Чудеса царственных мучеников. Портал "дивное дивеево" Царь николай 2 о чем ему молятся
Молитва святому страстотерпцу царю-мученику Николаю второму
О святый великий Российский Царю и страстотерпче Николае! Вонми гласу моления нашего и вознеси ко Престолу всевидящаго Господа стенания и воздыхания народа Русскаго, некогда богоизбраннаго и благословеннаго, ныне же падшаго и от Бога отступившаго. Разреши клятвопреступление, доселе тяготеющее над народом Русским. Тяжко бо согрешихом, отступивше от Царя Небеснаго, оставльше веру православную на попрание нечестивых, преступльше клятву соборную и не возбранивше убиению твоему, Семьи твоея и верных слуг твоих.
Не бо послушахом повеления Господня: «Не прикасайтеся помазанным Моим» паки же Давиду глаголющу: «Иже прострет руку на Помазанника Господня, не Господь ли поразит его?» И се ныне достойная по делом нашим приемлем, тяготеет бо даже до дне сего на нас грех царския крови пролития.
Доныне оскверняются святыни наши. Блуд и беззаконие не оскудевают от нас. Чада наши преданы на поругание. Вопиет к небу кровь невинная, на всякий час в земле нашей проливаемая.
Но виждь слезы и сокрушение сердец наших, каемся бо, якоже киевляне некогда пред князем Игорем, ими умученным; якоже владимирцы пред князем Андреем Боголюбским, ими убиенным, и просим: умоли Господа, да не отвратится от нас до конца, да не лишит народ Русский великаго избранничества Своего, но да подаст нам разум спасения, во еже восстати нам из глубины падения сего.
Имаши бо, Царю Николае, дерзновение велие, ты бо кровь свою пролиял еси за народ свой, и душу положил еси не токмо за други, но и за враги своя. Сего ради предстоиши ныне в Невечернем Свете Царю Славы, яко верный слуга Его. Буди нам ходатай и заступник, и охранитель. Не отвратися от нас, и не остави нас на попрание нечестивых. Даруй нам силы на покаяние, и правосудие Божие приклони на милосердие, да не погубит нас до конца Господь, но да вся простит и милостивно помилует, и спасет землю Русскую и народ ея. Да избавит же Отечество наше от постигших бед и напастей, возродит веру и благочестие, восставит же престол Царей православных, еже сбытися пророчествам угодников Божиих. И да прославят люди Русские по всей вселенней всехвальное имя Господне и верно послужат Ему до скончания века, воспевая славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ин тропарь святым царственным страстотерпцам
глас 5
Царства земнаго лишение,/ узы и страдания многоразличныя/ кротко претерпел еси,/ свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев,/ страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае,/ сего ради мученическим венцем на небесех,/ венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог,/ Егоже моли помиловати страну Российскую/ и спасти души наша.
Тропарь царственных страстотерпцев
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.
Ин кондак святым царственным страстотерпцам
глас 6
Надежда царя мученика/ с царицею и чады и слуги укрепи,/ и к Твоей любви окрыли, будущий им покой предвозвестивши,/ тех молитвами, Господи, помилуй нас.
Кондак царственных страстотерпцев
глас 8
Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.
Величание
Величаем вас,/ святии царственнии страстотерпцы,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.
Я была очень больна два месяца (задыхалась, сильный кашель с мокротой, температура, слабость, остановка дыхания), не помогало ничего. Неделю в Святая Святых батюшки творили коленопреклоненную молитву о моем здоровье и здоровье моих маленьких детей. Деткам стало легче, а у меня не проходили температура и слабость. Настоятель отец Николай Ладюк спросил нас, почитаем ли мы Царственых мучеников, и были ли мы у их Креста. Нет! Мы были в неведении. Он благословил съездить туда. Когда я пришла и спросила мысленно: кто вы, как вам молиться, святые ли вы Божии? То Царь-Мученик Николай как бы выступил с иконы вперед, и я поклонилась и поцеловала Крест и иконку. Так они приняли меня и мою маловерную и скудную молитву. Это было в конце мая 1999 г.
Место у Креста тихое, как будто Бог покрывает его от суеты. Была я у Креста на молебнах и чтении акафистов Божией Матери “Державная”. И Царю-Мученику молилась о своем. Прежде всего, чтобы Господь укрепил нас в вере, исправил бы нашу жизнь, о муже, чтобы его работа была ближе к Церкви, приводила детей, которые сразу полюбили Царскую святую семью, святую преподобномученицу Елизавету и инокиню Варвару. Стали их вспоминать в молитвах, просятся ко Кресту, в часовню. И по молитвам Царственных Мучеников Господь помиловал меня, детей, мою маму и всю нашу семью.
У мамы лопались сосуды на ступнях (говорили, что может начаться трофическая язва) - она дошла до Креста, а наутро ноги были не черные, а розовые - все прошло.
Мужу предложили работать в издательстве, которое выполняет заказы православных храмов.
Икона Святителя Николая, пострадавшая во время пожара часовни святой преподобномученицы Елизаветы и подаренная священнослужителями этой часовни моим детям, в чистый понедельник Великого поста полностью обновилась.
Обо всем сообщенном могу свидетельствовать на Кресте и Евангелии.
Р. Б. Елена,
прихожанка храма Преображения Господня
Хочу засвидетельствовать о чудесах, произошедших со мною по молитве к Царю Николаю II и его семье.
Я больна, и мне трудно ходить на большие расстояния, даже на службах в храме я часто сижу. Но по молитвам к Царственным Мученикам уже в течение 5 лет (с тех пор, как проводятся ночные службы у Креста) пешком вместе со всеми ходила на Ганину Яму, и возвращалась совсем не уставшая.
В один из праздников Царственных Мучеников поставила свечу почти на последние деньги, по гордыне своей просить у людей взаймы стесняюсь. Мне часто предлагают в долг деньги преподаватели в той школе, где я работаю вахтером. Было лето, и преподавателей в школе не было. И я с вопросом: “Как же быть, где достать денег?”, села в троллейбус на первой остановке у Царского Креста. В троллейбусе оказалась одна из тех преподавателей, которая часто давала мне деньги в долг. Она, зная, что я никогда не спрашиваю, сама обратилась ко мне с вопросом, не нуждаюсь ли я в деньгах, и, не дожидаясь моего ответа, взяла из сумочки деньги и подала мне.
Р. Б. Тамара,
Екатеринбург
«В чём тайна силы молитвы Государя? В вере в Господа и в любви к врагам…»
О чудесных явлениях святого Царя-мученика Николая Второго и его царственной Семьи и чудесах по молитвам к святым Царским мученикам
Публикуем письмо, которое мы получили, о явлении св.Николая II р.Б. Нине (Нелли) Бутыриной ([email protected])
«Видение было 26 августа 2007 года (40-й день убийства Царской Семьи). Успенский пост. Не обезсудьте, сообщу тонкости, которые к делу значения не имеют, но нюансы добавят.
Я тот самый художник, которая с мужем готовила к печати чудотворную (кровоточивую) икону Св. Царственных мучеников, для распространения и издания брошюр о чудесах в 1998 году. При этом тогда я была еще не крещеной, муж крещен с детства. Мы лично видели все чудеса (нехорошее слово), которые происходили с этой иконой. После этой работы я приняла крещение. У нас до этого не было детей 12 лет. В 2000 году родился сын.
Я не экзальтированная, а даже несколько циничная особа. Регулярно причащаюсь. Мой духовник велел мне составить письменную записку с изложением видения, так что, слава Богу, все сохранено, и я могу свидетельствовать то, что я видела, как бы это не представлялось. Попробую передать содержание более точно.
Утром в понедельник (около 8 часов утра) мне неожиданно явился святой Царь-мученик Николай II. Он появился в воздухе в военной форме и, глядя на меня, произнес:
— Необходимо предать анафеме убийц и весь их род, участвовавших в убийстве Царской семьи
. Предать анафеме важно именно весь их род, ибо семя цареубийства себя проявит вновь и изменит судьбу России и Царя
. (Он выделил голосом именно слова «род» и «семя»). Тогда в России будет Царь.
У меня в голове пронеслись мысли: почему Царь-мученик явился именно сегодня, и почему анафеме нужно предавать теперь, а не раньше, столько лет прошло? И услышала ответ:
— Сегодня сороковой день убийства Царской семьи. Анафема должна быть провозглашена именно теперь, когда воссоединилась Русская Православная Церковь — в России сущая и в рассеянии. Передай . — И исчез.
Кому передать не сказал. Я посчитала, действительно был 40-й день. Насколько я поняла из видения, или сразу после него (точно не скажу), потомок цареубийцы погубит будущего Православного Царя.
Вот я стучусь ко всем. 30 августа я написала Владыке Диомиду немного сумбурное письмо, еще находясь под впечатлением видения. Владыка тогда и сейчас призывал к Поместному собору. Именно поэтому я к нему и обратилась. Да, на Соборе 1917- 18г.г. была провозглашена анафема, но только самим исполнителям и как-то расплывчато, без имен. И как сейчас выяснилось, останки Юровского (принявшего протестантство) с женой почивают в православном храме. Какая уж тут анафема?
Информация о потомках убийц Царской семьи засекречена, многие изменили фамилии на псевдонимы еще в 20-х годах. Как правило все возглавляли или были зам.председателями ЧК в регионах, особенно на Украине.
Могу лишь сказать про двух Яковлевых, один из которых не фигурирует по делу: заместитель председателя Киевского ЧК (Блуштейна-Сорина) 1919г., бывший офицер царской армии, Владимир Иванович Яковлев (отец известного журналиста Егора Яковлева, внук Владимир Яковлев — бывший владелец Коммерсанта), лично подписавший указ о расстреле собственного отца-священника, занимавшийся расстрелами белого движения (за 1 месяц 17000 чел. с грудными детьми). Фамилию Яковлева из списков прямых убийц Царской семьи практически стерли.
Но, задавшись вопросом, что должен был сделать белый офицер, чтобы стать зам председателя ЧК Сорина 1919 г., участвовавшего в убийстве Царской Семьи, чтобы пережить и 1927-29гг и 1936-39гг, и умереть своей смертью почетным чекистом, становится понятно, если при этом учесть упоминание о другом Яковлеве В.В.: «22 апреля из Москвы в Тобольск прибыл с чрезвычайными полномочиями комиссар Яковлев В. В. Его мандат был подписан Лениным и Свердловым, а кроме того, он вез письмо Свердлова от 9 апреля 1918г. в Уральский Совет депутатов: «Дорогие товарищи! Сегодня по прямому проводу предупреждал вас о поездке к вам ходателя (?!) т. Яковлева. Мы поручили ему перевезти Николая на Урал. Наше мнение: пока поселите его в Екатеринбурге. Решите сами, устроить ли его в тюрьме или же приспособить какой-либо особняк. Без нашего прямого указания из Екатеринбурга никуда не увозите. Задача Яковлева — доставить Николая в Екатеринбург живым и сдать или Председателю Белобородову, или Голощекину. Яковлеву даны самые точные и подробные инструкции. Все, что необходимо, сделайте. Сговоритесь о деталях с Яковлевым. С тов. прив. Я. Свердлов».
Потомки Юровского, насколько мне известно, жили на Николиной горе на Рублевке. Доступы в архивы, к сожалению, засекречены. Вряд ли кого туда пустят. Как их разыскивать я не знаю, но можно по православному чину предавать анафеме, ибо Господь их имена знает, видимо, нужна лишь наша воля.
Я твердо уверена, что убийство Царской Семьи было ритуальным, и Царь и Семья должны быть прославлены как Мученики, но не страстотерпцы. А попытка убедить нас, что Царская Семья пострадала от своих, т.е. православных — это подмена в сознании народа. Надеюсь, что помогла Вам, если что понадобится уточнить, пишите. С уважением, Нина».
От редакции: Мы связались с р.Б. Ниной и уточнили эту информацию. Если кто-нибудь сможет дополнить ее сведениями о потомках убийц Царской Семьи, пишите нам.
Помоги нам, Господи!
Видение о Жертвенной Чаше
Видение, которое было матросу Силаеву с крейсера «Алмаз». Об этом видении рассказывается в книге архимандрита Пантелеймона «Жизнь, подвиги, чудеса и пророчества святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского чудотворца».
«В первую же ночь после причастия видел я страшный сон. Вышел я на огромную поляну, которой конца-краю нет, сверху ярче солнечного льётся свет, на который нет мочи взглянуть, но этот свет не доходит до земли, и она как будто вся окутана не то туманом, не то дымом. Вдруг в небесах раздалось пение, да такое стройное, умилительное: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!»
Несколько раз повторилось оно, и вот вся поляна заполнилась людьми в каких-то особых одеяниях. Впереди всех наш Государь-мученик в Царской порфире и короне, держа в руках чашу, до краёв наполненную кровью. Справа рядом с ним — прекрасный отрок, Наследник Цесаревич, в мундирчике, тоже с чашей крови в руках, а сзади них, на коленях — вся умученная Царская Семья в белых одеждах, и у всех в руках — по чаше крови. Впереди Государя и Наследника на коленях, воздев руки к небесному сиянию, стоит и горячо молится о. Иоанн Кронштадтский, обращаясь к Господу Богу, словно он видит его, за Россию, погрязшую в нечисти. От этой молитвы меня в пот бросило. «Владыко Всесвятый, виждь кровь сию невинную, услыши стенания верных чад Твоих, иже не погубиша таланта Твоего, и сотвори по великому милосердию Твоему ныне павшему избранному народу Твоему! Не лиши его Твоего святого избранничества, но восстави ему разум спасения, похищенный у него по простоте его мудрыми века сего, да поднявшись из глубины падения и на крылах духовных воспаряя в горняя, прославят во вселенной имя Твоё пресвятое. Верные мученики молят Тя, принося Тебе в жертву кровь свою. Приими её во очищение беззаконий вольных и невольных народа Твоего, прости и помилуй».
После этого Государь поднимает чашу с кровью и говорит: «Владыко, Царю царствующих и Господь господствующих! Приими кровь мою и моей семьи во очищение всех вольных и невольных прегрешений народа моего, Тобою мне вверенного, и возведи его из глубины падения нынешнего. Вем правосудие Твое, но и безграничную милость благоутробия Твоего. Вся прости и милостивно помилуй, и спаси Россию».
За ним, простирая вверх свою чашу, детским голосом заговорил чистый отрок Царевич: «Боже, воззри на погибающий народ Твой и простри ему руку избавления. Боже Всемилостивый, приими и мою чистую кровь во спасение невинных детей, на земле нашей развращаемых и гибнущих, и слёзы мои за них прими» . И зарыдал мальчик, расплёскивая свою кровь из чаши на землю. И вдруг всё множество народа, опускаясь на колени и воздевая свои чаши к небу, в один голос начало молить: «Боже, Судия праведный, но добрый милующий Отец, приими кровь нашу во омовение всех скверн, содеваемых на земле нашей, и в разуме, и в неразумии, ибо како может творити человек неразумное, в разуме сущи! И по молитвам святых Твоих, в земле нашей милостию Твоею просиявших, верни народу Твоему избранному, в сети сатанинские впавшему, разум спасения, да расторгнет он эти сети губительные. Не отвратися от него до конца и не лиши его Твоего великого избранничества, да восстав из глубины падения своего, во всей вселенной прославит великолепное имя Твое до конца веков». И вновь на небе, трогательнее прежнего, раздалось пение «Святый Боже». Я чувствую, у меня по спине словно мурашки бегают, а проснуться не могу. И слышу, напоследок по всему небу пронеслось торжественное пение «Славно бо прославися», неумолкаемо перекатывающееся от одного края неба до другого. Поляна вмиг опустела и стала как будто совсем другая. Множество церквей вижу, и такой прекрасный колокольный перезвон разливается, душа возрадовалась. Подходит ко мне о. Иоанн Кронштадтский и говорит: «Божье солнышко взошло над Россией снова. Смотри, как оно играет и радуется! Теперь великая Пасха на Руси, там Христос воскрес. Ныне все Силы небесные радуются, и ты после раскаянья своего от девятого часа потрудился, приимешь мзду свою от Бога».
Вскоре после революции 1917 года митрополиту Московскому Макарию , беззаконно удалённому с кафедры Временным правительством, мужу поистине «яко единому от древних», было видение.
«Вижу я, — так рассказывает он, — поле, по тропинке идёт Спаситель. Я — за Ним, и всё твержу: «Господи, иду за Тобой!» — А Он, оборачиваясь ко мне, всё отвечает: «Иди за Мной!» Наконец, подошли мы к громадной арке, разукрашенной цветами. На пороге арки Спаситель обернулся ко мне и вновь сказал: «Иди за Мной!» и вошёл в чудный сад, а я остался на пороге и проснулся. Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той же арке, а за нею со Спасителем стоит Государь Николай Александрович. Спаситель говорит Государю: «Видишь, в Моих руках две чаши. Вот эта — горькая, для твоего народа, а другая сладкая для тебя». Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашался, а Государь всё неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскалённый уголь и положил его Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух. На этом я опять проснулся. Заснув вторично, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окружённый множеством народа, и своими руками раздаёт ему манну. Незримый голос в это время говорит: «Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощён».
В чём тайна силы молитвы Государя? В вере в Господа и в любви к врагам
. Не за эту ли веру Сын Божий обещал такую силу молитвы, которая может двигать горами? И сегодня мы снова и снова размышляем о последнем напоминании святого Царя: «Зло, которое в мире, будет ещё сильней, но не зло победит, а любовь».
Вскоре после прославления Русской Православной Церковью св. Новомучеников и Исповедников Российских один соучастник этого торжества в сонном видении увидел Государя в великой небесной славе. Ему было сказано, что у Бога на Небе Государь стоит первым после равноапостольного князя Владимира — крестителя и просветителя всего русского народа . Было сказано и то, что Государь по-прежнему любит Россию и заботится о её благе и о благе всех тех, кто делает добро для своей Родины, что Государыня и Дочери оказывают помощь нуждающимся, скорбящим и страждущим точно так же, как и раньше они в миру это делали во время Первой мировой войны.
Цезарь Голодный, сын известного поэта, певца революции Михаила Голодного, человек неверующий , крайне рациональный, рассказал мне в начале 60-х годов, что в войну, когда ему было 14 лет, он с мальчишками тушил на крышах зажигательные бомбы. И однажды в одном из домов на чердаке на них свалился откуда-то сверху деревянный ящик. Он с треском раскололся, и они увидели большой портрет Николая II в золочёной раме. Мальчиков охватил непонятный им самим ужас. Они стояли, как заворожённые, и смотрели на портрет. Чего испугались они? Прикосновения к чему-то запрещённому, невероятному посреди советской действительности? Тогда ведь, при Сталине, могли обвинить в укрывательстве портрета и огромный срок дать. Пойди потом докажи другое. Уже в одном факте, что они видели, был, с точки зрения власти, криминал, наглядная антисоветская агитация. «Да нет же, — сказал Цезарь, — это был совсем другого рода страх. В это время уже шли похоронки, одна за другой». И он стал называть имена убитых на войне молодых ребят, немного старше его, из его двора. «Какая связь между войной и царским портретом?» — спросил я. – «В этом-то и дело, что здесь, на чердаке, произошло то, что как молния просветило сознание: как в каком-то странном калейдоскопе, Царь и эта война, и вся наша жизнь соединились в одно , — сказал он. — Глядя на лицо Царя, я вдруг пронзительно, отчётливо понял, что возмездие существует . Мы убежали, оставив на чердаке портрет, и никогда не обсуждали это событие между собой. Но то, что мне тогда открылось, навсегда осталось в душе».
Фотография Царя как Икона
Чудо — не только явная благодать, не только внешне выходящее из ряда событие, это встреча, которая остаётся на всю жизнь. Это то, что на душу влияет так, что в душе что-то меняется навсегда. Обнажается правда, которая выше всяких разговоров и слов, и это делается как очевидность. Завеса лжи сдёрнута, и тайное стало явным . Хотя в советские годы всё было сделано, чтобы ничто не напоминало о личности Царя, и образ его появлялся только в карикатурном виде, но в жизни многих людей он продолжал напоминать о себе. Для некоторых достаточно было посмотреть на фотографии, чтобы что-то понять.
Прихожанка нашего храма Анна Г. рассказывает, что когда ей было 10 лет (это были сталинские годы), она впервые увидела фотографии Царя и его Семьи в дореволюционном журнале «Нива». «Лицо Царя поразило меня тем, что показалось очень знакомым и, конечно, своим удивительным благообразием и
благородством. Это действительно настоящий Царь, подумала я. Чувство благоговения у меня вызвали фотографии его жены и детей. Я поняла, что это люди высшего порядка, равных которым среди тех, кто окружал меня, нет. В их лицах было такое, как будто они сейчас готовы принять участие в твоей жизни. С тех пор я никогда не воспринимала никакой клеветы в адрес Царской фамилии. И одна мысль неотступно преследовала меня: как же такую семью можно было расстрелять?»
Чудо — узнавание . Как грудной ребёнок, вырастая из младенчества, изо всех безчисленных лиц узнаёт свою маму, как в браке узнают суженного: «Я его узнала», «Он меня узнал». Это узнавание — большое счастье, будь то в плане личной жизни, будь то в плане судьбы страны. Одна женщина рассказывала, как она молилась в детстве, чтобы ей было дано узнать, что произошло в 1917 году. Её родители говорили ей, что всё дело было в том, что честные большевики и нечестные. И вот ей приснился подробный сон, в котором открылась истина. В этом смысле фотография Царя была как сон. Бог вознаграждает алчущих и жаждущих правды, и Бог не любит тех, кто прячется от правды, обманывая себя. («Не надо, не надо нам этого знать» — со страхом говорят они). А на желание правды Высшее существо, высший мир отзывается, идёт навстречу, так что даже какому-нибудь матёрому диссиденту Буковскому открывается, что дело не в политике. Душа изначально всё знает, потому что по природе она христианка, просто не сразу всё происходит . В сталинское время одна девочка-третьеклассница в Москве позвала подругу к себе домой, как бы приглашая её к тайному, запретному: «Идём, я тебе что-то покажу». У неё было спрятано изображение Спасителя, иллюстрация из Библии Дорэ. «Я увидела, — рассказывала через много лет гостья этой девочки, — что-то очень знакомое, то, что всегда знала и что надо было только вспомнить». «Кто Он?» — спросила я её. «Он чисто русский» — уверенно ответила девочка. И в этом безконечно наивном ответе было на самом деле высшее богословие: в каждом человеке и в каждом народе подлинно только то, что принадлежит Христу.
Разве не созвучен этот рассказ с тем, что произошло с фотографией Царя? Когда я беседовал с Анной Г. по поводу её воспоминания, она сказала: «Я не очень фотографии воспринимаю, а здесь лицо действительно меня поразило. Оно и значительное, оно и сердечное. Видно было, что человек поставлен Богом быть Царём и что он всем нужный. И отмеченность особая святости была у него. Я не смела произнести тогда этого слова, но чувствовала именно так. Во всяком случае, это сыграло роль в моём неприятии советизма, а потом помогло мне многое понять на пути к вере».
Я слушал её и думал, что как бы кто ни смотрел на Царя, никому невозможно отрицать, что лицо его всегда исполнено подлинной значительности. А также о том, что икона Царя в Зарубежной Церкви — по существу, просто фотография с нимбом, и некоторые фотографии Царственных мучеников воспринимаются как иконы. Не случайно во многих православных домах они висят вместе с иконами.
Уважаемая Комиссия Священного Синода по канонизации Царской Семьи Николая II!
Долго не решалась сообщить о событии, которое произошло со мной, православной христианкой Михайловой Евгенией Николаевной, и моей знакомой Мироновой Любовью Флорентьевной в 1991 году в октябре месяце. 15-го октября мы поехали за клюквой на болото в деревню Красницы, что в 25-ти километрах от Пушкино. Набрав ягод, мы стали выходить из болота ещё засветло — в 16 часов 30 минут, но выйти не смогли, хотя находились недалеко от выхода на нужную тропу. В октябре быстро темнеет, и мы потеряли ориентир — болото огромное, тропинок много. Тогда мы пошли на звук электрички и заблудились совсем. Я стала читать вслух молитвы, но чем дальше мы шли, тем места становились непроходимее — топи, поваленные деревья, и дороги назад тоже не было. Темнота надвинулась разом, кричать безполезно — кругом никого нет. Я продолжала читать молитвы и идти, ощупывая палкой глубину воды. И вдруг я вспомнила, как озарённая, случай, описанный в книге «Письма Царской семьи из заточения» о том, как отряд казаков был окружён в болотах, и вместе с отрядом был обоз с детьми и стариками, среди них был священник. Они стали молиться Царским мученикам и вышли из болота к своим. Я в отчаянии стала читать в небо молитву, которая сложилась в моём сердце: «Убиенный благоверный Царь-мученик Николай, убиенная Царица-мученица Александра, убиенные мученицы Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, убиенный мученик Царевич Алексей и все убиенные с ними, ради Господа нашего Иисуса Христа, выведите нас из этого тёмного леса, из топкого болота! Царские мученики, спасите рабу Божию Евгению и Любовь!» Это была молитва надежды и отчаяния, в абсолютной темноте и среди топи мы ощупывали почву палкой и шли, куда уж не знали совсем. Прокричала я два раза мою молитву — и что-то в темноте засветилось. Это был сук дерева без коры и ещё, ещё. Хватаясь за них, мы прошли по длинному дереву, под ногами не было воды. Вытянув руку вперёд, как слепая, я шла и продолжала кричать в небо свою молитву. Любовь шла за мной. Молитв через пять мы вышли на широкую просеку. Светила луна, видны были на дороге следы, и мы долго шли по этой тропе и пришли в Сусанино. Проплутав в темноте 6 часов, приехали домой в полночь, не веря самим себе, что мы живы. Я заказала отслужить панихиду по Царским мученикам, и с тех пор для меня Царь-мученик Николай II и его семья — святые, наши спасители. Любовь Флорентьевна — в то время маловерующий человек, и её свидетельство о случившемся, может быть, ещё более объективно. Мой сын иерей Евгений и его матушка Ольга ждали меня из леса и очень волновались. Придя домой, я сразу им всё рассказала, а также позвонила дочери Любови Флорентьевны, Наталье, и все знали об этом чуде спасения по молитве к Царю-мученику Николаю II и его Семье. Об этом я рассказывала и владыке Василию Родзянко, когда он служил в Феодоровском Государевом соборе с моим сыном. Он мне посоветовал написать в комиссию. Может быть, и этот рассказанный мною случай будет полезен при рассмотрении вопроса о канонизации мучеников за землю Русскую — Царя Николая II, его Семьи и замученных с ними. Для нас, православных христиан, они являются примером в жизни, в терпении и в подвиге мученичества. Это истинный православный Царь, удерживающий, достойный для нашего спасения сейчас быть святым земли Российской.
С любовью о Господе, Евгения Михайлова, учитель математики, и Любовь Миронова, сотрудница Русского Музея». Серебряный Рубль
Среди мрака свалившихся на нас скорбей будем молиться двум святым Николаям Угодникам — святителю Николаю Чудотворцу, древнему покровителю Русской земли, и святому Царю-страстотерпцу Николаю, чтобы заступничеством их вывел Господь народ наш из той трясины, в которой мы оказались.
Прихожанка Скорбященского храма на Большой Ордынке Иулиания Яковлевна Теленкова, старица, простая малограмотная женщина, всю свою долгую жизнь безраздельно посвятившая служению Господу, рассказывала мне незадолго до смерти, как она стала почитать Государя Николая Александровича. Она мало что знала о нём и никогда не задумывалась о личности и судьбе его. Когда у неё и её близких наступили безвыходные, грозящие непоправимой бедой всей семье материальные затруднения, она увидела во сне Царя в военной форме, который сказал, протягивая ей серебряный рубль со своим изображением: «Отслужи по мне панихиду, и всё у тебя устроится» . Так и было: после молитвы о Государе пришла внезапная помощь, и с тех пор она всегда поминала его и молилась ему, как второму Николаю Чудотворцу.
Явление Иконы
Один сельский, «некнижный», так сказать, человек, батюшка из Молдавии, иеромонах Валериан рассказывал, как началось у него почитание Царственных мучеников. Ему было видение, как будто он совершает в своём храме каждение перед иконостасом. «И делал я это, — говорил он, — с такой молитвенностью и благоговением, какого редко удостаивался даже в самые великие праздники». Среди привычных, хорошо знакомых ему икон он увидел новую, с которой как живой обратился к нему изображённый на ней святой. Хотя он раньше никогда не видел этого святого, но сразу узнал его, как это иногда бывает во сне. Святой Царь-мученик Николай сказал батюшке, чтобы он всегда молился ему, как и другим святым . Батюшка с изумлением говорил, что до этого имя Царя ему ни о чём не говорило, а теперь, прочитав все книги о нём, он не может понять, почему кто-то смеет противиться его прославлению.
Помощь на Экзаменах
«Событие, о котором я хочу рассказать, само по себе как будто ничего особенного не представляет, но последствия его для нашей семьи неожиданны и значительны.
Мой племянник накануне дня памяти убиения Царской Семьи (17-го июля) готовился к экзаменам по математике (алгебре и геометрии) и пришёл в совершенное отчаяние — приготовиться на «отлично» он не может, а при другой оценке он не проходит по конкурсу в техникум. Я уговорила его положиться на волю Божию и заступничество Царя-мученика, и со словами «Господи, помилуй» идти на экзамен. Сама же, как могла, просила на Литургии Господа, если будет Его святая воля, помочь моему племяннику, по святым молитвам Государя-мученика. Со слезами просила Государя и всех членов его Семьи молить Господа о помиловании нас грешных. Дело в том, что моя мама и я очень надеялись, в случае поступления в техникум у моего племянника будет меньше времени «болтаться» по улицам и участвовать с дружками в каких-нибудь непотребных злых делах. И совершилось невероятное: вытащив билет с теоремой, которую он не знал, он растерялся. Экзамен проходил как во сне. Он не помнил, что отвечал и какие дополнительные вопросы ему задавали, и тем не менее получил желательную оценку. Это было чудо для него самого, меня и, главное, моей мамы, в недавнем прошлом не просто атеистки, но и той, которая в течение пятнадцати лет неизменно устраивала скандалы каждый раз, когда я шла в церковь. Ничто — никакие слова и никакие события — не могли поколебать её активного противоборства вере. Теперь она почитает Царя-мученика и молится ему и другим святым, которых знает, особенно преподобному Серафиму Саровскому, в тяжёлых жизненных ситуациях, а может и постоянно, и даже пытается обратить к вере мою сестру — свою дочь». Светлана Р.
Благословение Царя-Мученика на Русском Народе
«Я мучилась и скорбела в те дни, мне было страшно и стыдно. В воскресенье 10-го октября днём я прилегла дома отдохнуть и незаметно уснула. Я увидела во сне наш Свято-Троицкий храм. Как всегда, в нём было много людей, но на этот раз народ был всё какой-то нецерковный, таких во множестве встречаешь на улицах, в магазинах и прочее. Они стояли, плотно прижавшись друг к другу. Я зашла в храм, видимо, во время заупокойной ектеньи, но странное услышала пение, хор пел странное песнопение: «Ныне упокой, Христе Боже, нас…» Я ушам своим не поверила, что они поют? «Ныне упокой, Христе Боже, нас» — поют и поют одно и то же, да так вдохновенно, слаженно, возвышенно — не так, как обычно у нас хор поёт оперными переливами. Тут выходит на амвон священник и подаёт знак присутствующим, и весь народ начинает петь вместе с хором: «Ныне упокой, Христе Боже, нас». Священник дирижирует, а народ всё поёт и поёт. Рядом со мной женщина грубо трясёт своего ребёнка и приказывает: «Пой, пой!» — и несётся над всеми: «Ныне упокой, Христе Боже, нас!»
Я нахожусь в оцепенении и понимаю, что это сон, и пытаюсь проснуться. И вот мне кажется, что я просыпаюсь и начинаю мучительно думать о виденном, и почему-то вспоминаю Царя Николая-мученика. И вдруг я вижу его (оказывается, я всё ещё сплю). Я вижу образ Царя высоко-высоко, над иконостасом. Это икона, но в то же время Царь — живой. Он в военном костюме, изображён по пояс. Он смотрит на народ с любовью, лицо его спокойно и излучает мир. Я смотрю на него туда, вверх и вдруг вижу, что он благословляет народ. Он благословляет его обеими руками». Татьяна Васильева.
…Сколько ещё чудес от Царственных мучеников не поверено бумаге. Сходите на Никольское кладбище Александро-Невской Лавры в убогую юродивую часовенку, посвящённую Царственным мученикам. Бумажные иконки в символическом иконостасе, неумелой рукой по-детски написаны лики святых Царственных новомучеников на осыпающейся штукатурке полуразрушенного часовенного здания. Нет ни дверей, ни стёкол в оконных проёмах. Ветерок колышет царские штандарты. Бережно и трогательно собрано всё, что связано с памятью Царской Семьи. Молитвы, акафист, канон, переписанные от руки, на столике у входа. Почти всегда вы застанете там кого-нибудь молящимся Государю-мученику. И вам расскажут многие чудеса, которые совершаются непрерывно по молитвам Царственным новомученикам, если вы спросите. Сюда приходят не по обязанности, не для вида, живая вера и нужда в небесном монархе-заступнике приводит сюда русского человека. И Господь творит чудеса по вере приходящих, жаль только, что мы небрежём, не собираем безценные свидетельства о каждом из чудес как драгоценные каменья в мученический венец нашего Небесного Монарха и его Семьи.
Величание.
Величаем тя, Страстотерпче Царю Мучениче Николае, и чтем честная страдания твоя, яже во Христе за Россию потерпел еси.
Молитва ко Святому Страстотерпцу Царю мученику Николаю.
молитвеннику за Россию, за Российское воинство, покровителю Русской Православной Церкви, благоверных поборников государственных, мужей и отцов.
О, святый страстотерпче Царю Мучениче Николае, ты еси отец чадолюбивый народа твоего, всепрощающее и милостивое сердце от нас, многогрешных, не отвративый, любовию Христовою нас покрывый до последния капли царственныя твоея крове. Предстательством твоим перед Господом сохраняеми есм даже доныне. Вемы, яко слышиши нас в скорбех наших и болезнех, и ходатайством твоим услышит нас и Царь Небесный и подаст прощение множества грехов наших. О молитвенниче о державе Российстей, ты еси воистину ея и верным слугам ея образ чести. Испроси у Господа мужам, отцам и чадам нашим чести обновления и в трудех повседневных мужества и благодушнаго терпения, народу православному - в вере стояние и всем нам чистоту душевную. Кротостию Христовою твоею обрати ожесточенные сердца наша, чадом нашим (чаду нашему), в страстях погрязшим и слепотою духовною недугующим, исходатайствуй избавление от растлевающих зол: винопития, наркомании, азартных увлечений и всякого разврата душевного и телеснаго, да в уме и совести отрезвятся благодатию свыше.
Помози нам (...мне, ...чаду моему, ...чадам моим и т.п.), о, дивный Царю Мучениче наш святый Николае, да очистится от грехов род наш и сохранится в богоугодном житии до второго пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа, Ему же слава, честь и поклонение, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Без прощения тщетно покаяние.
"И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах." (Мф. 16,19)
"Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". (Ин., 20,23)
В Свердловске 17 июля 1988 года состоялось событие, которое невозможно было даже представить в течение предыдущих 70 лет. На месте снесенного дома купца Ипатьева собралась большая группа людей, которые пришли почтить память убитых здесь Царя и его семьи. По сути это был первый гражданский и нравственный акт открытого публичного осуждения кровавого злодеяния. Для большинства жителей города, воспитанных в атмосфере безбожия и лживой пропаганды отношения к российской истории, этот поступок казался некой экзотикой. Ведь десятилетиями они воспринимали "расстрел" царя как неизбежную часть "великой революции". Десятилетиями равнодушно проходили мимо этого страшного дома, не содрогаясь от содеянного там и не испытывая истинного глубокого благоговения к подвигу невинно убиенного Помазанника Божия и его Августейшей семьи. Этим свидетельствовали, что убийство последнего царя нашего Отечества было преступлением, отнявшим у народа его духовную и нравственную опору.
За последнее столетие на нашу страну попущены тяжелые бедствия: гражданская, мировые и локальные войны, рассеяние народа, кровавые репрессии, гибель миллионов людей, голод, разорение храмов Божиих и святынь, распад страны, расточение ресурсов и богатств России, продолжается нравственное падение людей: пьянство, наркомания, разврат, коррупция, сквернословие и т.п. Повсеместно совершаются убийства уносящие тысячи жизней и сотни тысяч младенцев во чреве матери. Прореченное в Священном Писании "уныние народов и недоумение" характерно для наших дней. Все это в той или иной степени затрагивает все слои общества и все народы, живущие в России. В каждой семье - сво беда. Задумываемся ли мы о причинах общественных и личных трагедий? Понимаем ли, что испытываем долготерпение Бога? Что нужно сделать, чтобы уберечься от дальнейшего Божиего посечения?
Великие бедствия суть действия Провидения Божия, управляемые Его правосудием и Его милосердием. Их должно встречать покаянием и молитвой о прощении , и чем скорее. тем лучше.
Первопричиной бедствий России в XX веке являются всенародные грехи вероотсттупничества и попущения цареубийства. Клятвопреступление правительства в решающий момент Первой Мировой войны, а также военного руководства, армии и Синода привели к страшному греху убиения Помазанника Божия, Наследника и всей Венценосной Семьи и к последующему сразу же за этим крушению Российской Империи. Цареубийство стало бунтом против Бога. К нему прибавились попытки физически уничтожить Церковь, отдать в рабство темных сил, стереть спасительную мысль о том, что без Бога жизнь невозможна, что такая жизнь неизбежно ведет к катастрофе. И в этом страшном падении повинен весь народ: руководящие, безусловно, более, руководимые - менее, но повенны все. На всех нас лежит ответственность за кровь Государя.
За прошедшие 20 с лишним лет многое изменилось. Прошло прославление Святых Царственных Мучеников Страстотерпцев. На месте их убийства построен храм на Крови, изданы книги о благочестии святой Царской семьи, написаны иконы в их честь. Теперь в Екатеринбурге ежегодно проходят многолюдные крестные ходы, сюда приезжают тысячи паломников. Идут покаянные молебны по всей стране. Люди начинают духовно прозревать. И постепенно понимать, что они, в свое время, соглашаясь с клеветой и наветами на царя, тоже брали грех на себя. Это покаяние было ответом, реакцией на Послание (1993, 1998 гг.) Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода: " Грех цареубийства, произошедшего при равнодушии граждан России , народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона - этот грех лежит тяжелым грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. ..Мы призываем к покаянию весь наш народ, все хчад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю... от их отношения к идее монархии и личности последнего Российского Императора". С подобными призывами обращались и другие святители и старцы. И с каждым годом крепнет уверенность в необходимость благодатной разрешительной молитвы, которая снимет этот груз. ведь дело покаяния не есть еще само прощение.
Конечно есть еще немало людей, которые говорят: "Нас тогда не было". Однако, если мы не осознаем, не осуждаем, не сокрушаемся об этих грехах, не умоляем Бога о прощении нас и виновных отцов и предков наших, мы сами становимся причастниками и носителями последствий их вины и нераскаянности: предательств, безверия, помрачений, ожесточений, растления, бесчестия, лжи и т.д. "Я Господь, Бог твой, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода" (Исх. 20,5)... "Я всемеро увеличу наказания за грехи ваши и сломлю гордое упорство ваше". Лев. 26,18-19).
Господь может пресечь наказание на детях, если искреннее покаяние в этих грехах, которое в масштабах церковного народа уже принесено , будет засвидетельствовано мольбою о прощении и патриаршим всенародным разрешением (разрешительной молитвой). Такое разрешение позитивно отразится на судьбах всех народов, живущих в России. Когда Господь простит кающихся потомков (через Патриарха), тогда их молитвами простит и предков. А последствия их грехов в детях - прекратятся. Когда будет разрешительная молитва - тогда наступит и примерение с Богом, благодать прощения сойдет на народ наш, на Россию в целом. Сознание грехов умом только, без исповеди и разрешения, остается бесплодным для жизни. Покаяние тщетно без прощения.
Важным прецедентом нашего времени является для нас покаяние Александрийской Патриархии за себя и молитва за усопших предков за грех клеветы и гонений на святого Нектария, епископа Пентапольского, Чудотворца (1920 г.) Покаяние и прощение было засвидетельствовано письменно Исповедальной Патриаршей Грамотой. Много и других примеров из Священной истории, в которых мы видим, что без Божиего прощения само по себе покаяние достойных плодов не приносит.
Естественно могут возникнуть сомнения: может ли прочтение Патриархом разрешительной молитвы изменить судьбу народа? История доказывает: может. Во времена первого Смутного Времеи - народ через всенародную исповедь и разрешение избавился от анафемы, лежащей на нем по грехам вероотступничества, клятвопреступления и цареубийства и обрел "благоденственное и мирное житие..." (Из церковной молитвы о многолетии). Это совершилось в 1607 г. в Успенском Соборе Кремля, когда первые на Руси патриархи св. Иов и св. Ермоген после прочтения челобитной исповедальной грамоты от имени всех кающихся, прочли прощальную разрешительную молитву. После этого прощения Держава упрочилась на триста лет.
Святой Аристоклий Афонский в начале революции 1917 года сказал: "надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах... ведь и крыло мухиимеет вес, а у Бога весы точны. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость, и колебание воздуха словом разрешительной молитвы. Спаситель наш горячо желает примирения, и радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся, тем паче о множестве народа.
Как же происходит это желанное примирение? Первый шаг к примирению - это покаяние, которое происходит от осознания вины, чувства сожаления и решимости исправиться.
Само же исправление не происходит без благодатной помощи. чтобы получить эту помощь необходимо вывести свой грех вне себя исповеданием пред священнослужителем. Священнослужитель же свидетельствует покаяние человека пред Богом и ходатайствует благодатном примирении.
Затем происходит самое главное: священнослужитель, возлагая на главу кающегося епитрахиль, утверждает факт прощения от лица Бога и подтверждает прощение и от себя лично, как имеющий власть прощать. Таким образом, освобождается душа от воздаяния.
Покаяние грешника - часть человеческая, прощение же - часть Божия. . Если мы покаялись, то возжелаем прощения! Возжелаем Божьего снисхождения и милости!
Как преемственнику святых Апостолов, Патриарху даны ключи Царства Небесного - власть вязать и разрешать грехи. "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". (Ин., 20,23) Покаяние принесено, а разрешения и прощения еще нет . Если будет разрешение, тотчас выпрямится народ наш, отвязанный от немощи и недуга... Это дело Любви Божией, а не буквы закона. "Милости хочу, а не жертвы", - говорит Господь.
Не дай Бог подпасть под слова Спасителя нашего " Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете " (Мф., 23,130) Дай Бог, чтобы весь народ возрадовался о славных делах доброго Пастыря своего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси во спасение наше! Аминь.
Святой Страстотерпец Царь мученик Николай
Краткое жизнеописание по воспоминаниям очевидцев.
Святой Иоанн Кронштадский писал: "Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как своему избраннику и любимому чаду".
С детства он отличался благочестием и старался в добродетелях подражать праведному Иову Многострадальному и святителя Николаю. "Я родился в день Иова Многострадального, - говори он, - и мне предназначено страдать". Близкие отмечали: "У Николая душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая". Его глубоко трогали всякое горе человеческое и всякая нужда. День он начинал и заканчивал молитвой; хорошо знал чин церковных служб и любил подпевать церковному хору.
Он обладал твердой волей, блестящем образованием, быстрым умом, исключительной памятью и огромной трудоспособностью.
Делами люби и милосердия отметил государь начало своего правления: получили облегчение заключенные в тюрьмах, было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам.
Самодержец Всероссийский Николай II венчался на царство 27 мая 1896 года в Москве, в Успенском Соборе Кремля.
Православный Царь при совершении Таинства Миропомазания во время венчания на Царство становится священным лицом и носителем особой благодати Святого Духа. Эта благодать действует через Него при соблюдении Им закона и удерживает распространение зла в мире. По слову св. попстола Павла, "тайна беззакония уже в действии, только не совершится пока не будет взят от среды удерживающий" (2 Фес. 2,7) Император Николай был глудоко проникнут сознанием этой духовной миссии, лежащей на Помазаннике Божием.
Государь был исполнен любовью к человеку и верил, что в политике следовать заветам Христа. Именно он стал вдохновителем всемирной Гаагской конференции по предотвращению войн в 1989 г.
Николай II неутомимо стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать. По своей природе он был совершенно не способен причинить кому-нибудь зло. За все время царствования наш Царь не подписал ни одного смертного приговора. Удивительно искренний Его взглад всегда светился неподдельной добротой.
Император поддерживался русских православных начал, он глубоко знал русскую историю и литературу, был большим знатоком родного языка и не терпел употребления в нем иностранных слов.
Царь Николай щедро помогал нуждающимся из своих собственных средств, не задумываясь о величине суммы. Христианские добродетели Государя: кротость и доброта сердца, скромность и простота многими были поняты и ложно приняты за слабость характера. Однако, благодаря именно этим душевным и нравственным качествам в нем воплотилась огромная духовная сила, столь необходимая Помазаннику Божию. "О русском Императоре говорят, что он доступен разным влияниям, - писал президент Франции Лубе. - Это неверно. Русский император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой".
Николай II обладал редкой выдержкой и глубокой верой. "Сколько лет я жил около Царя и ни разу не видел его в гневе, - вспоминает слуга. - Всегда он был очень ровный и спокойный". Император не опасался за свою жизнь и отказывался от самых необходимых мер безопасности, так как непоколебимо верил в то, что судьба России, его собственная судьба и судьба его семьи - в руках Господа.
Помазанник Божий покровительствовал Церкви не только в России, но и во всем мире были построены сотни монастырей и тысячи храмов, открыты десятки тысяч церковно-приходских школ, высоко развилось церковное искусство: архитектура, иконописание, древнее церковное пение и колокольный звон...
Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новопрославленных святых, чем за весь XIX век. В 1903 году, ознакомившись с материалами Синода к прославлению Серафима Саровского, Царь дерзновенно начертал: "Немедленно прославить". Помазанник Божий, исходя из свято-византийского-русского начала соборности, стремился привлечь к управлению страной лучших людей, оставаясь решительным противником введения в России конституционного правления.
Государь сознавал необходимость и содействовал возрождению Патриаршиства.
На двадцатом году его царствованиия русское хозяйство достигло высшей точки своего расцвета. Урожай зерновых увеличился вдвое; население выросло почти на пятьдесят миллионов человек. из безграмотной Россия быстро становилась грамотной. Экономисты Европы в 1913 году предсказывали, что скоро Россия будет господствовать над Европой в политическом, экономическом и финансовом отношениях.
С первых дней войны Государь сам объезжал фронт, города и села России, благословляя войска и ободряя народ. Царь горячто любил армию и близко к сердцу принимал ее нужды. Взяв на себя главнокомандование армией, Государь подвел ее к порогу победы.
Блаженная Паша Саровская в это время все клала земные поклоны перед портретом Государя. "Он выше всех царей будет", "Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас!", - молилась она. Она говорила, что войну затеяли враги Отечества, чтобы свергнуть Царя и разорвать Россию а части.
Те кто желал видеть Россию конституционной способствовали той компании клеветы, которая была рассчитана на разложение духа в армиии и в народе. Это открыло дорогу к свержению Царя. Государь записал в дневнике: "Кругом измена, трусость и обман."
Могильным, равнодушным молчанием встретила Россия весть об аресте Временным Правительством Царя и Царицы, которым приносила клятву на верное служение.
На вопрос одного из членов следственной комиссии, почему еще не опубликована переписка Царя и его Семейства, ему ответили: "Если мы ее опубликуем, то народ будет поклоняться им, как святым."
Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой", - говорил Государь неоднократно. Великая княгиня Ольга писала из заточения: "Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, .. чтобы они не мстили за него - он всех простил и за всех молится".
Святейший Патриарх Тихон тогда заявил: "На днях совершилось ужасное дело: расстрелян Государь Николай Александрович.. Мы должны повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его".
"Прости им грех их; а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал" (Исх. 32,32), - подчеркнуты рукой Государя строки в Священном Писании. Царь христоподобно взошел на Русскую Голгофу с кроткой покорностью воле Божией. И нане, у Престола Царя Царей, ожидая наше покаяние, молится о прощении и спасении россии и о всех обращающихся к нему с верою и любовию.
Святый Страстотерпче Царю мучениче Николае моли Бога о нас!
Молитва Царю-искупителю Николаю II
Молитва ко Святому Царю-искупителю Николаю.
“О, Великій Богоизбранный Царю изъ Царей,
Благовѣрный изъ Благовѣрныхъ, Благочестивѣйшій изъ Благочестивыхъ,
призванный на неповторимый христоподобный подвигъ искупленія соборнаго грѣха измѣны народа Твоего,
навлекшаго Гнѣвъ Божій праведный на родъ сей даже до четвертаго колѣна!
О, Милостивѣйшій Государь, помилуй насъ Твоею милостію и прости намъ богомерзкій грѣхъ измѣны Тебѣ,
и дадена бысть клятва служити Романову роду до второго Пришествія Христова;
и умоли Пресвятую Троицу, да проститъ намъ вся беззаконія и тяжкій грѣхъ клятвопреступленія,
понеже аще и многогрѣшны есмы, да не хочетъ намъ въ беззаконіяхъ нашихъ погибнути,
но еже обратитися оживленнымъ быти!
Испроси намъ свыше Духа истиннаго покаянія, нелицемѣрную печаль по Бозе,
да возможемъ разумѣти, что есть Воля Божія благая и совершенная,
да ублажимъ Тя Драгій Святый Царю-искупителю Николае
и да утвердится и возсіяетъ паки Царство Православное Самодержавное въ Дому Пресвятыя Богородицы,
и да прославится во вѣки вѣковъ Имя Пресвятыя Троицы во Христе Господне являемое!
Православные молитвы ☦
5 сильных молитв царю страстотерпцу Николаю II
Молитва святому царю Николаю II о помощи в болезнях
«О, святый страстотерпче Царю Мучениче Николае, ты еси отец чадолюбивый народа твоего, всепрощающее и милостивое сердце от нас, многогрешных, не отвративый, любовию Христовою нас покрывый до последния капли царственныя твоея крове. Предстательством твоим перед Господом сохраняеми есм даже доныне. Вемы, яко слышиши нас в скорбех наших и болезнех, и ходатайством твоим услышит нас и Царь Небесный и подаст прощение множества грехов наших. О молитвенниче о державе Российстей, ты еси воистину ея и верным слугам ея образ чести. Испроси у Господа мужам, отцам и чадам нашим чести обновления и в трудех повседневных мужества и благодушнаго терпения, народу православному - в вере стояние и всем нам чистоту душевную. Кротостию Христовою твоею обрати ожесточенные сердца наша, чадом нашим (чаду нашему ), в страстях погрязшим и слепотою духовною недугующим, исходатайствуй избавление от растлевающих зол: винопития, наркомании, азартных увлечений и всякого разврата душевного и телеснаго, да в уме и совести отрезвятся благодатию свыше.
Помози нам (имена ), о, дивный Царю Мучениче наш святый Николае, да очистится от грехов род наш и сохранится в богоугодном житии до второго пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа, Ему же слава, честь и поклонение, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Молитва царю страстотерпцу Николаю о помощи в учебе
«О святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину приемь, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Молитва царю Никорлаю II о помощи в скорбях
«О святый новомучениче страстотерпче Царю Николае, ты от Господа избран и помазан был еси, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Державы Православныя быти, и царское свое служение и о душах попечение со страхом Божиим совершил еси. Испытуя же тя, яко злато в горниле, скорби горькия, яко же Иову Многострадальному, попусти ти Господь, последи же - престола царскаго лишение и смерть мученическую. Ты же вся сия кротко и безропотно претерпел еси, яко истинный раб Христов, и сего ради ныне наслаждаешися вышния славы у Престола всех Царя, купно со всеми святыми мученики. Мы же, аще и недостойни есмы, множества грех наших ради, молим тя, славне Царю страстотерпче Николае, умоли Господа о нас, да не отвратит лице Свое до конца, да не лишит народ наш избранничества Своего, но да подаст нам разум спасения, во еже восстати нам из глубины падения. Ты бо, святе Царю Николае, имаши дерзновение велие, яко кровь свою за народ свой пролиял еси и душу положил еси не токмо за други, но и за враги своя, и сего ради предстоиши ныне в невечернем свете Царю славы, яко верный слуга Его. И тако буди нам ходатай и заступник и приклони на милосердие правосудие Божие, да не погубит нас до конца Господь, но да простит вся, и милостивно помилует, и спасет святую землю Русскую, и народ ея от всяких бед и напастей защитит. О святый и славный наш Царю страстотерпче Николае, предстательством твоим и молитвами Святаго семейства твоего, невинно убиенных Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, да подаст нам Господь грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжем смирение, кротость и любовь, ихже вы, святии мученицы, явили есте. И да возродится в народе нашем вера и благочестие, и да дарует нам паки Господь Самодержца благочестиваго, во еже восставити в Российстей земли престол Царей православных. Да прославим Бога, и послужим Ему верно до скончания века на земли, и сподобимся царствия Его на небеси, идеже купно с тобою и со всеми новомученики и Исповедники Российскими, и со всеми святыми воспевати будем славу Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Молитва царю-мученику Никорлаю 2 о помощи в гонениях, заточении
«О святый великий Российский Царю и страстотерпче Николае! Вонми гласу моления нашего и вознеси ко Престолу всевидящаго Господа стенания и воздыхания народа Русскаго, некогда богоизбраннаго и благословеннаго, ныне же падшаго и от Бога отступившаго. Разреши клятвопреступление, доселе тяготеющее над народом Русским. Тяжко бо согрешихом, отступивше от Царя Небеснаго, оставльше веру православную на попрание нечестивых, преступльше клятву соборную и не возбранивше убиению твоему, Семьи твоея и верных слуг твоих.
Не бо послушахом повеления Господня: «Не прикасайтеся помазанным Моим» паки же Давиду глаголющу: «Иже прострет руку на Помазанника Господня, не Господь ли поразит его?» И се ныне достойная по делом нашим приемлем, тяготеет бо даже до дне сего на нас грех царския крови пролития.
Доныне оскверняются святыни наши. Блуд и беззаконие не оскудевают от нас. Чада наши преданы на поругание. Вопиет к небу кровь невинная, на всякий час в земле нашей проливаемая.
Но виждь слезы и сокрушение сердец наших, каемся бо, якоже киевляне некогда пред князем Игорем, ими умученным; якоже владимирцы пред князем Андреем Боголюбским, ими убиенным, и просим: умоли Господа, да не отвратится от нас до конца, да не лишит народ Русский великаго избранничества Своего, но да подаст нам разум спасения, во еже восстати нам из глубины падения сего.
Имаши бо, Царю Николае, дерзновение велие, ты бо кровь свою пролиял еси за народ свой, и душу положил еси не токмо за други, но и за враги своя. Сего ради предстоиши ныне в Невечернем Свете Царю Славы, яко верный слуга Его. Буди нам ходатай и заступник, и охранитель. Не отвратися от нас, и не остави нас на попрание нечестивых. Даруй нам силы на покаяние, и правосудие Божие приклони на милосердие, да не погубит нас до конца Господь, но да вся простит и милостивно помилует, и спасет землю Русскую и народ ея. Да избавит же Отечество наше от постигших бед и напастей, возродит веру и благочестие, восставит же престол Царей православных, еже сбытися пророчествам угодников Божиих. И да прославят люди Русские по всей вселенней всехвальное имя Господне и верно послужат Ему до скончания века, воспевая славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Краткая молитва царю-искупителю Николаю II
«Господи, Боже наш, Великий и Многомилостивый! Во умилении сердец наших, смиренно молимся Тебе: сохрани под кровом Твоея благости от всякаго злаго обстояния Благоверного Государя и Отца нашего, избранного Тобою рода Романовых (его же имя Ты, Господи, веси). Огради Его на всех путех Его святыми Твоими ангелы, да ничтоже успеет враг на Него, и сын беззакония не приложит озлобити Его: исполни Его долготою дней и крепостию сил. Да совершит вся во славу Твою и во благо людей Своих. Мы же, Всеблагому Твоему Промышлению о Нем радующеся, благословим и прославим Всесвятое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Акафист Царю-искупителю Николаю II
Богоизбранне Руси искупление и Христовой любви воплощение, воспеваем ти похвальная, яко паче всего Отечество свое возлюбившему, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, просвети омраченныя умы и сердца наша, да зовем ти:
Ангелов Творец посла тя земле Русской, яко ангела незлобия и вразумления к народу твоему, тя бо избра по образу Сына Своего Единороднаго в жертву искупления за грех народа Русского, мы же, дивящеся таковому о тебе промышлению Вседержителя, с умилением вопием ти:
Радуйся, Христу уподобление!
Радуйся, жертво всесожжения!
Радуйся, Русских царей украшение!
Радуйся, незлобия и всепрощения образ подавый!
Радуйся, обидимых неложное упование!
Радуйся, веры нерушимое основание!
Радуйся, Николае, Царю-искупителю греха измены народа Русского!
Видящи всеблагая Богомати в уделе Своем страну нашу мерзостию растления оскверняему, избра тя от рождения, яко чистейшаго, Руси бо во очищение, да вси надгробное рыдание тебе творим песнь: Аллилуиа.
Разум Предвечный предуведе тя ко спасению и житию твоему прообразование Иова многострадальнаго, рождение твое и память праведника сочетавая. Мы же, наш грех неверности тебе поминающе, с трепетом сердечным и сокрушением душевным вопием ти сице:
Радуйся, хулы и напасти от народа твоего претерпевый!
Радуйся, веру до конца сохранивый!
Радуйся, образе кротости!
Радуйся, светильниче правды!
Радуйся, блюстителю Богопочтения!
Радуйся, правило смирения! Радуйся,
Царю Николае, искупителю греха измены народа Русского!
Сила Вышняго осени тя, Боговенчанне Царю Николае, лжемудрствующу западу вразумление противоратное соделавшаго, да мир Богу возопиет: Аллилуиа.
Имея тщание о вразумлении заблудших, поревновал еси благоверный Царю, храмов созиданию, мощей святых угодников Божиих прославлению, просвещения христианскаго насаждению и обездоленных от насилия ограж-дению, да мир христианский вопиет ти таковая:
Радуйся, святителя Николая на земли соимените!
Радуйся, преподобнаго Серафима на Небеси сомолитвенниче!
Радуйся, православия насадителю!
Радуйся, света Христова носителю!
Радуйся, терпения христианскаго учителю!
Радуйся, православным христианом заступниче!
Радуйся, Царю Николае, искупителю греха измены народа Русского!
Бури безумия и злоречия не убоялся еси, Царю-искупителю Николае, егда согласие со враги на пагубу Отечества отвергл еси, злохуления, заточение и умерщвление претерпел еси, вопия Богу Вседержителю: Аллилуиа.
Слышаще державы Русския нестроение и видяще христиан разделение, молился еси, не преставая, да спасет Всеблагая Русь православную.
Сего ради вопием ти:
Радуйся, молитвы кадило благовонное!
Радуйся, лампадо веры неугасимая!
Радуйся, буйствующих кротостию вразумление!
Радуйся, неутешных в скорбех утешение!
Радуйся, Небесных благ любителю!
Радуйся, правды ревнителю!
Радуйся, Царю Николае, искупителю греха измены народа Русского!
Боготечная звездо россияном в разсеянии сущым явился еси, Царю Николае, о имени твоем во едино их собирая и путь Христов к воскресению земли Русской показуя, да поют ангели песнь о кающихся грешницех: Аллилуиа.
Видя, яко кротость и смирение твое ничтоже успевают, все упование на Пречистую возложил еси и в руце Вседержителя всего себе предал еси, да и безумныя вразумит во еже пети тебе:
Радуйся, гордыни победителю!
Радуйся, венца Небеснаго носителю!
Радуйся, немощных стено необоримая!
Радуйся, гордых вразумителю!
Радуйся, к людям своим любовь преизобильная!
Радуйся, за измену нашу жертво усердная!
Радуйся, Царю Николае, искупителю греха измены народа Русского!
Проповедуют концы вселенныя славу твою, во всю землю изыде слово твое, яко несть тоя жертвы, юже не принесл бых за благо Отечества своего, научая тем люди твоя благодарственно пети Богу: Аллилуиа.
Возсиял еси паче солнца земли Русской, Царю Николае, православному народу заступление даже до смерти явивый, да вси ко Христу обращаются и к тебе прибегают, сего ради воспеваем ти таковая: Радуйся, свете от востока исшедый! Радуйся, образе царем православным! Радуйся, правды сияние неистощимое! Радуйся, кротости светило незаходимое! Радуйся, грешников отчее вразумление! Радуйся, праведников усердное прославление! Радуйся, Царю Николае, искупителю греха измены народа Русского!
Хотяй веру православную на земли утвердити, подвигл еси все царство твое на заступление обидимыя страны Сербския, да вси вопиют Богу: Аллилуиа.
Новаго тя Ноя, строителя спасения народу Русскому яви Господь, да вси труды твоя поминающе, непрестанно воспеваем ти сицевая:
Радуйся, Русского корабля водителю!
Радуйся, славян в бедах утешителю!
Радуйся, Сербстей страны заступление!
Радуйся, русских окормление!
Радуйся, миролюбия возвестителю!
Радуйся, христианских добродетелей насадителю!
Радуйся, Царю Николае, искупителю греха измены народа Русского!
Странное чудо видим на тебе, Николае, десницею Всевышняго многажды спасаеме, со чады же и сродники мученическим венцем венчаеме, да Богу Промыслителю всяческих вопием: Аллилуиа.
Весь еси всем христианом заступник явился еси, Богоизбранне Николае, сугубое за-ступление народом славянским показуеши, на похвалу подвизая пети тебе:
Радуйся, защито обидимых!
Радуйся, вразумление обидящих!
Радуйся, скорбных прибежище!
Радуйся, гонимых заступниче!
Радуйся, в житии твоем миротворче!
Радуйся, по убиении твоем христианом поборниче!
Радуйся, Царю Николае, искупителю греха измены народа Русского!
Всякими чудесы яви Господь благоволение Свое Русским людем, дондеже преогорчиша Господа зело, но тобою к покаянию призываемы, купно воспоим Богу: Аллилуиа.
Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласнии, не возмогут возрещи высоту твоего терпения, мы же глубину падения нашего созерцающе, в сокрушении духа взываем:
Радуйся, терпение необоримое!
Радуйся, верносте христиан непоколебимая!
Радуйся, гордыни сокрушение!
Радуйся, безумных умудрение!
Радуйся, образ верным в житии и мученичестей кончине давый!
Радуйся, за грех народа своего пострадавый!
Радуйся, Царю Николае, искупителю греха измены народа Русского!
Спастися хотяй всем человеком, иже на крови мучеников Своих Церковь основавый, Сердцеведец Христос положи тя, Царю-искупителю Николае, во основание новыя храмины державы Русския, да вси в ней сущия вопиют Богу: Аллилуиа.
Стена еси всем к тебе с верою прибегающим и необоримое ограждение миру православному еси, научая вся верныя славити тя сице: Радуйся, на земли Небес-ных явление! Радуйся, оску-девающих добродетельми вос-полнение! Радуйся, заре в земли Русской возсиявшая! Радуйся, реко, все пределы ея напитавшая! Радуйся, смирен-номудрия учителю! Радуйся, веры и любви насадителю! Радуйся Царю Николае, искупителю греха измены народа Русского!
Пение Пресвятей Троице даже до смерти приносяще, течение скончал еси и веру соблюл еси, еюже вся православныя христианы подвизаеши пети: Аллилуиа.
Светодателем послан быв земли нашей, яко Агнец непорочный, полагаешися во искупление греха нашего, да вси непрестанно тя славим:
Радуйся, боголюбезная жертво!
Радуйся, любвеобилие неистощимое!
Радуйся, верности Христовы похвало!
Радуйся, всеяние Духа незримое!
Радуйся, зерцало премудрости!
Радуйся, ненадеющихся надеждо!
Радуйся, Царю Николае, искупителю греха измены народа Русского!
Божественная благодать немощная врачующи предуведе тя, яко врачевство неистощимое владомым твоим, вопиющим Богу: Аллилуиа.
Поюще страдания твоя, Царю-искупителю Николае, покланяемся терпению твоему, яко силе Всемощныя Троицы явльшейся на тебе, да вси согласно вопием:
Радуйся, возлюбленное чадо Христово!
Радуйся, непорочная чада твоя и верныя слуги ко Христу приведый!
Радуйся, Царице праведною и мученицею быти пособствовавый!
Радуйся, народ твой истине наставивый!
Радуйся, Отечества чести не посрамивый!
Радуйся, Царство Небесное стяжавый!
Радуйся, Царю Николае, искупителю греха измены народа Русского!
О пречудный и преславный Царю-искупителю Николае, призри на царство твое земное и люди твоя, всякаго бо ответа о гресе нашем недоумеем, и умоли Вседержителя, да не внидет в суд с нами, но сподобит ны не-престанно воспевати: Аллилуиа.
Жертве Христовой в подобие,/ яко Агнец непорочный,/ волею, полагаешися во искупление/ греха измены народа Русского,/ царству в себе раздельшемуся/ в себеже даруеши исцеление,/ святый Царю-искупителю Николае,/ страдания твоя смертная славим,/ ими бо царствие воскрешается/ во славу Царя – Бога Небеснаго,/ и во спасение душ наших.
Да будет воля Божия».
Праведники Божии о святом Царе-искупителе Николае Втором.
«Вижу я поле. По тропинке идет Спаситель. Я за Ним и все твержу: - Господи, иду за Тобой!
А Он, оборачиваясь ко мне, все отвечает:
Наконец подошли мы к громадной арке, разукрашенной цветами. На пороге арки Спаситель обернулся ко мне и вновь сказал:
И вошел в чудный сад, а я остался на пороге и проснулся. Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той же арке, а за нею со Спасителем стоит Государь Николай Александрович. Спаситель говорит Государю:
Видишь в Моих руках две чаши: вот эта горькая для твоего народа, а другая сладкая для тебя.
Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашался, а Государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил его Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух. На этом я опять проснулся.