Что является температурой. Повышенная температура тела — Жар
Зенитно-ракетная система (ЗРС) С-300ПС предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения во всем диапазоне их практического применения, в том числе при несении постоянного боевого дежурства. ЗРК С-ЗООПС обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1200 м/с в зоне до 75 (90) км по дальности на высотах от 25м до практического потолка их боевого применения, в условиях массированного налета, в сложной тактической и помеховой обстановке. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах.
С-300ПС представляет собой самоходный вариант зенитного ракетного комплекса системы С-300П и получил кодовое обозначение НАТО — SA-10B Grumble . Комплекс поступает на вооружение с 1982 года. Головной разработчик - НПО "Алмаз", главный конструктор А. Леманский. В состав системы входили ракеты типа 5В55Р (В-500Р), созданные КБ "Факел" (г. Москва) и выпускаемые на ПО "Северный завод" (г. Ленинград). Работы по созданию самоходных пусковых установок проводились в КБСМ под руководством Главного конструктора А. Ф. Уткина, а с 1979 года под руководством Н.А.Трофимова.
Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара «перед самым носом» противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания — 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. Экспортный вариант системы С-ЗООПС, отличающийся незначительными изменениями в составе оборудования получил обозначение С-ЗООПМУ (кодовое обозначение НАТО — SA-10C Grumble )).
Дальнейшим развитием ЗРС "C-300ПС" ("C-300ПМУ") является система С-ЗООПМУ-1 с повышенными тактико-техническими характеристиками, принятая на вооружение в 1993 году.
Состав
В состав зенитно-ракетной ситемы С-ЗООПС (С-300ПМУ) входят:
- зенитные управляемые ракеты 5В55Р
- зенитный ракетный комплекс 90Ж6
, имеющий в составе:
- командный пункт 5Н63С с радиолокатором подсвета и наведения (РПН) 30Н6 ;
- до четырех пусковых комплексов 5П85СД , каждый из которых состоит из одной основной пусковой установки (ПУ) 5П85С и двух дополнительных ПУ 5П85Д ,
- автономные радиолокационные средства обнаружения и целеуказания - РЛС 76Н6 и (или) РЛС 36Д6 (придаются дополнительно)
- средства технического обеспечения.
ЗРК 90Ж6 может быть сопряжен с автоматизированными системами управления 83М6Е .
Пусковой комплекс 5П85СД
В состав комплекса 5П85СД входят:
основная ПУ 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С,
до двух "дополнительных " ПУ 5П85Д, управляемых через контейнер Ф3С на ПУ 5П85С.
Пусковые установки обоих типов несут по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55Р, оснащены системой автономного электропитания 5С18А и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М. Масса ПУ 5П85С - 42150 кг. Габариты пусковой установки: длина - 13.11 м, ширина - 3.15 м, высота - 3.8 м.
ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами составляет 2-3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами ТПК - 5-6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на РПН 30Н6 (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на контейнере Ф2С с помощью артиллерийских панорам, установленных на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него. Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере Ф3С. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи.
Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры. При этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком ПУ.
Командный пункт 5Н63С монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М и имеет в своем составе:
- РПН 30Н6 - контейнер Ф1С - приемно-передающая кабина с запросчиком
- кабина боевого управления (КБУ) - аппаратный контейнер Ф2К.
В состав шасси Ф20 входят: система электропитания 5С18А с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ) и телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления.
Высокоавтоматизированный многофункциональный радиолокатор подсвета целей и наведения ракет (РПН) 30Н6, осуществляет прием и отработку целеуказаний от средств управления 83М6Е и придаваемых автономных источников информации, обнаружение (в т.ч. в автономном режиме), отбор целей для первоочередного обстрела, захват и автосопровождение целей, определение их государственной принадлежности, захват, сопровождение и наведение ракет, подсвет обстреливаемых целей для обеспечения работы полуактивных головок самонаведения наводимых ракет. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЦВК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных. РПН 30Н6 обеспечивает одновременное наведение до 12 ракет на шесть целей различного типа.
Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно "с колес" после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается при необходимости и при наличии времени.
При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) - телескопическая фермерная мачта высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131Н (АМУ "Сосна") - для осуществления устойчивого обмена информацией о воздушной установке и по ведению боевых действий.
Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С300П различных модификаций для размещения антенного поста РНП была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х - начале 80-х годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительного подъемного крана типа КТ-80 "Январец" или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъемного груза.
Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса "Пионер" - шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по производилось ПО "Завод им. Январского восстания" (г. Одесса).
Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое определяется временем автоматического проведения контроля функционирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и КБУ.
При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5В85СД и между пусковыми 5В85С и контейнерами Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются системы внешнего электропитания (СВЭП).
Темп стрельбы - 3.5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.
Зенитная управляемая ракета 5В55Р
ЗУР 5В55Р предназначена для поражения современных и перспективных воздушных целей, включая стратегическую и тактическую авиацию, крылатые ракеты, а также баллистические и тактические ракеты различного базирования и другие воздушные цели. Ракета одноступенчатая, выполнена по нормальной азродинамической схеме. Оснащена высокоэффективным твердотопливным двигателем, состоит из ряда отсеков в которых расположены радиопеленгатор, аппаратурный отсек (бортовая аппаратура выполнена в виде моноблока), осколочно-фугасная боевая часть, твердотопливный ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты (см. фото1 , фото2 ). Старт ракеты - вертикальный, с помощью установленной в ТПК катапульты без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели. После выхода ракеты из ТПК воздушные рули-элероны под действием торсионов раскрываются в рабочее положение, запускается двигатель. После запуска двигателя ракета склоняется в требуемом направлении в зависимости от положения цели.
Для обеспечения склонения на ракете установлены газовые рули-элероны, которые выводят ее на необходимый угол наклона траектории в первые секунды после старта, когда скорость ракеты еще мала и воздушные рули-элероны не эффективны. В дальнейшем газовые рули-элероны с помощью пиропатронов отсоединяются от механизма управления рулями-элеронами и для обеспечения управляемого полета используются воздушные рули-элероны.
Высокая маневренность ракеты и осколочно-фугасная боевая часть большой мощности обеспечивают эффективное поражение целей.
Ракета не требует проверок и регулировок в течение всего срока службы - 10лет.
Низковысотный обнаружитель 5Н66М
Для более успешного обнаружения маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО "Утес" (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов на вооружение Войск ПВО страны.
НВО 5Н66М (см. фото ) поставляется в войска в составе:
- антенный пост Ф52М,
- универсальная вышка 40В6М (40В6МД),
- система автономного электроснабжения (САЭС) - дизель-электростанция 5И57 (5И57А)
- выносная аппаратура в контейнере Ф2
- распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А).
Управление работой НВО, определяющим азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. Точность определения координат: дальность - 250 м, азимут - 20 угловых минут, скорость - 2.4 м/с. Потребляемая мощность - 55 кВт. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).
Технические средства, придаваемые дивизиону С300ПС
При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6). Антенный пост с поворотным устройством, кабина РЛС монтируется на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД) .
На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (П3 и П4) и кабина ЭД ("Эксплуатационная Документация" - полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобильКрАЗ-225/КрАЗ-260 с КУНГом).
При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12-2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения линии с РПН на некотором удалении.
Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно- штабная машина (УАЗ-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции подается энергоагрегат АБ-1-П285-ВVI.
Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная пулеметная установка "Утес" - крупнокалиберный пулемет НСВ (12.7-мм) на станке 6У6.
При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания: 94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57Аи РПУ 63Т6А (две кабины РПУ для 99Э6) - для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО, РПН и контейнера Ф2К соответственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А - 11930 кг.
При размещении дивизиона позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.
Для повышения автономности дивизионы могут придаваться автоцистерна АЦ-5.5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310 или топливозаправщик на базе автомобилей "Урал-375", ЗиЛ-131, машина технического обслуживания - МТО-4С, машина-водовоз, как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.
При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.
В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая, общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М), энергоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС на прицепе.
Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.
Для проведения обучения вождению при отработке перезаряжения самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе модификации ракет). Для временного хранения ТПК в дивизионах и для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах. Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32. осуществляется автопоездами 5Т58-2 или в обычных полувагонах.
Для перезаряжания пусковых установок 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомоболя КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью 16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1. Подъемный кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные и производившиеся Камышинским крановым заводом сняты с производства. Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины с измененной конструкцией манипулятора.
Тактико-технические характеристики
Границы зоны поражения, км | |
- дальняя (аэродинам. цель) | 75 |
- дальняя (БРМД) | 25 |
- ближняя | 5 |
Высота поражения цели, км | |
- минимальная (аэродинам. цель) | 0,025 |
- максимальная (аэродинам. цель) | 27 |
Максимальная скорость ЗУР, м/с | до 2000 |
Максимальная скорость поражаемых целей, м/c | 1200 |
Сектор обзора РПН (по азимуту), град | 90 |
Число сопровождаемых целей | до 12 |
Число обстреливаемых целей | до 6 |
Число одновременно наводимых ракет | до 12 |
Темп стрельбы, с | 3-5 |
Время развертывания/свертывания, мин | 5/5 |
Количество ракет в комплексе | до 48 |
В настоящее время зенитный ракетный комплекс средней дальности С-300 различных модификаций является основой зенитно-ракетных войск ВВС России. Зенитно-ракетный комплекс С-300 предназначен для прикрытия войсковых группировок и стратегических армейских объектов, стационарных пунктов управления, штабов, военных баз, административных центров и промышленных объектов от ударов баллистических и крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов, стратегической и тактической авиации.
Создание зенитно-ракетной системы, предназначенной для замены ЗРС С-75, началось в середине 60-х годов. По инициативе командования войск ПВО страны и КБ-1 Министерства радиопромышленности развернулась разработка унифицированной для трех родов войск - ПВО, сухопутных войск флота - противосамолетной зенитно-ракетной системы С-500У с дальней границей зоны поражения целей порядка 100 км.
В дальнейшем, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого рода войск, было решено разработать по единым тактико-техническим требованиям максимально унифицированную универсальную (противосамолетную и противоракетную) зенитно-ракетную систему, получившую новое название - С-300, предназначенную для:
Войск ПВО (С-300П, головной разработчик - ЦКБ "Алмаз"),
- армии (вариант С-300В, головной разработчик - "НИИ-20"),
- ВМФ (С-300Ф, головной разработчик - ВНИИ "Альтаир").
Так как системы разрабатывались в различных КБ и НИИ, то глубокой межвидовой унификации систем под требования, порой весьма прогтиворечивые, достичь так и не удалось. Например, в системах С-300П и С-300В было унифицировано лишь 50% функциональных устройств РЛС обнаружения.
Сравнительные характеристики различных модификаций ЗРС С-300 приведены в таблице.
С300ПТ | С300ПС | С300ПМ | С300ПМУ1 "Триумф" | С400ПМУ2 "Фаворит" | С-500 проект |
|
1978 | 1982 | 1993 | 1997 | 2002 | 2030 | |
Тип ЗУР. | 5В55К | 5В55К 5В55Р | 48Н6 (48Н6Е) | 48Н6 (48Н6Е) | 48Н6Е2 | н/д |
1200 | 1300 | 1800 | 1800 | 1800 | н/д | |
Максимальная скорость ЗУР (м/сек): | 1800 | 1800 | 2000 | 2100 | 2100 | н/д |
Максимальная дальность поражения целей (км): | 47 | 47 / 75 | до 150 | до 150 | до 200 | более 300 |
Минимальная дальность поражения целей (км): | 5 | 5 / 5 | 3 - 5 | 3 - 5 | 3 | н/д |
Максимальная высота поражения целей (км): | 25 | 27 | 28 | 30 | 30 | 30 |
Минимальная высота поражения целей (км): | 0,025 | 0,025 | 0,025 | 0,010 | 0,010 | 0,010 |
Число одновременно сопровождаемых целей: | до 12 | до 12 | до 12 | до 12 | до 36 | до 20 |
Число одновременно обстреливаемых целей: | до 6 | до 6 | до 6 | до 6 | до 36 | до 36 |
Число одновременно наводимых ракет (шт): | до 12 | до 12 | до 12 | до 12 | до 72 | до 72 |
Темп стрельбы (сек): | 5 | 3 - 5 | 3 - 5 | 3 | 3 | н/д |
Время разв/сверт (мин): | до 90/ - | 5 / 5 | 5 / 5 | 5 / 5 | 5 / 5 | н/д |
Количество ракет в комплексе (шт): | до 48 | до 48 | до 32 (48) | до 32 (48) | до 32 (48) | н/д |
Сектор обзора РПН (по азимуту) (град): | 60 | 90 | 90 | 90 | 90 | н/д |
Вероятность поражения (аэродинамической / баллистической) цели одной ракетой: | н/д н/д | 0,5-0,77 | 0,8-0,93 | н/д | 0,8-0,86 | н/д |
С-300 - зенитно-ракетный комплекс среднего радиуса действия (SA-10 по классификации НАТО). Был принят на вооружение в СССР в 1979 г. Предназначен для обороны крупных промышленых и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника. Способен уничтожать баллистические и ракетные цели. Стал первым многоканальным зенитно-ракетным комплексом, способным сопровождать до 100 и поражать до 12 целей одновременно. Головной разработчик - НПО «Алмаз-Антей» им. А. А. Расплетина.
Эта система является единственной из ныне существующих зенитных ракетных систем, изначально создававшихся как средство противоракетной обороны от оперативно-тактических и баллистических ракет.
Ракеты имеют оригинальное боевое снаряжение. Тяжелые осколки и высокая кинетическая энергия взрыва фокусируются в ограниченном телесном угле, что значительно повышает плотность потока энергии осколков и гарантирует полное разрушение цели, в том числе и ее боевой части, независимо от угла встречи ракеты с целью.
С-300 порой сравнивают с американской "Пэтриот". Но любой специалист подтвердит: по многим параметрам - дальности обнаружения цели, характеристикам ракет, которые применяются на данной системе, помехозащищенности - американская система значительно уступает нашей.
В состав зенитно-ракетной ситемы С-ЗООПС (С-300ПМУ) входят:
командный пункт 5Н63С с радиолокатором подсвета и наведения (РПН) 30Н6 ;
до четырех пусковых комплексов 5П85СД , каждый из которых состоит из одной основной пусковой установки (ПУ) 5П85С и двух дополнительных ПУ 5П85Д ,
автономные радиолокационные средства обнаружения и целеуказания - РЛС 76Н6 и (или) РЛС 36Д6 (придаются дополнительно)
зенитный ракетный комплекс 90Ж6 , имеющий в составе:
зенитные управляемые ракеты 5В55Р
средства технического обеспечения.
ЗРК 90Ж6 может быть сопряжен с автоматизированными системами управления 83М6Е .
Командный пункт 5Н63С:
Командный пункт 5Н63С монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М и имеет в своем составе:
РПН 30Н6 - контейнер Ф1С - приемно-передающая кабина с запросчиком
кабина боевого управления (КБУ) - аппаратный контейнер Ф2К.
В состав шасси Ф20 входят: система электропитания 5С18А с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ) и телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления.
Высокоавтоматизированный многофункциональный радиолокатор подсвета целей и наведения ракет (РПН) 30Н6, осуществляет прием и отработку целеуказаний от средств управления 83М6Е и придаваемых автономных источников информации, обнаружение (в т.ч. в автономном режиме), отбор целей для первоочередного обстрела, захват и автосопровождение целей, определение их государственной принадлежности, захват, сопровождение и наведение ракет, подсвет обстреливаемых целей для обеспечения работы полуактивных головок самонаведения наводимых ракет. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЦВК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных. РПН 30Н6 обеспечивает одновременное наведение до 12 ракет на шесть целей различного типа.
Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно "с колес" после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается при необходимости и при наличии времени.
При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) - телескопическая фермерная мачта высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131Н (АМУ "Сосна") - для осуществления устойчивого обмена информацией о воздушной установке и по ведению боевых действий.
Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С300П различных модификаций для размещения антенного поста РНП была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х - начале 80-х годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительного подъемного крана типа КТ-80 "Январец" или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъемного груза.
Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса "Пионер" - шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по производилось ПО "Завод им. Январского восстания" (г. Одесса).
Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое определяется временем автоматического проведения контроля функционирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и КБУ.
При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5В85СД и между пусковыми 5В85С и контейнерами Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются системы внешнего электропитания (СВЭП).
Темп стрельбы - 3...5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.
Пусковой комплекс 5П85СД
В состав комплекса 5П85СД входят:
основная ПУ 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С,
до двух "дополнительных " ПУ 5П85Д, управляемых через контейнер Ф3С на ПУ 5П85С.
Пусковые установки обоих типов несут по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55Р, оснащены системой автономного электропитания 5С18А и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М. Масса ПУ 5П85С - 42150 кг. Габариты пусковой установки: длина - 13.11 м, ширина - 3.15 м, высота - 3.8 м.
ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами составляет 2-3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами ТПК - 5-6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на РПН 30Н6 (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на контейнере Ф2С с помощью артиллерийских панорам, установленных на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него. Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере Ф3С. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи.
Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры. При этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком ПУ.
Зенитная управляемая ракета 5В55Р
ЗУР 5В55Р предназначена для поражения современных и перспективных воздушных целей, включая стратегическую и тактическую авиацию, крылатые ракеты, а также баллистические и тактические ракеты различного базирования и другие воздушные цели.
Ракета одноступенчатая, выполнена по нормальной азродинамической схеме, с раскрываемыми после старта рулями. Оснащена высокоэффективным твердотопливным двигателем, состоит из ряда отсеков в которых расположены радиопеленгатор, аппаратурный отсек (бортовая аппаратура выполнена в виде моноблока), осколочно-фугасная боевая часть,. твердотопливный ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Эксплуатируется в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и не требует проверок и регулировок в течение всего срока службы - 10лет. Старт ракеты - вертикальный, с помощью установленной в ТПК катапульты без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели. После запуска двигателя на высоте 20м ракета склоняется с помощью газовых рулей в требуемом направлении в зависимости от положения цели, одновременно раскрываются ее управляющие аэродинамические поверхности. Это позволяет вести стрельбу в условиях сложного рельефа, в том числе в лесистой местности. Ракета использует принцип наведения "сопровождение цели через ракету". Высокая маневренность и осколочно-фугасная боевая часть большой мощности обеспечивают эффективное поражение целей.
Низковысотный обнаружитель 5Н66М
Для более успешного обнаружения маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО "Утес" (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов на вооружение Войск ПВО страны.
НВО 5Н66М поставляется в войска в составе:
антенный пост Ф52М,
универсальная вышка 40В6М (40В6МД),
система автономного электроснабжения (САЭС) - дизель-электростанция 5И57 (5И57А)
выносная аппаратура в контейнере Ф2
распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А).
Управление работой НВО, определяющим азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. Точность определения координат: дальность - 250 м, азимут - 20 угловых минут, скорость - 2.4 м/с. Потребляемая мощность - 55 кВт. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).
Технические средства, придаваемые дивизиону С300ПС
При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6). Антенный пост с поворотным устройством, кабина РЛС монтируется на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД) .
На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (П3 и П4) и кабина ЭД ("Эксплуатационная Документация" - полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобильКрАЗ-225/КрАЗ-260 с КУНГом).
При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12-2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения линии с РПН на некотором удалении.
Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно- штабная машина (УАЗ-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции подается энергоагрегат АБ-1-П285-ВVI.
Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная пулеметная установка "Утес" - крупнокалиберный пулемет НСВ (12.7-мм) на станке 6У6.
При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания: 94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57Аи РПУ 63Т6А (две кабины РПУ для 99Э6) - для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО, РПН и контейнера Ф2К соответственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А - 11930 кг.
При размещении дивизиона позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.
Для повышения автономности дивизионы могут придаваться автоцистерна АЦ-5.5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310 или топливозаправщик на базе автомобилей "Урал-375", ЗиЛ-131, машина технического обслуживания - МТО-4С, машина-водовоз, как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.
При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.
В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая, общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М), энергоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС на прицепе.
Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.
Для проведения обучения вождению при отработке перезаряжения самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе модификации ракет). Для временного хранения ТПК в дивизионах и для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах. Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32. осуществляется автопоездами 5Т58-2 или в обычных полувагонах.
Для перезаряжания пусковых установок 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомоболя КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью 16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1. Подъемный кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные и производившиеся Камышинским крановым заводом сняты с производства. Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины с измененной конструкцией манипулятора.
Ее "сестра" С-300В
хорошо зарекомендовала себя в Сухопутных войсках. У нее высокая скорость полета.
Она в 1,5 раза превышает скорость любой из существующих в мире зенитных, оперативно-тактических и баллистических ракет. Обычно дивизион ЗРС С-300В оснащен двумя типами пусковых установок, снаряженных ракетами "Гигант" и "Гладиатор" по терминологии НАТО, предназначенных для стрельбы по баллистическим и аэродинамическим целям.
Система включает: отдельный узел обнаружения и целеуказания - командный пункт, секторную станцию обнаружения баллистических ракет, станцию кругового обзора для обнаружения самолетов. ЗРС эффективно работает по целеуказанию от собственных и внешних источников.
Результатом дальнейших разработок нашего ВПК явилось принятие на вооружение ЗРС нового поколения С-300ПМУ, С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 "Фаворит" с новым типом ракет.
Эти зенитные ракетные системы предназначены для высокоэффективной обороны важнейших объектов государства (административных и промышленных), его вооруженных сил и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения во всем диапазоне высот и скоростей их боевого применения, в том числе при воздействии интенсивных активных и пассивных помех.
Мобильная многоканальная зенитная ракетная система С-300ПМУ1 обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, стратегических крылатых ракет, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, других средств воздушного нападения, летящих со скоростью до 2800 м/с и имеющих ЭПР до 0,02 кв. м. Дальность поражения аэродинамических целей увеличена до 150 км. Является дальнейшим развитием зенитной ракетной системы С-300ПМУ, отличается повышенными тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками.
Универсальная мобильная многоканальная зенитная ракетная система (ЗРС) "Фаворит" является дальнейшим развитием ЗРС С-300ПМУ1 и средств ее управления, отличается повышенными тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками.
Улучшение характеристик достигнуто введением новых технических решений, разработанных по итогам обобщения опыта эксплуатации, а также совершенствования математического и программного обеспечения с использованием высокопроизводительных вычислительных средств, введением новой ЗУР (для ЗРС "Фаворит"), обеспечивающей инициирование боевых частей БР.
Мобильная многоканальная зенитная ракетная система С-300 ПМУ-1 предназначена для
обороны военных и промышленных объектов от массированных ударов средств воздушного нападения, а также для создания рубежей противовоздушной обороны страны. Система обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет,
баллистических целей и других средств воздушного нападения, летящих на высотах от 10 м до практического потолка их боевого применения в условиях интенсивного противодействия.
Во время испытаний обе мишени были эффектно поражены первыми ракетами, вторые
ракеты поражали остатки падающих мишеней.
Зенитно-ракетный комплекс С-300 ПМУ-1 включает в себя многофункциональную
радиолокационную станцию подсвета и наведения (РПН), т.е. средства управления 83М6Е
и 8 самоходных пусковых установок (СПУ). Самоходная пусковая установка выпускается в
двух модификациях: 5П85ТЕ полуприцеп на трехосном автомобиле "КрАЗ-260" и 5П85СЕ на
четырехосном автомобиле "МАЗ-547" или "МАЗ-543М".
Зенитный ракетный комплекс имеет малое время реакции, большую степень автоматизации
процессов боевой работы и высокую огневую производительность. Он может одновременно
обстреливать до шести целей с наведением на каждую цель до двух ракет. Без
предварительной подготовки позиции средства могут быть развернуты за 5 минут.
Многофункциональная радиолокационная станция подсвета и наведения, состоящая
из антенного поста и аппаратного контейнера, смонтированных на едином колесном шасси,
обеспечивает поиск и захват целей на автоматическое сопровождение, наведение на них
ракет, в том числе в условиях интенсивного радиопротиводействия. Антенное устройство
радиолокационной станции состоит из фазированных антенных решеток с цифровым
управлением положения луча. Для повышения дальности обнаружения и обстрела целей
на предельно малых высотах, а также при развертывании зенитного ракетного комплекса
в лесистой или сильно пересеченной местности антенный пост может быть установлен на
специальную передвижную вышку. В аппаратном контейнере размещены рабочие места
операторов, многопроцессорная ЭВМ и встроенная аппаратура функционального контроля.
Предусмотрены комфортные условия работы, необходимые для ведения круглосуточного
боевого дежурства. Радиолокационная станция подсветки и самоходная пусковая
установка оснащены автономными источниками энергоснабжения и радиосвязью.
Самоходная пусковая установка имеет четыре транспортно-пусковых устройства (ТПУ)
с ракетами 48Н6Е. Она обеспечивает транспортировку, хранение и пуск ракеты. ТПУ обеспечивает эксплуатацию ракеты в течении 10 лет, не требующую ни проверок, ни регулировок.
Средства управления 83М6Е предназначены и специально адаптированы для управления
группировками систем С-300 ПМУ-1, С-300 ПМУ, С-200 ДЭ, С-200 ВЭ при общем количестве систем в составе группировки до шести штук. В состав 83М6Е входят: командный пункт (КП) 54К6Е и радиолокатор обнаружения (РЛО) 64Н6Е.
Управление системами осуществляется по собственным радиолокационным данным и данным
от управляемых систем, а также по информации от средств управления соседних группировок
и средств вышестоящего уровня. Реализовано два варианта исполнения 83М6Е: мобильный,
с размещением КП и РЛО на автомобильных шасси и транспортно-контейнерный, с размещением
КП и аппаратной части РЛО в укрытиях на стационарных позициях.
КП 54К6Е обеспечивает эффективное использование в группировке управляемых систем
путем решения в автоматическим режиме следующих основных задач: управление режимами
обзора РЛО; завязка, отождествление и сопровождение до 100 трасс целей; определение
государственной принадлежности целей; отбор первоочередных поражаемых целей и их
распределение между управляемыми системами с выдачей целеуказаний; обеспечение
взаимодействия систем в сложной помеховой обстановке; координация автономных боевых
действий систем; обеспечение взаимодействия с соседними и вышестоящими средствами
управления.
В аппаратном контейнере размещены рабочие места операторов, многопроцессорный
вычислительный комплекс, аппаратура связи, аппаратура документирования боевых действий.
Имеются развитые программно-аппаратные средства тренировки боевого расчета как в
автономном, так и в комплексном режимах функционирования средств управления 83М6Е.
Радиолокатор обнаружения 64Н6Е предназначен для обнаружения и сопровождения целей.
Состоит из вращающегося по азимуту антенного поста и неподвижного аппаратного
контейнера, расположенных на едином автопоезде. РЛО обеспечивает обнаружение и
измерение с необходимой точностью координат целей, а также определение их
государственной принадлежности в условиях воздействия естественных и
преднамеренных помех.
Антенное устройство выполнено на основе фазированной антенной решетки с
двухсторонним использованием раскрыва. Обзор пространства осуществляется при
совмещении кругового вращения антенного поста (1 оборот за 12 с.) и электронного
управления лучом антенны по азимуту и углу места. Предусмотрены секторы обзора
пространства для обнаружения оперативно-тактических, баллистических ракет.
В зенитно-ракетном комплексе С-300 ПМУ-1 применяется одноступенчатая
твердотопливная ракета, развивающая максимальную скорость 2000 м/сек.
Старт зенитной управляемой ракеты вертикальный, осуществляется катапультированием
ее из транспортно-пускового устройства, с последующим включением маршевого двигателя.
Вертикальный старт позволяет обстреливать цели, летящие с любого направления без
разворота самоходной пусковой установки.
При наведении ракеты на цель используется принцип сопровождения цели через ЗУР,
когда команды управления вырабатываются на основе данных от многофункциональной
радиолокационной станции подсвета и наведения и бортового пеленгатора, что обеспечивает
высокую эффективность наведения в сложной помеховой обстановке.
Ракета оснащена неконтактным радиовзрывателем и осколочной боевой частью большой
мощности весом 140 кг. При автономном ведении боевых действий зенитный ракетный
комплекс осуществляет обнаружение целей в секторах автономного поиска, а также
может получать целеуказания от придаваемой всевысотной трехкоординатной
радиолокационной станции кругового обзора 36Д6.
Понаблюдать за работой данной системы можно, например, в Звенигороде
(Московская область), где антена радиолокатора обнаружения видна прямо со станции
или, при соответствующей сноровке, в Солнечногорске, где расположен полк ДРЛО.
Источники информации:
Противовоздушная оборона всегда являлась приоритетной задачей для Вооруженных Сил России. Сегодня используется огромный опыт в организации структуры ПВО и материально-техническая база, накопленные и созданные в советский период. Одним из столпов Противовоздушной обороны страны на данный момент является универсальный ЗРК С 300, доставшийся ВС России в наследство от Советского Союза.
На данный момент эта ЗРС в модификациях ПС, ПМ и ПМУ является основным боевым компонентом боеспособности российских зенитно-ракетных войск. Созданное более 40 лет назад оружие и в наше время обладает достаточно высокими характеристиками. Комплекс создавался для обеспечения прикрытия от средств воздушного нападения армейских группировок, мест базирования авиации и флота, объектов стратегической и административной инфраструктуры. Основные цели для зенитных ракет – это разделяющиеся боеголовки баллистических ракет, крылатые ракеты, самолеты тактической и стратегической авиации.
Создание нового ЗРК – требование оборонной достаточности
В середине 60-х годов XX века Советский Союз имел одну из самых мощных и развитых систем Противовоздушной обороны в мире. Окруженный военными базами США и стран, входящих в блок НАТО, СССР вынужден был уделять огромное внимание защите своих стратегических объектов и главных административных центров от вероятного воздушно-ядерного удара. В те времена основным средством вооружение войск ПВО были ракетные комплексы С-75, представлявшие собой довольно удачную с технической точки зрения конструкцию. Оружие оказалось настолько удачным, что выпускалось крупными сериями для нужд отечественной системы ПВО и для поставки за рубеж.
1 мая 1960 года над Южным Уралом стоящие на вооружении ПВО страны зенитно-ракетные комплексы С-75 сбили американский самолет – шпион U-2. Цель была поражена на высоте около 22 км. (ЗРК С-75 имел максимальную высоту поражения цели 25 км).
Однако боевой опыт, который был получен в ходе применения ракетных комплексов С-75 во Вьетнаме и во время войн на Ближнем Востоке, показал недостаточную оперативность боевой системы. В условиях современной войны, когда время подлета реактивных самолетов сократилось до минимума, требовался быстрый перевод зенитных средств из походного положения в боевое положение. Появление в Европе, в Турции и в Италии американских ракет средней и малой дальности вообще делало всю европейскую часть Советского Союза беззащитной от стремительного ракетного удара. Времени, с момента получения сигнала о воздушном нападении, необходимого на перевод зенитно-ракетных комплексов в боевой режим в таких условиях практически не оставалось.
К тому же необходимо было увеличить тактико-технические характеристики зенитных ракет. Появление на баллистических ракетах разделяющихся головных частей вынуждало обороняющейся стороне увеличивать количество зенитных средств противодействия. Полеты стратегической авиации совершались на большой высоте, поэтому требовалось увеличить дальность полета зенитных ракет, мощность боезаряда и максимальную высоту. Появление нового зенитно-ракетного комплекса С-125 позволило на короткий период решить возникшую проблему, усилив противовоздушную оборону армейских группировок и основных стратегических объектов. Однако глобально проблема не решалась. Требовался новый, мобильный и мощный зенитно-ракетный комплекс, способный одновременно отслеживать несколько целей, стрелять на большие расстояния и настигать цели на больших высотах.
Выходом из сложившейся ситуации стал С 300, мобильный ракетный комплекс, значительно усиливший противовоздушную оборону Советского Союза. Для того времени это была самая современная ракетно-зенитная система, основанная на использовании самых передовых технологий и качественно нового подхода в вопросах оснащения ракетных комплексов вспомогательными средствами.
Рождение нового зенитно-ракетного комплекса
В основу технических требований, предъявляемых к новым ракетным комплексам, легли замечания военных. Командование ПВО страны, высшее военное руководство поставило перед конструкторами задачу создать мобильный унифицированный для разных родов войск зенитно-ракетный комплекс. Главными условиями проекта являлись мобильность, широкий диапазон поражения целей по высоте, большая дальность и высокий темп стрельбы.
На первых порах время, отводимое на свертывание и развертывание системы, составляло 90 минут. Со временем этот показатель будет улучшен в десятки раз.
Работа над проектом началась еще в 1969 году. В течение 5 лет шла долгая и кропотливая работа по всем направлениям, от создания новой зенитной ракеты и систем управления до разработки стартовой и транспортной базы. Комплекс создавался в условиях тесной кооперации. Учитывая тот факт, что новый ЗРК должен стать универсальным, каждая модификация имела своих разработчиков. Так комплекс С-300В, рассчитанный на вооружение сухопутных армейских частей, создавался в НИИ-20. Морскую версию ЗРС создавали во ВНИИ «Альтаир». Головной разработчик ракетного комплекса С-300П для нужд войск ПВО страны — Центральное Конструкторское Бюро «Алмаз».
Несмотря на то, что общая проектная и технологическая база для создаваемых комплексов была унифицирована, добиться полной унификации ракетных комплексов не удалось. Морские и сухопутные варианты ракетного комплекса похожи только внешне и имеют унификацию только наполовину. Наибольшие различия в создаваемых системах приходились на оборудование РЛС и средства слежения. Главной изюминкой проекта должна была стать зенитная ракета 5В55 комплекса С-300, которая являлась мощным оружием поражения воздушных целей. На первой версии масса боевой части составляла 133 кг боевую часть. Бесконтактный взрыватель радиолокационного действия позволяет приводить осколочную боевую часть ракеты в действие на заданной высоте. Основной поражающий элемент — стальные кубики.
В дальнейшем на других модификациях ракет 48Н6 и 48Н6М боевые части имели массу боезаряда 143 и 180 кг. соответственно. Старт ракеты осуществлялся из транспортно-пускового контейнера в результате срабатывания пиротехнического заряда.
Созданное оружие позволяло решать следующие задачи:
- оборона крупных военных и промышленных объектов;
- защита административных населенных пунктов союзного назначения;
- защита военных баз флота и авиации, пунктов управления войсками.
Основными целями для нового ЗРК являлись баллистические и крылатые ракеты, которые советская система могла сбивать на любой высоте от 250 м до 27км и на дальности от 5 до 50 км. Комплекс обладал двумя ЭВМ, способными обрабатывать информацию по обнаружению и сопровождению целей. Бортовая РЛС в состоянии отслеживать до 100 целей, давать целеуказание на 6 или на 12 целей сразу для 2 ракет.
Зенитная ракета зенитно-ракетного комплекса С 300 могла сбивать цели, скорость которых достигает 2Max. Более поздние версии ЗРК С-300ПС и С-300ПМУ уже готовы уничтожать цели, несущиеся со скоростью в 8 раз превышающую скорость звука. Темп стрельбы составляет 2 ракеты в течение 3-4 секунд. В состав одного зенитно-ракетного дивизиона обычно входит 12 пусковых установок. Единый пункт управления может одновременно осуществлять контроль всех 12 пусковых установок, раздавая параметры цели и отслеживая воздушный горизонт в заданном секторе.
Конструкция ракеты и технологические возможности всего комплекса позволяли совершенствовать его боевые характеристики, постоянно повышать тактико-технические показатели.
Боевая служба ЗРК С 300
Благодаря своим высоким боевым характеристикам С-300 стал самым многочисленным и распространенным противовоздушным комплексом в мире. Его новые модификации, среди которых наиболее технические освоенным является С-300ПС, являются основным ЗРК противовоздушной обороны Российской Федерации. Благодаря насыщенности войск ПВО этими ракетными комплексами, вся западная и центральная часть страны находится под надежной защитой.
После развала Советского Союза немало зенитно-ракетных комплексов различных модификаций достались бывшим республикам, став основным элементом национальных систем ПВО. Эти комплексы стоят на вооружении в Украине, в Белоруссии, в Казахстане и в Азербайджане. В экспортном варианте оружие поставлялось в Китай, во Вьетнам, в Алжир и в Северную Корею. Различные модификации С-300 можно встретить на оснащении систем ПВО Ирана, Венесуэлы, Кипра, Греции и Болгарии. Сирийская Республика, которая сегодня переживает острейший военно-политический кризис, также имеет на оснащении некоторое количество зенитно-ракетных комплексов С-300ПС.
В ходе последующих работ по модернизации системы, неоднократно проводились учебные стрельбы. Впервые в новой истории России, на полигоне Капустин Яр в 1995 году были устроены публичные зенитно-ракетные стрельбы, в которых принимал участие ЗРК С 300ПС. Баллистическая ракета SS-17 Scad, составляющая основную ударную мощь региональных государств на Ближнем Востоке, была сбита во время полета. В сравнении с действием американских ЗРК «Пэтриот», прикрывавших объекты в Израиле и в Саудовской Аравии, российские С-300 оказались куда эффективнее. Для поражения оперативно-тактической ракеты требовалось 1-2 ракет 48Н6Е, причем уничтожалась не только ракетоноситель, но и головная боевая часть. Американские зенитно-ракетные комплексы вынуждены были тратить для уничтожения одной иракской ракеты 4-5 противоракет.
Российские ракеты нового поколения имели чудовищную разрушительную силу. Боевая часть, оснащенная тяжелыми поражающими фрагментами, во время подрыва создает высокую кинетическую энергию. Осколки разлетаются плотным потоком под определенным углом к цели, вызывая при контакте ее полное разрушение.
На данный момент технологические возможности комплекса до конца не исчерпаны. Последняя модификация ЗРК С-300ПМУ-1 является, по мнению военных экспертов, вполне удовлетворительным средство борьбы с воздушными целями. Недаром некоторые из стран третьего мира проявляют интерес к этому оружию, стремясь получить контракты на поставку российских зенитно-ракетных комплексов.
Последующим развитием ЗРС С-300 стал новый ракетный комплекс С-400, поступивший на вооружение ВКС России в 2007 году. Это совершенно иной по техническим характеристикам зенитный комплекс, значительно превосходящий не только своих предшественников, но и лучшие западные аналоги. В наши дни ведутся работы по созданию и запуску в серийное производство уже более новой версии зенитно-ракетного комплекса. ЗРК С-500 должен с 2018 года начать поступать на оснащение зенитно-ракетных дивизионов системы ПВО страны.
Если первый ракетный комплекс С-300, поступивший на вооружение ПВО СССР в 1979 году, имел название «Фаворит», новая ракетно-зенитная система С-500 называется «Прометей». Его зенитная ракета 55р6М «Триумфатор» по всем параметрам превосходит все существующие аналоги в мире, давая преимущество противовоздушной обороне России на 10-15 лет вперед.
Секретные автомобили Советской Армии Кочнев Евгений Дмитриевич
Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)
Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)
С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения шасси МАЗ-543М стало их широкое применение в качестве основы многочисленных видов ракетных СПУ серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной системы С-300, входившей в состав войск ПВО СССР и существующей до сих пор в третьем поколении. Впервые автомобили 543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение – С-300ПМУ), которая проектировалась в НПО «Алмаз» с середины 1960-х годов для замены комплекса С-75 и была принята на вооружение в 1982 году. Конструктивно она являлась самоходной версией и дальнейшим развитием первого варианта С-300ПТ на колесных буксируемых шасси, выпускавшегося с 1975 года и принятого на вооружение в феврале 1981-го. Новая система С-300ПС предназначалась для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от боевых ударов различных видов средств воздушного нападения во всем диапазоне дальностей и высот, а также для стрельбы по наземным целям. Она входила в состав ЗРК 90Ж6 и обеспечивала поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1300 м/с на дальностях 5 – 90 км и на высотах от 25 м до практического потолка их боевого применения – 27 км. Комплекс мог эксплуатироваться в различных климатических зонах и имел рекордно короткое время развертывания – пять минут, делавшее его трудно уязвимым для авиации противника. При разработке мобильных пусковых установок основным средством их несения сразу же было выбрано шасси МАЗ-543М с четырьмя гидравлическими опорами, отдельными кабинами (контейнерами) подготовки и управления стартом ракет и системами автономного или внешнего электропитания. Скорость передвижения боевых частей комплекса С-300ПС по шоссе составляла 60 км/ч, по грунтовым дорогам – 30 км/ч.
Основная пусковая установка 5П85С зенитной системы С-300ПС на шасси МАЗ-543М
В состав дивизиона ЗРС С-300ПС (С-300ПМУ) входили четыре пусковых комплекса 5П85СД, каждый из которых состоял из одной основной СПУ 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и двух дополнительных установок 5П85Д с питанием от внешней сети и управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю. Каждая установка снабжалась гидравлическими опорами и четырьмя цилиндрическими герметизированными ТПК с управляемыми твердотопливными одноступенчатыми ракетами 5В55Р со стартовой массой 1665 кг, длиной 7,25 м и осколочно-фугасной боевой частью массой 133 кг. Таким образом, в дивизионе С-300ПС в общей сложности находилось 48 ракет. Их запуск осуществлялся из ТПК с помощью катапульты, а затем на высоте 20 м включались двигатели ракет и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа. Ее темп составлял 3 – 5 с. Машины дивизиона С-300ПС одновременно могли обстреливать шесть целей, оснащались приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше. Боевая масса основой СПУ 5П85С составляла 42 150 кг, габаритные размеры – 13 110x3150x3800 мм.
Дополнительная пусковая установка 5П85Д зенитной ракетной системы С-300ПС. 1982 год
В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт – С-300ПМУ-1). От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими и эксплуатационными параметрами, применением новой элементной базы и высокой помехозащищенностью, а также использованием новой твердотопливной ракеты 48Н6 (48Н6Е), обеспечивавшей поражение целей, летящих со скоростями до 2800 м/с. Эта ЗРС вошла в состав модернизированного ЗРК 90Ж6Е с дальностью поражения до 150 км и высотой стрельбы от 6 м до 40 км. Успешные испытания С-300ПМ были завершены в 1989 году, их выпуск начался в 1990-м. В 1993 году эту систему приняли на вооружение войск ПВО РФ, а первый серийный образец официально был представлен в 1995 году. Вместо двух видов пусковых установок в ЗРС С-300ПМ (ПМУ-1) использовалась только одна модернизированная СПУ 5П85СМ (на экспорт – 5П85СЕ или 5П85СЕ1) с улучшенными характеристиками и развесовкой по мостам, разработанная в 1983 – 1984 годах в ленинградском КБ специального машиностроения на шасси МАЗ-543М. Первые пять опытных установок 5П85СМ были собраны в 1984 – 1986 годах на ленинградском заводе «Большевик» и прошли цикл полигонных испытаний и стрельб. На каждой устанавливали четыре 7,5-метровые управляемые одноступенчатые ракеты 48Н6 (48Н6Е) средней дальности с осколочно-фугасной боевой частью массой 143 кг, у которых ТПК при вертикальном старте опирался днищем на грунт. По сравнению с прежними ракетами 5В55Р их стартовая масса возросла до 1800 кг, а темп стрельбы сократился до 3 с. Кроме того, новые СПУ имели более совершенную аппаратуру предстартовой подготовки и управления, радиотелекодовую аппаратуру связи, системы автономного электропитания и гидрооборудования. Весь процесс их перевода в боевое положение был автоматизирован, управление всеми функциями осуществлялось дистанционно. В дивизион ЗРС С-300ПМ входило до 12 пусковых установок 5П85СМ полной массой по 42,2 т с боекомплектом от 96 до 288 ракет.
Пусковая установка 5П85СЕ экспортной системы С-300ПМУ-1 на шасси МАЗ-543М. 1995 год
Этим комплексом закончился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно развивалась и совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации. Главной новинкой трудных 1990-х годов стала система С-300ПМУ-2 «Фаворит», являвшаяся глубокой модернизацией ЗРС С-300ПМУ-1 и признанная наиболее эффективной в мире универсальной системой ПВО. Она была разработана в 1995 – 1997 годах и принята на вооружение в 1998-м. Новая ЗРС обладала расширенными информационными возможностями и автономностью, оснащалась новой ракетой 48Н6Е2 повышенной эффективности с дальностью поражения 200 км. В ее состав входил усовершенствованный ЗРК 90Ж6Е2, состоявший из 12 пусковых установок 5П85СЕ2 на шасси 543М с четырьмя ракетами в ТПК. Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на полуприцепах к седельному тягачу БАЗ-6402. В начале 2011 года было объявлено о предстоящем переходе на еще более совершенную ЗРС С-500.
Из книги Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний автора10.2. Сушильные установки Технические требования Вопрос 375. Какие необходимо принять меры, если в конвейерных сушилках по условиям эксплуатации не могут быть устроены двери или конструкция сушилки не обеспечивает зону с нулевым давлением?Ответ. В этих случаях у входа и
Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора Красник Валентин ВикторовичКонденсаторные установки Вопрос. Через какие коммутационные аппараты присоединяются к сети конденсаторные установки?Ответ. Как правило, присоединяются через отдельный коммутационный аппарат или через общий коммутационный аппарат вместе с силовым трансформатором,
Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний. Разделы 1, 6, 7 автора Красник Валентин ВикторовичГлава 7.10. ЭЛЕКТРОЛИЗНЫЕ УСТАНОВКИ И УСТАНОВКИ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ Термины и определения. Состав установок Окончание
Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич7.10. Электролизные установки и установки гальванических покрытий Область примененияВопрос 678. На какие электролизные установки распространяется настоящий раздел ПУЭ?Ответ. Распространяется на расположенные внутри зданий (исключения приведены в табл. 7.10.1 пункт 7.10.4 ПУЭ)
Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений ДмитриевичПусковые установки и транспортно-заряжающие машины Появление бортовых грузовиков КрАЗ-255Б и особенно тяжелых автопоездов с седельными тягачами КрАЗ-255В немедленно привело к созданию на их базе целого семейства новых пусковых ракетных установок и средств для
Из книги Бронетанковая техника Японии 1939 - 1945 автора Федосеев Семён ЛеонидовичГАЗ-31013/31028 «Волга» (1982 – 1996 гг.) В серии новых легковых машин ГАЗ-3102 «Волга» с 105-сильным мотором, передними дисковыми тормозами и новым кузовом с характерными прямоугольными фарами также существовал спецавтомобиль ГАЗ-31013 для нужд КГБ и ФСБ. Он был оборудован 220-сильным
Из книги История электротехники автора Коллектив авторовКрАЗ (1982-1991 гг.) Несмотря на экономические проблемы периода застоя, Советское правительство старалось постоянно осуществлять мощную поддержку Кременчугскому автозаводу, своему главному поставщику тяжелой серийной автотехники для армии и народного хозяйства.
Из книги Материаловедение. Шпаргалка автора Буслаева Елена МихайловнаЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.) В 1982 году в Луцке были собраны опытные образцы перспективного авиатранспортабельного плавающего транспортера ЛуАЗ-972 (6x6) с тремя равномерно разнесенными ведущими мостами, в том числе двумя передними управляемыми, которому присвоили военный шифр
Из книги автораБАЗ-3405-9366 (1972 – 1982 гг.) Опытный автопоезд БАЗ-3405-9366 второго промежуточного поколения с механическим приводом проектировался коллективом СКБ Брянского автозавода, а затем собирался и дорабатывался в течение довольно долгого времени – с 1971 по 1978 год, а его заводские и
Из книги автораАвтопоезда 6009 и 60091 (1982 – 1994 гг.) Сложность и ненадежность автопоездов ЗИЛ-137 в начале 1980-х годов привела к переориентации на более простые, практичные, технологичные и ремонтопригодные системы с механическим приводом колес полуприцепов. Работы Брянского автозавода по
Из книги автораСемейство «Открытие» (КрАЗ-6315/6316) (1982 – 1991 гг.) В феврале 1976 года вышло секретное Постановление Совмина и ЦК КПСС о разработке на основных советских автозаводах семейств принципиально новых тяжелых армейских грузовиков и автопоездов, выполненных по требованиям
Из книги автораКрАЗ ЧР-3130/3120 (1982 – 1985 гг.) В 1982 году в рамках разработки перспективного семейства военных автомобилей «Открытие» классической компоновки Кременчугский автозавод построил экспериментальные образцы двух специальных 16-тонных бескапотных шасси – одиночное и с
Из книги автораМАЗ-7905 (1980 – 1982 гг.) В 1980 году в УГК-2 Минского автозавода была разработана шестиосная машина МАЗ-7905 грузоподъемностью 58 т, созданная на шасси 547А и временно занявшая промежуточное положение между автомобилями 547-й серии и семейством семиосных ракетных шасси. Учитывая, что
Из книги автораСАМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ «ХО-НИ» И «ХО-РО» С 1941 года на базе среднего танка «Чи-ха» начали выпускаться САУ «Хо-ни» («артиллерийский четвёртый») и «Хо-ро» («артиллерийский второй») для оснащения танковых дивизий. Орудия устанавливались в открытой сверху и сзади клёпаной рубке,
Из книги автора8.2.2. ГРЕБНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ (СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ) История развития гребных электрических установок (ГЭУ) тесно связана как с развитием судов различных типов и назначений, так и с техническим развитием машиностроения, электротехники и электроники .В
Из книги автора22. Система с неограниченной растворимостью в жидком и твердом состояниях; системы эвтектического, перитектического и монотектического типа. Системы с полиморфизмом компонентов и эвтектоидным превращением Полная взаимная растворимость в твердом состоянии возможна
Ракетный комплекс С-300, несмотря на солидный возраст, все еще актуален – его размещение в Сирии для защиты нашей военной группировки от атаки с воздуха усугубило и без того натянутые отношения России с Западом. Сегодня поговорим о машине, которая выполняла роль базового шасси этого комплекса, а также других советских ракетных систем – четырехосном МАЗ-543М.
Э то уже третий материал, посвященный минскому тягачу – мы подробно изучили его конструкцию и достоинства, а во второй – вспомнили советские ракетные комплексы . Теперь перейдем к боевым профессиям самого совершенного для своего времени базового автомобиля-шасси МАЗ-543М. Помимо С-300 вспомним также мощную установку залпового огня «Смерч» и артиллерийский береговой комплекс «Берег». Все они, кстати, до сих пор остаются на вооружении.
Система залпового огня «Смерч»
До настоящего времени реактивная система залпового огня (РСЗО) на шасси МАЗ-543М остается наиболее мощной, точной и дальнобойной, одной из лучших и самых совершенных отечественных установок такого типа, не имевшей иностранных аналогов. Ее первые образцы появились в начале 1980-х. После государственных испытаний машина была принята на вооружение в конце 1987 года как РСЗО 9К58 «Смерч» и поступила для серийного изготовления на Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (с 1991 года - ОАО «Мотовилихинские заводы»).
Пусковая установка 9А52, или боевая машина БМ-30, снабжалась П-образным пакетом из 12 гладкостенных трубчатых направляющих калибра 300 мм, с которых производился запуск различных типов реактивных снарядов с твердотопливными двигателями и раскрывавшимися при старте стабилизаторами. С внутренней стороны направляющие имели винтовые пазы для раскрутки снарядов вокруг продольной оси, что обеспечивало повышенную точность попадания (до 150 м) и поражение сил противника на площади до 40 гектаров при дальности стрельбы 70 км.
На базовом шасси были смонтированы поворотная платформа для боевой установки, электрогенератор и гидравлические опоры для вывешивания задней части машины при стрельбе. За моторным отсеком помещалась дополнительная закрытая остекленная кабина с рабочими местами для четырех членов боевого расчета, аппаратурой наведения и пультом управления. При массе около 44 т машина развивала скорость 60 км/ч.
Модернизированная пусковая установка «Смерч-М» в российской армии (фото автора)
С 1989 года выпускалась модернизированная РСЗО 9К58-2 «Смерч-М» с пусковой установкой 9А52-2, стрелявшей несколькими новыми видами снарядов повышенной точности. В ее состав входили автоматизированные электронные системы наведения и управления огнем, обеспечивавшие спутниковую связь, навигацию и ориентирование боевой машины на местности. Модернизация позволила сократить боевой расчет до трех человек, увеличить дальность стрельбы до 90 км и поражаемую площадь - до 67 гектаров.
РСЗО «Смерч-М» с остекленной четырехместной кабиной управления огнем (фото автора)
В состав РСЗО «Смерч» входила транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т234 на шасси МАЗ-543А с открытой низкобортной цельнометаллической грузовой платформой для перевозки 12 реактивных снарядов, достаточных для проведения одного залпа. Их перегрузка на боевую машину производилась с помощью собственного двухсекционного гидрокрана.
В комплексе «Смерч-М» применялась модернизированная ТЗМ 9Т234-2, весившая на одну тонну больше. В дальнейшем на шасси МАЗ-543М была разработана оригинальная бикалиберная РСЗО «Торнадо» с артиллерийской частью из комбинации систем «Смерч» и «Ураган».
После того как в середине 1980-х к лицензионной сборке базового автомобиля МАЗ-543 приступила китайская фирма Wanshan, различные варианты советского «Смерча» монтировали на четырехосном шасси WS-2400 с более просторной кабиной. В китайской маркировке они носили обозначения А-100 и PHL-03. По официальным данным дальность поражения таких систем достигала 80 км, максимальная скорость - 80 км/ч.
Береговой артиллерийский комплекс «Берег»
Уникальный подвижный комплекс береговой обороны А-222 «Берег» ВМФ СССР служил для охраны морского побережья, поражения надводных кораблей и десанта противника на подступах к береговой линии и был способен к ведению активных автономных боевых действий в течение семи суток. Его разработка началась в конце 1976-го в СКБ-2 предприятия «Баррикады», в 1980 году его сборку передали на одноименный завод. Первый опытный образец появился там только в январе 1987-го и поступил на испытания под Севастополем.
Главной составляющей комплекса А-222 являлась мощная самоходная артиллерийская установка (САУ) А222-С1 на шасси МАЗ-543М с четырьмя домкратами и опорно-поворотным устройством с массивной башней и морским артиллерийским орудием калибра 130 мм с дальностью эффективной стрельбы 23 км. В ней размещались также места шести членов экипажа, системы управления, наблюдения и наведения, а также боезапас на 44 выстрела. Для питания электрооборудования за кабиной водителя автомобиля имелся отсек с электрогенератором и блоком аккумуляторных батарей. Боевая масса всей системы достигала 44 т.
В начале 1990-х в Крыму проводили государственные испытания береговой батареи из двух комплексов «Берег», после чего в одностороннем порядке они были включены в состав военно-морских сил Украины. После разрешения взаимных притязаний в 1996-м комплекс «Берег» был поставлен на вооружение ВМФ Российской Федерации и в августе 2003-го заступил на боевое дежурство.
Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300
С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения автомобилей МАЗ-543М стало использование их в качестве мобильной основы нескольких типов ракетных пусковых установок серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300 войск ПВО СССР. Она служила для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от нападения различных видов вражеских летательных аппаратов. Доработка шасси состояла в установке четырех гидравлических опор и отдельных кабин-контейнеров для боевого расчета с аппаратурой наведения и управления.
Впервые автомобили МАЗ-543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение - С-300ПМУ), принятой на вооружение в 1982 году. Она обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростями до 1 300 метров в секунду (м/с) на дальностях до 90 км. На минских шасси монтировали два типа пусковых установок - основная 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и дополнительная 5П85Д без собственной кабины с управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю и питанием от внешней сети.
Каждая машина снабжалась четырьмя цилиндрическими герметизированными транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК) с боевыми твердотопливными ракетами. Их запуск осуществлялся с помощью катапульты, а затем на высоте 20 метров включались собственные двигатели и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа.
В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт - С-300ПМУ-1), но принятие ее на вооружение состоялось лишь в трудные 1990-е. От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими данными, новой электронной базой и иными ракетами, поражавшими воздушные цели на дальностях до 150 км, перемещавшиеся со скоростью до 2 800 м/с.
В этот комплекс входили модернизированные универсальные СПУ 5П85СМ (в экспортном варианте - 5П85СЕ) на шасси МАЗ-543М с увеличенной стартовой массой ракет, более совершенной аппаратурой предстартовой подготовки и управления, системами автономного электропитания и гидрооборудования.
Этим комплексом завершился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации.
Главной новинкой второй половины 1990-х годов стала ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», признанная в свое время самой эффективной в мире мобильной системой ПВО с дальностью поражения до 200 км. Она обладала расширенными возможностями, полной автономностью и оснащалась новыми ракетами с дальностью поражения до 200 км. В этой системе роль МАЗ-543М вновь заключалась в несении пусковых установок 5П85СЕ2 с четырьмя ракетами в ТПК.
![]() |
![]() |
Модернизированные машины комплекса С-300 «Фаворит» во время военных парадов в Москве в 2000-е годы (фото автора) |
Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» с удвоенным радиусом действия также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на специальных полуприцепах с новым трехосным седельным тягачом БАЗ-6402. К тому времени комплексы С-300 состояли на вооружении 18 стран мира, ну а потом, с появлением новых союзников и врагов России, все перепуталось…
На заглавной фотографии - пусковая установка залпового огня 9А52-2 комплекса «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М