Что такое общество память. Журнал для интеллектуальной элиты общества
«ПАМЯТЬ»-НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ФРОНТ (НПФ «ПАМЯТЬ»)
МОСКВА
Политическая русская национально-патриотическая организация. Самоопределяет себя как «народное национально-патриотическое православно-христианское движение».
Образовался во второй половине 1987г. в результате раскола единого движения «Память» (историка- культурное и просветительское общество «Память») на основе группы соратников и единомышленников во главе с Д. Васильевым, А. Андреевым и А. Гладковым. Решение о переименовании было принято Центральным советом бывшего движения «Память», объявившего его-НПФ «Память». Одной из причин такого переименования послужило желание разграничиться с другими группами, отколовшимися от ранее единой «Памяти», но сохранивших это название. Каждая из расколовшихся тогда групп взаимно исключила друг друга, объявив себя «истинной «Памятью».
Целью деятельности НПФ «Память»-«организация духовной силы, духовной армии, которая призвана привести русский народ к духовному и национальному возрождению», на основах исконных российских традиций-православия, народности, духовности.
Основные формы работы: дискуссионно-просветительская, издательская, участие в массовых акциях и др.
Численность и организационное строение.
Четко выраженного организационного строения нет. Выделено лишь звено лидеров во главе с председателем Центрального совета НПФ (Д. Васильев). К концу 1991г. лидерство единоличное. В организационно-структурном плане НПФ не стремится превратиться в политическую партию; «партийность-всегда меньшинство и никогда не большинство, подчиненность узкой элитарной группировке». Численность не известна (экспертная оценка-несколько десятков активистов, на конец 1991г. , очевидно, меньше). Социально-профессиональный состав: в основном научная, творческая интеллигенция, молодежь.
По словам Д. Васильева, НПФ имеет отделения в 30 городах страны.
Печатный орган-бюллетень «Память». Выходит с ноября 1989г. К середине 1990г. вышло 3 номера и I приложение. Периодичность-один раз в месяц, 12-16 с. , редактор Д. Васильев (эпиграфы газеты «За мру, царя и Отечество!» и «Патриоты всего мира, объединяйтесь!»). С 1 июля 1991г. издают газету «Память» (16 полос. Офсет. Тираж-100 тыс. экз. На конец 1991г. выпустили 2 номера. Газета официально зарегистрирована.).
Возникновению НПФ «Память» предшествовала деятельность историко-культурного и просветительского общества «Память» (в других случаях именовалось историко-литературным объединением), с 1985г. переименованного в движение «Память». По различным и весьма противоречивым сведениям первая инициативная группа возникла еще в конце 70-х годов. Она была организована силами членов общества книголюбов, туристов, любителей истории при Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) под названием «Витязь». Ее целью была организация и проведение мероприятий по празднованию 600-летия Куликовской битвы. Члены группы проводили свои мероприятия в Политехническом музее в Москве. Ее организатором был поэт А. Марков, в числе активистов-художник И. Глазунов, историк С. Малышев и др. По линии группы «Витязь», кроме литературных и памятных вечеров, посвящавшихся деятелям русской истории и культуры (Столыпин, Скобелев, Татищев, Дм. Донской и т. д.) организовывались субботники на историко-культурных объектах России. Ее члены называли себя «ратниками». Одновременно с этим подобные группы появились в Ленинграде, Новосибирске.
С 1982 г. при ДК «Метростроя» в Москве работало объединение «Память» под руководством инженера Министерства авиационной промышленности Г. Фрыгина. Инициаторами создания объединения были также активисты МГО ВООЛИКа Г. Сальников, В. и. Е. Поповы, рабочий-слесарь А. Андреев, артист В. Кузнецов и полковник МВД СССР А. Лебедев и др. Название было заимствовано от названия одноименного романа-эссе В. Чивилихина. Они занимались аналогичной коллегам из «Витязя» деятельностью. Чуть позднее обе группы слились под единым названием-«Память». В течение всей первой половины 80-х годов члены объединения проводили культурно-просветительские вечера, субботники и воскресники по восстановлению памятников русской старины (например, приведение в порядок могилы русского ученого и государственного деятеля В. Татищева), организовали встречи с российскими писателями, редакциями журналов с обсуждением вопросов русской истории и культуры. В тематике подобных мероприятий были вечера, посвященные "«Слову о полку Игорем», поэту Н. Рубцову, художнику К. Васильеву. Прошли встречи с писателями и поэтами Ю. Кузнецовым, Т. Пономаревой, В. Ганичевым, И. Шевцовым, Д. Жуковским, историком Н. Яковлевым и др. Активно участвовали, члены объединения в «трезвенническом» движении, в борьбе против поворота северных рек, за спасение Байкала и ликвидации так называемых «неперспективных деревень» России, способствовали открытию музея Ф. Шаляпина и возвращению его праха на родину, возвращению русским городам их прежних названий. В это время косвенным путем деятельности «Памяти» активно способствовали российские писатели, художники и другие деятели искусства, науки, культуры-представители движения «почвенников» в российской советской культуре.
Со второй половины 1985г. в объединении активизировалась группа ее активистов во главе с Д. Васильевым (бывший фотограф, работавший в мастерской известного художника И. Глазунова) и А. Андреевым, которые выступили с инициативой политизации работы объединения. Официальным днем рождения политической организации «Память» (группа Васильева) считается 4 октября 1985г. на одном из вечеров серии «Москва, как много в слове этом... », где впервые выступил Д. Васильев. В частности, им и рядом других активистов стала усиленно пропагандироваться идея «сионо-масонского» заговора против России.-как «главного источника бед русского народа, развала экономики страны, денационализации русской культуры, алкоголизации общества, экологического кризиса и т. д. На сионистов, которые стали, по их мнению, политическим ядром социалистических партий западнической ориентации (эсеры, меньшевики, большевики) возлагалась главная ответственность за истребление миллионов граждан в период гражданской войны и культа личности Сталина, а также проникновение сионистов и масонов в государственный аппарат Советского государства с целью подчинения его иностранному (еврейскому. западному) капиталу. При этом неоднократно заявлялось, что «Память» не является антисемитской организацией (таковыми Васильев считает самих евреев Израиля, проводящих политику геноцида по отношению к семитам-арабам и палестинцам на Ближнем Востоке), а антисионисткой. В 1985-1986гг. Значительно усилилась пропагандистская деятельность группы Д. Васильева в этом направлении на различных, организуемых ею вечерах, собраниях, распространялись магнитофонные записи этих мероприятий, У нее появились сторонники во многих городах РСФСР. А основным местом проведения московских вечеров «Памяти» в это время становится ДК им. Горбунова.
6 мая 1987г. первая среди нарождавшихся тогда «неформальных» политических групп в Москве, «Память» провела несанкционированную демонстрацию в центре Москвы с требованием прекратить работы на Поклонной горе по официально утвержденному проекту, а поставить памятник по проекту скульптора В. Клыкова (тогда член «Памяти.»), предоставить официальный статус национально-патриотическому объединению «Память». В результате состоялась двухчасовая встреча с бывшим тогда первым секретарем Московского горкома КПСС Б. Ельциным в здании Моссовета. На ней было обещано внимательно рассмотреть все предложения «Памяти».
Летом 1987г. в ответ на развернувшуюся в прессе критику (начавшуюся, по мнению Васильева, со статьи Е. Лосото в «Комсомольской правде») направили ряд телеграмм М. С. Горбачеву с требованием прекратить «грязную клеветническую кампанию».
В конце 1987г. в «Памяти» усилились разногласия в связи с попытками группы Д. Васильева монополизировать идеологию движения, диктаторский стиль руководства Васильева (он был в то время секретарем объединения), его курс на конфронтацию с властями, а также откровенный переход на монархические позиции (ранее он считал себя «беспартийным большевиком»). Это привело к расколу организации. Конкретным поводом к скандалу послужила акция группы художника И. Сычева за установление в селе Радонеж памятника Сергию Радонежскому (работы В. Клыкова), которая не была согласована с Васильевым и происходила без него. В результате возникшего конфликта образовался НПФ «Память», Патриотический, союз «Россия» (И. Сычев), Русский культурный центр (Т. Пономарева).
Летом 1988г. центр активности НПФ «Память» переместился в Ленинград, где прошло несколько массовых митингов, на которых было собрано несколько тысяч подписей под обращением к XIX партконференции и правительству с требованием ликвидации «засилья евреев в жизни страны».
В октябре 1988г. произошел раскол между Московским НПФ «Память», центральным советом и ленинградской «Памятью». Последние обвинялись в «экстремистской, погромной, хулиганской деятельности», «в попытках завоевать дешевый авторитет». Тогда же произошел раскол и в самой московской группе НПФ «Память»-на группу Д. Васильева и группу Н. Филимонова, последние сумели организовать исключение самого Васильева из рядов НПФ. Группа Н. Филимонова (ее называли еще нациологической «Памятью», Филимонов-ученый-психолог), также объявила себя Национально-патриотическим фронтом «Память» (Н. Филимонов).
С сентября 1989г. НПФ принял монархические лозунги. В конце 1989-начале 1990г. НПФ раскололся в результате внутреннего организационного конфликта. После этих событий его деятельность практически приостановилась. Отколовшаяся группа А. Э. Кулакова-С. Е. Воротынцева назвала себя Православным национально-патриотическим фронтом «Память»-ориентируется на православие и монархизм и одновременно не отрицают положительного исторического значения сталинизма в плане его приверженности идеям державности и борьбе с сионизмом. В ответ на это Васильев и часть Центрального совета исключили группу Филимонова из НПФ и призвали «всех патриотов объединиться вокруг народного трибуна и вождя» Васильева (до этого Васильев был секретарем НПФ «Память», а председателем А. Андреев).
В 1989-1990гг. НПФ (Васильев) не предпринимал никаких активных политических демаршей, продолжал традиционную деятельность, которая не претерпела значительных изменений в своих формах с 1987г. Однако монопольное олицетворение в общественном мнении национально-патриотического движения уже было утрачено в связи с образованием нескольких десятков организаций (многие из них по численности превзошли НПФ). Васильевская группа оказалась фактически в изоляции. НПФ «Память» продолжает считать именно себя истинным движением «Память», осуждая продажность или провокационность всех остальных народных организаций.
В августе 1990г. НПФ «Память» пережила очередной раскол. На этот раз ее покинул бессменный член Совета НПФ А. Баркашов, уведший за собой достаточно действенную часть организации. Свое решение уйти из «Памяти» он обосновал тем, что ему «надоело заниматься воспоминаниями. Пора действовать». Новая организация была названа «Русское национальное единство».
1 июня 1991г. состоялась торжественная презентация официально зарегистрированной газеты НПФ «Память». На конец 1991г. вышли два ее номера тиражом в 100 тыс. экз. В ночь с 30 сентября на 1 октября 1991г. в эфир вышла радиостанция «Память», также официально зарегистрированная. Тем не менее эти кардинальные меры не привели к росту рядов организации, которые даже (в Москве) редеют.
Васильев поддержал Указ Президента о департизации, заявив, что он «хоть немного стабилизирует наше общество» и уменьшит возможность пропаганды коммунистических взглядов. Об августовском «путче» он заявил следующее: «Я не верю ни тем, кто привел сюда танки, ни тем, кто сегодня говорит о революционных преобразованиях». Одновременно Д.Д. Васильев предупредил о возможности еще более страшного, «сионистского путча», «который может возникнуть на замешательствах демократической власти, если она не примет реальных мер к наведению порядка в стране».
Общество «Память»
Одна из первых демонстраций общества «Память»
Считается, что в СССР самодеятельных общественных организаций не существовало, и всё, что возникало не по указке сверху, тут же давилось, душилось и выкорчёвывалось. Однако феномен Общества «Память» заставляет усомниться в этом тезисе, ведь возникло оно в конце брежневских времён, в 1980 году, и в советские времена никто из его основателей не был ни репрессирован, ни помещён на принудительное лечение, ни выслан из страны, ни даже исключен из Союза Писателей. Общество «Память» считалось организацией реакционной, ультраправой, черносотенной и даже монархической, но «памятников» никто не трогал. В мае 1987 года активисты общества провели на Манежной площади в Москве митинг в поддержку перестройки, начатой в стране, и против её саботажников. Однако, в отличие от акций Демократического союза, это мероприятие не встретило со стороны Советской власти никакого противодействия. И лишь с приходом к власти постперестроечных либералов Общество «Память» стали гнобить по всем направлениям, а отдельные его представители даже подверглись уголовному преследованию. Между тем, история Общество «Память» в 1980-е годы была не такой уж безоблачной.
Основатель общества «Память»
Геннадий Иванович Фрыгин
Стихийное создание в СССР антисионистских организаций началось ещё в 1968 году. Инициирующим моментом для их создания стало то, что генеральный секретарь Польской Объединённой Рабочей Партии Владислав Гомулка, 19 марта 1968 года выступил на одном из митингов и заявил: «Евреи, которым Израиль дороже чем Польша, должны покинуть нашу страну». Чтобы не называть себя одиозным словом «антисемиты» , их участники называли себя антисионистами, ссылаясь на то, что после Шестидневной войны, повлекшей разрыв дипломатических отношений с Израилем, Советская власть сама провозгласила борьбу с сионизмом. Однако под сионизмом самодеятельные антисионисты понимали не идею собрать всех евреев в Израиле, которую они, наоборот, горячо приветствовали и такой сионизм всемерно бы поддержали. Сионизм они понимали именно как ту систему, которая на идише называлась словом «בלאַט» (блат). Блат это листок бумаги или, точнее, записка. По этой записке человек, пришедший «от Абрама Иосифовича», мог получить то, чего не было в официальном ассортименте. И под борьбой с сионизмом члены этих организаций подразумевали именно борьбу с блатом. Называя объект своей борьбы сионизмом, общественники, таким образом, делали разграничение между «плохими» и «хорошими» евреями.
Причина формирования системы блата была, конечно же, не в евреях: если бы Сталин выслал, как планировал, всех евреев в окрестности Биробиджана или если бы вместо Брежнева, женатого на Виктории Петровне, к власти пришёл бы Шелепин и депортировал всех евреев, как он это предлагал, на историческую родину, эту нишу при прочих равных условиях заняли бы другие нацмены, и блат назывался бы тогда намак (նամակ), церили (წერილი) или просто цыдула.
Иван Михайлович
Шевцов (1920-2009). Шевцова, автора девяти опубликованных к тому
времени книг, не принимали в Союз Писателей до 1979 года.
Просто у евреев на тот момент было больше первоначального капитала, лучше налажены связи в госаппарате и они были лучше организованы, чем остальные диаспоры, но сама возможность передачи денег от одного физического лица к другому и анонимность денег (номера выдаваемых в кассах купюр никто не фиксировал) создавали предпосылки для создания чёрного рынка.
Тем не менее, поскольку исторически сложилось так, что блат был создан и поддерживался именно евреями, народное недовольство было направлено прежде всего именно на них. Народное недовольство не ограничивалось кухонными посиделками. Так, в 1973 году во время Войны Судного дня в Самарканде была предпринята попытка еврейского погрома, но власти подавили выступления военной силой.
К концу
1970-х годов антиеврейские группы русской интеллигенции начинают
приобретать организационные формы. Самой известной из возникших тогда
организаций стало Историко-литературное любительское объединение «Память
».
Предшественником «Памяти» стала патриотическая группа «Витязи», которая
возникла в 1978 и окончательно сложилась в 1979 году в связи с идеей
неофициально отпраздновать 600-летие
. Участники группы – первоначально просто
приятельская компания – увлекались историческим туризмом – походами и
поездками по историческим местам.
Кроме него, в состав «Памяти» влилось Молодежное творческое объединение
при МГО ВООПиК. Оно существовало в 1979–1980 гг., занималось
литературными чтениями.
В 1979–80 гг. под руководством инженера Геннадия Ивановича Фрыгина
(председатель правления) и сотрудника ВООПиК
Эдуарда Николаевича Дьяконова (1931-1998) – бывшего руководителя
«Витязей» – возникло Общество книголюбов Министерства авиационной
промышленности, в 1982 году, переименованное в Историко-литературное
любительское объединение «Память
».
Один из вечеров общества «Память»
Название «Память
»
общество получило в честь одноименного романа Владимира Чивилихина,
который упоминал об арийском происхождении славян, значительно удлиняя
их историю. В соответствии с теорией антисионистов, арийцы-славяне были
одними из основоположников европейской культуры. До марта 1982 его
главной площадкой был музей Н. Островского («салон Зинаиды Волконской». Новое название утвердилось в 1983 году после того, как клуб стал
работать при ДК «Метростроя». Клуб проводил литературные вечера патриотической направленности. Так, 17 июня 1983 года в этом клубе
состоялся Историко-литературный вечер, посвященный 170-летию . В начале 1980-х гг. в «Память
» пришли
участники группы «Витязи», созданной в 1978–1979 гг. для подготовки к
празднованию 600-летия Куликовской битвы группой приятелей, увлекавшихся
историческим туризмом. Лидером «Витязей» был руководитель МГО ВООПиК
Эдуард Дьяконов. В группе участвовали скульптор Борис Владимирович
Строганов, поэт Алексей Яковлевич Марков, художник Илья Глазунов.
Члены группы знакомились с патриотическим самиздатом, испытывали
влияние. В 1984 г. в «Память
» пришел ее будущий лидер
Дмитрий Дмитриевич Васильев. Он родился 30 мая 1945 года в Вятке. Учился
в театральной студии при МХАТе, служил в танковых войсках в Венгрии.
После армии, не ужившись с Олегом Ефремовым, ушёл из театра и стал
фотожурналистом. Потом был личным секретарем художника Ильи Глазунова.
В конце 1984 года в связи с болезнью Фрыгина председателем правления историко-литературного объединения (новый статус «Памяти») стала Елена Сергеевна Бехтерева. «Память » проводила реставрационные субботники, организовывала встречи с отечественными писателями и историками, участвовала в движении против поворота северных рек и в трезвенническом движении. 25 октября 1985 года на Бехтереву было совершено нападение. Её подобрали на улице жестоко избитою, с пробитой головой, после чего она стала инвалидом. Её преемником стал Дмитрий Васильев. При этом часть членов общества не согласилась с его кандидатурой и вышла из общества «Память ».
Членами
общества «Память
» были в те времена Александр Гельевич
Дугин и Гейдар Джахидович Джемаль.
Члены общества «Память
» поначалу восприняли Перестройку
как возможность положить конец блату и пытались предложить властям свою
поддержку. 8 декабря 1985 на вечере «Борьба двух миров» Дмитрий Васильев
выступил с политической речью. Обвинив сионистов в нападении на Елену
Бехтереву, он прочитал со сцены и прокомментировал выдержки из
«Протоколов сионских мудрецов» и под аплодисменты собравшихся призвал
всех «остерегаться антисемитизма и сплотиться вокруг Коммунистической
партии Советского Союза, ее ленинского Центрального Комитета во главе с
Генеральным секретарем Михаилом Сергеевичем Горбачевым».6 мая 1987 года
активисты общества провели на Манежной площади в Москве митинг в
поддержку перестройки, начатой в стране, и против её саботажников.
Участники митинга даже добились встречи с тогдашним первым секретарём
Московского горкома КПСС Борисом Ельциным, который внимательно их
выслушал и обещал учесть их пожелания. В 1986–87 гг. отделения
общества «Память» были открыты в Новосибирске, Ленинграде, Риге; в
Свердловске создается подобное общество «Отечество», в Челябинске -
«Родина». Схожие организации возникают и в других городах.
В 1987 г. скандал в литературном мире вызвали публикация антисемитского романа представителя так называемой деревенской прозы Василия Ивановича Белова «Все впереди», отрицательным героем которого выведен еврей Михаил Бриш. Другим важным событием стала огласка, которую получила переписка писателя Виктора Астафьева с историком Натаном Эйдельманом. Возникший в 1988 году Всесоюзный антиалкогольный клуб «Трезвость» выдвинул тезис о «сионистском алкогеноциде русского народа». При этом в доказательство использования алкоголя евреями для порабощения народа использовались цитаты из классиков Марксизма. Так, в архиве Маркса - Энгельса (М., 1938. Т.5. Стр. 348) можно прочесть строки: «Как только распространяется употребление водки, для них (евреев) при их умеренности это становится средством порабощения народа».
Однако вопреки ожиданиям патриотов с расширением и углублением Перестройки на них начались гонения. Патриоты-общественники стали иметь неприятности на работе и взыскания по партийной линии. В ответ на эти гонения патриоты обрушили свой гнев уже на отдельных представителей власти. Так, в 1989 году в газете «Московский литератор» вышла статья Куняева «Обслуживающий персонал», где автор обвинил секретаря ЦК КПСС Александра Яковлева в проведении антирусской политики.
18 января 1990 года в Центральном Доме литераторов (ЦДЛ) в Москве должно было состояться собрание писателей, входящих в общество «Апрель», цели и задачи которого были противоположны целям и задачам общества «Память ». Перед его началом в зал ворвались представители несколько десятков сторонников куняевского крыла «Памяти». Это было течение, возглавлявшееся главным редактором журнала «Наш современник» Станиславом Юрьевичем Куняевым. В руках у ворвавшихся были плакаты с надписями «Долой сионизм!», «А.Н. Яковлев! Москва – не Тель-Авив, Верховный Совет – не Кнессет, КПСС – не Херут!», «Друзьям Израиля не место в Верховном Совете СССР!», «Демократия – для народа, сионизм – вне закона!», «Апрель! Кто ваш спонсор?». Во время акции получил по морде сторонник «Апреля» Анатолий Курчаткин. Это позволило властям обвинить одного из лидеров общества «Память » Константина Смирнова-Осташвили в хулиганстве. Ему дали два года, а за четыре дня до окончания срока повесили в камере.
10 февраля
1990 на московской кольцевой автодороге был сбит автомобилем теоретик
антисионизма Евгений Семёнович Евсеев, автор таких книг, как «Фашизм под
голубой звездой» (1971), «Сионизм: идеология и политика» (1972), «Борьба
идей в современном мире» (1973), «Палестинцы - непокоренный народ»
(1984). Книги его были направлены не против советских евреев, а против
Израиля и по мысли заказчиков должны были способствовать снижению
эмиграционных настроений среди советских евреев. Однако советская
цензура пропустила такое утверждение: «Иудаизм - худшая из всех
религий; ее особенности - человеконенавистничество, проповедь геноцида,
воспитание властолюбия, воспевание преступных методов достижения власти.
Именно в иудаизме коренится вера сионистов в расовое превосходство над
другими народами и право жить за их счет
».
После августа 1991 года активность различных ответвлений «Памяти» резко
снизилась. Все они, за исключением Национально-патриотического фронта
«Память», фактически перестали существовать. В октябре 1991 года в эфир
вышла радиостанция «Память» с ежедневной программой «Отечество, память и
ты». При этом вещание производилось из собственной студии НПФ,
оборудованной его активистами, чего до сих пор не было ни с одной
общественной организацией. Радиостанция проработала до июля 1995 года и
остановила свою деятельность из за нехватки финансирования.
Прошедший
13-14 декабря 1994 года II всероссийский съезд НПФ «Память» поддержал
ввод федеральных войск в Чечню, одновременно осудив телевидение за
«антинародную, антипатриотическую деятельность».
31 июля 1995 года НПФ «Память» был зарегистрирован Министерством юстиции
как межрегиональная организация. На выборах в Государственную Думу лидер
НПФП Дмитрий Васильев неудачно баллотировался по 204 Чертановскому
одномандатному округу Москвы, проиграв Сергею Ковалёву. Во время
президентских выборов 1996 года НПФП поддерживал Бориса Ельцина,
рассматривая усиление его позиций как очередной шаг по пути к
реставрации в России самодержавия.
В течение 1996-1998 годов НПФ «Память» неоднократно проводил митинги и
пикеты с требованием убрать с башен Кремля звёзды («сатанинские знаки»)
и вернуть на их место двуглавых орлов.
После смерти Дмитрия Васильева, умершего в 2003 году, НПФ «Память» на экстренном заседании Центрального Совета НПФ «Память», прошедшим под председательством духовника почившего Дмитрия Васильева епископа Серафима, исполняющим обязанности Председателя был назначен член Центрального Совета Николай Борисович Скородумов. Прошедший в 2004 году Съезд избрал его Председателем Центрального Совета НПФ «Память». С тех пор он остаётся руководителем организации.
Выступая за установление в стране самодержавного строя, НПФ «Память» отказывает потомкам династии Романовых в праве на российский престол, считая, что нового монарха должен «призвать» (именно «призвать», а не избрать - потому что «Память» является принципиальным противником любых выборов) сам народ на созванном специально для этого Земском соборе.
Согласно самой достоверной версии общественная организация “Память” была создана в 1980 году в Москве и занималась историко-культурной деятельностью. У истоков стояли Г. Фрыгин (инженер Минавиапрома), слесарь К. Андреев, музыканты В. и Е. Поповы, артист В. Кузнецов, полковник МВД А. Лобзов и другие активисты, выступающие за сохранение памятников и культурны объектов. Название заимствовано из романа-эссе Владимира Чивилихина. С 1986 года «Память» претендует на роль идейного вдохновителя русского националистического движения. Подобные организации появляются и во многих городах РФ.
Деятельность общества «Память»
В мае 1987 года общество даже провело громкий митинг на Манежной площади. Его члены даже встречались с Борисом Ельциным. Деятельность организации сопровождалась постоянными противоречиями среди ее членов и руководства, что в дальнейшем привело к созданию одноименных объединений: Национально-патриотический фронт “Память” (Д. Васильев), Всемирный антисионистский, антимасонский фронт “Память” (В. Емельянов), Русское собрание “Память” (Игорь Щеглов) и многие другие. Единая идея – противодействие всемирному сиономасонскому заговору.Заголовок
Начиная с 1991 года активность общества резко снизилась, много постоянных членов вышли из организации. Как свидетельствуют публикации последних лет, большое количество “Памятей” создано 5-м Управлением КГБ Советского Союза в целях дискредитации общества Дмитрия Васильева. С октября 1991 в эфир выходит ежедневная программа “Отечество, память и ты”, создававшаяся на собственной студии. Работала радиостанция до 1995, прекратив свое существование из-за отсутствия финансов. Это свидетельствует о недостаточном интересе к ней со стороны народа.
В 1994 НПФ “Память” входит в состав Движения национального возрождения России (глава Д. Васильев), которое в конечном итоге планировало через 10-15 лет восстановить сословия и монархическое самодержавие. До этого момента, обещая поддерживать институт президентства. Движение ничем себя не проявило, вскоре прекратив существование. В том же году поддержало введение российских военных сил в Чечню.
После ухода из жизни Д.Васильева (2003) председателем Центрального Совета НПФ избран Николай Борисович Скородумов, который занимает этот пост, и по сей день. Организация отличается авторитарностью руководства. В 2009 на базе одного из московских подразделений был основан Русский Фашистский Орден Память (Г. Боровиков), трансформировавшийся позднее в Русский Фронт Освобождения. В этом же году Г.Боровиков за агитацию национал-социализма был выведен из членства НПФ, заявившего о непризнании РФО.
Изменения идеологии общества «Память»
Вся программа общества до 1989 года характеризовалась как национал-большевистская. В нем проповедовались многие идеи Сталина в послевоенный период. Но с 1989 года идеология «Памяти» трансформировалась в православно-монархический характер. Несмотря на поддержку идеи возвращения царя, члены общества не признали притязания династии Романовых на трон. Они верили, что народ должен сам выбрать монарха. Начиная с 1984 года идеология стала радикально антисемитской и приобрела черты ксенофобии. Ее участники верили в заговор евреев против России. Начиная с 1994 года идеология общества приобрела больше экономический характер.
КОММЕНТАРИИ:
Человечество без творческих единиц существовать не может, все друг друга перебьют. Вот у нас общество "Память", например. В "Стене" у ПИНК ФЛОЙД говорится о творческих единицах, на которых можно было срывать свою ненависть и т. д. Писатель Бондарев сказал недавно интересную вещь: "Да, очень много есть евреев, которые скрываются под другими национальностями". То есть еврей становится уже не национальным врагом, он стал метафизическим, который может быть любой национальности. То есть мы с тобой вполне евреями можем стать. Вот и все. Сначала они будут воевать против нас, сколько бы нас ни осталось. А нас можно будет уже по пальцам пересчитать. Потом у них произойдет какой-нибудь раскол, и они будут друг друга уничтожать, жрать. Это все, это вообще-то конец.
***
Пресс-конференция Е. Летова после концерта ГО в к/т Марс в ноябре 2000 года:
Почему вы отказываетесь от песен "Винтовка - это праздник " и "Общество память" …
- Ну "Винтовка - это праздник" - это песня вечная. Я могу сказать, что все, что я делаю в жизни, это все входит в процессы моего бытия. Я не от чего не отказываюсь никогда. А что вы имеете ввиду под понятием "Общество память"? Какой вы смысл вкладываете в понимание этой песни? Для меня это песня издевательская просто.
- Для вас издевательская???
- А вы всерьез, что ли воспринимаете? У меня половина песен - это издевательские песни. "Все идет по плану" - песня издевательская.
- Ну, сейчас она звучит совсем по-другому.
- Ну, для вас, видимо, по-другому, а для меня точно также, понимаете… Поймите, пожалуйста: Очень много возникает вопросов, совершенно непонятных для меня лично, по причине того, что очень многое из того, что я делаю, оно воспринимается буквально. Я, собственно говоря, концептуалист. Половина того, что я делаю, это некий пример, для того, чтобы его воспринимать со стороны максимально противоположно, желательно, к тому, как это сделано. Сейчас я такого не делаю, потому что нечто другим занимаюсь. Другие есть вещи, они же очевидны совершенно. Тем более "Общество память"…
"Общество Память" (концерт в Израиле(!), Хайфа.
Забавно, что со сторочками "Вешай жидов и Россию спасай" поют сами зрители):
Текст песни "Общество "Память": Общество "Память" - красная власть Общество "Память" - русский террор Шашка сверкнула - кому-то пи..ец Вспыхнули раны рассветным лучом Скачать большой архив песен Е. Летова и ГО |
, консерватизм , православный фундаментализм , монархизм
Национально-патриотический фронт «Память» (кратко НПФ «Память» , известная также как Общество «Память» ) - русская ультраправая антисемитская монархическая организация.
История [ | ]
Об этой истории в своих книгах позднее писали участники события, в частности писатель Александр Рекемчук (установить причастность к этому избиению членов НПФ «Память» Д.Васильева не удалось):
Газеты и еженедельники пестрели сенсационными сообщениями о погроме… 23 января Анатолия Курчаткина и меня пригласили для участия в программе «Взгляд». В ту пору «Взгляд» имел неслыханную популярность. Его смотрели по системе «Орбита» десятки миллионов зрителей на пространстве от Сахалина до Балтики, от Норильска до Ферганы. Программу вели молодые журналисты Владислав Листьев , Артём Боровик , Владимир Мукусев , Александр Политковский , Евгений Додолев .
Впервые телезрителям показали кадры, снятые Стеллой Алейниковой-Волькенштейн в тот вечер. Потом был вопрос: что это такое? У меня сохранилась аудиозапись передачи: «Курчаткин . …Одна страшная вещь: мы имеем дело с той разновидностью национального сознания, которую можно назвать словом „чёрный национализм“.
Рекемчук . Мы давно и, пожалуй, напрасно прибегаем к эвфемизмам, говоря об этом явлении. Мы явно избегаем произносить слово „фашизм“. Вот почему мы предпочитаем говорить обиняками. Но нужно называть вещи своими именами: это движение политическое, фашистское».
Новейшая история [ | ]
После смерти Дмитрия Васильева (2003) НПФ «Память» на экстренном заседании Центрального Совета НПФ «Память», прошедшем под председательством духовника почившего Дмитрия Васильева епископа Серафима , исполняющим обязанности председателя был назначен член Центрального совета Николай Борисович Скородумов. Прошедший в 2004 году Съезд избрал его председателем Центрального совета НПФ «Память».
В 2005 году несколько членов Центрального совета заявили о своём несогласии с деятельностью действующего председателя, который не удовлетворил их требование о выводе из членов ЦС А. Поткина, так как, по его мнению, это было несправедливо, и остальные члены Центрального совета с ним согласились. Это послужило причиной подачи вышеуказанными членами заявлений о своём выходе из ЦС и организации в целом, о чём ими было дано сообщение в газете «Русский Вестник» № 4 (658) за 2005 год. Этот шаг резко сократил активность организации, но не прекратил её существования.
Изменения идеологического и религиозного состава участников [ | ]
До 1989 года [ ] «Память» проповедовала идеи, которые можно было охарактеризовать как «национал-большевистские ». В частности, её идеологи очень высоко оценивали послевоенную деятельность И.Сталина , особенно в области «борьбы с космополитизмом ». С 1989 года идеология организации приобрела «православно-монархический » характер. Следует отметить, что, выступая за установление в стране самодержавного строя, НПФ «Память» отказывает потомкам династии Романовых в праве на российский престол, считая, что нового монарха должен «призвать» (именно «призвать», а не избрать - потому что «Память» является принципиальным противником любых выборов) сам народ на созванном специально для этого Земском соборе .
На II съезде НПФ «Память» (13-14 декабря 1994) лидер «Памяти» Дмитрий Васильев осудил не только демократическую («сионистскую», «космополитическую ») , но и национал-социалистическую идеологии как происходящие от идеологии социал-демократической («Мы не нацисты и не экстремисты, мы - убеждённые сторонники самодержавия, наш идеал - Русь в виде православного царства »). Съезд также одобрил экономическую программу «Памяти», в основу которой была положена концепция безналоговой экономики, разработанная аналитической группой по социально-экономическим проблемам «Содружество» в противовес «сатанизации мировой экономики » и «экспансии иудейско-протестантской формы экономических отношений ». «Память» выступает за достижение Россией «экономического самоудовлетворения», «восстановление традиционной структуры Верховной власти и системы управления Державой» (то есть самодержавия). В качестве рычагов управления экономикой предлагается государственное кредитование , ужесточение режима внешней торговли (вплоть до введения государственной монополии). «Память» выступает против частной собственности на землю, за её рентное использование.
В сентябре 1998 года в заявлении «Пора жить по-русски!» НПФ «Память» выступил со следующим планом неотложных мер: выкуп у населения всей долларовой наличности с последующим предъявлением её МВФ и правительству США в качестве погашения долговых обязательств России; запрет функционирования на территории России «сионистских коммерческих банков», запрет на самостоятельное установление банками кредитных процентных ставок ; односторонняя конвертация рубля с увеличением его стоимости не менее чем в 10 раз по сравнению с долларом; жёсткое уголовное преследование за использование иностранной валюты на внутрироссийском рынке и т. п.
Численность. Руководящие органы [ | ]
Как правило, организации «Памяти» (кроме организации Д. Васильева) в регионах имели собственных лидеров и не подчинялись одноименным московским объединениям. На 1989 год в каждую из этих организаций входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек (в Москве и Санкт-Петербурге). Так, НПФ «Память» Дмитрия Васильева насчитывала в 1989 году примерно 400 человек. После августа 1991 года численность «Памяти» резко пошла на убыль. Тем не менее, к моменту II всероссийского съезда НПФ «Память» (13-14 декабря 1994) организация, по данным её руководства, имела 52 региональных отделения в России и