а первым директором музея стал Иван Владимирович Цветаев. И естественно, что мы не можем не вспомнить здесь о его дочери – Марине Цветаевой, помогавшей отцу управляться с музейными делами. Она вела всю переписку Ивана Владимировича, которая, как мы уже знаем, была огромна. Этой работой Марина Ивановна занялась после ранней смерти своей матери Марии Александровны Мейн в 1906 году.
Это была удивительная и прекрасно образованная женщина – пианистка, художница, говорившая на четырех языках. Цветаев сравнивал супругу с Зинаидой Волконской, говоря о том, что за весь свой жизненный опыт он знал только двух женщин, столь образованных в истории искусств.
Кроме Марины, в музее работали и ее сестра Анастасия, а также сводный брат Андрей, обладавший редким качеством – он мог безошибочно определить время создания и автора картины. Вот какие образованные и незаурядные дети были у основателя Музея изящных искусств имени Александра III Ивана Цветаева.
После открытия музея постепенно росло число его посетителей, и если в будни на Волхонку приходило до 700 человек, то в воскресенье уже в четыре раза больше. С годами музей вошел в число непременных московских достопримечательностей, наряду с Третьяковской галереей и Историческим музеем. Имя императора Александра III музей носил до 1917 года.
Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве.
Худ. И.Е. Репин. 1885–1886 гг.
19 марта (7 марта по старому стилю) 1898 года открылся для посетителей первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства – Русский музей
Художники-члены Академии художеств на торжественном открытии Русского музея 19 марта 1898 года
Музей был основан в 1895 году в Санкт-Петербурге Именным Высочайшим Указом № 62 «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом»
О необходимости открыть музей русского искусства говорил еще Александр III. Государем была высказана мысль - основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства. Однако царь не успел воплотить свою идею, и созданием музея занялся его сын, император Николай II. Помещением для музея стал выкупленный в казну у потомков Великого Князя Михаила Павловича Михайловский дворец в самом центре Петербурга, архитектурный шедевр Карла России. Но прежде чем сформировать здесь экспозицию музея, нужно было приспособить для этого дворцовые помещения. Работами по их реконструкции занималась «Комиссия по надзору за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца для помещения Русского Музея Императора Александра III» во главе с архитектором В. Ф. Свиньиным. В период подготовки к открытию музея Николай II указал Главному Казначейству открыть в смете Императорского Двора особым параграфом кредит для Музея на содержание Михайловского Дворца.
Северный фасад Русского музея. 1910-е гг.
В Положении о Русском Музее Императора Александра III говорилось, что музей основан в память Императора Александра III, «имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России». Первая экспозиция музея разместилась в 37 залах первого и второго этажей (21 зал на 1-м, и 16 – на 2-м этаже). Среди тех, кто занимался созданием первого национального русского музея, были известные и образованные люди — П. Брюллов, А. Бенуа, М. Боткин, П. Нерадовский, Н. Пунин. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича. Основу собрания первого государственного музея России составили произведения искусства, ранее хранившиеся в Академии художеств, Эрмитаже, а также Зимнем, Гатчинском и царскосельском Александровском дворцах, и, кроме того, целые коллекции, переданные музею частными лицами. Например, замечательное по своему качественному и количественному составу собрание портретной живописи князя А.Б.Лобанова-Ростовского, коллекция графики княгини М.К.Тенишевой и другие. Первые посетители могли познакомиться с «Музеем христианских древностей», занимавшим 4 зала, с «Плащаницей» В. Васнецова, произведениями русской живописи и скульптуры, а также с коллекциями частных собирателей, переданными в дар вновь учрежденному музею (коллекция акварелей княгини М. Тенишевой и коллекция живописи и гравюр князя В. Лобанова-Ростовского). Публика Русского музея со дня открытия могла увидеть настоящие шедевры: «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, «Сватовство майора» П. Федотова, картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репина, а также полотна Боровиковского, Кипренского, Тропинина, Шишкина, скульптуры Шубина и Антокольского. Критика впрочем отметила некоторые недостатки экспозиции — ее бессистемность, слишком большую плотность размещения картин на стенах. Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в этот период насчитывало 1880 произведений: 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около 5000 памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей (иконы и изделия декоративно-прикладного искусства древней Руси). Согласно первоначальной структуре, музей имел три отдела:
– отдел «посвященный специально памяти Императора Александра III»,
– этнографический и художественно-промышленный отдел,
– художественный отдел
Государственный Русский музей – уникальное хранилище художественных ценностей (Фото: forden, Shutterstock)
Идея организации государственного музея национального искусства витала в русском обществе с середины 19 века. Александр III был ценителем искусства и очень хорошо разбирался в живописи. Именно ему принадлежит мысль создания всенародного музея произведений искусства. В Москве тогда эту роль фактически уже играла Третьяковская галерея, а в Петербурге, столичном городе, такого музея все еще не было. Задуманное Александром III осуществил его сын – император Николай II, подписав (13) 25 апреля 1895 года Высочайший Указ «Об учреждении Русского Музея Императора Александра III» и «о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае 1895 года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций. Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Николай II предписал Главному Казначейству открыть кредит для музея на содержание Михайловского Дворца в Санкт-Петербурге. В Положении о музее говорилось, что он основан в память Императора Александра III, «имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России». (7) 19 марта 1898 года состоялось торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей. Изначально в нем было три отдела: художественный, этнографический и историко-бытовой. Первые фонды Русского музея сложились из меценатских пожертвований. Главным меценатом выступила царская фамилия. Художественное собрание музея также формировалось из разных источников – произведения поступили из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств, от коллекционеров. В собрание музея вошла и личная коллекция Александра III, а Николай II передал в дар музею знаменитую коллекцию князя А.Б. Лобанова-Ростовского, выкупленную им у наследников князя. В музее можно было увидеть иконы Рублева, картины «Бурлаки на Волге» Репина, «Последний день Помпеи» Брюллова и многие другие знаменитые работы Васнецова, Серова, Сурикова, Перова, Айвазовского, Врубеля, Левитана… Сегодня Русский музей – крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства, это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской и научно-методической работы, курирующий деятельность 260 художественных музеев страны. В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа. Также к музейному комплексу относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, Летний и Михайловский сады. Русский музей ведет широкую выставочную деятельность, как в России, так и за рубежом. В 1992 году указом президента РФ Государственный Русский музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России.
© Calend.ru
Государственный Русский музей — первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Считается, что идея его основания в Санкт-Петербурге принадлежала императору Александру III. Он высказал ее после того, как приобрел на 17-й выставке Товарищества передвижников (1889) картину Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Уже после смерти Александра III эту идею осуществил его сын, император Николай II. 25 апреля (13 — по старому стилю) 1895 г. он подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Михайловский дворец, построенный архитектором Карлом Росси в 1819-1825 гг., был выкуплен в казну у потомков великого князя Михаила Павловича незадолго до этого, в январе 1895 г. Сумма, заплаченная государством за этот памятник архитектуры русского классицизма, составила 4 млн рублей серебром. Официальное открытие «Русского музея императора Александра III» для посетителей состоялось 19 марта (7 — по старому стилю) 1898 г. Экспозиция была представлена в 37 залах Михайловского дворца. В нее вошли 1880 произведений из нескольких источников: Эрмитажа, Зимнего дворца, музея Академии художеств, Царскосельского Александровского дворца, частных коллекций князя Алексея Лобанова- Ростовского, княгини Марии Тенишевой и др. Пополнение коллекции в первые годы после открытия музея осуществлялось за счет закупок, осуществлявшихся на выделявшиеся государством деньги, и общественных пожертвований. За первое десятилетие после открытия Русского музея количество представленных в нем произведений искусства удвоилось. После революции продолжалось быстрое расширение коллекции благодаря деятельности Государственного музейного фонда, распределявшего национализированные произведения искусства. В начале 1920-х гг. был сформирован Совет Русского музея, в который вошли ведущие специалисты в области русского искусства. Их усилиями была создана первая в стране комплексная экспозиция, построенная по научно- историческому принципу. В 1926 г. в Русский музей была передана коллекция музея при Государственном институте художественной культуры, на ее основе было сформировано крупнейшее в мире собрание русского авангарда. В 1930-е гг. были расширены экспозиционные площади, музею был передан корпус Бенуа, построенный в 1914-1919 гг. архитекторами Леонтием Бенуа и Сергеем Овсянниковым. В 1935 г. было разработано положение о музее, согласно которому в состав учреждения входили 10 научных отделов. Во время Великой Отечественной войны собрание Русского музея не пострадало: наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Молотов (ныне — Пермь), остальная часть коллекции была укрыта в подвалах музея. Во время войны здания музея подвергались бомбардировкам, особенно пострадал корпус Бенуа. Русский музей был вновь открыт для посетителей в первую годовщину Победы, 9 мая 1946 г. В послевоенный период Русский музей планомерно пополнял свои коллекции. Также значительно расширился музейный комплекс: в 1989-1994 гг. музею были переданы Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, в 1998 г. — Михайловский сад, в 2002 г. — Летний сад, Дворец и Домик Петра Первого. В настоящий момент коллекция Русского музея включает в себя более 400 тыс. единиц хранения. Она охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства с X века. Ежегодно в музее организуется до 50 временных экспозиций, также экспонаты музея регулярно выставляются в разных российских городах и за рубежом. В марте 2015 г. первый зарубежный филиал Русского музея открылся в Малаге (Испания). Директором музея с 1988 г. является Владимир Гусев. В 1997 г. было создано международное общество «Друзья Русского музея», оно включает в себя 400 человек, а также 85 фирм и организаций. Члены общества оказывают финансовую помощь музею, содействие при организации и проведении различных мероприятий. ИТАР-ТАСС
Государственный Русский музей
Государственный Русский музей в Петербурге - самый обширный музей русского искусства в мире. Он был основан Николаем II в 1895 г. и торжественно открылся для посетителей 19 марта 1898 г.
До 1917 года назывался «Русский Музей Императора Александра III» . Император Александр III (отец Николая II) был страстным коллекционером, сравнить его в этом отношении можно только с Екатериной II. Гатчинский замок императора буквально превратился в склад бесценных сокровищ. Приобретения Александра уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов - это были картины, предметы искусства, ковры… Собранная Александром III обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в основанный императором Николаем II Русский музей в память о своём отце.
Государственный Русский музей
Изначально музей располагался в залах Михайловского дворца . Собрание музея в тот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств.
История Михайловского дворца
Здание построено в стиле ампир. Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но Павлу I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца.
Зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).
Михайловский дворец
Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а само строительство началось 26 июля. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце - также Михайловский. 11 сентября 1825 года дворец был освящён.
Филиалы музея
Русский музей сегодня размещается, кроме Михайловского дворца, в зданиях, являющихся памятниками архитектуры XVIII-XIX веков:
Летний дворец Петра I
Мраморный дворец
Строгановский дворец
Домик Петра I
Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.
Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I
Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.
Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года: с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах - одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.
Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.
Мраморный дворец
Мраморный дворец
Мраморный дворец построен в 1768-1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди . Он завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу. Выдающийся зодчий А. Ринальди, автор более двадцати пяти крупных строений в Петербурге и его пригородах, считался непревзойденным мастером «мраморных фасадов». Его архитектурные приемы и решения всегда легко распознаются.
Ринальди приехал в Россию по приглашению графа К.Г. Разумовского, и в 1754 году получил должность архитектора при дворе князя Петра Федоровича и его супруги, будущей императрицы Екатерины II. Он построил Китайский дворец в Ораниенбауме, дворец графа Г.А. Орлова в Гатчине и др. Но Мраморный дворец – возможно, самое значительное из всех его сооружений. Дворец был предназначен для Григория Орлова – фаворита Екатерины II, главного организатора ее восшествия на престол. Свое название здание получило из-за необычной для Петербурга отделки фасадов натуральным камнем. В это время в России как раз были найдены богатые месторождения мрамора. Для внутренней и внешней отделки дворца использовались тридцать два сорта северного и итальянского мрамора. Строгий внешний облик здания характерен для раннего классицизма.
Главный фасад Мраморного дворца обращен к Марсову полю. Его украшают колонны, а противоположный фасад – пилястры коринфского ордера. Известный скульптор Ф.И. Шубин выполнил две статуи на аттике и композиции из воинских доспехов. В сотрудничестве с М.И. Козловским он участвовал в создании внутреннего скульптурно-декоративного убранства дворца. До нашего времени сохранилась отделка парадной лестницы и первый ярус стен Мраморного зала. Изящная ограда из копий и столбов с вазами и трофеями ограждает обширный парадный двор. Позже с восточной части около Мраморного дворца построили служебный корпус. Барельеф «Служение лошади человеку» работы скульптора П.К. Клодта украшает западный фасад корпуса.
В 90-е годы XX века дворец стал филиалом Русского музея.
Инженерный (Михайловский) замок
Инженерный (Михайловский) замок
Построен по заказу императора Павла I на рубеже XVIII-XIX веков и ставший местом его смерти.
Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя - «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 г. Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ.
Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна (который долгое время ошибочно считался автором проекта). Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.
Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. Павел I ускорял строительство, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год.
21 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 г. После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришел в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза - свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.
В 1823 г. замок заняло Главное инженерное училище.
В 1991 г. треть помещений замка подарено Государственному Русскому музею, в 1995 г. музею подарен весь замок.
Строгановский дворец
Строгановский дворец
Дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754 гг., один из образцов русского барокко.
В создании дворца помимо Ф. Б. Растрелли участвовали А.Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань, П. С. Садовников.
Строгановы (Строгоновы ) - род русских купцов и промышленников, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI-XX веков. Выходцы из разбогатевших поморских крестьян. С XVIII века - бароны и графы Российской империи. Род пресёкся в 1923 году.
Здание является филиалом Русского музея с 1988 г.
Домик Петра I
Домик Петра I
Первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 гг. Этот небольшой деревянный домик площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня. Здесь же 27мая 1703 г. прошло празднование по случаю присоединения земель и основания нового города.
Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,- типичных черт, присущих русской архитектуре XVII века,- всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, высокую крышу покрыть гонтом под черепицу, а непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Домик сохранился практически в первоначальном виде.
Коллекции Русского музея
Наиболее полной является коллекция искусств XVIII - первой половины XIX веков. Достаточно перечислить только некоторые фамилии, чтобы получить представление о художественном богатстве музея: А. Матвеев, И. Никитин, Карло Растрелли, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, А. Лосенко, Д. Левицкий, Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос, С. Щедрин, О. Кипренский, А. Венецианов, Ф. Бруни, К. Брюллов, П. Федотов, А. Иванов.
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»
К. Брюллов "Последний день Помпеи"
Брюллов посетил Помпеи в 1828 г., сделав много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э . и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Картина выставлялась в Риме, получила восторженные отклики критиков и переправлено в Лувр. «Последний день Помпеи» представляет романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова - женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна, разбившаяся насмерть женщина, распростертая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок - обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы - в центре полотна, и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.
В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. А. И. Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!». Стихотворный отзыв оставил и А. С. Пушкин:
К. Брюллов "Портрет А. Демидова"
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Кстати, знаменитая картина написана была Kарлом Брюлловым по заказу Анатолия Демидова , русского и французского мецената, который состоял при русском посольстве сначала в Париже, а затем в Риме и в Вене. Он унаследовал от отца колоссальное богатство и собрание замечательных произведений живописи, ваяния, бронзы и т.д. Анатолий Демидов, по примеру отца, был щедр на крупные пожертвования: он пожертвовал 500 000 рублей на устройство в Санкт-Петербурге дома для призрения трудящихся, который и носил имя жертвователя; вместе с братом Павлом Николаевичем пожертвовал капитал, на который в Санкт-Петербурге же устроена детская больница; при Академии Наук в Санкт-Петербурге учредил премию в 5000 рублей за лучшее произведение на русском языке; в 1853 году выслал из Парижа 2000 рублей на украшение церкви Демидовского лицея в Ярославле, пожертвовал в библиотеку лицея все свои издания и несколько других ценных французских книг, а также щедро покровительствовал учёным и художникам. Так вот, именно Анатолий Демидов подарил картину Брюллова «Последний день Помпеи» Николаю I, который выставил картину в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 г. полотно было перенесено туда, и к нему получила доступ широкая публика.
Вторая половина XIX века представлена работами художников: Ф. Васильева, Р. Фелицына, А. Гороновича, Е. Сорокина, Ф. Бронникова, И. Макарова, В. Худякова, А. Чернышёва, П. Риццони, Л. Лагорио, Н. Лосева, А. Наумова, А. Волкова, А. Попова, В. Пукирева, Н. Неврева, И. Прянишникова, Л. Соломаткина, А. Саврасова, А. Корзухина, Ф. Журавлёва, Н. Дмитриева-Оренбургского, А. Морозова, Н. Кошелева, А. Шурыгина, П. Чистякова, Ивана Айвазовского.
Картина И. Айвазовского «Девятый вал»
И. Айвазовский "Девятый вал"
«Девятый вал» - одна из самых знаменитых картин Ивана Айвазовского, всемирно известного российского художника-мариниста.
Изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.
Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.
Размер картины - 221 × 332 см.
В музее также представлены картины художников-передвижников: Г. Мясоедова, В. Перова, А. Боголюбова, К. Маковского, Н. Ге, И. Шишкина, И. Крамского, В. Максимова, И. Репина, В. Васнецова, В. Сурикова, Н. Абуткова.
Картина Николая Ге «Тайная вечеря»
Н. Ге "Тайная вечеря"
На картине художника изображен эпизод из земной жизни Христа, описанный в Евангелии от Иоанна (гл. 13). Оно было любимым Евангелием Ге. Отрывок данного текста детально совпадает с изображенным на картине.
Иисус встал с вечери… влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем… Когда же умыл им ноги… то, возлегши опять сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? … если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам…
…Иисус возмутился духом и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит. Один же из учеников его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это… он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмокнув кусок хлеба, подам. И, обмокнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал ему… Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
Амфора с водой, умывальница с полотенцем в «Тайной вечере» Ге - тема жертвенной любви Христа. После ухода Иуды были произнесены знаменитые слова, обращенные к апостолам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас… Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Конец XIX-начало XX века представлены художниками И. Левитаном, П. Трубецким, М. Врубелем, В. Серовым.
Картина И. Левитана «Сумерки. Луна»
И. Левитан "Сумерки. Луна"
В конце жизни для Левитана особенно характерным стало обращение к сумеречным пейзажам, наполненными тишиной, шорохами, лунным светом и тенями. Одной из лучших работ этого периода является эта картина из собрания Русского музея.
Работы объединения «Мир искусства»
«Мир искусства» (1898-1924) - художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника.
В состав объединения входили художники: Бакст, Н. Рерих, Добужинский, Лансере, Митрохин, Остроумова-Лебедева, Чемберс, Яковлев, Сомов, Ционглинский, Пурвит, Сюннерберг.
В древнерусском отделе широко представлены иконы XII-XV веков (например, Ангел Златые власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др.), произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII - начала XX века .
Андрей Рублев
Андрей Рублев "Апостол Павел"
Андрей Рублев (умер ок.1430 г.) — иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.
Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.
В настоящее время в собрание Русского музея входят отделы: русская и советская живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружево и др.). Коллекция музея насчитывает более 400 тыс. единиц хранения.
✂…">
19 марта 1898 года состоялось торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей. Уже первые из них смогли увидеть здесь настоящие шедевры - «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Девятый вал“» Айвазовского, «Сватовство майора» П. Федотова, картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репина, а также полотна Боровиковского, Кипренского, Тропинина, Шишкина, скульптуры Шубина, Антокольского.
У истоков музея стояли люди хорошо образованные, зачастую окончившие не одно высшее учебное заведение - ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д. И. Толстой (назначенный в 1901 году на должность Товарища Управляющего Русским Музеем), А.Н. Бенуа, П.А. Брюллов, П.И. Нерадовский, Н.П. Сычев, П.И. Столпянский, М.П. Боткин, А.А. Миллер, Н.Н. Пунин и многие другие. Образовательный ценз сотрудника Русского музея был очень высок, поэтому кандидатура каждого вновь поступающего на работу серьезно обсуждалась - это был своего рода конкурс. В одной из объяснительных записок к проекту Положения о музее сказано: «… при организации Музея нужно иметь в виду непременное требование, чтобы служба в таком чудном учреждении почиталась величайшей честью, и чтобы к ней стремились именно из-за чести быть причастным к музею». Конечно, работа крупнейших искусствоведов и музейных деятелей, реставраторов и архитекторов способствовала прославлению Русского музея. Тем не менее, существовал институт простых служащих. Для исполнения разного рода служебных обязанностей в Русском Музее Императора Александра III имелся штат вольнонаемных служителей, которые находились в распоряжении заведующего зданиями музея (он же - секретарь Августейшего Управляющего музеем). В состав служителей музея в феврале 1898 года входили вахтеры, галерейные служители, часовые, швейцары, церковный сторож, а также рабочие разных специальностей (столяр, слесарь, кочегар, маляр, печник, садовник и т.п.). Все они были подчинены определенной иерархии, имели свои обязанности, сформулированные в «Правилах служащих музея» (1897), и специально разработанную форму.
Санкт-Петербург, Россия. Михайловский дворец (главный корпус Русского музея).
Желающих побывать в новом музее с первых же дней его существования было множество. Продолжали пополняться и музейные коллекции. В 1902 году для экспонатов этнографического отдела построили специальный корпус по проекту архитектора В. Свиньина, сегодня здесь размещается Российский этнографический музей. Для устройства различных выставок рядом со зданием Михайловского дворца архитекторы Л. Бенуа и С. Овсянниковым возвели также отдельное здание, которое сейчас входит в общий комплекс музея и известно всем как «корпус Бенуа».
Постепенно весь музейный комплекс стали называть просто Русским музеем. Сегодня в его состав вошли еще несколько прекрасных петербургских дворцов – Строгановский, Мраморный, Михайловский (Инженерный) замок и Летний сад. Русский музей по праву является одним из самых любимых и посещаемых музеев Петербурга.
Портрет императора Николая II
1914
масло, холст
Эрнст Карлович Липгарт (1847-1932)
Portrait of Emperor Nicholas II
Ernest Liphart
Портрет великой княгини Ольги Александровны
1893
масло, холст
Portrait of Grand Duchess Olga Alexandrovna
Valentin Serov
Портрет княгини Зинаиды Юсуповой
1901-1902
масло, холст
Валентин Александрович Серов (1865-1911)
Portrait of Princess Zinaida Yusupova
Valentin Serov
В. А. Серов
Портрет князя Феликса Феликсовича Юсупова графа Сумарокова-Эльстон.
В. А. Серов
Портрет князя Феликса Юсупова
Портрет княгини М. П. Волконской
ок.1842
масло, холст
Portrait of Princess Z. A. Volkonskaya
Karl Briullov
Карл Павлович Брюллов
Портрет княгини Е. П. Салтыковой
Портрет Е. И. Нелидовой
масло, холст
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)
Portrait of E. I. Nelidova
Dmitriy Levickiy
И. Е. Репин
Портрет графини Н. П. Головиной
Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых
1839
масло, холст
Карл Павлович Брюллов (1799-1852)
Portrait of the Shishmariov Sisters
Karl Briullov
Карл Павлович Брюллов
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини.
Не позднее 1842
Карл Павлович Брюллов
Портрет Ю. М. Смирновой
Боровиковский Владимир Лукич 1757 - 1825
Портрет князя А. Б. Куракина. 1799
Холст, масло.
178 x 137 см
Дмитрий Левицкий
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия
Дмитрий Левицкий
Портрет Е. Н. Хрущевой и княжны Е. Н. Хованской
Вишняков И. Я.
Портрет Вильяма Георга Фермор
Вторая половина XVIII века
Холст, масло
Государственный Русский музей
Владимир Лукич Боровиковский
Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой
Луи Каравакк (1684-1754)
Портрет царевен Анны Петровны (1708-1728) и Елизаветы Петровны (1709-1761)
Рокотов Федор Степанович (1735? - 1808)
«Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»
Рокотов Федор Степанович
Портрет великого князя Павла Петровича в детстве 1761
Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761)
Портрет Сарры Элеоноры Фермор
О. А. Кипренский
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова
И. Н. Никитин
Портрет напольного гетмана. 1725
холст, масло
76 х 60 cм.
овал, вписанный в прямоугольник
Портрет Николая Гоголя
Фёдор Антонович Моллер (1812-1874)
Portrait of Writer Nikolai Gogol
Fedor Moller
- Таежный чай: состав, показания и условия хранения сбора Таежный чай
- Какое мясо самое полезное для человека?
- Приметы на благовещение пресвятой богородицы, а также обряды и запреты Благовещение обычаи и приметы что можно делать
- Сбор грибов: общие правила и советы начинающему грибнику Сон грибы собирать в лесу