Что определяет концепция национальной безопасности российской федерации. Концепция национальной безопасности рф
Концепция национальной безопасности Российской Федерации
17 декабря 1997 года в сложной внутриполитической обстановке, в целях консолидации усилий федеральных и местных органов власти, организаций и граждан РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности РФ (Указом Президента РФ № 1300) впервые была утверждена Концепция национальной безопасности - официальная система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В январе 2000 года исполняющим обязанности Президента России В.В. Путиным была утверждена новая редакция Концепции (Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24). В новой редакции были уточнены направления и средства государственной политики РФ по восстановлению ее мощи и ослабленной обороноспособности.
Были определены национальные интересы России - совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти. Уже через два года ситуация в мире, в стране и на ее границах потребовала внесения ряда дополнений и изменений в Концепции.
В Концепции впервые были четко и системно обозначены основные угрозы нашей национальной безопасности (НБ). Плачевное состояние экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально - политическая поляризация российского общества, криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и международных отношений создали широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
Концепция установила основные задачи в области обеспечения НБ РФ. Ее обеспечение и защита интересов России в экономической сфере признаны приоритетными направлениями политики государства. Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности РФ. Указаны основные направления защиты конституционного строя в России, обозначены важнейшие задачами в области борьбы с преступностью. Отмечалось, что обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя также защиту культурного, духовно - нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.
Главной целью обеспечение военной безопасности РФ признавалось обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов РФ отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы РФ играют главную роль в обеспечении военной безопасности РФ.
В области охраны и укрепления здоровья граждан признавалось необходимым усиление внимания общества, органов власти к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.
В Концепции были определены приоритеты в экологической сфере: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения, предотвращение загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф и др.
Российская Федерация недвусмысленно заявила всему миру, что намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Новые правовые демократические институты, вертикальная структура органов власти РФ, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации задач национальной безопасности РФ - залог динамичного развития России в XXI веке.
Выполняя задачи, поставленные Концепцией, Россия в течение первого десятилетия XXI века преодолела многие негативные последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века. Остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта многополярных международных отношений.
Однако в условиях глобализации процессов мирового развития, политических и экономических отношений, формируются новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства. Поэтому Россия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. 12 мая 2009 года Президент РФ, Председатель Совета Безопасности РФ Д.А.Медведев подписал Указ № 537 об утверждении Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года.
Одновременно утратили силу Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ" (Собрание законодательства РФ, 1997, № 52, ст. 5909) и Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 "О Концепции национальной безопасности РФ" (Собрание законодательства РФ, 2000, № 2, ст. 170).
Главная задача Стратегии НБ (как и предыдущей Концепции), - консолидация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и граждан РФ в сфере обеспечения национальной безопасности. Стратегия является фундаментальной основой для: совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Указ обязывает все ведомства и общественные структуры, включая всю систему образования, а также заинтересованных граждан, начать работы по его реализации в пределах своей компетенции и решаемых общих задач. Как отмечается в Стратегии НБ, ее реализация "призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа РФ".
Преподавателям и обучающимся полезно знакомиться с ежегодным докладом о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению, который Президент поручил готовить Секретарю Совета Безопасности РФ. Одновременно ведется большая работа всех ведомств по вопросам реализации Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и по приведению нормативных правовых актов в соответствие с задачами и направлениями Стратегии.
Следовательно, и в нашей сфере образования предстоит большая работа по обновлению стандартов, программ, учебных пособий по курсу БЖ. Цели и проблемы НБ стоят в полной мере перед образовательными учреждениями и являются неотъемлемой составляющей курса ОБЖ. Это и делает Стратегию НБ и ее понятийный аппарат важнейшим документом, определяющим направления дальнейшего развития содержания курсов БЖ и ОБЖ, их углубления и расширения, особенно в направлении социально-экономических, информационн0-психологических, криминальных и иных аспектов безопасности, которые недостаточно были ранее представлены в образовательном пространстве. Указ Президента прямо и недвусмысленно актуализирует задачи подготовки нового учебно-методического обеспечения предмета БЖ в соответствии со Стратегией НБ.
Обеспечение безопасности - это непрерывный целенаправленный процесс. Минимальными требованиями, выполнение которых позволяет его реализовать, являются: достаточный уровень изученности объекта обеспечения безопасности, наличие критериев определения уровня безопасности, знание и наблюдаемость внешних и внутренних угроз, наличие механизмов воздействия на объект обеспечения безопасности и источники угроз.
Обеспечение национальной безопасности предполагает решение множества проблем. Это выявление круга национальных интересов и существующих угроз, концептуальное выражение национальной безопасности, обеспечение ее соответствующей нормативной базой, конкретные практические меры по обеспечению безопасности и создание условий по их реализации.
Под концепцией национальной безопасности в науке понимается форма организации знаний, дающая целостное представление о сущности, структуре, функциях, целях, тенденциях развития системы национальной безопасности.
Формирование концепции национальной безопасности в стране стало актуальным в начале 90-х гг. и составило важнейшую задачу ученых, политиков, лидеров политических партий, движений, государственных лея гелей. Последующая практика показала, что российскому государству был крайне необходим программный документ общенационального характера, определяющий политику в области обеспечения безопасности.23
Можно выделить несколько основных причин, обусловивших необходимость создания концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Кризисное состояние общества по всем показателям достигло крайней черты, за которой под вопросом оказываются не только приоритеты в отдельных сферах развития, но и существование государства, его суверенитет, территориальная целостность, управляемость и жизнеспособность. Эти обстоятельства определили необходимость уточнения системы официально принятых взглядов на национальную безопасность России, характер угроз интересам государства, цели и стратегии государства по обеспечению этих интересов.
Концепция национальной безопасности должна была в какой-то мере заполнить духовный вакуум в обществе. Общество нуждалось в объединительном стержне, вокруг которого можно было бы сформировать согласие в рамках основных насущных общероссийских интересов, целей и возможностей.
Концепция позволила бы привести всю систему обеспечения национальной безопасности, включающую силы, средства, органы, нормативно-правовую базу их функционирования, в соответствие с реалиями международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем морально-психологической готовности общества к переменам.
К причинам необходимости создания концепции национальной безопасности следует отнести и ее методологическую значимость. Этот политический документ должен был стать основой для планирования и реализации всего процесса государственного строительства в области обеспечения безопасности. Основные концептуальные позиции нашли свое воплощение в дальнейшем и в Стратегии национальной безопасности, принятой в 2009 г. 24
Несмотря на то, что концепция потеряла свою юридическую силу, ею была заложена база для дальнейших юридических документов, научных разработок по проблемам обеспечения национальной безопасности.
О проблемах национальной безопасности, ее составляющих на страницах печати развернулись дискуссии. Были проведены конференции, семинары, круглые столы с участием крупных специалистов в области политики, нрава, экологии, демографии, политологии, военных. Свое видение состояния безопасности, составных компонентов концепции национальной безопасности представляли лидеры политических партий и движений.
По мнению ученых, концепция безопасности должна включать в первую очередь всесторонний анализ безопасности как целостной системы интересов и угроз, опасностей для личности, общества, государства и защиты интересов. Во-вторых, в концепции должны быть разработаны своего рода модели безопасности на временном п территориальном уровне, | где теория сопрягалась бы с практикой (с практическими рекомендациями). И, в-третьих, из концепции национальной безопасности должна вытекать военная доктрина, органически связанная с концепцией и сформированная в её рамках.25
Методологическое основание для разработки концепции национальной безопасности дает понимание безопасности как целостной системы (политической, экономической, военной, информационной и других видов безопасности) и как взаимосвязи интересов (ценностей, целей), угроз (опасностей), зашиты интересов.
«Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей». В основу концепции были заложены современные взгляды на проблемы безопасности, накопленный отечественный опыт разработки концептуальных и программных документов, основные программные документы, определяющие приоритеты текущей политики Российской Федерации.
В Концепции четыре основных раздела: 1. Россия в мировом сообществе. 2. Национальные интересы России. 3. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. 4. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. 26
В первом разделе был дан краткий обзор положения России в формирующемся многополярном мире, где при сохраняющемся значении в международных отношениях военно-силовою фактора все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Отмечалось, что современный период в развитии международных отношений открывает для России новые возможности обеспечения своей безопасности. Созданные предпосылки для демилитаризации международных отношений и укрепление роли права в урегулировании спорных проблем позволяют мобилизовать ресурсы для внутреннего развития страны. Имеются перспективы интеграции России в мировую экономику, расширилась общность ее интересов с другими государствами. В то же время этот период сопряжен с рядом особенностей, связанных с изменением положения России в мире: значительно снизилось ее влияние на решение кардинальных вопросов международной жизни: усилилось стремление ряда государств к ослаблению позиций России в политической, экономической и военной областях; недостаточно эффективные многосторонние механизмы поддержания мира и безопасности ограничивают возможности России для обеспечения интересов национальной безопасности политическими и правовыми средствами. С другой стороны, концепция отметила, что угрозы усиливаются и в связи с недостаточно устойчивыми позитивными тенденциями во внутреннем развитии государства и общества. Однако говорилось, что «Россия имеет вес предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции как державы, способной обеспечить процветание своего народа, и играть важную роль в мировых процессах». К таким предпосылкам можно отнести: значительный экономический и научно-технический потенциал страны; уникальное стратегическое положение России на евразийском континенте; значительные запасы сырья и ресурсов: сформированные основные институты демократической государственности и многоукладной экономики; многовековая государственность; культура; национальные интересы и традиции.28
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Национальный интерес это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности, выразителем и защитником которой в практике внешней политики является государство. Интерес выступает как побудительный мотив активного поведения людей, осознающих потребности в совместных действиях по обеспечению безопасности своего государства. И в этом отношении в сфере внешней политики национальные и государственные интересы являются тождественными, Т.к. под государством здесь понимаются характеристики всей страны, а не совокупность политических институтов, занимающихся профессиональной политикой. Национальные интересы формируются на базе национальных ценностей, складывающихся в ходе исторического процесса, развития материальной и духовной культуры общества в соответствии с геополитическим положением страны.
Формализованное изложение национальных ценностей России содержится во вводной части Конституции Российской Федерации. Это утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; равноправие и самоопределение всех пародов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; суверенная государственность России и незыблемость ее демократической основы; благополучие и процветание России; ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями: осознание себя частью мирового сообщества. И если национальные ценности имеют наименее подвижный. Стабильный характер, то национальные интересы по сравнению с ними более динамичны. Коренными политическими интересами нации во внутреннем аспекте является политическая стабильность в обществе, а во внешнем национальная независимость, суверенитет, территориальная целостность.29
Совокупность основных интересов личности, общества и государства составляет систему национальных интересов России. Их изложению был посвящен второй раздел Концепции. Проблема cooтношения приоритетов интересов государства и личности являлась предметом обсуждения на протяжении многих веков. В зависимости от ее решения создавались и соответствующие отношения между личностью и государством. Известно, что Конфуций, Платон, Макиавелли, многие политические деятели новейшей истории отдавали предпочтение государству. Человек при этом оказывается средством решения государственных дел, послушным орудием государства. Другие - от Сократа, для которого человек мера всех вещей, до современных либеральных демократов с их декларированием безбрежной свободы личности - утверждают приоритет человека перед государством.
В истории России государство и государственность, всегда ставились во главу угла при решении любых проблем. Считалось, что человек все должен делать во имя укрепления государства, а уж оно, в свою очередь, помолот человеку вето вопросам. Реальность оборачивалась тотальностью государственности, игнорированием «человека-винтика» в сложном государственном механизме.
Современный этап российской истории характеризуется значительным уменьшением роли государства в решении самых различных вопросов, что влечет за собой издержки во всех сферах.
Как верно В.П. Гулин, “сама поста ковка вопроса „человек или государство”, „человек средство или цель”" не корректна. Не следует противопоставлять их интересы с позиции формальной логики „или - или". Подход и условиях современной России должен быть с позиций диалектической логики “и – и”. Необходимо исходить из баланса личности, общества, государства, из взаимной ответственности человека и государства за национальную безопасность”. 30
Интересы личности Концепция определила как реальное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие.
Интересы общества заключаются в упрочении демократии и поддержании общественного согласия, повышении созидательной активности населения и духовном возрождении России.
Государственные интересы состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, в установлении стабильности, безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии равноправного международного сотрудничества.
Интересы личности, общества и государства находят свое конкретное проявление в различных, сферах жизни. Ключевыми из них являются национальные интересы в области экономики, т.к. комплексное решение проблем, связанных с реализацией всех и а национальных интересов, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологического производства. Только такое производство способно обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю - конкурентноспособными товарами, а вооруженные силы - техникой и оружием. Наиболее актуальными здесь являются: обеспечение функционирования экономики в режиме расширенного воспроизводства; защита интересов отечественных производителей; повышение инновационной и инвестиционной активности: постоянный контроль стратегических pесурсов страны; поддержание научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.31
стратегических ресурсов страны; поддержание научною потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.
Национальные интересы России во внутриполитической сфере заключаются в обеспечении гражданскою мира, национального согласия, территориальной целостности. единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества. Сюда относится также нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению конфликтов в обществе, национального и регионального сепаратизма. Обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России может решение таких задач, как согласование интересов народов, населяющих страну, налаживание их сотрудничества, проведение отвей - ! венной и взвешенной национальной политики государства. Концепция акцентировала внимание на интересах государства в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, где требуется резкое ограничение экономической и социально-политической основы этих явлений, и па выработке комплексной системы мер для эффективного пресечения преступлений и правонарушений.
Ход преобразований во всех сферах жизни и их результат во многом определяются национальными интересами в области духовной жизни, культуры и пауки, которым в Концепции уделяюсь весьма ограниченное внимание. Это вполне закономерно, т. к. именно эти сферы, и в первую очередь духовная жизнь, имеют в определяющей степени субъективно-личное гный характер и вряд ли могут быть в полной мерс представлены в нормативно-правовом документе.
Интересы России во внешнеполитической сфере в определяющей мере обусловлены ее геостратегическим положением. Реальность такова, что именно геополитический фактор вызвал больше всего войн и революций в истории человечества. 32
Сущность его заключается в неравномерном распределении плодородных земель, энергетических источников, сырьевых ресурсов на поверхности Земли. Россия занимает центральную стратегическую позицию в Европе, на ее территории существовали и продолжают существовать условия для создания мобильной экономической и военной мощи, опираясь на которую, государство может наносить удары по всем направлениям. Однако в столь же высокой мере страна может подвергаться ударам со всех направлений. Специалисты высказывают мнение о том, что «ни внутреннее состояние России, ни се геостратегическое положение не благоприятствуют сейчас проведению активной глобальной политики, а в ближайшие годы наибольших усилий потребуют ее региональные интересы».
Концепция определяла основные составляющие внешнеполитического курса по реализации интересов России в международной сфере: формирование добровольного и интеграционного объединения стран СНГ; развитие равноправного партнерства с державами центрами экономической и военной мощи; международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом: упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми процессами, в которых Россия Играет важную роль. Генеральной линией внешнеполитического курса является упрочение позиции России как великой державы - одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира, а безусловным приоритетом в настоящее время и в перспективе - обеспечение нерушимости границ и территориальной Целостности государства, защита конституционного строя от возможных посягательств других государств. 33
Защиту жизни, достоинства, международно признанных прав п свобод российских граждан и соотечественников за рубежом
Защиту жизни, достоинства, международно признанных прав и свобод российских граждан и соотечественников за рубежом Концепция включила в перечень национальных интересов России и международной сфере. Несмотря на то, что в Концепции отмечалась важность развития диалога и сотрудничества, по сути дела, со всеми странами в мире, особое значение придавалось отношениям с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества, т. к. развитие равноправных партнерских отношений с ними призвано укрепить безопасность, создать благоприятные условия для участия страны в мировом сотрудничестве.
Национальные интересы в информационной сфере потребовали усиления деятельности общества и государства по решению таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан к области получения информации и обмена ею, защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие современных телекоммуникационных технологий.
В Концепции отмечалось, что российские национальные интересы в Оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности от военной агрессии со стороны других государств.
Принципиально важным является тот факт, что Концепция оговаривала необходимые условия реализации национальных интересов" России. Это возможность самостоятельно решать внутренние задачи. независимо от позиций и намерений других государств и их сообществ, а также способность поддерживать уровень жизни населения, обеспечивающий национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.
В заключении второго раздела Концепции подчеркивалось, что национальные интересы являются долгосрочными, они определяют основные цели страны на ее историческом пути и формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. 34
Вместе с тем, в литературе высказывалось мнение и о возможности вычленения, наряду с долгосрочными интересами, среднесрочных и краткосрочных.
Долгосрочными интересами Российской Федерации во внешнеполитической сфере являются:
Сохранение обшей стабильности в мире;
Ликвидация очагов напряженности вблизи границ Российской Федерации;
Сохранение нормальных отношений со всеми государствами и перевод этих отношений на уровень партнерства;
Укрепление и развитие миротворческих возможностей ООН, ОБСЕ и друз их международных организаций;
Дальнейшее углубление процесса разоружения одновременно с поддержанием вооруженных сил России на уровне, необходимом для поддержания безопасности и выполнения международных обязательств.
Среднесрочные интересы включают:
Нормализацию и стабилизацию отношений со странами СНГ;
Достижение согласия с ними в координации как общей политики, так и конкретных действий в сфере взаимной безопасности, укрепление связей в области обороны:
разработку и ведение системы взаимодействия со странами НАТО; достижение приемлемой для России договоренности об урегулировании вопроса о южных островах Курильской гряды для снятия барьера для развития сотрудничества с Японией;
Соглашение с КНР. фиксирующие отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий; 35
Нормализация отношений с треугольником стран Афганистан - Пакистан - Иран с цепью выработки соглашения о взаимном признаний нерушимости границ, налаживание сотрудничества, но без ущерба для аналогичных отношений с Индией;
Установление нормальных отношений с государствами, возникшими после распада Югославии.
Краткосрочные интересы безопасности Российской Федерации:
Прекращение межнациональных конфликтов в районах, прилегающих к Кавказской границе;
Достижение договоренности об экономическом пространстве в рамках бывшего СССР и. соответственно, о режиме границ между государствами;
Претворение в жизнь договоренностей, касающихся обеспечения режима государственных границ по всему периметру бывшею Советского Союза;
Достижение договоренное ген между Российской Федерацией и другими-государствами СНГ но вопросам зашиты от ядерною нападения, а также укрепление международного режима нераспространения ядерного оружия.
Можно отметить, что в продвижении своих интересов за истекшие со времени принятия Концепции годы Российская Федерация достигла определенных позитивных результатов.
Большое практическое значение имеет осознание реальных и Нереальных интересов. К реальным интересам относятся те, которые выражают необходимые, жизненно важные потребности и имеют инструментарий для их удовлетворения. Такие интересы обслуживают выживаемость, стабильность общества как социальной системы, Именно здесь имеются реальные условия превращения возможности в действительность. 36
Нереальные интересы, являясь иллюзорными, не могут быть реализованы в данных условиях, их осуществление требует изменения условий обстановки.
Следует еще раз напомнить о том, что в обобщенном виде безопасность следует рассматривать как состояние защищенности национальных интересов от угроз. И поэтому вполне логично, что следующий, трети раздел Концепции был посвящен рассмотрению угроз национальной безопасности Российской Федерации.37
Концепция национальной безопасности Российской Федерации *(290) - это система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В Концепции национальной безопасности РФ сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.
Концепция национальной безопасности РФ состоит из четырех разделов. Первый раздел определяет официальные взгляды на место России в мировом сообществе. Концепция констатирует, что положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции. Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе. Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.
Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.
В перспективе ожидается более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.
Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.
Второй раздел определяет национальные интересы России.
Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции РФ и законодательства Российской Федерации общественными организациями.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий: социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.
Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.
Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.
Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В третьем разделе раскрываются угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Последствия просчетов при проведении реформ проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств; притязания на территорию Российской Федерации.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий. Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.
Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию, а также активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.
Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.
В четвертом разделе раскрываются вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
коренное улучшение экологической ситуации в стране.
Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральными программами в этой области.
Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В недалеком прошлом понятие безопасности отождествлялось преимущественно с безопасностью государства и деятельностью Органов государственной безопасности, а правовые основы ее обеспечения сводились главным образом к закрытым ведомственным нормативным правовым актам.
С принятием Закона о безопасности, Концепции национальной безопасности (далее - Концепция) положение кардинально изменилось: покров таинственности на обеспечение в Российской Федерации безопасности, т.е. состояния защищенности интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, был снят.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями от 10 января 2000 г. № 24)
В соответствии с Концепцией национальные интересы России совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений, как отмечается в Концепции, создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности. Российская Федерация намерена твердо и решительно обеспечивать свою национальную безопасность. Правовую основу этой деятельности составляют: Конституция РФ, Закон о безопасности, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные акты РФ» регулирующие отношения в области безопасности; конституции (уставы), законы, иные нормативные акты республик в составе РФ и нормативные акты органов государственной власти других субъектов Федерации, принятые в пределах их компетенции; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.
Законом установлены принципы обеспечения безопасности. Ими являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными система безопасности. Деятельность по обеспечению безопасности РФ неоднородна, в ней выделяются следующие основные направления (функции): своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз безопасности РФ, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности В повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ (ст. 9).
Сообразно указанным направлениям Концепция определяет следующие задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе: обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства; подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; преодоление научно-технической и технологической зависимости РФ от внешних источников; обеспечение на территории РФ личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти РФ, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства РФ всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; обеспечение равноправного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира; подъем и поддержка на достаточно высоком уровне военного потенциала государства; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленных против РФ; коренное улучшение экологической ситуации в стране. Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью, криминализацией общественных отношений, представляющих угрозу безопасности РФ в соответствии с Концепцией являются: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; расширение взаимовыгодного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Основу системы обеспечения безопасности РФ составляют органы, силы и средства обеспечения безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. В соответствии с Законом РФ «О безопасности» органами обеспечения безопасности РФ являются: Вооруженные Силы, органы Федеральной службы безопасности, Служба внешней разведки, ФПС, функции которой Указом Президента от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» переданы ФСБ России, федеральные органы государственной охраны, ФАПСИ, функции которого тем же Указом распределены между ФСБ и Минобороны России, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, внутренние войска, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. Не допускается создание органов обеспечения безопасности, не установленных Законом. Полномочия органов и сил обеспечения безопасности РФ, их состав, принципы и порядок действия определяются соответствующими законодательными актами. Каждый из указанных органов обладает собственными задачами и компетенцией. Одни создаются для отражения внешней угрозы (Вооруженные Силы, органы внешней разведки), другие -- для отражения внутренних угроз (органы внутренних дел, внутренние войска). Некоторые органы обеспечивают безопасность как от внутренних, так и от внешних угроз. К ним относятся Федеральная служба безопасности, таможенные органы. Эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников имеет особое значение для обеспечения безопасности РФ.
Становление России как федеративного, демократического, правового государства влечет за собой коренные преобразования государственного устройства, формирование новых социально-экономических и общественно-политических отношений. А это требует переоценки интересов личности, общества и государства с учетом новых возможностей в представительной демократии и рыночной экономике, участия России в общемировом цивилизационном процессе.
Сегодня наша страна оказалась в зоне воздействия широкого спектра угроз, создавших реальную опасность существованию самого государства, его гражданам, их бытию и сознанию. Возникла необходимость разработки концептуального документа, в котором были бы отражены долговременные стратегические задачи и приоритеты в осуществлении политики национальной безопасности, определены основные направления деятельности всех структур по обеспечению национальных интересов в XXI в.
В течение ряда лет предпринимались определенные усилия, направленные на преодоление негативных явлений и угроз, порожденных как современной действительностью, так и собственно российской историей. Принятие в январе 2000 г. Указом Президента Российской Федерации новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации явилось результатом устранения многих недостатков прежней редакции Концепции 1997 г. и стало важной нормативно-правовой базой в определении государственной политики в сфере национальной безопасности. Но очевидно, что на этом формирование механизма обеспечения национальной безопасности нельзя считать завершенным. Главное - дальнейшее закрепление и развитие содержания положений Концепции в законах и нормативно-правовых актах по конкретным сферам обеспечения безопасности.
Предполагалось, что в основу деятельности Федерального Собрания Российской Федерации будет положен принцип, согласно которому законотворчество должно осуществляться в соответствии с программой планомерного укрепления основ государства, изложенной в Концепции. Несомненно, этот процесс должен осуществляться на фоне гармонизации деятельности всех ветвей власти, укрепления федерализма как основного условия развития Российской Федерации.
В новой редакции Концепции особо подчеркнуто, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается общенародная безопасность, безопасность всего многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Что касается понятия самой Концепции, то в преамбуле сказано, что это система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В первом разделе дается характеристика России в мировом сообществе, определено ее место после окончания эры биполярной конфронтации. Обозначаются взаимоисключающие тенденции в мире, когда прежде всего укрепляются экономические и политические позиции значительного числа государств и их интеграционные объединения, совершенствуются механизмы многостороннего управления международными процессами. Будет ли этому способствовать Россия? Несомненно, Россия будет играть свою роль в формировании идеологии становления многополярного мира на этой основе.
И вторая тенденция, по отношению к которой также необходимо выработать свою позицию. Проявляется она через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, главным образом, военно-силовые решения проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
В перспективе для России объективно сохраняется общность интересов с другими государствами по многим проблемам международной безопасности - в противодействии распространению оружия массового уничтожения, предотвращении и урегулировании региональных конфликтов, борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом, в решении экологических проблем глобального характера, в обеспечении ядерной и радиационной безопасности.
Во втором разделе определены национальные интересы России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, которые носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Раскрывая содержание интересов личности, общества, государства Концепция определяет восемь приоритетных сфер обеспечения защиты этих интересов: экономическую, внутриполитическую, социальную, международную, информационную, военную, пограничную, экологическую. Обеспечение защиты национальных интересов осуществляется институтами государственной власти во взаимодействии с общественными организациями. И с этим нельзя не согласиться. Обеспечение национальной безопасности - это комплекс мер политического, правового, экономического, военного, информационного, социального, экологического и другого характера и это дело как государства, так и самого народа. Оно достигается проведением единой государственной политики обеспечения национальной безопасности, а также конкретными мерами, поддерживаемыми обществом и адекватными угрозам.
В третьем разделе представлены угрозы и сферы их влияния, начиная с социальной, где они создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Отмечается, что углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
Что касается такой важной сферы, как международная, то угрозы национальной безопасности здесь проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти явные тенденции обусловили усиление угрозы национальной безопасности России в информационной сфере, возрастание уровня и масштабов угроз в военной сфере.
Особо подчеркивается в Концепции угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов. Обусловлена она преимущественным развитием топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитостью законодательной базы ресурсосберегающих технологий, низкой экологической культурой. Ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации угроз в России характерны не только для экологической сферы, но и для других.
В четвертом разделе Концепции определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности, к примеру, своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз; совершенствование системы государственной власти; федеративных отношений; местного самоуправления и законодательства Российской Федерации; формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего, с ведущими государствами мира и др. И все же задачи по защите национальных интересов в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.
Помимо задач, в четвертом разделе указываются основные направления деятельности государства по защите национальных интересов во всех областях жизнедеятельности человека. К примеру, в области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти к развитию государственной страховой (федеральной и муниципальной) и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи.
Рассматривается в целом система обеспечения национальной безопасности. Ее основу составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности принимают участие: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности, в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту и Правительству.
Такова структура четырех разделов Концепции и их краткое содержание. Этот важный концептуальный документ отражает необходимость выделить национальную безопасность как главную проблему в развитии российской государственности и общества. Здесь определены основные объекты национальной безопасности - личность, общество и государство, где личность и ее интересы поставлены на первое место. Впервые в нормативно-правовом документе закрепляется, что национальные интересы России «это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства» (схема 10).
Под Концепцией национальной безопасности Российской Федерации признается «система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности». Однако в такой трактовке Концепция выступает как некая система неизвестно чьих взглядов, обеспечивающая безопасность как бы только в Российской Федерации, что вступает в противоречие с Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности», в соответствии с которым к объектам безопасности относятся также и российские граждане, находящиеся за ее пределами. Государство гарантирует им защиту и покровительство.
С учетом сказанного определение Концепции следовало бы изложить в такой редакции: «Это официально принятая в Российской Федерации система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности».
В новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации содержатся положения, подпитывающие практику смешения функций развития и безопасности. В качестве задач обеспечения национальной безопасности в Концепции выдвигается ряд задач, влияющих на безопасность, но не имеющих к ней прямого отношения и являющихся задачами развития страны. Безусловно, чем более развита страна, тем легче обеспечить ее безопасность. Но нельзя смешивать функции реализации интересов с функциями их защиты. Это близкие, но принципиально разные задачи. Так, если отнести задачи подъема экономики, совершенствования системы государственной власти Российской Федерации, обеспечения равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России с другими государствами, формирования единого экономического пространства с государствами СНГ и другие к задачам в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, как это указано в Концепции, то в соответствии с этим же документом их обязаны решать органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, т. е. силовые структуры
Подобная подмена не просто безграмотна, но и по существу вредна, поскольку отражает стремление ряда ведомств решить свои проблемы силовыми методами или переложить ответственность с себя на силовые структуры так, как это уже неоднократно было на практике.
В то же время в тексте Концепции присутствуют разумные, правильные формулировки разделения указанных выше задач и выделение из них, помимо задач обеспечения национальной безопасности, тех, которые должны способствовать обеспечению национальной безопасности. Последовательная ориентация на такой подход позволит избежать разноголосицы, противоречий и укрепить терминологическую дисциплину
Второй раздел Концепции содержит весьма серьезную оговорку, согласно которой «реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики». При такой формулировке жизнеспособность Концепции в целом как бы ставится под сомнение.
Кроме того, среди сфер обеспечения национальных интересов отсутствует такая важная сфера, как демографическая. Обоснование включения этого вида угроз не составило бы труда при столь очевидном явлении в России - депопуляции населения, тем более что Правительство РФ разработало проект Концепции демографической политики на период до 2015 г. Начиная с 1992 г. в стране происходит абсолютное сокращение численности населения - на начало 2002 г. численность постоянного населения составила 144,0 млн. человек против 148,3 млн. человек в 1992 г. В 2001 г. число родившихся снизилось до 1,2 млн. человек в год против 1,6 млн. человек в 1992 г. Таким образом, актуальность быстрейшей разработки и утверждения доктрины демографической безопасности Российской Федерации и всего спектра сопровождающих ее документов и соответствующих деловых программ для ее обеспечения постоянно растет. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации демографические интересы не включены в систему национальных интересов и не подпадают под защиту в разделе третьем, где классифицированы угрозы национальной безопасности.
Тем не менее, являясь целостной интегрированной системой, адекватной определенному историческому периоду времени, Концепция предопределяет сущность и взаимоувязывает ряд государственных концепций (доктрин) безопасности более низкого ранга: «Военная доктрина Российской Федерации» (2000 г.), «Концепция внешней политики безопасности Российской Федерации» (2000 г.), «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (2000 г.) и др. Однако завершенной системы концептуального нормативно-правового регулирования в России еще не создано. Это сказывается на четкости, предсказуемости и эффективности проводимого государственной властью курса хотя бы в главнейших сферах деятельности.
Принципиальную правовую основу Концепции национальной безопасности страны представляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «О безопасности», «Об обороне», федеральные конституционные и федеральные законы, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Россией, регламентирующие сферу национальной, коллективной, региональной и глобальной безопасности.
Серьезные проблемы, обусловленные сложным федеративным устройством Российского государства, возросшая неопределенность, а в некоторых случаях и непредсказуемость развития порождают новые вызовы и угрозы безопасности России практически во всех сферах жизнедеятельности. Разрешены они могут быть лишь в течение длительного времени и благодаря целенаправленным усилиям всех государственных органов и общественных организаций. Направленность этой деятельности должна регламентироваться стройной нормативно-правовой системой, которую составляют: законы, принимаемые законодательной властью, указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности.
К сожалению, создание законодательного базиса еще далеко до завершения. Хотя многие определяющие законодательные акты в этой сфере уже действуют, подготовка других заканчивается. Продолжается процесс законотворчества.
Для этого процесса, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, важно иметь концептуальный официальный документ, формирование которого исходило бы из анализа проблем в области безопасности на рассматриваемый период. Безусловно, это самая сложная и кропотливая аналитическая работа всех информационно-аналитических центров государственных и негосударственных подсистем обеспечения национальной безопасности. Она предполагает:
1. Анализ роли и места России в современном мире (исторические корни российской государственности, перспективы международного развития, обоснование геополитического статуса страны).
2. Определение всего спектра жизненно важных интересов личности, общества, государства во всех сферах.
3. Всесторонний анализ и оценку характера реальных и потенциальных угроз национальным интересам в различных сферах деятельности.
4. Определение и оценку ресурсов и возможностей для нейтрализации или парирования реально существующих и потенциальных угроз.
5. Выработку вариантов мер (средств и способов противодействия угрозам) обеспечения национальной безопасности государства.
6. Создание адекватного государственного процесса и механизма реализации Концепции национальной безопасности.
И тогда есть надежда, что изложенный в форме указа и изданный для руководства им политический документ явится основой для формирования и проведения политики национальной безопасности (схема 10).
В предложенной схеме сделана попытка поставить национальные проблемы в плоскость прямого действия и, по возможности, привязать не только к пространству и времени, но и ко всем ветвям государственной власти и обществу, руководствуясь тем, что, во-первых, политика обеспечения национальной безопасности - это основные направления деятельности по достижению национальных целей Российской Федерации на определенном промежутке и, во-вторых, стратегия обеспечения национальной безопасности - это конкретные действия государства и общества, выражающиеся в использовании ресурсов, органов, сил, средств, методов и форм по нейтрализации реальных угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Безусловно, гарантии безопасности обеспечиваются в современном мире в значительной степени по-прежнему силой или угрозой применения силы. Не случайно в ныне действующей Концепции национальной безопасности Российской Федерации большая часть текста четвертого раздела отведена военной безопасности. И тем не менее все большее значение в мире приобретают научно-технические, экономические, политические, морально-этические и другие несиловые факторы обеспечения национальной безопасности.
Мирное существование, а не война теперь все больше определяет как отношения между отдельными государствами, так и систему межгосударственных отношений на региональном и глобальном уровнях.
Подлинный мир в перспективе может основываться не на балансе сил, а на обеспечении баланса интересов государств и сообществ на базе договорно-правовых принципов. Дальнейшее совершенствование нормативно-правового обеспечения национальной безопасности - условие демократического развития процессов самоорганизации общества и государственной гарантии стабильности Российской Федерации в современном мире