Давыдов, Юрий Николаевич: биография. Давыдов, Юрий Николаевич: биография Античный капитализм и "новый русский"
Начиная с 1980 года, Ю. Н. Давыдов углубленно занимался историей социальной философии и теории социологии, в особенности социологии Макса Вебера. Он известен также своими литературно-критическими и публицистическими работами. В последние годы он опубликовал две серии статей о тоталитаризме и о судьбах трудовой этики в «постсоветской России» (журналы «Наука и жизнь», «Вопросы философии», «Диалог» и др.), а также статьи по проблемам трудовой этики.
В начале 2000-х гг. областью научных исследований Ю. Н. Давыдова стал новый российский капитализм как проблема, исследуемая средствами теоретической социологии.
Семья
Муж известного историка философии и социологии Пиамы Гайденко. Дети от первого брака с Ниной Александровной Давыдовой (Цеделер): дочь Елена Юрьевна Давыдова, сын Андрей Юрьевич Давыдов.
Научные труды
Монографии
- Давыдов Ю. Н. Искусство и элита. - М.: Искусство, 1966.
- Давыдов Ю. Н. Искусство и революция: Толстой и Блок, Маяковский и Эйзенштейн. - М., 1967 (кн. вышла только на англ. и яп. языках).
- Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля. - М.: Наука, 1968.
- Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (искусство и «новые левые»). - М.: Искусство, 1975.
- Давыдов Ю. Н. Бегство от свободы. - М.: Художественная литература, 1978
- Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: критический анализ. - М.: Наука, 1980.
- Давыдов Ю. Н. «Неомарксизм» и проблема социологии культуры. Под ред. А. П. Соколовского. - М., 1980.
- Давыдов Ю. Н. Социология контркультуры: инфантилизм как тип миросозерцания и социальная болезнь. - М.,1980.
- [Давыдов Ю. Н. и др.] Буржуазная социология на исходе XX века: Критика новейших тенденций / Отв. ред. В. Н. Иванов. - М.: Наука, 1986.
- [Давыдов Ю. Н. и др.] США глазами американских социологов. Политика, идеология, массовое сознание. Кн. 2 / Ред. В. Н. Иванов, Ю. Н. Давыдов. - М.: Наука, 1988.
- Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной философии). - М.: Молодая гвардия, 1989.
- Давыдов Ю. Н., Гайденко П. П. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. - М.: Политиздат, 1991. - ISBN 5-250-00757-0; 3-е изд. - М.: КомКнига, 2010. - ISBN 978-5-484-01084-4
- Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. - М.: Мартис, 1998. - 510 с. - ISBN 5-7248-0056-X
- [Давыдов Ю. Н. и др.] Критика современной буржуазной теоретической социологии / Ред. Г. В. Осипов. - М.: Наука, 2003.
Статьи
- Давыдов Ю. Н. Царь Эдип, Платон и Аристотель // Вопросы литературы. - 1964. - № 1.
- Давыдов Ю. Н. Идея рациональности в социологии музыки Теодора Адорно // Кризис буржуазной культуры и музыка. - М.: Музыка, 1976. - С. 49-105.
- Давыдов Ю. Н. Арьергардные бои музыкального «авангарда» // Кризис буржуазной культуры и музыка. - М.: Музыка, 1983. - С. 67-125.
- Давыдов Ю. Н. «Картины мира» и типы рациональности: Новые подходы к изучению социологического наследия Макса Вебера [: послесловие] // Вебер М. Избранные произведения / Сост. и общ. ред. Ю. Н. Давыдова, предисл. П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с. - С. 735-77. - ISBN 5-01-001584-6 (Социологич. мысль Запада)
- Давыдов Ю. Н. Уточнение понятия «интеллигенция»; Современная российская ситуация в свете веберовской типологии капитализма // Куда идёт Россия? Альтернативы общественного развития. Вып. 1: Международный симпозиум 17-19 декабря 1993 г. / Под общ. ред. Т. И. Заславской, Л. А. Арутюнян. - М.: Интерпракс, 1994. C. 244-245; 266-277. - ISBN 5-85235-109-1
- Давыдов Ю. Н. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика) // Вопросы философии. - 1994. - № 2.
- Давыдов Ю. Н. М. Вебер и проблема интерпретации рациональности // Вопросы социологии. - 1996. - № 6. С. 71-77.
Юрий Николаевич Давыдов (31 июля 1929 года, Каменец-Подольский - 21 апреля 2007 года, Москва) - советский и российский философ и социолог. Специалист по проблемам истории и теории социологии, социальной философии, этики, истории философии и искусства. Основатель крупной отечественной школы в области истории и теории социологии. Разработчик новой версии теории социологии искусства, представлявшей собой попытку перевести на более конкретный уровень ряд проблем, которые до того считались прерогативой эстетики и философии искусства. Автор ряда фундаментальных работ по истории социальной философии и социологии ХIХ-ХХ вв. Занимался социальными и философскими аспектами проблемы свободы, нравственности, взаимодействия искусства и общества. Доктор философских наук, профессор. Заведующий сектором истории и теории социологии Института социологии РАН.
Биография
В 1952 году окончил исторический факультет Саратовского университета.
В 1958 году окончил аспирантуру Института философии АН СССР и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Борьба вокруг гегелевской „Феноменологии духа“ в западной философии XIX - второй половины XX веков».
Работал младшим научным сотрудников в секторе истории философии Института философии АН СССР.
В 1956-1958 годах написал ряд статей, посвящённых общим принципам историко-философского анализа и, в частности, «Феноменологии духа» (одна из них была опубликована в качестве предисловия к т.4 «Сочинений» Гегеля).
В 1959-1962 годах работал старшим научным редактором издательства «Советская энциклопедия» - участвовал в написании статей («Вульгарный социологизм», «Иррационализм», «Монизм» и др.), организации и выпуске первых томов пятитомной «Философской энциклопедии».
Преподавал на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.
В 1963-1965 годах работал заведующим сектором философии Фундаментальной библиотеки по общественным наукам АН СССР.
В 1965-1970 годах заведовал сектором эстетики Института истории искусств Министерства культуры СССР.
С 1970 года работал в Институте социологии АН СССР/РАН главный научный сотрудник, заведующий сектором истории социологии и общей социологии.
В 1977 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы».
Ответственный редактор книги «История теоретической социологии» в 4 т. (М., 1995-2000) и автор большинства разделов и глав этого издания.
Научная деятельность
В начале своей научной деятельности Ю. Н. Давыдов написал цикл статей, посвящённых критическому анализу неогегельянства. Итогом этого промежутка стала монография «Труд и свобода», которая была позднее переведена на немецкий, итальянский и другие языки. Её выход и дала основание некоторым зарубежным учёным считать Ю. Н. Давыдова одним из основателей российско-советской (полуофициальной) версии неомарксизма. Занимался и руководил рядом научно-библиографических изданий по истории философии. Продолжал работу в социальной философии, исследовал проблемы социологии искусства, что нашло своё выражение в социально-философском истолковании античной эстетики, а также критическом анализе современной западной теории социологии искусства. Написал серию статей о Теодоре Адорно, разрабатывал собственную теорию социологии искусства, перенеся на новый уровень ряд проблем, которые раннее были областью исследований эстетики и философии искусства. Этому же кругу вопросов был посвящён цикл из трёх монографий и большое число статей. В это же время разрабатывал проблематику типологизации восприятия искусства обществами различными эпох и социальными слоями.
Ю. Н. Давыдов сочетал эстетико-социологическую типологизацию отношения к искусству и художественной культуре с более широким, социально-философским и теоретико-социологическим рассмотрением современного западного сознания. Главным здесь становится своеобразие современного западного сознания, рассмотренного в ходе его эволюции и появления новейших тенденциях. Средоточием оказывается гедонистически-потребительский тип сознания, который недвусмысленно противостоит традиции, заложенной протестантизмом с его «хозяйственной этикой». Именно поэтому Ю. Н. Давыдов кропотливо занимался вопросами социологии культуры и социологии современной западной культуры.
(р. 31.07.1929) - спец. по соц. филос., западноевроп. филос., социол. искусства; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Каменец-Подольск (Украина).
Окончил ист. ф-т Саратовского ун-та (1952), асп. ИФ АН СССР (1958, окончил за 2 г., написав дисс. "Борьба вокруг гегелевской "Феноменологии духа" в западной философии XIX - второй половины XX веков"). Работал мл. н. с. в секторе истории филос. того же ин-та. В тот же период (1956-1958) написал ряд статей, посвященных общим принципам ист.-филос. анализа и, в частности, "Феноменологии духа" (одна из них была опубликована в качестве предисловия к т.4 "Сочинений" Гегеля).
В 1959-1962 работал ст. н. ред. изд-ва "Сов. энциклопедия" - участвовал в организации и выпуске первых томов пятитомной "ФЭ", где были опубликованы, в частности, и его статьи: "Вульгарный социологизм", "Иррационализм", "Монизм" и др. Параллельно преподавал на филос. ф-те МГУ. Опубликовал цикл статей, посвященных критическому анализу неогегельянства.
Завершением этого периода явилась кн. "Труд и свобода", к-рая была переведена на нем., итал. и др. языки и дала основание нек-рым зап. авторам считать его одним из создателей рус.-сов. (полуофициальной) версии неомарксизма.
В 1963-1965 работал зав. сектором филос. Фундам. библиотеки по обществ. наукам АН СССР. Руководил рядом научно-библиографических изд. по истории филос. Продолжал занятия в обл. соц. филос., начал работу в обл. социол. искусства, к-рая в те годы только начинала возрождаться в стране.
Первыми публикациями в этой связи были статьи, посвященные социол. интерпретации античной эстетики (Царь Эдип, Платон и Аристотель // Вопросы литературы. 1964. № 1), а также критическому анализу совр. зап. теор. социол. искусства (статья, посвященная Т.Адорно, к-рая вскоре переросла в серию статей о нем). В 1965-1970 заведовал сектором эстетики Ин-та истории Мин-ва культуры СССР, где получил возможность сосредоточиться, на разработке собственной версии теор. социол. искусства, представлявшей собой попытку перевести на более конкретный уровень ряд проблем, к-рые до того считались доменом эстетики и филос. искусства.
Этому кругу вопросов был посвящен цикл из трех монографий: "Искусство и элита" (1966), "Искусство как социологический феномен.
К характеристике эстетико-политичес-ких взглядов Платона и Аристотеля" (1968), "Искусство и революция: Толстой и Блок, Маяковский и Эйзенштейн" (1967, кн. вышла только на англ. и яп. языках), а также большое число статей.
В процессе этого иссл. разрабатывалась проблематика, относящаяся к обл. типоло-гизации восприятия искусства в рамках разл. обществ. эпох и социальных страт. С 1970 работал в Ин-те социол.
АН СССР (ныне РАН). В наст. вр. - гл. н.с, зав. сектором истории социол. и общей социол.
В этом ин-те Д. получил возможность перейти от эстетико-социол. анализа разл. типов отношения к искусству и художеств. культуре вообще к более широкому - соц.-филос. и теор.-социол. рассмотрению совр. зап. сознания в целом. Этой тематике были посвящены кн.: "Эстетика нигилизма" (1975), "Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы" (1977, защищена в качестве докт. дисс.) и "Бегство от свободы" (1978). На передний план здесь выходит проблематика своеобразия совр. зап. сознания, взятого в его эволюции и новейших тенденциях.
В центре рассмотрения оказывается гедонистически-потребительский тип сознания, решительно противостоящий традиции, заложенной протестантизмом и его "хозяйственной этикой". В связи с этим Д. более углубленно занялся проблематикой социол. культуры вообще и социол. совр. зап. культуры в частности, что нашло отражение в двух колл. монографиях: "Неомарксизм и проблема социологии культуры" (1980) и "Социология контркулыуры: инфантилизм как тип миросозерцания и социальная болезнь" (1980). Начиная с 1980 Д. специально занимался историей соц. филос. и теор. социол., в особенности социол.
М.Вебера.
В русле этой работы находится его авт., сост. и ред. участие в изд. словаря, посвященного зап. социол., несколько колл. монографий, в т.ч. "Буржуазная социология на исходе XX века" (1986), а также изд. (совм. с П.П.Гайденко) кн. "История и рациональность.
Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс" (1991). Издана монография "Макс Вебер и современная теоретическая социология" (М., 1998). В этот же период им вместе с небольшим коллективом соавторов были изданы кн., посвященные судьбам диалектики в зап. филос. и социол. XX века. Д. известен также своими литературно-критическими и публицистическими работами.
В посл. годы опубликованы две серии его статей - о тоталитаризме и о судьбах трудовой этики в посттоталитарной России (ж. "Наука и жизнь", "ВФ", "Диалог" и др.). Проблемам трудовой этики посвящена и статья в "ВФ" (1994. № 2) "Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика)". В посл. пять лет его осн. тема: новый рус. капитализм как проблема теор. социол.
Д. - отв. ред. кн. "История теоретической социологии" в 4 т. (М., 1995-2000) и автор большинства разделов и глав этого изд. Давыдов, Юрий Николаевич Заведующий сектором Института социологии; родился в 1929 г.; в 1952 г. окончил исторический факультет Саратовского государственного университета, доктор философских наук, профессор; член Союза писателей; автор ряда фундаментальных работ по истории социальной философии и социологии ХIХ-ХХ вв.
В статье освещается философская концепция общественного труда выдающегося философа и социолога Ю. Н. Давыдова (1929-2007) по его ранней монографии « Труд и свобода» (1962) и высказывается личное отношение к ее автору. Пытаясь раскрыть философскую глубину атомизации общества и отчуждения человека через призму разделения общественного труда и меры индивидуальной свободы, Ю. Н. Давыдов сформулировал первую в истории отечественной научной литературы версию гуманистического марксизма.
Ключевые слова: Ю. Н. Давыдов, труд, марксизм, философия, общество, отчуждение, гуманизм, свобода.
The article highlights the philosophical concept of social labor analyzed by an eminent philosopher and sociologist Yu. N. Davydov (1929–2007) in his early monograph “Work and Freedom” (1962), and expresses a personal attitude to its author. When trying to reveal the philosophical depth of atomization of society and of human alienation through the lens of social labor division and the measure of individual freedom, Yu. N. Davydov formulated first in the history of Russian scientific literature a humanist version of Marxism.
Keywords: Yu. N. Davydov, work, Marxism, philosophy, society, the alienation, of humanism, freedom.
Краткое предисловие . Эту статью я готовил в качестве главы для своей монографии. Она не вошла в книгу по причине превышения объема. Оставить материал неопубликованным я не могу себе позволить по ряду причин. Главное – личные отношения и значительная роль Ю. Н. Давыдова в моей судьбе.
Мы познакомились в 1976 г., когда я поступил в аспирантуру ИКСИ АН СССР (так раньше назывался Институт социологии) по отделу истории, который возглавлял Г. В. Осипов. Одним из подразделений, сейчас уже не помню, как оно называлось, руководил Ю. Н. Давыдов. Сразу же чувствовалось обаяние его масштабной личности. Он был не просто лидером, он был кумиром – потрясающе разносторонний человек, очень тонкий, эрудированный и демократичный. А еще подкупало меня то обстоятельство, что оба мы – выходцы из Саратова. Этот город, интеллектуальная столица Поволжья, где в 1920-е гг. музеев было больше, чем в Москве, сформировал нас, но только в разные исторические эпохи. Юрий Николаевич – яркий представитель талантливых шестидесятников, я, вслед за многими сверстниками, относил себя к поколению безвременья, семидесятникам. Но в моей судьбе странным образом воспроизводились многие моменты пути, пройденного моим Учителем. Оба мы учились на историческом факультете Саратовского университета, мечтали поступить на философский факультет МГУ. Но мне это удалось, так как я бросил истфак, накопил трудовой стаж (работал подсобным рабочим в продмаге), а ему не позволили семейные обстоятельства. Зато Юрий Николаевич окончил в 1958 г. аспирантуру Института философии АН СССР, а я лишь мечтал об этом в 1973 г. Пришлось компенсировать аспирантурой Института социологии АН СССР. Оба со школьной скамьи увлеклись философией, читали Гегеля, Канта, Спинозу. Предисловие Ю. Н. Давыдова к «Феноменологии духа» я, разумеется, прочитал еще до МГУ, но никогда не думал, что в 1970-е гг. и мне удастся получить его автограф на моем свято почитаемом четвертом томе.
Связывал наши творческие судьбы также интерес к искусству: мы рано начали писать стихи и даже публиковались – в разное время – в одной и той же газете «Заря молодежи». Но и на этом поприще Юрий Николаевич добился гораздо больших успехов, чем я, ограничившийся учебником, хрестоматией и словарем по культурологии. А вот работы моего Учителя ознаменовали в социологии культуры целую эпоху.
В социологической аспирантуре мне пришлось отойти от истории философии и заняться чем-то более прагматичным. Выбрал историю менеджмента, а конкретно – социально-экономическую концепцию организации труда Ф. Тейлора. Не знаю, почему так случилось. Гораздо занятнее другое. В то время как все сотрудники сектора Ю. Н. Давыдова, включая моего научного руководителя, практически ничего не знали об этом ученом, Юрий Николаевич в беседе со мной сообщил, что читал его работы с упоением – как детектив. Эту фразу о детективе я запомнил буквально, много раз передавал ее своим студентам и коллегам. А самое главное – я понял, что уж если такой человечище проявляет интерес к американскому менеджменту, то мне следует его знать назубок. В конечном счете, полюбив Тейлора душой, а не только по долгу службы, я посвятил ему ряд работ и монографию [Кравченко 1998].
Еще одна точка соприкосновения – интерес к Максу Веберу. Глубина анализа его работ, способность доходить до самой сути, а главное – неожиданный взгляд на проблему сделали Ю. Н. Давыдова признанным авторитетом в мире среди вебероведов. Я в меру своих сил тоже пытался что-то узнать, исследовать, раскопать. Вроде бы кое-что удалось, если считать монографию о Вебере, ряд переводов написанных статей [Кравченко 2011; 2007; 1997а; 1997б]. Но впереди всегда был мой Учитель. Я даже не пытался его догнать, лишь указал в предисловии к книге о Вебере, что посвящаю ее своему великому Учителю. Почти 15 лет я работал с ним, учился у него, почитал его. И сегодня я хочу принести еще одну маленькую толику своего безмерного уважения к Юрию Николаевичу, написав статью о главной книге раннего периода его творчества. Как известно, она была в свое время переведена на ряд европейских языков, получила одобрительные отзывы, послужила основанием для советологов считать Ю. Н. Давыдова одним из основателей русско-советской (полуофициальной) версии неомарксизма, а советским властям дала повод зачислить его в ряды диссидентов.
Самую раннюю в послевоенный период философско-социологическую концепцию труда предложил известный российский обществовед Юрий Николаевич Давыдов. В небольшой книге «Труд и свобода» [Давыдов 1962] он дает целостный очерк понимания общественного труда К. Маркса и высказывает в связи с этим собственные, не потерявшие доныне своей новизны, идеи.
Изложение своей концепции автор начинает с философских вопросов антропосоциогенеза. Видимо, в те годы этот термин еще не был в широком ходу у советских ученых, поэтому автор его не употребляет. Сознательно он консолидируется с позицией исторического материализма, который на протяжении нескольких десятилетий заменял теорию антропосоциогенеза.
Материально-производительный труд с первых дней появления человеческого рода выступал, по мнению Ю. Н. Давыдова, сущностной характеристикой человека и в этом качестве составлял единство трех исходных моментов: 1) являясь формой простейшей кооперации в первобытной орде, труд служил фундаментом взаимного обмена деятельностью между людьми; 2) орудия труда выступали средством личностного, а затем и социального становления человека как общественного существа; 3) труд служил основой свободы и необходимости индивида.
Способ трудовой деятельности, закрепленный в способе общения, открывал безграничные возможности для накопления опыта по изготовлению орудия и переноса его с одного орудия на другое. Орудие становилось «естественно вырастающим» органом совместной деятельности в первобытной орде, материально закрепляя и воплощая социальные отношения членов орды друг к другу. Способ изготовления орудий труда, трудовые навыки владения ими и их производства, передаваемые из поколения в поколение, со временем получали свое собственное (относительно самостоятельное) существование.
Орудия труда и трудовая кооперация стали решающим фактором, отделившим первобытных людей от других видов животных. «Естественная кооперация» двадцати или более членов орды давала гораздо большую производительную силу, чем сумма производительных сил каждого из этих двадцати. Способность же изготовлять орудия, то есть использовать отличные от физической мускульной силы человека «силы природы», возникшая на базе данной «естественной кооперации», по выражению Ю. Н. Давыдова, открывала становящемуся человечеству бесконечную перспективу развития в будущем.
Прошли тысячелетия, и труд стал тем главным, а возможно, и единственным условием, которое обеспечивает человечеству в целом свободу. Но это особая свобода, или свобода, понимаемая особым, специфически философским способом. Речь идет не о свободе человека как конкретного индивида, а о свободе человека как представителя рода, представителя общества в целом. Фундаментальной основой человеческой свободы, ее содержанием, а то и субстанцией в целом является общественный труд. Труд выступает здесь в качестве спинозовской «causa sui» (причины самого себя), в качестве универсального отношения природы «к самой себе».
Однако такая характеристика свободы человека – как представителя общества в целом – имеет смысл только при сравнении человеческого рода с другими животными или природой как их совокупностью. Это как бы «внешняя» свобода. Помимо нее существует некая «внутренняя» свобода. Она выступает на первый план, когда мы сопоставляем свободу одного индивида со свободой другого индивида. Между двумя философскими родами свободы – дистанция огромного размера. Внешняя свобода – отделенность человеческого рода от животной природы – появляется в эпоху первобытного стада. Внутренняя свобода – социальные отличия одних людей от других по степени их свободы и зависимости – возникает лишь на очень зрелой стадии развития человеческого общества, а именно в эпоху классово-антагонистических формаций (рабовладение, а затем феодализм и капитализм).
К тому времени, когда появляется социальное неравенство и неодинаковое распределение труда в обществе, то есть когда успел сформироваться и проявить себя во всей красе второй, внутренний род несвободы, высокой степени концентрации успел достичь и первый – внешний род свободы. Теперешнему человеку, пишет Ю. Н. Давыдов , гораздо больше нужно от природы, чем его животнообразному предку. В этом заключается источник его господства над природой и его зависимости от нее. Такого рода зависимость, растущая вместе с господством человека над природой, проявляется в том, что современному обществу для поддержания своего существования сегодня приходится затрачивать неизмеримо большее количество сил и энергии, чем раньше. Никогда еще прекращение производства хотя бы на один месяц не грозило человечеству такими неисчислимыми бедствиями, как в наше время. Так что современное господство над природой – это не только растущая свобода по отношению к ней, но и растущая зависимость от нее, выражающаяся в необходимости поддерживать это господство под страхом грандиозных катастроф. Таким образом, свободе никогда не избавиться от необходимости. Необходимость – ее «судьба».
Господство одного над другим, равно как и зависимость одного от другого, существуют как во «внешнем», так и во «внутреннем» модусах свободы, как в сфере отношения человека к природе, так и в сфере отношения человека к человеку.
Оказывается, степень «возвышения» человечества над животным миром вовсе не освобождает его от внутреннего расслоения, рабства, зависимости и господства. Мера свободы общества в целом не является мерой индивидуальной свободы. В свободном античном обществе существовала обширная прослойка рабов. Ведь для каждого человека проблема свободы – это проблема его индивидуального, личного «участия» в свободе общества, мерой которого является не сравнение с животным, а сравнение с другим человеком, со степенью свободы другого человека.
При этом индивидуальную свободу Ю. Н. Давыдов предлагает понимать как свободу классовую, или групповую. По его мнению, люди никогда не выступали в истории в качестве обособленных социальных «атомов» («монад»). В реальной истории они всегда были представителями определенных общественных классов, социальных слоев, группировок. Поэтому вопрос об отношении свободы одного индивида к свободе другого имеет своей предпосылкой решение вопроса о свободе тех социальных слоев, к которым они принадлежат, социальных групп, к которым они примыкают, общественных классов, представителями которых они являются.
В первобытной истории не существовало индивида как такового. В процессе развития «анонимный» член общины становится «индивидом» именно в той степени, в какой он усваивает и превращает в деятельное содержание собственной «природы» те социальные свойства и способности, которые развил «естественный коллектив» в целом. Такого рода «усвоение – превращение» разворачивалось как приобщение индивида к традициям, обычаям, навыкам, знаниям коллектива. Потребности, вызревающие в лоне трудового коллектива, должны были принимать в голове индивида форму субъективно ориентированной воли. Объективно существующие способы удовлетворения этих потребностей, заданные уровнем развития этого коллектива, должны были трансформироваться в его голове в виде сознательно формулируемых целей. Социальные формы общения, жизненно необходимые для осуществления этих целей, для удовлетворения этих потребностей, «идеализировались» в голове становящегося индивида в виде системы этических мотиваций, нравственных норм. Так, становясь индивидом, человек одновременно становится «самосознающим» субъектом.
Этот процесс растянулся на многие десятки тысяч лет. Причем одним из первых его противоречий было то, что «индивидами» становились далеко не все члены первобытного коллектива сразу. Первоначально социальные характеристики, развитые первобытным коллективом в целом, должны были «кристаллизоваться» в виде индивидуальных свойств «вождя» этого коллектива (еще немногим отличавшегося от бывшего «вожака стаи») и тех его членов, в деятельности которых постепенно обособлялись и закреплялись наиболее существенные функции коллектива. Здесь Ю. Н. Давыдов не ссылается на сочинение Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда», где впервые, по нашим сведениям, была высказана мысль о роли вождей как аккумуляторов личностного начала в первобытном племени. Возможно, тогда еще молодой Ю. Давыдов, полностью погруженный в классическую зарубежную философию, и не читал работ французского социолога. В противном случае он не преминул бы указать на такой факт. Независимое открытие одного и того же исторического обстоятельства, сделанное с разных теоретических позиций, для науки тем более ценно и любопытно.
Находясь целиком в философских материях, автор книги «Труд и свобода» предпочитает полемизировать прежде всего с философами, в частности заявляя: становление индивидов в первобытных коллективах не имело формы «атомизации», распада коллектива на совокупность «атомов» (лейбницевских «монад»). С самого начала этот процесс оказался подчиненным моментом другого более важного процесса – выделения в становящемся обществе различных социальных групп, расщепления его на противостоящие друг другу социальные подразделения. Мысль сама по себе весьма интересная, особенно в связи с тем, что, во-первых, в раннем советском обществознании она никем прежде не высказывалась, а во-вторых, к ортодоксальному марксизму, творчески развивать который взялся Ю. Н. Давыдов, не имела отношения. В его книге очень много «пассажей», выходящих за эти рамки, просмотренных идеологической цензурой, составляющих творческое открытие автора и не потерявших своего значения и в наши дни.
Однако вслед за этим следует весьма спорное утверждение о том, что уже с самого начала, то есть в период доклассового общества, одни свойства человека как такового развивались преимущественно представителями одного социального подразделения, другие свойства – представителями другого и т. д. К примеру, эксплуатацию как социальную форму деятельности индивидов узурпирует господствующий класс, воинское дело присваивает класс рыцарей, бизнес – класс предпринимателей. На самом деле ни воинское дело, ни эксплуатация труда, ни бизнес не являются «свойствами человека как такового». Это продукты общественного разделения труда, о которых в свое время писал Э. Дюркгейм. Возможно, формулировки Ю. Давыдова получились бы более корректными, если бы в те времена он полагался не только на философскую, но и на социологическую литературу. Впрочем, стоит отметить, что в конце 1950-х и начале 1960-х гг., когда молодой Ю. Давыдов взял на себя смелость с философских позиций осмыслить социологическую проблематику, социологическую классику, особенно зарубежную, очень мало кто читал (если читал вообще).
Еще до Маркса исследователи обнаружили, что две линии эволюции – прогресс разделения труда и развитие человека – находятся в отношении обратной пропорции друг к другу. Чем больше прогрессировало разделение труда, тем менее всесторонним и свободным оказывался индивид. Возникал вопрос: до каких пределов возможно это расхождение? По Марксу, прогресс капиталистического разделения труда привел к полнейшему изгнанию свободы из сферы материального производства тем, что:
1) привел к отделению интеллектуальной стороны труда от «чисто физической»;
2) даже эту «физическую» сторону низвел до одностороннего применения абстрактной (изолированной от других) человеческой способности;
3) применение этой односторонне развитой способности поставил в зависимость не от ее собственной меры, а от меры внешней, исходящей из требований, предписываемых ритмом движения машины.
В результате проблема человеческой потребности в труде получила перевернутое, поставленное с ног на голову выражение: как проблема нормальной «физиологической» потребности организма. Это, если говорить словами молодого Маркса, высшее проявление «отчуждения труда». Но одновременно с тем – отчуждение человека от своей индивидуальной природы и слияние с коллективной сущностью. По выражению К. Маркса, «личная свобода существовала только для индивидов, развившихся в рамках господствующего класса, и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса». В этой связи Маркс подчеркивал, что личность, например, рантье или капиталиста «обусловлена конкретными классовыми отношениями».
Таким образом, свобода была в предшествующей истории монополией господствующих классов, которые «заведовали» всеобщим интересом и для которых этот всеобщий интерес выступал как их личный. Ибо только представители господствующего класса пользовались реальными благами всеобщего развития. И что самое важное, подчеркивает Ю. Н. Давыдов , период такой позитивной свободы был ограничен и хронологически – эпохой становления и оформления данного способа производства. И как только эта эпоха заканчивается, исчезает и «время свободы» даже для узкого слоя экономически господствующего класса. Для эксплуатируемых классов остается лишь «негативная» свобода – свобода покинуть свой класс и выбиться в люди – или более радикальный путь – разрушить старый строй революцией. В результате общественная жизнь воспринимается ими как область принудительной необходимости. И в качестве сферы личной свободы индивидов выступает только сфера их личной жизни.
Социальные условия капитализма, по мнению автора книги «Труд и свобода», препятствуют тому, чтобы применить человека в качестве творческого индивида. Двумя формами обесценивания личности в буржуазном обществе выступают безработица и механизация труда, высшим проявлением которой является роботизация. Капитализм заставляет человека соревноваться с роботом в выполнении чисто механических функций. Проблема стоит так: либо человек должен уступить свое место роботу как более совершенному «агенту производства», либо он должен само это производство перестроить с той целью, чтобы оно требовало совершенно иного «агента», предъявляя к нему такую сумму задач, с которыми ни одному «роботу» не справиться. «Машинизация» человека или «очеловечивание» машины – вот альтернатива, перед которой, по мысли Ю. Н. Давыдова, стоит буржуазная цивилизация и которую она не в состоянии разрешить.
Таким образом, главное противоречие современной эпохи состоит в том, что реальная ценность личности неизмеримо повысилась, а социальных условий для ее реализации не создано. При капиталистических отношениях право быть личностями получают только представители господствующих классов. В жертву приносятся миллионы трудящихся, которым не дают возможности стать личностями.
При капиталистической эксплуатации рабочей силы на протяжении «рабочего времени» можно извлечь из индивида значительно меньше, чем путем применения его свободной творческой энергии. Всесторонне развитый человек дает обществу гораздо больше, неизмеримо больше, чем односторонний индивид. Каждый человек, не ставший всесторонне развитым индивидом, – это огромная экономическая потеря. С данной точки зрения неправильно говорить, что ученых (или «интеллигентов вообще») слишком много, что затраты на их образование не окупаются. Эти разговоры могут быть только симптомом того, что общество – в той или иной мере – неспособно использовать огромные производительные силы.
Буржуазный утилитаризм, пишет Ю. Н. Давыдов, выступает в образе нашего старого знакомого – гоголевского Плюшкина, который экономит на лишнем куске хлеба для своих крепостных, забывая, что тем самым он подрывает основы своего хозяйства, своей «политической экономии»; который «трогательно» заботится о недоеденном сухаре из кулича, забывая о сотнях пудов зерна, гниющего в амбарах. В самом деле, оказывается, «экономия», получаемая за счет увеличения рабочего дня или понижения заработной платы, за счет снижения ассигнований на образование и общекультурные нужды, на деле не что иное, как расхищение огромного богатства, каким является всестороннее развитие индивидов.
В буржуазном обществе основным капиталом является прошлый труд, овеществленный труд, а стоимость рабочей силы выступает лишь как «переменный капитал». С наступлением коммунизма, заключает свои рассуждения Ю. Н. Давыдов, господство прошлого («отчужденного») труда над настоящим заканчивается. Таким образом, повернутая «внутрь» – в сферу отношений людей в самом обществе – проблема свободы оборачивается проблемой замены одного общественного строя другим, базирующимся на совершенно ином укладе общественного труда.
Концепция философии свободного труда Ю. Н. Давыдова противоречива в том плане, что целиком и полностью – по своей целевой заданности – направлена на идеологическое развенчание буржуазного общества и утверждение преимуществ коммунизма. Но поступать иначе в те годы было нельзя. Вместе с тем это наиболее квалифицированное и философски фундированное обоснование теоретической модели общественного труда, когда-либо предпринятое в рамках советского марксизма. По своей глубине и творческой оригинальности концепцию Ю. Н. Давыдова вполне можно поставить в один ряд с философскими теориями Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма и С. Булгакова, созданных ранее, выполненных с иных идейных позиций, но также направленных на осмысление природы общественного труда и его гуманистического призвания.
Литература
Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 169–183.
Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М. : Высшая школа, 1962.
Кравченко А. И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М. : На Воробьевых, 1997а.
Кравченко А. И. Концепция капитализма М. Вебера и трудовая мотивация // Социологические исследования. 1997б. № 4. С. 15–28.
Кравченко А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев. СПб. : РХГИ, 1998.
Кравченко А. И. Основные принципы веберовской методологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 4. С. 150–172.
Кравченко А. И., Гутнер Г. Б. Вебер // Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. 3. Полутом 1. Беар – Брун. М. : ИНФРА-М, 2007. С. 238–240.
Профессиональные интересы :
Основные научные интересы Ю.Н.Давыдова находятся в области проблем истории и теории социологии, этики, истории философии и искусства. С его именем связана реализация крупных проектов исследования истории и генезиса общей теории социологии в России. Многие монографические исследования Ю.Н.Давыдова получили широкую известность и переводились на основные европейские языки. Значительным событием в истории отечественной общественной мысли стали работы Ю.Н.Давыдова, посвященные социально-философским аспектам проблем свободы, нравственности, взаимодействия искусства и общества. В последнее время основное внимание Ю.Н.Давыдов уделяет разработке методологических проблем эволюции общесоциологической теории на Западе и в России.
Публикации :
Библиографию основных работ Ю.Н.Давыдова на русском языке см. .
Публикации на портале:
Книги
- Арьергардные бои музыкального "авангарда"// Кризис буржуазной культуры и музыка. С. 67-125 Авт. Давыдов Юрий Николаевич. Москва: Музыка, 1983.
- Идея рациональности в социологии музыки Теодора Адорно // Кризис буржуазной культуры и музыка. С. 49 - 105 Авт. Давыдов Юрий Николаевич. Москва: Музыка, 1976.
- Критика современной буржуазной теоретической социологии / А.П. Ковалев, С.М. Митина, Э.А. Орлова и др.; Ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 2003.
- Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития / Под общ. ред. Т.И. Заславской, Л.А. Арутюнян. М.: Интерпракс, 1994.
- Авт. Давыдов Юрий Николаевич. 2003.
- Социология контркультуры: критический анализ Авт. Давыдов Юрий Николаевич, Роднянская И.Б.. Москва: Наука, 1980.
- США глазами американских социологов. Политика, идеология, массовое сознине. Кн. 2 Ред. Давыдов Юрий Николаевич, Иванов Вилен Николаевич. Москва: Наука, 1988.
- Эстетика нигилизма (искусство и "новые левые") Авт. Давыдов Юрий Николаевич. Москва: Искусство, 1975.
- Давыдов Ю.Н. // Социологические исследования . 1994. № 10. С. 165-175.
- Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма // Социологические исследования . 1994. № 8-9. С. 185-193.
- Давыдов Ю.Н. // Социологические исследования . 1991. № 1. С. 95-108.
- Давыдов Ю.Н. Горькие истины «Вех» (трагический опыт самопознания российской интеллигенции) // Социологические исследования . 1991. № 8. С. 105-117.
- Давыдов Ю.Н. Давыдов Ю.Н. Античность как предмет исторической социологии // Античная культура и современная наука (сборник статей). 1985. С. 286-291 //
- Давыдов Ю.Н. Давыдов Ю.Н. Индустриальная социология как наука о социальных отношениях крупнопромышленного общества и высокотехнизированного труда // ФРГ глазами западногерманских социологов: Техника – интеллектуалы – культура. М.: Наука, 1989. С. 12-25. //
- Давыдов Ю.Н. Давыдов Ю.Н. Прогресс рационализации и развитие интеллектуальных слоев // ФРГ глазами западногерманских социологов: Техника – интеллектуалы – культура. М.: Наука, 1989. С. 113-145 //
- Давыдов Ю.Н. Давыдов Ю.Н. Размежевание индустриальной социологии с философией техники // ФРГ глазами западногерманских социологов: Техника – интеллектуалы – культура. М.: Наука, 1989. С. 25-47. //
- Давыдов Ю.Н. Давыдов Ю.Н. Техника и бюрократия: на путях к социологической расшифровке техники // ФРГ глазами западногерманских социологов: Техника – интеллектуалы – культура. М.: Наука, 1989. С. 66-81. //
- Давыдов Ю.Н. Давыдов Ю.Н. Три линии - три этапа в развитии общей теории массовых коммуникаций // США глазами американских социологов. Политика, идеология, массовое сознание. Кн. 2/ Отв.ред. В.Н.Иванов, Ю.Н.Давыдов. М.: Наука, 1988. С.97-129. //
- Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии (Введение) // Социологические исследования . 1993. № 5. С. 33-50.
- Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и Михаил Бахтин (к введению в социологию ХХ века) // Социологические исследования . 1996. № 10. С. 3-15.
- Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и Россия // Социологические исследования . 1992. № 3. С. 115-129.
- Давыдов Ю.Н. М.Вебер и проблема интерпретации рациональности // Вопросы социологии . 1996. № 6. С. 71-77.
- Давыдов Ю.Н. Метатеоретические устои социологии ХIХ века // Социологические исследования . 1998. № 6. С. 13-25.
- Давыдов Ю.Н. Определяя "общество": от истории понятия к уточнению концептуальных границ // Социологический форум . 1998. Т. 1. № 1.
- Давыдов Ю.Н. От деидеологизации к гиперидеологизму. (Эволюция леворадикальных воззрений) Аналитический обзор//Концепции реидеологизации и их критика. Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1978. //
- Давыдов Ю.Н. Патологичность "состояния постмодерна" // Социологические исследования . 2001. № 11. С. 3-12.
- Давыдов Ю.Н. Русскоязычная библиография трудов д.филос.н., проф., заведующего сектором теории и истории социологии ИС РАН Ю.Н. Давыдова //
- Давыдов Ю.Н. Философский иррационализм, его генезис и основные исторические типы // Рациональное и иррациональное в современном буржуазном сознании. М.: 1978 //
- Давыдов Ю.Н. Фрайер: критика учения М.Вебера с позиций правого неогегельянства // Социологические исследования . 1996. № 1. С. 72-83.
- Давыдов Ю.Н. Эволюция теоретической социологии ХХ века // Социологические исследования . 1995. № 8. С. 53-59.