Что случилось с дочкой и алексея баталова. Алексей Баталов оставил наследство только младшей дочери, потому что всю жизнь испытывал вину
Впервые откровенно рассказывает о своем первом юношеском браке с Ириной Ротовой и о старшей дочери Надежде, отношения с которой актеру почти не удалось сохранить...
О семье Алексея Баталова - дочери Маше и супруге Гитане, с которой актер в браке уже более полувека, - известно всем поклонникам Алексея Владимировича. Но в юности у него была другая семья, и в том браке тоже есть дочь. В интервью «7Д» актер впервые честно рассказал, как он женился в 16 лет и почему ему не удалось сохранить семью.
- Алексей Владимирович, в первый раз вы женились в 16 лет.
Расскажите, пожалуйста, об этом…
С первой женой мы были знакомы с детства. С семьей художника Константина Ротова, отца Иры, у моего отчима Виктора Ардова дачи были рядом, в писательском поселке на Клязьме. Мы с Ирой ровесники, так что у нас была общая компания: мы бегали вместе, играли. Помню, как я эффектно появился перед всеми на белом коне. Ирина это запомнила. Хотя все получилось случайно. Водовоз позволил мне проехать верхом, а лошадка была совсем старенькая. Это было незадолго до войны. Все довоенное детство кажется таким беззаботным, солнечным. Помню, как однажды встретил Иру на катке на стадионе «Динамо».
Она каталась мастерски, что в то время было редкостью, и это произвело на меня впечатление. Она была небольшого роста, темноволосая, характер озорной. А потом нас разлучила война. Меня увезли в эвакуацию в Чистополь, а Иру - в Алма-Ату. Мы снова встретились, когда, вернувшись из эвакуации, я зашел в гости к своему другу, Пете Петрову. Туда заглянула и Ира. Нам было по 16 лет, хотя взрослые нас все еще считали детьми. Для меня большое значение имело, что она своя, проверенная долгими годами дружбы. Ведь с девчонками я был очень робкий. Я не мог жениться на чужой девушке, даже подойти к незнакомке мне было трудно! Так что, скорее всего, это было просто юношеское увлечение, которое проистекало из моей стеснительности. Словом, мы с Ирой снова стали общаться, гулять вместе. Вот буквально по улицам ходили. В то время не было никаких кафе, а если и были, то нам не по карману.
Еще даже продовольственные карточки не отменили, не редкостью было, что люди недоедали. Нет, это не такое ухаживание, как себе представляют нынешние молодые люди. И цветов не продавали - их можно было только где-то украдкой нарвать. И подарков я делать не мог вообще никаких! И одевался черт-те во что… Помню, у меня была шинель, солдатские ботинки и флотские брюки. И никаких носков - их тогда вообще невозможно было достать! Чтобы ноги не «белели» под черными брюками, я их красил ваксой.
- Почему же вы с Ириной решили пожениться? Разве не страшно заводить семью в таких условиях?
В те годы люди так не рассуждали, ведь бедствовали все. А молодым все равно хотелось любить, создавать семьи.
Жениться на любимой девушке - это было нормально. Но конечно, если бы мы стали спрашивать совета у старших, пожениться нам, школьникам, никто бы не разрешил. Поэтому, дождавшись, пока возраст подошел, мы удрали в загс тайком.
Зашли и расписались. Правда, у нас было кольцо - одно на двоих, мы купили его, одолжив денег у домработницы Николая Погодина. Такое маленькое золотое колечко, на внутренней стороне мы попросили выгравировать: «Алеша + Ира = Любовь». Помню, в загсе нам сказали, что мы самая юная пара, но все-таки расписали и вручили свидетельство о браке. С ним-то мы и пошли к родителям, которые и не подозревали, что «дети» поженились! Конечно, они пришли в ужас. Еще не окончили школу, нигде не работаем, никакого жилья нет, и вдруг - муж и жена… Двое сумасшедших!
Они-то не обращали внимания на нашу дружбу, думали, что мы еще маленькие. Ну ходят друг к другу в гости и ходят, и тут вдруг эти «гости» получили документальное подтверждение. Однако ничего с нами нельзя было поделать, и нам пошли навстречу. Отдельной комнаты для нас взять было, правда, негде. У нас на Ордынке жили отчим, мама, два брата, еще часто приезжала и жила Анна Ахматова в моей комнатке. Я ее на это время освобождал. У Ирочки тоже лишнего метража не было. Поэтому мы как-то крутились, жили то у меня, то у нее. Вскоре после нашей свадьбы из лагеря вернулся Ирин отец - художник Константин Ротов. Дело в том, что он был очень хорошим художником, и кто-то из зависти написал донос, будто бы он тайком рисовал какие-то портреты Сталина. И Константина Павловича посадили, он отсидел несколько лет. А когда вернулся, Ирина познакомила меня с ним уже в новом качестве.
И мы быстро нашли общий язык. Более того, именно Ротов первый стал учить меня рисовать! Получилось это случайно. Константин Павлович работал в журнале «Крокодил», ему нужна была натура. И вот он меня использовал: просил встать в ту или иную позу и делал зарисовки. Получается, что я у него работал натурщиком. Ну а раз я оказался рядом, то начал и красочки смешивать, еще в чем-то помогать. И вот так постепенно Константин Павлович стал меня учить рисовать. Кстати, благодаря Ротову, который в свое время получил заказ на иллюстрации к «Дяде Степе» Михалкова, Дядя Степа приобрел мое лицо. Тесть объяснял: «Ведь у тебя, Леша, размер ноги сорок пятый. И у Дяди Степы тоже! Так, значит, вы похожи». Сейчас я уже никому не могу доказать, что был Дядей Степой, но это действительно так!
- А теща как к вам относилась?
С тещей, Екатериной Борисовной, с самого начала не сложились отношения. Сама она была драматургом, автором нескольких пьес и книг для детей. При этом ей совершенно не нравилось, что я хочу стать актером. Но я не рассматривал никакие другие варианты. Ведь я буквально родился и вырос в театре. Когда был совсем маленьким, мы с мамой жили прямо в здании МХАТа, в бывшей дворницкой. Чтобы выйти во двор, мне достаточно было перешагнуть через подоконник. А там кругом декорации и загримированные люди в париках, с бородами и в разных костюмах. Все это я принимал за реальность. На улицу меня лет до пяти вообще не выводили, я играл только в этом дворе и на полном серьезе воспринимал его как весь город. Это был мой мир, и я искренне думал, что все люди на свете работают в театре!
Мы как играли? Вот лето, театр в отпуске, можно бегать по сцене. Мы под нее заползали на пузе и доставали из-под сцены кошек. В здании МХАТа в те годы кошек была бездна. Они во время спектакля когда хотели, тогда и выходили на сцену, и никто даже не смеялся, до того это было привычным делом. И вот мы этих кошек доставали. Так что никаких сомнений не было: театр - мой дом, и я должен быть здесь.
- Нетрудно предположить, что, когда вы пришли в Школу-студию, где преподавал ваш родственник Виктор Станицын, зазвучали разговоры: «Ну конечно, за этого попросили!»
За меня никто бы не стал хлопотать. Это было не принято в те годы. И если кто-то мне и помог поступить в Школу- студию, то Галина Христофоровна.
Эта удивительная женщина, педагог, была другом дома и стала со мной заниматься, увидев, какой я неуч. Ведь во время войны мы с мамой и двумя братьями жили бог знает где. Отец и отчим ушли на фронт, а мы проехали по маршруту Свердловск - Уфа - Казань - Бугульма. Это сейчас Бугульма большой город, а в 1941-м была самой настоящей деревней. Там я, воспитанный домашний мальчик, впервые увидел лошадь, корову и крестьянскую избу, где, собственно, нас и поселили. Пришлось много работать по хозяйству, а потом устроиться рабочим сцены в местный театр. Учиться было некогда и негде. Поэтому, вернувшись в Москву, я среди товарищей чувствовал себя недоучкой и стеснялся этого. Часто уроки просто прогуливал, и поэтому возник вопрос о моем исключении. Тогда родители определили меня в школу рабочей молодежи, ее я кое-как дотянул.
Так вот Галина Христофоровна пожалела меня и стала специально приходить, чтобы со мной заниматься. Я ей обязан всем! Ну а родственные связи меня даже несколько сковывали. Я чувствовал, что за мной тень дядей, в том числе Николая Баталова, имя которого в тридцатые годы гремело. Я не мог подвести своих родственников, недопустимо было бы, если бы им сказали: «Ваш Алексей там выкаблучивается!» Так что в институте я старался не высовываться и вел себя очень скромно. Может, поэтому поначалу не производил впечатления на педагогов и не проявил себя. У меня в голове была установка: «Не выставляться! Я буду как все. Мне - как положено!» Даже когда после дипломного спектакля Ольга Книппер-Чехова сама подошла ко мне и предложила подписать диплом, я сначала отказывался. Она меня слушала, слушала, а потом все-таки подписала и сказала: «Бери, дурак!
Потом поймешь». Так я окончил Школу-студию. Наконец-то можно было идти в большую жизнь, что-то делать… Но мои планы резко оборвались - меня совершенно неожиданно призвали в армию. Я-то думал, что это меня уже не коснется. Мы в институте проходили военное дело, а теперь я стал дипломированным актером… Но тут Сталину вдруг приходит в голову, что снова может начаться война. И он издает специальный указ, по которому все молодые люди нашего возраста призываются, независимо ни от чего. Меня вполне могли бы отправить служить куда-нибудь на Дальний Восток.
В столице я остался просто чудом! В Театре Красной Армии не хватало призывников для массовки. Это даже не актеры, а солдаты, которых используют в спектаклях, и надо признаться, что использовали нас много, почти в каждом спектакле.
А когда спектакль заканчивался, мы еще и разбирали декорации, а ночью по очереди несли охрану театра. Вот на такое место я и попал. Но все равно был счастлив: все-таки можно было что-то сыграть. В более крупных ролях я был занят в двух спектаклях, с которыми мы гастролировали по гарнизонам.
- После армии вы стали актером МХАТа, но не прошло и трех лет, как вы сделали выбор в пользу кино. Это был смелый шаг...
Когда я радостно сообщил в театре, что мне нужно ехать на очередные съемки, услышал ответ: «Это невозможно! Если ты поедешь - придется тебя уволить». Уйти из театра, где кругом родственники, в котором я буквально родился...
Это было невероятно трудно! И страшно. Театр - это стабильность, постоянный заработок, служебная лестница, артистов МХАТа тогда все уважали и знали… А в кино - полная неразбериха: сегодня ты нужен, завтра - нет. Показывают фильм с твоим участием, а ты уже сидишь дома без работы, и неизвестно, когда тебя в следующий раз позовут. Поэтому все были, мягко говоря, удивлены. Администрация театра уговаривала меня остаться, но и на съемки не отпускала. Нужно было выбирать. И я написал заявление об уходе, которое, по словам старожилов, было чуть ли не единственным с истории основания театра. Поэтому его потом долго хранили как реликвию... Ради съемок мне то и дело приходилось оставлять и молодую жену, потому что не было никакой возможности взять ее с собой, например, в Ленинград, где снимался фильм «Большая семья».
Думаю, меня туда взяли не потому, что я блеснул талантом на пробах, а просто я оказался «в масть» с главными героями: Борисом Андреевым, Сергеем Лукьяновым. Нужен был младший сын, похожий на них - с голубыми глазами, курносый. Там попробовали человек пятнадцать, в итоге Иосиф Хейфиц выбрал меня. Так началось наше знакомство…
- А почему нельзя было взять с собой на съемки жену?
Потому что я ехал в абсолютно чужой город, без денег, и там у меня никого нет. Вы знаете, как я жил в Ленинграде? Одно время снимал койко-место у домоуправа - у него была комната напротив «Ленфильма». Это уж потом Хейфиц, слава богу, пригласил меня жить к себе, и я там у них спал на раскладушке. На киностудии ставка была совсем небольшая, ее едва хватало, чтобы прокормиться.
Так что я буквально бедствовал. Не было ни одного приличного костюма, ходил в чем попало. Позже, когда мне понадобилось поехать на первый кинофестиваль, мне сшили костюм в долг. Я написал расписку, что со следующего гонорара у меня вычтут деньги.
- Вы скучали по своим родным?
Конечно, скучал! В Ленинграде поначалу я чувствовал себя чужим и одиноким. Я привык, что в Москве все родное, все привычное. Вот тут театр, тут мама, тут отчим-писатель. Все тебя знают, все готовы помочь. А там ты чужак - и на «Ленфильме», и везде, никто тебя знать не знает. При этом я понимал, что сейчас вся моя судьба решается, и от того, как я буду работать в кадре, все зависит. Я вообще больше ничем не занимался, кроме работы.
Старался изо всех сил! Даже если меня не снимали в этот день, я приходил на съемочную площадку и наблюдал за мастерами. Смотрел, как они играют, что они делают. И потом, мы же с Хейфицем репетировали просто день и ночь. Поздно вечером закончатся съемки, мы садимся в его машину, я - за рулем. И даже в дороге все равно обсуждаем какую-то роль. Приезжаем домой, там допоздна репетируем. И в таком режиме я жил постоянно. То же было с Марком Донским на съемках фильма «Мать». Я жил у него в кабинете, то есть буквально спал там. Только поднимешься - репетиция! Он меня не отпускал от себя. Так что эти люди, а прежде всего Хейфиц, для меня в сто раз больше, чем режиссеры!
- А как же ваша семья? Ведь со временем у вас родилась дочь, Надя. Вы как-то участвовали в ее воспитании?
Я никак в этом не участвовал. Конечно, я помню, как Надя родилась, как впервые взял ее на руки. Это было интересно… Но для Нади я стал просто… воскресным папой. Появлялся, когда выдавались какие-то перерывы в съемках. Помню, Наде было года три. А я в очередной свой приезд в Москву возился с машиной и придумал такое устройство, благодаря которому машина сама двигается по кругу, а руль заблокирован. Посадил дочь за руль, якобы она ведет. Сам сел рядом и окликнул свою маму и Ирину. Когда они высунулись из окна, оцепенели: трехлетняя девочка за рулем! Говорю честно: я не участвовал в быту, я этого ничего не знал. И не стремился этим заниматься. Вся семейная жизнь была подчинена графику моих съемок. Сниматься было самым главным, и я этого не скрывал.
- А Ирина работала?
Пока была замужем за мной - нет. А потом, насколько я помню, получила профессию художника-ретушера.
- Из-за чего же вы все-таки расстались?
Тут сослужили плохую службу сплетни. Теще кто-то сказал, что на съемках в Киеве я закрутил какой-то роман. А она и так была уверена, что актер - профессия несерьезная, и поверила в это… Но главное, вероятно, заключалось в том, что жене не хватало моего внимания. Мы начали ссориться. Крушение семьи происходило постепенно. То тут провал, то там… Вот так и получилось. Насколько я помню, официально в 1961 году. В те времена еще сохранялась традиция печатать объявления о разводах в «Вечерней Москве». И вот однажды там появилась информация и про нас с Ириной. Но, по сути, расстались мы гораздо раньше, потому что я начал активно сниматься.
Как раз тогда в Москве шли съемки фильма «Летят журавли», и я день и ночь проводил на площадке. После нашего развода Ира потом снова вышла замуж. А сейчас ее уже нет на свете.
- Если говорить откровенно, вы считаете себя виноватым перед той семьей?
Да. Виноват, конечно, тут не может быть никаких сомнений! И прежде всего перед дочкой. Она была маленькая совсем, она тут вообще ничего не решала… Это старшие воевали и принимали за нее решения. Она же ничего не могла тогда ни понять, ни сказать, в том-то все и дело…
- Вы тоже были совсем маленький, когда ваши родители развелись.
Для меня развод родителей прошел незаметно. Тем более что мне повезло: моим отчимом стал Виктор Ардов. Он очень ответственно к этому отнесся. Мне не было отказа ни в советах, ни в карманных деньгах. Правда, деньги я просить всегда стеснялся. И когда это делал, всегда начинал издалека: «Витя, намечается такой небольшой юбилей… Мы решили пойти туда-то…» Он тут же меня прерывал: «Не морочь мне голову! Сколько нужно?» В общем, для меня Ардов был отцом в квадрате, очень близким человеком! К тому же и родной отец никуда не делся, он был тут же, в Москве, работал со Станиславским, мы все общались.
- А с дочерью вы после развода общались?
Конечно. Моя мама, Нина Антоновна, вообще очень ее любила. Ира вместе с дочерью нередко гостила у нее в доме на Ордынке.
И я с дочкой встречался. Правда, по мере того, как выходили мои фильмы и меня стали все больше узнавать на улице, это становилось все труднее. Однажды мы пошли в зоопарк и не смогли там гулять из-за нахлынувшей толпы. Меня такие случаи всегда смущали. И Надя стала приходить к моему гаражу, где я любил возиться с машиной. В вопросы ее воспитания я никогда не вмешивался. Но мог устроить представление. Как-то я спросил ее, когда мы шли по Ордынке: «А ты будешь меня любить, когда я буду старый и кривой?» Надя не задумываясь ответила: «Конечно!» И тогда я притворился - стал припадать на одну ногу, скосил глаза… А ведь это Ордынка, нас там все знали: соседи, дворники. И это было самым важным - что была публика. Дочке, конечно, стало стыдно за меня, она просила: «Папа, не надо!» Но главное, что не бросила. Так и бежала за мной по улице.
- Почему же сейчас вы с ней почти не общаетесь? Ведь кроме старшей дочери у вас есть еще внучка и даже правнучка…
Жизнь так сложилась. Все-таки Надежда выросла в другой семье, и она теперь сама по себе… Работает переводчиком. Окончила институт иностранных языков по специальности «английский язык». Да дело не в этом! Я просто признаю: был хреновым отцом для нее. Вот и все.
- Алексей Владимирович, когда речь идет о годах юности, нередко актеры жалеют: вот меньше бы пить, а больше делом заниматься! Про вас никогда ничего такого не было слышно…
Ну, я физически не мог выпивать. Дело в том, что еще во время войны я тяжело переболел, что-то с печенью.
Потом, когда стал старше, несколько раз пытался принять алкоголь - и тут же накатывала боль, опоясывающая, невыносимая… Помню, когда студентом в свой день рождения выпил чуть-чуть, на следующий день едва доехал до учебы. С тех пор я вообще никогда не пил. Что курил с 13 лет - это правда, и продолжаю курить, тут уж ничего не поделаешь. А вообще, в студенческие годы у нас было очень мало времени на баловство. Понимаете, мы, вчерашние пацаны, недоучившись, ничего не зная, пришли в Школу-студию, и здесь из нас сделали людей! Педагоги были серьезные, предметы интересные - например, хорошие манеры нам преподавала настоящая княгиня Волконская, из бывших. Нам показывали, как подать руку даме, как сесть в машину - мы же этого ничего не умели.
- А почему вы начали курить?
Элементарно: чтобы заглушить голод! Был такой способ в войну: покуришь махорки - и вроде есть не так хочется. Достать ее было легко, ведь даже в тылу кругом - военные. Мы с мамой ходили по госпиталям, выступали. Я ей помогал, мог стихотворение прочитать. И с ужасом смотрел на покалеченных людей: кто без рук, кто без ног, у кого забинтована половина лица... Это было страшно. Но постепенно страх проходил, потому что, когда мы начинали выступать, эти люди улыбались... Они становились живыми, близкими. Я понимал, что это за нас они отдавали жизни, здоровье. Поэтому в Москву я вернулся уже другим, повзрослевшим… К сожалению, передать атмосферу сороковых-пятидесятых годов просто невозможно, сколько ни снимай о них фильмы. Другое время было, другие совершенно люди. Ни с кем и никогда этого больше не повторится. А мне еще и особенно везло на людей.
Со мной постоянно случалось какое-то чудо. Что была в моей жизни Анна Ахматова, что встретились на моем пути такие люди, как Иосиф Хейфиц, Михаил Ромм, что Владимир Меньшов снял меня в «Москва слезам не верит». Ведь все они потом вошли в историю кино. То, что я работал с ними, - это абсолютное счастье! И важно, что фильмов с моим участием не так много - пять-шесть настоящих. Честно скажу: я сам от многого отказывался. Всю жизнь я стремился не изменять себе и быть никому не обязанным. Вот только за это иногда приходилось очень дорого платить.
Предоставлено: AO Komsomolskaya Pravda Publishing House Алексей Баталов
В последние годы жизни Алексей Владимирович больше всего переживал о дальнейшей судьбе младшей дочери Марии, с детства являющейся инвалидом. Еще одним грузом на сердце актера была боль из-за старшей дочери от первого брака Надежды. Даже много лет спустя Баталов корил себя, что в молодости был недостаточно хорошим отцом.
В ЗАГС - тайком
© Предоставлено: AO Komsomolskaya Pravda Publishing House Алексей Баталов в юности. Источник: Globallookpress.comВ первый раз Алексей Баталов женился рано - в 16 лет. С Ириной Ротовой, дочерью художника и карикатуриста Константина Ротова он был знаком с детства, дачи ее родителей и отчима Баталова, писателя Виктора Ардова, воспитывавшего мальчика с пятилетнего возраста, были рядом. В детстве Ирина и Алексей играли в одной компании, а потом снова встретились, уже вернувшись из эвакуации.Как вспоминал актер, в юношеском возрасте с девчонками он «был очень робким», даже подойти познакомиться с понравившейся девушкой для него было сложно. Впоследствии, вспоминая свой первый брак, Баталов говорил, что это было «юношеское увлечение», которое «проистекало из его стеснительности». Родных Алексей и Ирина оповещать о том, что они собираются пожениться, не стали. Просто, дождавшись, когда им исполнится по 16 лет, отправились в ЗАГС. Родные актера, считавшие его встречи и прогулки с Ириной простой дружбой, конечно, были потрясены. Но поделать уже ничего было нельзя. Жила молодая семья то у одних родителей, то у других, о такой роскоши, как отдельная комната, они могли только мечтать.С тещей, писательницей и драматургом Екатериной Борисовой, у Алексея отношения не сложились. А вот с отцом Ирины он, наоборот, очень подружился. Константин Павлович, работавший тогда в журнале «Крокодил», часто просил юношу попозировать для очередного наброска, а потом начал учить рисовать и самого Баталова.
Работа и семья
В 1953 году молодой актер был утвержден на роль в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья», снимавшемся в Ленинграде. Ради нее ему пришлось пожертвовать местом во МХАТе, откуда его не хотели отпускать на съемки, и надолго расстаться с женой: жить в чужом городе Баталову было негде, поначалу он снимал койку в квартире неподалеку от «Ленфильма», потом квартировал у Хейфица на раскладушке.
Затем стартовали съемки в фильмах «Дело Румянцева» и «Мать», и это было только начало бесконечного рабочего марафона, растянувшегося на годы. Дочь Надежду, родившуюся в 1955 году, актер видел редко, появлялся дома, когда выдавались перерывы в съемках. Много лет спустя Алексей Владимирович грустно скажет: так получилось, что из-за постоянных съемок для Нади он стал «воскресным папой». Супруги начали ссориться, Ирину не устраивало постоянное отсутствие мужа дома, ей не хватало внимания, она хотела его вклада в семейный быт. Свою роль сыграли и сплетни: и так недолюбливавшей Алексея Баталова теще кто-то рассказал, что на очередных съемках актер якобы закрутил роман. В итоге Ирина приняла решение уйти от мужа. Баталову об этом сообщила его мама - и актер даже плакал. Но склеить разбитые отношения было уже нельзя.
![](https://i0.wp.com/nv-online.info/wp-content/uploads/2018/11/Batalov2.jpg)
Официально они развелись в 1961-м. Годы спустя Алексей Баталов признается, что очень виноват перед своей первой семьей, особенно перед дочерью. Вскоре после развода Ирина снова вышла замуж. Баталов, приезжая в Москву, периодически виделся с дочерью, однако по мере того, как та росла, отношения между ними становились прохладнее. «Жизнь так сложилась», - однажды с грустью признался в одном из своих интервью актер. И со свойственной ему повышенной требовательностью к себе добавил, что, увы, он был плохим отцом для старшей дочери, из-за постоянных съемок и разъездов не мог уделять ей столько внимания, сколько требовалось.В последние годы жизни Баталова они снова сблизились, Надежда, ставшая переводчиком, навещала Алексея Владимировича в больнице в последние месяцы его жизни. Но в то же время, как отмечали некоторые родственники, очень близкими их отношения все равно назвать было нельзя, с внучкой и правнучкой знаменитый актер не виделся.
Боль на всю жизнь
Актеру, невероятно увлеченному работой, повезло: он встретил родственную душу. С потомственной цирковой артисткой Гитаной Леонтенко Баталов познакомился в начале 1950-х годов в Ленинграде: после съемок друг затащил актера в цирк, на арене которого Баталов и увидел Гитану, выступавшую со своим коронным номером - на лошади.
И у Леонтенко, и у Баталова была общая страсть - работа. Как признавалась Гитана Аркадьевна, замуж она в те годы не стремилась, для нее главным в жизни был цирк, но в то же время Алексей ей очень нравился. «Он был потрясающим», - вспоминала она.Поженилась пара в 1963 году. Ни о каком налаживании быта супруги не задумывались: актер по-прежнему пропадал на съемках, его жена каждый день выходила на арену цирка.
В 1968-м у них родилась долгожданная дочь Маша. Счастливое событие, которого так ждали супруги, обернулось трагедией: девочка стала инвалидом. Гитана Аркадьевна не раз говорила, что если бы ей сделали кесарево, как она и просила, - все, скорее всего, было бы иначе, со здоровьем Маши все бы было в порядке, но в ночь, когда она рожала, хирургическую сестру почему-то отпустили домой.То, что у девочки серьезные проблемы со здоровьем, выяснилось не сразу. Когда родители, обеспокоенные тем, что их дочь плохо двигается, обратились к врачам, медики провели обследование и вынесли вердикт: детский церебральный паралич.Жена Алексея Баталова оставила работу. «Конечно, мы надеялись, что дочь выздоровеет. Не хотели сдаваться», - вспоминал актер. Когда Маша достигла школьного возраста, Гитана добилась, чтобы учителя приходили к ним домой, вместе со своей мамой она много занималась с девочкой сама. Дочь Баталова успешно закончила школу, затем, дистанционно, — сценарный факультет ВГИКа, стала членом Союза писателей, выпустила книжку, написала несколько сценариев.
Две дочери знаменитого отца
Актер всегда гордился, что его дочь выросла очень образованным человеком. И с гордостью признавался, что Маша прочла книг раз в десять больше, чем он. Но одновременно Алексей Баталов страшно беспокоился о ее судьбе, и чем старше он становился - тем больше переживал, думая о том, что будет с Марией, когда его не станет. И до конца жизни актер страдал из-за того, что в тот ставший переломным для их семьи день он был не рядом, в Москве, а на съемках. «Алеша всю жизнь очень страдал. Корил себя, что, когда я рожала, он работал и был далеко, ничем не смог помочь», - рассказывала Гитана Аркадьевна.
![](https://i1.wp.com/nv-online.info/wp-content/uploads/2018/11/Batalov3.jpg)
Согласно завещанию актера, его основной наследницей стала младшая дочь Мария. Когда через некоторое время после смерти Алексея Баталова в прессе стали появляться статьи о том, что знаменитый артист якобы «обделил» старшую дочь, вдова актера пояснила, что все эти слухи беспочвенны, а сама Надежда не обижается на поступок своего отца и прекрасно понимает, почему он так поступил. Гитана Аркадьевна и Надежда Алексеевна дружат много лет. «В Наде я абсолютно уверена, что Машу она не оставит», - заверила вдова Алексея Баталова.
Алексей Баталов – известная личность советского времени. Прочитав нашу статью, вы ознакомитесь с его биографией, личной жизнью, детьми (фото). Это будет интересное путешествие!
Среди созвездия советских артистов Алексей Баталов запомнился публике своим мужественным образом. Его талантливые труды в качестве сценариста, актера, художника, автора эпистолярного жанра и режиссера стали примерами для молодых последователей. Помимо звания гениального артиста, Баталов приобрел репутацию талантливого преподавателя. Таким способом он реализовал свою потребность передавать свои знания и опыт новому поколению.
Алексей Баталов в молодости: фото
Родился известный актер в городе Владимире 20 ноября 1928 года. Его родители принадлежали к творческой интеллигенции и работали во МХАТе. Это обусловило особый трепет героя перед всем, что касалось театра. Среди родственников были и другие творческие люди. Известными актерами того времени были брат отца Николай и его супруга О. Андровская. Когда Алексей был еще ребенком, его родители – В. Баталов и Н. Ольшевская развелись, а трехлетний мальчик остался с матерью. Вскоре его мама надела кольцо во второй раз. Отчимом Алексея стал труженик эпистолярного жанра В. Ардов.
Сам Баталов тепло упоминает о новом муже матери. Отчим относился к пасынку, как к кровному ребенку и воспитывал из него высокоморальную личность.
Семья Алексея Баталова
Через несколько лет молодой семье удалось приобрести отдельную квартиру в доме литераторов. Это было важное событие, так как предыдущее жилье находилось в непосредственно близости от места проживания первой жены Ардова, что приносило немало неприятностей новой ячейке общества.
На биографию Алексей Баталова повлияла личная жизнь мамы и дети на многочисленных фото, приходящиеся Алексею братьями.
Культурный рост ребенка обеспечили многочисленные именитые гости родителей: Анна Ахматова, Илья Ильф, Михаил Зощенко, Борис Пастернак, Евгений Петров. В архиве семьи можно найти немало фотографических свидетельств общения будущего великого актера с богемой того времени.
Детство актера сложно назвать безоблачным, но пришедшая в 1941 году война, заставила мальчика повзрослеть окончательно. Алексей с матерью был перевезен в Бугульму. И здесь театральный дух не покинул семейство. Мать актера создала свой мини-театр. В свои 14 лет мальчик с удовольствием помогал матери в организационных делах, а со временем ему стали доверять эпизодические роли. Так началось становление Баталова, как актера.
Профессиональное становление и образование Алексея Баталова
Благодаря популярности биография и личная жизнь Баталова Алексея Владимировича заинтересовали широкую общественность. Но когда-то он был просто ребенком, волею случая родившимся и выросшим в окружении известных артистов и писателей. Профессия Алексея предопределилась сама собой. Возвышенность представителей ближайшего круга людей не являлась гарантией таланта, но мальчику повезло и в нем горела заветная искра с младенчества.
После войны герой возвратился в столицу, где окончил школу. Он продолжил учебу во МХАТе и по окончании на протяжении трех лет состоял в театре Советской Армии. Первая роль досталась Алексею Владимировичу в 1944 году. Тогда он появился на телевизионном экране, еще будучи учеником. Он принял участие в киноленте Лео Арнштама «Зоя». Сюжет повествовал о судьбе известной героини войны Космодемьянской.
Алексей Баталов закончил МХАТ
Дальше биография и личная жизнь Алексея Баталова не развиваются столь стремительно. Следующую роль пришлось ждать целое десятилетие. Покинув Армейский театр, Баталов поучаствовал в работе И. Хейфица «Большая семья». Здесь он предстал перед зрителем в роли рабочего. Впоследствии режиссер приглашает героя на роли еще в нескольких своих фильмах. Судя по фильмографии актера, это сотрудничество можно считать продуктивным.
Кадры из фильма «Большая семья»
В 1957 году в прокат вышла драматическая кинокартина «Летят журавли». Ее появление на Канском фестивале вызвало бурю положительных комментариев. Результатом стала первая премия и Золотая пальмовая ветвь. Партнершей Баталова по фильму стала Татьяна Самойлова. Военная мелодрама сделала Баталова звездой кино того времени и значительно увеличила армию его поклонников.
Кадры из фильма «Летят журавли»
Многогранность таланта героя позволила ему исполнять разноплановые роли: студенты, рабочие, военные. Объединяло образы одно – мужественность и интеллигентность, свойственная самому Алексею Владимировичу.
В образе Гурова из творения А.П.Чехова «Дама с собачкой» Баталов был великолепен. Кинолента снискала похвалы самых известных критиков того времени и удостоилась массы наград. Эта экранизация повести была признана наиболее удачной.
Алексей Баталов: л ичная жизнь актера
Личная жизнь и первая жена, как и биография Алексея Баталова, интересуют широкую публику. Брак актера случился в 16 лет. Столь ранняя женитьба послужила причиной недолговечности брака. Невестой героя стала дочь живописца Константина Ротова, знакомая Баталову с детских лет. Алексей Владимирович считает, что причиной брака стала не любовь, а детская привязанность и дружба, проверенная годами. Кроме того, актер, наделенный природной стеснительностью, редко общался с противоположным полом. Ирина стала исключением. Так в личной жизни актера Алексея Баталова появилась жена в столь юном возрасте.
Ирина Ротова — первая жена Алексея Баталова
У Алексея Баталова и Ирины Ротовой родилась дочка Надежда. Навалившаяся популярность и стремительный карьерный рост не позволяли мужу и отцу проводить достаточно времени дома. Как следствие, через 3 года состоялся вполне предсказуемый развод. Алексей Баталов и его дочь не общаются, что ясно из биографии, описаний личной жизни и его фото в публичном доступе. Сам артист откровенно признает, что считает себя ужасным отцом для Надежды, что и послужило причиной прохладных отношений с бывшей семьей. Несколько лет назад появились публикации о том, что все свое имущество актер завещал жене и младшей дочери. На возмущенные замечания Алексей Владимирович ответил тем, что у Надежды своя жизнь и что он в ней не участвует. Встречи со старшей дочерью – это редкость, происходят они не чаще раза в год.
Вторая жена Баталова была цирковой наездницей с 4-х лет. Гитана Леонтенко поразила актера виртуозным исполнением номера. После продолжительного периода мимолетных встреч влюбленные решили сочетаться браком, что и произошло в 1963 году. Таким образом, в биографии и личной жизни Алексея Баталова появились еще дети.
Появление младенца не принесло ожидаемого счастья: маленькая Маша была больна ДЦП. Как предполагают близкие девочки, причиной страшной болезни стала врачебная ошибка.
Гитана завершила свою карьеру и полностью ушла в заботу о ребенке. Вскоре и сам отец сократил круг своего общения и старался все свободное время проводить с семьей.
Гитана Леонтенко — вторая жена Алексея Баталова
Повышенная забота о младшей дочери принесла результаты. Она смогла стать полноценным членом общества. Сам Алексей Баталов является почетным членом правления организации, помогающей инвалидам с ДЦП. Мария Алексеевна активно участвует в жизни детей-инвалидов, что стало в личной жизни и биографии Алексея Баталова важным фактом. Поскольку это свидетельствует о том, что все его усилия не пропали даром. Мария выучилась во ВГИКе на сценариста, написала книгу, создала сценарий, по которому был снят фильм. После чего она стала членом Союза писателей.
Вехи в карьере актера
Многогранность личности Алексея Баталова не давала ему удержаться в рамках одной профессии. В начале 60-х годов успешный актер решил попробовать себя в роли режиссера. В его список вошли:
- 1959 год – «Шинель»;
- 1966 год – «Три толстяка»;
- 1972 год – «Игрок».
Наиболее яркой и запоминающейся была кинолента «Три толстяка». В ней герой выступил в качестве актера и режиссера одновременно. Создатель с предельным вниманием отнесся к репликам актеров. Кроме того, фильм насыщен трюками, выполненными без страховочного оборудования. Баталов предстал перед зрителями в образе канатоходца. Он сам выполнил очень опасный трюк, чем привел окружающих в восторг.
Кадры из фильма «Три толстяка»
Отдельную нишу в карьере героя занимают радиопостановки. Его голосом озвучены известные радиоспектакли: «Герой нашего времени», «Казаки», «Ромео и Джульетта» и прочие. В 1974 году Баталов увлекся озвучиванием мультипликации. Теперь его баритоном заговорили герои мультфильмов «Лягушка-путешественница», «Ежик в тумане», «Ключи времени».
Преподавательская деятельность известного актера берет начало с 1975 года. Он начал работать во ВГИКе, а в 1980 году удостоился звания профессора. В этот период он был главой кафедры ВУЗа. Также Баталов продолжительный период был худ. руководителем факультета актерского мастерства этого учебного заведения.
Алексей Баталов в 1980 году удостоился звания профессора во ВГИКе
Благодаря такой разносторонности Алексей Владимирович Баталов признан одной из ярчайших звезд советской эпохи.
Кинофильм «Москва слезам не верит», снятый в 1979 году, стал триумфом героя. Реплики персонажей превратились в крылатые фразы. Никто не ожидал такого успеха от среднестатистической мелодрамы, которых в то время было очень много на экранах. Владимир Меньшов, будучи режиссером картины, тщательно прослушивал актеров и выбирал главного героя с особым пристрастием. Из многочисленных соискателей всем критериям соответствовал лишь Баталов. Роль слесаря, беззастенчиво знакомящегося в электричке с понравившейся женщиной, пришлась к лицу актеру. Его характер и привычки слились с образом Гоши, который сумел влюбить в себя дам всего Союза. Любой перекос в интонации или мимике сделали бы из открытого работяги обыкновенного хама. Кинокартина снова покорила зарубежную публику и через 35 лет получила премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». На этом этапе в гениальности картины уже никто не сомневался.
Кадры из фильма «Москва слезам не верит»
Вскоре карьера Баталова в кино потеряла свою насыщенность. Он полностью отдался преподаванию и озвучиванию мультипликационных фильмов. Из поздних его работ в качестве актера можно назвать киноленты:
- «Скорость»;
- «Полтергейст-90»;
- «Зонтик для новобрачных».
Достижения, награды, признание…
Конечно, биография, личная жизнь и фото детей Алексея Баталова вызывают огромный интерес публики. Но его заслуги в основной деятельности все же выходят на первый план.
Алексей Владимирович стал почетным представителем благотворительного фонда, созданного для заботы о детях, больных церебральным параличом. Также он находится в составе попечительского совета Марфо-Мариинского общества на благотворительных началах.
Алексей Баталов создал благотворительный фонд для больных детей
Баталов долго занимал должность секретаря руководящего органа Союза Кинематографистов. Он был членом Комитета по защите мира и тому подобных фондов и ассоциаций. На протяжении 6-ти лет актер находился на должности руководителя Академии «Ника».
Сейчас Баталов создает сценарии, стихотворения и сказки. Его увлечением до сих пор является живопись. Первая книга Баталова «Судьба и ремесло» увидела свет в 1984 году. Кроме этого, он написал книгу «Диалоги в антракте», стал автором главы в издании «Легендарная Ордынка».
Первая книга Баталова «Судьба и ремесло»
Участие этого человека в культурной жизни общества оценено огромным количеством всевозможных наград. Среди них Гос. премия РСФСР, премией Ленинского комсомола.
Алексей Баталов является Народным артистом СССР и Героем Социалистического труда. Он награжден Госпремией СССР и Госпремией Российской Федерации. В коллекции артиста 2 ленинских ордена, Славянский орден культуры «Кирилла и Мефодия», орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени; премии «Юнона», «Кинотавра», Президента Российской Федерации и многое другое. Также наградами отмечена его благотворительная и литературная деятельность.
20 ноября актеру исполнится 89 лет. Биография Алексея Баталова, его личная жизнь и фото и сейчас интересны зрителям.
С 1991 года он не принял ни одного приглашения быть задействованным в кино, объяснив это тем, что он не чувствует ни одного из предложенных ему героев. В этом году на долю Баталова выпали новые испытания: он сломал шейку бедра. Проведенные операции позволили восстановить функции костей. Для полного выздоровления врачи рекомендуют актеру отказаться от курения и поберечь сосуды.
А. В. Баталов попал в больницу с переломом шейки бедра
Но он по-прежнему остается открытым и светлым человеком, чрезвычайно похожим на каждого из своих героев. Он глубоко убежден, что каждый персонаж должен учить людей высокоморальным принципам жизни.
Эти качества сделали Баталова одним из любимейших актеров страны. Сейчас он погружен в написание своих мемуаров, которые будут занимательными для истинных поклонников такого яркого и неординарного таланта.
— идеальный отец. Ради 45-летней дочери Маши , страдающей церебральным параличом, актер готов на все! У него самого — «букет» диагнозов: проблемы с сердцем, бронхами, сосудами головного мозга. Баталов почти ничего не видит, но продолжает работать. А ведь ему уже 85 лет!
— Я должен жить! — говорит Алексей Владимирович. — Меня приводит в ужас одна мысль о том, что будет с Машенькой, когда нас с женой не станет! У девочки нет своей семьи. И больше никому, кроме нас, она не нужна. Маша, увы, не может без посторонней помощи. Она не встает с инвалидного кресла. Но пока я дышу, буду заботиться о ней! Это мое дитя, моя кровиночка, моя огромная любовь.
А ведь у Баталова есть еще одна дочь — Надя. Только актер даже… не общается с ней! Почему?
Никудышный отец
… С Ирочкой, дочкой художника Константина Ротова, Алеша Баталов был знаком «с горшка» — дачи их родителей стояли рядом.
— А потом наша детская дружба переросла во влюбленность, — рассказывает Алексей Владимирович. — И однажды мы взяли и втайне от взрослых… поженились! Нам тогда было по 16 лет. Родные пришли в ужас: «Дети с ума сошли!» Но дело было сделано. И стали мы жить то у одних родителей, то у других.
В 1956 году у пары родилась дочь Надя.
— Только вот отцом я для нее был некудышным, — кается актер. — У меня пошли съемки одни за другими, и Надя видела папу только в выходные, да и то — не всегда. Если начистоту, то для меня на тот момент важнее всего была моя работа.
Ире надоела эта странная семейная жизнь: вроде и замужем, но мужа нет рядом. Пошли ссоры.
— Тут еще теща подлила масла в огонь, — вспоминает Баталов. — Она все внушала дочери, что актеры — люди… фривольные. И ведь убедила! Ира стала ревновать, начались скандалы. А потом теща еще и сплетню дочке передала: будто у меня в Киеве на съемках был роман!
В итоге в 1961 году Баталовы развелись.
Почти сразу актер женился снова. На красавице циркачке, которая младше его на 12 лет. Глаз на Гитану Леонтенко Баталов положил давно, но пока был женат, признаться в своих чувствах не решался. В 1968 году у них родилась дочь Маша. И Гитане пришлось бросить цирк — больная девочка все время требовала ухода.
— С Надей я редко, но виделся, — вздыхает Баталов. — Ее очень любила моя мама. Наденька часто у бабушки гостила.
Да и в доме отца ее видеть были рады! Ни один день рождения Маши не проходил без участия сестры. Однако после смерти бабушки в 1991 году общение отца со старшей дочкой сошло на нет.
Чужие люди
— Ну вот так жизнь сложилась, — разводит руками Алексей Баталов. — Я очень перед Надеждой виноват. Меня занимали моя работа и мой больной ребенок. А Надя росла в другой семье, ее мама ведь тоже вышла замуж. И так получилось, что старшая дочь стала сама по себе, а я — сам по себе. И ничего не исправить. У Нади — сейчас уже своя семья, есть дочь Катя и внучки. Поздно нам пытаться наладить отношения. Мы — уже давно друг другу чужие люди.
Ну разве можно так, Алексей Владимирович? Что ж вы даже и не пытаетесь? Найдите дочь, покайтесь и помиритесь! Пока не поздно. Глядишь, тогда Маша без вас не останется совсем одна.
По материалам: taini-zvezd.ru
06.03.12 01:26Легендарный актер Алексей Баталов обычно наотрез отказывается говорить о личной жизни. А тем более о главной его боли – о дочке Маше.
Пахомова Анжелика
Но в беседе с репортером актер был на редкость открытым. Он опроверг слухи и домыслы, витающие вокруг его имени, рассказал ранее неизвестные детали многих событий.
– Алексей Владимирович, через год вы с супругой отметите золотую свадьбу! Как вы с ней познакомились?
– В 1953 году я находился в Ленинграде на съемках фильма «Дело Румянцева». Однажды вечером актер Сергей Лукьянов говорит мне: «Слушай, а пойдем в цирк, цыгане приехали!» Там-то я и увидел впервые свою будущую жену. Она выполняла сложный номер, танцевала на бегущей лошади. Гитана работала на арене цирка с четырех лет и выполняла трюки, которые до сих пор не может повторить никто в мире! Вечером мы пошли ужинать в ресторан, где я снова увидел Гитану за соседним столиком. Мы с другом осмелились и выразили свое восхищение: «Молодцы, мы вас видели!» Так мы и познакомились. И тут же расстались, потому что цирк поехал с гастролями дальше, а я продолжал сниматься в Ленинграде. Наше следующее свидание состоялось только через полгода. Так совпало, что мы проводили съемки в Риге и цирк как раз туда приехал. Узнав об этом, я помчался к Гитане в гостиницу на том самом грязном грузовике, в котором снимался! Но и после второго свидания мы опять разъехались по разным городам.
– И неудивительно, вы ведь были женаты, а через два года у вас родилась дочь.
– Да, с дочерью художника Константина Ротова Ирой мы поженились очень рано, нам было по 16 лет. А все потому, что я такой странный человек, стеснительный, всю жизнь боялся женщин! Никогда не бегал по свиданиям, не ухаживал за девочками. Никакого опыта у меня не было.
– Но не потому ли вы расписались с Ирой, что уже имели близкие отношения?
– Ну… Хм… Это все уже было неважно, потому что я решил жениться, и всё. Рассуждал так: «Все равно когда-то надо», а Ира была самой близкой. Мы ведь с ней знакомы с детского сада, наши родители много лет дружили. Я привел ее в родительский дом, где у меня была шестиметровая комната.
– А когда у вас родилась дочь Надя, вы как-то участвовали в ее воспитании?
– Да вообще никак не участвовал, я просто физически не присутствовал в семье. Я тогда уже начал сниматься в кино и по полгода жил то в Ленинграде, то в Киеве. В общем, я был воскресным папой. Да, я помню это ощущение, когда взял ребенка на руки, это было интересно. Но все эти пеленки-распашонки я не видел. А когда Наде исполнилось три года, мы с Ирой развелись.
– Почему это произошло?
– А меня оговорили! Когда я снимался в Киеве в картине «Мать», кто-то рассказал жене, будто я там закрутил роман. А этого просто никак не могло быть, потому что я жил в кабинете у режиссера и день и ночь репетировал. У меня даже гостиничного номера не было. Тем не менее мама Иры, которой я не нравился, внушила ей, что у актеров всегда бывают романы на стороне. С этим убеждением она и ушла от меня.
– После развода жена позволяла вам видеться с дочерью?
– Конечно, тем более что моя мама очень любила Иру и та часто приходила к ней с ребенком. Для Нади я так навсегда и остался приходящим отцом. Сейчас она уже взрослая и сама имеет детей. Но видимся мы крайне редко.
– Итак, вы оказались свободным мужчиной… И сразу же женились на Гитане?
– Нет, нет… Много лет мы встречались с Гитаной эпизодически и расставались надолго – без взаимных обязательств. Я, например, до сих пор не знаю, был ли у нее кто-то на тот момент… Конечно, у нее было море поклонников! Иногда приходил за кулисы какой-нибудь богач «поразвлечься с цыганками». Но к счастью, рядом с Гитаной всегда находилась мама, которая помогала ей выполнять номера, и в руках у нее был хлыст, который она могла пустить в дело!
– Кстати, до сих пор в книгах про Никулина пишут, что у него с циркачкой Гитаной Леонтенко был роман.
– Никулин ее обожал! Но вряд ли у них был роман, иначе бы мы не дружили с Никулиными семьями. И вообще, хотя Юрий Владимирович действительно был неравнодушен к женщинам, за этим всегда строго следила его супруга Татьяна. А с Гитаной они были подруги.
– Еще слух: будто цыганская родня Гитаны вас не любила и прокляла ваш брак. Из-за этого родился ребенок-инвалид.
– Нет, этого не могло быть, ведь у меня с самого начала установились прекрасные отношения с тещей, она много лет потом жила с нами.
– Вы ревновали Гитану к поклонникам?
– Я никогда не претендовал на то, чтобы Гитана хранила мне верность и ни с кем не общалась. И никогда не конкурировал с ее поклонниками. Со мной такого не было. Я совершенно убежден, что, если женщину нужно держать и охранять, значит, эта женщина не нужна.
Короче говоря, между нашим знакомством и свадьбой прошло ровно десять лет! Я сделал ей предложение в 1963 году, когда мы оба были в Баку – она с гастролями, я на съемках. Расписались уже в Москве. Не было ни выходного костюма, ни платья, ни колец, так же, как и когда я женился в первый раз. Правда, свадьба у нас была. Мы пригласили друзей из театра «Современник» в комнатку, которую сняли на улице Горького.
– Вы конечно же так же, как и Гоша из «Москва слезам не верит», не позволяли жене зарабатывать больше?
– Что вы, за комнату нам бы платить было нечем, если б Гитана не давала по два, а то и по три представления в день и не получала хорошую ставку. У меня в то время денег было мало. Наша совместная жизнь первые пять лет была, что называется, «на чемоданах». Гитана много гастролировала, я снимался. Наш быт стал понемногу налаживаться, только когда я получил свою первую квартиру в Ленинграде.
– Известно, что цыганки очень ревнивы, а актеры, как известно, любят «повертеть хвостом»… Она ревновала вас?
– Во-первых, я при ней и не вертел хвостом! (Смеется.) А во-вторых, находясь на съемках, я всегда жил у кого-нибудь в семье, например на даче у режиссера Иосифа Хейфица, и был на виду.
– Правда ли, будто был случай, когда вы поцеловали в кадре актрису, и жена, увидев это, упала в обморок?
– Да, могло быть, она могла обидеться. Конечно, она ревновала. Но я сам не ревнивый человек, поэтому такого не понимаю.
– Если сравнить фотографии вашей первой супруги Ирины, Гитаны и балерины Ольги Заботкиной, с которой у вас был роман, то видишь: все эти женщины очень похожи внешне…
– Да, действительно. Возможно, все дело в том, что такой же – черноволосой, со жгучими глазами – была моя любимая учительница, которую я встретил в школе рабочей молодежи. Я ведь недотянул восьмилетку, потому что за время войны растерял все знания. Учился омерзительно! И в итоге попал в школу рабочей молодежи. Там-то эта учительница с внешностью кинозвезды, а по национальности она армянка, и вытянула меня. Мы, ученики, обожали ее! А я был в нее даже влюблен.
– В 1968 году у вас с Гитаной родилась дочь Маша. Почему так случилось, что она стала инвалидом?
– Не могу в подробностях рассказать, как жена ждала ребенка и как протекали роды. Всего этого боюсь и не могу даже слушать! Я впечатлительный человек. Тогда еще не вошло в моду присутствовать мужьям при родах, но я бы все равно не согласился, упал бы в обморок. Помню только то, что Гитана поехала рожать в Москву, в одно из лучших учреждений, потому что предполагалось, что роды будут тяжелыми. У нее ведь мускулы – сталь, натренированные годами. Теперь ей бы сразу сделали кесарево сечение, и все бы было хорошо.
– Почему же врачи этого не сделали?
– Потому что врач в ту ночь отпустила хирурга. И в итоге роды принимали неправильно. Если бы я нашел эту дрянь, я бы сейчас ее по башке ударил стулом! Абсолютно здоровую девочку тянули щипцами, пережали ей все, что можно. Она ведь была здорова – ножки, ручки, голова, все работало нормально. А они ее покалечили.
– О том, что ребенок больной, вы узнали сразу?
– Нет! Только спустя несколько месяцев… Вся подлость в том, что у новорожденного это не так видно. И врачи ничего нам не сказали, а просто выписали Гитану. Я вообще был не в курсе, что произошло, потому что тогда снимался в Ленинграде, а семья жила в Москве.
– И как же вы поняли, что дочь страдает детским церебральным параличом?
– Болезнь проступала подло – постепенно. Через несколько месяцев мы заметили, что Маша плохо двигается, и обратились к врачам. Конечно, невозможно передать, какое это горе было в семье. Жена и теща день и ночь плакали. Было желание идти и крушить всё на своем пути, найти того врача… Если бы я сразу же после рождения ребенка понял, что произошло, наверное, так бы и было. Но я жил в другом городе и слишком поздно обо всем узнал. Подать в суд? И что это изменит? Такими раздумьями я остановил себя. Я понял, что никому от этого лучше не будет.
– Вам предлагали сдать дочку в интернат?
– Наверное, жене говорили об этом. Но они с тещей стали во сто крат больше любить девочку и внимательней к ней относиться. Всю свою жизнь они сосредоточили на ней. Я тоже почувствовал с ней контакт, и, с одной стороны, это была радость, а с другой – мысль о том, что ее жизнь испорчена, отравляла все. Гитана и ее мама, как птицы, кружили над ребенком, а она была неподвижна, и на это было страшно смотреть…
– Вы надеялись вылечить ребенка?
– Конечно, мы стали бороться! Машку возили в специальный санаторий в Крым, потом куда-то еще. Гитана навсегда бросила цирк, который являлся делом всей ее жизни. Но цирковые товарищи еще долго не забывали наш дом, я помню, как развлекать Машку приходили лилипутики.
Годы шли, и по мере взросления степень поражения органов возрастала, Маша совершенно не двигалась. При этом мозг ее работал нормально, и мы всячески способствовали ее развитию. Я не знаю, когда и как она поняла, что не такая, как все. Вероятно, это произошло еще в дошкольном возрасте, когда мы стали приглашать в дом ее сверстников, а может, где-то в санатории, где она увидела здоровых детей. Наверное, ей хотелось спросить у нас: «А почему они бегают, а я не могу? Что со мной происходит?» Но она не могла говорить, не могла шевелиться, не могла есть и пить без специальной поилки.
– Но теперь Маша хоть и с затруднениями, но все же говорит, умеет печатать, много читает. Кто ее всему этому научил?
– Это бабушка начала разучивать с ней слова, тренироваться. Только благодаря маме и бабушке она смогла получить среднее образование в обычной школе. По болезни она ведь должна была обучаться в специальной, где программа очень скудная. Нам пришлось доказывать, что у дочери нормальное умственное развитие. К Маше домой приходили учителя, и она научилась читать, писать, освоила науки. Для здорового школьника это легко, а ей приходилось каждый день превозмогать себя, переступать через боль.
– У Маши никогда не было моментов отчаяния, когда бы она сказала: «Всё, надоело! Не могу больше…»?
– В том-то и дело, что такие моменты были у нас, а у нее – никогда. С ее стороны были титанические усилия. В течение многих лет она выполняла специальные упражнения, стараясь двигаться. Благодаря этим упражнениям у нее теперь двигается один палец, а это дает огромные преимущества! На специальной клавиатуре она печатает этим пальцем, медленно, по одной букве.
Так Маша написала целую книгу сказок, которая называется «И быль, и небыль». Рисунки к этой книге сделал я. Свою болезнь Маша принимает с большим смирением, чем мы. Гитана до сих пор не в состоянии говорить о рождении дочери, о том, как все случилось, – она сразу начинает плакать. У нее поэтому такие нервы – многое пришлось пережить... Меня же не покидает огромное чувство жалости, когда я вижу дочь. А сама Маша никогда нас не расстраивает, ни при каких обстоятельствах не жалуется. Она – человек из стали! Единственное, чего не переносит дочь – это наших с женой ссор, которые, как и в каждой семье, случаются.
– А кто будет заботиться о дочке, когда вас не станет? Вам ведь все-таки уже почти 85…
– Это-то меня и беспокоит. Но я надеюсь, Гитанка еще поживет и позаботится о ней. К тому же я поддержал Машу материально. Все, что у меня есть, я давно завещал ей.