Что такое природа объяснить детям. Конспект занятия «Живая и неживая природа
План
1. Единство и различие природы и общества.
2. Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества.
3. Охрана природной среды – актуальная социальная проблема.
4. Список литературы.
1. Единство и различие природы и общества. Географическая среда как постоянное и необходимое условие общественного развития.
Природа и общество находятся в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будет существовать Земля и человек. Понятие природа как философская категория охватывает всю материю, включая и общество. В более узком понятии термин природа означает материальный мир, за исключением общественной формы движения материи, т. е. весь органический и неорганический мир со множеством сбалансированных связей и установившимся круговоротом веществ и энергии.
К. Маркс и Ф. Энгельс впервые раскрыли научные принципы взаимодействия природы и общества. Человек является частью природы, по выражению К. Маркса - «… непосредственно природным существом», представляющим собой высшую ступень ее развития.
К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что и природа и общество обладают двойственным характером. Природа оказывается в результате преобразовательной деятельности общества включённой в систему общественных связей и выступает как один из компонентов материального субстрата жизни общества, его общественного тела. Именно благодаря этому и становится возможным говорить о «социальной роли» природы. Общество же, являлось особой, высшей формой движения материи, не сводимой к другим её формам, не существует помимо своего материального субстрата, включено через него в систему взаимодействий живой и неживой природы, закономерным результатом развития которой явилось появление человечества.
«Человеческая сущность природы, - писал К. Маркс, - существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия». Вопреки идеалистической философии, игнорирующей природу как основу общественного развития, отрывающей историю от естествознания и производства, усматривающей «лоно истории» не в материальном мире, а в «туманных облачных образованиях на небе», диалектико-материалистическая философия именно в природе видит первооснову развития общества. Таким образом, продолжает К. Маркс, «общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы».
Отмечая значение природы как предпосылки возникновения человека и человеческого общества, классики марксизма указывали на сущностную и предметную связь человека с природой на протяжении всей истории. Природное и социальное в человеке представляют собой внутреннее и сущностное единство. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».
Из марксистского решения проблемы единства природы и общества следует, что люди не могут существовать вне природной среды, без непрерывной производственной и других связей и взаимодействий с ней.
Природно-географическая среда - традиционно выделяемый фактор в системе социального детерминизма. Динамика воздействия на общественную жизнь природы как источника средств существования и источника средств труда, воздействие различных сторон географической, природной, среды на разные свойства человеческой натуры были многократно предметом внимания философско-социологических концепций, включая различные версии «географического детерминизма». С учетом воздействия производственной деятельности общества на природу все это и составляет содержание экологической проблемы. Об этой проблеме речь будет идти в четвёртом разделе работы, и мы не будем сейчас останавливаться на этом. Заметил только, что охрана природы - это охрана условий жизни человека и здесь имеет место действие по принципу обратной связи: то или иное влияние человека на жизнь природы возвращается как бумеранг к человеку добрыми или губительными для него самого результатами.
2. Основные исторические этапы взаимодействия
природы и общества.
Исходными предпосылками и критериями периодизации есть как природные, так и особенно социальные факторы, уровень развития производственных сил, науки и техники, характер производственных отношений. Имея это ввиду мы можем отметить следующие основные этапы эволюции взаимодействия природы и общества.
Первый этап характеризуется непосредственным присвоением людьми готовых продуктов природы с помощью самых примитивных орудий труда и форм производства: собирательство, охота, рыболовство и т. д. Основными средствами труда были: лук, каменный нож, лодка и др. Изменение природы происходило стихийно, лишь в силу самого факта борьбы человека за существование. Во взаимодействии между обществом и природой влияние последней на той ранней ступени развития было преобладающим. Особенности природной среды имели решающее значение для существования и развития людей.
Крупнейшим завоеванием этого периода, подготовившим переход к следующему, были: овладение огнем, отбор некоторых ценных для человека растений и животных.
Первый этап взаимодействия природы и общества по времени охватывает историю первобытнообщинного строя. В развитии производительных сил этого общества решающим шагом явилась смена каменного века веком металлическим. Использование различных самородных металлов сыграло важную роль в переходе более активным формам воздействия на природу.
Но подлинным переворотом в развитии производительных сил этого общества следует считать возникновение выплавки рудного металла (меди, железа), использование его в качестве материала для выделки различных орудий: топоров, ножей, плугов, а также оружия- стрел, копий и дротиков с металлическими наконечниками, мечей, кинжалов и т. д. Использование этих орудий труда подняло человечество на более высокий уровень воздействия на природу.
Но уже на этом этапе взаимодействия природы и общества наметились первые признаки нарушения «гармонии» между ними.
Таким образом, первый этап взаимодействия природы и общества можно охарактеризовать как стихийный процесс пассивного в основном приспособления человека природной среде, как постепенный переход к более активному и сознательному использованию природных ресурсов. .
Второй этап взаимодействия, общества и природы связан с дальнейшим развитием производительных сил. У одних народов интенсивнее развивалось земледелие, у других – скотоводство. Это и ознаменовало первое крупное общественное разделение труда - отделение скотоводства от земледелия. Вслед за этим возникло второе крупное разделение труда - отделение ремесла от земледелия, послужившее толчком к развитию обмена, возникновению частной собственности и классов эксплуататоров и эксплуатируемых.
По времени второй этап охватывает историю рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций.
Труд непосредственных производителей создавал своеобразное равновесие между природой и обществом. Однако оно постоянно нарушалось рабовладельческими войнами, а позднее кровавыми междоусобицами феодалов.
В целом этот период характеризуется более существенными изменениями в природной среде. На его последней стадии осуществляются некоторые меры по предотвращению ухудшения природы и целенаправленному её преобразованию.
Переход к искусственному производству энергии снял оковы очередного естественного ограничения человеческих возможностей в преобразовании природы. Энергетические установки стали вторым крупным звеном в опосредовании взаимодействия людей с природными условиями. Это событие вывело общество па путь промышленного развития и вошло в историю как промышленная революция XVIII-XIX вв. Оно явилось по сути дела третьим этапом в истории взаимодействия общества и природы.
Нарастая по типу цепной реакции, воздействие общества на природу во второй половине двадцатого века достигло глобальных масштабов. Вмешательство общества в ход природных процессов привело к тому, что теперь оно не может стихийно и бесконтрольно потреблять природные ресурсы, не считаясь с последствиями этого вмешательства. Возникает объективная необходимость рационально организовать и разумно контролировать ход естественных процессов и управлять ими.
Взаимодействие природы и общества приобретает, таким образом, принципиально новые черты, вступает в новый, высший этап своего развития. На смену стихийному естественноисторическому процессу приходит сознательная и планомерная организация воздействия общества на природу. Этот (четвертый ) этап взаимодействия природы и общества В. И. Вернадский и назвал «ноосферой». Сущность этого понятия, как мы уже отметили, состоит в том, что на этом этапе общество обретает реальную возможность осуществить сознательное регулирование и контроль над обменом веществ с природой. Человек познаёт и правильно применяет её законы в интересах общественного прогресса.
3. Охрана природной среды – актуальная
социальная проблема.
По отношению к человеку природа - окружающая его среда. В отличие от других животных, лишь приспосабливающихся к условиям внешней среды, человек, являясь существом социальным, обладая сознанием, аппаратом мышления, способностью производить орудия труда и пользоваться ими, воздействует на среду своего обитания, стремясь сознательно и активно изменить ее для удовлетворения своих потребностей.
В этом смысле можно выделить два аспекта понятия «окружающая среда». С одной стороны, человека окружают орудия труда и другие люди - участники хозяйственной деятельности. Такое окружение можно назвать производственной или точнее социально-производственной средой, которая формируется человеком практически в одностороннем порядке без участия природы. В этой среде действуют главным образом экономические и социальные законы. С другой стороны, человека окружают объекты естественного происхождения - горы и реки, поля и леса, птицы и звери. Такое окружение называют природной средой. Здесь преимущественно действуют законы естественного развития природы. Между тем социально-производственная и природная среды тесно взаимосвязаны между собой, и негативные явления в первой из них способны оказать неблагоприятное воздействие на вторую и наоборот, создавая тем самым качественно новую структуру, органически соединяющую элементы естественной среды с продуктами человеческой деятельности.
Научно-техническая революция и связанные с ней грандиозные масштабы производственной деятельности человека привели к большим позитивным преобразованиям в мире. Вместе с тем резко ухудшилось состояние окружающей среды. Поэтому охрана окружающей среды, защита ее от загрязнений - одна из важнейших глобальных проблем.
Управление чистотой окружающей природной среды в широком смысле включает:
Определение перспективных нормативов чистоты окружающей природной среды для рассматриваемого периода планирования и региона (территории) и выбор оптимальной стратегии их достижения (прогнозирование и планирование уровня чистоты окружающей среды, научно-техническое и ресурсное обеспечение планируемых мероприятий по охране среды от загрязнения);
Совершенствование социальных механизмов реализации планов охраны окружающей среды от загрязнения (организационно-правового, экономического и культурно-образовательного) .
Список литературы:
1. Аскин Я.Ф. О многообразии связей социального и природного // Общество и природа. Вопросы методологии: Межвузовский научный сборник / Под ред. Я.Ф. Аскина. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – ст. 3-17.
2. Бугреев А.Н. К характеристике научных основ взаимодействия общества и природы // Общество и природа. Вопросы методологии: Межвузовский научный сборник / Под ред. Я.Ф. Аскина. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – ст. 37-43.
3. Гирусов Э.В. Система «общество – природа». – М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 168 с.
4. Гирусов Э.В. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы // «Природа и общество». М., «Наука», 1968. – ст. 48-57.
5. Григорьян Т.Г. Природа и общество. – М.: Изд-во московского университета, 1977. – 150 с.
6. Грин Ф. Проблемы преобразования природы и задачи географии. // «Природа и общество». М., «Наука», 1968.
7. Дубина Н.Е. К. Маркс и Ф. Энгельс о взаимодействии общества и природы // Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия / Под ред. Кима М.П. – М.: Наука, 1981.
8. Истомина Э.Г. Проблемы взаимодействия общества и природы в исторической науке // Взаимодействие общества и природы в процессе общественной эволюции. – М., 1981. – ст. 17-30.
9. Ким М.П., Есаков В.Д. Природа, общество, наука // Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия / Под ред. Кима М.П. – М.: Наука, 1981.
10. Лось В.А. взаимоотношение общества и природы. – М.: Знание, 1989. – 64 с.
11. Лысенко Л.П. Природа и общество. – Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1976.
12. Межжерин В. Книга для разумения: Вселенная. Экология. Культура. Ноосфера. – К.: Логос, 2004. – 284 с.
13. Охрана окружающей природной среды: учебник для вузов / Под ред. Г.В. Дуганова. – К.: Вища школа. Главное изд-во. – 304 с.
14. Рахилин В.К. Общество и живая природа: краткий очерк истории взаимодействия. – М.: Наука, 1989. – 215 с.
15. Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы (философские проблемы). – М.: Мысль, 1983. – 252 с.
16. Фёдоров Е.К. Взаимодействие общества и природы. – Ленинград: Гидрометиоиздат, 1972. – 88 с.
17. Хлебопрос Р.Г., Фет А.И. природа и общество. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1990. – 344 с.
Вопрос 1. Что такое экологический кризис? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Каким должно быть отношение человека к природе?
Экологический кризис - особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание.
Исчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, сокращающиеся по мере их использования. Большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.
Вопрос 2. Каковы основные значения понятия «природа»?
Природа - это естественная среда обитания человека. Конечно, можно предположить и такую фантастическую ситуацию, когда люди будут вынуждены создать некий искусственный подземный или инопланетный мир, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходимые условия человеческого существования: нужная температура, давление, циркуляция воздуха и т. д., и жить в нём. И даже если представить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род не оборвётся, то, очевидно, нечто существенное будет утрачено. О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти всё время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день». В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац... Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное - опять и опять, хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть... И вдруг... редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
Природа - это огромная (до недавнего времени казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, металлы, уголь - всё это активно используется людьми. Откажется сейчас человек от использования, например, нефти, угля, и цивилизация рухнет.
Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому, пытаясь разобраться в социальной сущности человека и его многообразных связях с обществом, мы не можем обойти вопросы о роли природы в становлении и развитии людей, об их месте среди других живых существ, населяющих нашу планету, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Вопрос 3. В чём выражается природное единство мира?
Научное знание говорит о единстве мира. Всё живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием.
Принцип природного единства мира исходит из признания общности всех явлений мира (природных и социальных) , отражаемых в человеческой психике и сознании.
Вопрос 4. Какова роль природы в жизни человека и общества?
Роль природы в жизни человека и общества играет значительную роль. Вся жизнь человечества в целом зависит от неё, и только человек губит её и истощает её ресурсы.
Природа: источник пищи; сырьё для промышленности и сельского хозяйства; источник различных видов энергии. Сырьё для энергетической промышленности; Земельные ресурсы; Почвенные ресурсы; Водные ресурсы; Лесные ресурсы; Объект исследования; Объект эстетический; Объект охраны и защиты; Объекты спортивной и любительской охоты, рыбалки; Среда обитания; Источник природных катаклизмов, стихийных бедствий; Рекреационный ресурс.
Вопрос 5. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?
еликий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин - ноосфера (от лат. разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.
Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраздельно господствовать над природой, полностью подчинив её развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества. Время покажет, возможно ли это.
Вопрос 6. Какие возможности открыл перед человечеством разум?
Во-первых, человек наделён разумом. Это позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира. На уроках истории вы уже узнали, как много умел даже первобытный человек по сравнению с другими живыми существами на Земле: коллективно охотился, пользовался огнём, создавал искусственные орудия из дерева, кремня, кости.
Во-вторых, умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её открыло человеку возможность создавать нечто не существующее в природе. Эта созданная знаниями и трудом людей «вторая природа», по мысли М. Горького, есть «культура в точном и подлинном смысле слова».
В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали. Это был огромный шаг в развитии человечества.
Вопрос 7. Присущ ли прогресс развитию природы?
Есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.
Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом. Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева - млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам. В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.
Вопрос 8. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?
Человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.
Вопрос 9. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя - как реалист.
Фантастика – путешествие во времени для охоты.
Реализм – показана связь между прошлым и будущим и то, как одно незначительное на первый взгляд событие может повлечь за собой глобальные перемены в дальнейшем.
Вопрос 10. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу. Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.
Выживаемость зависит от: скорости размножения; численности потомства в каждом поколении; приспособляемости.
Человек за счет своего интеллекта создает условия для своего существования, тем самым не закрепляет генетически приспособительные признаки.
Вопрос 11. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»?
Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества. Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком. Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы. Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные. Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее. На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами. Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.Итак, человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой - экологическому кризису. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными. Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки - биосферы. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами. Природа тоже всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия - все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться и своим характером, и образом жизни.
1. Исторические формы отношения к природе
2. Взаимоотношения общества и природы
3. Прогнозирование будущего
1. Исторические формы отношения человека и природы
Античная философия. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства.
Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результат грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу, ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам.
Возрождение выступает против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж.Бруно Бог стал природой. Античные философы в силу указанных оснований не могли быть пантеистами. Однако, они часто выступали с позиции гилозоизма, считая Космос живым (гиле - жизнь) целым.
В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе.
2. Взаимоотношения общества и природы
В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.
Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.).
Общество – совокупность форм организации и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).
Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системы человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.
Природа гораздо старше общества. Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.
Природа – неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания). Такие уникальные условия встретились только на планете Земля.
Человек, конечно природное существо, он – венец природы, высший биологический вид. Но он, прежде всего социальное существо. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Это та часть природы, которая находится в тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие.
В географической среде возникла и развивается жизнь. История человечества есть продолжение истории Земли.
Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Познавая все в большей степени, законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.
Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействия общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.
По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли – около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.
При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течении 50 лет) «критический» порог может быть достигнут уже к 2150-2200 гг.
Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:
Сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;
Искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать «отодвигать» «порог перенаселенности» (от 60 до 100 млрд. и дальше).
В целом проблема взаимоотношений человека, природа и общества приобретает глобальный характер.
Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:
Прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;
Заняться решением экологических проблем;
Уделять внимание социальной экологии – не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;
Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;
Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.
Тема се-го-дняш-не-го урока - «Об-ще-ство и при-ро-да». Мы по-го-во-рим с вами о том, как че-ло-век и об-ще-ство вли-я-ют на при-ро-ду, и как она, в свою оче-редь, ока-зы-ва-ет свое вли-я-ние на них.
Да-вай-те для на-ча-ла опре-де-лим, что мы на-зы-ва-ем при-ро-дой. Так же, как и в слу-чае с об-ще-ством, есть два опре-де-ле-ния при-ро-ды - в ши-ро-ком и в узком по-ни-ма-нии.
В ши-ро-ком смыс-ле при-ро-да - это Все-лен-ная, весь ма-те-ри-аль-ный мир. В узком при-ро-дой на-зы-ва-ет-ся та часть объ-ек-тив-но-го мира, с ко-то-рой че-ло-век всту-па-ет в непо-сред-ствен-ное вза-и-мо-дей-ствие и ко-то-рая яв-ля-ет-ся есте-ствен-ным усло-ви-ем че-ло-ве-че-ской жизни. В узком смыс-ле слова при-ро-дой на-зы-ва-ют био-сфе-ру. Этот тер-мин в 1875 году ввел ав-стрий-ский гео-лог Эду-ард Зюсс.
Точно так же, как об-ще-ство, при-ро-да яв-ля-ет-ся са-мо-раз-ви-ва-ю-щей-ся си-сте-мой. Ее ча-стя-ми яв-ля-ют-ся ли-то-сфе-ра, гид-ро-сфе-ра и тро-по-сфе-ра (рис. 1). При-ро-да по-сто-ян-но раз-ви-ва-ет-ся.
Рис. 1. Струк-ту-ра био-сфе-ры
От-но-ше-ние к при-ро-де в ис-то-рии об-ще-ствен-ной мысли неод-но-крат-но ме-ня-лось. Для ан-тич-ной фи-ло-со-фии ха-рак-тер-на идея гар-мо-нии че-ло-ве-ка и при-ро-ды как жи-во-го, оду-шев-лен-но-го и упо-ря-до-чен-но-го Кос-мо-са.
В сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пе гос-под-ству-ет кон-цеп-ция ущерб-но-сти при-ро-ды как ре-зуль-та-та гре-хо-па-де-ния че-ло-ве-ка. Бог и при-ро-да про-ти-во-по-став-ле-ны. При-ро-да - по-след-нее, низ-шее звено лест-ни-цы.
Мыс-ли-те-ли эпохи Воз-рож-де-ния вновь отож-деств-ля-ли бога и при-ро-ду. Такая кон-цеп-ция на-зы-ва-ет-ся «пан-те-изм».
В ран-нее Новое время был вы-дви-нут ло-зунг «Назад к при-ро-де», ко-то-рый был по-пу-ля-рен по по-ли-ти-че-ским и эти-че-ским при-чи-нам. Фран-цуз-ский фи-ло-соф Жан-Жак Руссо (рис. 2) счи-тал, что наи-бо-лее есте-стве-нен при-род-ный че-ло-век. В XX веке эту идею вос-при-ня-ло дви-же-ние «зе-ле-ных».
Рис. 2. Ж.-Ж. Руссо
В то же самое время по-яви-лось так на-зы-ва-е-мое пре-об-ра-зо-ва-тель-ное по-ни-ма-ние при-ро-ды, вы-ра-жен-ное во фразе «При-ро-да - не храм, а ма-стер-ская». Но с этим были со-глас-ны не все.
В XVIII веке швед-ский био-лог Карл Лин-ней (рис. 3) в своем труде «Си-сте-ма при-ро-ды» вво-дит че-ло-ве-ка как осо-бый вид homo sapiens. Аме-ри-кан-ский физик и со-цио-лог Бен-джа-мин Фран-клин (рис. 4) дает опре-де-ле-ние че-ло-ве-ка как «жи-вот-но-го, де-ла-ю-ще-го ору-дия» (toolmaking animal), а Чарлз Дар-вин со-зда-ет тео-рию эво-лю-ции, со-глас-но ко-то-рой че-ло-век яв-ля-ет-ся неотъ-ем-ле-мой ча-стью при-ро-ды.
Рис. 3. Карл Лин-ней
Рис. 4. Бен-джа-мин Фран-клин
В XX веке по-яви-лась кон-цеп-ция «но-осфе-ры» - «цар-ства ра-зу-ма». Тер-мин ввел в 1927 году фран-цуз-ский уче-ный Эжен Леруа, а его по-пу-ля-ри-за-то-ром и самым из-вест-ным сто-рон-ни-ком тео-рии но-осфе-ры стал В. И. Вер-над-ский.
Кста-ти, неред-ко тео-рию но-осфе-ры под-дер-жи-ва-ли фи-ло-со-фы, взгля-ды ко-то-рых труд-но на-звать ма-те-ри-а-ли-сти-че-ски-ми. В се-ре-дине XX века одним из ак-тив-ных сто-рон-ни-ков этой тео-рии был тео-соф Пьер Тейяр де Шар-ден.
Как бы мы ни вос-при-ни-ма-ли че-ло-ве-ка - как часть при-ро-ды или как ее ан-ти-те-зу, - все равно мы при-зна-ём, что при-ро-да и об-ще-ство вли-я-ют друг на друга. Су-ще-ству-ет спе-ци-аль-ная на-уч-ная дис-ци-пли-на эко-ло-гия. Так на-зы-ва-ют слож-ное объ-еди-не-ние на-уч-ных дис-ци-плин, ис-сле-ду-ю-щих вза-и-мо-дей-ствие живых ор-га-низ-мов, че-ло-ве-ка, че-ло-ве-че-ских со-об-ществ с окру-жа-ю-щей сре-дой.
Этот тер-мин был вве-ден в 1866 году одним из по-сле-до-ва-те-лей Ч. Дар-ви-на, немец-ким зоо-ло-гом Эрн-стом Гек-ке-лем (рис. 5), ко-то-рый опре-де-лял эко-ло-гию как науку об от-но-ше-ни-ях ор-га-низ-мов к окру-жа-ю-щей среде. Мы с вами, ко-неч-но, го-во-рим в первую оче-редь не про-сто об эко-ло-гии, а о со-ци-аль-ной эко-ло-гия - дис-ци-плине, ле-жа-щей на стыке есте-ствен-ных, тех-ни-че-ских, гу-ма-ни-тар-ных и об-ще-ствен-ных наук.
Рис. 5. Э. Гек-кель
Как об-ще-ство вли-я-ет на при-ро-ду? Оно:
Изу-ча-ет и ис-поль-зу-ет при-ро-ду, по-сто-ян-но рас-ши-ряя объем и пре-де-лы ее ис-поль-зо-ва-ния;
Вли-я-ет на струк-ту-ру окру-жа-ю-щей среды;
Вли-я-ет на вос-ста-нов-ле-ние при-ро-ды.
При-ро-да, в свою оче-редь:
Дает сред-ства к су-ще-ство-ва-нию;
Вли-я-ет на раз-ме-ще-ние про-из-во-ди-тель-ных сил;
Вли-я-ет на раз-ви-тие об-ще-ства;
Может уни-что-жать ре-зуль-та-ты че-ло-ве-че-ской де-я-тель-но-сти.
Ко-неч-но, сте-пень за-ви-си-мо-сти об-ще-ства от при-ро-ды в про-цес-се раз-ви-тия со-кра-ща-ет-ся. Пер-вые по-пыт-ки пре-об-ра-зо-ва-ния при-ро-ды в виде стро-и-тель-ства ка-на-лов древ-ние егип-тяне и жи-те-ли Ме-со-по-та-мии пред-при-ни-ма-ли еще в IV ты-ся-че-ле-тии до нашей эры.
Од-на-ко сле-ду-ет учи-ты-вать, что при-ро-да оста-ет-ся важ-ней-шим фак-то-ром об-ще-ствен-но-го раз-ви-тия. Об этом и дру-гих фак-то-рах со-ци-аль-но-го раз-ви-тия мы по-го-во-рим в сле-ду-ю-щий раз. А наш се-го-дняш-ний урок окон-чен. Спа-си-бо за вни-ма-ние.
Пре-мия Дар-ви-на
Как из-вест-но, Чарлз Дар-вин счи-тал, что че-ло-век и обе-зья-на имели общих пред-ков. Неко-то-рые наши со-вре-мен-ни-ки со-вер-ша-ют столь иди-от-ские по-ступ-ки, что ино-гда ка-жет-ся, что жи-вот-ные умнее че-ло-ве-ка.
Таким людям, ко-то-рые со-вер-ши-ли самые иди-от-ские по-ступ-ки с ле-таль-ным ис-хо-дом для себя, при-суж-да-ет-ся Дар-ви-нов-ская пре-мия. Среди ла-у-ре-а-тов - че-ло-век, ко-то-рый по-пы-тал-ся рас-пи-лить гра-на-ту; пре-ступ-ник, ко-то-рый спря-тал-ся от по-ли-ции, пе-ре-брав-шись через стену тюрь-мы. В 1982 году пре-мию при-су-ди-ли по-жи-ло-му аме-ри-кан-цу, ко-то-рый решил по-ле-тать на 50 ме-тео-ро-ло-ги-че-ских шарах, прав-да, остал-ся жив.
Вла-ди-мир Ива-но-вич Вер-над-ский
Го-во-рят, время эн-цик-ло-пе-ди-стов про-шло. Но был в ис-то-рии нашей стра-ны в ХХ веке уче-ный, ко-то-ро-го часто на-зы-ва-ют по-след-ним эн-цик-ло-пе-ди-стом.
Это Вла-ди-мир Ива-но-вич Вер-над-ский (рис. 6). Фи-ло-соф, уче-ный-гео-хи-мик, он был одним из со-зда-те-лей и ли-де-ров пар-тии ка-де-тов, вхо-дил во вре-мен-ное пра-ви-тель-ство Ке-рен-ско-го в долж-но-сти за-ме-сти-те-ля ми-ни-стра. Ор-га-ни-за-тор и пер-вый пре-зи-дент АН Укра-и-ны, ос-но-ва-тель и рек-тор Та-ври-че-ско-го уни-вер-си-те-та.
Рис. 6. В. И. Вер-над-ский
Усло-вия, необ-хо-ди-мые для пе-ре-хо-да био-сфе-ры в но-осфе-ру: все-об-щее ра-вен-ство, де-мо-кра-тия, выход в кос-мос, от-кры-тие новых ис-точ-ни-ков энер-гии, пре-кра-ще-ние войн.
При-ро-да мстит че-ло-ве-ку?
Неред-ко ка-жет-ся, что при-ро-да как бы мстит че-ло-ве-ку. Ка-та-стро-фы сле-ду-ют одна за дру-гой. Но по-доб-ные ка-та-стро-фы бы-ва-ли и рань-ше.
В 1883 году про-изо-шло из-вер-же-ние вул-ка-на Кра-ка-тау (рис. 7), ко-то-рое прак-ти-че-ски уни-что-жи-ло ост-ров. Если до из-вер-же-ния это была гора вы-со-той в несколь-ко сотен мет-ров, то те-перь это три ост-ро-ва, раз-де-лен-ные морем (рис. 8).
Рис. 7. Вул-кан Кра-ка-тау
Рис. 8. Кра-ка-тау после из-вер-же-ния
Но это не озна-ча-ет, что люди никак не вли-я-ют на по-доб-ные ка-та-стро-фы. В 1980-е годы в СССР была предот-вра-ще-на воз-мож-ная ка-та-стро-фа, вы-зван-ная пред-по-ла-га-е-мым по-во-ро-том си-бир-ских рек в Сред-нюю Азию. Се-год-ня ана-ло-гич-ный про-ект ре-а-ли-зу-ет-ся в Китае.
источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bobwestvob/obschestvo-i-priroda?seconds=0&chapter_id=347
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=AMaz4klDVyw
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ySlJnWfsUIQ
источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=_G9fM81d-oQ
источник презентации - http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/obshhestvo-i-priroda.html
источник презентации - http://infourok.ru/konkurs?dwldurl=http%3A%2F%2Fppt4web.ru%2Fuploads%2Fppt%2F111%2Fe142aa7ed02d5ed4346dda892809033e.ppt
- Таежный чай: состав, показания и условия хранения сбора Таежный чай
- Какое мясо самое полезное для человека?
- Приметы на благовещение пресвятой богородицы, а также обряды и запреты Благовещение обычаи и приметы что можно делать
- Сбор грибов: общие правила и советы начинающему грибнику Сон грибы собирать в лесу