Черный журавль символ. Символы в китайской живописи
Китайская живопись – это мир духовных странствий, мысль скрытая между символами
Одно из кардинальных отличий китайской живописи от, такой привычной нам, европейской это символизм. Все детали картин что-то означают и поэтому работы китайских мастеров надо читать и понимать, а не просто рассматривать как произведения европейских художников. Порой чтобы правильно понять картину требуются серьезные знания языка, истории, традиций. Символизм и делает китайскую живопись китайской.
Прежде чем продолжить стоит заметить, что китайская живопись несет в себе только положительный заряд, несет в себе добрые пожелания счастья и благополучия. Китайские художники считают, что картины должны приносить радость, удачу, успех и никак иначе.
Лотос
Изображения лотоса широко распространено в китайской живописи . Китайцы верят, что этот цветок растер в раю, на небе и поэтому лотос почитается как священное растение.
Лотос олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия. Кстати, эти удивительные растения занесены в Красную книгу.
Вообще в Китае цветок лотос довольно популярен, а как же ведь сам Великий Будда своих земных воплощениях обычно восседает на этом чудном растении.
В конце лета в Китае проводится «Праздник лотоса». В центре Пекина множество людей собирается в парке Бэйхай, где находятся буддийские святыни.
Кстати, в Китае используют лотос для различных нужд, в дело идут не только листья, но и корни, семена, цветы. Из них делают различные вкусные блюда, сладости, напитки и даже приготавливают лекарства.
Сосна
Пользуется большой популярностью. Это вечнозеленое дерево, даже зимой не сбрасывает своих иголок. Сосна символизирует духовную стойкость, мужество, жизненную силу, сдержанность, постоянство и долголетие.
Что касается семейных ценностей то, благодаря сдвоенным иголкам, сосна служит символом супружеского счастья и верности.
![](https://i1.wp.com/dveimperii.ru/wp-content/uploads/img/chinese-painting/sosna.jpg)
Бамбук
Бамбук — многолетнее, вечнозелёное растение, растущее с удивительной скоростью, к тому же очень прочный.
Изображение бамбука очень популярно в китайской живописи. Он ассоциируется с долголетием, стойкостью к жизненным невзгодам, высокими моральными качествами. Интересно то, что бамбук является символом сыновьей почтительности и преданности. Бамбук одно из четырех благородных растений .
![](https://i0.wp.com/dveimperii.ru/wp-content/uploads/img/chinese-painting/big.jpg)
Дикая слива, как и все лиственный деревья в живописи Китая, олицетворяет вечный круговорот природы: появляются молодые листья, растут, опадают и вновь появляются.
По популярности изображения, слива запросто может соперничать с бамбуком. Как и бамбук, слива является одним из четырех благородных растений, а сочетание сливы и бамбука символизирует прочную дружбу. Во времена династии Тан было заложено отдельное направление живописи, посвященное сливе.
Символизирует чистоту помыслов, невозмутимость, спокойствие, гармонию. Цвести она начинает, когда еще холодно, нередкое явление цветы дикой сливы в снегу. Неудивительно, что мэйхуа символизирует зиму и несгибаемость.
![](https://i2.wp.com/dveimperii.ru/wp-content/uploads/img/chinese-painting/sliva.jpg)
Журавль
В Китае журавль считается посланцем богов. Как и у многих народов мира, журавль в китайской культуре ассоциируется с удачей, счастьем, верностью, свободолюбием. Так же в Китае журавль это символ долгожительства, бессмертия, бдительности, преуспевания и высокого положения в обществе.
![](https://i2.wp.com/dveimperii.ru/wp-content/uploads/img/chinese-painting/zuravli.jpg)
Утки — мандаринки
Две утки — мандаринки символизируют супружеское счастье, крепкую семью, любовь. Самая дорогая картина с изображением этих уток «Лотос и утки-мандаринки», знаменитого художника Чжана Дацяня , ушла за $21,8 млн на гонконгских торгах Sotheby’s. Это одна из самых подделываемых картин в мире.
![](https://i1.wp.com/dveimperii.ru/wp-content/uploads/img/chinese-painting/utki_mandarinki.jpg)
Картина «Лотос и утки-мандаринки». Ушла с молотка за $24,5 миллиона на аукционе Sotheby’s в Гонконге 2011 года.
Золотые рыбки
Рыбы часто упоминаются во многих преданиях и символизируют долголетие, достаток и гармонию. Кроме того золотые рыбки и карпы это символы процветания, исполнения желаний и успеха.
![](https://i0.wp.com/dveimperii.ru/wp-content/uploads/img/chinese-painting/rubki.jpg)
Орхидея
Этот нежный утонченных цветок является одним из благородных растений. Орхидея олицетворяет весну, честь, чистоту помыслов, благородство. И кроме того это символ женского начала и красоты.
![](https://i2.wp.com/dveimperii.ru/wp-content/uploads/img/chinese-painting/orhideya.jpg)
Хризантема
Хризантема, так же, как и орхидея, одно из четырех благородных растений. Этот цветок украшает собой сады до поздней осени, как бы бросая вызов зиме, и символизирует бодрость духа, даря людям радость, красоту и хорошее настроение. Так же хризантема - это символ покоя и может представлять ученого-отшельника.
Хризантемы, расцветающие холодной осенью, не боятся непогоды и злых ветров. Удивительный пример силы и упорствакитайский поэт Юань Чжэнь
Китайские мастера живописи, поэзии и музыки посвящали этому цветку свои лучшие произведения. Из хризантемы приготавливают чай терпкий и ароматный, золотистое вино и даже лекарства.
Вино их жризантем это напиток, который умеет снимать печали и уводит от земных заботкитайский поэт Тао Юань-мин
Во время праздника «Середины осени» есть День хризантем вовремя, которого в Пекине, в парке Юаньминьюань проходит традиционная выставка хризантем, на которую приходят десятки тысяч людей.
![](https://i1.wp.com/dveimperii.ru/wp-content/uploads/img/chinese-painting/hrizantema-2.jpg)
Пион — цветок императоров. Это символ богатства, изобилия, почести и карьерного роста. Так же пион это человеческая красота, романтика, страсть, любовь.
![](https://i2.wp.com/dveimperii.ru/wp-content/uploads/img/chinese-painting/pion.jpg)
Креветка
Изображения креветки означает счастье, удачу, а так же такое качество как умение общаться с людьми. Еще креветка это благоприятный символ для бизнеса.
Китайский цигун - стиль Парящий журавль Чжао Цзиньсян
Глава 2. Китайский цигун - стиль "парящий журавль"
9. Каков смысл названия "китайский цигун - стиль "парящий журавль"?
Ответ . Журавль - птица, отличающаяся долголетием. Священный (красно-макушечный) журавль - это один из видов журавлей. У него белые перья, большие крылья, он хорошо летает, на макушке имеет красное пятно. Осанка журавля красивая, характер спокойный и не драчливый. Автор составлял данный комплекс упражнений, основываясь на принципах механики и подражания живому, копируя характер священного журавля, его походку, движения при полете, с целью закаливания тела, души, чувств человека. Поэтому он и назвал свой метод "китайский цигун - стиль "парящий журавль": Хэ сян чжуан . Слово чжуан означает "деревня" и имеет богатый смысл, говорящий о содержании метода работы (хождение, стояние, сидение, лежание). Данный метод работы получен путем обобщения практического опыта. Он соответствует научным законам движений человеческого тела. Это, также, метод тренировочной работы, учитывающий прохождение продольных и поперечных каналов в теле.
Созданный мною комплекс раньше всегда называли "цигун - стиль "парящий журавль", но позже некоторые, передавая другим этот метод работы, внесли коррективы, и произошло определенное отклонение по духу при сохранении внешнего. Поэтому, с целью соблюдения чистоты и строгости метода, было добавлено слово "китайский", показывающее отличие. Все по привычке называют метод сокращенно - "журавлиная работа" (хэгун ).
10. Каковы основные особенности "журавлиной работы"?
Ответ .
а) Статика и динамика взаимно сочетаются и дополняют друг друга в регулировании и взращивании;
б) быстро получают ци , быстро прочищают каналы, видимый эффект излечения болезней проявляется тоже быстро;
в) работа по саморегуляции возможна везде, допустима произвольная тpeнировка: "захотел начать - начал, захотел кончить - кончил";
г) тренировать движения просто, обучаться легко, распространять стиль тоже просто.
11. На что следует обращать внимание, занимаясь "журавлиной работой"?
Ответ . Цигун стиля "парящий журавль" относится к методам внутренней работы (нэйгун ), служащим для излечения болезней, оздоровления тела и продления жизни. Чтобы хорошо овладеть данным комплексом и добиться хороших результатов, на тренировках следует обращать внимание на следующие моменты:
а) Необходимо усилить нравственное самовоспитание. Когда болезнь длится долго, ци и кровь встречают преграды, жизненная энергия ци печени поднимается вверх, легко возникают тоска, печаль, пессимизм, а в серьезных случаях это даже плохо влияет на семейные и товарищеские отношения. Чтобы тренировки дали более высокий результат, следует сознательно преодолевать вредные для тела и души настроения, создавать привычку "пять раз сказал - четырежды прекрасно". Китайская медицина придает очень большое значение смене настроения, называя "семью чувствами" радость, гнев, печаль, размышление, тоску, страх и ужас. Когда настроение сильно меняется, это вызывает переполнение инь или ян в теле, тогда ци и кровь теряют гармонию, продольные и поперечные каналы закупориваются, функции плотных и полых внутренних органов расстраиваются, и человек заболевает. В "Трактате о внутреннем" сказано: "Радость вредит сердцу, гнев вредит печени, размышления вредят селезенке, печаль вредит легким, страх вредит почкам". Древние выражали взращивание жизни в восьми фразах: "Ци (энергию) радости сохраняй чистой для взращивания духа (шэнь ), меньше размышляй и реже желай - тогда не будет стареть сердце (душа); ешь до полусытости и при этом не смакуй, вино употребляй до трех долей и не слишком часто; каждое слово произноси мягко и как бы с улыбкой, если (у тебя) часто будут радостные мысли - не будет возмущения; люди будут уважать меня, если я буду уважать людей: пусть мне доведется блаженствовать, пройдя через сто весен";
б) тренироваться следует строго по методике, нельзя произвольно менять методы работы, или добавлять что-либо из других методик, например, дыхание. движения и пр. Каждое движение в "журавлиной работе" играет определенную роль, поэтому выполнять его нужно обязательно точно и умело, а не кое-как. На занятиях динамической работой движения должны быть округлые и живые, непрерывные и пронизывающие, плавные и медленные, формы должны быть мягкими, спокойными. Ни в коем случае нельзя отпускать силы. В динамической работе мысль должна быть ведущей в движении формы; когда ци следует за ходом мысли, тогда ци и форма объединяются. Когда тренируют "стояние столбом", расслабление и успокоение должны быть естественными. При этом нельзя расслаблять внимание, конечности и тело. В то же время концентрацию внимания следует сохранять в нижнем "поле пилюли", а копчик выправить. Только при этом истинная ци начинает движение. Надо ждать, пока самопроизвольно возникнут внешние движения, после чего истинная ци начинает двигаться туда и обратно, то сохраняясь в "поле пилюли", то нет (нельзя оставлять "поле пилюли" без внимания). Пусть ци ведет себя естественно. Как при динамической работе, так и при "стоянии столбом" надо естественно дышать животом, нельзя доводить себя до одышки;
в) "журавлиная работа" стоит в одном ряду с другими методиками, каждая из которых имеет свои достоинства. Методы и принципы работы различаются также как и траектории движения истинной ци , которые не совсем совпадают. Чтобы добиться хороших результатов на тренировках, нельзя допускать никаких отклонений. Начинающим не следует одновременно изучать два и более метода работы. Конечно, некоторая спортивная закалка, - бег, игры с мячом, утренняя зарядка, - не в счет;
г) тренировки и медикаментозное лечение можно проводить совместно, поскольку и то, и другое предназначено для поддержки здоровья и изгнания заболевания, для лечения болезней и оздоровления тела. Так что в период занятий можно продолжать принимать (натуральные) лекарства и лечиться иглоукалыванием. При разумном сочетании этих двух методов, лекарства еще лучше проявят свое действие. После тренировок, в случае улучшения состояния, можно уменьшить дозу лекарств в соответствии с обстановкой или даже вовсе прекратить их принимать;
д) тренировки требуют времени и последовательности. Работа с ци (цигун ) - это такая работа по саморегуляции (гунфу ), при которой очищается жизненная энергия ци , а ци хранит духовную энергию шэнь, шэнь взращивает ци . В цигуне тренируют ци и занимаются ее доставкой (к органам тела). В результате такой работы ци движется и прибывает. Только работая, будешь иметь жизненную энергию ци . Хорошая методика без последовательной работы с ней никогда не даст прихода ци . В общем, чем больше занимаешься цигун-тренировкой, тем больше получишь пользы. Чем меньше тренируешься, тем меньше пользы. Если не тренируешься - пользы не будет. Однако, на начальном этапе занятий необходимо следить, чтобы не было излишней усталости, нужно сохранять удовольствие в избытке. Следует ежедневно заниматься 2 раза, достаточно каждый раз по часу. Тем, кто занимается ради укрепления здоровья, достаточно заниматься 2 раза в день. Вся ценность занятий заключается в непрерывности, каждый день - как один; причем, собственное хорошее самочувствие служит лучшим показателем;
е) образ жизни должен быть упорядочен, ежедневные тренировки лучше всего проводить в одно и то же время, например, в часы ребенка (цзы ), полдень (у ), мао и цзю (т. е. 23-1, 11–13, 5–7 и 17–19 ч). Если условия позволяют, то можно заниматься по разу утром и вечером каждый день, чтобы и жизнь, и тренировки были ритмичны;
ж) ограничение сексуальной жизни. В период тренировок, с целью излечения болезней, лучше всего воздерживаться от половой жизни, ибо если не останется воспроизводящей энергии цзин , то она не сможет превратиться в жизненную энергию ци . Если же не будет ци - невозможно будет лечить (свои) болезни. Поскольку на первом этапе цигун-закалки учатся трансформировать воспроизводящую энергию в жизненную, только при наличии последней сможет появиться духовная энергия шэнь . На это следует обратить серьезное внимание. После излечения болезней сексуальную жизнь также следует ограничивать;
з) в случаях переедания, недоедания, переутомления, при большой радости, печали, нетерпении, раздражении и прочих неустойчивых чувствах нельзя сразу же приступать к тренировкам; тем более недопустимы во время занятий ссоры и проявления гнева - это абсолютно запрещено.
в) В семье журавли работают вместе, их отношения равноправные. Основное содержание семейной жизни журавлей - выращивание журавлят, их выкармливание и защита от врагов. Эти обязанности обе птицы, самка и самец, несут на равных, никто не избегает тяжелой работы и не стремится к разделению труда;
г) Журавль смело защищается от врагов, не страшась опасности. Хотя священные журавли по характеру не драчливы, если на них кто-то нападает, журавль, несущий охранную функцию, тут же старается отвести врага подальше от стаи, а потом вступает с ним в смертельную схватку, не страшась пожертвовать жизнью.
12. Как воспитывать характер, занимаясь - "журавлиной работой"?
Ответ . В данной гимнастике требуется не только овладеть движениями священного журавля, но и проникнуться достоинствами его природы, чтобы воспитать собственный характер. Чем дальше, тем больше можно незаметно изменяться к лучшему, добиваясь поставленной цели - укрепления здоровья и улучшения характера.
Какие же достоинства поведения священного журавля требуют заимствования? Я полагаю, что основные следующие:
а) Журавль - глубоко степенный и солидный, спокойный и не драчливый. Священные журавли до повзросления живут стаями. Так как характер у них спокойный, поведение уравновешенное и благодушное. В коллективе журавли не стремятся к борьбе, и могут дружно сосуществовать друг с другом. Когда они взрослеют, то покидают стаю, образуя семью, при этом сохраняют определенное расстояние между семьями и мирно сосуществуют, совсем не задевая друг друга;
б) В любви журавли верные и не изменяют друг другу. Как только самка и самец соединяются, у них возникает искренняя любовь, они никогда не ищут новых удовольствий. Если одна из птиц погибает, то другая остается одинокой до конца жизни и больше не ищет себе пару;
в) в семье журавли работают вместе, их отношения равноправные. Основное содержание семейной жизни журавля - выращивание журавлят, их выкармливание и защита от врагов. Эти рабочие обязанности обе птицы, самка и самец, несут на равных правах, никто не избегает тяжелой работы и не стремится к разделению труда;
г) журавль смело защищается от врагов, не страшась опасности. Хотя священные журавли по характеру не драчливые, если на них кто-то нападает, журавль несущий охранную функцию тут же старается отвести врага подальше от стаи, а потом вступает с ним в смертельную схватку, не страшась пожертвовать жизнью.
13. К каким желаниям следует стремиться в "журавлиной работе"?
Ответ . Желания в "журавлиной работе" связаны со стремлением укрепить тело и излечить болезни; чтобы добиться в этом результата, необходимо учитывать три следующих момента:
а) Нужно иметь верящее сердце. Прежде всего, нужно верить в себя, затем верить в метод, потому что цигун - наука, занимающаяся тайнами тела человека и жизни. Цигун-закалка - это особый способ тренировки. Ее специфическое воздействие заключается в мобилизации скрытых возможностей организма, в саморегуляции и в самовосстановлении. Чтобы цигун-закалкой вылечить некоторые хронические заболевания и сложные болезни, нужно верить в исцеление. Тогда непременно сам сможешь справиться с болезнью и укрепить свой организм;
б) Нужно иметь решительное сердце, т. е. не бояться бед и усталости. Встретив трудности, надо проявлять уверенность и преодолевать все препятствия, добиваясь положительного результата на тренировках. Бели вам покажется, что у вас мало времени, т. к. вы заняты на работе, и дома полно дел, нужно с решительным сердцем продолжать тренировки, особенно, когда ци ударяет в болезненную зону, и возникает рецидив болезни;
в) Нужно иметь спокойное сердце. На тренировке следует дождаться уравновешенности в себе. Особенно полезно постоянство и собранность, не нужно "три дня ловить рыбу, а два дня сушить сети". Тем более нельзя произвольно прекращать работу, или, почувствовав улучшение, "отзывать войска" и прекращать тренироваться. Следует знать, что прекращение тренировки может свести на нет полученные результаты. Пришедшая в движение и нормально циркулирующая истинная ци начинает останавливаться. Это может привести к закупорке и непроходимости каналов, и болезненное состояние вернется. Сердечным больным работа над собой (гунфу ) не противопоказана. Она ведется до естественного завершения, "несколько решительных лет - и вода достигнет плотины, результат будет непременно". Когда торопишься достичь быстрых результатов, следует вспомнить поговорки: "хочешь быстро - (ничего) не добьешься", "чуть потрудился - и (можно) вечно отдыхать", - так не бывает.
14. Каковы основные принципы "динамической работы" и "стояния столбом"?
Ответ . Основные принципы динамической работы следующие: "мысль ведет - форма движется; ци идет, следуя за мыслью; мысль, ци и форма объединяются". Нужно выполнять движения округло, мягко, продолжительно, непрерывно, пластично и радостно. Двигаться нужно точно и безошибочно.
Основные принципы "стоячей работы": когда будет естественное расслабление. успокоение и естественное дыхание, спонтанная работа приходит сама. Нельзя примешивать к этому мысли "последующего Неба" [спонтанная работа, рассмотренная выше, заключается в непроизвольныех движениях, они не должны быть намеренно вызваны.
15. В чем разница воздействия "динамической работы" и работы "стояние столбом"?
Ответ . В движениях "динамической работы" есть покой. Пять частей динамической работы - основа китайского цигуна стиля "парящий журавль". Они позволяют закаливать (тренировать) мышление, раскрывать точки, делать проходимыми каналы. При этом во всем теле улучшается протекание ци и крови. Суставы, кости и каналы получают закалку. Кроме того, вокруг тела создается определенное поле (энергии) ци [его также называют "биополем"], которое объединяет внутреннюю и внешнюю ци организма. Большая энергия промывает пять плотных и шесть полых органов. Все тело, все ткани и органы подпитываются истинной ци - так достигают цели укрепления тела и излечения болезней.
В покое "стояния столбом" есть движение, которое позволяет взращивать ци , совершенствовать тело и воспитывать чувства. Истинная ци начнет циркулировать по каналам и встречается» определенных местах тела с болезнью, которая вызывает непроходимость продольных или поперечных каналов. Возникает сопротивление циркуляции, и ци может ударять в болезненный очаг, вызывая разного рода спонтанные движения. Эти движения прочищают каналы и излечивают болезни. Они помогают пробить закупоренные участки, давая дорогу истинной ци . Достигнув проходимости каналов, можно добиться излечения болезней, укрепления и оздоровления тела.
16. Некоторые занимающиеся выполняют только "стояние столбом" и "спонтанные движения", и не тренируются в динамической работе. Можно ли таким путем добиться терапевтического эффекта?
Ответ . Динамическая работа и работа "стояние столбом" различаются. Но в укреплении тела и лечении болезней они дополняют друг друга, поэтому односторонний подход здесь недопустим. У некоторых не хватает правильного понимания этого: люди чувствуют, что после тренировок в "стоянии столбом" и "спонтанной работе" телу становится очень хорошо. Поэтому они не занимаются динамическими упражнениями. Терапевтический эффект тогда тоже наблюдается, но, в условиях недостатка истинной ци , процесс лечения болезни может затянуться. Более явный эффект будет при занятиях динамической работой и "стоянием столбом" в комплексе.
17. Часто ли возникают (патологические) отклонения при "журавлиной работе"?
Ответ . Распространенное ранее мнение, что у занимающихся "журавлиной работой" часто возникают отклонения, вызвало у некоторых недоверие к методу. Многие тренирующиеся задавали подобный вопрос, и поэтому необходимо внести ясность в эту проблему.
Обучая цигуну, в старину говорили: "Шести ушам не передают, знание передают только от Учителя Ученику", - и занимающихся было очень мало. Как правило, люди очень немногое знают о методах тренировки. К тому же во многих школах цигуна "спонтанная работа" находится под запретом [так как относится к секретным методам] и, естественно, обычные люди с ней незнакомы. После того как "журавлиная работа" разошлась по свету, легкость ее освоения у занимающихся вызвало появление ощущения ци. Методика быстро распостранилась потому, что имела четкий терапевтический эффект. Был преодолен запрет и показана "спонтанная работа" в "стоянии столбом". У занимающихся стали излечиваться некоторые тяжелые болезни. Только за 2 года "журавлем" овладели миллионы людей. Учителей не хватает, а проконтролировать желающих заниматься самостоятельно не удается. Какое-то число людей овладели методикой самостоятельно по книге "Тонкое использование цигуна" или с помощью неквалифицированных инструкторов. При преподавании "журавлиной работы" в первоначальную методику часто вносятся многочисленные изменения. Среди этих людей многие не понимают основ и смысла метода. Некоторые движения у них сильно искажены, сознание направлено неверно - они сильно отклоняются от основ. Эти люди не могут правильно понять отдельные явления, возникающие на тренировках, на заданные вопросы не имеют четкого ответа. Представление о том, что в цигуне стиля "парящий журавль" часто возникают отклонения, распространилось еще по целому ряду причин. Чтобы прояснить ситуацию и целенаправленно разрешить возникающие на тренировках проблемы, мы организовали и провели обследование учеников с целью выяснить, какие возникают "отклонения" (в динамической работе и в работе "стояние столбом") на первых этапах тренировки. Ситуация оказалась следующей:
а) после тренировки в некоторых зонах тела возникают неприятные ощущения - головокружение, чувство стеснения в груди, короткое дыхание и пр.;
б) после возникновения "спонтанной работы" занимающиеся не могут удержать ее под контролем: руки пляшут, ноги танцуют, речь несвязная, утрачивается нормальное состояние сознания;
в) во время "спонтанной работы" отмечаются какие-то странные поступки и позы: некоторые плачут, смеются, кричат, поют, некоторые сидят скрестив ноги, некоторые падают на землю и беспорядочно катаются, некоторые лежат на земле не поднимаясь…;
г) после возникновения "спонтанной работы" у некоторых усиливается боль в старых болезненных зонах, болезнь как бы прогрессирует, а улучшения не наблюдается, у людей возникают боли там, где раньше их не было…
Действительно ли описанные ситуации относятся к "отклонениям"? Каковы причины, приводящие к подобным ситуациям, и как их следует разрешать? Эти вопросы требуют конкретного анализа.
Занимаясь динамической работой, снаружи нужно тренировать мышцы, кости, кожу, а внутри тренировать воспроизводящую, жизненную и духовную энергии. После занятий следует настроиться на приятное состояние во всем теле, мысли должны быть светлыми и спокойными. Если возникает ситуация описанного выше типа, то это аномалия, говорящая о том, что вы не овладели как следует основами тренировок. Позы, движения, мышление неправильны, или выполняются при недостаточном знании методики. (Например, тренируя движение вверх в третьей части упражнения "ци проходит заставы", если не направить сознание в точки "бьющий родник", то ци ударит вверх, что после тренировки легко приведет к головокружению. Когда человек выполняет "двойной возврат ци ": "снаружи ведут - внутри идет", если кисти проходят слишком далеко от пупка, то у мужчин может легко возникнуть поллюции, а у женщин могут начаться выделения - бели.) Хотя это и нельзя назвать "отклонениями", малейшие неточности требуют исправления для ликвидации последствий.
Ситуации второго типа следует назвать отклонением. Как представляется, причины подобных явлений могут быть двух родов.
Во-первых, человек, не овладев основами и не получая четкого руководства, занимался упражнением "стояние столбом" по моей первой книге "Тонкое использование цигуна", и у него возникали проблемы, которые он самостоятельно не умел разрешать. В то время методика только начала распространяться, и опыт ее преподавания был недостаточен, поэтому мы не настаивали на обязательном руководстве со стороны учителя. К тому же книга "Тонкое использование цигуна" была написана достаточно упрощенно. Там не было подробно рассказано, как "собирать работу" после "стояния столбом" - это входит в обязанности преподавателя.
Во-вторых, существуют больные с наследственными болезнями, расстройствами сознания и тому подобными нарушениями, которым противопоказано заниматься. После тренировок у них в теле повышается содержание 5-окситриптамина (серотонина), и происходят нарушения психики. Если и возникали подобные явления, то в то время они были связаны с недостаточным учетом противопоказаний к занятиям.
Ситуации третьего типа имеют отношение к спонтанной работе. Выше уже были даны конкретные пояснения для движений, возникающих при этом и отличающихся от обычных. Лица с интенсивными спонтанными движениями обычно страдают какими-то болезнями, и, по мере прочистки каналов, их состояние улучшается; движения могут постепенно затухать и переходить от внешних к внутренним. Ныне, когда существуют миллионы занимающихся "журавлем", область лечения и оздоровления достигла удивительных результатов. Следовательно, различные виды движений в "спонтанной работе" не следует рассматривать как "отклонение". Что же касается падения на землю, беспорядочного перекатывания и тому подобного, то, практически, это тоже вид лечебной потребности (контакт с инь земли). Однако, такие движения выглядят не очень культурно и не эстетично. К тому же, данную проблему полностью можно решить другими методами - например, дополнительно потренироваться в динамической работе (движение "соединение с землей и единение инь " и др.). Поэтому мы требуем избегать ложиться на землю и даем методы, предупреждающие эти падения.
Явления, относящиеся к четвертому типу, требуют рассмотрения исходного заболевания. При некоторых болезнях, например, после больших кровоизлияний, нельзя заниматься динамической работой или работой "стояние столбом". Поскольку после возникновения "спонтанной работы" ци ударяет в болезненные очаги в теле, подобные болезни не должны подвергаться такому лечению. Следует использовать другой метод лечения или заняться упражнениями вспомогательной лечебной работы. Помимо таких случаев, если ци ударяет в болезненный очаг тела и там нет резкой боли, можно рассматривать это как достижение успеха. Когда обучение достигает данного этапа, считается, что учащийся "вошел в ворота". Здесь не следует думать, что болезнь усиливается. Ошибочно принимать это за отклонение, потому что очень быстро можно добиться выздоровления. Если болезни раньше не было, а на тренировке возникают специфические боли, то нужно пройти медицинское обследование, чтобы выявить истинную причину болезни. Так, одна женщина, которая во время "спонтанной работы" с силой била себя по низу живота до образования синяков, после окончания "собирающей работы" не могла ничего понять. Она побежала искать меня. Я понял, что "спонтанная работа" выявила болезнь и предложил ей сходить к гинекологу. Через несколько дней женщина сообщила, что при обследовании в матке выявлена опухоль, уже выросшая до размеров куриного яйца. Хорошо, что опухоль рано обнаружили и вовремя приняли меры. Эта женщина очень благодарила "умного врача", - "спонтанную работу", которая выявила ее заболевание.
Еще случай: один из занимающихся в начале занятий чувствовал себя очень хорошо, потом вдруг в ноге возникла сильная боль. Врач при осмотре выявил перелом кости. Этот человек посчитал, что на тренировке он выполнял упражнения неправильно. Такой подход, конечно, неверен. Многие тренирующиеся обретают понимание того, что "спонтанная работа - очень умный врач", она может не только диагностировать болезни, но и лечить их. Все движения в пяти частях "динамической работы" очень плавные. Даже занимаясь много, все равно невозможно дойти до перелома кости. Когда, благодаря "спонтанной работе", ци ударяет в очаг болезни, болезнь, о которой человек не знал ранее, обнаруживается с истинной энергией, и можно заранее принять эффективные меры для лечения. Где еще найдешь такого "умного врача"?
В марте 1983 г. мы обследовали в Пекине более 20 тысяч изучающих "журавлиную работу", и у 17-ти человек, то есть меньше, чем у одного на тысячу, обнаружили аномальные реакции. У семерых из этих 17-ти патологические реакции были невелики. У одного - двух обследуемых состояние вошло в норму через неделю, еще у 10-ти - максимум через 2 месяца. Анализ причин у этих 10-ти человек (0,08 % обследованных) показал следующее:
Трое имели наследственное психическое заболевание. Еще трое занимались одновременно несколькими видами гимнастики: "спонтанная работа" у них была принужденной. Среди остальных один испытал испуг и еще один пострадал из-за эмоционального возбуждения. Один добивался галлюцинаций. Один занимался самостоятельно, не имея общих представлений о цигуне.
Обобщим сказанное. С "отклонениями" путают другие заболевания. Некоторые проблемы, возникающие на тренировках, иногда действительно относятся к отклонениям. Это связано с упрощенностью пояснений и сложностью самостоятельного изучения цигуна. Не хватает преподавателей для массового обучения и накопления опыта. Учитывая эти обстоятельства, автор и написал данную книгу. В ней не только рассказывается о принципах работы, которые многократно корректировались и пополнялись, но и даются необходимые для занятий цигуном базовые знания, а также общие сведения о тренировочной работе. Мы утверждаем, что "журавлиную работу" нельзя изучать самостоятельно, ибо необходимо руководство со стороны ведущего, а, вообще-то, нужно организовывать группы повышения квалификации, создавая основу для распространения данной методики. В отношении ведущих занятия мы особо подчеркиваем важность "трех застав". Люди, имеющие противопоказания в виде болезней, или "отягощенные семьей", не должны заниматься работой первого этапа. Они могут заниматься лишь вспомогательной лечебной работой, - это первая "застава". Преподавать следует строго в соответствии с методикой, всякие исправления и дополнения недопустимы, - это вторая "застава". Перед "стоянием столбом" нужно как следует проконтролировать правильность движений и упражнения "сознание пяти частей в динамической работе", еще раз определить, нет ли тренирующихся с противопоказаниями. На начальном этапе изучения "спонтанной работы" ведущий обязательно должен руководить лично, и, только когда занимающиеся овладеют работой, он может покинуть тренировочную площадку, - это третья "застава".
Мы надеемся, что те, кто желает изучать "журавлиную работу", не станут заниматься самостоятельно, особенно упражнением "стояние столбом". Имеющим противопоказания также не следует заниматься динамической работой и работой "стояние столбом", чтобы не создавать себе лишних неприятностей. Мы надеемся, что приведенные выше требования к ведущему и ученикам будут сознательно и честно выполняться. Ныне цигуном занимается, вероятно, более 10 млн. человек. Данная методика будет распостраняться дальше, и, если тренироваться не строго в соответствии с нормами, то возникнут проблемы, за которые мы хотели бы нести ответственность, но не можем.
Сказанное выше - часто встречающиеся проблемы первого этапа тренировок. Некоторые занимаются этой работой очень долго, с высокой стабильностью и добиваются прекрасных результатов, но потом у них вдруг возникают аномальные реакции. Иногда у людей появляется неприятное ощущение во всем теле с таким же состоянием, как при простуде. Иногда тренирующиеся стремятся к одиночеству; в еде и в быту у них тоже возникают изменения. У некоторых становится необычным поведение, а психика - своеобразной… Эти реакции людей, возникающие после того, как они достигают среднего уровня, большей частью есть проявления "выходящей работы" (чугун ), т. е. возникновение некоторых особых экстрасенсорных способностей. Все это временные явления. Домашним и окружающим не следует слишком пугаться, удивляться или принимать их за "распад психики" и вспоминать пословицу: "Ходил по огню и попал к дьяволу". Нужно создать для тренирующегося спокойную обстановку и обратиться за руководством к просветленному (знающему) Учителю. Нельзя принуждать человека делать то, чего он не хочет, или заставлять сильно возбуждаться. По мере роста числа занимающихся и распространения знаний, психологическая подготовка появится у всех, и при очередной встрече с подобными явлениями уже можно будет вести себя правильно и не удивляться.
"Парящий журавль" дает очень хорошие результаты. После ряда лет испытаний на практике и некоторых уточнений методики эта гимнастика достаточно отработана. Если занимающийся знает свою цель, закаляется строго в соответствии с требованиями и под руководством ведущего, то безопасность занятий гарантирована. Не соблюдая же правил, практикующий обязательно отклонится от методики.
Схема истинной "Земли"."… Когда сердце в покое - это и называется истинной "Землей".
Из книги Препараты «Тяньши» и Цигун автора Вера ЛебедеваГлава 4. Китайский цигун и методы цигун-терапии Уникальные методы дыхательно-медитативного тренинга, зародившиеся в Китае в глубокой древности, сменили много названий за почти тысячелетнюю историю своего существования. Самые древние из них – «даоинь» (вводить ци[Слово
автора Чжао Цзиньсян Из книги Китайский цигун - стиль Парящий журавль автора Чжао ЦзиньсянГлава 7. Священный журавль касается воды Методы работы 1. Подготовка. Стопы параллельны, их внешние стороны на ширине плеч, колени слегка согнуты; расслабить плечи, руки свободно свесить, стоять спокойно, кончиком языка касаться верхнего неба, как бы улыбаться - но не
Из книги Классики оздоровительного дыхания. Полная энциклопедия автора Н. М. КазимирчикГлава 2. Китайский цигун - стиль "парящий журавль" В наше время появилось множество новых произведений, посвященных цигуну. В последнее время дело цигуна получило довольно большое развитие. Возникло немало методов саморегуляции, в том числе и "журавлиная работа" [под
Из книги Китайская медицина для здоровья и долголетия автора Юнь ЛунГлава 4. "Священный журавль касается воды" Методы работы1. "Подготовка". Стопы параллельны, их внешние стороны на ширине плеч, колени слегка согнуты; следует расслабить плечи, руки свободно свесить, стоять спокойно, кончиком языка касаться верхнего нёба, как бы улыбаться -
Из книги 28 новейших способов лечения вегетососудистой дистонии автора Маргарита Викторовна ФоминаЧасть IX. Китайский цигун: стиль "парящиц журавль" и инь - ян, "пять стихий" китайской медицины Цигун - драгоценное культурное наследие Китая и неотделимая часть китайской медицины. В истории ее развития цигун оставил неизгладимый след. Многие теории китайской медицины,
Из книги 28 новейших способов лечения заболеваний почек автора Полина ГолицынаГлава 2. Китайский цигун - стиль "парящий журавль" 9. Каков смысл названия "китайский цигун - стиль "парящий журавль"?Ответ. Журавль - птица, отличающаяся долголетием. Священный (красно-макушечный) журавль - это один из видов журавлей. У него белые перья, большие крылья, он
Из книги Лекарственные растения на даче и вокруг нас. Полная энциклопедия автора Андрей Николаевич ЦицилинГлава 2 ЦИГУН. ВИДЫ ДЫХАНИЯ Цигун – древняя китайская система, биоэнергетическое дыхание для накопления энергии ци и лечения заболеваний.Прежде чем начать выполнять какие-либо упражнения цигун, специалисты советуют подготовить к этому тело и сознание. Чтобы энергия
Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторовГлава 16. 16-строчная формула цигун 16-строчная формула цигун была разработана Гун Цзючжуном, врачом, работавшим при дворе династии Мин несколько сотен лет назад, в книге, которую он написал по вопросу сохранения здоровья. Ее эффективность доказана практикой многих людей на
Из книги На кофеине автора Мюррей КарпентерГлава 26 Цигун Ци - это особая энергия, которая пронизывает не только всю землю, но и каждого человека в мире. Она циркулирует в теле каждого из нас и работа с энергией позволяет избавиться ото всех болезней и сохранить здоровье. Само слово «цигун» означает работа с
Из книги автораГлава 24 Цигун Цигун - традиционная древнекитайская ле чебно-оздоровительная система организма, включающая в себя боевые искусства, медитативную практику и гимнастические упражнения. Медицинский цигун состоит из упражнений, улучшающих циркулирование жизненной
Из книги автораМискантус (Веерник) китайский, или Китайский камыш (М. Sinensis Anderss. = М. Purpurascens Anderss.) Семейство мятликовые (злаковые).Научное родовое название происходит от греческих слов «mischos» – «ножка», и «anthos» – «цветок», и связано со способом прикрепления колосков.Распространение и
Из книги автораГЛАВА 6 ЦИГУН-ТЕРАПИЯ Китайская цивилизация предложила человечеству удивительные методы оздоровления, укрепления физического и психического состояния человека, которые активно используется как в восточной, так и западной медицине. Термин «цигун» состоит из двух
Японский журавль (лат. Grus japonensis ), как и многие другие животные, пострадал из-за своей красоты. Его белоснежные перья настолько понравились жителям Японии, что в начале 20-го века эта потрясающая птица едва не исчезла. К счастью, люди быстро поняли, что японского журавля необходимо сохранить. Сегодня он находится под охраной, а численность популяции оценивается в 1700-2200 особей – это второй по малочисленности (после американского) вид журавлей на планете.
У японского журавля есть и другие названия: маньчжурский или уссурийский журавль. На Востоке он считается символом любви, верности и долголетия. Неудивительно: о журавлиных парах часто слагают легенды. Японские журавли не только верны своим партнерам на протяжении всей жизни, но и не устают постоянно признаваться друг другу в любви.
Первым начинает самец: он запрокидывает голову, поднимает вверх клюв и поет песню своей возлюбленной. Самка старается не отставать от него, дважды повторяя каждый возглас любимого. Иногда к ним присоединяются и другие пары из стаи. Такие выступления можно услышать в любое время года, поэтому считается, что японские журавли таким образом выражают свои трепетные чувства.
Не менее захватывающе выглядит и их брачный танец, который включает различные перебежки, подпрыгивания, подбрасывание травы, хлопанье крыльями и поклоны. Маньчжурские журавли очень артистичны и изящны: они способны выполнять самые разнообразные пируэты. Недаром именно японский журавль стал одним из самураев в мультфильме «Кунг-фу панда».
Всего в мире есть две популяции журавлей этого вида. Одна обитает на острове Хоккайдо в Японии. Здесь птицы ведут оседлый образ жизни. Вторая гнездится на северо-востоке России, Китая и Монголии, мигрируя на зиму в Северную и Южную Корею или в Китай. Эти капризные птицы не любят присутствия людей. Они предпочитают нетронутые заболоченные долины рек с большим количеством сухой травы, из которой можно вить гнезда.
Место для будущего жилья выбирает самка. Требования к нему простые: хороший обзор территории, много высоких сухих растений, наличие источника воды и никаких людей поблизости. Строят гнездо оба партнера, а вот охраняет его в основном самец.
Он спокойно относится к небольшим птичкам-соседкам, но стоит крупной птице или хищнику очутиться поблизости, и журавль моментально превращается в агрессивного противника. Он не успокоится до тех пор, пока непрошеный гость не покинет территорию. Благо, размеры японского журавля позволяют ему справиться практически с любым врагом. Рост взрослой особи достигает 1,58 м при весе в 7,5 кг. Это один из самых больших видов журавлей.
Самка обычно откладывает два яйца, насиживанием которых занимаются оба партнера. Через 29-35 дней на свет появляются маленькие птенцы. В отличие от других видов журавлей, они миролюбиво относятся друг к другу, поэтому выживают оба. Уже через несколько дней малыши покидают гнездо и повсюду следуют за родителями, которые добывают для них пищу.
Японские журавли всеядны, хотя и предпочитают животную пищу. Они едят рыбу, земноводных, моллюсков и водяных насекомых, изредка перекусывая почками, побегами и корневищами болотных растений. На такой диете птенцы быстро достигают размеров взрослых и уже в возрасте трех с половиной месяцев уверенно летают.
К сожалению, японские журавли относятся к вымирающим видам. Из-за деградации земель и освоения людьми новых территорий для сельского хозяйства им просто негде жить. Эти восхитительные птицы внесены в Международную Красную Книгу и в Красную Книгу России.
Лу Ли (陆蠡, 1908-1942) - китайский прозаик, переводчик (настоящее имя — Лу Каоюань). Несмотря на то, что имя Лу Ли не стоит в первом ряду китайских писателей, его произведения отличаются честностью и смелостью повествования. Предлагаемый перевод рассказа «Журавль» погружает нас в мир детства писателя, в мир воспоминаний, забавных случайностей и неподдельных переживаний.
Журавль
Да, холода наконец-то нашли нас. Северный ветер дочиста выметал опустевший город, забирая с собой последние отжившие листья. Лужайки теряли цвет, ручьи текли все неспешней, готовясь примерить зимний наряд, а люди прятались в мешковатые пуховики. Долгими ночами, когда все знакомые уже разъехались кто куда, я оставался один в нетопленой комнате. Пытаясь как-то убить непомерно разросшееся теперь время, я, укутавшись поплотнее в одеяло, перелистывал труд Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции». В конце первой главы мой взгляд натолкнулся на интересный пассаж, восхваляющий журавлей. По словам автора, эти птицы прекрасно ориентируются в новых условиях и обладают выдающимся природным умом. Также, они отличаются глубоким сочувствием, а своим очарованием уступают разве что попугаям. «Журавль видит в человеке не хозяина, а друга, и всячески старается выразить это». Подобные размышления пробудили во мне самом воспоминания детских лет. Страницы вдруг сделались абсолютно прозрачными, и сквозь толщу еще непрочитанных строк проступило мое собственное ребяческое лицо. И вот уже я, подперев голову рукой и отложив в сторону книгу, незаметно для самого себя, отдался захватившему меня течению мыслей.
Это случилось около семнадцати, а может уже и восемнадцати лет назад, ранним предзимним вечером, очень похожим на сегодняшний. Солнце уже собиралось на покой, когда мой младший брат, жутко запыхавшись, вбежал в комнату и протарабанил что-то несвязное про соседских мальчуганов, поймавших большую птицу. Из его описания я понял, что у нее были длинные ноги, острый клюв и белоснежное оперение. «Это белый журавль, белый журавль!» - не унимался он. Его самоуверенная догадка вряд ли основывалась на чем-то, кроме книжных описаний и изображений на этикетках. Оставалось лишь приправить получившийся образ воображением, и готовый портрет было уже ничем не стереть. Разумеется, ни мне, ни ему не доводилось встречать журавля живьем, но нам почему-то казалось, что мы очень хорошо понимаем его повадки и отличительные качества. Начать хотя бы с того, что журавль - животное-долгожитель, а еще - он умеет громко кричать и двигаться, словно танцуя. В книгах написано, что журавль символизирует честность, искренность, свободу и «рас-кре-по-щен-ность». Он - лучший товарищ отшельников; он - тот, кого уважают даже правители. Все эти сведения обнаружились в нас как бы сами собой и не подвергались сомнениям. И все же, мы по-прежнему очень смутно представляли себе настоящего журавля. Если вдуматься, то такие «неточности» сопровождают нас в обычной жизни сплошь и рядом.
Закончив перечень достоинств журавля, мы с братом поспешили к соседнему дому, чтобы посмотреть наконец на таинственную птицу и разузнать, как же этим негодникам удалось заполучить себе столь редкого гостя. Примчавшись, мы тут же во все глаза уставились на него. Вот же он: лежит с перевязанными ногами, посрамленный неподобающим обращением. И тут, мы заметили, что его левое крыло было кое-как перемотано, а из под повязки сочится кровь. Оказывается, он был ранен. Все сразу стало на свои места. Видимо, это какой-то бессовестный охотник по незнанию подстрелил его. Несмотря на то, что было уже темно, его растрепанные перья едва ли не светились белизной. Мы не могли без сострадания смотреть на то, как эти невежды дразнят его, а он, обездвиженный, вынужден терпеть их унижения. Мы начали было оспаривать у них право заботиться о нем, но им и самим уже вроде как наскучила эта забава. Они без сожаления передали нам его, добавив, правда, что будут заглядывать к нам время от времени. Так мы стали обладателями журавля.
Когда мы вдвоем аккуратно несли его обратно к дому - радости нашей не было предела. Его левое крыло действительно было сильно повреждено, и взлететь он не мог. Добравшись, перво-наперво мы распутали веревку, связывавшую его стройные ноги - теперь он мог ходить самостоятельно. Затем, мы натаскали ему воды и насыпали перед ним целую гору риса, однако, он не спешил приступить к трапезе. Видимо, еще не отошел от испуга, решили мы и выпроводили прочь тех увязавшихся за нами зевак, а сами вернулись в дом, оставив журавля одного на заднем дворе. Диким птицам привычно ночевать снаружи, так что не было никакой нужды сооружать ему ночлег под кровом.
Следующим утром мы первым делом побежали к нашему дорогому гостю. Мы застали его степенно чистившим пух. Казалось, он стал только краше, и даже практически вернул себе присущее достоинство. Какое-то время он мог спокойно сидеть, втянув отдающую желтизной голову; чуть погодя - вставал на левую ногу и вытягивался, высвободив короткий хвост, а иногда - просто покачивался, стоя на двух ногах, и важно осматривал нас своими внимательными рубиновыми глазами. Мы же пребывали в полнейшем замешательстве, ведь предложенные ему вчера кушанья так и остались нетронутыми. Теперь перед нами стояла новая задача: установить, чем же все-таки питаются журавли. На этот раз, книги нас не спасли. Никто среди людей в округе также не знал ответа. Мы совсем уже было отчаялись, как тут мой взгляд совершенно случайно упал на горшок, стоявший неподалеку. На нем бы изображен журавль, ловко выхватывающий продолговатые полоски древесных грибов и какой-то травы. Нам было хорошо известно, что древесные грибы - пища бессмертных (их использование описано во многих сказаниях), но где их было сейчас взять, сообразить мы так и не смогли. Оставалась загадочная трава. Как бы то ни было, подумали мы, все факты неоспоримо указывают на то, что журавль - птица растительноядная. И действительно - продолжали мы свои размышления - если им пристало водиться с отшельниками, то чем же еще им питаться, как ни травой да зернами? Нащипав с огорода всего понемногу и утащив с кухни еще кой-чего, мы с гордым видом представили гостю второй вариант угощения. Но не успели мы со спокойной душой выдохнуть, как все наши чаяния вновь с треском разбились о безжалостную действительность. Действительность же состояла в том, что высокопоставленная персона не удостоила королевский завтрак и взгляда, продолжая настойчиво и требовательно взирать на наши недоуменные лица.
В чем же тут дело? Я перевел потерянный взор на его длинные ноги. Ответ был уже совсем близко. Ну конечно! Эти прекрасные ходули были нужны ему, чтобы стоять в воде, а клюв, в таком случае, чтобы выуживать из нее рыбу. Все сходится! Ровно так же как и кривые острые когти необходимы хищным птицам, а их жертвы точно нарочно рождены неприметными и юркими. Кроме того, говорят, что журавли могут питаться змеями - вот и еще одно доказательство справедливости моих выводов. Брат восхитился моей прозорливости, и мы вместе отправились к небольшой речушке. Правда, на выводах хлопоты наши не завершились. Хоть у нас и был кое-какой опыт в ловле мелкой рыбешки, занятие это отнимало немало времени и сил. Сперва, нужно было насыпать немного пшеничной шелухи, зерен и костистого мяса на донце бамбуковой корзины, насадить ее как следует на шест, и только потом - погрузить в воду. Время от времени - следовало проверять добычу. Так, примерно за час труда, нам удалось наловить рыбы на целый банкет для нашего гостя. С чувством выполненного долга мы поспешили домой.
На этот раз ошибки быть не могло. И верно, плавно покачиваясь из стороны в сторону - видимо, в предвкушении яства - журавль принялся за еду. Умело подхватывая рыбешек за хвост, он помещал их одну за одной себе в клюв и моментально проглатывал. Пища не вызвала у него нареканий, и мы, наконец, успокоились. Наше счастье дополнил тот факт, что буквально через несколько дней он, не дожидаясь разрешения, уже вполне самостоятельно подходил к сооруженной нами кормушке и опустошал ее.
С этого дня мы, можно сказать, поступили на службу к знатной особе. Леска, веревки, шест, сети, корзины, крючки - самые разные приспособления нашли себе применение в нашем новом промысле. Постепенно, он приспособился к распорядку кормления и едва завидев нас - первый делал шаг навстречу. Мы перенесли его резиденцию со двора в сад и вырыли там небольшой водоем, который регулярно пополняли затем уловом. Он же не забывал каждый день прихорашиваться. Довольные установившимся положением дел, мы не упускали случая прихвастнуть нашими успехами перед соседскими мальчишками, дополняя пересказ своих собственных трудов историями из жизни отшельников, предусмотрительно вычитанными нами ранее. Отец так же хвалил наши самоотверженные старания во имя заботы о журавле, что лишь укрепляло в нас веру и прибавляло сил.
Мало-помалу, гость наш отъелся и крыло его начало заживать. Со стороны он вроде как даже и пополнел - так сильно лоснились теперь его перья. В нашей заботе он обрел покой и блаженство, но сами мы отнюдь не почивали на лаврах. То, что начиналось как дань уважения, стало для нас тяжким бременем - рыба ведь сама себя не поймает. К тому же, мать далеко не была солидарна с отцом и нередко отчитывала нас за постоянные «кражи» запасов из дома. Можете представить себе ее лицо, когда мы заводили журавля в дом, чтобы прибрать его жилище. Дед же и вовсе грозился выгнать «всю нашу шайку» подобру-поздорову. Тем не менее, главной проблемой оставалась добыча корма. Как я уже говорил, рыба прямо-таки умнела на глазах, и нам все реже удавалось возвратиться домой с полной корзиной. Аппетиты же нашего барина напротив только возрастали. Если раньше он вроде как довольствовался тем, что есть и даже не всегда доедал, то сейчас - насытить его в полной мере нам уже не удавалось.
Однажды, мы попробовали отвести его с нами к реке, чтобы, так сказать, пробудить в нем инстинкты. Мы почему-то были уверены, что стоит ему увидеть свое отраженье в кристально-чистом потоке воды, увидеть себя окрепшего, увидеть себя во всей красе, то он тут же воспрянет духом и вернет себе былое величие. Каково же было наше разочарование, когда вместо всего этого он продолжил стоять возле нас и нетерпеливо переминаться с ноги на ногу (очевидно, в ожидании кормежки). Не в состоянии изменить что-либо, мы поплелись обратно. Он же преследовал нас чуть ли не вприпрыжку - вот, оказывается, как легко привыкают важные особы к спокойной и обеспеченной жизни!
Мы все реже слышали его пронзительный крик, все реже наблюдали за тем, как он принимает свою некогда излюбленную танцующую позу. Он полностью поправился, но отнюдь не спешил улетать.
Как-то раз, к нам заглянул мамин брат. Увидев нашего журавля он нахмурился:
Что это за цирк вы тут развели с этой цаплей?
Это наш журавль - мы о нем заботимся.
Какой же это журавль? Это обыкновенная длинноногая цапля. «Белая цапля» - так ее кличут.
Я просто не мог поверить своим ушам. Наш досточтимый журавль оказался цаплей, самой что ни на есть обыкновенной белой цаплей!
Неудивительно, что ей так нравилась рыба. Наши тщеславные придворные манеры были посрамлены, а мечты - похоронены заживо. Их место заняло отчаяние. Мы сделались посмешищем в своих собственных глазах.
А дядя меж тем продолжал:
«…мясо цапли имеет противный запах - ее ведь и приготовить никак не получится…»
Отчаяние во мне сменилось на гнев. Так больше продолжаться не может, решил я и ринулся в сад прогонять обманщицу. Смутно видя сквозь слезы, я размахивал руками, кричал и топал, но она по-прежнему безмятежно сидела, даже не думая уходить. Тогда я схватил бамбуковый шест - тот самый, которым мы ловили рыбу - и стал иступлено стегать ее. Только тогда она заметила перемену и принялась пятиться от ударов. Меня уже не волновала сохранность ее оперения. Я гнал ее дальше и дальше, гнал ее прочь, гнал до тех пор, пока дом наш не скрылся из виду. Весь оставшийся день я чувствовал себя прескверно. Так я и лег, отягощенный грузом случившегося, в эту долгую зимнюю ночь.
Утром я по привычке вышел в сад и обнаружил, что самозванка вновь преспокойно расположилась на своем обычном месте, будто вчерашняя выволочка была просто случайностью. Как ни в чем не бывало она чистила перья и украдкой поглядывала на меня, ожидая, вероятно, любезностей и, разумеется, рыбы. Злость во мне вскипела с новой силой. Я схватил ее в охапку и потащил к реке. Перебравшись на противоположный берег, я кое-как продрался через сосновую рощу и бросил ее там на песок. Не медля ни секунды я побежал обратно. Петляя между деревьев, я рассчитывал запутать ее и надеялся, что хвойный лес преградит ей путь назад.
Так и произошло. С той поры наш сад простился со знатным гостем, а у нас с братом появилась целая уйма свободного времени.
Через несколько дней мимо нашего дома проходил охотник - с ружья на его плече свисала длинноногая цапля. Мы подбежали поближе. Бегло окинув ее взглядом, я заметил знакомый шрам на левом крыле. В этот раз пуля вошла точно в голову. Мне стало не по себе.
Где вы подстрелили ее?
Да совсем неподалеку - около сосновой рощи, возле ручья.
Но ведь ее даже нельзя приготовить!
Да я так просто - забавы ради. Люблю пострелять.
Как это было? Она улетала?
Да какое там! Сама шла навстречу. Смотрю, вон как крыльями машет, да еще клюв разевает. Считай, сама на пулю напросилась.
Это моя цапля - я заботился о ней!
Да? А не врешь ли ты часом?
Вот у нее - шрам на левой стороне. Я по нему узнал ее.
Ну что ж, на тогда, держи - будет трофей.
Он снял цаплю с ружья и протянул мне.
Не надо, уберите. Я хочу живую…
Ишь чего! Умерла уже, цапля твоя - разве ж теперь оживет. Так не бывает.
Нос у меня зачесался.
Ну, не хочешь - как хочешь, - сказал он и повесил ее обратно.
Еле сдерживая слезы я развернулся и побрел к дому. Перед глазами у меня была бедная цапля, брошенная мной на песок. Она все ждала, когда же я вернусь и, увидев человека, сама подошла к нему. Тогда я понял, что цапля тоже видит в человеке не хозяина, но друга. Мы ведь сами приняли ее за журавля, а обнаружив ошибку - прогнали.
Для заглавной иллюстрации использовано фото The Japan Times.
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в